Анатомо физиологические особенности зубов у детей

Опубликовано: 23.04.2024

Течение и развитие болезней зубов у детей, а также реакция организма ребенка на болезненные процессы во рту имеют свои особенности по сравнению с таковыми у взрослых. Изучение этих особенностей, а также лечение заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта применительно к этим особенностям являются предметом изучения детской стоматологии.

У детей анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы заключаются в ее непрерывном развитии и перестройке. Рост челюстных костей, прорезывание, формирование и рассасывание корней молочных зубов, имеющих тесную связь с развивающимися зачатками постоянных зубов, высокая реактивность детского организма - все это создает свои особенности, свойственные детскому организму, и требует специального изучения клиники и лечения применительно к растущему организму.

Развитие жевательного аппарата ребенка делят на 3 периода, каждый из которых имеет свои особенности: первый - период молочных зубов, второй - смены зубов, третий - постоянных зубов.

Первый период . Закладка и формирование коронки молочных зубов происходят еще во внутриутробном периоде. У новорожденного ребенка в полости рта отсутствуют зубы. Границей между преддверием и собственно полостью рта являются десневые валики, плотно смыкающиеся друг с другом.

В шестимесячном возрасте начинают прорезываться молочные

Прорезывание зубов - это физиологический процесс, который при нормальных условиях протекает без каких-либо расстройств. У человека наблюдается два прорезывания, или одна смена зубов. Первое прорезывание начинается с 6 месяцев и заканчивается к 3 годам.

Первый признак начинающегося прорезывания зуба - появление на крае десневого валика возвышения, называемого зубным холмиком. Зубной холмик появляется вследствие давления на слизистую оболочку прорезывающегося зуба. Слизистая оболочка в этом месте сдавливается, бледнеет, атрофируется и, истончаясь, прорывается, обнажая коронку зуба. Появление всей коронки (до шейки зуба) над поверхностью десны называется полным прорезыванием.

По мере прорезывания зуба образуется десневой край, эпителий которого срастается с насмитовой оболочкой эмали зуба. Там, где эпителий отходит от поверхности эмали, возникает дно зубодесневого кармана.

Признаки физиологического прорезывания зубов: прорезывание зубов в определенные сроки, парность прорезывания и определенная последовательность.

Сроки и определенная последовательность прорезывания зубов установлены на основании многочисленных наблюдений. Парное прорезывание означает одновременное появление одноименных зубов правой и левой стороны.

Появлению молочных зубов часто предшествуют «зуд» десен и слюнотечение. «Зуд» десен объясняется давлением растущего зуба на чувствительные нервные окончания. Слюнотечение связано с физиологией ребенка в 6 месяцев: увеличение продукции слюнных желез, неглубокое дно полости рта и то, что к 6 месяцам ребенку впервые начинают придавать вертикальное положение, а регулировать заглатывание слюны он еще не научился - это и приводит к вытеканию слюны из полости рта.

Сроки прорезывания зубов: в 6-8 месяцев прорезываются центральные резцы; в 8-12 месяцев - боковые резцы, в 12-16 месяцев - первые моляры, в 16-20 месяцев - клыки, в 20-30 месяцев - вторые моляры.

Прорезываются симметрично одноименные зубы справа и слева.

Первыми всегда прорезываются зубы нижней челюсти, а затем появляются одноименные зубы на верхней челюсти. Исключение составляют четвертые зубы. В этом случае сначала появляются зубы на верхней, а затем на нижней челюсти.

Молочный прикус ребенка состоит из 4 резцов, 2 клыков и 4 моляров на каждой челюсти. Премоляры в молочном прикусе отсутствуют. Всего в молочном прикусе 20 зубов.

Механизм прорезывания зубов окончательно не выяснен. Длительное время прорезывание зубов старались свести к чисто-механическому процессу. Так, была предложена «корневая теория», согласно которой коронка зуба движется к поверхности слизистой оболочки благодаря усиленному росту корня. Однако часто наблюдаются случаи, когда прорезываются зубы, развитие корней которых уже закончилось или корни которых еще не сформировались; эти явления не могут быть объяснены «корневой теорией» и говорят о ее несостоятельности.

Согласно точке зрения Г. В. Ясвоина, причина прорезывания зуба заключается в дифференцирующейся ткани зубного сосочка. Дифференцирование и развитие клеток повышают давление внутри зубного зачатка, что и заставляет зуб двигаться по пути наименьшего сопротивления - к свободному краю десны.

Наибольший интерес представляет точка зрения Ландсбергера, согласно которой в процессе своего развития зуб не движется и не выходит из соприкосновения с окружающими тканями. Движение зуба - кажущееся явление. Прорезывание зуба сопровождается двумя противоположными явлениями: а) рассасыванием части костной ткани альвеолы, отделяющей зуб от слизистой оболочки; б) построением костного вещества между телом челюсти и растущим корнем.

Прорезывание зубов является выражением роста, развития организма и происходит наряду с ростом, развитием и соответствующей перестройкой тканей. Поэтому при рассмотрении механизма и причин прорезывания зуба необходимо учитывать все факты. Возможно, что перестройка кости и повышение давления внутри зачатка зуба являются основной причиной, а рост корня - вспомогательным фактором.

Общее состояние организма оказывает влияние на формирование и сроки прорезывания зубов. К расстройствам прорезывания зубов можно отнести раннее или, наоборот, более позднее прорезывание, нарушение парности и последовательности в прорезывании. Отсутствие зубов в прикусе может быть обусловлено двумя причинами: ретенцией и адентией.

Ретенция - задержка прорезывания. Чаще она наблюдается у зубов постоянного прикуса. Она может быть частичной (когда прорезалась часть коронки, а другая часть осталась прикрытой слизистой оболочкой) и полной - зуб сформирован, лежит в челюсти, но не прорезывается.

Причины ретенции: а) неправильное или очень глубокое расположение зачатка; б) задержка выпадения и раннее удаление молочного зуба. Ретенция чаще всего наблюдается на зубах мудрости, клыках и боковых резцах верхней челюсти. Задержка прорезывания других зубов наблюдается довольно редко. Ретенированные зубы, оказывая давление на соседний зуб, могут явиться причиной невралгических болей.

Адентия - отсутствие зуба в зубном ряду и в челюсти. Адентия может быть частичной и полной. Причиной частичной адентии (отсутствие одного или нескольких зубов) может быть гибель зачатка постоянного зуба вследствие распространения бывшего воспалительного процесса в периодонте молочного зуба на зачаток постоянного, недостаточность минерализации зачатков зубов в период их формирования и другие причины. Полная адентия встречается крайне редко и является следствием повреждения зубных зачатков во внутриутробном периоде жизни.

Кроме уменьшения количества зубов в зубном ряду, может наблюдаться и увеличение, когда появляются так называемые сверхкомплектные зубы. Часто они имеют шиловидную форму и прорезываются вне зубного ряда, например в сторону щеки, неба, в полость носа и т. д.

В клинике молочные зубы обозначают римскими цифрами. Когда у ребенка идет смена зубов и прикус становится смешанным, мы, обозначая молочные зубы римскими цифрами, а постоянные - арабскими, легко можем следить за происходящей сменой зубов и, глядя в историю болезни, знать, какой зуб (молочный или постоянный) подвергается лечению.

Прорезавшиеся молочные зубы имеют еще не сформированные корни. Формирование корней заканчивается значительно позже их прорезывания и происходит в той же последовательности, что и прорезывание зубов.

Сроки формирования корней . Группа резцов заканчивает формирование корней к 2 годам, группа моляров - к 4 годам и группа клыков - к 5 годам.

Молочные зубы играют большую роль в развитии организма ребенка.

Хорошее разжевывание пищи в полости рта обеспечивает хорошее ее переваривание в желудке и полноценное усвоение в кишечнике. Нормальная работа желудочно-кишечного тракта требует минимума питательных веществ, необходимых для поддержания растущего организма, не создавая перегрузки желудочно-кишечного тракта.

Молочные зубы оказывают влияние на развитие жевательных мышц и структуру челюстных костей.

С помощью молочных зубов ребенок впервые овладевает речью, следовательно, они нужны для произношения звуков.

К особенностям строения молочных зубов следует отнести меньшую толщину эмалевого покрова и дентина по сравнению с постоянными зубами. Дентин менее кальцифицирован, а поэтому и более податлив при работе бором, что создает угрозу случайного вскрытия полости зуба при лечении среднего и особенно глубокого кариеса. Дентинные канальцы более широкие, поэтому кариозный процесс течет быстрее.

К патологии прорезывания молочных зубов относят раннее и позднее прорезывание, адентию и образование гематомы.

Раннее прорезывание чаще наблюдается у нижних центральных резцов. Иногда дети рождаются с уже прорезавшимися зубами. Корни таких зубов слабо развиты, часто бывают укреплены только в слизистой оболочке. При сосании может происходить травма соска груди матери, приводящая к маститу, а также к травме уздечки и самого языка, где образуется пролежневая язва. Такие зубы рекомендуют удалять (если они слабо укреплены) или стачивать их режущий край. При хорошем укреплении рано прорезавшихся зубов удаление их может привести к профузному кровотечению.

Позднее прорезывание зубов может быть связано с недостаточным питанием, перенесенными заболеваниями (рахит и др.).

Недостаток в пище ребенка необходимых белков, витаминов и минеральных солей может повлечь за собой патологию прорезывания (нарушение сроков, парности и последовательности, аномалии развития зубов).

Перенесенные заболевания в раннем детском возрасте (рахит, длительные желудочно-кишечные расстройства, инфекционные и другие заболевания, особенно перенесенные в тяжелой форме) могут явиться причиной запоздалого прорезывания зубов, гипоплазии эмали.

Адентия, или отсутствие зачатков молочных зубов, встречается крайне редко и связана с пороком развития или повреждением зачатков одного или нескольких молочных зубов.

Образование гематомы на краю десневого валика также встречается довольно редко. Клинически при этом наблюдается появление на краю десневого валика довольно напряженного пузырька, имеющего багрово-красный или синюшный оттенок. При пункции из него изливается кровянистое содержимое, пузырек спадает, а через некоторое время (2-3 недели) на этом месте показывается режущий край прорезывающегося зуба. Такие гематомы чаще образуются во фронтальном отделе челюсти. Причиной этого, по-видимому, являются сосудистые расстройства, связанные с прорезыванием зуба.

Второй период . С 4-летнего возраста между молочными зубами появляются промежутки - физиологические диастемы, что указывает на правильное развитие зубочелюстной системы ребенка.

Срок службы молочных зубов в сформированном состоянии небольшой; для каждой группы зубов он в среднем равен 3 годам. Моменту появления постоянных зубов предшествует процесс физиологического рассасывания корней молочных зубов, так как зачатки постоянных зубов заложены с язычной или небной поверхности по отношению к корням молочных зубов, то и рассасывание начинается с той поверхности корня молочного зуба, где ближе всего прилежит зачаток постоянного зуба.

Рассасывание однокорневых зубов начинается с небной поверхности у верхних зубов и с язычной поверхности у нижних зубов.

Зачатки постоянных многокорневых зубов лежат между корнями молочных зубов, поэтому рассасывание корней молочных много корневых зубов начинается с поверхности, обращенной к межкорневому промежутку. У верхних моляров в первую очередь рассасываются щечные корни, особенно задний щечный корень, а у нижних более быстро рассасывается задний корень. Следовательно, рассасывание небного корня на верхней челюсти и переднего на нижней несколько запаздывает. Это необходимо знать при удалении молочных зубов во избежание перелома еще не рассосавшегося корня.

Тесная взаимосвязь рассасывающихся корней молочных зубов с развивающимися зачатками постоянных заставляет подходить к лечению молочных зубов с особой осторожностью. Погрешности при лечении могут привести к повреждению и гибели зачатка постоянного зуба и осложнениям со стороны общего состояния ребенка.

Рассасывание корней молочных зубов происходит медленно, в среднем 2-3 года, и заканчивается к началу смены зубов, т. е. к началу прорезывания постоянных зубов.

Знание сроков формирования и рассасывания корней крайне необходимо в практике зубоврачевания.

Третий период характеризуется появлением первых постоянных зубов и началом замены молочных зубов на постоянные.

Механизм смены молочных зубов на постоянные представляется следующим образом. Зачаток постоянного зуба отделен от корня молочного тонкой костной пластинкой. С развитием зачатка постоянного зуба последний начинает давить на костную перегородку. В окружающей соединительной ткани появляются остеокласты, которые и разрушают эту перегородку. Далее процесс начинает идти с двух сторон - с поверхности корня с помощью остеокластов и со стороны пульпы. Пульпа молочного зуба постепенно превращается в грануляционную ткань, богатую кровеносными сосудами и остеокластами, которая разрушает дентин.

Процесс заканчивается полным рассасыванием корней молочных зубов, оставляя одну коронку, которую легко удаляют иногда сами дети или выталкивает растущий постоянный зуб.

Прорезывание постоянных зубов не сопровождается какими-либо болезненными изменениями со стороны организма ребенка, как это наблюдается в период прорезывания молочных зубов. Исключение составляют зубы мудрости, которые прорезываются в возрасте от 17 до 25 лет и старше.

Первым постоянным зубом, появляющимся в челюсти и не имеющим себе предшественника, является шестой по счету от средней линии зуб, или первый моляр. Он прорезывается позади молочных моляров. Далее начинается смена молочных зубов на постоянные. Она идет в той же последовательности, как шло прорезывание молочных зубов, т. е. первыми сменяются нижние, затем верхние центральные резцы, далее боковые резцы, затем на месте первых молочных моляров прорезываются первые постоянные премоляры, вначале на верхней челюсти, а затем на нижней, далее следуют клыки, вторые премоляры на месте бывших вторых молочных моляров и вторые постоянные моляры. Сроки прорезывания восьмых зубов (третий моляр) непостоянны, да и само присутствие восьмого зуба в челюсти также непостоянно. У некоторых людей восьмые зубы отсутствуют и это не считается аномалией.

Формирование корней у постоянных зубов длится несколько дольше, чем у молочных.

Формирование центральных и боковых резцов и первого постоянного моляра заканчивается к 10 годам, премоляров - к 12 годам, клыков - к 13 годам, вторых моляров - к 15 годам.

После окончания формирования корней постоянных зубов их лечат так же, как и у взрослых.

Развитие зубов у детей

Каждому возрастному периоду свойственны как определенные особенности развития зубов, так и заболевания, которые преимущественно проявляются именно в это время. Поэтому каждый период имеет свою специфику при оказании детям стоматологической помощи. Умение найти подход к ребенку в психологическом плане и умение принять правильное решение при тех или иных обстоятельствах относятся к особенностям возрастного лечения в первую очередь.

Развитие зубов у детей от рождения до 12 лет

Многие родители наивно полагают, что проблемы стоматологического характера у ребенка связаны в основном с наследственностью. Это общее заблуждение приводит к тому, что с раннего возраста малыша родители не уделяют достаточно внимания зубкам и ротовой полости, не помогают ребенку выработать привычку правильно ухаживать за своими зубами. А ведь именно в раннем детском возрасте закладываются основы поведения будущего чистюли.

О первых признаках прорезания зубов, сроках прорезания и как облегчить прорезывание зубов, мы писали в статье – Что делать при появлении у ребенка первых зубов?

До появления первого зуба

Уже в 6–8 месяцев родители сталкиваются с проблемой прорезывания зубов. Для некоторых этот период становится настоящим испытанием. Обращаемся к родителям – приходите в нашу клинику и проконсультируйтесь у детского стоматолога по всем волнующим Вас вопросам. Вы узнаете много полезной и нужной информации о периоде прорезывания зубов у детей. Консультация детского стоматолога бесплатная.

Уход за первыми зубками

Детские зубы в возрасте от 6 месяцев до 2 лет

Прорезался первый зуб малыша. Обычно это передние зубы, резцы на верхней или нижней челюсти. Даже если во рту всего один зубик, необходимо тщательно ухаживать за ним. После резцов в скором времени появляются моляры и клыки. Заблуждением является мнение о том, что ухаживать за зубами малыша можно только после года. До этого возраста уход осуществляется с помощью средств, которые не смогут поранить или нанести вред нежным деснам ребенка. В этой роли могут выступать марлевые салфетки или специальные палочки. После года малышу обязательно нужно приобрести первую мягкую зубную щетку. Будьте внимательны при выборе: подбирайте щетку с маленькой головкой и мягкими щетинками. Уход за зубками проводим утром и вечером.

В начале, пока малыш привыкает к увлекательной процедуре, родители должны помогать ему чистить зубы. Затем своим собственным примером демонстрировать, как нужно ухаживать за ротовой полостью. Разместитесь удобнее перед зеркалом и начинайте.

  • Зубы нужно обрабатывать со всех сторон.
  • Зубная щетка двигается по направлению от десны к краю зубика.
  • Движения зубной щетки должны напоминать движения метлы, которая тщательно сметает весь мусор с поверхности зубов.
  • Начинаем чистку с передней поверхности зубов, переходим на середину, а затем чистим заднюю стенку зуба.
  • Чистить жевательную поверхность зубов следует по направлению от края челюсти к середине с одной стороны и с другой. Малыш должен открыть рот шире, для того чтобы щетку можно было поставить на жевательную поверхность и хорошенько «подмести» ее.

Выбирайте специальную детскую зубную пасту без большого количества абразивных веществ, для малышей подойдет паста в виде геля. Не стремитесь выбрать пасту с большим содержанием фтора. В таком возрасте от него будет больше вреда, чем пользы. Не все дети могут чистить зубы, не проглотив при этом какое-то количество пасты. Статистика утверждает, что 30–60% малышей глотают пасту при чистке. Пусть это происходит нечаянно, но выбирайте ту пасту, которая не нанесет вреда здоровью ребенка при проглатывании.

В 2–3 года многие дети уже осваивают азы чистки зубов, но взрослым все же стоит присутствовать при данной процедуре, контролировать правильность ее проведения. К трем годам малыш постепенно осваивает сложную науку, а родители на собственном примере должны показывать, что уход за детскими зубами и полостью рта является важной ежедневной задачей. Несомненно, должен присутствовать элемент игры. Можно чистить зубы игрушкам, куклам и мишкам, демонстрируя ребенку правильность выполнения процедуры. Малыш может поэкспериментировать и почистить ваши зубы. Начните обучение без пасты, постепенно добавляя небольшое ее количество. Приучите малыша к тому, что помимо ежедневной чистки необходимо проводить полоскание ротовой полости после еды.

Детские зубы в возрасте от 2 до 5 лет

К 2.5 – 3 годам формируется временный прикус. Для ребенка с 2 до 5 лет нужно пересмотреть арсенал средств по уходу за детскими зубами и полостью рта. Детские зубные щетки все также должны иметь мягкие щетинки. Можно использовать пасту с небольшим содержанием фтора. В состав используемой детской зубной пасты должны входить специальные минерализующие добавки. Ко всему вышеперечисленному желательно добавить ополаскиватель для полости рта — выбирайте состав без содержания спирта.

Детские зубы в возрасте от 5 до 12 лет

Период с 5 до 12 лет является очень важным в развитии организма ребенка, это касается и системы зубов малыша. Ротовая полость должна содержаться в чистоте, обратите внимание на то, что в данном возрасте происходит созревание эмали. Плохая гигиена полости рта приводит к стоматологическим заболеваниям. Следует также помнить, что кариозные зубы являются очагами инфекции для всего организма ребенка.

После 5.5 – 6 лет появляется первый постоянный моляр (всего их 4). Родители должны знать о том, что эти зубы не меняются, они являются постоянными. Именно первые постоянные моляры играют важную роль в формировании постоянного прикуса.

Этот период становится довольно сложным с точки зрения стоматологии, ведь одновременно появляются моляры и выпадают молочные зубы. С 7 до 9 лет прорезываются резцы, затем до 12 лет появляются премоляры. С 12 до 13 лет у ребенка вырастают вторые моляры и клыки. Помимо этого в данный период активно созревает эмаль.

Рекомендуется использовать фторсодержащие пасты, для того чтобы избежать развития кариеса, контролировать обмен веществ микроорганизмов, которые могут выделять много кислоты, разрушающей эмаль. Паста с содержанием фтора препятствует образованию налета на зубах, если эмаль начала разрушаться, то паста способствует нормализации состояния зубов.

Бережем зубы смолоду

Если в молочных зубах начинает развиваться кариес, то родители отмахиваются от него, говоря, что все равно зуб выпадет и ничего страшного здесь нет. Лечить кариес в молочных зубах они и не помышляют, ведь все равно удалять. Однако, лечить молочные зубы необходимо! Именно первые зубы играют важную роль в формировании всей челюстной системы ребенка. На их основе затем вырастают постоянные зубы, которые могут занять неправильную позицию во рту. А если инфекция проникнет внутрь кости и повлияет на развитие еще не появившегося постоянного зуба, в результате мы получим кривой или недоразвитый зуб.

Зубной налет у детей. Так ли он страшен?

Вредные микроорганизмы способны нанести вред не только детским зубам, но и всему его организму малыша. Микробы могут вызвать воспаление десен. Определить, есть ли у вашего малыша проблемы с деснами, очень просто. Достаточно присмотреться, есть ли кровоточивость во время чистки. О воспалении десен расскажет и неприятный запах изо рта. Зубной налет способен вызвать кариес. Учеными было доказано, что без микроорганизмов кариес развиться не сможет. Поэтому именно зубной налет, скопление вредных микробов, таит в себе серьезную опасность для маленького ротика. Микробы вырабатывают кислоту, которая разрушительно действует на эмаль зубов. Необходимо объяснить малышу, что своевременное полоскание полости рта и чистка зубов позволяют избавить наш рот от вредных бактерий. Детский организм характеризуется тем, что все процессы развиваются в нем довольно быстро, не исключением становится и разрушительное действие микроорганизмов.

Детский кариес и его последствия

Гастрит, аллергия, нервные расстройства, кожные высыпания, колит, эндокринные заболевания, проблемы с сердцем, заболевания, связанные с печенью, почками и поджелудочной железой, — вот краткий перечень тех проблем, которые несет детскому организму злосчастный кариес. Английские ученые установили, что данным заболеваниям в 12 раз чаще подвержены люди с кариесом, чем те, которые имеют здоровые зубы и внимательно относятся к уходу за полостью рта.

Зубы и десны должны находиться в здоровом состоянии, только тогда они не станут причиной многочисленных заболеваний, которые начинают развиваться в раннем возрасте. Проникая в организм через ротовую полость, вредные бактерии вызывают патологические изменения в органах ребенка. Поэтому профилактика кариеса и воспаления десен должна стать приоритетной задачей заботливых родителей.

Счастливый малыш — здоровый малыш!

Не существует чудесного лекарства от кариеса, которое позволило бы одним махом очистить ротовую полость ребенка от вредоносных микроорганизмов. Профилактика заболеваний подобного рода становится основным способом борьбы с кариесом. Вряд ли ваш малыш будет бояться визитов к стоматологу, если Вы регулярно посещаете с ним детского врача, независимо от того, есть на данном этапе у ребенка проблемы с зубами и деснами или нет. Чем раньше выявлен кариес, тем проще и быстрее его лечение, а значит, и ребенку будет легче переносить ту или иную врачебную манипуляцию.

Лучше всего продемонстрируют правильность утверждения о том, что чистить зубы необходимо, сами родители на собственном примере. Чистите зубы вместе со своим малышом, таким образом вы сможете контролировать, правильно ли он осуществляет процедуру, добросовестно ли подходит к данному делу. Грамотность родителей в вопросе воспитания основных гигиенических навыков ребенка крайне важна. Передавая накопленный опыт и знания малышу, вы приучаете его к правильному образу жизни, который станет залогом здоровья его организма. Улыбка ребенка будет не только здоровой, но и красивой!

Профилактический осмотр ребенка в кабинете детского стоматолога один раз в 6 месяцев позволит заблаговременно предупредить развитие негативных процессов в ротовой полости, исправить прикус, устранить появившиеся проблемы. В том случае если ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска, следует чаще наведываться в детскую стоматологию.

Челюстные кости в младенческом возрасте являются в общем прообразом челюстных костей взрослого человека, но имеют свои особенности.
Они, во-первых, состоят только из двух дуг — базальной и альвеолярной. Во-вторых, у новорожденного нижняя челюсть состоит из двух половин, не сросшихся посредине и соединяющихся между собой соединительной тканью. Только на первом или на втором году жизни они срастаются в одну целую кость благодаря появлению одной — двух добавочных точек окостенения (punctum ossificationis).

Нижняя челюсть новорожденного имеет резко выраженный альвеолярный отросток. Базальная часть ее слаборазвита. Высота альвеолярного отростка нижней челюсти у новорожденного 8,6 мм, а у взрослого — 11,5 мм. Высота основания тела у новорожденного 3—4 мм, у взрослого — 18 мм. Таким образом, альвеолярный отросток представляет собой основную часть нижней челюсти.

Это объясняется тем, что прежде всего челюсти приспосабливаются к развитию зубов. Дно и преддверие полости рта новорожденного неглубоки, переходные складки мало выражены. Нижнечелюстной канал у новорожденного еще не искривлен, а имеет почти прямолинейную форму и расположен близко к нижнему краю нижней челюсти.

Ветвь нижней челюсти еще почти не развита, а суставной отросток еле поднимается над уровнем альвеолярного отростка. Угол нижней челюсти, по А. И. Дойникову, равен в среднем 139°. Верхняя челюсть у новорожденного широка и коротка и, по Цукеркандлю, так же, как и нижняя челюсть, состоит главным образом из альвеолярного отростка, который расположен немного ниже твердого неба.

челюсти у детей

Твердое небо почти плоское. Верхняя челюсть взрослого длинна и узка. Длина верхней челюсти, по Цукеркандлю, у взрослого 64 мм, ширина 52 мм, длина альвеолярного отростка верхней челюсти новорожденного 25 мм, ширина 32 мм. Гайморова полость только намечается. Вместо нее имеется небольшое вдавление, вдающееся в боковые стенки полости носа. Объем полости по Михалайцу, равен 0,15 см. Вся гайморова полость лежит медиально по отношению к альвеолярному отростку. Зачатки зубов расположены под самой глазницей и отделяются от последней тонкой костной пластинкой.

Особенности жевательных мышц у детей. Мускулатура у новорожденного несколько отличается от мускулатуры взрослого. У новорожденного жевательная мышца превосходит по своему объему височную мышцу.

По В. П. Воробьеву, поверхность физиологического поперечника височной мышцы у новорожденного 1,2 см2, а физиологический поперечник собственно-жевательной мышцы 1,37 см2. У взрослого же площадь поперечного сечения височной мышцы 8 см2, а поперечник собственно-жевательной мышцы 7,5 см2.

Таким образом, височная мышца, а именно ее задняя часть, у ребенка развита плохо. Это объясняется тем, что ребенок не кусает пищи, а питается молоком или жидкой и мягкой пищей, а поэтому у него больше развиты компоненты мускулатуры, связанные с движением вперед, а не назад. Височная мышца достигает своего достаточного развития только с появлением зубов.

Вместе с ростом зубной системы возникает функция откусывания пищи ив связи с этим развиваются задние пучки височной мышцы, которые, сокращаясь, перемещают нижние передние зубы по небным поверхностям верхних фронтальных зубов.

Височная мышца, подтягивая венечный отросток кверху, прижимает нижние передние зубы к верхним, перемещает нижнюю челюсть кверху и кзади, благодаря этому увеличивается сила откусывания.

Угол, составляемый направлением пучков височной мышцы с направлением франкфуртской горизонтали, наклонен кзади. Таким образом, височная мышца в процессе роста всего организма проявляет тенденцию наклона кзади.

Что касается жевательной мышцы, а также внутренней крыловидной мышцы, то их угол, образуемый направлением волокон с франкфуртской горизонталью, наклонен кпереди. Следовательно, эти две мышцы имеют тенденцию в процессе роста наклоняться кпереди.

Зубочелюстная система

Периоды развития:

  1. Внутриутробный
  2. Беззубый рот новорожденного (от рождения до начала прорезывания молочных зубов 6 – 8мес)
  3. Период формирования прикуса молочных зубов (6 мес – 3 года)
  4. Сформированный молочный прикус (3-6 лет)
  5. Сменный прикус-
    1. Ранний сменный (-9)
    2. Поздний сменный (7-6 12-13)
  6. Период прикуса постоянных зубов

Внутриутробный период. Морфологические особенности

  • участки мезенхимы, разрастаясь, образуют жаберные дуги
  • из 4-х пар самые крупные мандибулярные дуги – из них зачатки ВЧ и НЧ
  • Латеральный носовой отросток
  • Медиальный носовой отросток
  • Вч-ой отросток
  • Нч-ой отросток
  • Ротовая щель
  • Лобный отросток
  • Носовое отверстие глаз.

На 3-й неделе формируется первичная ротовая полость

7-8-недяля деление ротовой полости с образованием твердого и мягкого небя

Язык (занимает большую часть)

Меккелев хрящ НЧ

На 6-7 неделе соотношение челюстей по сагиттальной плоскости. Наблюдается прогнатия. Верхняя челюсть впереди нижней.

На 8 неделе начинается сращение небных отростков и меняется направление роста ВЧ. Язык опускается вниз, стимулирует рост НЧ, вызывая ее переднее положение относительно верхней (эмбриональная прогения)

К 9-й неделе небные пластины срастаются по средней линии образуется твердое небо и носовая полость отделяется от ротовой.

8 недель 30 мм длина зародыша

10 недель – 40 мм

Аномалии возможны в связи с тем, что ткани двигаются с латеральной стороны.

Поперечная расщелина лица

Горизонтальная расщелина лица

Расщелины верхней губы, нижней губы

Развитие зубов начинается с верхней и нижней зубных пластинок, которые определяются на 8 неделе развития. Из каждой пластинки образуется по 10 зачатков молочных, а затем зачатки постоянных зубов

  • Закладка
  • Дифференцировка
  • Гистиогенез

С развитием зачатков зубов связан рост челюстей и альвеолярных отростков.

В 5-6 месяцев усиливается рост зубных фолликулов и соответственно альвеолярных отростков

В 7-8 месяцев темпы роста и минерализации несколько замедляются

С 9 м усиливается рост альвеолярных отростков, активизируется минерализация мол зубов

Воздействие пат факторов на разных этапах развития зачатков ведут к аномалиям зубов

Беззубый рот новорожденного

  1. К моменту рождения – младенческая ретрогения
  2. НЧ позади верхней на 5-7 мм
  3. Вертикальная щель м/у челюстями 2,5 мм
  4. Альвеолярные дуги имеет форму полуокружности
  5. Высота прикуса удерживается десневыми валиками
  6. Округлая форма десневых валиков не препятствуют движениям НЧ
  7. Слабо выражен суставной бугорок, плоская суставная ямка, не сформирован суставной диск
  8. К концу периода – ортогнатичекое соотношение челюстей.

Функциональные особенности

  1. Возможность одновременного дыхания и глотания – т к высокое положение надгортанника
  2. В норме выражен сосательный рефлекс
  3. Инфантильный тип глотания 9во время глотания язык отталкивается от губ)
  4. Большая амплитуда сагиттальных движений НЧ.

Период формирования молочного прикуса

Сроки, последовательность, парность прорезывания зубов

Кол-во молочных зубов – 20

Исключение клыки сначала чаще прорезываются на ВЧ

Сроки прорезывания

Особенности

  1. Отсутствие трем и физиологической стираемости зубов
  2. Полукруглая форма зубных дуг
  3. Передний отдел нижнего ряда уплощен (2 – 2,5 года)
  4. Отсутствие сагиттальная и трасверзальная компенсационных окклюзионные линии
  5. Все зубы, кроме нижних центральных имеет по два антагониста
  6. По одному антагонисту имеет верхние вторые моляры
  7. Дистальные поверхности м2 находятся в одной плоскости
  8. Линии, проходящие м/у центральными резцами совпадают на ВЧ и НЧ
  9. Глубокое резцовое перекрытие (2,5 года)

Сформированный молочный прикус

  1. Рассасывание корней молочных зубов
  2. Физиологические тремы и диастемы
  3. Физиологическая стираемость
  4. Активные рост челюстей по сагиттали
  5. Уменьшение глубины резцового перекрытия до «прямого соотношения»
  6. Дистальные поверхности вторых моляров и клыков стоят с мезиальной ступенью
  1. Становятся видны все возможные движения в суставе (около 3-хлет), формируются связки
  2. Формируется речь
  3. Переходный тип глотания
  4. В норме носовое дыхание
  5. Заканчивается формирование ВНЧС:
    1. Верхнее-передний отдел суставной ямки
    2. Нижни-задний отдел суставной ямки
    3. Суставной диск
    4. Суставной бугорок
    5. Суставная капсула
  6. Совершенствуется функция жевания
  7. Чистое произношение звуков речи
  8. Соматический тип глотания (переходный тип, элементы соматического)

Сменный прикус

  1. Рассасывание корней
  2. Физиологическая стираемость (если не ереводить ребенка не твердую пищу стираемости нет, это мешает развитию)
  3. Выпадение молочных зубов
  4. Прорезывание постоянных зубов (сроки, последовательность, парность)
  5. Замедление роста челюстных костей (после прорезывания 6-ых зубов)

Функциональные особенности

  1. Неполноценная функция жевания в связи с рассасыванием молочных и незаконченным формированием постоянных зубов (их корней)
  2. Отсутствует чистота звуков
  3. Более выраженные элементы инфантильного глотания (из-за отсутствия передних зубов)

При соотношение вторых молочных моляров с мезиальной ступенью первые постоянные моляры устанавливаются правильно

Если дистальные поверхности вторых молочных моляров стоят в одной плоскости возможно развитие окклюзии по 2 вариантам:

  1. правильное соотношение М6
  2. дистальная окклюзия

Иногда помогает трема м/у клыком и 4-м зубов – это позволяет соскользнуть зубам медиально.

Постоянный прикус

  1. Кол-во постоянных зубов 28 – 32 (если показано удалить 1- восьмой зуб, то удаляют все 8)
  2. Форма верхней зубной дуги – полуэлипс
  3. Форма нижней зубной дуги – парабола

  1. Каждый зуб имеет 2 антагониста (кроме 3.1, 4.1, 1.8, 2.8)
  2. Каждый верхний зуб контактирует с одноименным зубом и позади стоящими
  3. Зубы касаются контактными апроксимальными точками. (если нет апроксимальных контактов такой прикус не устойчив, патологическая окклюзия не может существовать без саморазрушения.

Непременное условие правильной окклюзии – бугор верхнего постоянного моляра должен находится в фиссуре м/у мезиольным и средним щечными буграми нижнего первого постоянного маляра (ключ окклюзии – Энгль)

Энгель не утверждал, что этого критерии достаточно для характеристики нормальной окклюзии

Верхние клыки находятся м/у нижними клыками и премолярома

Сагиттальная щель м/у резцами 1 – 2 мм

В переднем отделе – верхние резцы перекрывают нижние не более чем на 1/3, м/у ними имеется режуще-бугорковый контакт

Высота коронок уменьшается от резцов к молярам (исключение – клыки)

Если верхние резцы перекрывают более чем на 1/3 увеличивается резцовый путь – это ведет к большей нагрузке пародонта и зубов. Разрушение по 2 путям: 1)стираемость зубов, 2)разрушение пародонта.

Верхние боковые зубы перекрывают нижние на глубину продольной фиссуры, небные бугры верхних моляров и премоляров контактируют с продольными фиссурами нижних

Средние линии челюстей совпадают

1960 – 1964 гг. Лоуренс Ф. Эндрю проанализировал 120 пар моделей людей, которые

1. никогда не лечились у ортодонта

2. Были приятной открытой внешности

3. имели в целом правильный прикус

4. не выиграли бы от ортодонтического лечения.

Выбрал параметры (6ключей окклюзии по Эндрюсу)

Сравнение лучшего в результатах лечения и лечшего в природе позволил сформулировать 6 исключительно значимых признаков нормальной окклюзии.

  1. Соотношение моляров

Дистальная поверхность дистально-щечного бугра верхнего первого моляра смыкается с мезиальной поверхность мизео-щечного бугра нижнего второго моляра

Мезиально-щечный бугор вер пер контактирует с фиссурой м/у щечными буграми нижнего первого моляра

Мезиальный небный бугор вер пер моляра находится в фиссуре нижнего первого моляра

  1. Ангуляция (мезио-дистальный наклон) коронки.

Десневая часть длинных осей коронок более дистальная, чем окклюзионная.

  1. Инклинация коронки (вестибуло-оральный наклон).

Коронки верхних и нижних резцов имеют вестибулярный наклон

Коронки верхних боковых зубов (от клыков до моляров) имеют одинаковый язычный наклон

Коронки нижних боковых зубов (от клыков к молярам) имеют язычный прогрессирующий наклон

В норме не должно быть поворотов зубов.

При повороте по своей оси моляры и премоляры занимают больше места в мезио-дистальном направлении, что ведет к нарушению окклюзии.

  1. Пространства м/у зубами

В норме м/у зубами плотные контактны (никаких промежутков)

  1. Окклюзионная линия

В норме окклюзионная линия варьирует от плоской до легкой вогнутости (до 2 мм).

При глубокой возникает неправильное положение верхних зубов, оптимальная окклюзия невозможна.

Прямая оптимальна для нормальной окклюзии

Реверсивная линия способствует образованию промежутков м/у зубами. (выгнутая).

Подкожно-жировой слой - масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система - соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) сопутствует гидроцефалии - водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 - верхних, после них - еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов.

Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее - дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38.С) "сбивать" не следует - она естественная защитная реакция организма.

Мышечная система - если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги - в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система - глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. - 35-40, в 7-12 мес. - 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система - в возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм.рт.ст.

Пищеварительная система - органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли).

Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости. Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система - объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Нервная система - уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо.

При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами. Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, "гулит".

При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти - этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется.

Проявляет чувства - любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит. В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется. 5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки. 6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки.

Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др. 7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами.

Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др. 8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке да руки. Мимика становится разнообразной. 9-месячный выполняет довольно сложные движения - перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: "дай ручку" и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь.

Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения. 10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произнсить простые слова. 11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

Никакая информация, размещенная на этой или любой другой странице нашего сайта, не может служить заменой личного обращения к специалисту. Информация не должна использоваться для самолечения и приведена только для ознакомления.

Читайте также: