Зубы и химические опыты

Опубликовано: 12.05.2024

Тингаева Вера Ивановна

Главный показатель заботы человека о своём организме - это здоровые зубы. Красота, как известно, требует жертв, а здоровье зубов - бережного отношения и регулярного ухода. Воспитанница моей группы провела исследовательскую работу и получила ответы на интересующие её вопросы: "Почему болят зубы?", "Как правильно ухаживать за зубами?", "Почему необходимо своевременно посещать стоматолога?"

ВложениеРазмер
proekt_zdorovye_zubki_-_eto_vam_ne_shutki.docx 206.07 КБ
zdorovye_zubki_-_eto_vam_ne_shutki.pptx 2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования, по делам молодёжи и спорта

администрации Сеченовского муниципального района

МБДОУ детский сад «Алые Паруса»

КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Я ПОЗНАЮ МИР»

«ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»

ТЕМА: «ЗДОРОВЫЕ ЗУБКИ – ЭТО ВАМ

АВТОР РАБОТЫ: ВОСПИТАННИЦА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «АЛЫЕ ПАРУСА»

ВИКТОРИЯ ЗИНОВЬЕВА – 6 ЛЕТ

РУКОВОДИТЕЛЬ: ВОСПИТАТЕЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «АЛЫЕ ПАРУСА»
В.И. ТИНГАЕВА

1.2 Гипотеза исследования………………………………………………….. 4

1.3 Объект, предмет, цель и задачи исследования………………………. 4

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.Строение зубов и их важная роль в жизни каждого человека……….5

2.3.Знакомимся с нашими зубами ………………………………………… 6

2.4. Как правильно питаться?……………………………………………. 6

2.5. Правила ухода за зубами и полостью рта…………………………….7

2.6. Опыты и эксперименты …………………………………………………7

2.7. Играем и правила закрепляем………………………………………… 9

Надо, надо чистить зубки по утрам,

И тогда ходить не будем по врачам.

Ну, а если их ещё почистить вечером,

У врача нам точно делать будет нечего!
Если чистишь зубки ты свои любя,
Стоматологи забудут про тебя!

Моя мама работает стоматологом. Все знают, что поход к стоматологу занятие не из приятных, но что делать, если зуб болит очень сильно. Вот и многие ребята из нашей группы были на приёме у мамы . Мама рассказывала мне, что многие ребята плакали, некоторых даже удерживать в кресле пришлось, чтобы вылечить зуб. Когда я была на работе у мамы, я видела, что в коридоре всегда большая очередь. И настроение у всех очень грустное…Вот я и решила выяснить, почему болят зубы и что нужно делать, чтобы этого избежать. Ведь мне очень жаль моих товарищей. Я поинтересовалась у мамы «Почему болят зубы?» Оказывается, виноват во всем кариес.

Я провел исследовательскую работу, целью которой было выяснить, почему разрушаются зубы. Я думаю, этот вопрос волнует не только меня, но и других ребят, ведь зубы такие крепкие как камень. Что же может разрушить их?
Ребята в группе тоже не могли понять, почему вдруг начинают болеть зубы? Читать мы пока не умеем. И тогда я обратилась за помощью к маме, чтобы она рассказала не только мне, но и всем ребятам. Ребята очень обрадовались, когда узнали, что придётся встретиться со стоматологом не в больнице, а прямо в нашей группе. Но обо всём по порядку…

Предположим, что здоровье зубов не зависит от средств и способов ухода за ними, пища не влияет на здоровье зубов.

1.3.Объект, предмет цель и задачи исследования

Объект исследования: Зубы, ротовая полость.

Предмет исследования: Средства и способы ухода за зубами, пища полезная и вредная для здоровья зубов.

Цель исследования: Познакомиться со средствами и способами ухаживания за зубами, узнать, каким образом продукты питания влияют на здоровье зубов.

  • Выяснить, зачем нужны зубы и как они устроены;
  • Узнать, что такое кариес;
  • Определить правила и средства ухода за зубами;
  • Выяснить, какие продукты лучше есть, чтобы зубы были здоровы и от каких продуктов следует отказаться.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Строение зубов и их важная роль в жизни каждого человека

При встрече со стоматологом мы выяснили что зубы нужны, чтобы откусывать и пережевывать пищу. Мы используем их, когда произносим многие звуки (например “д”, “з”, “л”, “с”, “т”). Также зубы влияют на внешний вид человека. Поэтому очень важно беречь и вовремя лечить зубы.

Каждый зуб состоит из трех основных частей - коронка, шейка, корень. Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта. Корни уходят в десну и прочно закрепляют зуб в челюсти. Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
Коронка сверху покрыта эмалью. Эмаль – это самая твёрдая ткань организма. Под эмалью располагается дентин, а затем – пульпа. Пульпа – это мягкая рыхлая ткань, пронизанная кровеносными сосудами и нервами. Она является самой чувствительной тканью зуба.

2.2. Что такое кариес?

«Всему виной кариес!» сказал нам стоматолог. Кариес – это разрушение эмали зуба. Когда разрушение доходит до образования дырки, больной зуб начинает давать знать о себе болями в ответ на принятие холодной и горячей пищи, сладких, соленых и кислых блюд. Если больной упорно не хочет лечить кариес, все заканчивается удалением зуба.

После еды на поверхности зуба или же между зубами остается пища. Она приклеивается к десне, постепенно превращаясь в "зубной налет". Зубной налёт – липкая тонкая плёнка, располагающаяся на поверхности зуба. Слюне не под силу смыть этот налет, в котором размножаются микробы. Микробы выделяют вредное для зубов вещество — кислоту. Кислота разрушает эмаль, проникает сквозь дентин и добирается до пульпы. Нерв на это реагирует, и зуб начинает болеть.

При регулярной и правильной чистке зубов мы удаляем зубной налет и не даем кариесу никакого шанса!

2.3. Знакомимся с нашими зубами.
У нас пока лишь 20 зубов, но когда мы вырастем – их станет 32. В течение жизни зубы у человека вырастают дважды. У новорожденных детей зубов нет. Они появляются на первом году жизни. Эти первые зубы называются молочными. На каждой челюсти взрослого человека 4 резца, 2 клыка и 10 коренных зубов. Зубы у человека сменяются только один раз. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет никогда.
Итак, чтобы постоянные зубы выросли здоровыми, надо тщательно ухаживать за своими временными молочными зубами. При регулярной и правильной чистке зубов мы удаляем зубной налет и не даем кариесу никакого шанса!

После беседы с ребятами выяснилось, что большинство ребят считают, что чистить зубы нужно для того, чтобы они не болели. Почти все дети любят сладкое и часто употребляют сладости. Регулярно чистят зубы многие из детей, но есть и такие, кто забывает об этом. И, к сожалению, большинство не посещает стоматолога для осмотра зубов 2 раза в год.

Таким образом, риск развития кариеса у многих детей из моей группы очень велик!

2.4. Как правильно питаться?

Большую роль в сохранении здоровья зубов играет правильное питание.
Хотите избежать кариеса – ешьте поменьше различных сладостей. Разрушает зубы слишком холодная и слишком горячая пища (напитки), в особенности ее совмещение. Лучшие продукты для зубов: фрукты, зеленые овощи, орехи, кисломолочные продукты из натурального молока. Зубы нужно «тренировать». Для этого нужно грызть морковку, есть яблоки, груши. Выбирайте пищу, которая не клеится к зубам .

2.5. Правила ухода за зубами и полостью рта.

Мы узнал, что чистить зубы нужно не менее 2 раз в день, утром и вечером. И не забывать полоскать рот после еды!

Средства для ухода за зубами включают:

  • Зубную щетку, с мягкой щетиной. Зубную щетку нужно менять (примерно раз в 3 месяца).
  • Зубную пасту для детей. Взрослой пастой детям нельзя чистить зубы до 18 лет!
  • Зубные нити, зубочистки, пользоваться которыми можно только в присутствии взрослых.

Нельзя чистить зубы жесткой щетиной, потому что она будет травмировать десна, вплоть до кровотечений, и может образовать трещины на эмали. Со временем использование жесткой щетки может привести к тому, что шейка зуба будет все больше оголяться, а десна укорачиваться. Таким образом, зуб будет менее защищенным от воздействия температурных и механических факторов. Жесткая щетина может с годами стирать эмаль, затем дентин.

2.6. Опыты и эксперименты.

Чтобы еще раз убедиться в правильности своих выводов мы в нашей группе провели опыты и эксперименты.

Опыт 1. С яйцом и «Кока-колой».

Для эксперимента мы взяли куриное яйцо и решили проверить, что будет, если положить его в «Кока-колу». Налили «Кока-колу» и опустили яйцо. На второй день яйцо потемнело, из чего сделали вывод, что в напитке содержится много красителей, которые проникают даже через твёрдую скорлупу яйца и ещё «Кока-кола» разрушает скорлупу.

Вывод: Эксперимент с яйцом подтвердил о способности «Кока-Колы» разрушать зубы.

Опыт 2. С яйцами и лимонной кислотой.

Мы взяли 2 куриных яйца, одно варёное, а второе сырое, и решили проверить, что будет, если положить их в раствор лимонной кислоты.

Цель проведения эксперимента: проверить, действительно ли лимонная кислота разрушает зубную эмаль и можно ли этого избежать, чистя зубы.

Порядок выполнения эксперимента следующий: намазали половину вареного яйца зубной пастой и выдержали его 15 минут.
Затем, опустили яйца (одно обработанное пастой и одно не обработанное) в лимонный сок.
Вывод: У сырого яйца, опущенного в лимонный сок, скорлупа стала намного тоньше и слабее. Скорлупа яйца, обработанного зубной пастой практически не изменилась. Зубная паста защищает наши зубы от воздействия кислоты и болезнетворных бактерий.

Опыт 3. «Какая зубная щётка лучше?»

Мы решили выяснить – «Какая зубная щетка лучше – мягкая или жёсткая?» Для опыта взяли несколько щеток разной жёсткости и попробовали почистить поверхность окрашенного яйца. Жёсткая щётка оставила царапины на яйце, следовательно, также она может повредить зубную эмаль

Вывод: Для ухода за полостью рта лучше использовать мягкую щётку, чтобы не нанести вред зубной эмали.

Опыт 4. «Есть ли разница, в каком направлении чистить зубы?»

Представим, что расчёски это наши зубы, а кусочки пряжи и ваты – микробы на зубах. Попробуем почистить их движениями слева направо или наоборот. Мы увидим, что микробы плохо очищаются и даже переходят на соседние зубы. Если же чистить верхние зубы сверху вниз и нижние снизу вверх, то зубы быстро очищаются от микробов. То же самое можно попробовать с кусочками бумаги, зажатыми между пальцев.

Вывод: Главное правило правильной чистки зубов: горизонтальные движения щёткой вдоль зубного ряда под запретом! Таким образом, зубной налёт с эмали не счищается, а загоняется в межзубные промежутки, а вытащить его оттуда очень и очень сложно.

2.7. Играем и правила закрепляем.

Все, что мы узнали о зубах, нам показалось очень полезным и интересным.

Мы с ребятами играли в игры «Зуб Неболей-ка», «Правильно-неправильно». Помогли Незнайке справиться с ошибками по уходу за зубами, рассматривали картинки в книгах, прочитали историю «Необычайное путешествие по Зубной Галактике» и посмотрели мультфильм «Доктор Заяц и Зубные защитники».

Скоро мы пойдём в школу. Психолог Анна Валерьевна помогла нам разобраться, какие продукты можно брать с собой в школу, а какие нельзя.

В ходе исследовательской работы я и мои друзья узнали, что в наше время широко распространено заболевание зубов, которое называется кариес. Но при регулярном и правильном уходе за зубами и полостью рта, а также при правильном питании мы не даем кариесу никакого шанса! Я очень рада, что помогла своим друзьям.

Моя гипотеза не подтвердилась. Здоровье зубов зависит от средств и способов ухода за ними, пища влияет на здоровье зубов.

марина бокова
Использование опытно-экспериментальной деятельности для формирования у детей осознанного отношения к уходу за зубами

Использование опытно- экспериментальной деятельности с целью формирования у детей осознанной потребности ухаживать за зубами

Во всем мире здоровье является величайшей ценностью. Фундамент здорового образа жизни закладывается в детстве. Именно поэтому сохранение и укрепление здоровья детей, формирования привычки к здоровому образу жизни- одна из ключевых целей в системе дошкольного воспитания. Постоянно уделяя внимание состоянию здоровья воспитанников, не остался без внимания тот факт, что дошкольники уже с 2-3 летнего возраста страдают заболеваниями зубов. Проведенное анкетирование, опрос родителей и беседы с детьми, с целью выявления причин широкого распространения кариеса у детей, позволили сделать вывод, что дети не регулярно чистят зубы, не все знают что полезно и что вредно для зубов, не знают какой вред организму могут принести больные зубы или их отсутствие, не знают как правильно ухаживать за зубами. Для исправления данной ситуации был разработан проект «Улыбка» .Участниками проекта стали; врачи стоматологического центра, воспитатели, дети, родители нашей группы.

Главная цель проекта: сформировать у детей осознанное отношение по уходу за полостью рта

-обеспечить мотивацию на сохранение здоровья зубов.

-расширить представления о зубах,влияния их состояния на организм в целом.

-научить правильно чистить зубы

-способствовать снижению тревожности при посещении врача стоматолога

В рамках проекта была проведена большая работа со всеми участниками в различных видах деятельности, с использованием разнообразных форм методов и приемов. Которая кратко показана в таблице

Участники: Врачи-стоматологи стоматологического центра

Форма работы: Стоматологический осмотр детей старшей группы

Беседы с детьми о назначении зубов, факторах влияющих на состояние зубов (гигиена, питание)

Обучить детей индивидуальной гигиене полости рта

Формировать познавательный интерес к сохранению здоровья зубов. Познакомить с работой врача стоматолога. Профилактика заболеваний кариесом

Родители

Форма работы:АнкетированиеСеминар

Родительское собрание. Оформление папок передвижек

Цель: Выявить уровень выполнения профилактических мероприятий по уходу за молочными зубами.

Привлечь родителей к активному участию в профилактике заболеваний зубов у детей

Дети и воспитатели старшей группы

Форма работы:Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о зубах,

Просмотр видео роликов, слайдов. Наблюдение за выполнением гигиенических процедур у детей.

Дидактические игры, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, опыты, праздник здоровья

Цель:Осознанное отношение детей к сохранению здоровья зубов.

Но я расскажу об экспериментальной деятельности в работе с детьми.

Как известно, ребенок по своей природе исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию - важнейшие черты детского поведения.

Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира я решила построить работу по реализации главной цели проекта. Взяв за основу экспериментально- исследовательскую деятельность.

Доказано, если ребенок слышит,видит и при этом еще и занимает активную позицию; сам открывает знания, делает выводы,то он не просто запоминает,но и осознанно будет пользоваться полученными знаниями в жизни. Основными принципами, которыми я руководствовалась для вовлечения детей в экспериментальную деятельность был принцип проблемности и активности. Для того, чтобы решить важную задачу- обеспечение мотивации у детей на сохранение здоровья зубов, я поставила детей перед проблемой.

Создала проблемную ситуацию.

-У кого из вас болели зубы? Вы хотите,чтобы зубы болели? Что надо делать,чтобы сохранить зубы здоровыми?

У детей появилась потребность ответить на вопрос, так как никто из детей не хотел испытывать зубную боль, а все хотели чтобы зубы были здоровыми и красивыми. Когда дети узнали, что мы вместе с добрыми докторами научим их, как сохранить зубы здоровыми и они смогут самостоятельно узнавать что нужно для зтого делать, очень заинтересовались.

На первой встрече со специалистами стоматологического центра., дети узнали о том. какую важную роль играют зубы для здоровья человека. На моделях увидели строение зубов. действия челюстей. Просмотрев видео ролики, слайды они убедились, как быстро размножаются микробы и РАЗВИВАЕТСЯ КАРИЕС, если человек не чистит зубы. много ест сладкого, пьет газированную воду.

В свободной деятельности ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ УВИДЕННОГО И УСЛЫШАННОГО ОТ САМИХ ДОКТОРОВ многие рисовали здоровые и больные зубы, с интересом рассматривали свои зубы в зеркале и спрашивали когда их будут учить чистить зубы. Но прежде, чем начать обучение правильно чистить зубы необходимо было познакомить детей со свойствами предметов гигиены по уходу за полостью рта.

И МЫ ПРИСТУПИЛИ К знакомству через проведение опытов. Заранее я определила дидактические задачи, продумала ход проведения опытов, подобрала материал для экспериментов

Главной целью проведения опытов с зубной пастой, было доказать, что благодаря своим свойствам именно зубная паста используется для очищения зубов.

Материал для исследования -зубная паста.

Необходимое оборудование (предметные стекла,пипетки, палочки, вода, прозрачные стаканчики, зубчики чеснока)

Опыты с зубной пастой.

1. Выдавить небольшое количество зубной пасты на предметное стекло. Какого цвета?

Вывод: Зубная паста бывает разного цвета.

2. Есть ли у пасты запах? Понюхать чеснок, воду, зубную пасту.

Вывод: У зубной пасты приятный запах

3. Почему зубная паста не растекается по зубной щетке?

Капнуть на предметное стекло воду, положить ватку. камушек, выдавить небольшое количество зубной пасты.

Перевернуть стекло. Все объекты упали вниз,кроме пасты.

Вывод: Зубная паста липкая, вязкая, хорошо связывается с объектом. Требует аккуратного обращения.

4. Легко ли смыть пасту с зубов?

В стакан с водой выдавить пасту, размешать. Вода окрасилась в цвет пасты.

Вывод: Паста растворяется в воде. С помощью воды легко смывается с зубов.

5. Очищает ли паста зубы?

Взять металлический предмет нанести на него пасту потереть тряпочкой часть предмета. Остальную часть потереть просто тряпочкой. Сравнить результаты. Место, протертое зубной пастой блестит.

Вывод: Зубная паста хорошо очищает твердые поверхности.

После обучения детей правильно чистить зубы с использованием игровых приемов,в стихотворной форме необходимо было показать опытным путем –наглядно, как зубная паста защищает зубы.

По предварительным беседам дети уже знали, что яичная скорлупа, как и эмаль зуба состоит из кальция и эксперимент с яйцом позволил сделать детям вывод, что зубная паста не только хорошо очищает, но и защищает зубы. Отсюда следует вывод, что есть продукты, в которых содержится много кальция-полезные для зубов (молочные,а кислые и сладкие продукты вызывают повреждение эмали, что приводит к разрушению зубов.

Наблюдение за проведением эксперимента. Поверхность одного яйца обработали зубной пастой, и положили в кислый раствор на день. Другое яйцо положили в необработанном виде в аналогичный раствор. Сравнили полученный результат. Обработанное яйцо сохранило свои свойства,а скорлупа другого яйца стала мягкой.

Вывод: В зубной пасте содержатся вещества, укрепляющие и защищающие зубную эмаль.

Опыты с камнями проводились для решения следующей проблемной ситуации.

Мальчику попался твердый орех, как достать ядро? Дети очень часто отвечали –разгрызть зубами, потому что зубы крепкие. Ассоциативно сравнивали зубы с камнем. Дети даже не предполагали, что камень тоже может разрушаться при определенных условиях.

Это наглядно показали опыты с камнем.

Оборудование : спиртовка,пинцет,емкость с водой

1. Камень разогревается на огне, затем опускается в холодную воду. После нескольких чередований действий камень без труда разрушается.

Вывод: при воздействии высоких и низких температур камень разрушается. Так же и зубам вредны холодная и горячая пища. Зубы разрушаются.

Какие факторы вредны для зубов? Что может произойти с гладким блестящим камнем, если его поцарапать острым предметом?

Оборудование: лупы, гвоздик.

А).Камень поцарапать ногтем. Рассмотреть через лупу. Зафиксировать результат. Вывод: На камне не осталось следов.

Б)Поцарапать поверхность камня острым предметом (гвоздиком)Рассмотреть через лупу. Вывод: На поверхности остались царапины, трещинки.

Вывод: Поверхность камня, как и зуба достаточно прочная, но портится при механических повреждениях. Нельзя грызть твердые, острые предметы зубами.

Для лучшего запоминания результаты всех опытов фиксировали схематически, затем дети делали выводы и аргументировали их в словесной форме.

Проведенные опыты помогли расширить и уточнить представления о зубах, о свойствах предметов по уходу за полостью рта. Подвести к осознанию необходимости правильно ухаживать за зубами., беречь зубы от механических повреждений, есть меньше сладкого. Дети сами сделали выводы, что надо делать для того,чтобы зубы были здоровыми и осознанно применяют знания и умения в повседневной жизни.

Работа над проектом еще продолжается,но уже сейчас можно с уверенностью сказать,что главная задача выполнена :дети осознанно проводят гигиенические процедуры по уходу за полостью рта (полощат рот после приема пищи, чистят зубы два раза в день, без страха посещают стоматолога с целью профилактического осмотра и лечения.

Памятка для воспитателей «Экспериментальная деятельность» Методы и приёмы, позволяющие педагогу отследить результат опытно-экспериментальной деятельности с детьми: 1. Наблюдения 2. Беседы 3. Дидактические.

Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.

Каждый день человек выпивает в среднем 2 литра жидкости. И хотя давно доказано, что нет ничего полезнее чистой минеральной воды, люди все равно держат в холодильниках множество других напитков, в том числе, газированных. К сожалению, эти шипящие жидкости совершенно бесполезны для нашего организма, более того, они не только не приносят пользы, но и вредят здоровью. При этом, чем чаще и больше пьёшь сладкой газировки, тем масштабнее область поражения.

Нам на глаза попалась проектно-исследовательская работа ученицы 9 класса одной из общеобразовательных школ Москвы. Девушка провела опрос среди учащихся 5-11 классов, в котором, в итоге, оказались задействованы 280 человек. Им предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Употребляете ли Вы газированные напитки? Если «да», то, как часто?
  • Какие напитки Вы любите пить?
  • Почему Вы их пьете?
  • Как вы думаете это вредно? Если «да», то чем?
  • Опишите влияние напитков на организм.

Результаты оказались плачевными. Согласно полученным данным, 87% учеников употребляли газировку, причём 16% из них делали это ежедневно. К сожалению, лишь 7% детей заявили, что знают о вредном воздействии напитков на организм.


Среди наиболее распространенных причин увлечения газировкой:

  • реклама напитков;
  • их пьют за границей;
  • это модно;
  • утоляет жажду;
  • приятный вкус;
  • газировка снимает усталость и сонливость, добавляет энергии.

Самые любимые напитки школьников по данным опроса:

  1. Кока-кола (79%);
  2. Фанта (63%);
  3. Лимонад (39%);
  4. Спрайт (37%);
  5. Другие напитки (24%).

Газировка и зубы. Лимонад содержит сахар и кислоту, отрицательно воздействующие на ротовую полость. Оба компонента разрушают эмаль и приводят к развитию кариеса. Углекислый газ в таких напитках безобиден только в небольших количествах. От высокой концентрации эмаль неизбежно пострадает, а зубы станут чувствительными к холодному и горячему. Вне зависимости от того, какой напиток мы употребляем, отечественного производства или импортного, сладкий или просто воду с газом, механизм «шипучки» у всех одинаковый: это действие ортофосфорной или углекислой кислоты. Зубная эмаль в основном состоит из гидроксиапатита, вещества, которое под действием этих кислот начинает разрушаться. По сути, эмаль просто растворяется. Помните: молочные зубы больше подвержены вредному влиянию, чем зубы взрослого человека.

Дабы не быть голословными, некоторые стоматологи решили проверить обоснованность своих гипотез на практике. Например, Мария Имшенецкая, врач-стоматолог киевской клиники «Порцелян» не так давно взялась оценить воздействие на зубы Кока-колы, Фанты, энергетического напитка Burn, воды «Боржоми» и проточной воды из-под крана. Фотоотчёт о её 18-дневном исследовании вы можете видеть ниже. Суть эксперимента заключалась в том, что врач помещала удаленные молочные и постоянные зубы в сосуды с перечисленными жидкостями.

Зубы в газировке

Зуб после 18 дней в Кока-Коле, Фанте и Burn. Эмаль и цементированная поверхность зуба, а также шейка и кариозные полости глубоко окрасились. Четко обозначились эрозивные изменения на поверхностях эмали, произошла деминерализация, что особенно хорошо видно на срезах зубов. Даже при легком проведении зондом по поверхности эмали, она снимается и крошится как масло.

Зубы в газировке

Зуб после 18 дней в "Боржоми" и проточной воде. Никаких видимых изменений с ним не произошло, за исключением незначительного осветления эмали.

Аналогичные опыты проводили американские исследователи, уверенные в том, что Кока-кола способна растворить зуб за одну ночь. Подтвердить эту гипотезу стоматологам не удалось, зато они ещё раз доказали – газировка губительно действует на эмаль.

Зубы в газировке

26 июля 2011 года учёные поместили молочный зуб 8-летнего мальчика в ёмкость с Кока-колой.

Зубы в газировке

После 12 часов пребывания в «растворе» зуб не растворился, зато внешние изменения были на лицо.

Зубы в газировке

После 11 ночей в газировке зубик всё ещё сохранял целостность, но его было уже не узнать.

В связи с этим напоминаем: если пьёте газировку, то не держите её во рту слишком долго, а лучше всего — употребляйте напиток через трубочку, чтобы уменьшить его контакт с зубами.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 18»

«Факторы, влияющие на зубную эмаль »

Обучающаяся: Трофимова Екатерина Андреевна

Руководитель проекта: Сивочалова Елена Ивановна

ГЛАВА I. СТРОЕНИЕ ЗУБНОЙ СИСТЕМЫ И ЗУБОВ

1.1. Рост, строение и смена зубов ……………………………………………. 5

1.2. Химический состав зуба и зубной эмали …………………………………..6

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ЭМАЛЬ

2.1. Зубная паста…………………………. 7

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………..14

В современном мире множество детей страдает проблемами с полостью рта. Здоровые зубы – это не только красивая улыбка, это немаловажный фактор, который влияет на нашу уверенность в себе. Молодые родители часто забывают, что дети рождаются с зачатками зубов, правда, изначально они покрыты деснами. Однако, следить за гигиеной полости рта ребенка нужно начинать очень рано. Сначала малышам очищают полость рта с помощью марлевого тампона или мягкой мочалкой. Через несколько дней после появления зуба, родители должны начать чистить зубки щеткой с мягкой щетиной. Вначале только щеткой с водой, а затем проконсультируйтесь со стоматологом или педиатром, чтобы узнать, когда будет подходящее время, чтобы начать использовать зубную пасту.

* Актуальность проблемы :

Согласно статистике кариес молочных зубов встречается у 12% детей до одного года жизни, а в пять лет стоматологи находят эту болезни у 73% детей.

Многие родители предпочитают думать: «Это лишь молочные зубы, они все равно выпадут», но такое мнение более, чем ошибочно. Инфекционно кариозный процесс довольно быстро выходит за пределы корня с гнойным расправлением мягких тканей, не ограничиваясь твердыми зубами. В подобных случаях наилучший вариант – это удаление молочного зуба.

* Степень разработки проблемы :

Существует множество работ, посвященных этой теме: научные исследования и практические работы по профилактике кариеса, статистические данные о частоте и течении этого заболевания при различных условиях.

По данным исследования, у детей раннего возраста развитие кариеса молочных зубов происходит намного стремительнее, чем у взрослых, причем не редкость то, что разрушение затрагивает сразу несколько зубов.

( см. приложение 1и 2 )

Изучением зубной эмали занимаются биологи.

Установить факторы, повреждающие зубную эмаль и факторы, позволяющие ее укрепить.

- детально изучить строение зубов, их химический состав;

- выявить факторы, влияющие на зубную эмаль

- провести эксперимент, подтверждающий влияние различных факторов на эмаль;

- изучить историю создания, состав и действие компонентов зубных паст;

- провести наблюдение и эксперимент;

- провести социологический опрос с целью выяснить, какая зубная паста пользуется большим спросом;

- изучить литературу по данной теме.

Предмет исследования : зубы человека

Объект исследования : устойчивость зубной эмали

Период исследования : ноябрь-февраль (2016-2017 учебного года)

На зубную эмаль человека влияет множество факторов, а так же зубная паста. Различные зубные пасты по-разному влияют на зубную эмаль.

СТРОЕНИЕ ЗУБНОЙ СИСТЕМЫ И ЗУБОВ

Рост, строение и смена зубов

Возраст, в котором у детей появляются первые зубки, для каждого индивидуален. Но обычно первые зубки прорезаются в 7-8 месяцев.

Однако, нет ничего страшного если зубки начинают прорезаться раньше. Бывает, что зубки у малышей режутся с пяти или четырех месяцев, а иногда в три или два месяца.

Если у ребенка зубки прорезаться начали так рано, то это вовсе не означает то, что прорежутся сказу все зубки, скорее всего, у ребенка так и останутся два зуба до семи или восьми месяцев, и только потом начнут прорезаться остальные.

Обычно, зубки у малышей прорезаются два-три дня, однако, не исключение, что они могут прорезаться до недели и более.

Чаще всего, зубки прорезаются с периодичностью один-два месяца, по одному-два зуба за раз. Но уже к трем годам у малыша должны прорезаться все молочные зубки, всего их двадцать.

Когда первые зубки начинают прорезаться у малыша, естественно, кажется, что они должны быть здоровыми, но уже на первом году жизни у каждого десятого ребенка имеется кариес в той или иной стадии на молочном зубе.

Наиболее ярко эти данные отражают тяжелое положение малышей в небольших городах и селах, где нет детских стоматологов или гигиенистов.

Сроки смены зубов у каждого индивидуальны, а вот последовательность этого процесса всегда одинакова.

Смена молочных зубов протекает по такой же схеме, как они прорезались в возрасте шести-семи лет. К тринадцати годам у детей прорезаются клыки, а в четырнадцать зубы «мудрости»

Но зубы «мудрости» хоть и начинают расти в 14 лет, но появляются только во взрослом возрасте или не появляются вообще. Обычно это происходит из-за отсутствия зачатков зубов. А в некоторых других случаях зуб просто-напросто не прорезывается – либо из-за нехватки места в челюсти, либо из-за неправильного его положения.

Химический состав зуба и зубной эмали

Эмаль зуба образована из амелобластов. В период развития происходит ее циклическая минерализация. Кристаллизация кальциево-фосфатных соединений в процессе минерализации и последующий рост кристаллов определяется как предэруптивное созревание эмали. При этом сохраняются ростовые линии, образовавшиеся вследствие неравномерной минерализации эмали. Каждый кристалл эмали имеет гидратный слой, благодаря которому осуществляется ионный обмен. После прорезывания зубов пористость и неоднородность нивелируются вследствие постэруптивного созревания эмали. Сформированная эмаль зуба - это не регенерирующаяся ткань, не содержащая клеток, клеточных элементов. Эмаль зуба - самая твердая ткань в организме человека. В среднем толщина ее колеблется между 2,8 и 3,0 мм в зависимости от степени зрелости, химического состава и топографии. Твердость эмали составляет от 250 KHN (Knoop-hardness numbers) на границе эмаль-дентин до 390 KHN на ее поверхности. Основной структурный элемент эмали зуба - неорганические вещества, причем данные об их количестве отличаются в зависимости от метода анализа и пробы (93-98% массы). Вторым по объему компонентом эмали является вода: данные о ее количестве колеблются между 1,5 и 4% массы. Эмаль также содержит органические соединения, в частности протеины и липиды.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Все секреты зубной пасты. Необычное в обычном

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Введение

Актуальность темы:много вещей окружает нас, которыми мы привыкли пользоваться, не задумываясь, давно ли они появились, и кто трудился над их созданием. Например, зубная паста. Какие средства применяли раньше и зачем чистят зубы? Как она произошла и из чего она состоит? Меня очень давно интересует вопрос, связанный с зубной пастой, действительно ли она влияет на прочность зубов или это лишь рекламный трюк.

Для того чтобы найти ответы на вопрос, я поставил перед собой цель:

изучить влияние зубной пасты на прочность зубов.

Объект исследования:зубная паста

Предмет исследования:состав и влияние зубных паст на прочность зубов.

Задачи:

изучить историю создания, состав и действие компонентов зубных паст;

провести наблюдение и эксперимент;

сделать зубную пасту в домашних условиях;

дать рекомендации по использованию зубной пасты;

Гипотеза:

способна ли зубная паста оказать влияние на прочность зубов?

Можно ли приготовить зубную пасту в домашних условиях?

Методы исследования:

Глава I.

1.1 Значение слов «зуб» и «зубная паста» в разных энциклопедических словарях

«1. Зуб - костное образование, служащее, главным образом, для захватывания, откусывания и разжевывания пищи.

Ефремова. Новый словарь русского языка Ефремовой. 2005

«Зуб - костное образование, орган во рту для схватывания, откусывания и разжевывания пищи»

Словарь русского языка Ожегова. 2012

«Зуб - костное образование, орган во рту для схватывания, откусывания и разжевывания пищи»

Толковый словарь русского языка Даля. 2012

«Зубная паста-средство для ухода за зубами и полостью рта, имеющее пастообразную консистенцию; содержит химический осажденный мел и различные добавки, обладающие антисептическим действием.

Большая медицинская энциклопедия.

«Паста-(итал. pasta). Тестообразная масса (в косметике, живописи, кулинарии). Зубная паста.»

Толковый словарь Ушакова.

«Паста-(итал. рasta - тесто).Вещество в виде вязкой тестообразной массы (применяется в медицине, косметике, кулинарии)Антисептические пасты. Зубная паста….»

Толковый словарь Кузнецова

1.2.Строение зубов

Дважды в жизни они даются человеку бесплатно,

Но если человек захочет получить их в третий раз,

Ему придется заплатить. (Зубы)

Корень - часть зуба, которая удерживает его в полости рта. Коронка зуба покрыта эмалью – самой твердой тканью человеческогоорганизма.

Под эмалью находитсядентин – основа зуба. Внутри зуба расположенапульпа – мягкая ткань, состоящая из нервов и кровеносных сосудов.

Каждый зуб состоит из трех основных частей:

коронка –2) шейка –3) корень

Коронка зуба возвышается над десной. Она покрыта эмалью– самой твердой тканью человеческого организма. Под эмалью находится дентин – основа зуба.

Корень - часть зуба, которая удерживает его в полости рта. Внутри зуба

расположена пульпа – мягкая ткань, состоящая из нервов и кровеносных сосудов.

На протяжении жизни зубы у человека сменяются один раз. Сначала вырастают молочные, а затем они выпадают и вырастают постоянные. Они бывают разных видов: клыки, резцы, коренные. У человека 32 зуба.

Для чего человеку нужны зубы?

1) Зубы помогают пережёвывать пищу (не менее 3-х раз в день).

2) Зубы помогают произносить звуки

3) Зубы делают человека красивым. С человеком приятно общаться, когда у него красивые, ухоженные зубы

Глава II. Все о зубной пасте

2.1 Из истории зубной пасты

Три тысячи лет назад появились первые упоминания об уходе за зубами и полостью рта в письменных источниках Древнего Египта IV века н. э. Её рецептом была смесь соли, перца, листьев мяты и цветков ириса.

В России даже в самых далеких уголках чистили зубы березовым углем, освежали полость рта, разжевывая листок мяты.В северных районах мяту часто заменяли хвойными растениями: кедром, лиственницей, пихтой.По указу Петра 1 для этой цели стали употреблять мел. Долгое время использовали зубной порошок. Первая советская зубная паста в тюбике была выпущена в Советском союзе в 1950г.

Во втором тысячелетии до н. э.уже использовался зубной порошок, приготовленный из пемзы с добавлением в него винногоуксуса или винной кислоты. У истоков гигиены полости рта стоял французский стоматолог Пьер Фошар, который лечил зубы Людовику XV.В 1873 году(XIXв) нью-йоркский аптекарь Колгейт додумался выпускать"разжиженный" порошок-пасту. Он упаковывал ее в стеклянные баночки.Уже через три года Колгейт стал производитьзубные пасты в тюбиках по собственной технологии.

2.2. Виды и состав зубной пасты

По градации (возрасту):

Классификация по лечебно- профилактическим свойствам:гигиенические(очищают и освежают полость рта у людей с идеально здоровыми зубами) ; лечебно-профилактические (укрепляют эмаль, уменьшают воспаление дёсен) ;

Активными компонентами зубных паст являются вещества, которые обладают лечебно-профилактическим действием — соединения с антимикробной активностью.

Состав современных паст

Абразивные материалы (соскребают налет с ваших зубов)

Биологически активные вещества

АроматизаторыЗубная паста должна содержать фтор, кальций и фосфор.

Кальций и фосфор -нейтрализуют кислоты выделяемые микроорганизмами в процессе их жизнедеятельности, тем самым предотвращают возникновение кариеса.99% всего кальция содержится в зубах .Фтор- укрепляет и защищает эмаль зубов.

2.3.Интересные факты о зубной пасте

Изучаяисторию зубной пасты, я открыл интересные факты.

По легенде, во рту у Будды было 40 зубов. А у первого человека Адама – 30 зубов. От этого числа и происходит количество дней в месяце.

У улитки около 25 000 зубов

Доказано медициной, что наличие крепких зубов непосредственно отражается на памяти человека.

Немецкие ученые выяснили, что употребление двух грейпфрутов в день значительно снижает заболевания в ротовой полости.

Глава III Практическая часть

3.1 Анкетирование

Состояние зубов имеет большое значение для здоровья человека. Если зубы больны или отсутствуют, то пища плохо прожёвывается, часть питательных веществ не усваивается, что нередко приводит к различным заболеваниям органов пищеварения. При потере зубов нарушается дикция, речь становится невнятной, шепелявой. Отсутствие зубов часто отражается на внешнем облике человека. Лишь постоянный уход и своевременное лечение способствуют сохранению зубов.

Первым делом я, конечно, посетил стоматолога. Она осмотрела мои зубы. Показала на муляже расположение зубов. Дала рекомендации: как правильно чистить зубы, какая зубная паста лучше для этого подходит.

Для детей R.O.C.S. kids SPLAT JUICY.

Для взрослых R.O.C.S. SPLAT.

Я провел анкетирование и опрос во вторых классах,чтобы узнать, как ребята ознакомлены с зубной пастой,

Получились вот такие результаты:

-Сколько раз в день вы чистите зубы?

Таблица 1.Результаты анкетирования

№ п/п

Вопросы

Ответы детей

Да

Нет

1.

Фтор, находящийся в зубной пасте, помогает сохранять зубы здоровыми?

2.

Сколько раз в день Вы чистите зубы?

3.

Как вы думаете, зачем человеку чистить зубы?

Свежий запах изо рта-23%

Зубы не поражаются кариесом-77% .

4.

На ваш взгляд, все ли зубные пасты хорошо влияют на полость рта?

4.

Как вы думаете, какая паста популярней?

Лесной бальзам -11%

Выводы: Большинство ребят не владеют правильной информацией по данной теме. Им следует уделять больше внимания полости рта и регулярно ходить к стоматологу.

3.2 Описание опытов:

3.2.1 Создание зубной пасты в домашних условия

Информация из изученной литературы и интернет-источников помогли мне перейти к изготовлению пасты в домашних условиях. (Приложение 1)

1.Я насыпал 1 ч.л. пищевой соды 2. Добавил четверть ст. л. мелкой соли.3.Добавляю 1ч.л. воды. 4. Добавляю 2 капли эфирного масла. Хорошо перемешал.

Результаты своего эксперимента я обобщил в таблице

Таблица 2. Сравнительный анализ зубных паст

Состав зубной пасты, приготовленный в домашних условиях

Состав зубной пасты производителя «Новый жемчуг».

1 ч.л. пищевой соды.

четверть ст.л. мелкой соли.

2 капли эфирного масла.

CI 19140, CI 42051.

Вывод эксперимента: сравнительная таблица показывает нам, что в состав зубной пасты «Новый жемчуг» входят красители. Этим отличается зубная паста домашнего приготовления. В ней отсутствуют искусственные добавки, что делает ее более полезной.

Далее я перешел к приготовлению зубного порошка.(Приложение 2)

1 ст.л. растолченного мела. 1ч.л. растертых листьев мяты. 5 капель эфирного масла

Таблица 3. Сравнительный анализ зубных порошков

Состав зубного порошка, приготовленный в домашних условиях

Состав зубного порошка производителя

1ч.л. растертых листьев мяты.

1 ст.л. растолченного мела.

5 капель эфирного масла.

Натуральные эфирные масла мяты, аниса и кориандра.

Обобщающий вывод экспериментов: я почистил зубы домашней зубной пастой и зубным порошком и доказал, что можно заменить ими покупные пасты и порошки.

3.2.2 Опыты с зубной пастой

Опыт №1Наносим пасту на зубную щётку и натираем белую подошву кроссовок (как чистим зубы). Чёрточки пропадают без всякого труда. (Приложение 3) Вывод:зубная паста защитит кроссовки с белой подошвой, на которых часто появляются чёрные чёрточки, которые никак не отмываются.

Опыт №2

Зубной пастой можно почистить украшения. Для полировки беру мягкую тряпочку, в труднодоступном месте можно воспользоваться зубной щёткой.Вывод: зубная паста быстро справится с очисткой украшений. (Приложение 4) Опыт №3

Если у вас есть изделия из белой кожи и они уже слегка потерлись, то вернуть им первозданный вид поможет зубная паста. Для этого нужно выдавить небольшое количество зубной пасты на места потертости. Растереть это место мягкой тряпочкой, а затем слегка влажной тряпочкой.(Приложение 5)

Вывод: белая кожа сумки станет как новая! Опыт №4 Зубная паста поможет вычистить следы от фломастеров и цветных карандашей с покрашенных стен. Для этого влажной тряпочкой нужно втирать пасту в грязные места на стене, после чего смыть водой.(Приложение 6)

Вывод: при помощи зубной пасты можно удалить пятна со стены. Опыт №5

Цель эксперимента - исследовать воздействие кислой среды на кальцийсодержащие биологические объекты и исследовать защитные свойства зубных паст. В качестве показательного биологического объекта было выбрано яйцо. В качестве кислоты раствор уксуса.

Намазываем два куриных яиц зубными пастами «Новый жемчуг» и

« Colgаtе», выдерживаем 15 минут. (Приложение 7)

2. Опускаем яйца (два обработанных пастой и одно контрольное, не обработанное) в раствор уксусной кислоты. Время выдержки в растворе три дня.

Эксперименты показали, что куриные яйца, обработанные разными видами зубных паст, вели себя по-разному по отношению к уксусной растворе.

1 день

По истечении 15 мин выдержки яиц в растворе уксусной кислоты наблюдались следующие изменения: при нахождении в растворе уксусной кислоты контрольное яйцо, и обработанное зубной пастой «Colgаte», покрылись множеством пузырьков, в отличие от обработанного «Новым жемчугом»,на поверхности которого пузырьки наблюдались, но не в таком количестве.

2 день

У яйца, которое было не обработано зубной пастой изменился цвет; яйцо стало мягким и треснуло.

На поверхности образовалась густая пена.

Цвет яиц, обработанных зубной пастой с фтором и кальцием не изменился.

Вокруг яиц образовалась пленка. (Приложение 8)

3день

Скорлупа необработанного яйца стала мягкой. Содержимое покрыто тончайшей мембраной, которую можно проткнуть.

Скорлупа яиц, на которые была нанесена зубная паста с фтором и кальцием, стала тоньше, но осталась твердой на ощупь. (Приложение 9)

3.3 Результаты исследований

Результаты моего исследования

Основная причина заболеваний полости рта – бактериальный зубной налет.

Кислоты разрушают зубную эмаль.

Зубная паста, содержащая фтор, укрепляет зубную эмаль.

Ежедневные гигиенические процедуры предупреждают возникновение и препятствуют развитию стоматологических заболеваний. Исходя из выше сказанного мы вместе с ребятами из своего класса в рамках УУП «Здоровым быть здорово!» вывели Полезные правила-памятки, которые помогут сохранить зубы здоровыми (Приложение 10)

Выводы:

Кислоты разрушают зубную эмаль.

Зубная паста, содержащая фтор, укрепляет зубную эмаль.

Ежедневные гигиенические процедуры предупреждают возникновение и препятствуют развитию стоматологических заболеваний.

Из двух зубных паст по результатам эксперимента лучшей оказалась «Colgatе»

Заключение

Проведя это исследование, я узнал очень много нового и интересного. Зубную пасту можно использовать в различных целях. Она полезна и может пригодиться в хозяйстве. В наше время практически все серьёзные производители предлагают очень широкий выбор зубных паст, поэтому следует уделять больше внимания вопросам выбора зубных паст. Но я убежден, что приготовление пасты в домашних условиях будет безопаснее.

Главное нужно помнить - какой бы путь к здоровью своих зубов мы бы не избрали, главным ключом к нему все равно остается регулярная и тщательная гигиена зубов.

Чистим зубы дважды в сутки,

Чистим долго: три минутки,

Щеткой чистой, не лохматой,

Пастой вкусной, ароматной.

Чистим щеткой вверх и вниз –

Ну, микробы, берегись!

Здоровые зубы и сияющая улыбка – это показатель привлекательности, здоровья и даже уровня жизни. Древние утверждали: “Человек здоров, пока здоровы его зубы”.

Библиографический список

1. Дмитрий Щербинин. Откуда что взялось? – М.: «Аквилегия-М», 2009.

2.Знакомьтесь зубная паста. – М.: ЗАО «Натусана», 2008.

3.Стоматологическое обозрение / №2, 2007 год

4. Стивен У. Мойе. Занимательная химия. – М.: АСТ «Астрель», 2006

5.Энциклопедия. Я познаю мир. Химия. – М.: АСТ «Астрель», 2009

Интернет-ресурсы

http://www.radonta.ru/info_1_12/2. http://www.rocs.ru/ru/content/hygiene/facts/history-pasta/3. http://health.wild-mistress.ru/wm/health.nsf/publicall/1F6D131D46594050C3257560000E24F4http://www.maam.ru/detskijsad/isledovatelskaja-rabota-originalnoe-ispolzovanie-zubnoi-pasty-avtor-drakina-al-na-7-let.html

Из истории -http://go.mail.ru/search

Строение зуба (картинка) - https://go.mail.ru/ sehttp://

Картинка зуба -http://go.mail.ru/search_

Микроб (картинка) -http://scienceblog.ru/tag/mikrobyi

Картинки зубной пасты-https://go.mail.ru/sehttp://

(Рекомендации и советы для сохранения здоровых зубов):

Чистить зубы со всех сторон не менее 3 минут.

Для чистки зубов использовать пасты, содержащие фтор.

Чистить зубы щеткой с искусственной щетиной.

Хранить щетку на открытом воздухе щетиной вверх, предварительно намылив.

Менять щетку 4 раза в год.

Чистить зубы 2 раза в день – после завтрака и ужина.

После чистки зубов делать массаж десен вращательными движениями пальцев. Использовать после еды зубочистки.

Полоскать рот после сна и после любой еды.

Использовать после еды жевательную резинку без сахара.

Интенсивно пережевывать сырые овощи и фрукты.

Меньше есть сахара, конфет, печенья.

Не есть одновременно горячее и холодное.

2 раза в год показывать зубы врачу-стоматологу.

Читайте также: