Психологическая подготовка ребенка к лечению зубов

Опубликовано: 21.04.2024

Евразия - Лидер в бизнесе - 2006

Сертификат Качества Услуг

Большое спасибо персоналу Приор-М. Все молодцы, профессионалы в своём деле. Нравиться доброжелательное отношение, стремление помочь в любой ситуации. Врач всегда встречает нас с улыбкой и хорошим настроением. Моя дочка очень лббит сюда приходить, а если доволен ребёнок, то счастлива мама!

Низамеева Екатерина, мама Камилы

Отзывы пациентов

Приход ребенка в любое лечебное учреждение может вызвать страх и напряжение, потому что он внезапно оказывается в незнакомой обстановке, где ему предстоит проходить различные, не слишком приятные процедуры. Ребенок легко заражается эмоциональным состоянием сопровождающего его взрослого, поэтому даже если Вам страшно, постарайтесь ничем не выдать своего состояния. Помните, что Ваши чувства могут отражаться на лице, даже если Вы стараетесь говорить спокойно. Собираясь на прием к врачу, оставайтесь в хорошем настроении, чтобы Ваше отношение к ситуации передалось и ребенку.

Очень важно чтобы именно в первый визит у ребенка сформировалось позитивное отношение к приему у врача-стоматолога. Для этого весь персонал клиники и родители должны объединить свои усилия.

Лечение лучше начать с предварительной консультации, где ребенок сможет познакомиться с врачом, ассистентом и окружающей обстановкой. Врач и ассистент расскажут ребенку в доступной для него форме с учетом его возраста и особенностей характера о предстоящем в следующий визит лечении, познакомят с инструментами и принципами их работы.

Несколько общих советов, которые помогут снизить страх у ребенка перед посещением врача-стоматолога:

    Начиная с раннего возраста, воспитывайте у ребенка заботу о зубах в виде соблюдения гигиены, полости рта, своевременного посещения стоматолога с целью контрольных осмотров и профилактики.

Ни в коем случае не говорите ребенку, что он должен чистить зубы, чтобы ему не пришлось идти к стоматологу.

Не допускайте в семейном кругу в присутствии ребенка разговоров о болезненности лечения зубов.

Планируя визит к стоматологу, не заостряйте на этом внимания. Готовьте ребенка к визиту как к чему-то естественному.

Хорошей подготовкой может послужить просто рассказ одного из взрослых о собственном опыте лечения зубов, включая негативные впечатления, но без эмоциональной окраски и без акцента на них.

  • Не обманывайте ребенка, говоря о том, что врач ничего не будет делать. Придя к врачу, он поймет, что это не так и перестанет доверять Вам. Настройте его на то, что ему посмотрят ротик, посчитают зубки и т. п.
  • Не следует говорить ребенку: "Не бойся, это будет не страшно, это не больно". Ребенок еще не знает, что надо чего-то бояться.

    Дома целесообразно проиграть посещение врача (зайти в кабинет, посидеть в кресле, открыть рот и др.). Это познакомит ребенка с тем, что его ожидает.


    Очень важно:

      Опыт многих врачей показывает, что лучшее время для приема маленьких детей — утро, т. к. малыш выспался, покушал и очень активен. Детей школьного возраста лучше назначать на вторую половину дня.

    Возьмите с собой любимые игрушки, книги.

    Приходите на прием на 10-15 минут пораньше, чтобы у ребенка была возможность освоиться в незнакомом месте, а у Вас — время спокойно заполнить все необходимые документы.

    Многолетний опыт врачей "Приор-М" доказывает, что наиболее успешным при подготовке ребенка к лечению зубов является пример родителей. Малыш, который видит, как лечат зубы его папе или маме, без страха и с удовольствием сам сядет в кресло к стоматологу.

    Выполнение этих нехитрых правил поможет Вам и Вашему ребенку с раннего возраста обеспечить полноценный уход и контроль за состоянием сначала молочных, а в дальнейшем и постоянных зубов.

    Несмотря на то, что наука далеко шагнула вперед, появилось множество современных методик - практически бесшумного стоматологического оборудования, менее инвазивных методов лечения, а также анестезирующих средств, которые помогают сделать лечение максимально комфортным, стоматология все же остается не самой приятной отраслью медицины. Мысль о посещении стоматолога вызывает чувство страха у взрослых, и зачастую это связано с негативным опытом лечения в детстве.

    О важности адаптации ребёнка к пребыванию в стоматологическом кабинете поговорим с детским стоматологом клиники «Дентал-Фентази» Крыловым Константином Владимировичем.

    Крылов Константин Владимирович

    32top: Адаптация к стоматологическому лечению: почему это так важно?

    Крылов К.: Несмотря на то, что наука далеко шагнула вперед, появилось множество современных методик - практически бесшумного стоматологического оборудования, менее инвазивных методов лечения, а также анестезирующих средств, которые помогают сделать лечение максимально комфортным, стоматология все же остается не самой приятной отраслью медицины. Мысль о посещении стоматолога вызывает чувство страха у взрослых, и зачастую это связано с негативным опытом лечения в детстве. Именно это заставляет ответственных родителей быть более внимательными не только к здоровой и красивой улыбке своих чад, но и к их психологическому комфорту, психическому здоровью.

    Чтобы избежать подобной фобии у ребенка, мало располагающей обстановки, красочных мультиков и волшебных рук стоматолога, необходимо много составляющих. Основой я считаю единую команду родителей, ребенка и врача. И у каждого тут своя функция и свое время действовать. Первыми «вступают в игру» родители, ведь грамотная подготовка к первому визиту, в дальнейшем поможет врачу провести адаптацию к лечению.

    32top: Дайте советы родителям, готовящимся к первому визиту к стоматологу. Как помочь, а не навредить?

    Крылов К.: Лучше не рассказывать ребенку подробно, как будет проходить лечение, и что ему будут делать. Такие слова, как укол, сверлить, пломба, боль и многие другие должны стать запретными. Даже слова с частичкой не, например - «тебе не будет больно» не смогут успокоить вашего малыша, из всего сказанного у него в голове отложится только слово «больно». А слово «сверлить», даже если вы скажете – «немножко посверлят» уж точно окончательно отобьет желание лечить зубы. Конечно же, эти стандартные ошибки родители допускают исключительно из добрых побуждений. А что же сказать стоит? - Расскажите о том, что вы пойдете знакомиться с доктором, который посчитает зубки и проверит – хорошо ли их чистят дома. Ограничьтесь этим, запаситесь терпением и уже во время первого визита и адаптации вы станете разговаривать с доктором на одном языке. Главное не обещать то, в чем вы не уверены, и если вы сказали «тебе ничего делать не будут» - так и должно быть. С первого этапа ребенок должен понять, что с ним честны все: и родители и врач.

    32top: Адаптация – как это происходит? Приоткройте завесу тайны!

    Крылов К.: С первого визита начинается процесс адаптации к стоматологическому лечению. Адаптировать порой приходится не только детей, но и родителей. Часто ко мне приходят маленькие пациенты со своими родителями, которые напуганы больше, чем дети. И тут сразу все понятно - первым делом необходимо все разъяснить маме с папой, ведь ребенок не будет спокоен при тревожном состоянии родителей. Родителям я, конечно же, объясняю, из чего складывается лечение их ребенка, и прошу сдерживать эмоции. До родителей важно донести, что ребенок, особенно напуганный или имеющий негативный опыт в прошлом, даже на самые простые и приятные манипуляции может реагировать остро. Процесс адаптации как правило длиться не один визит. В клинике, где я работаю, врачи прекрасно понимают это и терпеливо идут к одной цели: чтобы ребенок перестал бояться и доверился своему доктору. Важно запастись терпением и родителям, ведь без их спокойного и доброжелательного участия адаптация не состоится.

    Дети - сложные пациенты, и при этом отличные психологи, обманывать их нельзя. В силу возраста и психоэмоционального статуса они не могут долго сидеть неподвижно, не хотят открывать рот по требованию врача. А современная медицина не терпит компромиссов, поэтому спокойное поведение пациента просто необходимо для качественного лечения. Первые минуты знакомства - самые важные, именно в этот момент мы понимаем, каким будет путь адаптации. Врачу необходимо наладить контакт, не только визуальный, но и речевой и, на мой взгляд, самое важное, тактильный. В первый визит ребенок должен чувствовать себя уверенно, в полной безопасности, и возможно даже «командиром ситуации». Ребенку всегда предлагается альтернатива, право выбора, это добавляет ему уверенности. И вот мы считаем ноги, пальцы, глаза, нос и наконец, зубы во рту - и это уже успех. Дальше начинается знакомство с инструментами и оборудованием. А затем, как правило, самая приятная процедура - чистка зубов, естественно в следующий визит. При знакомстве с чем-то новым работаем по принципу «рассказал, показал, сделал», а если называть обычный слюноотсос «слоном», а страшный острый инструмент-зонд «палочкой считалочкой», следить за своей интонацией и восхищаться смелостью ребенка, то профессиональная чистка зубов становится очень занимательной. На пути адаптации каждая маленькая победа должна поощряться не только врачом, но и родителями.

    К сожалению, не у всех детей процесс адаптации проходит легко и быстро, это зависит от многих факторов: возраст ребенка, психоэмоциональное состояние, характер, настроение, наличие опыта общения с медицинским персоналом в прошлом, и как не странно даже погода и индивидуальные биологические ритмы.

    32top: Где врачей учат адаптировать детей к лечению? Что это за методики и почему не везде ими пользуются?

    Крылов К.: Методик адаптации много, то, что я описал выше – лишь вершина айсберга. Проводится множество курсов и семинаров, и в России, и за рубежом. Как правило, это курсы для психологов, но эти методики можно применять в любой отрасли медицины. Помимо психологических тренингов и курсов, каждый врач придумывает свои уникальные методы управления поведением ребенка, а также выбирает наиболее подходящие приемы именно для него. Как я уже говорил, дети действительно отличные психологи и очень тонко чувствуют все, что происходит вокруг. К сожалению широкого распространения методики, адаптации в нашей стране пока не получили. Почему? – Да потому, что процесс адаптации длительный, трудоемкий и требует от врача колоссальных эмоциональных затрат. К сожалению, мало кто к этому готов, конечно, проще полечить с физическим удержанием. Проще для врача, а вот для маленького пациента не проще и не лучше. Нежная психика малыша может серьезно пострадать. Человек может на всю жизнь получить фобию: страх перед врачом, уколом, стоматологическим лечением. Важно любить свою работу, детей, каждого своего пациента, без этих составляющих, ни один психологический прием работать не будет.

    32top: Возрастные особенности: когда адаптировать, а когда лечить под наркозом?

    Крылов К.: Конечно, метод физического удержания – это каменный век, но, к сожалению, не всех детей возможно адаптировать. Часто объем лечения и сложность манипуляций несопоставимы с возможностями ребенка в очень раннем возрасте. Дети, имеющие определенные психологические и психические особенности зачастую не терпят даже самых простых манипуляций, доверие таких детей, к сожалению, заслужить практически невозможно. В таких случаях речь идет только о лечении в наркозе. К слову сказать, современный наркоз стал максимально безопасным. Так или иначе, даже дети одного возраста и пола абсолютно разные. В 2 года один ребенок может дать вылечить несколько зубов, а другой даже не откроет рот. Дети с особенностями тоже все абсолютно разные: услышав диагноз и не пообщавшись с ребенком, не сделав попытку адаптации никогда нельзя категорично утверждать, что это невозможно. Случается, что детей с диагнозом аутизм легче адаптировать к стоматологическому лечению, чем детей, имеющих опыт лечения с физическим удержанием.

    32top: Напуганные дети, напуганные родители: как справиться со страхами?

    Крылов К.: Одна из интереснейших адаптаций в моей практике - пациент Миша, 6 лет. Ребенок очень непростой, с особенностями развития эмоционально-волевой сферы, к нему был нужен особый подход. Первая встреча показала, что лечения без привлечения наркоза или седации не получится. На второй визит уже, и мама была готова к наркозу. Но мы решили попробовать еще раз. Когда Миша пришел в 3-ий раз, он понял, какие все-таки вредные микробы поселились в его зубках, он сказал: «их просто нужно взрывать», и эта его фраза решила все. Развивая эту тему и применяя методику сенсорной перегрузки, которая подействовала как никогда успешно, мы смогли начать лечение. В каждый свой визит Миша с азартом давал мне все новые и новые задания по уничтожению микробов. Я, разумеется, его распоряжения выполнял. Миша был в восторге, он был командиром! Это добавляло ему уверенности в себе, а мне позволило вылечить ему все зубы!

    Еще один яркий пример успешной адаптации - пациент Нико. В момент обращения ему исполнилось 7 лет, крайне сложный возраст для адаптации т.к. ребенок уже все понимает, и никакие психологические уловки и подмены понятий особого успеха не имеют. Нико боялся всех манипуляций, имея в прошлом опыт общения с врачами других специальностей. Со слов родителей, даже простые диагностические мероприятия ранее приходилось выполнять под наркозом. Нико на первом приеме только плакал и повторял - «я хочу, но я боюсь». Нико я объяснял все как есть на самом деле, чтобы он понял важность стоматологического лечения для своего здоровья. Ключ к успеху был прост: я просто хвалил его за каждую попытку открыть рот и позволить мне что-то увидеть. Я называл его супергероем и уверял, что уже после первого лечения он долго будет смеяться над собой, не понимая, почему так боялся. Через два визита внушений и рассказов о том, из чего складывается лечение, Нико позволил сделать анестезию и провести лечение. На 3-й визит мама моего уже смелого пациента подтвердила, что мой метод сработал! Она просто не могла поверить, что ее сын перестал бояться лечения. Спустя полгода он занял первое место в конкурсе клиники «100 улыбок».

    Самыми сложными для адаптации являются дети с негативным опытом. За последние 6 месяцев в памяти остались два особо впечатляющих ребенка. Амир, у которого 4-х кратный негативный опыт лечения в разных стоматологических клиниках и при этом ни одного вылеченного зуба. Иван, 3-х кратный негативный опыт, и все 3 раза лечили один и тот же зуб. Осложнена ситуация была тем, что оба пациента на момент приема испытывали острую боль. Переключить их внимание, имея болевую доминанту, можно было лишь после проведения анестезии. А как же сделать ее, учитывая поведение ребенка, без адаптации и в первый визит? Конечно, это исключение из правил, «закон парности случаев», такое бывает редко, но все же случается. Обоим пациентам на момент лечения было около пяти лет, ускоренная адаптация прошла по стандартной схеме, описанной в самом начале. Учитывая острую боль и возраст, дети охотно сотрудничали. Важно и то, что родители отлично справлялись со своей ролью – поддерживали и одобряли. Показ инструментов, фотографирование, выбор мультика – все это помогло детям оказаться в кресле. Помогла и закись азот- кислородная смесь. Сенсорная перегрузка, переключение фокуса внимания, слова о невероятном мужестве пациентов и – устранение острой боли прошло успешно.

    Для успешного лечения детей необходимо не только знать их психологию и уметь управлять их поведением. Необходимо чутко прислушиваться к желаниям ребенка. Дети привыкают не только к месту, дружескому отношению, но и к врачу. Порой родители совершают ошибку: в силу нехватки времени, торопливости, или невнимательности меняют доктора, не подозревая о том, что все врачи абсолютно разные: по-разному разговаривают, общаются и даже работают. В таком случае может наступить рецидив, ребенок вновь разочаруется, испугается, потеряет доверие. И начинать придется с самого начала, с процесса адаптации.

    В подтверждение своих слов рассажу еще одну историю про своего пациента Льва. Сейчас Леве 7,5 лет, но наша с ним история началась около 5-ти лет назад, когда я еще работал в другом городе. Совсем маленький мальчик пришел ко мне со своей мамой, которая боялась больше него. Конечно, мама-то знала, что такое стоматология, но Лев пока этого не знал. Мне удалось успокоить маму, а мальчик был счастлив, потому что ему показывали мультфильмы – больше ничего и делать не пришлось. Лечение прошло гладко. Через несколько лет мы снова встретились уже в Москве. Мама рассказала, что после моего отъезда Льву пришлось еще лечить зубы, и это лечение не было таким спокойным. В свои 7,5 лет Лев панически боялся уколов, так что наша с ним история началась с самого начала – с адаптации.

    В. В. Бойко
    д. пс. н., профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСТОМ

    Страх перед стоматологом и лечением полости рта часто формируется под влиянием родных и близких. Этот факт многократно подтвержден научными данными и практическим опытом медперсонала. Механизмы внушенной стоматофобии известны. Либо родные, желая помочь ребенку справиться с ожиданием неприятного, невольно используют триггеры типа «не бойся», «страшно (больно) не будет». Либо в присутствии детей они когда-то воспроизводили картинки и пережитые состояния на тему «как было больно у стоматолога». Либо озвучивали свой негативный стоматологический опыт в духе «как я не люблю стоматологов».

    О родителях и общении с ними

    Если лечение зубов для ребенка является стрессовой ситуацией, то родители также находятся в стрессовом состоянии. Случается, родители формируют негативный стоматологический опыт, применив насилие в кабинете врача. Мать или отец грубо удерживают малыша в кресле, шлепают. Ребенок сопротивляется и надолго запечатлевает сочетание двух факторов: лечение у стоматолога и насилие со стороны близкого человека.

    Если родители давят на ребенка на приеме, он запоминает сочетание двух факторов: лечение у стоматолога и насилие со стороны близкого человека

    Разумеется, сопровождающие лица замечают также и хорошую работу медперсонала. Особенно радуют отзывы, в которых говорится о позитивном влиянии врача и его помощника на психологическое состояние ребенка: «У нас был негативный опыт лечения зубов в других фирмах. Но после лечения у вас мой ребенок перестал бояться. Это заслуга как врача, так и ассистентки».

    Восприятие работы медперсонала взрослыми клиентами охватывает все аспекты консультации и процесса лечения. Соблюдение мер безопасности, тщательность осмотра ребенка, ответственность при составлении рекомендуемого плана лечения, доказательность предлагаемых вариантов лечения и, конечно, особенности общения с ребенком. Посещая двух-трех врачей одной или разных клиник, родители расширяют диапазон наблюдаемых явлений, невольно повышают тем самым уровень своей потребительской компетенции и делают выводы о том, кто из докторов и ассистентов работает лучше, а кто хуже.

    Если вам удалось найти контакт с ребенком, считайте, что контакт установлен и с его родителями, которые привели его в клинику. Принимая во внимания эту аксиому, стоматолог проводит экспресс-диагностику родителей и использует адекватные приемы установления отношений с ними и формирования терапевтического союза. (См. подробнее в томе VI «Врач, ребенок, родитель».)

    Никогда не ругайте ребенка при родителях и других сопровождающих лицах, включая бабушек, дедушек, братьев, сестер, нянь.

    Если вам удалось найти контакт с ребенком, считайте, что контакт установлен и с его родителями, которые привели его в клинику

    Чем старше ребенок, тем чувствительнее он воспринимает критику в свой адрес. Пока ему 4—6 лет, недовольство со стороны старших вызывает эмоциональный протест вовне: грубость, повышенная активность, сопротивление требованиям. С возрастом защитная реакция переживается больше внутренне: ребенок замыкается, обижается, чувствует себя подавленным, униженным. Критика в адрес ребенка задевает самолюбие родителей.

    Чем старше ребенок, тем отчетливее он переживает критику на уровне самосознания, воспринимает критику как принижение чувства собственного достоинства.

    Бывает, родители присоединяются к критике стоматолога в адрес ребенка: «Слушайся доктора», «Я тебя накажу за то, что не даешь лечить». В подобных случаях сопротивление лечению может усиливаться, а страдания ребенка могут еще больше травмировать его психику. Стоматологи ошибочно считают, что такое участие родителей есть доказательство возникшего терапевтического союза.

    Общаясь на приеме с сопровождающими лицами, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не слышал того, что может насторожить и напугать его.

    Некоторые стоматологи почему-то полагают, что ребенок в кабинете игнорирует разговоры старших. Напротив, он внимательно ко всему прислушивается: как бы чего не случилось, готова ли мать защищать его, хороший или плохой этот врач.

    Из наблюдений психолога:

    1. Стоматолог в присутствии ребенка объясняет матери: «Надо под общим наркозом удалить 4 зуба». Казалось бы, «приговор» врача непонятен шестилетнему пациенту, но почему он при словах доктора весь напрягся?
    2. Врач поясняет отцу ребенка, что лечение будет сложным и длительным. Девочка расплакалась. …«Эти передние зубы придется удалить, девочка походит без зубов, пока что-нибудь не придумаем», — говорит врач, показывая маме рот ребенка. Девочка мгновенно расстроилась и хотела встать с кресла, чтобы уйти из кабинета.

    О стратегиях взаимодействия с детьми

    Нейтрализация негативного поведения ребенка начинается до входа в кабинет стоматолога. Важную роль играет участие родителей в подготовке ребенка к визиту в клинику. Главное — не настораживать его, не подчеркивать неприятность и ответственность момента. Посещение стоматолога — обычное мероприятие.

    Администратор, записывая ребенка на прием, советует выбрать время с учетом режима дневного отдыха малыша, приема пищи. В клинике есть игровая комната, где пациент может отвлечься от неприятных мыслей о предстоящем лечении. Если это современная клиника, в ней предусмотрены те или иные модели предварительной релаксации детей, есть аниматор или психолог. (См. подробнее том VII «Сервис — детям».)

    Помните, нельзя обманывать детей. Если перед визитом к врачу ребенку сказали, что будет проведен только осмотр и покажут, как ухаживать за зубками, то проводить лечение будет нечестно. В случае необходимости начать лечение нужно спросить согласие ребенка и мотивировать его. Например, врач, завершив осмотр, говорит: «Хочешь ли ты полечить зуб сегодня, чтобы не приходить в другой раз?» Или: «Ты согласен полечить зуб сегодня, чтобы мама еще раз не отпрашивалась с работы?

    Если перед визитом к врачу ребенку сказали, что будет проведен только осмотр и покажут, как ухаживать за зубками, то проводить лечение будет нечестно. При необходимости начать лечение нужно спросить согласие ребенка и мотивировать его

    Дети в любом возрасте нуждаются в позитивной эмоциональной поддержке со стороны взрослых. Научитесь легко и без промедлений подкреплять позитивными эмоциями выполнение ребенком ваших просьб, проявленное им терпение, дисциплину. У вас всегда наготове радостная улыбка, широко открытые веселые глаза, ободряющий голос. При этом позитивные эмоции должны быть достаточно интенсивными, рассчитанными на детское восприятие. Скупые эмоции, сопровождаемые невыразительной экспрессией, не достигают зон адекватного реагирования со стороны детей. В первую очередь это относится к малышам. Если бы речь шла о взрослом, мы сказали бы: он не верит в вашу искренность, а ребенок не улавливает информационный посыл нашей «блеклой» экспрессии.

    Иное дело эмоции негативного диапазона: ваше раздражение, строгий взгляд, холодный голос, как и вялые, неопределенные по окраске эмоции, мгновенно напрягают детей и подростков. Это легко объяснить: психика прежде всего настроена на отражение угрожающей среды.

    Побуждая испуганных детей открыть рот, показать зубки и приступать к лечению, никогда не прибегайте к угрозам. Инстинктивный страх нельзя преодолеть угрозами. Угроза в данной ситуации вызывает у ребенка дополнительное сопротивление. Взрослые понимают, что угрожать детям нехорошо, тем не менее они делают это непроизвольно, не вдумываясь в суть своих требований и высказываний. Например, угроза звучит в интонации, с которой доктор произносит фразы «перестань упрямиться», «будешь так вести себя, я тебя не буду лечить», «если я не вылечу твой зуб, он будет болеть».

    Хуже всего, когда стоматологи рассматривают угрозу как атрибут своей практики. Вот выдержка из анонса одной детской стоматологической клиники, свидетельствующая о психологической некомпетентности авторов: «В нашей клинике не забыты вниманием и маленькие пациенты. Прием ведут врачи, прошедшие специальную психологическую подготовку, умеющие сгладить травму детской психики при посещении стоматолога. Если ваш ребенок ни под какими угрозами не садится в кресло стоматолога, а лечить зубки надо, остается одно средство — общая анестезия, техникой которой наши врачи владеют в совершенстве».

    Может быть, стоматологи упомянутого учреждения в совершенстве овладели общей анестезией, но то, что они не имеют психологической подготовки, очевидно. Психологически просвещенные стоматологи не будут упоминать угрозы в качестве средства усаживания детей в кресло.

    В ответ на защитное поведение ребенка в виде гнева, агрессии и крика нельзя отвечать тем же. Если проявить в ответ негативные эмоции, это вызовет эффект «эмоционального зеркала», т. е. негативное состояние ребенка усилится при восприятии негативного состояния взрослого.

    Общаясь с детьми, исключите любые формы назидания и упреков. Приемлемо дать совет ребенку, уместно поинтересоваться, как он сам оценивает ситуацию. Можно привести в пример сверстников, младшего или старшего брата, сестру. При этом не должно быть негативного сравнения вроде «вот он (она) хороший, а ты плохой».

    В ответ на защитное поведение ребенка в виде гнева, агрессии и крика нельзя отвечать тем же. Если проявить в ответ негативные эмоции, это вызовет эффект «эмоционального зеркала», то есть негативное состояние ребенка усилится при восприятии негативного состояния взрослого

    Нельзя демонстрировать детям и их сопровождающим безразличие и тем более негативную позицию кого-либо из членов команды. Отступления от данной аксиомы наблюдаются в разных формах. Например, администратор не стала утруждать себя поиском времени для записи ребенка на прием в удобное для него время; забыла сообщить родителю о выходе на работу лечащего врача; записала ребенка на прием, не выяснив, есть ли у него повышенная температура (в такой ситуации детей лечат в стационаре). Небрежное отношение к родителям проявил врач, что видно из рекламаций по обратной связи: принял решение о лечении, не получив одобрения; не согласовал стоимость, агитировал за премедикацию и обещал, что она пройдет без проблем, а на самом деле ребенок перенес ее тяжело.

    Во взаимодействии с ребенком следует исходить из его поведения в клинической ситуации, а не руководствоваться возрастом, который указан в его медицинской карте. Например, если пятилетний малыш на приеме повел себя как трехлетний, то для начала с ним надо вести себя, как с трехлетним. Неуместны упреки: «ты уже большой», «такие детки, как ты, ведут себя хорошо» и т. п. Оценив психический статус ребенка, а также позицию родителей, вы принимаете решение: надо постепенно менять тактику общения с данным ребенком и доводить ее до возрастной нормы или этого делать не следует. При этом вы не должны выходить за рамки своей компетентности. Вы не психотерапевт, чтобы изменять поведение ребенка при помощи специальных коррекционных мероприятий. Вы не педагог, чтобы давать родителям грамотные советы. Вы — врач, делайте свою работу.

    В то же время стоматолог обязан реагировать на любые подмеченные аномалии в здоровье и поведении ребенка — таков канон современной стоматологии.

    Пример из практики. Детский стоматолог с большим стажем рассказывает коллегам о пациентке в возрасте четырех лет, которая носит памперсы. Доктор эмоционально обсуждает ситуацию: «Как такое возможно? Куда смотрит мать? Что дальше будет с девочкой?»

    Комментарий. Случай нетипичный, и нужно проявить деликатность. Какое-либо воздействие на ребенка категорически исключено. С мамой нужно обязательно доверительно поговорить, чтобы, во-первых, узнать причину ношения памперсов, а во-вторых, посоветовать обратиться к кому-то из специалистов (психотерапевт, уролог).

    Стратегия взаимодействия с детьми на приеме должна учитывать их возрастные интеллектуальные возможности. Понятное подростку будет пустым набором слов для шестилетки. Если врач хочет настроить ребенка на позитив, нужно использовать обращения и доводы с учетом возрастных интеллектуальных различий. Можно рассчитывать на ожидаемый эффект, если говорить, например, так:

    • дошкольникам: «Посиди с открытым ртом, пока я буду считать до десяти»;
    • детям 7—8 лет: «Посиди с открытым ртом, считая про себя до десяти»;
    • детям 12 лет и старше: «Когда вырастешь, у тебя будут красивые, здоровые зубы».

    Маленький ребенок руководствуется не разумом и не моралью, поэтому следует отказаться от рационального подхода к нему. Не следует рассчитывать на эффективность уговоров, доводов и обещаний чего-то полезного и приятного. Все, в чем он нуждается, — это удовлетворение его базовых потребностей и получение удовольствия от этого «здесь и сейчас».

    Дети неформальны, обычно открыты и простодушны, поэтому быстро отзываются на естественный и дружественный подход. Вместо «Здравствуй, Петя» лучше сказать: «Привет, Петя, как ты сегодня?» Вместо «проходи сюда, садись» скажите: «Ты, конечно, хочешь поскорее сесть в это интересное кресло. Ты сам сядешь или тебе помочь?» Такие фразы звучит неформально и одновременно стимулируют проявление самостоятельности.

    Психологическая подготовка, безусловно, необходима. Как ее осуществить? Главная задача родных и близких — не настораживать ребенка, а успокоить перед визитом в клинику, настроить на принятие доктора.

    Два основных совета

    Если у ребенка боль: убедите его в том, что стоматолог поможет — боль станет меньше или совсем пройдет.

    Если боли нет и предстоит первый визит к стоматологу: не следует предостерегать ребенка, в духе «не бойся», «будет не страшно», «это не больно». Он еще не знает, что надо бояться чего-то . Лучше показать положительные результаты визита к врачу с учетом возраста.

    Маленьким детям можно сказать: «Зубки надо покормить кашей (вареньем), чтобы они не болели и быстрее росли». Для детей постарше подойдет такая аргументация: «Сходишь к врачу-стоматологу , — зубы будут здоровыми и красивыми».

    Несколько советов общего характера

    Собираясь к стоматологу, не акцентируйте на этом внимание. Не подчеркивайте важность, исключительность, а тем более неприятность события. Визит к врачу должен быть само собой разумеющимся.

    Не говорите о том, что врач ничего не будет делать. Это не так, и потом ребенок поймет, что его обманули. Скажите, что доктор посмотрит и почистит зубы, вылечит, если они болят.

    Не употребляйте «страшных» слов — «укол», «сверло», «сверлить», «бормашина».

    Можно порепетировать посещение врача. Расскажите, как надо войти в кабинет, сесть в кресло, открыть рот и подержать его открытым. Проделайте с ребенком каждое действие, возьмите на себя роль врача.

    Организация визита

    • Не назначайте визит к врачу в часы, когда ребенок обычно спит (раннее утро, тихий час) или устал (поздний вечер).
    • На прием ребенок должен приходить сытым.
    • Возьмите с собой сменную обувь, если ребенок не хочет надевать бахилы.
    • Если ребенок будет томиться и нервничать в ожидании приема, приходите в клинику минут за 10, не раньше.

    Если ребенок маленький и едва ли понимает, почему и зачем его хотят повести к стоматологу, лучше действовать по такой схеме:

    • Скажите, что Вы вместе пойдете к доброму доктору, который лечит зубки. К нему ходят все детки, потому что он их любит и лечит. От него все мальчики и девочки выходят веселыми и здоровыми.
    • Поясните, что будет делать добрый доктор: «Он посмотрит твои зубки, чтобы узнать, как они растут».
    • Приведите пару «сильных» аргументов: «Когда папа и мама были маленькими, они тоже ходили к доктору, который смотрит зубки». Или: «У этого доктора был…" (назовите известный Вам факт — старший ребенок в семье, соседский малыш и т. п. ).
    • Подчеркните, что Вы все время будете находиться рядом в кабинете доктора.

    Если ребенок постарше и понимает свои проблемы с зубами, действуйте так:

    • Расскажите о том, почему важно иметь здоровые зубы.
    • Если сын или дочь скажет, что боится стоматолога, искренне удивитесь: «А почему надо бояться врача? Он помогает нам избавляться от неприятностей, советует, лечит, заботится о нашем здоровье».
    • Если Вы когда-либо сами в присутствии ребенка высказывали опасения перед визитом к стоматологу или делились неприятными воспоминаниями — признайте ошибочность своей позиции: «Мне также было страшно, однако все оказалось иначе — внимательные врачи, безболезненное лечение. Главное — настроить себя положительно».
    • Наконец, покажите свою готовность поддержать ребенка: «Сходим на консультацию вместе. Я буду присутствовать в кабинете во время твоей беседы с врачом».

    А если ребенок очень боится лечиться у стоматолога?

    Наши доктора — настоящие профессионалы. Они любят детей. Они стремятся найти подход к каждому ребенку. Если доктор, психолог и родители (близкие) вместе помогают ребенку, лечение обычно проходит успешно.

    У нас имеется все необходимое (вплоть до общего обезболивания), чтобы провести плановое лечение при особых обстоятельствах, например:

    • если ребенок очень боится;
    • если предстоит большой объем лечения, а ребенок маленький;
    • если у ребенка повышенный рвотный рефлекс или имеются другие медицинские показания.

    Организуем грамотное первое посещение стоматолога

    и оставим позитивное впечатление на долгие годы.

    1. Результат
    2. Стоимость
    3. Гарантия
    4. Врачи
    5. Отзывы

    Почему важно психологически подготовить ребенка к лечению у стоматолога

    Психологическая подготовка ребенка к лечению у стоматолога

    • Ребенок будет готов без страха посещать стоматолога в дальнейшем
    • Он узнает, какие ощущения могут возникать в процессе лечения и не будет бояться неизвестности
    • Доктор подружится с маленьким пациентом и найдет общий язык
    • Ребенок заранее познакомится со стоматологической установкой, инструментами и материалами, узнает, как они работают

    Лечение будет проходить в уже знакомой обстановке с доктором-другом

    Что ребенок получит на адаптационном приеме

    Поймет, что будет происходить у него во рту: будет мокро, прохладно, будет жужжать и др.

    Увидит разницу БЫЛО/СТАЛО: покажем фото, как было «грязно» и как стало «чисто».

    Познакомится с добрым доктором, который говорит на понятном детском языке без заумных фраз.

    Психологическая подготовка ребенка к лечению у стоматолога

    В «Астрее» есть все необходимое для мягкой подготовки

    ребенка к лечению у стоматолога:


    Игровая комната для спокойного ожидания

    с современными игрушками


    Мультики во время лечения,

    которые малыш может выбрать сам


    специально обученные работе с детьми


    Подарок после приема,

    чтобы ребенок ушел в хорошем настроени

    Психологическая подготовка ребенка к лечению у стоматолога

    Как подготовить малыша

    к лечению зубов еще дома:

    Расскажите о посещении стоматолога как об интересном, но рядовом событии.

    Называйте стоматолога по имени, объясните, что он друг, который делает зубы красивыми.

    Сделайте поощрение небольшое, но ценное для ребенка. Так вы закрепите позитивные эмоции после посещения врача.

    Чтобы ребенок был спокоен, говорите с ним в позитивном настрое («все будет хорошо»), используйте слова без частицы «не».

    Не рассказывайте ребенку, что ему будут делать. Доверьтесь доктору, врач сам определит, что ребенок готов услышать, а чего лучше не говорить. Будьте готовы подыграть доктору и поддержать диалог с ребенком.

    Посещать врача ребенку лучше сытым, но не перекормленным, выспавшимся. Для первого посещения клиники и для впечатлительных детей рекомендуем выбирать утреннее время, чтобы ребенок не думал о предстоящем визите весь день.

    Оставьте заявку: администратор расскажет об услуге подробнее и запишет на консультацию.

    Нажимая на кнопку, вы принимаете Соглашение

    Спасибо за обращение!

    Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

    Результат адаптационного приема

    в клинике «АСТРЕЯ»

    • Ребенок доволен знакомством со стоматологом
    • Ребенок не боится посещать зубной кабинет
    • Родители не слышат истерик малыша перед приемом



    В эту стоимость входит знакомство с доктором, осмотр полости рта, проведение диагностики при необходимости, составление плана лечения с указанием диагноза по каждому зубу.

    после каждого приема

    Ребенок получит игрушку и воздушный шарик.

    Ребенок посещает врача без слез

    Потому что в клинике его лечит друг-детский стоматолог.

    Начните лечение

    с подробной консультации со специалистом

    Консультация длится от 45 до 60 минут.

    • Знакомство с центром и специалистами;
    • Осмотр врача стоматолога терапевта.
    • Составление плана и сметы лечения.
    • ул. Молокова, 1, корп. 4
    • ул. Ладо Кецховели, 71

    Работаем в будни с 8:30 до 21:00 и в субботу с 10:00 до 17:00.
    Воскресенье выходной.

    Запишитесь прямо сейчас

    наши операторы свяжутся с Вами в ближайшее время

    Познакомьтесь с врачами

    которые будут с вами работать

    Галина Вероника Владимировна

    Галина Вероника Владимировна

    «Жизнь без кариеса и проблем с зубами реальна, если с самого раннего детства учить ребенка заботиться. »

    Суслова Евгения Юрьевна

    Суслова Евгения Юрьевна

    «В чем заключается загадка улыбки? Люди из поколения в поколение пытаются разгадать этот секрет и не . »

    Фортунова Анастасия Сергеевна

    Фортунова Анастасия Сергеевна

    «Я думаю, что нет большего счастья, чем видеть как улыбаются дети. В их всегда искренней улыбке читаю. »

    Маштакова Полина Сергеевна

    Маштакова Полина Сергеевна

    Попова Юлия Александровна

    Попова Юлия Александровна

    Бушуева Елена Витальевна

    Бушуева Елена Витальевна

    «Реальна ли жизнь без кариеса? Конечно, реальна! От врача требуеются: своевременно приглашать пациент. »

    Отзывы

    о работе наших специалистов

    В трех клиниках дочь панически боялась лечить зубы и только в этой клинике с помощью профессиональных зубных ф.

    Сегодня лечили зубы во сне дочери (5 лет). Очень боялись, сомневались, тк у нас есть проблемы с сердцем. После.

    Много лет пользуюсь услугами данной клиники. Хочу отметить безупречное, профессиональное и качественное испо.

    Отзыв спустя пол месяца после лечения зубов 2-х летней дочери во сне. Дочери вылечили сразу 4 зуба, при том чт.

    Здравствуйте. Большое спасибо специалистам клиники, Веронике Владимировне, Михаилу Васильевичу. Лечили зубы по.

    28 Февраль, 2021

    Одно время болело десно, думала что проблема с зубом. Поэтому записалась к Чащиной на лечение , но все обошло.

    В трех клиниках дочь панически боялась лечить зубы и только в этой клинике с помощью профессиональных зубных фей все прошло легко и быстро. У меня дочь совсем не поняла, что ей лечили зуб. Ушли еще и с подарками. Только положительные эмоции после посещения. Встретили с улыбкой, напоили чаем и отвели в детскую до приема у врача.

    Сегодня лечили зубы во сне дочери (5 лет). Очень боялись, сомневались, тк у нас есть проблемы с сердцем. После консультации с Галиной Вероникой Владимировной и Землянским Михаилом Васильевичем все сомнения отпали. Спасибо огромное и нашим врачам, и медсёстрам! Все профессионалы своего дела. Во сне мы были 2,5 часа, хотя планировалось, что лечение займёт больше времени. Все прошло более, чем спокойно. Михаил Васильевич постоянно выходил, говорил о состоянии дочери, что все хорошо! При подготовке к лечению все подробно обсудили, получили ответы на свои вопросы, сдали анализы необходимые, разрешение педиатра и лора. Вечером Михаил Васильевич позвонил, рассказал, как все проходит, как нам подготовиться. Утром приехали, прошли в кабинет, положили на кресло дочку, без слез, конечно, не обошлось, тк мы очень сильно боимся лечить зубы (негативный предыдущий опыт). Несколько секунд и ребёнок спит! Ожидали в коридоре, после лечения нас пригласили в кабинет, где просыпалась дочка. Проснулась спокойно, рядом уже лежали подарки от клиники, приятно! Она даже не поняла, что зубки уже вылечены. Родителям хочу сказать, если сильно боится ребёнок, не сомневайтесь, лечите во сне! Врачи отличные, знают своё дело, можно смело доверять! Ещё раз спасибо за наши зубки.

    Много лет пользуюсь услугами данной клиники. Хочу отметить безупречное, профессиональное и качественное исполнение своих обязанностей всеми специалистами Астреи, особенно низкий поклон и уважение Ольге Валерьевне за высокий профессионализм, внимание и трепетное отношение к пациентам. Благодарю Вас. Процветания Астреи.

    Отзыв спустя пол месяца после лечения зубов 2-х летней дочери во сне. Дочери вылечили сразу 4 зуба, при том что сама она не знает, что ей их лечили. Пришла, посмотрела морскую черепаху в детском уголке, поднялась с родителями на второй этаж, там её переодели, положили на теплое одеяло на столе, дали подышать какую-то не очень приятного запаха маску, но родители успокоили, погладили и сказали, что всё хорошо, и через 10 секунд доча уже уснула. Когда проснулась, родители снова рядом, одели и унесли на ручках домой. Это всё, что она запомнила. Никакого мучения в кресле, не нужно терпеть и бояться. А ведь ходить пришлось бы несколько раз, 4 зуба маленькому ребенку за один приём не вылечишь, хорошо бы хоть один зуб дала сделать. Со стороны родителей могу сказать, что всё не так просто звучит, но оно того стоило. Для вхождения в наркоз нужно заранее сдать анализы, получить заключение ЛОРа и педиатра о том, что наркоз разрешён. Сразу после этого нужно записаться на сам наркоз - что тоже может затянуться. Хороший анестезиолог - редкость, работает на несколько стоматологий. Днем перед назначенной датой нам позвонил анестезиолог и минут 40 объяснял как будет происходить процедуры, каким будет пробуждение и все подробности об используемых препаратах, и дал рекомендации о диете перед наркозом (не есть и не пить за 9 часов). В день приема мы оставили дочь заснувшей, ушли на часа 2, вернулись и ждали, когда она выйдет из наркоза. Пока дочь просыпалась, наш стоматолог Попова Юлия Александровна рассказала о том, как прошло лечение и как ухаживать за зубами потом. Дома мы уже через несколько часов, как нам сказали, убрали пластырь с ножки, куда ставили катетер. Дали детский Нурофен по рекомендации нужную дозировку и в нужное время, зубы в тот вечер не чистили, чтобы десны подзажили. И всё, на следующее утро жили обычной жизнью. Что касается стоимости, то лечение во сне значительно дороже, но здоровые зубы за один сеанс и отсутствие страха перед стоматологами - это бесценно!

    Здравствуйте. Большое спасибо специалистам клиники, Веронике Владимировне, Михаилу Васильевичу. Лечили зубы под наркозом. Ребёнок доволен, врачи добрые, подарков много, самое главное не было больно, сказал, что будет ходить только к Веронике Владимировне и Михаилу Васильевичу. Лечение было длительное, после наркоза ребенок восстановился быстро. Зубы красивые, аккуратные, коронками всем хвастает.

    Читайте также: