Для определения нарушения формы зубных рядов используют методику

Опубликовано: 14.05.2024


⚑ Закажите написание студенческой работы!

Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!

Тестовый вопрос: Угол SNA на ТРГ определяет положение

Выберите правильный ответ:

[ верно ] апикального базиса верхней челюсти в саггитальной плоскости относительно плоскости основания черепа.

[неверно] апикального базиса нижней челюсти в саггитальной плоскости относительно плоскости основания черепа.

Тестовый вопрос: Угол SNВ на ТРГ определяет положение

Выберите правильный ответ:

[неверно] апикального базиса верхней челюсти в саггитальной плоскости относительно плоскости основания черепа.

[ верно ] апикального базиса нижней челюсти в саггитальной плоскости относительно плоскости основания черепа.

Тестовый вопрос: Диагностику зубоальвеолярных и гнатических форм глубокого прикуса

Выберите правильный ответ:

[неверно] проводят на основании

[неверно] клинического обследования пациентов

[неверно] клинического обследования пациентов, их ближайших родственников

[неверно] и данных рентгенологического обследования

[ верно ] изучения боковых ТРГ головы

[неверно] изучения диагностических моделей челюстей

[неверно] изучения фотографии лица

Тестовый вопрос: Для глубокого прикуса характерны следующие изменения зубных рядов:

Выберите правильный ответ:

[неверно] Зубоальвеолярное удлинение во фронтальном и боковых сегментах.

[неверно] Зубоальвеолярное укорочение во фронтальном и боковых сегментах.

[неверно] Зубоальвеолярное укорочение во фронтальном, зубоальвеолярное удлинение в боковых сегментах.

[ верно ] Зубоальвеолярное удлинение во фронтальном, зубоальвеолярное укорочение в боковых сегментах.

[неверно] Зубоальвеолярное удлинение в боковых сегментах.

Тестовый вопрос: Для глубокого прикуса типичен тип роста лицевого скелета

Выберите правильный ответ:

[ верно ] вертикальный

Тестовый вопрос: Индекс Тонна используют для определения:

Выберите правильный ответ:

[неверно] Пропорциональности размеров верхнего и нижнего зубных рядов

[неверно] Ширина зубного ряда

[неверно] Длины зубного ряда

[ верно ] Пропорциональности верхних и нижних резцов

[неверно] Длины нижней челюсти в постоянном прикусе

Тестовый вопрос: Метод Пона позволяет определить

Выберите правильный ответ:

[неверно] Пропорциональность верхних и нижних резцов

[неверно] Пропорциональность верхнего и нижнего зубных рядов

[ верно ] Ширину зубных рядов в области моляров и премоляров

[неверно] Длину апикального базиса

Тестовый вопрос: Метод Долгополовой применяется для определения

Выберите правильный ответ:

[неверно] длины и ширины нижней челюсти в постоянном прикусе

[неверно] ширины и длины апикального базиса в постоянном прикусе

[ верно ] длины и ширины зубных рядов в период временного прикуса.

[неверно] ширины апикального базиса в период временного прикуса.

[неверно] длину тела нижней челюсти.

Тестовый вопрос: Для определения нарушения формы зубных рядов используют методику

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Хаулея-Гербера-Гербста

Тестовый вопрос: Ширину головы определяют между:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Латерально расположенными точками eu – eu

[неверно] Точками zy – zy

[неверно] Точками go – go

[неверно] Точками op – gl

[неверно] Точками n – gn

Тестовый вопрос: Длину головы измеряют между точками:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Op- gl

Тестовый вопрос: Для определения состояния височно-нижнечелюстных суставов необходимо провести:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Рентгенографию по методике Парма

[неверно] Прицельную рентгенографию

[неверно] Панорамную рентгенографию

[неверно] Аксиальную рентгенографию

Тестовый вопрос: Для исследования размеров суставной щели ВНЧС целесообразно сделать:

Выберите правильный ответ:

[неверно] Панорамную рентгенографию

[ верно ] Компьютерную томографию

[неверно] Прицельную рентгенографию

[неверно] Рентгенографию по методике Парма

Тестовый вопрос: Симметричность развития правой и левой половины нижней челюсти наиболее полно можно оценить с помощью:

Выберите правильный ответ:

[неверно] Панорамной рентгенографии

[неверно] Телерентгенографии в боковой проекции

[ верно ] Телерентгенографии в прямой проекции

Тестовый вопрос: Электромиография регистрирует:

Выберите правильный ответ:

[неверно] Движение нижней челюсти

[неверно] Движение ВНЧС

[ верно ] Биопотенциалы мышц челюстно-лицевой области

[неверно] Гемодинамику мышц челюстно-лицевой области

[неверно] Движение нижней челюсти и движение ВНЧС

Тестовый вопрос: Функциональное состояние мышц челюстно-лицевой области определяют методом:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Электромиографии

Тестовый вопрос: Методом миотонометрии можно определить:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Тонус мышц во время выдвижения челюсти

[неверно] Графическую регистрацию потенциалов мышц

[неверно] Жевательную силу в состоянии сокращения

Тестовый вопрос: Какой тип дыхания следует считать аномальным?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Ротовое дыхание

[неверно] Носовое дыхание

Тестовый вопрос: Метод Коркхауза основан на

Выберите правильный ответ:

[неверно] Зависимости суммы мезиодистальных размеров верхних резцов и ширины зубных рядов

[ верно ] Зависимости суммы мезиодистальных размеров верхних резцов и длины переднего отрезка зубного ряда

[неверно] Зависимости ширины и длины зубных рядов

[неверно] Пропорциональности размеров верхних и нижних резцов

[неверно] Зависимости суммы мезиодистальных размеров нижних резцов и ширины зубных рядов


⚑ Успей сделать заказ со скидкой!

Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!


⚑ Закажите написание студенческой работы!

Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!

Тестовый вопрос: Угол SNA на ТРГ определяет положение

Выберите правильный ответ:

[ верно ] апикального базиса верхней челюсти в саггитальной плоскости относительно плоскости основания черепа.

[неверно] апикального базиса нижней челюсти в саггитальной плоскости относительно плоскости основания черепа.

Тестовый вопрос: Угол SNВ на ТРГ определяет положение

Выберите правильный ответ:

[неверно] апикального базиса верхней челюсти в саггитальной плоскости относительно плоскости основания черепа.

[ верно ] апикального базиса нижней челюсти в саггитальной плоскости относительно плоскости основания черепа.

Тестовый вопрос: Диагностику зубоальвеолярных и гнатических форм глубокого прикуса

Выберите правильный ответ:

[неверно] проводят на основании

[неверно] клинического обследования пациентов

[неверно] клинического обследования пациентов, их ближайших родственников

[неверно] и данных рентгенологического обследования

[ верно ] изучения боковых ТРГ головы

[неверно] изучения диагностических моделей челюстей

[неверно] изучения фотографии лица

Тестовый вопрос: Для глубокого прикуса характерны следующие изменения зубных рядов:

Выберите правильный ответ:

[неверно] Зубоальвеолярное удлинение во фронтальном и боковых сегментах.

[неверно] Зубоальвеолярное укорочение во фронтальном и боковых сегментах.

[неверно] Зубоальвеолярное укорочение во фронтальном, зубоальвеолярное удлинение в боковых сегментах.

[ верно ] Зубоальвеолярное удлинение во фронтальном, зубоальвеолярное укорочение в боковых сегментах.

[неверно] Зубоальвеолярное удлинение в боковых сегментах.

Тестовый вопрос: Для глубокого прикуса типичен тип роста лицевого скелета

Выберите правильный ответ:

[ верно ] вертикальный

Тестовый вопрос: Индекс Тонна используют для определения:

Выберите правильный ответ:

[неверно] Пропорциональности размеров верхнего и нижнего зубных рядов

[неверно] Ширина зубного ряда

[неверно] Длины зубного ряда

[ верно ] Пропорциональности верхних и нижних резцов

[неверно] Длины нижней челюсти в постоянном прикусе

Тестовый вопрос: Метод Пона позволяет определить

Выберите правильный ответ:

[неверно] Пропорциональность верхних и нижних резцов

[неверно] Пропорциональность верхнего и нижнего зубных рядов

[ верно ] Ширину зубных рядов в области моляров и премоляров

[неверно] Длину апикального базиса

Тестовый вопрос: Метод Долгополовой применяется для определения

Выберите правильный ответ:

[неверно] длины и ширины нижней челюсти в постоянном прикусе

[неверно] ширины и длины апикального базиса в постоянном прикусе

[ верно ] длины и ширины зубных рядов в период временного прикуса.

[неверно] ширины апикального базиса в период временного прикуса.

[неверно] длину тела нижней челюсти.

Тестовый вопрос: Для определения нарушения формы зубных рядов используют методику

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Хаулея-Гербера-Гербста

Тестовый вопрос: Ширину головы определяют между:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Латерально расположенными точками eu – eu

[неверно] Точками zy – zy

[неверно] Точками go – go

[неверно] Точками op – gl

[неверно] Точками n – gn

Тестовый вопрос: Длину головы измеряют между точками:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Op- gl

Тестовый вопрос: Для определения состояния височно-нижнечелюстных суставов необходимо провести:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Рентгенографию по методике Парма

[неверно] Прицельную рентгенографию

[неверно] Панорамную рентгенографию

[неверно] Аксиальную рентгенографию

Тестовый вопрос: Для исследования размеров суставной щели ВНЧС целесообразно сделать:

Выберите правильный ответ:

[неверно] Панорамную рентгенографию

[ верно ] Компьютерную томографию

[неверно] Прицельную рентгенографию

[неверно] Рентгенографию по методике Парма

Тестовый вопрос: Симметричность развития правой и левой половины нижней челюсти наиболее полно можно оценить с помощью:

Выберите правильный ответ:

[неверно] Панорамной рентгенографии

[неверно] Телерентгенографии в боковой проекции

[ верно ] Телерентгенографии в прямой проекции

Тестовый вопрос: Электромиография регистрирует:

Выберите правильный ответ:

[неверно] Движение нижней челюсти

[неверно] Движение ВНЧС

[ верно ] Биопотенциалы мышц челюстно-лицевой области

[неверно] Гемодинамику мышц челюстно-лицевой области

[неверно] Движение нижней челюсти и движение ВНЧС

Тестовый вопрос: Функциональное состояние мышц челюстно-лицевой области определяют методом:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Электромиографии

Тестовый вопрос: Методом миотонометрии можно определить:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Тонус мышц во время выдвижения челюсти

[неверно] Графическую регистрацию потенциалов мышц

[неверно] Жевательную силу в состоянии сокращения

Тестовый вопрос: Какой тип дыхания следует считать аномальным?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Ротовое дыхание

[неверно] Носовое дыхание

Тестовый вопрос: Метод Коркхауза основан на

Выберите правильный ответ:

[неверно] Зависимости суммы мезиодистальных размеров верхних резцов и ширины зубных рядов

[ верно ] Зависимости суммы мезиодистальных размеров верхних резцов и длины переднего отрезка зубного ряда

[неверно] Зависимости ширины и длины зубных рядов

[неверно] Пропорциональности размеров верхних и нижних резцов

[неверно] Зависимости суммы мезиодистальных размеров нижних резцов и ширины зубных рядов


⚑ Успей сделать заказ со скидкой!

Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!

Вопросами изучения этиологии, патогенеза методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий занимаются ортодонты. В то же время детский стоматолог, в силу инициативной формы своей работы проводя периодическое исследование зубочелюстной системы ребенка, состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки рта, прикуса, других заболеваний, сталкивается с данной патологией.

Клинические признаки правильного прикуса

Понятие «норма» в медицине определяет условно принятое обозначение правила, относящегося к какому-нибудь признаку. Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно норма прикуса — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношение челюстей, соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.

Определение нормы формирующегося временного прикуса в первом периоде связано с процессом прорезывания временных первых, вторых моляров, клыков. Показателем являются симметричность и последовательность прорезывания. Наличие физиологических диастем и трем на обеих челюстях между боковыми резцами и клыками, клыками и премолярами на нижней челюсти следует рассматривать как норму временного прикуса.

Норма второго периода сменного прикуса характеризуется последовательностью и симметричностью прорезывания первых и вторых премоляров, затем постоянных клыков. В периоде формирования временного прикуса нередко определяются симптомы диспропорции роста как свидетельство неравномерности созревания органов и тканей зубочелюстной системы и их функций, что проявляется в виде признаков формирующихся аномалий прикуса. Такие симптомы, однако, могут быть определены, как проходящие, но, учитывая многообразие различных причинных факторов проявления симптомов, их можно рассматривать и как начало патологии.

В периоде постоянного прикуса незначительные отклонения в положении зубов, их величине и форме, изменения формы зубных рядов и соотношения челюстей в сагиттальном и вертикальном направлениях в пределах нормы следует рассматривать как признак законченного индивидуального развития прикуса.

Различные факторы проявления зубочелюстных аномалий

В возникновении зубо-челюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе генеалогического анализа по трем вариантам:

прямое наследование признаков (диастема, адентия, изменение числа и формы зубов);

передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия / прогения);

передача по наследству несоответствия размеров челюстей и зубов (тесное / редкое расположение зубов);

В отличие от генетически обусловленных аномалий врожденные аномалии связаны с глубокими нарушениями в эмбриональном периоде. К ним относятся: пороки развития зубов, челюстей или системные аномалии в челюстно-лицевой области.

Также существует большое количество приобретенных зубочелюстных аномалий, ибо их возникновение зависит от различных вредных воздействий в периодах формирования временного, сменного и постоянного прикуса.

Неправильное сосание

Эта функция занимает особое место на первом году жизни ребенка, т.к. благодаря ей не только осуществляется процесс питания ребенка, но так же происходит процесс правильного формирования прикуса ребенка и установление зубных рядов в нейтральном положении.

Нарушение функции сосания заключается в следующем:

нарушение ритма и процесса естественного вскармливания;

недостаточное всасывание молока, неравномерное проглатывание;

употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи;

сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни;

замедленное перемещение челюстей при процессе сосания;

Неправильное глотание

Неправильное глотание, а также привычка давить языком на зубы являются важными этиологическими факторами в развитии зубочелюстных аномалий.

В норме процесс глотания претерпевает определенные изменения от рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе.

Но с появлением первых временных зубов возникает перестройка процесса глотания. При нормальном (соматическом) способе глотания губы спокойно сложены, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами. При неправильном способе глотания зубы не сжаты и кончик языка контактирует для с нижней губой при сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица: заметна протрузия губ, сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи.

Неправильная функция глотания ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Чаще других возникают такие отклонения, как сужение зубных рядов, уплотнение фронтального участка зубной дуги нижней челюсти, открытый прикус.

Нарушение функции дыхания

Нарушения данной функции имеют важное значение в развитии аномального прикуса, т.к. она обусловлена затрудненным прохождением струи воздуха через носовые ходы и определяется как ротовое или смешанное дыхание. Обычно такое состояние бывает связано с неправильным способом глотания и несмыканием губ. Этим сочетанием определяются его клинические признаки: полуоткрытый рот, смещенный назад и вниз корень языка, что изменяет профиль лица ребенка — появляется . При дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. В результате неправильного дыхания нарушается динамическое равновесие мышц околоротовой области и языка.

Нарушение функции жевания

Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как . Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса. Отрицательно влияет на становление функции жевания нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, врожденное их отсутствие (адентия). Отсутствие временных зубов влияет и на положение языка. Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания.

Вредные привычки

К ним в стоматологии относят зафиксированные двигательные реакции, не имеющие физиологически приспособительного значения: сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, сосание и прикусывание пальцев, языка, губ и различных предметов, неправильно протекающие функции жевания, дыхания, глотания, речи, неправильное положение тела (неправильная осанка, неправильное положение челюсти или языка в покое).

Различные предрасполагающие факторы развития аномального прикуса

аномалии уздечек верхней губы, нижней губы и языка;

аномалии строения преддверия полости рта;

нарушение физиологической стираемости временных зубов;

нарушение сроков и последовательности прорезывания временных зубов и их смены;

заболевания твердых тканей зубов и их осложнения;

ранняя потеря временных и постоянных зубов.

Клинические проявления зубочелюстных аномалий

Аномалии периода формирования временного прикуса

На первом году жизни могут быть установлены врожденные аномалии или пороки развития органов челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, альвеолярного отростка, неба, значительные деформации челюстных костей, характеризующие врожденные уродства). В периоде формирования временного прикуса до полного прорезывания 20 временных зубов зубочелюстные аномалии проявляются как отклонения от нормального развития, так как о прикусе, т.е. определенном взаимоотношении зубных рядов, можно судить лишь после его окончательного сформирования.

На первом году жизни определяются следующие морфологические отклонения:

аномалии прикрепления уздечек языка;

нарушение последовательности и парности прорезывания зубов;

аномалии количества, величины, формы и положения временных зубов;

несоответствие размеров челюстей;

изменение формы челюстей;

изменение кривизны десневых валиков в разных направлениях;

неправильное положение языка в покое и при глотании;

различные вредные привычки;

К признакам отклонения в физиологическом развитии зубов и челюстей у ребенка в возрасте старше 1 года добавляются так же:

изменения цвета зубов

сохранение активности сосания

вялое формирование функции жевания

кончик языка упирается при глотании в напряженные губы

Типы развитых аномалий и деформаций сформировавшегося или формирующегося прикуса

Прогнатия

Прогнатия характеризуется выдвинутым положением верхней челюсти. Вследствие дистального сдвига нижней челюсти или выдвижения верхней вперед имеет место нарушение смыкания как передних, так и боковых зубов. При этом верхние зубы выдвигают вперед верхнюю губу, а нижняя же попадает под верхние зубы. Все это в целом отражается на внешнем виде и функции жевания и речи.

Прогения

При прогеническом соотношении зубных рядов наблюдается выдвижение вперед нижней челюсти, вследствие чего нижние зубы перекрывают одноименные верхние. При значительном проявлении данной аномалии откусывание пищи резцами становится невозможной и их роль переносится на боковые зубы. При данной патологии резко изменен внешний вид больного и нарушены речь и жевание.

Глубокий прикус

Глубокий прикус характеризуется большим перекрытием передними зубами верхней челюсти передних зубов нижней челюсти при отсутствии режущебугоркового контакта. Режущие края нижних зубов могут касаться шейки верхних. Иногда контакт отсутствует и зубы касаются десны, повреждая ее. Стоматологу следует различать глубокий прикус и глубокое перекрытие, являющееся анатомическим вариантом ортогнатического прикуса. При нем верхние передние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 треть высоты своих коронок, но режущебугорковый контакт сохраняется.

Открытый прикус

При этом виде прикуса отсутствует смыкание передних зубов, а иногда и премоляров и в контакт вступают лишь моляры. Одновременно имеются глубокие функциональные нарушения. Отсутствие контактов между передними зубами заставляет больного откусывать пищу премолярами или молярами. Сокращение полезной жевательной площади затрудняет и разжевывание пищи. В растирании пищи значительное участие принимает язык, который увеличивается в размерах. Речь больного нарушается, как и внешний вид.

Перекрестный прикус

Под перекрестным прикусом понимают соотношение зубных рядов, при котором щечные бугорки нижних боковых жевательных зубов расположены кнаружи от одноименных верхних. Передние зубы смыкаются правильно.

Классификация зубочелюстных аномалий

Для определения сформированных зубочелюстных аномалий предложено много различных классификаций. Но наиболее подходящими для использования детскими стоматологами являются следующие.

Неправильное положение зубов и изменения формы зубных рядов удобно определять по классификации, предложенной Д. А. Калвелисом. Аномальное положение отдельных зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещении в зубном ряду по отношению к трем перпендикулярным плоскостям:

вестибулярное или оральное (передне-заднее направление);

мезиальное или дистальное смещение;

неправильное положение зубов по отношению к горизонтальной плоскости

повороты зубов вокруг продольной оси

скученное положение зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещения, наложениях

Для детальной оценки тесного положения зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда может быть рекомендовано четыре степени тяжести.

Степень I.

Равномерно выраженное тесное положение зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда.

Степень II.

Преобладание неправильного положения одного постоянного резца с поворотом по оси, налеганием на рядом стоящий зуб или наклоном в оральном или вестибулярном направлении.

Степень III.

Характеризуется двумя признаками: неправильным положением зубов и изменением формы зубного ряда и альвеолярного отростка во фронтальном участке с вытеснением из зубного ряда одного или двух зубов, и изменением положения зубов, обусловленным их поворотами по оси, наклонами, значительным налеганием друг на друга и перемещением в оральном или вестибулярном направлении.

Степень IV.

Характеризуется вытеснением из зубного ряда двух и более зубов в сочетании со значительным уплощением фронтального участка зубного ряда нижней челюсти. При этом определяется недостаточность апикального базиса и значительный оральный наклон коронок зубов над уровнем базальной дуги (т.е. в области перехода альвеолярного отростка в базальную дугу).

Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.

Профилактика аномалий прикуса проводятся в различные периоды детского и юношеского возраста, включая внутриутробное развитие.

От рождения до 6 месяцев.

От 6 месяцев до 3 лет (Период временного прикуса).

От 3 лет до 6 лет (Период сформированного временного прикуса и начало формирования смешанного).

От 6 до 9 лет (Первый период смешанного прикуса).

От 9 до 12 лет (Второй период смешанного прикуса, начало формирования постоянного прикуса).

От 12 до 15 лет (Период формирования постоянного прикуса).

Для каждого периода характерны свои методы профилактики.

Нормализация жизни матери, нормальное питание, условия труда и. т. д.

Профилактика травматизма при рождении ребенка.

Характер вскармливания ребенка.

Санация полости рта. Причем нужно отдавать предпочтение нестирающимся пломбировочным материалам. И если у ребенка есть потеря зубов, то нужно изготавливать профилактические протезы.

Купирование вредных привычек осознанных и неосознанных.

Операции на уздечке языка проводятся:

1. При рождении — ребенок не может полноценно питаться молоком.

2. В 3 года — при нарушении речи.

3. В 7 лет — при аномальном положении и прорезывании нижних резцов.

4. После 7 лет — в плане профилактики заболеваний пародонта нижних зубов. ( Такое вмешательство так же обусловлено тем, что короткая уздечка верхней и нижней губы провоцирует образование мезиального, открытого или дистального прикуса).

Углубление преддверия полости рта (проводится в 8-9 лет).

Устранение макроплазии (проводится в 8-9 лет).

Удаление временных зубов, оставшихся после прорезывания постоянных.

Серийное и последовательное удаление зубов (по методу Котец).

Особое место в профилактике развития аномального прикуса занимает лечебная физкультура. Ее основными задачами являются:

Купирование вредных привычек.

Нормализация функционирования зубочелюстной системы.

Ослабление гиперактивных мышц.

Усиление слабых мышц.

Примерный комплекс ЛФК для детей с дистальным прикусом.

Часть I.

1. Зубки на зубки, заборчиком.

2. Закусить нижними зубами верхнюю губу.

3. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть с частотой 1 раз в секунду.

4. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть на 15, 20, 40, более секунд.

5. При запрокинутом подбородке доставать кончиком языка до кончика носа, для усиления активности мышц выдвигателей, купирования вредных привычек, выдвижение нижней челюсти вперед в более правильное положение.

Часть II. ( Комплекс усиление активности круговой мышцы рта ).

1. Упражнения с глотком воды, применяется и при нормализации функции дыхания у ребенка. Набирается глоток воды и как можно дольше не проглатывается.

2. Удерживать губами линейку, эквилибратор, и. т.д.

Часть III. ( Общеукрепляющая терапия ).

1. Дозированная нагрузка, она предполагает использование морковки или другого овоща, который режется на пласты 1мм, через 3 дня: 1.5 мм и.т.д. И по мере адаптации пародонта к нагрузке увеличивается размер этого слоя.

2. Передними зубами закусывается эластический круг, и происходит тренировка пародонта.

Дефекты зубных рядов — это патологии строения зубной дуги в связи с отсутствием одного или нескольких зубов. Причинами этого могут выступать:

  • заболевания полости рта — пародонтоз, глубокий кариес и пульпит, периодонтит, киста зуба;
  • соматические заболевания, эндокринные нарушения;
  • механические повреждения — травмы челюсти, зубов;
  • нарушение сроков прорезывания зубов, порядка;
  • врожденная адентия.

  • Классификация дефектов зубных рядов:
  • Клинические проявления дефектов зубных рядов
  • Лечение дефектов зубных рядов
Дефекты зубных рядов

Классификация дефектов зубных рядов:

По Кеннеди делятся на четыре группы:

  • первая — челюстная линия с двусторонними дефектными окончаниями;
  • вторая — наличие одностороннего дистального эффекта (дистальная опора — это крайние зубы в ряду);
  • третья — односторонний дефект, возникший при наличии опоры;
  • четвертая — дефекты переднего отдела.

По Гаврилову также выделяют 4 группы дефектов:

  • первая — зубные дуги с концевыми дефектами (как с одной, так и с обеих сторон);
  • вторая — наличие включенных боковых и передних дефектов (также с одной или обеих сторон);
  • третья — комбинированный дефект;
  • четвертая предполагает одиночно сохранившиеся единицы.

По Бетельману выделяют два класса:

1 класс представляют ряды с концевыми дефектами, они делятся на:

  • односторонние;
  • двусторонние.

2 класс — включенные дефекты:

  • один/несколько дефектов с протяженностью до 3 зубов;
  • один/несколько дефектов при хотя бы одном из них протяженностью более 3 зубов.

Клинические проявления дефектов зубных рядов

Основное проявление дефекта зубных рядов — нарушение их непрерывности, что влечет за собой следующие последствия:

  • перегрузка некоторых групп зубов;
  • нарушение речи;
  • нарушение жевательных функций;
  • неправильное функционирование височно-нижнечелюстного сустава.

В случае неполучения врачебной помощи формируется вторичная деформация прикуса, а также нарушается тонус жевательных мышц.

С течением времени выделяются две группы зубов: первая — с сохранной функцией, вторая — с утраченной. Нагрузка при жевании распределяется еще более неравномерно, что приводит к деформации окклюзионных поверхностей, смещению зубного ряда, пародонтозу и другим заболеваниям.

Отсутствие передних зубов сказывается на эстетичном виде и доставляет психологический дискомфорт при общении и улыбке.

Лечение дефектов зубных рядов

Лечение дефектов зубных рядов подбирается индивидуально с учетом особенностей: возраста пациента, вида дефекта, особенностей строения зубочелюстной системы, состояния костной ткани и т.д.

Исправление дефектов осуществляется с помощью протезирования. Перед этим пациент проходит несколько этапов.

  1. Обследование пациента: выявление показаний и противопоказаний, определение состояния здоровья, выяснение наличия аллергических реакций, оценка состояния костной ткани (при необходимости имплантации).
  2. Санация полости рта. Устранение заболеваний зубов и полости рта при их наличии — лечение кариеса, пульпита, удаление зубов и их корней, не подлежащих терапии.
  3. Выбор оптимального метода зубопротезирования.
  4. Подготовка: врач делает слепок челюсти и направляет материал в зуботехническую лабораторию для создания модели. При необходимости подготовки опорных зубов они обтачиваются и препарируются, как этого требует конструкция.

В тех случаях, когда дефект небольшой, он может быть исправлен путем установления вкладок, коронок и виниров. Значительные нарушения подлежат коррекции другими способами.

Мостовидные протезы применяются при включенных дефектах зубных рядов, основным условием метода является относительное здоровье пародонта. В этом случае два соседних зуба подлежат обтачиванию. Современная стоматология прибегает чаще к мостовидному протезированию на имплантатах с использованием металлокерамики и безметалловых конструкций, поскольку костная ткань на месте удаленного или утраченного зуба имеет свойство рассасываться со временем, поэтому необходимо полное замещение корня. Метод имеет большое преимущество в виде возможности подбора искусственных зубов в цвет собственных — это делает конструкцию незаметной и она выглядит естественно.

Съемные протезы на имплантатах устанавливают при полной адентии — во избежание выпадения протеза.

Широко применяется также и собственно имплантация зубов, но процедура крайне редко осуществляется при большом количестве отсутствующих зубов. Гораздо чаще в этом случае применяется съемное протезирование.

Протезы из акриловой пластмассы применяются при частичном и полном отсутствии зубов. Во втором случае конструкция полностью опирается на десну, фиксация производится за счет «эффекта присасываемости». При частичной адентии конструкция имеет кламмеры из жесткой проволоки, которые охватывают опорные зубы, — фиксация протеза осуществляется за счет этого.

Если отсутствует 1-2 зуба, альтернативным вариантом протезирования может быть протез «бабочка», особенно востребован он при необходимости восстановления жевательных зубов.

Нейлоновые протезы также подходят как при полном, так и при частичном отсутствии зубов. Перед другими видами они имеют преимущество — эстетичный внешний вид, а также высокую степень эластичности.

Бюгельные протезы отличаются от вышеописанных наличием металлического каркаса. Конструкция состоит из:

  • металлического каркаса из кобальтохромового сплава;
  • базиса из пластмассы (и фиксирующихся на нем искусственных зубов);
  • системы фиксации.

Благодаря каркасу уменьшается объем пластмассового базиса во рту, что делает ношение более комфортным. Фиксируется протез тремя способами:

  • при помощи кламмеров — ответвлений литого каркаса;
  • при помощи аттачментов — микрозамков, при этом на сохранных зубах устанавливаются коронки, а на них и теле конструкции устанавливаются микрозамки;
  • на телескопических коронках.

Во втором случае внешний вид фактически не страдает — замки незаметны при улыбке и разговоре. В третьем случае телескопические коронки представляют собой конструкцию из верхней и нижней части: верхняя является съемной, фиксируемой к самому металлическому каркасу протеза; нижняя — несъемная и фиксируется на опорных зубах (по форме она представляет собой обточенный под коронку зуб).

Существует еще одна разновидность бюгельного протезирования, которая представлена шинирующим протезом. Это требуется в случае не только восстановления дефектов зубных рядов, но и для выполнения других функций. При наличии подвижных зубов (например, при пародонтозе, что часто является причиной утраты зубов) передние и боковые зубы могут быть шинированы с помощью тонкой металлической дополнительной дуги с внутренней стороны. Она изогнута по форме зубов и способствует снижению подвижности и предупреждению расшатывания.

Современные технологии зубопротезирования позволяют устранить дефекты зубных рядов любой сложности, однако выбор метода обусловлен не только личными предпочтениями пациента, но и показаниями и противопоказаниями, количеством отсутствующих зубов, возможностью применения каждого из методов. Каждый протез подбирается индивидуально с учетом всех необходимых параметров.

Что такое Аномалии зубных рядов -

Что провоцирует / Причины Аномалии зубных рядов:

Симптомы Аномалии зубных рядов:

Различают следующие виды аномалий зубного ряда: нарушения формы и размера зубных рядов. Нарушения последовательности расположения зубов, симметричности их положения, а также контактов между смежными зубами приводят к аномалиям формы и размера зубных рядов. Существуют клинические признаки аномалий зубных рядов и антропометрические объективные методы их диагностики.

Клиническую диагностику аномалии зубных рядов проводят при осмотре полости рта, антропометрическую - на гипсовых моделях челюстей с помощью измерителя, циркуля и линейки.

В любом возрасте ребенка зубы в зубном ряду должны располагаться в последовательности, определяемой зубной формулой. Транспозиция нарушает строение зубного ряда, расположение зубов вне зубного ряда нарушает его очертания, форму, а также окклюзию.

В зависимости от возраста ребенка зубы в зубном ряду могут располагаться плотно или редко. Целость зубного ряда определяется наличием контактов между соседними зубами, причем должны соприкасаться их боковые (апроксимальные) поверхности. Контакты зубов другими поверхностями являются неправильными.

У детей 2,5-4 лет зубы должны располагаться плотно. Если количество молочных зубов, а также ширина коронок не меньше, чем в норме, то наличие промежутков между зубами у детей 4-6 лет считается признаком нормы. Появление диастем и трем обусловлено ростом альвеолярных отростков, вызванным предстоящим прорезыванием более крупных резцов и клыков. Однако наличие трем может быть вызвано также уменьшением количества и размера коронок молочных зубов, неправильным их положением, увеличением размера зубного ряда.

Постоянные зубы должны обязательно контактировать между собой своими боковыми поверхностями. Наличие трем и диастем между постоянными зубами считается аномальным явлением и выделено в отдельную нозологическую форму.

Нарушением зубного ряда является тесное (скученное) положение зубов в зубном ряду, которое может наблюдаться в любом возрасте. Скученность молочных зубов - явление редкое, тогда как постоянных - довольно частое. Причиной скученности зубов обычно является уменьшение зубного ряда, реже - увеличение количества зубов и мезиодистального размера их коронок.

К аномалиям зубных рядов относится нарушение их формы. Известно, что молочные зубы в норме располагаются в форме полукруга. После прорезывания постоянных боковых зубов верхний зубной ряд приобретает форму полуэллипса, нижний - параболы. Клинически форма зубного ряда оценивается путем осмотра его при широко открытом рте и мысленного сравнения с указанными геометрическими фигурами.

Деформация формы зубных рядов может быть разнообразной. Обычно нарушение формы обозначают описательными терминами: уплощенная, вытянутая, седловидная или гитарообразная, треугольная, трапециевидная. Иногда зубной ряд имеет асимметричную форму. Неправильное строение зубного ряда может наблюдаться на всем его протяжении, а также в отдельных участках; изменения в разных участках могут быть одинаковыми или разными по величине и направлению. Деформация зубных рядов многообразна, скученность зубов в одном участке может сочетаться с тремами в другом участке. Изменения верхнего и нижнего зубных рядов могут быть не связаны между собой. Независимость этих изменений приводит к нарушению смыкания зубов-антагонистов.

Диагностика Аномалии зубных рядов:

Объективная оценка величины коронок зубов, межзубных промежутков, размера зубных рядов проводится на гипсовых моделях челюстей с помощью измерителя и линейки. Для анализа размеров зубов пользуются таблицами Ветцеля и В.Л. Устименко. Величина любого межзубного промежутка должна быть равна сумме половин значений разности между мезиодистальными размерами коронок молочного и соответствующего постоянного зуба.

Измерение протяженности зубного ряда осуществляют на модели челюсти. Для этого определяют мезиодистальные размеры коронок зубов и получают их сумму. Гибкую тонкую проволоку, капроновую леску или толстую нитку укладывают по режущим краям и жевательным поверхностям зубов до дистальной поверхности коронок вторых молочных или первых постоянных моляров. Проволоку обрезают, распрямляют и измеряют длину в указанных пределах (метод Карей-Нансе). При наличии трем и диастем протяженность зубного ряда больше, чем сумма поперечных размеров коронок зубов, при скученном положении или недостатке места для каких-либо зубов в зубном ряду меньше.

При асимметрии зубного ряда ширину его правой и левой частей измеряют от средней линии, которая на верхней челюсти проходит по линии небного шва, на нижней - по уздечке языка.

Лечение Аномалии зубных рядов:

Сужение зубного ряда у детей с молочными зубами и в период их смены устраняют пластиночными аппаратами с винтами. При равномерном сужении зубных рядов ортодонтический винт целесообразно расположить посередине зубного ряда в области премоляров. Если зубной ряд сужен значительно, можно использовать 2 винта. При глубоком небе применяют пластинку с пружиной Коффина. Если сужен передний или задний участок зубного ряда, то винт устанавливают соответственно. При значительном сужении переднего участка верхнего зубного ряда расширяющий винт устанавливают в области клыков, а в боковом участке зубного ряда - ограничитель. При сочетании сужения зубного ряда с протрузией верхних фронтальных зубов применяют пластиночный аппарат с винтом и вестибулярной дутой.
При одностороннем сужении, смещении нескольких зубов используют пластинки с асимметрично расположенным винтом и распилом.

Уменьшение сагиттального размера зубного ряда может быть в области как передних, так и боковых зубов. Уплощение в переднем участке зубного ряда приводит к трапециевидной его форме. Для нормализации формы зубного ряда у детей с молочными зубами и в период их смены следует применять пластинку с винтом и секторальным распилом в области резцов; на нижней челюсти - пластинку с двумя винтами в области клыков и первых молочных моляров или премоляров.

Если укорочен передний участок верхнего зубного ряда, то по показаниям можно использовать каппы Бынина, Шварца.

У детей с постоянными зубами расширить и удлинить зубной ряд можно несъемной аппаратурой, в частности дугой Энгля, брекет-системой. Одновременно с перемещением зубов вперед можно поворачивать зубы вокруг продольной оси.
Укорочение одного или обоих боковых участков зубного ряда проявляется часто недостатком места для премоляров и клыков при правильной ширине зубного ряда и длине его переднего отдела. Причиной обычно является смещение первых моляров вперед. Смещать эти зубы дистально следует сразу после их прорезывания. Для этого применяют пластинку с винтом и секторальным распилом и кламмером на перемещаемый зуб. В старшем возрасте ортодонтическое лечение может быть неэффективно. Нужно удалять один из премоляров.

При увеличении параметров зубного ряда у ребенка появляются тремы между зубами при правильном их количестве и размере. При этом расширение зубного ряда может быть в области как передних, так и боковых зубов. Устранить его ортодонтическими аппаратами сложно, так как оно связано, как правило, с увеличением альвеолярного отростка или тела челюсти. У детей с таким нарушением зубного ряда необходимо оставлять равномерные промежутки между зубами или устранять их протезированием.
Увеличение продольного отрезка зубного ряда происходит за счет наклона резцов вперед; между ними появляются тремы. В младшем возрасте зубной ряд укорачивают с помощью пластинки с вестибулярной дугой. В пластинке обязательно должны быть удерживающие кламмеры. У детей старше 12 лет можно применять скользящую дугу Энгля.

Результат лечения зависит не только от степени деформации, но и от величины перекрытия зубов-антагонистов. Даже при правильной глубине перекрытия увеличение размеров зубного ряда возможно только при разобщении зубных рядов на данном участке.

Одной из аномалий зубных рядов является нарушение их целости. Тремы между резцами и клыками допускаются в норме только у детей от 4 до 6 лет. В другом возрасте зубной ряд считается неправильным, если отсутствуют контакты между аппроксимальными поверхностями рядом стоящих зубов. Тремы могут появляться при адентии, ретенции или уменьшении размера зубов. Эти аномалии часто сочетаются со смещением соседних зубов. Если промежутки незначительные и удовлетворительные с эстетической точки зрения, то ортодонтическое и ортопедическое лечение можно не проводить.

При ретенции зубов, прорезывании их вне зубного ряда, недостатке места для них в зубном ряду из-за сместившихся соседних зубов необходимо его создать. На освободившееся место перемещают аномально расположенные зубы. При микродентии, адентии или ретенции зубов промежутки устраняют путем изготовления коронок или съемных пластиночных протезов.

Аномальным считается строение зубного ряда при тесном положении зубов, когда вследствие недостатка места в зубном ряду они повернуты вокруг своей вертикальной оси или расположены вне зубного ряда.

При макродентии и скученности зубов расставить зубы в правильное положение ортодонтическим путем невозможно. Необходимо удалить 1-2 зуба. Обычно удаляют премоляры и на освободившееся место размещают клыки и резцы. Сочетание хирургического и ортодонтического методов целесообразно в старшем возрасте, однако при установлении диагноза макродентии прорезавшихся резцов в начале смены зубов можно применить метод последовательного удаления зубов, предложенный Хотцем. Он заключается в следующем. Удаляют один или оба молочных клыка - в зависимости от величины коронок постоянных резцов. Это позволяет правильно расположить постоянные резцы. После прорезывания постоянных премоляров их также удаляют, что создает место для последующего правильного прорезывания постоянных клыков. Иногда своевременное применение этого метода избавляет пациента от ортодонтического лечения или сводит его к минимуму.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Аномалии зубных рядов:

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Аномалии зубных рядов, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Читайте также: