Преддошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом молочных зубов

Опубликовано: 04.05.2024

Золотарева Ирина Леонидовна

Краткая характеристика периода

АФО органов и систем

Подготовка к поступлению в ДДУ

Профилактика инфекционных заболеваний

ВложениеРазмер
preddoshkolnyy_i_doshkolnyy_vozrast.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ И ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

  1. Краткая характеристика периода
  2. АФО органов и систем
  3. Особенности питания
  4. Подготовка к поступлению в ДДУ
  5. Профилактика инфекционных заболеваний

  1. Краткая характеристика периода

Период от 1 года до 7 лет называют периодом молочных зубов.

Преддошкольный возраст или старший ясельный продолжается от 1 года до 3 лет; характеризуется интенсивным замедлением роста, дозреванием цнс, ребенок овладевает речью и навыками самообслуживания, исчезает пассивный иммунитет.

Особенности и проблемы периода - высокая двигательная активность, любознательность, расширение круга контактов; следствием чего являются повышенный риск травматизма и инфекционных заболеваний.

Дошкольный возраст продолжается от 3 до 7 лет; характеризуется первым вытяжением, усиленным развитием скелета, началом смены молочных зубов, интенсивным развитием интеллекта.

Проблемы периода те же, что и преддошкольного, а к риску травматизма и инфекций добавляются заболевания органов дыхания и нарушение осанки.

Основами ухода и воспитания детей в период молочных зубов является профилактика травм и инфекций, воспитание похвалой, а не наказанием, поддержка стремления малыша «Я сам!», подготовка к детскому саду и к школе, сон – не менее 10 часов в сутки, общение со сверстниками.

  1. Анатомо-физиологические особенности органов и систем

Нервная система характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условно-рефлекторных связей, становлением и развитием второй сигнальной системы - речи. Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям.

Дети до 3 лет удовлетворяются общением с родителями. Старше 3 лет нуждаются в общении со сверстниками. Поэтому целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.

Кожа и её придатки продолжают развиваться. Совершенствуется терморегуляторная, выделительная и защитная функции. Отмечается снижение функции сальных желез, уменьшение количества и выраженности кожных складок (к 5-6 годам они сглаживаются и исчезают).

Отмечается значительный рост и выраженность бровей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (подмывание, умывание, чистка зубов) и пользованию горшком.

Гигиеническая ванна в холодное время года может проводиться не реже:

в 1 - 4 года - 2 раза в неделю;

с 4 лет - 1 раз в неделю.

Костно-мышечная система. К 2 годам заканчивается формирование молочного прикуса — 20 молочных зубов. С 5 лет начинается смена их на постоянные (в 6 лет - не менее 1-го постоянного зуба, в 7 лет - не менее 4-х).

Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.

К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей.

В костях еще много сохраняется хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, легко искривляются и деформируются. Для предупреждения деформаций костей особое внимание следует уделить:

-достаточной двигательной активности

- адекватным физическим нагрузкам

- правильному подбору мебели и игрушек.

Характерно развитие мышечной системы, нарастание силы, ловкости и массы мышц. Развитие крупных и средних мышц происходит быстрее (обеспечивают бег, ходьбу), а мелких мышц, а, следовательно, и мелкой моторики, медленнее и продолжается до 9-10 лет.

Дыхательная система значительно развивается, совершенствуется функция газообмена в легких.

К 2 годам формируются придаточные пазухи носа.

До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая - нежной, слабозащищенной. Создаются условия для заболеваний респираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, бронхитами, пневмониями приходится на возраст 1-3 года.

к 2 годам – диафрагмально - грудной;

к 5 годам - грудной.

Частота дыхания: в среднем 25-30 в 1 минуту.

Дыхательная аритмия сохраняется до 2-3 лет.

При выслушивании до 2-3 лет определяется пуэрильное дыхание, затем постепенно дыхательные шумы ослабевают и к 7 годам оно становится как у взрослых - везикулярное.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах, обогащается более разветвленной сетью капилляров.

1 - 3 года - 105 - 115 уд. в 1 мин.

4 - 6 лет - 90 - 100 уд. в 1 мин.

до 5 лет - 80 + 2п, п - число лет ребенка;

в 5 лет - 100 мм рт. ст.;

старше 5 лет - 100 + п.

Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции - ферментативная, двигательная, всасывающая и др.. Слизистая остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами диспепсии.

К 2 годам достигают полного развития слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия. Длина пищевода к 5 годам - 16 см; емкость желудка: в 2 года - 300-400 мл, в 3 года - 400-500 мл, в 5-6 лет - 1000 мл.

В кишечнике сохраняется нормальная микрофлора. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет - 1 раз в сутки.

Значительно улучшаются функции печени, но остаются менее совершенными, чем у взрослых.

Мочевыделительная система претерпевает значительные изменения. К 5-6 годам почки становятся анатомически зрелыми, хотя функции их еще несовершенны.

Суточный объем мочи составляет:

до 5 лет - 600+100 (п-1)

старше 5 лет 100 (п+5).

Разовый объем мочи составляет 90-120 мл в сутки.

Относительная плотность мочи -1010-1020.

Частота мочеиспусканий 8-10 раз в сутки.

Произвольное мочеиспускание формируется: у девочек к 1,5-2 годам;

у мальчиков к 3-3,5 годам.

  1. Особенности питания

Питание детей старше одного года претерпевает значительные изменения. Это связано с развитием жевательного аппарата, увеличением объема желудка, возрастанием функциональных возможностей пищеварительной системы. Однако во многом структура и функции жкт несовершенны. Поэтому по-прежнему сохраняется необходимость щажения органов пищеварения, строгого контроля качества продуктов и их кулинарной обработки.

1. Ежедневно в рацион должны входить молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль, овощи, фрукты и ряд других продуктов.

2. Рыбу, творог, яйца рекомендуется давать через 1-2 дня.

3. Животные белки должны составлять от суточного количества белка:

4. Молоко должно составлять не менее 0,5 л в сутки, творог - 50 г в сутки.

5. В питании необходимо использовать кисломолочные продукты: кефир, простоквашу, ряженку, варенец.

6. Мясные блюда надо готовить из мяса нежирных сортов в виде тефтелей, котлет и т. д.

7. От суточного количество жиров не менее 10-15 % должны составлять растительные масла.

8. В меню должны быть сырые овощи и фрукты, ягоды, зелень, соки.

9. Крупяные и макаронные изделия рекомендуется давать не чаще 1 раза в день.

10. К 2 годам в меню можно ввести черный хлеб, сыр, сельдь, колбасу, квашеную капусту, огурцы, помидоры.

11. Нежелательно давать жирное мясо, острые блюда, копчености, крепкий чай и кофе, горчицу, уксус, маргарин; следует ограничивать сладости.

Сохраняет свое значение режим питания.

Рекомендуется к 1,5 годам перейти на 4 разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин.

Следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Ежедневно ребенок должен получать 2 овощных и 1 крупяное блюдо.

2. В первой половине дня целесообразно давать мясо, рыбу, бобы; во 2-ю половину - творог, каши, овощи.

3. Предпочтительнее вареные и печеные блюда, реже поджаренные.

4. Калораж распределить так:

5. Соотношение белков, жиров и углеводов:

1 - 3 года = 1 : 1,2 : 4

3 - 6 лет = 1 : 1 : 1,5.

6. В меню обязательно должны входить горячие супы и борщи, горячие гарниры.

Для введения нового блюда - 2-3 дня, чтобы ребенок привык к нему.

Внешний вид блюд должен быть привлекательным и возбуждать аппетит.

  1. Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение

У детей старше 3 лет возникает потребность общаться со сверстниками, участвовать в сюжетно-ролевых играх. Целесообразно, чтобы ребенок старше 3 лет посещал ДДУ.

Сразу это делать не рекомендуется. Необходимо подготовить ребенка к перемене обстановки, к расставанию с близкими.

Подготовка включает следующие мероприятия:

1. Максимальное приближение домашнего режима к режиму ДДУ.

2. Ликвидация вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой).

3. Обеспечение основных навыков опрятности и самообслуживания.

4. Обеспечение предварительной вакцинации в полном объеме для данного возраста.

5. Проведение оздоровительных мер (при анемии, диатезе, частых ОРВИ).

6. Проведение санитарно-просветительной работы с родителями.

7. Постепенное увеличение длительности пребывания ребенка в ДДУ:

- в течение первой недели – 3 - 4 часа в день (до обеда);

- в течение второй недели – 5 - 6 часов (до дневного сна);

- с третьей недели – 8 - 9 часов, т. е. полный день.

Необходимо помнить, что адаптация протекает индивидуально, а, значит, требуется различный подход.

  1. Профилактика инфекционных заболеваний

Предупреждение инфекционной заболеваемости у детей - важнейший аспект работы медсестры детской поликлиники и ДДУ.

Неспецифическая профилактика включает:

1. Организацию рационального питания.

2. Правильный уход за ребенком (организация режима дня, прогулок, соблюдение личной гигиены).

3. Исключение контактов с инфекционными больными.

4. Адекватные физические нагрузки.

5. Закаливающие мероприятия.

Специфическая профилактика - это предупреждение того или иного конкретного инфекционного заболевания. Проводится в виде профилактических прививок с целью активной иммунизации детей.

Смысл прививки: ввести ребенку ослабленного возбудителя, который не вызовет заболевания, но стимулирует специфическую иммунную реакцию антиген-антитело с образованием специфических антител.

Результат - формирование активного иммунитета разной стойкости. Вследствие этого у ребенка при повторном контакте с возбудителем возможны следующие исходы:

- атипичная, легкая, стертая форма заболевания без осложнений и с гарантированным сохранением жизни ребенка.

Возможны местные и общие реакции на прививку. График введения вакцин называют календарем профилактических прививок.

Группы риска при проведении иммунопрофилактики:

1. Дети с аллергическими заболеваниями кожи, слизистых (экзема, нейродермит, бронхиальная астма). Дети с аллергической реакцией на ранее проведенные прививки.

2. Дети, перенесшие заболевания нервной системы (нейроинфекция, ч/м травма), у которых ранее были судорожные припадки.

3. Дети, часто болеющие ОРВИ, длительно болевшие заболеваниями легких, сердца, ЖКТ, печени, почек.

Необходимо помнить, что на этот возраст приходиться пик не только инфекционных заболеваний, но и травматизма:

1. Необходимо беседовать с ребенком об основных опасностях, поджидающих его дома, на улице, в детском саду, и о том, как их избежать.

2. Обучить ребенка правилам дорожного движения.

3. Научить ребенка тактике поведения с незнакомыми людьми в разных ситуациях.

Медсестра должна убедить родителей в том, что от их внимательности, ответственности и понимания зависит здоровье, а зачастую и жизнь ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Здоровый человек и его окружение Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды

Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды Общие понятия о возрастеВозрастные периоды (этапы жизни) человекаПонятие «потребность» человекаКлассификация пот.


Здоровый человек и его окружение Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности

Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденностиЗакономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде.Период новорожденностиПограничные состоя.


Здоровый человек и его окружение Лекция 16, 17. Период беременности и родов

Сущность оплодотворенияОсновные этапы развития плодного яйцаФизиологические изменения в организме беременной Диагностика беременностиТечение родов Послеродовый период.


Здоровый человек и его окружение Лекция 7, 8, 9. Грудной возраст

Физическое развитиеНПРВскармливание грудного ребёнка.


Здоровый человек и его окружение Лекция 11. Период младшего школьного возраста

Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возрастаФизическое развитиеПериод полового созревания Режим дня для детей младшего школьного возрастаПринципы .


Здоровый человек и его окружение Лекция 13. Период юношеского возраста

Краткая характеристика юношеского возраста Особенности юношеского возраста.


Здоровый человек и его окружение Лекция 19, 20.Здоровье лиц пожилого и старческого возраста

Понятие о старости и старенииГеронтология и гериатрия: основные понятияОсновные теории и механизмы старенияХарактеристика АФО пожилого и старческого возрастаОрганизация медицинской помощи лицам пожило.

Развитие зубов у детей

Каждому возрастному периоду свойственны как определенные особенности развития зубов, так и заболевания, которые преимущественно проявляются именно в это время. Поэтому каждый период имеет свою специфику при оказании детям стоматологической помощи. Умение найти подход к ребенку в психологическом плане и умение принять правильное решение при тех или иных обстоятельствах относятся к особенностям возрастного лечения в первую очередь.

Развитие зубов у детей от рождения до 12 лет

Многие родители наивно полагают, что проблемы стоматологического характера у ребенка связаны в основном с наследственностью. Это общее заблуждение приводит к тому, что с раннего возраста малыша родители не уделяют достаточно внимания зубкам и ротовой полости, не помогают ребенку выработать привычку правильно ухаживать за своими зубами. А ведь именно в раннем детском возрасте закладываются основы поведения будущего чистюли.

О первых признаках прорезания зубов, сроках прорезания и как облегчить прорезывание зубов, мы писали в статье – Что делать при появлении у ребенка первых зубов?

До появления первого зуба

Уже в 6–8 месяцев родители сталкиваются с проблемой прорезывания зубов. Для некоторых этот период становится настоящим испытанием. Обращаемся к родителям – приходите в нашу клинику и проконсультируйтесь у детского стоматолога по всем волнующим Вас вопросам. Вы узнаете много полезной и нужной информации о периоде прорезывания зубов у детей. Консультация детского стоматолога бесплатная.

Уход за первыми зубками

Детские зубы в возрасте от 6 месяцев до 2 лет

Прорезался первый зуб малыша. Обычно это передние зубы, резцы на верхней или нижней челюсти. Даже если во рту всего один зубик, необходимо тщательно ухаживать за ним. После резцов в скором времени появляются моляры и клыки. Заблуждением является мнение о том, что ухаживать за зубами малыша можно только после года. До этого возраста уход осуществляется с помощью средств, которые не смогут поранить или нанести вред нежным деснам ребенка. В этой роли могут выступать марлевые салфетки или специальные палочки. После года малышу обязательно нужно приобрести первую мягкую зубную щетку. Будьте внимательны при выборе: подбирайте щетку с маленькой головкой и мягкими щетинками. Уход за зубками проводим утром и вечером.

В начале, пока малыш привыкает к увлекательной процедуре, родители должны помогать ему чистить зубы. Затем своим собственным примером демонстрировать, как нужно ухаживать за ротовой полостью. Разместитесь удобнее перед зеркалом и начинайте.

  • Зубы нужно обрабатывать со всех сторон.
  • Зубная щетка двигается по направлению от десны к краю зубика.
  • Движения зубной щетки должны напоминать движения метлы, которая тщательно сметает весь мусор с поверхности зубов.
  • Начинаем чистку с передней поверхности зубов, переходим на середину, а затем чистим заднюю стенку зуба.
  • Чистить жевательную поверхность зубов следует по направлению от края челюсти к середине с одной стороны и с другой. Малыш должен открыть рот шире, для того чтобы щетку можно было поставить на жевательную поверхность и хорошенько «подмести» ее.

Выбирайте специальную детскую зубную пасту без большого количества абразивных веществ, для малышей подойдет паста в виде геля. Не стремитесь выбрать пасту с большим содержанием фтора. В таком возрасте от него будет больше вреда, чем пользы. Не все дети могут чистить зубы, не проглотив при этом какое-то количество пасты. Статистика утверждает, что 30–60% малышей глотают пасту при чистке. Пусть это происходит нечаянно, но выбирайте ту пасту, которая не нанесет вреда здоровью ребенка при проглатывании.

В 2–3 года многие дети уже осваивают азы чистки зубов, но взрослым все же стоит присутствовать при данной процедуре, контролировать правильность ее проведения. К трем годам малыш постепенно осваивает сложную науку, а родители на собственном примере должны показывать, что уход за детскими зубами и полостью рта является важной ежедневной задачей. Несомненно, должен присутствовать элемент игры. Можно чистить зубы игрушкам, куклам и мишкам, демонстрируя ребенку правильность выполнения процедуры. Малыш может поэкспериментировать и почистить ваши зубы. Начните обучение без пасты, постепенно добавляя небольшое ее количество. Приучите малыша к тому, что помимо ежедневной чистки необходимо проводить полоскание ротовой полости после еды.

Детские зубы в возрасте от 2 до 5 лет

К 2.5 – 3 годам формируется временный прикус. Для ребенка с 2 до 5 лет нужно пересмотреть арсенал средств по уходу за детскими зубами и полостью рта. Детские зубные щетки все также должны иметь мягкие щетинки. Можно использовать пасту с небольшим содержанием фтора. В состав используемой детской зубной пасты должны входить специальные минерализующие добавки. Ко всему вышеперечисленному желательно добавить ополаскиватель для полости рта — выбирайте состав без содержания спирта.

Детские зубы в возрасте от 5 до 12 лет

Период с 5 до 12 лет является очень важным в развитии организма ребенка, это касается и системы зубов малыша. Ротовая полость должна содержаться в чистоте, обратите внимание на то, что в данном возрасте происходит созревание эмали. Плохая гигиена полости рта приводит к стоматологическим заболеваниям. Следует также помнить, что кариозные зубы являются очагами инфекции для всего организма ребенка.

После 5.5 – 6 лет появляется первый постоянный моляр (всего их 4). Родители должны знать о том, что эти зубы не меняются, они являются постоянными. Именно первые постоянные моляры играют важную роль в формировании постоянного прикуса.

Этот период становится довольно сложным с точки зрения стоматологии, ведь одновременно появляются моляры и выпадают молочные зубы. С 7 до 9 лет прорезываются резцы, затем до 12 лет появляются премоляры. С 12 до 13 лет у ребенка вырастают вторые моляры и клыки. Помимо этого в данный период активно созревает эмаль.

Рекомендуется использовать фторсодержащие пасты, для того чтобы избежать развития кариеса, контролировать обмен веществ микроорганизмов, которые могут выделять много кислоты, разрушающей эмаль. Паста с содержанием фтора препятствует образованию налета на зубах, если эмаль начала разрушаться, то паста способствует нормализации состояния зубов.

Бережем зубы смолоду

Если в молочных зубах начинает развиваться кариес, то родители отмахиваются от него, говоря, что все равно зуб выпадет и ничего страшного здесь нет. Лечить кариес в молочных зубах они и не помышляют, ведь все равно удалять. Однако, лечить молочные зубы необходимо! Именно первые зубы играют важную роль в формировании всей челюстной системы ребенка. На их основе затем вырастают постоянные зубы, которые могут занять неправильную позицию во рту. А если инфекция проникнет внутрь кости и повлияет на развитие еще не появившегося постоянного зуба, в результате мы получим кривой или недоразвитый зуб.

Зубной налет у детей. Так ли он страшен?

Вредные микроорганизмы способны нанести вред не только детским зубам, но и всему его организму малыша. Микробы могут вызвать воспаление десен. Определить, есть ли у вашего малыша проблемы с деснами, очень просто. Достаточно присмотреться, есть ли кровоточивость во время чистки. О воспалении десен расскажет и неприятный запах изо рта. Зубной налет способен вызвать кариес. Учеными было доказано, что без микроорганизмов кариес развиться не сможет. Поэтому именно зубной налет, скопление вредных микробов, таит в себе серьезную опасность для маленького ротика. Микробы вырабатывают кислоту, которая разрушительно действует на эмаль зубов. Необходимо объяснить малышу, что своевременное полоскание полости рта и чистка зубов позволяют избавить наш рот от вредных бактерий. Детский организм характеризуется тем, что все процессы развиваются в нем довольно быстро, не исключением становится и разрушительное действие микроорганизмов.

Детский кариес и его последствия

Гастрит, аллергия, нервные расстройства, кожные высыпания, колит, эндокринные заболевания, проблемы с сердцем, заболевания, связанные с печенью, почками и поджелудочной железой, — вот краткий перечень тех проблем, которые несет детскому организму злосчастный кариес. Английские ученые установили, что данным заболеваниям в 12 раз чаще подвержены люди с кариесом, чем те, которые имеют здоровые зубы и внимательно относятся к уходу за полостью рта.

Зубы и десны должны находиться в здоровом состоянии, только тогда они не станут причиной многочисленных заболеваний, которые начинают развиваться в раннем возрасте. Проникая в организм через ротовую полость, вредные бактерии вызывают патологические изменения в органах ребенка. Поэтому профилактика кариеса и воспаления десен должна стать приоритетной задачей заботливых родителей.

Счастливый малыш — здоровый малыш!

Не существует чудесного лекарства от кариеса, которое позволило бы одним махом очистить ротовую полость ребенка от вредоносных микроорганизмов. Профилактика заболеваний подобного рода становится основным способом борьбы с кариесом. Вряд ли ваш малыш будет бояться визитов к стоматологу, если Вы регулярно посещаете с ним детского врача, независимо от того, есть на данном этапе у ребенка проблемы с зубами и деснами или нет. Чем раньше выявлен кариес, тем проще и быстрее его лечение, а значит, и ребенку будет легче переносить ту или иную врачебную манипуляцию.

Лучше всего продемонстрируют правильность утверждения о том, что чистить зубы необходимо, сами родители на собственном примере. Чистите зубы вместе со своим малышом, таким образом вы сможете контролировать, правильно ли он осуществляет процедуру, добросовестно ли подходит к данному делу. Грамотность родителей в вопросе воспитания основных гигиенических навыков ребенка крайне важна. Передавая накопленный опыт и знания малышу, вы приучаете его к правильному образу жизни, который станет залогом здоровья его организма. Улыбка ребенка будет не только здоровой, но и красивой!

Профилактический осмотр ребенка в кабинете детского стоматолога один раз в 6 месяцев позволит заблаговременно предупредить развитие негативных процессов в ротовой полости, исправить прикус, устранить появившиеся проблемы. В том случае если ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска, следует чаще наведываться в детскую стоматологию.

В жизни ребенка различают три периода развития прикуса: молочный, сменный и постоянный. Период молочного прикуса продолжается с первого дня жизни до 6-го года; сменного — от 6 до 13—15 лет; постоянного —от 15 лет до конца жизни.
Прорезывание зубов молочных и постоянных характеризуется следующими четырьмя закономерностями: сроки, порядок, парность и последовательность.

В течение первого года жизни ребенка прорезываются вначале центральные, а затем боковые резцы; у годовалого ребенка обыкновенно уже есть все 8 резцов. Приблизительно у полуторагодовалого ребенка появляется первый моляр, а спустя несколько месяцев — молочный клык (А. И. Евдокимов и Т. И. Альбанская).

Тем не менее клыку никогда не угрожает опасность тесного стояния из-за отсутствия места, которое могло быть занято прорезавшимся первым молочным моляром, так как еще до прорезывания моляра клык уже занимает свое место внутри альвеолярного отростка, находясь под слизистой оболочкой.

Если же молочный моляр прорезался мезиально, то клык всегда имеет возможность его отодвинуть кзади, так как второй моляр еще не прорезался. За клыком прорезывается второй молочный моляр. До прорезывания моляров боковые сегменты альвеолярных валиков находятся в контакте и высота нижней трети лица ребенка еще небольшая. Первое повышение прикуса и вместе с тем удлинение нижней трети лица ребенка начинаются с появления первых молочных моляров.

Последние играют ту же роль в молочном прикусе, что и постоянные — в сменном. Они поддерживают прикус на определенной высоте, и их морфологические особенности имеют большое функциональное значение.

Парность прорезывания выражается в том, что одноименные зубы на каждой половине челюсти прорезываются одновременно. Нарушение парности прорезывания одноименных зубов на различных сторонах челюстей является признаком отставания роста этой стороны и может быть при известных условиях причиной аномалийного развития челюстей и зубных рядов. Что касается последовательности прорезывания зубов, то прорезываются сначала нижние зубы, а потом одноименные верхние, за исключением боковых резцов, из которых верхние чаще прорезываются раньше нижних.

Однако из этого правила о порядке прорезывания верхних и нижних зубов и особенно о сроках прорезывания зубов бывают частые исключения. Это объясняется тем, что прорезывание зубов является фактором роста всего организма в целом. Неполноценное развитие организма влечет за собой задержку прорезывания той или другой группы зубов, а также нарушение порядка прорезывания.

Сроки прорезывания молочных зубов

Особенности молочного прикуса

После окончания формирования молочного прикуса, т. е. к 2,5—3 годам жизни ребенка, взаимоотношение между верхним и нижним зубными рядами отличается следующими признаками:

1) верхний зубной ряд больше нижнего;
2) зубные ряды—верхний и нижний — имеют форму полукруга с большим радиусом на верхней челюсти;
3) каждый верхний или нижний зуб смыкается с двумя антагонистами: верхний —с одноименным и позади стоящим нижними зубами; нижний — с одноименным и впереди стоящим верхними зубами; исключение составляют нижние центральные резцы и верхние вторые моляры, которые имеют только по одному антагонисту; 4) средние линии между верхними и нижними центральными резцами лежат в одной сагиттальной плоскости;
5) верхний первый моляр, смыкаясь на каждой стороне с двумя нижними молярами в мезио-дистальном направлении, покрывает приблизительно 2/3 нижнего первого моляра и 1/3 нижнего второго;
6) моляры и фронтальные зубы укладываются своими жевательными и режущими поверхностями в одной плоскости, т. е. не образуют ни трансверзальной, ни сагиттальной кривой.

В этой характеристике молочного прикуса не указаны следующие признаки: физиологические диастемы и тремы, а также стертость зубов. Среди перечисленных признаков молочного прикуса отсутствует также признак, характеризующий взаимоотношение между верхними и нижними зубными рядами, т. е. не указано, является ли молочный прикус ортогнатическим (ножницеобразным, псалиодонтным) или прямым (щипцеобразным, лабиодонтным). Между тем по этим вопросам существуют разные мнения.

Одни авторы считают, что верхние зубы перекрывают нижние, т. е. молочный прикус ортогнатичен; другие — считают, что молочный прикус прямой. Указанные разногласия объясняются тем, что как те, так и другие авторы не подходят дифференцированно к разным периодам существования молочного прикуса.

Поэтому мы занялись исследованием особенностей молочного прикуса. Для этой цели обследовали 400 детей в детских садах Москвы в 1949 г. в возрасте от 2,5 до 6 лет. При обследовании детей интересовались следующими сведениями: социальное происхождение, возраст, пол, характер зубной окклюзии (прикус), диастемы (размер промежутка и количество), степень стираемости и зубная формула.

date image
2015-10-16 views image
4836

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»

Методическая разработка лекционного занятия

«Период «молочных зубов»

Дисциплина «Здоровый человек и его окружение»

Специальность: 060101 Лечебное дело (углубленная подготовка)

Преподаватель: Касатикова Н.В.

Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК № 6 Протокол № ____ от „____” ___________ 20 г. Председатель ЦМК Фесенко И.С.

План лекции

Анатомо-физиологические особенности периода «молочных зубов»

Особенности питания детей от 1 года до 7 лет

Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение (ДДУ)

Обязанности медработника ДДУ

Период от 1 года до 7 лет называют периодом «молочных зубов». Условно в нем выделяют две фазы: от 1 года до 3 лет – преддошкольный или старший ясельный возраст, от 3 до 7 лет – дошкольный возраст.

Данный период характеризуется интенсивным нервно-психическим развитием и изменением пропорций тела ребенка. В течение первых 6 лет жизни закладывается основа личности ребенка, формируется характер и привычки, проявляются его склонности и таланты.

Анатомо-физиологические особенности периода «молочных зубов»

Нервная система характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условно-рефлекторных связей, становлением и развитием второй сигнальной системы – речи.

Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям. Необходимо помнить, что привычки, закрепленные в этом возрасте, зачастую сохраняются на всю жизнь.

Следует особо отметить, что дети до 3 лет удовлетворяются общением с членами семьи. Дети старше 3 лет нуждаются в общении со сверстниками и способны организовывать с ними сюжетные и ролевые игры. Целесообразно в этом возрасте отдать ребенка в детский сад.

К 5-7 годам нарастает сила и подвижность нервных процессов. Ребенок может описать впечатления, свободно общаться с взрослыми, игры приобретают абстрактный характер, усложняются. Появляются различия в поведении мальчиков и девочек. К 7 годам большинство детей готово идти в школу.

Кожа и ее придаткипродолжают развиваться. Совершенствуются терморегуляция, выделительная и защитная функции. Отмечается снижение функции сальных желез, уменьшение количества и выраженность естественных складок. К 5-6 годам они сглаживаются и исчезают. Отмечается рост бровей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.

Ребенка необходимо обучать навыкам гигиены (подмывание, умывание, чистка зубов) и пользованию горшком. Гигиеническая ванна в холодное время года может проводиться реже – 2 раза в неделю.

Костно-мышечная система также продолжает расти и развиваться.

К 2 годам (24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса – 20 зубов. С 5 лет начинается смена их на постоянные зубы. В 6 лет – 1 постоянный зуб, в 7 лет – не менее 4.

Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнее-грудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.

В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Но они легко искривляются и деформируются.

Для предупреждения деформации костей необходимо: рациональное питание, достаточная двигательная нагрузка, адекватные физические нагрузки, правильный подбор мебели.

Характерно развитие мышечной системы: нарастание силы, ловкости и массы мышц (диаметр мышц увеличивается в 2- 2,5 раза). В первые три года жизни преимущественно развиваются крупные и средние мышцы, обеспечивающие ходьбу, бег, прыжки. Развитие мелких мышц происходит медленнее и продолжается до 9-10 лет.

Для стимуляции работы кисти детям рекомендуются специальные упражнения (мозаика, кубики, рисование, лепка, штриховка).




Дыхательная система развивается и совершенствуется, совершенствуется функция газообмена в легких. К 2 годам формируются придаточные пазухи носа. До 3 лет дыхательные пути относительно узкие, а слизистая – нежная и слабо защищенная.

В связи с тем, что количество контактов у детей после года увеличивается, создаются условия для заболеваний респираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, бронхитами и пневмониями приходится на возраст 1-3 года.

Тип дыхания: к 2 годам – смешанный (диафрагмально-грудной), к 5 годам – грудной.

Частота дыхания до 3 лет – 28-32, после 3 лет – 25-30 в минуту. Дыхательная аритмия сохраняется до 2-3 лет.

При выслушивании до 2-3 лет определяется пуэрильное дыхание, потом шумы ослабевают, а к 7 годам становится везикулярным.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах и обогащается разветвленной сетью капилляров.

Пульс составляет: в 1-3 года – 115—105 уд. в мин., в 4-6 лет 100-90 уд. в мин.

АД систолическое до 5 лет = 80 + 2 n, где n – число лет ребенка, в 5 лет – 100 мм рт.ст., старше 5 лет = 100 + n. Диастолическое давление равно ½-2/3 от систолического давления.

Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции: ферментативная, двигательная, всасывающая и т.д. Однако слизистая остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания проявляется симптомами диспепсии.

К 2 годам достигают полного развития слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия.

Длина пищевода к 5 годам – 16 см.

Емкость желудка: в 2года – 300-400 мл, в 3 года – 400-500 мл, в 5-6 лет – 1000 мл.

Значительно улучшается функция печени, но остаются менее совершенной, чем у взрослых.

Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет до 1 раза.

Мочевыделительная система претерпевает значительные изменения.

К 5-6 годам почки становятся анатомически зрелыми, хотя функции их еще несовершенны.

Суточный объем мочи составляет: до 5 лет = 600+ 100 х (n – 1), где n – число лет ребенка, старше 5 лет = 100 х (n + 5). Разовый объем мочи составляет 90- 120 мл. Относительная плотность = 1010-1020.

Частота мочеиспусканий 8-10 раз в сутки. Произвольное мочеиспускание формируется: у девочек к 1,5-2 годам, у мальчиков к 3-3,5 годам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

Зав. кафедрой стоматологии

детского возраста, д.м.н.

Методическая разработка №3 для ассистентов по проведению практических занятий по пропедевтике стоматологических заболеваний ( хирургический раздел ) на тему

«Периоды детского возраста и их характеристика. Анатомические и физиологические особенности детского возраста, в разные возрастные периоды. Характеристика зубо-челюстной системы в различные возрастные периоды. Особенности приема детей хирургом-стоматологом в разные возрастные периоды»

Авторы: к.м.н. Корытина И.В.

Тема № 3«Периоды детского возраста и их характеристика. Анатомические и физиологические особенности детского возраста, в разные возрастные периоды. Характеристика зубо-челюстной системы в различные возрастные периоды. Особенности приема детей хирургом-стоматологом в разные возрастные периоды»

Место проведения занятия: учебная комната, хирургический кабинет стоматологической поликлиники.

Цель обучения:

Знать периоды детского возраста и их характеристика, анатомо-физиологические особенности детского возраста, в разные возрастные периоды. Знать особенности приема детей хирургом-стоматологом в разные возрастные периоды

Хронокарта практического занятия.

Этапы занятия

Материальное оснащение

Оборудование

Уч. Пособия, средства контроля

Инструктаж раскрытия темы занятия и плана его проведения

Метод. Разработка для ассистентов

Контроль уровня исходных знаний

Вопросы, ситуационные задачи.

Ответы на вопросы, решение ситуационных задач.

М/б разбор ООД, ЛДС если есть в метод. Для студентов

Групповое обсуждение таблиц, схем

оборудование клинического кабинета, инструментарий, бланки историй болезней, Дневник врача.

Перечень практических навыков

Контроль результатов усвоения.

Тестирование, коллоквиум, решение ситуационных задач.

Оценка знаний студентов заносится в журнал успеваемости

Заключение (ответы на вопросы студентов, обсуждение)

Ситуационные задачи, тесты, беседа с ассистентом.

Задание к следующему занятию, литература

Методические рекомендации, учебная и дополнительная литература.

Вопросы, знание которых необходимо для изучения данной темы:

Периоды детского возраста.

Анатомические особенности детского возраста.

Физиологические особенности детского возраста.

Вопросы, подлежащие изучению:

Периоды детского возраста и их характеристика.

Анатомо-физиологические особенности детского организма, в разные возрастные периоды.

Характеристика зубо-челюстной системы в различные возрастные периоды.

Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.

Особенности приема детей хирургом-стоматологом.

Краткое изложение темы практического занятия

В практическом отношении целесообразно различать внутриут­робный период, подразделяющийся на стадии эмбриона и плода, и внеутробный, включающий:

а) период новорожденности;

в) преддошкольный (ясельный);

д) младший школь­ный;

е) старший школьный.

Период внутриутробного разви­тия. Для плода организм матери яв­ляется окружающей средой, и со­стояние ее здоровья, условия жизни во время беременности имеют важ­нейшее значение для его нормаль­ного физиологического развития.

Внутриутробный период разви­тия подразделяется на две стадии:

эмбриональную – до 2х мес. Первая стадия характеризуется формирова­нием органов и систем, питанием из желточного мешка- зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза чело­века. Различные заболевания матери могут привести к самопро­извольному прерыванию беремен­ности, а различные эндогенные и экзогенные тератогенные факто­ры — к порокам развития (эмбриопатии), первые 3—7 нед беременности принято считать кри­тическим периодом. Аномалии раз­вития формируются главным обра­зом в первые 3 мес беременности. К этому времени относится возник­новение некоторых аномалий в об­ласти лица и челюстей, наиболее часто — расщелин верхней губы и неба

С 4/2—5 мес внутриутробного развития начинается минерализа­ция молочных резцов, а с 7 мес — клыков и моляров. Химический со­став и структура эмали этих зубов в значительной мере определяются именно в этот период. В связи с этим представляется особенно важ­ной так называемая антенатальная профилактика — дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей, в том числе стоматологов.

Период новорожденности, или неонатальный период (от лат. ново­рожденный) начинается от первого вдоха ребенка и условно продол­жается до конца 4-й недели жизни (28 дней).

В этот период могут наблюдать­ся особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физио­логическая желтуха, физиологи­ческий мастит, транзиторная ли­хорадка, физиологическая потеря массы тела, альбуминурия, моче-кислый инфаркт почек, половые кризы). Они бывают кратковремен­ными, в дальнейшем не повторяют­ся, но при неблагоприятных усло­виях могут перейти в патологиче­ский процесс.

У новорожденного наблюдается недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции об­мена воды, что определяет непосто­янство осмотического давления плазмы и склонность к обезвожива­нию. В течение первых 3—4 дней жиз­ни масса тела новорожденного за­метно снижается. Это явление фи­зиологическое, получившее назва­ние физиологической убыли массы тела- на 6-9% от первоначальной массы тела. Но быстро увели­чивается— за первый месяц жизни примерно на 800 г.

Наряду с точечными кровоизлия­ниями к физиологическим родовым травмам надо отнести и так называ­емую родовую опухоль — кровоиз­лияние с отеком тканей, вызванное давлением на месте предлежащей части. Опухоль чаще всего распола­гается в области темени или затыл­ка, но может иметь и другую лока­лизацию: при лицевом предлежании — на лице, при лобном — на лбу.

Желтуха новорожденных наблю­дается в основном на 2—3-й день жизни, реже к концу 1-х или на 4—5-е сутки. Желтушное окраши­вание кожи раньше всего появляет­ся на лице.

Об этих изменениях должны знать детские стоматологи, особен­но оперирующие ребенка в первые дни его жизни.

Выраженные пороки развития ЧЛО легко определяет педиатр или акушер родильного дома, менее вы­раженные могут остаться незаме­ченными. Ребенок иногда плохо за­хватывает сосок матери, щелкает при сосании языком, что может быть обусловлено короткой уздеч­кой языка. Если при этом ребенок не получает достаточного количест­ва молока при нормальной лакта­ции у матери и масса тела его не увеличивается, производят рассече­ние короткой уздечки языка. Учи­тывая, что у новорожденного очень лабильны все системы гомеостаза, необходимо наблюдение за ним врача в течение 1—3 дней после этой небольшой операции.

При кормлении ребенок иногда захлебывается молоком, что может быть обусловлено укорочением мягкого неба или его скрытой рас­щелиной. Определить такой порок сможет стоматолог, который и даст рекомендацию матери кормить ре­бенка в вертикальном положении.

При искусственном вскармлива­нии важно с первых дней жизни обеспечить необходимую нагрузку на челюсти и мягкие ткани ЧЛО новорожденного(коррекция жесткости соски). При кормлении грудью ребенок первых дней жизни сжимает сосок десневыми валиками с силой около 300 г, а к 2-недель-ному возрасту эта сила увеличива­ется до 700—800 г за счет роста и развития жевательных и лицевых мышц.

Грудной период начинается с 3—4-й недели жизни и заканчива­ется (условно) в 12 мес. Он харак­теризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физи­ческого и психического развития. Масса тела ребенка к концу перво­го года жизни утраивается. Увеличивается рост, окружность головы, груди. Существенно меняются пропорции тела - преобладающее удлинение конеч­ностей и в меньшей степени туло­вища и головы. Развиваются стати­ческие функции: ребенок хорошо держит голову; переворачивается с живота на спину; самостоятельно садится, а к году начинает ходить. В 5—6мес прорезываются первые мо­лочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.

В грудном возрасте у ребенка значительными темпами идет пси­хическое развитие. По мере диффе­ренцирования ЦНС, начиная с 2—3-й недели, а особенно после месяца, развиваются условные реф­лексы (первая сигнальная система). К концу года ребенок произ­носит первые осмысленные слова (с этого момента начинается разви­тие речи — вторая сигнальная сис­тема). К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психическое.

Первоначальный пассивный им­мунитет у ребенка постепенно ослабевает, а приобретенный имму­нитет еще отсутствует. Случайный контакт с различными инфекциями сенсибилизирует организм, что де­лает его особенно предрасположен­ным к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее часто входными воротами инфекции ока­зываются кожа, слизистая оболочка рта и дыхательных путей. Склон­ность к диффузным реакциям и не­способность к ограничению того или иного патологического процес­са лишь определенным органом или одной тканью тоже весьма ха­рактерны для этого возраста.

В грудном возрасте могут дейст­вовать факторы, приводящие к зубо-челюстным деформациям и ано­малиям, например привычка сосать пальцы, язык, губы. В этом случае ребенку лучше дать пустышку, вы­нув ее изо рта при наступлении глу­бокого сна, а во время бодрствова­ния ограничить движения рук спе­циальной одеждой. Важно, чтобы подушка была небольшой и плос­кой. Сон с опущенной на грудь го­ловой тормозит развитие нижней челюсти, при запрокинутой голове мышцы шеи напряжены, а нижняя челюсть смещается кзади. В этом возрасте выявляется затруднение носового дыхания, что также при­водит к нарушению роста и разви­тия челюстей.

На 1-м году жизни продолжаются формирование и минерализация молочных зубов и начинается ми­нерализация постоянных зубов. Различные болезни детей, при ко­торых нарушается водно-солевой обмен, влияют на структуру твер­дых тканей зуба и могут быть при­чиной их системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет — ясельный возраст) характеризуется быстрым совер­шенствованием двигательных навы­ков ребенка, речи и психики, про­должающимся ростом. Ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой его развития яв­ляется игра, через которую он по­знает окружающую среду и приоб­ретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас ре­бенка, он начинает говорить, со­ставляя сначала примитивные фра­зы. К 2—3 годам предложения ста­новятся многословными. Малыш подражает взрослым, поэтому осо­бенно важно разговаривать с ним правильно. Для ребенка этого возраста характерна значительная эмоциональная лабильность.

Развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне такой гиперплазии в них часто возникают воспалительные процессы. Увеличивает­ся возможность распространения острых детских инфекционных за­болеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и д.р.). до концо 2го года прорезываются все временные зубы.

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этом периоде у детей замед­ляется процесс роста, но происходит первое физиологическое «вытягивание». К концу периода начинается замена временных зубов на постоянные. Из стоматологических заболеваний наиболее распространены: кариес и его осложнения, периоститы, остеомиелиты челюстей, абсцессы, лимфадениты, флегмоны, нарушения прикуса и деформации зубных рядов.

Заметно снижается склон­ность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом пе­риоде самыми частыми являются не только острые инфекционные забо­левания, но и такие, в развитии ко­торых большую роль играет аллер­гия (бронхиальная астма, ревма­тизм и др.). респираторные инфекции зачастую сопровождаются увеличением и воспалением лимфатических узлов ЧЛО - лимфаденитами неодонтогенного происхождения, которые требуют лечения ребенка в стационаре.

Период младшего школьного воз­раста (от 7 до 12 лет). Усиленно развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Мо­лочные зубы полностью заменяют­ся постоянными. В это время нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искрив­лению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболева­ний, начинают появляться хрони­ческие (туберкулез, нефрит, ревма­тизм и др.).

Структурное дифференцирование тканей завершено. Этот период отличается от пре­дыдущего в основном количествен­ным, а не качественным развитием ребенка, поэтому преддошкольный и дошкольный периоды часто объе­диняют в один — период молочных зубов. В преддошкольном и дошко­льном периодах у детей при отсут­ствии комплексной профилактики выявляются многие стоматологиче­ские заболевания. Наиболее массо­выми являются кариес и его ослож­нения.

Период полового созревания. Это последний период детства (пубер­татный период или старший школьный возраст), продолжающийся от 12 до 16—17 лет. Он характеризуется вы­раженной перестройкой эндокрин­ной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые при­знаки обычно развиваются на 1 — 1,5 года раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сер­дечно-сосудистой и нервной систем («юношеское сердце», «юношеская гипертензия», у девушек — дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состоя­ний), обусловленные, с одной сто­роны, быстрым, непропорциональ­ным ростом всего тела и отдельных органов, с другой, — неустойчиво­стью вегетативно-эндокринной си­стемы. Помимо стоматологических забо­леваний, характерных для школь­ников, у них нередко развиваются гингивиты, а при отсутствии про­филактических мероприятий, ран­него выявления и систематического лечения — и более глубокие пора­жения тканей пародонта.

Быстрое разрушение 1.6, 2.6, 3.6, 4.6, первыми прорезывающимися из постоянных, часто приводит к их удалению, что ведет к потере «ключа окклюзии», с последующим развитием зубо-челюстных деформаций».

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обосно­ванием дифференцированной сто­матологической помощи детям.

Читайте также: