У ребенка истерика при каждой чистке зубов

Опубликовано: 23.04.2024

У нас начинающийся кариес, зубиков уже 16, но чистка зубов-просто пытка и для нас, и для малыша! Девочки, он так горько плачет, как будто ему больно, но ему не больно, п.ч. те же слезы повторяются когда я просто пытаюсь протереть ему зубки ваткой. Спокойно чистить он не дает, мы с мужем вдвоем его держим :( Т.е. получается, что у ребенка формируется стойкая неприязнь к чистке зубов, могут возникнуть сложности с засыпанием, т.к. он будет знать, что этому предшествует (кстати, сейчас после чистки засыпает мгновенно, такой это для него стресс), а утром я не могу ему чистить зубы, вы же знаете. какое у деток утром хрошее настроение, а я как представлю, что сейчас будет.

В общем, не знаю что делать. И зубы терять не хочется, и ежедневные истерики нам ни к чему. Чистить в форме игры пробовали-номер не прошел :(

Чистить в форме игры пробовали-номер не прошел :(
А как именно пробовали? Мы Катюхе сначала просто дали поиграть со щёткой (без пасты), потом предложили ей почистить зубы маме и папе (уже нашими щетками с пастой), это оказалось интересно :) Потом показали как самой пасту выдавливать, ну а окончательно её убедил пример брата, который сам зубы чистит.

У нас теперь одна проблема - Катька настолько самостоятельна, что чистит зубы сама и когда я пытаюсь дочистить - обижается :)

у нас такое периодически повторяется.
что делали? вместе чистили - я свои зубы, она - свои, я потом пыталась дочистить.
еще - она мне зубы чистит, я одновременно ей.

еще - показали беззубую бабушку, сказали, что не будешь чистить зубы - зубы выпадут ---- вот испугалась. и сразу стала нормально давать чистить зубы.
потом про Айболита --- у бедных акулят уже сколько-то там суток зубики болят. сделать акцент - не почистит - тоже зубики могут заболеть.
а иногда - ну просто насильно, она орет, а я чищу.

не знаю. насколько педагогично это, но что делать, одно время сдались, не чистили, так кариес начался.

девочки, все-все пробовали. сначала долго (где-то месяц) смотрели как родители чистят, а сам просто держал щетку в руке, потом мы ему тихонько щеточкой во рту водили, все было нормально. Потом искали бяк в ротике-тоже нормально. Но как только дело дошло до серьезной чистки-все.

ВОТ-ВОТ. У насвсе зубы желтые, а чистить не дается.

сама еще не искала, но можно поискать в инете - что то типа: система ухода за зубками по Федорову.
была у взрослого стоматолога и спросила, что делать с зубами годовасика..их уже 8..чистить или нет..или еще что делать.. Она сказала: просто щеткой с 3 лет, с детской пастой с 5 лет. А так просто следить за зубками и полоскать. Если сладкое не даем, то кариеса не должно быть. А если пользоваться этой с истемой, то можно обойтись и вовсе без него.
Я пока купила такие силиконовые щеточки с ограничителем фирмы НУК и даю своегу малышу..он грызет и елозит по зубкам..может чего и чистится..заодно и привыкает

сори если немного не по теме

меня ужасает перспектива увидеть сына через год с черными зубами, а того хуже, и вообще без зубов. А вдруг они болеть начнут?! Если Вы говорите, и в 3г. не заставить.

ЗЫ: за летнюю линеечку спасибо!

У нас была недавно похожая проблема:( Вообще зубы начали чистить (без пасты) где-то с года (и было их 8 тогда:) ). Все лето, осень - все было супер - сам брал щетку, чистил, сидя на стульчике в ванной - чудо, а не ребенок:love: Я, естественно, дочищала сама. А потом - как подменили! Ни в какую даже рот не открывал! Ни уговорами, ни сказками - ничем не уговорить было. Убегал от мамы, хохоча, потом рыдал, когда мама настойчиво просила ротик открыть - несколько раз приходилось насильно чистить, признаюсь:005: Потом пробовали на какое-то время отстать - все равно ни в какую.. Сводили к детскому стоматологу, закатил там истерику.. Врач нашла много зубного налета, сказала, что "как хотите, но уговаривайте, договаривайтесь - и чистите зубки!".

Для начала купили 5 разных новых щеток:010: Потом (спасибо подруге с форума:support: ) мама выучила стишок про то, как зверушки чистят зубки. А потом купили пасту Жемчуг со вкусом клубники - и все в комплексе подействовало. Чистим зубы двумя щетками, рот сам открывает, правда, приходится пасту использовать..

В общем, не переживайте! Но и не сдавайтесь - зубки надо обязательно чистить! Попробуйте детскую пасту, вдруг поможет? Удачи!:support

Моя вообще не дается. фифа такая. Я даже не знаю как там у нас с зубами дело обстоит, есть или нет.
Шерудит там щеткой что-то.. да разве это чистка?!
Короче можно сказать, что зубы мы вообще не чистим, т.к. еще и ночью едим.
Слушать ор не хочется да и боюсь, что этот процесс ей разонравится.
Ничего: будет кариес - так вылечим, будет неправильный прикус - исправим.

Лен, я бы перерыв сделала. пусть забудится. Детки быстро все забывают. А потом начнете с начала: в другом месте, другой щеткой, с пастой, стихами. т.е. все заново.

Когда мы болели и силой заталкивала в дочь лекарство. Но это было необходимо. Шприцом вливала за щеку и локтем голову держала. Вспомню - вздрогну. Через 2 дня этих пыток я поняла что 7 дней не выдержу и способ нашла.
Может оно того не стоит, нервы-то так мотать, а?



Поговорим сегодня тему «чистка сквозь слезы». И расскажем вам самое важное, расскажем, как сделать так, чтобы не превращать чистку зубов в сеанс изгнания дьявола.

Плачь во время чистки это протест ребёнка! Такой же, как при мытье головы, замене памперса и других действиях со стороны родителей, которые неугодны ребёнку. Кроме этого, плач - это своего рода манипуляция родителями. Начиная с первых дней жизни, дети делают это на уровне подсознания, и привычка манипулировать вырабатывается раньше, чем все остальные. Ведь как только ребенок начинает плакать, родители тут же дают ему то, что он желает, без слов, понимая, что именно нужно ребёнку, опять же на уровне подсознания. Так и должно быть, так устроены мы! Тем не менее, ребёнок растёт, развивается, обучается. Но мы давным-давно находимся не на уровне африканских племён. И думаем, все согласны с тем, что зубы чистить необходимо. Поэтому ваша основная задача сделать нежеланное желанным, неприятное - приятным или не допустить появления первого в обеих парах.

Несколько важных правил, которые смогут помочь сделать чистку зубов ребенка максимально спокойной, насколько это может позволить темперамент ребёнка.

-поймайте дыхание ребёнка, настройте своё в унисон, возможно, вы даже не представляете как это важно.

- невзирая на возраст ребёнка, создавайте позитивные ассоциации. Всегда объясняйте, что и зачем вы делаете. Делайте своё дело, улыбаясь и рассказывая о пользе ваших действий, объясняя ребёнку цель манипуляций. Следите за тембром голоса, частотой, громкостью! Настройте ваш голос на спокойный позитивный лад.

Начните с объяснений того, что вы собираетесь начать делать, а не объясняйте, что вы делаете, уже начав. В зависимости от возраста ребёнка подберите наиболее оптимальный вариант, посмотрите тематический мультик про кариес, их очень много. Почитайте сказку или посмотрите комиксы про кариозных монстров, их ещё больше, чем мультиков.

В конце концов, просто расскажите своими словами, но заинтересовав ребёнка. Даже если вашему ребёнку 3 месяца и вы молодцы, начали уже массировать десну и вырабатывать привычку, то не игнорируйте эти рекомендации. Ребёнок отлично вас понимает.

- излучайте позитивные вибрации, сделаем все же акцент на этом ещё раз! Ребёнок настроится, рано или поздно, на частоту ваших колебаний. Только делайте это искренне, верьте в пользу того, что вы делаете, иначе ничего не выйдет.

- начните вырабатывать привычку максимально рано . Уже в 3 месяца, в виде массажа десны. Помните, выработка привычки дело непростое. Важно несколько условий. Повторяем одни и те же действия, начиная с подготовки. В одно и то же время, чем больше совпадений, тем крепче формирование привычки. Ежедневно, без пропусков в течении минимум 3 недель.

- при всём этом, положение вас и вашего ребёнка должно быть максимально комфортным. Если вы изогнулись в 3 погибели, да и ребёнку не совсем удобно, то ни о какой выработке привычки речь не будет идти. Для совсем маленьких детей: мама сидит, на коленях лежит подушка с плотным наполнителем (по типу латексной подушки), ребёнок лежит на ней вверх лицом. Такая позиция удобна для ребёнка и для родителя. Когда ребёнок будет старше и подушка окажется совсем мала, то чистку можно продолжить, просто лёжа на кровати.

- создайте дополнительную позитивную поддержку процесса, включённый мультфильм над головой ребёнка. Телефон или планшет с мультиком и улыбающийся папа будет отличным вариантом.

- подберите правильно щетки и пасты. Щетка должна быть мягкой, а паста вкусной (именно для вашего ребёнка). Купите 2 одинаковые щетки и воспользуйтесь сначала щёткой самостоятельно, убедитесь в том, что это не орудие пытки.

- оцените полость рта ребёнка, нет ли проблем во рту! Конечно, после того, как родная мама каждый день трёт пульпитные зубы 2 раза в день, а ребёнок корячится от боли, можно согласится, что это насилие, потом и не только к психологу, к психиатру придётся ходить!

Убедитесь в том, что во рту у малыша нет зубов, которые могут вызывать боль при чистке! Помните, если мы держим ребёнка и делаем больно, то это может вызвать проблемы с психикой! Если обнаружили срочно лечить. Убедитесь в том, что нет воспаления дёсны. Гингивит. Обычное прорезывание зубов и кровоточивость в этот период, не приводит к болезненности дёсны. Но в некоторых случаях бывает, что десна воспаляется и тогда сначала нужно снять воспаление.

- будьте настойчивы, не отступайте от своего, но старайтесь всеми силами создать позитивные ассоциации в чистке зубов! Это очень важно! Ведь состояние молочных зубов, это состояние здоровья всего организма. Напомним, состояние зубов малыша влияет на иммунную систему, жкт, состояние лор-органов, прикус, фонетику, академическую успеваемость в дальнейшем, кроме этого кариес это инфекция, которая сильно негативно влияет на здоровье сердца и суставов, разрушая эти важные структуры каждую секунду.

Теперь вы знаете, как сделать чистку зубов максимально комфортной и избежать косых взглядов соседей и стука по батареям.

Члены IAPD, EAPD, РСО. Медицинские коуч-тренеры, эксперты в области инновационной детской стоматологии.

Журналист и мама Евгения Артамонова делится лайфхаками по приучению ребенка к чистке зубов.


Родительство постоянно подкидывает новые задачи. Сейчас у меня на повестке головоломка продвинутого уровня: как приучить ребенка чистить зубы. Желательно, не связывая его по рукам и ногам, – полюбовно. Для ее решения я отправилась в тематические группы в соцсетях и призвала на помощь поисковые системы. Моему сыну вот-вот исполнится два года. Поэтому собрала информацию по большей части для малышей.

Сегодня стоматологи советуют начинать чистку с первого зуба, примерно в полгода, чтобы как можно раньше сформировать привычку.

В более осмысленном возрасте, в 1,5–2 года, можно объяснять важность этого процесса. В первую очередь на словах, ну и, конечно же, используя другие доступные современные средства коммуникации с малышом, такие как мультфильмы и книги.

Начнем с мультфильмов. Для совсем маленьких есть отличный эпизод у многосерийных "Малышариков" – "Чистим зубы", а для детей постарше – у "Фиксиков" "Зубная щетка". И старые добрые советские "Королева Зубная щетка" или "Птичка Тари".


Видео: "Малышарики. Щетка"; режиссер – Марина Мошкова; продюсер – Илья Попов; производство – студия анимации "Петербург" и Мастер-фильм


Теперь переходим к самой чистке. Проводить гигиенические процедуры эффективнее в игровой форме: петь песни, рассказывать истории. Весело и с энтузиазмом. И обязательно подавать пример. Ребенок должен видеть, как это делают мама, папа, братья и сестры. Можно еще купить игрушку с большими зубами и ухаживать за ее полостью рта тоже.

Казалось бы, сколько всего! Но часто маленькому человеку этого недостаточно и приходится применять родительские лайфхаки. Мамы в Сети советуют иметь в арсенале и менять разные щетки, пасты, держатели для них и другие аксессуары, которые повышают интерес к процессу.

И лучше, чтобы щеток было много. Они имеют свойство постоянно теряться. К тому же можно выдать одну ребенку – грызть, а второй уже орудовать самостоятельно. Или чистить зубы друг другу.

Некоторым помогает "сражаться с бактериями" (монстрами и так далее), разрешить сначала пожевать щетку, а потом, под предлогом "посмотреть, все ли злодеи убежали", вычищать их за зубами уже взрослой рукой. После победы важно очень радоваться.


С теми, кому подобные битвы еще непонятны, стоит попробовать через любовь к чистоте. Если ребенок чистюля, можно после умывания обратить его внимание на то, как грязно во рту и под этим предлогом вместе избавляться от грязи. Мой сын, например, очень любит вытирать ручки, подметать и сразу бежит снимать испачканную футболку.

Детям постарше подойдет ежедневный подсчет зубов – вдруг за ночь появились новые –
и фиксирование процесса чистки. Опытные родители советуют ставить в ванной маленькие песочные часы для отслеживания времени и отражать гигиенические процедуры на специальном плакате на стене. За определенное количество – дарить подарки.

Вообще поощрять можно как и чем угодно и без дополнительных средств, используя всем знакомый метод пряника.


Видео: "Фиксики. Зубная щетка"; идея проекта – Александр Татарский; производство – студия "Аэроплан", продюсерский центр "Рики"

Ну и напоследок хорошо, если такое ежедневное и рутинное занятие превратится в ритуал. Например, после ванной папа будет заворачивать ребенка в его любимый халат и чистить вместе с ним зубы.

Победитель Народной премии НГС

Лучшая клиника города

Программы годового наблюдения ребенка

От 23 700 рублей

Интервью с неврологом

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Рекомендуемые статьи

Максимова Ольга Александровна

  • Возрастные особенности развития детей и связанные с этим страхи
  • Первый визит
  • Современные средства
  • Главные ошибки родителей
  • Как победить дентофобию? Советы родителям

Далеко не каждый взрослый отправляется к зубному врачу с улыбкой и в приподнятом настроении. Страх перед стоматологом свойственен многим, можно считать это наследием той эпохи, когда для лечения зубов использовали не самые эффективные анестетики и громкие бормашины, которые наводили ужас на пациентов.

Мы воспитываем детей своим примером, поэтому если ребенок боится стоматолога, хотя ни разу еще не лечил зубы — значит, мы что-то сделали не так. Возможно, мама или папа избегают визита к врачу или откладывают посещение кабинета до последнего, страдая от зубной боли. Так мы передаем свои страхи по наследству.

А если у малыша уже был неудачный опыт, то страхи вполне объяснимы — он избегает повторной боли. Кстати, бояться зубного он может и после того, как неудачно сходил к врачу другого профиля — появляется так называемая боязнь белых халатов.

Причин страха намного больше, и не всегда они связаны с неосознанной трансляцией негативного отношения к зубному от родителей или личным плачевным опытом малыша. Далее мы расскажем о возрастных особенностях каждого периода и причинах тревоги.

Возрастные особенности развития детей и связанные с этим страхи

Детям свойственно тревожиться перед неизвестным и испытывать страхи начиная с раннего детства. Контакт с посторонним человеком может вызвать самые позитивные эмоции у восьмимесячного малыша. К этому возрасту у него уже накапливается внушительный опыт осмотров, прививок и плановых визитов к самым разным врачам.

После трех лет у многих малышей появляется страх при виде крови. Это добавляет неприятных впечатлений от разного рода медицинских манипуляций. В результате ребенок боится лечить зубы даже тогда, когда посещает стоматолога впервые — причиной этому служит в том числе страх перед неизведанным. К тому же во многих случаях в процедурном кабинете он находится рядом с родителем или даже на его коленях, а приходя к зубному, располагается в кресле — отсутствие тесного контакта усиливает тревогу. Что делать?

Первый визит

Первое детское впечатление — самое сильное. Если опыта лечения зубов еще нет, важно сформировать его как можно более приятным.

Первый поход к стоматологу приходится на появление первых зубов. Обычно рекомендовано посетить этого специалиста в год вне зависимости, появились ли молочные зубки у малыша. Постарайтесь выбрать клинику с доброжелательным отношением персонала, а также интересным оформлением — это поможет ребенку заинтересоваться, расслабиться и получить положительные эмоции.

Лучше, чтобы первое посещение не совпадало с лечением, пусть оно будет ознакомительным мероприятием. Врач проведет осмотр, познакомится с ребенком, а малыш получит возможность осмотреться, увидеть инструментарий, пообщаться с персоналом клиники и побыть в удобном кресле. Закрепить позитивные впечатления можно с помощью символического подарка за хорошее, спокойное поведение на такой экскурсии.

Такая мера поможет охотно отправиться к зубному второй раз, уже за здоровыми зубками. Во время второго посещения можно пройти чистку с использованием приятной пасты. В дальнейшем и лечить зубы ребенок будет уже без страха.

Современные средства

Что делать, если ребенок не дает лечить зубы из-за страха боли? Если он уже испытывал неприятные ощущения в стоматологическом кресле, задача усложняется. Волшебной таблетки от страха нет, однако существует множество современных способов, которые помогут сделать процесс лечения безболезненным и комфортным. Речь идет о седации.

Этот способ подходит только тем деткам, которые способны сесть в кресло стоматолога, хоть и с волнением. Седация предполагает вдыхание закиси азота, ее применяют у детей старше трех лет. Такой метод помогает расслабиться, снять тревожность и получить возможность спокойно выполнить все терапевтические процедуры. Ребенок при этом находится в сознании, седация лишь снимает эмоциональное напряжение.

Для детей младше трех лет, а также тех, кто категорически отказывается даже открыть рот в присутствии человека в белом халате, подойдет наркоз. Лечение во сне — более сложное мероприятие, которое требует основательной подготовки. Важно пройти предварительное обследование, а также проконсультироваться с анестезиологом. Современные препараты позволяют погрузить малыша в сон без опасений за его здоровье.

Главные ошибки родителей

Если ребенок боится зубного, причины могут быть разные. И важно исключить те, что напрямую зависят от родителей. К самым распространенным ошибкам относят:

  • Родители не мотивируют малыша на лечение — он не знает, зачем это нужно и почему так важно.
  • Знакомство с врачом начинается тогда, когда зуб уже болит или необходимо удаление.
  • Родители прибегают к насилию — пытаются удержать кричащего малыша в кресле физически. От такого подхода не будет никакой пользы: качественно пролечить зуб и поставить пломбу врач все равно не сможет, а у малыша останется психологическая травма.
  • Родители неверно выбирают время для визита, например, посещают специалиста в тот момент, когда ребенок привык спать или слишком устал за день.
  • Обманные действия — родители обещают, что доктор только посмотрит, в то время как малыша ждет более сложная и неприятная процедура.

Как победить дентофобию? Советы родителям

Победить уже имеющийся страх у ребенка можно с помощью нескольких рекомендаций:

  • Не стоит стыдить ребенка: все мы чего-то боимся, и вы сделаете только хуже, вынуждая малыша стыдиться своего страха, а не открыто говорить о нем.
  • Ходите к зубному регулярно, а не только тогда, когда нужно вылечить или удалить зуб. Важно посещать профилактические осмотры, ходить на чистку — пусть у малыша будут и приятные ассоциации со стоматологическим креслом.
  • Общайтесь с ребенком, объясняйте, куда и зачем вы отправились. Не стоит заводить его в клинику обманом — он потеряет доверие и не будет слушать ваших увещеваний в следующий раз, когда вы станете объяснять, что «это не больно».
  • Показывайте собственный пример: посещайте зубного сами. Выберите клинику, где можно это делать с ребенком, или просто рассказывайте о своих впечатлениях. Визит к стоматологу должен быть неотъемлемой частью жизни.
  • Как заставить ребенка открыть рот у стоматолога? Никак. Заставлять не нужно. Если вы скрутите плачущего малыша или будете ему угрожать, это может быть последним визитом к зубному. Малыш закатился в истерике и не успокаивается? Вы лучше отправиться домой и повторить попытку в следующий раз.
  • Держите ребенка за руку или расположите малыша на себе, сядьте в кресло сами. Постарайтесь найти такую клинику, где вам пойдут навстречу и отнесутся к такому пожеланию положительно.
  • Пообещайте награду за смелость и обязательно выполните обещание. Планируется удаление зуба? Скажите малышу, что заберете зуб с собой и положите на ночь под его подушку, а утром он обнаружит подарок от феи. Нужно пройти лечение? Запланируйте поход в магазин или заранее купите желанный подарок, передайте его врачу — он наверняка не откажется презентовать его маленькому храбрецу.
  • Поиграйте в стоматолога накануне. Предложите ребенку полечить плюшевого друга, используйте игровые наборы, имитирующие инструменты, дайте понять, как счастлив после лечения его пациент — теперь он может есть любимые продукты и чувствует себя отлично.

Правильный выбор клиники и врача имеет огромное значение. Специалист, который нашел контакт с малышом, способен его отвлечь и расположить. А наличие современных материалов позволит внести элемент игры в процесс терапии. Например, стоматолог может предложить выбрать цвет пломбы или дать потрогать какой-то неострый инструмент. В хорошей клинике пойдут навстречу вашим пожеланиям и разрешат малышу держать в руках любимую игрушку, подарят небольшой презент за смелость и отвагу, покажут мультфильмы в ожидании приема. Эти мелочи произведут неизгладимое впечатление на маленького пациента и сформируют у него позитивное отношение к лечению зубов.

Запланируйте первый поход к стоматологу в клиники «СТОМА» — у нас работают высококвалифицированные специалисты, которые найдут общий язык с любым малышом. Мы практикуем индивидуальный подход к маленьким пациентам. Доброжелательная атмосфера, современные средства и материалы позволят пройти осмотр и лечение с комфортом. Предварительная запись осуществляется по телефону клиники и через специальную форму на сайте.

Читайте также: