Как определить и отразить конструктивно анатомический характер зуба по предложенной модели

Опубликовано: 26.04.2024

Передние зубы верхней челюсти характеризуются как функциональными, так и эстетическими параметрами. По своей особенности – это те зубы, которые видны как при разговоре, так и при улыбке. Именно поэтому существует такое значительное количество подходов, пытающихся максимально сымитировать все тонкости анатомии зубов верхней челюсти. Учитывая, что техник кроме формы, также должен понимать характеристики цвета, текстуры, ротации и пространственной позиции зубов, ему достаточно легко потеряться во всех этих деталях. Именно поэтому в данной статье мы будем фокусироваться не на отдельных элементах моделирования, а на системном походе к восстановлению морфологии и структуры фронтальной группы зубов.

Системный подход к моделированию фронтальных зубов

После окончания моделирования основной формы, техник может приступать к восстановлению индивидуальных характеристик зуба, следуя предложенному протоколу и тем самым экономя огромное количество времени.

Описанный подход является уникальным как при моделировании всех шести передних единиц, так и при восстановлении формы одного зуба, независимо от того работает техник с воском или окончательными конструкциями, в обычном или цифровом режиме. Ведь самое важное кроется в деталях, которые подчеркивают после моделирования основной формы будущих реставраций.

Пошаговый протокол

1. При восстановлении нескольких передних зубов, моделирование следует всегда начинать с середины ряда, а именно с лабиального режущего края центральных резцов. Середину реставрации определяют по срединным анатомическим ориентирам лица: по линии, соединяющей переносицу, верхушку носа и центр подбородка. Вторую межзрачковую линию (фото 1) моделируют перпендикулярно к срединной линии лица: режущие края резцов с губной стороны должны быть параллельными межзрачковой линии.

Фото 1. Лицевые ориентиры и перенос межзрачковой линии на горизонтальную плоскость центральных резцов.


2. После этого моделируют контактные точки: позиция таковых от резцов до клыков смещается все больше к пришеечной области, как показано на фото красной линией (фото 2 - 3).

Фото 2. Область контактных точек смещается более пришеечно от резцов до клыков.


Фото 3. Область контактных точек смещается более пришеечно от резцов до клыков (красные линии).


3. На следующем этапе моделируют язычные поверхности. Поскольку все зубы берут участие в акте жевания, следовательно, моделировать их язычную поверхность без учета взаимодействия с зубами-антагонистами попросту невозможно. Режущий край зубов, по своей сути, является их режущим гребнем, на фото линия режущего края с губной стороны изображена красной, а с лингвальной стороны – синей (фото 4 - 5). Эти края являются границами режущего гребня. Не следует забывать, что язычный край данного гребня является не только эстетической, но и функциональной составляющей, которая взаимодействует во время жевания с нижними резцами, в то время как губной край верхних зубов визуализируется при улыбке и разговоре пациента. Губной край реставрации можно удлинять или переносить до тех пор, пока он не компрометирует функции, эстетики и фонетики моделируемых зубов. Режущие края редко являются симметричными и параллельными (фото 4 - 5). Проще говоря, функция язычной стороны резцов является производной от их губного контура.

Фото 4. Режущий гребень состоит из лабиального края (красная линия) и лингвального края (синяя линия).


Фото 5. Режущий гребень состоит из лабиального края (красная линия) и лингвального края (синяя линия).


4. Линия мезиального угла, которая представлена на фото черной линией, является следующим элементом для моделирования (фото 6). Если посмотреть на зубы с лицевой стороны, то их можно разделить на сегменты по вертикали (фото 3): центральный можно разделить на три части, боковые резцы и клыки – на две. Линия мезиального угла центрального резца начинается около его контактной точки и оканчивается в пришеечной части зуба в области мезиальной трети его боковой стороны. Линия данного угла должна максимально соответствовать линии соседнего центрального резца. Аналогичный латеральный ориентир для бокового резца начинается в области или выше контактной точки и заканчивается в пришеечной области около середины стороны зуба. Линия мезиального угла клыков также начинается выше контактной точки и движется к середине зуба.

Фото 6. Линия мезиального угла (черная линия).


5. После этого приступают к моделировке линий дистальных углов (фото 7), снова двигаясь от области центральных резцов до клыков. Данные ориентиры должны максимально совпадать у зубов с правой и левой стороны. Конечно же, ширина симметричного зуба может отличаться, но оптически их можно модифицировать для того, чтобы линии дистальных углов максимально совпадали.

Фото 7. Линия дистального угла смещается от резцов до клыков.


6. Высота пришеечного контура, нарисованная белой линией (фото 8 - 9), должна максимально повторять контур мягких тканей (розовый). Поэтому при моделировании данного параметра нужно использовать дубликат позиции мягких тканей. Верхушка цементно-эмалевого соединения центрального резца находиться в области дистальной трети, а бокового резца и клыка – в области середины зуба (фото 6).

Фото 8. Высота пришеечного контура (белая линия) повторяет контур мягких тканей.


Фото 9. Высота пришеечного контура (белая линия) повторяет контур мягких тканей.


7. Последним шагом в моделировании является корректировка губной составляющей режущего края. Форма данного образования (фото 10) может сильно варьировать, поскольку не взаимодействует с режущими краями нижних резцов во время жевания.

Фото 10. Форма лабиального края.


Как правило, губные края центральных резцов и клыков повторяют горизонтальную линию, но в ходе моделирования автор использует Kois Waxing Guide (Panadent) (фото 11), для того чтобы убедится, что резцы и клыки точно находятся в одной горизонтальной плоскости.

Фото 11. Kois Waxing Guide используется для проверки горизонтальной плоскости резцов и клыков.


Если очертить основные формы моделирования без зубов, то все становится простым и понятным (фото 12). Важно правильно заполнить эти линии в ходе реставрации и правильно соединить соответствующие точки. После грубого моделирования техник приступает к восстановлению индивидуальных параметров. При вестибулярном виде зубов дистальная сторона клыков выпадает из поля зрения или прослеживается очень слабо (фото 13), поэтому визуальная форма зубной дуги может быть расширена за счет лучшей визуализации дистальной стороны третьих зубов.

Фото 12. Вид базовых линий без зубов.


Фото 13. При вестибулярном виде дистальная часть клыков видна слабо.


Выводы

Воссоздание эстетических контуров передних зубов требует значительного опыта, знаний и навыков. В ходе данного процесса все составляющие аспекты являются важными: морфология зубов, эстетика лица, контур мягких тканей, а также параметры окклюзии. В ходе моделирования важно не зациклиться на какой-то конкретной форме или зубе, но учитывать всю концепцию зубного ряда на основе базового оптимального алгоритма. В дальнейшем же элементы моделировки можно индивидуализировать, значительно экономя время на процессе восстановления необходимых дентальных характеристик.

Л. М. Ломиашвили
д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

С. В. Вайц
аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1) .

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3) , намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4) , соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6) .

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8) .

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9) .

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19) .

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20) .

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23) .

Рис. 23. Придание материалу формы шара

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28) .

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29) .

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31) .

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32) .

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33) .

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Сведения об авторе

Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск

Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk

Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials

Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.

Ключевые слова: моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.

Keywords: modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.

Анатомические ориентиры при конструировании протезов

АНАТОМИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ ПОЛНЫХ СЪЕМНЫХ ПРОТЕЗОВ

Конструирование зубных рядов основано на антропометрических закономерностях строения зубочелюстной системы и осуществляется с учетом информации об окклюзионной плоскости и альвеолярных дугах.

Основными анатомическими ориентирами при постановке центральных резцов верхней челюсти являются эстетический центр лица, резцовый сосочек и линия клыков.

Эстетический центр лица проходит вертикально через линию, соединяющую наиболее выступающие точки надбровных дуг, спинку носа и подносовой желобок к центру подбородка. Уздечка верхней губы может быть лишь относительным ориентиром для постановки искусственных зубов, т.к. ее расположение не во всех случаях соответствует середине верхней челюсти и не всегда совпадает с эстетическим центром лица.

Линии клыков, так же как и эстетический центр лица, являются условными обозначениями, принятыми в клинике ортопедической стоматологии, и представляют собой вертикальные линии, проведенные через середину поверхностей клыков. В тех случаях, когда альвеолярный отросток беззубой верхней челюсти атрофирован, ориентиром для нахождения линии клыков могут служить щечноальвеолярные тяжи, которые располагаются несколько кзади от дистальных поверхностей клыков. Расстояние между линиями клыков определяет ширину шести верхних фронтальных зубов.

Резцовый сосочек располагается на небе дистально между верхними центральными резцами и представляет собой относительно постоянное и неизменное анатомическое образование. Резцовый сосочек используют в качестве ориентира при постановке зубов. Постановка искусственных зубов может считаться правильной в том случае, если фронтальные зубы будут располагаться кпереди от резцового сосочка на расстоянии 8-10 мм, а линия, соединяющая вершины бугров клыков, проходит через середину резцового сосочка.

Межчелюстные соотношения определяют характер постановки искусственных зубов. Соотношение зубных дуг определяют соответственно по линиям, соединяющим вершины альвеолярных отростков верхней и нижней челюстей - межальвеолярным линиям. В зависимости от величины угла, образованного пересечением межальвеолярных линий с окклюзионной плоскостью, можно выбрать тот или иной вид постановки зубов. Если при пересечении межальвеолярной линии с окклюзионной плоскостью образуется угол от 80° до 90°, то жевательные зубы рекомендуется ставить (по Гизи) с нормальным перекрытием щечных бугров нижних зубов верхними. Если угол меньше 80°, то в этих случаях требуется обратная постановка, которая может быть сделана в области одной пары зубов, двух пар или всех зубов.

Альвеолярные отростки. Для достижения функциональной полноценности протезов необходимо, чтобы искусственные зубы устанавливались на альвеолярных отростках так же, как ранее были расположены естественные зубы. При незначительной атрофии челюстей альвеолярные отростки служат ориентиром для постановки зубов. По мере атрофии изменяется топография структурных элементов альвеолярного отростка. Однако, зная закономерности и особенности атрофии верхней и нижней челюстей и направление, в котором убывает альвеолярный отросток, можно установить его первоначальное расположение. Альвеолярный отросток верхней челюсти атрофируется по направлению вверх и кзади, уменьшаясь при этом в размерах, а нижней челюсти, наоборот, - по направлению вниз и вперед. Учитывая степень атрофии альвеолярного отростка и ее направление, следует с помощью искусственных зубов и соответствующей моделировки базисов восстановить контуры альвеолярных и зубных дуг. В тех случаях, когда альвеолярный отросток сильно атрофирован, прежнее его расположение можно определить по методике Паунда.

Треугольник Паунда может быть использован при постановке искусственных зубов для определения щечно-язычного положения боковых зубов в тех случаях, когда альвеолярный отросток значительно или полностью атрофирован.

Анатомо-топографические закономерности, используемые при постановке зубов:

1) внутренняя косая линия, соответствующая внутренней границе ретромолярного треугольника, находится в одной плоскости с язычной поверхностью третьих моляров нижней челюсти;

2) две линии, проведенные из точки, соответствующей медиальному краю бугра клыка, к щечной и язычной поверхностям ретромолярного треугольника (слизистого бугорка), образуют треугольник, в пределах которого располагаются жевательные зубы.

Нижнечелюстной альвеолярный бугорок, расположенный в ретромолярной области, может быть использован как относительно постоянный анатомический ориентир. Исследования показали, что уровень окклюзионной плоскости в дистальных отделах располагается на 2-4 мм выше слизистого бугорка.

Законы артикуляции Бонвиля-Ганау. Искусственные зубы в протезах на беззубые челюсти устанавливаются согласно законам артикуляции (Бонвиля-Ганау), т.е. при постановке зубов сагиттальные и трансверзальные окклюзионные кривые создаются путем разного касания или уровня бугров жевательных зубов по отношению к протетической (окклюзионной) плоскости, что обеспечивает при боковом смещении нижней челюсти смыкание зубов на рабочей стороне одноименными буграми, на балансирующей - разноименными.

Закон Бонвиля:

1. Расстояние между серединой суставных головок височно-нижнечелюстного сустава каждой стороны и точкой касания режущих поверхностей центральных нижних резцов равно 10 см (колеблется в самых незначительных пределах), такое же расстояние - между обеими суставными головками. Получается равносторонний треугольник со сторонами в 10 см.

2. Глубина резцового перекрытия не произвольна или случайна, а зависит от высоты бугров моляров и премоляров, положения этих зубов в челюстной дуге и кривизны всей зубной дуги. Высота бугров постепенно уменьшается от премоляров к молярам.

3. Резцы «руководят» всеми движениями нижней челюсти по направлению к верхней. Если верхние резцы не перекрывают нижние, то моляры и премоляры не имеют значительно развитых бугров; если же бугры имеются, то они стираются на протяжении более или менее продолжительного времени.

4. Во время жевания при боковых движениях нижней челюсти на рабочей стороне происходит смыкание одноименных бугров, на балансирующей - разноименных.

5. Линия смыкания жевательных зубов искривляется в сагиттальной плоскости.

6. Наружные поверхности фронтальных зубов располагаются по окружности, а боковых - по прямой.

Законы Ганау.

Ганау полагал, что для достижения функциональной полноценности протеза важно обеспечить гармонию между пятью факторами:

1) наклоном суставных головок;

2) степенью выраженности сагиттальной кривой;

3) окклюзионной плоскостью протеза;

4) углом наклона резцов;

5) высотой бугров и углами скатов бугров зубов.

Установленная Ганау взаимосвязь между этими факторами суммирована им в виде 10 законов.

1. С увеличением наклона суставных бугорков возрастает глубина (выраженность) сагиттальной окклюзионной кривой.

2. С увеличением наклона суставных бугорков увеличивается наклон плоскости окклюзии.

3. С увеличением наклона суставных бугорков уменьшается угол наклона резцов.

4. С увеличением наклона суставных бугорков увеличивается высота бугров.

5. С увеличением глубины сагиттальной окклюзионной кривой уменьшается наклон плоскости окклюзии протеза.

6. С увеличением степени искривления сагиттальной окклюзионной кривой увеличивается угол наклона резцов.

7. С увеличением наклона плоскости окклюзии протеза уменьшается высота бугров.

8. С увеличением наклона плоскости окклюзии увеличивается наклон резцов.

9. С уменьшением наклона плоскости окклюзии протеза увеличивается высота бугров.

10. С увеличением наклона угла резцов увеличивается высота бугров.

Постановка искусственных зубов с использованием относительно стабильных анатомических ориентиров отражает индивидуальные морфологические особенности зубочелюстной системы, поэтому она должна дополняться методами формирования зубных рядов, при которых учитывают некоторые физиологические особенности во время функции жевания и речи.

Анатомия: Строение зуба (зубов)

Каждый зуб, dens, состоит из:
1) коронки зуба, corona dentis,
2) шейки, collum dentis и
3) корня, radix dentis
Коронка выдается над десной, шейка (слегка суженная часть зуба) охватывается десной, а корень сидит в зубной альвеоле и оканчивается верхушкой, apex radicis, на которой даже невооруженным глазом видно маленькое отверстие верхушки —foramen apicis. Через это отверстие в зуб входят сосуды и нервы. Внутри коронки зуба имеется полость, cavitas dentis, в которой различают коронковый отдел, наиболее обширную часть полости, и корневой отдел, суживающуюся часть полости, носящую название корневого канала, canalis radicis dentis. Канал открывается на верхушке упомянутым выше отверстием верхушки. Полость зуба выполнена зубной мякотью, pulpa dentis, богатой сосудами и нервами. Зубные корни плотно срастаются с поверхностью зубных ячеек посредством альвеолярной надкостницы, periodontium, богатой кровеносными сосудами. Зуб, периодонт, стенка альвеолы и десна составляют зубной орган. Твердое вещество зуба состоит из: 1) дентина, dentinum, 2) эмали, enamelum, и 3) цемента, cementum. Главную массу зуба, окружающую полость зуба, составляет дентин. Эмаль покрывает снаружи коронку, а корень покрыт цементом.

Зубы заключены в челюстях таким образом, что коронки зубов находятся снаружи и образуют зубные ряды — верхний и нижний. Каждый зубной ряд содержит по 16 зубов, расположенных в виде зубной дуги.

Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов

В каждом зубе различают 5 поверхностей:
1) обращенную в преддверие рта, facies vestibularis, которая у передних зубов соприкасается со слизистой губы, а у задних — со слизистой щеки;
2) обращенную в полость рта, к языку, facies lingualis;
3 и 4) контактирующие с соседними зубами своего ряда, facies contactus.
Контактные поверхности зубов, направленные к центру зубной дуги, обозначаются как facies mesialis (meso, греч. — между). У передних зубов такая поверхность является медиальной, а у задних зубов — передней. Контактные поверхности зубов, направленные в сторону, противоположную центру зубного ряда, называются дистальными, facies distalis. У передних зубов эта поверхность является латеральной, а у задних зубов — задней; 5) жевательную поверхность, или поверхность смыкания с зубами противоположного ряда, facies occlusalis.

Для определения локализации патологических процессов на зубе стоматологи применяют термины, соответствующие названным поверхностям: вести-булярно, орально, медиально, мезиально, дистально, окклюзиально, апи-кально (по направлению к apex radicis).

Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов

Для установления принадлежности зуба к правой или левой стороне служат три признака:
1) признак корня,
2) признак угла коронки и
3) признак кривизны коронки.

Признак корня заключается в том, что продольная ось корня наклонена в дистальную сторону, образуя угол с линией, проходящей через середину коронки.

Признак угла коронки состоит в том, что линия жевательного края зуба по вестибулярной стороне при переходе на мезиальную поверхность образует меньший угол, чем при переходе на дистальную.

Признак кривизны коронки состоит в том, что вестибулярная поверхность коронки переходит в мезиальную более круто, чем в дистальную. Следовательно, мезиальный отрезок вестибулярной поверхности в поперечном направлении будет более выпуклым, чем дистальный. Это объясняется тем, что мезиальный отдел коронки развит более мощно, чем дистальный. Образуется мезиодистальный скат вестибулярной поверхности коронки.

Принадлежность отдельно взятого зуба к верхней или нижней челюсти определяется формой коронки, а также формой и числом корней. Поэтому необходимо знать форму коронки и число корней не только для определенных групп зубов, но и для каждого отдельного зуба данной группы.

image1 (1)


Внимание абитуриентам, поступающим на отделение «Стоматология ортопедическая»!

Курсы по лепке будут проходить:

с 01.06.2016 г. по 14.06.2016 г. — 1 группа;

с 16.06.2016 г. по 29.06.2016 г. — 2 группа;

с 01.07.2016 г. по 14.07.2016 г. — 3 группа;

с 16.07.2016 г. по 29.07.2016 г. — 4 группа.

image1 (2)

Стоимость обучения: 3000 рублей.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ «ЛЕПКА»

Введение

Профессия зубного техника предъявляет определенные требования к поступающим для обучения по данной специальности.

Зубной техник должен обладать: эстетическим вкусом, развитым наглядно-образным мышлением, пространственным воображением, должен иметь хороший глазомер, развитую зрительно-моторную координацию, высокую чувствительность пальцев, развитое цветоразличение, усидчивость, склонность к ручному труду.

В связи, с чем и введено дополнительное вступительное испытание для определения наличия у поступающих для обучения в ЧПОУ «Медицинский колледж им. Флоренс Найтингейл на КМВ» по специальности «Стоматология ортопедическая» определенных творческих способностей (согласно ФЗ Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими дополнениями) и приказа Миноборнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»).

Общие положения

Вступительное испытание «Лепка» для поступающих на специальность «Стоматология ортопедическая» проводится для выявления особых творческих способностей, которыми должен обладать зубной техник.

Осуществляется в сроки установленные Правилами приема на соответствующий год.

Абитуриент должен выполнить копию с представленного макета зуба.

Процедура проведения

  1. Дополнительное вступительное испытание начинается не ранее начала приема документов и проводится в несколько этапов по мере комплектования групп.
  2. Контрольные задания для проведения вступительных испытаний составляются ежегодно. Количество комплектов контрольных заданий соответствует количеству экзаменационных групп.
  3. Контрольные задания подписываются председателем предметной экзаменационной комиссии и утверждаются председателем приемной комиссии, хранятся как документы строгой отчетности в течение 6-и месяцев.
  4. Перед творческим конкурсом проводится консультация.
  5. Вступительные испытания проводятся в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать 30 человек. Для выполнения работы выдаются необходимые принадлежности.
  6. Поступающим предлагается 1 задание — выполнить копию зуба из пластилина.
  7. Продолжительность вступительного испытания 4 часа. Уменьшение продолжительности возможно только по желанию абитуриента.
  8. Вступительное испытание у каждого абитуриента принимается двумя экзаменаторами, назначаемыми из числа членов предметной экзаменационной комиссии.
  9. Абитуриент при выполнении задания должен:
  • Определить и отразить конструктивно-анатомический характер зуба по предложенной модели;
  • Передать объемно-пространственное решение модели;
  • Передать похожесть общей формы и отдельных деталей модели.
  1. После завершения выполнения задания абитуриент представляет его экзаменаторам для проведения оценки.
  2. Оценка за творческое вступительное испытание объявляется сразу после представления задания экзаменаторам. Оценка ставится в экзаменационной ведомости и в экзаменационном листе абитуриента. Удостоверяется подписями двух экзаменаторов.
  3. Общие результаты творческого вступительного испытания объявляются в день его проведения или на следующий день.
  4. Пересдача вступительного испытания с целью улучшения результата не разрешается.

Оснащение вступительного испытания

  1. Пластилин скульптурный.
  2. Шпатели.

Критерии оценки

  1. Вступительное испытание «Лепка» является неконкурсным вступительным испытанием, и оценивается:
  2. или соответствие профилю заявленной медицинской специальности
  3. или несоответствие профилю заявленной медицинской специальности
  4. Критерии оценки:
  • Точность воспроизведения анатомических особенностей зуба;
  • Соблюдение пропорциональных соотношений модели.

Оценка «зачтено» выставляется: если анатомические особенности зуба воспроизведены точно или с небольшими неточностями с соблюдением пропорций, либо с небольшим нарушением пропорций, работа выполнена аккуратно.

Оценка «не зачтено» выставляется: если работа не отражает анатомические особенности зуба, не соблюдены пропорции, выполнена не аккуратно.

Читайте также: