Консультации для родителей в детском саду про зубы

Опубликовано: 02.05.2024

Шибирова Светлана Анатольевна

Консультация для родителей "Детские зубы взрослые проблемы"

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley_detskie_zuby_vzroslye_problemy_2.docx 20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

« Детские зубы - взрослые проблемы»

Здоровые и красивые зубы - это результат качественного питания,

полноценного состава воды и, конечно, тщательного ухода за зубами.

Наша с вами задача - сформировать навык, привычку, внушить ребенку, что уважительное отношение к зубам - это элемент и общей культуры человека, и здорового образа жизни. И, кроме того, профилактика заболеваний, которые в будущем могут подстеречь совсем маленького пока человечка, наотрез отказывающегося чистить зубы и постоянно выклянчивающего у родителей конфеты. Стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание является составляющим профилактики кариеса не только у детей, но и у взрослых.

Воспитание мотивированной потребности в обеспечении тщательной гигиены полости рта должно начинаться с самого раннего возраста и продолжаться на протяжении всей жизни для закрепления приобретенных навыков и знаний.

Максимальный эффект от гигиенического воспитания достигается, если оно начато в раннем возрасте, когда ребенок слушает и воспринимает советы взрослых, пытается копировать их поведение.

Целью нашей образовательной программы является привитие у дошкольника навыка здорового образа жизни (рациональное питание, отсутствие вредных привычек и т.д.) ухода за полостью рта выбора средств гигиены, а также сознательного отношения к сохранению собственного здоровья.

Процесс обучения строим так, чтобы сформировать познавательную мотивацию, добиться добровольного и сознательного изменения поведения дошкольника для повышения его здоровья.

Это работа не одного дня. Процесс изменения сознания происходит постепенно, Сперва идет теоретический этап- приобретение знаний, усвоение их и формирование убеждения в необходимости применения.

Далее идет практический этап ,выработка навыка выполнения какой-либо манипуляции, только потом, после многократных упражнений, навык превращается в привычку, переходит в автоматическое действие.

Этапы выработки привычки.

  • ЗНАНИЕ
  • ПОНИМАНИЕ
  • УБЕЖДЕНИЕ
  • НАВЫК
  • ПРИВЫЧКА

ТРИ КИТА, НА КОТОРЫХ ДЕРЖИТСЯ ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА.

- Правильный уход за зубами

-Ограничение сладостей в рационе

-Достаточное количество фтора в воде и пище.

У ЗУБОВ ТРИ ВРАГА:

ПЕРВЫЙ - налет, в котором « процветают» микроорганизмы. В процессе своей жизнедеятельности они выделяют молочную кислоту, разрушающую зубы. Зубной налет « клуб» для микроорганизмов, но мы еще устраиваем им и банкет, постоянно подкармливая сладеньким.

Почему же стоматологи так против сахара? Сахар - не только продукт питания и жизнедеятельности микроорганизмов, он срабатывает, как клей, намертво приваривая зубной налет к зубам.

ВТОРОЙ - сахар, причем таит в себе двойную опасность.

ТРЕТИЙ - недостаток фтора.

Три фактора, способствующие разрушению зубов у детей плюс отсутствие так нужной нам культуры. Пожалуй - это и есть 3 причины, из-за которых наши улыбки отличаются от знаменитых американских.

И дети, к сожалению, делают все для того, чтобы зубы стали еще менее здоровыми и красивыми.

Сколько бы, не говорили врачи - не ешьте сладкого - бесполезно. Сладкое все равно будут есть. Приходит ребенок в гости: что тебе дать, детка? Конфетку. Вечный праздник для микроорганизмов, обитающих в полости рта. Мы, понимая недейственность запретов, уже не требуем: не ешьте сладкого.

Мы просим, умоляем: с самого раннего возраста не давайте детям сладости между основными приемами пищи, на ночь, не заканчивайте сладким обед, ужин, завтрак. И приучите ребенка: съел конфетку в неурочное время, обязательно почисти зубы или прополощи рот, съешь яблоко.

К тому же зубы многие чистят неправильно. Их надо чистить движением вверх-вниз, а не вдоль десен.

Чистить зубы приучайте обязательно два раза в день, минуты по три. Но это не значит, что надо смотреть на часы - прошло или не прошло положенное время. Объясните, что процедура длительная, основательная, серьезная. И как приятно почувствовать, что зубы уже чистые! Малышу все делать намного интересней, если он реально видит конечный результат своих действий.

Для 2-3 -летнего ребенка попробуйте превратить скучную процедуру чистки зубов в игру. Проведите по его деснам и зубам ваткой, смоченной водным раствором люголя или настойкой йода, разведенный наполовину водой, - налет тут же окрасится в коричневый цвет. Одновременно малышу станет ясно, что налет не что-то мифическое, а реальный враг. Итак, ребенок чистит зубы, ополаскивает рот. А вы опять смачиваете зубы тем же раствором. Если коричневые полоски больше не появляются, значит, молодец, почистил на отлично!

Если зубы все же темнеют, возможно, ребенок старается, но навык еще не сформировался. Снова потренируйтесь вместе с ним. Можно стимулировать усилия малыша, выставляя ему оценку за чистку зубов.

Зубную щетку нужно содержать в чистоте. После чистки зубов ее следует промыть под струей воды, тщательно очистить от остатков пищи, зубного налета, зубной пасты. Хранить ее нужно так, чтобы она могла хорошо высохнуть. Не следует укладывать зубную щетку сразу после использования в закрытый футляр.

Зубная паста является второй главной составляющей, от которой зависит эффективность чистки зубов.

Современные зубные пасты, содержащие фтор, обладают реминерализирующим действием, укрепляя твердые ткани зубов, подавляют развитие бактерий, являющихся причиной кариеса и заболеваний пародонта, уменьшают образование зубного налета и зубного камня, препятствуют возникновению неприятного запаха во рту.

Следует пользоваться качественными зубными пастами, содержащими фтор, и учитывать при их выборе не только очищающее и освежающее действие пасты, но и лечебно-профилактические аспекты ее использования, посоветовавшись в случае необходимости со стоматологом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический и практический материал по уходу за полостью рта,содержищий практические советы. для родителей. Практикум по чистке зубов.


Консультация для педагогов ДОУ по проблеме: "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи". Деловая игра.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для.


Советы для родителей на тему: "Взрослые проблемы детских утренников"

Будет ли выступление ребёнка на утреннике удачным - зависит от родителей, от их умения и готовности помочь ему.

Работа с родителями.


Наказания и взрослые проблемы от детских наказаний
Детская депрессия: взрослые проблемы маленьких людей

Детская депрессия: взрослые проблемы маленьких людей.


Консультация ЗОЖ Здоровые зубы

Ирина Воронкова
Консультация для родителей по ЗОЖ «Детские зубы — взрослые проблемы»

«Детские зубы – взрослые проблемы»

(Консультация для родителей по ЗОЖ)

Цель: повысить уровень педагогической компетенции родителей по проблеме ЗОЖ.

Проблемы профилактики заболеваний полости рта — тема не совсем новая, но по-прежнему актуальная.

Здоровые и красивые зубы — это результат качественного питания, полноценного состава воды и, конечно, тщательного ухода за зубами. Знакомые всем рекомендации — чистить зубы, полоскать рот после еды, есть больше грубой пищи, которую надо как следует жевать, не отменят никакие современные достижения стоматологической науки. Не считайте простые старые истины, устаревшими.

Наша с вами задача — сформировать навык, привычку, внушить ребенку, что уважительное отношение к зубам — это элемент и общей культуры человека, и здорового образа жизни. И кроме того, профилактика заболеваний, которые в будущем могут подстеречь совсем маленького пока человечка, наотрез отказывающегося чистить зубы и постоянно выклянчивающего у родителей конфеты.

Например, в Японии и соски, и зубные колечки для грудных детей выпускаются с зубной щеточкой. Малыш привыкает к тому, что щетка — добрая его подружка.

Три кита,на которых держится профилактика кариеса:

- правильный уход за зубами,

- ограничение сладостей в рационе,

- достаточное количество фтора в воде и пище.

Разве это нам недоступно?

Когда вы учите двухлетнего малыша полоскать рот, делайте это вместе с ним, устраивайте соревнование — кто дольше? Еще через полгода вместе с ним чистите зубы щеткой, чуть позже выкладывайте на щетку пасту, необязательно детскую, главное, душистую, вкусную, чтобы она нравилась ребенку.

У зубов три врага.

Первый — налет, в котором «процветают» микроорганизмы.

В процессе своей жизнедеятельности они выделяют молочную кислоту, разрушающую зубы. Зубной налет — «клуб» для микроорганизмов, но мы устраиваем им еще и банкет, постоянно подкармливая сладеньким.

Второй враг - сахар, причем таит в себе двойную опасность.

Почему же стоматологи так против сахара? Сахар — не только продукт питания и жизнедеятельности микроорганизмов, он срабатывает, как клей, намертво приваривая зубной налет к зубам.

Третий враг — недостаток фтора.

Чем меньше фтора в воде, тем больше подвержены разрушению зубы.

Три фактора, способствующие разрушению зубов у детей, плюс отсутствие так нужной нам (и здесь тоже) культуры — вот, пожалуй, причины, из-за которых наши улыбки отличаются от знаменитых американских.

И дети, к сожалению, делают все для того, чтобы их зубы стали еще менее здоровыми и красивыми.

Сколько бы ни говорили врачи — не ешьте сладкого — бесполезно. Сладкое все равно будут есть. В детском саду праздник — родители несут конфеты.Приходит ребенок в гости: что тебе дать, детка? Конфетку. Вечный праздник для микроорганизмов, обитающих в полости рта.

1. Не давайте детям с самого раннего возраста сладости между основными приемами пищи, на ночь, не заканчивайте сладким обед, ужин, завтрак.

2.Приучите ребенка: если съел конфету в неурочное время, обяза-тельно почисти зубы или прополощи рот, съешь яблоко.

К тому же и зубы многие чистят неправильно. Их надо чистить движением вверх-вниз, а не вдоль десен. Один из дантистов когда-то про-демонстрировал опыт. Набил зубья расчески ватой, провел вдоль гребня рукой, вата только глубже забилась внутрь. Потом провел вверх- вниз и только так смог вычистить вату. Так и зубной налет. Движение вверх-вниз обязательно надо показать ребенку и повторить вместе с ним. Отработайте все движения вместе с ребенком. Не забудьте, что щеточка у ребенка должна быть маленькая, с маленькой головкой, с изящно изогнутой шейкой.

Чистить зубы приучайте обязательно два раза в день, минуты по три. Но это не значит, что надо смотреть на часы — прошло или нет поло-женное время. Объясните, что процедура длительная, основательная, серьезная. И как приятно почувствовать, что зубы уже чистые! Малышу все делать намного интересней, если он реально видит конечный результат своих действий.

Для 2-3 летнего ребенка попробуйте превратить скучную процедуру чистки зубов в игру. Проведите по его деснам и зубам ваткой, смоченной водным раствором люголя или настойкой йода, разведенной наполовину водой, - налет тут же окрасится в коричневый цвет. Одновременно малышу станет ясно, что налет не что-то мифическое, а реальный враг. Итак, ребенок чистит зубы, ополаскивает рот. А вы опять смачиваете зубы тем же раствором. Если коричневые полоски больше не появляются, значит, молодец, почистил на отлично! Если зубы все же темнеют, возможно, ребенок старается, но навык еще не сформировался. Снова потренируйтесь вместе с ним. Можно стимулировать усилия малыша, выставляя ему оценку за чистку зубов.

О сладком мы с вами поговорили, о чистке зубов тоже. Остался третий компонент профилактики кариеса - фтор. Естественно, его надо добавлять в воду, но это забота не родителей, а государства. Что же можем делать мы с вами? Давайте ребенку пасту, содержащую фтор.

Кроме всего, не забудьте о столь необходимых ребенку яблоках, моркови. И обо всем, что работает «а профилактику самых разных за-болеваний: режиме, свежем воздухе, правильном питании. Нет здорового человека, у которого были бы больными только зубы.

Консультация для родителей «Зачем нужны детские звучащие игрушки и музыкальные инструменты» Консультация для родителей. «ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕТСКИЕ ЗВУЧАЩИЕ ИГРУШКИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» «Музыкальные инструменты для маленького ребенка.

Консультация для родителей «Детские манипуляции» Детская Манипулирование это часто повторяющееся действительно для получение желаемого, детские и взрослые манипуляции очень похожи. Почему.

Консультация для родителей «Детские страхи детей 4–5 лет и способы борьбы с ними» Наступает период жизни ребенка, который мы может назвать переходом от раннего детства к дошкольному. В этот период ребенок начинает активно.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ ЗОЖ». Консультация для родителей «Формирование у детей основ ЗОЖ» Тема: Формирование у детей основ ЗОЖ. Воспитатель : Рыпакова Е. Н. Цель физического.

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Цель: - Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии.

Консультация для родителей «Не обращать внимания на детские ошибки или поправлять?» Всегда у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным, но грамматически неправильно построенным детским словам? Закономерности.

Консультация для родителей «Наказания и взрослые проблемы детских наказаний» Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Давайте разберёмся, что же такое наказание? Как этот метод воспитания влияет.

Методическая разработка образовательной деятельности Зубы белые нужны, зубы крепкие важны Возраст детей Дети 5-6 лет старшая группа Форма проведения ОД Игра – путешествие Приоритетные образовательные области «Познавательное развитие»,.

Типичные детские проблемы и способы их решения с помощью изобразительной деятельности
Типичные детские проблемы и способы их решения с помощью изобразительной деятельности В процессе всех видов изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он.

Занятие-беседа по ЗОЖ «Береги зубы» Занятие – беседа: «Береги зубы зубы». Беседа по теме. Загадка: «Полон хлевец белых овец». (Зубы.) - Как зубы помогают переваривать пищу?.

Цель проекта: формирование навыков профилактики и гигиены полости рта у детей дошкольного возраста..

ВложениеРазмер
konsultatsii_dlya_roditeley.docx 21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

Что нужно знать родителям о детских зубках

Кариес – это заболевание, при котором происходит постепенное разрушение твердой ткани зуба, в результате чего, в нем образуется полость - «дырка». Кариес способен не только сделать ваши зубы некрасивыми, но и полностью разрушить их, причиняя при этом боль и вызывая неприятные ощущения. Кроме того, последствия запущенного поражения зубов кариесом - развитие еще более опасных заболеваний.

После еды во рту, на зубах, щеках, языке остаются мельчайшие остатки пищи, которые являются прекрасной питательной средой для развития бактерий. Особенно «липкой» является рафинированная пища с высоким содержанием углеводов. Именно углеводами питаются бактерии, выделяя при этом молочную кислоту, разрушающую эмаль зуба и вызывающую воспаление десен.

Известно, что на сегодняшний день в мире страдает кариесом 99% населения! А во многих странах — 100%! Только эскимосам и некоторым аборигенам южных районов Памира не знакома эта болезнь. По какой-то причине кариес обходит их стороной. Возможно, это из-за того, что они просто никогда не ели сладостей.
Что же делать? Средства для очищения зубов существовали еще в глубокой древности. Первый такой состав придумали древние римляне. В него входили лепестки роз, орех и мирра, а основой порошка служила толченая скорлупа и кости животных, смешанные с медом. Часто в состав такого средства добавляли карбонат натрия.

Вот несколько основных правил, соблюдение которых поможет вам сохранить зубы детей здоровыми.

Правило № 1. Гигиена

Стоматологи не устают повторять: залог здоровых зубов – регулярный правильный уход за полостью рта. Как показывает практика, ежедневная гигиена зубов и десен снижает необходимость в профессиональном лечении на 75-80%. И дело не только в качестве зубной пасты и щетки: уход за полостью рта – целый комплекс мер, который должен выполняться непрерывно в течение всего дня.

Ежедневная гигиена полости рта включает в себя:

  • тщательную чистку зубов минимум дважды в день;
  • очищение полости рта после каждого приема пищи (чистка, полоскание или жевательная резинка без сахара);
  • уход за межзубными промежутками с помощью зубной нити или зубочистки;
  • регулярное посещение стоматолога.

Правило № 2. Питание

Рациональное питание имеет огромное значение в профилактике кариеса. В «противокариесном» питании важны два фактора: полноценный набор пищевых продуктов и умеренная частота приема углеводов. При 3-4-разовом питании необходимо, чтобы в рационе были продукты четырех основных групп: хлебные, молочные, мясные и фруктово-овощные.

Для очищения зубов от болезнетворного налета и укрепления десен в ежедневный рацион необходимо включить грубую пищу: яблоки, морковь и другие жесткие овощи или фрукты в сыром виде. Старайтесь разумно потреблять богатую углеводами пищу. Чрезмерное потребление углеводов является фактором риска заболеваний кариесом.

Основным строительным материалом для зубов является кальций. Кальций содержится в орехах, зеленых овощах, молоке и молочных продуктах (особенно обезжиренных), в том числе во всех видах сыра.

Правило № 3. Температура пищи

Очень холодная или горячая пища вредна для эмали зубов. Еще вреднее - резкий перепад температуры.

Из разницы температуры на эмали образуются микротрещины.

Правило № 4. Уход за деснами

В арабскую культуру гигиену полости рта ввел пророк Мухаммед. Согласно Корану, полоскать зубы необходимо пять раз в день, а чистить по мере загрязнения и при появлении запаха изо рта. Вместо зубных щеток арабы использовали ветки деревьев, которые вымачивали в воде до тех пор, пока с них не слезала кора.

Слизистая оболочка десен защищает ротовую полость от болезнетворных микробов и требует особой заботы. Кровоточивость и воспаление десен – одна из частых причин появления неприятного запаха изо рта и выпадения зубов. В свою очередь к заболеваниям десен могут привести:

  • плохая гигиена полости рта;
  • курение;
  • специфика потребляемой пищи;
  • недостаток витаминов.

Правило № 5. Фтор

Фтор также является необходимым микроэлементом для наших зубов. На Урале, в Мордовии, Москве и Подмосковье в водопроводной воде фтора достаточно, а вот Петербург и весь Северо-Западный регион нуждается в дополнительном источнике фтора.

На рынке сейчас появилось множество препаратов, содержащих большое количество фтора: зубных паст, поливитаминных комплексов, эликсиров, жевательных резинок. Но нужно помнить, что слишком большое количество фтора так же вредит организму, как и его недостаток.

Правило № 6. Регулярное посещение стоматолога

Регулярное посещение стоматолога – залог здоровых зубов. Почему? Во-первых, потому что профессиональная чистка снимает зубной налет так, как ни одна зубная паста. Во-вторых, только врач сможет вовремя обнаружить кариес, предотвратить его развитие. В-третьих, грамотный специалист даст вам рекомендации по выбору зубной пасты и других средств гигиены, подходящих именно для вас.

Все перечисленные рекомендации - вовсе не врачебная демагогия: грамотный и регулярный уход за полостью рта сэкономит ваши финансы, сделает визиты к стоматологу лишь профилактическими и обеспечит здоровье вашим зубам и деснам.

Количество стоматологических клиник и кабинетов за последние лет 15 выросло в геометрической прогрессии, но, на состоянии зубов большинства наших граждан, это не сильно отразилось.

По-прежнему, к зубному мы идем в последний момент, когда - уже и лечить нечего. Но самое печальное, что с поправкой на возраст состояние зубов у наших детей примерно такое же, как и у стариков. И с этим пора перестать мириться.

Обследование 27 тысяч человек, проведенное отечественными стоматологами, показало: у трехлетних детей в среднем по 3–4 зуба уже поражены кариесом; у шестилетних в половине случаев на смену молочным идут постоянные, но уже кариозные зубы; у 12-летних кариес наблюдается в 60–80% случаев.

И ничего удивительного в этом нет, поскольку анкетирование родителей в нескольких регионах России, показало, что 80% мам и пап сами не имеют понятия, как правильно чистить зубы, не то, что научить этому своих детей. И практически никто не знает о том, что ребенка нужно показывать зубному врачу не реже двух раз в год.

Кариес – это, по сути, начало инфицирования организма. В полости рта человека находится большое количество микроорганизмов, которые способны вырабатывать из сахаров, которые мы потребляем, клейкие вещества. Этими «клеями» бактерии прилепливаются к зубу — так образуется зубной налет. Бактерии зубного налета выделяют кислоту, но в первые часы она нейтрализуется слюной. А вот через 18–28 часов налет становится таким толстым и плотным, что слюна бессильна проникнуть в него, и кислота начинает растворять эмаль зуба .

Так как процесс уплотнения зубного налета длится 18–28 часов, то, чистя зубы два раза в день (то есть через каждые 12 часов), можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса. Не менее важное значение для здоровья ребенка, имеет прикус. Если прикус неровный, зубы верхней и нижней челюсти наезжают друг на друга, в них чаще будет «гнездиться» кариес, и такие зубы станут первыми претендентами на установку протезов.

Вот обо всем этом и нужно рассказать ребенку, чтобы тот сам осознанно стал следить за своими зубами. Вот только как это сделать, чтобы ребенок все понял, а не воспринял ваш рассказ, как очередную нотацию? Нужна игровая форма рассказа. Начинать можно в промежутке с 5 до 7 лет. В этот период ребенок начинает сам чистить зубы и должен знать, как и для чего это делается. А, кроме того, уже может запоминать и усваивать достаточно сложные понятия.

Наверное, первый вопрос, над которым стоит задуматься ребенку: для чего вообще нужны зубы?

Надо предложить ему на практике ознакомиться с функциями зубов:

  • Пережевывание пищи. Предложите ребенку попытаться откусить от яблока или морковки, закрыв передние зубы губами.
  • Речь. Пусть малыш попробует сказать «дом», «стол» и другие слова, не касаясь языком передних зубов.
  • Внешний вид.

Перед зеркалом ребенок сравнит улыбку с сомкнутыми губами и то, какая радостная улыбка получается у него с открытыми зубками. Более наглядно представить внешний вид без зубов поможет следующий прием: возьмите фотографию улыбающейся фотомодели и попросите ребенка закрасить ей несколько зубов черным фломастером (он это сделает с удовольствием). Обратите внимание, какой некрасивой и даже страшной (как у Бабы Яги) стала улыбка на фотографии.

Вывод прост: не будешь ухаживать за зубами, будешь иметь такую улыбку, а значит –

Как поел, почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.

Следующее, что надо понять малышу - для чего мы чистим зубы. Расскажите ребенку, что во рту всегда есть микробы, которые очень рады, если их не вычищают. Это дает им возможность надолго поселиться во рту в виде зубного налета, который выделяет кислоту и тем самым портит и разрушает зубы.

Но при чистке зубов нужно не загонять бактерии под десны, а наоборот, вычищать их оттуда. А для этого надо знать правильные приемы чистки:

  • Начинают с верхней челюсти - движения щеткой «сметающие», сверху-вниз по 10 раз на каждые 2 зуба. Сначала чистится внешняя, затем внутренняя боковая сторона зубов по всей зубной дуге.
  • Таким же образом чистим зубы нижней челюсти - движениями снизу-вверх.
  • Жевательную поверхность чистим круговыми движениями, продвигаясь от щеки к центральным зубам.
  • Под конец обязательно чистим язык.

И тогда ваш ребенок не только вырастет со здоровыми зубами, но семейный бюджет не пострадает, поскольку лечение зубов в 20 раз дороже мер по профилактике кариеса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


" Влияние музыки на здоровье человека" консультация для родителей

Здесь вы узнаете, какая музыка благотворно влияет на организм ребёнка, а какая может и навредить. Рекомендации для родителей, какую музыку нужно слушать дома.


"РАСТИ ЗДОРОВЫМ МАЛЫШ!" консультация для родителей.

Вопросы закаливания в семье очень полезны, особенно для родителей, чьи дети часто болеют.


Как вырастить здорового ребенка. Консультация для родителей.

КАК ВЫРАСТИТЬ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА Здоровье дается человеку от рождения, но чтобы сохранить его на всю жизнь, необходимо постоянно заботиться о.

Помощь родителям как развивать физически ребенка дома.

В данной статье представлены рекомендации для родителей по укреплению и сохранению здоровья дошкольников средствами утренней гимнастики.


"В здоровом теле - здоровый дух" - консультация для родителей

«Здоровье - это важнейший труд взрослых.От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы».В.А. Сухомлинский.


"Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей" (Консультация для родителей)

quot;Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей" (консультация для родителей).

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Помимо эстетического внешнего вида существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов. Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом - шестом году жизни) делает эту проблему особо значимой, т.к. очаг хронической инфекции в ротовой полости становится рассадником микроорганизмов.

Каждый человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем.

Поэтому педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку постоянно следить за гигиеной полости рта. Наиболее осмысленной формой работы в данном направлении будет являться проект. Данный метод работы дает возможность обучающимся подробно, глубоко и всесторонне изучить проблему, быть активным участником в реализации этапов проекта.

Две недели целенаправленной работы в данном направлении, конечно, не решат всех проблем. Но значительно помогут, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний о гигиене полости рта, о строении и функциях зубов, во-вторых, помогут овладеть элементарными умениями и навыками по уходу за зубами и, в-третьих, разовьют у дошкольников самостоятельность и ответственность за своё здоровье.

Мой проект реализуется не только через систему занятий, но и в свободное от занятий время (через чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, видеоматериалов, участие в выставках, игровую деятельность, экспериментирование и т. д.)

Цель проекта: формировать у детей гигиенические навыки по уходу за зубами, обеспечить осознанное выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. дать детям необходимые знания о зубах; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.

  • Расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах.
  • Познакомить детей с вредной и полезной для зубов пищей.
  • Обучить основным правилам ухода за зубами.

Развивающие: развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию; делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования.

Воспитательные: воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы и положительное отношение к посещению стоматолога;

повысить компетентность родителей в вопросах профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта.

Гипотеза: если соблюдать правила гигиены и питания, употреблять все необходимые организму витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит и сохранить своё здоровье.

• отбор методического и информационного материала;

• разработка плана работы;

• анализ эффективности проделанной работы.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Повысится интерес к уходу за зубами.
  • Повысится общий уровень проведения культурно-гигиенических навыков.
  • Дети более осмысленно будут использовать знания в практической деятельности по уходу за полотью рта.
  • Активизируется артикуляционный аппарат.

Этапы реализации проекта

I этап. Организационный

выяснить, что знают дети по теме проекта, определить круг вопросов, на которые дети хотят получить ответ:

— Какое устроен зуб?

— Где живут зубы у маленьких детей?

— Почему зубы называются молочными?

— Почему молочные зубы начинают шататься?

— Откуда берутся постоянные зубы?

— Надо ли лечить молочные зубы?

— Как правильно чистить зубы?

— Что можно сделать для здоровья зубов?

Выяснить способы получения информации:

— спросить у родителей;

— посмотреть мультфильм, видеофильм;

— спросить у врача;

— сходить на экскурсию с родителями в стоматологический кабинет.

  • Подбор и разработка дидактических игр;
  • Подбор художественной литературы;
  • Подбор видео, аудио материала;
  • Разработка консультаций для родителей;
  • Подготовка выставки принадлежностей по уходу за зубами.

II этап. Основной

«Рот и зубы. Строение и функции зубов».

Цель: познакомить детей со строением зубов, их назначениями и функцией.

«Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить».

Цель: познакомить с правилами ухода за зубами, дать информацию о зубной щетке, как о предмете личной гигиены, научить технике чистки зубов.

2. Беседы («Почему зубы называются молочными? Почему молочные зубы начинают шататься? «Кто прячется во рту и как за ним ухаживать?», «Полезная и вредная еда для наших зубов», «Вредные привычки»; познавательный рассказ «У кого сколько зубов»; «Что делать с выпавшими зубами?»; работа с памятками «Полезные советы от зубной феи», «Как правильно чистить зубы».

3. Игровые образовательные ситуации («Микробы и зубная щётка», «Какие предметы нам нужны, чтобы стать чистыми и здоровыми»; дидактические упражнения («Запрещается – разрешается», «Что есть во рту», «Какие у нас зубы», «Вредная и полезная еда», «Цепочка действий»); осмысление содержания Лэпбука «Зубы»; рассматривание информационного стенда «Инструменты стоматолога»;

рассматривание информационного стенда

сюжетно - ролевая игра «На приёме у врача стоматолога».

сюжетно - ролевая игра

4. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках) Куликовская Т. «Знакомство с язычком и его домиком», динамическое упражнение (логоритмика) О. Боромыковой «Моемся, чистим зубы»

5. Чтение художественной литературы, аудирование, просмотр мультипликационных фильмов по теме («Мойдодыр», «Айболит» К.И.Чуковский, «Королева Зубная Щетка», «Беззубый джентельмен» С.Войтюк, Н.Карпова «Разболелся зуб у Волка!»; Гурина Е. «Сказка про больные зубки», «Я страдаю дня четыре»), разучивание пословиц, стихов, загадок о зубах, щётке, воде, пасте, драматизация стихотворения Л. Генераловой «Молочный зуб»

6. Продуктивная деятельность по теме:

- рисование «Микробы и зубная щетка», «Весёлый и грустный зубик»;

- лепка «Здоровый и больной зуб»;

- аппликация «Коробочка для зубов».

Продуктивная деятельность

7. Познавательно-исследовательская деятельность:

1.Самообследование. (Ребята рассматривали в зеркало внешний вид зубов, их количество, находили отличие друг от друга, выясняли причины такого строения. При самообследовании выясняли, что зубы гладкие, прочные, у каждого есть свое место и назначение).

2. Обследование муляжа челюсти человека.

3. Опытно-экспериментальная деятельность:

«Зубная паста для слона», «Влияние кислоты на зубную эмаль».

Опытно-экспериментальная деятельность

Цель: дать детям возможность понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка (скорлупа яйца).

«Защитные функции зубной пасты» Цель: изучить влияние зубной пасты на прочность зубов.

8. Просмотр презентаций (ИКТ): «Вредные и полезные продукты для зубов», «Где живут витамины», «Жевательная резинка вред и польза», «Почему нужно есть много овощей».

Работа с родителями в ходе реализации проекта:

— Памятка для родителей на тему «Зубы ребёнка всегда должны быть чистыми», «Пять видов полезных продуктов для зубов»

— Папка-раскладушка «Как ухаживать за молочными зубами».

— Консультация «Чистим зубки, играя», «Следите за зубами», «Как правильно выбирать зубную щётку и пасту».

— Ведение календаря чистки зубов дома (система ухода за полостью рта у детей)

III этап. Заключительный.

Анализ результатов проектной деятельности.

  • Пополнена развивающая среда (игры, альбомы, фотоматериал, лэпбук, информационный стенд «Инструменты стоматолога»).
  • Созданы руками детей и родителей тематические альбомы, книжки-малышки: «Секрет здоровых зубов», «Наши зубки», «Берегите зубы!», «Сказка о коле Прикусе и зубе Мудрике»; коллаж «Полезные и вредные продукты»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «В кабинете зубного врача», «Стоматологическая поликлиника».

Итоги познавательно-исследовательского проекта по сохранению и укреплению здоровья зубов:

  • сформированы начальные представление о значении зубов для организма;
  • дети имеют первичные представления о гигиене полости рта;
  • дети правильно и последовательно чистят зубы, пользуются зубной щеткой;
  • у детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для зубов;
  • у детей формируется привычка соблюдать правила гигиены полости рта, осознанное правильное отношение к своему здоровью.

  • создан банк методических разработок по данной проблеме;
  • внедрены оздоровительные технологии в работу по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
  • обогащена предметно-развивающая среда группы.

  • повысился уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;
  • укрепилось сотрудничество между родителями и детским садом.

Таким образом, знания, приобретенные детьми в ходе проекта, стали достоянием их личного опыта. Они получили ответы на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Знания были нужны детям и поэтому интересны им.

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность».

2. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров».

3. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».

4. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».

5. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».

6. Меньшикова Л.А., Попова Н.Л. «Здоровейка в гостях у малышей».

7. Т.И.Бабаева «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

8. Тугушева Г. И., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24

Воспитатель: Квиткина И.А.
Дата проведения: Март 2018г.
Ст. Кавказская.


Предупредить заболевание зубов помогает правильный уход за ротовой полостью.

Кариес зубов (Caries dentis) — это патологический процесс, при котором происходит очаговая деминерализация и размягчение твердых тканей зубов с последующим образованием дефекта в виде полости, появляющийся после прорезывания зубов.

Больше всего кариес поражает зубы у детей.

Преждевременное разрушение молочных и постоянных зубов ведет к неправильному формированию зубо- челюстной системы и может привести к возникновению хронических очагов инфекции, которые, в свою очередь, могут стать причиной таких грозных заболеваний у детей, как ревматизм и патологическое изменение сердечно -сосудистой системы.

Что нужно делать, чтобы сохранить зубы белоснежными и здоровыми? Даже трехлетний малыш уверенно ответит: регулярно чистить! Еще следует своевременно посещать стоматолога (прежде всего, для раннего обнаружения кариеса) и есть поменьше сладкого.

Родители играют важную роль в сохранении зубов ребенка. Именно они начинают первый уход за полостью рта малыша. Очень важно поддерживать у малыша желание ухаживать за зубками.

Обычно первыми у ребенка появляются четыре зуба – 2 на верхней челюсти и 2 на нижней. Это происходит между 6 месяцами и годом. По достижению ребенком 3 лет, первые 20 зубов должны сформироваться полностью. Очень важно осуществлять правильный уход за этими первыми зубками, не смотря на то, что им на смену придут постоянные зубы.

Детские зубы занимают определенное пространство во рту и рано утраченный зуб может привести к тому, что сменяющий его постоянный зуб вырастит кривой. В возрасте от 6 до 12-13 лет на место детским зубам приходят постоянные. Поскольку процесс смены зубов идет постепенно, поддержание чистоты всех зубов имеет важное значение. Инфицированные молочные зубы, могут стать причиной раннего заболевания постоянных зубов. Кроме того, более крупные постоянные зубы вырастают рядом с более мелкими, в результате возникает много неровностей и участков, где могут скапливаться остатки пищи. Поэтому важно, чтобы дети чистили зубы 2 раза в день , с использованием фторосодержащей зубной пасты. Родителям следует контролировать как ребенок чистит зубы, помогать ему чистить те участки зубов, которые он пропустил.

К 3-4 годам ребенок должен научиться чистить зубы самостоятельно. Хотя бывают дети, которым нужна ваша помощь и в более позднем возрасте. Чистите зубы вместе с ребенок. Совместные процедуры чистки зубов служат хорошим примером и помогают научиться ребенку путем наблюдения за вашими действиями. Не забывайте хвалить малыша, после того как его зубки стали чистыми.

Независимо от того, чистит ли ребенок зубы сам или под вашим присмотром, следуйте следующим правилам:

— Зубы надо чистить 2 раза в день — утром и перед сном. Детям младше 4 лет рекомендуется простой способ чисти зубов, — круговыми движениями.

— Процедура чистки зубов должна занимать 2 минуты, особенное внимание уделяйте жевательным поверхностям зубов и задним зубам, где полости образуются раньше всего.

— Используйте маленькую ( как горошина) капельку детской фторосодержащей зубной пасты. Почему именно фторосодержащие пасты? Фтористые соединения укрепляют эмаль зубов и предотвращают образования полостей. Помимо этого можно посоветовать лечение фтористыми соединениями в кабинете врача-стоматолога. Стоматолог может также помочь предотвратить разрушение зубов применив сиеланты — специальные пломбировочные материалы, которыми заполняют углубления (фиссуры) на жевательных поверхностях зубов, где полости образуются чаще всего.

— Следите чтобы ребенок выплевывал остатки зубной пасты и тщательно полоскал рот.

— Не разрешайте детям пользоваться чужими зубными щетками.

— Зубы ребенку надо чистить щетками с очень мягкой щетиной, которая специально разработана для детей. В настоящее время многие щетки имеют интересный дизайн, чтобы привлечь ребенка. Можно пользоваться электрическими щетками для детей. Такая щетка может показаться ребенку более привлекательной и являться стимулом для более тщательного проведения процедуры чистки зубов.

— Убедитесь, что вы выбираете размер щетки с учетом возраста вашего ребенка.

— Первый визит ребенка к стоматологу должен состояться в период между прорезыванием первого зуба и празднованием первого дня рождения ребенка.

— Когда зубы у детей уже соприкасаются можно чистить зубы зубной нитью. Сначала чистите ребенку зубки нитью сами. Контроль за этой процедурой родители должны осуществлять, по меньшей мере до 10 лет. Не забывайте хвалить ребенка за хорошую чистку зубов.

— Меняйте зубную щетку ребенка каждые 3 месяца или ранее, если на щетке появились признаки износа.

Грамотно организованный прием пищи, с тщательным подбором соответствующих продуктов, является основой белоснежной улыбки ваших сыновей и дочерей в будущем.

Первый аспект правильного питания — его регулярность и отсутствие «перекусов». Само по себе уменьшение в рационе ребенка сладких продуктов ничего не даст, если малыш будет съедать не семь, а три конфеты, но в любое время и, соответственно, без последующей чистки зубов. Страшен не сам сахар, а то, что он сохраняется на поверхности зуба на время, достаточное для того, чтобы постоянно «проживающие» в полости рта бактерии успели ферментировать разрушающие эмаль кислоты. Жевательная резинка, столь активно рекламируемая, должного эффекта не дает. Не верите? Проведите простой эксперимент: возьмите любой предмет со слегка рифленой поверхностью, имитирующей зубной ряд. Опустите его в раствор акварели, или обваляйте в подкрашенной муке. Теперь разжуйте резинку, а затем покатайте ее на поверхности предмета. Часть загрязнений с краской на нее соберется, но далеко не все: это легко проверить, если следом взять щеточку с белой щетиной и попробовать почистить объект эксперимента. Только используйте щетку, которую не жалко: ее щетина окажется сильно окрашенной!

Следующее условие — наличие в рационе питания продуктов, богатых веществами, необходимыми для здорового состояния эмали и ткани зубов. К таким относятся:

  • сырые овощи, фрукты, свежевыжатые соки;
  • злаковые продукты — хлеб, овсяное и другое не сладкое печенье, разнообразные каши (только натуральные, а не быстрого приготовления с «ароматизаторами идентичными натуральным»);
  • молоко и его производные — сметана, творог, йогурт (лучше обезжиренный), сыр;
  • мясо (опять же натуральное, а не полуфабрикаты!) — говядина, нежирная свинина, птица;
  • орехи.

Не следует злоупотреблять соусами, приправами, кондитерскими изделиями. Добрый совет: если вы хотите порадовать ребенка сладким, испеките торт самостоятельно, а не покупайте магазинные изделия — вреда будет меньше, а пользы больше.

Ни в коем случае не давайте ребенку только мягкую пищу: каши, булочки, печенье, кисели.

Лучше, если каждый прием пищи ребенок будет заканчивать твердой пищей: яблоком, морковкой, твердой корочкой хлеба, что послужит очищением зубов от мягкого налета, но и будет способствовать формированию правильного прикуса.

С этой же целью следите, чтобы у вашего ребенка не формировались вредные привычки (сосание пальцев и других посторонних предметов).

Соблюдая все эти рекомендации, вы не только сохраните зубы ваших детей, но и будете способствовать укреплению здоровья вашего ребенка в целом.

Читайте также: