Конспект по теме зубы

Опубликовано: 30.04.2024

Бражкина Ольга Михайловна

Цель: Формирование знаний учащихся об органах пищеварительной системы.

Задачи: 1) Знакомство учащихся со строением и значением зубов. Обогащение активного словаря с новыми терминами.

2) Развитие познавательной активности, способствование развитию мыслительных процессов, связной устной речи.

3) Воспитание интереса к изучению своего организма и бережного отношения к зубам.

ВложениеРазмер
урок зубы 55 КБ
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 461.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии « Строение и значение зубов» 9 класс

Цель: Формирование знаний учащихся об органах пищеварительной системы.

Задачи: 1) Знакомство учащихся со строением и значением зубов. Обогащение активного словаря с новыми терминами.

2) Развитие познавательной активности, способствование развитию мыслительных процессов, связной устной речи.

3) Воспитание интереса к изучению своего организма и бережного отношения к зубам.

Оборудование : картинки с продуктами, проектор с компьютером, карточки, зеркала, макет зубов, учебники.

Помните, что при спокойном выражении лица и улыбчивом состоянии работают только 13 мышц лица, а при хмуром, злом виде – 30 мышц. Зачем напрягать столько мышц, пусть лучше на лице у нас выражается спокойствие и улыбка.

Повторение пройденного материала.

- Вспомним, какую тему раздела мы с вами начали изучать? (пищеварительная система)

- Какое значение пища имеет для человека? (источник энергии и источник строительного материала?)

- Объясните, что значит, является источником энергии? (для того, чтобы жить, учиться, работать, заниматься спортом, человеку нужна энергия. Эту энергию человек получает из пищи. Жизнь без пищи невозможна).

- Объясните, что значит, является источником строительного материала? (старые клетки отмирают, человек растет и развивается, значит, нужны новые клетки, заживают раны, весь строительный материал берется из пищи.

Если так важна пища для нашего организма, то какой же состав она имеет? ( заполнение схемы «Состав пищи» у доски)



Молодцы, вспомнили состав пищи. Важное значение имеют белки, жиры, углеводы.

- И сейчас вы должны правильно распределить продукты, которые содержат белки, жиры, углеводы ( учащиеся выбирают иллюстрации с продуктами и распределяют в нужные колонки).

Пища должна быть разнообразной, чтобы получить все элементы состава пищи, нужные нашему организму.

-Что из этих продуктов вы получаете в нашей столовой? (ответы детей).

- Можно сказать, что пища у разнообразная? (ответы)

Сейчас поработаем по карточкам (работа по карточкам)


- Что такое пищеварение? (это процесс превращения питательных веществ в простые, растворимые вещества, которые легко всасываются в кровь).

Изучение нового материала

С какого органа начинается процесс пищеварения? (ротовая полость).

Большое значение во рту имеют зубы. И сегодня наша тема урока посвящена зубам.

Открываем тетради, пишем число и тему урока «Строение и значение зубов».

На уроке мы с вами узнаем, какое важное значение имеют зубы для нашего здоровья, познакомимся строением зуба и закрепим правила ухода за зубами.

Новую тему начну с вопроса. Будьте внимательны.

Цыгане при покупке лошадей всегда осматривают их зубы.

А плантаторы в Древней Греции при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Зачем осматривали зубы лошадям и рабам? (ответы учащихся). К этому вопросу мы еще вернемся в ходе урока.

В ротовой полости пища измельчается, перетирается и смачивается слюной. Зубы и язык механически обрабатывают пищу. При жевании язык направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает ее глотку для глотания.

Зубы – важный орган нашего организма. Зубы удерживают, откусывают, разгрызают и пережевывают пищу до состояния густой кашицы. Чем лучше пища пережевана, тем легче и полнее она усваивается организмом. Плохо пережеванная пища затрудняет работу пищеварительной системы и способствует развитию болезней желудка.

У взрослого человека 32 зуба: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. Не зря в загадке сказано: 32 молотят, один переворачивает. На верхней и нижней челюстях по 4 резца, по 2 клыка, по 4 малых коренных и по 6 больших коренных.

При помощи резцов и клыков человек откусывает пищу. Коренными зубами пища измельчается и пережевывается. Жевательная поверхность коренных зубов неровная, покрытая бугорками (просмотр зубов в зеркало).

- Для чего такая поверхность коренным зубам? (это облегчает перетирание пищи).

Формы и размеры зубов неодинаковы, потому что они выполняют разные функции ( работа с иллюстрацией из книги стр.152, рис.130). Клыки немножко длиннее резцов (просмотр в зеркало)

У каждого зуба есть коронка – это видимая часть зуба в ротовой полости.

Есть шейка – эта часть зуба, погруженная в десну.

Есть корень – прочно укрепляет зуб в челюсти.

Снаружи коронку покрывает эмаль. Это самое прочное вещество в организме человека. Эмаль предохраняет зуб от стирания и проникновения микробов.

Внутри зуба расположена полость пульпа (словарная работа). В пульпе находятся кровеносные сосуды и нервы. Кровеносные сосуды обеспечивают питание зуба, а нервы – чувствительность.

Новорожденный не имеет зубов. Первые зубы начинают появляться с 4, 6, 7 месяцев. Такие зубы называются молочными. Их всего 20. К двум годам у ребенка обычно есть уже все молочные зубы.

Но постепенно эти молочные зубы начинают выпадать с 6-7 лет и к 12-14 годам они полностью заменяются постоянными зубами. Последние коренные зубы – зубы мудрости, у человека обычно появляются к 18-22 годам, но порой могут и вообще не появиться. Говорят, что они недолговечны, но порой зубы мудрости могут прослужить человеку всю жизнь. Если постоянный зуб удалят, новый, к сожалению, не вырастет. Можно позавидовать слонам, акулам, у которых зубы со временем обновляются.

Зуб, как и другой любой орган человеческого тела, если за ним не следить, может болеть. И что же может быть, если за зубами не следить. Работа с учебником (стр. 153 уход за зубами).

Минералы, белки, углеводы – это строительный материал для зубов. Если в организме их не хватает, то соответственно могут возникнуть проблемы с зубами. Самым распространенным недугом зуба является кариес (словарная работа). Кариес в переводе с латинского гниение. Прогрессирующий дефект твердых тканей зуба, вызываемый действием бактерий зубного налета и продуктов их жизнедеятельности.

Работа с учебником (рассматривание иллюстраций «Разрушение зуба» стр. 154)

Остановить этот процесс может только зубной врач, а по- другому как? ( стоматолог) . В переводе с латинского зубовед.

Не надо бояться ходить к стоматологу, надо 1 раз в полгода ходить на осмотр ротовой полости и с зубами все будет в порядке, не будете даже знать, что такое кариес. А почему многие бояться ходить к стоматологу? (ответы). Современные препараты и оборудование позволяют безболезненно лечить зубы.

9 февраля отмечался международный день стоматологов. Это у них профессиональный праздник.

Важно беречь зубы: не раскусывать орехи, не грызть когти и твердые предметы и конфеты. Нельзя есть очень холодное мороженое или пить холодную воду после горячей пищи. Это может привести к образованию трещин в эмали.

Зубы будут рады: яблочку, морковке, капустке. Все в свежем виде. И еще в добавок получим углеводы и витамины А, В,С, которые содержатся в этих продуктах.

В промежутках между зубами скапливаются остатки пищи. Это создает благоприятные условия для развития микробов.

- Что важно делать обязательно хотя бы 2 раза в день? (чистить зубы)

- Сколько минут вы чистите зубы? (три и более)

Показ чистки зубной щеткой на макете зубов (направления движений щеткой от десен к зубу, круговые движения).

После каждого приема пищи нужно полоскать ротовую полость, при этом удаляются остатки пищи и налет. Не злоупотреблять жвачкой. После приема пищи нужно жевать всего 15 минут и выкинуть. А бывает так, что жуют несколько часов. Это неправильно и вредно для здоровья.

- Какие еще средства по уходу за зубами вы знаете? (зубная нить, ополаскиватель для десен, зубочистки) Показ.

Практическая часть : чистка зубов зубной нитью (перед зеркалом).

Осмотрите свои зубы, стали чище? (ответы)

Работа в тетради: выпишите самую главную мысль нашей темы из зеленой рамочки.

А сейчас вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока. Для чего же производили осмотр зубов у лошадей цыгане и плантаторы у рабов? (здоровые зубы –хорошее здоровье). Как говорится: глаза –зеркало души а тогда зубы – зеркало всего организма. Не зря пословица гласит: кто хорошо жует, тот долго живет. Значит за зубами нужно ухаживать, ведь они играют очень важную роль в нашей жизни, жуют пищу, перетирают, готовят ее к усвоению организмом.

Закрепление нового материала

  • В ротовой полости пища разжевывается, смачивается и окончательно переваривается.
  • Зубной ряд человека состоит из резцов, клыков, коренных, хищных зубов.
  • Зубы удерживают, определяют вкус, откусывают, разгрызают пищу.
  • У зуба есть: коронка, шейка, кожа, эмаль, пульпа, корень.
  • У взрослого человека 5 молочных, 8 резцов, 4 клыка,

20 коренных зубов.

Заполните таблицу: напиши название зуба и его функции (проверка).

- О чем мы сегодня говорили? (ответы)

- Каково значение зубов? (ответы)

- Почему тщательно надо пережевывать пищу? (ответы)

- Сколько у человека бывает молочных зубов и сколько постоянных? (ответы)

- Как правильно ухаживать за зубами? (ответы)

Молодцы, я думаю вы знаете и умеете как ухаживать за зубами, но мы еще раз закрепили. Вы еще убедились в важном значении зубов. Здоровая пища, и уход за зубами сохраняют не только зубы здоровыми, но и здоровье всего организма.

Д/З. Прочитать стр.151 – 155, выписать пословицы про пищеварение и зубы, уметь объяснить любую пословицу.

- Обжора съедает себя собственными зубами.

- Кто хорошо жует, тот долго живет.

- Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться.

- Сто болезней входит через рот.

- Здоровые зубы – залог здоровья.

- Рот без зубов - все равно, что мельница без жерновов.

Марина Устинова
Конспект занятия в подготовительной группе «Зубы»

Конспект занятия в подготовительной группе

Устинова Марина Павловна

Тема: «Зубы», занятие из серии «Познаём себя»

Цель: формировать умение детей заботиться о своем здоровье, учить ответственно относиться к состоянию зубов.

формировать умение заботиться о своем здоровье, познакомить со строением зубов;

закреплять правила и навыки ухода за зубами развивать внимание, память, воображение детей;

воспитывать сознательное, положительное отношение к вопросу об уходе за зубами.

Доминирующая образовательная деятельность: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты: принимает активное участие в деятельности, знает строение и функции зубов, понимает, насколько важно иметь здоровые зубы, имеет представление о здоровом образе жизни, делает выводы, умозаключения, проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками.

Материалы и оборудование: зубная паста детская и взрослая, зубные щетки (детские и взрослые, картинки зубов (здоровый и больной,продукты: яблоко, лук, чеснок, морковь, молочные продукты, чипсы, шоколад, кока-кола, буквы для названия «Здоровые зубы - здоровью любы», пластилин, салфетки, подставка под зубы, мешочки – подарок Зубной феи.

Работа над словарем: эмаль, челюсть, кариес, зубная нить, зубочистки.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:

3.Приемы организации практической деятельности детей:

4.Приемы поддержания интереса у детей:

5.Приемы оценки и самооценки:

Содержание организованной деятельности детей

I. Вводная часть

Вводное слово воспитателя:

Ребята, какое слово мы произносим, когда видим знакомых людей? Когда ещё мы говорим это слово? Давайте поприветствуем сейчас друг друга.

- Какое слово спрятано в слове «здравствуйте» (здравие, здоровье).

- Сегодня мы продолжаем говорить о здоровье, о том, как сохранить свое

- Повторим основной девиз «Уроков здоровья»:

«Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!»

Звучит фрагмент песни «От улыбки».

- Какая песня прозвучала?

- В этой песне есть такие слова «От улыбки станет всем светлей». Как вы

понимаете смысл этих слов? (улыбка дарит радость, поднимает настроение)

- Ребята, а какую улыбку можно назвать красивой? (добрая, радостная, нежная, с красивыми зубами). Улыбнитесь, какие вы красивые.

- Сегодня на занятии мы узнаем, что нужно делать, чтобы зубы не болели и всегда оставались красивыми.

II. Основная часть

«Функции зубов»:

- У вас на столах лежат зеркала. Возьмите зеркало в руки рассмотрите свои зубки. Будьте аккуратны при работе с зеркалом.

- Посмотрели, аккуратно положите зеркало на место.

- Пощупайте язычком свои зубы и десны, что вы почувствовали? Какие они?

(гладкие, твердые, острые)

- Все ли зубы имеют одинаковую форму?

- Зачем человеку зубы?

1) Зубы откусывают и пережевывают пищу.

2) Зубы помогают правильно говорить.

- Попробуйте сказать свое имя, не касаясь языком передних зубов. Сделайте

- Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для ясного, четкого произношения слов, для нормальной речи. К 6-7 годам, т. е. в вашем возрасте, у детей молочные зубы выпадают и на их месте вырастают постоянные. Смена молочных зубов на постоянные зубы - естественный процесс, и не надо этого бояться.

Форма зубов, строение зуба

- Рассмотрим макет зубов.

- Зубы - это кости, которые сверху покрыты эмалью. Зубы во рту сидят на подставках, которые называются челюстями. Хоть зуб и выглядит полированным камешком, но он живой и требует питания. У всех зубов есть корни. Если за зубами неправильно ухаживать, то в зубах появляются дырочки - кариес. Кариес

- это болезнь зубов. А больные зубы вредят другим органам - сердцу, почкам.

Раз зубок, два зубок -

Скоро Дашеньке годок!

Хнычет доченька опять,

Будем Дашу утешать:

Уж вы зубки вырастайте

Не мешайте доче спать!

Не мешайте ей играть!

Будем прыгать и скакать,

Маму нежно обнимать

Посмотрите на эти картинки (веселый и грустный зуб)

- Почему зуб грустный?

- Как нам помочь больному зубику? Может кто-то из вас знает средство? (мама дает таблетку от зубной боли; вычистить зубочисткой пищу из зуба,

прополоскать, идти к зубному врачу). Зубной врач - это стоматолог.

Работа в тетради.

Внимательно рассматриваются и обсуждаются иллюстрации в рабочей тетради.

- Игра «Что полезно и что вредно для зубов».

Давайте разделимся на 2 команды. Одна команда выберет полезные для зубов продукты, а другая команда - вредные.

- Молодцы, справились с заданием.

- Какие предметы гигиены нужны человеку, чтобы ухаживать за зубами (зубная паста, щетка, зубочистки).

- Посмотрите, как правильно чистить зубы (схема в тетради).

- Запомните правила чистки зубов:

1) Верхние зубы надо чистить сверху вниз, нижние - снизу вверх.

2) Надо чистить все зубы - и передние, и боковые, чистить со всех сторон -снаружи и изнутри.

3) Надо также водить щеткой вправо и влево, чистим жевательную поверхность зуба.

Дети вместе с воспитателем лепят модель жевательного зуба так, как показано на рисунке, обращая особое внимание на неровности его поверхности, в которых может скапливаться пища во время еды.Последовательность лепки:

- отрезаем и отламываем небольшой кусочек пластилина, из него формируем

- сдавливаем шарик по бокам, превращаем его в кубик

- пластмассовым ножиком наносим насечки на верхнюю часть кубика

- из нижней части пластилинового кубика формируем корни зуба

- салфеткой вытерли руки

После выполнения задания еще раз обратить внимание детей на сложное устройство зуба.

III. Заключительная часть

Сейчас мы поиграем, а заодно и проверим,как вы усвоили материал:

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите «Нет, нет, нет!»

Говорила маме Люба:

«Я не буду чистить зубы».

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

- Сколько раз в день необходимо чистить зубы?

- Какая пища для зубов полезна?

Ребята, а какая традиция существует в вашей семье, когда выпадает молочный зубик? Посмотрите, Зубная фея принесла вам мешочки, что на них изображено? (зуб) Вот когда у вас выпадет очередной зуб, можно положить в этот мешочек.

Как поел, почисти зубки,

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

Если только рассмеяться,

То начнутся чудеса –

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка взрослые и дети,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей!

- Давайте чаще улыбаться!

НОД в средней группе «Кто лечит зубы» НОД в средней группе. Тема : «Кто лечит зубы?» Цель: формировать представление о профессии врача- стомотолога, его обязаностях; воспитывать.

Тематический план «Недели здоровья» Тематический план: «Чистота – залог здоровья.» «Здоровые зубы – красивая улыбка.» «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу.» «Всем друзьям,.

Урок 34. Биология 8 класс ФГОС

Доступ к видеоуроку ограничен

Конспект урока "Строение и значение зубов"

Зубы у млекопитающих разделяются по форме и назначению на резцы, клыки и коренные. Зубы человека сходны с зубами млекопитающих. Они также располагаются в особых лунках, которые называются альвеолы, и подразделяются на резцы, клыки и коренные.

У взрослого человека обычно имеется 32 зуба: 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных зубов на каждой челюсти. Зубы имеют характерную форму и строение, занимают определенное положение в зубном ряду.


Резцы расположены в передних частях челюстей, имеют верхний режущий край и предназначены главным образом для захватывания и разрезания пищи. Клыки идут вслед за резцами, они заострены и обычно служат для удержания и разрывания пищи. За клыками расположены коренные зубы. Они имеют обширную жевательную поверхность, ими измельчают и пережёвывают пищу.

Зубы необходимы для удержания и измельчения пищи, принимают участие в формировании звуков речи и являются важной частью рта.

Зуб состоит из коронки (часть зуба, которая выступает над десной), шейки и корня (часть зуба, расположенная глубоко в альвеоле и покрытая десной). Основу зуба составляет твёрдая ткань – дентин. На коронке он покрыт эмалью, а на шейке и корнецементом. Дентин и цемент – виды костной ткани. Наиболее тонким слоем эмали покрыта шейка зуба.


Эмаль – самая твёрдая ткань в организме человека. Это объясняется высоким содержанием в ней неорганических веществ – до 97 %. Тем не менее, даже она может стираться и растрескиваться. Здоровая эмаль также содержит 2 – 3 % воды и 1 - 2 % органических веществ (белков, липидов и углеводов).

Внутри зуба есть полость — корневой канал, заполненный зубной мякотью, или пульпой. Она представлена рыхлой соединительной тканью, содержащей сосуды и нервы.

У новорождённых детей зубы отсутствуют. В возрасте от 3 месяцев у детей начинают прорезаться молочные зубы. Примерно с 6 лет у детей начинают формироваться постоянные зубы.

Их зачатки появляются у корней молочных зубов. Постоянные зубы начинают расти и сдавливают корни молочных, преграждая путь крови. Лишившись питания, корни молочных зубов рассасываются. Молочные зубы постепенно выпадают и заменяются на постоянные. Данный процесс заканчивается к 10 – 12 годам. Исключение составляют последние пары больших коренных зубов, так называемые «зубы мудрости». Их появление задерживается у некоторых людей до 20 – 30 лет, а у некоторых они могут и вообще не появиться.


Смыкание верхних зубов с нижними называется прикусом. При правильном прикусе верхние клыки загораживают нижние, а верхние резцы располагаются впереди нижних. Это усиливает их режущее действие.

Здоровые зубы – одно из важных условий нормальной работы органов пищеварения. Повреждённый зуб может стать причиной разнообразных заболеваний. Инфекция и воспаление могут распространиться по организму.

Нарушается процесс пищеварения, так как в желудок попадает недостаточно пережёванная, не подготовленная к дальнейшей химической обработке пища.

Причины заболевания зубов. При неправильном уходе за зубами между ними остаются частички пищи, которые подвергаются брожению, и в результате образуется молочная кислота. Она действует на эмаль зуба и вызывает растворение минеральных веществ.

На поражённом участке эмали возникает желтоватый налёт из микроорганизмов, которые живут в ротовой полости. Они продолжают разрушать минеральные вещества зуба. В итоге образуется кариозная полость. В неё проникают микроорганизмы, которые и вызывают кариес – постепенное разрушение зуба. Если не поставить пломбу на повреждённое место, зуб постепенно разрушится. В таких случаях необходимо обратиться к врачу-стоматологу.


Кариес — самое распространённое заболевание человека. Оно встречается у 93–95 % людей. В детском возрасте оно занимает первое место среди хронических заболеваний и встречается в 5–8 раз чаще, чем заболевание, занимающее второе место по распространённости, — бронхиальная астма. По данным разных авторов около 80 % подростков на момент окончания школы имеют кариозные полости.

Слишком горячая или холодная пища, раскусывание орехов, разгрызание твёрдых конфет, запивание горячей пищи холодными напитками приводят к появлению трещин эмали. В них легко попадают частички пищи, на которых размножаются бактерии. Постепенно трещины увеличиваются, и возникают кариозные разрушения.

Большой вред зубам и дёснам наносит содержащийся в табаке табачный дёготь. Он оседает на зубах и образует жёлтый налёт, который через некоторое время превращается в зубной камень.

Чтобы избежать повреждений зубов, важно соблюдать гигиену полости рта. Необходимо 2 раза в день после еды (утром и вечером) чистить зубы щеткой с зубной пастой. Основной процедурой является вечерняя чистка зубов перед сном, так как неубранный налёт и пища, образовавшиеся в течение дня, способствуют бурному размножению бактерий и, следовательно, развитию кариеса. Оставшиеся частички пищи между зубами удаляются с помощью зубной нити. Металлическими предметами, например иголками, пользоваться нельзя, так как можно повредить эмаль.

Несколько раз в год нужно посещать врача-стоматолога.

Итог урока. Зубы участвуют в механической обработке пищи. В период с 6 до 12 лет молочные зубы сменяются на постоянные. У человека обычно имеется 32 зуба, среди которых различают резцы, клыки и коренные зубы. Зубы нуждаются в ежедневном уходе. Их следует чистить два раза в день после еды. Кариес – наиболее частое заболевание зубов. Больные зубы нужно пломбировать.

МКОУ «Хили-Пенджикская СОШ»

Открытый урок

по биологии

Учитель биологии – А.А.Абдуллаев.

2013-2014 уч.год.

Тема урока: «Пищеварение в ротовой полости».

Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:

Механической и химической обработке пищи в ротовой полости.

Свойства ферментов.

Рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости.

Строение и типаж зубов.

Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся….

Осмысления учебного фактического и дополнительного материала.

Навыков частично-поисковой деятельности.

Умение применять полученные знания в собственной жизни.

Умение работать в должном темпе.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к интеллектуальному труду.

Формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

Познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование и материалы:

Таблица «Пищеварительная система»

Раздаточные карточки «Схема пищеварительной системы»

Схемы: «Строение ротовой полости»

«Расположение зубов на челюстях»

«Передвижение пищи по пищеводу»

Разборная модель тела человека.

Барельефная модель «Зубы»

Компьютер, проектор, подвесной экран

Продукты питания (для опроса).

1. Организационный момент:

Приветствие.

Список отсутствующих.

2. Опрос: комбинированный опрос по теме

«Пищевые продукты и питательные вещества»:

Фронтальный опрос (приложение № 1.)

Групповая работа у доски (приложение № 2.)

Индивидуальная работа (приложение № 3.)

3. Увязка: Однажды известный английский физик Николас Курти сказал: «Одна из печальных странностей нашей цивилизации заключается в том, что мы можем измерить температуру Венеры и, в то же время не знаем, что творится внутри нашего организма». Похоже, это справедливо и по отношению к человеку. Миллионы людей имеют представление о том, как устроена Солнечная система, почему за летом следует осень, отчего иногда идёт дождь, а порой падает снег… И тем не менее, как отмечает английский врач Тревор Уэстон, «Мы живём в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри собственного организма». А ведь каждому из нас жизненно важно понимать, что представляет собой тело, как оно устроено и как работает, что его поддерживает, а что выводит из равновесия. Подобные «пробелы» в образовании обходятся человеку очень дорого, создавая множество проблем с самим собой и другими людьми. Пищеварительная система не является исключением.

Тема сегодняшнего урока: «Пищеварение в ротовой полости».

(Ученики записывают тему в тетрадь)

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова древнегреческого философа Сократа: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим, для того, чтобы жить».

Уже в древности учёные и философы задумывались над проблемой пищеварения.

Изучение нового материала.

Учитель: сообщает тему урока, план урока, объясняет материал, показывает на схемах.

Учащиеся: записывают тему урока, слушают рассказ учителя, делают записи в общих тетрадях, изучают схемы на доске и в учебниках.

Ротовая полость.

Пhello_html_73453e6b.jpg
ищеварительная система состоит из пищеварительной трубки и ряда крупных желез. Пищеварительная трубка, длина которой у взрослого человека 7-8 м, образует расширения (ротовая полость, желудок) и множество изгибов и петель.

Начинается пищеварительная система ротовой полостью, в ней пиша измельчается и смачивается слюной.

Ротовая полость образована:

Небной костью (отделяет носовую полость от ротовой полости)

Мягким нёбом поперечно-полосатой мышцы

Мышцами дна ротовой полости.

В ротовой полости расположены зубы.

hello_html_m4b0aaec0.jpg

У взрослого человека 32 зуба (полный комплект). На верхней челюсти – 16 зубов и на нижней челюсти – 16 зубов. Форма и размер зубов неодинаковы, потому что разные зубы выполняют различные функции.

Спереди на верхней и нижней челюстях расположены по 4 резца. За резцами с каждой стороны находятся по одному клыку – всего 4 заостренных клыка. За клыками с каждой стороны расположены 5 коренных зубов (всего на обеих челюстях 20 коренных зубов).

Смена зубов.

Нhello_html_m51fbb866.jpg
оворожденный ребенок не имеет зубов. Первые зубы у детей появляются с 6 месяцев – это молочные зубы или временные зубы. Молочных зубов бывает только 20.

К двум годам у ребенка обычно есть все молочные зубы. Постепенно молочные зубы начинают расшатываться и выпадать.

К 12-14 годам молочные зубы полностью заменяются постоянными зубами. Последние коренные зубы – зубы мудрости у человека обычно появляются к 18- 22 годам. Примерно у 25 - 30% людей некоторые или все зубы мудрости отсутствуют.

Таким образом, у взрослого человека должно быть от 28 до 32 зубов в зависимости от того, прорезались ли зубы мудрости.

Типы зубов.

hello_html_m237a2c43.jpg

При помощи плоских резцов и заостренных клыков человек откусывает пищу.

Коренными зубами пища измельчается и пережевывается. Жевательная поверхность коренных зубов неровная, покрытая бугорками. Это облегчает перетирание пищи.

hello_html_a101cd6.jpg

Строение зуба.

Форма и значение зубов различны, но у всех зубов сходное строение.

У каждого зуба есть:

Корень (от 1 до 3)

Корень зуба расположен в ячейке челюстной кости и снаружи покрыт цементом. Между корнем и альвеолой (лункой) имеется узкое щелевидное пространство заполненное соединительной тканью – периодонт зуба. Волокна периодонта вплетаются своими концами в цемент и костную ткань ячейки и таким образом закрепляют кость в альвеолярном отростке челюстей. Из стенок альвеолы в периодонт проникают кровеносные сосуды, питающие ткани зуба и нервные волокна.

Коронка зуба выступает в ротовую полость. Снаружи коронку покрывает твердая зубная эмаль – это самое прочное вещество в организме человека, она предохраняет зуб от стирания и проникновения микробов.

Основная масса зуба и коронки зуба состоит из дентина – это костное вещество, пропитанная солями кальция. Дентин пронизан мельчайшими канальцами, в которых находятся питающие волокна окончания. В 1 мм 2 дентина есть до 75 тыс. таких канальцев. В середине каждого зуба имеется полость, которая переходит в узкий канал заканчивающийся отверстием на верхушке корня. В этой полости коронки зуба находится мякоть – пульпа зуба, который питает ткани зуба. Пульпа зуба соединена с остальными частями челюсти нервно-сосудистым пучком, который проходит через отверстие корня зуба.

Шейка зуба. Между корнем и коронкой зуба располагается шейка зуба покрытая цементом и сверху прикрыта десневым краем.

hello_html_13e8412b.jpg

Слюнные железы.

Слизистая оболочка ротовой полости содержит многочисленные слюнные железы.

В ротовую полость открываются протоки трех пар крупных желез:

Секрет слюнных желез это слюна – это вязкая бесцветная жидкость со слабощелочной реакцией.

Слюна состоит из:

Органические вещества (муцин, лизоцим, ферменты и др.)

Количество выделяемой слюны составляет в среднем 1000-1200 мл в сутки и зависит от состава пищи.

Акт глотания.

hello_html_m6f092914.jpg

Благодаря движениям языка и щек, смоченный пищевой комок проталкивается к глотке. При попадании на корень языка запускается акт глотания. Возбуждения от механорецепторов корня языка передаются в центр глотания в продолговатом мозге.

Возбуждение этого центра приводит к:

Сокращаются мышцы мягкого нёба, оно приподнимается и закрывает вход в носовую полость

Сокращаются мышцы гортани, она приподнимается к надгортаннику, который прикрывает вход в нее

Сокращаются мышцы ротовой полости и глотки, пищевой комок проталкивается вперед

Открывается вход в желудок.

Передвижение пищи по пищеводу.

П осле глотания пищи, пища попадает в пищевод.

Пищевод – это мышечная трубка длиной около 25 см. Стенка верхней трети пищевода образована поперечно-полосатой мышечной тканью, которая постепенно заменяется гладкой мышечной тканью.

Пища перемещается по пищеводу постепенно благодаря волнообразным, перистальтическим перемещениям его стенок. Из пищевода пища поступает в желудок.

5. Закрепление изученного материала:

1. Рубрика: «Проверь свои знания»

Как устроена пищеварительная система?

Расскажите о строении зуба.

В каком возрасте происходит смена молочных зубов постоянными?

Каково значение зубной эмали?

Что такое дентин?

Сколько у человека коренных зубов?

Что происходит с пищей в ротовой полости?

Что такое слюна? Какую функцию она выполняет?

Каков механизм передвижения пищевого комка по пищеводу?

2. Рубрика: «Выберите правильный ответ»

Каждая челюсть имеет:

В ротовой полости происходит:

а) только механическая обработка пищи

б) механическая и химическая обработка пищи

в) только химическая обработка пищи

Пережеванная, смоченная слюной пища из ротовой полости попадает вначале в:

Имеются ли у пищеварительной трубки расширения?

Каким веществом покрыта коронка зуба?

а) прочным цементом

3. Задание: Назовите части зуба.

Зубы человека: анатомия, строение, функции

Зубы человека: анатомия, строение, функции

Эта статья расскажет Вам:

  • что такое человеческие зубы;
  • из чего они состоят и как различаются;
  • какие функции возлагаются на зубы.

Зубы играют важную роль в человеческом организме. Первоначально зубы человека были больших размеров и выполняли одну главную задачу – измельчение пищи (чаще, твердой и грубой). Но с развитием человека и общества зубные единицы стали рассматриваться не только, как устройства для пережевывания пищи, но и как эстетическая составляющая внешности успешных людей. Исчезновение из рациона первобытной пищи и достижения стоматологической науки позволяют сегодня любому желающему иметь здоровый и привлекательный зубной ряд.


Несмотря на то, что практически все люди стремятся к тому, чтобы иметь красивую белоснежную улыбку, ежедневно очищают зубной ряд и периодически посещают стоматолога, мало кто задумывается о происхождении и строении зубных единиц. Их тридцать две на двух челюстях, они белого цвета, блестят, могут болеть… Пожалуй, на этом общие познания заканчиваются. Но знать, что из себя представляет зуб, полезно всем.

Зубными единицами называются костные образования в ротовой полости, выполняющие механическую обработку, захватывание и удержание пищи. Вместе с языком, губами и мышцами зубные единицы входят в жевательный аппарат человека. Их рост и развитие обусловлены генетикой. Расположение зубных единиц на челюстях и время их прорезывания во многом зависит от наследственности.

Функции зубов

Изначально зубы человека, как и животного, были настроены только на первичную механическую обработку пищи, упрощающую процесс пищеварения. Чем мельче кусочки пищи, попадающие в желудок, тем легче идет процесс переваривания еды и усвоения полезных веществ.

Второй важной функцией зубных единиц человека является формирование звуков и постановка речи. Если ребенок в раннем возрасте теряет хотя бы один резец, скорее всего, впоследствии похода к логопеду не избежать. Некоторые звуки просто невозможно произносить без помощи зубных единиц. Отсутствующие передние зубы нередко становятся причиной картавости и шепелявости.

Третьей функцией зубного ряда считается эстетика. Красивые зубные единицы свидетельствуют о физическом и моральном здоровье их обладателя. А неправильный прикус или потеря коренной единицы влечет за собой деформации формы лица (увеличение щеки, искривление носа и т.д.).

Классификация зубов

Зубные единицы имеют разные формы – это, наверное, замечали все. И, зависимо от формы, разнится их назначение. Существует четыре основных типа:

  • Резцы — передние зубы,прорезаются первыми у детей, применяются для разрезания и захватывания пищи;
  • Клыки — конусовидные зубы, служат для удержания и разрывания пищи
  • Премоляры – применяются для измельчения и пережевывания пищи (малые коренные)
  • Моляры (большие коренные) — дистальные (задние) зубы, служат для пережевывания пищи, насчитывают чаще два корня на нижней челюсти и три – на верхней.

Принято выделять непостоянные (молочные) и постоянные (коренные зубы).


Молочные зубные единицы являются первым комплектом зубов человека. Это название закрепилось за ними, потому что они прорезаются в период, когда ребенок питается молоком из материнской груди. Анатомия зуба непостоянного типа мало отличается от анатомии постоянного. Но выделяют три основных отличия:

  • меньший размер;
  • малая насыщенность зубных тканей минералами;
  • укороченные корни и слабое крепление в альвеоле.

Малый размер обусловлен небольшим объемом челюсти ребенка, слабая минерализация снижает сопротивляемость кариесу, а строение корней, не позволяющее зубным единицам крепко держаться, способствует не слишком болезненному выпадению в назначенный период.

Анатомия постоянных зубов


Стандартная анатомия зубов исчисляется тридцатью двумя коренными единицами. Однако зачастую «восьмерки», завершающие формирование зубного ряда взрослого человека, портят статистику, могут быть удалены или не прорезаться вовсе, и в итоге человек обнаруживает у себя во рту всего двадцать восемь или тридцать единиц. Для удобства стоматологи делят челюсти пополам, получая две нижние и две верхние четверти с левой и с правой стороны. Если четвертинка состоит из восьми зубов, то в самой глубине челюсти прорезался зуб мудрости, ближе к центру ряда располагаются моляры (две штуки) и премоляры в таком же количестве, за ними следует один клык (клыки представлены в количестве всего четырех штук на обеих челюстях) и резцы (боковой и центральный).

Строение зубов


Строение зуба человека не представляет сложности. Выделяют три главных составляющих зубной единицы – это коронка, шейка и корень. Обычно, когда речь заходит о зубных единицах, имеется в виду коронка – единственная видимая человеческому глазу зубная часть. Она возвышается над десной и защищает внутреннюю зубную полость, а покрывает ее зубная эмаль – самая твердая ткань человеческого организма. Зубная шейка – это место перехода коронки в корень, она находится под десной. Под действием некоторых заболеваний шейки могут оголятся и становиться видимыми. Корень зуба располагается в зубной лунке (альвеоле). Индивидуальное строение зуба подразумевает разное количество корней – от одного до трех, а иногда до пяти (отдельные «восьмерки» могут обладать четырьмя или пятью корнями).

Строение зубных тканей

Строение зубов с точки зрения гистологии (науки, изучающей ткани живых организмов) выглядит таким образом:

  1. Эмаль – самый верхний зубной слой, изначально покрытый кутикулой. Под воздействием слюны на нем образуется защитная оболочка – пелликула.
  2. Дентин – это зубная основа. По строению очень схож с костью, но его прочность повышается за счет насыщенности минералами. Дентиновый слой скрывается под эмалью, а в тех местах, где эмали анатомически нет, его защищает цемент.
  3. Пульпа – представляет собой соединительную ткань, имеющую губчатое строение и пронизанную нервами и сосудами.
  4. Цемент – костная ткань, покрывающая шейку и зубной корень, и фиксирующая зубную единицу в альвеоле.

На фото представлен вид зубной единицы в разрезе


Важную роль для зубных единиц выполняют десны. Они удерживают их, уменьшают жевательные нагрузки на зубные ткани, защищают от патологических изменений, помогают поддерживать чувствительность зубных единиц.

Профессиональная нумерация зубов


Система нумерации зубных единиц разработана стоматологами для упрощения диагностики и конкретизации информации в амбулаторной карте пациента. И этот факт был бы неинтересен рядовому пациенту, если бы не особенности этой самой нумерации. Нередко пациенты стоматологических клиник слышат, что у них есть тридцать девятая или сорок пятая зубная единица. Но всего-то их вырастает тридцать две.

Наибольшей популярностью у специалистов стоматологического дела пользуется двухцифровая система нумерации Виола, принятая в 1971 году. Зубные единицы начинают нумероваться не с цифры «1», а с «11». Челюсти делят пополам и получают четыре зубных блока. Нумерация начинается с правого верхнего блока (11-18), затем считают левый верхний (21-28), далее идет левый нижний (31-38) и правый нижний (41-48). Считают от первого резца до третьего моляра. Молочный зубной ряд нумеруется по тому же принципу, начиная с цифры «51».

Вы хотите попасть на прием к проверенному квалифицированному стоматологу?


Если Вы пребываете в поисках хорошей стоматологической клиники в Харькове, куда можно обратиться без сомнения и страха выбросить деньги на ветер, не получив желаемого результата, мы ждем Вас в ««МистоДентал Plus».

У нас работает команда первоклассных специалистов, готовая оперативно прийти к Вам на помощь. Лечение и диагностика в клинике проводятся на европейском уровне с использованием самых качественных материалов и приборов, а также новейшего оборудования, обеспечивающего безопасность и безболезненность лечебных мероприятий. Наши двери всегда открыты для Вас!

Читайте также: