Роль медицинской сестры в профилактике кариеса

Опубликовано: 28.04.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

Причины кариеса. Механизм развития процесса. Основной целью стоматологической профилактики является устранение причин и условий возникновения и развития заболеваний органов полости рта.

Содержание

Введение
1. Методы профилактики кариеса
2. Предметы и средства гигиены полости рта
3. Участие медицинской сестры в санитарно – просветительской работе
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

Если концентрация фтора 0,1—0,2% — гель может использоваться для ежедневного применения.

Если концентрация фтора 1—2% — гель используется только для контролируемой чистки не чаще 1 раза в неделю.

Если концентрация фтора выше — гель используется только для профессиональной ремйнерализующей терапии, так как фтор может всасываться через слизистую оболочку ротовой полости и проявлять токсичные свойства.

Спиртовые растворы экстрактов лекарственных трав. Оказывают дезодорирующее, антибактериальное, противовоспалительное, вяжущее действие. Могут уменьшать кровоточивость и способствовать регенерации эпителия слизистой оболочки ротовой полости.

Зубные эликсиры — альтернатива противовоспалительным зубным пастам. Их нельзя употреблять в неразведенном виде. Для профилактики растворяют 10 капель в стакане воды. Полоскать 1—2 раза в день. Для достижения лечебного эффекта— 20-30 капель на стакан воды. Полоскать не реже 2-х раз в день.

  1. Участие медицинской сестры в санитарно – просветительской работе

Участие медсестры в стоматологической профилактике осуществляется за счет проведения лекций и бесед в дошкольных учреждениях, школах, ВУЗах, женских консультациях. Задачи медсестры – заинтересовать слушающих её лекцию. Дать понять, что умение правильно за полостью рта это залог здоровой и красивой улыбки, а главное профилактика заболеваний зубов и ротовой полости. В детских садах целесообразно проводить беседы с родителями, детьми и воспитателями вместе. Рассказать о правильной последовательности зубов, о средствах и предметах гигиены полости рта. Для лучшего запоминания нужно раздать всем иллюстрированные памятки. Также нужно рассказать о хранении зубных щеток, о сроках замены, чем отличается щетка с натуральной щетиной, от щетки с искусственной щетиной, какие зубные щетки бывают по жесткости щетины и какие щетки кому больше подходят. Далее можно рассказать о зубных пастах. Здесь основной задачей медсестры является или заинтересовать и детей в необходимости ежедневного гигиенического ухода.

Особое внимание можно уделить лекциям в женских консультациях так, как здесь речь идет, как о будущей маме так и о малыше. Нужно сказать также и о необходимости гигиенического ухода за полостью рта будущей мамы, так как если у мамы в ротовой полости имеется очаг инфекции, то это может отразиться и на здоровье малыша.

Важную роль для здоровья женщины и ребенка играет рациональное сбалансированное питание обогащенное витаминами и минеральными веществами. Особенно важен правильный режим питания будущей мамы, так как это определяет развитие плода в период, когда формируется зубочелюстная система. На втором месяце развития плода закладываются зубы, и питание мамы в этот период чрезвычайно важно для формирования эмали. Для правильного формирования зубов необходима пища, богатая белками, особенно животными (молоко, мясо, рыба, яйца), сырые овощи и фрукты обеспечивают организм минеральными солями, так необходимыми для построения эмали витаминами.

В основном все знают о пользе рационального питания вообще и в период беременности, и о пользе гигиенического ухода, но рассказать и еще раз обратить внимание никому не помешает, а наоборот поможет вспомнить и может быть дополнить свой ежедневный гигиенический уход и более или менее сбалансировать питание. Так же медсестра должна напомнить, что необходимо посещать стоматолога, не только для лечения зубов, но и для профилактического осмотра.

Санитарно-просветительская работа ставит цель выработать у населения убеждение в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, методах их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.

Санитарно-просветительской работе предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является. Только от человека, убежденного в необходимости поддержания гигиены полости рта, можно ожидать неуклонного и постоянного выполнения всех ее требований.

Как правило, к стоматологу обращаются пациенты, когда зуб заболел, щека распухла и в других подобных случаях. То есть, человек обращается за помощью с уже сформированным заболеванием. Стоматолог, конечно же, приведет больные зубы в «порядок». Но, для этого пациент должен располагать достаточным количеством времени и, как ни банально это звучит, денег.

О важности профилактики красноречиво говорит распространенность кариеса и заболеваний пародонта среди населения России. Так, в нашей стране 30% шестилетних детей имеют от 10 до 20 кариозных зубов, а у оставшихся 70% присутствуют по 5-6 пораженных кариесом зубов. У 78% детей в возрасте 12-ти лет диагностируется кариес зубов. Среди молодых людей 17-ти лет распространенность кариеса достигает 96%.

Во многих западноевропейских странах и США проводятся государственные профилактические программы. Приоритет при финансировании отдается не развитию стоматологической помощи, а именно профилактике. И такой подход к делу дает убедительные результаты. Распространенность стоматологических заболеваний в этих странах, примерно, в два раза ниже, чем в нашей стране.

В современном обществе становится модным быть здоровым, ухоженным, прекрасно выглядеть. То есть быть человеком, ведущим здоровый образ жизни. Отказ от вредных привычек (курение табака, злоупотребление алкоголем), полноценное и сбалансированное питание, занятия спортом также являются элементами индивидуальной профилактики заболеваний органов полости рта.

Человеку заботящемуся о состояние своего здоровья и, в частности, здоровья зубов и десен, рекомендуется посещать стоматолога два раза в год.

  1. Кузькина Э.Н. и состав. «Стоматологическая заболеваемость России»
  2. Яковлева В.и. «Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний» Минск, 1993.
  3. Боровский Е.В. «Терапевтическая стоматология» - Москва,2009.
  4. Лупиных Л.Н. «Лечение и профилактика кариеса зубов» - Н. Новгород, 1998.

Старшая медсестра

Профилактика кариеса у детей

На сегодняшний день самым распространенным стоматологическим заболеванием человека является кариес. Заботливые родители должны помочь своему ребенку сохранить зубки здоровыми и избавить его от зубной боли. Для этого необходимо уделить значительное внимание профилактике кариеса.

Попробуем взять на вооружение результаты последних исследований в этой области, чтобы, как минимум, достичь европейского показателя – в среднем, менее двух пломб к 12-летнему возрасту.

1. Начать заботиться о предотвращении кариеса у ребенка можно уже во время маминой беременности и кормления грудью . Принимая специальные таблетки, содержащие всего лишь 1 мг фтора, удается достичь двойного эффекта: с одной стороны, у плода формируются крепкие зубы, с другой — организм женщины не теряет фтора. И побольше налегать на кальций, то есть на молочко, творожок и кефир, не пугая родных неконтролируемым поеданием школьных мелков.

2. После того как ребенок родился, важно следить за гигиеной . Первым делом, дорогие родители, не стоит раньше времени передавать ребенку свои бактерии (Streptococcus mutans), которые по одной из теорий, вызывают кариес. Чаще всего эти микробы перекочевывают из родительского рта вместе с облизанной ложкой или соской. Не стоит этого делать — упавшую соску правильнее сполоснуть или прокипятить, а не облизывать. И тогда ротовая полость ребенка дольше останется свободной от кариеса.

3. Чтобы предотвратить появление или развитие кариеса, необходимо грамотно организовать питание семьи. В рационе ребенка должен присутствовать кальций из молочных продуктов. Это совсем не сложно, поскольку детские йогурты, молоко и кефир становятся все вкуснее и разнообразнее. Для того чтобы кальций лучше усваивался, необходим витамин D, который содержится в рыбных блюдах и образуется под действием солнечных лучей. Так что почаще принимайте с малышом солнечные ванны, выходите на прогулки, укрепляющие не только зубы, но и дружбу в семье. Помимо кальция для профилактики кариеса необходим фтор, которым обогащают зубную пасту и некоторые пищевые продукты.

4. Чтобы все ваши усилия по профилактике кариеса у ребенка не пошли прахом, старайтесь давать ему поменьше сладостей — они основные разрушители зубов. Вредные для зубов стрептококки размножаются на зубной эмали только при наличии сахара, которым, собственно, и питаются. Перерабатывая сахар, бактерии выделяют кислоту, которая разрушает зубную эмаль. И наоборот, как можно чаще кормите ребенка свежими фруктами и овощами: содержащиеся в них сахар и фруктовые кислоты не представляют опасности для зубов. Или уж, как в Европе, выбирайте для детей только сладости с безопасным сахарозаменителем ксилитом.

5. Самым надежным средством против кариеса у детей является традиционная зубная щетка с хорошей зубной пастой. Чистить зубы нужно начинать с момента появления молочных зубов – сохранив их здоровье, вы обеспечите своему ребенку правильное и своевременное прорастание постоянных зубов. У ребенка очень важно воспитать навык ежедневно чистить зубы, чтобы он как можно раньше осознал и принял на себя ответственность за здоровье своих зубов.

6. Дважды в год ребенка должен осмотривать стоматолог . Если во время очередного посещения врача у ребенка обнаружился начинающийся кариес, для защиты эмали от разрушения может быть использован фтористый лак (фторлак) или соединение фтористого серебра. Процедура абсолютно безболезненна и занимает не больше одной минуты, а эффективность этого метода для предотвращения кариеса очень высока.

7. Когда у ребенка появятся постоянные зубки, целесообразно нанести специальный визит к стоматологу, чтобы провести еще одну, очень полезную процедуру – запечатывание углублений (фиссур) зубов . Делать эту процедуру желательно в течение года-полутора с момента прорезывания моляров. В результате, после приема пищи на жевательной поверхности зубов не будет скапливаться налет с бактериями, разрушающими эмаль. В ходе процедуры врач очищает зубы с помощью щетки и пасты, а затем наносит кислое вещество на область бороздок и ямок на поверхности зубов. После этого на зуб наносится герметик, который затекает в микропоры эмали и прочно застывает там под действием специальной лампы. Герметик не просто запечатывает зуб, но и в течение длительного времени насыщает эмаль зуба ионами фтора, магния, кальция.

Итак, многолетняя программа по спасению зубов ребенка от кариеса выстроена. Вы сделали все, что положено, и по праву можете собой гордиться.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

Причины кариеса. Механизм развития процесса. Основной целью стоматологической профилактики является устранение причин и условий возникновения и развития заболеваний органов полости рта.

Содержание

Введение
1. Методы профилактики кариеса
2. Предметы и средства гигиены полости рта
3. Участие медицинской сестры в санитарно – просветительской работе
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

на тему: «Профилактика кариеса зубов, участие медицинской сестры в стоматологической практике»

  1. Методы профилактики кариеса
  2. Предметы и средства гигиены полости рта
  3. Участие медицинской сестры в санитарно – просветительской работе

На сегодня, самым распространённым заболеванием полости рта по праву можно считать кариес. Кроме того, чаще всего именно кариес становится первопричиной всех остальных болезней, которые возникают как осложнение. И именно поэтому профилактика кариеса является первостепенным значением для сохранения здоровья зубов.

Хотя это заболевание и имеет огромное распространение, до сих пор причины кариеса абсолютно точно так и не выявлены. На сегодня выдвигаются как минимум 400 теорий возникновения кариеса. Однако известно, что кариес возникает в следствии жизнедеятельности кариесогенных бактерий, которые являются причиной реакции брожения и выделения органических кислот на зубную эмаль. Последняя в свою очередь приводит к деминерализации твёрдых тканей зуба и как следствие к кариесу. Тем не менее, это механизм развития процесса. А причины кариеса гораздо более многообразные и комплексные. Сюда включают и наследственный фактор, и внутриутробное развитие, процесс обмена веществ в организме, дефицит кальция, фтора и фосфора, питание, гигиена полости рта, курение и так далее. Перечень очень длинные и в итоге комплекс причин становится толчком для разрушения зуба.

В медицине существует такое правило – проще предупредить болезнь, чем потом ее лечить. Это правило в полной мере относится и к заболеваниям органов полости рта. Предупреждением заболеваний органов полости рта занимается раздел стоматологии, который называется профилактика (от греческого prophylaktikos — предохранительный) стоматологических заболеваний. Основной целью стоматологической профилактики является устранение причин и условий возникновения и развития заболеваний органов полости рта.

  1. Методы профилактики кариеса

Кариес – это прогрессирующее локализованное поражение твердых тканей зуба, приводящее к образованию в них полостного дефекта.

В результате в процесс вовлекаются пульпа и верхушечные ткани. Кариесом зубов поражено практически все население планеты.

Профилактика – это система государственных, социальных мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья.

  1. первичная – направлена на предотвращение заболеваний;
  2. вторичная – направлена на раннее выявление заболеваний предупреждение рецидивов и осложнений.

  1. общий, массовый;
  2. групповой;
  3. индивидуальный.

К государственным профилактическим мероприятиям относятся меры, осуществляемые в масштабах страны или отдельных ее регионах за счет средств бюджета на основе постановлений Правительства, а также в плановом порядке в соответствии с выполнением программы развития народного хозяйства страны. К ним относятся меры по охране окружающей среды, охраны матери и ребенка, труда, детства, медицинского обслуживания.

К социальным мероприятиям относятся обучение и воспитание населения и круг мер, которые реализуются преимущественно на местном уровне: финансирование профилактической работы в школах, детских садах, закупка средств профилактики, обучение медицинского и другого персонала.

Гигиенические меры связаны с организацией, содержанием и проведением санитарно – профилактических работ, гигиенического обучения.

Профилактические меры, охватывающие значительные контингенты населения, относятся к массовым. Это меры по фторированию воды и пищевых продуктов, государственные профилактические мероприятия, гигиеническое обучение и воспитание населения.

Данные показывают, что фторирование влияет на следующие процессы:

  1. замедляет и полностью блокирует деминерализацию;
  2. способствует реминерализации эмали зубов;
  3. уменьшает проницаемость тканей;
  4. замедляет действие ферментных систем микроорганизмов зубного налета.

Фторирование питьевой воды может осуществляться централизованными и децентрализованными методами. Наиболее экономным является централизованный метод, при котором фторируются основные источники водоснабжения специальными фтораторными установками, с помощью которых фтор дозировано добавляется в питьевую воду до оптимальной концентрации. Оптимальной концентрацией фтора, оказывающей выраженное профилактическое действие на зубы, но не приводящей к флюорозу, является 0,7-1,2 мг на 1 литр воды.

Профилактический эффект фторирования воды более высок в тех случаях, когда фторированная вода используется человеком с рождения.

Децентрализованный метод – это фторирование воды в школах, домах.

Также проводят фторирование пищевых продуктов, молока, соли. Фторирования молока:

Каждому ребенку от 3 до 12 лет 200-250 дней в году должны обеспечить 1 стакан молока в день.

Концентрация соли 200-350 мг/кг соли. Метод является дешевым и эффективным способом эндогенного приема фторида не требующий усилий от человека. Но эффект будет, если человек употребляет эту соль всю жизнь.

Таблетки содержащие соль:

Применение фтористых таблеток дает редукцию прироста кариеса на

20-30%. Таблетки фторида Na эффективны во время развития и созревания зубных тканей, поэтому их чаще всего назначают до и после прорезывания зубов. Доза фторида Na следующая: 0,25 мг – до 2 лет; 0,5 мг – от 2 до 4 лет и 1 мг – с 5 лет. Таблетки назначают ежедневно до 14-15 летнего возраста.

Противопоказания к назначению таблеток:

- содержание фтора в окружающей среде более 50 % от оптимального;

- любые другие способы приема фторида внутрь.

Целесообразно принимать таблетки ежедневно разжевать или высосать. Не рекомендуется одновременно принимать внутрь препарата кальция. Перерыв между ежегодными курсами должен составлять 1-2 месяца, лучше в летний период.

Довольно широкое распространение получили методы профилактики кариеса зубов, основанные на введении фтора непосредственно в ткани зуба.

  1. растворы фторида Na в концентрациях 0,05;0,1;0,2% соответственно раз в день, раз в неделю, раз в 2 недели. Продолжительность полоскания 1- 2 минуты;
  2. фторидосодержащие лаки, образующие прилегающую к эмали пленку, которая остается на зубах в течении нескольких часов, а в фиссурах до нескольких дней и даже недель;
  3. фторосодержащие гели «Флюодент», «Флюокаль», «Эльмекс»;
  4. фторосодержащие диски.

Немалую роль в профилактике кариеса зубов играет рациональное питание. Понятие «рациональное питание» включает введение в рацион основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, а также биологически активных элементов питания (витаминов, гормонов), в оптимальных по количеству и качеству соотношениях для обеспечения нормального обмена веществ.

При чрезмерном употреблении легкоусвояемых углеводов в ротовой полости скапливаются кислоты, растворяющие минеральные соли эмали. Установлено, что углеводы, особенно сахара, проявляют свои агрессивные свойства только при непосредственном контакте с тканями зуба. Целесообразно прополаскивание рта после приема углеродосодержащих продуктов. Особенно опасно употребление большого количества конфет, печенья и других продуктов, содержащих углеводы и способных прилипать к поверхности, забиваться в естественных углублениях зубов и межзубных пространствах. Очень вредны карамель, тянучки, леденцы, ирис, козинаки, пряники.

Огромное значение в профилактике кариеса является правильный и систематический уход за полостью рта. Гигиенический уход за полостью рта осуществляется с помощью определенных гигиенических средств: зубной щетки и пасты. Чистить зубы нужно после каждого приема пищи (по крайней мере, после завтрака и ужина) в течении трех минут. Если нет возможности почистить, то можно сполоснуть рот водой. Это объективно обусловленное требование, соблюдение которого повысит эффективность гигиены полости рта и понизит вероятность развития кариеса.

Учитывая индивидуальные особенности полости рта, целесообразно чистить зубы так называемым «стандартный метод», который сочетает горизонтальные, вертикальные и круговые движения. Точность и тщательность выполнения процедуры чистки зубов являются определяющими факторами эффективности гигиены полости рта. И следовательно необходимо следовать ниже следующим правилам чистки зубов.

При стандартном методе чистки зубов зубной ряд условно делят на 6 сегментов (группа моляров, группа премоляров и группа фронтальных зубов). Зубы начинают чистить с левых моляров верхней челюсти по направлению к центру. Сначала на верхней челюсти, затем - на нижней челюсти. Зубные ряды разомкнуты.

Каждую поверхность зубочелюстного сегмента надо очищать восьмью-десятью движениями щетки разных вариантов. На очищение всех поверхностей зубов нужно затратить 300-400 движений зубной щеткой, что составляет примерно 2,5-3,5 мин.

Стандартный метод чистки зубов предусматривает выполнение движений зубной щеткой в определенной последовательности. При чистке зубов этим методом предусматриваются вначале подметающие движения зубной щеткой (на щечных, вестибулярных, небных, язычных, поверхностях зубов), после которых совершаются возвратно- поступательные (горизонтальные) и круговые движения. При чистке жевательных поверхностей применяют возвратно- поступательные движения в продольном и поперечном направлении. Осуществив десять подметающих движений с вестибулярной поверхности в области левых верхних моляров, перемещают щетку последовательно на следующие сегменты до правых верхних моляров. Затем чистят зубы верхней челюсти по сегментам подметающими движениями с небной поверхности. После этого чистят жевательную поверхность зубов верхней челюсти слева и справа по десять движений в каждом сегменте. В такой же последовательности очищают все поверхности зубов нижней челюсти. Чистку зубов заканчивают массажем десен, делая широкие круговые движения щеткой вдоль сомкнутых зубных рядов слева направо с захватом зубов и десен.

Алгоритм стандартного метода чистки зубов

1. Разделить зубной ряд на несколько сегментов: моляры, премоляры, передние зубы.

2. Расположить щетку под углом 45 градусов к поверхности зубов (зубные ряды разомкнуты).

3. Чистить зубы с вестибулярной поверхности верхней челюсти слева, выполняя щеткой 10 подметающих движений сверху вниз, затем перейти ко всем остальным сегментам.

4. Чистить зубы с небной поверхности верхних зубов, переходя по сегментам от левого к правому, делая на каждом 10 подметающих движений.

5. Чистить зубы нижней челюсти в той же последовательности.

6. Чистить все поверхности зубов движениями щетки вперед-назад по 10 движений на каждую поверхность.

7. Завершить чистку зубов круговыми движениями по вестибулярной поверхности с захватом зубов и десен.

Выполняя подметающие движения щеткой. ее ставят сначала под острым углом с очищаемой поверхности. а затем щетку поворачивают вдоль своей оси. При возвратно-поступательных движениях щетку ставят перпендикулярно к очищаемой поверхности. На верхней челюсти при чистке небной поверхности фронтальных зубов зубную щетку располагают ручкой вниз, а на нижней челюсти при чистке язычной поверхности - вверх. При нарушении последовательности движений зубной щеткой зубной налет может перенестись в межзубные nромежутки.

Существуют другие методы чистки зубов: метод Леонарда, метод Рейте, метод Басс, метод Смита-Белла, метод Стилмана, метод Фонеса, метод Чартера. Каждый из этих методов выбирается с учетом состояния зубов и пародонта. Например, при гингивите в пубертатный период рекомендуют применять щадящие приемы чистки зубов, к которым относится метод Чартера и Басса.

Метод используется для очистки зубов и десен, для массажа десен. При этом зубную щетку устанавливают так, чтобы щетинки находились под углом 45 градусов к десневому краю. Не убирая щетинки, выполняют мягкие встряхивающие или круговые движения, щетинки при этом проникают между зубами.

Щетку ставят под углом 45 градусов к оси зуба, концы их частично проникают в десневую бороздку и межзубные пространства. Движения щетки вибрирующие вперед -назад.

Эти два метода способствуют очистке десневых борозд, межзубных промежутков и контактных поверхностей зубов.

«Врач - наша профессия, медицина - наше призвание».

Ставропольский государственный медицинский университет был основан в 1938 году. Многоуровневое непрерывное образование включает в себя подготовку квалифицированных специалистов с высшим медицинским, экономическим и гуманитарным образованием от довузовской подготовки до докторантуры.

Помочь абитуриентам в их стремлении стать студентами университета - главная задача факультета довузовского образования СтГМУ. Малая медицинская академия, функционирующая на базе факультета, - это возможность для учащихся 9-11 классов познакомиться с профессией врача, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, встретиться с видными учёными-клиницистами, посетить кафедры и музеи СтГМУ, адаптироваться к условиям обучения в вузе. В университете осуществляется прием школьников на подготовительные курсы по базовым для СтГМУ предметам: химии, биологии и русскому языку.

В структуре вуза – 4 факультета базового образования – лечебный, педиатрический, стоматологический, факультет гуманитарного и медико-биологического образования, на которых проходят обучение более 3, 5 тысяч будущих специалистов.

Факультет гуманитарного и медико-биологического образования начал свою работу в 2011 году и осуществляет обучение по 6 направлениям двухуровневой подготовки по программам бакалавриата и магистратуры: экономика, биотехнология, биология, адаптивная физкультура, специальное дефектологическое образование, социальная работа. Востребованность кадров в медицинской и фармацевтической промышленности, аграрном комплексе, в сфере экономики и менеджмента предоставляет широкий выбор возможностей нашим выпускникам.

К услугам наших студентов около 400 тысяч экземпляров книг и периодических изданий из фонда научной библиотеки академии, читальный зал предоставляет доступ к более 1000 электронных учебников, в числе которых – учебные и методические пособия преподавателей СтГМУ.

Уже начиная с первого дня учебы обучающиеся, помимо теории, постепенно получают практические навыки будущей профессии. Уникальный для Юга России Центр практических навыков, оснащенный по последнему слову техники, дает возможность студентам работать с фантомами и манекенами экспертного класса. Клиническая подготовка студентов проходит на базе 28 лечебно-профилактических учреждений г. Ставрополя и трех собственных клинических подразделений: клиники микрохирургии глаза, клиники пограничных состояний, и стоматологической поликлиники.

На факультете иностранных студентов не одно десятилетие готовят врачей для более тридцати стран мира. Ставропольский государственный медицинский университет является одним из 12 медицинских вузов России, аккредитованных для подготовки студентов из Индии.

СтГМУ активно интегрируется в общеевропейское образовательное пространство. Вуз сотрудничает с некоммерческим партнерством «Национальный союз студентов-медиков», объединяющим медицинские вузы 14 городов Российской Федерации. Участвуя в программах по международному обмену, наши студенты изучают опыт других стран в сфере науки и здравоохранения.

В университете действует крупнейший на юге России институт последипломного и дополнительного образования, в состав которого входят два факультета. Обучение в интернатуре проводится по 19 специальностям, в клинической ординатуре – по 43 специальностям, на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации – по 72 специальностям. Факультет повышения квалификации преподавателей реализует программы дополнительного профессионального образования по педагогике, информатике, специальности и прикладным смежным дисциплинам.

Ставропольский государственный медицинский университет успешно готовит кадры для практического здравоохранения. За время своего существования вуз стал одной из крупнейших медицинских школ России. Целый ряд выдающихся ученых и врачей внесли значительный вклад в развитие университета и медицинской науки в целом.

Сегодня Ставропольский медицинский университет стремится к максимальному расширению перечня предлагаемых образовательных программ разного уровня – специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, второе высшее образование, программы повышения квалификации. Теперь в СтГМУ можно получить и среднее специальное образование.В 2012 году в состав академии вошел Ессентукский медицинский колледж, реализующий профессиональные образовательные программы по специальностям Лечебного и Сестринского дела. Выпускники колледжа - фельдшеры и медсестры -имеют высокий уровень подготовки, который обеспечивает гарантированное трудоустройство в лечебных и санаторно–курортных оздоровительных учреждений края и Северо – Кавказского региона. После окончания колледжа студенты получают дипломы государственного образца и возможность пройти специализацию и усовершенствование по 30 медицинским специальностям с получением сертификата.

Исследования – один из компонентов обучения, и возможность для студентов открыть перспективы для будущего карьерного роста. Важнейшим элементом инфраструктуры вуза является центр научно-инновационного развития, в состав которого входят шесть лабораторий: экспериментальной хирургии, нанотехнологии лекарственных средств, клеточных технологий, лаборатория фармакологии, физиологии и патологии эндотелия, лаборатория фармакогенетических исследований. На сегодняшний день в университете действуют 4 научные школы. Три десятка наград, завоеванных за последние 10 лет на различных международных медицинских выставках и форумах, дают представление о научной деятельности преподавателей и студентов. Вуз также сотрудничает с корпорацией РОСНАНО в практической реализации наиболее важных для жителей России научных разработок.

Оздоровление студентов – одна из важных составляющих политики учебного заведения. 25-метровый плавательный бассейн, три тренажерных зала, открытая баскетбольная площадка, санаторий-профилакторий «Искра» делают Ставропольский государственный медицинский университет вузом здорового образа жизни. Специалистами Центра студенческого здоровья ведется постоянный мониторинг физического и психического состояния обучающихся в СтГМУ.

Обучение в Медуниверситете - это не только теория, практика и научные изыскания. Много внимания в процессе обучения преподаватели уделяют гармоничному развитию личности каждого студента. В центрах воспитательной работы - волонтерское движение, патриотическое воспитание, команда КВН, танцевальная и музыкальная студии. Вокал, сценическое искусство, хореография, фольклор, спортивные секции, туристический клуб – лишь немногие из направлений, где студент СтГМУ может реализовать себя. В университете имеются 4 общежития, оборудованные для комфортного проживания.

Ставрополь, улица Мира 310, postmaster@stgmu.ru


Рубрика: Медицина

Дата публикации: 13.05.2015 2015-05-13

Статья просмотрена: 11622 раза

Библиографическое описание:

Саакян, Э. С. Профилактика в стоматологии — основные ее направления и пути решения / Э. С. Саакян, В. А. Журбенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 450-454. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18622/ (дата обращения: 04.04.2021).

История профилактики в стоматологии тесно переплетается с развитием профилактики всего отечественного здравоохранения. В 20–30-е гг. ХХ в. — годы становления стоматологии как науки, началось формирование профилактического направления. Основной целью профилактики является устранение причин возникновения и развития заболеваний, а также создание условий для повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Актуальность профилактики заключается в том, что стоматология как наиболее массовая медицинская специальность характеризуется высокой, практически сплошной заболеваемостью, четкой связью с конкретными факторами внешней среды (питание, уровень социальных и экономических условий жизни). Первая и единственная кафедра профилактики стоматологических заболеваний была создана в 1986 году в ММСИ профессором П. А. Леусом, с 1990 года кафедрой руководит профессор Э. М. Кузьмина. Под ее руководством реализуется комплексная программа исследований по профилактике стоматологических заболеваний, основными направлениями которой являются:

- эпидемиологическое стоматологическое обследование населения и формирование банка данных стоматологической заболеваемостью;

- обоснование новых методов и средств профилактики (экспериментальные и клинические исследования);

- разработка, внедрение и мониторинг программ профилактики среди различных групп населения в ряде регионов страны;

- создание модели стоматологического здоровья и выявление факторов риска, способствующих возникновению стоматологических заболеваний.

В годы становления стоматологии, как науки, началось формирование профилактического направления. При совершенствовании методов и средств профилактики кариеса зубов и заболеваний тканей пародонта, стоматологи на первое место всегда ставили общебиологические, общемедицинские принципы.

Активное участие в разработке этого направления принимали профессора Е. М. Гофунг, Д. А. Энтин, И. Г. Лукомский и др.

Д. А. Энтин, первый из отечественных исследователей, обнаружил процесс реминерализации эмали, что позволило предупреждать не только возникновение кариеса зубов, но и его дальнейшее развитие.

И. Г. Лукомский сформулировал основные принципы профилактики самой распространенной патологии в стоматологии — кариеса зубов, с применением фтористого натрия. И. А. Мейсахович предложил применять для этих же целей хлористый стронций.

Большое значение для профилактики кариеса зубов имеет искусственное обогащение питьевой воды соединениями фтора, которое впервые было применено в конце 40‑х годов XX столетия в США, Канаде и СССР. Постоянными исследователями эффективности фторирования питьевой воды были А. И. Рыбаков, Г. Д. Овруцкий и др. Фторирование питьевой воды находится под контролем органов государственного санитарного надзора, как в нашей стране, так и в других странах, где оно проводится. Оценка этого мероприятия может быть дана только в комплексе с гигиенистами, педиатрами, организаторами здравоохранения и другими специалистами. Стоматологическое здоровье предполагает свободу от врожденных пороков, острой и хронической боли, рака и других проблем в области головы и шеи, создающих физическую и психологическую угрозу для общего здоровья и благополучия, снижающих активность человека и качество его жизни.

Целью профилактики является сохранение имеющегося у человека уровня здоровья. В зависимости от того, каков этот исходный уровень, профилактика условно разделяется на три составляющие:

- первичная профилактика, призванная сохранять ненарушенное здоровье, для чего необходимо минимизировать воздействие факторов природной и социальной сферы, способных вызывать патологические изменения;

- вторичная профилактика, нацеленная на раннее выявление заболевания, предупреждение прогрессирования болезненного процесса и его возможных осложнений;

- третичная профилактика, направленная на предупреждение перехода заболевания в более тяжелую форму или стадию, предотвращение обострений и рецидивов, снижение временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности. Для достижения эффекта от профилактики важную роль играет гигиеническое воспитание населения. Гигиеническое воспитание — это привитие полезных навыков на основе знаний правил здорового образа жизни и необходимости их выполнения.

Гигиеническое воспитание в стоматологии играет очень важную роль, так как этиология и патогенез кариеса зубов в значительной мере обусловлены отрицательными привычками человека: неправильное потребление сахара, нарушение самоочищения полости рта, низкий уровень гигиены. Гигиеническое воспитание должно идти по двум направлениям: санитарно-просветительская работа и обучение навыкам гигиены полости рта. К наиболее эффективным методам профилактики стоматологических заболеваний относятся разработка и реализация профилактических стоматологических программ, которые могут иметь различный объем, цели масштабы и способы выполнения. Программы должны носить либо государственный, либо региональный, либо учрежденческий характер. Главная роль отводится административной власти разного уровня, хотя выполняются стоматологами и их помощниками.

Без привлечения внимания всего общества, стоматологической общественности, без вложения средств в создание программ профилактики населения, особенно детского, ситуацию переломить сложно, тем более при коммерциализации стоматологической помощи.

В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стоматологов, должны участвовать психологи, педагоги и др.

Традиционная медицина занималась вопросами, относящимися к вторичной и третичной профилактике, т. е. диагностикой и лечением болезней. Идея о том, что легче предупредить возникновение болезни, чем вылечить больного человека, известна со времен Гиппократа и Авиценны. Однако более или менее успешная реализация целей и задач первичной профилактики стала возможной лишь в XIX—XX вв., по мере накопления знаний о природе заболеваний и развития общественных отношений.

Научной основой медицинской профилактики является знание факторов риска развития того или иного заболевания, а также факторов, обеспечивающих естественную и ятрогенную (рекомендованную и/ или организованную врачом) защиту от повреждений. Этиотропная профилактика, воздействующая на причину болезни, предупреждает ее возникновение в 70–100 % случаев; патогенетическая профилактика, воздействующая на отдельные механизмы развития патологии, эффективна в 40–50 % случаев. Разработка этиотропных и патогенетических мероприятий для профилактики стоматологических заболеваний требует привлечения знаний из самых различных областей медицины: эмбриологии, гистологии, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, фармакологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, гигиены, эпидемиологии и т. д.

Решение многих научных вопросов профилактики стоматологических заболеваний связано с именами выдающихся врачей и исследователей, среди которых — П.Аксельссон, Б.Бибби, У.Боуэн, Г.Дин, С.Дрейзен, К.Кениг, У.Миллер, Д.Мюррей, Е.Ньюбран, Р.Стефан, И. А. Бегельман, Е. В. Боровский, Т. Ф. Виноградова, Н. А. Кодола, А. Г. Колесник, Э. М. Кузьмина, В. К. Леонтьев, П. А. Леус, И. К. Луцкая, Э. М. Мельниченко, В. Г. Овруцкий, В. Р. Окушко, Г. Н. Пахомов, Л. С. Персии, ТЛ.Рединова, Н. И. Смоляр, В. Г. Сунцов, Е. В. Удовицкая, Ю. А. Федоров, Ф. Я. Хорошилкина и их многочисленные ученики.

Основной причиной заболеваний полости рта следует считать микробный ландшафт ротовой полости, который имеет тенденцию изменяться под воздействием общих и местных факторов.Ключевым моментом следует считать подбор стоматологом наиболее чувствительных и оптимальных диагностических критериев обследования, которые позволили бы максимально объективно оценить клиническую ситуацию в полости рта, учесть все факторы риска развития стоматологических заболеваний.

Своевременная, динамическая и объективная оценка клинической картины в полости рта позволит предложить необходимый комплекс лечебно-профилактических мероприятий профилактики стоматологических заболеваний принимая во внимание все индивидуальные факторы риска. Профилактика стоматологических заболеваний — это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Цели и задачи профилактики:

- Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.

- Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1) стоматологическое просвещение населения;

2) обучение правилам рационального питания;

3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4) эндогенное использование препаратов фтора;

5) применение средств местной профилактики;

6) вторичная профилактика (санация полости рта).

Методы стоматологического просвещения — это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т. д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы, не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток — отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

В России в 2001 году была введена в номенклатуру медицинских специальностей новая специальность «Стоматология профилактическая» с квалификацией специалиста «гигиенист стоматологический». Местами работы гигиениста являются: стоматологические амбулаторно-поликлинические учреждения для детей и взрослых; стоматологические отделения и кабинеты лечебно-профилактических учреждений; учреждения социальной защиты населения и образования; санаторно-курортные учреждения (приказ МЗ РФ № 33,2001).

Максимально эффективной является работа гигиениста стоматологического в организованных детских коллективах, так как проводимые им групповые методы профилактики стоматологических заболеваний наиболее широко охватывают население.

Однако до настоящего времени конкретные функциональные обязанности для гигиениста стоматологического, работающего в организованных детских коллективах, и его взаимодействие с врачом-стоматологом не разработаны. Определены вероятная эффективность работы гигиениста, круг его обязанностей и ответственности в школьном стоматологическом кабинете (ШСК).

Анализ доступных источников литературы и действительное положение организации стоматологической службы России в современных условиях показывают, что проблема внедрения и роль специальности гигиенист стоматологический в реализации профилактических программ в организованных детских коллективах актуальна и нуждается в разработке.

Функциональные обязанности врача-гигиениста:

1. Осуществление санитарно-гигиенического и дезинфекционно-стерилизационного режима в кабинете.

2. Подготовка рабочего места к приему пациентов.

3. Осмотр полости рта пациента и регистрация состояния твердых тканей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

4. Определение гигиенического состояния полости рта пациента и осуществление контроля за гигиеной полости рта.

5. Обучение методикам чистки зубов и ухода за полостью рта.

6. Подбор индивидуальных средств гигиены.

7. Инструментальное удаление мягких и твердых зубных отложений.

8. Местное применение фторидсодержащих средств (лаков, гелей, аппликаций, полосканий).

9. Проведение реминерализующей терапии.

10. Герметизация фиссур зубов.

11. Проведение стоматологического просвещения детей и взрослых по вопросам возникновения и профилактики стоматологических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.

12. Оформление стенда со средствами гигиены и профилактики.

13. Ведение учетно-отчетной документации (заполнение истории болезни, статистических талонов).

Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострении заболеваний.

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений. Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительной работы. Проведение эндогенной и экзогенной лекарственной и безлекарственной профилактики, повышение уровня гигиенических знаний позволит улучшить стоматологический уровень здоровья, качество жизни, осуществить профилактику кариеса зубов у детей.

В стоматологическом кабинете необходимо организовать: обучение рациональной гигиене полости рта с контролируемой чисткой зубов, помощь в подборе основных и дополнительных средств гигиены; санацию полости рта; профессиональную гигиену; проведение реминерализующей терапии с целью повышения резистентности эмали зубов.

Особо значимой является организация просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний и мотивации по уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. Осуществление комплекса лечебно-профилактических мероприятий, несомненно, улучшает состояние стоматологического уровня здоровья как населения.

Актуальность профилактики является мощным стимулом для развития стоматологической науки в целом, делает ее востребованной и перспективной.

1. Боровский Е. В. Кариес зубов // М., «Медицина», 2001.- 176 с.

2. Журбенко В. А., Саакян Э. С. Москва «Профилактика — будущее стоматологии» // Успехи современного естествознания № 12 (часть 5), 2014г. -672с.

3. Журбенко В. А., Саакян Э. С. «Гигиена полости рта как метод профилактики заболеваний пародонта». Актуальные проблемы и достижения в медицине // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, № 2, Самара, 2015 г. — 152–154 с.

4. Кузьмина Э. М. с соавт. Критерии оценки состояния полости рта и эффективности различных средств профилактики стоматологических заболеваний. // Метод. реком. — М., ММСИ, 1996. — 36с.

5. Кузьмина Э. М. с соавт. Профилактика стоматологических заболеваний у беременных женщин и детей раннего возраста. — М., ММСИ. 1999. — 36с.

6. Кузьмина Э. М., Смирнова Т. А. Фториды в клинической стоматологии. // М., МГМСУ, 2001. — 32 с.

7. Кузьмина Э. М. Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие, издательство «Поли Медиа Пресс» 2003 год. с. 216.

8. Пахомов Г. Н. Первичная профилактика в стоматологии. // М., Медицина, 1982. — 240с.

9. Орехова Л. Ю. Стоматология профилактическая. — М.,2005. — 272 с.

10. Леонтьев В. К., Пахомов Г. Н. Профилактика стоматологических заболеваний. — М., 2006.- 416 с.

11. Муравянникова Ж. Г. Стоматологические заболевания и их профилактика. — Ростов на Дону, 2007. — 448 с.

12. Леус П. А. Профилактическая коммунальная стоматология. — М.,2008.- 445 с.

Читайте также: