Ребенок в 9 месяцев не ползает и нет зубов

Опубликовано: 25.04.2024

Обычно уже в 5-6 месяцев у малышей появляются первые зубки. Однако у некоторых детей рост молочных единиц задерживается. Многие мамы, если возраст их ребенка уже достиг 9 месяцев, а зубов все нет, начинают переживать. С чем связано отсутствие зубов в этом возрасте? Является ли патологией? Что нужно делать родителям? Статья ответит на эти вопросы.


Сроки прорезывания зубов

Согласно медицинским стандартам, прорезывание первых зубов у малыша происходит примерно в 5-6 месяцев. Сначала появляются нижние центральные резцы, немного позже (в 7-12 месяцев) — верхние центральные резцы.

Следующие на очереди — нижние боковые резцы, за которыми следуют их верхние собратья. Они прорезываются обычно в возрасте от 8 до 16 месяцев. После года появляются первые моляры — при этом нижние прорезываются раньше верхних. Вторые моляры появляются примерно в 2 года. Снизу — в 20-32 месяца, а сверху в 2-3 года.

Клыки пробиваются сквозь десны с 1,5 до 2 лет. Верхние зубки начинают расти на месяц раньше нижних. Однако у некоторых детей этот порядок нарушается: все клыки появляются сразу, или нижние прорезываются раньше верхних.

Комплект из 20 зубов остается до 5-7 лет. Далее молочные единицы постепенно выпадают и на их месте вырастают постоянные зубы.


Почему у 9-месячного ребенка нет ни одного зуба: возможные причины

Многие мамы и папы отслеживают соответствие количества зубов возрасту ребенка по специальной формуле. Она имеет следующий вид: Кз = Мж – 4, где Кз – это количество прорезавшихся молочных единиц, а Мж – возраст малыша в месяцах.

Исходя из этой формулы, в 9 месяцев у ребенка должно быть 5 молочных единиц. Однако иногда в этот период у младенца еще нет ни одного зуба. Почему так происходит? Каковы причины отклонения от общей нормы?

Современные врачи отмечают, что дети в последнее время быстро развиваются в интеллектуальной сфере. Однако при ускоренном темпе умственного развития у некоторых детей наблюдается задержка физических процессов, к которым относят и рост зубов. Кроме того выделяют следующие причины отклонения от средних сроков прорезывания зубов:

  • Наследственность. Дети еще в момент зачатия получают часть генов своих родителей. Если у матери или отца наблюдалась задержка прорезывания молочных зубов, то увеличивается вероятность того, что и у малыша зубки появятся с опозданием.

  • Экология. При неблагоприятных экологических условиях некоторые процессы в организме ребенка замедляются и зубы начинают прорезываться довольно поздно.
  • Процесс вынашивания. Зачатки зубов начинают формироваться еще в середине первого триместра беременности, а в начале второго уже образовываются зубные ткани. Если в этот период будущая мама болела или принимала лекарства, то это может повлиять на рост зубов.
  • Если женщина пила алкоголь или курила во время беременности, то у ребенка после рождения затормаживаются физиологические процессы.
  • Питание. Недостаток витаминов и микроэлементов также сказывается на сроках прорезывания зубов. Значение имеет не только питание самого малыша, но и питание мамы во время беременности и в процессе грудного кормления. Чтобы у малыша не было проблем с зубами, будущей маме нужно правильно питаться и принимать мультивитаминные комплексы, прописанные ей врачом.
  • Ранний отказ от естественного вскармливания. Врачи выявили закономерность между развитием детей и принципами их питания в первые месяцы жизни. Рост зубов задерживается у тех младенцев, которых кормили адаптированными смесями, а не грудным молоком.
  • Врожденные или приобретенные болезни малыша. Многие груднички, перенесшие тяжелое заболевание в первый год жизни, отстают в физическом развитии.
  • Рахит. Эта болезнь происходит вследствие недостатка или неправильного усвоения кальция. При заболевании у детей нарушается прочность костных тканей.

  • Половая принадлежность. Согласно статистическим исследованиям, у девочек зубы появляются раньше, чем у мальчиков.
  • Зрелость родителей. Как правило, у зрелых мам и пап детки становятся «зубастыми» раньше своих сверстников, чьи родители очень молоды.
  • Сроки рождения. У недоношенных детей зубы прорезаются позже, чем у малышей, рожденных после 9 месяцев беременности.
  • Аномалии развития. У некоторых людей наблюдается врожденная адентия. Эта патология выражается в отсутствии зачатков зубов. Однако она встречается очень редко.

Что делать?

Доктор Комаровский обращает внимание родителей на то, что каждый ребенок развивается индивидуально. Врач, как и многие другие специалисты, считает, что задержка роста зубов даже на 6 месяцев не является признаком патологии.

Родителям не нужно паниковать, если зубов у малыша нет в 9 и даже в 10 месяцев. Комаровский советует родителям не искать способ ускорить процесс роста зубов у ребенка, поскольку его не существуют. Педиатры и стоматологи не могут сделать так, чтобы зубы выросли быстрее.

Однако если у ребенка нет зубов в год, то необходимо его показать стоматологу и педиатру. Врачи обследуют малыша, чтобы исключить адентию и рахит. В том случае, если будут обнаружены эти заболевания, то специалисты решат, что делать дальше. При рахите назначают прием витаминов, массаж и физиотерапию.

Что касается врожденной адентии, то ее вылечить нельзя. При обнаружении аномалии детям, по достижении ими трехлетнего возраста, ставят съемные протезы. По мере взросления ребенка конструкцию постоянно регулируют, чтобы она соответствовала росту челюсти. В возрасте 16-18 лет подростку, у которого диагностирована адентия, можно вставить импланты.

По медицинским нормам, обоснованным научными исследованиями, малыш в 6-7 месяцев должен научиться ползать. Но некоторые родители стремятся ускорить развитие своего чада, «перепрыгивая» этап ползанья и сразу обучая ребенка ходить. А так ли нужен крохе этот навык? И если ребенок не ползает, то может не стоит беспокоиться?


Рис.1 Родители должны учить кроху ползанью

Ученые установили, что ползанье готовит скелетно-мышечную систему малыша к процессу хождения и активизирует подкорковые структуры мозга, отвечающие за восприятие и обработку сигналов (анализаторная система) и формирование двигательных навыков. В процессе ползанья у ребенка укрепляются мышцы рук, ног, спины, активизируется формирование скелета, связочного аппарата. Так как в процессе задействованы ручки, то нагрузка, приходящаяся на них, способствует эластичности, прочности связок пальчиков, запястья, развивается мелкая моторика. Впоследствии такие детки быстрее и успешнее осваивают навык удержания предметов (ложки, карандаша) и увереннее действуют ими. Происходит развитие:

  • мыслительных и аналитических способностей;
  • координации движений;
  • управления собственным телом;
  • пространственной ориентации;
  • тактильного и зрительного анализатора;
  • навыка фокусирования взгляда на удаленных и расположенных вблизи предметов;
  • естественных изгибов позвоночника, которые при ходьбе станут работать, как амортизаторы.

Умение правильно ползать является для малыша профилактикой плоскостопия. Поэтому так важно, чтобы ребенок начал ползать раньше, чем вставать и ходить. Способность помогает укрепить мышцы шеи, спины, пресса, рук и ног.

Сегодня много малышей начинают ходить, так и не научившись ползать. Ранняя ходьба негативно отражается на скелетно-мышечном аппарате, позвоночнике, двигательной функции и умственном развитии ребенка. Минимальные мозговые дисфункции – последствия тяжелых родов и родовых травм, которые сегодня встречаются у 50, а по некоторым данным у 45% детей и приводят к синдрому гиперактивности, нарушению поведения, речевого развития, диспраксии, расстройству развития школьных навыков, частично компенсируется на этапе ползанья.

Возрастные нормы — когда ребенок начинает ползать и сидеть?

Рекомендованные учеными и медиками сроки, когда ребенок должен начать ползать, усредненные. На развитие двигательной активности оказывает влияние множество факторов, которые его замедляют или ускоряют. Некоторые детки готовы ползать уже в 5 месяцев, а другие «лежебоки» не хотят это делать и в 7 месяцев. Задержке развития навыков ползанья способствуют наследственность и аномалии внутриутробного развития, как ни странно, сами родители и общество.

Сегодня промышленность выпускает множество приспособлений, помогающих ребенку учиться ходить – манежи, ходунки. Молодые мамы хвастаются, что их чадо сразу пошло, «проскочив» этап ползанья. Нарушению освоения ползанья способствовал и тот факт, что в конце ХХ в. медики рекомендовали класть спать ребенка на спинку, чтобы предупредить синдром внезапной детской смертности. Смертность снизилась на 50%, но малыши стали позже ползать и самостоятельно садиться, вставать. Ведь именно из положения на животе ребенок совершает движения, которые необходимые для ползанья.

Согласно возрастным нормам развития дети в:

  • 5 месяцев – лежа на животе, опираются на руки и долго удерживают такое положение, активно переворачиваются в кроватке, реагируя на голос или движение;
  • 6 месяцев – самостоятельно переворачивается с живота на спину, начинает ползать, учиться садиться;
  • 7 месяцев – самостоятельно сидит, опираясь на руки, ползает на животе, пытается встать на четвереньки, быстро переворачивается с живота на спину и обратно;
  • 8 месяцев – все чаще встает на четвереньки, быстро ползает, опираясь на руки и ноги;
  • 9 месяцев – ползает быстро и уверенно, успевая что-то схватить по дороге, начинает вставать, двигаться по периметру кроватки, держась за опору.

Ползание – очень важный навык для ребенка. Если малыш в 6 месяцев не хочет сам садиться, то не стоит его заставлять, а вот ползание следует всячески поощрять. Ребенок не знает нормативов, если нет серьезных отклонений в здоровье, то он сам начнет ползать, когда этого захочет.

Врачи Клиники Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» утверждают, если младенец в 6,7,8 месяцев не хочет сидеть и ползать, то родителям необходимо подождать, но при этом тренировать и укреплять мышцы, закалять, стимулировать интерес малыша, выполнять специальные упражнения. Главное, делать это без фанатизма, иначе можно добиться обратной реакции маленького упрямца.

Почему ребенок в 7 месяцев не сидит и не ползает

Специалисты спешат успокоить нервничающих родителей – ребенку 6 месяцев, не ползает и не сидит он возможно потому, что:

  • мышцы рук и ног еще недостаточно крепкие, чтобы держать тело;
  • малыш эмоционально не готов перейти на новый уровень развития;
  • у ребенка лишний вес и ему тяжело двигаться;
  • по темпераменту он флегматик и ему лень осваивать новые навыки, прикладывать усилие;
  • не любит или не приучен лежать на животе;
  • он много времени проводит в манеже или кроватке – для ползанья необходимо пространство.


Фото 2. Шестимесячный ребенок отказывается ползать, если не заинтересован в этом сам

С самого рождения малыш уже индивидуальность и отказ от ползанья, возможно особенность его характера, несвязанная с отставанием развития. Кроме того, влияет и пол – мальчики осваивают новые навыки несколько позже, чем девочки. В 6 месяцев отсутствие желания ползать для этого возраста – вариант нормы. Даже когда младенцу 7 месяцев, и он не хочет ползать, родителям не стоит паниковать. Скоро он научиться такому необходимому способу передвижения.

Что делать, если ребенок не ползает и не сидит в 8 месяцев

Время идет, уже у всех знакомых малыши сидят и ползают, а ваш ребенок в 8 не ползает. Не стоит сразу бросаться к невропатологу и ортопеду. Специалисты утверждают, что если один из навыков запаздывает или не формируется, то вполне возможно, что опережают возрастное развитие другие навыки. Ребенок может «перескочить» через один этап и сразу встать на четвереньки, пойти у опоры. Индивидуальные особенности не означают патологии.

Применение ходунков устраняет необходимость ползанья. Ребенок в ходунках:

  • мобилен – может «подъехать» к интересующему его предмету, месту;
  • имеет широкое поле обзора;
  • самостоятельный – не нуждается в помощи взрослых, чтобы достать игрушку, например.

Удовлетворение основных, побуждающих к ползанию потребностей, причем делает это малыш без особых усилий, отбивает желание учиться ползать. Педиатры предупреждают родителей о вреде такого «ускоренного развития» и настаивают на обучении малышей столь необходимой для здоровья и психики способности.

Совсем другое дело, если проблема обусловлена состоянием здоровья. Например, недоношенные детки развиваются немного медленнее своих сверстников. Задержка моторного развития отмечается у детей, обделенных вниманием родителей. Малыш в 8 месяцев не сидит, запаздывает с освоением новых способов движения, если у него проблемы с опорно-двигательным аппаратом из-за:

  • родовой травмы;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • генетических аномалий;
  • перенесенных инфекционных заболеваний.

Но диагноз задержки моторного развития может поставить только специалист после всестороннего обследования.

Когда нужно начинать волноваться и обращаться к специалисту?

Причиной волнения для родителей должны стать следующие симптомы:

  • в возрасте 7-10 месяцев ребенок не может самостоятельно садиться, плохо удерживает равновесие, если его посадить;
  • кроха не захватывает и не держит предметы;
  • масса тела и рост не соответствуют возрасту;
  • отсутствует подкожная жировая прослойка;
  • родничок мягкий и долгое время не зарастает;
  • малыш беспокоен, плаксив без видимых причин;
  • у ребенка выпучены глазки или имеется косоглазие.

Даже когда ребенку 9 месяцев — не сидит не значит, что он болен. Карапуз может начать ползать в 10-11 месяцев Все зависит от индивидуальных особенностей малыша. Родителям следует понаблюдать за крохой, сравнить результаты за несколько месяцев и если в остальном он прогрессирует, то стоит просто подождать еще. В случае, когда малыш отлично ползал и резко перестал это делать после какого-то события – болезни, прививки, переезда, то следует незамедлительно обратиться к врачу. Деток такого возраста должен обследовать педиатр и направить к узким специалистам для углубленного обследования – к невропатологу и ортопеду.

А если ползает, но плохо?

Еще одна проблема с которой обращаются к специалистам мамочки, когда, по их мнению, ребенок плохо ползает. Кроха не обязательно должен передвигаться каким-то определенным способом. Некоторые ползуны двигаются по-пластунски, не отрывая животик от пола, другие «едут» на попе или лежа на спинке, отталкиваясь ножками, третьи извиваются как червячки, четвертые пятятся назад. Ни один из способов нельзя назвать неправильным.

Малыш передвигается так, как ему удобно. Возможно, у него еще слишком слабые мышцы или так он чувствует себя более безопасно. Однако, с точки зрения медицины, правильным считается ползание на четвереньках. Все остальные способы – это «подползание». В нем участвуют только ручки, а ножки ребенок подтягивает. Также в процессе должны поочередно работать правая ручка-левая ножка, левая ручка-правая ножка. Так у ребенка развиваются оба полушария мозга, он учится координировать движения, нагрузка равномерно распределяется, и кроха увереннее удерживает равновесие.

Научиться правильно ползать ребенку должны помочь родители. Обучение основным навыкам – задача родителей. Если не делать гимнастику, специальные упражнения и массаж, то малыш попытки ползать станет делать гораздо позже и двигаться будет неправильно. Нет понятия «правильно-неправильно», для ребенка важно «удобно-неудобно».

Как научить ребенка самостоятельно сидеть?

В 7 месяцев ребенок, согласно возрастным нормам, должен уметь самостоятельно сидеть, опираясь ручками. Специалисты Клиники Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» говорят, что не стоит торопить события. Если опорно-двигательная система еще не созрела для такого ответственного шага, то нужно ей помочь – укреплять мышцы, делать массаж, проводить закаливание.

Можно провести тест:

  • посадить малыша и посмотреть на него – если спинка согнута «колесом», то мышцы еще не созрели, чтобы удерживать туловище вертикально;
  • в положении «сидя» ребенок держит ровно спинку, а прямые ножки располагаются перед корпусом – малыш готов к обучению, так как отсутствует гипертонус мышц бедра, ягодиц.

Самое простое упражнение – подтягивание на пальцах. Чадо кладут на спину на ровную и не слишком мягкую поверхность и осторожно тянут за руки. Если малыш садиться, его спинка ровная, то он уже готов продолжать учиться. Упорные тренировки укрепляют мышечный корсет. Скоро, завидя протянутые к нему руки, малютка должен сесть сам.

Когда спина «провисает», а головка запрокидывается, то значит, мышцы недостаточно окрепли и стоит подождать немного.

Как научить ребенка ползать

Нужно сделать территорию, по которой станет передвигаться карапуз полностью безопасной. Специалисты советуют лечь самому на пол. Из такого положения станут видны все опасные места, предметы. Занятие нужно предварять тщательной уборкой: пол следует мыть, а мягкие ковры пропылесосить или выбить. Чтобы крошка научился ползать, его:

  1. Как можно чаще в активный период выкладывать на живот. Так осуществляется не только профилактика кишечных колик, но и задействуется рефлекс ползания.
  2. Не ограничивают попытки ползанья. В манеж или кроватку кроху садят только, если мама занята чем-то в другой комнате или ребенку нужно спать. Все остальное время он должен находиться на полу, обучаясь сложному и нужному навыку.
  3. Стараются заинтересовать – перед ним кладут яркий предмет, мягкую игрушку дальше зоны досягаемости. Пытаясь дотянуться, крошка начнет ползти.
  4. Взрослые показывают пример – как правильно ползать. Малыш с удовольствием станет повторять движения, подражая родителю. Знания и умения, полученные в игровой форме, быстрее усваиваются и крепче запоминаются, поэтому с крошкой можно поиграть.
  5. Хвалят, ободряют, стимулируют. Поощрение, похвала поднимает у малыша настроение, мотивирует научиться ползать быстро и лучше всех.
  6. Развивают опорно-двигательную систему, тренируют силу и выносливость. Массаж, упражнения помогут обрести необходимую мышечную силу, снять гипертонус, тонизировать слабые мышцы. Как это делать в домашних условиях, комплекс упражнений и техника массажа подробно описаны на сайте https://beautyvertebro.com.

Нагрузку следует дозировать. Если малыш устал, то нужно дать ему отдохнуть. Чрезмерная нагрузка может отбить охоту научиться ползать.


Фото 3. Помочь быстрее научиться ползать поможет специальный коврик

Сегодня промышленность выпускает коврики для ползанья. Яркий, мягкий, безопасный коврик облегчает процесс. Специальные выпуклости не дают ручкам скользить, массажируют живот и ладошки. Его можно расстилать на травке, чтобы малыш мог научиться ползать и закаляться на свежем воздухе. Немного усилий, настойчивости, регулярности занятий и ребенок научиться ползать на четвереньках, вставать, ходить, держась за руку или опору. Если у малыша есть проблемы с опорно-двигательной системой, то нужно обратиться к вертебрологу.

Когда появляется малыш у молодых родителей становится много поводов для улыбок и для тревог. Например, это касается периода прорезывания молочных зубов у детей. Ребенок в этот момент беспокойный, много капризничает, иногда его мучает температура и диарея.

Если знать, как прорезываются зубки у грудных детишек и что делать для облегчения симптомов, то пережить это время становится легче. За консультацией лучше обратиться к врачу.

Симптомы того, что у ребенка режутся зубы

В возрасте от 3 до 8 месяцев проявляются первые симптомы, связанные с прорезыванием зубов у детей, к ним относятся:

  • повышается слюноотделение;
  • ребенок постоянно тянет ручки или игрушки в рот;
  • десна набухает и краснеет;
  • пропадает аппетит;
  • ребенок много плачет и беспокойно себя ведет;
  • возникновение рвоты, запора или поноса;
  • малыш плохо спит;
  • появляется кашель и заложен нос;
  • развивается диатез.

Хотя прорезывание зубов у детей до года – естественный процесс, но симптомы его напоминают развитие какого-то заболевания. Это связано с тем, что перед появлением зуб должен пробиться через кость и десну.

Что должно насторожить родителей

Вместе с прорезыванием зубов к ослабленному детскому организму может присоединиться инфекция, поэтому есть симптомы, при которых надо срочно показать малыша врачу:

  • если ребенок кашляет очень сильно и часто с выделением большого количества мокроты, кашель сопровожден хрипами и одышкой;
  • когда у малыша обильный насморк с выделением мутно-белой или зеленоватой слизи не проходит более 3 суток;
  • температура при прорезывании зубов у детей держится более 2 суток, не сбивается жаропонижающими препаратами и выше 39 градусов;
  • если понос очень частый и интенсивный с примесями слизи или крови;
  • когда запор длится более 3 суток.

В любом случае при возникновении тревоги и непонятных ситуаций лучше проконсультироваться с педиатром. Так как в этот период иммунитет ребенка ослаблен, его нужно максимально оградить от возможного заражения инфекционными заболеваниями, отложить прививки и другие медицинские процедуры.

Схема прорезывания зубов у детей

Если говорить о порядке прорезывания зубов у детей, то тут все понятно. Самые первые режутся два центральных резца снизу, вылезти они могут как в паре, так и друг за другом. Затем прорезываются центральные верхние резцы. Следующие – по два нижних и верхних боковых. У большинства детей старше одного года есть по четыре передних зуба сверху и снизу.

После резцов прорезываются клыки, но они уступают свои места для коренных зубов, поэтому на их месте временно будут пробелы. Затем вырастают клыки и остальные коренные зубы. К возрасту трех лет общее количество зубов, включая резцы, клыки и моляры, становится равным двадцати. Точных сроков нет, все индивидуально, это число зубов уже может быть и в два года. Начинают же они расти с трехмесячного возраста, если брать усредненно, то это происходит в восемь месяцев. Считается, что если первый зуб прорезался позже, то и выпадение молочных зубов начнется позже. Важно знать, что до достижения годовалого возраста у малыша должен появиться хотя бы один зуб, в противном случае стоит обследовать ребенка на наличие рахита, гипертериоза и других заболеваний.

Зачастую первый зуб растет в паре, так может быть и с остальными, бывает, что режутся сразу 4 зуба. Конечно в таком случае сроки прорезывания сокращаются. Порядок появления зубов может тоже отличаться, не стоит волноваться, все в данном случае очень индивидуально и идет в соответствии с задумкой природы.

Как помочь ребенку, когда у него лезут зубы

Лекарства для облегчения прорезывания зубов у грудничков

Грудные дети очень чувствительны к поведению родителей, поэтому важно сохранять спокойствие и уделять малышу как можно больше внимания: носить на руках, отвлекать игрушками, избегать ссор. Дети на грудном вскармливании чаще будут просить грудь, так как их это успокаивает, важно не отказывать ему в этом. Во время роста зубов малышу рекомендуется давать прорезыватели, которые изготовлены из безопасных материалов и могут облегчить его состояние. Либо это может быть любая игрушка, не имеющая мелких деталей, которые можно отгрызть.

Также помочь ребенку можно с помощью следующих медикаментов:

  1. Дантинорм бэби – гомеопатическое средство в виде раствора, которое оказывает успокоительное действие и снимает дискомфортные ощущения.
  2. Дентокид – гомеопатическое средство, снимающее все неприятные симптомы, включая пищевое расстройство, насморк и повышенную температуру.
  3. Камистад Беби гель – оказывает противовоспалительное, регенерирующее и антисептическое действие благодаря входящим в состав лидокаину и ромашке, рекомендован детям старше трех месяцев.
  4. Холисал гель – обладает обезболивающим, противовоспалительным и противомикробным действием, применять надо с осторожностью, так как возможна аллергическая реакция.

В период, когда у ребенка растут зубки сложно и малышу, и его родителям. Детский плач и беспокойное поведение сопровождает этот неизбежный процесс. Этот период просто надо пережить, максимально поддерживая ребенка и воспринимая это как еще один этап взросления.

Победитель Народной премии НГС

Лучшая клиника города

Программы годового наблюдения ребенка

От 23 700 рублей

Интервью с неврологом

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

net-zuba.jpg

Сроки появления первых зубов – очень индивидуальный показатель у каждого малыша. На этот процесс зависит от многих факторов, поэтому в некоторых случаях самые первые молочные резцы растут с 4 месяцев, а порой детки уже рождаются с зубками. Может случиться и так, что рост первых зубов у малыша немного задерживается, и в 10-11-12 месяцев все еще нет ни одного зуба . Нужно ли волноваться?

Первые зубки обычно начинают появляться в 5-7 месяцев, и к первому году жизни малыша у него во рту уже белеет несколько пар первых зубов. Все родители начинают переживать, если зубки задерживаются, ведь причины не известны:

От питания зависит очень многое: детки на грудном вскармливании зависят от качества грудного молока, потому что важно как питается мамочка, которая кормит. Малыши, которые растут на искусственных смесях, получают чуть больше витаминов и минералов, потому что в смесях содержится четко просчитанное количество питательных веществ;

  • Если в 1 год у ребенка нет ни одного зубика , это может быть последствием какой-либо перенесенного заболевания: нарушений работы кишечника, нарушенного обмена веществ, а также недополученного кальция и витамина D;
  • Зубки могут запаздывать по причине особенного протекания беременности, возможно мамочка сама перенесла осложнения в период вынашивания;
  • Прорезывание после 12 месяцев может значить, что зубик имеет неправильное расположение в десне, например, горизонтально;
  • Более тяжелой причиной может быть такое нарушение – врожденное отсутствие зачатков зубов у малыша. Это бывает очень редко. Это либо наследственные нарушения, либо врожденная патология, вызванная сбоем в нормальном течении беременности.

Как же понять родителям, что в 12 месяцев зубки у крохи просто запаздывают и нужно потерпеть, а когда следует бить тревогу?

Детские стоматологи допускают запаздывание первых зубов на 6 месяцев, поэтому если после 1 дня рождения у малыша не вырос ни один молочный зубик, стоит потерпеть еще немного. Попробуйте разузнать у своих родных о сроках и особенностях появления первых молочных зубов в их детстве, возможно, это просто семейная особенность.

Но если зубки запаздывают уже больше, чем на 6 месяцев, а десенки у малыша и не думают набухать, то стоит обратиться к детскому стоматологу. Специалист проведет осмотр и посоветует, что необходимо сделать, чтобы помочь зубкам быстрее появиться.

Помимо вышеперечисленных причин, на появление зубов после 12 месяцев может оказывать следующее:

  • Очень плотно располагаются зубки в десне;
  • Есть заболевания эндокринной системы, например, гипотиреоз, из-за которого понижена активность желез внутренней секреции;
  • Малыш перенес серьезные системные заболевания;

В таком случае, детский стоматолог порекомендует сделать биохимический анализ крови, малышу необходимо будет обследовать щитовидную железу, с проведением ультразвукового обследования. После полученных результатов стоматолог сможет назначить необходимый курс лечения.

Как помочь своему малышу?

Изначально, стоматолог сделает рентгеновский снимок челюсти малыша, чтобы убедиться, что у крохи есть зачатки зубов внутри. Если да, тогда прорезывание скоро произойдет. Сначала десна немного опухнет и слюноотделение станет очень обильным: это основные симптомы скорого появления зубов. Можно немного им помочь:

  • Игрушки-прорезыватели – отличное приспособление для тренировки десен, они помогают снять сильный зуд, уменьшат болевые ощущения;
  • Мамочкам стоит научиться делать мягкий массаж десен малышу. Делать массаж лучше чистым пальцем, смазанным специальным гелем для детских десен;
  • Важно добавлять в рацион малыша полезные пюре, полезные продукты, которые помогут организму ребенка дополучить необходимые микроэлементы и витамины.

Если малыш в целом развивается в пределах нормы, хорошо кушает, спит, активный и жизнерадостный, то отсутствие зубов в 1 год точно не повод для паники. Каждый ребенок развивается именно в своем темпе. А мальчики вообще имеют особенность слегка отставать от девочек по некоторым физиологическим параметрам.

Из данной статьи следует, что Вам не стоит беспокоиться понапрасну! При любых сомнениях обращайтесь за советом к детскому стоматологу в нашу клинику Babydent

Читайте также: