Исследовательский проект влияние гигиены полости рта на здоровье зубов

Опубликовано: 24.04.2024

Обобщить знания учащихся о гигиене полости рта. Изучить строение полости рта и зубов

ВложениеРазмер
issledovatelskiy_proekt.docx 615.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов»

Выполнили учащиеся 2 класса

Гипотеза : правильный уход за зубами – гарантия стоматологического здоровья .

Цель проекта: научиться правильно ухаживать за зубами .

- обобщить знания учащихся о гигиене полости рта; изучить строение полости рта и зубов; выяснить какой вред приносит неправильный уход за полостью рта; определить значение правильного ухода за зубами для здоровья человека;

- развивать навыки исследовательской работы;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

На этом этапе поставлены цели, задачи проекта. Составлены анкеты для учащихся класса.

Проведено анкетирование учащихся класса, чтобы выяснить, как они ухаживают за зубами и полостью рта.

Подчеркни ответ с которым ты согласен.

Уход за полостью рта

Чистишь ли ты зубы каждый день?

Сколько раз в день ты чистишь зубы?

Продолжительность твоей чистки зубов?

Очищаешь ли ты поверхность языка при чистке зубов?

Полощешь ли ты ротовую полость после приёма пищи?

Пользуешься ли ты жевательной резинкой после приёма пищи?

Посещаешь ли ты стоматолога 2 раза в год?

В анкетировании участвовало 16 человек.

Полученные результаты приведены в таблице:

Уход за полость рта

Чистят зубы каждый день

Чистят зубы один раз в день

Чистят зубы два раза в день

Чистят зубы меньше 3 минут

Чистят зубы 3 минуты

Очищают поверхность языка при чистке зубов

Полощут ротовую полость после приёма пищи

Пользуются жевательной резинкой после приёма пищи

Посещают стоматолога 2 раза в год

Полученные результаты и выводы:

1. Дети, соблюдающие правила гигиены полости рта, имеют здоровые зубы (3человека).

2. Чем меньше внимания уделяется гигиене полости рта, тем больше проблем со здоровьем зубов ( 13 человек).

3. У большинства учащихся не сформированы навыки правильного ухода за зубами и полостью рта.

3 этап.
ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Учащиеся, принимавшие участие в анкетировании, были ознакомлены с результатами исследования. Дети изъявили желание больше узнать о правилах ухода за зубами и полостью рта.

Детям были предложены следующие темы для самостоятельной подготовки:

1. Строение зубов.

2. Правила гигиены полости рта.

3. Как прожить без кариеса?

Дети подготовили доклады для выступления. С докладом о строении зубов выступила Кулясова Арина. Она познакомила детей с составом зуба.

С докладом о правилах гигиены полости рта выступил Ганявин Максим. Он познакомил детей с правилами ухода за зубами.

Майоров Миша познакомил ребят с докладом «Как прожить без кариеса?»

После прослушанных докладов детям было предложено написать мини-сочинение на тему «Обращение к моим любимым зубам». Вот некоторые из них.

« Привет, мои дорогие зубки! Хоть я и чищу вас утром и вечером, но я не хожу к стоматологу 2 раза в год. Я буду чистить вас всегда по 3 минуты для того, чтобы вы были здоровыми. Ваша хозяйка – Варя».

«Дорогие мои зубки! Я обещаю вам, что буду чистить вас 2 раза в день. Полоскать вас после каждого приёма пищи. Есть творог и молочные продукты, потому что в них много кальция, который сделает вас ещё крепче. Буду 2 раза в год ходить к врачу, чтобы проверить – не больны ли вы. Обещаю не грызть орехи, чтобы не повредить вашу эмаль. Ваша хозяйка – Полина».

« Ой, вы, бедные зубки мои! Я иногда забываю вас чистить, и поэтому вы болеете. Я знаю, что чистить вас надо 2 раза в день и полоскать рот после еды. Я обещаю исправиться, чтобы сохранить вас здоровыми надолго.

В ходе исследовательской работы мы убедились в том, что здоровье зубов и полости рта напрямую зависит от правильного ухода за ними. Эта работа помогла нам расширить свои знания о строении зубов, гигиене полости рта, причинах возникновения кариеса. Надеюсь, что проделанная работа поможет детям сохранить свои зубы здоровыми.

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Тема: «Как сохранить здоровье зубов»

Автор работы: Родионова София, 4 класс

1.1 . Краткая характеристика слова «зубы»………………………….……

1.2. Зачем нужны здоровые зубы…………………………………….…….

1.3. Почему происходит разрушение зубов………………………..….

1.4. Почему нужно обязательно лечить зубы……………………….…….

1.5. Как сохранить зубы крепкими и здоровыми……………………..…..

2. Практическая часть. Методы исследования. …………………..….

2.2. Интервью со стоматологом……………………………………………

Когда я была маленькая, у меня часто болели зубы. Когда мне их лечили, было очень больно. Поэтому я очень боялась посещать стоматолога. У меня было представление, что это самый «страшный» врач. Я знаю, что многие дети и даже взрослые боятся посещать кабинет стоматолога. Мама очень переживала за меня. И мы с мамой задумались о том, что нужно делать, чтобы не лечить зубы и предупредить их разрушение. Может быть, есть чудесное средство?

Знакомые подсказали моей маме, что в нашем городе есть два «волшебных» доктора, которые помогают сохранить зубы здоровыми, и это их главная задача. Я начала правильно ухаживать за зубами, периодически посещать этих врачей и следовать их рекомендациям. И у меня получилось! Вот, уже пять лет мне не лечат зубы, и я перестала бояться посещения кабинета стоматолога. Я подумала, если у меня получилось, то, может быть, и у других людей получится? И я смогу в этом им помочь? Ведь, так много взрослых и детей у нас на севере, которые страдают от разрушения и болезни зубов. Очень важно вовремя, как можно раньше, узнать то, что знаю я. Это поможет сохранить здоровье и хорошее настроение многим людям.

Цель: показать, что правильная гигиена полости рта, индивидуально подобранная стоматологом, позволяет сохранить здоровые зубы.

- расширение знаний о гигиенических процедурах, влияющих на состояние зубов;

- формирование устойчивого желания заботиться о здоровье зубов.

Гипотеза: Я думаю, если правильно осуществлять гигиену полости рта, индивидуально подобранную стоматологом, то лечить зубы не придется.

Методы исследования: Работа с литературой, наблюдение, анкетирование, опрос, интервью, статистическая обработка полученных данных.

1. Теоретическая часть

1.1. Краткая характеристика слова «зубы»

Зуб – это костное образование во рту для схватывания, откусывания и разжевывания пищи. Молочные зубы у детей выпадают после шести лет и на их месте вырастают коренные (постоянные) зубы. Зубы мудрости появляются ближе к 20 годам или позднее. Называются они так потому, что прорезаются значительно позже всех остальных зубов, когда человек становится старше и мудрее.

Коренные зубы – зубы, которые защищены твердым слоем дентина, покрытого еще более прочной белой эмалью, которая является самым твердым веществом человеческого организма. Коренные зубы не меняются на протяжении жизни человека и являются постоянными. (Приложение 1)

1.2. Зачем нужны здоровые зубы?

Здоровые зубы хорошо справляются со своей главной работой – пережевыванием пищи, а больные – хуже. Плохо пережеванная пища и переваривается в желудке с трудом, что ведет к его заболеванию.

Через трещины больных зубов в организм попадают болезнетворные микробы.

Здоровые зубы помогают правильной, красивой речи.

Здоровые зубы украшают лицо человека.

1.3. Почему происходит разрушение зубов?

Во рту у каждого человека есть бактерии. Они выделяют кислоту, которая разъедает зуб и образуется дупло.

Остатки пищи застревают между зубов, и это вызывает образование налета, в котором размножаются бактерии, способные разрушить зубную эмаль. Этот процесс называется кариес.

Болеть зуб начинает тогда, когда кариес, разрушающий зуб, доходит до пульпы и нерв на это реагирует. Если такое случилось, надо срочно идти к стоматологу и лечить зуб. Если вовремя не обратиться к врачу, то это может привести к потере зуба. (Приложение 2)

1.4. Почему нужно обязательно лечить зубы

Человек с больными зубами не может пережевывать пищу, и это может привести к болезни желудка.

Болезни могут вызвать и поселившиеся в зубах микробы, которые мы проглатываем вместе с пищей (заболевания кожи, сердца, костей, аллергии).

Больные зубы некрасивые.

Зубная боль приносит страдания, нарушение сна.

Зубы меняются 1 раз в жизни человека,поэтому потеря зуба ведет к протезам.

Как сохранить зубы крепкими и здоровыми

Для того,чтобы сохранить здоровье зубов, надо уметь за ними ухаживать. Я составила правила ухода за зубами:

Систематическая гигиена полости рта:

В кабинете стоматолога

- профессиональная гигиена полости рта (регулярное удаление мягких зубных отложений, нанесение герметиков, использование специальных гелей для ухода за зубами)

В домашних условиях

- чистить зубы 2 раза в день (тщательно, пастой и щеткой, рекомендованной стоматологом)

- после приема пищи, при возможности, полоскать рот теплой водой

- чистить промежутки между зубами (пользоваться зубной нитью и ополаскивателем для рта)

- следовать рекомендациям стоматолога, регулярно проходить профилактические осмотры

Большую роль в сохранении здоровья зубов имеет гигиена полости рта, профилактика, правильный выбор зубной пасты и щетки.

Соблюдение гигиены, здоровое питание, здоровый образ жизни – основа здоровья зубов и десен.

2. Практическая часть

Мною было проведено исследование,чтобы выяснить отношение детей и их родителей к гигиене полости рта, установить степень качества ухода за зубами и влияние качества гигиены на состояние здоровья зубов.

2.1. Анкетирование

Я провела анкетирование среди учащихся 4 и 8 классов. В анкетировании участвовало 19 человек.

По результатам анкетирования, я выяснила, что систематически 2 раза в год посещают кабинет стоматолога – 11 человек, 1 раз в год – 7 человек, не посещает кабинет стоматолога – 1 человек. Таким образом, большая часть детей регулярно посещают кабинет стоматолога, что положительно влияет на состояние здоровья зубов, а часть детей посещает стоматолога менее 2 раз в год,что ведет к ухудшению здоровья зубов.

Причиной посещения стоматолога у 15 человек является плановый осмотр с целью профилактики, у 4 человек – причиной посещения является зубная боль и кариес.

Из средств по уходу за зубами 14 человек пользуются только зубной пастой, 3 человека – пользуются зубной пастой и ополаскивателем, 2 человека – пользуются зубной пастой, ополаскивателем и зубной нитью. Таким образом, небольшое количество человек чистит зубы качественно, не забывая прочищать межзубные промежутки, что является очень важным для сохранения здоровья зубов.

При выборе зубной пасты 11 человек прислушиваются к рекомендациям стоматолога, 8 человек – покупают любую пасту доступную в магазине.

Дети используют пасты марок: Colgate (10 чел.), Жемчуг (2 чел.), Элмекс (2 чел.), Rock (1 чел.), Blendamed (1 чел), Splat (1 чел.).

Грамотный подбор зубной пасты очень влияет на состояние зубов ребенка. Выбор зубной пасты зависит от состояния зубной эмали, степени здоровья зубов, состава питьевой воды, климата, где мы живем.

Таким образом, по результатам анкетирования, я сделала выводы, что большая часть детей осуществляет профилактику полости рта систематически, но не ухаживает за зубами грамотно (не прочищают межзубные промежутки). Прослеживается небольшая группа детей, которая не осуществляет профилактику полости рта, а обращается к стоматологу только для лечения в следствие плохого ухода за зубами.

Также мною было проведено анкетирование среди родителей, в котором принимало участие 9 человек.

Проверяют качество чистки зубов ребенка постоянно – 2 родителя, проверяют иногда – 4 человека, не следят за качеством чистки зубов – 3 человека. Никогда не чистят зубы своему ребенку – 8 человек, чистят зубы ребенку – 1 человек.

Таким образом, небольшая группа родителей осуществляет постоянный контроль за уходом за полостью рта.

Причиной посещения стоматолога является плановый осмотр – в 8 семьях, причиной обращения к стоматологу является зубная боль – 1 семья.

Спокойное эмоциональное состояние при посещении стоматолога отмечают у своих детей – 5 родителей, страх – 3 родителя, ребенок нервничает, плачет - 1 родитель.

При выборе зубной пасты прислушиваются к совету стоматолога – 6 родителей, покупают любую доступную в магазине пасту – 3 родителя.

У ребенка нет постоянного врача-стоматолога – в 8 семьях, ребенок наблюдается постоянно у одного врача-стоматолога – в 1 семье.

Хорошее состояние зубов у своих детей отмечают - 7 родителей, среднее – 2 родителей.

2.2. Интервью со стоматологом

В ходе исследования мною было проведено интервью со стоматологом нашего реабилитационного центра Улановой Натальей Николаевной.

Вопрос: С какой целью чаще всего к Вам обращаются пациенты?

Ответ: С целью лечения кариеса и осмотра.

Вопрос: Чем Вы больше занимаетесь в ходе рабочего дня лечением зубов или профилактикой (предупреждением) заболеваний – гигиеной полости рта?

Ответ: Мы занимаемся и лечением и профилактикой (предупреждением) заболеваний, благодаря плановым систематическим осмотрам. Очень важно вовремя заметить проблемы и начать лечение. Гигиеной полости рта занимается врач – гигиенист стоматологический.

Вопрос: В каком эмоциональном состоянии, на Ваш взгляд, приходят дети в кабинет стоматолога?

Ответ: В большинстве дети приходят напуганные.

Вопрос: Какие бы Вы могли дать рекомендации родителям, которые приводят детей к Вам на прием?

Ответ: Не пугать и не рассказывать детям про боль. Наоборот, настраивать детей своим положительным примером, показать мультфильмы, видео про лечение. И побольше положительных эмоций! Приучать детей с раннего возраста к регулярным осмотрам с целью профилактики (предупреждения) заболеваний полости рта.

Вопрос: Какие пасты лучше использовать?

Ответ: Выбор пасты зависит от возраста ребенка и состояния здоровья полости рта.

Вопрос: Изменилось ли состояние здоровья зубов у детей за последнее время в целом? И у детей, которые регулярно ходят к Вам на прием?

Ответ: У детей, кто посещает кабинет стоматолога регулярно, проблем с зубами все меньше и меньше. И это доставляет огромную радость и удовольствие от работы! Особенно радует, когда родители проявляют заботу о здоровье зубов своих детей. Интересуются гигиеной и профилактикой.

В целом же, в последнее время состояние зубов у детей не становится лучше. Это связано и с материальным положением, социальным статусом и, конечно, с тем, что мы проживаем в особых неблагоприятных климатических условиях (мало солнечных дней, короткое лето, недостаток витаминов и кальция).

Таким образом, в ходе интервью, я выяснила, что в основном дети приходят в кабинет стоматолога с целью лечения кариеса, часто в испуганном эмоциональном состоянии. Наталья Николаевна отмечает, что при регулярном посещении кабинета стоматолога с целью профилактических осмотров, при лечении зубов на самых ранних стадиях заболевания состояние здоровья полости рта становится значительно лучше. Врач также отмечает важность участия родителей в контроле за состоянием здоровья зубов своих детей, большую значимость регулярных осмотров с самого раннего возраста.

2.3. Опрос семьи

В ходе своего исследования мною также был проведена беседа с семьей одноклассницы Светы. На мои вопросы отвечала мама Светы.

Вопрос: Есть ли у Вашего ребенка постоянный врач-стоматолог?

Ответ: Да, уже 8 лет.

Вопрос: С какой целью вы со Светой обращаетесь к врачу-стоматологу? Сколько раз в год?

Ответ: С целью профилактики и гигены полости рта. Посещаем стоматолога 3-4 раза в год.

Вопрос: Какими средствами по уходу за полостью рта пользуется Ваш ребенок?

Ответ: По совету нашего стоматолога Света пользуется зубной пастой определенной марки и зубной нитью.

Вопрос: Как относится Света к посещению стоматолога?

Ответ: Мы пришли к нашему врачу с плохим состоянием здоровья зубов,с тревогами по этому поводу. Света долго привыкла к осмотрам. Посещали стоматолога 1 раз месяц. Это был долгий и кропотливый процесс. Необходимо было добиться доверия ребенка, убрать страхи. Это у нас получилось,благодаря усилиям и терпению врача и семьи. Сейчас Света идет на прием с улыбкой, с удовольствием! Мы этому очень рады!

Вопрос: Довольны ли Вы состояние здоровья зубов Светы?

Ответ: Да,очень довольны! У Светы все зубки здоровые и нет ни одной пломбы. Знаем,что наш доктор ставит Свету в пример другим детям! А пришли мы когда-то с большими проблемами и болью. Посещение стоматолога с целью профилактики, постоянное следование рекомендациям по гигиене полости рта дома, постоянный контроль за этим процессом и участие в нем, позволили сохранить здоровые красивые зубы и хорошее эмоциональное состояние нашего ребенка!

Таким образом, семья моей одноклассницы показывает пример того, что при постоянном наблюдении у одного врача-стоматолога, при следовании его рекомендациям по гигине полости рта дома, ребенок может сохранить зубы здоровыми. Света ходит к стоматологу не лечить зубы, а проверять их состояние здоровья, ухаживать за ними. Посещение врача вызывает у Светы и ее родителей радость, ребенок спокоен и не испытывает чувства ожидания боли и страха.

В ходе изучения теоретического материала и проведения исследования я пришла к следующим выводам:

2. Врач-стоматолог отмечает, что при регулярном посещении кабинета с целью профилактики, при хорошей гигиене полости рта дома состояние здоровья зубов у детей значительно улучшается.

3. И самое яркое подтверждение моей гипотезы представила семья моей одноклассницы. Света регулярно посещает постоянного врача-стоматолога, значительное внимание семья уделяет профилактике и гигиене полости рта, следуя рекомендациям стоматолога. И результат - здоровы и красивые зубы и прекрасное настроение!

Таким образом, в ходе исследования, моя гипотеза о том, что если правильно осуществлять гигиену полости рта, индивидуально подобранную стоматологом, то лечить зубы не придется, подтвердилась.

Советую всем не лениться, а выполнять простые правила по уходу за зубами, и тогда наши улыбки будут сиять здоровьем и красотой!

Цель: Научиться правильно ухаживать за зубами

Задачи:

Образовательные: 1. Обобщить знания учащихся о гигиене полости рта,

2. Изучить строение полости рта и зубов,

3. Выяснить, какой вред приносит неправильный уход за полостью рта,

4. Определить значение правильного ухода за зубами для здоровья человека;

Развивающая: 1. Развить навыки исследовательской работы;

Воспитательная: 1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние полости рта на здоровье зубов".»

Виктор Панов, обучающийся 3 класса МБОУ СОШ №44 р.п. Юганец Учитель начальных классов Лариса Борисовна Красикова

обучающийся 3 класса

Учитель начальных классов

Лариса Борисовна Красикова


Цель: научиться правильно ухаживать за зубами. Задачи: 1. Обобщить знания о гигиене полости рта. 2. Изучить строение полости рта и зубов. 3. Выяснить, какой вред приносит неправильный уход за полостью рта. 4. Определить значение правильного ухода за зубами для здоровья человека.

Цель: научиться правильно ухаживать за зубами.

1. Обобщить знания о гигиене полости рта.

2. Изучить строение полости рта и зубов.

3. Выяснить, какой вред приносит неправильный уход за полостью рта.

4. Определить значение правильного ухода за зубами для здоровья человека.

Состояние зубов во многом зависит от нашего питания

Состояние зубов во многом зависит от нашего питания



Проведено анкетирование учащихся класса, чтобы выяснить, как они ухаживают за зубами и полостью рта. Проведено анкетирование учащихся класса, чтобы выяснить, как они ухаживают за зубами и полостью рта. № п/п Уход за полостью рта 1 Чистишь ли ты зубы каждый день? 2 Ответы Сколько раз в день ты чистишь зубы? 3 ДА НЕТ Продолжительность твоей чистки зубов 1 4 5 Очищаешь ли ты поверхность языка при чистке зубов? менее 3 мин 2 3 мин Полощешь ли ты ротовую полость после приёма пищи? ДА 6 Пользуешься ли ты жевательной резинкой после приёма пищи? НЕТ 7 ДА Посещаешь ли ты стоматолога 2 раза в год? НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ

Проведено анкетирование учащихся класса, чтобы выяснить, как они ухаживают за зубами и полостью рта.

  • Проведено анкетирование учащихся класса, чтобы выяснить, как они ухаживают за зубами и полостью рта.

Уход за полостью рта

Чистишь ли ты зубы каждый день?

Сколько раз в день ты чистишь зубы?

Продолжительность твоей чистки зубов

Очищаешь ли ты поверхность языка при чистке зубов?

Полощешь ли ты ротовую полость после приёма пищи?

Пользуешься ли ты жевательной резинкой после приёма пищи?

Посещаешь ли ты стоматолога 2 раза в год?

В анкетировании участвовало 32 человека. Полученные результаты и выводы приведены в диаграмме:

В анкетировании участвовало 32 человека. Полученные результаты и выводы приведены в диаграмме:

Выводы: Полученные результаты свидетельствуют о следующем: 1. Дети, соблюдающие правила гигиены полости рта, имеют здоровые зубы (5 человек). 2. Чем меньше внимания уделяется гигиене полости рта и профилактике кариеса, тем больше проблем со здоровьем зубов и полости рта (27 человек). 3. У большинства детей не сформированы навыки правильного ухода за зубами и полостью рта.

 В ходе исследовательской работы мы убедились в том, что здоровье зубов и полости рта напрямую зависит от правильного ухода за ними. Это исследование помогло нам расширить знания о строении зубов, гигиене полости рта, причинах возникновения кариеса.

  • Полученные результаты свидетельствуют о следующем:
  • 1. Дети, соблюдающие правила гигиены полости рта, имеют здоровые зубы (5 человек).
  • 2. Чем меньше внимания уделяется гигиене полости рта и профилактике кариеса, тем больше проблем со здоровьем зубов и полости рта (27 человек).
  • 3. У большинства детей не сформированы навыки правильного ухода за зубами и полостью рта.

В ходе исследовательской работы мы убедились в том, что здоровье зубов и полости рта напрямую зависит от правильного ухода за ними.

Это исследование помогло нам расширить знания о строении зубов, гигиене полости рта, причинах возникновения кариеса.

Мини – сочинения «Обращение к моим любимым зубам»

Мини – сочинения «Обращение к моим любимым зубам»


В стоматологии большое внимание уделяется гигиене полости рта, как профилактике кариеса и прочих заболеваний. В стоматологии большое внимание уделяется гигиене полости рта, как профилактике кариеса и прочих заболеваний. Профилактика направлена на сбережение здоровья органов человека и систем.

В стоматологии большое внимание уделяется гигиене полости рта, как профилактике кариеса и прочих заболеваний.

  • В стоматологии большое внимание уделяется гигиене полости рта, как профилактике кариеса и прочих заболеваний.

Профилактика направлена на сбережение

здоровья органов человека и систем.

 Более 4 раз в год посещаю стоматолога

Более 4 раз в год посещаю стоматолога

Более года посещаю ортодонта, Евгению Михайловну, для выравнивания зубов и восстановления прикуса

Более года посещаю ортодонта, Евгению Михайловну,

для выравнивания зубов и восстановления прикуса

Совсем скоро зубки у меня выправятся и станут ровными. А моя улыбка будет как у голливудского артиста Джереми Самптера

Совсем скоро зубки у меня выправятся и станут ровными. А моя улыбка будет как у голливудского артиста Джереми Самптера

 Гарри Поттера (Дэниэла Рэдклиффа)

Гарри Поттера (Дэниэла Рэдклиффа)

«Я верю, что будущее за медициной предупредительной. » Николай Иванович Пирогов

  • «Я верю, что будущее за медициной предупредительной. »

Глава I . Чистота зубов – залог здоровья ………………………………………. ……1-2

Глава 2. Методы и результаты исследований………………………………………….. 2-6

2.1. Практическая работа №1 «Социологический опрос»………………………. 3

2.2.Практическая работа №2 « Социологическое исследование »……………………… 4-5

2.3.Практическая работа №3 «Эксперимент по оценке качества чистки зубов с

помощью специальных красящих растворов» ……………………………………….6

Глава 3. Общие выводы по работе и рекомендации……………………………. ……. 7

Приложения

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЧИСТИТЬ ЗУБЫ?

Авилкина Валерия Викторовна

Россия, Тюменская область, ХМАО – Югра, Сургутский район, г. Лянтор,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4», 4 класс

Аннотация

Наше здоровье в немалой степени зависит от того, что и как мы едим. Это в полной мере касается и здоровья зубов. Но, то, что полезно для организма в целом – нередко вредно для зубов. И довольно глупо, укрепляя здоровье, разрушить себе зубы. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что и как полезно есть нашим зубам.

Гипотеза: Мы предположили, что человек рождается с залогом здоровых зубов и они должны оставаться такими всю жизнь.

Цель моей работы: выяснить, действительно ли чистота зубов является залогом здоровья; сформировать гигиенические навыки для предупреждения возникновения и развития кариеса.

Задачи:

Выяснить, зачем нужны зубы и как они устроены?

Какие продукты влияют на здоровье зубов?

Как относятся дети к сохранению своих зубов?

Предмет исследования: зубы человека

Методы исследования: теоретический (анализ фактов из литературы, Интернет – источников); эмпирический (сравнение, сопоставление, проведение социального опроса); математический (статистическая обработка); исследовательский (эксперимент по оценке качества чистки зубов с помощью специальных красящих растворов).

Практическая значимость работы: исследовав состояние здоровья зубов и общий уход за ними, можно с уверенностью сделать вывод о необходимости и важности в целях преду­преждения заболевания полости рта и зубов соблюдение режима дня, нормального сна, правильного и полноценного питания, закали­вания организма, выполнение определенных гигиенических требований.

Глава I . Чистота зубов – залог здоровья

Наше здоровье в немалой степени зависит от того, что и как мы едим. Это в полной мере касается и здоровья зубов. Но, то, что полезно для организма в целом – нередко вредно для зубов. И довольно глупо, укрепляя здоровье, разрушить себе зубы. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что и как полезно есть нашим зубам. Мой папа работает врачом-стоматологом, он рекомендуют чистить зубы минимум два раза в день после еды. Периодически папа покупает нам ополаскиватель с фтором, которым мы поло c каем рот. «Это необходимо для профилактики возникновения кариеса» - объясняет он нам. Возникают вопросы: что такое кариес и что нужно делать, чтобы его не было?

У взрослого человека 32 зуба, разных по строению и функции. Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Здоровые зубы украшают лицо ослепительной улыбкой, но нельзя забывать, что зубы играют важную роль в формировании звуков речи.

Зубы самые твёрдые части нашего организма. [4] Сверху зуб покрыт эмалью - твердым, гладким блестящим веществом. Под эмалью скрывается дентин- основное вещество, из которого состоит зуб. Ещё глубже пульпа - мягкая ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами. Через сосуды в зуб попадают питательные вещества и микроэлементы. 6 У всех зубов есть корни. Основание зуба со всех сторон окружено десной.

Глава 2. Результаты исследования

Во все времена ослепительно белые зубы считались признаком прекрасного здоровья и красоты. С медицинской же точки зрения, гигиена полости рта является огромным эстетическим фактором и показателем культурности человека. Мы решили провести социологический опрос детей дошкольного образовательного учреждения «Улыбка» и выяснить, как они соблюдают гигиену полости рта. (Приложение 1, видеоматериал). [7]

2.1 Практическая работа №1 «С оциологический опрос детей дошкольного образовательного учреждения «Улыбка»»

Оборудование: видеокамера, книга «Уроки Айболита».

Ход работы:

В тематическом опросе приняли участие 15 дошкольников. Им было предложено ответить на несколько вопросов.

Результаты исследования:

По результатам опроса мы выяснили:

а) в этом возрасте дети уже встречались со стоматологом;

б) знают азы ухода за полостью рта;

в) знают отрицательное влияние сладкого на зубы;

Вывод: Результаты опроса показали, что дошкольники знают об уходе за зубами, стремятся соблюдать гигиену полости рта, имеют представление о пище, которая полезна или вредна для зубов.

2.2 Практическая работа № 2 « Социологическое исследование»

Оборудование: анкеты.

Ход работы: Мы провели анкетирование среди учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы № 4. Всего было распространено 40 анкет, из них возращено было 40.

Анкета содержала вопросы, направленные на определение уровня санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии, отношения старшеклассников к стоматологическому лечению.

Результаты исследования:

а) изучение данных интервьюирования школьников позволило установить, что знания и навыки по уходу за полостью рта у старшеклассников находятся на достаточно высоком уровне (Таблица 1). Так, среди школьников регулярно чистили зубы 93,5%, нерегулярно - 6,5%.

б) среди подростков, регулярно ухаживавших за полостью рта, однократную чистку зубов использовали 34,7%, двукратную - 58,8%. Причём правильно, после завтрака и перед сном, чистили зубы 51,1% школьников.

в) дети применяли для чистки зубов зубную щетку. Почти все подростки (93,0%) использовали зубную пасту, лишь некоторые - зубной порошок (0,3%).

г) большинство (81,0%) старшеклассников знали о дополнительных методах гигиены полости рта (флоссинг, применения зубочисток и ополаскивателей), а 59,7% применяли их на практике. Жевательную резинку употребляли 95% школьников, но после приёма пищи ею пользовались только 41,0% подростков. Более половины старшеклассников применяли жевательную резинку «когда захочется». [8]

д) о культуре правильного питания старшеклассники отвечали правильно, полезные и вредные для зубов продукты и напитки не путали. Однако большинство подростков не применяли на практике свои знания и употребляли легкоусвояемые углеводы в избыточном количестве. Почти все школьники (97,6%) употребляли углеводсодержащие продукты (чипсы, пирожные, кексы и др.) и напитки (различные колы и подобные) между основными приёмами пищи, причём считали, что после этого нет необходимости в полоскании рта, чистке зубов или употреблении жевательной резинки. Каждый второй подросток (49,9%) сообщил, что добавляет в чай более трёх ложек сахара.

Так как рациональное питание необходимое условие для того, чтобы зубы оставались крепкими и здоровыми, я в течение полугода вела наблюдение за питанием в школьной столовой (Таблица 2).

Мои наблюдения показали, что питание в школьной столовой разнообразное. Но по таблице 2 видно, что, содержащие основные источники кальция - молоко, молочные продукты, яйца, сырые овощи, в столовой не дают вообще или дают редко.

По-видимому, отношение детей к стоматологическому лечению влияло на причину обращений к стоматологу. Школьники чаще всего наносили визит к врачу для проведения профилактических процедур (65,7%), реже – для лечения зубов (59,9%).

Вывод: Таким образом, сравнительный анализ полученных данных показал, что у подростков достаточно хорошо сформированы навыки ухода за полостью рта: они регулярно чистят зубы с помощью зубной щетки и пасты, правильно применяют двукратную чистку зубов (после завтрака и перед сном).

В то же время у подростков не сохранились навыки правильного питания и регулярного применения дополнительных методов ухода за полостью рта.

У школьников было выявлено позитивное отношение к стоматологу, отсутствие страха перед лечением зубов, профилактическая направленность визитов к врачу. Клиническое стоматологическое обследование полости рта было проведено у третьей части респондентов.

Как не тверды наши зубы, они могут разрушаться. В норме во рту человека живёт большое количество микробов, некоторые из них при поступлении в полость рта сахара могут образовывать клейкие вещества, которые фиксируются на поверхности зуба (так называемый зубной налёт). Но с течением времени - 18-28 часов налёт становится твёрдым, бактерии на нём размножаются, а при повторном поступлении сахара образуется кислота, которая разрушает эмаль зуба. [10] Так начинается кариес. [11]. Итак, процесс образования твёрдого зубного налёта длится в среднем 20 часов, поэтому удаляя налёт с поверхности зуба 2 раза в день- 1 раз в 12 часов, можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса. [ 12 ]

Оказывается, о гигиене полости рта заботились ещё древние люди. Они использовали различные предметы- палочки – зубочистки, для удаления с поверхности зуба кусочков оставшейся пищи. [13] Несколько тысяч лет назад жители Египта использовали щётки, сделанные из веточек деревьев с распушенными концами. [14] Но изобретателем современных щёток считается китайский император, сделавший первую зубную щётку 500 лет назад. [15] Щетина китайских зубных щёток была сделана из волос загривка сибирского дикого кабана, а ручки из дерева, или кости животного. В 1937 году изобрели нейлон и ворсинки стали делать из него. В наших магазинах и аптеках тоже очень большой ассортимент зубных паст, ополаскивателей флоссингов и зубочисток. [1 6 ]

Для того, чтобы выявить взаимосвязь между появлением мягкого налёта, приводящего в дальнейшем к кариесу и качеством чистки зубов, мы решили провести эксперимент. Основным условием опыта было то, что я должна прийти с нечищеными зубами.

2.3 Практическая работа № 3 «Э ксперимент по оценке качества чистки зубов с помощью специальных красящих растворов »

Оборудование: зубоврачебное кресло, кариес-маркер зубная щётка, паста.

Ход работы:

Вначале я ознакомилась с оборудованием стоматологического кабинета. [17] Затем врач-стоматолог провёл осмотр моей полости рта. [18] Далее доктор с помощью аппликатора нанёс на мои зубы специальное красящее вещество-кариес-маркер, которое затем смыл водой. 19 Участки эмали, покрытые мягким налётом, оставались окрашенными. [21] Это говорит о высоком риске возникновения кариеса. Следующим этапом было тщательное полоскание полости рта антисептиком хлоргекседином и повторная оценка присутствия на эмали зубов мягкого налёта. [22] На последнем этапе опыта я провела чистку зубов с помощью зубной щётки и пасты. [23] После чего стоматолог опять нанёс мне на эмаль зубов кариес-маркер, смыл водой и оценил результат.24

Вывод: На нечищеных зубах скапливается большое количество мягкого налёта, что значительно повышает риск развития кариеса; тщательное полоскание полости рта антисептиком несколько улучшает ситуацию, но полностью налёт не убирает и лишь добросовестная чистка зубов не менее 3-4 минут полностью убирает мягкий налёт с зубов.

3. Выводы:

1.Зуб – не камешек, а живой орган, очень важный для человека.

2.Кариес – это разрушение зуба под действием различных факторов.

3.Уже несколько тысяч лет назад люди начали чистить зубы.

4. Личная гигиена полости рта является простым и наиболее дос­тупным методом предупреждения заболеваний зубов и фактором оздоровления всего организма.

Глава 3. Рекомендации:

1.Существуют определенные правила ухода за зубами, которые позволяют избежать болезней зуба.

2.Проведя исследовательскую работу я узнала, что большинство респондентов знают эти правила, но не всегда их выполняют.

3.Я постараюсь всегда правильно ухаживать за зубами, потому что поняла – это очень важно.

«ЗАБУДЬ ПРО ЛЕНЬ – ЧИСТИ ЗУБЫ ДВАЖДЫ В ДЕНЬ»

Литература

Авраамова О.Г. Использование фторосодержащих зубных паст в системе профилактики основных стоматологических заболеваний у детей (планирование и эффективность). – Автореф. дис. … докт. мед. наук. – М., 2005. – 45 с.

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Строение моего тела. Зубы.

Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. – М., 2001. – C . 115-122.

Купец Т.В., Матело С.К. //Детская стоматология. – 1998. – № 1. – С. 31–34.

Леонтьев В.К., Аврамова О.Г. //Стоматология для всех. – 2000. – № 1. – С. 14–16.

Лунёва Н.А., Маслак Е.Е. //Стоматология детского возраста. – 2002. – № 3-4. – С. 42-44.

Энциклопедия для детей. Человек. //Аванта – 2001. – Том 18. – С. 131 - 134.

Информационный портал «Детская стоматология»- Здоровые зубы детям.

Несколько nрактuческuх советов по уходу за полостью рта

У каждого члена семьи должна быть своя отдельная зубная щетка.

Чистить зубы необходимо утром после завтрака и вечером перед сном. После каждого приема пищи необходимо полоскать рот водой.

После чистки зубов щетку намылить и оставить в таком виде в чистом стакане до следующей чистки зубов. Перед тем как чис­тить зубы, щетку надо промыть водой из-под крана.

Ни в коем случае не пользоваться чужой зубной щеткой!

Зубная щетка является средством личной гигиены.

Желательно каждые три месяца менять свою зубную щетку.

Средства ухода за полостью рта делятся на лечебные, профи­лактические и лечебно-профилактические. Какое средство вам не­обходимо - подскажет врач-стоматолог. Поэтому необходимо хотя бы один раз в год посещать стоматологическую клинику.

Чистить зубы следует со всех поверхностей в течение 1,5-3 ми­нут. Число движений зубной щеткой при этом составляет 150-300.

Необходимы и полезны для всего организма в целях преду­преждения заболевания полости рта и зубов соблюдение режима дня, нормальный сон, правильное и полноценное питание, закали­вание организма, выполнение определенных гигиенических требований.

Зубы покрыты эмалью.

Она твёрдая, защищает зубы от повреждения.

Если за зубами неправильно ухаживать - появляется дырочка (кариес).

Дырка в зубе - всегда больно.

А ещё больные зубы вредят другим органам - сердцу, почкам.

Есть очень холодную или очень горячую пищу.

Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).

Ешьте фрукты и овощи.

НЕ злоупотребляйте сахаром и сладостями!

Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном.

Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!

Дважды в год посещайте стоматолога.

И у вас будет ослепительная улыбка!

Таблица 1 - Результаты анкетирования старшеклассников по вопросам ухода за полостью рта.

Выбранный для просмотра документ Кашникова Софья НПК.doc

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Полтавского муниципального района

«Вольновская средняя школа»

Тема: «Влияние гигиены ротовой полости на здоровье зубов».
Учебно-исследовательская работа

Научное направление: естествознание 1-4 кл

ученица 3 класса

БОУ «Вольновская СШ»

Кашникова Софья Алексеевна

БОУ «Вольновская СШ»

Бабий Нина Александровна

Глава I . Составление анкеты для обучающихся 1-4 классов… ………………5

Глава II . Проведение анкетирования обучающихся, чтобы выяснить, как они ухаживают за зубами и полостью рта………………………………………5-6

Глава III . Обобщение материала… …………………………………………….7

Я верю, что будущее за медициной предупредительной…

Актуальность:

Каждый человек хочет быть счастливым, а чтобы быть счастливым нужно быть здоровым. Здоровье-это то, что дается нам от рождения. И как бездумно мы порой растрачиваем это богатство! По статистике большинство россиян к 35 годам теряет часть собственных зубов. Больные зубы - это причина многих недугов: заболевания органов пищеварения, полости рта, горла, сердца, суставов, почек. Здоровые же зубы не только помогают сохранить здоровье, но и украшают человека, помогают правильно и красиво говорить. А как приятно, когда твой собеседник широко и искренне улыбается ослепительной улыбкой!

Именно правильный уход за зубами играет большую роль в поддержании здоровья всего организма. Незнание этих прописных истин приводит к заболеваниям полости рта и организма в целом. Считаем, что школьникам необходимо соблюдать правила ухода за зубами и полостью рта – это будет способствовать профилактике стоматологических заболеваний.

Чувство радости от полноценного состояния здоровья.

Школьникам необходимо соблюдать правила ухода за зубами и полостью рта для профилактики стоматологических заболеваний. Правильный уход за зубами играет большую роль в поддержании здоровья всего организма. В современной стоматологии большое внимание уделяется гигиене полости рта, как профилактике кариеса и прочих стоматологических заболеваний. Профилактика является единственно истинно гуманным разделом стоматологии ми медицины в целом, так как она направлена на сбережение здоровья, органов и систем.
Тема проекта : «Влияние гигиены ротовой полости на здоровье зубов».
Гипотеза : правильный уход за зубами – гарантия стоматологического здоровья
Цель проекта : выяснить, действительно ли чистота зубов является залогом здоровья, а гигиенические навыки предупреждают развития кариеса и его осложнений ; научиться правильно ухаживать за зубами.
Тип проекта : поисково-творческий.
Тип проекта по форме : индивидуальный
Постановка проблемы : заболевания ротовой полости можно избежать с помощью гигиенических и профилактических приёмов здоровьесбережения.

Задачи :
Образовательные:

изучить строение полости рта и зубов;

выяснить , какой вред приносит неправильный уход за полостью рта ;

определить значение правильного ухода за зубами для здоровья;

исследовать уровень знаний о зубах и гигиене полости рта учащихся начальной школы;

разработать практические советы по уходу за полостью рта ( памятка для уроков здоровья)

Развивающие:

развивать навыки исследовательской и творческой работы.

Воспитательные:
Воспитывать:

бережное отношение к своему здоровью;

Глава I . Составление анкеты для обучающихся 1-4 классов.

Поставлены цели, задачи проекта. Составлены анкеты для обучающихся 1-4 классов.
Глава II . Проведение анкетирования обучающихся, чтобы выяснить , как они ухаживают за зубами и полостью рта.

Инструкция по заполнению анкеты: выдели ответ, с которым ты согласен.
Вопросы анкеты.

Посещаешь ли стоматолога 2 раза в год?


Выделено 16 обучающихся , которые соблюдают все правила гигиены полости рта.

Дети, соблюдающие правила гигиены полости рта в полном объёме, имеют здоровые зубы. ( 16 человек).

Чем меньше внимания уделяется гигиене и профилактике полости рта , тем больше заболеваний зубов (кариес, пульпит, неправильный прикус, пародонт, саливация и др.) встречается у детей. (34 обучающийся)

У 2 обучающихся не сформированы навыки правильного ухода за зубами и полостью рта.
4 . Обучающиеся , принимавшие участие в проекте были ознакомлены с результатами исследования. Полученные результаты расстроили ребят, и они высказали желание больше узнать о правилах ухода за зубами и полостью рта.

Глава III . Обобщение материала.

Нами были предложены следующие темы для самоподготовки:

Правила гигиены полости рта.

Как прожить без кариеса?

Настя Примачук рассказала о том, как прожить без кариеса, а Я и Сережа Муратов – о причинах возникновения кариеса. Настя Замула и Ксюша Кондратенко о строении зубов и уходе за ними. После чего была создана памятка «Золотых правил».

В ходе исследовательской работы мы убедились в том, что здоровье зубов и полости рта напрямую зависит от правильного ухода за ними. Эта работа помогла нам расширить свои знания о строении зубов, гигиене полости рта, причинах возникновения кариеса. Надеюсь, что проделанная работа поможет ребятам сохранить свои зубки здоровыми.

Читайте также: