Чернение зубов на руси

Опубликовано: 26.03.2024

Русская красавица… Одно только это словосочетание рождает образ миловидной девушки с румянцем на щеках и открытым взглядом. Однако вы немало удивились бы, если бы смогли увидеть русских модниц XVII-XVIII веков. Тогда достаточно распространённых было не только использование белил и румян, но и… окрашивание зубов. Нет, они не отбеливали их, стремясь к белоснежной улыбке, а наоборот – чернили. Зачем же русские девушки шли на такие жертвы ради «красоты»?

Обычай из Азии

Косметические средства на Руси появились лишь в XIII веке, а поначалу были доступны лишь представительницам состоятельных семей. В ту пору в других странах дамы уже вовсю использовали всевозможные средства, подчёркивающие природную красоту. Не кривя душой, можно сказать, что русские девушки и без косметики хороши.

Однако любая модница стремиться идти в ногу со временем. Когда белила и румяна уже становятся общедоступными, на Русь приходит новая традиция – чернение зубов. Примечательно, что родиной этого обычая считалась Юго-Восточная Азия. Там с чёрными улыбками могли появляться в обществе лишь замужние женщины. Более того – в Японии чёрные зубы считались украшением женщины. Во-первых, это высокий статус, во-вторых, красиво. По японским меркам, конечно.

Зачем на Руси модницы чернили зубы?

Кто на свете всех белее?

Но вот вопрос: что же красивого в таком могли найти русские? И культура другая, и менталитет. С этим стоит разобраться детальнее, поскольку версий исследователи выдвигают несколько. Итак, первый и самый распространённый вариант – чёрные зубы подчёркивали белый цвет кожи.

Такой цвет кожи считался благородным и привлекательным. А если ещё добавить слегка синеватый «рисунок» в виде слегка проступающих под кожей вен и сделать чёрными зубы, то лицо и вовсе покажется белее снега. Конечно, красота весьма специфическая, но мода – великая сила.

Кстати, о подобной внешности женщины писал Радищев в своём «Путешествии из Петербурга в Москву». Он описывает Прасковью Денисовну, что была «бела и румяна» и имела «зубы как уголь». Обратите внимание – автор не шокирован этим фактом, он просто констатирует его, описывая внешность женщины. Уверена, здесь о красоте Прасковьи Ивановны говорится исключительно в положительном ключе.

Опасные белила

Другая версия причины чернения зубов уже продиктована не модой, а состоянием здоровья красавиц. В составе белил нередко были ртутные частицы. Ими модницы России не только посыпали лицо, но и чистили зубы. Конечно, сначала улыбка была превосходной и сияющей, однако со временем ртутная основа белил начинала разъедать эмаль на зубах. Конечно, сверкать испорченными зубами дамам не хотелось, а потому поступали они радикально – зубы окрашивали в чёрный цвет. Так сказать, новые веяния моды, при которых не видно изъянов.

Об этом писал и англичанин Самюэль Коллинс, который состоял врачом при дворе Алексея Михайловича в 1689-1660 годах. Врач отмечал, что многие знатные дамы вынуждены были чернить зубы, чтобы не было видно изъянов. Конечно, подобное решение женщин не порицалось и даже приветствовалось. Н.Чернышевский и вовсе писал, что только ухоженная женщина может иметь чёрные зубы. Она использует белила для их чистки, а потому борется с последствиями этой процедуры.

Зачем на Руси модницы чернили зубы?

Верность традиции

Если белила были так опасны, зачем было вообще использовать их? Адам Олеарий в своём «Описании путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» писал, что порой женщины настолько сильно используют эти косметические средства, что создаётся впечатление, будто на них вывалили мешок муки. Выходит, по общемировым стандартам внешность после использования белил нельзя было назвать привлекательной – а главное, что от такой косметики портились зубы, но женщины упорно продолжали использовать белила и чернить зубы.

Почему? А здесь уже дань традициям. Известен случай, когда супруга князя Ивана Черкасского, что от природы была необыкновенно красива, отказалась белить лицо. Казалось бы, сущий пустяк, но по тем временам это был настоящий вызов обществу. Дошло до того, что все соседки вместе со своими мужьями пришли требовать от женщины соблюдения порядка. Пришлось и красавице использовать ядовитые белила. Кстати, Пётр Первый в одном из первых своих указов приказал дамам чистить зубы не белилами, а мелом. Именно тогда «мода» на чёрные зубы начинает уходить из России.

Зачем на Руси модницы чернили зубы?

Сладкая угроза

А третья версия о чернении зубов имеет «сладкое» объяснение. Известно, что с чёрными улыбками появлялись лишь знатные женщины. Чаще всего именно в богатых семьях на столе ежедневно были сладкие лакомства – сахарные пряники, мёд, патока. От частого употребления такой пищи зубы красавиц портились, тем более, что ограничивать себя в калориях модницы не собирались.

Многие европейцы (к примеру, Самюэль Коллинс), побывав в России, отмечали, что красивой может считаться лишь полная дама, в то время как стройность считается признаком болезненности.

Вот так мода из азиатских стран попала в Россию, где продержалась в отдельных регионах практически до начала XX века. Удивительно, но мода на чёрные зубы дошла до Италии и даже Франции, где одной из первых появилась с чёрной улыбкой Екатерина Медичи. Не удивляйтесь, но и поныне этот обычай сохранился в отдельных уголках Азии, где девушка с чёрными зубами считается крайне привлекательной и красивой.

Зачем на Руси модницы чернили зубы?

Обычай чернения зубов в России показывает, как много тайн скрывает великая страна, о которой невозможно знать всего – настолько обширна её история. Конечно, традиция эта кажется странной и даже шокирующей современному человеку, но она – частичка прошлого, которое нужно помнить и беречь. Не стоит забывать, что дамы с чёрной улыбкой были не просто отчаянными модницами, но и просто женщины, для которых красота значила очень много.


Москва, 04.04.2021, 18:51:56, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.

Книга «Повседневная жизнь русских щеголей и модниц» вскрыла немало модных трендов на Руси. Оказывается, модницы в угоду идеалу даже чернили зубы. Зачем? Чтобы не выпасть из тренда, несмотря на то, что такая мода вредила здоровью.

Ответ на вопрос, зачем в старину чернили зубы, лежит в плоскости не столько моды, сколько желания выйти замуж. Для барышень в древности стать женой была святая обязанность. Засидеться в девках, прозевать жениха (не именно любимого, а просто юношу, готового жениться) было недопустимым. И для поддержания безупречного вида в ход шли совершенно зверские методики вроде отбеливания или чернения зубов.

Забегая вперед, скажем, что чернение зубов не было самоцелью. Это было, скорее, желание скрыть побочный эффект от сделанного ранее отбеливания. Да, иметь белые (сахарные) зубы было модно, но эмаль у славян не отличались белоснежностью. Это нормально для наших широт: северные народы не получали в достаточном количестве витаминов и кальция, потому их зубы не отличались снежной белизной.

  • На Руси зубы еще и отбеливали
  • Чернение зубов и отбеливание кожи ртутью — древние фильтры красоты на Руси

На Руси зубы еще и отбеливали


Чтобы «прокачать» белизну зубной эмали, девицы из знатных семейств в Московии использовали ртутные белила. Их делали по спецрецепту, передававшемуся изустно. Невеста должна была иметь белую кожу, белые зубы, румяные щечки и черные брови — всё это достигалось благодаря обильному макияжу, который был схож, скорее, с театральным гримом. А зубы после чистки белилами мгновенно становились белыми, правда, побочный эффект наступал скоро: эмаль, которую постоянно губили ртутьсодержащим составом, прекращала свое существование. Обнажался следующий слой — дентин, который, как известно, имеет серый тон.

Но к моменту смерти зубной эмали девушка обычно уже выходила замуж — главная миссия в жизни выполнена, дальше можно жить с каким угодно лицом и зубами, муж никуда не денется. И для того, чтобы скрыть серость и неприглядность навсегда погубленных зубов, их начинали чернить.

Барышни на Руси чернили зубы с гордостью: сама необходимость этой процедуры говорила о том, что женщина приобрела нужный социальный статус и перспектива ее жизни блистательна. Черные зубы, правда, очень пугали заезжих иностранцев, если верить их мемуарам. Хотя за рубежом в те времена стоматологический вопрос тоже не был решен: гнилые зубы Елизаветы I Английской вошли в историю, да и беззубый рот в тридцать лет был нормой почти повсеместно.

Чернение зубов и отбеливание кожи ртутью — древние фильтры красоты на Руси


Средневековье на Руси оставило много образчиков мод тех времен. Иноземцы, приезжавшие в Москву в эпоху Ивана Грозного, отмечали модный тренд: дамы раскрашены как куклы, хотя обладают природной красотой и могли бы не злоупотреблять косметикой. Да и наш писатель Николай Чернышевский тоже отмечал в своих книгах о тех годах: «… иметь черные зубы считалось принадлежностью хорошего тона, — действительно, от белил, употребляемых нашими модницами, необходимо чернеют зубы — стало быть, иметь зубы белые может только женщина, не заботящаяся о своей красоте, не соблюдающая условий хорошего тона…»

Ему вторит историк Н. Пушкарева, отмечая, что ненормальная мода московской знати XVI-XVII веков вынуждала прятать естественную красоту. Для того, чтобы считаться красивой по средневековым канонам, барышне нужно было «заметно белиться, ярко румяниться (иногда свеклой), чернить сурьмой брови и ресницы, синить и подводить веки почти до виска и даже закапывать в глаза различные составы, чтобы расширить зрачки и придать им большую глубину». Современный читатель с содроганием прочитывает эти пагубные секреты красоты, а тогда это было нормой. Потому царицы долго и не жили — постоянно находясь при параде в ядовитом макияже, они разрушали собственное здоровье в угоду венценосному мужу и моде.

Ртутные препараты, охра, белила на базе висмута, металлическая сажа исподволь подтачивали здоровье женщин, чья доля в Средние века и без того была незавидной — не только на Руси, но и в Европе в целом.


«Мать — Сыра Земля»

Константин Маковский, Чарка меду. 1890-е./Фото: stihi.ru

В допетровскую эпоху красивыми на Руси считались пышнотелые, пышущие здоровьем женщины с высокой грудью, широким тазом, округлыми бедрами и крепкими ногами. Если к этим качествам добавлялись статность и высокий рост, девушка являла собой настоящий эталон красоты. Желательно, чтобы у нее была ровная спина без единых признаков сутулости и величественный гордый стан, «как у павы». Упитанная и румяная «Мать — Сыра Земля» олицетворяла благополучие и здоровье, и для мужчин на Руси такая женщина была идеальной во всех отношениях.

Основным критерием выбора жены была выносливость и физические возможности для частых родов. Мало родить, нужно было еще выкормить и воспитать детей, параллельно занимаясь домашним хозяйством. Худосочные девушки для этого не годились, они считались больными и даже увечными. В качестве будущих жен таких не рассматривали, обходили стороной, а за глаза даже называли ведьмами.

Еще одно достоинство красивой невесты на Руси — длинная и толстая коса, которая символизировала женственность и девичью честь. Густые и здоровые волосы свидетельствовали о хорошей генетике девушки и о возможности рождения здорового потомства. Наиболее привлекательными считались обладательницы светло-русых кос.

Если верить русским сказкам и былинам, красавицы были белокожими и румяными, с густыми черными бровями. Чтобы придать лицу «правильный» оттенок, барышни пудрились вредными свинцовыми белилами, а румянец рисовали свекольным соком.

Почему черные зубы были в моде

К.Маковский. Портрет девушки в русском костюме./Фото: i.pinimg.com

В купеческом сословии были свои нестандартные представления о достатке. Одним из признаков красоты на Руси считались черные, покрытые налетом и кариесом зубы. Они свидетельствовали о финансовом благополучии семьи — девушка могла позволить себе регулярно есть сахарные пряники, мед, патоку и другие десерты, оттого ее зубы и почернели. Чтобы соответствовать стандартам, купеческие жены и дочки старательно натирали зубы углем, чтобы, выйдя в свет, продемонстрировать роскошь своего рациона. Кроме того, черная улыбка подчеркивала белоснежный цвет лица.

В отдельных регионах России эта мода сохранялась до начала XX века. В своем «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев описывает Прасковью Денисовну, что была «бела и румяна» с «зубами как уголь». При этом автор нисколько не шокирован этим фактом, а говорит о красоте женщины исключительно в положительном ключе.

Пышность форм и талия в корсете

Императрица Елизавета Петровна считалась одной из самых привлекательных женщин в России XVIII века./Фото: avatars.mds.yandex.net

Петр I вел борьбу с «устаревшим» образом жизни, преобразовывал и модернизировал сложившиеся порядки, ориентируясь на Запад. Новые стандарты женской привлекательности тоже формировались под европейским влиянием, Петр «прорубил окно» как раз в самый расцвет эпохи рококо. Так среди аристократок и горожанок появилась мода на туго затяную в корсет узкую талию, подчеркнутую пышной юбкой платья.

Дамы красились на французский манер, рисовали себе искусственные родинки, делали сложные прически и выщипывали брови. При этом выдающийся бюст, округлые мягкие плечи и полные бедра по-прежнему оставались в тренде.

В первой половине XVIII к стандартам рококо добавилась мода на «жгучую» внешность — чернявые волосы и темные глаза. Яркий тому пример — последняя любовь Петра I Марина Кантемир, воплотившая русские и европейские традиции женской привлекательности. Похожим типажом обладала роковая актриса Прасковья Жемчугова и фаворитка Александра I Мария Нарышкина.

Утонченные и ранимые тургеневские барышни

Жена А.С. Пушкина Наталья Гончарова считалась идеалом женской красоты XIX века./Фото: zvez-dec.ru

В XIX веке, с приходом эпохи романтизма, темноволосая и черноглазая «жгучесть» теряет актуальность, уходит из моды и здоровая полнота. Теперь становится популярен образ анемичной и астеничной девушки с большими грустными глазами. Традиционный для того времени атрибут красоты — болезненная бледность, символизирующая глубину сердечных чувств. Мужчины, которые еще вчера были увлечены дородными дамами с пышным бюстом, теперь восхищаются худыми, почти изможденными девушками с прозрачной кожей и поникшими плечиками. Хрупкая тонкая шея, темные круги под глазами и впалые щеки — высшая степень привлекательности в эпоху романтизма.

Этот тренд появился благодаря ставшей в то время очень популярной Англии — любые модные веяния оттуда принимались с энтузиазмом русскими барышнями из высших сословий. Они изводили себя диетами, чтобы достичь желанной бледности, по-прежнему утягивались корсетами и носили кринолины с целью подчеркнуть тонкость и хрупкость своей фигуры. Самые модные дамы повязывали на шею банты и подражали Виолетте Валери из «Дамы с камелиями».

Изогнутый стебель лилии

Модницы эпохи модерн./Фото: avatars.mds.yandex.net

В период конца XIX — начала XX веков царила эпоха модерна, вдохнувшая новую жизнь в женскую моду. Основная эстетическая тенденция того времени — отсутствие неестественных линий и угловатых форм. В моду пришли платья S-образного силуэта с пышной задней частью, которые делали фигуру похожей на изогнутый стебель лилии.

Производители нижнего белья предлагали дамам несколько вариантов корсетов для формирования изящной тонкой талии, как того требовала мода. Сам корсет того периода был очень длинным и утягивал фигуру до нечеловеческого объема в 42-47 см, что иной раз даже приводило к летальному исходу — барышня просто задыхалась в таком облачении.

Красавицы эпохи модерна — это утонченные, изнеженные и праздные дамы с томным взглядом, бледной кожей и длинными волнистыми волосами, уложенными в пышную высокую прическу. Чтобы шевелюра выглядела более объемной, использовали валики из конского волоса. Особой популярностью пользовались шатенки с локонами рыжеватого отлива.

Аристократическая бледность и черные глаза

Актриса немого кино Вера Холодная./Фото: old.rewizor.ru

В начале XX господствует декадентство, которому характерны депрессия, апатия и мистический эротизм. Начинается активный процесс освобождения женского тела от тисков корсета. Немалую роль в этом сыграла Айседора Дункан, которая уже в 1903 году танцевала на сцене в прозрачной рубашке античного кроя.

Эпоха декаданса подарила миру образ маленькой, бледной и нервной женщины свободных нравов. Воплощением этого архетипа стала звезда кинематографа Вера Холодная.

Чтобы добиться предсмертной бледности на лице, красотки Серебряного века натирали кожу лимонным соком, наносили несколько слоев пудры и обильно добавляли в еду уксус. Настоящая женщина должна была выглядеть усталой и болезненной от душевных страданий и бурных ночей. Картина дополнялась бездонным темным взглядом, как у ведьмы. Для расширения зрачков девушки закапывали в глаза раствор белладонны и жирно подводили их черными тенями. Что касается фигуры, то жестких стандартов не было. Привлекательными считались разные силуэты: от «песочных часов» до мальчишеских андрогинных фигур.

Какие образы считались «идеальными» за последнее 100-летие

Участницы конкурса Мисс Россия-1993./Фото: s11.stc.all.kpcdn.net

В 20-е — 30-е годы иностранцы в СССР появлялись крайне редко, культурные связи с Западом были оборваны. Изнеженность и аристократическая бледность, пришедшая в свое время из Европы, постепенно сменилась полнотелой красотой и пролетарским румянцем. Культ крепкого рабоче-крестьянского тела воцарился в СССР на долгие десятилетия. Женщина должна была быть цветущей и в меру упитанной, чтобы трудиться и рожать здоровое потомство.

В 80-х годах начали продавать журнал «Burda-Moden» и организовали первый в Союзе конкурс красоты. С этого времени советские женщины стали стремиться к стройности и утонченности. Эталоном привлекательности стала длинноногая красотка с изящной подтянутой фигурой — полная противоположность образу, который долгие годы пропагандировался советской властью. В 80-е годы начинается массовое увлечение аэробикой, появляется мода на неровные каскадные стрижки, химическую завивку и неумеренный яркий макияж.

В 90-е годы особой популярностью пользуются стройные барышни модельной внешности с густыми бровями, длинными волосами и пышной челкой, тщательно уложенной с помощью лака. Чтобы добиться модельных стандартов, девушки изнуряли себя диетами, пили слабительные и специальные таблетки для похудения. Округлость форм особой роли не играла, самое главное — это тонкая талия, худые ноги и узкие бедра.

Первое десятилетие XXI века характеризуется быстрой сменой стандартов привлекательности. Натуральность в этот период была не в цене, девушки наращивали волосы и ногти, доводили кожу до неестественного оттенка в соляриях, рисовали треугольные брови и экспериментировали с цветом волос.

Сегодняшний эталон женской привлекательности — стройная красотка из Instagram с чувственными губами, высокими скулами и выдающимися спортивными округлостями. Но и этот «идеальный» образ возможно уже совсем скоро сменится на другой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Пётр Великий». С. А. Кириллов.







305 лет назад, 13 сентября 1715 года, жителям Санкт-Петербурга запретили подбивать обувь металлическими гвоздями и скобами.

Часто этот указ царя Петра I датируют 12 сентября. Формально так и есть. Однако если читать текст указа внимательно, то получится, что до сведения общественности его начали доводить именно что днём позже: «Великий Государь указал в Санкт-Петербурге публиковать свой Великого Государя указ, чтоб с сего времени впредь скобами и гвоздями, чем сапоги мужские и женские подбивали, никто не торговал и у себя их не имел; также и никто, какого б чину кто ни был, с таким подбоем сапогов и башмаков не носил; а если у кого с таким подбоем явятся сапоги или башмаки, и те жестоко будут штрафованы, а купецкие люди, которые такие скобы и гвозди держать будут, сосланы будут на каторгу; а имение их взято будет на Его Великого Государя».


На первый взгляд распоряжение Петра может показаться странным — кому какое дело, чем подбивают сапоги? Оказалось, что дело есть лично самому Петру, который желал таким образом оптимизировать расходы по благоустройству новой столицы. Улицы Петербурга тогда были вымощены деревянными плахами. И экономный царь решил, что металлические набойки горожан ведут к преждевременному износу мостовых. Как правило, здесь полагается умилиться рачительному и заботливому царю. Но не очень получается, поскольку этот запрет почему-то не дополнялся запретом ездить по Санкт-Петербургу на подкованных лошадях, а также использовать тележные колёса с металлическим ободом. А ведь подобные штуки разбивали деревянные мостовые раз в двадцать эффективнее, чем каблуки людей. Так что эту меру придётся признать половинчатой.

Вообще же царь-плотник был горазд на разного рода запреты. Иные из них могут показаться рациональными, иные — странными, а по поводу некоторых необходимо давать пространные объяснения, поскольку их смысл иногда понимают с точностью до наоборот.

Как, например, вышло с запретом Петра на чернение женщинами зубов. Этот запрет будоражит фантазию и вызывает массу доморощенных толкований, среди которых лидирует следующее. Дескать, русские женщины переняли обычай чернить зубы у татарок, которые, в свою очередь, вдохновлялись китайскими барышнями, а те — японскими.

На самом деле татарское влияние здесь ни при чём. «При чём» — некоторый прогресс в области химии, а также стремление русских женщин выглядеть сногсшибательно. В середине XVII столетия для отбеливания зубов начали применять меркуриальные примочки — пасты на основе соединений ртути. Это был прорыв. Зубы становились белоснежными за два-три использования такой пасты. Правда, через полгода, много — год, вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения и чёрные пеньки.

Именно с этим косметическим варварством и боролся Пётр I, издав соответствующий указ, в котором предписывалось отбеливать зубы не ртутью, а тряпочкой с мелом.


Если спросить, какой из запретов Петра вызвал наибольшее отторжение и неприятие, со стопроцентной вероятностью всплывёт запрет на ношение бород «благородным сословием». Однако в реальности к жизни с «босым лицом» достаточно быстро привыкли. Долго не могли привыкнуть к другому — к смерти в неподобающих декорациях.

Вернее, к погребению. Испокон веков покойных на Святой Руси хоронили в колодах-долблёнках, преимущественно в дубовых. Что, кстати, отражено в известном выражении «дать дуба». И всё бы ничего, но с определённого момента это показалось экономному царю слишком расточительным — на дубовую колоду уходит слишком много древесины. Древесины ценной — из дуба делали корпуса кораблей. А флот, как известно, был главным «пунктиком» царя. И в 1723 г. издаётся указ «О неделании дубовых гробов»: «Того ради из Синода во все епархии послать подтвердительные указы, дабы священники нигде и никого в дубовых колодах не погребали, гробы же делать токмо из сосновых, еловых и берёзовых досок». О том, как исполняли этот указ, лучше прочих расскажет Владимир Даль, двести с лишним лет спустя написавший в своём Словаре: «Народ наш, особо на севере и востоке, любит доныне долбленые гробы из колоды (запрещённые)».

Митрофанушка. Иллюстрация к комедии «Недоросль» Фонвизина.

Ещё один указ Петра хоть и относится к той же печальной сфере, но носит забавное название: «Указ о вытье». Датируют указ 1715 годом и связывают со смертью жены его старшего брата, царя Фёдора Алексеевича. Вот как об этом пишет историк XVIII столетия Иван Голиков: «Между тем 24 декабря скончалась супруга брата Его Величества, Царя Феодора Алексеевича, Царица Мария Матвеевна. Монарх, желая истребить непристойный и суеверный обычай выть, приговаривать и рваться над умершими, наистрожайше заказал, чтобъ никто как над сею Царицею, так и над всеми прочими не издавал таковаго непристойнаго вопля».

Фокус, однако, в том, что текста соответствующего указа до сих пор не найдено. По этой причине многие сомневаются в том, что Пётр вообще запретил старинный русский обычай «выть» на похоронах. Тем не менее нет дыма без огня. Вот что пишет ганноверский резидент при русском дворе Фридрих Вебер: «В подобных случаях у русских искони в обыкновении были громкие рыдания, плач и разные причитания, которые часто казались мне настолько искренними, настолько же и притворными; но царь решительно хочет вывести этот обычай, и на упомянутых похоронах строго приказано было, чтобы никто громко не плакал и не причитывал». Видимо, кроме официальных запретов, зафиксированных документально, были ещё и устные распоряжения государя, который проявил на этом поприще удивительное трудолюбие.

Как только не мучили себя красавицы прошлых веков, чтобы казаться привлекательнее. Как и сегодня, особое внимание уделялось зубам*

Игорь Зимин, Людмила Орехова, Рамиля Мусаева

*Книга И. Зимина, Л. Ореховой, Р. Мусаевой "Из истории зубоврачевания" вышла в издательстве "Центрполиграф"

Известны времена, когда изъеденные кариесом зубы считались символом материального благополучия, поскольку только состоятельные люди могли есть такое количество сладкого, что платой за это становился кариес. Связывают эту моду с эпохой Великих географических открытий XVI века, когда в Европу хлынул тростниковый сахар.

В качестве примера, как правило, приводится английская королева Елизавета I (1533-1603), с молодых лет имевшая очень плохие зубы. Настолько плохие, что во время церемоний, на которых она должна была только присутствовать, ей укладывали на зубы кусочек белого полотна, имитируя здоровые зубы.

Мемуаристы оставили множество описаний внешности королевы Елизаветы I, подчеркивая при этом, как правило, ее плохие зубы. Например, французский посол, описывая внешность Елизаветы, пребывавшей уже в преклонном возрасте, писал: "Что касается ее лица, то на нем сказывается весь ее возраст. Оно длинно и тонко, ее зубы очень желты и неровны, по сравнению с тем, какими они были прежде. Говорят, что на левой стороне их меньше, чем на правой. Многие из них отсутствуют, так что ее трудно понять, когда она быстро говорит".

Впрочем, королева сделала свои стоматологические проблемы некоей модой. Такое в истории моды бывало не единожды. Так, по преданию, мушки (круглые кусочки ткани, вырезанные из черной тафты) появились на лице аристократок XVIII века благодаря британской герцогине Ньюкасл, которая заклеивала ими прыщи на лице, превратив мушки в модные искусственные родинки, оттенявшие белый цвет лица.

Зубы очень рано стали индикатором определенного социального статуса. Они в буквальном смысле показывали, какое место занимал тот или иной человек в социальной структуре общества. С одной стороны, "золотая улыбка" свидетельствовала о богатстве, власти и влиянии, а, например, стертые, неухоженные зубы свидетельствовали о низком статусе человека. Дело в том, что на заре человеческой истории характер питания разных социальных слоев очень отличался (впрочем, как и сегодня).

В результате мука грубого помола, содержавшая многочисленные включения каменной крошки от мельничных жерновов, стачивала зубы у питавшихся ею бедняков, формируя феномен "съеденных зубов". Более состоятельные слои населения дольше сохраняли здоровые зубы, используя более качественную муку.

Зубы могли просто украшать человека. Поэтому начало косметической стоматологии восходит к самым ранним этапам цивилизации. С косметической стоматологией тесно связаны традиции, длительное время бытовавшие у народов Центральной и Южной Америки, которые активно применяли различные методики "украшения" зубов — зубодекоративную пластику.

Полюби нас черненькими

Необходимо сказать несколько слов о канонах женской красоты, бытовавших в XVI-XVII веках. Естественно, стандарты красоты в то время были очень далеки от современного стиля унисекс. Красивыми считались крупные девушки с широкими бедрами и высокой грудью. Они могли родить здорового и не единственного ребенка. Такие девушки в крестьянских семьях ценились как хорошие работницы.

Худоба и бледность считались проявлениями болезненности, "худого поведения" — "нехороших излишеств" и даже разврата. В некоторых церковных текстах слова "бледная" и "блядная" (развратная) использовались как однокоренные. Поэтому девушки астенического телосложения активно использовали многослойность в одежде, позволявшую им скрыть "позорную" худобу.

Для того чтобы пополнеть, применялись и экстремальные методики. Врач царя Алексея Михайловича — Самуил Коллинз упоминал, что "худых женщин в боярских семьях часто спаивают, следуя варварскому обычаю лежа поить водкой, чтобы женщины толстели". Эта весьма сомнительная методика вполне вписывалась в представления европейцев о "дикой" Московии. Кроме крепкого телосложения женщины Московской Руси мечтали иметь яркий румянец во всю щеку ("как маков цвет"), белую кожу ("как белый снег"), "ясные очи" с поволокой ("как у сокола"), черные брови ("как собольи хвосты") и белые ("сахарные") зубы. На этих "сахарных зубах" мы и остановимся.

Как известно, красота требует жертв. Что в XVII веке, что в XXI. Поэтому кожа отбеливалась, а затем румянилась. Имелись специальные технологии для получения необходимого эффекта. Брови выщипывали, волосы красили. Активно применялась косметика. Само понятие "писаная красота" буквально предполагало "рисование" на лице. Тут уж каждая девушка выступала как художник. При этом православная церковь активно боролась с излишней косметикой, сравнивая накрашенных девушек с "облизьянами".

Что тогда, что сегодня активное улучшение природных данных подчас приводило к катастрофическим для здоровья последствиям. Это неудивительно, поскольку в качестве косметики выступали те же краски, которыми писали иконы и фрески: свинцовые белила, киноварь (это на две трети ртуть, на треть сера). В свинцовые белила для яркости добавляли еще и барий.

Иностранцы, посещавшие Москву в XVII веке, писали, что женщины тут раскрашены как куклы, хотя обладают природной красотой и могли бы не злоупотреблять косметикой. Вероятнее всего из-за этого у цариц и возникали проблемы со здоровьем. Да и с психикой: вредные вещества воздействовали на их нервную систему. Лекарства тоже вносили свою лепту, поскольку их делали на основе ртути, мышьяка, свинца.

Для получения "сахарных зубов" московские красавицы XVII века использовали те же "отработанные технологии", отбеливая зубы ртутными белилами ("меркуриальными белилами"). Такая методика позволяла красавицам на короткое время выводить себя на "пик формы", решая матримониальные задачи. Когда красавица выходила замуж, ртутные белила полностью снимали эмаль с зубов. Для того чтобы скрыть ужасающие результаты таких методик, некоторое время на Москве существовала мода на чернение зубов. Наверное, это было сильное зрелище — полная, набеленная, нарумяненная женщина, с густо подведенными глазами, со стрелками до висков, улыбалась добру молодцу чернеными зубами. Европейцам такие улыбки запомнились, поскольку они оставили свидетельства этого обычая.

Исследовательница Н. Пушкарева пишет о причинах и последствиях этой моды: ""Мода" московской знати XVI-XVII веков вынуждала прятать естественную красоту и быть как все: заметно белиться, ярко румяниться (иногда свеклой), чернить сурьмой брови и ресницы, синить и подводить веки почти до виска и даже закапывать в глаза различные составы, чтобы расширить зрачки и придать им бОльшую глубину. Использование столичными модницами некоторых из этих средств пагубно сказывалось на здоровье. Об этом писал придворный медик самодержца Самуил Коллинз (конец XVII века), перечисливший в "Письме к другу, живущему в Лондоне" вредные добавки в составе макияжа русских женщин. К ним он отнес ртутные препараты, охру, испанские белила (висмут), металлическую сажу, которая разводилась водкой и часто использовалась московитками для подкрашивания бровей и ресниц. Ужасавший многих европейцев московский обычай чернить зубы заморский медик верно истолковал как "превращение необходимости в украшение". Зубы у русских, как это нередко бывает у северных народов, не получающих в достаточном количестве витаминов и кальция, не отличались белизной. Чтобы исправить природную огрешность, знатные женщины в Московии использовали ртутные белила, после чистки которыми зубы мгновенно становились белыми, но длительное применение такого способа очистки зубной эмали приводило к разрушению сначала зубов, а затем к отравлению женского организма в целом. Чтобы испорченные зубы не отличались от здоровых, женщины мазали их специальным черным составом, что и ужасало иностранцев.

Бледные, набеленные лица женщин с красными щеками и черными зубами выглядели отталкивающе. Европейцы справедливо упрекали русских в варварстве и "почитании красотою сущего безобразия". К счастью, мода на черные зубы, равно как и на использование ртутных белил, существовала всего полстолетия и больше никогда не возвращалась".

Как это часто бывало на Руси, мода из аристократической среды распространилась на низшие слои населения. При этом мода на чернение зубов у аристократок быстро прошла по причине очевидной вредности для организма, но провинциальные купчихи вплоть до конца XVIII века чернили свои зубы. А.Н. Радищев в своей знаменитой книге "Путешествие из Петербурга в Москву" упоминает, что "Прасковья Денисовна, его новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы как уголь. Брови в нитку, чернее сажи". Дама явно была на "пике формы". Попутно заметим, что в обычае чернения зубов имелась и политико-этнографическая составляющая. Со времен татаро-монгольского нашествия Древняя Русь начала политический, бытовой и культурный "дрейф" в сторону Азии. А у многих азиатских народов имелись прочные традиции чернения зубов.

Католические миссионеры, бывавшие в XVI веке в Японии, подробно описали обычай чернения зубов. Канонический облик японской красавицы того времени очень близок к идеалам красоты московских красавиц — лицо, густо накрашенное белилами, "фальшивые" брови нарисованы поверх сбритых, обильный макияж, и все завершает чернозубая улыбка. В средневековой Японии, жестко разделенной на касты, такой образ нес функцию "социальной маркировки". В период позднего Средневековья эти признаки говорили, во-первых, о том, что женщина замужем, а во-вторых, что она полностью отвечает требованиям моды того времени.

Есть предположения, что обычай чернения зубов в Японии кроме эстетических и социальных преследовал и гигиенические цели. Так, католический миссионер Л. Фройш упоминал, что "европейские женщины чистят зубы, чтобы сохранить их белизну, тогда как японские женщины, используя железо и уксус, чернили зубы и губы" (1539 год). В книге описан отвар, который использовали японки для окрашивания зубов: "Для изготовления такого отвара используются старые кусочки железа и рисовая шелуха, которые замачивают вместе и ставят в теплое место летом на 3 дня, а зимой — на 7 дней, чтобы выделилась ржавчина. Сначала на зубы наносится пчелиная кислота — продукт жизнедеятельности пчел, в котором содержатся дубильные вещества, а затем наносится отвар железа. Если проделать эту процедуру несколько раз, то зубы станут черными".

На картине Андрея Рябушкина мать семейства являет собой образец тогдашней купеческой красоты: лицо набелено, щеки нарумянены, брови нарисованы от души

На картине Андрея Рябушкина мать семейства являет собой образец тогдашней купеческой красоты: лицо набелено, щеки нарумянены, брови нарисованы от души

Предполагается, что покрывающая зубы черная пленка предотвращала порчу зубов и укрепляла зубную эмаль. Для этого краску необходимо было наносить ежедневно.

После окончания Смуты и избрания Михаила Романова на царство в Московском Кремле учреждается Аптекарский приказ. Аптекарский приказ стал первой структурой, оказывавшей медицинскую помощь не только царской семье, но и ее ближайшему окружению. Отметим, что приказ по современной терминологии означает министерство. И эта структура полностью замыкалась на обслуживание царской семьи.

Врачи, работавшие в Московском Кремле, находились под жестким контролем дьяков Аптекарского приказа. Смерть от яда была самой обычной на этом уровне власти. Контроль за подносимыми царю лекарствами велся традиционным образом, когда все причастные к приготовлению лекарства пробовали его на глазах дьяков Аптекарского приказа. Подносивший царю лекарство глава Аптекарского приказа также отпивал из кубка лекарство на глазах у царя, а затем допивал его после царя. При таких порядках главой Аптекарского приказа становились только бояре, облеченные полным доверием царя. Часто это были ближайшие родственники царицы.

При Иване Грозном подобную функцию выполнял видный опричник князь Афанасий Вяземский. Тогда лекарства готовил доктор Арнульф Линдсей. Таким образом, самая ранняя датировка структуры, из которой впоследствии вырос Аптекарский приказ, относится ко второй половине 1560-х годов. Добавим, что в 1571 году князь А. Вяземский умер под пытками, и с этого времени лекарства для царя пробовал князь Богдан Бельский. Царская же аптека на территории Московского Кремля появилась в 1581 году. После смерти Ивана Грозного в 1584 году управление страной постепенно сосредоточивается в руках шурина царя Федора Иоанновича — Бориса Годунова. Будучи главой Посольского приказа, он не только приглашал в Московское царство иностранных врачей, но и контролировал их работу.

Для нас важно, что в XVII веке в штат Аптекарского приказа наряду с лекарями и аптекарями входили и цирюльники. Как известно, на протяжении всего Средневековья именно цирюльники специализировались в области зубоврачевания. Среди "штатных сотрудников" Аптекарского приказа имелись и травники, которые сохраняли знания, основанные на традициях и опыте народной медицины. Поэтому для борьбы с зубной болью продолжали широко использоваться лекарственные средства растительного происхождения.

Например, во время походов стрельцы страдали от цинги. Для борьбы с этим заболеванием имелись устоявшиеся методики. В специальной царской грамоте, направленной в 1672 году князю А.А. Голицыну в Казань, для лечения цинги предлагалось ". изготовить двести ведер сосновых вершин, намоча в вине, да в Нижнем Новгороде изготовить сто ведер и послать то вино в Астрахань, и давать то вино в Астрахани служилым людям от цинги". В военных гарнизонах обычным делом была раздача всем чинам противоцинготных средств, которые способствовали оздоровлению и лечению воинов: солод, пиво, винный уксус, сбитень.

Со временем в Аптекарский приказ начали направляться стрельцы и дворяне, получившие челюстно-лицевые ранения на войне. С одной стороны, это свидетельствовало о некой медицинской (зубоврачебной?) специализации. С другой стороны, в Аптекарском приказе постепенно накапливался профессиональный медицинский, в том числе зубоврачебный, инструментарий. Например, в описях упоминаются "пилы, что зубы трут".

Очень важно то, что при Аптекарском приказе в 1654 году открылась Лекарская школа. Кроме немногочисленных ее выпускников, которые могли выполнять и стоматологические манипуляции в стрелецких полках, куда их направляли, зубоврачеванием продолжали заниматься целители, "кровопуски", "зубоволоки". К этому времени на Руси умели накладывать на "червоточину" в зубах пломбу, укреплять зубы проволочными "шинами", удалять зубы.

PDF-версия

  • 48
  • 49
  • 50
  • 51

Читайте также: