Образовать сложные слова белые зубы

Опубликовано: 27.04.2024

\u0417\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435: \u041e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0443\u0439\n \u0438 \u0437\u0430\u043f\u0438\u0448\u0438 \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430

1) \u041e\u0432\u043e\u0449\u0438, \u0441\u043a\u043e\u0442, \u043f\u0442\u0438\u0446\u044b - \u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c:
\u043e\u0432\u043e\u0449\u0438 + \u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c = \u041e\u0412\u041e\u0429\u0415\u0412\u041e\u0414\u0421\u0422\u0412\u041e (\u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u043e\u0432\u043e\u0449 + \u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u0430\u044f \u0435 + \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u0432\u043e\u0434 + \u0441\u0443\u0444\u0444\u0438\u043a\u0441 (\u2227) \u0441\u0442\u0432)
\u0441\u043a\u043e\u0442+\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c = \u0421\u041a\u041e\u0422\u041e\u0412\u041e\u0414\u0421\u0422\u0412\u041e (\u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u0441\u043a\u043e\u0442 + \u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u0430\u044f \u043e + \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u0432\u043e\u0434 + \u0441\u0443\u0444\u0444\u0438\u043a\u0441 (\u2227) \u0441\u0442\u0432)
\u043f\u0442\u0438\u0446\u044b+\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c = \u041f\u0422\u0418\u0426\u0415\u0412\u041e\u0414\u0421\u0422\u0412\u041e (\u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u043f\u0442 + \u0441\u0443\u0444\u0444\u0438\u043a\u0441 (\u2227) \u0418\u0426 + \u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u0430\u044f \u0435 + \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u0432\u043e\u0434 + \u0441\u0443\u0444\u0444\u0438\u043a\u0441 (\u2227) \u0441\u0442\u0432)

2) \u0412\u043e\u0434\u0430, \u0441\u043d\u0435\u0433 -\n \u043f\u0430\u0434\u0430\u0442\u044c:
\u0432\u043e\u0434\u0430+\u043f\u0430\u0434\u0430\u0442\u044c = \u0412\u041e\u0414\u041e\u041f\u0410\u0414 ( \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u0432\u043e\u0434 + \u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u0430\u044f \u041e + \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u043f\u0430\u0434)
\u0441\u043d\u0435\u0433+\u043f\u0430\u0434\u0430\u0442\u044c= \u0421\u041d\u0415\u0413\u041e\u041f\u0410\u0414 (\u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u0441\u043d\u0435\u0433 + \u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u0430\u044f \u041e + \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u043f\u0430\u0434).

3) \u0411\u0435\u043b\u044b\u0439 - \u0437\u0443\u0431\u044b:
\u0431\u0435\u043b\u044b\u0439 + \u0437\u0443\u0431\u044b = \u0411\u0415\u041b\u041e\u0417\u0423\u0411\u042b\u0419 ( \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u0431\u0435\u043b + \u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u0430\u044f \u041e + \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u0437\u0443\u0431).

4) \u041b\u0435\u0432\u044b\u0439 - \u0431\u0435\u0440\u0435\u0433:
\u043b\u0435\u0432\u044b\u0439+\u0431\u0435\u0440\u0435\u0433= \u041b\u0415\u0412\u041e\u0411\u0415\u0420\u0415\u0416\u041d\u042b\u0419 ( \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u043b\u0435\u0432 + \u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u0430\u044f \u041e + \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u0431\u0435\u0440\u0435\u0436 + \u0441\u0443\u0444\u0444\u0438\u043a\u0441 (\u2227) \u043d).

5) \u041a\u0440\u0430\u0441\u043d\u044b\u0439 - \u0449\u0451\u043a\u0438:
\u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u044b\u0439+\u0449\u0451\u043a\u0438= \u041a\u0420\u0410\u0421\u041d\u041e\u0429\u0401\u041a\u0418\u0419 ( \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u043a\u0440\u0430\u0441\u043d + \u0441\u043e\u0435\u0434\u0438\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u0430\u044f \u041e + \u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u044c (\u2229) \u0449\u0451\u043a).
">]" data-test="answer-box-list">

antonliakhovskii

Задание: Образуй и запиши сложные слова

1) Овощи, скот, птицы - водитель:
овощи + водитель = ОВОЩЕВОДСТВО (корень (∩) овощ + соединительная гласная е + корень (∩) вод + суффикс (∧) ств)
скот+водитель = СКОТОВОДСТВО (корень (∩) скот + соединительная гласная о + корень (∩) вод + суффикс (∧) ств)
птицы+водитель = ПТИЦЕВОДСТВО (корень (∩) пт + суффикс (∧) ИЦ + соединительная гласная е + корень (∩) вод + суффикс (∧) ств)

2) Вода, снег - падать:
вода+падать = ВОДОПАД ( корень (∩) вод + соединительная гласная О + корень (∩) пад)
снег+падать= СНЕГОПАД (корень (∩) снег + соединительная гласная О + корень (∩) пад).

3) Белый - зубы:
белый + зубы = БЕЛОЗУБЫЙ ( корень (∩) бел + соединительная гласная О + корень (∩) зуб).

4) Левый - берег:
левый+берег= ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ ( корень (∩) лев + соединительная гласная О + корень (∩) береж + суффикс (∧) н).

5) Красный - щёки:
красный+щёки= КРАСНОЩЁКИЙ ( корень (∩) красн + соединительная гласная О + корень (∩) щёк).

Рубрики

  • 10 класс (320)
  • 11 класс (466)
  • 5 класс (541)
    • Литература (220)
    • Русский язык (184)
  • 6 класс (388)
  • 7 класс (400)
  • 8 класс (501)
  • 9 класс (439)
  • 9в. Доп (21)
  • Temet nosce (Познай самого себя!) (8)
  • theFirka (инд. задания) (7)
  • Ванечка (3)
  • Говорим грамотно (4)
  • Даня -8 (16)
  • ЕГЭ (165)
  • Иван Ильин (1)
  • Индивидуальные траектории (2)
  • КАТЮША (Инд) (1)
  • Катя (14)
  • Концепция сайта (2)
  • Критерии оценок (2)
  • Л. ря 7 (5)
  • М.П. (3)
  • Матвей (18)
  • Метод.сундук (10)
  • Москва (6)
  • МХК (343)
  • Научные исследования (5)
  • ОГЭ (55)
  • Олимпиады (12)
  • Проект Geroiskazok.ru (1)
  • Проект Тихона Войтенко (2)
  • Проект Фёдора Сопова (1)
  • Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
  • Прочее (219)
    • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
  • Разговор наедине :-) (родителям) (39)
  • РКИ (9)
  • Спецкурс (134)
  • Список для чтения (14)
  • Творческие работы (1)
  • Участники, победители, призёры (1)
  • Учебные программы (1)
  • Цитата дня (25)
    • Слова, которые меняют (7)
  • Читаю.. (55)
  • Апрель 2021
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Мар
    1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930

    Top-5 за сегодня

    Top-5 за всё время

    • Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова - это изменение… (109 801)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
    • Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)

    Peклaмa

    Поиск

    • Войти
  • Размещено 2.11.13 в рубрике 6 класс

    1. Укажите слово, в котором на месте пропуска нужно писать И.
    пр. открыть пр. забавный пр. пятствие пр. ступить закон пр. брежный пр. хорошенький пр. думать пр. выкнуть пр. лечь пр. увеличить. пр. стегнуть. пр. нахмурилась пр. сесть пр. возносить пр. большой пр. града пр. землиться пр. морский пр. жать пр. рвали пр. амурский пр. катить пр. топнуть пр. учить пр. ниженный пр. сесть пр. волжский пр. винтить пр. стегнуть пр. мчаться пр. вокзальный пр. метить пр. гнать пр. думать пр. открыть пр. пр. умолкнуть пр. града пр. граничный пр. старый
    2. Чиж беспр_станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, "Отцы и дети"). В это мгновение лодка пр_чалила. Зачем заранее пр_дполагать, что я - враг?
    3. китайское яблоко, коровий пастух, описание жизни, забота о руках (олимпиада 8 класс)…Динозавр, маникюр,
    3. Соединительная главная о и е:
    4. Образовать сложные слова от фразеологизмов, дать фразеологизмам объяснение: злой язык, втирать очки, вертеть хвостом, скалить зубы

    Для того чтобы безошибочно писать гласные Ы и И после приставок, необходимо запомнить, что после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением. Например: ПОДЫТОЖИТЬ, ПРЕДЫДУЩИЙ.
    Это правило не распространяется:
    на слова с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);
    на слова с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);
    на сложносокращенные слова (СПОРТИНВЕНТАРЬ);
    а также на слово-исключение ВЗИМАТЬ, в котором после приставки ВЗ- произносится звук [и].

    Виды связи слов в словосочетаниях: управление, примыкание, согласование

    Управление - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или любая часть речи в функции существительного: местоимение, субстантивированное слово, числительное (посмотреть на друга / на него / на сидящих / на обоих) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова (глагола, существительного, прилагательного, количественного числительного в именительном или винительном падеже, наречия или слова категории состояния).
    Иными словами, главное требует от зависимого определенной падежной формы - в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным.

    Примыкание - вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается не грамматически, а лексически (по смыслу), порядком слов и интонацией. Примыкают только неизменяемые знаменательные части речи: наречие, инфинитив, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного (дети постарше), неизменяемое прилагательное (цвет хаки), существительное – несогласованное приложение (в газете «Известия»), притяжательные местоимения его, её, их (его рубашка) . Запомнив это, вы легко найдете сочетание со связью примыкание. Да и сам термин довольно прозрачен: зависимое примыкает, то есть поясняет главное.

    Подсказка:
    При согласовании три требования главного к зависимому - род, число, падеж.
    При управлении одно требование главного к зависимому - падеж.

    Комментарии

    1. Арустамьян Дара написал(а):

    приоткрыть презабавный препятствие преступить закон прибрежный прехорошенький придумать привыкнуть прилечь преувеличить. пристегнуть. принахмурилась присесть превозносить пребольшой преграда приземлиться приморский прижать прервали приамурский прикатить притопнуть приучить приниженный присесть приволжский привинтить пристегнуть примчаться привокзальный приметить пригнать придумать приоткрыть приумолкнуть преграда приграничный престарый
    2. Чиж беспрестанно чирикал и прыгал, и клетка беспрестанно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, «Отцы и дети»). В это мгновение лодка причалила. Зачем заранее предполагать, что я — враг?
    3. китайское яблоко — апельсин,
    коровий пастух — ковбой,
    описание жизни — биогеография,
    забота о руках — маникюр,
    ужасный ящер — динозавр.
    4. Образовать сложные слова от фразеологизмов, дать фразеологизмам объяснение:
    злой язык — злоязычный,
    втирать очки — очковтиратель,
    вертеть хвостом — вертехвост,
    скалить зубы — зубоскал.

    Аркадий Андреев написал(а):

    1. прИоткрыть, прЕзабавный, прЕпятствие, прЕступить закон, прИбрежный, прЕхорошенький, прИдумать, прИвыкнуть, прИлечь, прЕувеличить, прИстегнуть, прИнахмурилась, прИсесть, прЕвозносить, прЕбольшой, прЕграда, прИземлиться, прИморский, прИжать, прЕрвали, прИамурский, прИкатить, прИтопнуть, прИучить, прИниженный, прИсесть, прИволжский, прИвинтить, прИстегнуть, прИмчаться, прИвокзальный, прИметить, прИгнать, прИдумать, прИоткрыть, прИумолкнуть, прЕграда, прИграничный, прЕстарый
    2. Чиж беспрЕстанно чирикал и прыгал, и клетка беспрЕстанно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, «Отцы и дети»). В это мгновение лодка прИчалила. Зачем заранее прЕдполагать, что я — враг?
    3. китайское яблоко — апельсин, коровий пастух — ковбой, описание жизни — биография, забота о руках – маникю, древний ящер — Динозавр,
    4. Образовать сложные слова от фразеологизмов, дать фразеологизмам объяснение: злой язык — злоязычник, втирать очки — втиратель, вертеть хвостом – вертихвостка (кошка), скалить зубы — зубоскал

    Войновская Мария написал(а):

    1. прИоткрыть, прЕзабавный, прЕпятствие, прЕступить закон, прИбрежный, прЕхорошенький, прИдумать, прИвыкнуть, прИлечь, прЕувеличить, прИстегнуть, прИнахмурилась, прИсесть, прЕвозносить, прЕбольшой, прЕграда, прИземлиться, прИморский, прИжать, прЕрвали, прИамурский, прИкатить, прИтопнуть, прИучить, прИниженный, прИсесть, прИволжский, прИвинтить, прИстегнуть, прИмчаться, прИвокзальный, прИметить, прИгнать, прИдумать, прИоткрыть, прИумолкнуть, прЕграда, прИграничный, прЕстарый
    2. Чиж беспрестанно чирикал и прыгал, и клетка беспрестанно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, «Отцы и дети»). В это мгновение лодка причалила. Зачем заранее предполагать, что я — враг?
    3. китайское яблоко — апельсин, коровий пастух — ковбой, описание жизни- биография, забота о руках — маникюр, древний ящер — динозавр,
    4. Образовать сложные слова от фразеологизмов, дать фразеологизмам объяснение: злой язык — злоязычный, втирать очки — очковтирательство, вертеть хвостом — вертихвостка, скалить зубы — зубоскал.

    Елена Александрова написал(а):

    приоткрыть презабавный препятствие преступить закон прибрежный прехорошенький придумать привыкнуть прилечь преувеличить. пристегнуть. принахмурилась присесть превозносить пребольшой преграда приземлиться приморский прижать прервали приамурский прикатить притопнуть приучить приниженный присесть приволжский привинтить пристегнуть примчаться привокзальный приметить пригнать придумать приоткрыть приумолкнуть преграда приграничный престарый
    2. Чиж беспрестанно чирикал и прыгал, и клетка беспрестанно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, «Отцы и дети»). В это мгновение лодка причалила. Зачем заранее предполагать, что я — враг?
    3. китайское яблоко — апельсин,
    коровий пастух — ковбой,
    описание жизни — биогеография,
    забота о руках — маникюр,
    ужасный ящер — динозавр.
    4. Образовать сложные слова от фразеологизмов, дать фразеологизмам объяснение:
    злой язык — злоязычный,
    втирать очки — очковтиратель,
    вертеть хвостом — вертехвост,
    скалить зубы — зубоскал.

    Шигаров Дима написал(а):

    прИоткрыть прЕзабавный прЕпятствие прЕступить закон прИбрежный прЕхорошенький прИдумать прИвыкнуть прИлечь прЕувеличить. прИстегнуть. прИнахмурилась прИсесть прЕвозносить прЕбольшой прЕграда прИземлиться прИморский прИжать прЕрвали прИамурский прИкатить прИтопнуть прИучить прИниженный прИсесть прИволжский прИвинтить прИстегнуть прИмчаться прИвокзальный прИметить прИгнать прИдумать прИоткрыть прИумолкнуть прЕграда прИграничный прЕстарый
    2. Чиж беспрЕстанно чирикал и прыгал, и клетка беспрЕстанно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, «Отцы и дети»). В это мгновение лодка прИчалила. Зачем заранее прЕдполагать, что я — враг?
    3. китайское яблоко — АПЕЛЬСИН,
    коровий пастух — КОВБОЙ,
    описание жизни — БИОГРАФИЯ,
    забота о руках — МАНИКЮР
    Ужасный ящер — Динозавр,
    4. Образовать сложные слова от фразеологизмов, дать фразеологизмам объяснение:
    злой язык — ЗЛОЯЗЫЧНЫЙ
    втирать очки — ОЧКОВТИРАТЕЛЬ
    вертеть хвостом — ВЕРТИХВОС
    скалить зубы — ЗУБОСКАЛ

    Соня Акинина написал(а):

    1. прИоткрыть, прЕзабавный, прЕпятствие, прЕступить закон, прИбрежный, прЕхорошенький, прИдумать, прИвыкнуть, прИлечь, прЕувеличить, прИстегнуть, прИнахмурилась, прИсесть, прЕвозносить, прЕбольшой, прЕграда, прИземлиться, прИморский, прИжать, прЕрвали, прИамурский, прИкатить, прИтопнуть, прИучить, прИниженный, прИсесть, прИволжский, прИвинтить, прИстегнуть, прИмчаться, прИвокзальный, прИметить, прИгнать, прИдумать, прИоткрыть, прИумолкнуть, прЕграда, прИграничный, прЕстарый
    2. Чиж беспрестанно чирикал и прыгал, и клетка беспрестанно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, «Отцы и дети»). В это мгновение лодка причалила. Зачем заранее предполагать, что я — враг?
    3. китайское яблоко — апельсин, коровий пастух — ковбой, описание жизни- биография, забота о руках — маникюр, древний ящер — динозавр,
    4. Образовать сложные слова от фразеологизмов, дать фразеологизмам объяснение: злой язык — злоязычный, втирать очки — очковтирательство, вертеть хвостом — вертихвостка, скалить зубы — зубоскал.

    Ксюша Клюжина написал(а):

    прИоткрыть, прЕзабавный, прЕпятствие, прЕступить закон, прИбрежный, прЕхорошенький, прИдумать, прИвыкнуть, прИлечь, прЕувеличить, прИстегнуть, прИнахмурилась, прИсесть, прЕвозносить, прЕбольшой, прЕграда, прИземлиться, прИморский, прИжать, прЕрвали, прИамурский, прИкатить, прИтопнуть, прИучить, прИниженный, прИсесть, прИволжский, прИвинтить, прИстегнуть, прИмчаться, прИвокзальный, прИметить, прИгнать, прИдумать, прИоткрыть, прИумолкнуть, прЕграда, прИграничный, прЕстарый
    2. Чиж беспрестанно чирикал и прыгал, и клетка беспрестанно качалась и дрожала.(По И. Тургеневу, «Отцы и дети»). В это мгновение лодка причалила. Зачем заранее предполагать, что я — враг?
    3. китайское яблоко — апельсин, коровий пастух — ковбой, описание жизни- биография, забота о руках — маникюр, древний ящер — динозавр,
    4. Образовать сложные слова от фразеологизмов, дать фразеологизмам объяснение: злой язык — злоязычный, втирать очки — очковтирательство, вертеть хвостом — вертихвостка, скалить зубы — зубоскал

    Рустам написал(а):

    1. прИоткрыть прЕзабавный прЕпятствие прЕступить закон прИбрежный прЕхорошенький прИдумать прИвыкнуть прИлечь прЕувеличить. прИстегнуть. прИнахмурилась прИсесть прЕвозносить прЕбольшой прЕграда прИземлиться прИморский прИжать прЕрвали прИамурский прИкатить прИтопнуть прИучить прИниженный прИсесть прИволжский прИвинтить прИстегнуть прИмчаться прИвокзальный прИметить прИгнать прИдумать прИоткрыть прИумолкнуть прЕграда прИграничный прЕстарый
    2. Чиж беспрЕстанно чирикал и прыгал, и клетка беспрЕстанно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, «Отцы и дети»). В это мгновение лодка прИчалила. Зачем заранее прЕдполагать, что я — враг?
    3. китайское яблоко — апельсин
    коровий пастух — ковбой
    описание жизни —биография
    забота о руках — маникюр
    Ужасный ящер — динозавр
    4. Образовать сложные слова от фразеологизмов, дать фразеологизмам объяснение:
    злой язык — ЗЛОЯЗЫЧНЫЙ
    втирать очки — очковтирательство
    вертеть хвостом — вертихвостка
    скалить зубы — зубоскал.

    LangTown.ru - сайт для профессиональных лингвистов, переводчиков, а также студентов филологических факультетов и людей, изучающих иностранный язык и интересующихся проблемами современного языкознания.

    • Русский язык
    • 14 мая 2017, 00:00

    Правописание сложных прилагательных



    Сложные имена прилагательные пишутся слитно, если:

    1) они образованы от слитно пишущихся имен существительных:

    2) они образованы из сочетаний слов, которые по значению являются подчиненными одно другому или по способу согласования (железнодорожный от железная дорога), или по способу управления (вагоноремонтный, от ремонт вагонов), или по способу примыкания (легкосъедаемый, от легко съесть). Например:

    3) одна из их составляющих частей не может употребляться отдельно, например:

    4) они образованы от сочетания прилагательного с существительным, соответствующие географическим названиям:

    5) они употребляются в качестве выражений в книжном языке или научно-технических терминов, например:

    вечнозеленый, геологоразведочный, дикорастущий, живородящий, заднебедренный, заразнобольной, засухоустойчивый, кишечнополостные, конноспортивный, контрольносеменной, кремнефтористоводородный, молочнокислый, молочнотоварный, мясоконсервный, насекомоядные, нервнотрофический, носоглоточный, обоюдоострый, обратноконический, обратносердцевидный, пахотнопригодный, первобытнообщинный, переднежаберный, плодоовощной, пологопадающий, поперечнополосатый, продолговатомозговой, прочнокомковатый, рассадопосадочный, реакционноспособный, резкопересеченный, свеженадоенный, свежескошенный, спинопоясничный, теснопальчатый, торфонавозный, торфоперегнойный, условнорефлекторный, формальнологический, хлебопекарный, хлебопроизводящий, хлопкоткацкий, хлопкоуборочный, хлопчатобумажный, хлористоводородный, хромолитографский, хромоникельмолибденовый, цветоустойчивый, церковнославянский, частновладельческий, частнохозяйственный, членистоногие, шерсточесальный, щелочноземельный, энергосиловой, энергохимический, языкотворческий, яйцезаготовительный.
    Примечания:

    1. У многих сложных прилагательных данной группы первая часть образуется словами высоко-, низко-, высоко-, низко-, глубоко-, мелко-, легко-, тяжело-, трудно-, широко-, узко-, много-, мало-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, густо-, крупно-, круто-, остро-, плоско-, выше-, ниже-, например: высоковитаминный, высокооплачиваемый; низколетящий, низкоперегнойный; глубокорасположенный, глубокоуважаемый; мелкомасштабный, мелкозернистый; легкоподвижный, легкорастворимый; тяжелоатлетический, тяжелораненый; труднодоступный, труднопроходимый; широкодоступный, широкопредставительный; узковедомственный, узкоспециальный; многоотраслевой, многослойный; малозначащий, малопосещаемый; сильнодействующий, сильнощелочной; слабокислый, слаботорфянистый; толстоногий, толстостенный; тонкоголосый, тонкопрядильный; густошерстный, густонаселенный; крупноблочный, крупнопанельный; крутоизогнутый, крутозалегающий; острогнойный, остродефицитный; плоскопараллельный, плоскочашевидный; вышесредний, вышеуказанный; нижеперечисленный, нижеподписавшийся.

    2. Если в предложении существуют пояснительные слова, то в этом случае появляется свободное словосочетание (например: наречие и прилагательное или причастие): густонаселенные кварталы – густо населенные переселенцами кварталы; малоисследованные проблемы – мало исследованные наукой области медицины; скоропортящиеся продукты – продукты, скоро портящиеся в летнее время.

    В сложных словах ставится одно ударение, а в словосочетаниях – два самостоятельных ударения, например: быстрорасту́щие декоративные кустарники – бы́стро расту́щие молодые кадры.
    Исключение: экономически слаборазвитая страна.

    Сложные имена прилагательные пишутся через дефис, если:

    1) они образованы от сложных существительных с дефисным написанием, например:

    2) они образованы из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия. Проверяются такие прилагательные с помощью союза (и или но), который можно мысленно поставить между их частями в первоначальной форме, например:

    3) их части указывают на неоднородные признаки, например:

    4) они начинаются с основ военно-, массово-, народно-, народно-, научно-, учебно, например:

    5) они обозначают оттенки цветов, а также сочетания цветов, например:

    6) они образованы от сочетания имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий, например:

    брендан-фрейзеровская игра, робин-гудовские приключения, лев-толстовский роман, теодор-драйзеровская трилогия, Андрей-Иванычев паспорт, Анна-Михайловнина сумка.
    Примечания:

    1. В отдельных случаях встречается слитное написание, например: веропавловские мастерские (от имени и отчества героини романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»), козьмапрутковские сочинения, тарасобульбовская сила.

    2. При образовании имени прилагательного от иноязычной фамилии, перед которой стоит служебное слово, последнее пишется слитно, например: дебройлевская гипотеза (де Бройпь).

    3. Имена прилагательные, образованные от китайских, корейских, вьетнамских и других восточных составных собственных имен лиц пишутся слитно, например: чанкайшистская политика (Чан Кайши).

    7) они обозначают качество с дополнительным оттенком, например:

    8) они образуют одно слово (со слитным или дефисным написанием) и словосочетания, состоящие из наречия на -о (-е) и прилагательного или причастия (с раздельным написанием). В таком случае к наречию, играющему роль отдельного члена предложения, можно поставить соответствующий вопрос. Например:

    морально-этические проблемы – морально устойчивый человек (в каком отношении устойчивый?); общественно-исторические законы – общественно опасные элементы (опасные для кого?); промышленно-транспортный отдел – промышленно развитая страна (развитая в каком отношении?).

    Наречие может указывать также на степень признака, выраженного прилагательным или причастием, например: максимально сжатые сроки, невозмутимо бесстрашный вид, умеренно теплый климат.
    Примечания:

    1. Чаще всего первым компонентом словосочетания выступают наречия абсолютно, диаметрально, жизненно, истинно, максимально, подлинно, последовательно, прямо, резко, строго, сугубо, явно, ясно и др. Например: абсолютно необходимые меры, диаметрально противоположные предложения, жизненно важное решение, истинно дружеская помощь, максимально точные данные, неизменно сердечное гостеприимство, подлинно братская поддержка, последовательно миролюбивая политика, прямо пропорциональные величины, резко отрицательный ответ, строго логический вывод, сугубо пристрастный анализ, явно неприемлемые условия, ясно выраженная воля. Ср. также: внутренне содержательный человек, глубоко задумчивый взгляд, демонстративно небрежная прическа, изнурительно долгий путь, исконно русское слово, исчерпывающе полный ответ, намеренно резкий отказ, неизменно ровные отношения, ослепительно голубое небо, откровенно насмешливая улыбка, подозрительно быстрое согласие, подчеркнуто контрастное сравнение, празднично нарядное платье, принципиально новый проект, тонко очерченный контур, угрожающе опасное положение, удивительно яркие краски, уморительно забавная пьеса, художественно полноценное произведение, чисто французская галантность и т.п.

    2. Обычно отдельно пишутся наречия на -ски, в сочетании с прилагательным характеризующие признак путем уподобления, выделяющие, подчеркивающие его в каком-либо отношении, например: ангельски кроткое отношение, детски наивные высказывания, практически ненужное новшество, рабски покорная готовность, теоретически важная проблема, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, химически чистый состав, энциклопедически разносторонние знания, юридически сложный случай.

    9) они входят в состав сложных географических или административных названий и начинаются с основы восточно-, западно-, северно- (северо-), южно- (юго-), например:

    Восточно-Европейская равнина, Западно-Корейский залив, Южно-Африканская республика.
    Исключение: Централъноафриканская республика.

    Примечание. В нарицательном значении подобные прилагательные пишутся слитно со строчной буквы, например: Северо-Осетинская республика – североосетинское искусство и литература; Южно-Уральская железная дорога – южноуральская флора и фауна.

    10) они образованы из сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов, например:

    11) они имеют терминологический характер, например:

    амплитудно-частотная, атомно-молекулярный, барабанно-дисковый, газо-пылевая (туманность), гнойно-воспалительный, гортанно-глоточный, грудинно-реберный, древесно-кустарниковый, железо-кремнистая (сталь), желудочно-печеночный, заправочно-сливной, зелено-моховое, злако-бобовые, инфекционно-аллергический, интегрально-дифференциальное, каменно-бетонный, клеверо-тимофеечный, комплексно-сопряженные, ланцето-яйцевидный, люцерно-злаковые, магнито-мягкие, металло-диэлектрическая, молочно-мясной, мясо-молочный, мясо-шерстный, наклонно-направленный, овально-сводчатый, огненно-жидкий, округло-шаровидный, опытно-мелиоративный, отгонно-пастбищный, пищеводо-кишечный, плече-шейный, подвздошно-реберный, поточно-механизированные, пространственно-временная рычажно-шатунный, сборочно-автоматический, сверлильно-нарезной, сдельно-прогрессивный, слесарно-штамповочный, словарно-справочный, торфяно-болотный, удлиненно-ланцетовидный, уплотненно-пористо-трещиноватый, феодально-земледельческий, физкультурно-спортивный, фосфорно-калийный, хозяйственно-организаторский, центробежно-лопастный, челюстно-лицевой, шарнирно-роликовый, шерстно-мясной, щелочно-кислотный, щечно-глоточный, экспедиционно-транспортный, электронно-вычислительная.
    Примечания:

    1. Через дефис пишутся некоторые из сложных прилагательных этого типа, имеющие в первой основе суффикс -ат-, -ист-, -ов-, например: зубчато-ланцетовидные, метельчато-щитовидные, пленчато-чешуйчатая, продолговато-эллиптическая, рыхловато-пористый, складчато-бороздчатые, ступенчато-симметричное; волнисто-изогнутые, волокнисто-дерновая, песчанисто-парниковый, пятнисто-испещренная, сосудисто-волокнистая; дерново-подзолистая, известково-серый, корково-столбчатый, лугово-степная, плодово-ягодные.

    2. Часто в качестве первой части сложного прилагательного выступают основы вертикально-, горизонтально-, поперечно-, продольно- и т.п., например: вертикально-сверлильный, вертикально-фрезерный, горизонтально-ковочный, горизонтально-сверлильный, поперечно-строгальный, продольно-строгальный.

    3. Через дефис пишутся сложные прилагательные, у которых основа первой части, образованная от слов иноязычного происхождения, оканчивается на -ико, например: диалектико-материалистический, историко-архивный, критико-библиографический, медико-судебный, механико-термический, политико-массовый, технико-экономический, химико-фармацевтический (к другому типу относятся слитно пишущиеся слова с первой основой велико-, например: великодержавный, великомученический, великосветский и др.).

    4. Висячий дефис употребляется и при сложных прилагательных, например: семнадцати- и восемнадцатилетние юноши и девушки; кукурузно-, картофеле-, льно-, хлопко- и силосоуборочные комбайны.

    По мере взросления ребенка его речь постоянно качественно и количественно изменяется: пополняется словарный запас, улучшается звукопроизношение, ребенок учится объединять слова в предложения, склонять, изменяя окончания, согласовывать слова между собой в роде и числе, пользоваться сложными предлогами и наречиями.

    Постепенно дети начинают сами активно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок: стул- стульчик, желтый – желтенький, залез-слез-вылез, кот-котенок. Наибольшего развития функция словообразования достигает в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном. В этом возрасте многим детям сложно дается образование слов-профессий (хоккей – хоккеист, труба – трубач, стекло-стекольщик), прилагательных (груша – грушевый компот, дождь – дождливый день, волк – волчий хвост), глаголов (жадина — жадничать, победа – побеждать) и т.д. Тем не менее, очень важно учить дошкольников образованию новых слов, поскольку ошибки словообразования часто находят отражение на чтении и письме в младших классах.

    В данной статье родителям предлагается практический материал по работе над образованием сложных слов, состоящих из двух корней (снегопад, кофеварка, пароход). Изложенный ниже материал также может быть полезен учителям начальных классов при прохождении на уроках русского языка темы «Состав слова».

    В холодный зимний вечер стоял Мишутка у окна и смотрел на падающий снег. «Снегопад начался», — сказала мама Медведица. «Что такое снегопад»? – заинтересовался Мишутка. «Снегопад – это снег падает», — объяснила медвежонку мама. «Какое интересное слово, — подумал Мишутка. – Его можно разделить на две части».

    Родители просят ребенка помочь Мишутке объяснить значение следующих слов, разложив каждое на две части (два слова):

    ВОДОПАД – вода падает
    ПЫЛЕСОС – пыль сосёт
    САМОВАР – сам варит СКОРОВАРКА – скоро варит
    УТКОНОС – нос, как у утки
    ДРОВОСЕК – дрова сечёт
    КАМНЕПАД – камни падают ВОДОПРОВОД – воду проводит
    МЯСОРУБКА – мясо рубит СНЕГОХОД – по снегу ходит

    Если объяснение значений сложных слов не вызывает трудностей у ребенка, предложите более сложный вариант – самостоятельное образование одного слова из двух частей. Для упрощения задачи используйте приведенные ниже стихи:

    Пилот зовёт людей в полёт –

    Сам летает … (самолёт).

    Сам катился … (самокат).

    Песок сваливать сам стал,

    Ведь зовусь я … (самосвал).

    У Петра большой улов:

    Рыбу ловит … (рыболов).

    Машинам всем замедлить ход!

    Пешком проходит … (пешеход).

    Воздух свеж в трубе и чист.

    Трубы чистит … (трубочист).

    С кусочком сыра очень ловко

    Мышей ловит … (мышеловка).

    Пчела в улей мёд несёт.

    Пчёл разводит … (пчеловод).

    Топором огромный дуб

    В лесу рубит … (лесоруб).

    Увидеть осенью я рад

    Паденье листьев — … (листопад).

    Стало в кухне очень жарко:

    С паром варит … (пароварка).

    Очень быстро, а не долго

    Кофе смелет … (кофемолка).

    На носу свой носит рог

    Зверь свирепый … (носорог).

    Под ногами голый лёд.

    В мороз опасен … (гололёд).

    В земле делает подкоп

    Рабочий в каске — … (землекоп).

    Сориентироваться в образовании нужного сложного слова поможет не только рифма в стихах, но и заранее подобранные взрослым картинки с изображением загаданных предметов.

    Если пропущенные слова в стихах успешно названы ребенком, пробуйте «сложить два слова в одно», по возможности используя картинки предметов – сложных слов и предлагая подряд слова с одной общей частью (лесоруб-лесовоз-водовоз-водопровод-газопровод-мусоропровод и т.д.), что облегчит установление аналогии образования нового слова ребенком.

    Овощи режет – овощерезка, а хлеб режет — … (хлеборезка), а яйца режет – … (яйцерезка).

    Кору ест – короед, а мясо ест – … (мясоед), а людей ест – … (людоед).

    Сладкое ест – сладкоежка, а мало ест — … (малоежка).

    Сад разводит – садовод, а овец разводит – … (овцевод).

    Автор: учитель-логопед первой категории Гайдук Татьяна Николаевна

    Проверочная работа по теме «Сложные слова» (1в)

    1. Какие буквы могут соединять корни? а) а б) о в) и г) е

    2. Запиши сложные слова - существительные, которые образуются из слов:

    снег, падать - ______________________________

    сам, варить - ______________________________

    лес, рубить - ______________________________

    пар, ходить - _______________________________

    огонь, тушить - _______________________________

    3. . Запиши сложные слова - прилагательные, которые образуются из слов:

    красный, щёки - ___________________________________

    острый, нос - ___________________________________

    белый, зуб - ___________________________________

    синий, глаз - ___________________________________

    белый, ствол - ___________________________________

    4. Составь и запиши сложные слова, в которых второй корень - ХОД-

    5. Отгадай и запиши сложное слово:

    вид бытовой техники для очищения пыли с ковров и паласов - _______________

    вид водного транспорта для прохождения во льдах - ________________________

    вид воздушного транспорта - _____________________________________________

    Проверочная работа по теме «Сложные слова» (2 в)

    1. Какие буквы могут соединять корни? а) а б) о в) и г) е

    2. Запиши сложные слова - существительные, которые образуются из слов:

    вода, падать - ______________________________

    сам, катить - ______________________________

    рыба, ловить - ______________________________

    пар, возить - _______________________________

    вода, лазить - _______________________________

    3. . Запиши сложные слова - прилагательные, которые образуются из слов:

    розовый, щёки - ___________________________________

    острый, нос - ___________________________________

    большая, голова - ___________________________________

    голубой, глаз - ___________________________________

    белый, ствол - ___________________________________

    4. Составь и запиши сложные слова, в которых второй корень - ВОЗ-

    5. Отгадай и запиши сложное слово:

    человек, идущий пешком ______________________________ __________________

    вид транспорта для передвижения по заснеженной поверхности земли ________

    вид бытовой техники для приготовления фарша _______________________________




    Логотип

    Логотип

    • 16 предметов
    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей


    Розыгрыш ЦЕННЫХ ПРИЗОВ среди ВСЕХ участников
    • Все материалы
    • Статьи
    • Научные работы
    • Видеоуроки
    • Презентации
    • Конспекты
    • Тесты
    • Рабочие программы
    • Другие методич. материалы
    • Шмелева Алла ПетровнаНаписать 2039 14.02.2017

    Номер материала: ДБ-197410

    • Начальные классы
    • 3 класс
    • Тесты
      14.02.2017 1169
      14.02.2017 963
      14.02.2017 435
      14.02.2017 380
      14.02.2017 563
      14.02.2017 300
      14.02.2017 1495

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Читайте также: