Ребенок часто дышит ртом зубы

Опубликовано: 29.04.2024

Нередко бывает, что ребенок спит, смотрит мультики и играет с открытом ртом. Родителям нельзя этот симптом упускать из виду, поскольку он может привести к серьезным проблемам со здоровьем. В каких случаях нужно бить тревогу, рассказывает многодетная мама, логопед, специальный психолог и учредитель детского центра “Успех” Дарья Сенькова.


Источник фото: архив героини

Человек создан дышать носом. Носовое дыхание крайне важно для здоровья, поскольку носовые ходы — это первичная линия защиты от болезней. Они готовят воздух для попадания в легкие.

С помощью носового дыхания удаляются пыль, плесневые грибки, шерсть животных, дым и т.д. из вдыхаемого воздуха благодаря ресничкам и слою слизи, на которых оседают грязь и патогенные микроорганизмы.

При нормальном носовом дыхании ребенок делает вдох и выдох каждые шесть секунд. В норме дыхание всегда должно быть диафрагмальным, без видимых внешних признаков. Кроме того, дыхание должно быть тихим.

На что важно обратить внимание родителям?

Понаблюдайте за ребенком в момент интересной для него игры, во время просмотра мультиков: не открыт ли у него рот?

Посмотрите за ребенком во время ночного сна. Замечали ли вы открытый рот, разомкнутые губы и храп? Во сне малыш должен дышать носом.

Дети с хроническим ротовым дыханием вдыхают и выдыхают воздух каждые три секунды — это можно определить по ритмичным движениям плеч. Движение плеч и грудной клетки и громкое дыхание указывают на проблему.

Почему ребенок дышит ртом?

Новорожденный и месячный ребенок будет дышать ртом, если что-либо затрудняет носовое дыхание. Например, если ребенок родился преждевременно или роды были осложненными, в его носовые ходы и в рот могли быть вставлены трубки.

Причиной ротового дыхания также являются аденоиды (увеличенная глотная миндалина), небные миндалины, аллергия, особенности строения носа.

Бутылочное вскармливание и пустышка также могут быть виновными в формировании высокого и узкого купола неба, что затрудняет дыхание носом. Еще одна из причин закрепления привычки дышать ртом — длительное питание ребенка жидкими продуктами, не требующих включения жевательной мышцы.

Чем грозит привычка дышать ртом?

Проблемы с речью

Если ребенок привык дышать ртом, его язык всегда находится внизу, а не прижат к небу. В этом случае мышцы языка и губные мышцы становятся вялыми. В речи губы активно не участвуют в произношении гласных, что сказывается в нарушенной интонационной окраске голоса.

А в школе на этом фоне могут быть пропуски и замены гласных на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Сухость полости рта

Ротовое дыхание — это одна из основных причин формирования сухости полости рта. В свою очередь, нарушение выработки слюны негативно влияет на здоровье зубов у детей, а также на состояние слизистых оболочек, способствует частым стоматитам.

Дело в том, что слюна — универсальный защитник полости рта. При отсутствии слюны в полости рта детей быстро формируется налет, который твердеет — это зубной камень.

Отсутствие гигиены вместе с ротовым дыханием может привести к воспалению десен и поражению зубов у детей кариесом. Вплоть до его осложнений — пульпиты и периодонтиты, из-за чего иногда приходится удалять зубы у детей.


Источник фото: архив героини

Нарушения прикуса и “аденоидный тип лица”

В результате ротового дыхания деформируется лицевой скелет. Боковые части верхней челюсти сближаются, твердое небо становиться узким, высоким, готическим. В результате происходит сужение верхнего зубного ряда, скученное положение зубов верхней челюсти, а затем и нижней челюсти.

Для ротового дыхания характерны специфические внешние проявления — несмыкание губ, отвисшая нижняя челюсть, «второй» подбородок, лицо при этом становится узким и длинным — вытянутым.

Нарушения осанки

При ротовом дыхании язык язык перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.

Недостаток кислорода

Нарушения дыхания ведут к плохому кровоснабжению организма. При носовом дыхании воздух проникает в нижний отдел легких, откуда кислород поступает в кровь, а при ротовом дыхании — дыхание более поверхностное с помощью верхнего отдела легких.


Источник фото: архив героини

Кровеносные сосуды задерживают меньшее количество кислорода в легких, что приводит к спазму сосудов, повышенному артериальному давлению и усиленной работе сердца. Мозг получает недостаточно кислорода, поэтому такие дети плохо высыпаются, становятся гиперактивными, капризными, плохо учатся, и в будущем это сказывается на качестве их жизни.

ВНИМАНИЕ! Если вы замечаете, что во время сна ребенок несколько секунд не дышит, или храпит, это симптомы серьезного нарушения — обструктивного апноэ сна.

Какая может быть профилактика?

1. Кормите грудью! Удовлетворяйте сосательный рефлекс грудным вскармливанием


Источник фото: архив героини

2. Не допускайте вредных привычек — сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, надкусывание карандашей, ручек. Своевременно отказывайтесь от пустышки.

3. Своевременно (в возрасте 4-6 месяцев) вводите в рацион ребенка плотные по консистенции виды прикормов, пресекайте избирательное отношение ребенка к твердой и жидкой еде. Формируйте активное жевание, это необходимо для нормального формирования прикуса.

4. Контролируйте дыхание ребенка с раннего возраста. Носовые ходы должны быть свободными. У совсем маленьких детей их необходимо регулярно очищать. Рот младенца должен быть закрыт во время сна и в период бодрствования. Если у спящего ребенка мышцы, закрывающие рот, расслабляются, нужно легко прикоснуться к подбородку и осторожно закрыть рот. Приоткрытый рот и сухая красная кайма губ являются признаками ротового дыхания. Если малыш болеет, важно перед сном прочистить нос.

5. Следите за осанкой ребенка. Контролируйте правильное положение ребенка во время сна, еды и занятий за столом. Обеспечьте ребенка подходящей мебелью для сна и бодрствования, проводите гимнастику.


Источник фото: архив героини

Что делать, если ребенок уже дышит ртом?

Проведите беседу с малышом, рассмотрите детскую энциклопедию и объясните, что дышать ртом — неправильно!

Малыш, смотри: человек так устроен, что нос предназначен для дыхания, в нем есть волоски-фильтры, которые очищают воздух и также способствует согреванию воздуха. А вот рот нужен нам, чтобы жевать и глотать. Дышать ртом так же неестественно, как есть носом!

Проконсультируйтесь у специалиста. Ребенку, который постоянно дышит через рот, требуется быстрое вмешательство специалистов — лора, ортодонта, инструктора ЛФК, логопеда.

Основной задачей коррекции является восстановление у ребенка свободного носового дыхания, подбор индивидуальных дыхательных упражнений, помогающих системно нормализовать работу всего организма — скорректировать не только дыхание, но и осанку, прикус, речь.

Независимо от причины ротового дыхания важно заметить его как можно раньше, потому что в детском возрасте устранить проблему во много раз проще.

Маленькая девочка семи лет играет в зале на полу, раскрашивая картинки. Мама наблюдает за ней, и когда девочка концентрируется на выборе цвета каждой детали, мама замечает, что рот девочки открыт. Но рядом сидит брат девочки, и у него нет такой особенности.

Дыхание через рот

Что это? Милая черта или опасный симптом?

Большинство людей не знает, что дыхание через рот может представлять серьезную опасность для здоровья.

Если у вашего ребенка есть привычка открывать рот – можно ее исправить. Важно с детства научить ребенка правильно дышать через нос, чтобы в будущем избежать проблем с ростом и развитием зубов, нарушениями речи и апноэ во сне (синдром ночного дыхания через рот, при котором происходит неполное обогащение кислородом и качество сна ухудшается).

Суть проблемы

У некоторых людей открытый рот является проявлением привычки: мышцы челюсти автоматически расслабляются, когда человек сконцентрирован на чем-то ином. Для других это означает неправильное дыхание, когда поток воздуха проходит не через нос, а через рот.

Здоровый человек при правильном дыхании всегда держит рот закрытым, осуществляя вдох и выдох через нос.

Лечение привычки к открытому рту у взрослых представляет некоторую сложность: многие не замечают этой особенности, в то время как другие испытывают социальный дискомфорт и неуверенность из-за часто открытого рта. Взрослым не просто понять причины, почему им не удается постоянно держать челюсти сжатыми.

А нужно ли обращать внимание?

Может показаться, что привычка к открыванию рта ничего не значит и не стоит даже беспокоится о такой глупости, что ее легко исправить и это совершенно не опасно – все это не правда.

Обращать внимание нужно, и чем раньше, тем лучше.

Последствия дыхания через рот

Брекеты – если ваш рот часто открыт, то процесс выравнивания ряда зубов брекетами будет дольше и сложнее. Промежутки между зубами в этом случае устраняются с трудом, и по окончанию лечения, даже если оно прошло успешно, зубы, оказавшись без поддержки брекет-системы, могут снова встать на прежние места. Потребуется новое обращение к специалисту и курс лечения придется повторить с самого начала.

Речь – если ребенок привык держать рот открытым, то могут возникнуть трудности с произношением некоторых звуков. Самая частая проблема таких детей —неспособность произносить звук «С». Это происходит оттого, что открытый рот сопровождает так называемое «выталкивание языка» во время глотания и речи.

Развитие зубов и лицевых мышц – важно осознавать, что правильность роста костей и мышц оказывает серьезное влияние на будущий образ ребенка. Ребенок с привычкой держать рот открытым скорее всего будет иметь более плоские черты лица, невыраженные скулы, удлиненный овал лица, впалые глаза и узкую нижнюю челюсть. Вовремя приучая ребенка дышать через нос, вы предотвратите эти нежелательные последствия.

Приток кислорода во сне. Если ребенок или взрослый дышит через рот днем – также он дышит и ночью. Дыхание через рот иили неполный приток воздуха являются началом синдрома апноэ во сне – при этом происходит недостаточное обогащение крови кислородом, а приток углекислого газа возрастает. Если во время ночного сна мозг и другие ткани организма недостаточно насыщаются кислородом способность к обучению и концентрации ухудшается. Это приводит к проблемам в школе и на работе. У взрослых также присутствует хроническая усталость и спутанность сознания.

Почему появляется привычка дышать через рот?

Определить единственную причину для каждого случая сложно, но многих пациентов с такой привычкой объединяют следующие факторы:

Обструкция дыхательных путей. Часто привычка открывать рот начинается с невозможности дышать через нос: аллергии, хроническая простуда или заложенность носа, увеличенные аденоиды и гланды, астма, сломанный хрящ носа и многие другие состояния затрудняют правильное дыхание, в таком случае пациент вынужден дышать через рот. Проблема в том, что после устранения причины обструкции дыхательных путей, привычка дышать через рот остается, так как в силу входят выработанные за долгое время неправильные рефлексы дыхания, глотания и речи. Здесь требуется помощь специалиста по миофункциональной терапии (комплекс специальных упражнений, тренирующих у ребенка правильное положение языка в покое, нормальное смыкание губ и носовое дыхание).

Дыхание через рот во сне

Сосание пальцев в детском возрасте. Если в детстве ребенок часто держит пальцы во рту, то мышцы рта и челюсти будут развиваться в соответствии с этой привычкой. Когда во рту находится палец или другой предмет, то губы не могут полностью сомкнутся и формируется рефлекс выталкивания языка во время глотания и речи. Даже если вы отучите ребенка сосать пальцы, это не значит, что привычка к открытому рту уйдет самостоятельно, здесь происходит то же самое что при обструкции дыхательных путей – деформируются рефлексы дыхания, глотания и речи. В таком случае необходимо обратится к специалистам по миофункциональной терапии и ортодонтии.

Короткая уздечка языка. Это врожденная особенность некоторых детей, когда уздечка не позволяет языку свободно двигаться, что влияет на процесс дыхания и развитие речи. Чаще всего этот дефект устраняется в раннем возрасте с помощью простой хирургической процедуры. Но те, кто привык к ограничениям и неправильному положению языка испытывают больше сложностей в устранении ротового дыхания. Таким людям необходима помощь специалиста, который поможет восстановить правильное дыхание с помощью специальных упражнений до и после хирургического вмешательства. По окончании курса лечения процесс правильного дыхания становится легким и естественным.

Что делать родителям?

Если вы заменили один или несколько симптомов дыхания через рот у своего ребенка, обратите внимание на следующие советы:

  1. Следите за собой и своими детьми, обращайте внимания на случаи открытого рта. Когда и насколько часто в течение дня это происходит?
  2. Определите, возможна ли обструкция дыхательных путей, были ли проблемы с дыханием в прошлом?
  3. Обратитесь к специалисту по дыханию и качеству сна, возможно, стоит провести исследование качества сна для вас или вашего ребенка (исследование можно проводить дома или в клинике) по результатам обследования, доктор подскажет вам с чего начать
  4. Обратитесь к специалисту по миофункциональной терапии. Перед началом лечения проводится полный анализ данных на наличие перечисленных в статье и других симптомов, даже если сам врач не сможет оказать необходимую помощь, он обязательно направит вас к смежному специалисту с указанием причин нарушения дыхания у вас или ваших детей

У детей, которые дышат через рот, формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным - вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое нёбо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.

Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано, что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми, не внимательными.

Положение языка у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении - между нёбом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод нёба, а в зубы. Язык это мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения. Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.

В норме же, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.

Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.

Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.

Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы, так и всего организма ребёнка.

  • нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта
  • нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица
  • носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется)
  • улучшает функцию ЦНС , за счет достаточного получения кислорода
  • улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи
  • за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность

Правильный прикус и анатомическое положение языка — залог здоровья и благополучия вашего ребенка.

Положение языка

Язык принимает важное и прямое участие во многих важных процессах:

  • Определяет вкус и температуру пищи
  • Помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения
  • Обеспечивает глотание
  • Участвует в формировании речи.

А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.

Прикус — это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. При формировании прикуса особую роль играет расположение и соотношение челюстей с позицией головы относительно тела и осанки в целом. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным.

Физиологический прикус

Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому мы остановимся только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:

  • не нарушает процесс приема пищи
  • не искажает речь
  • не портит внешние характеристики лица.

Правильный прикус

При полном смыкании зубов физиологический прикус должен отвечать следующим показателям:

  • верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда
  • все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом
  • условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины

Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.

В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к нёбу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо- и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании , весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.

Сменный прикус

Теперь остановимся немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.

Факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка

  • Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.)
  • Травматичные роды
  • Недоношенность
  • Искусственная вентиляция легких на первом году жизни
  • Искусственное вскармливание,
  • Несвоевременное введение прикорма
  • Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи
  • Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет)
  • Преждевременная потеря молочных зубов
  • Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.

На что следует обратить внимание родителям и насторожиться

  • Дыхание ртом, если у ребёнка нет насморка.
  • Отсутствие промежутков между зубами к 4-5 годам.

Молочные зубы маленькие и для них обычно всегда хватает места, даже если челюсть не развилась достаточно. По мере взросления и подготовки ребенка к сменному прикусу между молочными зубами должны появляться так называемые тремы- небольшие, но отчетливые расстояния. Когда молочные зубы выпадут, прорежутся постоянные, которые значительно шире молочных, и им должно хватить места для нормального роста и формирования ровного красивого зубного ряда.

  • Понаблюдать за глотанием слюны у ребенка, в норме глотание происходит незаметно, без напряжения мимических мышц.

Обычно детский стоматолог на приеме обращает внимание родителей на начинающиеся проблемы формирования правильного прикуса и направляет таких детей к ортодонту. Если же этого не происходит, обязательно надо показать ребёнка в возрасте 4-5 лет детскому ортодонту, желательно, применяющим в работе функциональный подход.

Как исправить нарушения прикуса и положения языка

Обязательно должен быть комплексный подход!

Современная ортодонтия предлагает различные способы выравнивания зубов. Но как мы уже убедились, выравнивать зубы неэффективно без устранения приводящих к этим изменениям причин. Поэтому решение проблемы нарушенного прикуса должно быть направлено на весь комплекс патологических изменений: восстановление анатомически правильного положения языка, выработку правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.

Остеопатическое лечение предлагает именно такой подход: восстановление или формирование правильного соотношения анатомических структур:

  1. Коррекция ослабленных или избыточно напряженных мышц лица, шеи, дна рта и непосредственно языка, это приведет к восстановлению правильного положения языка в полости рта и равномерному участию в процессах жевания и глотания соответствующих мышечных цепочек.
  2. Воздействие на костные структуры формирующие полости носа и рта приводит к восстановлению физиологических объемов этих полостей и способствует улучшению носового дыхания, жевания, глотания и речи.
  3. Двигательная иннервация языка, глотание и жевание обеспечивается подъязычным нервом, который выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва, где в некоторых случаях возможно его сдавление. До определенного возраста в этой зоне сохраняется подвижность и методами остеопатии возможно восстановить физиологическое соответствие этих анатомических структур.

Орофациальная миофункциональная терапия

Врачи остеопаты в данном случае применяют миофункциональный подход. Проще говоря – это терапия на основе гимнастики для переучивания мышц или воссоздания нормальных, физиологичных паттернов работы периоральных и лицевых мышц.

Орофациальная миофункциональная терапия включает в себя упражнения для мышц лица и языка и изменение привычек для установки правильного положения языка, улучшения дыхания, жевания и глотания. Целью такой терапии является достижение правильного положения головы и шеи.

Как проходит лечение

  • Регулярное выполнение упражнений для мышц лица, особенно тех, что непосредственно участвуют в глотании, жевании и речеобразовании.

Ребёнок быстрее переходит на носовой (правильный) тип дыхания, а язык занимает правильное положение во рту, помогая формировать нормальный прикус.

  • Ношение миофункциональных трейнеров.

Трейнеры изготовленны из мягкого силикона и нейтрализуют избыточное давление мышц на челюсти и зубы, устраняют вредные привычки и стимулируют правильное развитие костей лицевого скелета и зубов. Трейнеры относительно недороги, так как производятся серийно и легко подбираются под размеры челюстей конкретного ребёнка.

С постепенным восстановлением носового дыхания и правильного глотания выравниваются зубы, становятся гармоничнее черты лица. Приходит в норму опорно-двигательный аппарат, улучшается работа всех внутренних органов и систем.

В результате ребёнок любого возраста:

  • меньше болеет,
  • становится более выносливым физически,
  • лучше обучается
  • становится эмоционально сбалансированным
  • с детства имеет красивые ровные и здоровые зубы и гармоничные черты лица

В итоге мы получаем видимый и стойкий эффект, так как врачи устраняют причину проблемы, а не борются с её отдалёнными последствиями.

Стоматологические статьи

    19 марта 2009 8172

Природой человеку определено дышать носом. Вдыхаемый через нос воздух, проходя по носовым ходам и протокам увлажняется, подсушивается, согревается и очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции кровотока и активности головного мозга. Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии.

Поскольку защитные факторы, обеспечиваемые организму при дыхании носом, в полости рта не срабатывают, у таких детей гораздо чаще возникают простудные и респираторные заболевания, а при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается нормальная вентиляция и образуются аденоиды – разрастания, затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос. Аденоиды не являются первопричиной нарушения носового дыхания - они появляются лишь после того, как воздух перестаёт проходить по носовым ходам. Вот почему так важно своевременно и правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму.

Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами, которые начинаются у ребенка, поступающего в ясли или детский сад. Поэтому очень важно своевременно научить малыша пользоваться носовым платком, сморкаясь поочередно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Этот тревожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно.

Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ). Если не заниматься восстановлением носового дыхания у ребенка постепенно формируется аденоидный тип роста лицевых структур, характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.

Привычное отражается не только на общем состоянии ребенка, но и значительно влияет на формировании зубочелюстной системы и речевых навыков. При ротовом дыхании миодинамическое равновесие челюстно-лицевой области нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление щечных мышц на зубные ряды. В результате у ребенка возникает сужение зубных рядов в боковых отделах, и недостаток места для всех постоянных зубов при их прорезывании.

При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ведет и к нарушениям звукопроизношения – звук чистый, а фонем неправильный. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.

Кроме того, у детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ, что ведет к задержке развития нижней челюсти. В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведёт к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, к лицевым мышечным болям, а также к нарушению осанки.
Применение капель для носа при сформированной привычке дышать ртом, как правило, не даёт результата. Даже после удаления аденоидов у многих детей сохраняется привычка дышать ртом, которая сама по себе не устранится. В таких случаях необходимо заново учить ребенка дышать носом, для чего необходимо регулярно тренировать тонус круговой мышцы рта. При отсутствии патологической непроходимости носовых ходов эффективным средством тренировки и постепенного восстановления носового дыхания является эластичный трейнер и вестибулярная пластинка, которые ребенок использует два раза по полчаса днем и надевает на ночь.


Трейнер Вестибулярная пластинка

Тренировка носового дыхания с помощью этих простых средств, выполненных из эластичного гипоаллергенного силикона, не требует специальных навыков - достаточно поместить пластинку или трейнер в рот и мягко сомкнуть губы. Вестибулярный щит, располагаясь между зубами и губами, стимулирует смыкательный рефлекс губ, давая хорошую нагрузку на круговую мышцу рта и мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Трейнер имеет более сложную конструкцию, чем вестибулярная пластинка, но принцип их действия одинаков. Трейнер обеспечивает более комплексное воздействие - специальный «язычок» в верхней части трейнера помогает языку ребенка «запомнить» своё физиологически правильное положение при глотании и произношении звуков, специальные массажные бугорки, располагающиеся на внешней стороне аппарата, снимают излишнее давление нижней губы, способствуя нормализации роста нижней челюсти. Регулярные занятия не менее часа днём плюс ночное применение обеспечивают значительное улучшение тонуса круговой мышцы рта уже через 2-3 недели, носовое дыхание у ребенка постепенно восстанавливается, и свободная вентиляция носовых ходов способствует прекращению аденоидных разрастаний. Исследования показали, что при регулярной дыхательной гимнастике с использованием вестибулярной пластинки или трейнера носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3,2 месяца у 87% детей в возрасте 3-6 лет и за 3 месяца у 83% детей 6-12 лет. При этом, у детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание при лечении по этой методике восстанавливается даже без операционного вмешательства.

В первую-вторую неделю тренажер может выпадать ночью изо рта из-за слабого тонуса круговой мышцы, но тренировку нужно продолжать, дозируя нагрузку: три раза в день, начиная с максимального времени, которое ребёнок может удерживать трейнер губами, постепенно добавляя по одной минуте. Время напряжения мышц нужно чередовать с таким же по продолжительности временем их расслабления. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений, затем с каждым разом необходимо увеличивать их количество.

Применение миофункционального трейнера или вестибулярной пластинки гораздо эффективней обычных дыхательных упражнений – в контрольной группе, где дети занимались исключительно лишь дыхательными упражнениями без применения каких-либо аппаратов, дыхание через 6 месяцев восстановилось всего у 32% детей в возрасте 3-6 лет, и лишь у 12% детей в 6-12 лет.


Регулярное использование трейнера в возрасте 3-8 лет (в молочном и раннем сменном прикусе) позволяет достичь нормализации формы нёба, и даже носовой перегородки – дно полости носа опускается и нёбо приобретает нормальную форму. Во второй половине сменного прикуса такого эффекта уже не наблюдается. Это происходит в результате правильного позиционирования языка, давление которого на свод верхней челюсти изнутри позволяет устранить мышечный дисбаланс – располагаясь нёбно, язык поддерживает свод верхней челюсти, нормализуя его форму и ширину. Поэтому корректировать тип дыхания необходимо как можно раньше, поэтому на сегодняшний день разработана модель трейнеров и для молочного прикуса. Его использование не занимает времени - ребенок может параллельно делать уроки, читать, играть. Нормализуя положение языка, тип дыхания и давление мышц, окружающих зубные ряды, трейнер не сдерживает естественного роста челюстей, а лишь направляет его. В результате заметно улучшаются черты лица ребёнка, нормализуется осанка и улучшается общее развитие детского организма.

Когда появляется малыш у молодых родителей становится много поводов для улыбок и для тревог. Например, это касается периода прорезывания молочных зубов у детей. Ребенок в этот момент беспокойный, много капризничает, иногда его мучает температура и диарея.

Если знать, как прорезываются зубки у грудных детишек и что делать для облегчения симптомов, то пережить это время становится легче. За консультацией лучше обратиться к врачу.

Симптомы того, что у ребенка режутся зубы

В возрасте от 3 до 8 месяцев проявляются первые симптомы, связанные с прорезыванием зубов у детей, к ним относятся:

  • повышается слюноотделение;
  • ребенок постоянно тянет ручки или игрушки в рот;
  • десна набухает и краснеет;
  • пропадает аппетит;
  • ребенок много плачет и беспокойно себя ведет;
  • возникновение рвоты, запора или поноса;
  • малыш плохо спит;
  • появляется кашель и заложен нос;
  • развивается диатез.

Хотя прорезывание зубов у детей до года – естественный процесс, но симптомы его напоминают развитие какого-то заболевания. Это связано с тем, что перед появлением зуб должен пробиться через кость и десну.

Что должно насторожить родителей

Вместе с прорезыванием зубов к ослабленному детскому организму может присоединиться инфекция, поэтому есть симптомы, при которых надо срочно показать малыша врачу:

  • если ребенок кашляет очень сильно и часто с выделением большого количества мокроты, кашель сопровожден хрипами и одышкой;
  • когда у малыша обильный насморк с выделением мутно-белой или зеленоватой слизи не проходит более 3 суток;
  • температура при прорезывании зубов у детей держится более 2 суток, не сбивается жаропонижающими препаратами и выше 39 градусов;
  • если понос очень частый и интенсивный с примесями слизи или крови;
  • когда запор длится более 3 суток.

В любом случае при возникновении тревоги и непонятных ситуаций лучше проконсультироваться с педиатром. Так как в этот период иммунитет ребенка ослаблен, его нужно максимально оградить от возможного заражения инфекционными заболеваниями, отложить прививки и другие медицинские процедуры.

Схема прорезывания зубов у детей

Если говорить о порядке прорезывания зубов у детей, то тут все понятно. Самые первые режутся два центральных резца снизу, вылезти они могут как в паре, так и друг за другом. Затем прорезываются центральные верхние резцы. Следующие – по два нижних и верхних боковых. У большинства детей старше одного года есть по четыре передних зуба сверху и снизу.

После резцов прорезываются клыки, но они уступают свои места для коренных зубов, поэтому на их месте временно будут пробелы. Затем вырастают клыки и остальные коренные зубы. К возрасту трех лет общее количество зубов, включая резцы, клыки и моляры, становится равным двадцати. Точных сроков нет, все индивидуально, это число зубов уже может быть и в два года. Начинают же они расти с трехмесячного возраста, если брать усредненно, то это происходит в восемь месяцев. Считается, что если первый зуб прорезался позже, то и выпадение молочных зубов начнется позже. Важно знать, что до достижения годовалого возраста у малыша должен появиться хотя бы один зуб, в противном случае стоит обследовать ребенка на наличие рахита, гипертериоза и других заболеваний.

Зачастую первый зуб растет в паре, так может быть и с остальными, бывает, что режутся сразу 4 зуба. Конечно в таком случае сроки прорезывания сокращаются. Порядок появления зубов может тоже отличаться, не стоит волноваться, все в данном случае очень индивидуально и идет в соответствии с задумкой природы.

Как помочь ребенку, когда у него лезут зубы

Лекарства для облегчения прорезывания зубов у грудничков

Грудные дети очень чувствительны к поведению родителей, поэтому важно сохранять спокойствие и уделять малышу как можно больше внимания: носить на руках, отвлекать игрушками, избегать ссор. Дети на грудном вскармливании чаще будут просить грудь, так как их это успокаивает, важно не отказывать ему в этом. Во время роста зубов малышу рекомендуется давать прорезыватели, которые изготовлены из безопасных материалов и могут облегчить его состояние. Либо это может быть любая игрушка, не имеющая мелких деталей, которые можно отгрызть.

Также помочь ребенку можно с помощью следующих медикаментов:

  1. Дантинорм бэби – гомеопатическое средство в виде раствора, которое оказывает успокоительное действие и снимает дискомфортные ощущения.
  2. Дентокид – гомеопатическое средство, снимающее все неприятные симптомы, включая пищевое расстройство, насморк и повышенную температуру.
  3. Камистад Беби гель – оказывает противовоспалительное, регенерирующее и антисептическое действие благодаря входящим в состав лидокаину и ромашке, рекомендован детям старше трех месяцев.
  4. Холисал гель – обладает обезболивающим, противовоспалительным и противомикробным действием, применять надо с осторожностью, так как возможна аллергическая реакция.

В период, когда у ребенка растут зубки сложно и малышу, и его родителям. Детский плач и беспокойное поведение сопровождает этот неизбежный процесс. Этот период просто надо пережить, максимально поддерживая ребенка и воспринимая это как еще один этап взросления.

Читайте также: