Классификация зубов по воз

Опубликовано: 25.03.2024

Вопросами изучения этиологии, патогенеза методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий занимаются ортодонты. В то же время детский стоматолог, в силу инициативной формы своей работы проводя периодическое исследование зубочелюстной системы ребенка, состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки рта, прикуса, других заболеваний, сталкивается с данной патологией.

Клинические признаки правильного прикуса

Понятие «норма» в медицине определяет условно принятое обозначение правила, относящегося к какому-нибудь признаку. Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно норма прикуса — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношение челюстей, соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.

Определение нормы формирующегося временного прикуса в первом периоде связано с процессом прорезывания временных первых, вторых моляров, клыков. Показателем являются симметричность и последовательность прорезывания. Наличие физиологических диастем и трем на обеих челюстях между боковыми резцами и клыками, клыками и премолярами на нижней челюсти следует рассматривать как норму временного прикуса.

Норма второго периода сменного прикуса характеризуется последовательностью и симметричностью прорезывания первых и вторых премоляров, затем постоянных клыков. В периоде формирования временного прикуса нередко определяются симптомы диспропорции роста как свидетельство неравномерности созревания органов и тканей зубочелюстной системы и их функций, что проявляется в виде признаков формирующихся аномалий прикуса. Такие симптомы, однако, могут быть определены, как проходящие, но, учитывая многообразие различных причинных факторов проявления симптомов, их можно рассматривать и как начало патологии.

В периоде постоянного прикуса незначительные отклонения в положении зубов, их величине и форме, изменения формы зубных рядов и соотношения челюстей в сагиттальном и вертикальном направлениях в пределах нормы следует рассматривать как признак законченного индивидуального развития прикуса.

Различные факторы проявления зубочелюстных аномалий

В возникновении зубо-челюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе генеалогического анализа по трем вариантам:

прямое наследование признаков (диастема, адентия, изменение числа и формы зубов);

передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия / прогения);

передача по наследству несоответствия размеров челюстей и зубов (тесное / редкое расположение зубов);

В отличие от генетически обусловленных аномалий врожденные аномалии связаны с глубокими нарушениями в эмбриональном периоде. К ним относятся: пороки развития зубов, челюстей или системные аномалии в челюстно-лицевой области.

Также существует большое количество приобретенных зубочелюстных аномалий, ибо их возникновение зависит от различных вредных воздействий в периодах формирования временного, сменного и постоянного прикуса.

Неправильное сосание

Эта функция занимает особое место на первом году жизни ребенка, т.к. благодаря ей не только осуществляется процесс питания ребенка, но так же происходит процесс правильного формирования прикуса ребенка и установление зубных рядов в нейтральном положении.

Нарушение функции сосания заключается в следующем:

нарушение ритма и процесса естественного вскармливания;

недостаточное всасывание молока, неравномерное проглатывание;

употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи;

сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни;

замедленное перемещение челюстей при процессе сосания;

Неправильное глотание

Неправильное глотание, а также привычка давить языком на зубы являются важными этиологическими факторами в развитии зубочелюстных аномалий.

В норме процесс глотания претерпевает определенные изменения от рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе.

Но с появлением первых временных зубов возникает перестройка процесса глотания. При нормальном (соматическом) способе глотания губы спокойно сложены, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами. При неправильном способе глотания зубы не сжаты и кончик языка контактирует для с нижней губой при сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица: заметна протрузия губ, сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи.

Неправильная функция глотания ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Чаще других возникают такие отклонения, как сужение зубных рядов, уплотнение фронтального участка зубной дуги нижней челюсти, открытый прикус.

Нарушение функции дыхания

Нарушения данной функции имеют важное значение в развитии аномального прикуса, т.к. она обусловлена затрудненным прохождением струи воздуха через носовые ходы и определяется как ротовое или смешанное дыхание. Обычно такое состояние бывает связано с неправильным способом глотания и несмыканием губ. Этим сочетанием определяются его клинические признаки: полуоткрытый рот, смещенный назад и вниз корень языка, что изменяет профиль лица ребенка — появляется . При дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. В результате неправильного дыхания нарушается динамическое равновесие мышц околоротовой области и языка.

Нарушение функции жевания

Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как . Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса. Отрицательно влияет на становление функции жевания нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, врожденное их отсутствие (адентия). Отсутствие временных зубов влияет и на положение языка. Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания.

Вредные привычки

К ним в стоматологии относят зафиксированные двигательные реакции, не имеющие физиологически приспособительного значения: сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, сосание и прикусывание пальцев, языка, губ и различных предметов, неправильно протекающие функции жевания, дыхания, глотания, речи, неправильное положение тела (неправильная осанка, неправильное положение челюсти или языка в покое).

Различные предрасполагающие факторы развития аномального прикуса

аномалии уздечек верхней губы, нижней губы и языка;

аномалии строения преддверия полости рта;

нарушение физиологической стираемости временных зубов;

нарушение сроков и последовательности прорезывания временных зубов и их смены;

заболевания твердых тканей зубов и их осложнения;

ранняя потеря временных и постоянных зубов.

Клинические проявления зубочелюстных аномалий

Аномалии периода формирования временного прикуса

На первом году жизни могут быть установлены врожденные аномалии или пороки развития органов челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, альвеолярного отростка, неба, значительные деформации челюстных костей, характеризующие врожденные уродства). В периоде формирования временного прикуса до полного прорезывания 20 временных зубов зубочелюстные аномалии проявляются как отклонения от нормального развития, так как о прикусе, т.е. определенном взаимоотношении зубных рядов, можно судить лишь после его окончательного сформирования.

На первом году жизни определяются следующие морфологические отклонения:

аномалии прикрепления уздечек языка;

нарушение последовательности и парности прорезывания зубов;

аномалии количества, величины, формы и положения временных зубов;

несоответствие размеров челюстей;

изменение формы челюстей;

изменение кривизны десневых валиков в разных направлениях;

неправильное положение языка в покое и при глотании;

различные вредные привычки;

К признакам отклонения в физиологическом развитии зубов и челюстей у ребенка в возрасте старше 1 года добавляются так же:

изменения цвета зубов

сохранение активности сосания

вялое формирование функции жевания

кончик языка упирается при глотании в напряженные губы

Типы развитых аномалий и деформаций сформировавшегося или формирующегося прикуса

Прогнатия

Прогнатия характеризуется выдвинутым положением верхней челюсти. Вследствие дистального сдвига нижней челюсти или выдвижения верхней вперед имеет место нарушение смыкания как передних, так и боковых зубов. При этом верхние зубы выдвигают вперед верхнюю губу, а нижняя же попадает под верхние зубы. Все это в целом отражается на внешнем виде и функции жевания и речи.

Прогения

При прогеническом соотношении зубных рядов наблюдается выдвижение вперед нижней челюсти, вследствие чего нижние зубы перекрывают одноименные верхние. При значительном проявлении данной аномалии откусывание пищи резцами становится невозможной и их роль переносится на боковые зубы. При данной патологии резко изменен внешний вид больного и нарушены речь и жевание.

Глубокий прикус

Глубокий прикус характеризуется большим перекрытием передними зубами верхней челюсти передних зубов нижней челюсти при отсутствии режущебугоркового контакта. Режущие края нижних зубов могут касаться шейки верхних. Иногда контакт отсутствует и зубы касаются десны, повреждая ее. Стоматологу следует различать глубокий прикус и глубокое перекрытие, являющееся анатомическим вариантом ортогнатического прикуса. При нем верхние передние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 треть высоты своих коронок, но режущебугорковый контакт сохраняется.

Открытый прикус

При этом виде прикуса отсутствует смыкание передних зубов, а иногда и премоляров и в контакт вступают лишь моляры. Одновременно имеются глубокие функциональные нарушения. Отсутствие контактов между передними зубами заставляет больного откусывать пищу премолярами или молярами. Сокращение полезной жевательной площади затрудняет и разжевывание пищи. В растирании пищи значительное участие принимает язык, который увеличивается в размерах. Речь больного нарушается, как и внешний вид.

Перекрестный прикус

Под перекрестным прикусом понимают соотношение зубных рядов, при котором щечные бугорки нижних боковых жевательных зубов расположены кнаружи от одноименных верхних. Передние зубы смыкаются правильно.

Классификация зубочелюстных аномалий

Для определения сформированных зубочелюстных аномалий предложено много различных классификаций. Но наиболее подходящими для использования детскими стоматологами являются следующие.

Неправильное положение зубов и изменения формы зубных рядов удобно определять по классификации, предложенной Д. А. Калвелисом. Аномальное положение отдельных зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещении в зубном ряду по отношению к трем перпендикулярным плоскостям:

вестибулярное или оральное (передне-заднее направление);

мезиальное или дистальное смещение;

неправильное положение зубов по отношению к горизонтальной плоскости

повороты зубов вокруг продольной оси

скученное положение зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещения, наложениях

Для детальной оценки тесного положения зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда может быть рекомендовано четыре степени тяжести.

Степень I.

Равномерно выраженное тесное положение зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда.

Степень II.

Преобладание неправильного положения одного постоянного резца с поворотом по оси, налеганием на рядом стоящий зуб или наклоном в оральном или вестибулярном направлении.

Степень III.

Характеризуется двумя признаками: неправильным положением зубов и изменением формы зубного ряда и альвеолярного отростка во фронтальном участке с вытеснением из зубного ряда одного или двух зубов, и изменением положения зубов, обусловленным их поворотами по оси, наклонами, значительным налеганием друг на друга и перемещением в оральном или вестибулярном направлении.

Степень IV.

Характеризуется вытеснением из зубного ряда двух и более зубов в сочетании со значительным уплощением фронтального участка зубного ряда нижней челюсти. При этом определяется недостаточность апикального базиса и значительный оральный наклон коронок зубов над уровнем базальной дуги (т.е. в области перехода альвеолярного отростка в базальную дугу).

Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.

Профилактика аномалий прикуса проводятся в различные периоды детского и юношеского возраста, включая внутриутробное развитие.

От рождения до 6 месяцев.

От 6 месяцев до 3 лет (Период временного прикуса).

От 3 лет до 6 лет (Период сформированного временного прикуса и начало формирования смешанного).

От 6 до 9 лет (Первый период смешанного прикуса).

От 9 до 12 лет (Второй период смешанного прикуса, начало формирования постоянного прикуса).

От 12 до 15 лет (Период формирования постоянного прикуса).

Для каждого периода характерны свои методы профилактики.

Нормализация жизни матери, нормальное питание, условия труда и. т. д.

Профилактика травматизма при рождении ребенка.

Характер вскармливания ребенка.

Санация полости рта. Причем нужно отдавать предпочтение нестирающимся пломбировочным материалам. И если у ребенка есть потеря зубов, то нужно изготавливать профилактические протезы.

Купирование вредных привычек осознанных и неосознанных.

Операции на уздечке языка проводятся:

1. При рождении — ребенок не может полноценно питаться молоком.

2. В 3 года — при нарушении речи.

3. В 7 лет — при аномальном положении и прорезывании нижних резцов.

4. После 7 лет — в плане профилактики заболеваний пародонта нижних зубов. ( Такое вмешательство так же обусловлено тем, что короткая уздечка верхней и нижней губы провоцирует образование мезиального, открытого или дистального прикуса).

Углубление преддверия полости рта (проводится в 8-9 лет).

Устранение макроплазии (проводится в 8-9 лет).

Удаление временных зубов, оставшихся после прорезывания постоянных.

Серийное и последовательное удаление зубов (по методу Котец).

Особое место в профилактике развития аномального прикуса занимает лечебная физкультура. Ее основными задачами являются:

Купирование вредных привычек.

Нормализация функционирования зубочелюстной системы.

Ослабление гиперактивных мышц.

Усиление слабых мышц.

Примерный комплекс ЛФК для детей с дистальным прикусом.

Часть I.

1. Зубки на зубки, заборчиком.

2. Закусить нижними зубами верхнюю губу.

3. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть с частотой 1 раз в секунду.

4. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть на 15, 20, 40, более секунд.

5. При запрокинутом подбородке доставать кончиком языка до кончика носа, для усиления активности мышц выдвигателей, купирования вредных привычек, выдвижение нижней челюсти вперед в более правильное положение.

Часть II. ( Комплекс усиление активности круговой мышцы рта ).

1. Упражнения с глотком воды, применяется и при нормализации функции дыхания у ребенка. Набирается глоток воды и как можно дольше не проглатывается.

2. Удерживать губами линейку, эквилибратор, и. т.д.

Часть III. ( Общеукрепляющая терапия ).

1. Дозированная нагрузка, она предполагает использование морковки или другого овоща, который режется на пласты 1мм, через 3 дня: 1.5 мм и.т.д. И по мере адаптации пародонта к нагрузке увеличивается размер этого слоя.

2. Передними зубами закусывается эластический круг, и происходит тренировка пародонта.

Клинические методы диагностики в ортодонтии. Их характеристика, значение при планировании лечения зубочелюстно аномалий АНАМНЕЗОртодонта интересует ряд общих данных о больном. В первую очередь возраст, так как норма и патология варьируют в зависимости от возраста. Адрес. Местожительство больного имеет большое значение. Ортодонтическое лечение обычно длится долго, с многократным посещением врача Роды ребенка. Непосредственная родовая травма редко влияет на образование аномалий прикуса. Вид вскармливания. Грудное (как долго), смешанное или искусственное с самого начала. При вскармливании грудью ребенок проделывает сосательные движения — нижней челюсти, языка, мышц дна полости рта, что крайне благоприятно сказывается на развитии зубочелюстной системы. При искусственном вскармливании все эти благоприятные факторы отсутствуют. Развитие ребенка. Срок появления первых зубов, когда ребенок начал ходить, говорить, состояние его молочных зубов — все это косвенным путем характеризует общее развитие ребенка. Перенесенные заболевания. Каждое острое инфекционное или хроническое (рахит, эндокринные изменения) заболевание в детском возрасте нарушает общее развитие ребенка, в том числе жевательного аппаратаДурные привычки. Длительное сосание пальцев, губ, языка, а также неправильное положение ребенка во время сна могут привести к деформации прикуса, действуя как медленная длительная травма. Состояние дыхательных путей. Как дышит ребенок — через нос или через рот?

МЕТОДЫ ОБЪЕКТИВНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО

а) клиническое обследование больного;

в) использование моделей для дополнительного исследования;

г) краниометрические методы исследования (гнатостат, фотостат, телерентгенография). Всестороннее обследование больного даст возможность поставить более углубленный диагноз, которым можно руководствоваться в проведении профилактических и лечебных мероприятий.

Клиническое обследование. Кроме анамнестических данных, касающихся общего состояния больного и ортодоптической патологии, для постановки диагноза имеет большое значение клиническое обследование жевательного аппарата.

При общем наружном осмотре устанавливаются крупные деформации и дефекты, связанные с врожденными пороками и нарушениями развития (заячья губа, асимметрия лица и др.).

При обследовании полости рта в первую очередь обращается внимание; на состояние зубов, ибо ортодонтическое лечение должно входить в систему плановой санации полости рта. С точки зрения ортодонта, в первую очередь обращается внимание на количество зубов. Обычно начинают с групп резцов, дальше осматривают клыки, премоляры и, наконец, моляры. Определяется формула зубов, включая молочные и постоянные зубы; нормальную смену зубов устанавливают, исходя из возраста больного. Отсутствующие и сверхкомплектные зубы определяются клинически и рентгенологически. Выясняют также аномалийное положение отдельных зубов, построение и форму зубных рядов.

Дальнейшим этапом является исследование прикуса в окклюзии, а также артикуляции при движениях нижней челюсти. Необходимо обращать внимание на усиленную нагрузку отдельных групп зубов. Важно оценить прикус с косметической точки зрения, а также положение его в челюстно-лицевой системе, используя анализ профиля, вначале просто на глаз.

Важно состояние слизистой оболочки полости рта, так как в плановую санацию у детей, кроме лечения зубов и ортодонтической помощи, должно входить и лечение слизистой оболочки полости рта как, мероприятие, предупреждающее пародонтоз.

2. Оппозиция, резорбция и ремоделирование костной тканей, как основа понимания процессов роста и развития костей лицевого отдела черепа

Ремоделирование кости.В костной ткани в течение всей жизни человека происходят взаимосвязанные процессы разрушения и созидания, объединяемые термином ремоделирование костной ткани. Цикл ремоделирования кости начинается с активации, опосредованной клетками остеобластного происхождения. Активация может включать остеоциты, "обкладочные клетки" (отдыхающие остеобласты на поверхности кости), и преостеобласты в костном мозге. Точно ответственные клетки остеобластного происхождения не были полностью определены. Эти клетки подвергаются изменениям формы и секретируют коллагеназу и другие ферменты, которые лизируют белки на поверхности кости. Последующий цикл ремоделирования состоит из трех фаз: резорбция, реверсия и формирование.

Резорбция кости.Резорбция костной ткани связана с активностью остеокластов, которые являются фагоцитами для кости. Постоянный обмен костных солей обеспечивает ремоделирование кости для поддержания прочности ее на протяжении жизни. Остеокластическая резорбция per se может начинаться с миграции частично дифференцированных мононуклеарных преостеобластов к поверхности кости, которые затем сливаются с образованием крупных многоядерных остеокластов, которые требуются для резорбции кости. Остеокласты удаляют минералы и матрикс до ограниченной глубины на трабекулярной поверхности или в пределах кортикальной кости; в результате пластинки остеона разрушаются и на его месте образуется полость. Пока неясно, что останавливает этот процесс, но вероятно могут вовлекаться высокие местные концентрации кальция или веществ, высвобождаемых из матрикса.

Реверсия кости.После завершения остеокластической резорбции имеется фаза реверсии, во время которой мононуклеарные клетки (МК)ьпоявляются на поверхности кости. Эти клетки готовят поверхность для новых остеобластов, чтобы начать образование кости (остеогенез ). Слой богатого гликопротеидами вещества откладывается на резорбированной поверхности, так называемая "цементирующая линия", к которой могут приклеиваться новые остеобласты.

Образование кости.Фаза формирования продолжается до полного замещения резорбированной кости и пока полностью не сформируется новая костная структурная единица. Когда эта фаза завершена, поверхность покрывается сглаженными выравнивающими клетками, и имеется длительный период отдыха с небольшой клеточной деятельностью на поверхности кости, пока новый цикл ремоделирования не начинается.

Шаги кальцификации кости.

- Остеокласты секретируют молекулы коллагена и основного вещества.

- Молекулы коллагена образуют коллагеновые волокна, называемые остеоидом.

- Остеобласты секретируют энзим - щелочную фосфатазу (ЩФ), которая увеличивает локальную концентрацию фосфата, активирует коллагеновые волокна, вызывая отложение солей фосфата кальция.

- Соли фосфата кальция преципитируют на коллагеновых волокнах и окончательно становятся кристаллами гидроксиапатита.

Стадии цикла моделирования имеют различную продолжительность. Резорбция вероятно продолжается приблизительно две недели. Фаза реверсии может длиться до четырех или пяти недель, в то время как фаза формирования может продолжаться в течение четырех месяцев до тех пор, пока новая структурная единица полностью не сформируется.

3. Классификация зубочелюстно лицевых аномалий энгля, мгсму катца воз

Классификация Энгля. По мнению Энгля, верхний первый моляр прорезывается всегда на своем месте. Постоянство его положения определяется, во-первых, неподвижным соединением верхней челюсти с основанием черепа, а во-вторых, тем, что этот зуб всегда прорезывается позади второго временного моляра. Следовательно, все аномалийные соотношения постоянных моляров могут возникнуть только за счет неправильного положения нижней челюсти.

Все аномалии окклюзии Энгль разделил на 3 класса:

Первый класс (нейтральная окклюзия) характеризуется нормальным мезиодистальным соотношением зубных дуг в области первых моляров. При этом мезиально-щечный бугор верхнего первого моляра располагается в бороздке между щечными буграми нижнего первого моляра. Патология локализуется в области фронтальных участков зубных дуг. Автор выделяет 7 видов аномалий положения отдельных зубов:

1 - лабиальная или буккальная позиция;

2 - лингвальная позиция;

3 - мезиальная позиция;

4 - дистальная позиция;

Второй класс (дистальная окклюзия) характеризуется дистальным смещением нижнего первого моляра по отношению к верхнему. При этом мезиально-щечный бугор первого верхнего моляра устанавливается на одноименный бугор нижнего первого моляра или в промежуток между шестым и пятым зубом в зависимости от тяжести деформации. Изменение соотношения наблюдается на протяжении всего зубного ряда. Этот класс Энгль разделил на 2 подкласса: припервом подклассе верхние передние зубы находятся в пропозиции, а при втором – верхние передние зубы в ретропозиции, плотно прижаты к нижним и глубоко их перекрывают.

Третий класс (мезиальная окклюзия) характеризуется мезиальным сдвигом нижнего первого моляра по отношению к верхнему. При этом мезиально-щечный бугор верхнего первого моляра контактирует с дистально-щечным бугром нижнего первого моляра или попадает в промежуток между шестым и седьмым нижними зубами. Нижние передние зубы располагаются впереди верхних и перекрывают их. Часто между нижними и верхними фронтальными зубами имеется сагиттальная щель. А в области боковых зубов при сочетанных формах деформации окклюзии щечные бугры зубов нижней челюсти перекрывают щечные бугры зубов верхней челюсти.

Классификация Катца

"Функциональной" нормой жевательного аппарата А.Я. Катц считает ортогнатический прикус со свойственными ему функциями. Морфологической основой его классификации является классификация Энгля, дополненная функциональными признаками

Первый класс морфологически характеризуется отклонением от нормы соотношения зубных дуг кпереди от первых моляров. Функциональные нарушения при этом выражаются в преобладании шарнирных артикуляционных движений нижней челюсти над боковыми, вследствие чего возникает функциональная недостаточность всей жевательной мускулатуры.

Второму классу морфологически соответствует дистальное расположение нижних первых моляров или мезиальное – первых верхних моляров. При этом превалирует функция мышц, смещающих нижнюю челюсть дистально.

Третий класс морфологически характеризуется мезиальным смещением нижних первых моляров относительно верхних. Превалирует Функция мышц, выдвигающих нижнюю челюсть.

Классификация аномалий зубочелюстной системы. ВОЗ

1. Аномалии величины челюстей:

а) Макрогнатия (верхней, нижней, обеих челюстей)

б) Микрогнатия (верхней, нижней, обеих челюстей)

2. Аномалии положения челюстей относительно основания черепа:

а) Асимметрия (кроме гемифациальной атрофии или гипертрофии, односторонней мыщелковой гиперплазии).

б) Прогнатия (нижнечелюстнаяя, верхнечелюстная)

в) Ретрогнатия (нижнечелюстнаяя, верхнечелюстная)

3. Аномалии соотношения зубных дуг.

а) Дистальная окклюзия.

б) Мезиальная окклюзия.

в) Чрезмерное перекрытие(горизонтальный перекрывающий прикус, вертикальный перекрывающий прикус).

г) Открытый прикус.

д) Перекрестный прикус боковых зубов.

е) Лингвоокклюзия боковых зубов нижней челюсти.

4. Аномалии положения зубов.

г) Промежутки между зубами

Классификация ЗЧЛА кафедры ортодонтии МГМСУ:Согласно классификации МГМСУ все аномалии зубочелюстной системы делятся на 4 группы:

аномалии зубных рядов,

1. Аномалии зубов:

1.1. Аномалии формы зуба.

1.2.Аномалии структуры твердых тканей зуба.

1.3. Аномалии цвета зуба.

1.4.Аномалии размера зуба (высоты, ширины, толщины).

1.5. Аномалии количества зубов.

1.5.1. Гиперодонтия (при наличии сверхкомплектных зубов).

1.5.2. Гиподонтия (адентия зубов – полная или частичная).

1.6.Aнoмалии прорезывания зубов.

1.6.2. Задержка прорезывания (ретенция).

1.7. Аномалии положения зубов (в одном, двух, трех направлениях).

1.7.7. Поворот по оси (тортоаномалия).

2. Аномалии зубных рядов:

2.1. Нарушение формы.

2.2. Нарушение размера.

2.2.1. В трансверсальном направлении (сужение, расширение).

2.2.2. В сагиттальном направлении (удлинение, укорочение).

2.2. Нарушение последовательности расположения зубов.

2.4. Нарушение симметричности положения зубов.

2.5. Нарушение контактов между смежными зубами (скученное или редкое положение).

3.Аномалии челюстейи их отдельных анатомических частей:

3.1. Нарушение формы.

3.2. Hapyшение размера (макрогнатия, микрогнатия).

3.2.1. В caгиттальном направлении (удлинение, укорочение).

3.2.2. В трансверсальном направлении (сужение, расширение).

3.2.3. В вертикальном направлении (увеличение, уменьшение высоты).

3.2.4. Сочетанные по 2-м и 3-м направлениям.

3.3. Нарушение взаиморасположения частей челюстей.

1.4. Нарушение положения челюстных костей (прогнатия, ретрогнатия).

4. Классификация аномалий окклюзии:

1. Аномалии смыкания зубных рядов в боковом участке:

– дистальная (дисто) окклюзия,

– мезиальная (мезио) окклюзия.

1.2.Во фронтальном участке.

– сагиттальная резцовая дизокклюзия,

– обратная резцовая дизокклюзия.

– вертикальная резцовая дизокклюзия,

– глубокая резцовая дизокклюзия.

1.2.2.Глубокая резцовая окклюзия.

1.2.3. Обратная резцовая окклюзия.

2.Аномалии смыкания пар зубов-антагонистов

2. 1. По сагиттали.

2.2. По вертикали.

2.3. По трансверсали.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 2635 ; Мы поможем в написании вашей работы!

  • Классификация аномалий зубов, зубных рядов и челюстей
  • 1. Аномалии зубов
  • 2. Аномалии зубных рядов
  • 3. Аномалии челюстей и их от дельных анатомических частей
  • Перед тем как изложить вопрос об аномалиях окклюзии, необходимо дать определение понятий окклюзии, прикуса.
  • Классификация аномалий окклюзии:
  • 1. Аномалии смыкания зубных рядов
  • 2. Аномалии смыкания пар зубов-антагонистов
  • Литература

Л.С. Персин
Кафедра ортодонтии и детского протезирования ММСИ
(зав. — д.м.н. проф. Персин Л.С.)

Аномалии зубочелюстной системы занимают одно из первых мест среди заболеваний челюстно-лицевой области. Они встречаются более чем в 50% случаев у детей и в 30% случаев у подростков и взрослых. В литературе описаны морфологические, функциональные, этиопатогенетические классификации зубочелюстных аномалий Энгля, Симона, Канторовича, Катца, Курляндского, Каламкарова, Ильиной-Маркосян, Бетельмана.

Наибольшее распространение получили морфологические классификации. Согласно нижеприведенной классификации кафедры ортодонтии и детского протезирования Московского медицинского стоматологического института (5) все аномалии зубочелюстной системы делятся на 4 группы: аномалии зубов, зубных рядов, челюстей, окклюзии.

Классификация аномалий зубов, зубных рядов и челюстей

1. Аномалии зубов

  • 1.1. Аномалии формы зуба.
  • 1.2. Аномалии структуры твердых тканей зуба.
  • 1.3. Аномалии цвета зуба.
  • 1.4. Аномалии размера зуба (высоты, ширины, толщины).
  • 1.4.1. Макродентия.
  • 1.4.2. Микродентия.
  • 1.5. Аномалии количества зубов.
  • 1.5.1. Гиперодонтия (при наличии сверхкомплектных зубов).
  • 1.5.2. Гиподонтия (адентия зубов — полная или частичная)
  • 1.6. Аномалии прорезывания зубов.
  • 1.6.1. Раннее прорезывание.
  • 1.6.2. Задержка прорезывания (ретенция).
  • 1.7. Аномалии положения зубов (в одном, двух, трех направлениях).
  • 1.7.1. Вестибулярное.
  • 1.7.2. Оральное.
  • 1.7.3. Мезиальное.
  • 1.7.4. Дистальное.
  • 1.7.5. Супраположение.
  • 1.7.6. Инфраположение.
  • 1.7.7. Поворот по оси (тортоаномалия).
  • 1.7.8. Транспозиция.

2. Аномалии зубных рядов

  • 2.1. Нарушение формы.
  • 2.2. Нарушение размера.
  • 2.2.1. В трансверсальном направлении (сужение, расширение).
  • 2.2.2. В сагиттальном направлении (удлинение, укорочение).
  • 2.3. Нарушение последовательности расположения зубов.
  • 2.4. Нарушение симметричности положения зубов.
  • 2.5. Нарушение контактов между смежными зубами (скученное или редкое положение).

3. Аномалии челюстей и их от дельных анатомических частей

  • 3.1. Нарушение формы.
  • 3.2. Нарушение размера (макрогнатия, микрогнатия).
  • 3.2.1. В сагиттальном направлении (удлинение, укорочение).
  • 3.2.2. В трансверсальном направлении (сужение, расширение).
  • 3.2.3. В вертикальном направлении (увеличение, уменьшение высоты).
  • 3.2.4. Сочетанные по 2 и 3 направлениям.
  • 3.3. Нарушение взаиморасположения частей челюстей.
  • 3.4. Нарушение положения челюстных костей (прогнатия, ретрогнатия).

Перед тем как изложить вопрос об аномалиях окклюзии, необходимо дать определение понятий окклюзии, прикуса.

Во многих учебниках под прикусом понимают соотношение зубных рядов в центральной окклюзии: Бетельман А.И. с соавт. (1), Курляндский В.Ю. (4), Гаврилов Е.И. с соавт. (2), Щербаков А.С. с соавт. (6). Копейкин В.Н. с соавт.(3) прикусом называют вид и характер взаимоотношений зубных рядов.

Следовательно, чтобы охарактеризовать прикус, необходимо оценить соотношение зубных рядов и определить центральную окклюзию. Однако соотношение зубных рядов может иметь место, а прикус отсутствовать. Например, при так называемом “открытом прикусе” соотношение зубных рядов имеется, но прикуса нет, т.к. отсутствует смыкание фронтальной или боковой группы зубов.

Что же касается центральной окклюзии, то указанные выше авторы рассматривают ее как вид смыкания зубных рядов при максимальном количестве контактов зубов-антагонистов.

Однако ни в одном учебнике не сказано, как определить центральную окклюзию при нормальном прикусе, а также при аномалиях смыкания зубных рядов, недан ответ на вопрос, можно ли вообще определить центральную окклюзию у пациентов с аномалией прикуса.

По нашему мнению, чтобы оценить вид прикуса, в том числе у пациентов с аномалией прикуса, вполне достаточно установить наличие смыкания зубных рядов (окклюзия) или его отсутствие (дизокклюзия), но обязательно в привычном положении нижней челюсти. Только в привычном положении нижней челюсти возможно фиксирование множественного смыкания зубных рядов.

Отсюда следует, что прикус — это множественное смыкание зубных рядов в привычном положении нижней челюсти. Таким образом, понятия прикус и смыкание зубных рядов идентичены, но при отсутствии смыкания зубных рядов нет прикуса. Поэтому при отсутствии смыкания зубных рядов во фронтальном или боковом участках нелогично использовать термин “открытый прикус”. В этом случае мы считаем более правомерным говорить о вертикальной резцовой дизокклюзии или о дизокклюзии боковой группы зубов.

В основе нашей классификации аномалий окклюзии лежит понятие о наличии или отсутствии смыкания зубных рядов. В данной классификации вид смыкания зубных рядов характеризуется не только в сагиттальной, но и в вертикальной и трансверсальной плоскостях. При этом смыкание зубных рядов рассматривается в трех участках зубных рядов:
во фронтальном и в боковых (слева и справа).

Отдельно следует выделить аномалии смыкания пар зубов-антагонистов. Например, смыкание только первых моляров по II или III классу Энгля не всегда характерно для дистальной или мезиальной окклюзий. В этом случае следует говорить о нарушении смыкания зубов-антагонистов в области моляров.

Приведенная ниже классификация выдержана в едином ключе: аномалии смыкания зубных рядов в сагиттальной, вертикальной, трансверсальной плоскостях характеризуются в зависимости от вида смыкания зубов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ

Большое число и разнообразие форм аномалий порождает необходимость их систематики. В настоящее время известно множество классификаций зубочелюстных аномалий (Ф.Кнайзель, 1836; Э.Энгль, 1889; Н.Штернфельд, 1902; П.Симон, 1919; Н.И.Агапов, 1928; А.Канторович, 1932; Ф.Андрезен, 1936; А.Я.Катц, 1939; Г.Корк-гауз, 1939; А.И.Бетельман, 1956; Д.А.Калвелис, 1957; В.Ю.Курляндс-кий, 1957; А.Шварц, 1957; Л.В.Ильина-Маркосян, 1967; Х.А.Каламка-ров, 1972; Н.Г.Аболмасов, 1982; Е.И.Гаврилов, 1986 и др.). Но наибольшее распространение среди врачей получили классификации Эн-гля (1889) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 1975).

Классификация Энгля основана на мезио-дистальных соотношениях зубных рядов. Автор считал, что положение зубных рядов определяется соотношением первых постоянных моляров — «ключом окклюзии». По представлению Энгля, верхний первый постоянный моляр должен быть той стабильной точкой, исходя из которой, следует определять все аномалии прикуса или окклюзии (по обозначению Энгля).

Стабильность первого верхнего постоянного моляра определяет, во-первых, неподвижное соединение верхней челюсти с другими частями черепа, а, во-вторых, по мнению автора, факт прорезывания зуба в зубном ряду в определенном месте — за последним молочным зубом. Энгль приводит еще целый ряд обстоятельств, обеспечивающих постоянство места первого верхнего постоянного моляра. Следовательно, все атипичные соотношения моляров, по мнению автора, следует относить за счет ненормального положения нижней челюсти.

На основании симптома соотношения моляров Энгль разделил аномалии прикуса на три основные класса (рис. 1).

Первый класс определяется такими мезио-дистальными соотношениями первых постоянных моляров, при которых мезиально-щеч-ный бугор первого моляра верхней челюсти в положении центральной окклюзии находится в межбугорковой фиссуре первого моляра нижней челюсти (рис. 1, а). По мнению автора при этом типе аномалий


КЛАССИФИКАЦИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ



Рис. 1. Классификация аномалий прикуса по Энглю. о — нейтральный прикус (I класс); б — дистальный прикус (II класс — I подкласс); в — дистальный прикус (II класс—II подкласс); г — мезиальный прикус (III класс).

патология сосредоточена в передних отделах зубных рядов и проявляется в виде их тесного или неправильного положения (дистопий).

При втором классе — нижняя челюсть располагается дистально и мезиально-щечный бугор первого моляра верхней челюсти находится впереди межбугорковой бороздки первого моляра нижней челюсти (рис. 1, б, в). Этот класс Энгль подразделяет на два подкласса. Первый подкласс характеризуется сужением верхнего зубного ряда с протрузией передних зубов. У таких пациентов Энгль отмечал дистальное положение подбородка и ротовое дыхание (рис. 1, б). При втором подклассе отмечается ретрузия верхних и нижних передних зубов (рис. 1, в). В обоих подклассах дистальный прикус может быть одно- или двусторонним.

Третий класс характеризуется мезиальным сдвигом нижних первых моляров по отношению к верхним, т. е. мезиально-щечный бугор нижнего моляра устанавливается против бугров второго верхнего премоляра или еще мезиальнее. Нижние передние зубы в большинстве случаев находятся впереди верхних (рис. 1, г). Аномалии третьего класса также могут быть одно- или двусторонними.

Помимо этого Энгль различает 7 видов неправильного положения отдельных зубов: 1) лабиальная или буккальная окклюзия; 2) лингвальная; 3) мезиальная; 4) дистальная окклюзия; 5) тортоок-клюзия; 6) инфраокклюзия и 7) супраокклюзия.

Нельзя согласиться с Энглем в вопросе о постоянстве места верхнего первого постоянного моляра, так как сама верхняя челюсть не является абсолютно стабильной, а положение верхнего постоянного моляра зависит от состояния пятого верхнего молочного зуба — например, при разрушении его коронки, а тем более при его преждевременном удалении, когда шестой зуб смещается мезиально.

Классификацию Энгля нельзя признать универсальной еще и по той причине, что в ней учитываются смещения лишь в одном направлении — переднезаднем, между тем, как патология, как правило, захватывает весь лицевой скелет и локализуется сразу в трех направлениях. Но ввиду простоты и оригинальности классификация Энгля живет уже целое столетие.

В нашей стране принята классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 1975). При объединении сил ортопедов, ортодонтов и челюстно-лицевых хирургов Санкт-Петербургского медицинского института имени академика И.П.Павлова (В.Н.Трезу-бов, М.М.Соловьев, Н.М.Шулькина, Т.Д.Кудрявцева) был синтезирован рабочий вариант классификации зубочелюстных аномалий. За его основу взята схема, предложенная экспертами ВОЗ. Кроме того, были заимствованы некоторые детали из систем Д.А.Калвели-са, Х.А.Каламкарова, Е.И.Гаврилова, Свенсона. Классификация эта включает в себя пять групп аномалий. Их перечисление и расшифровка приводится ниже.

I. Аномалии величины челюстей:

— Макрогнатия (верхняя, нижняя, комбинированная);

— Микрогнатия (верхняя, нижняя, комбинированная);

II. Аномалии положения челюстей в черепе:

— Прогнатия (верхняя, нижняя);

— Ретрогнатия (верхняя, нижняя);

III. Аномалии соотношения зубных дуг:

— Чрезмерное резцовое перекрытие (горизонтальное, верти-

— Открытый прикус (передний, боковой);

— Перекрестный прикус (односторонний — двух типов; дву-

сторонний — двух типов).

IV. Аномалии формы и величины зубных дуг:

а) аномалии формы:

— Суженная зубная дуга (симметричная, или U-образная,

V-образная, О-образная, седловидная; асимметричная);

— Уплощенная в переднем отделе (трапециевидная) зубная

б) аномалии размеров:

V. Аномалии отдельных зубов:

— Нарушение числа зубов (адентия, гиподентия, гиперо-

— Аномалии размеров и формы зубов (макродентия, микроден-

тия, слившиеся зубы, конические или шиловидные зубы);

— Нарушения формирования зубов и их структуры (гипоп-

лазия, дисплазия эмали, дентина);

— Нарушения прорезывания зубов (ретенированные зубы,

сохранившиеся молочные зубы);

— Дистопия или наклоны отдельных зубов (вестибулярные,

оральные, мезиальные, дистальные, высокое, низкое положение; диастема, тремы; транспозиция; тортоанома-лии; тесное положение).

Классификация аномалий прикуса по Энглю.

Энгль делит все аномалии прикуса на три класса.

I класс, по Энглю, характеризуется нормальным мезио-дистальным соотношением зубных дуг в области первых моляров. Мезио-щечный бугор верхнего первого моляра располагается в бороздке между щечными буграми нижнего первого моляра. Патология, за счет этого, локализуется в области фронтальных участков зубных дуг.

Классификация аномалий прикуса по Энглю

II класс Энгля характеризуется дистальным смещением нижнего первого моляра по отношению к верхнему. При этом мезио-щечный бугор верхнего первого моляра устанавливается на одноименный бугор нижнего первого моляра или в промежуток между шестыми и пятыми зубами, что зависит от тяжести деформации. Изменение соотношений наблюдается на протяжении всего зубного ряда.

Этот класс Энгль разделяет на два отдела.

1-й отдел — верхние фронтальные зубы веерообразно наклонены вперед; этиологический фактор — нарушенное носовое дыхание.

2-й отдел — верхние передние зубы расположены с наклоном орально, плотно прижаты к нижним и глубоко их перекрывают. Носовое дыхание свободное. Оба отдела могут быть и односторонними, то есть соотношение между первыми молярами может быть нарушено только слева или только справа.

III класс Энгля характеризуется мезиальным сдвигом нижнего первого моляра в отношении верхнего. При этом мезиально-щечный бугор верхнего первого моляра смыкается с дистально-щечным бугром нижнего первого моляра или попадает в промежуток между шестым и седьмым нижними зубами. Нижние фронтальные зубы располагаются впереди верхних и перекрывают их.

Зачастую между верхними и нижними фронтальными зубами существует щель. Касаемо боковых зубов, при тяжелых формах деформации щечные бугры зубов нижней челюсти перекрывают щечные бугры зубов верхней челюсти.

Критика Энгля

Некоторые специалисты в этой области подвергают классификацию Энгля резкой критике и указывают на следующие ее недостатки:
1. Классификация — морфологическая. Положенный в основу классификации Энгля принцип соотношения первых постоянных моляров—узко локалистичен. Наблюдения в клинике показывают, что положение шестых зубов как верхней, так и нижней челюсти, находится в полной зависимости от состояния и характера смены молочных зубов.

Клиника ежедневно убеждает нас в том, что если имеет место преждевременная потеря вторых молочных моляров, то это отражается на положении первых постоянных моляров, так как они, прорезываясь, смещаются в сторону рано удаленных молочных моляров, следовательно, положение верхнего первого постоянного моляра не может считаться «punctum fixum».

2. Классификация не охватывает аномалий молочного и сменного прикусов.

3. Каждый из трех классов Энгля включает в себя столько разнообразных по характеру, этиопатогенезу, локализации видов деформаций, что отнесение того или иного случая к определенному классу не дает указаний ни на объем, ни на характер необходимого терапевтического вмешательства.

4. По мнению Энгля, причиной аномалий II и III классов является только подвижная нижняя челюсть, а поэтому, казалось бы, вмешательство врача должно сводиться к воздействию только на нижнюю челюсть. Однако предложенная самим автором аппаратура для лечения как дистального, так и мезиального прикусов (межчелюстная тяга) изменяет положение первых моляров, как на верхней, так и на нижней челюстях.

5. Классификация Энгля не охватывает даже основных форм патологий артикуляции, а дает только указания на аномалии в сагиттальной плоскости, хотя в клинике мы встречаемся с комбинированными аномалиями, требующими комплексного лечения.

6. Классификация не учитывает механизма образования деформаций и связанных с ним функциональных отклонений. Классификация Энгля, таким образом, не отвечает современным требованиям клиники и терапии.

Полезные статьи:

Как выбрать коронки

Как выбрать коронки Капы – исправление прикуса без брекетов

Капы – исправление прикуса без брекетов

Классификация аномалий прикуса по Энглю. Недостатки классификации Энгля.

Читайте также: