Как образовано слово зубной

Опубликовано: 28.04.2024

корень - ЗУБ; суффикс - Н; окончание - ОЙ;
Основа слова: ЗУБН
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный

∩ - ЗУБ; ∧ - Н; ⏰ - ОЙ;

Слово Зубной содержит следующие морфемы или части:

  • ¬ приставка (0): -
  • ∩ корень слова (1): ЗУБ;
  • ∧ суффикс (1): Н;
  • ⏰ окончание (1): ОЙ;

Смотреть что такое ЗУБНОЙ в других словарях:

ЗУБНОЙ

зубной 1. м. Звук, образующийся при сближении передней части языка с верхними передними зубами (в лингвистике). 2. прил. Образующийся при сближении передней части языка с верхними передними зубами (о звуке). 3. прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: зуб (1), связанный с ним. 2) Свойственный зубу (1), характерный для него. 3) Предназначенный для зубов (1), для ухода за ними.

ЗУБНОЙ

зубной 1. dental; tooth (attr.) зубная боль — tooth-ache зубной врач — dentist зубной техник — dental technician зубной протез — denture; (отдельного . смотреть

ЗУБНОЙ

зубной зубовой, зубовный, зубный, зубчатый, зубый Словарь русских синонимов. зубной прил. • зубной врач • дантист • стоматолог • одонтолог • зубодер • зубник Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. зубной прил., кол-во синонимов: 5 • дентальный (1) • зубоврачебный (6) • зубопротезный (5) • одонтологический (4) • стоматологический (7) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дентальный, зубоврачебный, зубопротезный, одонтологический, стоматологический. смотреть

ЗУБНОЙ

ЗУБНО́Й (-ы́й), а́я, о́е.1.Отн. к зубу, зубам (1).Зубныя луночки. Анат. Г. Зубной корень. САР1 III 165. Во время зубнаго боля не можно имѣть того чувст. смотреть

ЗУБНОЙ

зубно́й прил., употр. сравн. часто 1. Зубными называют болезни, боль, нервы зубов. Зубную боль невозможно терпеть. 2. Зубной врач — это дантист, спе. смотреть

ЗУБНОЙ

прил.1) de dientes, dental, dentario, odónticoзубная эмаль — esmalte dentario, dentina fзубная боль — dolor de dientes (de muelas)зубная щётка — cepill. смотреть

ЗУБНОЙ

1) de dents зубная боль — mal m de dent(s)зубная щетка — brosse f à dentsзубной порошок — poudre f dentifriceзубная паста — pâte f dentifriceзубной вра. смотреть

ЗУБНОЙ

1) 牙[齿]的 yá[chǐ]deзубной нерв - 牙神经зубная боль - 牙痛зубной врач - 牙科医生зубной протез - 假牙зубной порошок - 牙粉зубная щётка - 牙刷2) лингв. - зубной звук - зу. смотреть

ЗУБНОЙ

1) Zahn- (опр. сл.) зубной врач — Zahnarzt m (умл.); Zahnärztin f (женщина) зубная боль — Zahnschmerzen m pl2) лингв. зубной звук — Dental m, Dentalla. смотреть

ЗУБНОЙ

diş,dişsel* * *1) diş ° зубно́й проте́з — diş takımıзубно́й врач — diş doktoru / hekimi, dişçi2) лингв. dişsi; dişselзубно́й согла́сный — diş ünsüzü; d. смотреть

ЗУБНОЙ

-а́я, -о́е.1. прил. к зуб (в 1 знач.).Зубной нерв. Зубная боль.||Служащий для ухода за зубами, предназначенный для зубов.Зубной порошок. Зубная щетка. смотреть

ЗУБНОЙ

1. зубно́й, зубна́я, зубно́е, зубны́е, зубно́го, зубно́й, зубно́го, зубны́х, зубно́му, зубно́й, зубно́му, зубны́м, зубно́й, зубну́ю, зубно́е, зубны́е, зубно́го, зубну́ю, зубно́е, зубны́х, зубны́м, зубно́й, зубно́ю, зубны́м, зубны́ми, зубно́м, зубно́й, зубно́м, зубны́х, зубна́, зубно́, зубны́, зубне́е, позубне́е, зубне́й, позубне́й 2. зубно́й, зубны́е, зубно́го, зубны́х, зубно́му, зубны́м, зубно́й, зубны́е, зубны́м, зубны́ми, зубно́м, зубны́х (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: дентальный, зубоврачебный, зубопротезный, одонтологический, стоматологический. смотреть

ЗУБНОЙ

1) de dents зубная боль — mal m de dent(s) зубная щётка — brosse f à dents зубной порошок — poudre f dentifrice зубная паста — pâte f dentifrice зубно. смотреть

ЗУБНОЙ

1) Орфографическая запись слова: зубной2) Ударение в слове: зубн`ой3) Деление слова на слоги (перенос слова): зубной4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

ЗУБНОЙ

Зубно́й-a meno;зубна́я боль — nyongolo (-);зубна́я пло́мба — njao (-);зубна́я фо́рмула — fomyula ya meno (-);зубно́й ка́мень — gaga (mа-), ugaga ед., n. смотреть

ЗУБНОЙ

зубн||ойприл 1. τοῦ δοντιοῦ, τοῦ ὁδόντος, ὁδοντικός:

ая боль ὁ πονόδοντος, ἡ ὀδονταλγία·

врач ὁ ὁδοντοΐα-τρός, ὁ Οδοντογιατρός·

ая лечебница τό ὀδοντοΐατρείο·

нерв τό νεῦρο τοῦ δοντιοῦ (или τοῦ ὁδόντος)·

ая эмаль ἡ ἀδαμαντίνη·

протез ἡ ὁδοντοστοιχία·

ая щетка ἡ ὁδοντόβουρτσα·

порошок ἡ ὀδοντόσκονη·

ая паста ἡ ὁδον-τόπαστα· 2. лингв. ὀδοντόφωνος:

звук τό ὀδοντόφωνο. смотреть

ЗУБНОЙ

ЗУБНОЙ 1. м. Звук, образующийся при сближении передней части языка с верхними передними зубами (в лингвистике). 2. прилагательное Образующийся при сближении передней части языка с верхними передними зубами (о звуке). 3. прилагательное 1) см. зуб , связанный с ним. 2) Свойственный зубу , характерный для него. 3) Предназначенный для зубов , для ухода за ними. смотреть

ЗУБНОЙ

зубнойשִינִי; דֶנטָלִי* * *של השינייםСинонимы: дентальный, зубоврачебный, зубопротезный, одонтологический, стоматологический

ЗУБНОЙ

зубно'й, зубна'я, зубно'е, зубны'е, зубно'го, зубно'й, зубно'го, зубны'х, зубно'му, зубно'й, зубно'му, зубны'м, зубно'й, зубну'ю, зубно'е, зубны'е, зубно'го, зубну'ю, зубно'е, зубны'х, зубны'м, зубно'й, зубно'ю, зубны'м, зубны'ми, зубно'м, зубно'й, зубно'м, зубны'х, зубна', зубно', зубны', зубне'е, позубне'е, зубне'й, позубне'й. смотреть

ЗУБНОЙ

зубной = 1. tooth attr. , dental; зубной нерв the nerve of a tooth; зубная боль toothache; зубной врач dentist; зубной протез dental plate; dentures pl. амер. ; зубная щётка tooth-brush; зубная паста tooth paste; зубной порошок tooth-powder; 2. лингв. dental; зубной согласный dental consonant.

ЗУБНОЙ

зубной 1. Zahn. зубной врач Zahnarzt m 1a*; Zahnärztin f c (женщина) зубная боль Zahnschmerzen m pl 2. лингв.: зубной звук Dental m 1a, Dentallaut m 1a, Zahnlaut m
Синонимы:

ЗУБНОЙ

ЗУБНОЙ зубная, зубное. 1. Прил. к зуб. Зубная боль. Зубные болезни. Зубной врач. || Служащий для ухода за зубами, предназначенный для зубов. Зубная щетка. Зубные капли. Зубной порошок. 2. Производимый прикосновением языка к зубам (о звуках речи; лингв.). Зубные согласные (напр. т, д).

ЗУБНОЙ

прлde dentes, dental- зубная щетка- зубная паста- зубной врачСинонимы: дентальный, зубоврачебный, зубопротезный, одонтологический, стоматологический . смотреть

ЗУБНОЙ

Przymiotnik зубной zębowy nazębny Medyczny dentystyczny do zębów

ЗУБНОЙ

fog-зубно́й врач — fogorvosСинонимы: дентальный, зубоврачебный, зубопротезный, одонтологический, стоматологический

ЗУБНОЙ

1) dental2) tooth– зубной протез– зубной цементСинонимы: дентальный, зубоврачебный, зубопротезный, одонтологический, стоматологический

ЗУБНОЙ

прил. dentale, dei denti зубной врач — dentista m зубная паста — dentifricio m Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: дентальный, зубоврачебный, зубопротезный, одонтологический, стоматологический. смотреть

ЗУБНОЙ

Зубной- dentarius;• зубная паста - pasta dentaria;• зубной порошок - dentifricium;• зубной врач - medicus dentarius;• зубной техник - opifex dentarius;. смотреть

ЗУБНОЙ

зубн'ойСинонимы: дентальный, зубоврачебный, зубопротезный, одонтологический, стоматологический

ЗУБНОЙ

-ая, -ое1. тіс;- зубная боль тіс ауруы;- зубная щетка тіс щеткасы;- зубной порошок тіс порошогі;2. лингв. (о звуках речи) тіс дыбыстары;- зубные согласные тіс дауыссыздары. смотреть

ЗУБНОЙ

1. dentaal-2. dentaalne3. hamba-4. hammas-

ЗУБНОЙ

-Синонимы: дентальный, зубоврачебный, зубопротезный, одонтологический, стоматологический

ЗУБНОЙ

зубной, ­ая, -ое зуб 1-ге т.; зубная боль тиш оорусу; зубной врач тиш врачы; зубная щётка тиш щёткасы; зубной порошок тиш порошогу; зубная паста тиш пастасы. смотреть

ЗУБНОЙ

Tiş…, tişke aitзубная боль — tiş ağrısıзубной врач — tiş ekimiзубная щётка — tiş fırçısı

ЗУБНОЙ

Hammas-зубной врач — hammaslääkäriзубная боль — hammassärky

ЗУБНОЙ

См. dental.Синонимы: дентальный, зубоврачебный, зубопротезный, одонтологический, стоматологический

ЗУБНОЙ

Ударение в слове: зубн`ойУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: зубн`ой

ЗУБНОЙ

Звук речи, производимый прижиманием языка к зубам, например, в английском языке: звук, обозначаемый буквами th в слове thin.

ЗУБНОЙ

1) Zahn- зубная боль — Zahnschmerzen pl зубной врач — Zahnarzt m 2) звук, лингв. Dental m, Dentallaut m, Zahnlaut m.

ЗУБНОЙ

зубно'й, зубны'е, зубно'го, зубны'х, зубно'му, зубны'м, зубно'й, зубны'е, зубны'м, зубны'ми, зубно'м, зубны'х

ЗУБНОЙ

-ая -ое теш . ы; з. нерв теш нервысы; з. паста теш пастасы; з. щётка теш щеткасы △ з. боль теш сызлау

ЗУБНОЙ

врач ο οδοντίατρος, ο οδοντογια τρός

ая боль о πονόδοντος

ая паста η οδοντόπαστα

ЗУБНОЙ

зубний (напр., лікар, біль, порошок, звук, зубні ясна (дёсны)), зубовий (напр., зубова емаля).

ЗУБНОЙ

Начальная форма - Зубной, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

ЗУБНОЙ

тиш…, тишке аит зубная боль тиш агърысы зубной врач тиш экими зубная щётка тиш фырчысы

Разбор по составу (морфемный) «зубной»:

Смотрите также:

Морфологический разбор слова «зубной»

Фонетический разбор слова «зубной»

Значение слова «зубной»

Синонимы «зубной»

Разбор по составу слова «зубной»

Карточка «зубной»

Предложения со словом «зубной»

Разобрать слово по составу, что это значит?

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы - «проспал»;
  • два суффикса: «а» - суффикс глагольной основы, «л» - этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» - действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон - проспать - проспала;
  • корень «сп» - в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

В данной статье мы рассмотрим слово «зубной». В зависимости от контекста, оно может быть именем прилагательным или именем существительным. Ниже мы подробно разберём каждый из этих случаев, дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

  1. «Зубной» (имя прилагательное)
  2. Морфологический разбор имени прилагательного
  3. Склонение имени прилагательного по падежам
  4. «Зубной» (имя существительное)
  5. Морфологический разбор имени существительного
  6. Склонение имени существительного по падежам
  7. Разобрать другое слово

«Зубной» (имя прилагательное)

Морфологический разбор имени прилагательного

  • I Часть речи: имя прилагательное;
  • II Начальная форма: зубной — единственное число, мужской род, именительный падеж;
  • III Морфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • Разряд по значению: относительное
    • Б. Непостоянные признаки:
      • 1) зубной:
        • мужской род, единственное число, полная форма , положительная степень
        • именительный или винительный падеж
      • 2) зубной:
        • женский род, единственное число, полная форма , положительная степень
        • родительный , дательный , творительный , предложный падежи
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

1) зубной – мужской род, единственное число, полная форма, положительная степень, именительный падеж

2) зубной – мужской род, единственное число, полная форма, положительная степень, винительный падеж

3) зубной – женский род, единственное число, полная форма, положительная степень, родительный падеж

4) зубной – женский род, единственное число, полная форма, положительная степень, дательный падеж

5) зубной – женский род, единственное число, полная форма, положительная степень, творительный падеж

6) зубной – женский род, единственное число, полная форма, положительная степень, предложный падеж

Склонение имени прилагательного по падежам

ПадежМужской родСредний родЖенский родМножественное число
Именительный падеж Какой? зубной Какое? зубное Какая? зубная Какие? зубные
Родительный падеж Какого? зубного Какого? зубного Какой? зубной Каких? зубных
Дательный падеж Какому? зубному Какому? зубному Какой? зубной Каким? зубным
Винительный падеж Какого? Какой? зубной, зубного Какого? Какое? зубное Какую? зубную Каких? Какие? зубные, зубных
Творительный падеж Каким? зубным Каким? зубным Какой? зубною, зубной Какими? зубными
Предложный падеж О каком? зубном О каком? зубном О какой? зубной О каких? зубных

«Зубной» (имя существительное)

Морфологический разбор имени существительного

  • I Часть речи: имя существительное;
  • II Начальная форма: зубной — единственное число, именительный падеж;
  • III Морфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • нарицательное
      • неодушевлённое
      • мужской род
      • 2-е склонение
    • Б. Непостоянные признаки:
      • единственное число
      • именительный или винительный падеж
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

1) зубной – единственное число, именительный падеж

2) зубной – единственное число, винительный падеж

Склонение имени существительного по падежам

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора: Найти

Относительными называются прилагательные, которые обозначают:

  • из чего сделан предмет: деревянный стул (стул из дерева), стеклянная ваза (ваза из стекла), малиновое варенье (варенье из малины), бетонная стена (стена из бетона);
  • для кого или чего предназначен предмет: детский магазин (магазин для детей), садоводческий фестиваль (фестиваль для садоводов), вязальные спицы (спицы для вязания);
  • отношение предмета ко времени: осеннее похолодание (похолодание осенью), вечернее чаепитие (чаепитие вечером);
  • отношение предмета к месту: горный хребет (хребет гор), лесной цветок (цветок леса);
  • отношение предмета к области деятельности: футбольный журнал (журнал про футбол).

Относительные прилагательные не имеют антонимов и синонимов, степеней сравнения и кратких форм.

Отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Полные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и могут склоняться по родам, числам и падежам.

Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?»

Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какого?», «какой?», «какое?», «какую?», «каких?», «какие?»

Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьего?», «чей?», «чьё?», «чью?», «чьих?», «чьи?»

Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какого?», «какой?», «каких?»

Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьего?», «чьей?», «чьих?»

Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какому?», «какой?», «каким?»

Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьему?», «чьей?», «чьим?»

Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «каким?», «какой?», «какими?»

Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьим?», «чьей?», «чьими?»

Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «о каком?», «о какой?», «о каких?»

Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «о чьём?», «о чьей?», «о чьих?»

К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений, которые не являются живыми существами:

  • камень, земля, аквариум, стена и т. д.

Такие существительные отвечают на вопрос «что?». При склонении по падежам во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного.

К нарицательным существительным относятся слова, обозначающие обобщённые названия предметов, явлений, состояний и действий:

  • море, трава, стол, красота, обучение и т. д.

Такие существительные пишутся со строчной буквы.

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме тех, что оканчиваются на -а (-я)) и среднего рода:

  • пень, гриб, стол, окно, семя и т. д.

Их несколько, давайте научимся в них разбираться.

Способы словообразования – что это такое и какими они бывают


В русском языке очень многие слова происходят друг от друга. Делают они это через разные способы словообразования. Например, был глагол «делать», от него образовалась форма настоящего времени «делает», от нее – причастие «делающий».

Давайте выясним, какие способы словообразования есть в русском языке и как в них легко и быстро разобраться.

Морфологический

В школе надо в первую очередь знать именно этот способ. Он подразумевает создание новых слов с помощью приставок и суффиксов. Если говорить более научно – с помощью аффиксов.

Внутри него выделяется несколько подтипов в зависимости от того, какой аффикс присоединяется. Разберем их.

Приставочный

Берется слово и к нему добавляется приставка. Появляется слово с другим значением. Например, было слово «тип», а стало – «подтип». Было «читать» – стало «прочитать».

Обратите внимание, присоединяться должна только приставка. Если присоединяется приставка вместе с суффиксом – это уже другой тип.

Суффиксальный

Когда новое слово образуется с помощью суффиксов. Был «лес», а стал «лесник». Был «двор», стал «дворник».

Этим же способом образуются отглагольные существительные: вдохновить – вдохновение, потеплеть – потепление, погрузить – погружение.

Приставочно-суффиксальный

Вот это как раз та ситуация, когда к слову добавляются сразу и приставка, и суффикс. Например: вода – подводник, стакан – подстаканник.

Бессуффиксный

С этим вариантом сложнее всего. Надо понять, что сначала у слова был какой-то суффикс, а потом он отпал. Тут важно еще разобраться, какое слово первично, а какое вторично.

Существительное «выход» появилось как раз благодаря бессуффиксному способу. Сначала люди «выходили» где-то, а потом назвали это место словом «выход». Оно появилось «удалением» суффикса «и».

Таким способом очень часто образуются существительные от глаголов. Например, сначала люди припевали, а потом назвали часть песни, которую припевают, «припевом», убрав при этом суффикс «а».

Вот еще интересный пример. Было слово «свинья» с суффиксом «j» (потому что «я» делится на «j» и «а»). Суффикс отпал и получилось прилагательное «свиной».

Постфиксальный

Когда добавляется постфикс. Основные постфиксы в русском есть такие: -ся, -то, -либо, -нибудь.

Вот и получается: умыть – умыться, кто – кто-то, какая – какая-либо, что – что-нибудь.

Приставочно-постфиксальный

По названию уже понятно, что прибавляется и приставочка, и постфикс.

Примеры: думать – додуматься, мурлыкать – намурлыкаться, спать – выспаться.

Суффиксально-постфиксальный

Когда добавляется и суффикс, и постфикс. Например, вот есть слово «толпа». А когда люди начинают создавать эту толпу, входят в нее, выходят, их действия обозначаются глаголом «толпиться». Он появился благодаря суффиксу «и» и постфиксу «ся».

Сложение

Слова могут складываться двумя путями. Когда они берутся полностью и когда одно из слов усекается.

Если слова берутся полностью, то они могут соединяться через дефис или через соединительную гласную. Примеры для соединения через дефис: кресло-качалка, диван-кровать. Соединение через соединительную гласную: газопровод, теплотрасса, водоворот.

Разберем второй случай. Например, слово «землемер» происходит от двух слов: «земля» и «мерить». Второе слово добавляется в «усеченном» виде, у него отпадает суффикс «и».

Слово «медпункт» появилось примерно так же, только в нем усекалось уже первое слово, а не второе. Было «медицинский», стало «мед».

Иногда усекаются вообще оба слова. Как появился «завуч»? Был «заведующий» и были «учителя». Оба слова затем «усеклись», сложились и получился «завуч».

Про Собес

Как-то раз преподавательница на лекции спросила, что значит «собес». Все молчали. Одна студентка сказала: «Это там, где бабушки». Я подумал: странно, это же легко. И сказал: «Совет безопасности».

Преподавательница закатила глаза и говорит: «Это СОВБЕЗ!».

Вот. «Собес» расшифровывается как «социальное обеспечение». Имейте в виду и не путайте бабушек с политиками международного уровня.

Сюда же относится способ аббревиации. Когда берутся первые буквы и из них складывается аббревиатура. ЕГЭ – единый государственный экзамен, МГУ – Московский государственный университет.

Сложносуффиксальный

Когда и слова складываются, и еще суффиксы добавляются. Например, как появилось слово «хлеборезка»? Был «хлеб», был глагол «резать». Они сложились, причем глагол был взят в усеченном виде – без суффикса «а». Получилось «хлеборез». К этому «хлеборезу» добавилась буква «к», и получилась хлеборезка.

Другой пример. Прилагательное «длинношерстный». Оно появилось из слов «длинный», «шерсть», соединительной гласной «о» и суффикса «н».

Лексико-синтаксический способ

Это когда два и более слов сливаются в одно. Часть слов образовалась лексико-синтаксическим способом уже давно, например: сегодня (было местоимение «сего» и существительное «дня»), сейчас (от местоимения «сей» и существительного «час»).

Некоторые слова продолжают образовываться и в настоящее время. Например, от сочетаний наречия и прилагательного: низкомолекулярный (низко + молекулярный), высококонверсионный (высоко + конверсионный), вышеупомянутый (выше + упомянутый).

Как не спутать лексико-синтаксический способ словообразования со сложением? Обращайте внимание вот на такие моменты.

  1. При словообразовании по лексико-синтаксическому способу всегда сохраняется порядок слов. То есть было какое-то обычное словосочетание и потом оно целиком «срослось»: с ума сшедший – сумасшедший.
  2. Сохраняются падежные окончания каждого слова, то есть срастание происходит вообще без изменений – просто взяли и склеили: сего + дня = сегодня.
  3. Таким способом могут «соединяться» слова самостоятельных и служебных частей речи. В случае с сумасшедшим как раз соединяются два самостоятельных слова и предлог «с».

Морфолого-синтаксический способ

У этого способа есть более простое и всем нам знакомое название – переход из одной части речи в другую. Например, было прилагательное «больной» – больной человек. Оно постепенно превратилось в существительное: «Там лежит (кто?) больной».

Рассмотрим примеры с другими частями речи. Вот было существительное с предлогом «до смерти» – и вдруг превратилось в наречие: «Он устал (как?) до смерти».

Было причастие «командующий [военно-морским флотом]», а стало существительное: «Говорит командующий».

Было деепричастие «лежа», а стало наречие: «Я читал (как?) лежа». Его на первый взгляд сложно отличить от деепричастия, но это именно наречие, потому что оно обозначает признак действия, а не добавочное действие. То есть я не читал и при этом еще что-то делал (лежал), а занял удобную позу (лежа) и в ней читал.

Лексико-семантический способ

Это когда было одно слово с большим количеством лексических значений. Потом эти значения стали отдаляться друг от друга и постепенно связь между ними совсем утратилась. Появились омонимы.

Например, вот было слово «брань». Оно обозначало битву какую-нибудь, когда богатыри шли на «поле брани» и дрались там.

Потом у него появилось второе значение – «плохие слова». Отсюда «браниться» – ругаться плохими словами.

И так получилось, что значения очень отдалились друг от друга и сейчас «брань» (битва) и «брань» (ругань) в нашем сознании уже почти не связаны.

Чтобы лучше понять эту тонкость, прочитайте две моих статьи: про омонимы и про многозначные слова. Они небольшие, но я там даю много примеров и учу видеть разницу между этими двумя лексическими единицами.

Полезные материалы по теме

Вот вам обобщающая таблица со всеми способами словообразования.

Все существующие способы словообразования

Обязательно посмотрите другие мои статьи по лексике и морфемике:

  1. Как разобрать слово по составу – инструкция с кучей лайфхаков.
  2. Чем архаизмы отличаются от историзмов.
  3. Что такое паронимы.
  4. Синонимы.
  5. Антонимы.

Еще я в каждой своей статье рекомендую читателям подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Эти курсы проводятся в групповом формате, а ведут их учителя-эксперты, которые сами же эти ЕГЭ, ОГЭ и ВПР создают и проверяют. За счет группового формата курсы более дешевые, чем репетиторство. Плюс, изучать их можно из дома, не надо никуда ехать.

Из учебников я вам рекомендую книгу Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Очень хорошее пособие. В нем собран теоретический материал, который школьники изучают с 5 по 9 класс – все то, что выносится на ОГЭ и ЕГЭ.

Приобретите книгу и сначала прочитайте ее от начала до конца. Потом разбирайте и заучивайте темы, которые вызывают у вас затруднения и с которыми вы чаще всего сталкиваетесь. А потом осваивайте оставшийся материал.

Посмотрите видеоролик по способам словообразования, чтобы еще раз закрепить тему:

Заключение

В этой статье я попытался объяснить вам, какие есть способы словообразования в русском языке. Скоро выйдут еще статьи на эту тему, где мы проанализируем каждый способ более подробно, рассмотрим разные нюансы и тонкости. Подпишитесь на мою рассылку, чтобы ничего не пропустить.

Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Была ли она для вас информативной, легко ли было ее читать? Скажите мне обо всех недостатках, которые есть в тексте, чтобы я мог их исправить и учесть на будущее.

А.Г. Нарушевич, г. Таганрог

Задания повышенной сложности

Пшено и пшеница – слова с одинаковым корнем?

Ответ. Нет. В словах пшеница и пшено выделяются корни -пшен- и -пшениц-. (Пшено получают не из пшеницы, а из проса.)

Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.

Ответ. Лежебока (лежать на боку), горемыка (горе мыкать), злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки вечные).

Поэт Василий Каменский написал стихотворение из одного слова: Рекачкачайка. Как образован этот неологизм?

Ответ. Слово рекачкачайка представляет собой наложение друг на друга нескольких слов: река, качка, чайка.

Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно образовано?

Ответ. Слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о).

Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово?

Ответ. Слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши > беруши.

Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина. Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.

1. Одиночила в комнате девушка
Взволновали ее звуки флейты.

2. Художники! Бойтесь «мещанок»:
Они обездарят ваш дар.

3. Я еду в серебряноспицной коляске.

4. Все звезды мира и все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты.

1. Одинок(ий) > одиноч-и(ть) – суффиксальный способ (грустный – грустить).

2. Бездарн(ый) > о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).

3. Серебрян(ая) спиц(а) > серебрян-о-спиц-н(ый) – сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный).

4. Жемчуг > жемчуж-и(ить) – суффиксальный (серебро – серебрить).

Что объединяет слова пломбир, вулкан, фужер?

Ответ. Это нарицательные имена существительные, которые образованы от имен собственных.

Двумя способами опишите словообразование каждого слова.

Игольчатый, недолговременно, наколенник.

Ответ. Игольчатый: 1) игл(а) > иголь-чат(ый) – суффиксальный способ;

2) игл(а) > игол-к(а) > игольч-ат(ый) – суффиксальный способ.

Недолговременно: 1) долговременно > не-долговременно – префиксальный способ.

2) недолговременн(ый) > недолговременн-о – суффиксальный способ.

Наколенник: 1) колен(о) > на-колен-н(ый) > наколенн-ик( ) – суффиксальный способ.

2) колен(о) > на-колен-ник( ) – префиксально-суффиксальный способ.

Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.

Ответ. Дел(о) > без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;

весел(ый) > весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;

бог(а) моли(ть) > бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией.

Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующим словом: 1) выигрышно; 2) облицовщик; 3) несмышленыш.

Ответ. Играть > выиграть > выигрыш > выигрышный > выигрышно;

лицо > облицевать > облицовывать > облицовщик;

мысль > мыслить > смыслить > смышленый > несмышленый > несмышленыш.

Выделите морфемы в словах встать, отворить, смоленский.

Ответ. В приведенных словах морфемы располагаются не последовательно, а накладываются друг на друга. В словообразовании это явление получило название аппликация морфем.

Вс + ста + ть, ср. вос-стать, при-стать;

от + твор + и + ть, ср. за-твор-и-ть, притвор-и-ть;

Смоленск + ск + ий, ср. киев-ск-ий.

Определите слова по характеристике морфем.

I. 1. Приставка (исконная) указывает на превышение в чем-нибудь нормы, предела.

2. Корень обозначает то, что мы слышим, улавливаем органами слуха.

3. Суффикс имен прилагательных со значением ‘свойственный чему-либо, имеющий к чему-либо отношение’.

4. Окончание имен прилагательных именительного падежа, единственного числа, мужского рода.

II. 1. Приставка указывает на близость к предмету, на связь с ним.

2. Корень обозначает придаток на задней части тела животного.

3. Суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих лиц мужского пола по их действиям (с отрицательной характеристикой).

4. Окончание имен существительных 2-го склонения (нулевое) именительного падежа, единственного числа, мужского рода.

III. 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.

2. Соединительный гласный.

3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.

4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.

5. Суффикс (окончание) инфинитива.

Ответ. Сверх-звук-ов-ой, при-хвост-ень, рук-о-дель-нича-ть.

Читайте также: