Ребенок говорит сквозь сжатые зубы

Опубликовано: 02.05.2024

Перцева Ольга Владимировна

Материал для логопедов, родителей.

ВложениеРазмер
dislaliya_prichiny_vozniknoveniya.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенку пять лет. Пора вплотную заняться звуками. Прислушайтесь, как говорит ваш ребенок. Возможно, любящее родительское ухо «замылилось», поэтому вам все нравится! Правда, соседка со второго этажа говорит, что вашему чаду надо посетить логопеда…. Да она просто завидует говорливости вашего отпрыска! Так, по крайней мере, вам кажется. А, может быть, что-то действительно не так? Чтобы развеять сомнения, сходите к специалисту. Не исключено, что результатом посещения кабинета станет диагноз: «Дислалия!» За ним не скрывается ничего ужасного. Родители должны знать, что в чистом виде дислалия предполагает лишь нарушенное звукопроизношение. При этом у малыша нормальный слух, обширный кругозор, достаточный словарный запас и устойчивый навык согласования слов при высказывании. То есть, интеллект, восприятие речи и лексико-грамматический строй – в полном порядке! Радуйтесь. Все проблемы, в этом случае, можно решить в течение месяца, максимум - полугода. Это при условии, что с малышом будет заниматься логопед. Но и вы должны внести посильную лепту: проводить дома артикуляционную гимнастику, закреплять навыки правильного звукопроизношения на речевом материале.

2. Причины возникновения дислалии

Существуют две формы дислалии: функциональная и механическая . Не хотелось бы загружать родителей логопедическими аспектами данной проблемы, но, придется…. Дело в том, что предотвратить дислалию гораздо легче, чем устранять уже имеющиеся дефекты. Поэтому, знание механизмов возникновения дислалии поможет избежать ошибок. Ведь известно изречение: «Вооружен, - значит защищен»!

Итак, функциональная дислалия . Её возникновение напрямую связано с физическим состоянием ребенка и социальными условиями его жизни. Если малыш часто болеет, особенно в период активного становления речи, это может привести к различным нарушениям звукопроизношения. Соматическая ослабленность порой вызывает и задержку психо-речевого развития (ЗПРР). Этот диагноз стали все чаще ставить малышам, поступающим в логопедические группы детских садов и коррекционные (компенсирующие) классы школ. Стало быть, повышая иммунитет ребенка с помощью всевозможных закаливающих процедур, физических упражнений и рационального питания, родители ограждают кроху от речевых нарушений. Комплекс профилактических мер нужно вводить буквально с пеленок! Помните: в здоровом теле – здоровый дух и … - чистая речь!

Ещё функциональная дислалия может появиться, если ребёнку не уделяют достаточного внимания. Отсутствие общения приводит к катастрофическим последствиям! У малыша не формируется фонематический слух, т. е. слух на речевые звуки. Ребёнок никогда не произнесёт звуки правильно, если не услышит их в достаточном количестве! Но, если вы говорили с малюткой с первых дней его жизни, проблемы со звукопроизношением в 4-5 лет будут минимальны.

3. Семейный диалект - одна из причин дислалии.

К сожалению, общение может принести и вред. Если в разговоре с ребенком, в раннем детстве, сюсюкались, коверкали слова, такие «образцы» остались в памяти и проявились в виде неправильное произношении на более поздних сроках развития. Такой ребенок, как правило, страдает смягчением согласных: «сьтёль» (стол), «тясетькя» (чашечка), «кьнизетькя» (книжечка). Следите за собственной речью. Она является эталоном для ребенка.

А что делать, если у самих взрослых имеются речевые дефекты? Вы ведь наблюдали, что в некоторых семьях они передаются из поколения в поколение? И дело не только и не столько в наследственности, сколько в эффекте подражания. Окружающая среда, в частности семья, передает малышу специфику произношения, темп, модуляцию голоса, характерные словечки, выражения, даже интонацию! Все особенности «местного» говора кроха впитывает, как губка, и воспринимает как норму. Он ведь ещё не понимает, что правильно, а что – нет. Как же быть в таком случае? Запретить родственникам, имеющим речевые дефекты, или диалектное произношение общаться с малышом? Это было бы абсурдно! Просто надо взять за правило, что доминантная роль в воспитании крохи, на этапе становления его речи (от рождения до школы), должна принадлежать человеку с правильным произношением и литературным (нормативным) языком. Идеально, если этим человеком будет мама. Если, по каким-то причинам, это невозможно, её с успехом заменят папа или бабушка. Наконец, профессиональная няня или гувернантка. Выход всегда есть!

4. Причины возникновения механической дислалии.

Дефекты и аномалии в строении зубно-челюстной системы, языка, нёба и губ приводят к механической дислалии . Это может быть врожденная патология, или приобретенная вследствие травмы. На что следует обратить внимание? Во-первых, на строение верхней и нижней челюсти , на расположение зубов у малыша. Нарушение прикуса хорошо видно при сомкнутых челюстях. Попросите ребенка крепко сжать зубки и улыбнуться как можно шире. Если передние зубки в верхней челюсти сильно выступают вперед и буквально закрывают нижние, значит, у него прогнатия . Если картина прямо противоположная: нижняя челюсть выдвинута вперед, а за нижними зубами не видно верхних, - налицо прогения . Возможно, при сомкнутых зубах у малыша между верхними и нижними резцами большая щель, в которую так и норовит высунуться язычок. Это – передний открытый прикус . Его можно наблюдать и в период смены зубов (от пяти до восьми лет). Щель может «нарисоваться» и сбоку, между коренными зубами. Тогда говорят о боковом открытом прикусе (как одностороннем, так и двустороннем). Дефекты прикуса часто возникают из-за неправильно подобранных сосок-пустышек, из-за их длительного применения. Может сыграть свою роль и наследственность. В любом случае, стоит обратиться в стоматологическую поликлинику к врачу-ортодонту. Раньше ребенку с дефектами зубно-челюстной системы помощь оказывалась после 7-8 лет (после смены молочных зубов). Теперь коррекция прикуса проводится на более ранних сроках. Это важно ещё и потому, что звукопроизношение формируется к 4-5 годам. Чем раньше будут устранены причины, мешающие нормальному произношению, тем лучше. Аномалии в строении зубов и челюстей чаще всего препятствуют появлению свистящих и шипящих звуков. Возникают так называемые сигматизмы (межзубный, призубный, губно-зубной, боковой и проч.) и парасигматизмы (замены свистящих и шипящих на другие звуки). Не менее страдают звуки [ Л ] и [ Р ]. Конечно, совсем не обязательно, что у ребенка с прогнатией, прогенией или при открытом прикусе будут все вышеперечисленные дефекты. Компенсаторные возможности детского организма велики. Но, если нарушение звукопроизношения всё же имеет место, стоит заняться исправлением прикуса.

5. Упражнения для устранения механической дислалии.

Иногда с зубами всё более или менее нормально, но произношение звуков какое-то скованное, смазанное. Ребенок говорит сквозь сжатые зубы. Он не может свободно двигать нижней челюстью, широко открыть ротик. Возможно, все дело в строении лицевых костей, в частности, в сочленении верхней и нижней челюсти. Подвижностью обладает лишь нижняя челюсть, если ее движения ограничены, - возникают проблемы. Развить эту подвижность можно с помощью нехитрых упражнений. Проделывайте их вместе с малышом, сидя перед зеркалом. Можно просто открывать и закрывать рот, раз от раза увеличивая раствор между зубками. Можно подвигать нижней челюстью из стороны в сторону, или вперед-назад. А можно рассказывайте малышу одну из историй про гномика Язычка. Так выполнять упражнения будет намного интересней! Не забудьте поставить перед ребенком зеркало. Оно должно быть достаточно большим, чтобы он видел не только свою, но и вашу артикуляцию.

Сказка «Упрямые двери».

«Из-за постоянной сырости, двери в домике Язычка набухали и не могли плотно закрыться. (Упражнение «Двери»: Несколько раз опустить и поднять нижнюю челюсть, открывая и закрывая рот. Сначала делать это свободно, потом – подставив под подбородок руку и «мешая» движению челюсти.)

Язычку приходилось раскачивать двери, чтобы выйти из домика. (Упражнение «Упрямые двери»: а/ нижняя челюсть раскачивается из стороны в сторону не менее 10 раз; б/ нижняя челюсть выдвигается вперед и отодвигается назад под счет «раз-два»).

Порой двери вообще перекашивало, и внешние створки мешали закрываться внутренним. (Упражнение «Перекос»:

- верхние зубы покусывают нижнюю губу;

- нижние зубы покусывают верхнюю губу;

- чередовать покусывание нижней и верхней губы.

Все варианты упражнения проделать не менее 5 раз.)

Язычок брал в руки рубанок и счесывал края дверей. (Упражнение «Рубанок»:

- верхними передними резцами энергично «поскрести» по нижней губе не менее 5 раз;

- проделать то же самое, но нижними резцами с верхней губой;

- чередовать оба эти движения не менее 5 раз.)

Наконец, двери могли свободно открываться и закрываться (последовательно сомкнуть сначала зубы, а потом и губы)».

( автор сказки: Карельская Е . Г .)

Эту историю неплохо рассказать и проделать вышеперечисленные упражнения с детьми, имеющими прогнатию и прогению , а также различные виды неправильного прикуса. Занятия должны быть достаточно регулярными, а не от случая к случаю. Лишь тогда появятся ощутимые результаты. Неплохо было бы придумать и продолжение истории об «упрямых дверях» и гномике Язычке. Проявите фантазию! Хочется напомнить, что продолжительность занятий на первых порах не должна превышать 5 минут. Постепенно увеличивайте время «тренировок» до 20 минут. Лучше заниматься непродолжительное время, но 2-3 раза в день.

6. Влияние строения губ на артикуляцию некоторых звуков.

Губы и их строение играют немаловажную роль в артикуляции звуков. Маленькие дети часто травмируют губки, вследствие чего, на них появляются стягивающие рубцы. Это значительно ограничивает подвижность «капризного» артикуляционного органа. Укороченная, как бы вздернутая верхняя губка также не способствует появлению звуков, в частности, свистящих и шипящих, а также звуков [ П ], [ Б ], [ М ]. Порой, под верхней губой бывает слишком короткая уздечка , соединяющая губу с верхней челюстью. Она-то и не дает губе опуститься на нужную высоту. Устраняется дефект в кабинете хирурга-стоматолога. Произвести эту несложную операцию необходимо ещё и потому, что короткая и массивная уздечка под верхней губой приводит к образованию щели между верхними резцами. Помимо того, что это не совсем эстетично, подобная аномалия ведет к переднему открытому прикусу и дефектному произнесению ряда свистящих и шипящих звуков. Надо предупредить, что подобная операция проводится ТОЛЬКО ПОСЛЕ СМЕНЫ ЗУБОВ. НА СТАДИИ МОЛОЧНОГО ПРИКУСА ДЕЛАТЬ ЕЁ НЕЛЬЗЯ.

Ещё две неприятности, которые если и не фатально действуют на произношение, то, по крайней мере, существенно его ухудшают и ограничивают подвижность губ. Это трещинки на губах и в уголках рта, а также герпес. Если подобные неприятности преследуют ребенка с завидным постоянством, он привыкает говорить, минимально двигая губами. Ведь любое активное движение вызывает боль и существенный дискомфорт! Скованная артикуляция ведет к «смазанному» звукопроизношения, значительно ухудшает разборчивость речи и становится привычной. Впоследствии, «неряшливое» произношение послужит благодатной почвой для дисграфии (нарушения письма).

Подвижность губ увеличивается с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Массаж лучше доверить специалистам, а вот упражнения можно проводить и дома. Естественно, перед этим надо решить все проблемы с герпесом и трещинками на губах. Ещё несколько советов в дополнение к вышеперечисленным:

1. Не берите для работы с ребенком сразу все упражнения. Начните с одного-двух. Когда они будут хорошо получаться, осваивайте следующие, но не забывайте повторять предыдущие.

2. Перед началом домашних самостоятельных занятий желательно все же проконсультироваться с логопедом.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ.

1.«Улыбка»: губы естественно улыбаются, зубы, сжаты «заборчиком», передние зубы хорошо видны. Удерживать в таком положении не менее 10 секунд.

2. «Трубочка»: зубы плотно сжаты; вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении не менее10 секунд.

3 .Чередовать упражнения «Улыбка» - «Трубочка» под счет «раз-два» не менее 10-15 раз.

4. «Воронка »: зубы разомкнуты, на счет «раз» губы вытянуть вперед «трубочкой», на счет «два» втянуть губы внутрь рта, подвернув их за зубы. Сделать не менее 10 повторов.

5.«Литавры»: губы слегка завернуты за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одна о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Проделать это не менее 10раз.

6. «Пофыркивающая лошадка »: губы расслабить, фыркнуть ими, как это делает лошадка. Проделать не менее 10 раз.

7. «Засов»: зубы сжаты, нижняя губа двигается из стороны в сторону.

8. «Прятки»: а) «спрятать» нижнюю губу за верхние передние зубы, при этом видна только верхняя губа, она словно нависает над подбородком. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд;

б) «спрятать» верхнюю губу за нижние передние зубы, видна только нижняя губа, она тянется вверх к носу. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд;

в) чередовать варианты а) - б) под счет «раз-два» не менее 10 раз;

г) «спрятать» верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

7. Нарушения в строении языка и дислалия.

Осталось поговорить о языке и нёбе . Нарушения в строении языка многообразны: слишком большой, массивный (макроглоссия), крохотный (микроглоссия), рыхлый, желеобразный и проч. Наиболее часто встречается укороченная подъязычная уздечка. К сожалению, бытует мнение, что её можно растянуть с помощью упражнений. Это заблуждение. При стойких нарушениях звуков Л, Р, Ш, Ж, Ч (и, если подъязычная связка явно укорочена), выход один – хирургическое вмешательство. Выбор, конечно, за родителями. Им решать: оставлять всё как есть, и обрекать ребенка всю жизнь картавить и страдать от дислалии, или раз и навсегда решить эту проблему. Но помните, одним вмешательством хирурга здесь не обойтись, после операции необходимо заниматься реабилитацией и постановкой звуков с логопедом. Домашними способами здесь уже не обойтись. Понадобится специальный массаж и артикуляционные упражнения. Но ваши усилия будут вознаграждены: у ребенка появится, наконец, чистая речь.

8. Аномалии в строении неба - одна из причин дислалии

Нёбо может быть различной формы: плоское, щелеобразное, «готическое». И то, и другое, и третье может привести к дефектному произношению шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]), звуков [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ]. Язычку непросто пристроиться и принять нужную форму на одном из таких «плацдармов»! Но не всё так плохо. Логопеды знают множество способов справиться с этими трудностями. Правда, форму нёба изменить не удастся, зато язычок может приспособиться к любым неудобствам! Несколько занятий, и вы получите ценные рекомендации и советы. А вскоре у малыша появятся и долгожданные звуки.

Надо сказать, что аномалии в строении языка и нёба дают наибольший процент дефектов звукопроизношения. Не поленитесь заглянуть в ротик своего малыша как можно раньше, сходите на консультацию к хирургу-стоматологу, логопеду. Лучше перестраховаться, чем дарить крохе «букет дислалии»!

Речь - это специфическая форма человеческого общения, которая возникла в процессе труда. Это важнейшая функция человека, которая способствует развитию личности. Человек самореализуется, появляются огромные возможности познания своего внутреннего и окружающего мира.

Конечно, ребенок не может самостоятельно научиться говорить. Он подражает речи взрослого. Подтверждением может служить отсутствие речи у детей, проживающих вне общения с другими людьми. В большинстве случаев эти дети, попав в общество, не могут научиться говорить и остаются немыми.

Работа органов речи при произнесении звуков обеспечивается с помощью артикуляционного аппарата. Артикуляция осуществляется путем согласованной деятельности мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани, дыхательной мускулатуры. В отдельности эти органы выполняют каждый свою функцию: дыхательные движения, захватывание, пережевывание и глотание пищи.

Важным условием правильного развития речи у ребенка является слуховое восприятие речи окружающих людей. Как ребенок услышит слово, так его и произнесет. Если имеется хотя бы незначительное отклонение слуха, то овладение речью может задержаться на неопределенный срок.

Большая вероятность неправильного произношения звуков у ребенка может быть связана с тем, что в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра страдает этим недугом. Что делать?

Запрещать общаться с родственниками, конечно, никто не будет, но больше времени ребенку должен уделять человек с правильным произношением. Это может быть любой член семьи или няня.

В возрасте 4-5 лет звукопроизношение слов становится более чистым. Почти исчезает смягчение звуков. Ребенок начинает произносить, например, не «мальтик», а «мальчик», не «сяпка», а «шапка».

Но это происходит не у всех детей. Некоторое время еще будет присутствовать неустойчивость в произношении шипящих звуков «ш», «ж», «ч». Дети могут чередовать неправильное произношение звуков в словах с правильным. Также ребенок может в одном слове произнести звук, а в другом нет. Например, «масина» и тут же «шина». Бывают дети, которые очень любят произносить звуки «р», «ш», «ж» и заменяют ими другие звуки в словах. Примерно так: «горуби» (голуби), «рампа» (лампа), «шон» (сон), «жмея» (змея), Большинство детей 4-5 лет уже могут произносить звук «р», но произношение непостоянно. Иногда дети пытаются заменить его звуками «л», «й».

В этом возрасте все реже встречаются сокращения слов. В 4 года дети умеют группировать предметы по классам: мебель, посуда, животные и т.д. В 5 лет умеют составлять рассказ по картинке из нескольких предложений. Могут правильно отвечать на вопрос. Речь непроизвольная, зависит от ситуации. Этого достаточно для полноценного общения.

У детей 4-5 лет часто встречается нарушение произношения отдельных звуков. Родителей всегда волнует, можно ли помочь малышу, не пройдет ли это само собой. Но как бы нам этого ни хотелось, дефекты звукопроизношения сами по себе не исчезнут.

Одним из самых распространенных дефектов речи является дислалия. Что это такое?

При таких положительных показателях, как хороший слух, достаточный запас слов, ребенок правильно строит предложения, у него четкая речь, имеется дефектное произношение звуков.

Дислалия бывает функциональная и механическая. Развитие функциональной дислалии непосредственно связано со средой, которая окружает ребенка, т. е. ее возникновение зависит от условий, в которых проживает малыш, и от его физического воспитания.


Чтобы ребенок не болел, необходимо с первых дней жизни проводить комплекс профилактических процедур: зарядку, физические упражнения, процедуры закаливания организма. В этом случае ребенку менее всего грозит нарушение речи.

Болезни или различного вида травмы, особенно во время становления речи, могут привести к задержке психоречевого развития, т. е. ребенок имеет сохранные возможности интеллекта, но при обучении испытывает большие трудности, тем самым отличаясь от сверстников.

Чем это грозит? Например, ребенок с дефектом речи не посещает детский сад. Он охотно общается со взрослыми, не переживает по этому поводу. Над другим ребенком сверстники будут смеяться, делать замечания. Воспитатели, конечно, не разрешат малышу выступать на концертах и участвовать в других детских мероприятиях. Вследствие этого ребенок может замкнуться, будет стараться говорить как можно меньше.

Грустный ребенок

Родители должны обратить свое внимание на изменения в поведении ребенка, так как второй причиной развития функциональной дислалии является отсутствие достаточного внимания.

При хроническом недостатке общения ребенок не сможет воспринимать звуковой состав слова, т. е. обычно это называется отсутствием фонематического слуха. Без этого ребенок просто не сможет воспроизвести речь.

Мама общается с дочкой

Поэтому терпеливо слушайте малыша, как можно больше разговаривайте с ним. Рассказывайте сказки, стихи, пойте песенки. Говорите ему, что вы делаете, называйте предметы и явления, связанные с этим.

Но ни в коем случае не коверкайте слова. Ведь дети в этом возрасте подражают и взрослого человека. Неправильное произношение слова может надолго закрепиться в памяти ребенка и в дальнейшем сказаться на развитии речи.

Механическая дислалия связана с дефектами и аномалиями зубочелюстной системы, языка, неба и губ.

Прикус имеет большое значение. Чтобы проверить его правильность, попросите ребенка плотно сжать зубы. Если передние верхние зубы перекрывают нижние, это правильный прикус.

Виды прикуса

Если передние .верхние и нижние зубы соприкасаются или если передние нижние зубы перекрывают верхние на 1-2 мм, ничего в этом страшного нет. Если многие зубы не имеют контакта с противоположными зубами и между ними образуется большая щель, куда постоянно проваливается язык, то это аномалия.

Дефекты прикуса могут возникнуть в результате большой любви к пустышкам. Аномалии прикуса в основном влияют на произношение звуков «р», «л», свистящих и шипящих звуков. Иногда внимательные родители замечают, что ребенок не может широко открыть рот, что у него крепко стиснуты зубки при разговоре. Это негативно влияет на процесс формирования произношения. Чтобы убрать напряжение, необходимо выполнять несложные упражнения. Делают их перед зеркалом, лучше в форме игры, чтобы было весело и интересно. Упражнения лучше выполнять в определенной последовательности - от простого к сложному, в медленном темпе. Количество повторов - от 2 до 10 раз. Выполнять упражнения нужно 2-3 раза в день. Перед артикуляционной гимнастикой нужно сделать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

Примерный комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

«Вертушка». Ребенок дует на игрушку-вертушку.

«А снег летит». Ребенку на ладонь кладут кусочки ваты, и он должен их сдуть.

«Задуй свечу». Ребенок должен задуть зажженную свечу.

Примерный комплекс артикуляционных упражнений.

«Окошко». Наступило утро, окошко широко открылось (широко открыть рот). Наступила ночь, окошко закрылось (закрыть рот).

Маячок». Вначале нижнюю челюсть двигаем влево и вправо, а затем вперед и назад.

«Закуси губу». Вначале верхние зубы закусывают нижнюю губу, затем нижние зубы закусывают верхнюю губу, и так несколько раз.

«Пила пили дрова». Верхними передними зубами «попилить» нижнюю губу, нижними зубами - верхнюю губу.

«Зубки-губки». Вначале сожмите зубы, а затем губы.

Для того чтобы добиться хороших результатов, необходимо эти упражнения выполнять регулярно. На первых порах лучше всего выполнять комплекс вместе с ребенком. Ему будет легче понять и повторить упражнения.

В произношении звуков большое значение играют губы. Травмы губ могут привести к неправильному произношению многих звуков: свистящих, шипящих, а также губных «п», «м», «б».

Здесь тоже существует комплекс артикуляционных упражнений для губ.

Собрать губы в трубочку. Зубы сжать, губы вытянуть в трубочку. Продолжительность упражнения - 5-10 с.

Растягивание губ в улыбку. Зубы сжать, на лице естественная улыбка. Продолжительность - 5-10 с.

Чередование двух предыдущих упражнений. Продолжительность - 10 с.

губы вытянуть трубочкой, а затем спрятать внутрь, подвернув их за зубы. Повторить 10 раз;

верхнюю губу спрятать под нижней губой, зафиксировать на 5 с;

нижнюю губу спрятать под верхнюю, зафиксировать на 5 с;

чередовать упражнения 10 раз;

спрятать обе губы в рот и зажать их зубами. Удерживать 5 с.

«Стоп, лошадка». Губы расслабить, производить вибрацию губами так, как будто хотите остановить лошадку. Повторить 10 раз.

Язык и небо выполняют одну из самых главных функций в формировании речи у ребенка. Нарушения в строении языка приводит к тому, что речь становится нечеткой, смазанной. При этом страдают определенные звуки: «л», «р», «ш», «ж», «ч». Виной может быть укороченная подъязычная уздечка. Это может исправить только хирург-стоматолог, а затем при помощи артикуляционной гимнастики логопед займется постановкой звуков. Операция решит проблемы раз и навсегда, поэтому не следует ее откладывать.

Нарушения в строении неба также приводят к тому, что ребенок шепелявит. Здесь на помощь придет логопед, который с помощью различных способов поможет язычку приспособиться к небу.

Уже через некоторое время все встанет на свои места, и родители будут с удовольствием слушать свое чадо. Аномалии языка и неба являются самыми распространениями среди других нарушений речи.

Периодически консультируйтесь у стоматолога и логопеда, потому что к 4-5-годам подходит к концу процесс становление речи, усвоение фонетической системы, произношение звуков, слов становится внятным и четким.

Не стоит расстраиваться, ведь устранить дислалию или неправильное произношение некоторых звуков помогут квалифицированные специалисты!

Предотвратить легче чем лечить!

На деле за этим замысловатым диагнозом не скрывается ничего ужасного. Родители должны знать, что в чистом виде дислалия предполагает лишь нарушение звукопроизношения. При этом у малыша нормальный слух, достаточный словарный запас и устойчивый навык согласования слов при высказывании. То есть восприятие речи и лексико-грамматический строй в полном порядке!

Существуют две формы дислалии: функциональная и механическая (органическая). Мы не стали бы подробно останавливаться на логопедических аспектах данного нарушения, если бы не одно НО. Предотвратить дислалию гораздо легче, чем устранять уже имеющиеся дефекты. Потому знание механизмов возникновения этого недуга поможет избежать проблемы. Ведь известно изречение: «Вооружен — значит, защищен!»

Итак, функциональная дислалия. Ее возникновение напрямую связано с физическим состоянием крохи и социальными условиями его жизни. Если ребенок часто болеет, особенно в период активного становления речи, это может привести к различным нарушениям звукопроизношения. Не исключено, что соматическая ослабленность вызовет и задержку психоречевого развития. Стало быть, повышая иммунитет ребенка с помощью закаливающих процедур, физических упражнений и рационального питания, родители ограждают кроху от речевых нарушений. Комплекс профилактических мер нужно вводить буквально с первых дней жизни малыша!

Функциональная дислалия может появиться и в том случае, если крохе не уделяют достаточного внимания. Отсутствие общения приводит к катастрофическим последствиям! У малыша не формируется фонематический слух, то есть слух на речевые звуки. Ребенок никогда не произнесет звуки правильно, если не услышит их в достаточном количестве. Поэтому говорите с малюткой как можно больше. Озвучивайте любое свое и его действие, называйте предметы и явления, рассказывайте сказки, пойте песни. Звуки родной речи должны быть у малыша на слуху. Однако, порой и общение может принести вред. Если в разговоре с крохой сюсюкают, коверкают слова, такие «образцы» остаются в памяти и впоследствии проявятся в произношении. Следите за своей речью, ибо для ребенка она является эталоном.

Что делать, если у взрослых имеются свои речевые дефекты? Известно, что в некоторых семьях они передаются из поколения в поколение… Во многих случаях дело не столько в наследственности, сколько в эффекте подражания. Окружающая среда, в частности семья, передает своим членам специфику произношения, темп и модуляцию голоса, характерные словечки, выражения, даже интонацию! Все особенности местного говора кроха воспринимает как норму. Он ведь еще не понимает, что правильно, а что — нет. Как же быть, ведь не запретишь родственникам, имеющим речевые дефекты или диалектное произношение, общаться с малышом? Это было бы абсурдно! Однако доминантная роль в воспитании крохи на этапе становления его речи должна принадлежать человеку с правильным произношением и литературным (нормативным) языком. В идеале это мама, хотя ее с успехом заменят папа или бабушка. Наконец, профессиональная няня либо гувернантка. Выход всегда есть!

Проверяем прикус!

Развитие речи зависит и от физических данных малыша.

Существуют факторы, способные привести к механической дислалии. Среди них дефекты и аномалии в строении зубно-челюстной системы, языка, нёба и губ (последствия травмы или врожденная патология).

На что же следует обратить внимание?

Во-первых, на строение верхней и нижней челюсти, на то, как у малыша расположены зубки. Например, вы хотите проверить прикус. Попросите кроху крепко сжать зубки и улыбнуться как можно шире. Передние зубки в верхней челюсти сильно выступают вперед и буквально закрывают нижние? Значит, у малыша прогнатия. Если картина прямо противоположная: нижняя челюсть выдвинута вперед, а за нижними зубами не видно верхних — налицо прогения.

Возможно, при сомкнутых зубах у ребенка между верхними и нижними резцами большая щель, в которую так и норовит высунуться язычок. Это признак переднего открытого прикуса. Щель может «нарисоваться» и сбоку, между коренными зубами. Тогда говорят о боковом открытом прикусе (как одно-, так и двустороннем).

Дефекты прикуса часто провоцируют неправильно подобранные пустышки или неоправданно затянувшаяся «дружба» малыша с соской.

Наследственность тоже играет свою роль. В любом случае, если у малыша что-то не так, стоит обратиться в стоматологическую поликлинику к врачу-ортодонту.

Раньше ребенку с дефектами зубно-челюстной системы помощь оказывали после 7—8 лет (после смены молочных зубов). Теперь прикус корректируют раньше. Это важно еще и потому, что звукопроизношение формируется к 4—5 годам. Чем раньше устранить причины, мешающие нормальному произношению, тем лучше.

Аномалии в строении зубов и челюстей чаще всего тормозят появление свистящих и шипящих звуков. Возникают так называемые сигматизмы (межзубный, призубный, губно-зубной, боковой и пр.) и парасигматизмы (замены свистящих и шипящих на другие звуки). Не менее страдают звуки Л и Р. Разумеется, не обязательно, что у ребенка с прогнатией, прогенией или при открытом прикусе будут все вышеперечисленные дефекты. Компенсаторные возможности детского организма велики. Но если нарушение звукопроизношения имеет место, стоит заняться исправлением прикуса.

Иногда с детскими зубками все более или менее нормально, но произношение звуков какое-то скованное, смазанное. Ребенок говорит сквозь сжатые зубы. Он не может свободно двигать нижней челюстью, широко открывать ротик. Вероятно, все дело в строении лицевых костей, в частности в сочленении верхней и нижней челюсти. Подвижностью обладает лишь нижняя челюсть, если же ее движения ограничены, возникают проблемы. На помощь приходят нехитрые упражнения. Проделывайте их вместе с малышом, сидя перед зеркалом. Можно просто открывать и закрывать рот, раз за разом увеличивая раствор между зубками. Или подвигать нижней челюстью из стороны в сторону либо вперед-назад. А можно рассказать малышу одну из историй про Язычок. Так выполнять упражнения намного интереснее!

Упражнение «Упрямые двери»

Из-за постоянной сырости двери в домике Язычка набухали и не могли плотно закрываться. Предложите малышу несколько раз опустить и тут же поднять нижнюю челюсть, открывая и закрывая ротик. Сначала сделаем это свободно, а затем — подставив снизу руку и мешая движению челюсти.

Язычку приходилось раскачивать двери, чтобы выйти из домика.

Упражнение «Упрямые двери»

Вначале малыш раскачивает нижнюю челюсть из стороны в сторону не менее 10 раз. Затем нижнюю челюсть нужно выдвинуть вперед и отодвинуть назад на счет «раз-два».

Порой двери вообще перекашивало, и внешние створки мешали закрываться внутренним.

Упражнение «Перекос»

— Верхние зубы покусывают нижнюю губу;

— нижние зубы покусывают верхнюю губу;

— чередуйте покусывание нижней и верхней губы.

Все варианты упражнения нужно проделать не менее 5 раз.

Язычок брал в руки рубанок и стесывал края дверей.

Упражнение «Рубанок»

— Верхними передними резцами энергично «поскребите» по нижней губе не менее 5 раз;

— проделайте то же самое, но нижними резцами с верхней губой.

Чередуйте оба приведенные движения не менее 5 раз.

Наконец, двери могли свободно открываться и закрываться.

— Последовательно сомкните сначала зубы, а потом и губы.

Эту историю полезно рассказать, а заодно проделать перечисленные упражнения с детьми, имеющими прогнатию и прогению. Однако для того, чтобы появились ощутимые результаты, заниматься нужно регулярно, а не от случая к случаю. На первых порах достаточно 5 минут. Постепенно увеличивайте время тренировки до 20 минут. Лучше заниматься непродолжительное время, но 2—3 раза в день.

Попробуйте сами придумать продолжение истории об упрямых дверях и Язычке. Проявите фантазию!

Что с губками?

В артикуляции звуков немаловажную роль играют губы и их строение. К сожалению, малыши нередко травмируют губки, и на них появляются стягивающие рубцы, ограничивающие подвижность. Укороченная, как бы вздернутая верхняя губка не способствует появлению многих звуков, в частности свистящих и шипящих, а также П, Б, М. На помощь приходят упражнения и массаж. Последний лучше доверить специалистам, а вот артикуляционные тренировки можно проводить дома. Надо лишь помнить несколько правил в добавление к уже перечисленным.

1. Не берите для работы с ребенком сразу все упражнения. Начните с одного-двух. Когда они будут хорошо получаться, возьмитесь за следующие, не забывая повторять старые.

2. Перед началом домашних самостоятельных занятий желательно проконсультироваться с логопедом.

Упрямый язычок

Осталось поговорить о языке и нёбе. Нарушения в строении языка многообразны. Он может быть массивным (макроглоссия) или, наоборот, крохотным (микроглоссия), рыхлым, желеобразным и т. д. Чаще всего встречается укороченная подъязычная уздечка. К сожалению, бытует мнение, что ее можно растянуть с помощью упражнений. Это заблуждение! При стойком нарушении звуков Л, Р, Ш, Ж, Ч (и если подъязычная связка явно укорочена) выход один — хирургическое вмешательство. Иногда родители из «жалости» к малышу хотят оставить все как есть. Но в таком случае ребенок обречен всю жизнь картавить и страдать от дислалии… Операция позволяет раз и навсегда решить проблему. Однако после нее необходимо заниматься реабилитацией и постановкой звуков с логопедом. Домашними средствами здесь не обойтись. Понадобятся специальный массаж и артикуляционные упражнения. Зато у ребенка появится наконец чистая речь!

Артикуляционные упражнения для губ

Они полезны детям, имеющим те или иные отклонения в прикусе.

1. «Улыбка»

Губы естественно растянуты в улыб-ке, зубы сжаты «заборчиком», при этом передние — хорошо видны. Продолжительность не менее

2. «Трубочка»

Зубы плотно сжаты, а губы вытянуты трубочкой. Продолжительность не менее 10 секунд.

3. Чередуем «Улыбку» и «Трубочку»

На счет «раз-два» повторите оба упражнения не менее 10—15 раз.

3. «Воронка»

Зубы разомкнуты. На счет «раз» губы вытяните трубочкой, на счет «два» — втяните внутрь, подвернув их за зубы. Повторите не менее 10 раз.

4. «Прятки»

а) Нижнюю губу «прячьте» за верхние передние зубы, при этом верхняя губа словно нависает над подбородком. Удерживайте такое положение не менее 5 секунд.

б) Верхнюю губу «прячьте» за нижние передние зубы, видна только нижняя губа, которая тянется вверх, к носу. Удерживайте такое положение не менее 5 секунд.

в) Чередуйте два предыдущих варианта на счет «раз-два» не менее 10 раз.

г) «Прячьте» верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Удерживайте такое положение не менее 5 секунд.

5. «Литавры»

Губы слегка подвернуты за зубы внутрь рта. Пошлепайте одной о другую, издавая при этом характерный хлопок. Повторяйте не менее 10 раз.

6. «Засов»

Зубы плотно сжаты, нижней губой двигайте из стороны в сторону.

7. «Пофыркивающая лошадка»

Губы расслабьте и фыркните, как это делает лошадка. Повторяйте не менее 10 раз.

Разновидности нёба

Особенности строения порой затрагивают и нёбо. Оно бывает плоским, щелеобразным, «готическим». И то, и другое, и третье способно привести к тому, что малыш не сможет чисто произносить шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р, Л. Язычку непросто пристроиться и принять нужную форму на одном из этих «плацдармов»… Однако не все так плохо. Логопеды знают множество способов справиться с этими трудностями. Естественно, форму нёба изменить не удастся, зато язычок сможет приспособиться к любым неудобствам! Стоит посетить с ребенком несколько занятий, чтобы получить ценные рекомендации и советы и вскоре у малыша появятся и долгожданные звуки.

Анатомические аномалии в строении нёба и языка чаще всего способствуют возникновению дислалии и речевых нарушений у детей. Потому не откладывайте в долгий ящик визит к хирургу-стоматологу и логопеду, если вы заметили, что ребенок не произносит многих звуков.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ "Об авторских и смежных правах - "Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью."

В последние годы количество детей с дефектами речи стало намного больше, чем 10 лет назад. Дефекты речи большинства детей заключается в том, что они картавят при произношении звуков, искажают их, заменяя труднопроизносимые звуки другими или же вовсе их пропуская. Например, вместо "корова" говорят "каова", вместо "рыба" "лыба".

Такие легкие виды дефекта речи называются дислацией, их можно исправить с помощью логопедических занятий. Более сложные дефекты речи, которые обусловлены поражением нервной системы и затруднением движения нижней челюсти, языка и губ исправить очень трудно.

В этих случаях ребенок высовывает язык между зубами при произношении свистящих и шипящих звуков, заменяя свистящие звуки звуком "ф". Например, вместо "машина" произносит "мафына", вместо "собака" - "фобака". Звук "р" произносится гортанно. Причины возникновения сложных дефектов речи разные, они могут быть результатом влияния таких негативных факторов, как инфекционные заболевания мамы во время беременности, гипоксия плода и травмы во время родов.

дефекты речи ребенка

Могут развиться дефекты речи и как следствие перенесенных заболеваний ребенка после рождения, в результате чего наблюдается нарушения кровообращения и поражения нервных клеток. Неправильный прикус тоже может стать причиной того, что ребенок при произношении слов высовывает язык между зубами и сильно картавит. Горловое произношение буквы "р" может быть результатом подражания ребенка кому-то из родителей, которые сами неправильно произносят этот звук.

Современные мультфильмы, где главные герои картавые и шепелявые оказывают влияние на развитие дефектов речи у ребенка. Такие мультфильмы малышам до 5 лет не следует разрешать смотреть, чтобы избежать их неизбежного подражания при разговоре любимым героям из мультфильма.

Если ребенок сильно картавит, не умеет считать до десяти и читать, то поступить в первый класс гимназии или лицея он не сможет. Педагоги считают, что между неправильным произношением и неграмотностью есть прямая связь. Ребенок с дефектами речи обязательно будет писать с ошибками, следовательно, отставать в учебе. Поэтому очень важно уже до школы найти пути исправления дефектов речи у ребенка и подготовить его к поступлению в престижную школу.

Если родители уже в раннем возрасте обнаружат неправильное произношение звуков у ребенка и обратятся к логопеду, то дефекты речи обычно быстро и безвозвратно уходят. Дело в том, что мало кто из родителей маленьких детей понимает, что у ребенка есть дефект речи. Им кажется, что пока маленькие все дети картавят, а с возрастом это проходит.

дефекты речи ребенка

Однако дефекты речи никогда сами по себе не проходят без регулярных логопедических занятий. Если ребенок к годовалому возрасту не говорит двенадцать слов, то родителям пора задуматься о возможных трудностях у малыша с произношением. Уже к возрасту 1,5 года малыш должен уметь говорить целые фразы, а ребенок старше двух лет должен разговаривать уже почти, как взрослый. Если в 2 года ребенок не говорит, то пора обратиться за помощью к логопеду.

Исправление дефекта речи у каждого ребенка логопед производит индивидуально. Если ребенок неправильно произносит только один звук, например, звук "р", то результат уже бывает виден через несколько занятий. А если дефекты речи связаны с отклонениями в развитии, то посещать занятия с логопедом надо будет в течение полгода. Успех зависит от регулярности занятий, настойчивости и усердия родителей и ребенка.

Очень часто дети произносят неправильно звуки из-за того, что уздечка у ребенка растягивается недостаточно, несмотря на то, что длина у нее не короткая, а сама уздечка не плотная. В этом случае надо самостоятельно в домашних условиях проводить с ребенком занятия для растягивания уздечка. Упражнения для растягивания уздечка надо подбирать вместе с логопедом.

Очень часто причиной того, что ребенок не желает четко выговаривать слова является то, что родители сами мало разговаривают с малышом, при разговоре с ним сюсюкают или же часто ругаются между собой, в результате чего у ребенка наблюдается торможение развития речи. Чтобы научить ребенка говорить четко и правильно, надо создать в доме благоприятную атмосферу, не кричать на малыша и избегать ссор между членами семьи в присутствии малыша.

Для правильного и своевременного развития речи у ребенка необходимо беседовать с ним во время прогулок и игр, заучивать стихи и читать ему книги. Если вы замечаете неправильное произношение отдельных звуков у ребенка, то не оставляйте это без внимания. Уже с маленьких лет вместе развивайте речь у ребенка, устраивайте игровые занятия на произношение звуков, которые трудно ему произнести. Можно петь с ребенком специальные песни, но только в порядке игры.

- Вернуться в оглавление раздела "Неврология."

Почему ребенок говорит плохо и невнятно


Ваш ребенок говорит так быстро, что его речь с трудом понимаете даже вы? Если это если происходит время от время от времени, например, в момент волнения, то тревожиться не нужно. Но когда быстрая невнятная речь приобретает постоянный характер, то необходимо обратиться за помощью к специалистам. В этой статье логопеды центра развития «Каркуша» объясняют, почему ребенок так говорит и можно ли это предотвратить.

Тахилалия

При тахилалии наблюдается патологическое ускорение темпа, при этом у ребенка нормальный слух и нет патологий речевых органов. Речь быстрая, непонятная, малыш нередко проглатывает окончания, искажает и повторяет слова, артикуляция изменена. Тахилалия часто бывает связана неврологическими расстройствами и может проявляться не только ускоренным темпом речи, а именно:

  • ребенок запинается, глотает слова;
  • ему не хватает воздуха, чтобы произнести следующее слова;
  • суетливо и быстро двигается;
  • плохо засыпает, часто просыпается;
  • есть проблемы с памятью, чтением, письмом;
  • часто раздражается, ведет себя агрессивно;
  • с трудом концентрируется на задании;
  • внимание рассеянное.

Дети с тахилалией говорят без остановки, они не слушают и перебивают собеседника, а потому у них возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

В ряде случае тахилалия вызвана наследственной предрасположенностью, но часто это нарушение объясняется поражениями ЦНС вследствие перенесенных тяжелых инфекций, травм, некоторых заболеваний.

Диагностика и лечение тахилалии происходят при участии логопеда, невролога и психолога. Если время не упущено, то в целом прогноз благоприятный. Тахилалия может возвратиться в течение года после коррекции. Наиболее устойчивый результат дают групповые занятия с опытным логопедом.

Дислалия

При функциональной дислалии речь также неразборчива из-за слишком быстрого темпа, но при этом у ребенка нормальный слух и нет патологий речевых органов. Обычно ребенок неправильно произносит всего несколько звуков. Дети с функциональной дислалией не могут усвоить полностью признаки отдельных звуков, не различают их, смешивают и неправильно произносят.

При механической дислалии искажение группы звуков и увеличение скорости речи происходит из-за особенностей строения органов, участвующих в артикуляции звуков – челюстей, нёба, зубов, языка. Эта форма часто диагностируется и у взрослых.

Логопеды центра развития «Каркуша» отмечают, что малыш с дислалией овладевает звуковым строем родного языка в той же последовательности, что ребенок с нормальным произношением, но задерживается на каком-либо этапе.

Каждая группа звуков формируется в определенном возрасте, по мере развития артикуляционных органов:

  • в три года – гласные, [п], [м], [б], [в], [ф], [к], [г], [х], [т], [д], [н];
  • в четыре года – [c], [з], [ц];
  • в пяти лет – [ш], [щ], [ж], [ч];
  • в шесть лет – [р], [л], [й].

Если до «своего» возраста звуки не появились, то это считается нормой и проходит без вмешательства логопеда.
Для дислалии характерны следующее:

  • Звуки искажаются, то их ребенок их может и пропустить, и произнести неправильно, и заменить проблемные звуки более простыми.
  • На слух ребенок правильно воспринимает звуки, отличает их.
  • Он понимает, что говорит неправильно, и знает эталон слова.

Например, вместо «колбаса» он говорит «ковбаса», вместо «корова» — «колова». Если передразнить ребенка, он обязательно поправит взрослого: «Не ковбаса, а ковбаса».

По внешним признакам дислалия сходна с дизартрическими нарушениями, поэтому при постановке диагноза важно проводить функциональные пробы и исследования, оценивать состояние фонематического слуха. Внимание, дислалия не проходит самостоятельно, с возрастом, поэтому все занятия необходимо проводить под контролем специалиста.

Можно ли предотвратить развитие дислалии?

Логопеды центра развития «Каркуша» дают следующие советы.

  • Ребенок при освоении языка подражает окружающим. Постарайтесь, чтобы он слышал только правильную четкую речь. Если среди близких есть кто-то с «фефектом фикции», то объясните малышу, почему необходимо говорить так, как человек, который четко выговаривает все звуки. Не сюсюкайте, не используйте искаженные слова типа «комалика» вместо «комарика».
  • Сделайте все, чтобы у ребенка сформировался правильный прикус. Чрезмерное употребление мягкой пищи, соска, длительное кормление грудью – все это вредно для правильного развития зубов и челюсти, мышц речевого аппарата.
  • Развивайте мелкую моторику. Как известно, моторный и речевой центры находятся рядом, и мелкие движения пальцами, стимуляция нервных окончаний на внутренней стороне ладони способствует лучшему кровоснабжению нужных отделов головного мозга.

Одни из распространенных причин дислалии – это подражание плохоговорящему взрослому, мультяшному герою (логопедических проблем у героев современных мультфильмов немало), отсутствие мотивации, желание казаться маленьким ребенком и таким образом привлечь внимание родителей (например, если в семье родился еще один малыш), сильное волнение.

Когда нужно срочно идти к логопеду?

  1. Быстрый темп и неразборчивость речи приобрели постоянный характер.
  2. Количество сформированных звуков не соответствует возрастной норме.
  3. Нарушения появились после перенесенной инфекции, травмы, тяжелого поражения ЦНС.
  4. Речь ребенка разбирает только мама и другие близкие родственники.

При своевременной диагностике дислалия хорошо поддается коррекции и проходит, как правило, бесследно. Чем младше ребенок, тем больше шансов на полную нормализацию речи.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша». Наши специалисты окажут вашему ребенку всестороннюю помощь.

Дата публикации: 06.11.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.

Читайте также:

Ребенок говорит по телефону