Строение зуба для детей дошкольного возраста

Опубликовано: 29.04.2024

Людмила Аксенова
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Крепкие и здоровые зубы»

«Крепкие и здоровые зубы»

1. Познакомить детей со строением зубов.

2. Обратить внимание на вредные и полезные действия для зубов.

3. Закрепить правила чистки зубов и правила ухода за зубной щеткой, формирование гигиенического поведения.

4. Активизация и расширение словаря, словообразование грамматического строя речи.

5. Составление простых распространенных предложений.

Материалы к занятию;

1. Слайд с изображением зубов.

2. Слайд с изображением зуба в разрезе.

3. Картинки с изображением вредных и полезных действий для зубов.

4. Две зубные щетки (взрослая и детская).

5. Рабочий лист «Береги зубы».

Пальчиковая игра «Крокодил».

Крокодил ждет гостей,

Пасть его полна гвоздей! (сжимают пальцы в кулаки и разжимают их).

Я спросил у крокодила:

Здесь овца не проходила (ребрами ладони растирают лоб).

А злодей лежит на дне

И подмигивает мне (потирают ладонь о ладонь).

Сейчас я расскажу вам сказку.

Жил-был злой, сердитый крокодил.У него была дурная привычка: он ел все, что попало и никогда не чистил зубы. Однажды он, как всегда вредничал, брызгал водой на обезьянок, дразнил попугайчиков. И вдруг он громко зарыдал. У него разболелись зубы.

-Так тебе и надо,- сказали обезьянки.

-Наверное, ты никогда не чистил зубы,- заметили попугайчики.

-Как же я буду их чистить?- спросил крокодил. - У меня короткие лапы. - И он зарыдал большими крокодильими слезами.

-Как вам не стыдно! - Пристыдила зверей прилетевшая маленькая птичка. - Ему же больно! Я тебе помогу!

Птичка залетела в пасть крокодилу и начала чистить ему зубы. С тех пор крокодил и птичка подружились.

Перед детьми появляется слайд с изображением зубов.

Не только у зверей есть зубы. У человека тоже- 32. Посмотрите, какие зубы разные. Размер и форма зубов зависят от задач, которые они выполняют. Широкие, плоские зубы- резцы (от слова резать). Этими зубами мы откусываем кусочки пищи, например, когда едим бутерброд. За ними располагаются «клыки». Они помогают откусывать что-нибудь твердое, например, яблоко. А дальше идут «коренные зубы», их задача пережевывать и перетирать пищу.

А вы знаете, как сейчас называются ваши зубы? (молочные). Они живут недолго. В 6-7 лет они начинают расшатываться и постепенно выпадают, а на освободившемся месте вырастают другие зубы. Как они называются? (постоянные, коренные). Молочные зубы маленькие. Вы растете, а зубы нет. Поэтому они выпадают и заменяются более крупными. Но если выпадает постоянный зуб — новый на его месте уже не вырастет, потому что у людей зубы меняются один раз в жизни.

Как вы думаете, а для чего нужны зубы? (пережевывать пищу, произносить слова, для красивой речи).

Игра «Говорильная зарядка»

(Дети хором произносят скороговорки)

1. У девочки Любы разболелись зубы;

2. У Пети болит зуб, он не может есть суп;

3. Красивая улыбка Вовы, потому что зубы здоровы.

В последней скороговорке есть подсказка еще одного значения здоровых зубов. Кто ее назовет? (здоровые зубы украшают лицо человека).

Давайте потрогаем нашу руку или нос, а потом зуб. Какой нос? (мягкий, а зуб? (твердый, гладкий, прочный).

Перед детьми выставляются слайды с изображением зуба в «разрезе».

Сверху наши зубы покрывает твердый, крепкий, белый слой - «Эмаль». Она защищает наши зубы от разрушения. Под эмалью находится менее прочный слой, а следующий, третий слой, мягкий, там проходит кровь, которая питает зуб и нерв, благодаря которому мы чувствуем зубную боль.

Когда вы кушаете частички пищи остаются на зубах и между ними. Вместе с пищей, водой, воздухом к нам в рот попадают микробы. Если их вовремя не удалить, то в зубах появляются дырки — кариес.

При помощи чего мы можем избавить зубы от микробов? (при помощи зубной щетки и пасты). Жесткие щетинки с пастой «выметут» микробов и уберут следы пищи.

Кто знает, сколько раз вдень нужно чистить зубы? (утром и вечером). А что же делать днем, когда вы поели, а под рукой нет зубной щетки? (прополоскать рот кипяченой водой).

Перед детьми выставляется картинка с изображением вредных действий для зубов.

Посмотрите внимательно и скажите, что еще может повредить зубам, кроме остатков пищи. (дети берут картинку и рассказывают что на ней изображено и почему вредно для зубов).

Игровая физкультминутка «Что можно кусать зубами?»

Дети становятся в круг,воспитатель в центре и называет слова: котлета, булка, камень, яблоко, ручка и т. д. Если можно кусать поднимаются руки вверх, если нельзя, приседаем.

А сейчас мы рассмотрим рисунки, выберем правильные поступки детей и закрасим кружок красным карандашом.

Воспитатель раздает рабочие листы «Берегите зубы»

Воспитатель показывает детям две щетки: взрослую и детскую. Скажите, какую из этих щеток вы выбрали для себя? (детскую). Чем она отличается от второй? (размером).

Зубную щетку надо менять один раз в 3 месяца. Как вы думаете, зубная щетка требует ухода? (да). Где ее надо хранить? (в стаканчике). После того, как почистили зубы, что нужно сделать со щеткой? (помыть). Зачем? (чтобы на ней не осталось микробов).

Дети, а знаете ли вы, как чистить зубы правильно? (выслушав ответы детей). Чистить зубы по всей поверхности сверху-вниз, снизу-вверх и вдоль зубов с наружной и внутренней сторон.

Если все же в зубе появилась дырочка, к какому врачу нужно обратиться? (к стоматологу). Зубной врач высверлит больные участки в зубе заполнит дырочки твердым составом — пломбой, чтобы микробы в них вновь не попали.

Помощник воспитателя вносит в группу посылку. Чтобы узнать кто прислал,надо отгадать загадку:

Лечит маленьких детей

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор (Айболит).

Доктор прислал зашифрованное письмо (мнемотаблица по уходу за зубами). Дети составляют рассказ по мнемотаблице. А еще в посылке зубные щетки. Доктор хочет, чтобы ваши зубы никогда не болели.

Дидактическая игра «Что полезно для зубов?»
Дидактическая игра «Что полезно для зубов?» идактическая игра "Что полезно для зубов?" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Игра поможет детям пяти-шести лет различать.

Тематический план «Недели здоровья» Тематический план: «Чистота – залог здоровья.» «Здоровые зубы – красивая улыбка.» «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу.» «Всем друзьям,.

Последнее обновление: 29.10.2020

Зуб-растет-вторым-рядом1.jpg

Для того чтобы поддерживать красоту и здоровье зубов ребенка, родителям, прежде всего, нужно знать их строение, а также иметь представление о том, чем временные зубки отличаются от постоянных, и какого ухода они требуют. Это поможет избежать многих ошибок, избавив малыша от неприятных ощущений и негативных эмоций, а вас – от лишних хлопот и переживаний.

Молочные зубы у детей: строение, количество, сроки прорезывания

mb4_043.jpg

Зубы (молочные и постоянные) – это костные образования. Они предназначены для совершения процесса механической обработки пищи, так называемого пережевывания, с целью ее подготовки к последующему перевариванию.

Что касается анатомического строения молочных зубов, то оно во многом похоже на строение взрослых зубов, хотя имеются и некоторые важные отличия.

Часть зуба, расположенная над десной, называется коронкой. Поверхности коронок могут быть разной формы в зависимости от того, о каком именно зубе идет речь, но в любом случае у молочных зубов они гораздо меньше по размеру.

Коронка соединяется с корнем посредством шейки – слегка суженной части, вокруг которой в горизонтальной плоскости расположены соединительные волокна, образующие так называемую круговую связку.

Сам же корень находится в небольшом углублении, которое называется альвеолой. Сосуды, обеспечивающие питание зуба и нервы проходят через специальное отверстие в верхушке корня. Большинство людей заблуждается, считая, что молочные зубы не имеют корней. На самом деле, те из них, которые предназначены для пережевывания пищи (моляры) также коренные, только их корни самостоятельно рассасываются ко времени их замены постоянными.

Что же находится внутри коронки? Узнать это помогает фото строения молочного зуба:

  • Любой молочный зубик, так же как и постоянный, покрыт эмалью.

Только у временных зубов она гораздо тоньше и мягче, и не столь минерализована, именно поэтому у детей кариес развивается стремительно и может за несколько недель превратиться в пульпит или периодонтит.

  • Под эмалью расположен дентин, который также значительно тоньше, чем в постоянных зубах

Это очень минерализованная основная ткань, окружающая полость зуба и корневой канал. Она немного уступает по прочности эмали. Дентин в направлении от центра сплошь пронизывают специальные канальцы, через которые передаются импульсы и происходят все обменные процессы.

  • Дентин ближе к корневой системе покрывает цемент, к которому прикреплены волокна связочного аппарата – периодонта.
  • Внутренняя полость коронковой части и корня зуба заполнена пульпой – очень мягкой внутренней тканью, в которой располагаются нервы и кровеносные сосуды.

Она играет главную роль в обеспечении зуба питательными веществами и осуществлении обменных процессов. При удалении пульпы обменные процессы в зубе становятся невозможны.

В молочных зубах объем пульпы значительно больше, а корневые канальца шире, нежели в постоянных.

Кроме особенностей строения молочного зуба, родителей волнуют сроки их прорезывания и то, сколько зубок должно быть в норме в том или ином возрасте малыша. Рассмотрим эти вопросы подробней.

Примерные сроки прорезывания временных зубов

mol-zub.jpg

Когда же ждать появления у малютки зубок? Как правило, первыми режутся у ребенка нижние и верхние центральные резцы. Это происходит в возрасте 6-8 месяцев, но не стоит переживать, если прорезывание слегка затянется.Обращаться к врачам следует лишь, если первый зуб не покажется у вашего чада даже к году.

Верхние и нижние боковые резцы появляются у малышей от 8 до 14 месяцев. После них режутся, как правило, в возрасте 12-16 месяцев, первые моляры. При этом между ними и резцами остается свободное пространство, которое к 16-24 месяцам заполняют клыки. Замыкают процесс вторые моляры, прорезывание которых укладывается в промежуток от 20 до 30 месяцев.

Таким образом, в 2-2,5 года у ребенка в норме должно быть уже 20 молочных зубов:

  • 8 резцов;
  • 4 клыка;
  • 8 моляров.

Помните, что прорезывание зубов, как и рост и развитие детского организма в целом, - индивидуально. Не паникуйте, если к 3 годам ваш малыш еще не имеет всего набора временных зубов. Однако следите за появлением новых с особым вниманием.

А вот если ребенку уже миновал год, а у него еще не показался ни один зуб, стоит проконсультироваться у специалистов и выяснить возможные причины задержки их прорезывания.

Когда бы ни начали появляться у крохи зубки, необходимо с самого раннего детства прививать ему навыки гигиены полости рта. Начинать ее необходимо уже в первые месяцы жизни. Для этого используют специальные силиконовые щеточки, надеваемые на палец или влажные салфетки-напальчники, например, серии «АСЕПТА baby». Когда же малыш подрастет и порадует вас несколькими зубками, можно начинать чистить их с помощью паст, рассчитанных на возраст детей от 0 до 3 лет. Самостоятельной же чистке зубов ребенка стоит обучать после 2 лет, при этом контролируя процесс и наблюдая за тем, чтобы он протекал правильно.

Изучение клинической эффективности применения лечебно-профилактических средств серии «АСЕПТА» при лечении воспалительных заболеваний пародонта у детей и подростков (И.В. Климова)
Климова Ирина Владимировна, к.м.н., доцент кафедры стоматологии детского возраста Новосибирского государственного медицинского университета.
Кафедра стоматологии детского возраста Новосибирского государственного медицинского университета.

Клинический опыт применения серии средств «Асепта»
Фукс Елена Ивановна ассистент кафедры терапевтической и детской стоматологии
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ГБОУ ВПО РязГМУ Минздравсоцразвития России)

Схема: строение зуба.

Строение зуба.

Зуб - это кость, расположенная в альвеолярном отростке челюсти и состоящая из различных твёрдых тканей (эмаль, дентин, цемент) и мягких тканей (пульпа зуба). Анатомически можно выделить следующие части зуба:

  • коронку зуба (выступающая над десной часть зуба);
  • корень зуба (часть зуба, расположенная в челюсти);
  • шейка зуба (условно выделяемая часть зуба, представляющая из себя переходный участок от коронки зуба в корень, покрытый тонким слоем эмали)

Коронковая часть зуба покрыта эмалью, самой твёрдой тканью в организме, состоящей из кристаллов гидроксиапатита. Под эмалью располагается более мягкая и пористая ткань - дентин. На коронке жевательного зуба выделяют бугры и фиссуры. Фиссуры - это естественные углубления на жевательной поверхности зубов между буграми. Глубокие фиссуры часто являются причиной развития кариозного процесса, т.к. в них остаётся много зубного налёта.

Внутри зуба располагается полость, содержащая в своём составе пульпу. Пульпа зуба, в простонародье, "нерв" зуба - это сосудисто-нервный пучок, состоящий из кровеносных сосудов и нерва. Сосудисто-нервый пучок обеспечивает питательную функцию и восполнение состава тканей зуба.

Каждая группа зубов различается по своему строению, форме и выполняемой функцией:

  • резцы - участвуют в откусывании пищи;
  • клыки - обеспечивают "отрывание" и удерживание пищи;
  • моляры и премоляры - участвуют в перетирании пищи, для создания оптимального пищеварительного комка.

Прорезывание зубов у детей.

Схема: прорезывание зубов у детей. Сроки смены молочных зубов на постоянные.

У человека, как и у почти всех млекопитающих, в процессе жизни зубы прорезываются дважды. Первые зубы, появляющиеся у ребёнка в возрасте 6 - 9 месяцев, из-за цвета называют "молочными", так как они имеют нежно белый (молочный) цвет.

Перед тем как показаться в полости рта зубик натягивает слизистую оболочку (зуб можно легко нащупать пальцем), после чего прорывает её и появляется в полости рта. У некоторых детей в месте где предстоит прорезаться молочному зубу образуется маленька "шишечка" синюшного цвета с прозрачным содержимым. Это киста прорезывания, образующаяся над будущим зубом. Несмотря на грозное название, в большинстве случаев, это проходит БЕЗ вмешательства со стороны врача. Киста прорывается и появляется долгожданный зубик. Прорезывание первых зубов у ребёнка это всегда особенное и радостное для родителей событие, но оно часто сопровождается неприятными ощущениями и зудом дёсен: поэтому ребёнок капризен и плаксив, может плохо спать, всё тянет в рот, чтобы "почесать" дёсны и ускорить процесс прорезывания. Возможно даже незначительное повышение температуры тела у ребёнка на фоне прорезывания зубов. Для представления последовательности проревывания зубов в полости рта у малыша приведена схема прорезывания молочных зубов у детей. Более детально узнать о последовательности прорезывания и смены молочных зубов можно прочитав статью "Зубы у детей от 0 до 3 лет. Когда появляются и режутся первые зубы у детей?"

В возрасте пяти лет начинается постепенная замена молочных зубов на постоянные: под "натиском" новых постоянных зубов корни молочных зубов рассасываются и молочный зуб выпадает (точнее выпадает коронка зуба, так как корень рассасался). Именно поэтому после выпадения молочного зуба у него нет корней - отсюда и обывательское мнение, что у молочных зубов нет корней. В пять лет первым часто прорезывается первый постоянный жевательный зуб позади всех молочных зубов. Родители часто воспринимают этот зуб за молочный, так как его прорезывание не сопровождается выпадением какого-либо молочного: создаётся впечатление что у ребёнка 24 молочных зуба.

Смена молочных зубов на постоянные завершается в возрасте 13 лет. К этому возрасту у ребёнка во рту обычно 24 зуба, по 6 зубов с каждой стороны челюсти: центральный и боковой резцы, клык, первый и второй премоляры и моляр. Далее у подростка прорезываются второй и третий моляры. Последний часто называют зубом "мудрости" и прорезывается он не раньше 17 - 18 лет. У некоторых людей зубы "мудрости" не прорезываются вообще, так как являются рудиментарными.

Отличие молочных зубов от постоянных.

Кариес молочных передних зубов у ребёнка.

В отличие от постоянных зубов "срок службы" молочных зубов значительно меньше. Рассасывание корней зубов начинается через 2 - 3 года после их прорезывания в полости рта и продолжается до момента их выпадения.

Вопреки расхожему мнению, в молочных зубах, также как и в постоянных, есть корни и нерв (пульпа). Корни удерживают зуб в кости. Под молочным зубом располагается зачаток постоянного. По мере прорезывания, постоянныхй зуб стимулирует рассасывание корней молочного зуба и к моменту выпадения у молочного зуба остаётся только коронка.

Так как у молочных зубов (как и у постоянных) есть нерв (пульпа), они могут болеть, если инфекция из кариозной полости попадает в полость зуба, вызывая развитие пульпита (воспаления нерва зуба).

392мерами и строением.

  • Молочные зубы меньше постоянных зубов и имеют менее массивные корни;
  • Молочные зубы имеют более сложную анатомическую структуру корневых каналов, что приводит к более трудоёмкому процессу лечения, нежели в постоянных зубах;
  • твёрдые ткани молочных зубов менее минерализованы и обладают меньшей устойчивостью к истиранию и развитию кариозного процесса.
  • твёрдые ткани молочных зубов значительно тоньше чем у постоянных: воспалительный процесс быстро достигает нерва зуба;

Зачем нужны молочные зубы?

Молочные зубы участвуют в развитии таких функций у ребёнка как жевание и произношение звуков. Без них было бы невозможно пережёвывание жёсткой пищи. Не последнюю роль играет эстетический компонент.

Также молочные зубы удерживают пространство в зубном ряду для постоянных зубов. Прорезывание молочных зубов стимулирует первичный рост челюстей. Вторая волна роста челюстей начинается в период замены молочных зубов на постоянные. Раннее удаление молочных жевательных зубов приводит к смещению соседних зубов в область отсутствующего и формированию скученности зубов в будущем!

Развитие зуба.

Начало формирования зачатков молочных зубов у плода начинается на 4 - 5 месяце внутриутробного развития. Именно поэтому, заболевания мамы в этом периоде, приводят к нарушению различных этапов развития зубов, например, происходит нарушение минерализации зуба. В результате эмаль может стать слабой и хрупкой. Приём некоторых медикаментов в этом периоде также может сказаться на развитии зубов. Например, если мама лечилась антибиотиками тетрациклинового ряда, зубы у ребёнка будут тёмно желтого или даже коричневого цвета (так называемые тетрациклиновые зубы).

Минерализация эмали начинается во внутриутробном периоде и продолжается в течение 6 месяцев после рождения. Минерализация коронковой части зубов успевает пройти внутриутробно, тогда как минерализация пришеечной области резцов, клыков и моляров продолжается после рождения, в абсолюно новых и не всегда благоприятных условиях. На процесс минерализации могут оказать своё негативное влияние характер и режим питания, социальные условия жизни и различные заболевания ребёнка (ОРЗ, кишечные инфекции и функциональные заболевания). Именно поэтому пришеечная область является наиболее уязвимым и типичным местом для возникновения "бутылочного" кариеса молочных зубов.

Молочные зубы у взрослых.

Под каждым молочным зубом располагается соответствующий зачаток постоянного зуба. По мере развития и роста зачатка постоянного зуба происходит рассасывание корней молочных зубов из-за оказываемого на них давления. Если по каким-либо причинам зачаток постоянного зуба отсутствует или перестаёт развиваться, то корни молочных зубов рассасываться не будут. В результате "детские" зубы сохраняются у взрослых в прикусе постоянных зубов. По научному такие зубы называются "персистентными" (от лат. persistere - оставаться).

Что делать с таким "приветом" из детства: удалять или сохранять? Этот вопрос решается индивидуально в каждом конкретном случае и только после тщательного обследования. Необходимо сделать рентгеновский снимок зуба, чтобы увидеть если ли зачаток постоянного зуба. Ведь, если зачаток постоянного отсутствует, то желательно сохранить молочный зуб: пусть послужит сколько сможет. Если же под молочным зубом расположен зачаток постоянного зуба, который в силу какой-либо причины не смог протолкнуть над собой молочный зуб, имеет смысл попробовать простимулировать его рост.

«Что мы знаем о зубах» Автор: Антропова Е.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Что мы знаем о зубах» Автор: Антропова Е.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Колокольчик», г. Гагарин, Смоленской области

Красивая улыбка говорит о том, что у вас крепкие, здоровые зубы

Зачем зубы животным? Чтобы защищаться, цепляться за льдины, перетаскивать тяжести, откусывать и пережёвывать пищу.

Зубы- самые твёрдые части нашего организма. Они нужны нам, чтобы откусывать и пережёвывать пищу. Кроме того, чистые, белые, здоровые зубы украшают лицо. Во время еды вы должны тщательно пережевывать пищу. От этого она лучше смачивается слюной. Измельченную пищу легче проглотить, и она быстрее переваривается в желудке.

Смена зубов у человека – естественный процесс

Апельсиновый сок портит эмаль зубов. Если эмаль треснет, на зубе появляются дырочки. Зуб начинает портиться. Зубы могут заболеть оттого, что между ними задерживаются и загнивают остатки пищи! Курение опасно для зубов

Особенно быстро разрушаются зубы если вы грызете орехи, сахар, твердые конфеты или карандаши. Еще зубы могут портиться и оттого, что сразу после горячей пищи вы пьете, например холодную воду.

Продукты, вредные для зубов.

Для того чтобы зубы не портились, необходимо правильно питаться. Нужно употреблять в пищу молочные продукты ( молоко, творог), черный хлеб, овощи и фрукты.

Мы уже говорили с вами о необходимости соблюдать правила личной гигиены. Одним из важных правил является уход за зубами. Каждое утро и вечером перед сном нужно чистить зубки щёткой и зубной пастой.

Зубная щетка « выметет» остатки пищи, а зубная паста или зубной порошок очистит зубы и рот от микробов. Зубы снова станут белыми, блестящими и гладкими. У каждого из вас должна быть своя зубная щетка

Ухаживайте за своими зубами ежедневно и тогда ваши зубки будут крепкими, а улыбка белоснежной!

Улыбайтесь на здоровье




Логотип

Логотип

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей


Розыгрыш ЦЕННЫХ ПРИЗОВ среди ВСЕХ участников
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Антропова Евгения АнатольевнаНаписать 1938 18.02.2018

Номер материала: ДБ-1216044

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Презентации
    18.02.2018 609
    18.02.2018 353
    18.02.2018 580
    18.02.2018 226
    18.02.2018 2173
    18.02.2018 377
    18.02.2018 154
    18.02.2018 1801

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов.

Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов

Зубы, dentes, представляют окостеневшие сосочки слизистой оболочки, служащие для механической обработки пищи. Филогенетически зубы происходят из рыбьих чешуи, растущих по краю челюстей и приобретающих здесь новые функции. Вследствие изнашивания они неоднократно замещаются новыми, что нашло свое отражение в смене зубов, которая у низших позвоночных происходит многократно в течение всей жизни, а у человека два раза: 1) временные, молочные, dentes decidui, и 2) постоянные, dentes permanentes. Иногда бывает 3-я смена. (Наблюдался случай 3-й смены зубов у 100-летнего мужчины).

В строении чешуи акул видны важнейшие части зуба — эмаль и дентин, так что можно говорить о гомологии зубов в процессе эволюции от акуловых рыб до человека. В ходе эволюции у рептилий зубы приобретают более прочное положение в челюстях, вследствие чего в зубе начинают различать часть, сидящую в ячейках челюсти, — корень и наружную часть — коронку, служащую для механической обработки пищи. При этом имеющее место при наземном существовании разнообразие пищи и развитие жевательного аппарата определяют развитие и специализацию зубов. В результате вместо однообразных конических зубов рыб, служащих лишь для задержки пищи, у млекопитающих появляются различные формы, приспособленные к разным видам захватывания пищи и ее обработки, а именно: для разрывания (клыки), резания (резцы), раздробления (премоляры) и растирания (моляры).

Человек, относящийся к всеядным, сохранил все эти виды зубов. Однако в связи с перенесением хватательной функции с челюстей на руки у него наблюдается уменьшение величины челюсти и числа зубов. Так, у плацентарных млекопитающих число зубов достигает 44. У широконосых обезьян Нового Света зубов меньше: 36, а у узконосых обезьян Старого Света и человека их еще меньше :г2 • 1 • 2 • 3 = 32, причем у человека наблюдается резкое запаздывание развития 3-го коренного зуба (зуба мудрости), что отражает тенденцию к регрессу зубов. В качестве аномалии описан случай беззубости у. человека.

Зубы явились первыми твердыми структурами в теле древнейших позвоночных, возникшими раньше других частей скелета. Палеонтологи узнали о возникновении позвоночных в конце палеозоя только потому, что от этого времени до нас сохранились лишь зубы. Так как форма их соответствует способу питания и образу жизни, то палеонтолог может определить по зубам ископаемые формы животных и человека.

Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов

Развитие зубов.

Развитие зубов у человека начинается приблизительно на седьмой неделе эмбриональной жизни. К этому времени в области будущих альвеолярных отростков верхней и нижней челюсти возникает утолщение выстилающего ротовую полость эпителия, который начинает врастать в виде дугообразной пластинки в подлежащую мезенхиму. Вскоре эта эпителиальная пластинка, продолжая расти в глубину, разделяется по своей длине на две вторичные пластинки, расположенные по отношению друг к другу почти под прямым углом.

Передняя, или щечно-губная, пластинка в дальнейшем расщепляется и превращается в открытую складку эпителия, отделяющую губу и щеки от десны и ведущую, следовательно, к образованию преддверия ротовой полости. Задняя, зубная, пластинка принимает более вертикальное положение. По краю этой пластинки возникают разрастания эпителия, принимающие форму колбо-видных выпячиваний и являющиеся зачатками молочных зубов. Эти выпячивания называются зубными колбами, или эмалевыми органами. После образования эмалевых органов зубная пластинка продолжает расти в глубину таким образом, что эмалевые органы оказываются расположенными на ее передней (т. е. обращенной к губе или щеке) стороне.

Развивающийся эмалевый орган приобретает вскоре после своего возникновения форму чаши или колокола, причем соответствующее углубление оказывается заполненным мезенхимой, образующей сосочек зубного зачатка.

Эмалевые органы постепенно утрачивают связь с зубной пластинкой, и зубные зачатки становятся при этом совершенно обособленными.

В обособившихся зубных зачатках возникают составные части зуба таким образом, что клетки эпителия дают начало эмали, из мезенхимной ткани сосочка образуются дентин и пульпа, а из мезенхимы, первоначально окружающей эмалевый орган в виде зубного мешочка, возникают цемент и корневая оболочка.

По мере роста в длину зубного зачатка становятся все более высокими и костные стенки альвеолы.

Зубы расположены в ячейках альвеолярных отростков верхней и нижней челюсти, соединяясь при помощи так называемого вколачивания, gomphosis (gomphos, греч. — гвоздь) (название неправильное, так как на самом деле зубы не вколачиваются снаружи, а вырастают изнутри — пример формализма в описательной анатомии). Ткань, покрывающая альвеолярные отростки, носит название десен, gingivae. Слизистая оболочка здесь посредством фиброзной ткани плотно срастается с надкостницей; ткань десен богата кровеносными сосудами (поэтому сравнительно легко кровоточит), но слабо снабжена нервами.

Желобоватое углубление, находящееся между зубом и свободным краем десны, называется десневым карманом.

Читайте также: