Для сумчатых характерно отсутствие зубов донашивание детенышей в сумке наличие клоаки

Опубликовано: 29.04.2024

I вариант.

1. Что из нижеперечисленного является признаком только класса Млекопитающие?
а) проявляют заботу о потомстве;
б) размножаются половым путем;
в) активно передвигаются;
г) имеют млечные железы в коже.+

2. Что разделяет грудную и брюшную полости в организме млекопитающего?
а) брюшной мышцей;
б) диафрагмой +
в) грудной клеткой;
г) поверхностью желудка.

3. Для кого считается нормальным поддержание постоянной температуры тела?
а) ужа
б) ежа+
в) жабы
г) черепахи

4. Выберите, в какой камере сердца берет свое начало большой круг кровообращения?
а) левом желудочке; +
б) левом предсердии;
в) правом желудочке;
г) правом предсердии.

5. Какая из перечисленных костей не входит в состав нижних конечностей?
а) бедренная;
б) голень;
в) кисть; +
г) стопа.

6. Где происходит обмен газами при дыхании?
а) в альвеолах легких; +
б) в трахее;
в) в гортани;
г) в бронхах.

7. Какой покров тела у бобра?
а) волосяной+
б) перьевой
в) хитиновый
г) чешуйчатый

8. Какие отделы включает в себя пищеварительный тракт млекопитающих?
а) рот, глотка, пищевод;
б) рот, пищевод, желудок, тонкая, толстая кишки, прямая кишка;
в) рот, желудок, печень, поджелудочная железа, прямая кишка;
г) рот, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая и толстая кишки, прямая кишка с анальным отверстием.+

9. Каким образом и откуда питательные вещества и кислород поступают в тело зародыша млекопитающих?
а) зародыш развивается за счет питательного желтка и дышит через жабры;
б) из крови матери через кровеносные сосуды плаценты питательные вещества и кислород поступают в кровеносное русло зародыша;+
в) кровь матери поступает в организм зародыша;
г) питание и дыхание зародыша не зависит от тела матери.

10. Кто из нижеперечисленных относится к отряду Насекомоядных?
а) мышь;
б) кенгуру;
в) крот; +
г) ехидна.

11. Выберите верный ответ.
Что характерно для первозверей?
а) наличие зубов;
б) насиживание яиц или донашивание их в сумке;+
в) отсутствие клоаки;
г) вскармливание детенышей молоком;+
д) наличие высокой температуры;
е) наличие клоаки.+

12. Что представляет собой копыто лошади?
а) видоизмененный участок кожи+
б) видоизмененный участок костей стопы
в) видоизмененный участок фаланги пальца
г) видоизмененный участок костей голени

13. В чем выражается усложнение нервной системы млекопитающих?
а) в увеличении коры больших полушарий головного мозга+
б) в увеличении продолговатого мозга
в) в увеличении спинного мозга
г) в увеличении нервных узлов

14. Что имеется в пищеварительной системе млекопитающих в отличие от птиц?
а) пищевод
б) печень
в) набор зубов+
г) поджелудочная железа

15. Кто из нижеперечисленных имеет четырехкамерное сердце в системе кровообращения?
а) ящерица
б) собака+
в) лягушка
г) окунь

16. Какие из данных утверждений являются верными?
А. Среди млекопитающих животных выделяют подкласс Яйцекладущие, которые размножаются яйцами (утконос и ехидна).
Б. Представители разных отрядов млекопитающих животных отличаются строением зубного аппарата.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения+
4) Неверны оба суждения

17. Кто из нижеперечисленных является представителем отряда Ластоногие млекопитающие являются:
а) тюлень+
б) дельфин
в) кит
г) морж+
д) морской котик+
е) акула

18. Соотнесите:
Особенность жизнедеятельности
А. Акт двойного дыхания (газообмен во время вдоха и выдоха)
Б. Выкармливание детенышей молоком
В. В образовании голоса участвуют связки, расположенные в трахее
Г. Вынашивание детеныша в теле самки
Класс животных
1. Млекопитающие
2. Птицы
Ответ: 2121

19. В какой последовательности возникают классы хордовых животных?
1) Амфибии
2) Птицы
3) Рыбы
4) Рептилии
Ответ: 3142

20. Что из данных вариантов выполняет функцию осязания у млекопитающих?
а) остевые волосы;
б) подшерсток
в) пуховые волосы;
г) вибриссы.+

II вариант.

1. Отметьте, что из нижеперечисленного относится к органам пищеварительной системы млекопитающего?
а) селезёнка;
б) бронхи;
в) печень; +
г) сердце.

2. В сердце млекопитающих содержится:
а) венозная и артериальная кровь; +
б) только венозная кровь;
в) только артериальная кровь;
г) смешанная кровь.

3. Определите последовательность возникновения в ходе эволюции классов хордовых животных.
1) Рептилии
2) Рыбы
3) Млекопитающие
4) Амфибии
Ответ: 2413

4. Строение чего в скелете кардинально изменяется у в скелете у млекопитающих
а) черепа+
б) костей голени
в) пояса верхних конечностей
г) хвостового от дела позвоночника

5. Что включает в себя орган слуха у млекопитающих в отличие от рептилий?
а) среднее ухо
б) барабанную перепонку
в) ушную раковину+
г) улитку внутреннего уха

6. Орган газообмена в дыхательной системе у собаки:
а) альвеолярные легкие
б) бронхи+
в) трахея
г) гортань

7. Выберите, где формируется плацента, или детское место, во время развития эмбриона у зверей:
а) в матке+
б) в яичнике
в) в яйцеводе
г) в семеннике

8. Представитель отряда грызунов:
а) еж
б) бобр+
в) тушканчик+
г) летучая мышь
д) куница
е) крыса+

9. Определите, для чего необходимы млечные железы:
а) вскармливания детенышей; +
б) удаления лишней воды из организма;
в) смазывания шерстяного покрова;
г) терморегуляции.

10. Какое из нижеперечисленных животных выкармливает детенышей молоком?
а) пингвин
б) крокодил
в) цапля
г) лиса+

11. Отметьте животного, у которого в коже располагаются сальные и потовые железы:
а) белки+
б) ящерицы
в) пингвина
г) куропатки

12. Определите, из чего состоит тело млекопитающих:
а) головы, туловища, хвоста;
б) головы, шеи, туловища, хвоста;+
в) головы, шеи, туловища.

13. Выберите,что входит в состав задней конечности млекопитающего:
а) ключица;
б) кисть;
в) предплечье;
г) голень.+

14. Что выполняет функцию осязания у млекопитающих?
а) остевые волосы;
б) подшерсток
в) пуховые волосы;
г) вибриссы.+

15. Кто из нижеперечисленных принадлежит к подклассу Первозвери?
а) кенгуру;
б) утконос +
в) белка;
г) вомбат.

16. Отметьте, что характерно для сумчатых:
а) отсутствие зубов;
б) донашивание детенышей в сумке;+
в) наличие клоаки;
г) наличие высокой температуры тела;
д) недоразвитие плаценты;+
е) выкармливание детенышей молоком.+

17. Соотнесите:
Особенность жизнедеятельности
А. Поддержание постоянной температуры тела
Б. Размножение яйцами или яйцеживорождением
В. Непостоянная температура тела
Г. Для большинства представителей характерно живорождение
Класс животных
1. Пресмыкающиеся
2. Звери
Ответ: 2112

18. Определите, являются ли верными данные утверждения?
А. Представители отряда Китообразные звери — дельфины и киты — дышат жабрами.
Б. У сумчатых млекопитающих (кенгуру, опоссум) детеныши рождаются недоразвитыми, и дальнейшее их развитие происходит в сумке матери.
1) Верно только А
2) Верно только Б+
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

19. Выберите животное, которое является хищным:
а) ондатру;
б) кенгуру;
в) куницу; +
г) кабана.

20. Кто из нижеперечисленных относится к отряду Насекомоядных?
а) мышь;
б) кенгуру;
в) крот; +
г) ехидна.

Контрольная работа по биологии 7 класс

Тема: «Млекопитающие»

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

А1. Какой признак характерен только для представителей класса Млекопитающие?

А) проявляют заботу о потомстве;

Б) размножаются половым путем;

В) активно передвигаются;

Г) имеют млечные железы в коже.

А2. В организме млекопитающего животного грудная и брюшная полости разделены

А) брюшной мышцей; В) грудной клеткой;

Б) диафрагмой; Г) поверхностью желудка.

А3. В какой камере сердца начинается большой круг кровообращения?

А) левом желудочке; В) правом желудочке;

Б) левом предсердии; Г) правом предсердии.

А4. Какая кость не входит в состав нижних конечностей?

А) бедренная; В) кисть;

Б) голень; Г) стопа.

А5. Обмен газами при дыхании происходит в

А) альвеолах легких; В) гортани;

Б) трахеи; Г) бронхах.

А6. Из каких отделов состоит пищеварительный тракт млекопитающих?

А) рот, глотка, пищевод;

Б) рот, пищевод, желудок, тонкая, толстая кишки, прямая кишка;

В) рот, желудок, печень, поджелудочная железа, прямая кишка;

Г) рот, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая и толстая кишки, прямая кишка с анальным отверстием.

А7. Откуда и каким путем в тело зародыша млекопитающих поступают питательные вещества и кислород?

А) зародыш развивается за счет питательного желтка и дышит через жабры;

Б) из крови матери через кровеносные сосуды плаценты питательные вещества и кислород поступают в кровеносное русло зародыша;

В) кровь матери поступает в организм зародыша;

Г) питание и дыхание зародыша не зависит от тела матери.

А8. К отряду Насекомоядных относится

Б) кенгуру; Г) ехидна.

В1. Вы берите три правильных ответа из шести.

Для первозверей характерно

А) наличие зубов;

Б) насиживание яиц или донашивание их в сумке;

В) отсутствие клоаки;

Г) вскармливание детенышей молоком;

Д) наличие высокой температуры;

Е) наличие клоаки.

В2. Установите соответствие.

Б) тюлень
В) носорог
Г) бегемот

Часть 3. Дайте полный развернутый ответ.

С1. В чем состоит сходство и отличие в размножении и развитии однопроходных (первозверей), сумчатых и плацентарных?

Контрольная работа по биологии 7 класс

Тема: «Млекопитающие»

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

А1. Тело млекопитающих состоит из

А) головы, туловища, хвоста;

Б) головы, шеи, туловища, хвоста;

В) головы, шеи, туловища.

А2. Млечные железы необходимы для

А) вскармливания детенышей;

Б) удаления лишней воды из организма;

В) смазывания шерстяного покрова;

А3. В состав задней конечности млекопитающего входит такой отдел как

А) ключица; В) предплечье;

Б) кисть; Г) голень.

А4. К органам пищеварительной системы млекопитающего относится

А) селезёнка; В) печень;

Б) бронхи; Г) сердце.

А5. В сердце млекопитающих содержится

А) венозная и артериальная кровь;

Б) только венозная кровь;

В) только артериальная кровь;

Г) смешанная кровь.

А6. У млекопитающих функцию осязания выполняют

А) остевые волосы; В) пуховые волосы;

Б) подшерсток; Г) вибриссы.

А7. К подклассу Первозвери принадлежит

А) кенгуру; В) белка;

Б) утконос; Г) вомбат.

А8. Какое животное относят к отряду Хищные?

А) ондатру; В) куницу;

Б) кенгуру; Г) кабана.

В1. Выберите три правильных ответа из шести.

Для сумчатых характерно

А) отсутствие зубов;

Б) донашивание детенышей в сумке;

В) наличие клоаки;

Г) наличие высокой температуры тела;

Д) недоразвитие плаценты;

Е) выкармливание детенышей молоком.

В2. Установите соответствие.

Часть 3. Дайте полный развернутый ответ.

С1. Какие признаки сближают первозверей с пресмыкающимися, а какие с плацентарными?

Тема: «Млекопитающие»

С1.Элементы правильного ответа:

1) Сходство – вскармливание детенышей молоком;

2) Отличие – наличие и степень развития плаценты: у однопроходных (яйцекладущих) плаценты нет, у сумчатых плацента находится в зачаточном состоянии.

Тема: «Млекопитающие»

С1.Элементы правильного ответа:

3) сходство с пресмыкающимися: строение плечевого пояса, откладывают яйца, богатые питательным желтком, есть клоака;

4) сходство с плацентарными: волосяной покров, наличие млечных желез.




Логотип

Логотип

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей


Розыгрыш ЦЕННЫХ ПРИЗОВ среди ВСЕХ участников
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Карамутдинова Роза ГалиевнаНаписать 61965 21.03.2017

Номер материала: ДБ-282364

  • Биология
  • 7 класс
  • Тесты
    21.03.2017 697
    21.03.2017 1301
    21.03.2017 542
    21.03.2017 354
    21.03.2017 3656
    21.03.2017 534

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Как организованы покровы птиц?

2. Чем объясняется высокая скорость процессов пищеварения птиц?

3. С чем связана необходимость интенсивной работы сердца птиц?

4. Для чего в яйце поры?

Тема: Внешнее и внутреннее строение млекопитающих на примере крысы

Класс млекопитающие, или звери (mammalia)

Млекопитающие – наиболее организованный класс позвоночных животных.

Основные прогрессивные черты зверей:

1). Высокое развитие центральной нервной системы. Особенно хорошо развит центр высшей нервной деятельности – кора больших полушарий переднего мозга. Она образует борозды и извилины.

2). Высоко развита способность к теплорегуляции как физическим путём (испарение воды при дыхании и потовыделении) так и химическим путём (окислительные процессы при обмене веществ).

3). Живорождение (за исключением яйцекладущих) и выкармливании детёныша молоком. Всё это позволяет млекопитающим размножаться в разных экологических условиях жизни.

Морфологически звери характеризуются следующими признаками:

1) тело покрыто шерстью (исключения редки и имеют вторичный характер),

2) кожа богата железами (потовые, млечные, сальные, пахучие),

3) зубы дифференцированы на резцы, клыки, предкоренные и коренные. Зубы сидят в альвеолах.

4) нижняя челюсть состоит только из одной кости – зубной,

5) в полости среднего уха имеется три косточки,

6) угловая кость превращена в барабанную,

7) у большинства есть ушная раковина,

8) имеется два затылочных мыщелка,

9) сердце четырехкамерное, одна (левая) дуга аорты,

10) настоящая матка,

12) эритроциты безъядерные.

Подкласс 1 первозвери (prototheria)

У первозверей наряду с характерными для млекопитающих признаками (наружный волосяной покров или иглы, млечные железы, нижняя челюсть, состоящая только из одной кости – зубной, два затылочных мыщелка, твёрдое нёбо и др.) имеются признаки, свойственные рептилиям: клоака, куда открываются мочеточники, яйцеводы и семяпроводы, размножение путём откладки яиц, ряд особенностей скелета – отсутствие срастания вороньей и других костей с лопаткой и т.п. Кроме того, имеющиеся у клоачных признаки млекопитающих выражены слабее, чем у других млекопитающих: более примитивный мозг, менее развитая двигательная система, низкая средняя температура тела (32 о С) и сильные её колебания (от 26 до 35 о С), что свидетельствует о недостаточном развитии всех систем, обеспечивающих высокую постоянную температуру тела, отсутствие сосков и т.д.

Отряд однопроходные (monotremata), или яйцекладущие

Это наиболее примитивные млекопитающие. Распространены в Австралии, Тасмании и Новой Гвинее. В настоящее время сохранилось только три вида: ехидна и утконос обитают на территории Австралии и Тасмании, а проехидна – на Новой Гвинее. Для них характерно много черт строения, во многом повторяющих черты рептилий, от которых и произошли млекопитающие.

В поясе передних конечностей имеется самостоятельная кость – коракоид. У взрослых яйцекладущих зубы отсутствуют, морда вытянута в своеобразный клюв, мясистых губ нет. Пищеварительная система заканчивается клоакой. Терморегуляция недостаточно совершенна, в среднем составляет около 32 о С. В отличие от других млекопитающих однопроходные размножаются, откладывая яйца, похожие на птичьи, которые самки либо высиживают (утконосы), либо вынашивают в сумке, образованной складкой кожи на брюхе (ехидна). Более же половины периода развития зародыша проходит в половых путях самки ещё до откладки яйца. Детёнышей выкармливают молоком. Примитивные молочные железы имеют трубчатое строении, сосков нет и протоки открываются на поверхности тела, образуя железистые поля на брюхе. У ехидны на этом участке открывается 100-150 отдельных пор молочных желёз. Каждая пора снабжена особой волосяной сумкой. Детёныш ртом сжимает эти волоски – и пища попадает к нему в рот.

Ехидна и проехидна по внешнему виду напоминает ежа, тело их покрыто грубыми волосами и иглами, морда вытянута в клюв, лапы вооружены мощными когтями. Взрослые питаются в основном муравьями и термитами, которых извлекают очень длинным липким языком из-под камней, расщелин, термитников. У ехидны клюв короткий, конический, проехидна отличается длинным тонким клювом.

Утконос – полуводное животное, тело которого покрыто густым и коротким, долго не намокающим волосяным покровом. У них широкий, похожий на утиный клюв. Пальцы ног соединены плавательной перепонкой. Утконосы живут в норах по берегам рек, хорошо плавают и ныряют. Питаются мелкими водными животными.

[-] а) проявляют заботу о потомстве;

[-] б) размножаются половым путем;

[-] в) активно передвигаются;

[+] г) имеют млечные железы в коже.

Что разделяет грудную и брюшную полости в организме млекопитающего?

[-] а) брюшной мышцей;

[-] в) грудной клеткой;

[-] г) поверхностью желудка.

Для кого считается нормальным поддержание постоянной температуры тела?

Выберите, в какой камере сердца берет свое начало большой круг кровообращения?

[+] а) левом желудочке;

[-] б) левом предсердии;

[-] в) правом желудочке;

[-] г) правом предсердии.

Какая из перечисленных костей не входит в состав нижних конечностей?

Где происходит обмен газами при дыхании?

[+] а) в альвеолах легких;

Какой покров тела у бобра?

Какие отделы включает в себя пищеварительный тракт млекопитающих?

[-] а) рот, глотка, пищевод;

[-] б) рот, пищевод, желудок, тонкая, толстая кишки, прямая кишка;

[-] в) рот, желудок, печень, поджелудочная железа, прямая кишка;

[+] г) рот, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая и толстая кишки, прямая кишка с анальным отверстием.

Каким образом и откуда питательные вещества и кислород поступают в тело зародыша млекопитающих?

[-] а) зародыш развивается за счет питательного желтка и дышит через жабры;

[+] б) из крови матери через кровеносные сосуды плаценты питательные вещества и кислород поступают в кровеносное русло зародыша;

[-] в) кровь матери поступает в организм зародыша;

[-] г) питание и дыхание зародыша не зависит от тела матери.

Кто из нижеперечисленных относится к отряду Насекомоядных?

Выберите верный ответ.

[-] Что характерно для первозверей?

[-] а) наличие зубов;

[+] б) насиживание яиц или донашивание их в сумке;

[-] в) отсутствие клоаки;

[+] г) вскармливание детенышей молоком;

[-] д) наличие высокой температуры;

[+] е) наличие клоаки.

Что представляет собой копыто лошади?

[+] а) видоизмененный участок кожи

[-] б) видоизмененный участок костей стопы

[-] в) видоизмененный участок фаланги пальца

[-] г) видоизмененный участок костей голени

В чем выражается усложнение нервной системы млекопитающих?

[+] а) в увеличении коры больших полушарий головного мозга

[-] б) в увеличении продолговатого мозга

[-] в) в увеличении спинного мозга

[-] г) в увеличении нервных узлов

Что имеется в пищеварительной системе млекопитающих в отличие от птиц?

[-] г) поджелудочная железа

Кто из нижеперечисленных имеет четырехкамерное сердце в системе кровообращения?

Кто из нижеперечисленных является представителем отряда Ластоногие млекопитающие являются:

[+] д) морской котик

Что из данных вариантов выполняет функцию осязания у млекопитающих?

[-] а) остевые волосы;

[-] в) пуховые волосы;

Отметьте, что из нижеперечисленного относится к органам пищеварительной системы млекопитающего?

В сердце млекопитающих содержится:

[+] а) венозная и артериальная кровь;

[-] б) только венозная кровь;

[-] в) только артериальная кровь;

[-] г) смешанная кровь.

Строение чего в скелете кардинально изменяется у в скелете у млекопитающих

[-] б) костей голени

[-] в) пояса верхних конечностей

[-] г) хвостового от дела позвоночника

Что включает в себя орган слуха у млекопитающих в отличие от рептилий?

[-] б) барабанную перепонку

[+] в) ушную раковину

[-] г) улитку внутреннего уха

Орган газообмена в дыхательной системе у собаки:

[-] а) альвеолярные легкие

Выберите, где формируется плацента, или детское место, во время развития эмбриона у зверей:

Представитель отряда грызунов:

Определите, для чего необходимы млечные железы:

[+] а) вскармливания детенышей;

[-] б) удаления лишней воды из организма;

[-] в) смазывания шерстяного покрова;

Какое из нижеперечисленных животных выкармливает детенышей молоком?

Отметьте животного, у которого в коже располагаются сальные и потовые железы:

Определите, из чего состоит тело млекопитающих:

[-] а) головы, туловища, хвоста;

[+] б) головы, шеи, туловища, хвоста;

[-] в) головы, шеи, туловища.

Выберите,что входит в состав задней конечности млекопитающего:

Что выполняет функцию осязания у млекопитающих?

[-] а) остевые волосы;

[-] в) пуховые волосы;

Кто из нижеперечисленных принадлежит к подклассу Первозвери?

Отметьте, что характерно для сумчатых:

[-] а) отсутствие зубов;

[+] б) донашивание детенышей в сумке;

[-] в) наличие клоаки;

[-] г) наличие высокой температуры тела;

[+] д) недоразвитие плаценты;

[+] е) выкармливание детенышей молоком.

Выберите животное, которое является хищным:

Кто из нижеперечисленных относится к отряду Насекомоядных?

Урок по биологии в 7 классе. Учитель: Кузьмина Татьяна Владимировна.«Класс Млекопитающие. Отряды Однопроходные и Сумчатые».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: проблемного обучения.Методы: частично-поисковый.
Цель: изучить особенности отрядов Однопроходные и Сумчатые.
Задачи:
Обучающие - изучить особенности строения и жизнедеятельности первозверей и сумчатых, ареалы их обитания; выявить причины своеобразия органического мира; Развивающие - развивать умение актуализировать свои знания и применять их на практике; развивать у школьников исследовательские навыки и творческие способности, умение анализировать различные источники информации.Воспитывающие - воспитывать чувство бережного отношения к природе, осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать особенности яйцекладущих и сумчатых млекопитающих;
- Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником и дополнительной литературой;
- находить отличия;
- работать с таблицей;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной литературой.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, таблиц для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4. Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.Средства обучения: учебник биологии научно-популярные и художественные книги, презентация, таблица.

Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент Проверяет готовность учащихся к работе, создает положительный настрой Готовятся работать
2. Мотивация и целеполагание. Определяют цели урока
3. Актуализация знаний. Создает игровую ситуацию:1. Какие главные особенности можно выделить у Австралии?2. Рассказывает о сумчатых и яйцекладущих животных.3. Показывает презентацию.4.Проводит оказывает помощь в работе с таблицей. Отвечают на вопросы.Просматривают презентацию, делают сообщения. Анализируют текст.
Заполняют таблицу
4. Закрепление. Организует защиту результатов работы. Защищают результаты работы.
5. Систематизация знаний и контроль. Предлагает отгадать загадки Записывают вывод в тетрадь.Называют известных животных.
6. Подведение итогов. Дети определяют результативность своей работы. Определяют достижения и недочеты самостоятельной познавательной деятельности по ходу урока.
7. Домашнее задание. Повторить изученный материал. Определяют для себя домашнее задание.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, хрестоматия, энциклопедии, справочники. На каждом столе задания.
Ход урока:Вступительное слово учителя.
Здравствуйте. Для того, чтобы выяснить тему нашего урока, я прочитаю вам четверостишье:
Вокруг, насколько хватит глаз
Венец творенья – высший класс,
Созданья процветающие – млекопитающие.
Какие ассоциации возникают у вас слово «Млекопитающие»?
Примерные ответы учеников: питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.
Правильно. Где можно встретить млекопитающих?
В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе.
Учитель биологии: Класс млекопитающие делится на несколько подклассов. Учащиеся заполняют схему вместе с учителем:
Тип ХордовыеКласс Млекопитающие
Подкласс Первозвери Подкласс Настоящие звери
Отряд Однопроходные (Яйцекладущие)
Низшие (сумчатые) Высшие (плацентарные)
С какими млекопитающими мы познакомимся сегодня на уроке?
Ответить нам помогут ребусы
Ученики по вариантам решают ребусы.
Ответ: яйцекладущие и кенгуру.
Утконос и ехидна а также проехидна относятся к подклассу Яцекладущие или Первозвери.
Мы сегодня будем давать характеристику Яйцекладущим и Сумчатым. Где мы можем увидеть этих животных. Прежде всего в Австралии.Поэтому я предлагаю вам отправиться в путешествие к берегам этого материка. Чтобы наше путешествие было не просто прогулка, а исследование, что нам нужно?
Ответы учеников: средство передвижения, дополнительная информация, цель исследование.
Ученики определяют цель урока - получить знания об однопроходных и сумчатых млекопитающих. Для достижения цели нам нужно решить следующие задачи:Нам предстоит выяснить:
1. Почему можно утверждать, что яйцекладущие, сумчатые — очень древние и наиболее примитивные млекопитающие?
2. В чем особенности строения и жизнедеятельности яйцекладущих и сумчатых? 3. Почему наибольшее количество видов сумчатых и однопроходных обитает в Австралии? 4. В каких природных зонах и частях материка они обитают? 5. Как человек повлиял на органический мир Австралии и какие меры приняты в настоящее время по его охране?
Как настоящие исследователи мы будем вести наш дневник, где будем записывать ответы на вопросы таблицы.
Признаки Отряд ОднопроходныеОтряд СумчатыеКоличество видов Представители Места обитания Характеристика:
Температера тела,
Внешнее строение
Чем питаются Как размножаются Источником информации для нас будет учебник «Биология. Животные. 7 класс», авторы: В.В. Латюшкин и В.А. Шапкин, а также произведение Ж. Верна «Дети капитана Гранта» и научно-популярные книги: «Удивительный мир животных» И. Акимушкина, «Чудесница» Николай Леденцов, журнал «В мире животных» №11-12 за 19998 год.
В пути вас ждут неожиданности и приключения, вам предстоит выполнить немало заданий. Экипаж, приготовиться! Путешествие начинается. Членам экипажа начать выполнение заданий.
Вступительным словом нам послужит отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» - слова географа Жака Паганеля:“Говорю вам, повторяю вам, клянусь вам, что это самый любопытный край на всем земном шаре. Материк, где реки пересыхают с каждым днем; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья не дают тени, деревья часто несгораемы, а леса низкорослы и травы гигантской высоты; где животные необычны: у четвероногих имеются клювы, у кенгуру лапы разной длины, а лисицы порхают с дерева на дерево. Земля парадоксальная, отвергающая все законы природы!»
В чем причина такой уникальности этого удивительного материка?
Австралия – материк реликтов животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох, так как Австралия после своего отделения долгое время существовала изолированно. Первая остановка. Перед нами необычные животные подкласса Первозвери.К данному подклассу принадлежит лишь один отряд – Однопроходные. О чём говорит вам название подкласса и отряда? (откладывают яйца). Развитие зародыша происходит в яйце, вне организма матери, у этих животных плацента отсутствует. Первое название – Однопроходные – эти животные получили потому, что их пищеварительная система, протоки выделительной и половой систем открываются в клоаку.
Характеристика подкласса Яйцекладущих или Первозверей. (фронтальный опрос).
Укажите особенности строения и образа жизни ехидны и утконоса.
Внешний вид: голова, туловище, конечности, хвост; тело покрыто шерстью(у утконоса), иголками (у ехидны), клюв, выводковая сумка.Почему Однопроходных относят к древним Млекопитающим?Потому, что примитивные черты строения: клоака, клюв, низкая t тела, размножаются, откладывая яйца, нет сосков и плаценты.
Почему Однопроходных нельзя отнести к Пресмыкающимся?Однопроходные вскармливают детёнышей молоком, заботятся о потомстве.
Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве Однопроходных и Пресмыкающихся. Откладывают яйца, есть клоака, плечевой пояс одинакового строения.
Что вы узнали об отряде Однопроходных животных?
Что они обитают в Австралии, размножаются откладыванием яиц, вместо губы- клюв.
Что узнали нового про этих животных? Заполняем таблицу.
Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детёныши слизывают, плечевой пояс как у Млекопитающих, t тела низкая от 26 до 34 ?С, есть сумка выводковая на брюхе.
Что противоречило вашим представлениям?
Насиживают яйца, как происходит процесс вскармливания.
Представители: Ехидна, Проехидна, Утконос (обитают в Австралии и близлежащих островах).
В путевой лист учащиеся с помощью учителя выписывают характерные особенности Однопроходных.Для Однопроходных характерно:- отсутствие плаценты;- наличие клоаки;- примитивные молочные железы;- у взрослых особей отсутствие зубов;- кора головного мозга без борозд и извилин;- несовершенны процессы терморегуляции;В Австралии обитают представители подкласса Настоящие звери, отряда Сумчатые. Каких сумчатых вы знаете? Почему животные получили такое название? Работа с текстом учебника, с помощью учителя выписывают характерные особенности отряда.Отряд Сумчатые.Рассказ учителя об особенностях сумчатых.
Сумчатые – Млекопитающие, у которых детёныши рожаются очень маленькими, слабыми и беспомощными. Поэтому долгое время такого детёныша мать донашивает в сумке на брюхе. К Сумчатым относятся: опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманийский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатый летун, сумчатый муравьед и др. Австралия насчитывает более 170 видов сумчатых, в числе которых кенгуру, валлаби, коалы и вомбаты. Одних только кенгуру и валлаби — целых 55 местных видов. Кенгуру и валлаби поражают разнообразием размеров и могут весить от 500 граммов до 90 килограммов. Друг от друга животные отличаются величиной: кенгуру обычно крупнее. По приблизительным подсчетам, в Австралии обитает от 30 до 60 миллионов кенгуру. В большинстве сельских регионов страны их без труда можно увидеть на воле. Плацента у сумчатых развита слабо. Эмбриональный период очень короткий. Новорожденный детеныш захватывает сосок и длительное время висит на нем в сумке. Сокращением специальных мышц мать периодически впрыскивает молоко в рот детенышу. Почему кенгуру так называется?Любимый всеми коала, похожий на забавного миниатюрного медвежонка и выбранный в качестве эмблемы Олимпийских игр 2000 в Сиднее, относится к одноименному семейству вомбатовых. Коалы почти всю жизнь проводя в кронах эвкалиптовых деревьев. Коала неподвижен 16-18 часов в сутки.
Многие зоопарки мира хотели бы содержать коалу. Почему это не возможно?
Он питается исключительно свежимипобегами и листьями эвкалипта, которые волокнисты и содержат мало белка, зато содержат много соединений, ядовитых для большинства животных.
Физкульминутка: гимнастика для глаз: в Австралии растут гигантские эвкалипты – они высокие от корня до верхушки – посмотрели глазами.
Сумчатые обладают рядом своеобразных черт.
1. Плацента у них, за редким исключением, отсутствует, детёныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими. Сумка, в которой развивается довольно длительное время родившийся детёныш, расположена на брюшной стороне тела. В начале детёныши не могут сосать, и молоко впрыскивается им в рот благодаря сокращениям особой мышцы.
2. Мозг очень примитивен.
3. У самок имеется две матки.
Температура тела, хотя и выше, чем у однопроходных, но ниже, чем у плацентарных, и не постоянна.
Где еще кроме Австралии встречаются сумчатые?
Распространены сумчатые в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке. Один из видов опоссумов широко распространён в Северной Америке. Всего известно около 270 видов сумчатых.
Все ли сумчатые имеют сумку? Ответ на это вопрос поищем в тексте дополнительного материала (Акимушкин Игорь «Удивительные животные»).
Заполняем таблицу по тексту учебника.Рефлексия:
Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня: Шевелить мозгами, Краем уха, Хлопать ушами.
Оценка деятельность учеников.
Домашнее задание: Продолжить предложение:1. Подкласс животных, размножающихся откладыванием яиц - … (Первозвери);2. У коалы, кенгуру, самки донашивают детёнышей в … (сумке);3. Утконос – представитель отряда - . (Однопроходные);4. Место развития зародыша у Ехидны - … (яйцо);5. Большинство видов сумчатых обитают в … (Австралии, прилегающих островах);6. Орган, обеспечивающий взаимосвязь организма матери и зародыша - … (плацента);7. Зубы отсутствуют у животных отряда … (Однопроходные);8. Млекопитающие, рождающие хорошо сформированных детёнышей - … (Плацентарные).
Я очень рада, что мы с вами удачно вернулись из путешествия. Мне с вами было очень интересно. Мы внимательно взглянули на жизнь Млекопитающих, или Зверей и увидели там немало интересного, чего не заметит равнодушный человек, не любящий природу. И не нужно уезжать в далекие страны, чтобы посмотреть на диковинки. Вокруг нас живут очень интересные животные. Внимательно изучайте природу, присматривайтесь ко всему – и вы сумеете открыть немало различных тайн природы. В добрый путь, друзья! Спасибо! И до новой встречи!

  • urok
    Размер файла: 29 kB Загрузок: 20

Читайте также: