Механическая обработка пищи с помощью зубов и языка способствует

Опубликовано: 24.04.2024

Пища — источник энергии и строительного материала

Для поддержания своей жизнедеятельности человек должен употреблять пищу. Пищевые продукты содержат все необходимые для жизни вещества: воду, минеральные соли и органические соединения. Белки, жиры и углеводы синтезируются растениями из неорганических веществ с помощью солнечной энергии. Животные строят своё тело из питательных веществ растительного или животного происхождения.

Питательные вещества, поступающие в организм с пищей, — это строительный материал и одновременно источник энергии. При распаде и окислении белков, жиров и углеводов выделяется разное, но постоянное для каждого вещества количество энергии, характеризующее их энергетическую ценность.

Пищеварение

Попав в организм, пищевые продукты подвергаются механическим изменениям — измельчаются, смачиваются, расщепляются на более простые соединения, растворяются в воде и всасываются. Совокупность процессов, в результате которых питательные вещества из окружающей среды переходят в кровь, называется пищеварением.

Огромное значение в процессе пищеварения играют ферменты — биологически активные белковые вещества, которые катализируют (ускоряют) химические реакции. В процессах пищеварения они катализируют реакции гидролитического расщепления питательных веществ, но сами при этом не изменяются.

Основные свойства ферментов:

  • специфичность действия — каждый фермент расщепляет питательные вещества только определённой группы (белки, жиры или углеводы) и не расщепляет другие;
  • действуют только в определённой химической среде — одни в щелочной, другие в кислой;
  • наиболее активно ферменты действуют при температуре тела, а при температуре 70–100ºС они разрушаются;
  • небольшое количество фермента может расщепить большую массу органического вещества.


Органы пищеварения

Пищеварительный канал представляет собой трубку, проходящую через всё тело. Стенка канала состоит из трёх слоёв: наружного, среднего и внутреннего.


Наружный слой (серозная оболочка) образован соединительной тканью, отделяющей пищеварительную трубку от окружающих тканей и органов.

Средний слой (мышечная оболочка) в верхних отделах пищеварительной трубки (полость рта, глотка, верхняя часть пищевода) представлен поперечнополосатой, а в нижних — гладкой мышечной тканью. Чаще всего мышцы располагаются в два слоя — круговой и продольный. Благодаря сокращению мышечной оболочки пища продвигается по пищеварительному каналу.

Внутренний слой (слизистая оболочка) выстлана эпителием. В нём содержатся многочисленные железы, выделяющие слизь и пищеварительные соки. Помимо мелких желёз имеются крупные железы (слюнные, печень, поджелудочная) лежащие вне пищеварительного канала и сообщающиеся с ними своими протоками. В пищеварительном канале различают следующие отделы: полость рта, глотку, пищевод, желудок, кишечник тонкий и толстый.


Пищеварение в ротовой полости

Ротовая полость — начальный отдел пищеварительного тракта. Сверху она ограничена твёрдым и мягким нёбом, снизу диафрагмой рта, а спереди и с боков — зубами и дёснами.


В полость рта открываются протоки трёх пар слюнных желёз: околоушных, подъязычных и подчелюстных. Кроме этих имеется масса мелких слизистых слюнных желёз, разбросанных по всей ротовой полости. Секрет слюнных желёз — слюна — смачивает пищу и участвует в её химическом изменении. В слюне содержатся только два фермента — амилаза (птиалин) и мальтаза, которые переваривают углеводы. Но так как в ротовой полости пища находится недолго, расщепление углеводов не успевает закончиться. В слюне содержатся также муцин (слизистое вещество) и лизоцим, обладающий бактерицидными свойствами. Состав и количество слюны может изменяться в зависимости от физических свойств пищи. В течение суток у человека выделяется от 600 до 150 мл слюны.

В полости рта у взрослого человека имеется 32 зуба по 16 в каждой челюсти. Ими пища захватывается, откусывается и пережёвывается.


Зубы состоят из особого вещества дентина являющегося видоизменением костной ткани и обладающей большей прочностью. Снаружи зубы покрыты эмалью. Внутри зуба имеется полость, заполненная рыхлой соединительной тканью, в которой находятся нервы и кровеносные сосуды.

Большая часть ротовой полости занята языком , который представляет собой мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой. В нём различают верхушку, корень, тело и спинку, на которой находятся вкусовые рецепторы. Язык — орган вкуса и речи. С его помощью пища перемешивается во время пережёвывания и проталкивается при глотании.


Подготовленная в ротовой полости пища проглатывается. Глотание — сложное движение, в котором участвуют мышцы языка и глотки. Во время глотания мягкое нёбо приподнимается и преграждает пище путь в носовую полость. Надгортанник в это время закрывает вход в гортань. Пищевой комок попадает в глотку — верхнюю часть пищеварительного канала. Она представляет собой трубку, внутренняя поверхность которой выстлана слизистой оболочкой. Через глотку пища поступает в пищевод.

Пищевод — трубка длиной около 25 см, являющаяся прямым продолжением глотки. В пищеводе никаких изменений пищи не происходит, так как в нём не секретируются пищеварительные соки. Он служит для проведения пищи в желудок. Продвижение пищевого комка по глотке и пищеводу происходит в результате сокращения мускулатуры этих отделов.

Пищеварение в желудке


Желудок — самый расширенный отдел пищеварительной трубки ёмкостью до трёх литров. Размеры и форма желудка изменяются в зависимости от количества принятой пищи и степени сокращения его стенок. В местах впадения пищевода в желудок и перехода желудка в тонкий кишечник имеются сфинктеры (сжиматели), регулирующие движение пищи.


Слизистая оболочка желудка образует продольные складки и содержит большое количество желёз (до 30 млн). Железы состоят из трёх типов клеток: главных (вырабатывающих ферменты желудочного сока), обкладочных (выделяющих соляную кислоту) и добавочных (выделяющих слизь).

Сокращениями стенок желудка пища перемешивается с соком, что способствует её лучшему перевариванию. В процессе переваривания пищи в желудке участвует несколько ферментов. Главный из них пепсин. Он расщепляет сложные белки на более простые, которые подвергаются дальнейшей переработке в кишечнике. Пепсин действует только в кислой среде, которая создаётся соляной кислотой желудочного сока. Большая роль отводится соляной кислоте в обеззараживании содержимого желудка. Другие ферменты желудочного сока (химозин и липаза) способны переваривать белок и жиры молока. Химозин створаживает молоко, благодаря чему оно дольше задерживается в желудке и подвергается перевариванию. Липаза, имеющаяся в незначительном количестве в желудке, расщепляет только эмульгированный жир молока. Действие этого фермента в желудке взрослого человека выражено слабо. Ферментов, действующих на углеводы, в составе желудочного сока нет. однако значительная часть крахмала пищи продолжает перевариваться в желудке амилазой слюны. Слизь, выделяемая железами желудка, играет важную роль в защите слизистой оболочки от механических и химических повреждений, от переваривающего действия пепсина. Железы желудка выделяют сок только во время пищеварения. При этом характер сокоотделения зависит от химического состава употребляемой пищи. После 3–4 часовой обработки в желудке пищевая кашица маленькими порциями поступает в тонкий кишечник.

Тонкий кишечник


Тонкий кишечник представляет собой самую длинную часть пищеварительной трубки, достигающую у взрослого человека 6–7 метров. Он состоит из двенадцатипёрстной, тощей и подвздошной кишок.


В начальный отдел тонкого кишечника — двенадцатипёрстную кишку — открываются выводные протоки двух крупных пищеварительных желёз — поджелудочной железы и печени. Здесь происходит наиболее интенсивное переваривание пищевой кашицы, которая подвергается действию трёх пищеварительных соков: поджелудочного, желчи и кишечного.

Поджелудочная железа расположена позади желудка. В ней различают верхушку, тело и хвост. Верхушка железы окружена подковообразно двенадцатипёрстной кишкой, а хвост прилегает к селезёнке.


Клетки железы вырабатывают поджелудочный сок (панкреатический). Он содержит ферменты, действующие на белки, жиры и углеводы. Фермент трипсин расщепляет белки до аминокислот, но оказывается активным только в присутствии кишечного фермента — энтерокиназы. Липаза расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты. Активность её резко усиливается под влиянием желчи, вырабатываемой в печени и поступающей в двенадцатипёрстную кишку. Под влиянием амилазы и мальтозы поджелудочного сока происходит расщепление большинства углеводов пищи до глюкозы. Все ферменты поджелудочного сока активны только в щелочной среде.


В тонком кишечнике пищевая кашица подвергается не только химической, но и механической обработке. Благодаря маятникообразным движениям кишки (попеременное удлинение и укорочение) она перемешивается с пищеварительными соками и разжижается. Перистальтические движения кишечника вызывают перемещения содержимого в направлении толстого кишечника.

Печень — самая крупная пищеварительная железа нашего тела (до 1,5 кг). Она лежит под диафрагмой, занимая правое подреберье. На нижней поверхности печени расположен желчный пузырь. Печень состоит из железистых клеток, образующих дольки. Между дольками находятся прослойки соединительной ткани, в которой проходят нервы, лимфатические и кровеносные сосуды и мелкие желчные протоки.


Желчь, вырабатываемая печенью, играет большую роль в процессе пищеварения. Она не расщепляет пищевых веществ, но подготавливает жиры к перевариванию и всасыванию. Под её действием жиры распадаются на мелкие капли, взвешенные в жидкости, т.е. превращаются в эмульсию. В таком виде они легче перевариваются. Кроме того, желчь активно влияет на процессы всасывания в тонком кишечнике, усиливает перистальтику кишечника и отделение поджелудочного сока. Несмотря на то, что желчь образуется в печени непрерывно, в кишечник она поступает только при приёме пищи. Между периодами пищеварения желчь собирается в желчном пузыре. По воротной вене в печень притекает венозная кровь из всего пищеварительного канала, поджелудочной железы и селезёнки. Ядовитые вещества, попадающие в кровь из желудочно-кишечного тракта, здесь обезвреживаются и затем выводятся с мочой. Таким образом печень осуществляет свою защитную (барьерную) функцию. Печень участвует в синтезе целого ряда важных для организма веществ, таких, как гликоген, витамин А, оказывает влияние на процесс кроветворения, обмена белков, жиров, углеводов.

Всасывание питательных веществ

Чтобы образовавшиеся в результате расщепления аминокислоты, простые сахара, жирные кислоты и глицерин были использованы организмом, они должны всосаться. В ротовой полости и пищеводе эти вещества практически не всасываются. В желудке всасываются в незначительном количестве вода, глюкоза и соли; в толстых кишках — вода и некоторые соли. Основные процессы всасывания питательных веществ происходят в тонком кишечнике, достаточно хорошо приспособленном для осуществления этой функции. В процессе всасывания активную роль играет слизистая оболочка тонкой кишки. Она имеет большое количество ворсинок и микроворсинок, которые увеличивают всасывающую поверхность кишечника. В стенках ворсинок имеются гладкие мышечные волокна, а внутри их находятся кровеносные и лимфатические сосуды.


Ворсинки принимают участие в процессах всасывания питательных веществ. Сокращаясь, они способствуют оттоку крови и лимфы, насыщенных питательными веществами. При расслаблении ворсинок в их сосуды вновь поступает жидкость из полости кишечника. Продукты расщепления белков и углеводов всасываются непосредственно в кровь, а основная масса переваренных жиров — в лимфу.

Толстый кишечник

Толстый кишечник имеет длину до 1,5 метров. Диаметр его в 2–3 раза больше тонкого. В него попадают непереваренные остатки пищи, главным образом растительной, клетчатка которой не разрушается ферментами пищеварительного тракта. В толстом кишечнике очень много различных бактерий, часть которых играет важную роль в организме. Целлюлозобактерии расщепляют клетчатку и тем самым улучшают усвоение растительной пищи. Есть бактерии которые синтезируют витамин К, необходимый для нормального функционирования системы свёртывания крови. Благодаря этому человек, не нуждается в приёме витамина К из внешней среды. Кроме бактериального расщепления клетчатки в толстом кишечнике происходит всасывание большого количества воды, поступившей туда вместе с жидкой пищей и пищеварительными соками, завершается всасыванием питательных веществ и происходит образование каловых масс. Последние переходят в прямую кишку, а оттуда выводятся наружу через анальное отверстие. Открытие и закрытие заднепроходного сфинктера происходит рефлекторно. Этот рефлекс находится под контролем коры головного мозга и на некоторое время может быть произвольно задержан.


Весь процесс пищеварения при животной и смешанной пище у человека длится около 1–2 суток, из которых более половины времени приходится на передвижение пищи по толстым кишкам. Каловые массы накапливаются в прямой кишке, в результате раздражения чувствительных нервов её слизистой оболочки наступает дефекация (опорожнение толстых кишок).

Процесс пищеварения представляет собой ряд этапов, каждый из которых проходит в определённом отделе пищеварительного тракта под действием определённых пищеварительных соков, выделяемых пищеварительными железами и действующих на определённые питательные вещества.

Ротовая полость — начало расщепления углеводов под действием ферментов слюны, вырабатываемой слюнными железами.

Желудок — расщепление белков и жиров под действием желудочного сока, продолжение расщепления углеводов внутри пищевого комка под действием слюны.

Тонкая кишка — завершение расщепления белков, полипептидов, жиров и углеводов под действием ферментов поджелудочного и кишечного соков и желчи. Сложные органические вещества в результате биохимических процессов превращаются в низкомолекулярные, которые, всасываясь в кровь и лимфу, становятся для организма источником энергии и пластических материалов.

Пищеварение

Мы приступаем к изучению нового раздела - пищеварительной системы, представляющей собой систему органов, деятельность которых направлена на осуществление механического и химического пищеварения.

Пищеварительный тракт человека

Механическое пищеварение заключается в измельчении пищи, а химическое - расщеплении полимеров до мономеров.

Механическая обработка пищи осуществляется с помощью зубов, а также мышечного компонента пищеварительного тракта. Химическая обработка - за счет особых биологически активных веществ - ферментов. Ферменты образуются в клетках железистого эпителия пищеварительных желез.

Каждый фермент активен в определенной среде, в зависимости от кислотности: к примеру, ферменты желудка, активные в слабокислой среде, попадая в кишечник - в слабощелочную среду, теряют свою активность. Это явление связано с изменением конформации белковых молекул (ферментов) в зависимости от среды.

Ротовая полость

Пищеварение начинается уже в ротовой полости. Здесь в результате жевательных движений нижней челюсти пища измельчается. Нельзя недооценивать важность этого процесса, так как именно тщательное пережевывание пищи является залогом ее дальнейшего успешного переваривания.

Зубов у человека 32. Зубная формула записывается 2123, что означает 2 резца, 1 клык, 2 малых коренных зуба и 3 больших коренных зуба. Первый комплект зубов человека называется - молочные зубы, с 6-7 лет до 12-13 они заменяются постоянными зубами.

Зубы и зубная формула человека

У человека имеется 3 пары крупных слюнных желез: околоушная, подчелюстная и подъязычная, выделяющие секрет - слюну. Помимо механической обработки, пища в ротовой полости обрабатывается ферментами, содержащимися в секрете слюнных желез: амилазой и мальтазой. Они гидролизуют углеводы, содержащиеся во рту, к примеру, амилаза расщепляет крахмал до олигосахаридов различной длины.

Слюнные железы

Секрет слюнных желез содержит муцин - слизистый компонент, который способствует образованию пищевого комка. Важно помнить, что ротовая полость контактирует с внешней средой, и сюда постоянно попадают микробы: вирусы, бактерии. Для нейтрализации микробов в слюне имеется лизоцим - бактерицидное вещество.

Запомните важный момент, который пригодится в дальнейшем: если пища находится в ротовой полости и раздражает рецепторы языка, то выделение слюны - безусловный рефлекс. Если же слюна выделяется в ответ на внешний вид, запах пищи (но ее нет в ротовой полости), то такой рефлекс считается условным.

Условное и безусловное слюноотделение

В ротовой полости расположен орган вкуса - вкусовые луковицы, которые содержат хеморецепторы и лежат внутри вкусовых сосочков языка. Спешу опровергнуть миф, который гласит, что разные участки языка различают только определенные вкусовые ощущения - сладкое, горькое, соленое, кислое. На самом деле внутри каждого вкусового сосочка имеются разные типы вкусовых луковиц, поэтому такая точка зрения неверна.

Вкусовые сосочки языка

На границе ротовой полости и глотки имеется скопление лимфатических структур, в его состав входят различные миндалины (небная, глоточная, язычная). Миндалины - важная часть иммунитета: они помогают бороться с микробами и могут увеличиваться в размерах при различных заболеваниях.

В совокупности миндалины образуют лимфатическое глоточное кольцо.

Лимфатическое глоточное кольцо

Заболевания

Кариес (от лат. caries - гниение) - патологический процесс, заключающийся в разрушении твердых тканей зуба вследствие дистрофического (нарушение питания) или инфекционного процесса в кости или надкостнице. Кариес зубов - одно из самых распространенных заболеваний человека.

Кариес зубов

Широко известна ангина - инфекционное заболевание, протекающее в виде острого воспаление глоточного кольца (чаще всего поражаются небные миндалины). Они увеличиваются в размерах, могут покрываться пленкой, гноем.

Виды ангины

Глотка

Сформировавшийся в ротовой полости пищевой комок перемещается языком в направлении ротоглотки. Перемещаясь, пищевой комок попадает на корень языка и раздражает его рецепторы, после чего запускается механизм глотания.

Глотание - сложно-рефлекторный мышечный акт, в результате которого пищевой комок проталкивается из ротоглотки в пищевод, после чего достигает желудка. При глотании надгортанник рефлекторно закрывает вход в гортань, чтобы частицы пищи не попали в дыхательную систему.

Акт глотания

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

В ротовой полости выполняются:

-пережевывание пищи( грубая механическая предобработка)

-вкусовая функция ( оценка качества пищи)

В небольшой степени осуществляются всасывание и переваривание.

Основные структуры, обеспечивающие эти функции:

-жевательный аппарат( пережёвывание)

-слюнной аппарат ( смачивание, защита, переваривание)

-вкусовой аппарат (оценка качества пищи)

Жевание— физиологический акт, заключающийся в измельчении с помощью зубов пищевых веществ и формировании пищевого комка.

Жевание обеспечивает качество механической обработки пищи и определяет время ее пребывания в полости рта, оказывает рефлекторное возбуждающее влияние на секреторную и моторную деятельность желудка и кишечника. В жевании участвуют верхняя и нижняя челюсти, жевательная и мимическая мускулатура лица, язык, мягкое небо.

Процесс жевания имеет четыре фазы — введения пищи в рот, ориентировочную, основную и формирования пищевого комка.

Регуляция жевания осуществляется рефлекторно. Возбуждение от рецепторов слизистой оболочки рта (механо-, хемо- и терморецепторов) передается по афферентным волокнам II, III ветви тройничного, языкоглоточного, верхнего гортанного нерва и барабанной струны в центр жевания, который находится в продолговатом мозге. Возбуждение от центра к жевательным мышцам передается по эфферентным волокнам тройничного, лицевого и подъязычного нервов. Возбуждение от чувствительных ядер ствола мозга по афферентному пути через специфические ядра таламуса переключается на корковый отдел вкусовой сенсорной системы, где осуществляется анализ и синтез информации, поступающей от рецепторов слизистой оболочки ротовой полости. На уровне коры больших полушарий происходит переключение сенсорных импульсов на эфферентные нейроны, которые по нисходящим путям посылают регулирующие влияния к центру жевания продолговатого мозга.

Слюнные железы. Слюноотделение, количество, состав и свойство слюны, физиологическое значение. Регуляция слюноотделения.

Слюнные железы:

- большие слюнные железы ( парные) : околоушные, подчелюстные и подъязычные.

-малые слюнные железы

Функции слюны:

1)Смачивание пищи для:

-химической обработки пищи

-начала образования химуса

-вымывания остатков пищи из ротовой полости

-действия защитных компонентов слюны

-бактерицидное действие лизоцима и иммуноглобулинов)

-вымывание остатков пищи и бактерий из ротовой полости

-обволакивание слизистой рта муцином

3)начало химической обработки пищи-начало переваривания углеводов под действием альфа-амилазы

Показатель Характеристики Функция
Объем 1л/сут
рН 6-7
Альфа-амилаза слюны(птиалин) Фермент, расщепляющий полисахариды Начало переваривания полисахаридов
Муцин Главный компонент слизи Защитная(обволакивающая)
Лизоцим Бактерицидный протеолитический фермент Защитная( разрушение стенки бактерий)
Иммуноглобулины Антитела Защитная

Секреция слюны протекает в два этапа:

1) Паренхиматозная секреция, при которой вырабатываются органические вещества-лизоцим, альфа-амилаза, муцин, а так же основной обьем воды.

2) Протоковая секреция, при которой формируется окончательный электролитный состав.

Регуляция слюнообразования

Секреция слюны регулируется вегетативными нервами:

-парасимпатические нервы резко усиливают секрецию слюны

-эффект симпатических нервов более слабый и может быть разным; чаще симпатические нервы снижают секрецию слюны за счет сосудосуживающего влияния

Кроме того, кровоток в слюнных железах во время активного слюнообразования может повышаться за счет местной активации кининовой системы.

Разделы: Биология

Задачи:

Образовательная:

  • систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы.

Развивающая:

  • познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения.

Воспитательная:

  • содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.

Тип урока:

  • изучение нового материала.

Методы урока:

  • словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа.

Формы работы:

  • индивидуальные,
  • групповые.

Оборудование:

  • компьютер,
  • комплект компьютерных слайдов,

Лабораторное оборудование:

  • кусочек накрахмаленного накануне сухого бинта,
  • чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода,
  • ватные палочки,
  • зеркала,
  • карточки с заданиями.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

- Ребята, сегодняшняя тема нашего урока: СЛАЙД- “Пищеварение в ротовой полости”.

Запишите тему в своих информационных листах.

Давайте познакомимся с планом работы.

План работы:

  1. Изменение пищи в ротовой полости. Размельчение пищи за счет жевательных движений.
  2. Типы, строение и функции зубов.
  3. Слюнные железы. Методика изучения деятельности слюнных желез.
  4. Регуляция слюноотделения.
  5. Язык, его роль в пищеварении в ротовой полости.

- А кто знает, что такое пищеварение?

(Процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества называется - пищеварением).

- Кто скажет, какой путь должна пройти пища, чтобы превратиться в доступные для организма вещества?

(Ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник- тонкий и толстый).

- И так, можно сказать, что пищеварительная система начинается ротовой полостью.

III. Изучение нового материала.

И сегодня перед нами стоит сложная задача, мы должны выяснить, что же происходит с пищей в ротовой полости, какие органы находятся в ротовой полости, и какое они имеют значение.

Для выяснения проблемы у нас работают научные центры:

  1. Научно – исследовательский центр.
  2. Врачи стоматологи.
  3. Центр гигиены.
  4. Центр здоровья
  5. Контрольная группа.

- И так, что происходит с пищей в ротовой полости?

( В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной)

т.е. можно сказать подвергается механической и химической обработки.

- Какие органы помогают измельчать пищу? (Зубы).

- Что значит химическая обработка пищи?

( Пища смачивается слюной, и вещества находящиеся в слюне начинают действовать на нее).

- Как же образуется слюна?

- В слизистой оболочке полости рта располагаются мелкие слюнные железы. СЛАЙД (презентация, приложение 2). Сюда же, открываются протоки трех пар больших слюнных желез: околоушной, подъязычной, поднижнечелюстные. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные - самую вязкую. Эти железы выделяют слюну –до 1,5л. в сутки. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость. (Давайте запишем, что такое слюна у себя в информационных листах) Слюна смачивает пищу, ее функции определяются белковым составом:– лизоцим, муцин, амилаза и мальтоза. Какую функцию они выполняют, давайте прочитаем у себя в словариках. (Читаем в информационных листах). Слюна содержит до 99,4 % воды и имеет слабощелочную реакцию. Центры слюноотделения находятся в продолговатом мозге.

Функции слюнных желез удобнее всего изучить методом фистул.

- И так давайте обратимся к нашим консультантам из Центра здоровья.

( Учащиеся рассказывают метод фистул, используя СЛАЙД ).

- Что же такое условные и безусловные слюноотделительные рефлексы, давайте обратимся к нашим словарикам. (Читаем в информационном листе)

- А сейчас мы продолжим работу в наших научных центрах, и постараемся выяснить, что же еще происходит в ротовой полости.

- У вас на столах карточки с заданием, нужно выполнить задание и записать выводы.

Карточка №1. Научно- исследовательский центр.

Лабораторная работа по теме : “Действие ферментов слюны на крахмал”.

Карточка №2. Врачи стоматологи.

Практическая работа: “Определение типов и функций зубов”.

С помощью зеркала :

  1. Рассмотрите свои зубы.
  2. Сосчитайте сколько зубов на каждой челюсти. (Сколько зубов у взрослого человека.)
  3. Рассмотреть их форму. С помощью учебника стр. 152 дать им названия.
  4. Определить, какую функцию выполняют разные типы зубов.
  5. Запишите выводы и подготовьтесь к ответу используя СЛАЙД.

Карточка №3. Центр гигиены.

Предположим, что врачи обследовали множество людей, каждый из которых всю жизнь чистил зубы два раза в сутки.

Как вы думаете, окажутся ли у всех этих людей абсолютно здоровые зубы? Почему? Какие условия (кроме чистки) влияют на сохранность зубов?

Запишите правила ухода за ротовой полостью.

Карточка №4. Центр здоровья.

  1. Сообщение о влиянии никотина не здоровье зубов.
  2. Сообщение о влиянии никотина на ферменты слюны.
  3. Метод фистул.
  4. В древней Индии применялось “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Как вы думаете, какой приговор выносили? И почему? (Дело в том, что при страхе прекращается слюноотделение, рот пересыхает и сухой рис съесть невозможно).

Карточка №5. Контрольная группа.

Возьмите в рот небольшой кусочек черного хлеба и жуйте его, не глотая, несколько минут.

Как изменился вкус?

- И так, все закончили, давайте посмотрим, какие выводы по своей работе вы сделали, и что еще нового узнали в процессе исследовательской работы.

- Затем пища встречается с зубами и подвергается механической обработке.

Давайте предоставим слово врачам- стоматологам. Они нам расскажут, каких типов зубы у человека, и какую функцию они выполняют.

(Рассказ учащихся сопровождается компьютерным СЛАЙДОМ).

- Скажите, пожалуйста, к какому времени у детей появляются зубы и как они называются?

(к 6 – месяцам, молочные зубы).

- Когда молочные зубы заменяются постоянными?

(С 6-7лет и до 15 лет).

Последние зубы вырастают к 20-22 годам – зубы мудрости.

- Кроме этого зубы имеют внешнее и внутренне строение.

-Каждый зуб имеет выступающие коронку, шейку и находящиеся в лунке челюстной кости один или несколько корней. Коронка зуба покрыта твердой эмалью. Основная структура зуба- это дентин, похожее на кость вещество. В нутрии зуба имеется полость, заполненная мякотью- пульпой, в которой разветвляются кровеносные капилляры и нервные окончания.

(В информационных листах запишите строение зуба)

- За здоровьем зубов, как и за всеми органами нашего организма нужно осуществлять уход. Что же необходимо предпринимать, давайте послушаем ученых Центра гигиены.

(Выступление центра гигиены. Привила на СЛАЙДЕ).

- Запишите правила в свои информационные листы.

- А сейчас давайте послушаем, консультантов из Центра здоровья.

Как влияет никотин на здоровье зубов?

- И так, кроме механической обработки пища в ротовой полости подвергается химической обработке, действию ферментов слюны.

- Давайте предоставим слово профессорам научно- исследовательского института.

(Объяснение и выводы учащихся).

- Интересно, до каких веществ расщепляется крахмал?!

Очень ответственную и важную миссию взяла на себя контрольная группа, ведь опыты они проводили на себе.

- И так, представляем им слово.

(Объяснение, схема стр. 103 “Расщепление крахмала в ротовой полости до глюкозы”. СЛАЙД).

- Всегда ли ферменты слюны оказывают активное действие на расщепление крахмала.

- Давайте обратимся к консультантам из центра здоровья.

(Влияние никотина на ферменты слюны).

- Какой еще орган находится в ротовой полости? (Язык).

При жевании направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает к глотке для глотания.

IV. Обобщение знаний. Закрепление знаний.

1. Игра “Голливудская улыбка”.

(Раздаю учащимся бумажные макеты зубов и предлагаю каждому по очереди выйти к лоске к рисунку и прикрепить “Свой зуб”, перед эти, назвав его).

2. Запишите формулу зубов в информационном листе.

3.Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.

Задания по теме: “Пищеварение в ротовой полости”.

Если вы отвечаете правильно на все три задания - оценка “5”, на два задания оценка “4”, на одно задание оценка “3”.

I. Выбери один правильный ответ.

1. Сколько пар коренных желез имеется у человека?

1) одна 2) две 3) три 4) четыре

2. В слюне содержится химическое соединение, вызывающее гибель бактерий. Назови это химическое соединение.

1) муцин 2) лизоцим 3) амилаза 4) пепсин

3. Сколько резцов находится в каждой челюсти?

1) два 2) три 3) четыре 4) шесть

4. Какая обработка пищи происходит в ротовой полости?

1) химическая 2) химическая и механическая 3) механическая

5. Назовите деятельность центральной нервной системы, к которой относится выделение слюны при виде вкусной пищи.

1) условный рефлекс

2) безусловный рефлекс

3) произвольная деятельность

II. Рассмотрите рисунок, подпишите части зуба.


III. Дайте развернутый ответ.

1.Врачи рекомендуют тщательно и долго пережевывать пищу. Объясните, почему.

2. Представьте себе, что вы разрезали лимон на дольки и кладете их в рот. Что при этом происходит и почему.

V. Д/З

Текст стр. 152-153, по выбору: составить кроссворд по этой теме, выписать пословицы и поговорки связанные с пищеварением в ротовой полости, загадки о органах ротовой полости.

Тема урока: ___________________________________________________________

Основные понятия к уроку.

Безусловный слюноотделительный рефлекс- процесс отделения слюны, возникающий при раздражении механических, химических и температурных рецепторов ротовой полости.

Условный слюноотделительный рефлекс- вырабатывается в течение жизни в ответ на зрительные, обонятельные, слуховые и др. раздражители.

Белковый состав слюны:

Лизоцим - обладает бактериальным действием.

Муцин – участвует в образовании пищевого комка.

Амилаза и мальтоза - расщепляют сложные углеводы до глюкозы.

Подпишите внешнее и внутреннее строение зуба.

  • Униконс
  • Униконс XXL
  • Униконс ЛАКТО
  • Униконс ТК-12
  • Септоцил
  • Септоцил Аква
  • Антисептик Септоцил
  • Йодозин
  • Петритест
  • Униконс АнтиОксидин
  • Униконс ОлеоПро

Группа компаний "Униконс"

Продвижение и реализация пищевых добавок, антисептиков и другой продукции НПО Альтернатива.

"Антисептики Септоцил"

Септоцил. Бытовая химия

Септоцил - ваш выбор в борьбе за чистоту

"Петритест"

Микробиологические экспресс-тесты. Первые результаты уже через 4 часа.

  • Вы здесь:
  • Библиотека технолога
  • Микробиология
  • Васюкова А.Т - Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена

2.2.1. Всасывание пищевых веществ, физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения

Пищеварение в ротовой полости. Ротовая полость - это передний начальный отдел пищеварительного аппарата. С помощью зубов, языка и мышц щек пища подвергается первоначальной механической пере­работке, а с помощью слюны - химической.

Слюна - пищеварительный сок слабощелочной реакции, выраба­тываемый тремя парами слюнных желез (околоушными, подъязычны­ми, подчелюстными) и поступающий в ротовую полость по протокам. Кроме того, слюна выделяется железами слизистой оболочки губ, щек и языка. Всего за сутки вырабатывается около 1 л слюны разной кон­систенции: густая слюна выделяется для переваривания жидкой пищи, жидкая - для сухой пищи. В слюне содержится фермент амилаза или птиалин, который расщепляет крахмал до мальтозы, фермент мальтозы, расщепляющий мальтозу до глюкозы, и фермент лизоцим, обладающий антимикробным действием.

Пища в ротовой полости находится сравнительно короткое вре­мя (10-25 с). Пищеварение во рту сводится в основном к образованию пищевого комка, подготовленного к проглатыванию. Химическое воз­действие слюны на пищевые вещества в ротовой полости ничтожно из- за непродолжительного пребывания пищи. Действие ее продолжается в желудке до полного пропитывания пищевого комка кислым желудоч­ным соком. Однако обработка пищи во рту имеет большое значение для дальнейшего хода пищеварительного процесса, так как акт еды - мощ­ный рефлекторный возбудитель деятельности всех пищеварительных органов. Пищевой комок с помощью координированных движений язы­ка и щек продвигается к глотке, где совершается акт глотания. Из по­лости рта пища поступает в пищевод.

Пищевод-мышечная трубка длиной 25-30 см, по которой благо­даря сокращению мускулатуры пищевой комок передвигается к желуд­ку за 1-9 с в зависимости от консистенции пищи.

Желудочного сока у человека выделяется 1,5-2,5 л в сутки в зави­симости от количества и состава пищи. Пища в желудке переваривается от 3 до 10 ч в зависимости от состава, объема, консистенции и способа ее обработки. Пища жирная, плотная находится в желудке дольше, чем жидкая, содержащая углеводы.

Механизм секреции желудочного сока - это сложный процесс, со­стоящий из двух фаз. Первая фаза желудочной секреции представля­ет собой условный и безусловный рефлекторный процесс, зависящий от внешнего вида, запаха и условий приема пищи. Этот желудочный сок великий русский ученый-физиолог И. П. Павлов назвал «аппетитным», или «запальным», от которого зависит дальнейший ход пищеварения. Вторая фаза желудочной секреции связана с химическими возбудите­лями пищи и называется нервно-химической. Механизм секреции же­лудочного сока зависит также от действия специфических гормонов пи­щеварительных органов. В желудке происходит частичное всасывание воды и минеральных солей. После переваривания в желудке пищевая кашица небольшими порциями поступает в начальный отдел тонких кишок - двенадцатиперстную кишку, где пищевая масса подвергается активному воздействию пищеварительных соков поджелудочной же­лезы, печени и слизистой оболочки самой кишки.

Роль поджелудочной железы в процессе пищеварения. Поджелудоч­ная железа-это пищеварительный орган, состоящий из клеток, образу­ющих дольки, которые имеют выводные протоки, соединяющиеся в об­щий проток. По этому протоку пищеварительный сок поджелудочной железы поступает в двенадцатиперстную кишку (до 0,8 л в сутки). Пи­щеварительный сок поджелудочной железы представляет собой бесц­ветную прозрачную жидкость щелочной реакции. В его состав входят ферменты: трипсин, химотрипсин, липаза, амилаза, мальтоза. Трипсин и химотрипсин расщепляют белки, пептоны, альбумозы, поступившие из желудка, до полипептидов. Липаза с помощью желчи расщепляет жиры пищи до глицерина и жирных кислот. Амилаза и мальтоза расще­пляют крахмал до глюкозы. Кроме того, в поджелудочной железе есть специальные клетки (островки Лангерганса), вырабатывающие гормон инсулин, поступающий в кровь. Этот гормон регулирует углеводный обмен, способствуя усвоению сахара организмом. При отсутствии ин­сулина возникает заболевание сахарный диабет.

Роль печени в процессе пищеварения. Печень - крупная железа мас­сой до 1,5-2 кг, состоящая из клеток, вырабатывающих желчь до 1 л в сутки. Желчь - жидкость светло-желтого цвета, слабощелочной ре­акции - активизирует фермент липазу поджелудочного и кишечного сока, эмульгирует жиры, способствует всасыванию жирных кислот, усиливает движение (перистальтику) кишок, подавляет гнилостные процессы в кишечнике. Желчь из печеночных протоков поступает в желчный пузырь - тонкостенный грушевидный мешок емкостью 60 мл. В процессе пищеварения желчь из желчного пузыря по протоку вытекает в двенадцатиперстную кишку. Кроме процесса пищеваре­ния печень участвует в обмене веществ, кроветворении, задерживании и обезвреживании ядовитых веществ, поступивших в кровь в резуль­тате пищеварения.

Пищеварение в тонких кишках. Длина тонких кишок составляет 6-7 м. В них завершается процесс пищеварения благодаря соку под­желудочной железы, желчи и кишечному соку, выделяемому железами слизистой оболочки кишечника (до 2 л в сутки).

Кишечный сок представляет собой мутноватую жидкость щелоч­ной реакции, в состав которой входят слизь и ферменты: полипептидазы и дипептидазы, расщепляющие полипептиды до аминокислот; липаза, гидролизующая жиры до глицерина и жирных кислот; амила­за и мальтоза, переваривающие крахмал до глюкозы; сахароза, расще­пляющая сахарозу до глюкозы и фруктозы; лактоза, гидролизующая лактозу до глюкозы и галактозы.

Основным возбудителем секреторной деятельности кишечника являются химические вещества, содержащиеся в пище, желчь и сок под­желудочной железы.

В тонких кишках пищевая кашица (химус) перемешивается, рас­пределяется тонким слоем по стенке, где происходит заключительный процесс пищеварения - всасывание продуктов расщепления пищевых веществ, а также витаминов, минеральных веществ, воды в кровь. Здесь водные растворы питательных веществ, образовавшихся в результате пищеварения, через слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта проникают в кровеносные и лимфатические сосуды.

В стенках тонкого кишечника имеются специальные органы вса­сывания-ворсинки, которых насчитывается 18-40 шт. на 1 кв. мм. Питательные вещества всасываются через поверхностный слой ворси­нок. Аминокислоты, глюкоза, вода, минеральные вещества, витамины, растворимые в воде, поступают в кровь. Глицерин и жирные кислоты в стенках ворсинок образуют капельки жира, свойственные человече­скому организму, которые проникают в лимфу, а затем в кровь. Кровь, освободившись в печени от ядовитых веществ пищеварения, снабжает питательными веществами все ткани и органы.

Роль толстых кишок в процессе пищеварения. В толстые кишки поступают непереваренные остатки пищи. Незначительное количество желез толстого кишечника выделяет малоактивный пищеварительный сок, который частично продолжает переваривание пищевых веществ. В толстых кишках содержится большое количество бактерий, вызываю­щих брожение остатков углеводов, гниение остатков белка и частичное расщепление клетчатки. При этом образуется ряд вредных для организ­ма ядовитых веществ (индол, скатол, фенол, крезол), которые всасыва­ются в кровь, а затем обезвреживаются в печени.

Состав бактерий толстых кишок зависит от состава поступающей пищи. Так, молочно-растительная пища создает благоприятные усло­вия для развития молочнокислых бактерий, а пища, богатая белком, способствует развитию гнилостных микробов. В толстых кишках про­исходит всасывание в кровь основной массы воды, в результате чего содержимое кишечника уплотняется и перемещается к выходу. Удале­ние каловых масс из организма осуществляется через прямую кишку и называется дефекацией.

Читайте также: