Клыки в зубной системе всегда отсутствуют

Опубликовано: 29.04.2024

В составе класса млекопитающие насчитывается более 20 отрядов, в этой статье будут рассмотрены наиболее широко известные. По мере необходимости мы будем детализировать строение особей, относящихся к тому или иному отряду.

Добравшись до этой главы, вы завершили изучение животных. Я искренне поздравляю вас с этим достижением, но учтите, что интерес всегда должен подогреваться новыми фактами и интересной информацией, иначе изученный материал быстро забудется.

Сейчас вам остается только одно: получать истинное удовольствие, наблюдая многообразие живых существ, наших с вами сородичей из класса млекопитающие. Скорее приступим к этому процессу!

Лемур

Однопроходные (яйцекладущие, клоачные)

К этому отряду относятся утконос, ехидна и проехидна. Это наиболее примитивный отряд млекопитающих, представители которого имеют много общего с рептилиями: клоаку, несовершенную систему терморегуляции (большие колебания температуры тела). Как и пресмыкающиеся, однопроходные откладывают яйца.

Помимо этого, у них отсутствуют соски: млечные железы открываются прямо на поверхность кожи.

Отряд однопроходные, ехидна

Сумчатые

К этому отряду относятся: кенгуру, коала, сумчатый (тасманийский) дьявол. Плацента у них недоразвита из-за чего эмбриональный период сильно укорачивается и детеныши рождаются недоношенными.

После рождения детеныш находится в сумке, на внутренней стороне которой находятся соски.

Отряд сумчатые, коала

Насекомоядные

К этому отряду относятся: ежи, выхухоль. Данный отряд является самым примитивным и одним из самых древних среди плацентарных млекопитающих. Большие полушария головного мозга практически лишены извилин, хорошо развиты обонятельные доли, кончик мордочки вытянут в небольшой хоботок.

Отряд насекомоядные, еж

Рукокрылые

К отряду относятся: летучие мыши (вампиры, нетопыри, вечерницы) и крыланы. Способны к полету: их передние конечности видоизменены в крылья, фаланги четырех пальцев удлинённые, между ними натянута перепонка (кроме первого пальца, вооруженного крупным когтем). Грудина крыланов имеет небольшой киль.

Активны в основном ночью или в сумерки, ориентируются в пространстве с помощью эхолокации (хищники) или органов зрения и обоняния (фруктоядные летучие мыши).

Отряд рукокрылые, вечереница

Приматы

К отряду относятся: мартышки, гориллы, шимпанзе, орангутаны, павианы. В составе данного отряда есть и мы с вами - семейство людей, с одним единственными видом - человек разумный (Homo sapiens).

Морфологически и физиологически обезьяны очень сходны с человеком, их даже отправляли в космос в качестве эксперимента, до того как туда отправились люди. Пальцы снабжены ногтями (а не когтями). Имеют крупный головной мозг с извилинами и бороздами, поведение сложное. Млечные железы локализуются на груди.

Отряд приматы, мартышки

Мартышковые - самое многочисленное семейство отряда приматы. К ним относятся мартышки, макаки и павианы - они отлично лазают по деревьям и быстро бегают по земле, живут стадами.

Самые высокоразвитые - человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутан). У приматов первый палец противопоставлен остальным, что обеспечивает хватательную способность конечности. Питаются в основном растительностью.

Отряд приматы, шимпанзе

К приматам также относятся лемурообразные (лемуры): кошачий лемур, лори, индри, долгопят. Некоторые виды обитают исключительно на Мадагаскаре, сохранились до настоящего времени только благодаря изоляции острова: туда не смогли проникнуть приматы. Лемуры занимают промежуточное положение между насекомоядными и приматами.

Отряд лемуры, малый лори

Грызуны

К отряду относятся: белки, сурки, нутрии, дикобразы, крысы, мыши. У них очень хорошо развиты резцы: эти зубы растут в течение всей жизни, клыки отсутствуют. Имеют сильно развитую слепую кишку, выполняющую роль "бродильного чана" в связи с питанием грубой растительной пищей.

Поскольку резцы растут постоянно, грызуны должны часто что-то грызть для того, чтобы стачивать зубы. Между резцами и коренными зубами имеется промежуток - диастема (присмотритесь к фото снизу: вы не найдете других зубов ни слева, ни справа). Полушария головного мозга чаще всего гладкие, лишены извилин.

Грызуны отличаются высокой плодовитостью.

Отряд грызуны, крыса

Зайцеобразные

К отряду относятся: зайцы, кролики, пищухи. Характерно наличие 4 резцов на верхней челюсти, в отличие от грызунов, у которых только два резца. На месте клыков между резцами и коренными зубами расположена диастема.

Отряд зайцеобразные, кролик

Хищные

К хищным относятся: львы, кошки, гиены, мангусты, леопарды, собаки, волки, медведи, еноты. Основная их особенность заключается в строении зубной системы. Резцы слабо развиты, в противовес им хорошо развиваются острые большие конические клыки.

Клыки хищника

Характерно наличие "хищных зубов": четвертый верхний премоляр (предкоренной) и первый нижний моляр (коренной). Их расположение создает механизм, напоминающий ножницы, с помощью которого хищные животные могут отрывать куски плоти от жертвы.

Хищный зуб

Ластоногие

К отряду относятся: тюлени, моржи, морские котики, нерпы. Имеют обтекаемую форму тела для плавания. Передние и задние конечности видоизменены в ласты. Их мощный подкожно-жировой слой помогает адаптироваться к низким температурам, создавая термоизоляцию.

Вы только посмотрите, какое это прекрасное чудо природы! :)

Отряд ластоногие, нерпа

Китообразные

К отряду киты относятся усатые киты (синий, гренландский, финвал, горбач). На эмбриональном этапе происходит закладка зубов, однако они не развиваются. Их зубная система представлена "китовым усом" - роговым образованием, свешивающимся в пасть и образующим цедильный аппарат.

Во время плавания кит открывает пасть и все пищевые объекты, вплоть до планктона, попадают в нее. После закрытия пасти кит движением языка проталкивает содержимое пасти в глотку. Передние конечности китов видоизменены в ласты, задние подвергаются редукции.

Отряд китообразные, усатый кит

Парнокопытные

К отряду относятся: свиньи, быки, жирафы, бегемоты, антилопы, олени, овцы, козы. Отличительный признак отряда: развитие только двух пальцев на ноге. Некоторые (бегемоты, свиньи) имеют массивное, неуклюжее туловище, без рогов.

Отряд парнокопытные, антилопа

Подотряд мозоленогие относится к отряду парнокопытные. К мозоленогим принадлежат верблюды - крупные животные, приспособившиеся к жизни в пустынях, полупустынях и степях. Для них характерны когтевидные копытца, конечности двупалого типа служат для передвижения по сыпучим пескам.

Одно из хорошо известных приспособлений верблюдов к жизни в пустыне - горбы. Они защищают верблюдов от палящего солнца, служат ему своеобразной "крышей" на спине.

Отряд мозоленогие, верблюд

Непарнокопытные

К отряду относятся: лошади, носороги, тапиры, ослы. Отличительная особенность - развит только один палец. Шерстяной покров редуцирован или представлен короткими жесткими волосами. Клыки отсутствуют, зубная система неполная.

Отряд непарнокопытные, лошадь

Ярким доказательством эволюции является филогенетический ряд лошади - совокупность последовательно сменявших друг друга переходных форм. В конечном итоге лошадь обрела такое строение, которое имеет на настоящий момент времени.

Филогенетический ряд лошади был описан В.О. Ковалевским в 1873 году, он подтвержден множеством палеонтологических находок. Этот ряд отражает приспособление к меняющимся условиям внешней среды: около 25 млн. лет назад леса начали исчезать, появились степные просторы. Благодаря преобразованиям лошади смогли занять большие территории.

Филогенетический ряд лошади

Хоботные (слоны)

К отряду слонов относятся индийский и африканский слон. Отличаются наличием хобота - подвижного носового придатка, образованного в результате сращения верхней губы и носа. Хобот выполняет дыхательную, обонятельную, осязательную и хватательную функции.

Имеют отлично развитые резцы - бивни, четыре больших коренных (жевательных) зуба (по два на нижней и верхней челюстях).

Отряд хоботные, слоны

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Агенез зубов или гиподонтия – это одна из наиболее распространенных аномалий зубочелюстной системы человека, которая характеризуется изначальным отсутствием одного или более зубов. Такое состояние может возникать в ассоциации с определенным генетическим синдромом или же обособленно (несиндромально). Отсутствие одного или нескольких постоянных зубов без системной патологии является наиболее частым фенотипом гиподонтии.

Односторонний агенез клыка: клинический случай и обзор литературы

И внешние условия, и генетические факторы могут вызывать нарушение развитие зачатка зуба, хотя в основном гиподонтия возникает на основе генетического аспекта.

Недавние отчеты показали, что в европеоидной популяции частота развития гиподонтии постоянных зубов (за исключением третьих моляров) находится в районе 4,5-7,4%.

При синдромальной олигодонтии часто отсутствующими являются постоянные клыки. Врожденное отсутствие постоянных клыков у несиндромальных пациентов описывается единично при тяжелой гиподонтии и олигодонтии, в то время как изолированные случаи отсутствия постоянных верхних клыков достаточно редки. Предыдущие исследования выявили примерную частоту такой патологии – 0,07 и 0,13%.

Данный клинический случай демонстрирует одностороннее отсутствие постоянного верхнего клыка. Также осуществлен обзор литературы по частоте, этиологии и диагностики патологии.

Клинический случай

В октябре 2013 в клинику Hacettepe University для регулярного стоматологического осмотра обратилась 18-летняя женщина. Общее состояние здоровье было удовлетворительным, никаких системных патологий не выявлено. Внутриротовой осмотр определил I класс взаимоотношения по молярам, правильно расположенную центральную линию и несколько увеличенное вертикальное перекрытие. Между 22 и 23 находилась трема в 2 мм. Клинический осмотр полости рта выявил малый по размерам клык с признаками стирания с правой стороны, зуб был неподвижен (Фото 1). На дистальной поверхности зуба небольшое кариозное поражение. Для обнаружения постоянного клыка проведена пальпация переходной складки и небной поверхности альвеолярного отростка. Пальпация безрезультатна.

Фото 1: Внутриротовой вид верхней зубной дуги, показывающий маленький клык с признаками истирания


Выполнена ОПТГ для выявления локализации постоянного клыка и других возможных аномалий. Рентгенограмма показала, что зачаток постоянного клыка отсутствует, а в зубной дуге находится молочный клык с характерным коротким корнем, маленькой коронкой и тонкой эмалевой структурой. Молочный клык имел 1 степень резорбции корня, все зачатки третьих моляров также отсутствовали (Фото 2). По данным пациента удаления зубов не проводилось, травм в анамнезе не было. Семейный анамнез также без особенностей и схожих патологий. Других аномалий зубов не выявлено. Однако в зоне левого третьего моляра нижней челюсти на рентгенограмме обнаружена зона рентгеноконтрастности неправильной формы (Фото 2). Поражение диагностировано как остеосклероз на прицельном снимке (Фото 3).

Фото 2: ОПТГ, показывающая отсутствие правого постоянного клыка и всех третьих моляров. Молочный клык с признаками резорбции корня находится в зубной дуге. Обратите внимание на рентгеноконтрастный очаг в зоне левого третьего моляра нижней челюсти


Фото 3: Прицельный рентгеновский снимок замолярной зоны слева, показывающий область остеосклероза


Пациент отправлен на кафедру терапевтической стоматологии для лечения кариозного зуба.

Обсуждение

Многие исследования изучали расстройства развития и объясняли данные состояния анатомическими и эволюционными моделями. Согласно теории терминальной редукции Bolk, по причине филогенетической эволюции человеческого вида, сокращение дисатльных элементов зубной дуги встречается гораздо чаще, чем мезиально расположенные зубы: таким образом, наиболее часто отсутствуют вторые премоляры, верхние латеральные резцы и третьи моляры. В адаптации концепции Burler к человеческому прикусу, Dahlberg определил клык как ключевой зуб, который располагается сам по себе в определенном месте и обладает большой стабильностью, поэтому редко врожденно отсутствует.

Причины врожденного отсутствия зубов весьма различны. Тяжелые гиподонтии обычно ассоциированы с генетическими расстройствами, такими как синдром Witkop, эктодермальная дисплазия, синдром Rieger. Легкие и средние гиподонтии могут возникать по причине неправильной закладки зачатка, различных травм, синдрома Down и синдромов, связанных с расщелинами губы и неба.

Этиология агенеза зубов подвергается активным обсуждениям. Graber заявляет, что врожденное отсутствие зубов - наследуемый феномен и возможно передаются другим поколениям к аутосомно доминантный признак с неполной пенетрацией и различной экспрессией. Brook предложил мультифакториальную теорию гиподонтии с комбинацией полигенных и внешних влияний. Роль генетики была подтверждена, но существуют противоречия по предмету влияния окружающей среды в виду исследования на монозиготных близнецах: Markovic изучал случаи гиподонтии у близнецов и выявил одну пару, у которой одностороннее отсутствие клыка имело вид зеркального отображения, что говорило в первую очередь о генетической основе явления гиподонтии. Однако Kindlan продемонстрировал, что генетическое кодирование не является единственным контролирующим фактором в агенезе зубов у близнецов, так как выявил разницу в лицевых признаках и протяженности гиподонтии. Недавно предполагалось, что изолированная гиподонтия постоянных клыков связана с мутациями в WNT10A гене.

Отсутствие зачатка постоянного клыка встречается чаще у женщин и в основном затрагивание верхнюю челюсть слева. Статистические данные по агенезу верхних клыков разняться от исследования к исследованию. Harris и Clark выявили только два случая врожденного остуствия верхних клыков среду 600 чернокожих американских граждан (0,4%), в то время как они не смогли найти ни одного случая среди 1100 белого населения. Cho описал отсутствие зачатков постоянных клыков в 32 случаях из 69852 китайских детей. Fakuta Обнаружил только 42 случая с частотой 0,13% среди 35927 исследуемых. Davis также сообщил о пяти подобных случаях среди 1093 китайских детей (0,46%). В европейских исследованиях Fekonja сообщил об одном случае агенеза верхнего постоянного клыка среди 212 пациентов, которые проходили ортодонтическое лечение (2,1%), в то время как Rozsa выявил частоту встречаемости аномалии 0,27% в своем исследовании. Sisman продемонстрировал показатель 0,37% при анализе турецких пациентов ортодонтического отделения.

Ранее уже говорилось, что отсутствие одного клыка встречается чаще, чем множественный агенез клыков, и в основном данная аномалия сочетается с врожденным агенезом других зубов, микродонтией, задержанным развитие зубом и прорезыванием, сверхкомплектными зубами, одонтомома, тауродонтией и дополнительными бугорками зубов. В нашем клиническом случае дополнительных аномалий зубочелюстной системы не выявлено.

Если клинически постоянные клыки в полости рта не обнаруживаются, следует учитывать и некоторые другие состояния. Например при безрезультатной пальпации с щечной стороны у ребенка 11 лет, возможно предполагать эктопичное прорезывание или импакцию зуба. Заболевания костей, кисты, опухоли могут вызывать эктопичное прорезывание и задержку этого процесса. В качестве редкой ситуации возможна транспозиция с первыми премолярами или латеральными резцами. Миграция верхнего клыка за среднюю линию известно как трансмиграция – нечастая аномалия, которая возможно при отсутствии клыка в полости рта при осмотре. Ранняя диагностика агенеза постоянного клыка помогает провести своевременную реабилитацию, сократить время лечения, сложность и избежать осложнений. Таким образом, отсутствии клыка в полости рта при клиническом осмотре необходимо провести рентгенологическое исследования для уточнения состояния и выявления сопутствующих аномалий.

Врожденное отсутствие верхних постоянных клыков требует специфического плана лечения. Многие факторы должны быть учтены: состояние молочных зубов, окклюзия пациента (скученность или тремы, смещение средней линии), тип лицевого роста и предпочтения самого пациента. Лечение может включать удаление молочных зубов для ускорения спонтанного или ортодонтического закрытия места или ретенция временных зубов до окончания роста с целью сохранения альвеолярной кости и благоприятной ситуации для постановки имплантата без костного графтинга.

В данном клиническом случае основной целью было сохранить временный клык. Решено наблюдать пациента, так как резорбция корня зуба уже началась. В ближайшем будущем девушке понадобится ортопедическая реабилитация.

Авторы: Nagihan Koc, L. Berna CaLJrankaya, Nursel Akkaya

Время чтения: 5 минут

В возрасте примерно с 5–6 до 12 лет постепенно сменяются все молочные зубы. После завершения процесса смены их должно быть ровно 28 (так как «восьмерки» прорезываются намного позже). Но случается, что на месте некоторых молочных зубов так и не вырастают постоянные. Почему так получается и как врач-стоматолог может отыскать недостающие зубы?

Ретинированные зубы

Ретинированные зубы: их сначала нужно найти…

Сменный прикус: во всем должен быть порядок

Молочные зубы выпадают в строго определенном порядке: сначала передние нижние резцы, затем верхние, потом «двойки» и так далее. В идеале на месте каждого выпавшего зуба сразу начинает прорезываться постоянный. Но порядок может быть нарушен по нескольким причинам:

  • Если молочный прикус уже был сформирован неправильно.

Асимметричный либо открытый прикус, микрогнатия (суженная нижняя челюсть) – это серьезные нарушения прикуса, и они могут препятствовать правильному вырастанию постоянных зубов.

  • Отставание в физическом развитии.

Зубы могут начать меняться позже положенного возраста из-за того, что у ребенка какие-то серьезные хронические заболевания, отражающиеся на общем состоянии здоровья.

Если на месте выпавшего молочного зуба не вырастает постоянный, соседние зубы могут сдвигаться, усугубляя неправильность смыкания. Те зубы, которым положено вырастать позже, могут не прорезаться из-за нехватки места.

В норме к завершению формирования постоянного прикуса зубов должно быть 28 (32 – только вместе с «восьмерками»). Если их меньше 28, но удаления зубов не было, то это повод обратиться к врачу.

Как проводят обследование?

После осмотра врач, как правило, назначает КТ-снимок. Такой вид исследования безопасен, доза облучения при нем гораздо ниже, чем при обычном рентгене, поэтому КТ широко применяют в стоматологии. На снимке можно увидеть, что зуба вообще нет либо что он в зачаточном состоянии (внутри кости челюсти).

Ретинированные зубы на снимке

Ретинированные зубы на снимке (верхние клыки)

Адентия

Это полное отсутствие постоянного зуба. Чаще всего адентия бывает частичной (нет одного зуба или двух зубов симметрично, с обеих сторон).

Закладка зубов происходит во внутриутробном периоде. Поэтому адентия – врожденное явление. Склонность к частичной адентии может передаваться по наследству, но в некоторых случаях отсутствие зачатков зубов – это результат какого-либо воздействия, перенесенного матерью при беременности на раннем сроке (это может быть болезнь с повышением температуры, прием каких-либо лекарств).

Адентия

Адентия: боковых резцов нет, их место занимают клыки

Как восстанавливают зубы в этом случае?

Частичная адентия может не доставлять человеку неудобств, так как зубы всегда стремятся к смыканию. То есть если не хватает «двойки», то первый и третий зуб просто сомкнутся, а зубной ряд окажется немного более узким, чем должен быть. При этом зубы могут быть ровными. Косметический недостаток состоит в том, что на месте второго зуба оказывается клык, который выглядит более острым. Также имеющиеся зубы должны брать на себя дополнительную нагрузку при жевании, что может вызвать проблемы в будущем.

Оптимальный вариант – это комплексное лечение. Сначала – у ортодонта, где с помощью брекет-системы выравниваются зубные ряды, а для недостающих зубов подготавливается пространство.

 Брекеты при адентии

Брекеты при адентии: формирование места для имплантов

После этого проводят имплантацию. Такое лечение – долгий процесс, требующий участия не одного, а нескольких специалистов. Но зато и результат будет отличным: ровные, симметричные, правильно смыкающиеся зубные ряды и восстановленный, выглядящий полностью натурально зуб (или зубы). Имплант, замещающий корень зуба, будет поддерживать ткань десны, сохраняя ее от резорбции (истончения). И с эстетической, и с функциональной точек зрения зубы будут идеальными.

Редкий случай – полная адентия, когда после выпадения молочных зубов не прорезывается ни одного зуба. Такую адентию также можно диагностировать с помощью КТ-снимка. В этом случае единственный вариант – это протезирование всех зубов. Нет необходимости устанавливать 20 и более имплантов – благодаря технологии «Все на 4» такое лечение проводится достаточно быстро и просто.

Ретинированные зубы

Коренные зубы есть в зачаточном состоянии, но часть из них не может прорезаться из-за неправильного расположения в кости или из-за нехватки места в ряду.

Обычное явление – ретинированные «восьмерки». Другой вариант – непрорезавшиеся верхние клыки. Они отсутствуют либо симметрично (слева и справа), либо только с одной стороны.

Ретинированные зубы – это не только эстетический недостаток. Они могут также быть причиной периодической головной боли. А также, если находятся в верхней челюсти, т. е. близко к гайморовым пазухам, провоцировать гаймориты, хронический насморк. В будущем при потере части зубов ретинированные зубы могут стать препятствием для имплантации.

Как проводится лечение?

Сначала врач-ортодонт определяет наличие и расположение зубов (с помощью снимка), а затем сопоставляет эти данные с тем, какие нарушения прикуса есть у пациента.

Как правило, если есть ретинированные клыки, то и прикус неправильный.

Дальше врач планирует лечение с помощью брекет-системы. Постепенно система будет приводить зубы к правильному положению – тогда появится место для ретинированных зубов. Такие зубы обладают способностью прорезываться даже во взрослом возрасте, если появляется место для них. Как только брекеты расширят зубной ряд, недостающий зуб начнет двигаться из челюстной кости к десне. Обычно нужно дождаться, когда прорежется небольшая часть коронки зуба, – после этого на нее устанавливают кнопку. Кнопка с помощью эластичной тяги или цепочки крепится к другим брекетам и «вытягивает» зуб.

Брекеты на ретинированный зуб

Вытягивание ретинированного зуба из десны

Когда видимая часть зуба станет больше, на него устанавливают брекет. Дальше происходит процесс перемещения зуба на его место в ряду с помощью дуги.

Взрослые люди во время такого лечения испытывают те же симптомы, что и малыши при прорезывании первых зубов: ноющую боль или ощущение зуда в десне. Эти симптомы быстро проходят, когда зуб прорезывается, а облегчить процесс можно обычными обезболивающими препаратами. В это время пациентам рекомендуют диету, богатую витаминами и минералами. Особенно важен кальций – он способствует быстрому вырастанию зуба и укреплению его эмали.

Комплексное лечение (у врача-ортодонта и при необходимости у имплантолога) помогает добиться отличного результата. Вы будете ежедневно получать удовольствие от своей красивой улыбки и знать, что и в будущем при необходимости любое лечение пройдет легко, так как основные недостатки прикуса уже устранены. Это отличная инвестиция в свое здоровье.

А пройти все нужное лечение, не откладывая его надолго, вам поможет наша программа рассрочки. В клинике «Super Смайл» вы можете начать лечение сразу после заключения договора, а оплачивать его потом – частями по удобному вам графику и без переплаты. Просто позвоните нам по телефону +7 (812) 575-56-01 и запишитесь на прием.

Часть 1

На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.

  1. Ткань, образующая лубяные волокна, – это:
    • а) колленхима;
    • б) склеренхима;
    • в) ксилема;
    • г) склереиды.
  2. К двудомным растениям относится:
    • а) примула;
    • б) шиповник;
    • в) тыква;
    • г) облепиха.
  3. Боковые корни возникают благодаря активности:
    • а) конуса нарастания;
    • б) боковой меристемы;
    • в) феллогена;
    • г) перицикла.
  4. Жгутики отсутствуют у мужских половых клеток:
    • а) маршанции;
    • б) кувшинки;
    • в) ламинарии;
    • г) улотрикса.
  5. Какой цветок имеет только одну плоскость симметрии?
    • а) актиноморфный;
    • б) асимметричный;
    • в) зигоморфный;
    • г) гермафродитный.
  6. Определить стебельную часть цветка как видоизменённого побега:
    • а) цветоложе;
    • б) пестик;
    • в) лепестки;
    • г) тычинки.
  7. Совокупность тычинок цветка называется:
    • а) завязь;
    • б) андроцей;
    • в) околоцветник;
    • г) гинецей.
  8. Пересадка молодых растений с удалением кончика корня называется:
    • а) пасынкование;
    • б) прививка;
    • в) черенкование;
    • г) пикировка.
  9. Плод ягода имеется у:
    • а) картофеля;
    • б) земляники;
    • в) малины;
    • г) персика.
  10. Для какого из паразитических червей человек не является окончательным хозяином?
    • а) бычий цепень;
    • б) аскарида;
    • в) свиной цепень;
    • г) эхинококк.
  11. Какой из перечисленных организмов проявляет положительный фототаксис?
    • а) хлорелла;
    • б) малярийный плазмодий;
    • в) эвглена;
    • г) амёба протей.
  12. К насекомым с полным превращением относятся:
    • а) перепончатокрылые, двукрылые;
    • б) равнокрылые, чешуекрылые;
    • в) жёсткокрылые, полужёсткокрылые;
    • г) тараканы, стрекозы.
  13. Имеется ли полость тела у круглых червей?
    • а) да, первичная полость тела;
    • б) да, вторичная полость тела;
    • в) да, смешанная полость тела;
    • г) нет, не имеется.
  14. Малярию вызывают:
    • а) плазмодии;
    • б) трипаносомы;
    • в) амёбы;
    • г) инфузории.
  15. Кишечник отсутствует у:
    • а) печёночного сосальщика;
    • б) аскариды;
    • в) острицы;
    • г) широкого лентеца.
  1. Сложный многокамерный желудок имеется у:
    • а) лошади Пржевальского;
    • б) северного оленя;
    • в) кабана;
    • г) зебры.
  2. Хорда отсутствует в скелете:
    • а) ланцетника;
    • б) акулы;
    • в) тритона;
    • г) севрюги.
  3. В водной среде (без выхода на сушу) не могут размножаться представители класса:
    • а) пресмыкающихся;
    • б) птиц;
    • в) млекопитающих;
    • г) насекомых.
  4. Наибольшее видовое многообразие наблюдается:
    • а) в хвойном лесу;
    • б) в степи;
    • в) на коралловых рифах;
    • г) в экваториальных областях открытого океана.
  5. Из лёгких обогащённая кислородом кровь поступает в:
    • а) правый желудочек;
    • б) левый желудочек;
    • в) левое предсердие;
    • г) правое предсердие.
  6. Печень не участвует в:
    • а) пищеварении;
    • б) регуляции уровня глюкозы в крови;
    • в) образовании пищеварительных ферментов;
    • г) образовании белков крови.
  7. При выполнении интенсивных спортивных упражнений ударный объём сердца:
    • а) изменяется в несколько раз;
    • б) остаётся неизменным;
    • в) незначительно изменяется;
    • г) изменяется на десятки процентов.
  8. Главной функцией почек является:
    • а) выведение воды из организма;
    • б) выведение мочевины;
    • в) поддержание постоянства жидкой среды организма;
    • г) фильтрация плазмы крови.
  9. В крови больше всего:
    • а) тромбоцитов;
    • б) эритроцитов;
    • в) лейкоцитов;
    • г) лимфоцитов.
  10. «Центр голода» расположен в:
    • а) лобных долях коры головного мозга;
    • б) продолговатом мозге;
    • в) гипофизе;
    • г) гипоталамусе.

Часть 2

  1. Грибы по способу питания могут быть:
    • а) хищниками;
    • б) паразитами;
    • в) сапротрофами;
    • г) хемоавтотрофами;
    • д) фотоавтотрофами.
  2. Какие компоненты относятся к вторичной покровной ткани?
    • а) устьичные аппараты;
    • б) кутикула;
    • в) пробка;
    • г) чечевички;
    • д) эпидермис.
  3. Какие компоненты присущи только растительной клетке?
    • а) микросомы;
    • б) митохондрии;
    • в) пластиды;
    • г) центральная вакуоль;
    • д) диктиосомы.
  4. Пестик образован одним плодолистиком у:
    • а) гороха;
    • б) капусты;
    • в) земляники;
    • г) вишни;
    • д) томата.
  5. Масличные культуры семейства Бобовые:
    • а) арахис;
    • б) подсолнечник;
    • в) лён;
    • г) соя;
    • д) конопля.
  6. Из названных животных являются первичноводными:
    • а) ихтиозавр;
    • б) гребнистый тритон;
    • в) китайский аллигатор;
    • г) серый дельфин;
    • д) морская черепаха бисса.
  7. Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:
    • а) грызунов;
    • б) хоботных;
    • в) парнокопытных;
    • г) зайцеобразных;
    • д) непарнокопытных.
  8. Белком плазмы крови является:
    • а) альбумин;
    • б) гемоглобин;
    • в) миозин;
    • г) гамма-глобулин;
    • д) ацетилхолин.
  9. Клетками крови являются:
    • а) лейкоциты;
    • б) эритроциты;
    • в) дендритные клетки;
    • г) клетки-убийцы;
    • д) тромбоциты.
  10. Какие из перечисленных клеток относятся к пищеварительной системе?
    • а) эпителиальные клетки;
    • б) тучные клетки;
    • в) бета-клетки поджелудочной железы;
    • г) гладкомышечные клетки;
    • д) секреторные клетки.

Часть 3

  1. Эндоспоры являются способом размножения бацилл.
  2. В состав некоторых лишайников могут входить прокариотические клетки.
  3. В результате употребления пищи, поражённой плесневыми грибами, могут развиться раковые опухоли.
  4. Плодовые тела белого гриба состоят из нескольких видов тканей.
  5. У садовой земляники в пищу употребляется разросшееся цветоложе.
  6. У берёзы весной перемещение органических веществ из корней к точкам роста происходит в основном по флоэме.
  7. Младших птенцов в гнезде волнистые попугаи кормят чаще, и они в процессе развития догоняют старших.
  8. В состав головного мозга рыб и земноводных входят одинаковые отделы, но они развиты в разной степени.
  9. Сократительные вакуоли имеются и у морских, и у пресноводных инфузорий, но выполняют разные функции.
  10. Большинство видов нематод ведут паразитический образ жизни.
  11. Для всех моллюсков характерно наличие развитой мантийной полости.
  12. В отличие от большинства млекопитающих, для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
  13. Суставные губы придают суставу большую прочность, но уменьшают размах движений.
  14. У взрослых людей длина тонких кишок относительно больше, чем в раннем детском возрасте.
  15. В желудке человека вырабатываются ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы.

Часть 4

Заполните матрицы в соответствии с требованиями заданий.

1. Какие из перечисленных отделов головного мозга обозначены на рисунке цифрами 1–6?

А – продолговатый мозг; Б – средний мозг; В – промежуточный мозг; Г – мост; Д – мозжечок; Е – кора больших полушарий.

Отделы головного мозга

2. На рисунке показан поперечный срез осевого органа растения.

схема зуба

  • Время чтения статьи: 1 минута
Часто в кабинете стоматолога можно услышать фразу наподобие: "Так, верхнюю двойку вылечим, тройку не трогаем, а вот 35 зуб придется удалить". Возможно, вы и сами, обращаясь на прием, заявляете, что у вас болит "четверка", зная, что это за зуб. Но очень многих пациентов подобные выражения ввергают в полное недоумение. Какой 35 зуб, их же вроде 32? Какая такая двойка? Чтобы не теряться в кресле врача и понимать, о чем идет речь, не требуется изучать горы литературы. Достаточно один раз разобраться, что откуда вытекает, тем более, что это очень интересно. Стоматологи, как и представители любой другой медицинской специальности, имеют свой профессиональный язык. Единые стандарты нужны, чтобы оформлять карту пациента без путаницы, чтобы любой другой доктор понять особенности строения полости рта и продолжить лечение.

Строение челюсти человека: зубы и их формула

Называя одну цифру в отношение любого зуба, врач-стоматолог имеет ввиду его анатомо-функциональную принадлежность. Если условно разделить зубной ряд на две половинки и начать отсчет от первого резца, то получится по 8 зубов в каждую сторону (сверху и снизу). Первый резец - это единичка. Второй, соответственно, двойка. И так до последнего моляра, который зовется восьмеркой. Если врач говорит - нижняя семерка слева, значит, речь идет о нижнем левом втором коренном зубе. Как видите, все очень просто!

Это можно выразить схематично следующим образом (постоянные зубы):

схема постоянных зубов

У молочных зубов все то же самое, только зубы обозначаются римскими цифрами (премоляров во временном прикусе нет):

схема молочных зубов

Что касается двузначных обозначений, они были придуманы для того, чтобы упростить письменные записи истории болезни. Вышеописанная сохраняется, но перед числом появляется цифра, обозначающая, на какой челюсти и с какой стороны находится зуб. Условно полость рта делится на сегменты - верхний правый (цифра 1), верхний левый (цифры 2), нижний левый (цифра 3), нижний правый (цифра 4). Как вы заметили, отчет ведется, начиная сверху справа и по часовой стрелке. Сначала пишется сегмент, а затем номер зуба. Например, третий клык сверху справа будет обозначаться как 13 зуб. Нижний резец слева - 32 зуб. У детей сегменты обозначаются цифрами с 5 по 8, чтобы не путать молочный прикус с постоянным. Возьмем тот же третий клык справа. У ребенка он будет обозначаться как 53 зуб. И так дальше по аналогии. Главное, всегда начинайте отчет с правой стороны сверху, тогда не запутаетесь. Это вам не улитки, у которых 25 тыс. зубов! Представляете себе их зубные формулы?

Анатомическое строение зуба

С порядком расположения зубов мы разобрались. Дальше - интереснее! Ведь зуб - это уникальный орган, задуманный природой для осуществления очень важных функций, в первую очередь, жевания. Чтобы прочно удерживаться в кости челюсти, нужен корень. Самый длинный корень - у клыка. Зубы могут быть однокорневыми и многокорневыми. Строение верхних зубов (моляров) несколько сложнее, чем у нижних, так как у них 3 корня. Особенно много вариаций числа и вида корней у "зубов мудрости". А вот видимую часть зуба, выступающую над десной, называют коронкой. Она имеет разную форму у резцов, клыков и моляров, чтобы выполнять функции откусывания, размельчения или пережевывания пищи. Границей между коронкой и корнем служит шейка зуба. Ее обычно не видно, но она может оголяться при некоторых заболеваниях (пародонтозе и т.д.). Рентгенограмма является своеобразным фото строения зуба и даст вам понятие о том, каково положение дел в полости рта.

Гистологическое строение зуба

Особая твердость зубов обусловлена их строением. Снаружи коронка покрыта эмалью, основу которой составляют кристаллы гидроксиапатита. На 96% эмаль состоит из неорганических веществ, поэтому она такая твердая (что, впрочем, не говорит о том, что на зубах можно ставить эксперименты, испытывая их на прочность). А вот у дентина, который находится под эмалью, содержание неорганических веществ намного меньше - около 70%. Он мягче, поэтому и разрушается при кариесе сильнее, чем эмаль. Внутри зуба находится полость, заполненная сосудисто-нервным пучком, или пульпой. Весь богатый спектр болевых ощущений при углублении кариозного процесса связан именно с ней. В пульпе кроме нервных волокон расположено еще и большое число кровеносных сосудов, через которые инфекция из пораженного зуба распространяется по организму. Вот почему так опасно оставлять не леченными стоматологические болезни.

Строение молочных зубов

Временный прикус отличается от постоянного не только числом зубов (во временном их 20). Молочные зубы имеют голубоватый отлив коронки, которая к тому же намного шире, чем корень. Минерализация эмали у ребенка меньше, поэтому кариес поражает их очень быстро, да и пульпа занимает больше места по сравнению с постоянными зубами. Каналы у молочных зубов шире, легче проходимы для инструментальной обработки, а сами корни имеют закругленную форму. Особенности строения молочных зубов обусловливают их быстрое разрушение в случае проникновения инфекции внутрь и очень сильные боли у ребенка, поэтому в детском возрасте навещайте стоматолога своевременно.

Знание особенностей строения зубов поможет вам быстрее найти общий язык со стоматологом и увереннее чувствовать себя при обсуждении вопросов лечения. Вы сможете лучше ориентироваться в производимых врачом манипуляциях и уточнять все интересующие вас моменты с пониманием сути происходящего.

Читайте также: