Квалификационная категория зубных врачей

Опубликовано: 27.04.2024

У специалистов, которые буквально спасают или воссоздают на пустом месте белоснежные зубы – стоматологов есть не только специализации, но и категории.

С какой категории врач-стоматолог стартует в начале своей карьеры и какую категорию стоматолог может получить спустя несколько лет и несет ли это в себе какие-либо плюсы? Попробуем разобраться.

Стоматология – наука интересная. Правда, большинство готово с интересом к ней относиться, находясь при этом как можно дальше от представителей этой самой стоматологии. Тем не менее, в качестве будущей профессии, очень многие молодые люди, имеющие интерес к медицине, рассматривают для себя стоматологию.

Получить категорию врача-стоматолога повыше – это уже следствие развития в профессии, а для начала таковым врачом нужно стать. И нужно сказать, что вот как раз-то стать стоматологом очень и очень нелегко. Это достаточно долгий процесс и он требует множества усилий и упорного труда, так же как, любая медицинская профессия. Поступить в медицинский вуз непросто, успешно закончить его еще сложнее. Но, все же, игра стоит свеч и стать стоматологом – это очень достойный выбор. Эта одна из самых высоко оплачиваемых специализаций среди медиков. Не говоря уже о том, что это весьма интересно занятие, хоть и не каждому оно подойдет.

Категории стоматологов

Итак, чтобы стать врачом-стоматологом, надо закончить медицинский вуз. В вузе, кстати, нужно будет выбрать свою специализацию. Ведь помимо категорий, есть и специализации стоматологов. - терапевт, пародонтолог, ортодонт, детский стоматолог и другие.

Закончив обучение в вузе, нужно закончить интернатуру и можно начинать работать стоматологом. С получением опыта повышается и квалификация стоматолога. Но как же определить, на каком уровне находится эта квалификация, какой у доктора опыт работы? Для этого существует такая штука, как категории врачей-стоматологов.

Врачи-стоматологи, так же как врачи других специальностей, могут получить свои квалификационные категории в соответствии с законодательно установленной процедурой и списком требований для каждой категории стоматологов.

Среди рабочих профессий есть множество категорий – от первой и до шестой. У стоматологов все значительно уже. Существуют вторая, первая и высшая категории врача-стоматолога. Получение их регламентирует Федеральный закон, а также приказы Министерства здравоохранения.

Базовая категория врача-стоматолога

Сначала врачам присуждают вторую категорию – это и есть базис, затем – первую и уже самые опытные и мастеровитые получают высшую.

Чтобы получить свою категорию, врач-стоматолог должен соответствовать определенным требованиям. Для второй категории стаж работы стоматолога по специальности должен быть не менее трех лет, он должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку, владеть современными методами диагностики, лечения и профилактики стоматологических болезней.

Для первой категории врача-стоматолога, стаж работы уже должен быть не менее семи лет, специалисту положено иметь крепкую теоретическую и практическую подготовку и необходимый опыт практических действий. Врач-стоматолог первой категории должен быть хорошо знаком со смежными своей специальности дисциплинами. Должен, кроме владения современными методами стоматологии, также активно участвовать в научно-практической деятельности своего медицинского учреждения.

Самая сложная - высшая категория врачей-стоматологов подразумевает стаж работы не менее десяти лет, наличие высокой профессиональной практической и теоретической подготовки. Само собой разумеющееся, что специалист должен, так же как и врачи предыдущих категорий, в совершенстве владеть всеми современными методами диагностики, профилактики и лечения пациентов со стоматологическими заболеваниями.

Врач высшей категории должен быть хорошо знаком со смежными для себя дисциплинами, должен иметь хорошие показатели своей трудовой профессиональной деятельности, должен принимать непосредственное участие в научно-практической работе того лечебного учреждения, где он трудится и уделять пристальное внимание повышению своей квалификации.

Получение категории стоматолога

Очевидно, что для получения категории, ключевым является стаж. Но просто пройти обучение на стоматолога и далее работать по специальности не получится. Потребуется регулярное повышение квалификации, переобучение и постоянное обновление знаний. И, конечно, это еще не гарант, ведь решение о признании специалиста еще большим специалистом принимается не автоматически, а на основе решения аттестационной комиссии.

Если специалист уверен в том, что он может претендовать на повышение своей категории, нужно подготовить документы:

  • заявление на имя председателя местной аттестационной комиссии. В нем нужно указать на какую квалификационную категорию претендует специалист, есть ли у него уже присвоенные категории, если есть, то должна быть указана ее дата;
  • напечатанный квалификационный лист, который заверяется отделом кадров лечебного учреждения, где специалист работает;
  • аттестационный отчет о профессиональной деятельности, который должен быть согласован с руководителем специалиста и заверен печатью. Этот отчет включает анализ трудовой профессиональной деятельности врача за последние 3 года.

Отчет должен выглядеть следующим образом:

  • Первая глава включает сведения о лечебном учреждении, где работает специалист-стоматолог, о стоматологическом отделении этого учреждения, технической оснащенности кабинета стоматологии и, непосредственно, рабочего места врача.
  • Во второй главе содержится отчет о деятельности стоматолога за три года. Здесь должно быть проанализировано, какова динамика работы, положительная ли она. Должно быть освещено, как врач-стоматолог осваивает современные технологии и методы лечения. Здесь же приводится статистика и качественные и количественные показатели работы в виде таблиц или графиков. К таблицам и графикам должны быть сделаны краткие выводы (1-2 предложения). Приветствуется, если будет упомянуто, какие методы лечения специалист применяет в работе.
  • Третья глава содержит анализ новых методов профилактики и лечения.

Как видите, категория стоматолога – это не стандартный этап в жизни специалиста, а весомый труд, который предполагает не просто опыт работы, но еще и постоянное обучение во время всего периода своей карьеры. И все же, для врача-стоматолога категория - это возможность отметить в своей жизни высокий профессионализм. Поэтому, оно того стоит!

Как медику получить квалификационную категорию?

Медработники, имеющие определенный опыт работы, могут получить категорию. Это оценка знаний и практических навыков специалиста. Оценивает специалиста экспертная комиссия. Аттестацию проходят добровольно, по её итогам присваивается квалификационная степень, подтвердить или повысить которую необходимо через 5 лет.

Аттестация необходима для повышения качества предоставляемой медицинской помощи. Она мотивирует работника повышать уровень своей квалификации.

Что нужно для получения врачебной категории?

Категории присваиваются одна за другой. Сначала медработник, имеющий 3-летний опыт работы, претендует на вторую степень. Затем при наличии стажа в 5 лет можно получить и первую. Следующая степень – высшая, её присваивают медикам со стажем не менее 7 лет. «Перепрыгнуть» через категорию нельзя.

Получение квалификационной категории медработником

Одного опыта работы для присвоения категории недостаточно. Требуется пройти экзамен. Порядок его проведения и требования к кандидату, к его знаниям теории и практическим навыкам определены в Приказе Минздрава России от 23.04.2013 №240н.

Присвоение степени увеличивает доверие пациентов, способствует карьерному росту, а значит, и увеличению зарплаты. Прибавка к зарплате гарантирована Приказом Минздрава №696н от 31.10.2014. Прибавка сохраняется при подтверждении категории, а если специалист не сдал в установленный срок экзамен, то право на получение надбавки за разряд он теряет.

Сертификат или свидетельство об аккредитации дают специалисту с дипломом о профессиональном образовании разрешение на осуществление медицинской деятельности. Без прохождения сертификации медработники не могут быть допущены к работе.

Как врачу аттестоваться на квалификационную категорию?

Степень квалификации необходимо подтвердить на аттестационном экзамене. Его нужно проходить каждые пять лет, но медицинский специалист может претендовать на повышение степени при наличии желания и через три года.

Аттестация медперсонала

Аттестацию проводит экспертная комиссия, оценивающая знания и навыки соискателя. Она может быть центральной, территориальной, ведомственной. Чтобы пройти экзамен, нужно подать на рассмотрение комиссии пакет документов.

Базовый перечень документов:

  • заявление в свободной форме;
  • копия трудовой книжки;
  • копии документов об образовании;
  • при наличии квалификационного разряда – копия документа о его присвоении;
  • отчёт о профессиональной деятельности, составленный претендентом, подписанный руководителем заведения и заверенный печатью; работники среднего звена составляют его за год работы, специалисты с высшим образованием – за три года;
  • аттестационный лист, составленный по форме, рекомендованной Приказом Минздрава № 240н и заверенный отделом кадров.

Могут потребоваться и иные документы, например, характеристика или ходатайство от главного врача. Если какие-то бумаги составлены на иностранном языке, то необходимо приложить их заверенный нотариусом перевод.

Полный перечень документов и адреса комиссий приводятся на сайте Департамента здравоохранения региона. Пройти аттестацию можно в любой комиссии по выбору соискателя.

Документы предоставляются лично или направляются заказным письмом с описью вложений. Представить документы нужно за 4 месяца до истечения срока действия имеющейся категории.

Комиссия получает, регистрирует и проверяет документы. Может отклонить весь пакет или отдельный документ. В том случае соискатель получает отказ и должен исправить обнаруженные нарушения. Если документы представлены по правилам, соискателя приглашают для прохождения тестов и собеседования.

Экспертная комиссия проводит открытое голосование. Решение принимают большинством голосов. При равном распределении право решающего голоса имеет председатель.

  • На проверку документов отводится 7 дней .
  • На рассмотрение документов – 30 дней .
  • На проведение экзамена и принятие решения о присвоении категории – 70 дней после регистрации заявления.

Результаты голосования заносят в протокол и направляют его в Департамент здравоохранения региона. Там издают акт о присвоении категории. Выписку из него направляют медработнику. Весь процесс – от подачи документов до получения выписки комиссии о присвоении категории – должен занимать не более 120 дней . Обжаловать решение экспертной комиссии можно в течение одного года.

Как проходит аттестационный экзамен?

Комиссия заседает очно или дистанционно – с использованием телекоммуникаций. Возможно выездное заседание.

Аттестационный экзамен для медиков

Квалификацию специалиста проверяют следующими способами:

  • проверка отчета соискателя о работе;
  • прохождение специализированных тестов на знания в той или иной области (пробные варианты тестов есть в Интернете), успешным считается результат, когда ошибки не превышают 30% от общего числа вопросов;
  • собеседование – его проходят после успешной сдачи тестов.

Экспертная комиссия оценивает:

  • уровень знаний соискателя по его специальности;
  • владение современными методиками диагностирования, профилактики и лечения;
  • способность ориентироваться в сфере здравоохранения и использовать её новации;
  • стремление совершенствовать свою работу.

Этого достаточно для получения второй категории. Чтобы получить первую, дополнительно нужно иметь познания в областях, смежных с работой соискателя. К тому же, претендент на первую категорию должен исполнять функции организатора в работе своего отделения.

Чтобы получить высший разряд, необходимо уметь применять специальные методики для постановки диагнозов и новые технологии – для своей работы.

Отказать в присвоении категории могут в таких случаях:

  • неявка на комиссию;
  • недостаточный уровень знаний и навыков;
  • большое количество ошибок в тестировании.

категория врачей стоматологов

Врачи стоматологи получают квалификационные категории так же, как и врачи других специальностей.

Выделяют вторую, первую и высшую категории. В этой статье вы узнаете о новом порядке получения квалификационных категорий, согласно Приказу №274 “О порядке получения квалификационных категорий работниками с высшим медицинским образование, с высшим и средним фармацевтическим образованием государственных учреждений здравоохранения”.

Законодательство:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации,
  2. приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
  3. раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», от 07.07.2009 № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»
  4. и от 25.07.2011 № 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками».
  5. Приказ №274

Категории присуждают врачам-стоматологам в следующей последовательности: вторая –> первая –> высшая.

Требования к врачам-стоматологам при присуждении категории:

Вторая категория стаж работы не менее 3 лет по аттестуемой специальности Хорошая практическая и теоретическая подготовка Навыки работы: современные методы профилактики, диагностики и лечения больных
Первая категория не менее семи лет Необходимый практический опыт и хорошая теоретическая и практическая подготовка в области своей специальности, хорошо знакомым со смежными дисциплинами современные методы профилактики, диагностики и лечения больных, активное участие в научно-практической деятельности лечебного учреждения
Высшая категория стаж работы по специальности не менее десяти лет высокая теоретическая и практическая профессиональная подготовка владение в совершенстве современными методами профилактики, диагностики и лечения больных в области своей специальности хорошо знакомые со смежными дисциплинами, имеющие хорошие показатели профессиональной деятельности, принимающие активное участие в научно-практической деятельности лечебного учреждения и повышении квалификации специалистов с высшим медицинским образованием.

Какие документы должен предоставить врач стоматолог на получение категории?

  1. заявление специалиста на имя председателя аттестационной комиссии, в котором указывается квалификационная категория, на которую он претендует, наличие или отсутствие ранее присвоенной квалификационной категории, дату ее присвоения, личная подпись специалиста и дата (приложение № 2);
  2. заполненный в печатном виде квалификационный лист, заверяемый отделом кадров (приложение № 3);
  3. отчет о профессиональной деятельности специалиста, согласованный с руководителем организации и заверенный ее печатью, и включающий анализ профессиональной деятельности за последние три года с личной подписью (приложение № 4).

Требования к отчету специалиста (работе на категорию врача):

требования к отчету специалиста

Более подробно с документацией вы можете ознакомиться, скачав документацию по ссылке.

Что должно содержаться в работе на категорию врача стоматолога (в аттестационном отчете)

  1. В первой главе содержатся сведения об учреждении здравоохранения, в котором работает врач-стоматолог, стоматологическом отделении, оснащенности кабинета и рабочего места врач-стоматолога,
  2. Вторая глава — отчет о работе за последние три года. В ней анализируются динамика качества лечебной работы. Внедрение современных технологий, освоение врачом новых методов лечения. Также здесь приводятся основные показатели работы специалиста в виде таблиц и графиков, а именно качественные и количественные показатели (процент и абсолютное число санированных, количество пломб, УЕТ в непосредственной связи с числом рабочих дней года). Не забудьте указать число санаций на ставку, число санаций, число пломб в день и соотношения неосложненного к осложненному кариесу, % односеансного лечения осложненного кариеса. Каждая таблица и график должна заканчиваться кратким выводом (1-2 предложения). Напишите какие методики лечения используете в своей работе. Показатели профилактических работ и диспансеризации.
  3. Третий раздел включает анализ новых методов лечения и профилактики.

В интернете выложены отчеты стоматологов на категорию в бесплатном доступе, ознакомиться с ними вы можете у нас на сайте. Я сделала подборку отчетов, сделала первичное редактирование в форматирования в Microsoft Office Word. Однако все они оставляют желать лучшего и не отвечают полностью предъявляемым требованиям. Их можно использовать лишь в качестве основы, примера.

Большинство людей, которые не имеют прямого отношения к стоматологии, считают, что зубной врач и стоматолог – это одна и та же профессия, просто именуемая по-разному. Однако это большое заблуждение. Чтобы знать, к какому специалисту нужно обращаться в случае возникшей проблемы, следует понять, чем отличается зубной врач от стоматолога.

Зубной врач и стоматолог: в чем разница

стоматолог терапевт

Давайте разбираться. Чем отличается зубной врач от стоматолога?

Зубной врач — это профессия, которая подразумевает наличие среднего образования. После окончания медицинского училища, новоиспеченный зубной врач специализируется только на лечение твердых тканей зуба, а именно дентина и эмали. Следовательно, помочь пациенту, пришедшему с острой болью, он не сможет. Его узкая специализация основывается на лечение обычного кариеса.

Стоматолог – это медицинский специалист, у которого «за плечами» 6 лет вузовского образования и год интернатуры. Он наделен широкой врачебной специализацией, способен выполнять различные манипуляции в ротовой полости: лечение и удаление зубов, вставление зубных имплантов, выпрямление прикуса и многое другое.

Отличие между зубным врачом и стоматологом очевидно и довольно весомо. В этом случае возникает вопрос: для чего тогда нужен зубной врач, если его полномочия не столь широки, как у стоматолога?

В стоматологических клиниках профессии "зубной врач" как таковой нет. Там достаточно высокоспециализированных стоматологов различной направленности. К тому же зубного врача нельзя оставить в качестве дежурного специалиста, так как в случае необходимости нужной помощи пациенту он оказать не сможет.

Выяснив, чем отличается зубной врач от стоматолога, становится очевидным преимущество второго специалиста. Именно поэтому здоровье полости рта стоит доверить врачу с полным вузовским образованием.

Профессия зубного врача. Нужна ли она?

разница между зубным врачом и стоматологом

Зубной врач занимается исключительно несложными манипуляциями в области лечения зубов. Оказывать более сложные виды стоматологических услуг у него нет прав.

Нужна ли тогда эта профессия? Зубной врач занимается выполнением следующего перечня работ:

1. Осматривает полость рта и оценивает состояние зубов.

2. Устанавливает причину беспокойств.

3. Лечит заболевания десен.

4. Занимается пломбированием небольших участков разрушенной зубной ткани.

5. Разъясняет правила правильного соблюдения гигиены полости рта.

6. Консультирует по выбору зубных принадлежностей, подбирает их исходя из состояния зубов.

7. При выявлении серьезных проблем с состоянием зубов, направляет пациента на прием к компетентному специалисту.

Из списка обязанностей, очевидна необходимость в профессии зубного врача, что делает ее актуальной.

Однако у этой профессии есть и свой минус: отсутствие перспектив карьерного роста. К сожалению, зубного врача не назначают на должность заведующего отделением.

Категории зубных врачей

категории зубных врачей

Для повышения своей специализации по истечению определенного количества времени зубной врач должен повышать свою категорию.

Категория зависит от стажа работы по специальности, начиная с момента ее получения. Их меняют, после прохождения курсов по повышению квалификации.

Существует 3 категории зубных врачей:

1. Врач второй категории — присуждается врачу, чей стаж работы более 3 лет, после получения аттестации. Специалист должен быть хорошо подкован как теоретически, так и в плане практики.

2. Врач первой категории — стаж работы не менее 7 лет. Специалист должен повысить знания в своей области, а также изучить смежные дисциплины.

3. Высшая категория подразумевает стаж работы по специальности не менее 10 лет. Этой категории соответствует повышенная теоретическая и практическая подготовка.

Наличие категории у врача влияет не только на его профессионализм, но и на его заработную плату.

Детский врач

профессия зубной врач

Детский зубной врач занимается лечением несложных зубных проблем, возникших у детей. Как правило, это кариес, который развивается у маленьких пациентов из-за пристрастия к сладкому.

Однако, нередки случаи, когда детский зубной врач не способен оказать квалифицированную помощь ребенку, и ему приходится отказаться от лечения пациента. Причин для этого несколько:

• Проблемы в лечение детских зубов из-за отличий, которыми обладает детская челюсть по сравнению со взрослой.

• Лечение зубов может потребовать специального оборудования и иного подхода, которыми не владеет зубной врач.

• Отсутствие препаратов, которые подойдут детям.

• Неспособность найти подход к маленькому пациенту.

Если детский зубной врач оказался неспособен оказать необходимую помощь ребенку, необходимо записываться на прием к детскому стоматологу.

В большинстве случаев, детский зубной врач способен помочь маленькому пациенту, так как полость рта детей чаще подвержена обычному кариесу, который подразумевает простое лечение. Также не стоит забывать водить ребенка на профилактический осмотр два раза в год.

Стоматолог

зубной врач что делает

Врач-стоматолог наделен более широким спектром полномочий в области лечения зубов, нежели зубной врач. В течение 6 лет вузовской подготовки, помимо изучения «зубных» тем, стоматологи осваивают ряд других важных дисциплин, улучшающих подготовку будущего специалиста.

По окончании обучения, врачам предлагается выбрать одну из нескольких специализаций зубного дела:

Стоматолог-терапевт

Деятельность этого специалиста такая же, как и у зубного врача, но стоматолог-терапевт наделен более широким спектром полномочий:

• Лечение более острых проблем, связанных с состоянием зубов.

• Пломбирование зубов при сильном разрушении.

• Лечение воспалительных заболеваний десен, слизистой полости рта, языка.

• Проведение профилактических осмотров, с последующей рекомендацией.

Пародонтолог

Врачи-пародонтологи занимаются исключительно лечением пародонта, то есть мягких тканей, окружающих зуб (десна, периодонт, цемент и альвеолярные отростки).

Ортодонт

чем отличается зубной врач от стоматолога

Врач-ортодонт занимается исправлением аномалий прикуса:

• Выравнивание зубного ряда.

• Устранение межзубных пространств, «щелей».

• Стабилизация правильного роста молочных и постоянных зубов.

• Слежение за правильным развитием челюсти в детском возрасте.

Стоматолог-хирург

Зубные хирурги компетентны в следующих вопросах:

• Удаление больных зубов, не подлежащих восстановлению.

• Удаление здоровых зубов, препятствующих росту соседних единиц.

• Корректировка зубного ряда.

• Проведение ряда операций, например, разрез десны, резекция корней зубов.

Чем отличается зубной врач от стоматолога стоит знать и тем, кто решил посвятить себя этой профессии.

Зубной врач, наделенный минимальным набором врачебных полномочий, все же остается востребованным специалистом. Особенно он востребован в небольших провинциальных городах или деревнях, где, за отсутствием стоматологов, зубной врач справляется с лечением различных заболеваний.

А кто такие дантисты?

В сфере стоматологии есть еще одно понятие – дантист. Чем же он отличается от зубного врача и стоматолога?

По сути, дантист — это зубной врач (соответствующий фельдшеру). Это понятие применяется к зубным специалистам, работающим за рубежом. В нашей стране оно не прижилось. Да и слово «дантист» многие слышали только в зарубежных фильмах, в повседневной жизни оно «не на слуху».

Поскольку дантист — это тот же самый зубной врач, следовательно, дантисты — это врачи среднего звена, то есть без полного высшего образования и с ограниченным комплексом предоставляемых услуг.

Итак, разобравшись с тем, кто такие стоматолог и зубной врач и поняв, что это специалисты одной медицинской специализации, но с разными задачами, можно без затруднений обращаться в стоматологическую клинику за помощью в случае возникшей необходимости.

При этом стоить учесть, что разница между зубным врачом и стоматологом есть еще и в расценках на услуги. У стоматологов прайс будет значительно выше, чем цена за работу зубных врачей.

детский зубной врач

Теперь мы знаем, кто такой зубной врач. Что делает он и его востребованность мы тоже рассмотрели, поэтому можно смело обращаться в любую клинику, имея правильные понятия о стоматологах и зубных врачах.


На фоне резкого ухудшения показателей здоровья населения, демографического кризиса усиливается роль работников среднего медицинского звена, а также повышаются требования к результатам труда, к компетенции и профессиональной пригодности работников со средним медицинским образованием (в том числе по специальностям «стоматология» и «стоматология ортопедическая»).

В нашей стране существует такое понятие, как «врачи стоматологического профиля», в состав которых, помимо стоматологов, входят зубные врачи. Они работают во всех регионах, причем чаще всего в наименее престижных местах, в том числе на селе. Из 65 тыс. врачей стоматологического профиля, имеющихся в Российской Федерации, 29 тыс. чел. составляют зубные врачи. Ими комплектуются сельские врачебные участки, стоматологические кабинеты учебных заведений, промышленных предприятий и т.д. Зубные врачи вносят значительный вклад в обеспечение населения всеми видами стоматологической помощи [1, 2, 4].

В 2008 г. приказом № 184 Минобрнауки «Об утверждении указателя соответствия между перечнями специальностей среднего профессионального образования» квалификация «зубной врач» по специальности «стоматология» исключена из перечня специальностей среднего профессионального образования. В настоящее время в Оренбургской области закрыты все зубоврачебные отделения медицинских учреждений среднего образования, выпуск зубных врачей прекращен. Однако, по данным многих авторов [1, 2], очевидно, что без помощи зубных врачей невозможно осуществлять стоматологическое обслуживание населения, особенно в труднодоступных и сельских регионах страны.

Цель: проведение мониторинга переподготовки зубных врачей на примере Оренбургской области; выявить наиболее характерные тенденции и обосновать необходимость изменений в кадровой политике по среднему медицинскому персоналу.

Материалы и методы. Объект исследования – средние медицинские работники (зубные врачи) Оренбургской области, предмет исследования – комплекс мероприятий, направленных на модернизацию среднего медицинского образования и улучшение качества переподготовки зубных врачей в Оренбургской области. Изучаемые явления – система организации среднего медицинского образования в новых условиях реформирования здравоохранения. Предпринято комплексное социологическое исследование. Проведено анкетирование, интервьюирование, свободное наблюдение и анализ документации, отражающей аспекты подготовки и переподготовки сестринского персонала медицинских учреждений [3, 5].

Результаты и обсуждение. Численность постоянного населения Оренбургской области на 1 января 2014 г. составила 2008,5 тыс. человек, из которых 1202,4 тыс. человек – городские жители (60,0 %), а 80,9 тыс. человек – сельские жители (40,0 %). При этом в Российской Федерации на 1 января 2014 г. численность постоянного населения составила 143,7 млн человек, из которых 106,5 млн человек (74,1 %) – городские жители, а 37,1 млн человек – сельские жители. Учитывая, что сельское население в Оренбургской области составляет 40 %, исключать зубных врачей, нам представляется, нецелесообразно, так как работают они в основном на селе, где ощущается серьезный дефицит во врачебных кадрах стоматологического профиля. В настоящее время в структуре врачебных кадров стоматологического профиля России из 65 тыс. чел. зубные врачи составляют 29 тыс. чел.(44,6 %). В основном они работают на селе.

В настоящее время не оспаривается факт наличия таких проблем в современной отечественной стоматологии, как недостаточная обеспеченность специалистами в детской стоматологии. Многие школьные стоматологические кабинеты ликвидированы. Остаются нерешенными многочисленные вопросы в организации работы гигиениста стоматологического. На этом фоне использования потенциала зубных врачей может помочь исправить сложившееся положение [1].

В 2013 г. число зубных врачей (физических лиц) в Оренбургской области составляло 574 человека, в 2014 г. – 643 человека, в 2015 г. – 594 человека. При этом число зубных врачей в городах региона в течение всего периода незначительно превосходило таковое в сельской местности: 2 % – 2013 г., 4 % – 2014 г., 10,2 % – 2015 г. (рисунок).


Численность зубных врачей в Оренбургской области в городской и сельской местности за период 2013–2015 гг.

В Оренбургском областном медицинском колледже отделение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов проводит циклы усовершенствования «Стоматологическая помощь населению» (144 часа), «Стоматологическая ортопедия» (144 часа) и повышения квалификации «Ортопедия» (72 часа).

Учебная программа цикла «Стоматологическая помощь населению» предназначена для реализации требований к специалисту, выполняющему должностные обязанности зубного врача. Целью программы является повышение качества теоретических знаний и практических навыков зубных врачей. Основными задачами обучения являются: ознакомление с современными технологиями диагностики и лечения стоматологических заболеваний; формирование представлений о пациенте как личности, соблюдение требований этики и деонтологии, а также вопросы профилактики занимают значительное место в деятельности зубного врача, в том числе: стоматологическая профилактика, гигиеническое обучение и воспитание населения. В программу обучения включены важнейшие аспекты терапевтической стоматологии, восстановительной стоматологии, хирургической и ортопедической стоматологии, а также зубоврачебная помощь детям и ортодонтия.

Накопленный опыт развития зубоврачевания и подготовки кадров по специальностям «стоматология» и «стоматология ортопедическая» представляет несомненный интерес в историческом, методологическом, организационном аспектах, а также в современных условиях иерархически построенной системы, в условиях рынка.

По приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» присутствуют:

Зубной врач осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в соответствии с профилем занимаемой должности. Проводит работу по профилактике заболеваний и поражений зубов, санации полости рта у детей и взрослых. Осуществляет доврачебную помощь при травмах и термических повреждениях челюстно-лицевой области. Производит снятие оттисков, получение диагностических моделей и их анализ, параллелометрию, проведение этапного наблюдения, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов. Осуществляет подготовку пациентов к физиотерапевтическим процедурам. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику, выполнение требований инфекционного контроля в стоматологическом отделении. Осуществляет ведение медицинской документации. Осуществляет получение, хранение и использование лекарственных средств, стоматологических материалов, инструментов. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Зубной техник изготавливает различные виды искусственных коронок, включая металлокерамику, простые конструкции штифтовых зубов, различные конструкции мостовидных протезов, съемные пластинчатые и бюгельные протезы, ортодонтические и челюстно-лицевые конструкции. Осуществляет подготовку стоматологического оборудования и оснащения зуботехнической лаборатории к работе, контроль их исправности, правильности эксплуатации. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Гигиенист стоматологический осуществляет диагностику кариеса зубов, болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки и регистрацию стоматологического статуса пациента. Определяет гигиеническое состояние полости рта и обучает пациента методам чистки зубов; проводит контрольную чистку зубов; дает индивидуальные рекомендации по выбору средств гигиены для детей и взрослых. Дает рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями. Осуществляет профилактические и гигиенические мероприятия, направленные на сохранение стоматологического здоровья населения и выработку навыков рационального ухода за полостью рта. Составляет и реализует программу индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет профилактические процедуры: покрытие зубов фторлаком и фторгелем, полоскания и аппликации реминерализующими растворами, герметизацию фиссур зубов, снятие над- и поддесневых зубных отложений, пародонтальные аппликации. Проводит профилактику основных стоматологических заболеваний детей организованных детских коллективов. Осуществляет стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных организаций, учителей, родителей. Проводит анкетирование населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, ВИЧ-инфекции. Оказывает больным и пострадавшим первую медицинскую и неотложную помощь при травмах, отравлениях, аллергических реакциях, острой сердечной недостаточности, обмороке, шоке, коллапсе.

В Оренбургском областном медицинском колледже отделение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов реализует дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению». При этом в 2013–2014 гг. – повышение квалификации прошли 152 человека, в 2014–2015 гг. – 203 чел., в 2015–2016гг. – 137 чел. (6 циклов), что меньше по сравнению с предыдущим годом на 33 %. Уменьшение численности слушателей связано с уменьшением количества заявок.

В настоящее время важное место уделяется удовлетворению потребностей в современном образовании и комплексной модернизации профессионального образования. Необходимо повышение доступности и качества профессионального медицинского образования, его инновационное развитие, совершенствование образовательных программ и технологий.

Качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению» направлена на повышение профессионального уровня зубного врача в рамках имеющейся квалификации по видам профессиональной деятельности.

Из 212 часов учебного плана на специальный модуль «Профессиональная деятельность зубного врача» отводится 177 часов (83 %), на медицину катастроф и неотложную доврачебную помощь – 27 часов (13 %) всего учебного времени.

Раздел «Профессиональная деятельность зубного врача» программы включает темы:

- система и политика здравоохранения в РФ;

-оказание стоматологической помощи в условиях медицинского страхования;

- организация работы стоматологического отделения, (кабинета). Охрана труда. Техника безопасности;

- этические, психологические и правовые аспекты в деятельности зубного врача;

- инфекционная безопасность и инфекционный контроль в стоматологии;

- общие вопросы анатомии, физиологии, гистологии органов полости рта. Возрастные особенности;

- современные методы обследования стоматологических пациентов. Современные методы диагностики в зубоврачевании;

- клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых в стоматологии. Обезболивание в стоматологии;

- современные физиотерапевтические методы в стоматологической практике;

- стоматологическая профилактика. Гигиеническое обучение и воспитание в деятельности зубного врача;

- восстановительная стоматология. Современные стоматологические пломбировочные материалы;

- зубоврачебная помощь детям. Ортодонтия.

При анкетировании и интервьюировании 49 зубных врачей со стажем работы более 10 лет (100 %) выявлено следующее:

- 98 % (48 чел.) зубных врачей хотят продолжать свою трудовую деятельность на занимаемых должностях, при этом все они (100 %) имеют необходимую квалификацию;

- 70 % (34 чел.) анкетируемых зубных врачей полагают, что должны иметь возможность перехода на другие должности, которые требуют квалификации специалиста со средним медицинским образованием, – гигиенистов стоматологических. Из них – 100 % (34 чел.) респондентов при этом указывают, что перевод зубных врачей на новые должности должен осуществляться только с добровольного согласия и без ущемления в заработной плате;

- 80 % (39 чел.) респондентов полагают, что зубным врачам, которые хотят продолжать работать по специальности, можно было бы предоставить право на льготных условиях получить высшее стоматологическое образование.

Таким образом, учитывая тот факт, что в настоящее время отмечается недостаточная обеспеченность специалистами в детской стоматологии, ликвидированы многие школьные стоматологические кабинеты, не решены многочисленные аспекты в организации работы гигиениста стоматологического, представляется актуальным использование потенциала зубных врачей. В связи с тем, что сельское население в Оренбургской области составляет 40 %, исключать зубных врачей нецелесообразно, так как они работают в основном на селе, где ощущается серьезный дефицит во врачебных кадрах стоматологического профиля. В Оренбургской области проводятся циклы усовершенствования «Стоматологическая помощь населению» (144 часа), «Стоматологическая ортопедия» (144 часа) и повышения квалификации «Ортопедия» (72 часа). При этом в учебном плане на специальный модуль «Профессиональная деятельность зубного врача» отводится 83 % учебного времени. Однако за последние 3 года отмечается уменьшение численности слушателей на 33 % в связи с уменьшением количества заявок.

Результаты анкетирования и интервьюирования зубных врачей показали, что 98 % зубных врачей хотят продолжать свою трудовую деятельность на занимаемых должностях, все они имеют необходимую квалификацию; 70 % анкетируемых зубных врачей полагают, что должны иметь возможность перехода на другие должности с согласия и без ущемления в заработной плате; 80 % респондентов указали на желаемую возможность на льготных условиях получить высшее стоматологическое образование.

Читайте также: