Изучение внешнего строения скелета и зубной системы млекопитающих

Опубликовано: 30.04.2024

date image
2020-05-12 views image
334

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающего

Цель:изучить особенности внешнего строения, скелета и зубной системы представителей класса Млекопитающие.

Оборудование и материалы: скелет млекопитающего, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих.

Теоретические сведения

Млекопитающие – это наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. У млекопитающих имеется голова, шея, туловище с двумя парами конечностей и хвост. На голове есть рот, нос, глаза, уши. Рот у млекопитающих ограничен мягкими подвижными губами, которые в детстве участвуют в сосании молока, а позже в захвате пищи. Глаза предохраняют развитые веки. По их краям расположены ресницы. Мигательная перепонка у млекопитающих недоразвита. В отличие от земноводных и пресмыкающихся конечности у млекопитающих располагаются под туловищем, поэтому оно приподнято над поверхностью земли.


Рис.1 Внешнее строение млекопитающего

Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. В ней находятся основания волос. Волосяной покров состоит из разных типов волос:

- ость (остевые волосы) — длинные, тонкие, но прочные волосы;

- подшерсток — короткие и пушистые волосы, расположенные под остевыми;

- вибриссы — жёсткие и длинные волосы, которые образуют брови и усы (служат органом осязания).


Рис.2 Типы волос млекопитающего

У одних животных шерстный покров состоит из ости (олень); у других — из подшерстка (крот); у третьих — из ости и подшерстка (нутрия, куница).

Все звери периодически линяют. При этом у них изменяется густота меха (зимний мех имеет больше подшерстка), а у некоторых и окраска (белка обыкновенная зимой бывает серебристо серой, а летом — рыжей).

Есть животные, у которых остевые волосы видоизменены в иглы (ежи, дикобразы). На некоторых участках тела вместо шерсти могут быть другие роговые образования: чешуйки, присоски, когти и ногти, мозоли, рога и копыта.

В коже млекопитающих расположены разнообразные железы: сальные, потовые, пахучие и млечные.

Скелет млекопитающих

Скелет млекопитающих подразделяется на череп, позвоночник, скелет поясов конечностей и кости самих конечностей. Череп этих животных состоит из мозговой коробки и лицевой части. Среди костей лицевой части выделяются верхняя и нижняя челюсти, несущие зубы. Зубы неоднородны, а разделяются на резцы, клыки и коренные, которые в свою очередь разделяются на истинные, или большие коренные, и на ложные, или малые коренные.

Позвоночник состоит из шейного (как правило, содержащего 7 позвонков), грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов. Позвонки крестцового отдела срастаются, позвонки других отделов остаются свободными. Это обусловливает гибкость тела млекопитающих.

Пояс передних конечностей состоит из двух пар костей: плоских лопаток и ключиц. Вороньи кости, хорошо развитые у пресмыкающихся и птиц, у млекопитающих превращаются в отростки лопаток. Пояс задних ног образован тремя парами костей: седалищными, лобковыми и подвздошными. Они срастаются с крестцом, образуя костное кольцо таза. К сочленовной ямке лопаток причленяются массивные плечевые кости, а к плечевым — кости предплечья (локтевые и лучевые). Заканчиваются передние конечности кистью.

Скелет задних ног состоит из бедренной кости, большой и малой берцовой костей голени и костей стопы.



Рис.3 Скелет собаки

Зубы у млекопитающих различаются по строению и функциям. Зубы размещаются в специальных альвеолах(ячейках), и могут делиться на коренные, подкоренные, клыки и резцы по строению и типу выполняемых функций. Почти у всех млекопитающих сначала вырастают молочные зубы, которые не имеют корней. Затем молочные зубысменяются постоянными, имеющими корни. Этот процесс происходит один раз в жизни. Состоят зубы из прочной ткани – остеодентина, покрытого эмалью.




Характер питания млекопитающих предопределяет зубную систему у животного. Хищникиимеют хорошо развитые клыки, в верхней челюсти имеется последний ложнокоренной зуб, а в нижней – первый коренной, которые имеют острую конусовидную форму.

Большинство растительноядных млекопитающихсовсем не имеют клыков. У жвачных млекопитающихнет резцов на верхней челюсти. Грызуныимеют резцы, у которых нет корней, благодаря чему стачиваемые о дерево и растения резцы могут расти всю жизнь. Более того, постоянное стачивание резцов о дерево или растения способствует большему затачиванию зубов. У хищных зверей зубы имеют режущую поверхность, всеядные имеют зубы с бугристой поверхностью, а жвачные – зубы с лунчатой.



Рис.4 Типы зубов млекопитающего

Ход работы

І. Выполните задания.

1. Изучите общий план строения тела млекопитающего. Определите отделы тела.


2. Перечислите, какие органы расположены на голове млекопитающего? Какое значение они имеют для млекопитающих? Подпишите их на рисунке.


3. Рассмотрите общее строение скелета. Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.

4. Рассмотрите скелет черепа. Обратите внимание на размеры мозговой коробки, соединения костей, дифференцированные альвеолярные зубы. Подпишите рисунок.


5. Определите отделы позвоночника и особенности их строения.

Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните её значение для животного.

6. Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей - передних и задних. Найдите и назовите основные их части. Рассмотрите места прикрепления мышц.

ІІ. Запишите общий вывод, ответив на вопросы:

1. Какие черты приспособленности к среде обитания во внешнем строении имеются у млекопитающих?

2. Почему млекопитающие в холодную погоду сворачиваются клубочком и поднимают шерсть?

3. Найдите черты сходства и отличия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся. Чем это можно объяснить?

Цель: Изучить особенности строения скелета млекопитающих.
Ход работы:
1. Рассмотрите общее строение скелета. Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.
Скелет включает в себя следующие отделы: череп, позвоночник (осевой скелет), две пары конечностей (скелет конечностей). Кости соединяются между собой с помощью хрящей и сухожилий (Рис.1).


Рисунок 1.
Скелет млекопитающего: 1 — верхняя челюсть; 2 — нижняя челюсть; 3 — череп; 4 — зубы; 5 — шейные позвонки; 6 — грудные позвонки; 7 — поясничные позвонки; 8 — хвостовые позвонки; 9 — ребра; 10 — лопатка; 11 — плечо; 12 — предплечье; 13 — кисть; 14 — тазовая кость; 15 — бедро; 16 — голень; 17 — стопа

2. Рассмотрите скелет черепа. Обратите внимание на размеры мозговой коробки, соединения костей, дифференцированные альвеолярные зубы.
Череп отличается большой мозговой коробкой. Состоит из мозгового и лицевого отделов. С позвоночником он сочленяется двумя мыщелками. Твёрдое костное небо отделяет носовой проход от ротовой полости. Большинство костей черепа соединяются друг с другом непрерывно с помощью швов. Зубы расположены в альвеолах челюстных костей. Нижняя челюсть присоединена к височной кости. Зубы дифференцируются на резцы, клыки, малые и большие коренные. Зубы находятся в альвеолах.

3. Определите отделы позвоночника и особенности их строения.
Позвоночник состоит из 5-ти отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового. Между позвонками расположены хрящевые диски. Каждый позвонок состоит из тела, верхних и нижних дуг. В шейном отделе позвонки соединены подвижно (их всегда 7). К позвонкам грудного отдела присоединяются ребра, образующие грудную клетку. Позвонки поясничного отдела имеют самые толстые и массивные тела, так как на них ложится весь вес туловища, подвижно соединены между собой. Крестцовый отдел неподвижный, образован сросшимися позвонками. Хвостовой отдел - самый подвижный во всём позвоночнике

4. Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните её значение для животного.
Грудная клетка образована грудными позвонками, ребрами и грудиной. Хорошо развиты межреберные дыхательные мышцы, сокращение которых поднимает и опускает грудную клетку. У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой — диафрагмой. Грудная клетка защищает внутренние органы, участвует в дыхании.

5. Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей - передних и задних. Найдите и назовите основные их части. Рассмотрите места прикрепления мышц.
Пояс передних конечностей образован парными лопатками и ключицами. У некоторых млекопитающих ключицы отсутствуют (сем. собачьи, копытные). Свободные передние конечности состоят из плеча, предплечья, кисти. Пояс задних конечностей состоит из парных подвздошных, седалищных и лобковых костей. Свободные задние конечности состоят из бедра, голени, кисти.
Наиболее развиты мышцы, двигающие конечности. Они начинаются на костях поясов и прикрепляются к костям свободной конечности. Длинные сухожилия подходят к костям стопы и кисти, что обеспечивает хорошую подвижность конечностей.

6. Найдите сходство и различия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся. Сходства: одинаковое строение позвоночника (5 отделов), задних и передних конечностей; наличие черепа и грудной клетки.
Различия: конечности у млекопитающих расположены непосредственно под телом, у пресмыкающихся конечности размещаются по бокам туловища; шейный отдел позвоночника млекопитающих всегда состоит из семи позвонков, у пресмыкающихся от семи до десяти позвонков; наличие диафрагмы у млекопитающих

7. Запишите выводы об особенностях скелета млекопитающих, сделайте рисунки.
Выводы:
А) Череп делится на мозговую и лицевую часть (Рис. 2).
Б) Позвоночник состоит из пяти отделов, в шейном отделе всегда 7 позвонков (Рис. 3).
В) Пояс передних конечностей — две лопатки и две ключицы. Пояс задних конечностей — три пары сросшихся тазовых костей (Рис. 4).
Г) Грудную полость от брюшной отделяет диафрагма (Рис. 5).



Рисунок 2 — отделы черепа млекопитающих



Рисунок 3 — отделы позвоночника млекопитающих



Рисунок 4 — пояс передних и задних конечностей



Рисунок 5 — диафрагма в грудной полости

Цель. Изучить особенности строения скелета млекопитающих.

Оборудование: пинцет, лупа, скелет (и его части) кролика (кошки, крысы).

Рассмотрите общее строение скелета. Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.
Рассмотрите скелет черепа. Обратите внимание на размеры мозговой коробки, соединения костей, дифференцированные альвеолярные зубы.
Определите отделы позвоночника и особенности их строения.
Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните ее значение для животного.
Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей — передних и задних. Найдите и назовите основные их части. Рассмотрите места прикрепления мышц.
Найдите сходство и различия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся.
Запишите свои выводы в тетрадь, сделайте необходимые рисунки.

2) \u0427\u0435\u0440\u0435\u043f \u043c\u043b\u0435\u043a\u043e\u043f\u0438\u0442\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0438\u0437\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u043e\u0439 \u043c\u043e\u0437\u0433\u043e\u0432\u043e\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043e\u0431\u043a\u043e\u0439. \u0417\u0443\u0431\u044b: \u043a\u043b\u044b\u043a\u0438, \u0440\u0435\u0437\u0446\u044b, \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435.

3) \u041e\u0442\u0434\u0435\u043b\u044b \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043d\u043e\u0447\u043d\u0438\u043a\u0430: \u0448\u0435\u0439\u043d\u044b\u0439, \u0433\u0440\u0443\u0434\u043d\u043e\u0439, \u043f\u043e\u044f\u0441\u043d\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439, \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u0446\u043e\u0432\u044b\u0439, \u0445\u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432\u043e\u0439. (\u0432 \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u0438\u043a\u0435 \u0441\u0442\u0440. 248)

4) \u041a \u0433\u0440\u0443\u0434\u043d\u044b\u043c \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043d\u043a\u0430\u043c \u043f\u0440\u0438\u0447\u043b\u0435\u043d\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u0440\u0435\u0431\u0440\u0430, \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c \u0438\u0445 \u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441 \u0433\u0440\u0443\u0434\u0438\u043d\u043e\u0439, \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0443\u044f \u0433\u0440\u0443\u0434\u043d\u0443\u044e \u043a\u043b\u0435\u0442\u043a\u0443. (\u0432 \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u0438\u043a\u0435 \u0441\u0442\u0440. 248)

5)\u041f\u043e\u044f\u0441 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0435\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439: \u043b\u043e\u043f\u0430\u0442\u043a\u0438, \u043a\u043b\u044e\u0447\u0438\u0446\u0430, \u043a\u0430\u0440\u0430\u043a\u043e\u0438\u0434\u044b (\u0432\u043e\u0440\u043e\u043d\u044c\u044f \u043a\u043e\u0441\u0442\u044c) .
\u041f\u043e\u044f\u0441 \u0437\u0430\u0434\u043d\u0438\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0435\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439: (\u044f \u043d\u0435 \u0437\u043d\u0430\u044e)
\u0421\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0435 \u043a\u043e\u043d\u0435\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438: \u043f\u043b\u0435\u0447\u043e, \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043b\u0435\u0447\u044c\u0435, \u043a\u0438\u0441\u0442\u044c (\u0437\u0430\u043f\u044f\u0441\u0442\u044c\u0435, \u043f\u044f\u0441\u0442\u044c, \u0444\u0430\u043b\u0430\u043d\u0433\u0438 \u043f\u0430\u043b\u044c\u0446\u0435\u0432)
\u0421\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u043d\u044b\u0435 \u0437\u0430\u0434\u043d\u0438\u0435 \u043a\u043e\u043d\u0435\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438: \u0431\u0435\u0434\u0440\u043e, \u0433\u043e\u043b\u0435\u043d\u044c, \u0441\u0442\u043e\u043f\u0430.

6)\u0421\u0445\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430:
\u043d\u0430\u043b\u0438\u0447\u0438\u0435 \u0447\u0435\u0440\u0435\u043f\u0430 \u0438 \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043d\u043e\u0447\u043d\u0438\u043a\u0430,
\u043f\u044f\u0442\u0438\u043f\u0430\u043b\u044b\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0435\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0438 \u0438\u0445 \u043f\u043e\u044f\u0441\u043e\u0432,
\u0433\u0440\u0443\u0434\u043d\u043e\u0439 \u043a\u043b\u0435\u0442\u043a\u0438.

\u0420\u0430\u0437\u043b\u0438\u0447\u0438\u044f:
\u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0435 \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u043e\u0432 \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043d\u043e\u0447\u043d\u0438\u043a\u0430,
\u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0435 \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043d\u043a\u043e\u0432 \u0432 \u0448\u0435\u0439\u043d\u043e\u043c \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u0435,
\u043d\u0430\u043b\u0438\u0447\u0438\u0435 \u043a\u0430\u0440\u0430\u043a\u043e\u0438\u0434\u043e\u0432 (\u0432\u043e\u0440\u043e\u043d\u044c\u0438\u0445 \u043a\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439) \u0443 \u043f\u0440\u0435\u0441\u043c\u044b\u043a\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445\u0441\u044f,
\u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0447\u043b\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043a\u043e\u043d\u0435\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u043a \u0442\u0443\u043b\u043e\u0432\u0438\u0449\u0443 .

1)Скелет млекопитающих состоит из отделов: черепа, позвоночника, скелет туловища, пояс передних и свободные конечности. Позвонки соединяются между собой подвижно, за исключением крестцовых и обычно двух хвостовых.

2) Череп млекопитающих характеризуется относительно крупной мозговой коробкой. Зубы: клыки, резцы, коренные.

3) Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. (в учебнике стр. 248)

4) К грудным позвонкам причленяются ребра, часть их соединяется с грудиной, образуя грудную клетку. (в учебнике стр. 248)

5)Пояс передних конечностей: лопатки, ключица, каракоиды (воронья кость) .
Пояс задних конечностей: (я не знаю)
Свободные передние конечности: плечо, предплечье, кисть (запястье, пясть, фаланги пальцев)
Свободные задние конечности: бедро, голень, стопа.

6)Сходства:
наличие черепа и позвоночника,
пятипалых конечностей и их поясов,
грудной клетки.

Различия:
разное количество отделов позвоночника,
разное количество позвонков в шейном отделе,
наличие каракоидов (вороньих костей) у пресмыкающихся,
разное причленение конечностей к туловищу .

Лабораторная работа № 3

по теме: «Изучение внешнего строения млекопитающего»

Цель работы: изучить особенности внешнего строения представителей класса Млекопитающие.

Оборудование: скелет млекопитающего, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих, презентация «Особенности строения млекопитающих».

Изучить общий план строения тела млекопитающих.

hello_html_m4071450c.jpg

hello_html_257971b3.jpg

Изучить особенности внешнего строения млекопитающих. Ознакомиться с особенностями строения волосяного покрова.

Перечислите, какие органы расположены на голове млекопитающего? Какое значение они имеют для млекопитающих?

hello_html_m6149ae5b.jpg
hello_html_1ef7d134.jpg
hello_html_m605f9b94.jpg

Установите функции, характерные для каждого типа волос, покрывающих тело млекопитающих. Для этого используйте приведенные ниже данные. Результаты отразите в таблице.

1. Длинные, прочные, жесткие остевые волосы.
2. Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые, короткие волосы.
3. Длинные, крупные, чувствующие волосы, в основании которых располагаются нервные волокна, воспринимающие соприкосновение с посторонними предметами.
А. Выполняют функцию органов осязания.
Б. Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха.
В. Предохраняет кожу от повреждения.

3. Ознакомиться с разнообразием форм тела различных представителей класса Млекопитающие.

Назовите, изображенных на рисунках животных и выберите из предложенных вариантов те, которые характеризуют их форму тела. Определите, к каким условиям обитания приспособлены их разные формы тела.

hello_html_6da395db.jpg

hello_html_39f78ef1.jpg
hello_html_m4b1abfa2.jpg
hello_html_m78c40ba9.jpg
hello_html_m9840e.jpg

hello_html_m90f9346.jpg
hello_html_m78673947.jpg
hello_html_46ce3437.jpg
hello_html_m9633b6a.jpg

4.Изучить особенности строения скелета млекопитающих, изучить осевой скелет, скелет конечностей.

Определите основные элементы строения скелета млекопитающих (рис. А).

Укажите, из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих (рис. Б).

Укажите, из каких частей состоит скелет передних конечностей млекопитающих (рис.В).

Укажите, из каких частей состоит скелет задних конечностей млекопитающих (рис. Г).


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4


Лабораторные работы
Биология
7 класс
Лабораторные работы
Животные
Лабораторное оборудование
Ботаника

1. Рассмотрите форму тела, окраску, длину, покров.

2. Рассмотрите и отметьте на голове число глаз, усики,

найдите мощные ротовые придатки.

3. Возьмите кусочки пищи (хлеб) и осторожно на

палочке поднесите её ко рту майского жука - определите тип

4. Рассмотрите три пары конечностей, какого типа конечности

Лабораторная работа № 7

Изучение типов развития насекомых

познакомиться с типами развития насекомых;

выявить особенности различных типов развития насекомых.

Для работы необходимы:

коллекции “Развитие насекомых”, “Медоносная пчела”, “Вредители сельскохозяйственных культур” или фиксированные личинки, куколки и взрослые насекомые, ручная лупа.

Рассмотрите коллекцию “Развитие насекомых”, определите, какие фазы жизненного цикла характерны для насекомых с полным и неполным превращением. Чем объяснить различие в количестве фаз жизненного цикла у разных насекомых? Зарисуйте представителей каждой фазы жизненного цикла насекомых с полным и неполным превращением, сделайте обозначения. Рассмотрите коллекции “Медоносная пчела” и “Вредители сельскохозяйственных культур”. Заполните таблицу:


Особенности строения личинки

Особенности строения куколки

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

Тема: Изучение внешнего строения и передвижения рыб

Цель: выявить во внешнем строении рыбы черты приспособленности к жизни в воде.

Оборудование: живые рыбы из аквариума или водоёма, размещенные в банках. Ход работы

1.Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в банке с водой, определите её

форму тела и объясните, какое значение имеет такая форма в жизни рыбы.

2.Рассмотрите покровы тела рыбы. Объясните, какое значение имеет чешуя

3.Определите окраску рыбы на брюшной и спинной сторонах её тела.

Объясните значение разной окраски брюшной и спинной сторон тела рыбы.

4.Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост.

5.На голове рыбы найдите глаза и ноздри. Определите, какое значение они

имеют в жизни рыбы. Есть ли веки? Есть ли органы слуха?

Постучите по стеклу банки и установите, слышит ли рыба.

6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные и непарные плавники.

Объясните, их значение в жизни рыб. Понаблюдайте за работой плавников

при передвижении рыбы в воде.

7.Найдите боковую линию. Ознакомьтесь по рисунку и тексту учебника с

строением и значением её.

8.Рассмотрите форму головы. Как она переходит в туловище?

9.Найдите жаберные крышки. Пронаблюдайте дыхательные движения -

попеременное открывание и закрывание рта и жаберных крышек.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

Тема: Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц.

Цель: найти во внешнем строении птицы черты приспособленности к полёту.

Оборудование: живой объект - живая птица.

Представитель: любая птица.

1.Рассмотрите внешний вид птицы. Установите, из каких отделов состоит тело птицы.

Обратите внимание на характерные особенности внешнего строения птицы:

перьевой покров, веретенообразная форма тела, наличие хвоста и перьев.

2.Рассмотрите голову птицы. Какие органы расположены на ней? Какое значение имеет

3.Рассмотрите передние конечности птицы? Какой вид они имеют? Каким органам

наземных позвоночных соответствуют крылья птиц? Найдите в крыле отделы,

характерные для передних конечностей позвоночных животных.

4.Рассмотрите ноги птицы. Чем они покрыты? Сколько пальцев на ногах?

Чем они оканчиваются?

5.Рассмотрите расправленные крылья и хвост. Обратите внимание на большую

летательную поверхность, лёгкость и прочность этих органов. Одинаковы ли

по внешнему виду различные перья крыла и хвоста.

6.Обратите внимание на черепицеобразное расположение покровных перьев.

Сравните с расположением чешуи на теле рыбы. Какое значение имеет такое

7.Есть ли разница во внешнем виде маховых, рулевых и покровных перьев?

С чем это связано?


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10.

Тема: Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих

Цель работы: изучить особенности внешнего строения представителей класса Млекопитающие.

Оборудование: скелет млекопитающего, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих, презентация «Особенности строения млекопитающих».

Изучить общий план строения тела млекопитающих.



Изучить особенности внешнего строения млекопитающих. Ознакомиться с особенностями строения волосяного покрова.

Перечислите, какие органы расположены на голове млекопитающего? Какое значение они имеют для млекопитающих?



Установите функции, характерные для каждого типа волос, покрывающих тело млекопитающих. Для этого используйте приведенные ниже данные. Результаты отразите в таблице.

1. Длинные, прочные, жесткие остевые волосы.
2. Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые, короткие волосы.
3. Длинные, крупные, чувствующие волосы, в основании которых располагаются нервные волокна, воспринимающие соприкосновение с посторонними предметами.
А. Выполняют функцию органов осязания.
Б. Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха.
В. Предохраняет кожу от повреждения.

3. Ознакомиться с разнообразием форм тела различных представителей класса Млекопитающие.

Назовите, изображенных на рисунках животных и выберите из предложенных вариантов те, которые характеризуют их форму тела. Определите, к каким условиям обитания приспособлены их разные формы тела.










4.Изучить особенности строения скелета млекопитающих, изучить осевой скелет, скелет конечностей.

1. Рассмотрите строение черепа млекопитающего. Найдите мозговую и лицевую части черепа. Что можно сказать о развитии головного мозга млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися на основании строения черепа?

2. Определите основные элементы строения скелета млекопитающих (рис. А).

Укажите, из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих (рис. Б).

Укажите, из каких частей состоит скелет передних конечностей млекопитающих (рис. В).

Укажите, из каких частей состоит скелет задних конечностей млекопитающих (рис. Г).





5.Изучить особенности строения зубов млекопитающих.

Рассмотрите строение зубов млекопитающих. На какие группы по выполняемым функциям их можно разделить? Как это влияет на процесс питания и пищеварения млекопитающего? Найдите информацию, как по строению зубов можно различать представителей различных отрядов млекопитающих. Установите с помощью учебника и других источников информации, каковы особенности зубной системы следующих отрядов:

грызуны, зайцеобразные, насекомоядные, хищные, парнокопытные, непарнокопытные, китообразные.


5. Сделать вывод из проделанной работы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11.

Тема: Изучение особенностей покрова тела

Цель: выявить сходство и различия в покровах различных животных.

Оборудование: животные из уголка живой природы (червь дождевой, моллюск,

ракообразное, насекомое, рыба, черепаха, птица, млекопитающее);

лупа, спички, препаровальная игла; чешуя язя, перо, шерсть, кожа,

Читайте также: