Критерии оценки нпр детей периода молочных зубов

Опубликовано: 27.04.2024

ТЕМА: ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ И ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

Компетенции:

Требования к представлениям:

- иметь представление об анатомо-физиологических особенностях преддошкольного возраста;

- иметь представление о закономерностях роста и развития ребенка преддошкольного возраста;

- иметь представление о потребностях ребенка преддошкольного возраста и способах их удовлетворения;

иметь представление о возможных проблемах детей преддошкольного возраста и путях их решения.

Воспитательные цели:

1. Воспитывать чувство ответственности по социальной адаптации ребенка.

2. Воспитать умение контактировать с детьми преддошкольного периода.

Развивающие цели:

1. Научить выделять главное, находить ключевые слова и понятия по теме для логического осмысления материала.

2. Развивать речь.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Характеристика преддошкольного и дошкольного возраста.

2. АФО органов и систем в этих периодах.

3. Универсальные потребности ребенка этого возраста и способы их удовлетворения.

4. Физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.

Период от 1 года до 7 лет называют периодом «молоч­ных зубов». Условно в нем выделяют две фазы:

1-я — от 1 года до 3 лет — преддошкольный, или старший ясельный возраст;

2-я — от 3 до 7 лет — дошкольный возраст.

Данный период характеризуется интенсивным нервно-психическим развитием и изменением пропорций тела ребенка. В течение первых шести лет жизни закладыва­ется основа личности ребенка, формируются характер и привычки, проявляются его склонности и таланты.

Анатомо-физиологические особенности органов

И систем детей периода «молочных зубов»

Нервная система характеризуется дальнейшим раз­витием и созреванием, расширением условнорефлекторных связей, становлением и развитием второй сигналь­ной системы — речи. Дети этого возраста коммуника­бельны, активно вступают в контакт, испытывая возрас­тающую потребность в общении. Они чрезвычайно лю­бознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям. Необходимо помнить, что привычки, зак­репленные в этом возрасте, зачастую сохраняются на всю жизнь.

Следует особо отметить, что дети до 3 лет удовлетво­ряются общением с членами семьи. Дети старше 3 лет нуждаются в общении со сверстникам и способны орга­низовывать с ними совместные сюжетные и ролевые игры. С учетом этого факта целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.


Ребенок в Ребенок в

Возрасте 1,5 лет возрасте 3 лет

Критерии оценки НПР детей периода «молочных зу­бов».

Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни.

Оценка нервно-психического развития детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

1. — развитие речи: понимание речи (РП) и активная речь (РА);

2. — сенсорное развитие (С);

3. — игра и действия с предметами (И);

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 23 лет.

Оценка нервно-психического развития детей в возрас­те 2—3 лет осуществляется по следующим показателям:

1. — активная речь: грамматика (Г), вопросы (В);

2. — сенсорное развитие: воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ);

4. — конструктивная деятельность (КД);

5. — изобразительная деятельность (Изод);

6. — навыки в одевании (НО), в кормлении (НК);

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 4—6 лет.

Оценка нервно-психического развития детей в возрас­те 4—6 лет осуществляется по следующим показателям:

1. — мышление и речь (MP);

2. — внимание и память (ВП);

4. — социализация (С).

Нервно-психическое развитие от 1 года до 6 лет

Ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев (15 мес):

РП — запас понимаемых слов быстро расширяется; РА — лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний;


СР — различает по величине 2 полых куба (разница граней — 3 см);

Д — ходит длительно, не присаживаясь, меняет положе­ние (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится);

Н — самостоятельно ест гу­стую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев (18 мес):


РП — обобщает предметы по существенным признакам в по­нимании речи;

РА — облегченными или пол­ными словами правильно назы­вает предметы и действия в мо­мент сильной заинтересованнос­ти (словарный запас 30—40 слов);

СР — различает 3—4 контра­стные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма);

И — воспроизводит в игре от­дельные часто наблюдаемые дей­ствия;

Д — перешагивает (без поддержки или может пользо­ваться поддержкой) через палку, лежащую на полу;

Н — самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.


Ребенок в возрасте 1 года 9 месяцев (21 мес):

РП — понимает вопрос взрослого о предметах и действиях,

изображенных на картинках;

РА — во время игры словами и двухсложными

предложениями обознача­ет свои действия;

PC — различает 3 — 4 контрастные величины предметов

(кубы с разни­цей граней 3 см);

Д — перешагивает приставным шагом через парал­лельно

положенные на полу 3 палки;

Н — раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого.

Ребенок в возрасте 2 лет (24 мес):

РП — понимает без иллюстраций короткий рассказ


о ранее знакомых событиях;

РА — при общении со взрослыми

прилагательные и местоимения

(словарный запас 200—300 слов);

СР — подбирает по образ­цу и

вербальной инструкции взрослого

3 предмета разных цветов

(красный, синий, зеле­ный);

И — воспроизводит в игре ряд

(начало сюжетной игры);

Д — перешагивает череду­ющимся шагом через 3 параллельно

положенные на полу палки; перешагивает без поддержки

через палку или веревку, приподнятую над по­лом на 10 см;

Н — частично надевает одежду.

Ребенок в возрасте 2 года 6 месяцев:

Г — говорит многословными предложениями (не более трех слов);

В — появляются вопросы: «Где?», «Куда?»;

ВФ — подбирает по образцу разнообразные -предметы основных цветов;

И — игра носит сюжетный характер;

КД — самостоятельно делает простые сюжетные пост­ройки и называет их;

НО — полностью одевается, но еще не умеет застеги­вать пуговицы и завязывать шнурки;

НК — ест аккуратно;

Д - перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

Ребенок в возрасте 3 лет:

РА — словарный запас — 1200—1300 слов;

Г _ начинает употреблять сложные придаточные пред­ложения;

В — появляются вопросы: «Почему?», «Когда?»;

ВФ — в своей деятельности использует правильно гео­метрические фигуры, по назначению;

ВЦ — называет 4 основных цвета;

И — появляются элементы простой игры;

КД — появляются сложные сюжетные постройки;

ИЗ — с помощью пластилина или карандаша изобра­жает простые предметы и называет их;

НО — самостоятельно одевается, может застегнуть пу­говицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрос­лого;

НК — пользуется салфеткой, по мере необходимости, без напоминания;

Д - перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

Ребенок в возрасте 4 лет:

MP — группирует предметы по классам: классифици­рует картинки и определяет среди них лишнюю (непохо­жую на другие); складывает из 3 частей разрезанные кар­тинки; составляет рассказ по сюжетной картинке, отве­чая на вопросы взрослого;

ВП — из 4—5 показанных предметов вспоминает на­звание 1—2-х после того, как их убирает взрослый;

М — застегивает пуговицы, молнию, всегда или иног­да зашнуровывает шнурки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из 3. частей; подпрыгивает на 2 ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 секунд на одной ноге;

С — умеет играть с детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры; знает свои имя, фамилию, пол.

Ребенок в возрасте 5 лет:

MP — строит и составляет по образцу различные узо­ры (из кубиков, мозаики и лего); может составить из нескольких предложений рассказ по картинке с откры­тым и скрытым смыслом;

ВП — запоминает последовательность разложенных на столе картинок (4—'5), находит одинаковые детали или предметы на двух положенных рядом картинках; запоминает 1—2 четверостишия, скороговорки или счи­талки;

М — самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуру человека из 3—6 частей; прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед;

С — умеет играть с детьми разного возраста, не ссо­рясь и соблюдая правила.

Ребенок в возрасте 6 лет:

РН — понимает значение всех слов из бытовой лекси­ки, называет, из чего сделаны отдельные предметы; со­ставляет рассказ по 2—3 картинкам, связанным содер­жанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду);

ВП — запоминает и рассказывает стихи и сказки; за­поминает 6—8 слов и однозначных цифр, названных взрослым;

М — рисует человека из 6 частей, рисует круг; может аккуратно закрасить его карандашом; прыгает в длину с места не менее, чем на 40 см;

С — знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку, и т. п.; оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей.

Кожа и ее придатки продолжают развиваться. Совер­шенствуются терморегуляторная, выделительная и защит­ная функции. Отмечается снижение функции сальных же­лез, уменьшение количества и выраженности естествен­ных кожных складок (к 5—б годам они сглаживаются и

Отмечается значительный рост и выраженность бро­вей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (под­мывание, умывание, чистка зубов и т. д.) и пользованию горшком.

Гигиеническая ванна в холодное время года может про­водиться реже:

в 1—4 года — 2 раза в неделю;

с 4 лет — 1 раз в неделю.

Костно-мышечная система также продолжает расти и развиваться.

К 2 годам (в 24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса — 20 молочных зубов. С 5 лет начи­нается смена их на постоянные (в 6 лет — не менее 1-го постоянного зуба, в 7 лет — не менее четырех).

Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.

К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей.

В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако при этом несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, имеющий неустойчивые изгибы, легко искривляются и деформируются. Для предупреждения деформаций кос­тей особое внимание необходимо уделить:

достаточной двигательной активности;

адекватным физическим нагрузкам;

правильному подбору мебели и игрушек.

Характерно также развитие мышечной системы, на­растание силы, ловкости и массы мышц (диаметр мышц увеличивается в 2—2,5 раза). При этом отмечается пре­имущественное развитие крупных и средних мышц, обес­печивающих бег, ходьбу, прыжки. Развитие же мелких мышц и, следовательно, мелкой моторики происходит гораздо медленнее и продолжается до 9—10 лет. Для сти­муляции работы кисти детям рекомендуются специаль­ные упражнения (мозаика, кубики, рисование, штрихов­ка, лепка и т. д.).

Дыхательная система значительно развивается, со­вершенствуется функция газообмена в легких.

К 2 годам формируются придаточные пазухи носа.

До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая — нежной, слабозащищенной. В свя­зи с тем, что количество контактов у детей после года увеличивается, создаются условия для заболеваний рес­пираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, ОРЗ, бронхитами, пневмониями приходится на возраст 1—3 года.

к 2 годам — диафрагмально-грудной;

к 5 годам — грудной.

Частота дыхания: в среднем 25—30 (до 3 лет — 28—32; после 3 —25—30) в минуту.

Дыхательная аритмия — сохраняется до 2—3 лет.

При выслушивании до 2—3 лет определяется пуэрильное дыхание, затем постепенно дыхательные шумы осла­бевают и к 7 годам оно становится, как и у взрослых, — везикулярным.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в разме­рах, обогащается более разветвленной сетью капилля­ров.

в 1—3 года — 105—115 уд. в мин;

в 4—6 лет — 90—100 уд. в мин.

до 5 лет — 80 + 2n, где n — число лет ребенка; в 5 лет — 100 мм рт. ст.;

старше 5 лет — 100 + n, где n — число лет ребенка; АД min = 2/3-1/2 от АД mах.

Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции — фермента­тивная, двигательная, всасывающая и т. д. Однако сли­зистая оболочка остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами дис­пепсии.

К 2 годам достигают полного развития слюнные желе­зы, расширяется вкусовое восприятие, появляются ин­дивидуальные пищевые пристрастия. Длина пищевода к 5 годам — 16 см. Емкость желудка: в 2 года — 300—400 мл; в 3 года — 400—500 мл; в 5—6 лет — 1000 мл.

Сохраняет свое значение наличие нормальной микро­флоры в кишечнике ребенка. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет — до 1-го раза в сутки.

Значительно улучшаются функции печени, но остают­ся менее совершенными, чем у взрослых.

Мочевыделительная система претерпевает значитель­ные изменения. К 5—6 годам почки становятся анатоми­чески зрелыми, хотя функции их еще несовершенны. Суточный объем мочи составляет: до 5 лет 600 + 100 (n — 1), где n — число лет ребен­ка;

старше 5 лет 100 х (n + 5), где n — число лет ребен­ка.

Разовый объем мочи составляет 90—120 мл в сутки. Относительная плотность мочи — 1010—1020 ед. Частота мочеиспусканий 8—10 раз в сутки. Произвольное мочеиспускание формируется:

Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л.Ю. Кузнецова, А.А. Силаев, О.Л. ПОПова, кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава

Гигиена детей и подростков является разделом профилактической медицины, изучающим условия среды обитания и деятельности детей, ее влияние на здоровье и функциональное состояние растущего организма, разрабатывающим научные основы и практические меры, направленные на укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятное развитие ребенка. Знание основ гигиены детей и подростков необходимо практическим врачам для организации профилактических и оздоровительных мероприятий. В нашем журнале начинается публикация статей, посвященных актуальным вопросам гигиены детей и подростков.

Развитие ребенка подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. К ним относятся неравномерность, неодновременность и обусловленность полом процессов роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов.

Одним из основных принципов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является своевременное определение морфо-функциональной зрелости, готовности растущего организма к новым для него условиям и видам деятельности и организация с ее учетом возраста ребенка, профилактических и оздоровительных мероприятий. Определение морфофункциональной зрелости базируется в первую очередь на оценке соответствия возраста и гармоничности физического и психического развития ребенка.

По данным большинства исследователей, в настоящее время в России в физическом развитии детей и подростков отмечаются следующие тенденции:

  • завершение акселерации роста и развития;
  • увеличение числа детей с низким ростом и дефицитом массы тела, отставанием в биологическом развитии;
  • уменьшение широтных и обхватных размеров тела и функциональных показателей. Следует учитывать также, что вторая половина 20-го века характеризовалась определенными морфо-психологическими изменениями процессов развития человека:
  • астенизация (увеличение доли лиц астенического телосложения);
  • грацилизация (уменьшение широтных и обхватных размеров тела и общей массы скелетной мускулатуры);
  • андрогиния (сглаживание половых различий);
  • ювенилизация (увеличение доли людей с высоким уровнем интеллекта, слабой нервной системой и склонностью к интроверсии). ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯПри углубленных медицинских осмотрах обычно проводится измерение длины и массы тела. Длина тела является показателем, характеризующим ростовые процессы, масса тела -показатель, свидетельствующий о развитии костно-мышечного аппарата и подкожно-жировой клетчатки. Антропометрические и соматоскопические исследования должны проводиться в первой половине дня, в помещении с температурой воздуха, оптимальной для конкретной возрастной группы, и с естественным освещением. Инструментарий для этих исследований должен быть стандартизованным и подвергаться дезинфекции. При измерении длины тела ростомером необходимо, чтобы ребенок находился на площадке ростомера в положении смирно, касаясь вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами и межлопаточной областью, а голова устанавливается в положении, когда нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной плоскости, измерение проводится с точностью до 0,5 см. Измерение массы тела должно производиться с точностью до 100 г. Однако изучение физического развития не должно ограничиваться оценкой тотальных размеров тела, а включать и определение показателей, характеризующих биологический возраст, отражающих темпы индивидуального роста и развития. Существуют различные критерии для его определения: костный возраст (определяется рентгенологически), зубной возраст (определяется на основе числа молочных и постоянных зубов), половое развитие (определяется по степени развития вторичных половых признаков). При массовых медицинских обследованиях обычно определяют зубной возраст и степень полового развития. Современными научными исследованиями показана важность определения биологического возраста как для диагностики соматических заболеваний и выявления групп риска их развития, так и для определения неблагоприятного влияния факторов среды обитания. Ориентировочные возрастные показатели зубной зрелости и степени полового развития содержатся в руководстве для врачей "Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге" (Союз педиатров России, 1999), однако по возможности следует использовать для этих целей стандарты, разработанные в регионах [1, 8, 10]. С помощью этих нормативов устанавливается соотношение биологического и паспортного возраста (отставание или опережение). Помимо определения биологического возраста следует оценивать и гармоничность морфофункционального состояния. Для этого в первую очередь необходимо оценить соответствие массы тела его длине, для чего целесообразно использовать оценочные таблицы-шкалы регрессии массы тела по длине тела. С их помощью выделяют: нормальную массу тела, дефицит и избыток массы тела и низкорослость. При установлении избытка или дефицита массы тела следует оценивать не только разницу между фактической и нормальной массой тела (по шкалам регрессии для этого возраста, пола и роста), но и тип конституции ребенка, а также степень развития у него мышц и подкожно-жировой клетчатки. Для этого при осмотре ребенка следует отмечать рельеф мышц, их упругость, положение лопаток и форму живота. Описательные признаки могут быть дополнены измерением мышечной силы кистей рук и окружности плеча в свободном и напряженном состоянии в наиболее утолщенной части двуглавой мышцы правой руки, толщины кожно-жировых складок. Слабое развитие мускулатуры характеризуется сниженной упругостью мышц, плоской формой грудной клетки, отставанием углов лопаток ("крыловидные лопатки"), выступанием живота более чем на 2 см от линии грудной клетки, при этом мышечная сила ниже средних величин, а разница между окружностями плеч в свободном и напряженном состоянии менее 1 см. Избыточное жироотложение характеризуется сглаживанием рельефа костей и мышц и толщиной жировых складок более 1,5 см. Традиционными показателями функциональных возможностей при массовых профилактических осмотрах является определение силы сжатия кисти (динамометрии) и жизненной емкости легких. Для их оценки целесообразно использовать процентильные шкалы. Гармоничное морфофункциональное состояние определяется у детей с нормальными массой тела и функциональными показателями, дисгармоничное - при избытке или дефиците массы тела и (или) снижении функциональных показателей. Выявленные отклонения в физическом развитии являются маркерами определенных нарушений в состоянии здоровья. Дети с замедленным и ускоренным развитием, низкорослостью или избытком массы тела должны направляться к эндокринологу. Дети с дефицитом массы тела подлежат обследованию и наблюдению у педиатра для установления причин этих отклонений. У всех этих детей педиатру следует также оценить воздействие таких средовых факторов, как двигательная активность, питание и антропогенное загрязнение окружающей среды. Оценку физического развития детей по региональным стандартам можно считать наиболее отвечающей основной задаче практического здравоохранения - выявлению отклонений в развитии детей и подростков, установлению и устранению причин этих отклонений, разработке системы мер оздоровления и коррекции. Однако для решения этой задачи оценочные таблицы должны быть репрезентативными (отражать региональные особенности, быть численно насыщенными), релевантными (использоваться для характеристики той популяции, на которой разработаны) и каждые 15-20 лет обновляться. ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯНаряду с определением уровня физического развития одной из важнейших характеристик состояния здоровья является оценка нервно-психического развития ребенка. Ранняя диагностика отклонений в психическом развитии ребенка и направление к специалистам является задачей педиатра, так как осмотр малыша невропатологом происходит лишь при углубленных медицинских осмотрах, а психиатр консультирует детей только по показаниям. Критерии оценки гармоничности и соответствия возрасту психического развития изменяются с возрастом детей и подростков. Нервно-психическое развитие новорожденного определяется по соотношению периодов сна и бодрствования, характеру голосовой реакции и мышечного тонуса, наличию симметричных безусловных рефлексов, сенсорных реакций на свет и звук. Нервно-психическое развитие детей первого года жизни оценивается ежемесячно по степени развития зрительно-слуховых реакций, эмоциональной сферы, моторики, сенсорной речи. На 2-3-м году жизни критериями нервно-психического развития служат продолжающееся становление речи, развитие игровой деятельности (появление сюжетных игр), сенсорных функций, моторики и навыков самообслуживания. В дошкольном возрасте нервно-психическое развитие определяют по развитию речи, игровой деятельности (становление ролевых игр), отдельным составляющим интеллекта. Нормативы для оценки соответствия возрасту психического развития детей и подростков содержатся в сборниках морфо-функциональных констант детского организма, руководствах и учебниках по пропедевтике детских болезней [3]. Основными методами исследования нервно-психического развития являются наблюдение за ребенком в привычных для него условиях, опрос родителей и воспитателей. С 5-6 лет ведущим критерием соответствия нервно-психического развития возрасту начинает служить степень развития отдельных составляющих интеллекта. Традиционное использование педиатрами успеваемости ребенка в образовательном учреждении для оценки его интеллектуального развития не всегда объективно, так как успешность обучения ребенка и подростков определяется не только уровнем развития интеллекта, но и особенностями взаимоотношений учителя, ученика и его родителей. Более объективная оценка может быть проведена с помощью специальных психологических тестов, обязательно прошедших проверку на валидность (совпадение результатов тестирования и экспертной оценки интеллектуального развития ребенка), надежность (способность давать сходные результаты при повторном тестировании) и адаптированность к социокультурным особенностям региона. При установлении задержки психического развития ребенка педиатру необходимо оценить психологический микроклимат и наличие эмоциональной и когнитивной депривации в семье или детском учреждении, организацию питания детей и направить ребенка к невропатологу или психоневрологу. Гармоничность психического развития детей школьного возраста чаще всего определяется с помощью личностных опросников. Необходимость мониторинга психического развития детей и подростков, организации массовых исследований потребовала создания скрининговых методов оценки психического развития школьников. Институтом гигиены и охраны здоровья детей, подростков и молодежи ГУ НЦЗД РАМН был разработан сокращенный адаптированный вариант опросника Кеттела. Для определения выраженности черт характера, относящихся к психологическим факторам риска развития нервно-психических заболеваний (негативизм, трудности общения, интеллектуальное развитие, контроль эмоций, гиперактивность, застенчивость, тревожность, фрустрированность) в результате исследования репрезентативных групп детей и подростков и статистической обработки материала были отобраны наиболее чувствительные шкалы и вопросы. Метод рекомендован для использования при организации медицинского контроля за развитием и здоровьем детей в условиях образовательных учреждений [9]. Следует помнить, что дисгармоничность психического развития может служить причиной развития или обострения течения многих соматических заболеваний. Так, по данным специалистов ГУ НЦЗД РАМН, психосоматический компонент выявляется почти в 70% соматических заболеваний детей и подростков, особенно связанных с нарушениями нейро-эндокринной регуляции. Выявленная дисгармоничность психического развития требует углубленного обследования ребенка и его родителей у психолога. Неспецифическими проявлениями многих преморбидных состояний и скрыто протекающих заболеваний являются снижение умственной работоспособности и эмоционального состояния детей и подростков, что должно учитываться педиатрами. В раннем, преддошкольном и младшем дошкольном возрасте основным методом их изучения являются наблюдение и опрос родителей и воспитателей. Критериями оценки являются время произвольного внимания ребенка (как косвенный показатель умственной работоспособности), наличие, обоснованность и продолжительность различных эмоциональных реакций. Однако такая оценка затруднена отсутствием статистически обоснованных возрастных норм этих показателей. Начиная со старшего дошкольного возраста, для объективной оценки умственной работоспособности рекомендуется использовать метод корректурных проб (фигурных для дошкольников и учащихся 1 класса, буквенных для школьников), когда в течение определенного времени ребенку предлагается выделять один или несколько знаков [7, 8]. Оценка корректурной пробы проводится по объему выполненной работы и количеству допущенных ошибок. В качестве критериев оценки работоспособности обычно используются средние показатели и их сигмальные отклонения для данной возрастно-половой группы. Ориентировочные нормативы для корректурных буквенных проб школьников содержатся в работах Вирабовой А.Р. с соавт., Баранова А.А. с соавт. [1, 2, 8]. Эта методика также широко используется для изучения утомления детей при различных программах, методах и режимах обучения [7]. Выявление детей со сниженным уровнем работоспособности делает необходимым изучение их режима дня, объема учебной нагрузки, организации физического воспитания, обследование их для исключения скрыто протекающих заболеваний. Эмоциональное состояние в этом возрасте оценивается с помощью скринингового теста цветовыбора Люшера, когда ребенку предлагается осуществить поочередный выбор восьми разноцветных карточек в соответствии с его настроением. Показателем ухудшения эмоционального состояния служит наличие на 1-3-м местах дополнительных цветов - черного, серого, коричневого, фиолетового, а на 5-8-м местах основных - красного, желтого синего, зеленого [4, 9]. Для выявления преморбидных нарушений активности, самочувствия и настроения у подростков рекомендуется также применение стандартизованного опросника субъективной самооценки САН, позволяющего оценить выраженность нарушений и их динамику на фоне лечения и оздоровления [7]. Дети со стойким снижением эмоционального состояния должны быть проконсультированы у психолога и при необходимости направлены к психиатру. Таким образом, изучение и оценка физического и психического развития ребенка может помочь педиатрам в диагностике, лечении и профилактике заболеваний у детей и подростков. Продолжение следует.Сведения об авторах:
  • Наталия Дмитриевна Бобрищева-Пушкина, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава, канд. мед. наук
  • Любовь Юльевна Кузнецова, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава, канд. мед. наук
  • Александр Александрович Силаев, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава, канд. мед. наук
  • Ольга Леонидовна Попова, ассистент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава, канд. мед. наук Список литературы:
    1. Баранов А.А. с соавт. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. М., Династия, 2004.
    2. Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. Личностноориентированное обучение детей и подростков: гигиенические проблемы и пути решения. М., ГУ НЦЗД РАМН, 2006.
    3. Доскин В.А., Келлер Х., Мураенко Н.М. и соавт. Морфо-функциональные константы детского организма. М., Медицина, 1997.
    4. Люшер М. Цвет вашего характера. М., 1997.
    5. Методические рекомендации "Медицинская профилактика в общеобразовательных школах" М., ГУ НЦЗД РАМН, 2006.
    6. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. М., Союз педиатров России, 1999.
    7. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков /Под ред. Кучмы В.Р. М., ВУНМЦ, 1999.
    8. Нормативы физического развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, деятельности сердечно-сосудистой системы, адаптационного потенциала детей 8, 9, 10 лет. Пособие для врачей, М., ГУ НЦЗД РАМН, 2006.
    9. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. М., Промедек, 1993.
    10. Ямпольская Ю.А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков /Педиатрия, № 6, 2005, с. 73-76.

    Информация только для специалистов в сфере медицины, фармации и здравоохранения!

    Уход за здоровым ребенком в вопросах и ответах: развитие и прорезывание молочных зубов

    О.В. Гончарова, педиатр, д.м.н., завотделением охраны здоровья матери и ребенка ФГБУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, президент Общероссийской общественной организации «Союз женщин-врачей России»

    На протяжении первых месяцев жизни в развитии детей непрерывно происходят значительные перемены, касающиеся не только показателей роста и массы тела (физического развития), но также психического, двигательного, эмоционального, речевого и социального развития. Одним из основных показателей здоровья ребенка и важнейшим этапом развития челюстно-лицевой области является процесс прорезывания зубов. В этот период у родителей возникает огромное количество вопросов, с которыми они обращаются к педиатру или пытаются разобраться самостоятельно с помощью интернета и опыта знакомых и родственников. Статья посвящена актуальным вопросам прорезывания зубов, которые довольно часто задают взволнованные родители при посещении детского врача.

    – Как происходит развитие зубов у младенцев?

    – Развитие и дальнейшее прорезывание зубов представляет собой достаточно сложный процесс, осуществляемый под контролем нервной и эндокринной систем. Закладка и образование временных (молочных) зубов начинаются уже на 6–8-й неделе беременности, а в конце 4-го месяца эмбриональной жизни происходит гистогенез твердых тканей зуба. Сначала образуется дентин, затем – эмаль. Обызвествление тканей начинается в конце 5-го месяца эмбрионального развития. Во внутриутробном периоде осуществляются закладка и развитие также и постоянных зубов (резцов, клыков, малых коренных), начиная с 5-го месяца. При прорезывании зубов происходит дифференцирование тканей зуба, что сопровождается увеличением объема и созданием внутри зачатка давления. Осуществляется перестройка костной ткани впереди и позади зачатка, что при наличии напряжения внутри зачатка обусловливает его движение.

    – В каком возрасте должны прорезываться зубы у детей?

    – Молочные зубы обычно начинают прорезываться в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет в строго определенной последовательности. В возрасте 6–9 месяцев у ребенка начинают прорезываться первые зубы в самом центре нижней челюсти – центральные нижние резцы. За ними следуют молочные центральные резцы на верхней челюсти. Сроки прорезывания: 7–10 месяцев. Боковые резцы на нижней и верхней челюстях появляются в возрасте 9–12 месяцев. Обычно к первому году жизни у ребенка в норме должно быть 8 зубов, причем наличие 2–4 или 10 зубов в этом возрасте не является серьезным отклонением. Первые молочные моляры на обеих челюстях появляются в возрасте 13–19 месяцев. В шестнадцать месяцев в образовавшемся между молярами и боковыми резцами промежутке начинает прорезываться клык. Вторые жевательные зубы на нижней, а потом на верхней челюсти прорезываются последними. Полный набор из 20 молочных зубов должен сформироваться к трем годам.

    – Возможно ли смещение сроков прорезывания зубов при нормальном развитии ребенка и отчего это зависит?

    – Во-первых, сроки прорезывания зубов у конкретного здорового ребенка могут зависеть от генетических факторов: то есть от того, как они прорезались у родителей и даже у дедушек и бабушек. Во-вторых, от различных факторов внешней среды (климатические условия, характер питания, качество питьевой воды и др.). Нарушение сроков прорезывания зубов может быть вызвано наличием у ребенка рахита – в этом случае необходимо назначать витамины или препараты кальция для поддержания нормального минерального обмена.

    Как уже говорилось, полное формирование молочного зубного ряда обычно завершается к трем годам, однако в последние годы отмечаются более ранние сроки прорезывания молочных зубов. Процесс прорезывания начинается в 4 месяца, а заканчивается к 2 годам. Вместе с тем иногда у совершенно здоровых детей наблюдаются более поздние сроки прорезывания: прорезывание начинается в 8–10 месяцев, а заканчивается к 3–5 годам. Отмечено, что у детей пожилых родителей зубы прорезываются несколько раньше, чем у детей молодых родителей. У первенцев зубы начинают прорезываться раньше, чем у вторых и третьих детей.

    -Что делать при задержке прорезывания зубов?

    -Для того чтобы ускорить прорезывание, родителям можно рекомендовать купить специальные кольцевые игрушки — стимуляторы прорезывания зубов. Полезно делать и легкий массаж десны чистым пальцем, т. к. давление на десну облегчает и ускоряет прорезывание зубов, а холод уменьшает неприятные ощущения. В редких случаях у детей может быть выявлена адентия — отсутствие зачатков зубов. Если ребенку уже больше года, а зубы у него еще не начали прорезываться, нужно направить его на консультацию к врачу-стоматологу. В таких случаях наличие зубных зачатков проверяют с помощью рентгеновского снимка или радиовизиографа, что безопаснее.

    – Каковы симптомы прорезывания первого зуба?

    – Пропустить момент, когда у ребенка появляются первые зубы, достаточно сложно. Симптомами прорезывания зубов могут быть покраснение, воспаление десен и, возможно, уже набухший «белый шарик», из которого вот-вот появится зуб. Прорезыванию зубов предшествует обильное слюнотечение. Особенно резкое увеличение количества отделяемой слюны наблюдается между 5-м и 7-м месяцами. Это в определенной степени связано с механическим раздражением чувствительных нервов десны, готовящихся к прорезыванию зубами. Вытекание же ее из полости рта объясняется отсутствием навыка у ребенка регулировать количество слюны во рту и незначительной глубиной полости рта. Постепенно вырабатывается рефлекс по регулированию количества слюны во рту путем ее глотания; при прорезывании последующих зубов слюнотечение выражено меньше.

    Признаками физиологического прорезывания зубов являются: прорезывание зубов в определенные средние сроки; парность прорезывания; прорезывание зубов в определенном порядке.

    Однако прорезывание зубов может сопровождаться, например, повышенной возбудимостью: ребенок становится беспокойным, капризным, плачет по ночам, отказывается от еды; но в то же время берет в рот любой предмет, т. к. жевание уменьшает зуд в деснах. При этом усилено выделение слюны, которая может вызывать раздражение кожи в области рта. Температура тела может повышаться до субфебрильной (в пределах 37,8°). Однако лихорадка не обязательно сопровождает прорезывание зубов. Так, некоторое ослабление иммунитета во время прорезывания зубов создает благоприятные условия для присоединения вторичной инфекции, которая проявляется тошнотой, рвотой, болью в ухе, диареей, кашлем, сыпью, фебрильными значениями температуры тела. Эти симптомы должны служить поводом для обращения родителей к врачу.

    – Какие средства помогают справиться с болью?

    – Самое простое средство— холод, который облегчает боль и уменьшает отек. В аптеках представлены специальные прорезыватели, наполненные водой. Перед тем как дать ребенку, их охлаждают в холодильнике. Родители должны знать: замораживать пререзыватели нельзя, они могут треснуть и повредить десну. Прохладный прорезыватель будет оказывать обезболивающий эффект, а его бугристая поверхность – эффект массажа десен. Если холод не помогает, можно рекомендовать для смазывания десен стоматологический гель, содержащий противовоспалительные и обезболивающие средства. При сильной боли можно назначить ребенку обезболивающий препарат. Применяются специализированные, различные по составу зубные гели с анестетиками, антисептиками. Дентальные адгезивные пасты (есть для наружного применения – не перепутайте), обладающие репаративными свойствами, полезны при наличии кровоточащих раны или болезненных язвочках.

    Родителям следует напоминать о четком соблюдении рекомендованных правил приема, в первую очередь частоты применения. Содержащийся в геле местный анестетик при бесконтрольном применении может способствовать урежению сердечного ритма. Почти все гели содержат лидокаин и инертные наполнители (ментол для охлаждения, вкусовые добавки и вяжущие средства). Поэтому при применении монопрепаратов и комбинированных лекарственных средств, включающих анестетики, антисептики и т. д. возможно развитие аллергических реакций различной степени выраженности. Гели, имеющие сладкие вкусовые добавки, ограничены к применению у детей с диатезами. Немаловажной особенностью этой группы лекарственных средств являются возрастные ограничения. Одни препараты возможно применять с 3 месяцев, другие с 5–6 месяцев. В то же самое время применение гелей с анестетиками ограничено однонаправленностью действия, помогает справиться с болью, однако не решает вопроса о нивелировании всего комплекса неприятных, подчас достаточно интенсивных симптомов, возникающих при прорезывании зубов.

    – Что мы можем предложить родителям, если у их ребенка период прорезывания зубов сопровождается целым «букетом симптомов», ухудшающих самочувствие ребенка?

    – Для решения проблемы у детей с выраженной симптоматикой в период прорезывания применяются комплексные гомеопатические препараты, способные влиять сразу на несколько основных проявлений состояния, беспокоящего ребенка при прорезывании зубов. Французская фармацевтическая компания «Лаборатория Буарон» представила на российском рынке средство, применяемое для уменьшения болезненных ощущений при прорезывании зубов у детей – Дантинорм Бэби, который выпускается в виде раствора. В состав препарата входят компоненты, эффективно воздействующие на разные симптомы прорезывания зубов: ромашка аптечная, которая традиционно используется для снятия раздражения и болезненных ощущений, а также при некоторых ЛОР-патологиях; индийский плющ, применяющийся для уменьшения болевого синдрома и воспаления десен; ревень лекарственный, использующийся при нарушениях пищеварения. Дантинорм Бэби не содержит консервантов и красителей, не имеет вкуса, что важно при применении у младенцев. Его отличает безопасность и отсутствие значимых побочных эффектов, а также комфортность применения. Препарат выпускается в специальной гигиеничной упаковке. За время применения препарата, существующего с 1994 г., не было зарегистрировано аллергических реакций. Дантинорм Бэби не имеет возрастных ограничений. Содержимое одного контейнера соответствует одной дозе препарата, которую легко закапать в рот ребенка, избегая контакта раствора с руками.

    – Какова схема применения местных средств для облегчения состояния ребенка при прорезывании зубов и как часто можно их использовать?

    – Все зависит от конкретного препарата. Гели применяют путем нанесения на область десен от 2–3 до 6 раз в зависимости от конкретного лекарственного средства. Дентальную пасту наносят полоской длиной около 0,5 см, не втирая, на слизистую оболочку тонким слоем пальцем или при помощи ватной палочки, а затем слегка смачивают нанесенную пасту водой. Процедуру повторяют 3–5 раз/сут, после еды и перед сном. Определенного режима приема Дантинорм Бэби не существует. Курс приема препарата составляет 3 дня. При этом закапывать раствор в ротовую полость рекомендуется 2–3 раза в день в перерывах между кормлениями.

    – Что делать, если температура повысилась до фебрильных цифр?

    – Небольшое повышение температуры допустимо, это нормально. Но если температура очень высокая, то очевидно, что причина этого – в присоединившейся инфекции. На месте выхода зубов образуется ирритация, часто рана (от трения и по причине лизиса) инфицируется. Возникновение при прорезывании зубов симптомов ОРВИ или диареи объясняется резким изменением диеты и режима питания, наличием инородных предметов во рту и нарушением микрофлоры, а также ослаблением местного иммунитета в носоглотке ребенка.

    Подводя итог, следует выделить ключевые моменты:
    1) задержка сроков прорезывания (дольше чем на 1–2 месяца от нормы) может быть следствием рахита, инфекционного заболевания, продолжительного нарушения функции кишечника и изменений в обмене веществ;
    2) более раннее прорезывание зубов (ранее 1–2 месяцев до нормы) может свидетельствовать об эндокринных нарушениях;
    3) нарушение очередности, отсутствие того или иного зуба также может быть результатом каких-то отклонений в состоянии здоровья ребенка или быть следствием перенесенных матерью заболеваний в период беременности;
    4) прорезывание зуба вне дуги зубного ряда может быть вызвано неправильным положением оси зуба (горизонтальное или косое);
    5) причины неправильного формирования самого зуба (размер, форма, положение, цвет, недостаток эмалевого покрытия) должны быть проанализированы специалистом;
    6) достаточно редко, но все же выявляют появление зубов еще до рождения ребенка. Зубы мешают ребенку сосать грудь матери, обычно их удаляют;
    7) для уменьшения выраженности симптоматики применяются препараты, обладающие обезболивающим, антимикробным, противовоспалительным действием в зависимости от состава лекарственного средства;
    8) предпочтителен прием препаратов, оказывающих воздействие на весь основной симптомокомплекс, возникающий при прорезывании зубов.

    – Что еще нужно обязательно рекомендовать родителям детей, у которых режутся молочные зубы?

    – Родителям следует настоятельно рекомендовать соблюдать правила гигиены полости рта ребенка:
    – необходимо регулярно протирать лицо малыша специальным полотенцем, чтобы удалить слюну и предотвратить раздражение на коже,
    – следует аккуратно промакивать слюну, избегая грубого трения (мягкое полотенце, салфетка), чтобы не вызвать раздражение вокруг рта,
    – рекомендуется давать ребенку что-нибудь погрызть. Специальные кольца для прорезывания, которые продаются в аптеках, также способствуют облегчению состояния ребенка. Но нельзя привязывать кольцо для прорезывания на шею ребенку, чтобы тот не запутался в ленте,
    – в период прорезывания необходимо соблюдать максимально высокий уровень гигиены полости рта во избежание присоединения вторичной инфекции,
    – важно помнить, что с появлением зубов нужно заниматься профилактикой кариеса, т. к. сразу после прорезывания зубы подвергаются агрессивному воздействию внешней среды. На них оседают микробы, образуется зубной налет, в котором активно вырабатываются кислоты. Под их влиянием эмаль молочных зубов легко разрушается и образуется кариозная полость. Выработка кислоты особенно активно происходит в присутствии сахара. Поэтому причиной развития кариеса в первые годы жизни часто становится ранний переход на искусственное вскармливание, особенно если ребенок подолгу сосет сладкие молочные смеси или соки из бутылочки с соской,
    – родители не должны облизывать соску и пробовать детской ложкой пищу ребенка. Так можно защитить рот малыша от бактерий, которые содержатся в слюне взрослого,
    – по возможности нужно уменьшить содержание сахара в детской диете, давать воду или натуральный сок вместо подслащенных напитков и никогда не давать сладкое питье в качестве «снотворного средства»,
    – следует приучить годовалого малыша после еды выпивать несколько глотков воды, а после двух лет – полоскать рот после приема пищи,
    – важно приучить ребенка чистить зубы после каждого приема пищи или по крайней мере дважды в день, в т. ч. обязательно перед сном.

    В жизни ребенка различают три периода развития прикуса: молочный, сменный и постоянный. Период молочного прикуса продолжается с первого дня жизни до 6-го года; сменного — от 6 до 13—15 лет; постоянного —от 15 лет до конца жизни.
    Прорезывание зубов молочных и постоянных характеризуется следующими четырьмя закономерностями: сроки, порядок, парность и последовательность.

    В течение первого года жизни ребенка прорезываются вначале центральные, а затем боковые резцы; у годовалого ребенка обыкновенно уже есть все 8 резцов. Приблизительно у полуторагодовалого ребенка появляется первый моляр, а спустя несколько месяцев — молочный клык (А. И. Евдокимов и Т. И. Альбанская).

    Тем не менее клыку никогда не угрожает опасность тесного стояния из-за отсутствия места, которое могло быть занято прорезавшимся первым молочным моляром, так как еще до прорезывания моляра клык уже занимает свое место внутри альвеолярного отростка, находясь под слизистой оболочкой.

    Если же молочный моляр прорезался мезиально, то клык всегда имеет возможность его отодвинуть кзади, так как второй моляр еще не прорезался. За клыком прорезывается второй молочный моляр. До прорезывания моляров боковые сегменты альвеолярных валиков находятся в контакте и высота нижней трети лица ребенка еще небольшая. Первое повышение прикуса и вместе с тем удлинение нижней трети лица ребенка начинаются с появления первых молочных моляров.

    Последние играют ту же роль в молочном прикусе, что и постоянные — в сменном. Они поддерживают прикус на определенной высоте, и их морфологические особенности имеют большое функциональное значение.

    Парность прорезывания выражается в том, что одноименные зубы на каждой половине челюсти прорезываются одновременно. Нарушение парности прорезывания одноименных зубов на различных сторонах челюстей является признаком отставания роста этой стороны и может быть при известных условиях причиной аномалийного развития челюстей и зубных рядов. Что касается последовательности прорезывания зубов, то прорезываются сначала нижние зубы, а потом одноименные верхние, за исключением боковых резцов, из которых верхние чаще прорезываются раньше нижних.

    Однако из этого правила о порядке прорезывания верхних и нижних зубов и особенно о сроках прорезывания зубов бывают частые исключения. Это объясняется тем, что прорезывание зубов является фактором роста всего организма в целом. Неполноценное развитие организма влечет за собой задержку прорезывания той или другой группы зубов, а также нарушение порядка прорезывания.

    Сроки прорезывания молочных зубов

    Особенности молочного прикуса

    После окончания формирования молочного прикуса, т. е. к 2,5—3 годам жизни ребенка, взаимоотношение между верхним и нижним зубными рядами отличается следующими признаками:

    1) верхний зубной ряд больше нижнего;
    2) зубные ряды—верхний и нижний — имеют форму полукруга с большим радиусом на верхней челюсти;
    3) каждый верхний или нижний зуб смыкается с двумя антагонистами: верхний —с одноименным и позади стоящим нижними зубами; нижний — с одноименным и впереди стоящим верхними зубами; исключение составляют нижние центральные резцы и верхние вторые моляры, которые имеют только по одному антагонисту; 4) средние линии между верхними и нижними центральными резцами лежат в одной сагиттальной плоскости;
    5) верхний первый моляр, смыкаясь на каждой стороне с двумя нижними молярами в мезио-дистальном направлении, покрывает приблизительно 2/3 нижнего первого моляра и 1/3 нижнего второго;
    6) моляры и фронтальные зубы укладываются своими жевательными и режущими поверхностями в одной плоскости, т. е. не образуют ни трансверзальной, ни сагиттальной кривой.

    В этой характеристике молочного прикуса не указаны следующие признаки: физиологические диастемы и тремы, а также стертость зубов. Среди перечисленных признаков молочного прикуса отсутствует также признак, характеризующий взаимоотношение между верхними и нижними зубными рядами, т. е. не указано, является ли молочный прикус ортогнатическим (ножницеобразным, псалиодонтным) или прямым (щипцеобразным, лабиодонтным). Между тем по этим вопросам существуют разные мнения.

    Одни авторы считают, что верхние зубы перекрывают нижние, т. е. молочный прикус ортогнатичен; другие — считают, что молочный прикус прямой. Указанные разногласия объясняются тем, что как те, так и другие авторы не подходят дифференцированно к разным периодам существования молочного прикуса.

    Поэтому мы занялись исследованием особенностей молочного прикуса. Для этой цели обследовали 400 детей в детских садах Москвы в 1949 г. в возрасте от 2,5 до 6 лет. При обследовании детей интересовались следующими сведениями: социальное происхождение, возраст, пол, характер зубной окклюзии (прикус), диастемы (размер промежутка и количество), степень стираемости и зубная формула.

    Развитие зубов у детей

    Каждому возрастному периоду свойственны как определенные особенности развития зубов, так и заболевания, которые преимущественно проявляются именно в это время. Поэтому каждый период имеет свою специфику при оказании детям стоматологической помощи. Умение найти подход к ребенку в психологическом плане и умение принять правильное решение при тех или иных обстоятельствах относятся к особенностям возрастного лечения в первую очередь.

    Развитие зубов у детей от рождения до 12 лет

    Многие родители наивно полагают, что проблемы стоматологического характера у ребенка связаны в основном с наследственностью. Это общее заблуждение приводит к тому, что с раннего возраста малыша родители не уделяют достаточно внимания зубкам и ротовой полости, не помогают ребенку выработать привычку правильно ухаживать за своими зубами. А ведь именно в раннем детском возрасте закладываются основы поведения будущего чистюли.

    О первых признаках прорезания зубов, сроках прорезания и как облегчить прорезывание зубов, мы писали в статье – Что делать при появлении у ребенка первых зубов?

    До появления первого зуба

    Уже в 6–8 месяцев родители сталкиваются с проблемой прорезывания зубов. Для некоторых этот период становится настоящим испытанием. Обращаемся к родителям – приходите в нашу клинику и проконсультируйтесь у детского стоматолога по всем волнующим Вас вопросам. Вы узнаете много полезной и нужной информации о периоде прорезывания зубов у детей. Консультация детского стоматолога бесплатная.

    Уход за первыми зубками

    Детские зубы в возрасте от 6 месяцев до 2 лет

    Прорезался первый зуб малыша. Обычно это передние зубы, резцы на верхней или нижней челюсти. Даже если во рту всего один зубик, необходимо тщательно ухаживать за ним. После резцов в скором времени появляются моляры и клыки. Заблуждением является мнение о том, что ухаживать за зубами малыша можно только после года. До этого возраста уход осуществляется с помощью средств, которые не смогут поранить или нанести вред нежным деснам ребенка. В этой роли могут выступать марлевые салфетки или специальные палочки. После года малышу обязательно нужно приобрести первую мягкую зубную щетку. Будьте внимательны при выборе: подбирайте щетку с маленькой головкой и мягкими щетинками. Уход за зубками проводим утром и вечером.

    В начале, пока малыш привыкает к увлекательной процедуре, родители должны помогать ему чистить зубы. Затем своим собственным примером демонстрировать, как нужно ухаживать за ротовой полостью. Разместитесь удобнее перед зеркалом и начинайте.

    • Зубы нужно обрабатывать со всех сторон.
    • Зубная щетка двигается по направлению от десны к краю зубика.
    • Движения зубной щетки должны напоминать движения метлы, которая тщательно сметает весь мусор с поверхности зубов.
    • Начинаем чистку с передней поверхности зубов, переходим на середину, а затем чистим заднюю стенку зуба.
    • Чистить жевательную поверхность зубов следует по направлению от края челюсти к середине с одной стороны и с другой. Малыш должен открыть рот шире, для того чтобы щетку можно было поставить на жевательную поверхность и хорошенько «подмести» ее.

    Выбирайте специальную детскую зубную пасту без большого количества абразивных веществ, для малышей подойдет паста в виде геля. Не стремитесь выбрать пасту с большим содержанием фтора. В таком возрасте от него будет больше вреда, чем пользы. Не все дети могут чистить зубы, не проглотив при этом какое-то количество пасты. Статистика утверждает, что 30–60% малышей глотают пасту при чистке. Пусть это происходит нечаянно, но выбирайте ту пасту, которая не нанесет вреда здоровью ребенка при проглатывании.

    В 2–3 года многие дети уже осваивают азы чистки зубов, но взрослым все же стоит присутствовать при данной процедуре, контролировать правильность ее проведения. К трем годам малыш постепенно осваивает сложную науку, а родители на собственном примере должны показывать, что уход за детскими зубами и полостью рта является важной ежедневной задачей. Несомненно, должен присутствовать элемент игры. Можно чистить зубы игрушкам, куклам и мишкам, демонстрируя ребенку правильность выполнения процедуры. Малыш может поэкспериментировать и почистить ваши зубы. Начните обучение без пасты, постепенно добавляя небольшое ее количество. Приучите малыша к тому, что помимо ежедневной чистки необходимо проводить полоскание ротовой полости после еды.

    Детские зубы в возрасте от 2 до 5 лет

    К 2.5 – 3 годам формируется временный прикус. Для ребенка с 2 до 5 лет нужно пересмотреть арсенал средств по уходу за детскими зубами и полостью рта. Детские зубные щетки все также должны иметь мягкие щетинки. Можно использовать пасту с небольшим содержанием фтора. В состав используемой детской зубной пасты должны входить специальные минерализующие добавки. Ко всему вышеперечисленному желательно добавить ополаскиватель для полости рта — выбирайте состав без содержания спирта.

    Детские зубы в возрасте от 5 до 12 лет

    Период с 5 до 12 лет является очень важным в развитии организма ребенка, это касается и системы зубов малыша. Ротовая полость должна содержаться в чистоте, обратите внимание на то, что в данном возрасте происходит созревание эмали. Плохая гигиена полости рта приводит к стоматологическим заболеваниям. Следует также помнить, что кариозные зубы являются очагами инфекции для всего организма ребенка.

    После 5.5 – 6 лет появляется первый постоянный моляр (всего их 4). Родители должны знать о том, что эти зубы не меняются, они являются постоянными. Именно первые постоянные моляры играют важную роль в формировании постоянного прикуса.

    Этот период становится довольно сложным с точки зрения стоматологии, ведь одновременно появляются моляры и выпадают молочные зубы. С 7 до 9 лет прорезываются резцы, затем до 12 лет появляются премоляры. С 12 до 13 лет у ребенка вырастают вторые моляры и клыки. Помимо этого в данный период активно созревает эмаль.

    Рекомендуется использовать фторсодержащие пасты, для того чтобы избежать развития кариеса, контролировать обмен веществ микроорганизмов, которые могут выделять много кислоты, разрушающей эмаль. Паста с содержанием фтора препятствует образованию налета на зубах, если эмаль начала разрушаться, то паста способствует нормализации состояния зубов.

    Бережем зубы смолоду

    Если в молочных зубах начинает развиваться кариес, то родители отмахиваются от него, говоря, что все равно зуб выпадет и ничего страшного здесь нет. Лечить кариес в молочных зубах они и не помышляют, ведь все равно удалять. Однако, лечить молочные зубы необходимо! Именно первые зубы играют важную роль в формировании всей челюстной системы ребенка. На их основе затем вырастают постоянные зубы, которые могут занять неправильную позицию во рту. А если инфекция проникнет внутрь кости и повлияет на развитие еще не появившегося постоянного зуба, в результате мы получим кривой или недоразвитый зуб.

    Зубной налет у детей. Так ли он страшен?

    Вредные микроорганизмы способны нанести вред не только детским зубам, но и всему его организму малыша. Микробы могут вызвать воспаление десен. Определить, есть ли у вашего малыша проблемы с деснами, очень просто. Достаточно присмотреться, есть ли кровоточивость во время чистки. О воспалении десен расскажет и неприятный запах изо рта. Зубной налет способен вызвать кариес. Учеными было доказано, что без микроорганизмов кариес развиться не сможет. Поэтому именно зубной налет, скопление вредных микробов, таит в себе серьезную опасность для маленького ротика. Микробы вырабатывают кислоту, которая разрушительно действует на эмаль зубов. Необходимо объяснить малышу, что своевременное полоскание полости рта и чистка зубов позволяют избавить наш рот от вредных бактерий. Детский организм характеризуется тем, что все процессы развиваются в нем довольно быстро, не исключением становится и разрушительное действие микроорганизмов.

    Детский кариес и его последствия

    Гастрит, аллергия, нервные расстройства, кожные высыпания, колит, эндокринные заболевания, проблемы с сердцем, заболевания, связанные с печенью, почками и поджелудочной железой, — вот краткий перечень тех проблем, которые несет детскому организму злосчастный кариес. Английские ученые установили, что данным заболеваниям в 12 раз чаще подвержены люди с кариесом, чем те, которые имеют здоровые зубы и внимательно относятся к уходу за полостью рта.

    Зубы и десны должны находиться в здоровом состоянии, только тогда они не станут причиной многочисленных заболеваний, которые начинают развиваться в раннем возрасте. Проникая в организм через ротовую полость, вредные бактерии вызывают патологические изменения в органах ребенка. Поэтому профилактика кариеса и воспаления десен должна стать приоритетной задачей заботливых родителей.

    Счастливый малыш — здоровый малыш!

    Не существует чудесного лекарства от кариеса, которое позволило бы одним махом очистить ротовую полость ребенка от вредоносных микроорганизмов. Профилактика заболеваний подобного рода становится основным способом борьбы с кариесом. Вряд ли ваш малыш будет бояться визитов к стоматологу, если Вы регулярно посещаете с ним детского врача, независимо от того, есть на данном этапе у ребенка проблемы с зубами и деснами или нет. Чем раньше выявлен кариес, тем проще и быстрее его лечение, а значит, и ребенку будет легче переносить ту или иную врачебную манипуляцию.

    Лучше всего продемонстрируют правильность утверждения о том, что чистить зубы необходимо, сами родители на собственном примере. Чистите зубы вместе со своим малышом, таким образом вы сможете контролировать, правильно ли он осуществляет процедуру, добросовестно ли подходит к данному делу. Грамотность родителей в вопросе воспитания основных гигиенических навыков ребенка крайне важна. Передавая накопленный опыт и знания малышу, вы приучаете его к правильному образу жизни, который станет залогом здоровья его организма. Улыбка ребенка будет не только здоровой, но и красивой!

    Профилактический осмотр ребенка в кабинете детского стоматолога один раз в 6 месяцев позволит заблаговременно предупредить развитие негативных процессов в ротовой полости, исправить прикус, устранить появившиеся проблемы. В том случае если ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска, следует чаще наведываться в детскую стоматологию.

    Читайте также: