Кончик языка упирается в нижние резцы боковые края языка примыкают к коренным зубам

Опубликовано: 23.04.2024

С. И. Сивовол , г. Харьков

Речь — одна из главных функций жевательной системы. Она возникает и развивается у людей в процессе их общения между собой на основе унаследованных и приобретенных ими анатомических и физиологических особенностей [1]. В качестве органов, непосредственно продуцирующих речь, в основном используются органы дыхания и жевания. Кроме органов дыхания, голосовой аппарат включает в себя вибраторы (голосовые связки), резонаторы (гортань, полость рта и носа) и артикуляторы, наиболее важные из которых: язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое небо образуют из звуков слоги и слова.

Необходимо согласиться, что до последнего времени стоматологи-ортопеды и специалисты по эстетическим реставрациям зубов не придавали должного значения фонетическому фактору. Хотя еще в 1939 году Knobel H. на большом материале (830 наблюдений) показал, что в возникновении дефектов произношения свистящих и шипящих звуков существенную роль играют аномалии прикуса и расположения зубов. Это невнимание, видимо, обусловлено тем, что, во-первых, слегка нарушенная речь у большинства пациентов после рационального протезирования или эстетической реставрации нормализуется в сроки от 1 недели до 1 месяца благодаря большим адаптационным возможностям зубочелюстной системы и органов полости рта. А во-вторых, небольшие нарушения речи или неправильное произношение отдельных звуков — фонем — врачи часто не замечают, т. к. они слабо проявляются при обычном разговоре [2]. Но эти дефекты становятся отчетливо заметными при так называемом полном стиле произношения, громком выразительном разговоре и т. д.

Повысить эффективность ортопедических конструкций и эстетических реставраций в фонетическом плане возможно лишь при условии их конструирования с учетом закономерностей артикуляции. Поэтому на ее особенностях при произношении некоторых фонем остановимся подробней.

Артикуляция при звуках Т, Д

Для произношения фонемы «Т» характерно отдергивание нижней челюсти одновременно со взрывом язычно-небного затвора, производящего звук Т [3]. Расстояние между верхними и нижними резцами — до 5 мм. Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов и образует прочный затвор при произношении фонемы Т и менее прочный при произношении фонемы Д. При этом боковые края языка прижаты к жевательным зубам.

Искажение звуков Т и Д может происходить за счет уменьшения объема собственно полости рта вследствие небного (язычного) смещения искусственных коронок или зубов, восстанавливающих моляры. Невнятное произношение фонем Т и Д имеет место, когда язык попадает между верхними и нижними резцами.

Артикуляция при звуках Ф, В

Основой при произношении этих губно-зубных фонем является расположение нижней губы и четырех верхних резцов. Нижняя губа зоной Клейна прижата к режущим краям верхних резцов. Верхняя губа слегка приподнята или выдвинута вперед в зависимости от последующего гласного звука.

Искажению фонем Ф и В способствуют грубые органические изменения нижней губы, а также некорректная по размерам и положению моделировка верхних резцов.

Артикуляция при звуках Ш, Ж

Шипящие Ш и Ж относятся к группе язычно-передненебных звуков. Для фонемы Ш характерна следующая артикуляция. Губы несколько выпячены вперед, между ними, а также между верхними и нижними зубами, определяется минимальное расстояние. Между твердым небом и языком образуется щель, боковые края языка смыкаются с верхними жевательными зубами, а расширенный кончик языка приподнят, но с твердым небом не соприкасается. Для звука Ж характерна такая же артикуляция, но язык поднят более высоко по направлению к твердому небу.

Искажению шипящих звуков Ш и Ж способствует значительное снижение высоты прикуса, утолщение базиса пластинчатого протеза на верхней челюсти, некорректное изготовление дуги бюгельного протеза для верхней челюсти (значительное утолщение или расширение дуги, увеличение пространства между ней и твердым небом более 0,7–0,8 мм).

Артикуляция при звуках К, Г

Произношение этих фонем происходит с участием заднего небно-язычного затвора. Нижняя челюсть слегка опущена, губы пассивны, кончик языка упирается в альвеолярный отросток в области нижних резцов, боковые края языка прилегают к верхним жевательным зубам, спинка языка сильно выгнута и своей задней частью смыкается с твердым небом у границы перехода его в мягкое [3]. Разрыв заднеязычно-небного затвора образует звук К. Если же к описанному укладу подключается вибрация голосовых связок, то образуется звук Г.

Недостатки звуков К и Г наблюдаются при утолщении ортопедических конструкций в области линии «А» и премоляров верхней челюсти.

Артикуляция при звуках С, З

Фонемы С и З относятся к группе язычно-зубных звуков. При произношении этих фонем верхние и нижние резцы сближены приблизительно на 1–1,5 мм и расположены или в одной фронтальной плоскости, или же нижние резцы находятся чуть лингвальнее. Язык в средней своей части приподнят, расширен. Кончик языка упирается в нижние резцы, а боковые его края прилегают к небным поверхностям верхних боковых зубов. Посредине спинки языка образуется продольный V-образный желобок. Струя воздуха, проходя по последнему, образует выраженный свистящий звук. Образование звука З отличается от артикуляционного уклада звука С незначительным поднятием спинки языка к твердому небу и вибрацией голосовых связок. Четкость и чистота фонем С и З зависит от ширины речевого промежутка — щели между верхними и нижними резцами при произношении этих звуков. Если щель сделать несколько шире, то согласный звук С получится менее отчетливым, со свистящим шумом.

Нарушение четкости фонем С и З обусловлено несколькими причинами. Губно-зубной сигматизм — нарушение правильного произношения свистящих звуков — характеризуется тем, что язык устанавливается на звук С, нижняя губа подтягивается к верхним резцам, «деформируя» речевой промежуток.

При межзубном сигматизме язык помещается между верхними и нижними резцами и вместо свистящего оттенка акустически формируется шепелявость.

Для призубного сигматизма характерно, что кончик языка, упираясь в верхние резцы, закрывает выход струи воздуха.

Из приведенного описания механизма образования звуков видно, насколько специфично при этом значение постановки зубов и артикуляции других органов жевательной системы. Однако следует признать, что эта специфичность и зависимость изучены недостаточно.

  1. Сивовол С. И. Клинические аспекты пародонтологии.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Триада, X., 2001.— 168 с.
  2. Калинина Н. В., Загорский В. А. Протезирование при полной потере зубов.— М.: Медицина, 1990.— 224 с.
  3. Омельченко Н. А. Косноязычие и его связь с аномалиями зубочелюстной системы и слухом.— М: Медгиз, 1961.— 120 с.

Якшина Татьяна Евгеньевна

Данный материал поможет в работе учителям и воспитателям школ 1, 2 вида по формированию произношенияя учащихся.

ВложениеРазмер
приемы беглого исправления произношения глухих и слабослышащих учащихся 31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Излучинская специальная ( коррекционная )

школа - интернат I, II вида

Методические рекомендации по теме :

Беглое устранение дефектов речи у учащихся

учитель - дефектолог Якшина Т . Е .

Методическое объединение учителей

индивидуальной слуховой работы

2011 – 2012 уч . год

Губы расслаблены, язык в спокойном состоянии, расстояние между зубами большое,

Есть голос, чувствуем вибрацию груди. Чувствуем струю тёплого воздуха.

Губы в первый момент сжимаются, и воздух, поступающий из легких в полость глотки и рта, сжимается. Затем губная смычка взрывается изо рта наружу. Положение языка зависит от следующего звука. Если звук п стоит в конце слова, то язык остается пассивным. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации.

Следить за тем, чтобы звук б произносился вполне отчетливо (даже с некоторой задержкой) и с легким раздуванием щек.

Верхняя губа слегка лабиализована,

Нижняя слегка прижимается боковыми

краями к верхним

клыкам, но с верхними резцами не соприкасается, расстояние небольшое.

Язык в свободном

поднята, прижата к задней стенке глотки.

Голосовые складки сомкнуты, вибрируют.

На руке, понесенной ко рту (несколько выше уровня рта), можно осязать сильную холодную струю воздуха, направленную косо вверх.

В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации.

Положение губ и расстояние между верхними и нижними резцами зависит от следующего звука. Кончик языка внизу, спинка в первый момент смыкается с небом; место смычки зависит от следующего звука. (при га – примерно на границе между твердым и мягким небом, при ги – впереди от этой границы). В следующий момент смычка взрывается. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации.

Приложив руку ученика к своей гортани, учитель произносит слово нога , слог га и обращает его внимание на вибрацию гортани при звуке г . этот звук воспроизводится учителем намеренно с некоторой задержкой.

Губы разомкнуты и принимают положение, зависящее от следующего звука. Верхние и нижние резцы сближены. Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним корневым зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации.

Приложив руку ученика к своей гортани, учитель произносит слово вода , слог да и обращает его внимание на вибрацию гортани при звуке д . этот звук воспроизводится учителем намеренно с некоторой задержкой.

Присоединить к звуку э кратко произносимый звук и .

Ребенок может увидеть положение артикуляционных органов, используя остатки слуха – услышать, почувствовать вибрацию гортани и характер воздушной струи.

Присоединить к звуку о кратко произносимый звук и .

согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый.

- язык широкий находится в верхней части ротовой полости. Передняя часть загибается в виде «ковша»(чашечки) и находится в свободном положении. Кончик языка образует щель с твердым небом. Края языка прижимаются к верхним коренным зубам.

- воздушная струя теплая

- мягкое небо поднято

- голосовые связки сомкнуты, вибрируют.

Можно ощущать на руке обильный теплый выдох

Ученик контролирует себя прикосновением одной руки к гортани и поднесением другой ко рту.

Согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый;

- кончик языка упирается в нижние резцы, спинка умеренно выгнута, боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, посредине языка образуется желобок, через который проходит холодная струя выдыхаемого воздуха.

- мягкое небо поднято

- голосовые связки] сомкнуты и вибрируют

Можно осязать рукой холодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз. В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации.

Ученик контролирует себя прикосновением одной руки к гортани и поднесением другой ко рту.

Губы сильно растянуты, расстояние между зубами маленькое.

Кончик языка упирается в зубы. Язык напряжен.

Есть голос. Чувствуем вибрацию гортани. Чувствуем вибрацию темени. Язык напряжен.

Кончик языка касается нижних зубов, а спинка более напряжена и поднята еще выше и ближе к передней части твердого нёба, чем при х . Голосовые связки вибрируют, мягкое нёбо поднято.

Положение губ и расстояние между верхними и нижними резцами зависит от следующего звука. Кончик языка внизу, спинка в первый момент смыкается с небом; место смычки зависит от следующего звука. (при ка – примерно на границе между твердым и мягким небом, при ки – впереди от этой границы). В следующий момент смычка взрывается. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

Отсутствие воздуха дети могут уловить прикасаясь рукой к гортани.

положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 2-4 мм, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена, задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка опущены, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос. При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

С помощью осязания воспринимаются вибрация гортани и слабый выдох изо рта.

Губы сомкнуты без напряжения и размыкаются без взрыва. При переходе к следующему гласному происходит плавное размыкание; в конце слога (слова) размыкание может и не быть. Положение языка зависит от следующего звука. Мягкое небо опущено, выдыхаемый воздух проходит в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Дать почувствовать вибрацию крыльев носа. Для этого следует приложить палец ученика к крылу носа.

Положение губ зависит от следующего за н гласного. Передний край языка в слогах на, но, ну, ны и в обратных слогах прижат к верхним резцам. При переходе к следующему звуку происходит не взрыв смычки, а размыкание; в обратных слогах размыкания может и не быть.

В слогах не, ни смычка образуется прижатой к альвеолам передней частью спинки языка, благодаря чему звук смягчается; кончик языка при этом находится либо наверху, либо внизу, за нижними резцами. Мягкое небо опущено, и воздух проходит через нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют .

Ребенок прикладывает палец одной руки к крылу носа учителя, а палец другой руки – к своему носу.

Губы вытянуты, язык немного оттянут. Расстояние между зубами меньше, чем при произнесении звука а .

Есть голос, чувствуем вибрацию гортани. Чувствуем струю воздуха менее теплую, чем при произнесении звука а.

Губы в первый момент сжимаются, и воздух, поступающий из легких в полость глотки и рта, сжимается. Затем губная смычка взрывается изо рта наружу. Положение языка зависит от следующего звука. Если звук п стоит в конце слова, то язык остается пассивным. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

Отсутствие воздуха дети могут уловить, прикасаясь рукой к гортани.

положение губ нейтральное,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

спинка языка опущена,

задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит посередине,

голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука

“Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

На поднесенной ко рту руке можно ощущать толчкообразное движение выдыхаемого воздуха; приложенной к гортани рукой можно воспринимать вибрацию, обусловленную работой голосовых складок.

[С]: согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый;

- кончик языка упирается в нижние резцы, спинка умеренно выгнута, боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, посредине языка образуется желобок, через который проходит холодная струя выдыхаемого воздуха.

- мягкое небо поднято

- голосовые связки разомкнуты,

Можно осязать рукой холодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз.

Губы разомкнуты и принимают положение, зависящее от следующего звука. Верхние и нижние резцы сближены. Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним корневым зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

Отсутствие воздуха дети могут уловить прикасаясь рукой к гортани.

Губы сильно вытянуты (больше, чем при произнесении звука о).

Расстояние между зубами меньше, чем при произнесении звука о.

Есть голос, чувствуем вибрацию груди.

Чувствуем струю холодного воздуха.

Верхняя губа слегка лабиализована,

Нижняя слегка прижимается боковыми

краями к верхним

клыкам, но с верхними резцами не соприкасается, расстояние небольшое.

Язык в свободном

поднята, прижата к задней стенке глотки.

Голосовые складки разомкнуты.

На руке, понесенной ко рту (несколько выше уровня рта), можно осязать сильную холодную струю воздуха, направленную косо вверх.

В момент произнесения звука, обратить внимание на отсутствие вибрации.

Губы в свободном положении, расстояние небольшое.

Язык активен: кончик языка сильно оттянут вглубь ротовой полости (на 2 фаланги указательного пальца); спинка языка высоко поднята, только приближается к задней части твердого неба.

Небная занавеска поднята, прижата к задней стенке глотки, воздушная струя идет через рот.

Голосовые складки разомкнута.

Можно осязать на руке довольно сильную струю выдыхаемого воздуха.

Во время произнесения звука х дети могут уловить отсутствие голоса, а при больших остатках слуха и свойственный ему шум.

Можно ощущать вибрацию в области груди и гортани.

согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый.

- кончик языка упирается в нижние резцы, спинка умеренно выгнута, боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, посредине языка образуется желобок, через который проходит холодная струя выдыхаемого воздуха.

Кончик языка за нижними резцами, а спинка смыкается с альвеолами и после взрыва воздуха опускается в положение звука [С]

- мягкое небо поднято

- голосовые связки разомкнуты.

Согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, мягкий.

- губы – вытянуты вперед рупором

- язык находится в верхнем положении. Широкий кончик язык поднимается к твердому небу. Сначала образует смычку, затем отходит и образует щель с твердым небом. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, губы выдвигаются вперед. Сильная, толчкообразная, теплая воздушная струя.

- мягкое небо поднято.

- голосовые связки разомкнуты.

Поднесенной ко рту рукой можно осязать резкий толчок струи воздуха.

Согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый.

- язык широкий находится в верхней части ротовой полости. Передняя часть загибается в виде «ковша»(чашечки) и находится в свободном положении. Кончик языка образует щель с твердым небом. Края языка прижимаются к верхним коренным зубам.

- воздушная струя теплая

- мягкое небо поднято

- голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

На поднесенную ко рту руке можно осязать, направленную косо вниз обильную теплую струю воздуха.

Согласный, ротовой глухой, щелевой, переднеязычной, мягкий.

- губы выдвинуты вперед

- язык – кончик поднят как при [ш], но не к передней части твердого неба, а к альвеолам, образуя в этом месте сужение.

Боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посредине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха. Вся масса языка напряжена, корневая часть приподнята. Напряжение выдыхаемого воздуха сильное.

- небная занавеска поднята

- голосовые связки разомкнуты, не вибрируют.

Можно осязать воздушную струю: в первый момент сплошную, затем прерывается за счет толчка.

Губы слегка растянуты, расстояние между зубами небольшое.

Есть голос, чувствуем вибрацию гортани. Язык напряжён.

Губы растянуты, кончик языка у зубов.

Есть голос, чувствуем вибрацию гортани. Чувствуем слабую струю воздуха.

Присоединить к звуку у кратко произносимый звук и .

Ребенок может увидеть положение артикуляционных органов, используя остатки слуха – услышать, почувствовать вибрацию гортани и характер воздушной струи.

Присоединить к звуку а кратко произносимый звук и .

Ребенок может увидеть положение артикуляционных органов, используя остатки слуха – услышать, почувствовать вибрацию гортани и характер воздушной струи.

Положить руку на грудь (при нормальном голосе вибрирует грудная клетка, а при фальцете вибрации нет).

Проверять чистоту голоса прикосновением пальца к носу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методические рекомендации для преподавателей ОБЖ по организации самостоятельной работы учащихся

Для преподавателей ОБЖ предлагаются рекомендации для воспитания учебной самостоятельности, развития умственных способностей учащихся. В рекомендациях представлены тесты для опреде.

Представлены методические рекоментации по развитию лексико-нрамматического строя речи посредством проведения словарных игр.


Методические рекомендации для преподавания модуля «Профориентация и профессиональное самоопределению учащихся 5-8 классов» для учителей технологии

В данном пособии представлена базисная программа по технологии, которая включает модуль «Профориентация и профессиональное самоопределение учащихся 5-9 классов. Профориентация в предлагаемой про.


Методические рекомендации:"ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ".

Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. По данным различных авторов распространённость нарушений чтения среди детей с нормальным интеллект.


Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля

Статья содержит методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля.


Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.

Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие навыков связной речи.

1. Произнесение звука [С]
2. Отличие артикуляции звука [З] от звука [С]
3. Артикуляция звука [Ц]
4. Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно
4.1. Упражнения для губ
4.2. Гимнастика для языка
4.3. Дыхательная гимнастика
5. Второй этап постановки
6. Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.

Произнесение звука [С]

  • губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные [О] и [У], что приводит к упреждающему округлению губ;
  • зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);
  • язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;
  • вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;
  • голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Отличие артикуляции звука [З] от звука [С]

  • при звонком звуке [З] голосовые связки смыкаются и приходят в колебание;
  • напор выдыхаемой струи воздуха при произнесении звука [З] становится слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при артикуляции звука [С]. Воздушная струя — узкая, холодная, но более слабая и менее напряженная, чем при произнесении звука [С].

Артикуляция звука [Ц]

Она представляет собой тесное соединение смычного согласного [Т] и щелевого [С]:

  • в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов;
  • мягкое нёбо поднято;
  • голосовые связки разомкнуты;
  • вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука [С].

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков [С], [З], [Ц], настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук [Ф], а не [X].

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Второй этап постановки

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к непосредственной постановке звука.

Наиболее распространенными приемами постановки звука [С] являются следующие:

  • Приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной и дефектной артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
  • В качестве базы для постановки звука [С] может быть использован звук [Т], если он произносится правильно. Следует попросить ребенка произнести звук [Т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Затем нужно предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильный звук [С].
  • В более трудных случаях (при боковом сигматизме) важно добиться прохождения воздушной струи по центру языка, поэтому необходимо особенно большое внимание уделять выполнению упражнений «Ветерок» и «Кто дальше загонит мяч?».
  • Получив требуемый результат (образование желобка и прохождение по нему струи), предлагаем ребенку поднять верхнюю губу и подуть. Постепенно переводим язык в положение за нижние зубы.
  • Опустив кончик языка за нижние резцы, ребенку следует прикусить боковые края языка и подуть по центру языка в щелку между зубами.

Звонкий звук [З] легко воспроизводится на основе простого присоединения голоса к фонеме [С].

При автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.

Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

После постановки звука [С] ([З], [Ц]) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения. Если у ребенка не сформированы звуки [Л], [Л'], [Р], [Р'], то при отработке [С] ([З], [Ц]) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками [Л], [Л'], [Р], [Р']). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие [Ш], [Щ], [Ч]).

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук [С] изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук [С] ([З], [Ц]).

Детям можно предлагать игры:

  1. 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки [С], [З], [Ц] имеются в начале (в середине или в конце) слова;
  2. 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
  3. 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков [С] — [З] — [Ц].

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука. Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.

Речевые нарушения у детей встречаются все чаще и чаще, при этом эта тенденция весьма вероятно сохранится и в ближайшие годы. В норме к 3-4 годам дети уже умеют правильно произносить мягкий и твердый звук [С], но если этого нет и наблюдается не правильное звукопроизношение, то такое нарушение называется сигматизмом. Это один из наиболее часто встречающихся дефектов в логопедической практике.

Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков. Относится к фонетическим нарушениям. Дефект звукопроизношения и его точная форма диагностируются в ходе обследования устной речи. При этом дети часто заменяют свистящие и шипящие звуки другими – такое нарушение называется «парасигматизмом».


Основные причины возникновения

Возникновение сигматизма может происходить у детей в период физиологической смены зубов. В частности, при выпадении молочных зубов кончик языка может занимать межзубное положение, что и приводит к шепелявости. В ряде случаев проблема исчезает самостоятельно, но когда есть стойкое нарушение, то требуется соответствующая логопедическая коррекция.

Причин возникновения этого дефекта может быть несколько. При этом не всегда удается точно определить тот патологический фактор, который стал причиной сигматизма.

Выделяют несколько основных причин сигматизма:

  • Перцептивные расстройства.
  • Сенсомоторные нарушения.
  • Несформированность артикуляционного праксиса.
  • Нарушение иннервации артикуляционных органов. Оно приводит к вялости мягкого нёба, изменению тонуса языка. В этом случае чаще всего возникает боковой или межзубный сигматизм.
  • Зубо-челюстные аномалии. Различные формы сигматизма встречаются при таких аномалиях как: нёбные расщелины, неправильный прикус, укороченная уздечка языка и т.д.
  • Аденоиды.
  • Другие функциональные нарушения.

В ряде случаев сигматизм может иметь органическую природу возникновения, например, бульбарный паралич, парезы мышц рта, неврит, а также нарушения актов глотания, жевания и кусания.

Симптоматика

Неправильное произношение свистящих и шипящих звуков детьми – это абсолютно нормальное явление, потому что детская речь априори не может быть изначально правильной. Наличие дефектного произношения детей является показателем нормы, но только в возрасте до 4 лет – это называется физиологическим косноязычием. Если же проблема есть после 4 лет, то у ребенка диагностируется сигматизм.

К основным симптомам этого дефекта относятся следующие признаки:

  • Ребенок нечетко произносит звуки С и З. Вместо них можно слышать мягкие Ш, Ж, схожие фонемы с Д и Т. К примеру, «табака» вместо собаки, «кодза» вместо козы и т.д.
  • Визуально виден язык, который просовывается между зубами во время звукопроизношения.
  • Носовой призвук при фонации. Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижностью органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.
  • При артикуляции присутствуют хлюпающие звуки. В этом случае наблюдается более шумное произношение шипящих звуков и фонемы С.

Основные виды сигматизма

Классификация этого дефекта основывается на физиологических аспекта метода звукопроизношения.

Выделяют следующие типы:

Межзубный. Кончик языка занимает позицию между нижними и верхними резцами. Наблюдается шепелявое звучание при произношении звуков (вместо С произносится звук, похожий на английскую T).


  • Призубный. В этом случае кончик языка упирается в края зубов, перекрывая тем самым проход воздушной струи через межзубную щель. В результате этого звук идет через небольшую щель, приобретая характерный свист. Звуки С и З фактически произносятся как Т (самолет – тамолет).


  • Губно-зубной. Нижняя губа сближается с верхними резцами, при этом воздушная струя выходит толчками. Причиной может стать ненормальное выступление нижней челюсти вперед. Свистящие и шипящие звуки произносятся с призвуком Ф.


  • Шипящий. Речь детей наполнена свистом, шумом и шипением. Вместо звуков С и З слышатся Ж, Ш (сад – щад, зима – жяма). Кончик языка вытянут к твердому нёбу, выгнут и оттянут внутрь рта.


  • Боковой. Выдыхаемая струя воздуха выходит через одностороннюю щель, либо по обоим краям языка. Особенность бокового сигматизма – это хлюпающий призвук во время произношения. Вместо звука С слышно подобие льхь, хьль. Коррекция бокового сигматизма вызывает наибольшие сложности, потому что это самая сложная форма дефекта.


  • Носовой. При произношении струя воздуха выходит не через рот, а через нос. В итоге слышен хряпающий звук с гнусавостью. В этом случае прохождению воздуха мешает корень языка, который примыкает к заднему нёбу.


Для сигматизма также характерно, что некоторые его формы могут присутствовать одновременно, что в значительной степени усложняет коррекцию.

Диагностика

Чтобы определить сигматизм у детей, а также диагностировать ее точную форму, нужно проводить логопедическое обследование.

  • Органов артикуляции. Логопед осматривает органы ротовой полости, оценивает тонус артикуляционной и лицевой мускулатуры. На основании обследования устанавливается предварительный речевой диагноз.
  • Речевого слуха. Дифференциация звуков проверяется специалистом сначала в изолированном произношении, а затем в слогах, словах, словосочетаниях и т.д. Важно использовать речевые материалы, которые соответствуют интеллектуальному развитию детей и их возрасту.
  • Состояние звукопроизношения. На основании этого определяется точная форма сигматизма, после чего составляется план коррекционной работы.

Коррекция сигматизма

Логопедическая коррекция этого дефекта предполагает использование различных методик. При этом большое значение имеет конкретная форма нарушения. В частности, коррекция бокового сигматизма занимает больше времени, чем исправление носового или межзубного сигматизма.

Проводится артикуляционная гимнастика, которая включает в себя следующие виды упражнений:

  1. «Заборчик». Улыбка должна быть широкой, чтобы были хорошо видны зубы. Фиксируем такое положение на протяжении 3-5 секунд. Количество повторений – 2-3 раза.
  2. «Усики». Нужно удерживать губами легкие и плоские предметы. Это могут быть ручки и бумажные полоски.
  3. «Прокати карандаш». На столе или другой ровной поверхности лежит карандаш, а ребенок дует на него, чтобы он сдвинулся с места.
  4. «Надуваем шарики». Нужно поочередно надувать и сдувать щеки.

Другой вид упражнения – имитация процесса жевания.

Упражнения на укрепление языка:

  • «Дождик». Нужно делать ритмичные шлепки языком по губам.
  • «Блинчики». Неторопливыми круговыми движениями облизываем губы.
  • Можно делать легкие покусывания боков, спинки и кончика языка.

При наличии показаний проводится логопедический массаж (точечный, мягкого нёба). Можно проводить точечный массаж артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой.


Постановка и автоматизация звука

Следующий этап коррекции – это постановка звуков. Она может проводиться разными способами: по подражанию, работа с зеркалом, а также с помощью инструментов (зондов или зондозаменителей). Базовый звук для постановки всех свистящих – это С, для шипящих – Ш.

Когда мы добились правильного произношения звуков в изолированном положении, можно переходить к закреплению, т.е. к автоматизации. Проводится автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в стихах и в связной речи.

Если сигматизм – это часто другого сложного дефекта речи, то проводится одновременная работа над другими сторонами речи: лексикой, слоговой структурой, просодикой и т.д. Обратите внимание, что в ряде случаев, помимо логопедической коррекции, может требоваться медицинская помощь. В частности, если причиной речевого дефекта является неправильный прикус, то ребенку показано ношение специальных брекетов или капп. Если нарушено свободное дыхание, то проводится удаление аденоидов и т.д.

Коррекционная работа проводится логопедом-дефектологом. Для лучшего закрепления результата, упражнения нужно также проводить в домашних условиях. Здесь важна роль родителей, которые должны следить за правильным произношением звуков своих детей. Точные сроки коррекции назвать сложно, ведь все зависит от конкретной формы сигматизма и сопутствующих факторов.

Статья логопеда-психолога «Диал-Дент» Т.Б. Цукор

логопед, детский психолог центра Диал-Дент Цукор Т.Б.

«Жуй-жуй! Глотай!» — знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д. Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление — инфантильный тип глотания.

Что такое инфантильный тип глотания?

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами. Есть ещё вариант: язык во время неправильного глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы. Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра "Диал-Дент" давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка «восьмерки» 15-30 раз.

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook .

Читайте также: