Зуб это живой организм

Опубликовано: 27.04.2024

Класс: 2

Цель: Сформировать понятие о строении зубов, наличии у человека временных и постоянных зубов и их естественной смене.

1. Введение в урок. Повторение

1) Выполняем упражнения “Для чего нужны зубы”, “Что есть во рту”.

2) Как вы думаете, на самом ли деле зуб – живой орган?

Слушаем версии детей. Создаем ситуацию успеха у детей.

Разрыв – от знания переходим в поиск, что же мы не знаем.

2. Какие виды зубов, их функции вы знаете?

Поговорим о зубах, и вы узнаете, живой ли орган зуб.

Упражнение 1 “Ткани зубов”.

Материалы: Схема строения зуба: красный, желтый, коричневый, голубой карандаши.

1) Ткани зубов, их расположение и функции, временные и постоянные зубы, их строение.

Виды зубов и их функции.

Зубы человека не одинаковы по форме и функции. В передней части полости рта расположены резцы – зубы с режущим краем, которые выполняют функцию откусывания пищи. По бокам от резцов находятся клыки – конусовидные зубы, предназначенные для отрывания кусочков пищи. Далее располагаются малые коренные зубы (премоляры) и большие коренные зубы (моляры). Эти зубы более крупные. У них есть жевательная поверхность, и они имеют более одного корня. На жевательной поверхности таких зубов имеются углубления, называемые фиссурами. Эти зубы измельчают и перемалывают пищу.

Временные и постоянные зубы.

У человека два комплекта зубов:

– временные зубы – их 20

– постоянные зубы – от 28 до 32.

Временные зубы играют важную роль в развитии постоянных зубов:

– они сохраняют пространство для них

– направляют их рост.

По своему строению временные зубы схожи с постоянными. Однако от постоянных они отличаются меньшими размерами и беловато-голубоватым цветом. Поэтому их часто называют молочными.

Когда ребенок рождается, в челюстях имеются зачатки всех временных и 16 постоянных зубов. Зачатки же остальных постоянных зубов формируются в первые годы жизни. В возрасте 3 лет ребенок имеет зачатки всех постоянных зубов, которые располагаются в челюстях над корнями временных зубов на верхней челюсти и под корнями временных зубов на нижней челюсти.

Временные зубы начинают прорезываться в возрасте 6 месяцев. Сначала, как правило, появляются нижние резцы. К 2,5–3 годам у ребенка должны прорезаться все 20 временных зубов.

В возрасте 5–6 лет у ребенка появляются первые постоянные зубы – шестые. Эти зубы прорезаются на свободном месте позади временных зубов, поэтому их часто принимают за временные.

С 6 до 12 лет временные зубы меняются на постоянные. Когда постоянные зубы готовы к росту, корни временных зубов растворяются и временные зубы выпадают. Тогда у постоянных появляется возможность занять освободившееся место. Этот процесс происходит в строго определенной последовательности, парно и своевременно. Сначала меняются нижние резцы, затем резцы верхней челюсти и так далее.

К 12–14 годам у человека должны прорезаться постоянные зубы за исключением “зубов мудрости”. “Зубы мудрости” появляются в средней от 16 до 25 лет.

2) Работа по схеме строения зуба.

Раскраска: красный – пульпа, желтый – дентин, коричневый – корень, голубой – эмаль.

Упражнение 2 “Когда выпадает зуб”.

1) В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.

– Что же вы делаете с выпавшим зубом? Когда у вас выпал первый зуб (слушаем детей) и что вы чувствовали при этом?

2) Традиции, связанные с выпадением зубов, опыт, который приобрели дети (выполнение рисунков).

3) Обсуждение рисунков детей “Обычаи, связанные с выпадением зубов”.

Беседа. Слушаем рассказы детей, готовивших дома информации.

Испанские обычаи. Обычная история, связанная с выпадением зубов у маленьких детей, такова: маленький мышонок Ратонсито уносит зуб и приносит ребенку деньги. Обычай таков: дети кладут вечером свой зуб под подушку, ночью приходит мышонок и приносит ребенку деньги или поджарок. В некоторых странах (Испания, Колумбия) мышонка зовут Ратонсито Перес или господин мышонок Перес.

Другой обычай: надо забросить зуб на крышу дома и рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, взять зуб и принести ребенку новый. Стишок звучит так: “Маленький мышонок, маленький мышонок, возьми зуб и дай мне новый”. (Считают, что временный зуб должен принадлежать мышонку, потому что он хрупкий и не постоянный, и мышонок принесет взамен постоянный зуб).

Корейский обычай. Когда ребенок теряет зуб, он бросает зуб на крышу и говорит: “Черная птица, черная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый”. (Черная птица символизирует удачу).

Китайский обычай. У некоторых китайских детей существует следующий обычай: если ребенок теряет верхний зуб, то он бросает его на крышу, если нижний – под кровать. Делая это, ребенок надеется получить новый зуб.

Японский обычай. Когда ребенок теряет зуб, он бросает его в воздух (или на крышу) и кричит: “Превратись в зуб Они”. Они – японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.

Японский и индонезийский обычаи. Обычай похож на китайский. Разница в том, что здесь делают наоборот: если выпадает нижний зуб, то его бросают на крышу, если верхний – под кровать или под крыльцо.

– Что происходит после выпадения зуба? (на его месте растет новый зуб).

– Это постоянный зуб, который будет служить вам всю жизнь. Смена зубов – это естественный процесс.

2) Работа с зеркалами.

– При помощи зеркала рассмотрите у себя временные и постоянные зубы.

– Чем они отличаются? (Постоянные зубы больше по размеру, временные в отличие от постоянных имеют бело-голубой цвет).

– А теперь, посчитайте количество временных и постоянных зубов, расскажите, сколько у человека временных и постоянных зубов.

3. Рефлексия

– Что же нового для себя узнали вы на уроке, к каким выводам пришли, что еще хотите узнать. (Ответы детей, определение темы следующего урока).

Для некоторых людей факт того, что зубы не являются костями, может стать большой новостью. Зубы и кости являются тканями человеческого тела, обладают высокой прочностью и окрашены в белый цвет. Но на этом их схожие черты заканчиваются и между ними больше нет ничего общего. Прозвучит неожиданно, но зубы в большей степени являются кожей, чем костями. А причиной тому является состав тканей, их структура и прочие особенности. В рамках данной статьи предлагаю вам выяснить, какая разница есть между зубами и костями, что из них прочнее и какие изменения произойдут с человеком, если из его тела полностью исчезнут кости. Мы этого даже не осознаем, но кости являются одними из самых главных частей нашего тела и без них мы попросту не могли бы существовать.


Вопреки мнению некоторых людей, зубы — это не кости

Состав зубов и костей

Первым делом стоит рассказать о составе зубов и костей. Несмотря на одинаковый внешний вид и относительно те же физические свойства, эти ткани человеческого организма имеют разный состав. Также они обладают своими уникальными свойствами. Зубная эмаль очень прочна, чего нельзя сказать о костях. Зато кости скелета способны восстанавливаться после перелома, чем не могут похвастаться зубы.

Из чего состоят зубы?

Зубы в основном состоят из различных минералов вроде фосфора и кальция. Внешняя оболочка зуба называется эмалью и это — самая крепкая ткань в человеческом организме. Эмаль имеет эпителиальное происхождение, то есть изначально представляет собой ткань из плотно прижатых друг к другу клеток. Клетки, из которых образуется прочная эмаль, называются энамелобластами. Образовавшись единожды, эмаль зуба не может восстановиться. Именно поэтому зубы не срастаются при поломке.


Эмаль нужна, чтобы защищать зубы от повреждений

Из чего состоят кости?

Кости же состоят из живой и растущей ткани, именуемой как коллаген. Он необходим для придания костям гибкости. Пространство между коллагенами заполнено кальцием, который придает костям прочность. Гибкость и прочность необходимы нашему скелету для того, чтобы выдерживать нагрузки, которые он испытывает на протяжении всей жизни человека. А без скелета человек бы попросту не мог жить. Мало того, что он похудел бы на целых 15%, но и не мог бы ходить. Если бы люди могли жить без скелета, мы бы просто медленно ползали по земле, используя исключительно мышцы тела.


Скелет — это каркас человеческого тела

Что внутри зуба и костей?

Различие между зубами и костями также заключается в том, что находится у них внутри. Внутри каждого зуба находится так называемая пульпа — соединительная ткань, которая содержит в себе нервы, артерии и вены. Пульпа заполняет всю внутреннюю полость зубов и протягивается до кости челюсти. Когда эмаль повреждается, находящиеся в пульпе нервы начинают раздражаться, что и вызывает сильную боль. Но иногда боль возникает не только из-за кариеса. Бывает так, что эмаль просто становится тонкой и человек испытывает неприятные ощущения из-за горячих или холодных напитков и воздуха.


Зубная боль возникает из-за нервов в пульпе. Иногда эти нервы удаляют

А внутри костей находится костный мозг, который играет важную роль в производстве клеток крови. Также к костям идут множество артерий, которые питают их кровью. Ну и наконец, кости считаются самым большим хранилищем кальция и фосфора.

Вот вам еще пара очевидных различий между зубами и костями, о которым мы даже не задумываемся:

  • зубы необходимы нам для того, чтобы мы могли издавать различные звуки, в то время как кости максимум могут скрипеть;
  • зубы человека выставлены напоказ и помогают передавать эмоции и несут эстетическую функцию, в то время как кости спрятаны под кожей.

Все эти особенности актуальны и для животных. В их организмах зубы тоже не являются костями и никаких исключений в этом плане нет и не было.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта!

Если вам хочется узнать еще больше фактов о зубах, рекомендую ввести в поисковую строку «зубы» — вам будут показаны интересные статьи на эту тему. На нашем сайте есть много материалов на эту тему и при написании некоторых из них я и сам был удивлен. Например, в этом материале я рассказал о том, что усиленная работа иммунитета может серьезно навредить зубам. А ведь многие люди считают, что чем сильнее работает иммунитет, тем лучше для человеческого организма. Оказывается, в этом деле есть весьма интересные и неожиданные исключения. В общем, рекомендую к прочтению!

Зубы человека: анатомия, строение, функции

Зубы человека: анатомия, строение, функции

Эта статья расскажет Вам:

  • что такое человеческие зубы;
  • из чего они состоят и как различаются;
  • какие функции возлагаются на зубы.

Зубы играют важную роль в человеческом организме. Первоначально зубы человека были больших размеров и выполняли одну главную задачу – измельчение пищи (чаще, твердой и грубой). Но с развитием человека и общества зубные единицы стали рассматриваться не только, как устройства для пережевывания пищи, но и как эстетическая составляющая внешности успешных людей. Исчезновение из рациона первобытной пищи и достижения стоматологической науки позволяют сегодня любому желающему иметь здоровый и привлекательный зубной ряд.


Несмотря на то, что практически все люди стремятся к тому, чтобы иметь красивую белоснежную улыбку, ежедневно очищают зубной ряд и периодически посещают стоматолога, мало кто задумывается о происхождении и строении зубных единиц. Их тридцать две на двух челюстях, они белого цвета, блестят, могут болеть… Пожалуй, на этом общие познания заканчиваются. Но знать, что из себя представляет зуб, полезно всем.

Зубными единицами называются костные образования в ротовой полости, выполняющие механическую обработку, захватывание и удержание пищи. Вместе с языком, губами и мышцами зубные единицы входят в жевательный аппарат человека. Их рост и развитие обусловлены генетикой. Расположение зубных единиц на челюстях и время их прорезывания во многом зависит от наследственности.

Функции зубов

Изначально зубы человека, как и животного, были настроены только на первичную механическую обработку пищи, упрощающую процесс пищеварения. Чем мельче кусочки пищи, попадающие в желудок, тем легче идет процесс переваривания еды и усвоения полезных веществ.

Второй важной функцией зубных единиц человека является формирование звуков и постановка речи. Если ребенок в раннем возрасте теряет хотя бы один резец, скорее всего, впоследствии похода к логопеду не избежать. Некоторые звуки просто невозможно произносить без помощи зубных единиц. Отсутствующие передние зубы нередко становятся причиной картавости и шепелявости.

Третьей функцией зубного ряда считается эстетика. Красивые зубные единицы свидетельствуют о физическом и моральном здоровье их обладателя. А неправильный прикус или потеря коренной единицы влечет за собой деформации формы лица (увеличение щеки, искривление носа и т.д.).

Классификация зубов

Зубные единицы имеют разные формы – это, наверное, замечали все. И, зависимо от формы, разнится их назначение. Существует четыре основных типа:

  • Резцы — передние зубы,прорезаются первыми у детей, применяются для разрезания и захватывания пищи;
  • Клыки — конусовидные зубы, служат для удержания и разрывания пищи
  • Премоляры – применяются для измельчения и пережевывания пищи (малые коренные)
  • Моляры (большие коренные) — дистальные (задние) зубы, служат для пережевывания пищи, насчитывают чаще два корня на нижней челюсти и три – на верхней.

Принято выделять непостоянные (молочные) и постоянные (коренные зубы).


Молочные зубные единицы являются первым комплектом зубов человека. Это название закрепилось за ними, потому что они прорезаются в период, когда ребенок питается молоком из материнской груди. Анатомия зуба непостоянного типа мало отличается от анатомии постоянного. Но выделяют три основных отличия:

  • меньший размер;
  • малая насыщенность зубных тканей минералами;
  • укороченные корни и слабое крепление в альвеоле.

Малый размер обусловлен небольшим объемом челюсти ребенка, слабая минерализация снижает сопротивляемость кариесу, а строение корней, не позволяющее зубным единицам крепко держаться, способствует не слишком болезненному выпадению в назначенный период.

Анатомия постоянных зубов


Стандартная анатомия зубов исчисляется тридцатью двумя коренными единицами. Однако зачастую «восьмерки», завершающие формирование зубного ряда взрослого человека, портят статистику, могут быть удалены или не прорезаться вовсе, и в итоге человек обнаруживает у себя во рту всего двадцать восемь или тридцать единиц. Для удобства стоматологи делят челюсти пополам, получая две нижние и две верхние четверти с левой и с правой стороны. Если четвертинка состоит из восьми зубов, то в самой глубине челюсти прорезался зуб мудрости, ближе к центру ряда располагаются моляры (две штуки) и премоляры в таком же количестве, за ними следует один клык (клыки представлены в количестве всего четырех штук на обеих челюстях) и резцы (боковой и центральный).

Строение зубов


Строение зуба человека не представляет сложности. Выделяют три главных составляющих зубной единицы – это коронка, шейка и корень. Обычно, когда речь заходит о зубных единицах, имеется в виду коронка – единственная видимая человеческому глазу зубная часть. Она возвышается над десной и защищает внутреннюю зубную полость, а покрывает ее зубная эмаль – самая твердая ткань человеческого организма. Зубная шейка – это место перехода коронки в корень, она находится под десной. Под действием некоторых заболеваний шейки могут оголятся и становиться видимыми. Корень зуба располагается в зубной лунке (альвеоле). Индивидуальное строение зуба подразумевает разное количество корней – от одного до трех, а иногда до пяти (отдельные «восьмерки» могут обладать четырьмя или пятью корнями).

Строение зубных тканей

Строение зубов с точки зрения гистологии (науки, изучающей ткани живых организмов) выглядит таким образом:

  1. Эмаль – самый верхний зубной слой, изначально покрытый кутикулой. Под воздействием слюны на нем образуется защитная оболочка – пелликула.
  2. Дентин – это зубная основа. По строению очень схож с костью, но его прочность повышается за счет насыщенности минералами. Дентиновый слой скрывается под эмалью, а в тех местах, где эмали анатомически нет, его защищает цемент.
  3. Пульпа – представляет собой соединительную ткань, имеющую губчатое строение и пронизанную нервами и сосудами.
  4. Цемент – костная ткань, покрывающая шейку и зубной корень, и фиксирующая зубную единицу в альвеоле.

На фото представлен вид зубной единицы в разрезе


Важную роль для зубных единиц выполняют десны. Они удерживают их, уменьшают жевательные нагрузки на зубные ткани, защищают от патологических изменений, помогают поддерживать чувствительность зубных единиц.

Профессиональная нумерация зубов


Система нумерации зубных единиц разработана стоматологами для упрощения диагностики и конкретизации информации в амбулаторной карте пациента. И этот факт был бы неинтересен рядовому пациенту, если бы не особенности этой самой нумерации. Нередко пациенты стоматологических клиник слышат, что у них есть тридцать девятая или сорок пятая зубная единица. Но всего-то их вырастает тридцать две.

Наибольшей популярностью у специалистов стоматологического дела пользуется двухцифровая система нумерации Виола, принятая в 1971 году. Зубные единицы начинают нумероваться не с цифры «1», а с «11». Челюсти делят пополам и получают четыре зубных блока. Нумерация начинается с правого верхнего блока (11-18), затем считают левый верхний (21-28), далее идет левый нижний (31-38) и правый нижний (41-48). Считают от первого резца до третьего моляра. Молочный зубной ряд нумеруется по тому же принципу, начиная с цифры «51».

Вы хотите попасть на прием к проверенному квалифицированному стоматологу?


Если Вы пребываете в поисках хорошей стоматологической клиники в Харькове, куда можно обратиться без сомнения и страха выбросить деньги на ветер, не получив желаемого результата, мы ждем Вас в ««МистоДентал Plus».

У нас работает команда первоклассных специалистов, готовая оперативно прийти к Вам на помощь. Лечение и диагностика в клинике проводятся на европейском уровне с использованием самых качественных материалов и приборов, а также новейшего оборудования, обеспечивающего безопасность и безболезненность лечебных мероприятий. Наши двери всегда открыты для Вас!

схема зуба

  • Время чтения статьи: 1 минута
Часто в кабинете стоматолога можно услышать фразу наподобие: "Так, верхнюю двойку вылечим, тройку не трогаем, а вот 35 зуб придется удалить". Возможно, вы и сами, обращаясь на прием, заявляете, что у вас болит "четверка", зная, что это за зуб. Но очень многих пациентов подобные выражения ввергают в полное недоумение. Какой 35 зуб, их же вроде 32? Какая такая двойка? Чтобы не теряться в кресле врача и понимать, о чем идет речь, не требуется изучать горы литературы. Достаточно один раз разобраться, что откуда вытекает, тем более, что это очень интересно. Стоматологи, как и представители любой другой медицинской специальности, имеют свой профессиональный язык. Единые стандарты нужны, чтобы оформлять карту пациента без путаницы, чтобы любой другой доктор понять особенности строения полости рта и продолжить лечение.

Строение челюсти человека: зубы и их формула

Называя одну цифру в отношение любого зуба, врач-стоматолог имеет ввиду его анатомо-функциональную принадлежность. Если условно разделить зубной ряд на две половинки и начать отсчет от первого резца, то получится по 8 зубов в каждую сторону (сверху и снизу). Первый резец - это единичка. Второй, соответственно, двойка. И так до последнего моляра, который зовется восьмеркой. Если врач говорит - нижняя семерка слева, значит, речь идет о нижнем левом втором коренном зубе. Как видите, все очень просто!

Это можно выразить схематично следующим образом (постоянные зубы):

схема постоянных зубов

У молочных зубов все то же самое, только зубы обозначаются римскими цифрами (премоляров во временном прикусе нет):

схема молочных зубов

Что касается двузначных обозначений, они были придуманы для того, чтобы упростить письменные записи истории болезни. Вышеописанная сохраняется, но перед числом появляется цифра, обозначающая, на какой челюсти и с какой стороны находится зуб. Условно полость рта делится на сегменты - верхний правый (цифра 1), верхний левый (цифры 2), нижний левый (цифра 3), нижний правый (цифра 4). Как вы заметили, отчет ведется, начиная сверху справа и по часовой стрелке. Сначала пишется сегмент, а затем номер зуба. Например, третий клык сверху справа будет обозначаться как 13 зуб. Нижний резец слева - 32 зуб. У детей сегменты обозначаются цифрами с 5 по 8, чтобы не путать молочный прикус с постоянным. Возьмем тот же третий клык справа. У ребенка он будет обозначаться как 53 зуб. И так дальше по аналогии. Главное, всегда начинайте отчет с правой стороны сверху, тогда не запутаетесь. Это вам не улитки, у которых 25 тыс. зубов! Представляете себе их зубные формулы?

Анатомическое строение зуба

С порядком расположения зубов мы разобрались. Дальше - интереснее! Ведь зуб - это уникальный орган, задуманный природой для осуществления очень важных функций, в первую очередь, жевания. Чтобы прочно удерживаться в кости челюсти, нужен корень. Самый длинный корень - у клыка. Зубы могут быть однокорневыми и многокорневыми. Строение верхних зубов (моляров) несколько сложнее, чем у нижних, так как у них 3 корня. Особенно много вариаций числа и вида корней у "зубов мудрости". А вот видимую часть зуба, выступающую над десной, называют коронкой. Она имеет разную форму у резцов, клыков и моляров, чтобы выполнять функции откусывания, размельчения или пережевывания пищи. Границей между коронкой и корнем служит шейка зуба. Ее обычно не видно, но она может оголяться при некоторых заболеваниях (пародонтозе и т.д.). Рентгенограмма является своеобразным фото строения зуба и даст вам понятие о том, каково положение дел в полости рта.

Гистологическое строение зуба

Особая твердость зубов обусловлена их строением. Снаружи коронка покрыта эмалью, основу которой составляют кристаллы гидроксиапатита. На 96% эмаль состоит из неорганических веществ, поэтому она такая твердая (что, впрочем, не говорит о том, что на зубах можно ставить эксперименты, испытывая их на прочность). А вот у дентина, который находится под эмалью, содержание неорганических веществ намного меньше - около 70%. Он мягче, поэтому и разрушается при кариесе сильнее, чем эмаль. Внутри зуба находится полость, заполненная сосудисто-нервным пучком, или пульпой. Весь богатый спектр болевых ощущений при углублении кариозного процесса связан именно с ней. В пульпе кроме нервных волокон расположено еще и большое число кровеносных сосудов, через которые инфекция из пораженного зуба распространяется по организму. Вот почему так опасно оставлять не леченными стоматологические болезни.

Строение молочных зубов

Временный прикус отличается от постоянного не только числом зубов (во временном их 20). Молочные зубы имеют голубоватый отлив коронки, которая к тому же намного шире, чем корень. Минерализация эмали у ребенка меньше, поэтому кариес поражает их очень быстро, да и пульпа занимает больше места по сравнению с постоянными зубами. Каналы у молочных зубов шире, легче проходимы для инструментальной обработки, а сами корни имеют закругленную форму. Особенности строения молочных зубов обусловливают их быстрое разрушение в случае проникновения инфекции внутрь и очень сильные боли у ребенка, поэтому в детском возрасте навещайте стоматолога своевременно.

Знание особенностей строения зубов поможет вам быстрее найти общий язык со стоматологом и увереннее чувствовать себя при обсуждении вопросов лечения. Вы сможете лучше ориентироваться в производимых врачом манипуляциях и уточнять все интересующие вас моменты с пониманием сути происходящего.

Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов.

Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов

Зубы, dentes, представляют окостеневшие сосочки слизистой оболочки, служащие для механической обработки пищи. Филогенетически зубы происходят из рыбьих чешуи, растущих по краю челюстей и приобретающих здесь новые функции. Вследствие изнашивания они неоднократно замещаются новыми, что нашло свое отражение в смене зубов, которая у низших позвоночных происходит многократно в течение всей жизни, а у человека два раза: 1) временные, молочные, dentes decidui, и 2) постоянные, dentes permanentes. Иногда бывает 3-я смена. (Наблюдался случай 3-й смены зубов у 100-летнего мужчины).

В строении чешуи акул видны важнейшие части зуба — эмаль и дентин, так что можно говорить о гомологии зубов в процессе эволюции от акуловых рыб до человека. В ходе эволюции у рептилий зубы приобретают более прочное положение в челюстях, вследствие чего в зубе начинают различать часть, сидящую в ячейках челюсти, — корень и наружную часть — коронку, служащую для механической обработки пищи. При этом имеющее место при наземном существовании разнообразие пищи и развитие жевательного аппарата определяют развитие и специализацию зубов. В результате вместо однообразных конических зубов рыб, служащих лишь для задержки пищи, у млекопитающих появляются различные формы, приспособленные к разным видам захватывания пищи и ее обработки, а именно: для разрывания (клыки), резания (резцы), раздробления (премоляры) и растирания (моляры).

Человек, относящийся к всеядным, сохранил все эти виды зубов. Однако в связи с перенесением хватательной функции с челюстей на руки у него наблюдается уменьшение величины челюсти и числа зубов. Так, у плацентарных млекопитающих число зубов достигает 44. У широконосых обезьян Нового Света зубов меньше: 36, а у узконосых обезьян Старого Света и человека их еще меньше :г2 • 1 • 2 • 3 = 32, причем у человека наблюдается резкое запаздывание развития 3-го коренного зуба (зуба мудрости), что отражает тенденцию к регрессу зубов. В качестве аномалии описан случай беззубости у. человека.

Зубы явились первыми твердыми структурами в теле древнейших позвоночных, возникшими раньше других частей скелета. Палеонтологи узнали о возникновении позвоночных в конце палеозоя только потому, что от этого времени до нас сохранились лишь зубы. Так как форма их соответствует способу питания и образу жизни, то палеонтолог может определить по зубам ископаемые формы животных и человека.

Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов

Развитие зубов.

Развитие зубов у человека начинается приблизительно на седьмой неделе эмбриональной жизни. К этому времени в области будущих альвеолярных отростков верхней и нижней челюсти возникает утолщение выстилающего ротовую полость эпителия, который начинает врастать в виде дугообразной пластинки в подлежащую мезенхиму. Вскоре эта эпителиальная пластинка, продолжая расти в глубину, разделяется по своей длине на две вторичные пластинки, расположенные по отношению друг к другу почти под прямым углом.

Передняя, или щечно-губная, пластинка в дальнейшем расщепляется и превращается в открытую складку эпителия, отделяющую губу и щеки от десны и ведущую, следовательно, к образованию преддверия ротовой полости. Задняя, зубная, пластинка принимает более вертикальное положение. По краю этой пластинки возникают разрастания эпителия, принимающие форму колбо-видных выпячиваний и являющиеся зачатками молочных зубов. Эти выпячивания называются зубными колбами, или эмалевыми органами. После образования эмалевых органов зубная пластинка продолжает расти в глубину таким образом, что эмалевые органы оказываются расположенными на ее передней (т. е. обращенной к губе или щеке) стороне.

Развивающийся эмалевый орган приобретает вскоре после своего возникновения форму чаши или колокола, причем соответствующее углубление оказывается заполненным мезенхимой, образующей сосочек зубного зачатка.

Эмалевые органы постепенно утрачивают связь с зубной пластинкой, и зубные зачатки становятся при этом совершенно обособленными.

В обособившихся зубных зачатках возникают составные части зуба таким образом, что клетки эпителия дают начало эмали, из мезенхимной ткани сосочка образуются дентин и пульпа, а из мезенхимы, первоначально окружающей эмалевый орган в виде зубного мешочка, возникают цемент и корневая оболочка.

По мере роста в длину зубного зачатка становятся все более высокими и костные стенки альвеолы.

Зубы расположены в ячейках альвеолярных отростков верхней и нижней челюсти, соединяясь при помощи так называемого вколачивания, gomphosis (gomphos, греч. — гвоздь) (название неправильное, так как на самом деле зубы не вколачиваются снаружи, а вырастают изнутри — пример формализма в описательной анатомии). Ткань, покрывающая альвеолярные отростки, носит название десен, gingivae. Слизистая оболочка здесь посредством фиброзной ткани плотно срастается с надкостницей; ткань десен богата кровеносными сосудами (поэтому сравнительно легко кровоточит), но слабо снабжена нервами.

Желобоватое углубление, находящееся между зубом и свободным краем десны, называется десневым карманом.

Читайте также: