При нейтральном смыкании зубных рядов верхний постоянный клык расположен

Опубликовано: 24.04.2024

Признаки, касающиеся смыкания жевательных зубов в переднезаднем направлении:
1. Передний щечный бугор первого верхнего моляра расположен на щечной стороне первого нижнего моляра в поперечной бороздке между щечными буграми, а задний щечный бугор верхнего первого моляра ложится между дистально-щечным бугром первого нижнего моляра и мезиально-щечным бугром второго нижнего моляра.

2. Жевательные поверхности нижних зубов, начиная от премоляров и кончая последним моляром, образуют сагиттальную вогнутую кривую поверхность. Жевательные поверхности верхних зубов образуют сагиттальную кривую, но не вогнутую, а выпуклую, повторяющую форму нижней вогнутой кривой.
Такое взаимоотношение между зубными рядами объясняется следующими причинами.

а) Верхние центральные резцы шире нижних центральных резцов и артикулируют с двумя нижними резцами, поэтому верхние зубы смещены дистально в отношении зубов нижнего ряда и каждый зуб имеет два антагониста. Верхний зуб мудрости уже нижнего зуба мудрости, поэтому дистальное смещение верхних зубов в отношении одноименных нижних выравнивается в области зубов мудрости и задние поверхности верхнего и нижнего зубов мудрости лежат в одной фронтальной плоскости. Смыкание одного зуба с двумя антагонистами весьма важно, ибо при выпадении одного антагониста другой предохраняет зуб на противоположной челюсти от смещения. С этой точки зрения фронтальные зубы расположены менее совершенно, чем боковые.

б) Рядом стоящие зубы одного ряда касаются друг друга своими апроксимальными поверхностями. Участки соприкосновения в стоматологии называются контактными точками. Это взаимное касание зубов имеет большое значение как для устойчивости их, так и для функции. Во-первых, оно предохраняет зубы от сдвигов в переднезаднем направлении, уменьшая амплитуду физиологической подвижности зубов, во время действия горизонтальных компонентов жевательного давления, что важно с точки зрения устойчивости зубов. Во-вторых, контактные точки на апроксимальных поверхностях зубов препятствуют проскальзыванию пищи по направлению к десневому сосочку и этим предохраняют его от травмы и от застревания пищевых частиц.

смыкание зубов

Наконец, если бы зубы не имели контактов, то зубной ряд представлял бы собой простую сумму зубов и каждый зуб действовал бы автономно, изолированно от всей совокупности других зубов. Благодаря боковым контактам не только один зуб соединяется с другим, но и весь зубной ряд из суммы зубов, автономно действующих, превращается в систему тесно связанных элементов зубной дуги. Благодаря физиологической подвижности зубов и контактам, с одной стороны, работа каждого зуба зависит от работы других звеньев зубной цепи, а с другой — функция каждого зуба отражается на работе всей цепи.

в) Предотвращению сдвига зубного ряда назад и его расшатывания способствует, по мнению Катца, тот факт, что нижние моляры наклонены коронками мезиально, а корнями — дистально, и задние зубы как бы подпирают зубы, стоящие впереди.

г) Начиная от резцов вышина коронок уменьшается по направлению к жевательным зубам, в особенности в нижнем зубном ряду. Это обстоятельство также является благоприятным условием для работоспособности зуба, ибо функциональная ценность жевательных зубов должна быть выше функциональной ценности фронтальных зубов, а их жевательная способность зависит от места расположения и от вышины коронки: чем дальше расположен зуб от средней линии, тем выше должна быть его функциональная ценность."

д) На верхней челюсти коронки направлены кнаружи, в сторону щеки и губы, а корни — кнутри. На нижней челюсти коронки направлены в сторону языка, корни — кнаружи. Благодаря этому верхняя зубная дуга больше нижней и верхний зубной ряд перекрывает нижний. Все эти анатомические особенности в значительной мере способствуют устойчивости нижней зубной дуги.

Нижние передние зубы, как и все другие, имеют тенденцию к передвижению кпереди, но возможность этого ограничена вследствие перекрытия нижних зубов верхними.

Для зубов верхней челюсти тенденция к передвижению вперед несколько ограничена тем, что верхняя челюсть неподвижно соединена с лицевыми костями.

е) Нижние моляры наклонены коронками кнутри, а верхние — кнаружи. Это способствует попаданию язычных бугров верхних моляров в продольные бороздки нижних моляров, а щечных бугров нижних моляров — в продольные броздки верхних моляров. Таким образом зубы удерживаются от сдвига в щечно-небном направлении. Так как верхняя зубная дуга больше нижней, то она охватывает нижнюю, как описанная дуга вписанную, и передние зубы действуют на пищевой комок как режущий прибор, подобно ножницам.

Ножницеобразное строение ортогнатического прикуса увеличивает, кроме того, жевательную поверхность и обеспечивает большой размах для жевательных экскурсий нижней челюсти.

Наконец, охват верхней зубной дугой нижней предотвращает ущемление щек и языка во время смыкания зубов.

ж) Нижний зубной ряд сформирован с точки зрения устойчивости более совершенно, чем верхний. Клиновидная форма коронок, мезио-дистальный наклон моляров, наклон жевательных зубов в сторону языка способствуют устойчивости зубного ряда. Кроме того, по А. Я. Катцу, наружная пластинка компактного вещества нижнечелюстной кости охватывает всю зубную дугу. Наконец, устойчивости боковых участков зубной дуги способствует изгиб кортикальной пластинки в области внутренней и наружной косых линий.

Верхний зубной ряд сформирован с точки зрения устойчивости менее благоприятно. Коронки верхних зубов наклонены кнаружи, следовательно, при жевательных движениях, направленных на верхней челюсти кнаружи, зубной ряд может приобрести еще более веерообразную форму. От этого предохраняют верхний зубной ряд три фактора: 1) наличие системы контрфорсов в области клыков и жевательных зубов; 2) небные отростки, соединяющие боковые участки в поперечном направлении; 3) большая эластичность губной стенки альвеолярного отростка в области передних зубов; 4) наличие третьего корня — небного, имеющегося у верхних моляров. Все эти особенности придают верхней зубной дуге известную устойчивость.

Стоматология ДЕНТУМ м. Полежаевская

Общая информация

Прикус зубов – это положение зубов при взаимодействии верхнего и нижнего зубного рядов в момент полного смыкания обеих челюстей.

Применительно к описанию прикуса зубов стоматологи используют такое понятие, как окклюзия. Окклюзия – это смыкание обеих челюстей в процессе движения навстречу друг другу.

Итоговое положение, которым завершается жевательное движение челюстей, называют центральной окклюзией. В данном положении середина лица человека совпадает с линией, проходящей между центральными резцами, головка нижней челюсти располагается на скате суставного бугорка, у его основания. Мышцы, поднимающие нижнюю челюсть максимально и равномерно напряжены с обеих сторон.

Прикус зубов, таким образом, – это взаимоотношение обоих зубных рядов в момент центральной окклюзии.

Виды прикуса зубов

Существуют различные варианты взаимодействия зубов обеих челюстей друг с другом в момент центральной окклюзии. В соответствии с ними определяются различные виды прикуса зубов.

Прежде всего все виды прикуса зубов делятся на 2 большие группы:

  • Правильный (физиологический) прикус
  • Неправильный прикус (аномалия прикуса)

Правильный прикус

Основные признаки правильного прикуса зубов:

  • Зубы верхнего ряда при смыкании челюстей должны взаимодействовать с одноименными позадистоящими зубами нижнего ряда. И наоборот
  • Условная срединная линия лица должна проходить между верхними и нижними центральными резцами
  • Между рядомстоящими зубами одного зубного ряда не должно быть промежутков
  • Жевательные и речевые функции не должны нарушаться

Правильный (физиологический) прикус может быть следующих видов:

Ортогнатический прикус - верхний зубной ряд в момент смыкания челюстей перекрывает нижний, на переднем участке при этом верхние резцы перекрывают нижние примерно на 1/3. Данный вид прикуса сегодня считается стоматологами эталонным.

Правильный прикус

Прогенический прикус - нижняя челюсть в момент смыкания зубов слегка выдвинута вперед

Бипрогнатический прикус - верхние и нижние резцы в момент смыкания наклонены в сторону предверия ротовой полости

Прямой прикус - резцы верхнего зубного ряда в момент смыкания челюстей не перекрывают нижние, а соединяются друг с другом режущими краями

Любая разновидность правильного прикуса позволяет полноценно функционировать зубочелюстной системе, обеспечивая нормальный эстетический вид лица, 100%-ное осуществление жевательных функций и нормальную дикцию.

Неправильный прикус

Неправильный (аномальный) прикус образуется в результате врожденных (генетических) или приобретенных (в результате каких-нибудь заболеваний и т.п.) дефектов зубного ряда и челюстей.

В зависимости от характера аномалии прикуса выделяются следующие виды неправильного прикуса:

  • глубокий прикус (верхние резцы перекрывают фронтальную поверхность нижних резцов более чем на 50%)
  • открытый прикус (не смыкается большинство зубов обеих челюстей)
  • дистальный прикус (слишком развита верхняя или недоразвита нижняя челюсть)
  • мезиальный прикус (нижняя челюсть заметно выдвинута вперед по отношению верхней)
  • перекрестный прикус (недоразвитость одной стороны какой-либо из челюстей)
  • дистопия (часть зубов расположена неправильно, не на своем месте)

Виды неправильного прикуса

Любой из видов неправильного прикуса может привести к очень неприятным последствиям для Вашего организма. Помимо эстетических проблем с неровными зубами и искаженной формой лица, неправильный прикус может ускорить развитие целого ряда заболеваний как ротовой полости, так и общих заболеваний организма. Не стоит рисковать, сходите и проверьте свой прикус в одну из стоматологий вашего города.

Прикус зубов

К счастью, все виды неправильного прикуса весьма эффективно лечатся с помощью современного ортодонтического лечения. Необходимо лишь вовремя обратиться к ортодонту и выбрать наиболее подходящий вам курс и методику лечения. Чем раньше это сделать, тем быстрее и эффективнее будет осуществлено подобное лечение.

Лучше всего неправильный прикус лечится в детском возрасте, когда еще не завершен рост зубов и костей челюсти. Однако современная ортодонтия и у взрослого человека способна исправить прикус весьма качественно. Никогда не поздно сделать себе красивую улыбку, просто обратитесь в одну из стоматологических клиник вашего города.

Ортодонтическое лечение

Предотвратить заболевание, конечно, гораздо проще, чем лечить, учитывая длительность ортодонтического лечения. Поэтому заботьтесь о зубах своего ребенка сразу же по мере их прорезывания, и тогда аномалий прикуса вполне можно будет избежать.


Автор книги: Юрий Образцов

Жанр: Медицина, Наука и Образование

Текущая страница: 11 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Глава 13
ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ. ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ В ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

13.1. Особенности профилактики зубочелюстных аномалий

Зубочелюстные аномалии представляют собой один из существенных факторов развития кариеса и заболеваний пародонта. Поэтому профилактику ЗЧА необходимо рассматривать как составную часть комплексной профилактики стоматологических заболеваний. Вместе с тем она имеет ряд особенностей.

1. Возможности профилактики ЗЧА ограничены определенными возрастными рамками. По данным отечественных ученых, она эффективна в преддошкольном (до 3 лет), дошкольном (от 3 до 7 лет) и раннем школьном (до 10 лет) возрасте. После 10 лет эффективность профилактических мероприятий значительно снижается.

Это объясняется тем, что роста челюстей в переднем участке (наиболее уязвимом для формирования различных аномалий) в этом возрасте не происходит, а негативное влияние этиологических факторов минимально. Наиболее важным является преддошкольный период, который характеризуется интенсивным ростом и развитием зубочелюстной системы, а также формированием основных ее функций – глотания, жевания, речи. В этом возрасте на организм ребенка действует максимум неблагоприятных факторов, которые могут нарушить нормальное формирование зубочелюстной системы. Однако высокие компенсаторные возможности детского организма в этом возрасте позволяют рассчитывать на нормализацию роста и развития зубочелюстной системы при условии своевременного устранения факторов риска.

2. Учитывая мультифакториальную природу ЗЧА, их профилактика должна проводиться в тесном сотрудничестве ортодонта с другими специалистами – оториноларингологом, педиатром (неонатологом), окулистом, логопедом, эндокринологом и т. д.

3. В отличие от кариеса и заболеваний пародонта, в профилактике которых большую роль играют популяционный и групповые (коллективные) методы, в профилактике ЗЧА основным является индивидуальный метод. Принцип индивидуального подхода заключается в том, что в каждом конкретном случае врач-ортодонт определяет объем и содержание профилактических мероприятий с учетом возраста пациента и наличия имеющихся факторов риска.

4. В профилактике ЗЧА исключительно важную роль играет повышение медицинской грамотности родителей, педиатров, работников дошкольных учреждений и педагогов начальных классов. По нашему мнению, главным действующим лицом в работе с детьми является педиатр. Именно ему должна принадлежать инициатива в разъяснении родителям таких проблем, как правильный выбор сосок и режим пользования ими, своевременное выявление вредных привычек сосания, воспитание навыков носового дыхания, контроль прорезывания временных зубов, формирование навыков ухода за зубами, способы интенсификации функции жевания и т. д.

Практический опыт показывает, что относительно небольшие трудовые затраты за счет времени, отведенного на санитарно-просветительную работу с родителями и персоналом, обслуживающим детей в яслях, предотвращают гораздо более трудоемкую и менее успешную работу по устранению стойких преданомалий зубочелюстной системы у дошкольников (Разумеева Г. А. и др., 1987).

Такой же точки зрения придерживаются Т. Ф. Виноградова и др. (1987), которые считают, что своевременная диагностика симптомов, причин и факторов риска в возникновении аномалий прикуса в период, когда ни ребенок, ни его родители еще не знают и не предполагают об их существовании, является очень важной, ибо дает основания для устранения этих симптомов и факторов риска, не прибегая к сложным ортодонтическим методам лечения. Этот подход чрезвычайно важен в наше время, поскольку далеко не все родители имеют возможность выделить из семейного бюджета большие денежные суммы для исправления аномалий брекет-системами.


Схема 2. Основные направления профилактики зубочелюстных аномалий

В организации профилактики ЗЧА необходимо уметь четко определять перечень профилактических мероприятий применительно к конкретному возрасту и с учетом имеющихся факторов риска. Основные направления профилактики представлены на схеме 2.

13.2. Врачебные ошибки. Осложнения в ортодонтической практике

По выражению И. А. Кассирского (1970), ошибки – неизбежные и печальные издержки врачебной деятельности. Трагедия врачебных ошибок состоит в том, что они таят в себе риск возникновения осложнений, опасных как для успеха лечения, так и для здоровья пациента. Поэтому одной из главных задач врача любой специальности является исключение условий и причин, способствующих появлению ошибок.

В ортодонтической практике врачебные ошибки могут быть допущены на всех этапах ведения пациента, включая ретенционный период.

Осложнения в зависимости от вызвавшей их причины мы подразделяем на следующие группы:

1. Осложнения, связанные с профессиональной лечебно-диагностической деятельностью врача и обусловленные:

– ошибками диагностики (неполное обследование, ошибочная постановка диагноза, неправильная трактовка результатов исследований и т. д.);

– ошибками планирования лечения (отсутствие санации полости рта, неправильное определение показаний к удалению зубов, включение в план лечения нереальных или трудно выполнимых задач, неправильный выбор конструкции аппарата, отсутствие комплексности и т. д.);

– ошибками реализации плана лечения (неправильная установка брекетов, форсированное перемещение зубов путем приложения больших сил, чрезмерное повышение высоты прикуса, несоблюдение последовательности этапов лечения, нарушение правил и сроков активации, необоснованное удаление зубов и т. д.);

– неправильным ведением ретенционного периода (ошибочный выбор конструкции ретенционного аппарата, несоблюдение сроков продолжительности ретенционного периода, отсутствие мероприятий по достижению множественных фиссурно-бугорковых контактов, отсутствие рентгенологического контроля результатов лечения и т. д.);

– ошибками технического характера (дефекты изготовления аппаратуры, использование некачественных и несертифицированных материалов и др.).

2. Осложнения, обусловленные неадекватным отношением пациента к лечению:

– несоблюдением правил гигиены полости рта и ухода за аппаратом;

– несоблюдением режима пользования аппаратом и небрежным обращением с ним;

– нарушением сроков явки на прием и несоблюдением рекомендаций врача;

– необоснованным прекращением лечения без ведома врача.

3. Осложнения, обусловленные индивидуальными особенностями организма:

– невозможностью полной адаптации к аппарату в связи с несовершенством адаптационных механизмов;

– плохой приспособляемостью пациента;

– склонностью к аллергическим реакциям на пластмассу и другие материалы.

Особого внимания заслуживают ошибки, не имеющие непосредственного отношения к возникновению осложнений, но несущие опасность утраты доверия к врачу и возникновения конфликтных ситуаций. Эти ошибки касаются ведения документации, в частности медицинской карты стоматологического больного. Наиболее частыми ошибками подобного характера являются:

– отсутствие записи о направлении пациента на рентгенологическое или другое исследование;

– отсутствие описания результатов рентгенологического и других исследований;

– отсутствие записи об отказе пациента в проведении дополнительного обследования;

– сокращения специальных терминов, слов и фраз;

– незаполненная зубная формула;

– наличие исправлений и записей, сделанных задним числом.

Глава 14
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ КОНФЛИКТ С ПАЦИЕНТОМ

Профессиональная деятельность врача-ортодонта связана с воздействием на ткани и органы, отвечающие за эстетику лица, – мышцы, зубы, зубные ряды, прикус и т. д. Поэтому конечный результат лечения в первую очередь оценивается эстетическими критериями. Пациент, неудовлетворенный качеством проведенного лечения, имеет право на безвозмездное повторное оказание медицинской услуги или незамедлительное устранение недостатков лечения. Именно неудовлетворенность результатами лечения является одной из главных причин возникновения конфликтов между врачом и пациентом. Для предупреждения конфликтов необходимо:

1. Предоставление пациенту исчерпывающей информации об его болезни: причин возникновения аномалии, ее сущность (диагноз), возможные методы лечения и связанные с ним риски, стоимость предстоящего лечения, возможное воздействие лечения на качество жизни пациента в будущем.

Не следует навязывать пациенту свои предложения по лечению, необходимо предоставить возможность ему самому принять решение. Если он не дал согласие на предложенное лечение, посоветовать, где ему может быть предоставлена помощь.

2. Заключение письменного договора с пациентом в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ, который устанавливает обязанности медицинской организации в отношении каждого, кто обратился за платной медицинской помощью. Практика стоматологических клиник показывает, что из-за отсутствия надлежаще оформленных договорных отношений пациенты, опираясь на несоблюдение законодательных норм, даже при условии качественно оказанной медицинской услуги, при обращении в суд получают значительные денежные компенсации. Размеры компенсаций, получаемых по результатам рассмотрения судебных исков, с лихвой покрывают затраченные пациентами средства на полученную медицинскую услугу. Таким образом, врач-ортодонт может стать источником заработка как для недобросовестного пациента, так и для адвоката, представляющего в суде его интересы. Нормативным документом, регламентирующим взаимоотношения врача и пациента, является п. II «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 27 от 13 января 1986 г.

3. Безупречное ведение медицинской документации, прежде всего, «Медицинской карты стоматологического больного» (форма № 043/у). В этом документе должна найти отражение следующая информация: жалобы пациента при первичном обращении, результаты объективного обследования, даты направления на дополнительные исследования и их результаты (рентгенография, телерентгенография, лабораторные анализы и т. д.), полный диагноз, план лечения с указанием конструкции аппарата(ов) и других назначений. В дневнике медицинской карты необходимо отображать состояние зубочелюстной системы пациента на промежуточных этапах лечения, рекомендации по профилактике осложнений и рецидивов, а также по уходу за ортодонтическим аппаратом и гигиене полости рта. В случае отказа пациента от какого-либо исследования врач должен сделать об этом запись в медицинской карте. Необходимо также сделать запись о том, что пациент информирован по всем вопросам, касающимся его заболевания (аномалии), о результатах проведения исследования, предложенном плане лечения, возможных его исходах и осложнениях.

В соответствии со ст. 32 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993) с пациентом может быть заключен письменный договор об информированном согласии на медицинское вмешательство.

4. Соблюдение прав пациента, гарантированных ему законодательными документами.

5. Признание перед пациентом допущенной ошибки, принятие исчерпывающих мер для предотвращения нежелательных последствий этой ошибки. Попытка врача скрыть допущенную ошибку имеет более тяжелые моральные последствия, потому что пациенты гораздо чаще готовы простить врачу ошибку, чем обман. Следует помнить, что неискренность и попытка сказать пациенту неправду – самый короткий путь к конфликту.

6. Страхование от профессиональной ошибки в соответствии со ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993), цель которого состоит в том, чтобы защитить врача в случае допущения ошибки, повысить уровень его мотивации к снижению количества ошибок, стимулировать его к повышению профессионального мастерства, а также обеспечить возмещение пациенту причиненного ущерба.

7. Соблюдение принципов врачебной этики: не обсуждать в присутствии пациента действия и уровень профессиональной компетентности своих коллег; не ущемлять интересы других учреждений и коллег, рекламируя деятельность собственного учреждения; соблюдать врачебную тайну; не допускать приемы нечестной борьбы за пациента.

Тесты для проверки уровня усвоения учебного материала

1. Укажите расположение нижней челюсти новорожденного:

2. Десневой валик верхней челюсти у детей первого года жизни имеет форму:

Вопросами изучения этиологии, патогенеза методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий занимаются ортодонты. В то же время детский стоматолог, в силу инициативной формы своей работы проводя периодическое исследование зубочелюстной системы ребенка, состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки рта, прикуса, других заболеваний, сталкивается с данной патологией.

Клинические признаки правильного прикуса

Понятие «норма» в медицине определяет условно принятое обозначение правила, относящегося к какому-нибудь признаку. Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно норма прикуса — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношение челюстей, соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.

Определение нормы формирующегося временного прикуса в первом периоде связано с процессом прорезывания временных первых, вторых моляров, клыков. Показателем являются симметричность и последовательность прорезывания. Наличие физиологических диастем и трем на обеих челюстях между боковыми резцами и клыками, клыками и премолярами на нижней челюсти следует рассматривать как норму временного прикуса.

Норма второго периода сменного прикуса характеризуется последовательностью и симметричностью прорезывания первых и вторых премоляров, затем постоянных клыков. В периоде формирования временного прикуса нередко определяются симптомы диспропорции роста как свидетельство неравномерности созревания органов и тканей зубочелюстной системы и их функций, что проявляется в виде признаков формирующихся аномалий прикуса. Такие симптомы, однако, могут быть определены, как проходящие, но, учитывая многообразие различных причинных факторов проявления симптомов, их можно рассматривать и как начало патологии.

В периоде постоянного прикуса незначительные отклонения в положении зубов, их величине и форме, изменения формы зубных рядов и соотношения челюстей в сагиттальном и вертикальном направлениях в пределах нормы следует рассматривать как признак законченного индивидуального развития прикуса.

Различные факторы проявления зубочелюстных аномалий

В возникновении зубо-челюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе генеалогического анализа по трем вариантам:

прямое наследование признаков (диастема, адентия, изменение числа и формы зубов);

передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия / прогения);

передача по наследству несоответствия размеров челюстей и зубов (тесное / редкое расположение зубов);

В отличие от генетически обусловленных аномалий врожденные аномалии связаны с глубокими нарушениями в эмбриональном периоде. К ним относятся: пороки развития зубов, челюстей или системные аномалии в челюстно-лицевой области.

Также существует большое количество приобретенных зубочелюстных аномалий, ибо их возникновение зависит от различных вредных воздействий в периодах формирования временного, сменного и постоянного прикуса.

Неправильное сосание

Эта функция занимает особое место на первом году жизни ребенка, т.к. благодаря ей не только осуществляется процесс питания ребенка, но так же происходит процесс правильного формирования прикуса ребенка и установление зубных рядов в нейтральном положении.

Нарушение функции сосания заключается в следующем:

нарушение ритма и процесса естественного вскармливания;

недостаточное всасывание молока, неравномерное проглатывание;

употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи;

сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни;

замедленное перемещение челюстей при процессе сосания;

Неправильное глотание

Неправильное глотание, а также привычка давить языком на зубы являются важными этиологическими факторами в развитии зубочелюстных аномалий.

В норме процесс глотания претерпевает определенные изменения от рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе.

Но с появлением первых временных зубов возникает перестройка процесса глотания. При нормальном (соматическом) способе глотания губы спокойно сложены, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами. При неправильном способе глотания зубы не сжаты и кончик языка контактирует для с нижней губой при сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица: заметна протрузия губ, сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи.

Неправильная функция глотания ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Чаще других возникают такие отклонения, как сужение зубных рядов, уплотнение фронтального участка зубной дуги нижней челюсти, открытый прикус.

Нарушение функции дыхания

Нарушения данной функции имеют важное значение в развитии аномального прикуса, т.к. она обусловлена затрудненным прохождением струи воздуха через носовые ходы и определяется как ротовое или смешанное дыхание. Обычно такое состояние бывает связано с неправильным способом глотания и несмыканием губ. Этим сочетанием определяются его клинические признаки: полуоткрытый рот, смещенный назад и вниз корень языка, что изменяет профиль лица ребенка — появляется . При дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. В результате неправильного дыхания нарушается динамическое равновесие мышц околоротовой области и языка.

Нарушение функции жевания

Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как . Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса. Отрицательно влияет на становление функции жевания нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, врожденное их отсутствие (адентия). Отсутствие временных зубов влияет и на положение языка. Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания.

Вредные привычки

К ним в стоматологии относят зафиксированные двигательные реакции, не имеющие физиологически приспособительного значения: сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, сосание и прикусывание пальцев, языка, губ и различных предметов, неправильно протекающие функции жевания, дыхания, глотания, речи, неправильное положение тела (неправильная осанка, неправильное положение челюсти или языка в покое).

Различные предрасполагающие факторы развития аномального прикуса

аномалии уздечек верхней губы, нижней губы и языка;

аномалии строения преддверия полости рта;

нарушение физиологической стираемости временных зубов;

нарушение сроков и последовательности прорезывания временных зубов и их смены;

заболевания твердых тканей зубов и их осложнения;

ранняя потеря временных и постоянных зубов.

Клинические проявления зубочелюстных аномалий

Аномалии периода формирования временного прикуса

На первом году жизни могут быть установлены врожденные аномалии или пороки развития органов челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, альвеолярного отростка, неба, значительные деформации челюстных костей, характеризующие врожденные уродства). В периоде формирования временного прикуса до полного прорезывания 20 временных зубов зубочелюстные аномалии проявляются как отклонения от нормального развития, так как о прикусе, т.е. определенном взаимоотношении зубных рядов, можно судить лишь после его окончательного сформирования.

На первом году жизни определяются следующие морфологические отклонения:

аномалии прикрепления уздечек языка;

нарушение последовательности и парности прорезывания зубов;

аномалии количества, величины, формы и положения временных зубов;

несоответствие размеров челюстей;

изменение формы челюстей;

изменение кривизны десневых валиков в разных направлениях;

неправильное положение языка в покое и при глотании;

различные вредные привычки;

К признакам отклонения в физиологическом развитии зубов и челюстей у ребенка в возрасте старше 1 года добавляются так же:

изменения цвета зубов

сохранение активности сосания

вялое формирование функции жевания

кончик языка упирается при глотании в напряженные губы

Типы развитых аномалий и деформаций сформировавшегося или формирующегося прикуса

Прогнатия

Прогнатия характеризуется выдвинутым положением верхней челюсти. Вследствие дистального сдвига нижней челюсти или выдвижения верхней вперед имеет место нарушение смыкания как передних, так и боковых зубов. При этом верхние зубы выдвигают вперед верхнюю губу, а нижняя же попадает под верхние зубы. Все это в целом отражается на внешнем виде и функции жевания и речи.

Прогения

При прогеническом соотношении зубных рядов наблюдается выдвижение вперед нижней челюсти, вследствие чего нижние зубы перекрывают одноименные верхние. При значительном проявлении данной аномалии откусывание пищи резцами становится невозможной и их роль переносится на боковые зубы. При данной патологии резко изменен внешний вид больного и нарушены речь и жевание.

Глубокий прикус

Глубокий прикус характеризуется большим перекрытием передними зубами верхней челюсти передних зубов нижней челюсти при отсутствии режущебугоркового контакта. Режущие края нижних зубов могут касаться шейки верхних. Иногда контакт отсутствует и зубы касаются десны, повреждая ее. Стоматологу следует различать глубокий прикус и глубокое перекрытие, являющееся анатомическим вариантом ортогнатического прикуса. При нем верхние передние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 треть высоты своих коронок, но режущебугорковый контакт сохраняется.

Открытый прикус

При этом виде прикуса отсутствует смыкание передних зубов, а иногда и премоляров и в контакт вступают лишь моляры. Одновременно имеются глубокие функциональные нарушения. Отсутствие контактов между передними зубами заставляет больного откусывать пищу премолярами или молярами. Сокращение полезной жевательной площади затрудняет и разжевывание пищи. В растирании пищи значительное участие принимает язык, который увеличивается в размерах. Речь больного нарушается, как и внешний вид.

Перекрестный прикус

Под перекрестным прикусом понимают соотношение зубных рядов, при котором щечные бугорки нижних боковых жевательных зубов расположены кнаружи от одноименных верхних. Передние зубы смыкаются правильно.

Классификация зубочелюстных аномалий

Для определения сформированных зубочелюстных аномалий предложено много различных классификаций. Но наиболее подходящими для использования детскими стоматологами являются следующие.

Неправильное положение зубов и изменения формы зубных рядов удобно определять по классификации, предложенной Д. А. Калвелисом. Аномальное положение отдельных зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещении в зубном ряду по отношению к трем перпендикулярным плоскостям:

вестибулярное или оральное (передне-заднее направление);

мезиальное или дистальное смещение;

неправильное положение зубов по отношению к горизонтальной плоскости

повороты зубов вокруг продольной оси

скученное положение зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещения, наложениях

Для детальной оценки тесного положения зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда может быть рекомендовано четыре степени тяжести.

Степень I.

Равномерно выраженное тесное положение зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда.

Степень II.

Преобладание неправильного положения одного постоянного резца с поворотом по оси, налеганием на рядом стоящий зуб или наклоном в оральном или вестибулярном направлении.

Степень III.

Характеризуется двумя признаками: неправильным положением зубов и изменением формы зубного ряда и альвеолярного отростка во фронтальном участке с вытеснением из зубного ряда одного или двух зубов, и изменением положения зубов, обусловленным их поворотами по оси, наклонами, значительным налеганием друг на друга и перемещением в оральном или вестибулярном направлении.

Степень IV.

Характеризуется вытеснением из зубного ряда двух и более зубов в сочетании со значительным уплощением фронтального участка зубного ряда нижней челюсти. При этом определяется недостаточность апикального базиса и значительный оральный наклон коронок зубов над уровнем базальной дуги (т.е. в области перехода альвеолярного отростка в базальную дугу).

Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.

Профилактика аномалий прикуса проводятся в различные периоды детского и юношеского возраста, включая внутриутробное развитие.

От рождения до 6 месяцев.

От 6 месяцев до 3 лет (Период временного прикуса).

От 3 лет до 6 лет (Период сформированного временного прикуса и начало формирования смешанного).

От 6 до 9 лет (Первый период смешанного прикуса).

От 9 до 12 лет (Второй период смешанного прикуса, начало формирования постоянного прикуса).

От 12 до 15 лет (Период формирования постоянного прикуса).

Для каждого периода характерны свои методы профилактики.

Нормализация жизни матери, нормальное питание, условия труда и. т. д.

Профилактика травматизма при рождении ребенка.

Характер вскармливания ребенка.

Санация полости рта. Причем нужно отдавать предпочтение нестирающимся пломбировочным материалам. И если у ребенка есть потеря зубов, то нужно изготавливать профилактические протезы.

Купирование вредных привычек осознанных и неосознанных.

Операции на уздечке языка проводятся:

1. При рождении — ребенок не может полноценно питаться молоком.

2. В 3 года — при нарушении речи.

3. В 7 лет — при аномальном положении и прорезывании нижних резцов.

4. После 7 лет — в плане профилактики заболеваний пародонта нижних зубов. ( Такое вмешательство так же обусловлено тем, что короткая уздечка верхней и нижней губы провоцирует образование мезиального, открытого или дистального прикуса).

Углубление преддверия полости рта (проводится в 8-9 лет).

Устранение макроплазии (проводится в 8-9 лет).

Удаление временных зубов, оставшихся после прорезывания постоянных.

Серийное и последовательное удаление зубов (по методу Котец).

Особое место в профилактике развития аномального прикуса занимает лечебная физкультура. Ее основными задачами являются:

Купирование вредных привычек.

Нормализация функционирования зубочелюстной системы.

Ослабление гиперактивных мышц.

Усиление слабых мышц.

Примерный комплекс ЛФК для детей с дистальным прикусом.

Часть I.

1. Зубки на зубки, заборчиком.

2. Закусить нижними зубами верхнюю губу.

3. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть с частотой 1 раз в секунду.

4. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть на 15, 20, 40, более секунд.

5. При запрокинутом подбородке доставать кончиком языка до кончика носа, для усиления активности мышц выдвигателей, купирования вредных привычек, выдвижение нижней челюсти вперед в более правильное положение.

Часть II. ( Комплекс усиление активности круговой мышцы рта ).

1. Упражнения с глотком воды, применяется и при нормализации функции дыхания у ребенка. Набирается глоток воды и как можно дольше не проглатывается.

2. Удерживать губами линейку, эквилибратор, и. т.д.

Часть III. ( Общеукрепляющая терапия ).

1. Дозированная нагрузка, она предполагает использование морковки или другого овоща, который режется на пласты 1мм, через 3 дня: 1.5 мм и.т.д. И по мере адаптации пародонта к нагрузке увеличивается размер этого слоя.

2. Передними зубами закусывается эластический круг, и происходит тренировка пародонта.


  • 1. полукругу
  • 2. полуэллипсу
  • 3. параболе
  • 4. трапеции
  • 5. прямоугольнику
  • 1. полукругу
  • 2. полуэллипсу
  • 3. параболе
  • 4. трапеции
  • 5. прямоугольнику
  • 1. передней контактной с дополнительной площадкой 2) передней и задней контактной
  • 2. жевательной и вестибулярной
  • 3. контактных с общей дополнительной площадкой
  • 4. задней контактной с дополнительной площадкой
  • 1. 2 см
  • 2. выше оставшихся зубов
  • 3. ниже оставшихся зубов
  • 4. на уровне оставшихся зубов
  • 5. на уровне альвеолярного гребня
  • 1. множественным фиссурно-бугорковым контактом
  • 2. смещением влево резцовой линии
  • 3. контактом жевательных групп зубов справа
  • 4. напряжением мышц, опускающих нижнюю челюсть'
  • 5. смещением суставных головок вперед
  • 1. моделировочным
  • 2. базисным
  • 3. профильным (восколит)
  • 4. бюгельным
  • 5. липким
  • 1. лицевым, глотательным, зубным
  • 2. зубным, суставным, мышечным
  • 3. язычным, мышечным, суставным
  • 4. зубным, глотательным, лицевым
  • 5. лицевым, суставным, мышечным
  • 1. центральной
  • 2. боковой левой
  • 3. передней
  • 4. дистальной
  • 5. боковой правой
  • 1. сагиттальных
  • 2. центральной и сагиттальных
  • 3. сагиттальных и боковых
  • 4. боковых, сагиттальных и центральной
  • 5. центральной
  • 1. на середине ската
  • 2. у основания ската
  • 3. на вершине
  • 4. на любом участке ската
  • 5. в дистальном участке суставной ямки
  • 1. сагиттальных
  • 2. сагиттальных и центральной
  • 3. центральной и боковых
  • 4. боковых и сагиттальных
  • 5. сагиттальных, боковых и центральной
  • 1. центральной
  • 2. боковой левой
  • 3. боковой правой
  • 4. передней
  • 5. дистальной
  • 1. вкладки
  • 2. полукоронки
  • 3. штифтового зуба
  • 4. экваторной коронки
  • 5. телескопической коронки
  • 1. установленные в окклюдатор
  • 2. установленные в артикулятор
  • 3. с восковыми базисами и окклюзионными валиками
  • 4. с восковыми базисами и искусственными зубами
  • 5. с восковыми базисами, установленные в окклюдатор
  • 1. равномерного напряжения
  • 2. относительного физиологического покоя
  • 3. полного расслабления
  • 4. тонуса
  • 5. неравномерного напряжения
  • 1. липкого
  • 2. моделировочного
  • 3. базисного
  • 4. бюгельного
  • 5. базисного в сочетании с моделировочным
  • 1. боковые левые, боковые правые
  • 2. боковые правые и левые, передние
  • 3. передние, центральная
  • 4. центральная
  • 5. центральная, передние, боковые
  • 1. замена воска на пластмассу
  • 2. постановка искусственных зубов
  • 3. отделка протеза
  • 4. изготовление восковых базисов с окклюзионными валиками
  • 5. определение центральной окклюзии
  • 1. верхнем
  • 2. нижнем
  • 3. верхнем и нижнем
  • 4. верхнем только в области жевательных зубов
  • 5. нижнем только в области жевательных зубов
  • 1. окклюзионной высоты
  • 2. окклюзионных контактов
  • 3. выносливости тканей пародонта
  • 4. степени подвижности зубов
  • 5. верно 3) и 4)
  • 1. сагиттальная
  • 2. трансверзальная
  • 3. горизонтальная
  • 4. верно 1) и 2)
  • 5. верно 2) и 3)
  • 1. групповые щечных бугров жевательных зубов
  • 2. клыков и боковых резцов
  • 3. резцов и щечных бугров премоляров
  • 4. резцов
  • 5. щечных бугров жевательных зубов или клыков
  • 1. местные факторы полости рта
  • 2. поражения ВНЧС
  • 3. дисфункции жевательных мышц при общих заболеваниях
  • 4. верно 1), 2) и 3)
  • 5. верно 1) и 2)
  • 1. на балансирующей стороне, мешающие в боковой окклюзии смыканию зубов рабочей стороны
  • 2. на рабочей стороне, разобщающие зубы на балансирующей стороне
  • 3. на балансирующей стороне
  • 4. на рабочей стороне
  • 5. верно 3) и 4)
  • 1. 18 лет
  • 2. 25 лет
  • 3. 40 лет
  • 4. 50 лет
  • 5. 60 лет
  • 1. 1 недели
  • 2. 2 недель
  • 3. Ъ-4 недель
  • 4. 3 месяцев
  • 5. 6 месяцев
  • 1. напряжения
  • 2. относительного физиологического покоя
  • 3. полного расслабления
  • 4. гипертонуса
  • 5. верно 2) и 3)
  • 1. изготовлены из моделировочного воска
  • 2. плотно прилегают к протезному ложу
  • 3. соответствуют границам базиса протеза
  • 4. окклюзионный валик ниже и уже естественных зубов
  • 5. верно 1)и 4)
  • 1. быстротвердеющей пластмассой
  • 2. гипсовым блоком
  • 3. металлической проволокой
  • 4. увеличением толщины воска
  • 5. силиконовым блоком
  • 1. сагиттальном
  • 2. трансверсальном
  • 3. вертикальном
  • 4. сочетанном
  • 5. вестибулооральном
  • 1. вертикальная дизокклюзия
  • 2. сагиттальная дизокклюзия
  • 3. обратная окклюзия
  • 4. обратная дизокклюзия
  • 5. сагиттальная резцовая дизокклюзия
  • 1. мезиальной
  • 2. дизокклюзии
  • 3. дистальной
  • 4. перекрестной
  • 5. глубокой
  • 1. дистальной
  • 2. мезиальной
  • 3. вертикальной дизокклюзии
  • 4. лингвоокклюзии
  • 5. вестибулоокклюзии
  • 1. дистальной
  • 2. мезиальной
  • 3. вестибулоокклюзии
  • 4. лингвоокклюзии
  • 5. глубокой резцовой
  • 1. глубокая резцовая дизокклюзия
  • 2. глубокая резцовая
  • 3. вертикальная резцовая дизокклюзия
  • 4. физиологическая
  • 5. палатиноокклюзия
  • 1. мезиальная
  • 2. дистальная
  • 3. вестибулоокклюзия
  • 4. глубокая резцовая
  • 5. палатиноокклюзия
  • 1. в пределах 0,5-1,5 мм
  • 2. в пределах 3,5-5,5 мм
  • 3. кривая Spee не выражена
  • 4. глубина не имеет значения
  • 5. в пределах 4,5-5,0 мм
  • 1. обратной резцовой дизоокклюзии
  • 2. дистальной
  • 3. физиологической
  • 4. мезиальной
  • 5. перекрестной
  • 1. физиологическая
  • 2. мезиальная
  • 3. дистальная
  • 4. перекрестная
  • 5. дизоокклюзия
  • 1. дистальной
  • 2. мезиальной
  • 3. вертикальной резцовой дизокк-люзии
  • 4. двусторонней палатиноокклюзии
  • 5. двусторонней лингвоокклюзии
  • 1. дистальной
  • 2. мезиальной
  • 3. глубокой резцовой
  • 4. физиологической
  • 5. дизооклюзии
  • 1. дистальной
  • 2. мезиальной
  • 3. глубокой резцовой
  • 4. физиологической
  • 5. дизокклюзии
  • 1. дистальной
  • 2. мезиальной
  • 3. лингвоокклюзии
  • 4. физиологической
  • 5. дизооклюзии Snp
  • 1. 6 мес.
  • 2. 1 году
  • 3. не формируется
  • 4. 12 годам
  • 5. 6 годам

Gee Test

Система подготовки к тестам и средство для проверки своих знаний. Инструмент для тестирования студентов и школьников.

Читайте также: