Инструмент зажимается в зубах

Опубликовано: 23.04.2024

Варган (Хомус, Кубыз)

варган

Мир шаманов…. Он очень таинственен и привлекателен для современного человека. В век технического прогресса и бешеных скоростей почти совсем утрачивается связь людей и Природы. Своим подсознанием мы понимаем, что взаимодействие с ней очень важно, так как придает силу, а жизнь наполняет смыслом. Вот почему нас привлекают шаманы - загадочные люди, которые берегут эту связь, обожествляют и почитают Природу, и умеют общаться с ней, поскольку обладают даром погружения в особое состояние для общения с духами. У шаманов устройство мира весьма образно и поэтично. В их обрядах, которые называются камланиями, важную роль играют облачение и атрибуты. Так, непременными участниками шаманских ритуалов являются бубен и варган. Бубен открывает колдуну проход в другие миры, а варган служит оберегом от злых духов. Варган – это действительно магический инструмент не только в руках шамана, но и обычного человека. Если вы утомились от какой-либо работы, то поиграв на варгане, почувствуете, что такое музицирование помогает расслабиться и даже войти в состояние легкого управляемого транса. Это прекрасный инструмент для импровизации и выражения различных чувств.

Историю варгана и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Варган относится к разновидности самозвучащих язычковых музыкальных инструментов. Он обладает приятным для слуха необычайно бархатным, но в то же время «металлическим звучанием», который успокаивает и настраивает на размышление. Неимоверно красивые звуки и обертоны, да иногда ещё в сочетании с горловым пением – это просто невообразимое волшебство, которое действует завораживающе и уводит от жизненных реалий.

Извлекать звуки на варгане не сложно, для этого нужно основу инструмента плотно прижать к зубам или губам, оставив между ними не большую щель, чтобы туда свободно входил язычок варгана, который при игре нужно оттягивать. Функцию резонатора выполняет ротовая полость, при изменении контура которой исполнитель добивается разнообразного тембрального окраса звучания инструмента. Настоящей технике исполнения на варгане научить невозможно, она приходит сама во время регулярных тренировок. Подлинные профессионалы в своем исполнении для извлечения звука применяют губные, языковые, глоточные и гортанные способы, задействуя при этом дыхательные пути, легкие и даже диафрагму.

Фото:

инструмент ВАРГАН



Интересные факты

  • Варган – инструмент, получивший широкое распространение по всему миру, в каждом регионе имеет свое название. Наименования инструмента исчисляются сотнями, вот некоторые их них: Абафив, Агач-кубыз, Акиз тамбураси, Анконч, Бамбаро, Беримбау, Бинайо, Бивба, Биримбао, Брумле, Ванни яяй, Варгас, Вархан, Вурган, Кубыз, Кункон, Мыны, Панга, Рбиба, Хамыс, Хомус, Хуур, Чанг-кобус, Пангар и многие другие.
  • Варган – русское название инструмента, которое произошло от старославянского слово варга, что означает рот, уста.
  • Женщины Алтая любят музицировать на варгане, использую при этом особый прием игры, при котором звукоизвлечение происходит только языком - без помощи рук. Такой специфический способ они применяют при дойке коров, которые слушая звуки варгана, дают больше молока.

  • В свое время варган активно использовался членами сицилийской мафии для передачи шифрованных сигналов.
  • Мастера варганной музыки утверждают, что прежде чем начать играть на новом инструменте, необходимо с ним «слиться» - отдать свою энергию. Для этого нужно некоторое время носить его как кулон на шее или положить в карман и ни в коем случае не передавать варган другому человеку. Только соблюдая эти условия, инструмент зазвучит без особых усилий, принося удовольствие исполнителю.
  • Международный центр, а также самый большой музей хомуса (варгана), который признан уникальным, располагается в столице Республике Соха г. Якутске. В основных фондах музея около 9 тысяч экспонатов, собранных в разных странах мира.

музей хомуса и варгана в Якутске

  • Ранее на Алтае и Сибири варганы изготавливали только те кузнецы, которые являлись родственниками шаманов.
  • Якутский хомус в декабре в 2011 года был отправлен на космическую орбиту, где вместе с экипажем космического корабля «Союз » пробыл более 190 суток.
  • Первый Международный фестиваль варганной музыки был организован в американском городе Айова-Сити в 1984 году.
  • Седьмой Международный фестиваль варгана (хомуса), проходивший в Якутске в 2011 году, был отмечен в книге рекордов Гиннеса, так как в нем приняло участие рекордное количество участников – 1344 исполнителя на варгане.
  • В СССР, во время правления И.Сталина, варган (хомус) попал под запрет как инструмент шаманов - колдунов, которые в этот период подвергались суровым репрессиям.
  • В США варган получил название «еврейская арфа», но почему инструмент имеет такое странное наименование, американцы толком объяснить не могут.
  • Электронный варган был создан всемирно известным исполнителем на варгане Р. Загретдиновым в 1991 году.


Конструкция

Конструкция варгана очень проста. Принцип устройства инструмента – это неподвижная основа, а в ней свободно колеблющийся язычок. Конструкция варгана может быть как цельной, то есть язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной – язычок прикрепляется к основе. Форма инструмента бывает как дугообразной, так и в виде тонкой узкой пластины.

  • Дугообразные варганы изготавливают путем ковки из металлического прута, по центру инструмента прикрепляют язычок из стали с крючком на конце.
  • Пластинчатые варганы – это цельная пластина с прорезью посередине и с прикрепленным или вырезанным язычком. Пластинчатые инструменты делают из дерева, бамбука, кости, реже из металла.

Разновидности

разновидности варганов

Варган, получивший очень широкое распространение по всему миру, имеет очень большое количество разновидностей. Некоторые историки – искусствоведы считают, что во многих регионах инструмент появился самостоятельно, независимо друг от друга, поэтому у каждого народа он имеет не только свое название, но и особенности, присущие варгану только данной местности. Вариантов инструментов, отличающихся по формам, материалам, которые используются при изготовлении, приёмам звукоизвлечения очень много и вот некоторые из них:

  • якутский хомус – изготавливается из кованой стали. Главное отличие – звук громкий и продолжительный с «трещащим» тембральным окрасом, что является результатом увеличенного размера язычка.
  • Алтайский комуз – инструмент небольших размеров. Петля рамки имеет гладко – овальную форму. Инструмент обладает легким язычком.
  • Немецкий маультроммель – инструмент достаточно больших размеров с низким и мощным звучанием.
  • Вьетнамский Дан Мои – пластинчатый инструмент с мягким, долгим и высоким звукам. При звукоизвлечении прижимается не к зубам, а к губам.
  • Непальская мурчунга – небольшой инструмент, отличающийся необычной формой: язычок удлинен в обратную сторону. Звучание удивительное и неповторимое.

Стоит также отметить, что музыканты постоянно стараются усовершенствовать свой любимый инструмент. В результате таких модернизаций появились трехязычковые, кулисные, электронные, многоканальные и другие виды варгана.

Применение

Варган является универсальным музыкальным инструментом, спектр применения которого весьма разнообразен. Кроме использования в этнической музыке он широко употребляется как в классической музыке, так и в различных современных музыкальных направлениях, таких как рок, фолк, поп. Варган очень популярен в молодежной среде, а также является ритуальным инструментом алтайских и якутских шаманов – колдунов. Кроме этого варган используется в исцеляющих практиках, которыми в нынешнее время очень заинтересовались ученые: инструмент обладает лечебными свойствами и положительно воздействует на работу всех человеческих органов. Он хорошо очищает легкие, оказывает антистрессовое воздействие, а также обладает косметическим действием - разглаживает морщины.

Исполнители

исполнители на варгане

Научиться извлекать звуки на варгане можно за несколько минут, а вот виртуозное исполнение на инструменте доступно далеко не каждому, чтобы приобрести определенное мастерство необходимо много тренироваться. Особого почитания заслуживают выдающиеся варганисты - новаторы, которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие исполнительского мастерства - это Иван Алексеев, Антон Брюэн, Роберт Загретдинов, Тран Кван Хай, Римма Мадварова, Лука Турнин. Талантливых музыкантов, которые в нынешнее время поражают слушателей своей виртуозной игрой на инструменте довольно много, каждый варганист имеет свой неповторимый стиль исполнения. Одни исполнители не только виртуозно импровизируют, но и очень интересно экспериментируют в авангардных стилях современной музыки, другие очаровывают слушателей ансамблевым исполнением или «электронным» звучанием инструмента. Среди варганистов нынешнего времени необходимо отметить таких виртуозов, как А. Силади, А. Бескровного, Н. Шумарова, О. Подлужную ( Уутай), Б.Дарышева, Б. Байрышева, А.Данилова, Н. Ооржака, М. Зайнетдинова, Н. Соболева.Н. Дучеву, О. Прасс.

История

Когда и где начинается история варгана – древнейшего инструмента, который во многих странах принято считать народным, достоверно не известно. По предположениям некоторых историков – искусствоведов время его появления может датироваться приблизительно третьим тысячелетием до нашей эры. Однако есть мнение, что рождение инструмента приходится на значительно более ранний период, на то время, когда человек изобрел лук – метательное оружие, которое служило ему не только для добычи пищи, но и для развлечения. Вставляя один конец лука в землю, либо зажимая его между пальцами ног, а другой, упирая себе в зубы или в нёбо, он извлекал звуки при помощи палочек и пальцев рук (такой способ музицирования до сих пор бытует у племен Центральной Америки). Тем не менее, существует версия, что прародителем варгана могла быть простая щепка. Аналогичные инструменты, изготовленные из этого материала, по сей день встречаются в нашей Сибири (республика Тыва).

история варгана

Точное место происхождения варгана сейчас точно установить невозможно. География его распространения, а также археологических находок древнего инструмента очень обширна. Есть гипотеза, что варган в разных регионах появился независимо друг от друга, так как инструмент у каждого народа имеет набор неповторимых характеристик, присущих только ему, а также отличается материалом, формой и технологией изготовления. Изначально материалом для изготовления варгана служили дерево, кости, а в восточных странах ещё и бамбук, но такие инструменты были очень ломкие и поэтому, человек стал делать варганы из металла, как только узнал и научился обрабатывать его. Изначально первые металлические варганы немного напоминали современные пластинчатые инструменты и представляли собой узкую, тонкую пластину длиной от 10 до 15 см и шириной 1-2 см. Со временем для большей выразительности и громкости звучания форма его была изменена. Инструмент приобрел металлическую рамку в форме дуги.

Уже в древние времена варган считался священным инструментом и применялся в религиозных ритуалах, а также в целительных целях. В Европе варган стал пользоваться особой популярностью в эпоху Средневековья, например молодые люди голосом инструмента привлекали внимание хорошеньких девушек. Несколько позднее варган своим экзотическим звуком покорил и светские салоны. Музицирование на нём считалось модным занятием у представителей высших сословий.

Европейским государством, где производством варганов занимались наиболее активно, была Австрия. В XIX веке в небольшом городке Мольн изготовлением инструментов занимались около сорока семей, которые в год делали два с половиной миллиона инструментов. В том же XIX веке мастера музыкальных инструментов и исполнители постоянно экспериментировали с варганом. Так немецкий музыкальный изобретатель Иоганн Шайблер установил на поддерживающем диске десять варганов, настроенных по хроматизму, новый инструмент получил название «аура». А чуть позднее органный мастер Фридрих Бушман, положив в основу язычковую конструкцию варгана, изобрел всеми любимую губную гармошку.

Варган – весьма интересный музыкальный инструмент, который своим обворожительным голосом создает волшебную атмосферу, связывающую прошлое с будущем. Простота конструкции, но в то же время сложность исполнения на нем вызывает сегодня большой интерес у музыкантов и порождает открытие новых приемов и способов звукоизвлечения, что говорит о нераскрытых до конца возможностях этого древнего инструмента.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать Варган

Чукотские и якутские маги, шаманы, часто держат во рту небольшой предмет, издающий загадочные звуки. Это варган – предмет, который многие считают символом этнической культуры.

Что такое варган

Варган – это губной язычковый инструмент. Его основа – язычок, закрепленный на каркасе, чаще всего металлическом. Принцип работы такой: исполнитель помещает варган на зубы, зажимая предназначенные для этого места, и ударяет по язычку пальцами. Он должен двигаться в промежутке между сжатых зубов. Полость рта становится резонатором, поэтому, если менять очертания губ во время игры, можно создать особое звучание.

Игра на варгане

Научиться играть варганную музыку довольно просто. Главное в этом деле – больше экспериментировать.

История возникновения

Историки считают, что первые варганы появились около 3-х тысяч лет до нашей эры. В то время люди еще не умели добывать и ковать металл, поэтому инструменты делали из кости или дерева.

Вопреки частому заблуждению, варганом в древние времена пользовались не только жители северных районов Сибири. Похожие предметы находят по всему миру: в Индии, Венгрии, Австрии, Китае, Вьетнаме. В каждой стране его называют по-разному. Принцип действия все тот же, но инструменты разных народов выглядят неодинаково.

Предназначение варгана вне зависимости от страны, где его используют – ритуальное. Считалось, что с помощью монотонных звуков и горлового пения можно войти в транс и соединиться с миром божеств. Люди просили шаманов о здоровье и благополучии, а те обращались к потусторонним силам через ритуалы, где использовали варганную музыку.

Сегодня уже известно, почему волшебники племени входили в особое гармоничное состояние: регулярная игра на инструменте нормализует кровообращение и улучшает общее состояние здоровья. Эффект достигается благодаря ритмичным успокаивающим звукам.

Шаманизм сохранился у некоторых народов до нынешнего времени. Варган сегодня можно увидеть не только на ритуалах, но и на концертах этнической музыки.

Как звучит варган

Музыка в понимании человека – это обычно не совсем то, что исполняют на варгане. Его звук глубокий, монотонный, дребезжащий – музыканты называют его бурдонным, то есть непрерывно тянущимся. Если правильно установить варганную раму во рту, то получится услышать полный диапазон и уникальный тембр.

Существуют различные техники игры: языковые, гортанные, губные. Используя данные природой человеческие возможности, исполнители придумывают новые интересные стили.

Производители изначально создают определенный диапазон звучания, поэтому одни варганы издают низкие звуки, а другие – высокие.

Музыкальный инструмент варган

Виды варганов

Устройства, работающие по принципу варгана, есть в разных культурах – не только азиатских, но и европейских. Каждая разновидность имеет свое название, а некоторые особенно отличаются по форме и дизайну.

Комус (Алтай)

Небольшой прибор с дугообразной основой в форме овала. В легендах говорится, что женщины успокаивали детей медитативной музыкой с его помощью. Алтайский комус – самый известный вид варгана в России. Мастера Поткин и Темарцев изготавливают их для всех желающих научиться игре на шаманском инструменте. Некоторые покупают их как сувениры из Алтайского края.

Хомус (Якутия)

Якутский варган считают самым древним из всех. Когда-то его изготавливали из дерева, а сегодня почти все эти инструменты металлические. Мастера создают разнообразные дизайны рамы вручную.

Между хомусом и варганом есть небольшая разница. Отличаются они тем, что у варгана бывает только один язычок, а в приборе из Якутии их может быть до четырех.

Считается, что идея создать такой инструмент возникла, когда ветер подул через трещину в дереве, поврежденном молнией. Играя на хомусе, можно изобразить шелест ветра и другие звуки природы.

Якутский хомус

Генггонг (Бали)

Балийский музыкальный инструмент изготавливают из природных материалов. Рама генггонга обычно сделана из дерева, а язычок – из листа сахарной пальмы. По форме он разительно отличается от привычного комуса: в нем нет изгибов, он похож на трубку.

Чтобы извлечь звук, к язычку привязывают нитку и дергают за нее. Звучание меняется в зависимости от того, какую гласную произносит играющий.

Кубыз (Башкортостан, Татарстан)

Принцип работы кубыза никак не отличается от игры на похожих приборах, но его используют для других целей. Музыканты исполняют задорные песни, под которые когда-то танцевал башкирский народ. Кубызисты выступают соло и в ансамблях с другими исполнителями.

Существует два вида этого инструмента:

  • агас-кумыз с пластинчатым корпусом из дерева;
  • тимер-кумыз с рамой из металла.

Татарский кубыз почти не отличается от башкирского. Он бывает дугообразным и пластинчатым.

Татарский кубыз

Аман хуур (Монголия)

Монгольский варган похож на другие подвиды из Азии, но у него есть особенности. Главная из них – замкнутая с обеих сторон рама. Язычок у аман хууров мягкий. Прибор делают из стали или меди.

Дрымба (Украина, Беларусь)

Дугообразный варган из Беларуси с жестким язычком. Его рама бывает овальной или треугольной. Славяне играли на дрымбе с давних времен – первые находки относят к XII веку. Ее яркие звуки медленно затихают, создавая эхо.

В Украине дрымбы были больше всего распространены на Гуцульщине, то есть на юго-востоке Украинских Карпат и в Закарпатской области. На них играли женщины и девушки, а иногда и пастухи.

Самые известные дрымбы – работы Сергея Хацкевича.

Гуцульская дрымба

Дан Мой (Вьетнам)

Название означает «губной струнный инструмент». Так на нем и играют – зажимая основание не зубами, а губами. Это древнейший вид варгана, он распространен в 25-и странах мира. Дан мои всегда хранят в вышитых нитками или бисером чехлах-тубусах.

Сам инструмент пластинчатый, с заострением с одной стороны. Бывают и дугообразные вьетнамские варганы, но они менее популярны. Материалы для изготовления дан моев – латунь или бамбук.

Стандартный инструмент из Вьетнама звучит высоко, с дребезжанием. Иногда встречается и басовый дан мой.

Доромб (Венгрия)

Этот любимый венграми инструмент имеет дугообразную основу и множество вариантов исполнения. Знаменитый мастер по варганам Золтан Силади изготавливает доромбы различного диапазона. У прибора широкая рама и нет петли на язычке. Обычно она нужна для удобства, но здесь изогнутый край не приносит исполнителю дискомфорта. У доромба довольно податливая мягкая рама, поэтому его нельзя с силой сжимать зубами или пальцами.

Венгерский доромб

Ангкуть (Камбоджа)

Этот варган придумали жители племени пнонгов, он не является национальным камбоджийским инструментом. Все его элементы сделаны из бамбука. Он длинный и плоский, немного похож на градусник.

Во время игры на ангкуте музыканты бьют по язычку в направлении «от себя», зажав инструмент между губ.

Мурчунга (Непал)

У непальского варгана необычная форма. Рама у него обычно стандартная, дугообразная, а мягкий язычок удлинен в обратную сторону. Во время игры музыкант может держаться за удлинение. Мурчунги издают мелодичные высокие звуки.

Непальская мурчунга

Зубанка (Россия)

Второе название для варгана у славянских народов России. Археологи находят их по всей западной части страны. Летописцы тоже упоминали о зубанках. Они писали, что с их помощью исполняли военную музыку. По мнению известного писателя Одоевского, многие русские крестьяне умели играть на зубанках.

Мир варганов многогранен и необычен. Играя на них, совершенствуя свои навыки, музыканты сохраняют традиции предков. Каждый может выбрать подходящую модель инструмента и вернуться к истокам.


Бамц! - по зубам
или
Что я делаю не так?
Основные ошибки начинающих при игре на варгане

Вот вы получили долгожданный варган. Радостно рассматриваете его, показываете родным и знакомым. С замиранием сердца подносите ко рту, готовые наслаждаться его неземным звучанием и — бамц! - варган бьёт вам по зубам! Зубам больно, вам — досадно. Повторяете процедуру снова и снова, но эффект приблизительно тот же, или звука нет совсем, или он очень тихий, вы сами его не слышите, а окружающие — подавно, хотя сочувственно улыбаются и качают головой.
Что делать?
Конечно, вы уже читали много разных статей про то, как же играть на варгане, вы даже можете стоять перед зеркалом и рассматривать через него свой рот и зажатый в нём варган. Но если не знать, на что стоит обращать внимания, можно ничего не увидеть. Поэтому мы попытались собрать основные ошибки, подмеченные при многолетнем опыте обучения покупателей, когда ни времени, ни зеркала обычно не бывает, а человек мечтает начать играть прямо сейчас. Быть может, этот ликбез пригодиться и вам.

Итак, основные ошибки и как их избежать (заметьте, тип варгана, его цена и происхождения значения практически не имеют).

Ошибка первая: звон зубовный.

Упомянутый выше удар язычка по зубам происходит по понятным причинам. Как его устранить? Проверьте следующие моменты в постановке варгана во рту:
1. Есть ли между зубами верхней и нижней челюсти щель и достаточна ли она для прохождения язычка. Это может показаться смешным, но поверьте, встречаются граждане, которые не считают нужным открывать рот для игры на варгане. За это варган мстит ударами — а что ещё ему прикажете делать? Напоминаем: у варгана звучит колеблющийся перед ротовой полостью язычок. Если рот закрыт или щель совсем узкая, звука не будет.
2. Проверьте, не смещён ли варган относительно нижней или верхней челюсти, к обоим челюстям прижат ли плотно. Бывает, что новички спускают инструмент слишком низко на нижние зубы или пытаются задрать к верхним. В обоих случаях получат удар. Найдите удобное среднее положение: одна дека варгана прижата к верхним зубам, другая — к нижним, язычок попадает чётко в щель, между ними, инструмент прижат достаточно плотно, чтобы не сместиться во время удара. Обратите внимания, это важно, иначе вы можете выверить расстояния перед зеркалом, но варган сдвинется во время удара по язычку, и вы опять за это получите по зубам.
3. Встречаются особые случаи, связанные с индивидуальным строением зубов и челюстей. Но и тогда возможно найти то идеальное положение, при котором варган не причиняет вам неудобств, одно удовольствие. Главное — желание и терпение.

Ошибка вторая: звон металла.
Происходит из-за попадания язычка при игре по самой раме инструмента. Характерна для доромбов, маультроммелей и других варганов из мягкой стали или с инертными язычками. Обратите внимание на следующие моменты:
1. Не пережимайте деки в месте захвата кольца пальцами. Для доромбов З. Силади захват типа "сигареты" не подойдёт: из-за мягкого металла деки почти наверняка сойдутся слишком близко и варган начнёт неприятно дребезжать. Кстати, небольшой призвон или редкие удары язычка по раме самим мастером не считаются за брак инструмента, и на записях исполнения его сына Арона, виртуоза игры на варгане, можно порой услышать такой звук. Держать доромбы лучше всего за само кольцо, снизу, следя при этом, чтобы не зажать пальцами язычок или научиться зажимать варган практически в плоскости кольца.
2. Ударяйте чётко в плоскости инструмента. При смещении удара вниз или вверх язычок будет цеплять деки или попадать по зубам, а если удар будет нанесён слишком сильно, может произойти поломка инструмента.
Будьте внимательны, это один из самых важным пунктов при обучении игре на варгане!Легче всего добиться правильной игры, ударяя на себя – как в якутской, алтайской, башкирской традициях.
3. Не пережимайте губами деки варгана. В случае чувствительных варганов с мягкими настроенными деками и в случае сильных губ – варган начнёт дребезжать.
4. Держите варган так, чтобы плоскость рамы лежала в горизонтальной плоскости, не наклоняйте инструмент ни вниз, ни вверх. В идеале инструмент должен просто плотно прилегать к зубам.

Ошибка третья: защип губы.
Одна из нечастых ошибок, которую стоит упомянуть только потому, что она очень неприятна и болезненна. При ней язычок бьёт не по зубам, а по губам, иногда защипляя её. Мы обычно советуем при обучении губы чуть приподнимать, так, чтобы не касаться дек. Но важно не поднять их слишком высоко, иначе звук получится слишком слабый, вам самим будет сложно его расслышать, и не напрягать губы сильно. Обычно если правильно прижать варган к зубам и расслабить чуть приподнятые губы, ошибки не происходит. Позже можно научиться играть на губах, модулировать звучание с их помощью.

Ошибка четвёртая: ничего не слышу
Причины бывают разные. Основные - это: неплотно прижатый к зубам варган, слишком приподнятые губы, слабый удар, страх инструмента и страх, что с вами случится что-либо перечисленное выше. Всё это легко лечится уверенностью в себе, в ваших способностях совладать с инструментом. Встречаются люди, которые, получая варган, сразу начинают говорить: а как это, а это сложно, у меня не получится! Поверьте, это не сложнее, чем водить машину, велосипед или управлять компьютерной мышью: немного тренировки, и действие запоминается телом настолько, что потом даже вопрос не возникает о том, как это происходит. Обращайте внимание на силу прижима к зубам, ведь колебание передаётся вашему черепу и от этого зависит громкость и сила звука. Обычно у людей передние резцы верхней и нижней челюсти находятся в одной плоскости, к ним очень удобно прижать варган, чтобы он и не сместился, и звучал хорошо. Также следите, чтобы конец инструмента приходился примерно на середину вашего рта или во второй трети. Т.е. нельзя, чтобы язычок варгана был в районе вашей щеки, звука не будет практически совсем. Сместите варган так, чтобы язычок попадал в рот. Только тогда он зазвучит, как надо.

Ошибка пятая: почему у меня звучит не так.
Вот вы уже добились первых звуков, но они кажутся вам не такими, как вы ожидаете, как слышали на записях или примерах к этому инструменту. Не спешите винить варган. Во-первых, помните, что громкое, звучное, яркое исполнение приходит с опытом. Когда вы только учитесь, не стоит сразу стремиться входить в транс быстрым "чесом". Во-вторых, помните, что варган звучит для вас несколько иначе, чем для слушателей. Кроме того на одном и том же инструменте два разных человека играют по-разному, это связано с различиями в строение черепа, с разным дыханием, положением ротовой полости – со многими факторами. Если же звучание объективно какое-то не такое, проверьте, может вы просто зажали пальцами язычок и он глушится. У профессиональных музыкантов есть приём, когда во время игры язычок зажимается так, чтобы постепенно менять его длину и тон звучания. Но его освоение приходит со временем.

Наконец, последняя ошибка: если вы дочитали статью до конца и вам кажется, что вы ничего не поняли, значит, у вас просто нет под рукой варгана. Бросайте читать и начинайте играть! И всё получиться.

Варган. Магический инструмент шамана, музыкальный инструмент северных народов. Варган, Комуз, Длиннопост

Варган. Магический инструмент шамана, музыкальный инструмент северных народов. Варган, Комуз, Длиннопост

Варган. Магический инструмент шамана, музыкальный инструмент северных народов. Варган, Комуз, Длиннопост

Варган. Магический инструмент шамана, музыкальный инструмент северных народов. Варган, Комуз, Длиннопост

Варган. Магический инструмент шамана, музыкальный инструмент северных народов. Варган, Комуз, Длиннопост

Я давно хотела заполучить себе этот инструмент. Нашла в интернете специализированный магазин варганов, заказала. С нетерпением ждала посылочку. И вот - у меня есть варган!

Как на данном чудо-инструменте создать звук? Это сочетание вибраций язычка, корпуса варгана, костей головы и рта. Чтобы сыграть конкретную мелодию, нужно знать определенные технические моменты. Ведь во время игры вы слышите не сам варган. Многим интересно узнать, как играть на музыкальном инструменте варгане. Сначала прикладывают его к зубам, затем легонько стучат по язычку, после чего резонанс идет по костям черепа. Звучать начинает тело. Музыкант в процессе игры меняет артикуляцию, управляет диафрагмой, сокращает гортань, изменяет дыхание. Все это влияет на звучание инструмента. Для того чтобы создать красивую мелодию, достаточно месяц потренироваться по 15-20 минут в день.

Ждите следующий пост, в котором будет моя игра на варгане.

Дубликаты не найдены


Музыка народов мира

48 постов 315 подписчиков

Правила сообщества

Ограничений особенно не будет, но старайтесь, что бы музыка соответствовала названию сообщества.

Прям как слово "спиздить" :)

Ну я тоже в основном для друзей играю. Многие видят варган впервые, и прикольно наблюдать округленные от удивления глаза. А после интерес - как это? можно попробую?

Не только северных.

Научиться держать варган и извлекать с его помощью простой звук - это только начало. Дальше необходимо научиться артикулировать ртом, изменяя резонанс звука.

Только потом начинается самое интересное - ритмичное дыхание. Надо научиться подавать воздух нужным потоком в нужном ритме, сочетая с ударами по язычку инструмента. Тогда начнет получаться извлекать громкие, а главное - продолжительные и сочные звуки. И только когда это будет достигнуто, можно начинать учиться играть по-настоящему.

Дальше экспериментируйте с резонансом, усложняйте рисунок ударов и дыхания, ищите магию ритма, тренируйтесь с метрономом, чтобы достичь идеально точного темпа.

Покупал в подарок другу. перевпробовал штук 10 из запасов музыкального магазина, чтобы выбрать один с нормальным звучанием.

Да. Мне продавец так и сказал, что чем больше вы пробуете, тем мне щас будет больше ебли с их мытьем с фэйри и сушкой.

Тоже такой есть. Сидели в аэропорту Красноярска ожидая рейса, от нечего делать минут за 30 научился воспроизводить звук на нем.

А его нужно зубами зажимать или просто между губ держать?

Зубы от этого чудо-инструмента себя нормально чувствуют? Всегда интересовал этот вопрос.

Нормально. Зубы свои. А вот у кого вставные , мосты, коронки, то лучше поберечься, лично мое мнение.

О! И у меня есть


Немножко про варганы

Привет всем Пикабушникам!

Хочется предложить Вам серию статей о древнем музыкальном инструменте, который в свое время был распространен в самых разных уголках мира - от Африканского континента до Индии и Норвегии. В Норвегии, кстати, до сих считается национальным инструментом, там проходят варганные фестивали (в России, кстати, тоже проходят), где можно встретить норвегов с татуировками варгана.

В России варганная тусовка небольшая, зато дружная (доля шутки в этом утверждении присутствует), и очень-очень увлеченная - как показывает опыт наблюдения, стоит человеку хоть немного заинтересоваться варганом, как у него тут же появляется необъяснимое желание покупать еще больше, больше варганов!

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

У нас в России проходят разные конкурсы и фестивали (в основном, организацией фестивалей занимаются москвичи). Про фестивали и всю движуху расскажу позднее, если будет интересно. Есть у нас разные специалисты, занимающиеся научной научной (и околонаучной) деятельностью - пишут статьи, собирают информацию. Из самых интересных ближайших проектов - проект по реконструкции варганов XIV-XV в, найденных в Новгороде. Выглядят они на данный момент как на картинке ниже. Кстати, в этом проекте по реконструкции мы тоже будем участвовать.

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Теперь про нас. У нас маленькая варганная мастерская, находящаяся в перманентном процессе строительства. Работает в этой мастерской всего один человек, известным под именем Дмитрий Бабаев. Помогает ему Дарья, которая и пишет данный пост. Варганы в мастреской делаются уже больше 13 лет, многие этапы пройдены, но многие еще предстоят. Попутно с созданием варганов мы занимаемся их популяризацией, хоть и не всегда хватает на это времени. В рамках этого общественно-полезного начинания и хочется сделать серию постов на Пикабу.

Посты будут делиться на несколько типов: как изготавливаются инструменты (с подробным фотоотчетом и комментариями); история варгана и разные факты; что происходит в мире варгана сейчас (информация о различных событиях как в России, так и за ее пределами); полезные уроки о том, как играть на варгане от Димы и от наших друзей (кстати, один из них выпускает большой подробный самоучитель по игре на этом инструменте). Безусловно, в ходе работы у нас появятся новые темы, которыми захочется поделиться. Также мы всегда рады ответить на все вопросы, с Димой можно списаться в одной популярной бело-голубой соц. сети, посмотреть наши ролики по изготовлению на Ютубе.

Не буду сейчас много расписывать, продолжу пост инструментами, которые уже были когда-то сделаны в нашей мастерской.

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

Немножко про варганы Кузнец, Варган, Комуз, Ручная работа, Ковка, Металл, Ремесло, Своими руками, Длиннопост

В работе Дима использует разные техники (ковка, гравировка, фрезеровка и проч), работает с разными материалами (обычная сталь, нержавейка, кричное железо, серебро, титан и т.д.). Иногда делает ножи всякие другие штуки (молотки, ножи). В общем, написать можно много!

Надеемся, наши посты Вам понравятся и будут полезными.

Мистический варган. Ключик в мире духов.

варган музыкальный инструмент

Варган – многим знакомый музыкальный инструмент, который широко распространен среди разных народов на территории нашей необъятной страны. Шаманский варган, как и бубен, имеет магическую природу. Металлический ключик, открывающий дверь в мир духов. Звучание его всегда вызывает некий трепет и легкое благоговение из-за колебаний, способных затронуть струны человеческой души. В процессе игры воздух начинает вибрировать, вызывая в теле необычные ощущения, схожие с погружением в транс. Именно за этот мощный эффект инструмент так ценится в шаманизме.

Во время шаманских камланий, шаман должен быть во всеоружии, потому что путешествие в мир духов всегда сопряжено с неожиданностями. Верными спутниками в этом деле являются бубен и варган. Первый – открывает путь в потусторонний мир, второй – оберегает с помощью духов-защитников, поддерживая с ними связь.

В отличие от бубна, который направлен энергией «янь» вовне и потому, в большей степени, предназначен для аудитории, варган имеет «иньскую» природу. Он намного сильнее воздействует на того, кто непосредственно извлекает из него звуки, нежели на слушателя. Хотя, это отнюдь не мешает создавать мистическую музыку и дарить людям наслаждение от чудодейственных вибраций.

История возникновения варгана и его разновидности

Тумран дергач ханты-манси

Далеко не все изобретения, уходящие своими корнями в древность, дошли до нас в первоначальном виде. Варган также претерпел кое-какие изменения. Правда, они весьма незначительны. Можно сказать, что этот музыкальный инструмент сохранил себя таким, каким изготавливался много веков назад. Но если раньше он был пластинчатым, сделанным из кости или дерева, то теперь стал дугообразным и металлическим. Естественно, звучание его усилилось в разы. Сама идея родилась на основе конструкции обычного лука, применявшегося, как и положено, в качестве оружия. Его туго натянутая тетива дала толчок для создания многих инструментов, в том числе, струнных.

Варган – традиционный музыкальный инструмент народов Севера, а также Дальнего Востока. Он имеет богатую историю, которую не смогли уничтожить даже во времена Сталина, запретив инструмент ввиду причастности к шаманской культуре.

Алтайский варган или комус – характерен нежным изящным тембром, ярким и прозрачным. Если человек отличается особой чувствительностью, обладает мягким нравом и тонкой душевной организацией, то игра на таком инструменте возымеет наилучший эффект, в первую очередь, конечно, для самого музыканта. Алтайский больше всего присущ чувствительной натуре, с ним нужно обращаться аккуратно и, в то же время, с определенной легкостью.

Якутский варган или хомус – отличается тем, что куется вручную из стали. Цена на сии музыкальные изделия высока в связи со способом их изготовления. Благодаря внутреннему сечению на деках и полочке для зубов, на таком инструменте играть легко на любой скорости, на ходу меняя громкость и тональность.

игра на варгане

Все варганы или, как их еще называют – комусы и хомусы, имеют немного различное строение. Все зависит от принадлежности инструмента к тому или иному народу, который изобрел его. Это похоже на основной язык и его диалекты. Самые известные – якутские и алтайские, но есть еще русские, шестигранные полукованые, а также инструменты из далеких стран, которые имеют свои особенности и устроены по-другому.

Игра на инструменте схожа с управлением стихией. Здесь все завязано на дыхании и артикуляции, а также чувстве ритма. Они делаются с разным количеством язычков: от одного до четырех. Язычки вибрируют от колебаний выдуваемого воздуха, издавая характерный гортанный звук. Горловое пение, к которому прибегает шаман во время обрядов, перемежается с тонким звучанием варгана, создавая неповторимую атмосферу таинственности и погружения в мир духов.

Самое заметное распространение металлический конь получил в Якутии, которая является чуть ли не главным мировым лидером по его изготовлению и использованию. Этот атрибут пришелся по душе малым народностям, проживающим на севере нашей родины. Все потому, что он как нельзя лучше передает человеческие эмоции и настроение. Здесь важна не столько мелодия, сколько возможность выразить свои чувства максимально полно и объемно. Звуки извлекаемые хомусом завораживают и уносят в параллельные миры, стирая границы между ними. Именно по этой причине варган и шаманизм всегда идут рука об руку.

Варган в руках шамана

Если даже на обычных людей варган действует мистическим образом, то с участием шамана его воздействие усиливается многократно.

На разных экземплярах, будь то варган или хомус, шаманы играют по-разному. Немного разнится способ звукоизвлечения. Какие-то экземпляры имеют более низкое, глубокое звучание. Например, шестигранные экземпляры обладают особо красивым нижним диапазоном. Путешествие в нижний мир будет успешнее с таким помощником. Для странствия к верхнему миру преимущество отдается в пользу комуса с высокой настройкой, звучащей более светло. Но все очень индивидуально, многое зависит, в первую очередь, от силы и духовности шамана. К тому же, каждый отдельный инструмент нужно подстраивать под себя. Поэтому шаман относится к своим «малым коням» с особой бережливостью и бесконечной теплотой, как и положено тому, кто привык обращаться к помощи добрых духов.

варган в руках шамана

В процессе игры, мелодия звуков переплетается с мелодией, исходящей от самого шамана. Происходит резонанс звуковых вибраций с человеческими биоритмами, что усиливает мозговую деятельность и чувствительность на физическом уровне. В таком состоянии транса шаман способен контактировать с душами из загробного мира, получая ответы на вопросы. Хомус участвует во многих обрядах. Например, с помощью него шаман может влиять на погоду, призывая дождь или солнце, разговаривать со стихиями, успокаивая бури и прекращая засухи. Своего «малого коня» шаман чтит и не передает его в чужие руки, иначе он потеряет накопленную силу. Для отдельно проводимого ритуала мастер придумывает особую мелодию, с каждым разом совершенствуя способности владения своими и чужими эмоциями, а также усиливая контроль над подсознанием. Нельзя недооценивать силу воздействия варгана и эффект рождаемой им музыки, в противном случае, неправильное обращение с инструментом вкупе с хаотичными мыслями могут вызвать негативные последствия.

В варгане простота устройства и незамысловатость конструкции сочетаются с многоуровневым пониманием мира. Этот миниатюрный по своим размерам инструмент умещается в ладони, но как только его подносит к губам профессионал, становится понятно, за что он получил такое признание. А в случае, когда умудренный опытом шаман начинает проводить через комус музыку своей души, оторваться просто невозможно. Варган целиком и полностью завладевает как музыкантом, так и аудиторией. Он созывает духов неповторимыми гортанными звуками вместе с глубоким горловым пением исполнителя, собирая в гармонию странные атональные мелодии с дуновением Крайнего Севера.

Читайте также: