На кого может переучиться зубной врач

Опубликовано: 29.04.2024

Цикл экспертных публикаций по медицинскому праву
«Настольная книга Главного Врача»

Кого можно принять на должность
"ассистент врача-стоматолога" в стоматологическую клинику?


"Ищу ассистента" - самая частая фраза-вакансия в стоматологии. Стоматологи все чаще ощущают кадровый дефицит среднего мед.персонала. В первую очередь – ассистентов врача-стоматолога. Это важная фигура в современной клинике, без работы в 4 руки качественная стоматология уже немыслима.

Известно, что в квалификационном справочнике медицинских профессий такой должности, как «ассистент стоматолога», нет. Мы так называем медицинского работника, который непосредственно помогает врачу в работе с пациентом в полости рта.

Но раз должности «ассистент» не существует – кого же мы имеем право принять на это место?

Отвечаем на самые популярные вопросы по теме.

Вопрос №1: Кто может выполнять в клинике работу «ассистента врача-стоматолога»?

Согласно приказу МЗ РФ от 23 июля 2010 г. n 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", необходимым квалификационным характеристикам и должностным обязанностям ассистента врача-стоматолога соответствует профессия «МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА».

Вот должностные обязанности медицинской сестры по приказу МЗ РФ №541н:

- Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований.

- Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными.

- Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта.

- Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения.

- Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию.

- Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

- Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов.

- Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

- Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях.

- Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача.

- Обеспечивает выполнение врачебных назначений.

Как видим, последние два выделенных пункта однозначно определяют для медицинской сестры возможность работать в качестве ассистента врача-стоматолога. Кроме того, прочие обязанности позволяют работать как обычной медсестре, если работодатель посчитает необходимым включить в должностную инструкцию такие обязанности.

Итак, мы определили, что в качестве ассистента можем нанимать на работу медсестру.
Но медсестра – это название конкретной должности по трудовому договору и штатному расписанию. Этой должности могут соответствовать сразу несколько профессий.

Вопрос №2: Специалистов с каким ОБРАЗОВАНИЕМ и КВАЛИФИКАЦИЕЙ мы можем нанимать на должность медсестры?

Вновь обратимся к приказу МЗ РФ № 541н. В нем сказано, что к квалификации медицинской сестры предъявляются следующие требования:

Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

"Сестринское дело" – это медсестра.

"Лечебное дело" – это фельдшер.

"Акушерское дело" – это акушерка.

Соответственно – любой медицинский работник, имеющий диплом медсестры, фельдшера или акушерки и соответствующий сертификат из вышеуказанного списка может быть принят на должность медицинской сестры и выполнять весь функционал ассистента врача-стоматолога.

Помните, что для работы сотруднику нужно одновременно соответствовать ДВУМ условиям: иметь диплом медсестры, фельдшера или акушерки и действующий сертификат по одной из специальностей "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии".

Оформлять такого сотрудника нужно строго в соответствии с названием занимаемой им должности в штатном расписании. Если в штатном расписании мы имеем должность "медсестра", то и в трудовом договоре, и в трудовой книжке, и в должностной инструкции пишем "медсестра". Независимо от того, какой у сотрудника диплом - медсестры, фельдшера или акушерки.


Вопрос №3: А как же сертификат «сестринское дело в стоматологии»? Он нужен?

Мы знаем, что в некоторых городах для трудоустройства медсестры в стоматологическую клинику и даже для лицензирования пытаются требовать именно сертификат «сестринское дело в стоматологии».

Именно поэтому так важно знать законы. В приказе МЗ РФ №541н такой специальности, как «медсестра в стоматологи» или "сестринское дело в стоматологии" НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Ее просто нет в списке должностей по приказу 541н.

Этот образовательный цикл – добровольное усовершенствование, чтобы обычная медсестра получила первичные базовые знания о работе в стоматологии, материалах и инструментах, специфике. После его прохождения и медсестре, и работодателю легче адаптироваться к работе именно в стоматологии. Но обязанности его проходить нет. Его наличия не имеет права требовать ни работодатель, ни проверяющий. Как любые наши учебные курсы - только по желанию.

Данное усовершенствование является ДОБРОВОЛЬНЫМ, не влияет на возможность трудоустройства и главное – требовать его никакие гос.органы не имеют права.

Вопрос №4: Какие еще бывают медсестры по специализации?

Для стоматологической клиники актуальными являются еще несколько видов медсестринских специализаций по приказу МЗ РФ №541н.

Главная медицинская сестра

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Управление сестринской деятельностью", стаж работы по специальности не менее 5 лет или среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности "Организация сестринского дела", стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 10 лет.

ВНИМАНИЕ! Коллеги – создавая в штатном расписании должность ГЛАВНОЙ медсестры и делая такую запись в трудовом договоре СМОТРИТЕ НА ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ и помните, что эта должность для человека с ВЫСШИМ сестринским образованием, ОРГЗДРАВОМ по сестринскому делу и СТАЖЕМ работы не менее 10 лет!

Многие в силу незнания этих нюансов вводят эту должность ради громкого звучания, берут на нее обычную медсестру со средним образованием, а потом попадают на крупные штрафы трудовой инспекции. Будьте внимательны, это очень частая ошибка!

Старшая медицинская сестра

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра процедурной

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

Операционная медицинская сестра

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.

Старшая операционная медицинская сестра - среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра-анестезист

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Анестезиология и реаниматология" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра стерилизационной

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Сестринское дело в педиатрии", "Общая практика" без предъявления требований к стажу работы.

В зависимости от структуры клиники и штатного расписания вы также можете нанимать на эти должности медицинских сестер соответствующих квалификаций с учетом требований к образованию и квалификации. Должность во всех документах указывается именно так, как она написана в квалификационном справочнике.

Вопрос №5: Можно ли принять на работу ассистентом зубного врача или гигиениста стоматологического?

Давайте посмотрим на должностные обязанности этих двух профессий согласно приказу МЗ РФ №541н:

Зубной врач

Должностные обязанности. Осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в соответствии с профилем занимаемой должности. Проводит работу по профилактике заболеваний и поражений зубов, санации полости рта у детей и взрослых. Подготавливает стоматологическое оборудование к работе, осуществляет контроль исправности, правильности его эксплуатации. Осуществляет доврачебную помощь при травмах и термических повреждениях челюстно-лицевой области. Производит снятие оттисков, получение диагностических моделей и их анализ, параллелометрию, проведение этапного наблюдения, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов. Осуществляет подготовку пациентов к физиотерапевтическим процедурам. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику, выполнение требований инфекционного контроля в стоматологическом отделении. Осуществляет ведение медицинской документации. Осуществляет получение, хранение и использование лекарственных средств, стоматологических материалов, инструментов. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Гигиенист стоматологический

Должностные обязанности. Осуществляет диагностику кариеса зубов, болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки и регистрацию стоматологического статуса пациента. Определяет гигиеническое состояние полости рта и обучает пациента методам чистки зубов; проводит контрольную чистку зубов; дает индивидуальные рекомендации по выбору средств гигиены для детей и взрослых. Дает рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями. Осуществляет профилактические и гигиенические мероприятия, направленные на сохранение стоматологического здоровья населения и выработку навыков рационального ухода за полостью рта. Составляет и реализует программу индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет профилактические процедуры: покрытие зубов фторлаком и фторгелем, полоскания и аппликации реминерализующими растворами, герметизацию фиссур зубов, снятие над- и поддесневых зубных отложений, пародонтальные аппликации. Проводит профилактику основных стоматологических заболеваний детей организованных детских коллективов. Осуществляет стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных организаций, учителей, родителей. Проводит анкетирование населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Оформляет уголки гигиены полости рта в организованных детских коллективах, готовит памятки и санбюллетени. Ведет учетно-отчетную документацию. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, ВИЧ-инфекции. Оказывает больным и пострадавшим первую медицинскую и неотложную помощь при травмах, отравлениях, аллергических реакциях, острой сердечной недостаточности, обмороке, шоке, коллапсе.

Как видим, это абсолютно самостоятельные профессии, предусматривающие ЛИЧНУЮ работу с пациентом, а не помощь врачу. У них свои обязанности, они могут вести самостоятельный прием пациентов без присутствия врача-стоматолога. Могут даже открывать свои кабинеты и клиники с отдельной лицензией.

ВНИМАНИЕ!
Если клиника не имеет лицензии "Стоматология профилактическая", то она не может принять в штат гигиениста стоматологического.
Если нет лицензии "стоматология" доврачебная - не может принять на работу зубного врача.
Если нет лицензии "сестринское дело" - не может принять на работу медсестру или замещающего эту должность специалиста.
Помните об этом!

Безусловно, по обоюдной договоренности и зубной врач, и гигиенист могут выполнять функции ассистента стоматолога, эти обязанности можно включить им в должностную инструкцию, но официально оформлены они должны быть согласно своему образованию и квалификации – именно зубным врачом или гигиенистом. А не медсестрой и уж тем более не ассистентом врача-стоматолога.

Врач-стоматолог (молодой специалист, ординатор)

По закону, если у такого врача уже есть диплом об окончании ВУЗа и сертификаит (свидетельство об аккредитации), то принять его на работу можно только как врача-стоматолога. Замещать должность медсестры он не может (кроме случаев, когда таким врачом получен документ о сдаче экзамена на должность среднего мед.персонала). Поэтому оформляем его врачом, как написано в образовательных документах, а далее согласно принятой в клинике программе проводим обучение, инструктаж, испытательный срок, стажировка и т.д.

Вопрос №5: а как же студенты медицинских ВУЗов? Как же молодые врачи-стоматологи?
Их можно трудоустраивать на должность медсестры?

Можно, но не всех.
Есть вот такой документ: ПРИКАЗ Минздрава РФ №419н от 27.06.2016 "Об утверждении порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала"

В соответствии с этим документом, чтобы студент-медик мог законно работать в должности медсестры (медбрата), нужно:
1. Чтобы он окончил 3 полных курса медицинского ВУЗа и более.
2. Он должен подать самостоятельно заявку на аттестацию в комиссию при его ВУЗе. Автоматически после окончания 3го курса право работать медсестрой не наступает.
3. Он должен сдать соответствующий аттестационный экзамен.
4. После успешной сдачи экзамена ему на руки выдается выписка из протокола аттестационной комиссии. Именно этот документ - выписка из протокола - и дает студенту право работать медсестрой.
Документ (выписка) действует в течение 5-ти лет с момента выдачи. Потом нужно снова сдавать экзамен, в противном случае право на работу медсесрой по прошествии более 5ти лет теряется. Все по аналогии с медицинскими сертификатами - подтверждать каждые 5 лет.
Помните, что через 5 лет нужно либо получить у такого работника подтверждение пересдачи экзамена, либо освободить его от занимаемой должности медсестры.

Кстати, любой дипломированный врач также может обратиться в ВУЗ, сдать такой экзамен и получить право работать в должности среднего медицинского персонала (если у него в этом есть необходимость). Правила и механизм идентичны, всё как для студентов.

Выводы:

1. Профессии «ассистент стоматолога» в РФ не существует. Под это определение идеально подходит медсестра. К тому же, в РФ стоматолог без медсестры в штате клиники не имеет права работать вообще.

2. На должность медсестры (с функциями ассистента) можно принять медсестру, фельдшера или акушерку с документами согласно требованиям к занимаемой должности по пр. №451н

3. Специализация «сестринское дело в стоматологии» является добровольной.

4. Главная медсестра – это сотрудник с высшим образованием, ОЗЗ и стажем от 10 лет. Медсестру со средним образованием ставить на эту должность нельзя.

5. Зубной врач и гигиенист, а также врач-стоматолог – это не ассистенты, а самостоятельные профессии. На должности медсестры они работать не могут.

6. Медсестры, как и врачи, делятся по специализациям. Для некоторых специализаций (например, медсестра стерилизационной) достаточно базового среднего образования, а для других (например, медсестра-анестезист или операционная м/с) необходима обязательная профессиональная постдипломная переподготовка.

7. Студентов медицинских ВУЗов и врачей с законченным высшим образованием можно принимать на должность медсестры только при наличии выписки из протокола аттестационной комиссии об успешном прохождении аттестации на должность среднего медицинского персонала.

О том, кто может проводить рентгеновские исследования в стоматологической клинике, читайте в ЭТОЙ СТАТЬЕ

С уважением,
эксперт по медицинскому праву,
руководитель "Центра Защиты Врачей",
доктор Владислав Аносов.

В этой статье рассмотрим ситуацию, с которой часто сталкиваются медицинские специалисты. Она касается смены специализации или даже профессии.

Причины для смены профессии у каждого могут быть разные, но в целом их можно объединить в несколько категорий. К наиболее частым случаям относятся профессиональное выгорание, возможность досрочного выхода на пенсию и ограничения по продолжительности трудовой деятельности по отдельной специальности. Если сменить медицинскую специализацию можно при определённых условиях, то поменять сферу профессиональной деятельности никто и ничто не сможет помешать.


При выборе новой профессии необходимо учитывать много факторов:

  • сохранение социального статуса,
  • уровня заработной платы,
  • возможности для карьерного роста на новом рабочем месте,
  • наличие тех или иных компетенций и профессионально важных качеств.

Есть три основных направления переподготовки врачей и медсестер:

  1. Пройти переподготовку на другие медицинские специальности (специализации);
  2. Освоить профессию универсального характера,
  3. Получить дополнительное профессиональное образование по узкопрофильным специальностям и работать высококвалифицированным специалистом не в медицине, а в другой профессии.

Переподготовка на другие медицинские или фармацевтические специальности

Преимуществом такого выбора является возможность остаться работать в той же медицинской или фармацевтической организации. Сложившиеся рабочие связи помогут быстрее адаптироваться в новой профессии. В новой работе также можно использовать полученные ранее компетенции, что повысит качество оказываемых медицинских услуг.


Переподготовка на данные специальности осуществляется с учетом требований к квалификации работников, установленных приказами Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (для имеющих высшее образование) и от 10.02.2016 № 83н (для имеющих среднее профессиональное образование). Выбирая новое направление, необходимо учитывать имеющееся у медработника образование, включая специальность, полученную в ординатуре или интернатуре, если таковая была предусмотрена требованиями к его подготовке. При отсутствии необходимого образования получить новую специальность можно только после 5 лет работы по специальности, указанной в дипломе, продолжительность обучения при этом должна превышать 500 часов.

Выбирая образовательную программу, желательно также учитывать предполагаемое место будущей работы. Как правило, условия работы в приемном покое, лаборатории или в чрезвычайных ситуациях и при катастрофах существенно различаются, и эти особенности учитываются при формировании программ переподготовки.

Переподготовка на универсальные специальности

В рамках своей ежедневной трудовой деятельности каждый медицинский работник занимается организацией своего рабочего места, координирует работу персонала, обменивается с коллегами опытом и информацией, пропагандирует здоровый образ жизни, знакомится с медицинской литературой и анализирует поступающие данные. Такой опыт позволяет ему в дальнейшем реализовать себя в управленческой, педагогической или научно-исследовательской деятельности.


Работать в области менеджмента, педагогики и научных исследований могут лица как с высшим, так и средним профессиональным образованием. Однако для неимеющих высшего образования установленные требования к квалификации ограничивают возможности карьерного роста, а для занятия отдельных должностей научных и педагогических работников требуется наличие ученой степени или ученого звания. При этом следует учитывать, что лица со средним профессиональным образованиям не могут преподавать по программам высшего образования, а в научных организациях им доступны только должности лаборантов.

Для управленческой деятельности в госучреждениях обычно требуется высшее образование по экономическим или управленческим направлениям подготовки или дополнительное профобразование в области менеджмента. При желании продолжить карьеру на руководящих позициях в отрасли медработник может пройти обучение по специальностям, связанным с менеджментом, таким как :

  • «Организация здравоохранения и общественное здоровье»,
  • «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы»,
  • «Государственное и муниципальное управление»,
  • «Управление персоналом»,
  • «Экономика».

Наиболее близкие к здравоохранению по своему содержанию отрасли – наука, образование, консалтинг, социальная работа, страховая деятельность, негосударственные пенсионные фонды, производство лекарств и медицинских изделий, сбор, переработка и хранение отходов, работа по ликвидации загрязнений.

Специфическим видом управленческой деятельности является государственное и муниципальное управление. Государственное управление предполагает работу в органах власти федерального и регионального уровней, муниципальное – в местном самоуправлении. Если медицинский работник планирует работать в государственных или муниципальных органах, ему необходимо пройти соответствующую подготовку. Как правило, программы профессиональной переподготовки по государственному и муниципальному управлению разрабатываются с учетом отраслевой специализации.

Переподготовка на специальности узкого профиля

Переподготовка на специальности узкого профиля предполагает максимальное соответствие имеющихся у медицинского работника компетенций его будущей работе. Её возможности должны учитывать полученное ранее образование и опыт работы. Так, практически все медицинские работники могут попробовать себя в аналогичных специальностях ветеринарии.

Квалификация бактериологов, вирусологов, инфекционистов, аллергологов-иммунологов, паразитологов и генетиков позволяет им стать востребованными в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, розничной торговле.
Специалисты по лечебной физкультуре и спортивной медицине, мануальные терапевты, косметологи и пластические хирурги могут объединить свои навыки для создания центров красоты и профилактики здоровья. Эстетическая косметология и фитнес-программы не являются медицинскими услугами и не требуют получения дополнительных сертификатов и разрешений.

Знания сурдологов-оториноларингологов, челюстно-лицевых хирургов и стоматологов всех направлений позволят им легко освоить профессию педагога-дефектолога, а медицинские эксперты различного профиля могут достаточно быстро освоится в криминалистике.

Предлагаемые направления переподготовки медицинских работников подойдут любому врачу или медицинской сестре. Большинство из них не имеют возрастных или физиологических ограничений, наоборот, они способствуют продлению активной трудовой деятельности. При окончательном выборе новой профессии рекомендуется учитывать такие критерии, как личный интерес к данной работе, уровень заработной платы, наличие вакансий в регионе и возможность карьерного роста.

Специалиста, занимающегося лечением болезней зубов, в западных странах принято называть дантистом. Эти врачи выполняют широкий спектр услуг – от полировки и снятия зубного камня до пломбировки и имплантации. Зубной врач выполняет меньше манипуляций, однако нельзя недооценивать его профессию.

Кто такой зубной врач?

Длительное время лечением заболеваний ротовой полости занимались зубные врачи. Сегодня об этой профессии известно не всем. Большинство пациентов до обращения к специалисту понятия не имеют, что делает зубной врач, лечением чего занимается. Специалисты с такой профессией относятся к младшему медицинскому персоналу.

Как и стоматолог, зубной врач специализируется на лечении заболеваний зубов, десен, суставов челюсти, слизистой оболочки рта. Однако наличие диплома зубного врача ограничивает полномочия специалиста на выполнение сложных хирургических процедур, для которых требуется высокая квалификация (зубной и врач).

Чем отличается зубной врач от стоматолога?

Многие пациенты не знают, какие отличия существуют между профессиями зубной врач и стоматолог. Зубные врачи имеют более низкую квалификацию, поэтому не имеют права выполнять сложные манипуляции. На вопрос относительно того может ли зубной врач удалять зубы специалисты отвечают отрицательно. Коррекция десневой улыбки, удаление кисты, протезирование и выполняют исключительно стоматологи. Зубные врачи имеют полномочия на оказание следующего ряда услуг:

  • профилактический осмотр;
  • диагностика заболевания ротовой полости, зубов;
  • направление на рентгенологическое обследование;
  • установка ;
  • при отсутствии осложнений;
  • снятие оттиска для изготовления зубных процессов;
  • удаление твердых отложений с поверхности зуба;
  • установление глубины десневых карманов.

Виды зубных врачей

Распространенной специализацией среди стоматологов является терапевт. В большинстве случаев эти специалисты проводят первичный осмотр пациента, а затем при необходимости направляют к другому специалисту:


  1. Зубной врач-ортодонт – следит за формированием правильного прикуса, коррекцией его с помощью брекетов и капы.
  2. Зубной врач-имплантолог – занимается процессом вживления имплантатов в костную ткань челюсти. В зубную лунку устанавливают искусственный зуб, который по своим функциям не уступает натуральному.
  3. Стоматолог-хирург – занимается лечением проблемных зубов, которые не поддаются терапии. Специалисты этого профиля удаляют зубы, вычищают полости между деснами, удаляют кисты.
  4. Стоматолог-ортопед – занимается установкой искусственных протезов: подбирает варианты протезирования, делает слепки, подгоняет по размеру изготовленный протез, осуществляет закрепление протеза в челюсти.
  5. Детский стоматолог – оказывают лечение зубов у детей и подростков до 18 лет.

Как стать зубным врачом?

Профессия зубной врач относится к специальностям среднего профиля. Она не требует длительного обучения, в отличие от стоматолога. Последние до получения диплома учатся на протяжении 5 лет, сдают выпускные экзамены, проходят интернатуру. Только после этого стоматолог имеет право обслуживать пациентов, заниматься лечением.

Продолжительность курса обучения зубного врача составляет 3 года. В течение этого времени студенты постигают азы анатомии, узнают особенности строения лицевой части черепа, челюсти. Кроме того, курсантов обучают основным процедурам и манипуляциям, порядку осмотра ротовой полости, проведению профилактики заболеваний рта. Последний курс обучения предполагает активные практические занятия под контролем врачей и преподавателей.

Где учат на зубного врача?

Желая получить востребованную профессию, абитуриенты часто интересуются, сколько учиться на зубного врача и где обучают этой специальности. Подготовкой квалифицированных кадров с данной специализацией занимаются в медицинских колледжах. Обучение на зубного врача длится 3 года. По окончании учебного заведения в дипломе указывают «Зубной врач».

Эти специалисты в большинстве случаев работают в паре с квалифицированным, опытным стоматологом, оказывая ему необходимую помощь в выполнении медицинских процедур и манипуляций. В отдаленных регионах зубные врачи могут индивидуально оказывать медуслуги, порой даже заменяя стоматолога (при его отсутствии).

Сколько зарабатывает зубной врач?

Данный вопрос интересует тех, кто наслышан о высоких заработках стоматологов. Однако необходимо понимать, что зубной врач – специалист средней специализации, доход которого значительно меньше, чем у дантистов. Связано это с низким уровнем квалификации и невозможностью выполнения ряда дорогостоящих процедур. Точно сказать, сколько получают зубные врачи, трудно. Существует ряд факторов, оказывающих влияние на уровень их зарплат:

  • месторасположение медучреждения;
  • стаж работы;
  • наличие квалификации;
  • число отработанных смен.

Согласно статистике, в крупных городах и областных центрах зарплата зубных врачей может превышать уровень дохода этих же специалистов в регионах на 20–30 %. В среднем, доход этих специалистов в странах СНГ составляет 400–500 американских долларов. Стоит отметить, что уровень зарплаты зубного врача в странах Европы превышается указанные цифры в 2-3 раза.

На кого можно переучиться зубному врачу?

Специальность зубной врач позволяет получить высшее образование и переквалифицироваться на стоматолога. Так делают многие выпускники колледжа, которым изначально не повезло при поступлении в вуз. Необходимо отметить, что в большинстве университетов медицинского профиля абитуриенты, уже закончившие медколледж, имеют преимущество по сравнению с остальными поступающими. Альтернативой для зубного врача может быть специальность зубной техник. Она требует лишь определенной практики, курсов. Переобучения в большинстве случаев не требуется.

Недавно на глаза попалась одна , где описывался случай, смерти матери и ребенка, по неясной причине, вскрытие которых проводил стоматолог, хотелось бы дать комментарий по данному поводу.

Поэтому для начала, во избежание путаницы, определимся с терминами. Для понимания структуры медицинского образования нам понадобятся два ведомственных приказа:

2. Дополнительное образование - его получают при завершении ординатуры/интернатуры (в настоящее время интернатура упразднена), выпускники получают сертификат специалиста , в котором указана конкретная узкая специализация , только в рамках которой врач имеет право вести профессиональную деятельность. В настоящее время выделяют 77 специализаций (опять же из группы клинической медицины), которые последовательно перечислены в Приложении 6 .

2.1. Однако, если доктор уже после того, как он получил один сертификат, хочет поменять узкую специализацию, то ему не обязательно во всех случаях заново заканчивать другую ординатуру (где срок обучения может составлять около 3-х лет). Он может пройти Профессиональную Переподготовку (далее ПП), которая занимает гораздо меньше времени (около полугода), но которая обязательно должна быть уже после обучения в ординатуре. И здесь свою роль играет , который и определяет требования и условия по каждой узкой специализации , с учетом основной специальности , узкой специализации в ординатуре/интернатуре, а также условия ПП.

Теперь обратим внимание на указанный , где найдем узкую специализацию "Патологическая анатомия":

". Специальность "Патологическая анатомия"

Уровень профессионального образования

Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия"

Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Патологическая анатомия"

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональная переподготовка по специальности "Патологическая анатомия" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Детская онкология", "Детская урология - андрология", "Детская хирургия", "Колопроктология", "Нейрохирургия", "Онкология", "Пластическая хирургия", "Сердечно - сосудистая хирургия", "Судебно - медицинская экспертиза", "Торакальная хирургия", "Травматология и ортопедия", "Урология", "Хирургия", "Челюстно - лицевая хирургия"

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Врач - патологоанатом; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач - патологоанатом. "

Из вышеуказанного мы видим, кто именно может работать врачом-патологоанатом. Уровень профессионального образования - это и есть основная специальность , которая может быть только "Лечебное дело" и "Педиатрия".

Далее следует название узкой специализации в ординатуре - соответственно "Патологическая анатомия", а далее условия ПП, где как раз и указаны, те узкие специализации ординатуры, которые, грубо говоря, можно "поменять" на патологическую анатомию.

Таким образом, с наличием ординатуры по узкой специализации "Стоматология ортопедическая", разумеется, пройти ПП и получить сертификат по патологической анатомии невозможно. Однако, корень проблемы гораздо глубже , поскольку врачом-патологоанатомом стоматолог в принципе быть не может, им может быть только тот врач, который, прежде всего, получил основные специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия", а после или сразу закончил интернатуру/ординатуру по патологической анатомии, или закончил другую интернатуру/ординатуру, которые указаны в Приказе МЗ, а потом прошел ПП по патологической анатомии.

Стоит ли говорить, что в указанном ответе "федерального ведомства" суть проблемы не раскрыта, а узкие специализации («Детская онкология», «Колопроктология», и пр.) перепутаны с основными специальностями.

– Как вы стали стоматологом?
– В моей семье нет врачей. Первым пойти в медицину решил мой старший брат, который закончил лечебный факультет. Я выбрал стоматологический. Учился 5 лет в , потом 1 год интернатуры и 2 года ординатуры по ортопедии. Всего у меня на руках 4 сертификата - организация здравоохранения, терапия, ортопедия и стоматология общей практики. Сейчас система изменилась, и для получения каждого сертификата нужно отучиться 2 года.

– Какие врачи работают в современной стоматологической клинике?
– Сегодня в любой стоматологический клинике набор врачей одинаков: терапевт лечит зубы, ортопед занимается протезированием, хирург сейчас уже не только удаляет, но и довольно часто ставит импланты, пародонтолог занимается лечением болезней десен, ортодонт отвечает за исправление прикуса, ставит брекет-системы и наблюдает, как они действуют. Однако ортодонт чаще всего приходит в определенные дни, когда есть записавшиеся пациенты.

Приходя в клинику, в самом начале карьеры каждый стоматолог всегда ставит несколько пломб. И потому, что это самый простой вид лечения, и потому, что именно эти мануальные навыки преподают в институте. Дальше я, например, стал заниматься коронками, а позже освоил работу со съемными протезами. На данный момент мои специальности - терапия и ортопедия: я ставлю пломбы, пломбирую каналы, ставлю коронки и работаю со съемным протезированием.

Сегодня моя задача, как врача с частной практикой, - постепенно увеличивать базу пациентов. А дальше возможны два пути. Первый - становиться врачом, что называется, «с фамилией», когда пациенты идут к тебе, независимо от того, в какой клинике ты работаешь. Второй - открывать собственную клинику. Но в этом случае надо или уходить в администрирование и постепенно сворачивать практику или нанимать менеджера, но все равно следить за его работой, что опять-таки будет отвлекать от пациентов.

Еще один вариант развития для стоматологов - заниматься важными исследованиями. Но и для этого надо отказаться от лечения.

–​ Какие компетенции необходимы для этой профессии?
– В Европе есть замечательная поговорка - «врет как стоматолог», то есть стоматолог должен уметь очень складно говорить, чтобы ему поверили. Я считаю, что надо учиться разговаривать с людьми и уметь убеждать. Особенно, когда они вот-вот потеряют сознание от боли. Стоматолог, который не умеет разговаривать, очень быстро останется без пациентов: к нему придут только один раз, чтобы снять боль, а дальше будут искать того, кто лучше расскажет, понятней объяснит и улыбнется. Более того, надо складно говорить, не чтобы поверили, а чтобы убедить пациента в необходимости правильного и адекватного лечения, потому что грамотность населения в этом плане почти полностью отсутствует. Лечение зубов связано с финансовыми затратами, поэтому многие пациенты стараются экономить и делать «просто пломбу», когда уже, например, надо ставить коронку. Но такие действия не только являются нарушением медицинских показаний, но и могут в скором времени привести к потери зуба.

Кроме того, нужно обязательно любить работать руками. Это, на мой взгляд, глобальное требование в нашей профессии. Если тебе не интересно что-то делать своими руками или у тебя не получается, то лучше и не пытаться стать стоматологом.

–​ Есть ли что-то, что мешает работать, или от чего вы устаете?
– Мне сложно работать посменно (система работы в государственных стоматологических поликлиниках), когда ты должен «отсиживать» свою смену, а пациентов в этот день нет. Могу также сказать, что наша работа очень изматывает физически: стоматолог буквально «зависает» над пациентом, когда работает, мышцы напрягаются так сильно, что вечером не можешь разогнуться. Это тяжелый физический труд.

– Если однажды поймете, что пора попробовать что-то новое, сменить вектор, есть какой-то план Б?
– Стоматология - это разные направления, которые близки друг к другу. Я знаю стоматологов, которые были терапевтами, а потом ушли в хирургию. Что касается меня, то я с самого начала хотел заниматься ортопедией, и пока мне это интересно. В качестве плана Б можно рассматривать профессию медицинского представителя. Но я подобных переходов пока не встречал, зато знаю случаи, когда, получив диплом, люди сразу уходили из стоматологии, становились, например, ветеринарами.

– Кто для вас является примером для подражания в вашей профессии?
– Когда мы учились, эту роль выполняли авторы учебников. Теперь понимаем, что многое из написанного там уже устарело.

– Как будет развиваться стоматология в будущем?
– Первая особенность медицины в том, что от момента изобретения до момента внедрения в широкую практику проходит примерно полвека. Имплантация зубов началась в середине 20-го века, но только в начале нашего века стала использоваться широко. Сегодня есть подобные разработки, но никто не знает, что из них станет повсеместной практикой.

Второе, что можно сказать точно, - продолжится усовершенствование существующих материалов, методик и инструментов. Например, бор, которым препарируют зубы, усовершенствуется постоянно, но принцип его работы остался прежним.

И последнее. Я уверен, что никакая самая высокоточная техника не заменит человека. Сейчас многие говорят о том, что 3D-принтеры оставят без работы зубных техников. Эта замена может коснуться только каких-то отдельных операций: после 3D-печати нужные детали все равно проходят через человеческие руки. Более того, установка импланта - это несколько операций, которые пока до конца может довести только человек.

Ему принадлежала ИСК "Голден Хоум", возводившая дома в Лобне. В 2014 году его познакомили с Сергеем Саломатиным, застройщиком из Волжского, заинтересованным в московском рынке. По словам Борисенко, "Саломатин обещал помочь открыть кредит, я оставил себе 25 % компании, на него переписал 75% - из его доли 50% отходило как плата банкирам за услуги".

По словам Борисенко, соинвестор выживал его из бизнеса, не привлек к финансированию банкиров. Я был вынужден продать свои 25% Саломатину. Он обязался погасить уже взятый на проект кредит в 32 млн и передать мне 450 кв. м квартирами".

Доля Борисенко составила 65 млн. Сделка состоялась в Волжском, подписали 2 договора: основной и предварительный, его у нотариуса не заверяли, на этом настояли юристы Саломатина. Экс-партнер выплатил 43 млн. Оставшиеся 22,5 (эквивалент цены непостроенных квартир) шли в рассрочку на полгода. 25% пока оставались в залоге у Борисенко.

" Есть аудио, где Саломатин говорит, что занесет в суд 30 млн, но я не получу ни копейки. Он утверждал, что уже выплатил деньги по предварительному договору. Считаю, что схема с 2 договорами потребовалась, чтобы захватить оставшуюся часть моей компании".

Городской суд Волжского постановил взыскать с Саломатина 22,5 млн и 2 млн процентов в пользу Борисенко. Волгоградский областной суд отменил это решение в связи с неподсудностью дела общей юрисдикции. "Я подал иск к Саломатину в Арбитражный суд МО по месту нахождения юрлица. В ответ Саломатин подал встречный иск ко мне о возврате 43 млн".

Итог разбирательств: удовлетворение иска Борисенко к Саломатину на 22,5 млн и одновременно иска Саломатина к Борисенко на 43 млн. "Получается, я подарил ему фирму и остался должен 18,5 млн".

Мониторя сайт Арбитражного суда, Борисенко узнал, что его «Голден Хоум» участвует и в других тяжбах. Так, ООО "Сантехсервис", зарегистрированное на адрес Саломатина, заложив "Голден Хоум", получило кредит на 2 млрд 750 млн в «Банке Российский кредит». Хотя по договору №Р715-2015 от 03.04.2015 предмет залога не должен быть обременен, а на тот момент 25 % находились у Борисенко.

"Налицо явные мошеннические действия, - считает он. - При заключении кредитного договора на большую сумму банки проверяют и перепроверяют Заемщиков и Залогодателей. Как они могли пропустить, что компания в залоге?"

В 2016 году в отношении руководства "Банка Российский кредит" Анатолия Мотылева, который дал положительное заключение по предоставлению кредитной линии ООО "Сантехсервис", возбудили уголовное дело по ст. 159 ч.4 - в том числе за сомнительно предоставляемые кредиты. Председатель СК РФ Александр Бастрыкин взял расследование под контроль. Руководителем следственной группы назначили Дубинского.

"Я обратился в СК РФ с просьбой допросить меня, т.к. мне известно о еще одном эпизоде мошенничества. Следователь Тренев попросил приехать в ГСУ СК РФ. Но Дубинский допрашивать отказался. Дубинский вынес постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о допросе Борисенко даже в качестве свидетеля.

В отношении «Сантехсервис» инициировали банкротство, а само ООО перевело долг на ООО "ЭнергоКомплект".

21 ноября 2018 года Дубинского и Тренева задержали при получении взятки. Это дало надежду Борисенко, что в рамках начавшегося расследования против следователей СК РФ его тоже признают потерпевшим.

"Я был в ФСБ и написал ходатайство в СК. Рассказал, как моя бывшая компания участвовала в сомнительных схемах. А лица, причастные к этому, избежали наказания, благодаря Дубинскому. Кроме того, я надеюсь, что по вновь открывшимся обстоятельствам мое арбитражное дело будет пересмотрено в ВС".

Переподготовка врачей обучение

Врач направлен на проф. Переподготовку. Форма обучения очная, срок обучения 12 месяцев. Какие должны быть действия кадровика?

Оформить ученический договор.

Проф. переподготовка врача.

Вам нужно обратиться в Управление по здравоохранению за разъяснением, лучше это сделать письменно, чтобы получить письменный ответ, можно через их сайт или почтой заказным письмом. Установленного образца заявления не существует. Пишется в свободной форме с изложением и пояснением обстоятельств по делу. От кого, ваши адрес и телефон, кому (ФИО или название организации, должности), что, где, когда, что просите или что хотите узнать. Дата, подпись.

Какое количество часов необходимо на профессиональную переподготовку врачей?

Длительностью от 250 часов и более (от 3 месяцев)

(Приказ о профессиональной переподготовке врачей № 707 н Министерства здравоохранения РФ)

Как узнать у предлагаемых свои услуги по профессиональной переподготовке врачей.

Как узнать у предлагаемых свои услуги по профессиональной переподготовке врачей организаций (в том числе и не медицинских) пройдена ли у них аккредитация в Минздраве и будет ли действительным диплом и сертификат.

Зайдите на официальный сайт Министерства здравоохранения РФ и убедитесь в наличии или отсутствии аккредитации у интересующей вас организации.

Профессиональная переподготовка врача

Я врач - стоматолог общей практики, получил диплом в 2017 году. Прошел аккредитацию специалиста по специальности Стоматология. Могу я пройти переподготовку по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье"

В соответствии с приказом МЗ РФ от 8 октября 2015 года № 707 н «Об утверждении «Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки» для обучения на цикле первичной переподготовки по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" необходимо иметь высшее образование - специалист по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медико-профилактическое дело", документ об окончании интернатуры/ординатуры по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки.

Профессиональная переподготовка врача психиатра

Работаю врачом-психиатром. Хочу пройти профессиональную переподготовку за свой счет. Руководство не против. Хотелось бы знать как будет оформлено мое обучение и сохранится ли заработная плата на срок обучения (4 месяца)?

Поставьте с работодателем соглашение, где и пропишите всё, что считаете нужным.

За чей счет оплата по переподготовке врача

Может администрация поликлиники заставлять оплачивать профессиональную переподготовку врача, по истечению срока сертификата, за счет собственных средств врача, а не за счет средств работодателя. И где это в законе указано?

НЕТ, конечно не может - ВСЕ за счет поликлиники - в ЗАКОНЕ об ОСНОВАХ здравоохранения

Удачи ВАМ! Всегда рады помочь.

Вообще-то все медики проходят свою переподготовку за счет государственного бюджетного унитарного предприятия. Удачи и всего наилучшего.

Законодательством предусмотрено предоставление медицинским работникам гарантий, обусловленных спецификой их трудовой деятельности. К таким гарантиям, в частности, относится право медицинских работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ. Медицинский работник не может быть уволен в связи с истечением срока действия специального права (истек срок действия сертификата специалиста), если работодатель своевременно не направил работника на повышение квалификации. Работодатель обязан направить работника на повышение квалификации за счет работодателя. Период времени с момента окончания срока действия сертификата медицинского работника до момента начала обучения является временем простоя по вине работодателя. До момента направления работника на обучение работодатель должен объявить для работника простой по вине работодателя и начислить компенсацию за период простоя по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

С момента начала обучения с отрывом от работы до момента его окончания в соответствии со ст. 187 ТК РФ за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Обоснование: В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в случае истечения срока действия специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Таким образом, сертификат специалиста удостоверяет право на занятие медицинской деятельностью. Истечение срока действия сертификата означает истечение срока действия специального права.

Пункт 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не содержит каких-либо условий, при которых невозможно увольнение работника в случае истечения срока действия специального права.

Вместе с тем при увольнении медицинского работника по данному основанию в случае истечения срока действия сертификата, если работодатель своевременно не направил его на повышение квалификации, нужно учитывать следующее.

Согласно ч. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Из совокупности указанных норм следует, что работодатель может уволить медицинского работника согласно п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ только в случае, если работнику предлагалось пройти повышение квалификации или давалось направление, а работник не прошел повышение квалификации в результате собственных виновных действий или бездействия.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования

1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации

Кроме того, работодатель в силу закона (ст.187, 196 ТК РФ), обязан оплатить все расходы, связанные с переподготовкой работника. Жалуйтесь в прокуратуру.

Путь к успеху в работе стоматологом фото

Врач-стоматолог - один из самых востребованных и высокооплачиваемых специалистов медицинской сферы. Почему спрос на этих докторов ежегодно возрастает, какие перспективы ждут выпускника медвуза по направлению “стоматология” и зачем стоит идти в профессию - все эти вопросы рассмотрим в данной статье.

Общие сведения о профессии

Стоматолог - это врач, занимающийся проблемами диагностики, лечения и профилактики проблем челюстно-лицевой зоны. Этот специалист компетентен в первую очередь в вопросах терапии и протезирования зубов.

Общие сведения о профессии изображение

Почему же стоматология считается очень перспективным направлением? Ответов на этот вопрос несколько:

  • Во-первых, на протяжении всей истории развития человечества люди стремились улучшить качество и длительность жизни. Одним из способов преуспеть в этих начинаниях были научные изыскания в области медицины. Проблема лечения зубных заболеваний упоминалась еще в трудах Гиппократа. Эти же вопросы волнуют и наших современников.
  • Во-вторых, ухудшение качества пищи, повсеместное добавление сахара и сахаросодержащих продуктов, избыточное количество химических соединений в нашем ежедневном рационе ускоряет процессы разрушения зубов, что, в свою очередь, повышает спрос на врачей-стоматологов.
  • В-третьих, технологические возможности современной стоматологии расширяют круг компетенций дантиста и позволяют решать более серьезные проблемы, например: изменять прикус, подсаживать костную ткань, моделировать, создавать и применять разные виды протезов.

Каждый год медицинские вузы выпускают дипломированных дантистов, однако спрос на этих специалистов все равно не уменьшается.

Как и где можно выучиться на врача-стоматолога?

Поступление в медицинский вуз начинается с вступительных экзаменов. Будущему доктору необходимо успешно сдать ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку. К этому этапу нельзя относиться халатно, так как конкурс на кафедру стоматологии обычно выше среднего.

Длительность обучения в вузе составляет 5 лет. Далее следует один год интернатуры и два года ординатуры. Такая продолжительность учебного процесса связана с серьезной ответственностью, которая ложится на доктора, начинающего самостоятельно принимать пациентов.

Обучение на врача-стоматолога

Что касается выбора учебного заведения, то кафедра стоматологии есть практически в любом медицинском университете. Самыми авторитетными медицинскими вузами Москвы считаются Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова и Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова.

Северная столица гордится выпускниками Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университет и медицинского университет им. академика И. П. Павлова.

Сюда же стоит добавить Казанский, Уральский и Самарский государственные медицинские университеты и Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.

Ассистируют врачам-стоматологам медицинские сестры. Они обучаются ремеслу в стоматологических колледжах. Лучшими на данный момент считаются Медицинское училище №1 и Медицинский колледж МИИТа.

Какие направления существуют в современной стоматологии?

Поступившие в медицинский университет могут обучаться, а действующие доктора могут повысить квалификацию по следующим профилям:

Универсальный доктор, который первым осматривает людей, обратившихся за помощью. Он лечит кариес, устраняя поврежденные участки зубов и устанавливая на их место пломбы. Также этот специалист выполняет терапию корневых каналов (эндодонтия).

Занимается случаями, когда без оперативного вмешательства не обойтись. Он удаляет зубы, готовит ротовую полость к протезированию, лечит различные воспаления, отвечает за операции на тканях пародонта и челюстях, проводит терапию опухолей.

  • Стоматолог-ортодонт.

Исправляет прикус. Лечит врожденные и приобретенные с возрастом изменения. Неправильный прикус - это не только эстетическая проблема, он мешает дикции и способен провоцировать болезни десен и зубов. Не допустить развития осложнений призваны корректирующие каппы и брекеты.

Когда зубы уже не подлежат реставрации, в дело вступает ортопед. Это доктор, занимающийся протезированием и имплантацией зубов. Он делает слепки, на основе которых зубной техник изготавливает протезы. Далее доктор примеряет и окончательно закрепляет их во рту пациента.

Работа этого дантиста похожа по функционалу на деятельность стоматолога-терапевта, однако лечит он детей и подростков с рождения до 17 лет. Специфика его работы заключается в умении общаться с малышами и донести им важность постоянного контроля за состоянием зубов и десен. Специалист не только лечит уже имеющиеся проблемы, но и следит за правильным формированием прикуса и здоровьем всей ротовой полости.

Какие направления существуют в современной стоматологии? картинка

Современные дантисты стремятся совмещать несколько профилей. Например, терапевт может заниматься коррекцией прикуса, выполняя функции ортодонта. Такие сотрудники больше всего ценятся в частной практике, так как за один прием специалист проводит осмотр, консультацию, планирует порядок лечения и выполняет его.

  • Стоматолог-пародонтолог.

Занимается терапией воспалений и инфекций десен. Так как зубы и десны образуют общую систему, без здоровых десен невозможно представить и крепкие зубы. В ведении этого дантиста лечение стоматитов, гингивитов, пародонтитов.

Кроме того, как студенты, так и действующие врачи должны быть осведомлены обо всех нюансах законодательного регулирования медицинской (стоматологической, в частности) сферы, уметь не только лечить, но и профилактировать заболевания полости рта, знать назначение, функционал и принцип работы стоматологических инструментов.

Условия труда

На работу врача-стоматолога влияет множество факторов. К сожалению, большинство их них негативно отражается на рабочей остановке доктора. Дантисты трудятся в условиях постоянного шума, эмоционального напряжения и резкого изменения уровня освещенности. Взаимодействие с полимерными материалами, используемыми для изготовления пломб, и вынужденная статическая поза на протяжении рабочего дня также не способствуют комфорту специалиста.

Условия труда стоматолога

Труд стоматолога связан и со зрительным напряжением, ведь грамотное обследование и лечение пациента требует постоянной концентрации.

От патогенных микроорганизмов, капель жидкости, механических и термических повреждений доктора оберегают специальные маски и пластиковые защитные очки. Однако этого недостаточно и для полноценного комфортного состояния специалиста стоматологический кабинет должен быть оборудован современной системой вентиляции воздуха.

Возможности трудоустройства и уровень заработной платы

После окончания медицинского университета студенты в обязательном порядке проходят интернатуру и ординатуру, поэтому сложностей с устройством на работу не возникает.

Если брать государственный сектор медицинских услуг, то у молодого специалиста два пути:

  • Повышать свои профессиональные навыки и расти по карьерной лестнице, пиком которой является пост главного врача.
  • Развиваться в области научных изысканий и заниматься теоретическими аспектами решения стоматологических проблем. Для этого доктору нужно поступить в аспирантуру, а затем стремиться к докторской диссертации и научным степеням.

В частных клиниках ситуация обстоит иначе. Помимо того, что у сотрудника есть возможность реализовывать свои карьерные устремления, платные медцентры показывают доктору медицину с коммерческой точки зрения и дают ему шанс в дальнейшем открыть свою клинику или медицинскую школу.

Возможности трудоустройства стоматолога

Доход дантиста зависит от места работы, региона проживания, трудового опыта и занимаемой должности. Московские специалисты, работающие в государственных поликлиниках, получают от 20 000 рублей. Средний показатель - 40-45 000 рублей.

Что касается медицинских центров, предоставляющих платные услуги, то там врачи-стоматологи имеют 60-80 000 рублей в месяц. Наиболее квалифицированные сотрудники получают до 100 000 рублей в месяц.

Это усредненные цифры. Частные медицинские центры готовы платить и больше самым опытным и стремящимся к постоянному развитию докторам.

Существуют и различия в заработной плате стоматологов, отвечающих за разные направления: хирург или, например, ортодонт получает больше, чем стоматолог-терапевт. Но это не повод расстраиваться, ведь на рынке современного дистанционного образования представлено множество курсов переподготовки, позволяющих на базе уже имеющегося медицинского образования обучиться хирургической, терапевтической, ортопедической, общей, профилактической и даже детской стоматологии. Обладание навыками в нескольких направлениях дает врачу преимущества перед коллегами и почти наверняка является залогом повышения заработной платы.

Секреты успеха в работе

Для того чтобы иметь шанс добиться результатов в стоматологическом деле, прежде всего необходимо обладать развитой мелкой моторикой рук и идеальным зрением. Любое неосторожное или неточное движение может привести к травме пациента.

Что касается знаний, то здесь первостепенно совершенное понимание анатомии и физиологии человека, владение информацией о всех наработках медикаментозного лечения полости рта и умение распознать мельчайшие изменения нормального состояния зубов на рентгенограмме.

Успех врача-стоматолога во многом зависит и от его личностных качеств. Специфика работы с людьми такова, что доктору необходимо быть открытым, доброжелательным, тактичным и коммуникабельным. Он должен уметь установить контакт и найти общий язык с любым, даже самым агрессивным или боязливым пациентом.

Идеальный дантист - педант, который подходит к работе максимально ответственно и неустанно расширяет кругозор как личностный, так и профессиональный.

Секреты успеха в работе снимок

Независимо от того, какую цель преследует молодой специалист - вырасти до главврача, стать светилом науки или открыть собственную стоматологическую клинику - ему нужно помнить, что успех и благосостояние доктора в первую очередь зависят от здоровых и счастливых пациентов. А чтобы этого добиться, соблюдайте ряд советов:

  • Помогайте пациенту выбрать наименее болезненный путь к выздоровлению;
  • Никогда не навязывайте необязательные услуги ради собственного обогащения;
  • Будьте гибкими и докажите больному, что вы - опытный и достойный доверия специалист;
  • Искренне заботьтесь о своих пациентах, проверяйте, правильно ли они поняли ваши рекомендации;
  • Следите за техническими новинками своей профессиональной сферы и старайтесь работать с качественным стоматологическим оборудованием;
  • Помните, что цены на любую услугу должны быть обоснованы;
  • Будьте открыты миру, пациентам и новым знаниям.

Отдельно стоит выделить работу с детьми. Юные пациенты не знают, как нужно себя вести в стоматологическом кабинете, поэтому от умения наладить с ними контакт зависит полноценность и качество лечения. Осложняется такая работа еще и тем, что молочные зубы более хрупкие из-за непрочности эмали. Откладывать терапию, надеясь на то, что они выпадут и проблема решится сама нельзя ни в коем случае, ведь последствием может стать смещение роста коренных зубов. Детский стоматолог - это близкий друг любого ребенка. Без чуткости, открытости, любви к малышам и принятия их страхов не получится полноценно лечить юных пациентов.

Работа стоматологом может реализовать ваш личностный, профессиональный и карьерный потенциал. Помимо того, что эта специализация востребована, она также дает возможность помогать людям, быть полезным обществу и каждый день повышать качество чьей-то жизни.

Если вы являетесь уже действующим специалистом, то без расширения компетенций и углубления знаний никак не обойтись. Можно собирать информацию по крупинкам самостоятельно, можно пройти длительные курсы, но есть более легкий и быстрый способ.

СНТА приглашает посетить вебинар “Основы терапевтической пародонтологии”. Он будет особенно полезен стоматологам-хирургам, терапевтам и специалистам общей практики и научит их диагностировать, профилактировать и лечить пациентов с заболеваниями тканей пародонта.

Помимо традиционных методик, ведущая вебинара врач-стоматолог-пародонтолог с 20-летним стажем Елена Курчина познакомит слушателей с новинкой сферы - современной технологией «Scaling and Root Planing» с использованием ручных инструментов.

Вебинар рассчитан на целый день с 9.00 до 18.00. За это время вы успеете изучить:

  • Современный взгляд на этиологию и патогенез заболеваний пародонта;
  • Первичное лечение и методики щадящей терапии;
  • Планирование протезирования на имплантатах у пациентов с заболеваниями пародонта;
  • Способы ухода за пародонтологическим инструментом.

Познакомиться с применением новых технологий получится не только в теории. Программа предполагает полуторачасовой мастер-класс, который наглядно продемонстрирует слушателю программы:

  • Правильное использование ручных инструментов во время Root Planing;
  • Методики полировки корня;
  • Антисептическую обработку и корректное наложение лечебной повязки.

По итогам мероприятия его участники получают удостоверение о повышении квалификации, 36 баллов НМО, а также сертификат участника. Запись на вебинар уже открыта.

Читайте также: