Особенности повреждения мягких тканей лица и зубов в детском возрасте

Опубликовано: 29.04.2024

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

В условиях мирного времени повреждения челюстно-лицевой области у детей составляют 6-13% от общего числа травм. В период с 1984 по 1988 г. дети с травмами составили 4.1%. Почти половина из них (47%) была доставлена машиной скорой помощи; 5.5% направлялись медучреждениями, а 46.8% обращались самостоятельно. Городских жителей было 96.6%, сельских - 2.5%, иногородних - 0.9%. Мальчики оказывались травмированными чаще девочек - в среднем в 2.2 раза. В 59.1% случаев имела место бытовая травма, в 31.8% - уличная, в 2.4% - дорожно-транспортная, в 3.2% - школьная, в 3.5% - спортивная. Детей с укушенными ранами было 1.2%. Повреждения по своему характеру распределялись следующим образом: травмы мягких тканей наблюдались в 93.2% случаев, повреждения зубов - в 5.7%, переломы костей лицевого скелета - в 0.6%, травмы височно-нижнечелюстного сустава - в 0.5%.

Как показал анализ работы травмпункта в последние годы, поток травмированных детей-киевлян имеет тенденцию к сокращению: если в 1993 г. в него доставлено 2574 детей, то в 1994 г. - 2364, а в 1995 г. - «лишь» 1985 детей. Эта отрадная тенденция обусловлена отчасти тем, что среди женщин-киевлянок появилось больше безработных матерей и бабушек, отцов и дедушек, которые могут больше находиться дома и больше уделять внимания своим детям и внукам.

Все повреждения челюстно-лицевой области у детей можно разделить на следующие группы:

  1. повреждения мягких тканей (ушибы, ссадины, разрывы кожи, мышц лица и языка, слизистой оболочки, нервов, слюнных желез и их протоков);
  2. повреждения зубов (нарушение целостности их коронки, корня; вывих зуба из альвеолы);
  3. повреждения челюстей (перелом тела или отростков верхней и нижней челюстей, перелом обеих челюстей);
  4. перелом скуловой кости, скуловой дуги;
  5. повреждения мягких тканей, костей лица и зубов;
  6. сочетание повреждений челюстно-лицевой области с закрытой черепно-мозговой травмой;
  7. повреждения височно-нижнечелюстных суставов;
  8. сочетание повреждений челюстно-лицевой области с повреждениями конечностей, органов грудной клетки, брюшной полости, малого таза и позвоночного столба. Переломы челюстей и зубов у детей возникают главным образом в результате случайного падения и ушиба (при стремительном беге, занятиях спортом, во время игры с копытными или рогатыми животными), при попадании под уличный транспорт.

В раннем детском возрасте дети чаще падают и ушибаются, однако переломы костей лица у них возникают сравнительно редко; у детей старшего возраста переломы челюстей и костей носа происходят чаще, что обусловлено уменьшением слоя подкожной клетчатки в области лица, увеличением силы удара при падении (благодаря увеличению роста и более стремительному перемещению), снижением эластичности костей (за счет постепенного увеличения их неорганического компонента), уменьшением устойчивости костей к травматическим воздействиям, так как в связи с рассасыванием молочных зубов и прорезыванием постоянных уменьшается костная пластинка компактного вешества кости.

Для правильного оказания помощи детям при травме челюстно-лицевой области необходимо учитывать ее анатомо-топографические особенности.

Анатомо-физиологические и рентгенологические особенности челюстно-лицевой области у детей, влияющие на характер и исход повреждения

  1. Непрерывный, но скачкообразный рост детского скелета и прилежащих мягких тканей (в периоды временного замедления роста происходит интенсивная дифференцировка тканей и органов и их формообразование).
  2. Значительные различия в анатомическом строении лица и челюстей (особенно у новорожденных и детей раннего возраста).
  3. Наличие на лице выраженной подкожной клетчатки большой массы (особенно жирового тела щеки).
  4. Более поверхностное, чем у взрослых, расположение лицевого нерва, особенно между шилососцевидным отверстием и околоушной железой.
  5. Низкое расположение протока околоушной железы, его непрямой ход.
  6. Отсутствие смыкания десен верхней и нижней челюстей у новорожденных и маленьких детей, что обусловлено недоразвитием альвеолярных отростков и пролабированием в щель между деснами слизистой оболочки и жирового тела щеки. Со временем при прорезывании зубов указанное несмыкание челюстей постепенно ликвидируется.
  7. Слабое развитие верхней челюсти по вертикали (по горизонтали она растет соответственно темпам развития основания черепа), вследствие чего полость рта граничит с нижней стенкой орбиты.
  8. Сравнительно слабое развитие нижней челюсти (своего рода физиологическая микрогения), из-за которого она как бы не поспевает за темпом развития мозгового отдела черепа и тесно примыкающей к нему верхней челюсти.
  9. Плоская форма нёба, незначительность объема полости рта, уплощенная и удлиненная форма языка, еще не включившегося в «трудовую деятельность» (сосание груди, звуко-производство).
  10. Постепенное прорезывание молочных зубов, начиная с середины первого года, а затем смена их постоянными. Благодаря этому объем и высота альвеолярных отростков постепенно увеличиваются.
  11. Частые воспаления десен в связи с прорезыванием зубов (гиперемия, отечность, инфильтрация), которые сами по себе могут иногда осложнять травму.

Помимо перечисленных анатомо-топографических особенностей следует учитывать также особенности рентгенологической характеристики челюстно-лицевой области у детей.

  1. Альвеолярный отросток верхней челюсти у новорожденных и детей раннего детского возраста проецируется на одном уровне с нёбными отростками.
  2. Зачатки верхних зубов у детей грудного возраста расположены на рентгенограмме непосредственно под глазницами, а по мере роста верхней челюсти в вертикальном направлении они постепенно проецируются ниже.
  3. Верхний контур верхнечелюстных пазух у детей до 3 лет определяется в виде узкой щели, а нижний контур теряется на фоне зубных зачатков и прорезавшихся зубов. До 8-9 лет дно пазух проецируется на уровне дна полости носа, т. е. нижнего края грушевидной апертуры.
  4. Размеры тени молочных зубов небольшие, пульпарная камера относительно велика и четко очерчена; эмаль, дентин и цемент, не обладая такой плотностью, как у взрослых, обусловливают менее интенсивную тень, чем у постоянных зубов. В области верхушки еще не сформировавшегося корня молочного зуба четко виден дефект, заполненный остатком «гранулемы роста», т. е. зубного мешочка.
  5. Учитывая, что зубной зачаток в процессе своего развития способен перемещаться не только по вертикали, горизонтали, но и вокруг своей продольной оси, не следует расценивать обнаруженное на рентгенограмме смещенное положение как постоянное и патологическое.

Касаясь темпов изменения рентгенологической характеристики зубов у детей, Е. А. Абакумова (1955) различает две стадии: несформированной верхушки зуба и незакрытой верхушки. Первая характеризуется тем, что на снимке четко видны параллельно идущие стенки канала корня зуба, которые у верхушки истончены и расходятся в виде раструба, образуя воронкообразное расширение и без того широкого отверстия верхушки зуба. Во второй стадии стенки канала корня зуба, хотя и полностью сформированы по своей длине, на верхушке еще не сомкнулись, поэтому в таких случаях четко видно довольно широкое отверстие верхушки зуба.

В возрасте 6-7 лет на рентгенограмме у ребенка видны обе генерации зубов (20 молочных и 28 постоянных), расположенные в 3 ряда (первый - прорезавшиеся молочные, второй - непрорезав-шиеся постоянные зубы, третий - клыки).

Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается в 12-13 лет, однако рентгенографическое изображение постоянных зубов еще долго отличается несформированностью верхушки корня зуба или незакрытием отверстия верхушки зуба.


Рубрика: 6. Клиническая медицина

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 5578 раз

Библиографическое описание:

Вольхина, В. Н. Раны мягких тканей лица у детей. Структура и особенности клинических проявлений / В. Н. Вольхина, С. С. Пименов. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/194/10329/ (дата обращения: 04.04.2021).

Проблема лечения ран насчитывает не одно столетие. За последние годы отмечается рост количества укушенных ран лица, полученных в дорожно-транспортных происшествиях, бытовых условиях. В работе изучена структура ран мягких тканей лица у детей, выделены некоторые особенности клинических проявлении данной патологии.

Ключевые слова: раны лица, раны у детей.

Лечение ран лица относится к актуальным проблемам оказания медицинской помощи детям и находится на стыке ряда специальностей — детской хирургии, стоматологии, травматологии, челюстно-лицевой хирургии [1, 3, 7]. Отмечено, что дети имеют значительно больший риск травмы челюстно-лицевой области, чем взрослые, что приводит к серьезным анатомическим, функциональным и неврологическим нарушениям, требует выполнения ряда реконструктивных операций [2, 4].

Дети с обширными ранами лица относятся к проблемной категории пациентов. Большинство травм челюстно-лицевой области у детей сопровождаются появлением посттравматических деформаций, обусловливающих задержку развития мягких тканей и роста лицевого скелета, что нередко становится причиной инвалидности ребенка [5, 6].Повреждение лица в большей или меньшей степени сопровождается обезображиванием, приносящим ему нередко тяжелые переживания. В течение 5 дней после получения травмы лица 98 % детей имеют симптомы посттравматического стрессового расстройства, депрессию, нервное истощение. Эти признаки сохраняются у 82 % пациентов в течение 1 месяца, у 44 % — в течение года [8].

Травматические повреждения мягких тканей лица имеют высокий риск развития гнойно-воспалительных осложнений. Это связано с первоначальным инфицированием ран при травмах, а также возможностью присоединения вторичной инфекции из полости рта, с кожи лица, расположенных рядом очагов хронической инфекции (тонзилогенных, риногенных, одонтогенных и др.). Длительное течение раневой инфекции, развитие гнойно-воспалительных осложнений, способствует грубому рубцеванию раны, необходимости отсрочки восстановительных операций и снижает их эффективность. Все это усугубляет психоэмоциональные расстройства у ребенка и нарушает социальную адаптацию.

С целью оптимизации оказания специализированной помощи пациентам данной категории нами была изучена частота встречаемости и структура ранений мягких тканей лица у детей и выделены некоторые особенности клинических проявлений указанной патологии.

Материалы иметоды исследования. Проведен ретроспективный анализ 183 историй болезни пациентов, наблюдавшихся в отделении челюстно-лицевой хирургии ДГКБ № 9 по поводу инфицированных ран мягких тканей лица.

Результаты. В период 2013–2014г.г. в отделении под наблюдением находилось 183 ребенка с различными ранениями лица и полости рта. Из них 109 (59,5 %) мальчиков и 74 девочки (40,5 %). Возраст детей от 8 месяцев до 14 лет. Распределение больных по возрасту представлено в таблице 1.

Частота встречаемости инфицированных ран лица удетей взависимости от возраста

Возрастной период

Количество детей (абс.)

Количество детей (%)

Наиболее часто инфицированные раны лица встречались в младшей возрастной группе от 0 до 3 лет, наиболее редко данная патология встречалась у детей в возрасте от 12 лет и старше.

Во всех случаях раны были получены в быту, дома или во время прогулки ребенка на улице, а также при ДТП. Укушенные раны были нанесены в подавляющем большинстве собаками, в одном случае — грызунами.

В зависимости от характера раны наиболее часто встречались ушибленные — 106 человек (58 %), второе место по частоте составляли укушенные раны — 52 ребенка (28,4 %), рваные раны составили 7,1 %, колотые и скальпированные раны составили 3,3 % и 3,1 % соответственно (рис. 1).


Рис. 1. Частота встречаемости различных ран лица у детей

Наиболее часто повреждения локализовались в области лба, нижней и верхней губы, височной области. Редко встречаемой локализацией по нашим данным являлись затылочная область, область носа (таблица 2).

Локализация инфицированных ран лица удетей

Локализация

Количество случаев (абс.)

Количество случаев (%)

Клинические проявления ран челюстно-лицевой области и у детей многообразны и зависят от характера и локализации ранения.

В процессе наблюдения пациентов данной категории нами были выявлены следующие особенности.

Резаные раны имели различную протяженность и глубину, в зависимости от этого отмечалось кровотечение большей или меньшей выраженности. Для резанных характерны ровные края, незначительный коллатеральный отек, слабовыраженная воспалительная реакция окружающих тканей. Такие раны, как правило, редко нагнаиваются и относительно, хорошо заживают без грубого рубца.

Ушибленные раны локализовались в лобной, щечной, подбородочной, затылочной областях. Во всех случаях такие раны имели незначительную глубину, но у 13 детей из 106 наблюдаемых (12 %) по поводу ушибленных ран, они занимали значительную площадь, распространяясь на две и более анатомические области. Характерным для ушибленных ран являлось наличие выраженной гематомы, отека окружающих тканей, размозжения краев раны, наличие множественных ссадин в области повреждения.

Рваные раны у всех наблюдаемых пациентов также не были очень глубокими, но всегда имели неровные края, неправильную форму, что в последующем может приводить к грубому рубцеванию, вызывая значительные косметические нарушения.

Наиболее тяжелое течение отмечалось при скальпированных ранах, имеющих значительную площадь и глубину, рваные неровные края, выраженную кровоточивость (рис. 2).


Рис. 2. Скальпированная рана теменной области


Рис. 3. Множественные укушенные раны лица. Дефект нижней губы и кончика носа

Наибольшую сложность представляли укушенные раны. Более чем в половине наблюдаемых случаев они были обширными и глубокими, в 11 % сопровождались образованием истинного дефекта — части носа, губы, подбородка. Все укушенные раны имели значительное микробное загрязнение, что усугубляло тяжесть течения и ухудшало прогноз (рис. 3).

При ранах приротовой области, губ и языка, помимо отека и кровотечения, у детей наблюдались функциональные нарушения. Так в 2 наблюдаемых случаях укушенных ран языка отмечались затруднения речи, приема пищи, слюнотечение (рис. 4), при ранении мягкого неба отмечалось затруднение глотание, в 3 случаях — дыхания, звукообразования (рис. 5).


Рис. 4. Укушенная рана языка



Рис. 5. Ранение мягкого неба до и после ПХО

Раневой процесс протекал у наблюдаемых детей многообразно. Укушенные раны в большинстве случаев (87 %) имели признаки гнойного воспаления, резаные и ушибленные раны практически не нагнаивались. Длительность периодов раневого процесса различалась в зависимости от сроков проведения первичной хирургической обработки, тяжести ранения, применяемых средств местного лечения. Очищение ран от гнойного экссудата и некрозов в среднем наблюдалось к 3–4 суткам от начала лечения, признаки гранулирования и эпителизации определялись в срок от 3 до 14 дней, в среднем на 9 сутки. Ранних тяжелых осложнений (развитие распространенных флегмон, тромбофлебита лицевых вен и синусов твердой мозговой оболочки, медиастинита, сепсиса) и летальных исходов среди исследуемой группы больных не наблюдалось. Длительность госпитального лечения составила от 4 до 18 суток, в среднем 8,2 суток.

Таким образом, ранения мягких тканей лица у детей на сегодняшний день является достаточно частой и сложной по структуре патологией. Раны лица встречаются наиболее часто у детей младшей возрастной группы (до 3 лет), и количество их уменьшается с возрастом. Среди инфицированных ран чаще всего встречаются ушибленные и укушенные раны, наиболее редко колотые и скальпированные. Чаще травмируются лобная и височная области, язык, губы. В зависимости от локализации и характера раны имеют особенности клинического течения и требуют дифференцированной лечебной тактики.

  1. Клюквин И. Ю. Лечение повреждений от укусов собак и кошек: опыт, возможности, проблемы // Росс. мед. журн. 2005. № 3 С. 52–57.
  2. Курбанов У. А. Первичная реконструкция укушенных дефектов мягких тканей носа и верхнего века //Анналы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии. 2005. № 3. С. 76–77.
  3. Паршикова С. А., Паршиков В. В. Хирургическое лечение укушенных ран лица у детей (обзор литературы) // Мед. альманах. 2011. Т. 19, № 6. С. 225–231.
  4. Пшеничнова Е. С. Результат реконструкции носа после укуса собаки//Анналы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии. 2005. № 3. С. 106–107.
  5. Харьков Л. В. Яковенко Л. Н., Чехова И. Л. «Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия детского возраста». ООО «Книга плюс», 2005. С. 308 -356.
  6. Хирургическая тактика лечения и реабилитации детей с укушенными ранами лица и шеи/ А. В. Резникова и др. Московский центр детской челюстно-лицевой хирургии. 10 лет работы. Результаты, итоги, выводы/ Под редакцией В. В. Рогинского. 2002. С. 137–142.
  7. Kaye A. E., Belz J. M. Pediatric dog bite injuries: a 5-year review of the experience at theChildren's Hospital of Philadelphia. // Plast. Reconstr. Surg. 2009. № 124. P. 551–558.
  8. Rusch M. D. Psychological adjustment in children after traumatic disfiguring injuries: a 12-month follow-up. // Plast Reconstr Surg. 2000. № 106 (7). Р.14–51.

Ключевые слова

Похожие статьи

ребенок, рана, челюстно-лицевая область, височная область.

Раны мягких тканей лица у детей. Структура и особенности. ребенок, рана, челюстно-лицевая область, височная область, затылочная область, частота встречаемости, инфицированная рана лица, младшая возрастная группа, значительная.

Фибромы челюстно-лицевой области у детей.

Велика доля их встречаемости (41,38–75,86 %) в челюстно-лицевой области (ЧЛО) именно у детей с преобладанием новообразований, возникающих из производных мезенхимы.

Анализ рождаемости детей с патологиями челюстно-лицевой.

верхняя губа, ребенок, расщелина, челюстно-лицевая область, небо, врожденная расщелина губы, Ошская область, Южный регион, врожденная патология, гнойный отит.

Зависимость морфометрических параметров нижней челюсти от.

Фибромы челюстно-лицевой области у детей. Велика доля их встречаемости (41,38–75,86 %) в челюстно-лицевой области (ЧЛО) именно у. Пациенты наблюдают медленный и, в основном, бессимптомный рост опухоли, оттесняющий кнаружи.

Шилоподъязычный синдром и основные морфологические.

Вследствие давления отростка на наружную сонную артерию боли иррадиируют по ее ветвям в область виска, темени, лица.

Причины и частота встречаемости больных с переломами.

Клинико-морфологические аспекты гемангиом и лимфангиом.

Располагаясь в челюстно-лицевой области (ЧЛО), они зачастую приводят к эстетическим недостаткам или нарушению функции [1, 2, 3, 7, 8, 10].

Поэтому целью нашего исследования стало установление частоты встречаемости, изучение

Верхняя губа.

Вдавленные переломы костей черепа и их коррекция у детей

Раны покровов черепа, совпадающие с участком повреждения кости, имели место у 7 детей.

Хирургическое вмешательство при ДС включает резекцию лобно-височно-теменной области черепа диаметром не менее 12 см с.

Причины и частота встречаемости больных с переломами.

Интенсивность травматизма челюстно-лицевой области в последние два десятилетия возросла с 3,2 % до 5,8 %. Доля переломов нижней

Вместе с тем, практически неизученным остается характер повреждений элементов височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) при.

Современные топографо-анатомические сведения о возрастных.

У детей старшей возрастной группы медиальный конец края в месте его соединения с

Основные термины (генерируются автоматически): врожденная расщелина неба, ребенок, верхняя челюсть, мягкое небо.

Причины и частота встречаемости больных с переломами.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

ребенок, рана, челюстно-лицевая область, височная область.

Раны мягких тканей лица у детей. Структура и особенности. ребенок, рана, челюстно-лицевая область, височная область, затылочная область, частота встречаемости, инфицированная рана лица, младшая возрастная группа, значительная.

Фибромы челюстно-лицевой области у детей.

Велика доля их встречаемости (41,38–75,86 %) в челюстно-лицевой области (ЧЛО) именно у детей с преобладанием новообразований, возникающих из производных мезенхимы.

Анализ рождаемости детей с патологиями челюстно-лицевой.

верхняя губа, ребенок, расщелина, челюстно-лицевая область, небо, врожденная расщелина губы, Ошская область, Южный регион, врожденная патология, гнойный отит.

Зависимость морфометрических параметров нижней челюсти от.

Фибромы челюстно-лицевой области у детей. Велика доля их встречаемости (41,38–75,86 %) в челюстно-лицевой области (ЧЛО) именно у. Пациенты наблюдают медленный и, в основном, бессимптомный рост опухоли, оттесняющий кнаружи.

Шилоподъязычный синдром и основные морфологические.

Вследствие давления отростка на наружную сонную артерию боли иррадиируют по ее ветвям в область виска, темени, лица.

Причины и частота встречаемости больных с переломами.

Клинико-морфологические аспекты гемангиом и лимфангиом.

Располагаясь в челюстно-лицевой области (ЧЛО), они зачастую приводят к эстетическим недостаткам или нарушению функции [1, 2, 3, 7, 8, 10].

Поэтому целью нашего исследования стало установление частоты встречаемости, изучение

Верхняя губа.

Вдавленные переломы костей черепа и их коррекция у детей

Раны покровов черепа, совпадающие с участком повреждения кости, имели место у 7 детей.

Хирургическое вмешательство при ДС включает резекцию лобно-височно-теменной области черепа диаметром не менее 12 см с.

Причины и частота встречаемости больных с переломами.

Интенсивность травматизма челюстно-лицевой области в последние два десятилетия возросла с 3,2 % до 5,8 %. Доля переломов нижней

Вместе с тем, практически неизученным остается характер повреждений элементов височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) при.

Современные топографо-анатомические сведения о возрастных.

У детей старшей возрастной группы медиальный конец края в месте его соединения с

Основные термины (генерируются автоматически): врожденная расщелина неба, ребенок, верхняя челюсть, мягкое небо.

Причины и частота встречаемости больных с переломами.

Травмы мягких тканей лица могут быть закрытыми - без нарушения целости кожных покровов (ушибы) и открытыми - с нарушением целости кожных покровов (ссадины, царапины, раны). Все виды повреждений, кроме ушибов, бывают открытыми и первично инфицированными.К открытым травмам ЧЛО относятся также все виды повреждений, проходящих через зубы, воздухоносные пазухи, полость носа.

Анатомо-топографические особенности строения ЧЛО у детей (эластичная кожа, большой объем клетчатки, хорошо развитое кровоснабжение лица, неполная минерализация костей, наличие зон роста костей лицевого черепа, наличие зубов и их зачатков) определяют общие особенности проявления у них травм. В младшем и дошкольном возрасте травмы мягких тканей лица сопровождаются обширными и быстро нарастающими коллатеральными отеками, кровоизлияниями в ткани (по типу инфильтрата), формированием внутритканевых гематом. Повреждение мягких тканей может сопровождаться типичными для детского возраста повреждениями костей по типу "зеленой ветки", поднадкостничными переломами фрагментов, полными переломами без их смещения. Вывихнутые зубы могут внедряться в мягкие ткани и становиться дополнительным фактором их механического повреждения. Установить в период сменного прикуса "отсутствие" зуба в зубном ряду и найти его визуально или пальпаторно в тканях бывает трудно.Это требует обязательного рентгенологического контроля, ибо в дальнейшем такое "инородное тело" в толще мягких тканей становится причиной развития абсцессов и флегмон мягких тканей лица, этиологию которых установить сложно.

Ушибы, ссадины, царапины. Ушибом называется закрытое повреждение мягких тканей лица без нарушения их анатомической целости с возможным ограничением функции (при повреждении щечной или околоушно-жевательной областей и губ - верхней или нижней).

Клиническая картина. Имеют значение механизм травмы, сила и место приложения повреждающего агента, возраст пострадавшего и его общее состояние в момент повреждения. При ушибах отмечается нарастающая травматическая припухлость в месте повреждения, а в ближайшее время появляется кровоподтек, имеющий синюшную окраску, который затем приобретает темно-красный или желто-зеленый оттенок. В месте ушиба мягких тканей пальпаторно определяется плотноватый, болезненный участок наподобие инфильтрата. Это происходит в результате имбибиции тканей экссудатом (последствие кровоизлияния). Признаки воспаления при ушибах не выявляются или возникают поздно. Внешний вид ребенка с ушибом часто не соответствует тяжести травмы в связи с нарастающим отеком и формирующимися гематомами. Общее состояние при ушибах без особых изменений, но психоэмоциональные нарушения значительны.Ушибы в области подбородка могут приводить к повреждению связочного аппарата ВНЧС (отраженно). В подобных случаях активные и пассивные движения нижней челюсти вызывают у ребенка боль - возникает подозрение на перелом мыщелкового отростка. Для уточнения диагноза обязательно рентгенологическое исследование.

Ссадины, царапины(поверхностные повреждения кожи), даже без повреждения базального слоя дермы, не сопровождающиеся кровотечением, первично инфицированы. КЛИНИКА- боль, нарушение целости кожи, слизистой оболочки полости рта, отеки, гематома (щечная и приротовая области, губы и др.). При обширных отеках может быть ограничение открывания рта. Связь эпидермиса с базальным слоем дермы и клетчаткой у детей еще непрочная, поэтому происходят отслойка кожи или подкожной жировой клетчатки и скопление в этом месте крови (гематома). Наиболее характерным симптомом гематомы является ее флюктуация (зыбление). Пальпация этой области повреждения болезненна. При ушибе мягких тканей лица на уровне зубного ряда, как правило, повреждается и слизистая оболочка губы, рта, может произойти полный вывих зуба (молочного, постоянного с сформированным корнем, постоянного со сформированным корнем).

Обследуя ребенка, даже при ушибах, ссадинах, царапинах необходимо исключить черепно-мозговую травму и травму костей лица. Это вызывает затруднения, так как в момент травмы отсутствуют свидетели, а ребенок не может ответить на вопросы врача и уточнить, были ли головокружение, потеря сознания, тошнота, рвота, что характерно для черепно-мозговой травмы.

Лечение. Ушибы, не сопровождающиеся переломами лицевых костей и сотрясением головного мозга, а ограничивающиеся только подкожными кровоизлияниями и образованием гематом, довольно быстро излечиваются. Этому способствует местное применение холода в сочетании с давящей повязкой, особенно в первые часы после травмы. В дальнейшем эффективны сухое тепло, физиотерапевтические процедуры (УФО, УВЧ, лазеротерапия и др-), гирудотерапия. Образовавшуюся гематому следует пунктировать с тщательным соблюдением правил асептики и наложить на нее давящую повязку.

Мелкие поверхностные повреждения кожи лица (ссадины, царапины) заживают быстро, без нагноения. После антисептической обработки 0,1 % раствором хлоргексидина, 1 - 2 % спиртовым раствором йода такие повреждения быстро эпителизиру-ются под струпом.

Раны. Раной называют нарушение целости кожных покровов и слизистых оболочек с повреждением подлежащих тканей.

Различают раны: неогнестрельные - ушибленные и их комбинации, рваные и их комбинации, резаные, укушенные, рубленые, колотые; огнестрельные - оскольчатые, пулевые; компрессионные; электротравму; ожоги; отморожения. Раны бывают также касательными, сквозными, слепыми (в них в качестве инородных тел могут быть вывихнутые зубы.

В быту у детей младшего возраста наиболее часто встречаются раныязыка, губ, неба; у старших - раны более разнообразной локализации, но также чаще всего наблюдается поражение приротовой области, слизистой оболочки рта и альвеолярного отростка, подбородочного отдела лица, носа, лба, надбровных дуг и др.

Все раны инфицированы, либо бактериально обсеменены, в ЧЛО быстро контаминируется инфекция полости рта, зубов, зева и др.

Лечение ран лица у 80 % детей проводят в условиях поликлиники, но более чем в 20 % случаев требуется госпитализация в специализированные челюстно-лицевые стационары. Если дети попадают в детское общехирургическое отделение (чаще при сочетанных и множественных травмах), их не всегда осматривает челюстно-лицевой хирург в ранний период, и травмы ЧЛО могут остаться нераспознанными.

Клиническая картинараны зависит от области ее расположения (голова, лицо, шея). Основные признаки нарушения функции - боль, кровотечение, инфицированность. Раны ЧЛО часто проявляются как сочетанные и множественные. При множественных и сочетанных черепно-челюстно-лицевых повреждениях могут наблюдаться признаки черепно-мозговой травмы и переломов костей черепа. Своевременная диагностика повреждений ЧЛО и раннее оказание специализированной помощи в полном объеме являются профилактикой шока, кровопотери, инфицирования других областей, иных осложнений.

При ранах ЧЛО ребенок сразу и обязательно должен быть осмотрен детским челюстнолицевым хирургом совместно с другими специалистами.

Клинические проявления ран лица у детей отличаются большим разнообразием. Чаще всего раны могут быть отнесены к ушибленным, рваным, резаным и др. Раны характеризуются быстронарастающим коллатеральным отеком, сопровождаются значительным кровотечением и в связи с функциональными особенностями мимической мускулатуры имеют зияющий вид, что не всегда соответствует тяжести повреждения.

При ранах приротовой области, губ и языка, помимо кровотечения и зияния ран, у детей нарушен прием пищи, отмечаются слюнотечение, невнятная речь, что отягощает состояние ребенка. Появляются условия для аспирации кровяных сгустков, слюны и обрывков тканей, что угрожает жизни ребенка развивающейся дыхательной недостаточностью.

Раны области носа сопровождаются значительным кровотечением и отеком, что затрудняет распознавание переломов костей носа. Для ран околоушно-жевательной области характерны повреждения околоушной слюнной железы, что может проявляться обильным кровотечением, травмой лицевого нерва.

Раны дна полости рта опасны из-за быстро распространяющегося отека, кровотечения, что способствует развитию нарушений дыхания, бронхолегочных осложнений. Чем меньше возраст ребенка, тем быстрее нарастают эти явления и требуют экстренной помощи. Раны языка могут сопровождаться обильным артериальным кровотечением (при ранении язычной артерии), способствуют западению языка, всегда зияют.

Диагностика ран, как и любых травм: установление времени повреждения, вида травмирующего фактора, определение соматического состояния, психоэмоциональных особенностей ребенка. Кроме клинического, всегда показано рентгенологическое исследование. Необходимо проведение консультаций невропатолога, нейрохирурга, окулиста, оториноларинголога, детского травматолога.

Лечение. При ранах кожных покровов лица первичную хирургическую обработку и наложение первичного шва проводят с учетом сроков от начала развития раневого процесса. При первичной хирургической обработке ран следует учитывать косметические требования, степень развития раневой инфекции и фазы течения раневого процесса.

При этом виде ран выделяют фазу воспаления, когда развиваются сосудистые реакции и происходит некробиотическое очищение раны; фазу репаративных процессов; фазу формирования рубца и эпителизации. Пофазовое воздействие на рану способствует раннему выздоровлению, улучшает исход и сокращает срок и степень бактериального загрязнения ран, активизирует репаративные процессы в ней.

Первичную хирургическую обработку ран лица часто из-за экстренности проводят нестандартно, что отличает ее от любого планового оперативного вмешательства. Одно из основных требований при обработке ран ЧЛО у детей - максимально щадящий подход к некротомии. Необходимо при этом стараться максимально сохранить ткани, что безопасно у детей благодаря высоким регенеративным возможностям тканей ЧЛО.

При обширных ранах лица, сопровождающихся повреждением костей лицевого скелета, первая помощь чаще заключается в наложении повязки на рану и доставке ребенка в специализированную стоматологическую клинику.

Угроза асфиксии связана с попаданием в верхние дыхательные пути кровяного сгустка, свободно лежащего лоскута поврежденных мягких тканей, вывихнутого зуба, костного осколка, другого инородного тела, а также со смещением языка (что часто бывает при травмах языка, дна рта и подбородка). У детей возможны развитие ларингоспазма (при крике, плаче), обтурация верхних дыхательных путей избыточной продукцией слизи, ибо слизистая оболочка верхних дыхательных путей у них очень ранима и быстро реагирует на психоэмоциональное состояние спазмом и увеличением секреции.

Первая помощь должна быть экстренной. В любой обстановке нужно придать ребенку положение сидя, лицом вниз или лежа, повернув его на бок, освободить полость рта пальцем, тампоном, отсосом от содержимого, прошить язык и выдвинуть его из полости рта. Если указанные мероприятия неэффективны, следует провести интубацию, менее желательна трахеотомия.

Кровотечение может быть диффузным (в этом случае эффективна тугая, давящая повязка с последующим ушиванием в ране или на протяжении), из артериальных стволов (язычной, нижнечелюстной, лицевой, височных, сонных). Нужно четко определить кровоточащий сосуд, прижать его пальцем, наложить давящую повязку до оказания экстренной помощи (остановка кровотечения в ране или на протяжении). При кровотечении из костной раны (перелом челюстей) показаны тугая тампонада, остановка кровотечения местным прижатием сосуда или на протяжении, затем фиксация и иммобилизация костей при первичной хирургической обработке.

При кровотечениях из носа чаще проводят заднюю и реже переднюю тампонаду. Дети очень чувствительны к кровопотере, поэтому важно (немедленно!) возместить объем и качество циркулирующей крови.

Кровопотеря - один из главных факторов в развитии шока у ребенка за счет резкого уменьшения объема циркулирующей крови и изменения ее качественных характеристик.

Травматический шок. На развитие шока влияют сильнейшая эмоциональная реакция на боль, генерализация возбуждения ЦНС без условий к ее адаптации в связи с незрелостью структур головного мозга у ребенка. Шок сопровождается нарушением функции дыхания, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменением водно-солевого обмена и др. Чем меньше возраст ребенка, тем быстрее может развиться травматический шок.

Принципы борьбы с шоком - ранняя помощь в виде надежного обезболивания, остановки кровотечения, возмещения и нормализация объема и качества циркулирующей жидкости путем переливания крови, перфторана, реополиглюкина, плазмы, прецепитатов и др.

Транспортировка такого ребенка в специализированное лечебное учреждение должна быть экстренной, даже переход из поликлиники в стационар необходимо осуществлять в положении ребенка лежа на каталке (независимо от расстояния).При диагностировании черепно-мозговой травмы независимо от ее вида и тяжести, возраста ребенка лечение должно осуществляться только в стационарных условиях с участием нейрохирурга и невропатолога.

Однако значительная часть детей в возрасте 6-7 лет и старше при ранах небольшойпротяженности,безопасных для развития осложнений, могут находиться на лечении в поликлинике. При ранениях лица допустимы более широкие, чем при ранениях других областей, сроки первичной (24-36 ч) и первично отсроченной хирургической обработки ран с наложением глухого шва и профилактическим введением антибиотиков (до 72 ч).

1.При первичной хирургической обработке ран лица щадяще относятся к мягким тканям и иссекают только размозженные и явно нежизнеспособные ткани. Туалет раны - важная врачебная процедура, так как способствует деконтаминации пиогенной флоры и механическому очищению раны; ирригационные мероприятия проводят слабыми растворами перманганата калия, фурацилина, хлоргексидина, диоксидина, ферментов и др.

2.При ранах челюстно-лицевой области, проникающих в полость рта, носа и др., в первую очередь следует ушить рану со стороны слизистой оболочки с целью предотвращения дальнейшего инфицирования тканей.

3.Раны на лице, для получения хороших косметических результатов, всегда следует ушивать послойно с обязательным ушиванием мимической мускулатуры и подкожно-жировой клетчатки.

4.Во время первичной хирургической обработки ран на лице особо тщательно следует сопоставлять края раны в области естественных отверстий (красная кайма губ, крыло носа и т.п.).

5.При одновременном повреждении мягких тканей лица и переломах костей лицевого скелета (или зубов), в первую очередь проводят первичную хирургическую обработку костной раны с фиксацией отломков кости. Во вторую очередь проводят ПХО ран мягких тканей.

Для ушивания ран кожи лица следует применять тонкий (4/0 или 5/0) монофиламентный шовный материал с атравматической иглой (этилон, мирален и др.), что позволяет получить хороший косметический результат. При лечение детей с травмой помимо первичной хирургической обработки раны часто используется противовоспалительная терапия. Использование антибактериальных препаратов показано при наличии обширных повреждений мягких тканей, для профилактики нагноения раны. С этой же целью, в течение нескольких суток после операции, применяют УФО раны, лазеротерапию и др.

В дальнейшем, после снятия швов, для получения хороших косметических результатов, на область послеоперационных рубцов назначают физиотерапевтическое лечение: массаж, парафинотерапию, электрофорез лидазы или ронидазы, фонофорез гидрокортизона, лазеротерапию, магнитотерапию.

Нельзя допускать натяжения кожи при наложении швов. При необходимости проводят иммобилизацию кожи для более легкого сближения краев раны. Особенно тщательно соединяют края раны в окружности естественных отверстий на лице (губы, крылья, кончик и перегородка носа, веки, брови, ушные раковины).

При ранениях с дефектами тканей, когда ушить края раны без натяжения невозможно, а проведение пластических операций нерационально, для уменьшения объема образующегося впоследствии дефекта или рубца накладывают пластинчатые швы. Во время хирургической обработки ран лица с дефектом тканей, если позволяют местные условия, можно проводить пластические операции: пластику местными тканями, лоскутами на ножке, свободную пересадку кожи и др.

Для наблюдения за ребенком и уточнения показаний к проведению плановых реабилитационных мероприятий дети должны быть поставлены на диспансерный учет.

Ожоги лица и шеи.

Ожоги I степени характеризуются гиперемией кожи, отеком тканей и болью. При ожогах I степени поражается только эпидермис кожи. После ожогов I степени заметных рубцов не остается, лишь иногда изменяется пигментация пораженных участков кожи.

Ожоги II степени характеризуются более глубокими поражениями кожи, но с сохранением сосочкового слоя. Помимо симптомов, характерных для ожогов I степени отмечается образование пузырей, заполненных серозной жидкостью. Если при ожогах II степени не происходит инфицирование раны, поверхность ожога через 14-16 дней эпителизируется.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Травматические повреждения зубов у детей

Механическая травма – наиболее распространенный вид повреждения постоянных и временных зубов у детей. Она приводит к нарушению анатомической целостности, изменению зубного ряда или разрушению окружающих тканей. Согласно статистике, чаще всего травматическим повреждениям подвержены передние зубы, включая верхние резцы, у детей 6-10 лет. Отсутствие надлежащего лечения в данном случае нередко приводит к серьезным осложнениям, которые могут проявляться воспалительно-деструктивными процессами, появлением кист и иными негативными последствиям.

Причины повреждения зубов у детей

Увеличение случаев травмирования связано, в первую очередь, с ростом популярности командных, контактных и других видов спорта. Например, хоккея, борьбы, бокса, футбола и прочих. Также причиной повреждения зубов у детей разного возраста могут быть случайные падения во время активных игр на улице или школе. Не менее распространены травмы, полученные в быту, драках, автодорожных происшествиях и других случаях, кода есть высокая вероятность получить удар о твердый предмет.

Риск повреждения зуба возрастает при наличии у ребенка ортодонтических патологий. Например, у пациентов с дистальным прикусом (с протрузией верхней челюсти) травмы случаются в 5 раз чаще, чем у обладателей ортогнатического (нормального) прикуса.

Также повреждения зубов часто возникают у детей, имеющих нарушения зрения, проблемы с опорно-двигательным аппаратом и различные психоневрологические заболевания.

Классификация травм детских зубов

Характер и степень тяжести повреждения определяется на основании комплексного обследования пациента с помощью рентгенологических, клинических и других методов. Для поставки диагноза стоматологи используют сегодня разные системы диагностики травмы детских зубов.

Стандартная классификация по ELLIS

Данная система разделения острых травм на отдельные виды, разработанная Эллисом, является самой первой и наиболее используемой на практике. Она включает в себя 9 категорий повреждения зубов:

  • I – легкий перелом коронки в пределах зубной эмали;
  • II – перелом коронки средней тяжести с распространением в эмаль и дентин;
  • III – тяжелый перелом коронки с обнажением пульпы;
  • IV – утрата жизнеспособности пульпы при наличии/отсутствии перелома коронки;
  • V – полный вывих травмированного зуба;
  • VI – повреждение с переломом корня;
  • VII – легкий подвывих травмированного зуба;
  • VIII – перелом коронки в пришеечной зоне;
  • IX – травма молочных зубов.

Виды травматических повреждений ВОЗ

Активно используется в современной стоматологии наряду с ELLIS. Данная классификация была разработана на основе системы Андрезена и включает в себя, помимо травм зубов, повреждения других тканей (слизистой рта, десны, пародонта, костей).

I. Повреждение пульпы и твердых тканей:

  • трещины зубной эмали (A);
  • перелом коронки без открытия пульпы (затронута эмаль – B, затронута эмаль и дентин – C);
  • перелом зубной коронки с открытием пульпы (D);
  • комбинированный перелом корня и коронки с обнажением пульпы (E);
  • травма с переломом корня (F).

II. Повреждение пародонта:

  • сотрясение зуба со слабым ответом тканей периодонта на перкуссию без увеличения его подвижности и смещения (A);
  • подвывих с изменением подвижности без смещения (B);
  • вхождение травмированного зуба вглубь тканей (C);
  • выход зуба из анатомической лунки (D);
  • смещение в отличном от осевого направлении (E);
  • полный вывих травмированного зуба (F).

III. Травма кости:

  • плотное соединение зуба с лункой с вхождением вглубь тканей (A);
  • перелом стенки анатомического углубления (B);
  • перелом костной ткани альвеолярного отростка (C, D);
  • перелом кости челюсти (верхней – E, нижней – F).

IV. Травмирование десен и слизистой ротовой полости:

  • острое ранение мягких тканей (A);
  • ушиб слизистой или десны (B);
  • отслоение мягких тканей (C).

Классификация травм детских зубов по МКБ-С

Это международная система определения острых повреждений, созданная на основе МКБ-10 (1997 г.). Применяется в детской стоматологии для классификации разных травм, включая переломы первичных и постоянных зубов (S02.5):

  • перелом (откол) в пределах толщины эмали (S02.50);
  • перелом зубной коронки без травмирования пульпы (S02.51);
  • перелом коронки с распространением травмы на пульпу (S02.52);
  • перелом корневой части постоянного зуба (S02.53);
  • двойной перелом в области зубной коронки и корня (S02.54);
  • множественные переломы разных локаций (S02.57);
  • неуточненный перелом молочного или постоянного зуба (S02.59).

Порядок оказания помощи детям при повреждениях зубов


Сразу после получения травмы пациенту оказывается первичная медицинская помощь, которая включает в себя общую оценку состояния ребенка, обезболивание, назначение антибиотиков, анестетиков и прочих лекарств, а также предварительную постановку диагноза. После этого родителям пациента дается рекомендация записаться к детскому стоматологу (терапевту), который проведет полноценное лечение зуба. Врач, оказывающий специализированную помощь, проводит:

  • оформление истории болезни (включая юридические и социальные аспекты случая);
  • сбор анамнеза (происхождение травмы, наличие сотрясения мозга, местные симптомы);
  • клиническое обследование травмы (визуальный осмотр, перкуссия, пальпация, температурные пробы пульпы, инструментальные методы);
  • дополнительную диагностику (электроодонтодиагностика (ЭОД), трансиллюминация, прицельная рентгенография, окклюзионная рентгенограмма, компьютерная томография);
  • постановку диагноза на основе осмотра, клинических и других исследований;
  • выбор тактики лечения с учетом характера повреждения, возможных рисков, пользы и затрат.

Период реабилитации ребенка после травмы, начиная с момента оказания экстренной помощи, может занимать 1-3 и более дней. Учитывая сложность лечения, срок полного восстановления целостности и функций поврежденных зубов нередко занимает более длительный срок – несколько месяцев или даже лет.

Повреждения зубов у детей являются достаточно распространенной типичной травмой при падении на лицо, при ударе лицом о твердые предметы или при ударе твердым предметом по лицу. Наиболее часто травмируются верхние резцы, затем нижние резцы, редко — премоляры (4, 5 зубы) и моляры (6, 7, 8 зубы).

Наиболее частый вид травм — вывихи временных зубов, скол коронок (без вскрытия полости зуба) и вывих постоянных зубов. Перелом корней зубов встречается редко (молочных — практически не встречается).

Классификация травм зубов:

2. Травматическая дистопия зуба (неполный вывих):

по вертикали (вколоченный вывих);

3. Потеря зуба (полный вывих, экстракция).

4. Нарушение целостности зуба:

перелом корня (косой, продольный, поперечный).

5. Комбинированная травма.

Ушиб зуба

Ушиб зуба — это механическое воздействие на зуб без повреждения его целостности. При ушибе зуба возможно кровоизлияние в пульпу вследствие разрыва сосудисто-нервного пучка. Прикус при этом практически никогда не меняется.

Клиническая картина

Непосредственно после травмы и в течение некоторого времени после нее ребенок может жаловаться на незначительную боль в зубе при накусывании.

При осмотре может выявляться незначительная подвижность травмированного зуба в одном направлении, болезненная перкуссия (постукивание), никаких изменений окружающих тканей и зуба не отмечается. Хирургическое лечение в таком случае не показано.

Состояние пульпы в дальнейшем необходимо оценивать по данным электроодонтодиагностики (ЭОД) учитывая, временные это или постоянные зубы, постоянные со сформированным или с несформированным корнем. ЭОД проводится через 1, 3 и 6 месяцев после травмы в условиях поликлиники. Если со временем прослеживается рост показателей ЭОД, что свидетельствует о гибели пульпы, необходимо проводить эндодонтическое лечение — депульпирование зуба с его пломбированием и пломбированием его канала, если зуб постоянный).

Ушиб зуба следует отличать от:

а) неполной травматической дистопии (в таком случае подвижность зуба возможна в нескольких направлениях, на рентгенограмме — расширение периодонтальной щели):

б) перелома корня (рентгенологическая картина характеризуется нарушением его целостности):

в) внутрипульпарной гранулемы, при которой розовая окраска коронки зуба наблюдается на одной из его поверхностей.

Лечение

Лечение ушиба зуба заключается в обеспечении покоя, исключения его из прикуса, соблюдения механически щадящей диеты. При необходимости проводится противовоспалительное лечение.

Если клинически и по данным ЭОД определяется гибель пульпы в постоянных зубах, следует провести ее удаление и пломбирование канала, а во временных, в зависимости от состояния корня, — лечение или удаление зуба.

В результате ушиба зуба возможны различные исходы:

восстановление функции пульпы;

развитие посттравматического периодонтита;

развитие радикулярной кисты;

прекращение формирования корня в постоянном или временном зубе.

Травматическая дистопия зуба (вывих)

В общепринятом понимании слово «вывих» означает стойкое смещение суставных поверхностей сочлененных костей за пределы их физиологической подвижности, вызывающее нарушение функции сустава. Зуб и его соединение с лункой не образуют сустав, ибо отсутствуют компоненты сустава: суставные поверхности, суставная полость и синовиальная жидкость, поэтому и не может быть его вывиха. Исходя из анатомических взаимоотношений зуба и лунки, следует говорить о его травматической дистопии. Понятие «вывих зуба» здесь является условным, как и вывих глаза, хрусталика, сухожилия, нерва, яичка, тем не менее это понятие прочно прижилось в медицинской практике и лексиконе.

Травматическая дистопия (неполный вывих) зуба — это смещение зуба относительно лунки за счет разрыва или растяжения периодонтальных связок и травмирования корнем зуба стенок лунки. При этом происходит изменение положения зуба в одном из трех направлений: по вертикали (выход или погружение его в костную ткань альвеолярного отростка; поворот вокруг продольной оси), по сагиттали (смещение в передне-заднем направлении), по трансверзали (боковое смещение, в сторону соседних зубов).

Жалобы

На наличие подвижного зуба, изменение его положения (увеличение высоты; поворот зуба; смещение коронки кнаружи или внутрь), изменения прикуса после травмы.

Клиническая картина

Травматическая дистопия зуба характеризуется повышенной его подвижностью, изменением обычного положения. При выходе зуба из лунки его режущий край выступает над окклюзионной плоскостью (плоскостью смыкания зубов) — над режущим краем других зубов. При травматическом повороте зуба он может принимать положение под углом вокруг продольной оси. В результате таких перемещений зубов обычно нарушается прикус. При этом нижняя челюсть часто приобретает вынужденное положение, так как ребенок смещае т ее в положение, при котором вывихнутый зуб не контактирует с противостоящим ему зубом на другой челюсти. Помимо этого, отмечается боль в зубе при накусывании. Часто это сопровождается отеком тканей губы, десен, иногда может быть небольшое кровотечение из периодонтальной щели, что свидетельствует о травме сосудисто-нервного пучка. При травматической дистопии зуба пучок часто растягивается, но не рвется, то есть пульпа функционирует. Перкуссия травмированного зуба болезненна. На рентгенограмме определяется расширение периодонтальной щели (равномерное или неравномерное).

При вколоченном вывихе (погружение зуба в костную ткань альвеолярного отростка) может быть отек губы. В полости рта — отек десен, кровотечение из них; зуба на месте нет или видна часть его коронки с уменьшением ее высоты по сравнению с таковой у соседних зубов. Перкуссия травмированного зуба болезненна. Иногда при пальпации альвеолярного отростка под десной можно выявить часть коронки зуба. В случае неясности диагноза и трудности его установления при осмотре проводят рентгенографию альвеолярного отростка в травмированном участке. На рентгенограмме — режущий край коронки травмированного зуба верхней челюсти расположен выше (на нижней челюсти — ниже) соседних зубов. Прослеживаются участки нормальной периодонтальной щели и тень корня без нее (в месте вколачивания). Если сила удара была большой и зуб вышел за пределы лунки, то его можно обнаружить в челюсти, верхнечелюстной пазухе или в мягких тканях.

Дифференциальная диагностика проводится с: переломом альвеолярного отростка; положением зубов при диастеме (треме) в период формирования прикуса; перемещением зуба при болезнях пародонта; аномалией положения зуба; переломом коронки.

Лечение

При травматической дистопии постоянного зуба со смещением под местной или общей (в зависимости от объема травмы, возраста и поведения ребенка) анестезией смещенный зуб устанавливается в правильное положение (репозиция) и фиксируется (иммобилизация).

Фиксация может осуществляться при помощи:

проволочных лигатур, фиксирующих зуб к соседним зубам;

проволочных лигатур на металлической шине-скобе (которая фиксируется к соседним 2-4 зубам, а к ней — вывихнутый зуб);

шины-каппы (из быстротвердеющей пластмассы), фиксирующей травмированный и соседние 2-3 зуба;

шины из пломбировочного материала и т. д.

Выбор материала зависит от характера и объема травмы, от того, какой это зуб, от степени прорезывания соседних зубов, от возраста ребенка.

Вывихнутые молочные зубы репозиции и иммобилизации практически не подлежат и обычно удаляются. Исключением является вколоченный вывих, при котором зуб необходимо оставить на месте, так как в дальнейшем его рост может продолжиться с восстановлением положения зуба (в возрасте до 2 лет). При отсутствии восстановления положения зуба показана консультация ортодонта на предмет необходмости восстановления положения зуба или, что чаще, — удаления. Однако если в результате вколоченного вывиха молочного зуба возникло посттравматическое воспаление (периодонтит), зуб однозначно подлежит удалению. Дефект, оставшийся после удаления зуба можно заместить функционально-косметическим съемным протезом на время, пока не прорежется постоянный зуб.

При вколоченном вывихе постоянного зуба он также, как правило, оставляется на месте (если его смещение в пределах альвеолярного отростка). В дальнейшем показана консультация ортодонта для решения вопроса о восстановлении положения зуба.

В последующем ребенок должен находиться под наблюдением ортодонта (для предотвращения деформаций зубного ряда) и стоматолога-терапевта, который проводит контрольную ЭОД травмированного зуба для выявления возможной гибели пульпы или изменений в тканях периодонта. Если показатели ЭОД свидетельствуют о гибели пульпы, то необходимо провести ее удаление и пломбирование канала зуба.

Неполный вывих зуба может приводить к повреждению сосудисто-нервного пучка этого зуба; развитию периодонтита и периостита, прекращению формирования корня в постоянном или временном зубе; сращению зуба с остатками периодонта в неправильном положении; дефектам и деформациям зубного ряда.

Полный вывих зуба

При таком виде травмы зуб полностью теряет связь с лункой и мягкими тканями (происходит разрыв тканей периодонта, круговой связки, сосудисто-нервного пучка). Чаще во время травмы вывихиваются центральные верхние резцы.

Типичны жалобы на боль в участке травмированного альвеолярного отростка, отек губы, на кровотечение из области травмы и на отсутствие зуба. Иногда пациенты приносят вывихнутый зуб с собой.

Клиническая картина

При осмотре участка повреждения выявляется отсутствие зуба, может быть умеренное кровотечение из лунки, возможно повреждение мягких тканей альвеолярного отростка.

На рентгеновских снимках отмечается отсутствие зуба как в лунке, так и в окружающих тканях.

Необходимо удостовериться, что это не вколоченный вывих и не перелом зуба в области корня.

Лечение

При полном вывихе осуществляют реплантацию зуба (постоянные зубы со сформированным хотя бы на половину длины корнем). Во всех других случаях реплантация не проводится, а через 1-2 месяца осуществляют замещение отсутствующего зуба протезом. Вопрос реплантации молочного зуба со сформированным и не начавшем рассасываться корнем — спорный и сложный, так как надежность фиксации зуба сильно зависит от состояния соседних зубов.

Этапы реплантации такие: под местным или общим обезболиванием проводится тщательный кюретаж лунки — убирается сгусток, мелкие отломки кости, инородные тела, проводится обработка лунки антисептиками и обязательно вызывают кровотечение со стенок лунки (то есть лунка не должна быть «сухой»). В дальнейшем врач избирает лечебную тактику относительно пульпы вывихнутого зуба. Ориентировочный срок, прошедший от момента потери зуба до его реплантации, когда можно обойтись без пломбирования канала, — 6-12 часов. Опыт свидетельствует, что в эти сроки пульпа не погибает. При отдаленной реплантации, когда с момента травмы прошло более 12 часов, проводят удаление пульпы и пломбирование канала зуба. Затем зуб помещают в лунку и фиксируют.

Обязательно проводится противовоспалительная (антибактериальная) терапия. Особое значение в процессе приживления зуба имеет соблюдение гигиены полости рта.

Возможными последствиями полного вывиха зуба при отсутствии лечения может быть возникновение воспалительных процессов мягких тканей и кости; дефект зубного ряда.

Перелом коронки зуба (скол)

Различают скол эмали, скол коронки в пределах дентина, скол всей коронки.

Жалобы

При сколе эмали зуба и коронки в границах дентина дети предъявляют жалобы только на наличие дефекта коронки зуба, пульпа чаще не поражается. При переломе зуба в пределах дентина или всей коронки жалобы на боль при приеме горячей или холодной пищи или на острый край, царапающий язык или слизистую губы или щеки.

Клиническая картина

Отмечается нарушение целостности коронки зуба в пределах эмали и дентина (иногда с раскрытием полости зуба) или почти полное отсутствие коронки. Повышенная подвижность зуба наблюдается редко или может быть в незначительной степени. Иногда бывает болезненной перкуссия. На рентгенограмме определяется дефект коронки в границах эмали и дентина, над пульповой камерой имеется слой дентина (при невскрытой полости зуба) или он отсутствует (при открытой полости зуба).

Лечение

При переломе коронки в пределах эмали (скалывании) проводится шлифование острых краев и покрытие поверхности фторлаком или другим реминерализирующим средством, зубу обеспечивается покой путем «исключения» его из прикуса. В последующем дефект коронки зуба устраняют пломбировочными материалами.

При скалывании коронки зуба в пределах эмали и дентина без раскрытия пульпарной камеры на место скола накладывают защитную пломбу и предохранительную коронку. Через 1-2 недели, когда сформируется достаточное количество нового дентина, после проведения контрольной ЭОД осуществляется восстановление коронки пломбировочными материалами.

При переломах коронки зуба с раскрытием пульпарной камеры, если после травмы прошло 24 часа, проводится удаление пульпы с последующим пломбированием канала и устранением дефекта коронки зуба. Если травма зуба была получена не позднее 24 часов от момента обращения, возможно сохранить пульпу с защитой коронки зуба и последующим устранением дефекта пломбировочными материалами. Дети с переломом коронки зуба находятся на диспансерном наблюдении до полного формирования корня зуба.

При полном переломе коронки зуба проводится пломбирование канала и в последующем проводится восстановление коронки штифтовым зубом в случае постоянного зуба со сформированным или сформированным на две трети корнем или без штифта пломбировочными материалами.

Перелом корня зуба

Как правило, чаще ломаются корни постоянных резцов. Переломы корней молочных зубов наблюдаются очень редко, что обусловлено особенностями анатомии молочного зуба и альвеолярного отростка у младших детей.

Перелом корня постоянного зуба бывает косым, продольным, осколочным и комбинированным.

Жалобы

Ребенок обычно жалуется на боль при накусывании, подвижность зуба, отек десен в области травмированного зуба.

Клиническая картина при переломах корня зуба скудная и зависит от уровня перелома, степени смещения отломков, повреждения пульпы. Может быть незначительная подвижность, болезненные перкуссия и надавливание на зуб.

Окончательный диагноз устанавливается после прицельного рентгеновского снимка зуба. На рентгенограмме определяется место перелома корня зуба.

Лечение

В подавляющем большинстве случаев при переломе корня молочного зуба зуб подлежит удалению.

При переломе верхушки корня у постоянного зуба и последующем возникновении периодонтита верхушка корня подлежит удалению после пломбирования канала и ликвидации воспалительных явлений. Если же воспаления нет, то верхушку не удаляют.

При переломе корня постоянного зуба в средней его части, если пульпа погибла, канал пломбируют и изготовляют штифтовую коронку. В тех случаях, когда пульпа не погибает, зубу обеспечивается покой путем выключения его из прикуса. В течение последующих 6 месяцев ребенок находится под наблюдением стоматолога-терапевта, который осуществляет контроль ЭОД зуба и при необходимости проводит его лечение.

Продольный (вертикальный) перелом зуба, как и оскольчатый, — абсолютное показание к удалению зуба.

Комбинированная травма

Характеризуется сочетанием нескольких видов повреждений зубов:

смещение зуба в двух или нескольких направлениях при вывихе;

вывих зуба с переломом коронки;

вывих зуба с переломом корня;

вколоченный вывих зуба с переломом коронки;

вколоченный вывих зуба с переломом корня;

полный вывих зуба в сочетании с переломом коронки или корня его и т. д.

Лечение осуществляется в зависимости от вида травмы.

Читайте также: