Число посещений врачей за год включая профилактические и посещения к зубным врачам

Опубликовано: 30.04.2024

ГАРАНТ:

Настоящая форма вводится в действие с отчета за 2018 г.

См. данную форму в редакторе MS-Excel

Утверждена
приказом Росстата
от 10.08.2018 г. N 493

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПОЛУЧАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИИ

Нарушение порядка предоставления первичных статистических данных, или несвоевременное предоставление этих данных, либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности"

ВОЗМОЖНО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ УСЛУГИ
ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
за 20__ год

юридические лица, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности и оказывающие услуги по медицинской помощи (кроме микропредприятий и медицинских организаций системы Минздрава России):

- территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу

10 февраля
после отчетного периода

Об утверждении формы

от __________ N ___

О внесении изменений (при наличии)

от __________ N ___

от __________ N ___

Наименование отчитывающейся организации _________________________________________________________________

Почтовый адрес _________________________________________________________________________________________

отчитывающейся организации по ОКПО
(для территориально обособленного подразделения и головного подразделения юридического лица - идентификационный номер)

Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения

Сведения по форме федерального статистического наблюдения N 1-здрав "Сведения об организации, оказывающей услуги по медицинской помощи" (далее - форма) предоставляют юридические лица, независимо от их ведомственной подчинённости (кроме микропредприятий и медицинских организаций системы Министерства здравоохранения Российской Федерации) и формы собственности, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности и оказывающие услуги по медицинской помощи.

К медицинским организациям системы Министерства здравоохранения Российской Федерации относятся организации, созданные по распоряжению Минздрава России и отчитывающиеся в указанное Министерство.

При заполнении формы должна быть обеспечена полнота заполнения и достоверность содержащихся в ней первичных статистических данных (далее - данных). Данные приводятся в тех единицах измерения, которые указаны в форме.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений* настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Заполненная форма представляется юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений). В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности.

По форме в отчетном периоде возможно направление респондентом либо подписанного в установленном порядке отчета, не заполненного значениями показателей, либо официального письма в соответствующий территориальный орган Росстата об отсутствии показателей в отчетном периоде.

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица.

В случае делегирования полномочий по предоставлению статистической отчетности от имени юридического лица обособленному подразделению, обособленным подразделением в кодовой части формы указывается код ОКПО (для филиала) или идентификационный номер (для обособленного подразделения, не имеющего статуса филиала), который устанавливается территориальным органом Росстата по месту расположения обособленного подразделения.

Форму предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.

В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.

На бланке формы, содержащей данные по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.

В кодовой части титульного листа формы на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на Интернет-портале Росстата по адресу: http://websbor.gks.ru/online/#!/gs/statistic-codes, отчитывающаяся организация проставляет:

код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) - для юридического лица, не имеющего территориально обособленных подразделений,

идентификационный номер - для территориально обособленного подразделения юридического лица и для головного подразделения юридического лица.

В качестве головного подразделения юридического лица выступает обособленное подразделение, где находится администрация предприятия или местонахождение которого соответствует зарегистрированному юридическому адресу.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается также фактический (почтовый) адрес. Для обособленных подразделений, не имеющих юридического адреса, указывается почтовый адрес с почтовым индексом.

Данные приводятся по состоянию на конец отчетного периода (года).

Раздел 1. Юридические лица, оказывающие услуги по медицинской помощи заполняют по форме собственности на основании Уведомления о присвоении кодов территориальными органами Росстата и в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности (ОКФС) отчитывающейся организацией согласно ее виду, приведенному в соответствие с приказом Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" (зарегистрировано Минюстом России от 13.09.2013 N 29950).

При заполнении раздела юридическое лицо ставит цифру "1" только в той графоклетке, которая соответствует виду лечебно-профилактической организации и форме собственности данного юридического лица. Строка 101 "Справочно" должна быть заполнена в обязательном порядке. Отчитывающееся юридическое лицо проставляет вид поселения: если городское цифру "1", если сельское цифру "2".

Строки 01, 02 - заполняют больничные организации (больницы, в том числе специализированные, диспансеры, имеющие стационары, медсанчасти со стационарами и другие медицинские организации, имеющие больничные койки).

Строки 03, 05 - заполняют амбулаторно-поликлинические организации (амбулатории и поликлиники, в том числе стоматологические, диспансеры и медсанчасти, не имеющие стационаров, а также другие медицинские организации, оказывающие амбулаторную медицинскую помощь, не имеющие больничных коек).

Строку 04 - заполняют женские консультации (без заполнения строки 03).

Строку 06 - заполняют центры общей врачебной (семейной) практики (юридическое лицо), осуществляющие общую врачебную практику в рамках первичной медико-санитарной помощи.

Строку 07 - заполняют прочие медицинские организации (санаторно-курортные учреждения, санатории-профилактории, центры медицинской профилактики, реабилитации и другие).

Строку 08 - заполняют немедицинские организации, имеющие подведомственное медицинское подразделение, располагающее необходимой площадью для размещения, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями, медицинским оборудованием, инструментарием и инвентарем, медицинским персоналом.

Организации, заполняющие строку 08 должны также проставить вид медицинского подразделения (проставить цифру "1" в одной из строк 0801-0806).

Строку 09 - заполняют прочие организации, имеющие в штате медицинских работников (заполняющие только раздел 5 "Медицинские работники"): протезно-ортопедические предприятия (не являющиеся больничной или амбулаторно-поликлинической организацией), организации отдыха, учреждения медико-социальной экспертизы, стационарные учреждения социального обслуживания населения для взрослых и детей и другие.

Организации, заполняющие строку 09 должны также проставить цифру "1" в строке 0901 или 0902.

Раздел 2. "Структурные подразделения (отделения, кабинеты)" заполняют медицинские организации всех форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением медицинских организаций Министерства здравоохранения Российской Федерации) и немедицинские организации об имеющихся в их структуре медицинских подразделениях, показывая количество этих структурных подразделений.

Амбулаторно-поликлинические организации указывают отделения (кабинеты) в тех случаях, если отделение (кабинет) имеет необходимую площадь для размещения, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями, а также медицинское оборудование, инструментарий и инвентарь. В штате амбулаторно-поликлинической организации отделение образуется, как правило, с числом не менее 4-х врачебных должностей.

По строке 01 указывается число поликлиник (амбулаторий) общего профиля, являющихся структурными подразделениями в составе больничных организаций или других ЛПО.

По строке 02 "Детская поликлиника" указывается число детских поликлиник, входящих в состав больничных организаций или других ЛПО.

По строке 03 "Детское отделение (кабинет)" указывается число детских отделений (кабинетов), входящих в состав больничных организаций, и детские отделения (кабинеты) самостоятельных поликлиник общего профиля.

По строке 04 "Женская консультация" указывается число женских консультаций, действующих в составе объединенных организаций.

По строке 05 "Акушерско-гинекологическое отделение (кабинет)" указывается число акушерско-гинекологических отделений (кабинетов) поликлиник, входящих в состав больничных организаций и самостоятельных поликлиник.

По строке 06 "Зубопротезное отделение (кабинет)" указывается число зубопротезных отделений (кабинетов), входящих в состав больничных организаций и самостоятельных поликлиник.

По строке 07 "Наркологическое отделение (кабинет)" указывается число наркологических отделений (кабинетов), входящих в состав больничных организаций и самостоятельных поликлиник.

По строке 08 "Дерматовенерологическое отделение (кабинет)" указывается число дерматовенерологических отделений (кабинетов), входящих в состав больничных организаций и самостоятельных поликлиник.

По строке 09 "Центр (отделение) врача общей практики (семейного врача)" указывается число Центров (отделений) врача общей практики (семейного врача), осуществляющих общую врачебную практику в рамках первичной медико-санитарной помощи и входящих в состав больничных организаций и самостоятельных поликлиник.

По строке 10 "Отделение (кабинет) врача общей практики (семейного врача)" указывается число врачей общей практики (семейных врачей). Врач общей практики или семейный врач - врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста. Врач общей практики (семейный врач) оказывает первичную медико-санитарную помощь контингенту, сформированному на основе свободного выбора врача пациентами, формирует врачебный участок из прикрепившегося контингента.

По строке 11 "Дневной стационар всех типов" суммарно указывается число структурных подразделений - дневных стационаров, которые функционировали в составе больничных организаций, амбулаторно-поликлинических организаций и также были организованы на дому.

По строке 12 "Фельдшерско-акушерский пункт" суммарно указывается число фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), входящих в состав больничных организаций и самостоятельных поликлиник.

По строке 13 "Здравпункт" указывается число врачебных и фельдшерских здравпунктов.

Раздел 3. "Деятельность амбулаторно-поликлинических (стационарно-поликлинических) организаций" заполняют самостоятельные амбулаторно-поликлинические организации, включая стоматологические, диспансеры, не имеющие стационаров, медсанчасти без стационаров, здравпункты, центры (отделения) врача общей практики (семейного врача), прочие организации, выполняющие услуги по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи населению, не имеющие больничных коек.

По строке 01 указывается плановая мощность амбулаторно-поликлинических организаций (АПО) - самостоятельных и структурных подразделений в составе лечебно-профилактических организаций (ЛПО) и немедицинских организаций, имеющих в своем составе подразделения соответствующего профиля.

При аренде медицинской организацией частной системы здравоохранения или другой организацией, оказывающей услуги по медицинской помощи, у медицинской организации государственной или муниципальной формы собственности здания (помещения) или коечного фонда, данные об арендуемой мощности организации (числе посещений в смену) и больничных койках отражаются только в отчетах организаций-арендодателей.

При аренде здания (помещения) у других организаций, предприятий, не занимающихся оказанием медицинских услуг, данные об арендуемой мощности (числе посещений в смену) отражаются организацией-арендатором в данной форме отчета (строка 01).

Если для занимаемого (собственного или арендуемого) организацией здания (помещения) его мощность (число посещений в смену) не указана в проекте, то есть здание приспособленное, то эта мощность определяется расчетным путем:

- для организаций и их подразделений, размещенных автономно (в отдельном здании, пристройке, на отдельном этаже), мощность определяется как частное от деления занимаемой (рабочей) площади на нормативный показатель площади;

- для организаций, размещенных в отдельном комплексе с другими организациями, площадь, которую они непосредственно занимают (рабочую), увеличивают за счет части площади общих лечебно-диагностических кабинетов и вспомогательных служб, если таковые имеются, пропорционально объему выполняемых работ. Полученная таким сложением суммарная площадь делится на нормативный показатель площади.

В занимаемую (рабочую) площадь не включаются коридоры, тамбуры, переходы, площади, занятые инженерными сетями и оборудованием.

Нормативные показатели площадей для определения мощности организаций, оказывающих услуги по медицинской помощи

  • Издательство «Медиа Сфера»
  • Об издательстве
  • Рекламодателям
  • Доставка / Оплата
  • Контакты

ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздрава России, Москва, ФГОУ ВПО «РязГМУ им. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань

Московский государственный медико-стоматологический университет

Динамика посещений с профилактической целью в системе обязательного медицинского страхования по профилю «Стоматология»

Журнал: Стоматология. 2017;96(6): 17-22

Шевченко О. В., Бутова В. Г. Динамика посещений с профилактической целью в системе обязательного медицинского страхования по профилю «Стоматология». Стоматология. 2017;96(6):17-22. https://doi.org/10.17116/stomat201796617-22

ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздрава России, Москва, ФГОУ ВПО «РязГМУ им. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань






Проведен анализ сложившихся нормативов объема медицинской помощи, оказываемой по программе обязательного медицинского страхования (ОМС) при стоматологических заболеваниях в России. Выявлено различие числа посещений на 1 застрахованного в разных субъектах Российской Федерации более чем в 80 раз. Установлено ежегодное увеличение финансовых затрат на посещение с профилактической целью. Федеральному фонду ОМС рекомендуется дать четкое определение понятию «посещение с профилактической целью», территориальным фондам ОМС усилить требования к предоставлению утвержденных форм отчетности.

ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздрава России, Москва, ФГОУ ВПО «РязГМУ им. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань

Московский государственный медико-стоматологический университет

Продолжение табл. 2 см. на след. стр.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья — основные принципы охраны здоровья граждан Российской Федерации (РФ). Профилактика в стоматологии предусматривает применение ряда мер по предупреждению болезней органов рта и челюстно-лицевой области. Охват профилактическими медицинскими осмотрами детей включен в целевые индикаторы и показатели подпрограммы 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» государственной программы «Развитие здравоохранения» [1, 2]. В данной программе действуют объективные оценочные критерии для мониторинга ее эффективности. Одним из них является число посещений с профилактической целью врачей-стоматологов, работающих в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), которое имеет тенденцию к не-уклонному росту, увеличившись к 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 14,3% [3].

Проблемы формирования территориальной программы государственных гарантий (ТПГГ) бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при стоматологических заболеваниях активно обсуждаются в печати [4—8]. Изучение мнения населения и представителей профессионального сообщества о стоматологических профилактических осмотрах показывает, что 90,9% врачей-стоматологов считают, что плановый профилактический осмотр должен осуществляться 2 раза в год, такого же мнения придерживаются 56,9% руководителей медицинских организаций. Мнения пациентов о влиянии профилактических осмотров на снижение числа обращений в связи с острой болью идентичны мнению профессионального сообщества [9].

Методологической основой при формировании ТПГГ обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью являются средние нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, регламентируемые базовой программой госгарантий (ПГГ). Важные аспекты практической деятельности врачей-стоматологов при реализации ПГГ — формирование объемов профилактической медицинской помощи населению, их стоимости, трактовка основных понятий. Проблема интерпретации посещения с профилактической целью для реализации ТПГГ чрезвычайно актуальна.

Цель исследования — анализ динамики числа и стоимости посещений с профилактической целью в системе ОМС по профилю «стоматология».

Материал и методы

Проведен анализ сложившегося объема медицинской помощи, оказываемой при стоматологических заболеваниях в России в 2014—2015 гг. Источником информации послужили фрагменты государственного статистического годового отчета Минздрава Р.Ф. «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС в Российской Федерации», форма № 14-МЕД (ОМС), раздел «Основные показатели деятельности медицинских организаций по оказанию стоматологической помощи в амбулаторных условиях». В ходе работы использовалась методика комплексного социально-экономического исследования: применение методов научного наблюдения, сравнительного, ретроспективного и статистического анализа, выкопировка данных, анализ ряда экономических показателей.

Результаты и обсуждение

Посещение — единица объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях с профилактической и лечебно-диагностической целью, которая используется для планирования нормативов объема и финансового обеспечения в рамках ПГГ и ТПГГ. Приказом Мин-здрава России от 15.12.14 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» предусмотрен учет посещений.

Состояние профилактики стоматологических заболеваний в системе ОМС отражает число посещений с профилактической целью, которое представлено в отчетной форме № 14 МЕД (ОМС), утвержденной приказом Росстата «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования» от 21.06.13 № 221 (ред. от 17.04.14 № 258).

Территориальными фондами ОМС субъектов Федерации разработаны рекомендации по трактовке и составу посещений с профилактической целью. При этом наблюдаются существенные различия, что затрудняет планирование финансовых ресурсов при разработке ТПГГ.

В приложении к приказу Минздрава Р.Ф. «О введении в действие Отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» от 16.07.01 № 269 представлены состав и определение посещения с профилактической целью. Профилактический прием (осмотр, консультация) — производимые по определенному плану действия врача в рамках проведения профилактических мероприятий, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу. В состав профилактического приема взрослого и детского населения входят простые услуги (табл. 1).
Таблица 1. Состав профилактического приема (осмотра, консультации) Примечание. ПР — полость рта.

В классификаторе услуг системы ОМС по профилю «стоматология» впервые в 2016 г. (Письмо Министерства здравоохранения РФ № 11−9/10/2−7938 и Федерального фонда ОМС № 8089/21-и от 24.12.15 г. «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования») наряду с услугами врачей-стоматологов были введены услуги:

— прием (осмотр, консультация) зубного врача первичный;

— прием (осмотр, консультация) зубного врача повторный;

— диспансерный прием (осмотр, консультация) зубного врача;

— профилактический прием (осмотр, консультация) зубного врача;

— прием (осмотр, консультация) гигиениста стоматологического первичный;

— прием (осмотр, консультация) гигиениста стоматологического повторный.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в субъектах Федерации существуют разная интерпретация состава и перечня посещений с профилактической целью.

Нами проведен анализ динамики стоимости и числа посещений врачей-стоматологов с профилактической целью по программе ОМС в субъектах РФ (табл. 2).
Таблица 2. Динамика числа посещений с профилактической целью, их стоимость
Таблица 2. Динамика числа посещений с профилактической целью, их стоимость (продолжение)
Таблица 2. Динамика числа посещений с профилактической целью, их стоимость (окончание) Так, общее число посещений с профилактической целью в РФ соответствовало в 2015 г. 31 882 306, по сравнению с 2014 г. оно возросло на 1 353 090 единиц, или на 4,24%. Общая стоимость посещений с профилактической целью составила в 2014 г. 11 445 426 270,41 руб., в 2015 г. — 16 700 064 483,04 руб., т. е. увеличилась на 32%. Данные показатели составили в 2014 г. 20,13% от общего объема финансирования ПГГ по профилю «стоматология», в 2015 г. — 28,20%. Более информативны средние нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, приходящиеся на 1 застрахованного по программе ОМС. Так, в среднем число посещений с профилактической целью в РФ составило в 2014 г. 0,21 на 1 застрахованного, в 2015 г. — 0,22. Следует заметить, что данные показатели значительно варьируют, колеблясь от 0,01 посещения (Республика Алтай, Республика Хакасия, Оренбургская область) до 0,8 (Сахалинская область) — различие в 80 раз.

Стоимость 1 посещения с профилактической целью соответствовала в 2014 г. 374,90 руб., а в 2015 г. — 523,80 руб., т. е. возросла почти в 1,5 раза. Средние нормативы финансовых затрат на посещения с профилактической целью на 1 застрахованного составили в 2014 г. 78,73 руб., в 2015 г. — 115,24 руб. Отмечается поливариантность данного показателя по субъектам Федерации и федеральным округам. В Дальневосточном и Сибирском округах расходы на 1 посещение с профилактической целью возросли в 2 раза и более. Наблюдается существенное различие в расходах на 1 профилактическое посещение в Сибирском федеральном округе: так, в Красноярском крае затрачивается 1273,39 руб., в Омской области — 191,55 руб. В Приволжском и Центральном округах этот показатель стабилен.

Таким образом, наблюдается законодательно закрепленное ежегодное увеличение финансовых затрат на 1 посещение с профилактической целью. В 2015 г. общие затраты на них составили 16,7 млрд руб. С 2014 г. они возросли на 32%, при этом число посещений с данной целью увеличилось всего на 4,24%. В 2015 г. средний норматив числа посещений с профилактической целью соответствовал 0,22 на 1 застрахованного, стоимость посещения — 523,80 руб. Следует заметить, что необходимо усилить требования Территориальных фондов ОМС к предоставлению отчетности по форме № 14 МЕД ОМС, поскольку сведения о числе посещений с профилактической целью не представлены Костромской областью, Хабаровским краем и г. Севастополь. Федеральному фонду ОМС необходимо обратить внимание на неоднозначность трактовки посещения с профилактической целью в разных субъектах Федерации, низкую его стоимость (в 3 раза и более по сравнению с федеральной) в ряде субъектов Федерации, снижение числа посещений с данной целью в 30 субъектах Федерации.

Таким образом, понятие «посещение с профилактической целью» в разных субъектах Федерации трактуется по-разному. По данным статистической отчетности, в 2015 г. средние нормативы числа посещений врача-стоматолога с профилактической целью в РФ составляли 0,22 на 1 застрахованного. Этот показатель значительно варьирует по субъектам Федерации. Отмечено снижение числа посещений на 1 застрахованного за 2 года в 30 субъектах Федерации. Стоимость посещения с профилактической целью в 2015 г. соответствовала 523,80 руб. Наблюдается увеличение общих финансовых затрат на посещения с профилактической целью; так, в 2015 г. затраты увеличились на 45,85% по отношению к 2014 г., составив 16,7 млрд руб. Проведенный анализ диктует необходимость Федеральному фонду ОМС дать четкое определение понятия «посещение с профилактической целью», Территориальным фондам ОМС усилить требования к предоставлению утвержденных форм отчетности.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

"Медицинская статистика и оргметодработа в

учреждениях здравоохранения", 2010, N 2

Сведения о сделанных пациентами в учреждениях здравоохранения посещениях предназначены для оценки объема амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой населению. Под посещением понимается контакт лица, обратившегося за медицинской помощью, консультацией, получением медицинского заключения или по другому поводу, с врачом (в амбулаторно-поликлиническом учреждении (подразделении) или средним медицинским работником (на здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте) в часы, предусмотренные графиком работы для приема в учреждении или оказания помощи на дому.

Учету подлежат посещения к врачам:

  • любых специальностей, ведущих амбулаторный, в том числе консультативный прием (терапевтам, педиатрам, хирургам, акушерам-гинекологам, урологам, отоларингологам и т.д.);
  • вспомогательных отделений и кабинетов (лучевой терапии, физиотерапевтического, лечебной физкультуры, эндоскопии, функциональной диагностики и др.) при назначении процедур, в процессе контроля за лечением, после окончания назначенного курса лечения, а также в случаях, когда процедура или исследование проводится лично врачом;
  • психотерапевтам при проведении групповых занятий: число посещений учитывается по числу больных, занимавшихся в группе;
  • здравпунктов, цеховым терапевтам, акушерам-гинекологам и др., ведущим прием на здравпунктах в часы, специально выделенные для амбулаторного приема;
  • оказывающим медицинскую помощь в специально выделенное для амбулаторного приема время при выездах в другие лечебно-профилактических учреждения (районные больницы, участковые больницы и амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты);
  • дневных стационаров поликлиник и стационаров на дому.

Посещения, сделанные в течение дня больным к одному и тому же врачу, учитываются как одно посещение.

Профилактические осмотры детей в детских дошкольных учреждениях, школах, профилактические осмотры населения, включая периодические осмотры рабочих промышленных и сельскохозяйственных предприятий и организаций, работников детских, коммунальных и других учреждений, включаются в число посещений, независимо от того, проведены ли они в стенах поликлиники или непосредственно на предприятиях (в учреждениях), при наличии соответствующей записи о проведенной работе в медицинской карте амбулаторного больного, истории развития ребенка, медицинской карте ребенка.

Учету как посещения к врачам не подлежат:

  • случаи оказания медицинской помощи персоналом станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи;
  • обследования в рентгеновских кабинетах, лабораториях и т.д.;
  • случаи оказания медицинской помощи на занятиях физической культурой, учебно-спортивных сборах и других спортивных мероприятиях;
  • консультации врачами поликлиник больных, находящихся на лечении в стационаре;
  • консультации амбулаторных больных врачами стационаров;
  • случаи оказания медицинской помощи больным, не подлежащим госпитализации, в приемных отделениях стационаров;
  • консультации и экспертизы, проводимые врачебно-консультативными комиссиями;
  • работа в военкомате.

Учету, как посещения к среднему медицинскому персоналу, подлежат посещения, когда этот персонал ведет самостоятельный прием обратившихся за медицинской помощью - на фельдшерских здравпунктах, ФАПах, включая посещения по поводу процедур. Если при обращении по поводу заболевания одновременно выполняется процедура - такое посещение засчитывается как одно.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях (подразделениях), где регулирование потока больных осуществляется посредством ведения талонов на прием к врачу, последние могут использоваться для учета посещений. При заполнении талона на прием к врачу в паспортной части указывается фамилия, имя, отчество больного, его адрес или N медицинской карты амбулаторного больного, N кабинета, время явки к врачу, фамилия врача. Эти сведения заполняется в регистратуре.

На талоне путем подчеркивания указывается возраст больного, повод обращения и др. Эти сведения в талоне заполняет медицинская сестра, работающая с врачом. Правильность заполнения талона подтверждается подписью врача.

Талон на повторное посещение больного выдается в кабинете врача.

Каждое посещение, сделанное к фельдшеру здравпункта, фельдшеру, акушерке фельдшерско-акушерского пункта, акушерке колхозного родильного дома, записывается в Журнале регистрации амбулаторных больных.

При заполнении статистических учетных документов следует исходить из следующих положений.

  1. К посещениям по поводу заболеваний следует относить:
  • посещения, когда у обратившегося выявлено заболевание;
  • посещения для лечения;
  • посещения, сделанные диспансерным контингентом в период ремиссии;
  • посещения в связи с оформлением направлений на ВТЭК и санаторно-курортной карты, даже если врач при этом не находит никакой патологии по своей специальности;
  • посещения больными по выздоровлении для закрытия листка нетрудоспособности;
  • посещения для получения справки о болезни ребенка;
  • посещения по поводу патологии беременности, абортов, начатых и начавшихся вне лечебного учреждения, направлений на аборт по медицинским показаниям, а также посещения после произведенного искусственного аборта в случае осложнения;
  • посещения по поводу аномалий рефракции и аккомодации (кроме обращений по поводу пресбиопии лиц в возрасте 40 лет и старше), аномалий речи, голоса и слуха.
  1. К посещениям с профилактической целью следует относить:
  • посещения по поводу осмотров при поступлении на работу, учебу, в дошкольные учреждения, при направлении в учреждения отдыха; осмотров контингентов, подлежащих периодическим осмотрам; осмотров населения при проведении ежегодной диспансеризации, осмотров при решении вопроса о проведении профилактических прививок;
  • посещения беременных при нормальной беременности, посещения женщин, обратившихся за направлением на аборт, по поводу абортов, проводимых в поликлинике, применения противозачаточных средств, после абортов, проведенных в стационаре, и т.д.;
  • патронажные посещения здоровых детей 1 года жизни.

Если врач при проведении профилактического осмотра только заподозрил заболевание, но диагноза не поставил и направил пациента к соответствующему специалисту для установления диагноза, это посещение у врача, проводившего осмотр, должно быть учтено, как сделанное с профилактической целью. Посещение же у консультирующего специалиста в случае установления диагноза должно быть учтено, как сделанное по поводу заболевания.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях (подразделениях), где введена централизованная система учета, ведомость учета посещений заполняется в кабинете учета и медицинской статистики по окончании приема на основании медицинской карты амбулаторного больного (в учреждениях, где используется талон на прием к врачу на основе разработки талонов).

В учреждениях, не имеющих в штате медицинских статистиков (децентрализованная система статистического учета), ведомость заполняется медицинской сестрой, работающей с врачом на приеме, или средним медицинским работником, на которого распоряжением главного врача возложена эта обязанность.

Правильность заполнения ведомости подтверждается подписью врача.

Порядок составления, обработки и анализа ведомостей учета посещений устанавливается распоряжением главного врача лечебно-профилактического учреждения, который несет персональную ответственность за постановку учета посещений в учреждении и достоверность данных.

  • Издательство «Медиа Сфера»
  • Об издательстве
  • Рекламодателям
  • Доставка / Оплата
  • Контакты

ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздрава России, Москва, ФГОУ ВПО «РязГМУ им. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань

Московский государственный медико-стоматологический университет

Динамика посещений с профилактической целью в системе обязательного медицинского страхования по профилю «Стоматология»

Журнал: Стоматология. 2017;96(6): 17-22

Шевченко О. В., Бутова В. Г. Динамика посещений с профилактической целью в системе обязательного медицинского страхования по профилю «Стоматология». Стоматология. 2017;96(6):17-22. https://doi.org/10.17116/stomat201796617-22

ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздрава России, Москва, ФГОУ ВПО «РязГМУ им. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань






Проведен анализ сложившихся нормативов объема медицинской помощи, оказываемой по программе обязательного медицинского страхования (ОМС) при стоматологических заболеваниях в России. Выявлено различие числа посещений на 1 застрахованного в разных субъектах Российской Федерации более чем в 80 раз. Установлено ежегодное увеличение финансовых затрат на посещение с профилактической целью. Федеральному фонду ОМС рекомендуется дать четкое определение понятию «посещение с профилактической целью», территориальным фондам ОМС усилить требования к предоставлению утвержденных форм отчетности.

ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздрава России, Москва, ФГОУ ВПО «РязГМУ им. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань

Московский государственный медико-стоматологический университет

Продолжение табл. 2 см. на след. стр.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья — основные принципы охраны здоровья граждан Российской Федерации (РФ). Профилактика в стоматологии предусматривает применение ряда мер по предупреждению болезней органов рта и челюстно-лицевой области. Охват профилактическими медицинскими осмотрами детей включен в целевые индикаторы и показатели подпрограммы 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» государственной программы «Развитие здравоохранения» [1, 2]. В данной программе действуют объективные оценочные критерии для мониторинга ее эффективности. Одним из них является число посещений с профилактической целью врачей-стоматологов, работающих в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), которое имеет тенденцию к не-уклонному росту, увеличившись к 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 14,3% [3].

Проблемы формирования территориальной программы государственных гарантий (ТПГГ) бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при стоматологических заболеваниях активно обсуждаются в печати [4—8]. Изучение мнения населения и представителей профессионального сообщества о стоматологических профилактических осмотрах показывает, что 90,9% врачей-стоматологов считают, что плановый профилактический осмотр должен осуществляться 2 раза в год, такого же мнения придерживаются 56,9% руководителей медицинских организаций. Мнения пациентов о влиянии профилактических осмотров на снижение числа обращений в связи с острой болью идентичны мнению профессионального сообщества [9].

Методологической основой при формировании ТПГГ обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью являются средние нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, регламентируемые базовой программой госгарантий (ПГГ). Важные аспекты практической деятельности врачей-стоматологов при реализации ПГГ — формирование объемов профилактической медицинской помощи населению, их стоимости, трактовка основных понятий. Проблема интерпретации посещения с профилактической целью для реализации ТПГГ чрезвычайно актуальна.

Цель исследования — анализ динамики числа и стоимости посещений с профилактической целью в системе ОМС по профилю «стоматология».

Материал и методы

Проведен анализ сложившегося объема медицинской помощи, оказываемой при стоматологических заболеваниях в России в 2014—2015 гг. Источником информации послужили фрагменты государственного статистического годового отчета Минздрава Р.Ф. «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС в Российской Федерации», форма № 14-МЕД (ОМС), раздел «Основные показатели деятельности медицинских организаций по оказанию стоматологической помощи в амбулаторных условиях». В ходе работы использовалась методика комплексного социально-экономического исследования: применение методов научного наблюдения, сравнительного, ретроспективного и статистического анализа, выкопировка данных, анализ ряда экономических показателей.

Результаты и обсуждение

Посещение — единица объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях с профилактической и лечебно-диагностической целью, которая используется для планирования нормативов объема и финансового обеспечения в рамках ПГГ и ТПГГ. Приказом Мин-здрава России от 15.12.14 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» предусмотрен учет посещений.

Состояние профилактики стоматологических заболеваний в системе ОМС отражает число посещений с профилактической целью, которое представлено в отчетной форме № 14 МЕД (ОМС), утвержденной приказом Росстата «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования» от 21.06.13 № 221 (ред. от 17.04.14 № 258).

Территориальными фондами ОМС субъектов Федерации разработаны рекомендации по трактовке и составу посещений с профилактической целью. При этом наблюдаются существенные различия, что затрудняет планирование финансовых ресурсов при разработке ТПГГ.

В приложении к приказу Минздрава Р.Ф. «О введении в действие Отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» от 16.07.01 № 269 представлены состав и определение посещения с профилактической целью. Профилактический прием (осмотр, консультация) — производимые по определенному плану действия врача в рамках проведения профилактических мероприятий, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу. В состав профилактического приема взрослого и детского населения входят простые услуги (табл. 1).
Таблица 1. Состав профилактического приема (осмотра, консультации) Примечание. ПР — полость рта.

В классификаторе услуг системы ОМС по профилю «стоматология» впервые в 2016 г. (Письмо Министерства здравоохранения РФ № 11−9/10/2−7938 и Федерального фонда ОМС № 8089/21-и от 24.12.15 г. «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования») наряду с услугами врачей-стоматологов были введены услуги:

— прием (осмотр, консультация) зубного врача первичный;

— прием (осмотр, консультация) зубного врача повторный;

— диспансерный прием (осмотр, консультация) зубного врача;

— профилактический прием (осмотр, консультация) зубного врача;

— прием (осмотр, консультация) гигиениста стоматологического первичный;

— прием (осмотр, консультация) гигиениста стоматологического повторный.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в субъектах Федерации существуют разная интерпретация состава и перечня посещений с профилактической целью.

Нами проведен анализ динамики стоимости и числа посещений врачей-стоматологов с профилактической целью по программе ОМС в субъектах РФ (табл. 2).
Таблица 2. Динамика числа посещений с профилактической целью, их стоимость
Таблица 2. Динамика числа посещений с профилактической целью, их стоимость (продолжение)
Таблица 2. Динамика числа посещений с профилактической целью, их стоимость (окончание) Так, общее число посещений с профилактической целью в РФ соответствовало в 2015 г. 31 882 306, по сравнению с 2014 г. оно возросло на 1 353 090 единиц, или на 4,24%. Общая стоимость посещений с профилактической целью составила в 2014 г. 11 445 426 270,41 руб., в 2015 г. — 16 700 064 483,04 руб., т. е. увеличилась на 32%. Данные показатели составили в 2014 г. 20,13% от общего объема финансирования ПГГ по профилю «стоматология», в 2015 г. — 28,20%. Более информативны средние нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, приходящиеся на 1 застрахованного по программе ОМС. Так, в среднем число посещений с профилактической целью в РФ составило в 2014 г. 0,21 на 1 застрахованного, в 2015 г. — 0,22. Следует заметить, что данные показатели значительно варьируют, колеблясь от 0,01 посещения (Республика Алтай, Республика Хакасия, Оренбургская область) до 0,8 (Сахалинская область) — различие в 80 раз.

Стоимость 1 посещения с профилактической целью соответствовала в 2014 г. 374,90 руб., а в 2015 г. — 523,80 руб., т. е. возросла почти в 1,5 раза. Средние нормативы финансовых затрат на посещения с профилактической целью на 1 застрахованного составили в 2014 г. 78,73 руб., в 2015 г. — 115,24 руб. Отмечается поливариантность данного показателя по субъектам Федерации и федеральным округам. В Дальневосточном и Сибирском округах расходы на 1 посещение с профилактической целью возросли в 2 раза и более. Наблюдается существенное различие в расходах на 1 профилактическое посещение в Сибирском федеральном округе: так, в Красноярском крае затрачивается 1273,39 руб., в Омской области — 191,55 руб. В Приволжском и Центральном округах этот показатель стабилен.

Таким образом, наблюдается законодательно закрепленное ежегодное увеличение финансовых затрат на 1 посещение с профилактической целью. В 2015 г. общие затраты на них составили 16,7 млрд руб. С 2014 г. они возросли на 32%, при этом число посещений с данной целью увеличилось всего на 4,24%. В 2015 г. средний норматив числа посещений с профилактической целью соответствовал 0,22 на 1 застрахованного, стоимость посещения — 523,80 руб. Следует заметить, что необходимо усилить требования Территориальных фондов ОМС к предоставлению отчетности по форме № 14 МЕД ОМС, поскольку сведения о числе посещений с профилактической целью не представлены Костромской областью, Хабаровским краем и г. Севастополь. Федеральному фонду ОМС необходимо обратить внимание на неоднозначность трактовки посещения с профилактической целью в разных субъектах Федерации, низкую его стоимость (в 3 раза и более по сравнению с федеральной) в ряде субъектов Федерации, снижение числа посещений с данной целью в 30 субъектах Федерации.

Таким образом, понятие «посещение с профилактической целью» в разных субъектах Федерации трактуется по-разному. По данным статистической отчетности, в 2015 г. средние нормативы числа посещений врача-стоматолога с профилактической целью в РФ составляли 0,22 на 1 застрахованного. Этот показатель значительно варьирует по субъектам Федерации. Отмечено снижение числа посещений на 1 застрахованного за 2 года в 30 субъектах Федерации. Стоимость посещения с профилактической целью в 2015 г. соответствовала 523,80 руб. Наблюдается увеличение общих финансовых затрат на посещения с профилактической целью; так, в 2015 г. затраты увеличились на 45,85% по отношению к 2014 г., составив 16,7 млрд руб. Проведенный анализ диктует необходимость Федеральному фонду ОМС дать четкое определение понятия «посещение с профилактической целью», Территориальным фондам ОМС усилить требования к предоставлению утвержденных форм отчетности.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статистические показатели работы поликлиники

Организацию работы поликлиники оценивают по объему и качеству ее работы, в числе структуре посещений и динамики их числа в целом и по специальностям.

Основным показателем для оценки объема амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой прикрепленному населению, является среднее число посещений, выполненных на 1 жителя за год. Структура посещений говорит об удельном весе посещений по данной специальности в общем числе посещений.

Вычисляется удельный вес посещений сельских жителей как в целом по поликлинике, так и по отдельным специальностям. Величина его зависит не только от обеспеченности учреждения врачами, их квалификации, но и от состава обслуживаемого населения, численности сельских населенных пунктов. Этот показатель показывает, какой удельный вес в работе данной поликлиники занимает оказание помощи сельским жителям.

В ряде случаев возникает необходимость оценить посещения по их цели. Для этого используют показатели удельного веса посещений в связи с заболеваниями и с профилактической целью.

Интересно связать эти данные с нагрузкой врачей, у которых рассматривался этот показатель, с системой и характером их работы, составом населения, обслуживаемого данным врачом. Руководитель учреждения выборочным путем может рассмотреть характер профилактических посещений у некоторых врачей (систематические осмотры, индивидуальные осмотры, обращения по поводу выдачи различных справок, прием на работу, оформление санаторно-курортной карты, диспансеризация и т.д.).

Показатель динамики посещений характеризует темп роста или снижения объема посещений. Число посещений за предыдущий год принимается за 100%. Разница в показателях покажет, на сколько процентов увеличился (снизился) объем посещений поликлиники в отчетном году. Данный показатель можно рассматривать за ряд лет (в виде показателя наглядности).

Характеристика посещений врачей

«Посещение» – статистическая единица учета, соответствующая одному посещению здоровым (больным) врача (среднего медицинского работника) или одному посещению врачом (средним медицинским работником) здорового (больного) на дому в зависимости от цели обращения.

Каждое обращение здорового пациента по поводу конкретных факторов, влияющих на состояние его здоровья, сопровождается первичным посещением. Если эпизод этого контакта пациента с врачом (средним медицинским работником) заканчивается, таким образом, то число посещений будет соответствовать числу обращений. Однако редко врачу удается разрешить проблему пациента в одно посещение. Следовательно, число посещений всегда будет превышать число обращений.

Учету подлежат следующие посещения:

- к врачам любых специальностей, ведущих амбулаторный, в том числе консультативный прием (терапевтам, педиатрам, хирургам, акушерам-гинекологам, урологам, отоларингологам и т.д., включая заведующих отделениями);

- к психотерапевтам при проведении групповых занятий (число посещений учитывается по числу больных, занимающихся в группе);

- к врачам здравпунктов, терапевтам, акушерам-гинекологам и другим врачам, ведущим прием на здравпунктах в часы, специально выделенные для амбулаторного приема;

- к врачам, оказывающим медицинскую помощь в специально выделенные для амбулаторного приема дни, при выездах в другие учреждения здравоохранения и подразделения (центральные районные, районные больницы, участковые больницы и амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты);

- посещения больного или родственника больного для повторной выписки рецепта при онкологических заболеваниях, сахарном диабете и др.;

- врачей-инфекционистов проводящих подворные обходы во время вспышки инфекционных заболеваний, осмотр контактных в очаге (семье) инфекционного заболевания;

- консультации амбулаторных больных врачами стационара;

- случаи оказания медицинской помощи в приемных отделениях стационаров больным без последующей госпитализации;

- консультации врачами поликлиник больных, находящихся на лечении в стационаре;

- профилактические осмотры детей в детских дошкольных учреждениях, школах, профилактические осмотры населения, включая периодические осмотры рабочих промышленных предприятий, работников других учреждений, независимо от того, проведены ли они в стенах поликлиники или непосредственно на предприятиях (в учреждениях);

- к врачам призывных комиссий.

Посещения в течение дня больным одного и того же врача учитывается как одно посещение.

К посещениям по поводу заболеваний следует относить:

- посещения, когда у пациента выявлено заболевание;

- посещения для коррекции лечения;

- посещения диспансерным контингентом в период ремиссии;

- посещения больными в связи с оформлением на МСЭК, санаторно-курортной карты, открытием и закрытием листка нетрудоспособности, получением справки о болезни ребенка, направлением на аборт по медицинским показаниям, по поводу патологии беременности, после абортов по медицинским показаниям, а также по поводу консультаций у специалистов, если врач при этом установил диагноз по своей специальности.

К посещениям с профилактической целью следует относить:

- посещения по поводу осмотров при поступлении на работу, учебу, в дошкольное учреждение, при направлении в учреждения отдыха; осмотров контингентов, подлежащих периодическим осмотрам; осмотров населения при проведении ежегодной диспансеризации; осмотров при решении вопроса о проведении профилактических прививок (при условии, что во время осмотра у пациента не будет выявлено заболеваний);

- посещения беременных при нормальной беременности; посещения женщин, обратившихся за направлением на медицинский аборт; по поводу медицинских абортов, проводимых в амбулаторных условиях, применения противозачаточных средств; после медицинских абортов, проведенных в стационаре, и т.д.;

- патронажное посещение здоровых детей первого года жизни, работа врачей призывных комиссий, повторные обходы врачей инфекционистов во время вспышки инфекционных заболеваний.

Если врач при проведении профилактического осмотра только заподозрил заболевание, но диагноза не поставил и направил пациента к соответствующему специалисту для установки диагноза, посещение у врача, проводившего осмотр, должно быть учтено как посещение с профилактической целью. Посещение же консультирующего специалиста в случае установления диагноза должно быть учтено как посещение по поводу заболевания.

Не подлежат учету как посещения врачей:

- случаи оказания медицинской помощи персоналом станций (отделений) скорой медицинской помощи;

- обследования в рентгеновских кабинетах, лабораториях и т.д.;

- случаи оказания медицинской помощи на занятиях физической культурой, учебно-спортивных мероприятиях;

- консультации и экспертизы, проводимые клинико-экспертными комиссиями (КЭК);

- посещения к врачам вспомогательных отделений (кабинетов).

Посещения врачей вспомогательных отделений и кабинетов (лучевой терапии, физиотерапевтического, лечебной физкультуры, эндоскопии, функциональной диагностики и др.) как посещения не учитываются.

Посещения среднего медицинского персонала подлежат учету в случаях ведения самостоятельного приема во врачебных амбулаторно-поликлинических учреждениях, врачебных и фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП), включая посещения по поводу процедур. Посещение засчитывается как одно, если при обращении по поводу заболевания одновременно выполняется и процедура. Посещения в течение дня больным одного и того медицинского работника учитывается как одно посещение.

Каждое посещение врача в поликлинике (или визит врача к больному на дом), независимо от повода, записывается в Медицинской карте амбулаторного больного (форма N 025/у-04), Истории развития ребенка (форма N 112/у) или соответствующих специальных медицинских картах (Медицинской карте больного венерическим заболеванием – форма N 065/у, Медицинской карте больного грибковым заболеванием – форма N 065-1/у, Врачебно-контрольной карте диспансерного наблюдения спортсмена – форма N 062/у, Медицинской карте больного туберкулезом – форма N 081/у, Индивидуальной карте беременной и родильницы – форма N 111/у), включающей цель посещения, жалобы, анамнез, объективные данные, диагнозы с кодированием их по МКБ-10, группу здоровья, данные обследования и динамического наблюдения, назначенное лечение.

Посещения к врачам кабинета инфекционных заболеваний кроме того записываются в Журнал учета работы кабинета инфекционных заболеваний – форма N 128/у, утвержденный приказом N 1230 от 08.12.1980 года. Посещения к врачам здравпункта записываются в Журнал регистрации амбулаторных больных – форма N 074/у.

Посещения на дому, помимо Медицинской карты амбулаторного больного или Истории развития ребенка, записываются в Книге записей вызовов врачей на дом (форма N 031/у), заполняемой в регистратуре учреждения.

Участковость на приеме (на дому) – у врачей-терапевтов, педиатров) – зависит от динамики заболеваемости населения, нагрузки врача, численности и состава населения на участке, а также от смены врачей по обслуживанию данного участка.

Показатель нагрузки врача, используется для оценки выполненных объемов работы по посещениям. Показатель может быть рассчитан отдельно по посещениям на приеме в поликлинике и по посещениям на дому по каждой специальности.

Для оценки эффективности работы врачей чаще всего используют показатель функции врачебной должности среднее число посещений, приходящееся на 1 занятую врачебную должность в год.

По должностям врачей-стоматологов и врачей-травматологов-ортопедов проведение специалистами смешанного приема (например, терапевтического и хирургического у врача-стоматолога и т.д.) применяются расчетные нормативы обслуживания, предусмотренные для врачей-стоматологов и врачей-стоматологов-хирургов пропорционально времени, затрачиваемому на соответствующие виды работ.

Руководителям учреждений здравоохранения предоставлено право разрабатывать индивидуальные нормы нагрузки врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) в зависимости от конкретных условий и с учетом рациональной организации труда врачебного и среднего медицинского персонала. Основой для такой разработки могут служить данные проведенного хронометража работы каждого врача.

Перечень основных показателей, используемых для анализа работы поликлиники

Читайте также: