Моделирование коронковой части зуба

Опубликовано: 24.04.2024

Целью данного исследования является разработка компьютерных программ по восстановлению коронковых частей зубов с учетом индивидуальных особенностей зубочелюстного аппарата пациента.

Для достижения поставленной цели было проведено углубленное клинико-биометрическое обследование 22 лиц в возрасте 18-25 лет европеоидной расы, проживающих в городе Омске.

Все обследованные были практически здоровы, из групп наблюдения исключены лица, имеющие в анамнезе оториноларингологическую патологию и эпидемический паротит. Все отобранные для углубленного клинико-биометрического обследования имели ортогнатический прикус.

Обследование пациентов велось по специальной программе с углубленным изучением анамнестических данных, клиники, антропологии лица, одонтологии. На каждого обследованного заполнялась специально разработанная карта, были получены полные анатомические оттиски с верхней и нижней челюстей. По оттискам изготовлены диагностические модели челюстей из супергипса для проведения биометрических исследований.

С целью изучения строения зубо-челюстного аппарата у кариесрезистентных лиц были проведены антропометрические и биометрические измерения. Кефалометрические исследования лица и некоторые параметры челюстей определялись непосредственно при обследовании пациентов. Морфометрические измерения и вычисления производились по диагностическим моделям на постоянных зубах (резцы, клыки, премоляры, первые и вторые моляры) по классическим методикам, описанных А.А.Зубовым.

Среди определяемых в разделе «зубы» параметров были высота коронки, мезиодистальный размер коронки, вестибулолингвальный размер коронки, модуль, массивность и индекс коронки.

Определялись следующие интердентальные индексы: межрезцовый индекс, индекс премоляров, средний модуль ряда моляров, стэп-индексы, индексы зубных групп и антагонистов.

Вычислена сумма мезиодистальных размеров 12 постоянных зубов для верхней и нижней челюстей (резцы,

клыки, премоляры, первый, второй моляр), а также сумма мезиодистальных размеров 4 зубов для верхних челюстей (резцы, клыки).

В разделе «зубные ряды» определялись индивидуальные различия межсегментарных и внутрисегментарных дуг по Gerlach, длина переднего отрезка верхней и нижней зубных дуг по Korkhaus, ширина зубной дуги в области первых премоляров и первых моляров верхней и нижней челюстей по Pont, ширина межзубных промежутков по методике Х.М.Шамсиева, премолярный и молярный индексы.

Челюсти: вычислялись глубина неба по методике Л.В. Ильиной-Маркосян, ширина и длина апикального базиса верхней и нижней челюстей. Лицо: определялись морфологическая высота, ширина лица на уровне скуловых дуг, угол нижней челюсти (справа и слева). Вычислялся морфологический индекс по Garson.

Всего на 44 моделях проведено 3687 измерений. Полученные данные были обработаны с использованием математической теории корреляции. В результате обработки получены 6972 уравнения парных регрессий. Вычислены суммы квадратов погрешностей данных регрессионных формул и проведена проверка значимости коэффициентов регрессионных формул с помощью Т-критерия Стьюдента. Наиболее значимые из полученных соотношений использованы для восстановления параметров отсутствующих зубов.

В качестве итога проделанной работы авторами разработана современная компьютерная программа по восстановлению морфологических характеристик коронковой части зубов.

Имея ряд известных морфологических параметров зубов пациента, врач вводит данные значения в разработанную нами базу данных, где фиксируются все имеющиеся значения до лечения, далее проводится компьютерная обработка введенных параметров, и путем вычислений на основе уравнений регрессии известными становятся индивидуальные параметры отсутствующих тканей зубов.

Клинический пример

Данный клинический пример демонстрирует возможность восстановления отсутствующих частей коронки второго премоляра с помощью созданной нами компьютерной программы.

Пациент К. поступил в клинику терапевтической стоматологии с жалобами на разрушение коронковой части 15 зуба. Зуб ранее лечен по поводу хронического периодонтита, коронковая часть зуба разрушена на 4/5, зондирование твердых тканей безболезненно, перкуссия безболезненна (рис. 1).

Рис. 1. Состояние коронковой части 15 зуба до лечения.


Снята временная повязка, произведено препарирование твердых тканей 15 зуба, подготовлен небный канал под штифт из постэндодонтической системы «LuxaPost» (DMG) (рис. 2-4).

Рис. 2. Подготовка небного канала 15 зуба под штифт «LuxaPost».


Рис. 3. Небный канал 15 зуба подготовлен к фиксации штифта.


Рис. 4. Постэндодонтическая система «LuxaPost», компания «DMG».


Наложен коффердам и зафиксирована матричная система (рис. 5).

Рис. 5. Этап наложения коффердама и матричной системы.


Изначально был известен лишь один параметр разрушенного второго премоляра – вестибулолингвальный размер 15 зуба. Замерены также размерные характеристики сохранившегося первого правого премоляра (высота коронки, вестибулолигвальный и мезиодистальный размер коронки) – рис. 6-7.

Рис. 6. Измерение сохранившейся части первого правого премоляра верхней челюсти (вестибулолигвальный размер коронки).


Рис. 7. Измерение сохранившейся части первого правого премоляра верхней челюсти (мезиодистальный размер коронки).


Измерения произведены непосредственно в полости рта штангенциркулем с делением 0,1 мм. Данные параметры вводятся в базу данных, подвергаются математической обработке, после чего выдаются индивидуальные размерные характеристики высоты коронки и мезиодистального размера коронки 15 зуба. Врачу-стоматологу остается заполнить отсутствующие ткани с учетом рассчитанных индивидуальных параметров коронковой части второго правого премоляра.

Произведена медикаментозная обработка и фиксация стекловолоконного штифта «LuxaPost» в небный корневой канал (рис. 8).

Рис. 8. Этап фиксации стекловолоконного штифта в корневой канал 15 зуба.


Реконструкция зуба выполнялась по модульным технологиям с использованием компьютерной программы по восстановлению морфологических характеристик коронковой части зуба (рис. 9-10).

Рис. 9. Восстановление коронковой части 15 зуба по модульным технологиям.


Рис. 10. Восстановление окклюзионной поверхности 15 зуба по модульным технологиям.


Послойное моделирование произведено с помощью материала «DMG EcuSphere Carat». Этап шлифовки и контурирования вестибулярной и жевательной поверхностей выполнялся с помощью боров «SS White» (рис. 11-14).

Рис. 11-12. Этап шлифовки жевательной поверхности 15 зуба.



Рис. 13-14. Контурирование вестибулярной поверхности 15 зуба.



Окончательный вид восстановленного по модульным технологиям второго премоляра верхней челюсти приведен на рис. 15-16.

Рис. 15-16. Окончательный вид 15 зуба, восстановленного по авторской методике.



Таким образом, разработанная нами программа по восстановлению коронковой части зуба с помощью компьютерного моделирования позволит профессионалам – как врачам-стоматологам, так и зубным техникам – производить реконструкцию твердых тканей зубов с учетом индивидуальных размерных характеристик зубочелюстного аппарата пациента.

Авторы: Ломиашвили Л.М., д.м.н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

Гателюк О.В., канд. физ.-мат. наук, доцент, заведующий кафедрой «Высшая математика» ОмГУПС

Погадаев Д. В., ассистент кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

Вайц С.В., аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

В число инновационных методик в области стоматологии входит моделирование. Оно позволяет достичь идеального соответствия протезов зубам. С помощью моделирования удается максимально точно воспроизвести анатомическую форму и особенности функционирования зубного ряда, а также обеспечить высокую степень эстетичности ротовой полости.

Методы моделирования зубов

Различают 2 метода:

  1. непрямое (wax-up) – диагностическое восковое моделирование;
  2. прямое (mock-up) – примерка прообраза зубов (в переводе с английского «модель в натуральную величину»).

Этапы непрямого моделирования

Сначала стоматолог снимает с верхней и нижней челюсти оттиски. При этом используется силикон, так как очень важно, чтобы материал был качественным. Затем врач фиксирует привычное смыкание челюстей, подготовив прикусные валики, и проводит регистрацию, используя лицевую дугу.

Следующий этап – работа в артикуляторе. Так называют специальный прибор, который позволяет смоделировать движение нижней челюсти и произвести отладку всех жевательных движений зубного аппарата. Если понижается прикус, то при помощи специальных исследований, учитывая лицевые признаки, вычисляют на сколько миллиметров его нужно приподнять.

Силиконовую модель зубов устанавливают на гипсовую основу в артикулятор и производят ее анализ. При этом зубной техник учитывает функциональные и эстетические пожелания пациента и стоматолога. Затем он изготавливает модель из воска и демонстрирует ее пациенту. При необходимости делается коррекция.

Если пациента все устраивает, то на основе модели Wax-up в лаборатории изготавливают постоянный протез.

Как проходит прямое моделирование?

Моделирование Mock-up производится непосредственно в ротовой полости. Оно позволяет определить оптимальную форму протезов. Прямое моделирование образно можно сравнить с примеркой платья.

Врач делает силиконовые оттиски с зубов. Важное значение следует уделить моделированию небной поверхности, без чего не удастся изготовить полноценный слепок.

В силиконовый оттиск закладывают композитную пластмассу (лучше использовать материал, отличающийся по цвету от зубов) и надевают его на зубы пациента. Затем оттиск снимают и удаляют из него излишки материалов. При необходимости увеличивают размеры зубов и уменьшают ширину промежутков между ними.

Дальше стоматолог, используя специальные щеточки и профилактическую пасту, очищает зубы от налета. При этом с зубами не производят никаких манипуляций: их не препарируют и не пилят, как при обычном протезировании, что позволяет сохранить целостность зубного аппарата.

На шаблон наносят базисный оттенок эмали и послойно – дентинный. Дальше врач восстанавливает структуру зуба, формируя на поверхности модели анатомические детали, включая мамелоны (так называют выступы и бугорки на зубах). Восстановление зубной структуры производят последовательно, начиная от оральной поверхности и постепенно передвигаясь к вестибулярной. В завершение делают аппликацию эмалевого оттенка.

Механическую финишную обработку производят после того, как поверхность модели высохнет. Если модель будет хоть немного влажной, то трудно будет визуально контролировать качество шлифовки. Полируют поверхность осторожно, используя специальные силиконовые головки, обладающие различной формой. При этом частота их вращения должна быть небольшой.

Зубы обрабатывают специальным фиксирующим клеем и закрепляют на них подготовленную модель.

Пациент может походить с временными зубами, что позволит ему понаблюдать за своими ощущениями и определить, что именно необходимо подвергнуть коррекции. Также врач получит возможность изучить реакцию нижнечелюстного сустава.

Техник может изготовить несколько моделей, чтобы клиент смог сделать оптимальный выбор.

Если у пациента больше нет никаких претензий, то полученную модель отправляют в лабораторию, где на ее основе делают постоянные зубные протезы.

Особенно рекомендуется воспользоваться моделями Mock-up пациентам, которым необходимо повысить прикус, а также тем, у кого зубы сильно стираются. Незаменимы модели и при проведении протезирования на имплантах.

Преимущества

Протезирование зубов с помощью моделирования имеет множество достоинств:

  1. предоставляет пациенту наглядную модель конечного результата;
  2. ликвидирует любые дефекты на начальных этапах;
  3. избавляет от дискомфорта в будущем;
  4. сокращает длительность привыкания;
  5. не повреждает близлежащие зубы;
  6. устраняет недопонимание, которое может возникнуть между пациентом и врачом относительно формы и других особенностей зубов;
  7. позволяет учесть все пожелания клиента;
  8. предоставляет возможность подкорректировать модель.

Модели помогут улучшить результативность реставрации зубов только при качественном выполнении. В клинике «Белый кит» работают высококвалифицированные стоматологи и применяется современное оборудование, что гарантирует высокое качество обслуживания.

Мы поможем полностью восстановить функциональность и эстетичность ваших зубов.

Смотрите цены и отзывы на услугу реставрация зубов в Челябинске.

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Л. М. ЛОМИАШВИЛИ

д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА

С. Г. МИХАЙЛОВСКИЙ

врач-интерн ОмГМА

С. В. ВАЙЦ

аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ 16 ЗУБА ИЗ СКУЛЬПТУРНОЙ ГЛИНЫ

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1).

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара.

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара.

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).


Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели.


Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4), соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.


Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности.

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора.

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6).

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8).


Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3).


Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок.

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9).


Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы.

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.


Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка.


Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке.


Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка.


Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба.


Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность.


Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ ПЛАСТИКИ

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.


Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность.

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).


Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок.

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19).


Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок.


Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок.

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20).


Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок.

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.


Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность.


Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти.

МОДЕЛИРОВАНИЕ 36 ЗУБА ИЗ ПЛАСТИЛИНА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23).

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).


Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная.

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).


Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок.


Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем.

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина.

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28).

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина.

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина.

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29).

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6.

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6.

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31).

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004).

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004).

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка.

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка.

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32).

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки.

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки.

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33).

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки.

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки.

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучить использованию материалов для изготовления цельнолитого мостовидного протеза

Просмотр содержимого документа
«Моделирование опорных коронок и промежуточнои части»

Методическая разработка открытого занятия

Моделирование опорных коронок и промежуточной части

Цели занятия: Обучить использованию материалов для изготовления цельнолитого мостовидного протеза

Образовательная цель: усовершенствование мануальных навыков послойного нанесения модулированного воска на опорные зубы и моделировка промежуточной части.

Воспитательная цель: формировать потребность к изучению материалов и оборудования зубопротезной практике.

Развивающая цель: развитие навыков по использованию зуботехнических материалов

1.Проверка учащихся по списку(5 мин)

Всего 20 учащихся. Отсутствовали на открытом занятии 5 учащихся.

2.Опрос домашнего задания (20мин)

Изготовление разборной модели. Применяемые оборудования.

3.Объяснение новой темы (30мин)

1-ый метод - при помощи воскотопки. Штампик изолируют вазелиновым маслом и опускают в разогретый воск в воскотопке таким образом, чтобы шейка была полостью погружена в воск. Воск в воскотопке специальный, бензольный с памятью Picodip, т.е. при сжатии имеет свойство возвращаться в исходное положение, немного липкий, плохо скаблится, в воскотопке поддерживают температуру 90С, только при этой температуре воск сохраняет свои свойства. После затвердевания воска на штампике аккуратно обрезают по шейке лишний воск и если зуб правильно отпрепарирован, то нет необходимости что-то восстанавливать, работа сводится на минимум. Колпачок готов, корректируют только шейку при помощи пришеечного воска.

2-ой метод: получение пластмассового колпачка. Используют спиральные пластинки, которые зажимом удерживают на пламени горелки, и в момент начала размягчения (узнаем по прозрачности) гипсовую культю зуба вдавливаем в молдин-адапту. Получаем колпачек и на него наслаиваем воск.

4.Работа с преподавателем (15мин)


Придаём анатомическую форму опорным зубам методом наслоение моделеровочного воска .Создаем бугры фиссуры. Плотный контакт с антоганистами соседними зубами

.

Моделируем промежутучную часть. Используеммоделировачный воск.Создаем промывную форму по отношению к слизистой оболочке альвеолярного отростка

5.Самостоятельная работа (90мин)

Погружным воском студент наполняет воскотопку и устанавливает необходимую для данного воска температуру плавления. Изменяя температуру можно изменять толщину воскового колпачка. Соответственно, повышая температуру плавления воска, мы уменьшаем толщину воскового колпачка и, наоборот, понижая температуру - делаем восковую композицию толще. Опираясь на край погружной ванночки, быстрым движением погружаем штампик в воск. Воск должен перекрывать границу препаровки. Медленно вынимаем штампик,задерживаясь при точечном касании штампика и воска. В результате получаем точный восковой колпачок равномерной толщины. Обрезаем излишки воска ниже границы препарировния. Проверяем толщину воска зуботехническим микрометрам со специальными измерительными наконечниками с утолщенными краями. Если края микрометра будут острыми ,то они будут погружаться в воск, прокалывая его ,и точную толщину колпачка будет невозможно измерить. Далее, используя пришеечный воск, уточняем точность прилегания в области шейки зуба и границы препарирования.Излишки пришеечного воска удаляем шпателем. Если толщина воскового колпачка неравномерная, то тонкие участки добавляем моделировочным воском. Обязательно проверяем правильность моделировки жевательной поверхности зуба смекая окклюдатор.



Предварительное моделирование студент осуществляют твердым моделировочным воском для восстановления слабо выраженных контуров анатомической формы зуба. Создают экватор, контуры бугорков или линию режущего края. После предварительного моделирования объем культи должен остаться меньше объема естественного зуба на толщину металла.

6. Проверка работы (15мин)


После оканчятельной моделировки работы студентов преподаватель проверяет при этом обращает внимание:

Повторить анотомическую форму опорных зубов и промежуточной части цельнолитого мостовидного протеза.

Плотное прилегание каронки к опорным зубам пришейечной части.

Отношение к слизистой оболчке альвеолярного отростка промежуточной части.

Отношение антоганистам, противо положной стороны зубов

7. Домашнее задание (5мин)

Окончательная моделирование цельнолитого мостовидного протеза.

Повторить лекций по цельнолитого мостовидного протеза.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Частное Учреждение «Темиртауский медицинский колледж»

Рассмотрено на заседании ЦМК №3 Проверено Утверждено

Протокол №:__ от «___ »____2016г Методист Зам директор по У.Р.

Председатель ЦМК №3 Медведева Т.Ю. Кызылбаева Б.К.

Клиновская Н.В._____ ___________ _____________

Методическая разработка открытого занятия

по дисциплине: «Техника изготовления несъемных протезов»

Тема: «Моделирование из воска коронковой части протезов».

Специальность: 0307000 - «Стоматология ортопедическая»

II курс III семестр

Преподаватель высшей категории: Савенкова Т.Б.

г. Темиртау 2016г.

Тема : Моделирование из воска коронковой части зуба.

Количество учебных часов: 180 минут.

Место проведения : Лаборатория зуботехнических дисциплин.

Вид занятия: Практическое занятие.

Тип занятия: приобретение новых и отработка практических навыков.

Цели занятия:

Образовательная: формировать навыки работы, умение применять теоретические знания.

Задачи занятия :

Воспитательная : формировать навыки самостоятельно выполнять работу, воспитывать толерантное отношение друг к другу, воспитывать уважительное отношение к коллегам.

Развивающая : развивать умение систематизировать информацию, формировать ключевые компетенции, развивать познавательный интерес к предмету, развивать практические навыки исходя из новейших достижений в области стоматологии.

Дидактическая: овладеть техникой моделирования зубов под пластмассовые коронки, особенностями моделирования зубов под пластмассовую коронку.

4.Аналоги готовых работ.

Межпредметные связи : анатомия, зуботехническое материаловедение.

Основная: «Зубопротезная техника» В.Н. Копейкин, Л.М. Демиер.

Дополнительная: «Зубопротезная техника» Учебник для медицинских училищ и колледжей

М.М. Расулов, Т.И. Ибрагимов, И.Ю. Лебеденко.

Студент должен знать:

правила отливки модели;

технику разведения гипса;

возложенные ошибки – соотношение воды и гипса;

значение данного этапа в работе;

знать анатомическую форму всех зубов.

Студент должен уметь:

отлить модель по слепку;

читать заданную врачом формулу;

произвести гравировку шеек зубов для коронки;

правильно моделировать – соблюдать температуру воска;

учитывать толщину коронки во время моделирования.

Студент должен обладать компетенциями:

БК (базовые компетенции) – организовать рабочее место, знать этапы клинические и лабораторные.

ПК – требование к данному виду работы, этапу. Знать назначение и функцию данной работы (коронки).

СК (специальные компетенции) - знать область применения и свойства применяемых зуботехнических расходных материалов; по назначению использовать инструменты, знать их функции и названия.

Хронометраж занятия:

I Организационный момент 5 мин.

II Оценка исходного уровня знаний 15 мин.

III Актуализация изученных знаний 20 мин.

IV Самостоятельная работа 105 мин.

1. Подготовка рабочего места.

2. Отработка практических навыков по черчению и гравировке границ для пластмассовых коронок.

3.Демонстрация работ преподавателем.

4.Сравнение препарации зубов под пластмассовую и металлическую коронку.

5.Снятие слепка для данной работы.

V Подведение итогов занятия 20 мин.

VI Домашнее задание 3 мин.

VII Уборка рабочего места 10 мин.

VIII Рефлексия 2 мин.

Анатомическая шейка зуба – переход коронковой части в корневую.

Клиническая шейка – видимая граница.

Экватор – выпуклая часть зуба.

I Организационный момент.

1. Вводное слово преподавателя.

2. Готовность аудитории к занятию.

II Оценка исходного уровня знаний.

1. Протезирование пластмассовым несъемным протезами: их положительные и отрицательные качества.

2. Где расположена граница пластмассовой коронки.

3. Требования к оформлению границ.

4. Область применения пластмассовых работ.

III Актуализация изученных знаний.

Несъемные зубные протезы и технология их изготовления.

К несъемным зубным протезам относят протезы, которые фиксируется на естественных зубах или их корнях с помощью специальных цементов. Несъемные протезы передают нагрузку на пародонт и по степени возмещения дефектов зуба или зубных дуг подразделяют на следующие виды: 1) вкладки; 2) коронки; 3) полукоронки; 4) штифтовые зубы; 5) консольные протезы; 6) мостовидные протезы.

По своей форме и величине несъемные протезы должны соответствовать естественным коронкам зубов. Искусственные зубы в несъемных протезах имеют форму и величину, отвечающие косметическим, функциональным и гигиеническим требованием.

Восстановление формы и величины коронок зубов при их поражении достигается различными способами протезирования и производится в соответствии с функцией восстанавливаемых зубов.

Знания особенностей строения каждого зуба в отдельности и их взаимоотношений с зубами-антагонистами являются основой успеха клинической и лабораторной техники.

Следует помнить, что правильная форма коронки зуба придает естественный вид протезу и предохраняет десну от травмирования пищей.

Форму несъемных протезов воссоздают моделировкой от руки в соответствии с анатомической особенностью естественных коронок зубов.

Навыки правильного моделирования формы коронок зубов можно приобрести, воссоздавая их из гипса, воска и других моделировочных материалов.

Технология изготовления вкладок и полукоронок.

Вкладка - протез, применяемых для восстановления частично разрушенных тканей естественного зуба. Вкладки применяют и в качестве опорной части мостовидных и бюгельных протезов.

Вкладки изготавливают из сплавов металлов, пластмассы, фарфора, а также комбинированные из металла и пластмассы, металла и фарфора.

Протезирование зубов вкладками состоит из ряда клинических и лабораторных этапов: 1) формирование полости в зубе; 2) получение восковой репродукции вкладки (меняется в зависимости от метода изготовления вкладки); 3) перевод репродукции из воска в металл или пластмассу; 4)проверка точности изготовления вкладки и фиксации ее в полости зуба.

Получение восковой репродукции вкладка может быть осуществлено: 1)прямым методом – непосредственным моделированием в полости зуба; 2)косвенным методом – моделировкой в цементной или амальгамовой модели зуба.

IV Самостоятельная работа.

Алгоритм моделирования зуба под пластмассовую коронку.

Цель: помнить всегда, что нельзя использовать материалы, которые могут изменить цвет пластмассы.

Показания: косметический эффект.

Противопоказания: не использовать в боковом (жевательном) отделе.

Осложнения: непереносимость акриловых пластмасс.

оценивают качество модели;

уточняют указанную работу с заказ – нарядом;

гравировка (без углубления) шейки;

приготавливают воск, шпатель;

первое порезия – горящий, дымящийся воск;

работу держать вниз от шейки зуба;

настаивают последующие слои воска;

достигают объема выше и шире на 1-2 мм с рядом стоящими зубами;

приступают к моделированию после охлаждения.

Примечание: если происходит расслоение воска, то нужно его убрать и повторять нанесение воска. Препятствий в работе не должно возникать при правильном использовании технологии.

Изготовление мостовидного протеза из пластмассы.

Приготовить: гипс, воск, пластмасса, кювет, бюгель, чашка резиновая, шпатель, скальпель.

Отливают модель из гипса или комбинированную из цемента и гипса.

Моделируют воском, белого или розового цвета, анатомическую форму коронок опорных зубов.

Далее приступают к моделировке форм отсутствующих зубов.

Линию соприкосновения восковой композиции коронки и тела протеза склеивают воском.

Вырезают участок со смоделированной восковой композицией.

Гипсуют и заменяют воск пластмассой.

Полимеризуют, затем обрабатывают и полируют.

Загипсовывание несъемных протезов в кювету.

Приготовить: гипс, чашка резиновая, шпатель, кювета.

Несъемный протез вырезают из модели и гипсуют в кювету для несъемного протезирования.

Гипсование следует проводить так чтобы свободной осталась лишь небольшая часть режущего каря и лингвальной поверхности коронки из воска, остальные поверхности были закрыты гипсом.

Гипсуют одну половину, после застывания гипса погружают в мыльную воду, гипсуют вторую половину. Зажимают под пресс.

Спайка несъемных протезов.

Приготовить: воск, шпатель, гипс, пистолет, припой, бура, горелка, масло.

Смачивают водой модель или смазывают маслом участок, где готовят протез.

Помещают на модель части протеза, небольшую порцию хорошо расплавленного воска, наносят на места соприкосновения деталей и смыкают окклюдатор.

Снимают протез с модели, гипсуют его в огнеупорной массе, высушивают.

Полимеризация пластмассы для несъемных протезов.

Приготовить: кювета для мостовидных протезов, чашка для гипса, бюгель, кастрюля, пресс, плитка, пластмассы «Синма»

Смоделировав восковую композицию, гипсуют ее и вываривают воск, приступают к паковке и полимеризации.

Полимеризацию «Синма» проводят на водяной бане. Для этого зажатую в бюгель кювету погружают в емкость с водой комнатной температуры.

Нагревают в течении 30-40 мин. Доводят до кипения.

Кипение должно продолжаться не менее 45 минут.

Затем нагрев прекращают и кювету оставляют в воде на 10-15 минут.

Во избежание деформации протеза необходимо медленное охлаждение кюветы.

Затем кювета освобождается от бюгеля.

Обработка несъемных протезов.

Приготовить: отбел, паста «ГОЙ», корундовые и каборундовые камни, наждачная бумага, алмазные диски, боры, волосяные щетки, фильцы.

Отшлифовывают протез с помощью абразивного инструмента, боров и т.д.

Наносят пасту «ГОЙ» на волосяную щетку, фильц и при большом количестве оборотов отполировывают протез.

Вырезание окна на вестибулярной поверхности коронки.

Приготовить: карборундовый диск, колесовидный бор.

На отполированной коронке карборундовым диском или колесовидным бором вырезают вестибулярную стенку, таким образом, чтобы в пришеечной части и по режущему краю остались ободки, шириной 1-1,5 мм.

Для укрепление пластмассы на ободках делают насечки и разгибают их в разные стороны.

V Подведение итогов занятия.

2.Выставление оценок с комментариями с учетом выполненной работы.

VI Домашнее задание.

Учеб. «Зубопротезная техника» В.Н. Копейкин, Л.М. Демпер. Стр. 149-150

VII Уборка рабочего места.

VIII Рефлексия.

Дать оценку всего занятия, выразить благодарность группе всей, выделить особо отлично справившихся с заданием.

Читайте также: