Геральд убасси зубной техник

Опубликовано: 03.05.2024

Работа зубного техника кропотливая, трудоемкая и, конечно, творческая. В настоящее время в современной стоматологии все больше и больше внимания уделяют эстетике, цвету и форме зубов. Каждый техник, стремящийся к развитию и успеху, старается полностью отдаваться любой своей работе. Качественно изготовить разборную модель, обработать уступы, отмоделировать и посадить каркас.

Выполнить нанесение керамики так, чтобы готовая работа была подобна натуральным зубам, с естественной прозрачностью, яркостью, флюоресцентностью и т. д. Выдержать форму зубов, уделяя особое внимание текстуре и граням. Все это требует много времени и вдохновения. Как ни удивительно, именно вдохновение — главная составляющая этой работы. За ним я и поехала к всемирно известному мастеру Джеральду Убасси. Он — великий техник, творец и художник. Он всегда следует своей философии, которая заключается в том, чтобы замечать и воспроизводить красивые естественные зубы, о чем он рассказывает в своих книгах, презентациях, на страничке в Facebook. В этой статье мне хотелось бы вам рассказать о нюансах его работы, которые очень помогают делать протезные конструкции более естественными.

Эмаль естественных зубов имеет различные сочетания света и тени (яркость). В нашем случае яркость — это степень присутствия в цвете черного или белого. Во время изучения зубов пациента необходимо определить степень яркости эмали. Если эмаль яркая, она уводит общий цвет зуба в белый оттенок, если наоборот, то в серый. Добиться увеличения яркости реставрации можно как на обжиге дентина, так и на обжиге эмали, а уменьшения яркости готовой реставрации — только на обжиге эмали. Соответственно, для удобства определения степени яркости и прозрачности Д. Убасси разработал таблицы образцов (назовем их шкалами), которые рекомендует всем изготовить и использовать в работе с пациентом. Итак, для изготовления шкалы оттенков серой эмали необходимо использовать инцизальную массу средней яркости и интенсивную серую в постепенной прогрессии 10 %, 20 %, 30 % и т. д. (рис. 1).

Рис. 1. Шкала оттенков серой эмали.

Рис. 1. Шкала оттенков серой эмали.

Таким же образом делается шкала образцов белого цвета. Для этого добавляется уже интенсивный белый материал также в прогрессии 10 %, 20 %, 30 % и т. д. (рис. 2).

Рис. 2. Шкала оттенков белой эмали.

Рис. 2. Шкала оттенков белой эмали.

Эмаль естественных зубов не всегда имеет одинаковую транслюцентность. Резцовая треть зубов может быть как прозрачной, так и опаковой, быть в тоне с дентином. На рис. 3 присутствует транспарентный режущий край, а на рис. 4, наоборот, он отсутствует.


Рис. 3. Естественные зубы с прозрачной эмалью.
Рис. 4. Естественные зубы с меньшей прозрачностью.

Степень полупрозрачности можно повысить с помощью массы Neutral. Итак, для изготовления шкалы прозрачности необходимо добавить в резцовую массу 10 %, 20 %, 30 %, 50 % нейтрального материала (рис. 5). Аналогично полупрозрачность реставрации может быть уменьшена. Для этого в инцизальную массу добавляется 10 %, 20 %, 30 % и т. д. дентина (рис. 6).


Рис. 5. Шкала прозрачной эмали.
Рис. 6. Шкала уменьшения прозрачности.

В общей сложности мы получаем 4 шкалы для определения яркости и прозрачности эмали.

Теперь хочу рассказать о таком нюансе, как «разбавленный дентин». Г-н Убасси в любом своем нанесении керамики всегда использует его. Если внимательно рассматривать естественные зубы, то можно заметить, что дентин не всегда имеет однородную плотность, он как будто размытый. В связи с этим всегда существует необходимость в нанесении полупрозрачного дентина по всей поверхности реставрации или в определенной области. Чтобы увеличить прозрачность дентина, достаточно добавить 50 % нейтральной массы (рис. 7).

Рис. 7. «Разбавленный» дентин.

Рис. 7. «Разбавленный» дентин.

Она нейтральна и прозрачна, не изменяет яркости зуба, но увеличивает полупрозрачность дентина за счет уменьшения опаковости. «Разбавленный дентин» также можно использовать для иммитации прогрессивной полупрозрачности дентина ближе к режущему краю.

Следующий нюанс, о котором рассказывал мастер, — это «зона абсорбции». Абсорбция — от лат. absorptio от absorbere — поглощать. Анализируя множество фотографий естественных зубов, Д. Убасси сделал вывод, что в тканях зубов часто отмечаются более или менее светопоглощающие области. Они кажутся более серыми, но ошибочно делать их такими, используя серый цвет. В таких случаях необходимо использовать материалы, которые поглощают свет.

Пристальное изучение поглощающего слоя показывает, что он всегда состоит из насыщенного фиолетового цвета. Поэтому для его формирования необходимо смешать прозрачные импульсные массы с фиолетовой массой 50/50 (рис. 8).

Рис. 8. Образцы поглощающей массы для зоны абсорбции.

Рис. 8. Образцы поглощающей массы для зоны абсорбции.

Эта смесь предназначена для имитации естественного «просвечивания» зуба. Зона абсорбции располагается в области режущего края или на аппроксимальных поверхностях (рис. 9), а иногда и в цервикальной трети.

Рис. 9. Пример зоны абсорбции на естественных зубах.

Рис. 9. Пример зоны абсорбции на естественных зубах.

В эстетических реставрациях определение цвета зуба, тона и естественной его прозрачности является одним из самых сложных этапов. Связано это, прежде всего, с довольно непростой структурой построения естественных зубов. Поэтому при создании дентина важно дополнительно применять разбавленные дентинные массы, создавать ярко выраженные линии мамелонов и учитывать зоны, поглощающие свет. Применение всех этих знаний — большой труд и искусство. Большинство зубных техников работают по стандартной схеме нанесения керамической массы, по стандартной расцветке. Мало у кого есть время запечь образцы оттенков массы, а ведь это занимает не так много времени. Мало кто ездит на примерки для изучения зубов пациента и изготовления индивидуального тестера. Как нам кажется, на это уходит очень много времени.

А если на это посмотреть с другой стороны? Когда вы будете знать полную картину, когда вы будете с легкостью определять зоны зубов, когда у вас будут подсказки в виде шкал, тогда исполнение красивой реставрации будет проще и быстрее.

На сегодняшний день возможности всех керамических масс позволяют воспроизвести любую картину с минимальными усилиями.

ПРИЕМЫ и советы.
72 ноу-хау для зубных техников. Геральд Убасси

Италия, 2008,. - 216 стр., Иллюстраци цв., на русском языке. Твердый переплет

В течение нескольких лет в ходе профессиональных обучающих курсов и конференций систематически возникал один вопрос: «Когда выйдет Ваша следующая книга?»

Чтобы удовлетворить энтузиастов от стоматологии, после долгих раздумий я решил написать этот третий труд. Но предпочел не писать новую книгу о послойном нанесении керамики, а, наоборот, написать весьма полезную книгу для широчайшего круга профессионалов с информацией, легкой для восприятия.

Вот почему на страницах этой книги зубной техник и врач обнаружат, что представленные методы, идеи и навыки не являются истиной в последней инстанции, но они логически обоснованы и могут быть адаптированы к любой клинической ситуации. Вы не только найдете приемы и советы, но и узнаете мою философию определения цвета, насыщения, яркости и полупрозрачности, не забывая о том, как достигается поглощение, а также отражение света на Ваших реставрациях. В данном труде мне удалось сгруппировать столько полезных и практичных методик, сколько смог. Всего получилось 72. Они используются в моей лаборатории для оптимизации повседневной работы. Мы стараемся добиться высокого качества работы, оставаясь настолько эффективными, насколько это возможно. Ограничения в работе нашей лаборатории быстро вынудили нас рационализировать этапы производства. Некоторые методики или «приемы и советы», как мы их называем, вроде применения 2¬цветного карандаша, просты, но, несомненно, эффективны. В течение более 15 лет они были представлены на моих профессиональных обучающих курсах. Именно во время этих курсов я смог увидеть эффективность ноу¬хау, которые представлял. Общение со слушателями позволили мне развивать свои методики и рационализировать логику моих работ.

Более того, я бы хотел, чтобы эта книга стала выражением моей большой благодарности всем тем профессионалам, которые посещали мои курсы, так как Ваше присутствие и Ваша работа вдохновляли меня. Более того, множество приемов и советов, которые я показываю, являются моими личными, но некоторые мне изначально предоставили участники моих семинаров.

Чтобы облегчить подход к приемам и подсказкам, я разработал оценку по уровням сложности, используя один, два, три или четыре зуба, чтобы указать уровень сложности метода. Текстовое сопровождение умышленно небольшое, чтобы этой книгой было легко пользоваться, так, чтобы как можно скорее приемы и подсказки применялись на практике.

ПРИЕМЫ и советы.
72 ноу-хау для зубных техников. Геральд Убасси

Италия, 2008,. - 216 стр., Иллюстраци цв., на русском языке. Твердый переплет

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Приемы и советы для определения цвета

1. Почему для определения цвета необходимы 3 параметра?
2. Почему при определении цвета необходимо учитывать факторы окружающей среды?
3. Как индивидуализировать методику определения цвета?
4. Как снять фотографию цветового тестера во рту?
5. Как определить цвет винира?
6. Как определить цвет, не имея возможности видеть пациента?
7. Как определить цвет очень прозрачных зубов?
8. Почему цветовая насыщенность дентина определяется в пришеечной трети?
9. Как определить сочетание света и тени (яркость) и как установить шкалу серого цвета на примере резца?
10. Как скорректировать яркость реставрации резца без повторного наслоения керамики?
11. Как регулировать полупрозрачность реставрации резца?
12. Как регулировать полупрозрачность дентина?
13. Как изготовить поглощающую массу?
14. Как создать отражающий дентин?

Глава II. Приемы и советы для послойного нанесения керамики

15. Почему мы используем двухцветный карандаш для определения формы?
16. Как применять цветной маркер для изучения окклюзионной поверхности?
17. Как легко снять восковую модель, не деформируя ее?
18. Как определить объем дентина на естественных зубах?
19. Как проводится эстетическое исследование во время моделирования?
20. Как можно поставить каркас, с поверхностью, покрытой опаком, на опору, не трогая его пальцами?
21. Как подготовить заранее готовые к использованию керамические смеси?
22. Как правильно подобрать температуру обжига?
23. Как можно улучшить точность краевого прилегания керамической реставрации?
24. Как сформировать на гипсовой модели оптимальную конфигурацию десневого ложа промежуточной части мостовидного протеза?
25. Как припасовать промежуточную часть мостовидного протеза, используя двухцветный маркер?
26. Как сохранить равновесие между цветом и прозрачностью пришеечного отдела промежуточной части мостовидного протеза?
27. Как можно улучшить видимость индивидуальных цветовых эффектов во время моделирования?
28. Как можно использовать кисть для моделирования в качестве многофункционального инструмента?
29. Как при моделировании керамики наилучшим образом сформировать резцовое перекрытие и прикус?
30. Как сформировать естественный контур дентина во время моделирования?
31. Как создать красивые и тонкие зубные конусы?
32. Как подобрать соответствующий цвет для резцового ореола?
33. Как сделать широкие и узкие трещины в эмали?
34. Как сделать трещины в эмали без ретуширования при послойном нанесении керамики?
35. Как сделать естественные фиссуры на жевательных зубах?
36. Как воспроизвести белые линии в эмали?
37. Как воспроизвести белые линии в эмали за два обжига?
38. Как придать промежуточной части мостовидного протеза вид одиночных зубов?
39. Как упростить послойную облицовку полного мостовидного протеза при минимуме обжигов?
40. Почему нет необходимости наносить много дентина на окклюзионную поверхность жевательных зубов?
41. Как контролировать и компенсировать усадку на проксимальных поверхностях?
42. Как можно точно закрыть пространство между зубами?
43. Как закрыть пространство между зубами и сохранить их индивидуальную форму?
44. Как не забыть выполнить заключительные коррекции на этапе глазурования?
45. Как снять коронку со штампика и не нарушить целостность смоделированного керамического плеча?
46. Как обрабатывать края прессованного винира?
47. Как компенсировать недостаток насыщенности у очень тонких виниров?

Глава III. Приемы и советы для оценки формы

48. Как быстро оценить и исправить форму зубов?
49. Как имитировать изменение положения реставрации относительно вертикальной оси опоры?
50. Как оптимизировать эстетику реставрации при неблагоприятном положении опорных имплантатов?
51. Как изготовить эстетичную реставрацию переднего зуба в случае ретракции десны и оголения корня?
52. Как создать иллюзию узкого или широкого зуба?
53. Как создать иллюзию более короткого зуба у двух центральных резцов?
54. Как избежать дистальной диастемы?
55. Как имитировать диастему в мостовидном протезе?
56. Как скорректировать профиль зубных поверхностей?
57. Как скорректировать межзубные контактные пункты?
58. Как выполнить окклюзионную коррекцию реставрации центрального резца без артикуляционной бумаги?
59. Как сохранить направляющую резцового пути во время обработки?
60. Как придать более естественную форму элементам мостовидного протеза?
61. Как оптимизировать слишком большое пространство для мостовидного протеза жевательных зубов?

Глава IV. Приемы и советы для оценки микроформы

62. Как оценить рельеф поверхности зуба?
63. Как сделать вертикальные углубления?
64. Каково взаимоотношение между вертикальными углублениями и формой зубов?
65. Как делать горизонтальные углубления?
66. Как сделать маленькие углубления на линиях перехода формы?
67. Как имитировать маленькие сколы на режущих краях зубов?
68. Как имитировать поверхностные трещины эмали?
69. Как воспроизвести трехмерные последовательные полосы?
70. Как сделать на эмалевой поверхности тонкие белые линии?
71. Почему необходимо подчеркнуть текстуру поверхности реставраций зубов, смещенных дистально?
72. Почему на реставрациях нижних зубов необходим более выраженный рельеф поверхности?

Учится у природы, наблюдать за природой, быть природой - вот, пожалуй, основная идея всех без исключения книг Джеральда Убасси, французского зубного техника с мировым именем. Сегодня он не только пишет книги по прикладной и эстетической зуботехнике, но также проводит и методические мастер-классы. На его работах уже выросло целое поколение зубных техников, для которых практичность при создании протезов, является такой же важной составляющей, как и гармоничный эстетический вид.

Джеральд Убасси - мировое имя, передовые подходы, уникальные решения

Несколько слов о герое настоящего обзора, Джеральде Убасси. Он является французским зубным техником, получившим в 1986 году золотую медаль в конкурсе “Лучший в своей профессии”. С 1982 года является руководителем собственной лаборатории. Международный лектор на протяжении более 30 лет и методист, обучающий ежегодно сотни специалистов в своем учебном центре в Рошфор дю Гар, Франция.

От белого к серому: две грани цветовой текстуры эмали

Помимо соблюдения уникальной формы зубов, их текстур и граней, при нанесении керамики, немаловажной задачей также является учет всех цветовых свойств натуральных зубов, которыми эти обладают: яркость, прозрачность, флюоресцентность и другие.

Яркая основа уводит общий оттенок в белый, или наоборот - к серому. Для добавления к оттенку эмали светлого тона применяют обжиг дентина. Для затемнения готовой реставрации обжигают только зубную эмаль.

Шкалы определения яркости

Доктор Убасси для удобства определения степени прозрачности и осветленности разработал таблицы из образцов (условно названные “шкалами”). Он советует зуботехникам при работе самостоятельно изготовить подобные образцы, и пользоваться ими при общении с пациентами. Таким образом, у нас получатся две шкалы, для серого, и соответственно белого оттенка.

Для создания подобной шкалы, следует применять инцизальную массу средней яркости в незначительной прогрессии с добавлением 10% в каждом последующем образце.



Аналогичным образом поступают при шкале образцов белого оттенка. Для этого уже используется насыщенный белый материал в такой же десятипроцентной прогрессии - 10 %, 20 % и т. д. Это позволяет более точно и индивидуализировано подобрать правильный оттенок.


Естественные зубы в большинстве случаев не имеют одинаковой степени прозрачности. Резцовая треть у зуба может быть как прозрачной, так и находиться в одинаковом тоне с дентином, т.е. быть опаковой, или непрозрачной.

На следующем изображении присутствует прозрачный режущий край, когда в следующем примере он просто отсутствует либо в некоторых участках обладает меньшей прозрачностью. Если не соблюдать параметры прозрачности, то стоматологические винты будут просвещаться через протез.



Полупрозрачный тон можно усилить посредством нейтральной основы. Для создания таблицы для шкалы прозрачности следует в резцовую массу добавить в прогрессии по 10 % нейтрального материала.



Шкала увеличения прозрачности эмали


Шкала уменьшения прозрачности

Маленькие секреты великого мастера

В реальности, дентин естественных зубов практически никогда не обладает однородной плотностью, и выглядит как-бы “размытым”. Вот почему на определенных участках либо на всей поверхности возникает необходимость нанесения полупрозрачного дентина. При добавлении приблизительно половины (около 50%) нейтральной массы создается желаемый, “полупрозрачный” эффект.


Чистый дентин, разбавленный с нейтральной массой 1:1, и чистая нейтральная масса

Еще один секрет мастера можно было бы обозначить как “зона абсорбции”, или поглощения. В результате своей многолетней практики при работе с натуральными зубами, господин Убасси пришел к выводу, что в зубных тканях можно без особого труда выделить менее или более светопоглощающие участки. Эти области выглядят более серыми, однако ошибочно для этого применять массы с серым оттенком.

В подобном случае следует использовать светопоглощающие материалы. Для создания полупрозрачного слоя следует смешивать импульсные массы прозрачных оттенков с массой фиолетового оттенка, в равном соотношении 1:1.


Пример образцов поглощающей массы для области световой абсорбции

Таким образом, создается имитация натурального “просвечивания” зуба. Области светового поглощения расположена вблизи режущего края или на приближенных, т.н. “апроксимальных” поверхностях, подчас и в других местах.


Надеемся, советы и секреты Джеральда Убасси, помогут вам в ежедневной лабораторной практике, и более удачная подборка цвета и тона будет проходить с минимальными усилиями. Успехов в работе!

  • формат djvu
  • размер 24.44 МБ
  • добавлен 23 апреля 2011 г.

Убасси Гералд. Форма и цвет Ключ к успеху при работе с зубопротезной керамикой

М.: Квинтэссенция, 2003- 232 с.
От автора
Благодаря развитию новых технологий и материалов сегодня в большей мере возможно удовлетворение эстетических запросов пациентов стоматологической практики.
Наш профессиональный уровень поддерживается этими законными запросами. Основной идеей книги, привлекающей меня, было сильное желание к общению с коллегами. Общение - ключевое слово и отличительный признак нашей профессии, находящейся в центре постоянного развития.
Эта книга адресована, прежде всего, тем зубным техникам, которые внедряют в практику наши методы работы.
Клинические наблюдения включены во все главы книги, так как другое ключевое слово нашей работы - наблюдение, наблюдение за природой. Изучение форм и микроформ зубов в сочетании с цветом является главной нитью книги. Это изучение для меня чрезвычайно важно.
С другой стороны, у меня было желание уйти от застывших концепций, которые делают зубной протез стереотипным. Это привело меня к необходимости учета пола, личности, характера пациента. При изготовлении зубного протеза должны учитываться все эти параметры. Кроме того, необходим поиск мельчайших деталей в форме и микроформе протеза, обеспечивающих совершенную интеграцию протеза в живые ткани.
Очевидно также и то, что одновременно с анализом формы, цвета и эстетических качеств зубов следует учитывать и состояние окружающих тканей, и другие функциональные компоненты, способствующие долгосрочному успеху лечения.
По моему глубокому убеждению, ценность зубного протеза определяется не только его названием и функцией, но и, прежде всего, его эстетическими свойствами. Без тесного сотрудничества, без взаимопонимания, без наличия концепции и цели лечения, без хороших отношений между стоматологом и зубным техником не может быть успешно осуществлена эта огромная работа.
Для лучшего восприятия обсуждаемых проблем книга снабжена множеством иллюстраций. Схемы или фотографии (даже без текста) являются лучшим объяснением.
В заключение мне хотелось бы упомянуть о важности постоянного обсуждения всех возникающих в процессе работы вопросов и проблем с целью постоянного развития наших знаний, умений, возможностей.

Сопроводительное слово
В последние годы опубликовано множество работ, посвященных зубопротезной керамике.
Неоспоримое превосходство этого биоматериала над любым другим косметическим материалом, а также последние разработки в области бескаркасной керамики побудили стоматологов и зубных техников творчески подойти к керамике, рассматривая ее как материал художника. Очень часто специалисты по зубопротезной керамике в своих книгах описывают методы моделирования или технику послойного нанесения керамики, не давая читателю полного представления о проблеме.
Если поставлена цель скопировать природу, не претендуя на ее улучшение, но с тщеславной мыслью не сделать хуже, то есть одно единственное правило: наблюдать.
И если потребоволось бы лишь одно единственное слово, характеризующее книгу Геральда Убасси, этим словом было бы наблюдение.
В Provence, где родился автор, преобладают солнце и свет. Там Убасси развил дар наблюдателя, внимательного, скромного и терпеливого.
Зубы человека очень многообразны, многоцветны и могут многое рассказать о жизненном пути и личности наших пациентов.
Современная зубопротезная керамика требует от специалистов технических навыков и знаний. Убасси хорошо владеет и тем, и другим.
Тактично и умно подводит он нас к мысли о необходимости индивидуального подхода к каждому конкретному случаю: к интерпретации понимания цвета и его значения, к анализу структуры поверхности зубов и состояния мягких тканей, чтобы в конечном счете дать нам в руки ключ к успеху.
Не часто встречаешь издания, которые столь подробно, не останавливаясь лишь на подчиненных подробностях (полировании керамики, создании фиссур, изготовлении моделей в лаборатории), передают главное, не допускающее компромиссов в работе. Зубной техник лишь тогда достигнет зрелости, когда сможет учитывать все детали и стремится к совершенству.
Каждая иллюстрация этой книги свидетельствует о поиске прекрасного и естественного. Убасси очень живо представляет нам новые разработки (керамические вкладки и усиленные лейцитом цельнокерамические коронки), открывающие бесконечные горизонты в области зубопротезирования.
В немногих публикациях так убедительно и подробно описаны зуботех-нические этапы работы, как это имеет место в книге Убасси.
Без сомнения, Геральд Убасси блистателен во всех главах книги. Его прирожденное чутье и определенная манера восхищения перед новым придают книге одно из тех высочайших эстетических качеств, какое мне когда-либо приходилось встречать.

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Читинский медицинский колледж»

Методическая разработка

Тема: Технология изготовления двучелюстной шины Порта. Отлитие модели. Моделировка восковой композиции.

ПМ. 05 Изготовление челюстно-лицевых аппаратов.

Специальность: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Методическая разработка составлена на основании рабочей программы модуля: ПМ. 05 Изготовление челюстно-лицевых аппаратов.

Автор методической разработки:

Преподаватель Сетова В.А. _______________

Рассмотрена на заседании

Цикловой методической комиссии

от « » _________________2019 г.

Председатель ЦМК Дроздова А.М. _________________

Методист ______________________________________Федотова Н.М.

Тема: Технология изготовления двучелюстной шины Порта. Отлитие модели. Моделировка восковой композиции.

Тип занятия: урок закрепления знаний, выработка умений и навыков.

Форма занятия: практическое.

Продолжительность изучения темы – 6 часов.

Место проведения занятия: учебная зуботехническая лаборатория.

Необходимое оснащение: методическая разработка практического занятия, рабочий стол, гипс, колба для замешивания гипса, гипсовый шпатель, химический карандаш, базисный воск, спиртовая горелка, моделировочный шпатель, электрошпатель.

Учебная цель: получение восковой композиции двучелюстной шины Порта, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней; формирование профессиональной компетенции ПК 5.1 - 5.2 изготавливать основные виды челюстно-лицевых аппаратов при дефектах челюстно-лицевой области ; изготавливать лечебно-профилактические челюстно-лицевые аппараты (шины).

После изучения темы студент должен:

отливать рабочую модель;

начертить границы будущего аппарата;

моделировать восковую композицию двучелюстной шины Порта.

требования к изготовлению гипсовых моделей;

стадии кристаллизации гипса;

свойства базисного воска;

технику безопасности при работе со спиртовкой и электрошпателем;

особенности изготовления двучелюстной шины Порта.

Развивающая: приобретение навыков работать с современными зуботехническими материалами с учётом соблюдения техники безопасности при воздействии профессиональных вредностей; умение подготавливать рабочее место с учётом соблюдения правил охраны труда; формирование

ОК.2 Организовывать свою собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК.12 Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях;

ОК.13 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Воспитательная: формирование

ОК. 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК. 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, врачами и пациентами;

ОК.14 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

изучить теоретический материал по данной теме;

посмотреть мастер класс по изготовлению шины Порта;

изготовить шину Порта;

оценить выполненную работу.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Задание для самоподготовки. (Приложение № 1)

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основные источники:

Ортопедическая стоматология Н.Г. Аболмасов, Н.Н. Аболмасов, В.А. Бычков, учебник, Медпресс – информ, г. Москва, 2013 г., 512 с.

Зубопротезная техника/ред.: М. М. Расулов, Т. И. Ибрагимов, И. Ю. Лебеденко, учебник, М. – 2014 г., 522 с.

Приёмы и советы Геральд Убасси ( Gerald Ubassy ), практическое пособие для зубных техников, Издательство: Teamwork Media , Италия, 2013 г., 216 с.

Челюстно-лицевая ортопедия Г.И Оскольский, А.В. Юркевич, учебное пособие, Хабаровск ГБОУ ВПО ДВГМУ, 2013 г., 168 с.

Дополнительные источники:

Лебеденко И.Ю. руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии [Текст]: учебное пособие/ И.Ю. Лебеденко, В.В. Еричева, Б.П. Маркова.-М.: Практическая медицина, 2007.-642с.

Расулов М.М. Зубопротезная техника М.М. Расулов Г.И. Ибрагимов И.Ю. Лебеденко-М.: ООО Медицинское информационное агенство. 2005.-654с.

Трезубов В.Н. Ортопедическая стоматология: Прикладное материаловедение В.Н. Трезубов, Л.М. Мишева, Е.Н. Жулев.-М.: Мед. Пресс-информ. 2008.-382с.

Усевич Т.Л. Клиническое материаловедение в стоматологии Т.Л. Усевич.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-517с.

Джепсон, Н. Дж. А. Частичные съемные протезы [Текст] / Н. Дж. А. Джепсон : пер. с англ. / под ред. проф. В. Н. Трезубова. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 168 с.; ил.

Попков В. А. Стоматологическое материаловедение [Текст]: учебное пособие / В. А. Попков, О. В. Нестерова, В. Ю. Решентяк, И. Н. Аверцева. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 384с.: ил.

Трезубов, В. Н. Ортопедическая стоматология: Прикладное материаловедение [Текст] / В. Н. Трезубов, Л. М. Мишнев, Е. Н. Жулев. – М.: Мед. пресс-информ, 2008. – 382 с.

9. Перечень приложений дидактического материала:

Приложение № 1 – задание для самоподготовки;

Приложение № 2 - вопросы для фронтального опроса;

Приложение № 3 – алгоритм изготовления двучелюстной шины Порта;

Приложение № 4 –критерии оценки качества.

Этапы занятия и контроль их усвоения

Вводная часть: Организационный момент.

Проверка по журналу отсутствующих, готовность студентов к занятию (внешний вид), оснащенность рабочего места, техника безопасности.

Студенты должны быть одеты в медицинский халат или хирургический костюм, на голове - медицинская шапочка

Мотивация учебной деятельности.

Определение темы занятия. Постановка цели занятия.

Съемная двучелюстная шина Порта применяется для иммобилизации беззубых челюстей при их переломах. Представляет собой два пластмассовых базиса (верхней и нижней челюсти) с пластмассовыми окклюзионными валиками, соединенными монолитно по их окклюзионной поверхности. Для питания больного в переднем отделе валиков вырезают отверстие. Шину применяют вместе с головной повязкой. Для изготовления этой шины надо снять оттиски с обеих челюстей, отлить модели и загипсовать их в окклюдаторе в центральной окклюзии. После этого очертить границы и приступить к моделировке восковой композиции, далее загипсовка в кювету.

Для того, чтобы правильно смоделировать восковую композицию студентам необходимо освоить технику моделировки двучелюстной шины Порта.

Актуализация опорных знаний.

Для проверки базовых знаний студентов проводится фронтальный устный опрос.

Изучение нового материала.

отлитие рабочей модели;

черчения границ двучелюстной шины Порта

отлитие рабочей модели;

моделировка восковой композиции шины Порта.

Закрепление изученного материала.

Заполнение схемы: «Изготовление шины Вебера»

Преподаватель подводит итог занятия: даёт оценку мануальных навыков и теоретических знаний студентов, комментирует работу каждого студента.

Подведение итогов самими студентами.

Повторить следующие темы:

- Основные виды повреждений челюстно-лицевой области.

- Классификация шин и аппаратов, применяемых в челюстно-лицевой ортопедии.

- Технологияи изготовление двучелюстной шины Порта, используя лекционный материал по предмету: «Изготовление челюстно-лицевых аппаратов», а также 4. Челюстно-лицевая ортопедия Г.И Оскольский, А.В. Юркевич, учебное пособие, Хабаровск ГБОУ ВПО ДВГМУ, 2013 г., 168 с.

Приложение 1

Задание для самоподготовки

Изучение дополнительной литературы по теме: Изготовление шины Порта.

Заполните таблицу по теме: Оборудование и материалы при изготовлении шины Порта.

Заполните таблицу по теме: Оборудование и материалы при изготовлении шины Порта.

Приложение 2

Вопросы для фронтального опроса

1 . Классификация челюстно-лицевых аппаратов.

2. К аппаратам какого действия относится Шина Порта?

3. Показания к изготовлению шины Порта.

4. Технология и этапы изготовления шины Порта.

5. Для чего шина Порта может снабжена отверстием?

Приложение 3

Алгоритм изготовления шины Порта

Приложение 4

Критерии качества

1.Моделировка шины из воска

После изготовления каркаса приступают к моделированию шины воском. Шина охватывает зубы и слизистую оболочку десен с нёбной (язычной) стороны и со стороны преддверия полости рта. Жевательные и режущие поверхности зубов остаются непокрытыми шиной для того, чтобы смыкание зубов не было нарушено. При изготовлении шины для лечения переломов нижней челюсти её часто применяют с наклонной плоскостью. Для этого в области жевательных зубов со стороны преддверия на неповреждённой стороне челюсти моделируют из воска наклонную плоскость, обращённую к щёчной поверхности зубов верхней челюсти.

При изготовлении шины для лечения переломов верхней челюсти в области жевательных зубов со стороны преддверия с обеих сторон вводят металлические гильзы во время моделирования шины, служащие втулками для внеротовых стержней. В гильзы затем вводят деревянные палочки со свободно выступающими концами с целью их фиксации во время гипсовки шины и её формовки из пластмассы.

2.Загипсовка композиции в кювету

Загипсованная модели должна полностью соответствовать правилам гипсовки, при этом не должно создаваться замковых соединений и должна быть сохранена целостность отмоделированной восковой конструкции.

3. Выварка воска, изоляция частей кюветы

Воск вываривается на водяной бане в течение 10-15 минут, затем кювету раскрывают и промывают остатки воска из чайника струёй кипящей воды. Воск должен быть полностью выварен с обеих частей кюветы. После чего кювету изолируют лаком «Изокол». Первый слой лака наносят на горячую кювету, второй – на остывшую. Изоляционный материал должен быть распределён равномерно по частям кюветы, создавая тонкую плёнку без каких-либо волн и неравномерных скоплений.

4. Замес, паковка и полимеризация базисной пластмассы

Пластмасса замешивается, пакуется и полимеризуется в вытяжном шкафу в соответствии с прилагаемой инструкцией, учитывая технику безопасности при работе с пластмассой и охрану труда.

5. Выемка шины из кюветы, обработка, шлифовка, полировка

Шлифовка и полировка производиться на шлифмоторе, в вытяжном шкафу, с учётом техники безопасности при работе на шлифмоторе. Базисную пластмассу шлифуют карборундовыми головками, борами, фрезами, наждачной бумагой. Полировку проводят фильцем с порошком «Минутник», волосяными щётками. После шлифовки протез должен иметь ровную и гладкую поверхность, без каких-либо шероховатостей. После полировки протез должен иметь приятную на вид блестящую поверхность.

Читайте также: