Какие звуки образованы при помощи языка и зубов

Опубликовано: 05.05.2024

Звук а. Нижняя челюсть опущена так, что расстояние между зубами равно примерно двум пальцам; язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних зубов; губы образуют ровный овал, нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.

Звук о. Челюсть опущена меньше, чем при произнесении звука а (на полтора пальца); губы несколько вытянуты вперед и округлены; кончик языка опущен и оттянут от нижних передних зубов; задняя часть языка несколько приподнята к мягкому нёбу.

Звук у. Челюсть опущена на расстояние, равное одному мизинцу; губы выдвинуты далеко вперед и округлены больше, чем при произнесении звука о; кончик языка отодвинут от нижних передних зубов на расстояние большее, чем при произнесении звука о, задняя его часть высоко поднята к нёбу; нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.

Звук ы . Расстояние между зубами несколько меньше, чем при произнесении звука у; зубы немного обнажены; кончик языка касается нижних передних зубов, средняя его часть приближается к нёбу; нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.

Звук э. Нижняя челюсть опущена на расстояние полутора пальцев; зубы слегка обнажены; язык своим кончиком касается нижних передних зубов, а его средняя часть поднята к нёбу; нёбная занавеска поднята; связки вибрируют.

Звук и. Кончик языка касается нижних зубов; спинка языка напряжена и поднята к передней части твердого нёба; голосовые связки вибрируют, губы слегка растянуты и прижаты к обнаженным зубам; нёбная занавеска поднята.

Большинство букв русского алфавита являются знаками одного звука. Буквы е, я, ё, ю обозначают два звука: согласный й и гласный. Например: й+э=е; й+а=я; й+о=ё; й+у=ю.

Для правильного звучания этих гласных надо знать, каково положение речевого аппарата при произнесении звука й и каждой из гласных э, а, о, у.

Звук й. При произнесении звука й кончик языка касается нижних зубов, а спинка языка напряжена и поднята к передней части твердого нёба, голосовые связки вибрируют; мягкое нёбо поднято. Звук й произносится одновременно с гласными звуками.

Рекомендуется поочередно произносить гласные в следующих парах: а-я; о-ё; у-ю; э-е. При этом вы почувствуете, как при переходе к йотированным звукам спинка языка напрягается и поднимается к передней части твердого нёба; губы же, нижняя челюсть и кончик языка следуют движениям артикуляционного аппарата при произнесении а, о, у, э.

Звуки б, п. Губы плотно сомкнуты; язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов; при произнесении звуков л и б нёбная занавеска поднята; струя выдыхаемого воздуха, направленная в рот, разрывает сомкнутые губы, отчего образуются звуки бил; при звуке б голосовые связки вибрируют.

Звуки в, ф. Нижняя губа своим внутренним краем слегка каса-ется верхних зубов; нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно — кончик у нижних передних зубов; продуваемый между зубами и губой воздух и образует звуки в и ф; при звуке в связки вибрируют.

Звуки д, т, н. Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам; при звуке д и н связки вибрируют; при звуке д и то нёбная занавеска поднята; при звуке н нёбная занавеска опущена.

Звуки к, г, х. Выгнутая спинка языка касается твердого нёба; нёбная занавеска поднята; выдыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом — от этого образуются взрывные звуки к и г; если же между нёбом и спинкой языка остается щель, то получается длительный звук х; нёбная занавеска при образовании звуков к, г, х поднята; при звуке г голосовые связки вибрируют.

Звуки р, р'. Образование звуков р и р' вызывается частыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха; при звуке р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов; при произнесении р' кончик языка колеблется у передних верхних зубов; голосовые связки вибрируют.

Звук м. Губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, как при произнесении звука а; выдыхаемый воздух проходит через нос.

Звуки л, л'. При произнесении звука л кончик языка прикасается к верхним передним зубам; корень языка приподнят; нёбная занавеска поднята, голосовые связки вибрируют; при произнесении звука ль кончик языка прикасается к верхним альвеолам; весь язык более напряжен, чем при произнесении звука л.

Звуки з, с. Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних дёсен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верхним деснам и образует с ними узкую щель; боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам; выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки з и с; рот приоткрыт (на 3 мм); нёбная занавеска поднята; при звуке з голосовые связки вибрируют; при произнесении з' и с' средняя часть спинки языка больше приближена к твердому нёбу (в звучании эта мягкость выражается в некотором повышении тона).

Звуки ж, ш. Широкий кончик языка поднят почти к краю верхних альвеол, но не касается твердого нёба; между языком и твердым нёбом образуется щель; боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам; задняя часть спинки языка также поднята и образует с твердым нёбом второе сужение. В языке образуется впадина (иначе ее называют ковшиком или чашечкой); зубы несколько раздвинуты, губы немного выдвинуты вперед; при про-изнесении звука ж связки вибрируют.

Составные согласные звуки

Звук ц состоит из звуков т и с, причем те произносится без взрыва и плавно переходит в звук с.

Звук ч состоит из звуков т' и ш' которые произносятся без заметного взрыва.

Звук щ — это удлиненный мягкий звук ш'-ш'. Кончик языка при произнесении щ несколько больше продвинут к передним зубам, чем при ш.

Мягкие согласные звуки

Все согласные могут звучать твердо и мягко, за исключением ж, ш и ц, которые никогда не смягчаются, и ч-щ, которые всегда произносятся мягко.

Мягкость согласных всегда вызывает существенные изменения в положении частей речевого аппарата. При образовании мягких д, т и н положение частей речевого аппарата будет несколько иным, чем при произнесении твердых д, т и н.

При звуках т', д' и н' кончик языка находится у нижних зубов, а передняя часть спинки языка плотно касается альвеол и передней части нёба. При д' и н' связки вибрируют; при т' голосовые связки спокойны.

Дети начинают правильно произносить свистящие звуки к 3-4 годам. Но все чаще мы сталкиваемся с тем, что у детей возникают проблемы с артикуляцией, в результате чего они неправильно произносят С и другие свистящие звуки. Они могут заменять их на другие, произносить межзубно, либо при произношении язык пропускает воздух через боковые края – в итоге мы слышим какие-то хлюпающие звуки, а иногда эти звуки и вовсе опускаются.

Если не предпринять соответствующие меры, то речевой дефект сохранится и во взрослой жизни. Чем раньше начата коррекция, тем проще будет избавиться от нарушений речи, поэтому не нужно откладывать поход к логопеду на потом.

Необходимость постановки правильного произношения свистящих звуков

Нарушения речи, которые появились в детском возрасте, во взрослой жизни могут привести к серьезным сложностям в общении. Крайне важно поставить правильное произношение свистящих и других групп звуков, чтобы избежать проблем в коммуникации.

Как правило, неправильное произношение каких-либо звуков является нормальным явлением для детей до 4 лет. Это понятно, ведь правильное произношение не дано нам с рождения – это умение нужно развивать. Но если после 4 лет проблемы остаются, то в случае с шипящими и свистящими звуками, речь идет о таких нарушениях, как сигматизм и парасигматизм.


Сигматизм – это неправильное произношение свистящих и шипящих звуков в мягкой и твердой форме (фактически эти звуки отсутствуют в речи ребенка). Если ребенок заменяет эти звуки другими, то здесь речь идет о другой форме нарушения – парасигматизме. Эти дефекты приводят к тому, что при произношении слов ребенок допускает грубые ошибки, в результате чего окружающим становится трудно его понять (особенно при боковом сигматизме, который является одной из самых сложных форм данного дефекта). На фоне этого развиваются психоэмоциональные проблемы ребенка, он может замыкаться в себе и испытывать серьезные проблемы с коммуникацией, что приводит к заниженной самооценке.

В частности, из-за неправильного произношения может быть такое нарушение как дисграфия – расстройство письменной речи, которое заключается в специфических повторяющихся ошибках во время письма (замена, перестановка букв и т.д.).


Артикуляционная гимнастика

Постановка свистящих звуков предполагает сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Для произношения этих звуков необходимы точные движения языка, в которых участвуют кончик, спинка и боковые края языка. Важны точные движения нижней челюсти, губ, а также формирование правильной воздушной струи (она должна двигаться посередине языка и быть достаточно сильной).

Для этого проводится специальный комплекс артикуляционных упражнений. Вот несколько примеров таких упражнений для губ:

  • «Улыбка». Нужно улыбнуться так, чтобы были хороши видны нижние и верхние зубы. Такое положение нужно удерживать в течение 5-7 секунд.
  • «Трубочка». Нужно вытянуть губы трубочкой и длительно произносим звук У без участия голоса. Второй вариант – губы нудно вытянуть слегка вперед, образуя своеобразный квадрат. Зубы при этом сомкнуты.
  • «Зайчик». Улыбаемся, чтобы хорошо были видны нижние и верхние зубы. Поднимаем верхнюю губу, наморщив нос, затем опускаем обратно. Опускаем нижнюю губу, открываем нижние резцы. Зубы и губы должны быть сомкнуты. Количество повторений – 5-7 раз.
  • «Двери открываются». Неторопливо открываем рот, чтобы между нижними и верхними зубами было расстояние в 1-1,5 см. Губы нужно удерживать, как в упражнении «Улыбка».


Упражнения для языка:

  • «Блинчик». Широкий язык, не напряжен. Нужно положить его на нижнюю губу. Важно следить за тем, чтобы нижняя губа также не напрягалась. Верхние зубы при этом хорошо видны (как в положении «Улыбка»).
  • «Качели». Поднимаем широкий язык за верхние резцы, а затем опускаем его на нижние. Упражнение выполняется под счет, количество повторений – 8-10 раз.
  • «Чистим зубки». Улыбаемся, показав зубы, затем кончиком языка «чистим» нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону, затем – снизу-вверх.
  • «Горка». Улыбаемся, показывая зубы, затем открываем рот и кончик языка кладем за нижние зубы, выдвигая среднюю части спинки вперед (формируется своеобразная «горка»).
  • «Киска сердится». Улыбаемся, показывая зубы, затем открываем рот. Кончик языка – за нижние резцы, после чего выгибаем спинку языка и поглаживаем ее верхними зубами. Важно, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
  • «Горка высокая – горка низкая». Кончик языка опускаем за нижние резцы, выдвигаем среднюю часть спинки языка вперед. Продолжаем удерживать кончик языка за зубами, оттягивая среднюю часть спинки языка вглубь. Количество повторений – 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика обучает ребенка правильному выдуванию струи воздуха из легких. Для примера приведет несколько упражнений:

  • «Ветерок». Дуем сквозь сближенные губы, контролируя выдыхаемую воздушную струю при помощи полоски бумаги, поднесенной ко рту.
  • «Загони мяч в ворота». Вытягиваем губы вперед трубочкой, дуя на ватный шарик (он лежит на столе). Нужно загнать этот шарик струей воздуха в импровизированные «ворота».
  • «Кто дальше загонит мяч?» Улыбаемся, положа широкий передний край языка на нижнюю губу, как будто произнося длительно звук Ф, сдуваем ватный шарик на противоположный край стола. При этом нижняя губа не должна натягиваться на нижние резцы. Важно следить, чтобы ребенок не надувал щеки, т.е. чтобы он произносил звук Ф, а не Х.
  • «Фокус». Улыбаемся, приоткрываем рот. Затем нужно положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы его боковые края были прижаты, а в середине образовался желобок. Сдуваем кусочек ваты, положенный на кончик носа. Струя воздуха должна идти именно посередине языка – только так ватка полетит вверх.

Постановка свистящих звуков с помощью подражания

Подражание – это один из самых действенных способов постановки свистящих звуков. Объясняется это вполне естественными причинами – все дети склонны к копированию действий взрослых, поэтому занятия оказываются эффективными. В то же время нужно отметить, что эта техника дает результат при незначительных нарушениях звукопроизношения у детей.

Суть метода в том, что логопед и ребенок располагаются перед большим зеркалом. Взрослый должен медленно произносить С (или другой свистящий звук), акцентируя внимание ребенка на положении языка и губ во время произношения.

Можно заранее проговорить то, что он должен делать (к примеру, при произношении звука С):

  • Открой рот и улыбнись.
  • Распластай свой язычок, напряги его кончик и упрись им в нижние зубы.
  • Теперь выдыхай струю воздуха, чтобы по языку прошел «ветерок».

Дети видят, как это делает взрослый, поэтому всячески стараются повторить за ним.


Постановка свистящих звуков механическим способом

Постановка звуков может предполагать использование механического воздействия. Для этого подойдут логопедические зонды, палочка от чупа-чупс, спички, счетные палочки и т.д. Важно следить, чтобы все используемые предметы были чистые и индивидуального назначения.

Последовательность действий следующая:

  • Ребенок растягивает губы в улыбке.
  • Кончик языка должен касаться нижней челюсти.
  • Затем логопед просит ребенка выдувать воздух.
  • Воздух должен проходить по средней линии до кончика языка.
  • Во время выхода струи воздуха, середина языка слегка прижимается зондом, образовывая желобок. Инструмент нужно просунуть на 2 см, после чего надавливают и двигают с разной силой на язык во время выхода воздушной струи.
  • Затем специалист устанавливает, в каком именно положении слышен звук (в данном случае, звук С).

Результат достигается регулярными тренировками. В дальнейшем зонд нужно убирать, автоматизируя изолированное произношение.


Постановка свистящих звуков от других звуков

Правильное произношение свистящих звуков возможно и от опорных звуков.

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».

Звук «И» одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка.

Выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор». Длительно произнести звук [и], затем упражнение «Холодный ветер»: «и-и-и-иссссс».

Звук «Ф» – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. То же со звуком [ф]: «ф-ф-ф-ф-сссс».

Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук «И», сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук «С».

Постановка звука С от Ш:

  • Ребенок должен тянуть Ш.
  • В это время необходимо, чтобы он медленно продвигал язык вперед – от альвеол к верхним зубам. При этом язык не должен отрываться от нёба. Верхние зубы находятся прямо над нижними.
  • Если слышно прерывистое звучание звука, то это значит, что при перемещении языка, ребенок отрывает его от нёба. Нужно сказать ребенку, чтобы он приоткрыл рот и сделал движение языком, глядя прямо в зеркало.
  • При таком движении языка в произношении будет слышаться немного смягченный звук Ш, затем неясный свистящий звук и в дальнейшем правильный звук С. Это будет возможным только в том случае, если резцы будут закрыты. Если рот будет приоткрыт, то звук С будет неточным.
  • Когда он научится более-менее произносить четкий звук С, нужно сказать ребенку, что у него получился звук, который напоминает «свист» комара.
  • Затем нужно потренировать с ребенком этот «свист». Пусть он ставит язык в то место, где у него получается этот звук.
  • Затем при произношении звука С, ребенок должен сомкнуть зубы так, чтобы они оказались в форме правильного прикуса (т.е. закрыть рот). В этом положении он должен продолжать повторять «свист» комара.
  • Когда он свободно будет произносить изолированный звук С, скажите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка от Т и Ть

Рот ребенка слегка приоткрыт (зубы не сомкнуты). Ребенок должен произносить Т на выдохе (будет слышно подобие «тсссссс»). Затем ребенку предлагается вытянуть губы трубочкой и продолжить выговаривать Т на выдохе. При таком произношении будет слыша свистящая С. Звук Сь произносится аналогично от мягкого Ть.

Постановка от правильного Сь

Нужно попросить ребенка вслед за вами (по подражанию) произнести мягкий звук Сь. Посмотрите, где у него находится кончик языка:

  1. Кончик языка может упираться в основание верхних зубов, либо в верхние резцы. В этом случае нужно начинать ставить звук С.
  2. Кончик упирается в нижние зубы. Придется учить ребенка произносить этот звук при верхнем положении языка.

Постановка Сь при верхнем положении языка выглядит следующим образом. Нужно прислонить кончик языка к верхним зубам и в этом положении произносить Сь. Приоткройте рот, чтобы ребенок видел движение ваших артикуляционных органов. Затем попросите ребенка произнести Сь так же, как и вы.


Когда ребенок научится этому, можно переходить к окончательному закреплению. Выполняются следующие упражнения:

  • Тянем звук. Ребенок улыбается и достаточно продолжительно выговаривает С. В это время нужно подставить ладонь ко рту (при произношении должен идти чуть прохладный звук).
  • Округляем губы. Продолжаем выполнять упражнение и держать ладонь у рта, ребенок округляет губы, вытягивая их в трубочку (как при произношении звука У). Можно показать на примере, как это делается.
  • Следите за воздухом. При выполнении всех действий воздушная струя должна быть непрерывной.
  • Достигаем произношения твердого С. Если у ребенка не получается, объясните ему, что его основная задача – он должен продолжать дуть на ладонь, при этом струя будет становится все более теплой, пока воздух не станет горячим.
  • Произносим [су]. Данное упражнение помогает достичь желаемого твердого звука С. Важно продолжать следить за горячим воздухом.

Постановка от звука Ц

Этот вариант постановки используется не так часто, но знание об этом будет полезно любому логопеду. Ребенок должен длительно и протяжно произносить звук Ц. При соблюдении этого условия слышен второй составляющий дифтонг – звук С. Сложность заключается в том, чтобы обратить внимание ребенка на возможность услышать этот звук.

Важно понимать, что все упражнения можно проводить и в домашних условиях. Все нужно проводить постепенно, т.е. ставить звук поэтапно: сначала изолированно, затем подключая слоги и т.д. Важен принцип поэтапной коррекции, не приступая ко второму этапу, пока не пройден первый. Важно не терять время и если ребенку уже исполнилось 4 года, но он не выговаривает свистящие звуки, то нужно обращаться за помощью к логопеду.

При поражении нервной системы нарушается связь речевого аппарата с центральной нервной системой. Развивается дизартрия, ограничивается подвижность голосовых органов – языка, нёба, губ, замедляется артикуляция. У детей дизартрия сопровождается недоразвитием речи, нарушением способности чтения и письма, неправильным произношением слов. Дизартрия возникает как последствие поражения ЦНС при детском церебральном параличе, опухолях, нейроинфекциях, травмах и других заболеваниях. У взрослых расстройство речи может возникнуть после инсульта, при развитии опухоли головного мозга, при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, нейросифилисе и других заболеваниях.

В неврологическом отделении Юсуповской больницы проводят диагностику и лечение различных заболеваний нервной системы, в том числе демиелизирующих, болезни Альцгеймера, Паркинсона, нарушений мозгового кровообращения и других поражений нервной системы. В реабилитационном центре применяют современные методики восстановления речи и утерянных способностей больного. Для восстановления мозговой деятельности при поражении нервной системы применяют лечебную физкультуру, упражнения на тренажерах, занятия с логопедом. Различные методы лечения и реабилитации применяются в зависимости от возраста, состояния пациента, степени поражения ЦНС.

Постановка звуков при дизартрии: последовательность

Постановка звука «с»

Звук «с» при дизартрии отрабатывается в зависимости от сложности нарушения речи пациента. В сложных случаях, когда у пациента нарушен слух и речь постановка звука «с» может проводиться несколькими способами, с предварительной отработкой звуков «ф», «фа». Логопед учит пациента правильно держать язык при выдохе и одновременно произносить звук. При постановке звука используют специальную тонкую лопатку, которой слегка прижимают язык во время выдоха и отработки звука. Так можно проводить постановку свистящих звуков при дизартрии (переднеязычные зубные, щелевые «з» и «с»). Свистящие звуки образуются с помощью воздушной струи, проходящей через органы речи и напоминающей свист.

При образовании свистящих звуков воздушная струя проходит через узкую щель, которая образуется между передней частью языка и твердым нёбом. Опорным звуком для постановки «с» является звук «и». Поэтому занятия включают произношение звука «и». Врач предлагает спрятать язык за зубы и широко улыбнувшись произнести «и-и-и». Затем врач с пациентом, проговаривают слова, содержащие звук «и», логопед использует различные упражнения. Постановка звука «с» начинается после проведения упражнений со звуком «и» различными способами. Сомкнув зубы и улыбаясь, про себя следует произнести звук «и», затем представить, что дуете на мяч. Губы не должны смыкаться, кончик языка должен находиться за нижними зубами. Во время выполнения упражнения слышится звук «с».

Второй способ выполняется с помощью механического помощника. Кончик языка находится за нижними зубами, зубы обнажены в улыбке, на кончик языка кладут тонкую палочку, слегка прижимая язык. Палочка формирует желобок в центре языка. Врач предлагает пациенту подуть на кончик языка сильной воздушной струей. Слышится звук «с». Для того чтобы упражнение было успешным, следует поднести ко рту тыльную сторону ладони и следить за воздушной струей – она должна быть прохладной и узкой. Когда пациент начинает хорошо произносить звук, переходят к автоматизации звука в предложениях и словах.

Постановка звука «д», звука «т» и «ть»

Постановка звука «т» при дизартрии и «д» начинается с упражнений для языка, которые помогают увеличить его гибкость и снять тонус. Пациент поднимает язык вверх, прикасаясь кончиком языка к нёбу, язык направляет вправо, влево, проводится логопедическая гимнастика. Затем врач предлагает постучать молоточком (языком). Пациент произносит звук «т» приподнимая язык к нёбу и продвигая вперед между передними зубами. Мягкий согласный звук возникает при поднятии языка ближе к нёбу и создания более узкого прохода для выходящего воздуха, чем при произношении твердого согласного звука.

Постановка звука «ть» при дизартрии проводится при помощи метода произношения мягкого согласного звука. Врач-логопед отрабатывает с пациентом произношение мягких и твердых согласных звуков. С помощью шпателя врач прижимает кончик языка, опускает его за нижние зубы, ребенок произносит слог «та» - в результате получается «тя». Врач просит ребенка поцокать языком. Затем ребенок во время цоканья выдыхает, а не вдыхает воздух - получается звук «ти». Для усиления мягкости звук «т» произносится между двумя гласными.

При произношении звука «д» голосовые складки смыкаются, нёбо опущено, в гортани ощущается вибрация. Постановка звука «д» может проводиться несколькими способами: подражанием, от звука «б», от звука «т». От звука «т»: врач кладет одну руку ребенка себе на гортань, вторую на гортань ребенка. Затем произносит звуки «т» и «д» по очереди, просит обратить внимание на разность вибрации гортани при произношении звуков. Обращает внимание на вибрацию при произношении звука «д». От звука «б»: Кончик языка ребенка располагается между зубами. Врач просит произнести слоги «ба-ба-ба», в момент произношения раздвигает губы ребенка – слышатся слоги «да-да-да».

Постановка звука «н»

Проводится артикуляция и постановка звука «н». Во время артикуляции губы находятся в нейтральном положении, кончик языка касается верхних зубов, при произношении звука в носовой полости возникает вибрация. Постановка звука проводится с помощью двух способов: подражания и от звука «м». Способ подражания: пальцем одной руки ребенок касается своего носа, пальцем другой руки носа врача. Врач показывает расположение языка во рту во время произношения звука. Ребенок чувствует вибрацию и пытается повторить.

Способ от звука «м»: язык ребенка просунут между сомкнутыми губами, ребенок произносит протяжное «м». Слышится оттенок звука «н» По мере привыкания к межгубному произношению звука «н» в словах, губы раздвигаются пальцами. Затем язык переводится в нормальное положение к верхним зубам.

Постановка звука «л»

Неправильное произношение звука «л» или пропуск звука «л» называют ламбдацизмом. Встречается несколько видов ламбдацизма:

  • При произношении звука «л» слышится звук «у» - двугубный тип.
  • Корневая часть языка приходится на мягкое нёбо, при произношении звуков поток воздуха идет через нос и изменяет звук «л» на «нг», речь становится гнусавой – носовой тип.
  • Кончик языка во время произношения звуков перемещается в межзубное пространство – межзубный тип.
  • Звук «л» совсем не проговаривается.

Ребенок может не произносить звук «л» по нескольким причинам:

  • У ребенка короткая подъязычная связка.
  • Ослаблены мышечные ткани языка.
  • Ребенок не воспринимает звук «л», нарушен фонематический слух.

Подготовка к постановке звука «л» при дизартрии начинается с артикуляции. Следует правильно располагать органы артикуляции – губы, нёбо, язык. Зубы не должны смыкаться, кончик языка должен упираться в верхние десна или зубы, он должен быть напряжен. Верхнее нёбо и корневая часть языка должны быть приподняты, вибрация создается в области голосовых складок. Постановка звука зависит от вида ламбдацизма. При двугубом ламбдацизме произношение звука нарушается из-за неправильного расположения губ. В этом случае используют упражнение с улыбкой, зубы сжимаются, а губы разводятся в улыбке. Логопед проводит с ребенком артикуляционную гимнастику, занятия, во время которых снимается напряжение губ. Также звук «л» можно поставить по подражанию. Логопед показывает ребенку правильное расположение губ, языка, зубов и произносит звук. В это время ладонь ребенка располагается на щеке врача, и он чувствует, как создается вибрация. Звук «л» относится к сложным звукам, постановка которых формируется к 6 годам жизни ребенка.

Постановка звука «э», «ы» и других гласных

Постановка звука «ы» при дизартрии, а также звуков «у», «э», «о», «а», «и» проводится в первую очередь. Логопед уточняет артикуляцию гласных звуков. Затем начинается работа с мягкими сонарами, затем с их твердыми парами звуков. Предварительно проводится логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Врач предлагает ребенку глубоко вдохнуть через нос, слегка улыбаясь открыть рот, кончик языка направить к нижним резцам. Выдохнуть и шепотом произнести звук «э», затем упражнение повторить с голосом.

Как поставить звук «р»

Как ставить звук «р» при дизартрии, как сделать процесс автоматизации звука «р» интересным, знает опытный врач-логопед. Постановка звука «р» при дизартрии может занять длительное время. После разминки врач предлагает ребенку запомнить слова, затем повторить их с помощью картинок. На картинках изображены предметы, цветы, растения, животные, названия которых содержат звук «р». Такие занятия тренируют память и правильное звукопроизношение. Способы, которые применяют при постановке звука «р»:

  • Подражание.
  • С помощью артикуляции.
  • Механическая помощь: от опорного звука, от артикуляционного уклада.

Постановка звука «м»

Губы плотно смыкаются, затем раскрываются быстрым выдохом воздуха. При произношении звука «м» ощущается легкая вибрация носа и щек. Постановка звука «м» может проводиться способом подражания. Врач прижимает к своей щеке руку ребенка, к щеке ребенка свою руку. Ребенок чувствует вибрацию через свою ладонь и воспроизводит вибрацию сам. Также проводят занятия с повторением слогов, содержащих звук «м» - ма-мо, ма-ма, му-ма и других.

Постановка звука «ф»

Подготовка к постановке звука «ф» начинается с проведения артикуляционной гимнастики, самомассажа лица, уточнения артикуляции звука. Артикуляция звука «ф» начинается со сближения нижней губы и верхних зубов. Кончик языка находится в ротовой полости на дне, язык отодвинут назад, мягкое нёбо приподнято. Нарушение произношения звука «ф» происходит редко, в случаях наличия дефекта губы.

Постановка звука «й»

Звук «й» относится к среднеязычным, ротовым, щелевым, согласным, звонким, мягким звукам. Перед постановкой звука «й» проводится логопедическая гимнастика, затем звук ставится по подражанию, которое сопровождается тактильными ощущениями и показом артикуляции. Постановку звука можно проводить произнесением звукосочетаний «йа» в быстром темпе, использовать звук «зь», нажимая при произношении звука на кончик языка ребенка – получается звук «й». Звук «й» слышен при звонком произношении звука «хь».

Постановка звука «ц»

Постановка звука «ц» проводится после того, как ребенок начинает хорошо выговаривать звуки «с» и «т». При быстром повторении и слиянии звуков «т-с» получается звук «ц». Звучание звука «ц» можно добиться по подражанию. Ладонь ребенка подносится ко рту врача-логопеда, звук «ц» произносится на сильном выдохе – ребенок чувствует струю холодного воздуха на своей ладони. Врач показывает ребенку положение языка, губ и зубов при произношении звука. Затем ребенок должен несколько раз повторить слоги, состоящие из звукосочетания «ц» и гласных.

При произношении звука кончик языка упирается в передние зубы, язык выгнут и поднят, боковые края органа напряжены. Во время произношения звука кончик языка отходит от передних зубов, усиливая поток воздуха. Примыкающая к нёбу часть языка опускается. Зубы при произношении сближены, губы растянуты в улыбку. Воздух выходит толчком при размыкании нёба и языка, приложенная ко рту ладонь ощущает сильную и холодную струю. Для закрепления результата врач произносит с ребенком скороговорки, играет в игры на опознание звука «ц» с закрытыми глазами.

При межзубном сигматизме для хорошего произношения звука применяют лопаточку или чайную ложечку, которой фиксируют кончик языка с внутренней стороны нижних зубов во время произношения звука. Средняя часть языка должна соединиться с твердым нёбом. При губно-зубном сигматизме нижняя губа мешает произношению звука. Для чистоты произношения звука врач придерживает нижнюю губу ребенка, пока ребенок учится произносить прямые и обратные слоги, содержащие звук «ц». Постановка звука «ц» проводится с помощью ежедневных занятий с ребенком, с помощью игр, проговаривания скороговорок.

Постановка звука «ш»

Постановка звука «ч» при дизартрии и звука «ш», «д», «ж», «щ», «ц», «г», «б», «р», а также постановка звука «з» при дизартрии проводится вторым этапом. Способы постановки звука «ш» при дизартрии применяются после того, как ребенок научится делать языком чашечку. Широкий язык приподнимается к верхним зубам, не пропуская по краям воздух. Кончик языка образует щель с нёбом. Ребенок должен с некоторым усилием выдохнуть теплый воздух, в гортани не должна создаваться вибрация. Исправление звука «ш» может проходить от звука «р» и слога «кш». Постановка звука проводится с применением шпателя или лопаточки, которые помогают тормозить вибрацию языка и в результате получается шипение. Постановка звука может проходить по подражанию.

Постановка звука «п»

На первом этапе лечения автоматизируется звук «п», проводится дифференцировка звука «п». Очередность постановки звуков зависит от степени сложности для произношения, постепенности перехода от несложно произносимых к сложно произносимым звукам. Очередность постановки звуков будет зависеть от схожести по артикуляции и акустике. Звук «п» губно-зубной, ротовой, взрывной, смычный, мгновенный, глухой. В момент произношения звука губы сомкнуты и напряжены, затем губы размыкаются, и воздух толчком выходит наружу. Между зубами небольшое расстояние, мягкое нёбо закрывает проход в нос, голосовые связки разомкнуты. Постановка звука проходит по подражанию, используется речедвигательная ритмика.

Постановка шипящих звуков

Обучение проходит с помощью занятий, методы постановки шипящих звуков зависят от диагноза, уровня нарушений психомоторных функций. Используется принцип индивидуального подхода, занятия должны развивать ребенка эмоционально, интеллектуально. Во время постановки звуков подключаются зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, используются двигательно-кинестетический, слухо-зрительно-кинестетический, дидактический методы. Проводится активная и пассивная артикуляционная гимнастика, массаж.

Постановка звуков при стертой дизартрии

Дизартрия классифицируется как несколько видов нарушений:

  • Псевдобульбарная дизартрия. При таком нарушении обнаруживаются двусторонние очаговые повреждения нервных волокон, проходящих от пирамидных нейронов коры прецентральной извилины мозга до двигательных ядер черепных нервов (пирамидный путь). У больного укорочены дыхательные и речевые циклы, произносимые фразы обрывисты.
  • Бульбарная дизартрия. Нарушение связано с очаговым повреждением нервных волокон чаще всего в продолговатом мозге. Речь взрослого больного невнятная, гнусавая, сложная для восприятия.
  • Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия. Происходит поражение подкорковых ядер нервов головного мозга. Речь больного может изменяться от ускорения до замедления, может быть слишком разборчивой или смазанной, невнятной.
  • Корковая дизартрия. Поражается кора головного мозга. Поражение коры мозга сопровождается утратой речи, сохраняется понимание произносимых другими слов и фраз.
  • Мозжечковая дизартрия. Нарушение связано с поражением нервных волокон мозжечка и проводящих путей. Речь больного гнусавая, медленная, сегментированная, невнятная.

Дизартрия имеет классификацию по шести формам:

  • Спастическая. Развивается при поражении нервных волокон мышц лица, которое приводит к параличу мышц, при двустороннем центральном парезе, при поражении корково-ядерных путей, двустороннем поражении передних центральных извилин.
  • Вялая. Вместе с расстройством речи нередко возникает расстройство глотания, дизартрия развивается в результате периферического пареза или паралича определенных мышц лица.
  • Односторонняя верхнемотонейронная. Развивается в результате паралича мышц лица, одностороннего центрального пареза, поражения корково-ядерных путей или передних центральных извилин.
  • Гиперкинетическая. Дизартрия развивается при поражении нервных связей подкорковых узлов и самих подкорковых узлов. В этом случае нарушена мелодичность речи, она смазанная, невнятная, звуки произносятся в нос. Относится к экстрапирамидным дизартриям.
  • Атаксическая. Дизартрия вызвана поражением мозжечка и проводящих путей. При атаксической дизартрии нарушается модуляция речи, речь становится скандированной, растянутой.
  • Гипокинетическая. Развивается при поражении подкорковых узлов и их нервных связей, относится к экстрапирамидным дизартриям.

Также существует смешанная форма дизартрии, которая наблюдается при травмах нервной системы. Логопеды различают несколько степеней нарушения речи:

  • Первая степень – дефекты речи малозаметны, выявляются врачом при специальном обследовании.
  • Вторая степень – речь понятна, но в произношении отмечаются дефекты речи.
  • Третья степень – речь понятна только близким больного, частично ее понимают другие люди.
  • Четвертая степень дизартрии – речь непонятна близким людям или полностью отсутствует.

Дифференциация звуков при дизартрии определяется индивидуальным подходом. Два этапа постановки звука при дизартрии помогают отработать гласные и согласные, дифференцировать в определенной последовательности. Порядок постановки звуков при дизартрии зависит от типа дизартрии. Если у ребенка стертая дизартрия, то занятия следует начинать с уточнения гласных звуков, согласные несут в основном семантическую нагрузку. Длительность гласных позволяет быть речи разборчивой, определяет темп и мелодико-интонационную окраску речи.

Логопед, работая с пациентом, по длительности гласных звуков определяет разборчивость произносимых слов, учит произносить гласные звуки с определенной силой и высотой звука - такие занятия придают эмоциональный компонент речи. При дизартрии есть определенная последовательность в лечении, постановке звуков. Постановка гласных звуков при дизартрии проводится первым этапом, затем согласных и сонорных, смычно-взрывных, щелевых и переднеязычных. Комплексное лечение дизартрии состоит из медикаментозной терапии, ЛФК, иглотерапии, физиотерапии, занятий с логопедом. Врач-невролог Юсуповской больницы определяет степень поражения речевого аппарата, направляет на прием к логопеду. В больнице применяют методы восстановительной терапии при лечении дизартрии, нарушениях речи, с больными занимается логопед и специалисты реабилитационного центра. На консультацию к врачу можно записаться по телефону.

Речевой аппарат — это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел - это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Периферический отдел - это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел — дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;

2-й отдел — органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказывают наибольшее влияние на технику речи;

3-й отдел — органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

Органы речи представлены на следующем рисунке:


1 — твердое небо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6 — нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — голосовые связки; 12 — мягкое небо; 13 — язычок; 14 — гортань; 15 — трахея.

При произнесении звука [м] :

а) губы сомкнуты без напряжения;

б) расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и получается носовой резонанс;

г) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [п] :

а) вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

б) расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

г) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [б]:

а) губы спокойно сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

б) расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, так что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

г) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [ф] :

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

в) положение языка зависит от следующего гласного звука;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [в]:

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине образуется узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

в) язык принимает положение следующего гласного звука;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [н]:

а) губы находятся в положении следующего за [н] гласного;

б) видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при сочетании [н] с гласными [a, o, у,ы ]

(твердый звук [н]) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается. При произнесении мягкого звука [н*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжен;

г) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [т]:

а) губы находятся в положении следующего за [т] гласного;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [т] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый [т]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука [т*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [д]:

а) губы находятся в положении следующего за [д] гласного;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [д] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [д]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ним смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука д* кончик языка опущен и упирается в нижние резцы.

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [к]:

а) губы находятся в положении следующего за к гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [к] гласного;

в) при произнесении к в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [к]) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука [к*] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка – твердого нёба;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [г]:

а) губы находятся в положении следующего за г гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного;

в) при произнесении г в сочетании с гласными а, о, у, ы (твердый звук г) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука г* кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка касается твердого нёба;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки; таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [х]:

а) губы находятся в положении следующего за [х] гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [х] гласного;

в) при произнесении звука [х] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [х]) кончик языка опущен и слегка отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка, сближаясь с мягким нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

При произнесении мягкого звука [х*] кончик языка продвигается вперед и, сближаясь с твердым нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [с];

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

е) посередине языка идет хорошая струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

з) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук [с']

Артикуляция звука [с'] (мягкого) такая же, как и с твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.

При произнесении звука [з]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

е) посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

з) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука [з*] такое же, как и при произнесении з твердого, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.

При произнесении звука [ц]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка опущен за нижние резцы;

г) передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними;

д) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

е) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

ж) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук [j] (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: они характеризуются преобладанием голоса над шумом и с этой стороны сближаются с гласными, но отличаются от последних наличием преграды в ротовой полости.

Артикуляция звука [j] почти такая же, как и [и]. Но [j] произносится с более сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.

При произнесении [j]:

а) губы приближены к зубам;

б) зубы сближены;

в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [ш]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произношении звука [ж]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.

При произнесении звука [ч]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются;

в) кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

г) посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [щ]:

а) губы выдвинуты вперед, зубы видны;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;

г) посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое небо приподнято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [л]:

а) губы в легкой улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены;

в) кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому нёбу;

г) воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуются голос.

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [л*] (мягкого) такое же, как и при произнесении л (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

При произнесении звука [р]:

а) губы находятся в положении следующего гласного;

б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении [р*] (мягкого) такое же, как и при произнесении [р] (твердого), только добавляется подъем средней части языка к нёбу.

При произнесении звука [н]:

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены;

в) кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу, задняя часть спинки опущена;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [э]:

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены, но не смыкаются, передние зубы видны;

в) кончик языка касается нижних резцов. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка приподнята;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [ы]:

а) губы не напряжены;

б) зубы разомкнуты;

в) кончик языка отодвинут от нижних зубов, а вся спинка языка оттянута назад и высоко поднята к передней части мягкого нёба;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенки глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [а]:

а) губы в спокойном положении;

б) зубы на расстоянии 1 – 1,5 см;

в) широкий распластанный язык лежит спокойно внизу. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [у]:

а) губы трубочкой выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;

в) задняя часть языка высоко поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, врезультате чего образуется голос.

При произнесении звука [о]:

а) губы округлены немного выдвинуты вперед;

б) зубы закрыты округленными губами;

в) задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Основы логопедии с практиком по звукопроизношению

/ Под редакцией Т.В. Волосовец

Вопросы для самоконтроля:

1. Возрастные особенности формирования звукопроизношения

2. Понятие нарушения звукопроизношения.

3. Общие и специфические причины нарушения звукопроизношения

4. Клиническая характеристика нарушения звукопроизношения

5. Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления

6. Характеристика нарушений звукопроизношения по группам нарушенных звуков

Читайте также: