Как сделать зуб из мыла

Опубликовано: 27.04.2024

Всем тем, кто не увлекается мыловарением, но от от кусочка невероятно красивого мыла отказаться не в силах и даже согласен сделать его своими руками.

Резьба по мылу от мастера Наталья Гиря

Набор подарочный (700x478, 254Kb)

Роза в коробке (700x525, 290Kb)

Сделано с любовью для тебя (593x700, 209Kb)

фотография (28) (614x700, 139Kb)

Сиреневый георгин (700x499, 111Kb)

__________-709148 (700x658, 148Kb)

__________-730356 (667x696, 142Kb)

IMG_3004 (1) (700x526, 72Kb)

Мыло с частью крышки (640x604, 168Kb)

IMG_3013 (700x415, 69Kb)

P1010008 (700x471, 216Kb)

P1060030 (700x525, 210Kb)

P1150002 (700x437, 182Kb)

P3300021 (700x524, 258Kb)

PC200036 (700x431, 219Kb)

PC220076 (700x671, 368Kb)

PC290062 (700x532, 254Kb)

Каллы в коробке (700x667, 189Kb)

Что нужно знать:

Инструменты могут быть или специальные, или подобранные из кухонных ножей, резцов по дереву или картону, маникюрных инструментов. В данном случае, у меня представлено два резца по картону, один нож из набора для карвинга по овощам и маникюрный двусторонний инструмент, название которого я не знаю. Неплохо еще добавить круглый нож-нуазетку, каким на кухне вырезают круглые кусочки масла или дыни, но можно обойтись и без него. Можно вообще обойтись одним единственным резцом.

3576489_P1080069 (700x596, 255Kb)

P1080070 (700x525, 214Kb)

Посередине мыла намечаем неглубокий круг. Это будет центр нашего будущего цветка. Наметить его можно круглым ножом-нуазеткой или обычным ножом или резцом.

P1080072 (700x351, 124Kb)

P1080077 (700x525, 169Kb)

P1080080 (700x525, 159Kb)

P1080081 (700x525, 182Kb)

Затем, примерно из центра этого лепестка, вырезаем точно также второй, третий и последующие лепестки по кругу, так, чтобы лепестки заходили друг за друга.
P1080085 (700x631, 225Kb)

Когда останется небольшой промежуток в центре намеченной сердцевины цветка, соединяем два лепестка, вырезая последний лепесток между ними внутри круга. Затем также режем внутри первого ряда лепестков второй ряд и более. В данном случае, здесь вырезано только два ряда, этого вполне достаточно. Все, центр розочки, из скрученных розовых лепестков, готов.
P1080087 (560x700, 174Kb)

Вырезаем раскрытые лепестки розы

Сейчас я покажу в поэтапных фото, как вырезать лепестки розы. Берем резец, и вырезаем первый раскрытый лепесток розы, по внешнему краю от сделанной нами "бороздки" в мыле. Резец наклоняем в на себя, от центра цветка. После того, как вырезали лепесток, также подрезаем под ним основание, чтобы освободить лепесток.

P1080088 (700x407, 155Kb)
Далее вырезаем второй и все последующие лепестки, двигаясь по кругу слева направо.

P1080094 (700x466, 185Kb)

Вот что в итоге, после прохождения первого круга, должно получиться.

Л. М. Ломиашвили
д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

С. В. Вайц
аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1) .

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3) , намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4) , соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6) .

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8) .

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9) .

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19) .

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20) .

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23) .

Рис. 23. Придание материалу формы шара

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28) .

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29) .

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31) .

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32) .

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33) .

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Сведения об авторе

Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск

Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk

Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials

Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.

Ключевые слова: моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.

Keywords: modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.

Содержание

Если вы хотите каждый день наслаждаться умыванием, используйте мыло ручной работы. Вы сами выбираете, какие ингредиенты должны в нем быть и как оно будет пахнуть: освежающей мятой, бодрящим цитрусом или успокаивающей лавандой. А еще с помощью такого мыла можно бороться с морщинками, сухостью кожи и расширенными порами. В статье расскажем, как получить мыло ручной работы, которое вам подходит.

Основы ручного мыла

Упоминания о первом мыле, изготовленном из жира и пепла, датируются 2800 годом до н.э. Изначально его использовали в медицинских целях — лечили различные кожные заболевания и промывали раны, которые после такой процедуры быстрее заживали. В Европе мыловарни появились только в Х веке: во Франции, Испании, Италии. Европейское мыло было жидким, содержало большое количество оливкового масла и было доступно только состоятельным людям. Самым хорошим считалось французское мыло, в состав которого входили эфирные масла из Прованса.

Несмотря на многократно усовершенствованную технологию производства и разнообразие ассортимента фабричной продукции, сейчас все более популярным становится мыло ручной работы. И неудивительно, ведь каждый брусочек уникален. Домашний мыловар может воплотить в жизнь любые идеи: выбрать геометричную или фантазийную форму, придать желаемый цвет, украсить засушенными растениями или перламутром. Красивое мыло может стать ярким акцентом в вашей ванной или душевным подарком близкому человеку.

Мыло ручной работы

Примите во внимание:

У мыла ручной работы небольшой срок годности. Поскольку в составе нет консервантов, оно хранится не более полугода. Запасаться им впрок не стоит.

Цвет может измениться со временем, стать более светлым или потускнеть. Чтобы оттянуть этот момент, храните мыло в темном месте, защищенном от влаги.

Перед покупкой или самостоятельным изготовлением мыла убедитесь, что у вас нет аллергии на ингредиенты или противопоказаний. Например эфирное масло розмарина повышает давление, поэтому при гипертонии лучше выбрать что-то другое.

Рецепт ручного мыла: что подготовить

Инструменты

Кухонные весы. Рекомендуемая точность измерения — не менее 1 г. Такая точность важна, если вы планируете делать маленькие партии. Профессионалы, которые делают продукцию на заказ, предпочитают ювелирные весы с точностью 0,1 и даже 0,01 г.

Кастрюли подходящего размера. Они нужны для «водяной бани».

Емкость для плавления. Подойдет любая чаша. Используйте ее только для плавления мыльной основы и смешивания ингредиентов, но не готовьте в ней пищу.

Палочки для перемешивания. Могут быть деревянными или стеклянными.

Мерные ложки, шприцы, пипетки Пастера. Понадобятся для легкого дозирования ингредиентов в малых дозах.

Электронный термометр. Выбирайте модель, которую можно погружать в жидкости.

Силиконовые или пластиковые формочки. Пластиковые более дешевые, их легко мыть и хранить, они не впитывают ароматы. У силиконовых свои плюсы — возможность создания 3D-форм и тонких узоров, высокая реалистичность мыла.

Мыловарение

Средства индивидуальной защиты: респиратор, фартук, перчатки, очки.

С этими инструментами изготовление мыла ручной работы не займет много времени и сил.

Ингредиенты

Мыльная основа. Она бывает белая, прозрачная и органическая. Белая и прозрачная изготовлены на основе глицерина, пропиленгликоля, стеарата натрия и других компонентов. В составе органической — глицерин и омыленные натуральные масла: пальмовое, кокосовое, лавровое, облепиховое, касторовое. Заменить основу можно обычным детским мылом, не имеющим ярко выраженного запаха.

Базовые масла. Их добавляют только в том случае, если в мыльной основе нет масел или вы делаете мыло с нуля, то есть готовите основу сами с применением щелочного раствора. Вы можете выбрать то, что вам нравится — оливковое масло, масло виноградной косточки, миндальное масло.

Эфирное масло: мяты, чайного дерева, апельсина, розы, эвкалипта, других растений. Каждое масло обладает уникальным ароматом и широким спектром полезных свойств, о которых мы поговорим позже.

Красители. Подкрасить мыло можно с помощью кофе, настоя ромашки, карри, свекольного сока или готовых пищевых водорастворимых красителей.

Скраб-компоненты: молотый кофе, засушенные растения, овсяные хлопья. В процессе умывания они мягко отшелушивают омертвевшие клетки кожи, делая ее мягкой и сияющей.

Декоративные компоненты: перламутр, блестки, засушенные цветы, пряности, мини-фигурки.

В сети много рецептов с разными ингредиентами. Начинающим мыловарам рекомендуем сначала четко следовать рекомендациям и по мере набора опыта постепенно начинать экспериментировать.

Кстати, если после мыловарения у вас останутся базовые и эфирные масла, из них можно сделать полезные солевые смеси для ванны с сухоцветами. Они станут прекрасным подарком другу или подарят наслаждение вам. Подробнее читайте в статье: "Подарок своими руками: уникальные солевые смеси".

Как сделать мыло дома за 5 шагов

1. Расплавить мыльную основу. Подготовьте все необходимые ингредиенты и инструменты, чтобы в нужный момент они были у вас под рукой. Нарежьте мыльную основу на небольшие кусочки, сложите в емкость и поставьте в большую кастрюлю на водяную баню. Дождитесь полного растворения основы, при этом следите, чтобы ее температура не превышала 60 градусов. При закипании в массе образуются пузырьки, который испортят внешний вид мыла, особенно прозрачного.

Процесс мыловарения

2. Добавить базовое масло. Если вы используете готовую основу или детское мыло, добавьте базовое масло из расчета одна столовая ложка на 100 г мыла. Если вы варите мыло с нуля, следуйте рецептам. Добавлять можно как одно масло, так и сразу несколько. С пальмовым маслом мыло получается максимально твердым, касторовое масло дает прекрасную пену, за качество очищения отвечает кокосовое масло. Оливковое подходит для создания детского и гипоаллергенного мыла. Откажитесь от подсолнечного, льняного и кукурузного масла — они быстро прогоркают, и мыло портится.

3. Добавить краситель. Для мыловарения из основы профессионалы рекомендуют выбирать пищевые красители, которые не замутняют массу и не выпадают в осадок. Хватит 5 капель на 100 г основы, чтобы придать мылу яркий насыщенный цвет. При приготовлении натурального мыла с нуля лучше использовать минеральные пигменты: например диоксид титана для отбеливания, оксид хрома для получения зеленого цвета, оксид железа — для красного.

4. Добавить эфирное масло. Концентрация эфирного масла в мыле из основы обычно составляет 1–4%. В мыле с нуля содержание масла варьируется в зависимости от его летучести. Тяжелое масло — кедра, нероли, корицы — до 1%. Легкое масло — апельсина, чайного дерева, эвкалипта — до 10%.

5. Придать нужную форму. Выбранную формочку сбрызните спиртом из пульверизатора. Аккуратно заполните ее жидким мылом и поставьте на пару часов в прохладное место или на пять минут в холодильник. На упаковке мыльной основы обычно указано время застывания. После того, как мыло застынет, опустите формочку в горячую воду, и выньте его. Положите на бумагу и оставьте на два дня для просушки.

Лайфхаки по изготовлению мыла

Даже мастера, которые знают, как делать мыло ручной работы, иногда допускают ошибки при использовании новых ингредиентов. Мы собрали для вас 10 советов от мыловаров, чтобы ваши эксперименты увенчались успехом.

Как делать мыло в домашних условиях

Легкий цитрусовый аромат, который быстро улетучивается, можно удержать на дольше с помощью древесных эфирных масел — сандала, кедра, пачули.

Чтобы пигмент при добавлении в мыло не образовал комочков, предварительно смешайте его с базовым маслом.

Пищевые красители не подходят для изготовления разноцветных или многослойных брусочков, потому что цвета мигрируют друг в друга. Это самым неожиданным образом сказывается на внешнем виде конечного продукта.

Вместо красителей в мыло можно добавлять цветную глину: голубую, желтую, красную. Мыло станет еще более полезным для кожи, а его цвет будет приглушенным, пастельным.

Если хотите ввести в мыло несколько эфирных масел, изучите таблицу для их правильного сочетания. Гармоничные комбинации для примера: мята и жасмин, розмарин и грейпфрут, имбирь и апельсин.

При вмешивании ингредиентов действуйте аккуратно, чтобы не допустить образования пузырьков.

Если вы заливаете мыло в большую форму, чтобы потом разделить на несколько, используйте для разрезания стусло — так брусочки получатся абсолютно одинаковыми по ширине.

Очень красиво смотрится мыло, состоящее из нескольких слоев. Перед заливкой каждого следующего слоя сбрызгивайте предыдущий спиртом.

Используйте только хорошо просушенные кусочки фруктов, семена, цветы и травы. Иначе они быстро заплесневеют прямо внутри мыла.

Не добавляйте эфирные масла в горячую основу, подождите, пока она немного остынет. В слишком горячей массе аромат «испарится».

Полезные свойства мыла

Любой рецепт ручного мыла включает базовые и эфирные масла. От них по большей мере и зависят его полезные свойства. Давайте разберемся, как сделать мыло ручной работы, чтобы оно принесло именно тот результат, который вам нужен.

Сначала разберем базовые масла. Оливковое — универсальный вариант для всех типов кожи, включая сухую и чувствительную. Кокосовое оздоравливает и отбеливает кожу, создает защитную пленку от ультрафиолета. Касторовое масло идеально для чувствительной кожи.

Неплохое решение для создания увлажняющего мыла — масло виноградной косточки. В нем содержатся жирные кислоты, которые легко проникают в клетки кожи и питают ее. К тому же, оно регулирует работу сальных желез и помогает поддерживать хорошее состояние жирной кожи.

С признаками старения эффективно борются масла авокадо, манго, абрикосовых косточек, пшеничных зародышей. Облепиховое ускоряет заживление ран и применяется для избавления от угревой сыпи. Какао-масло тонизирует и одновременно смягчает кожу.

Натуральное мыло ручной работы

Давайте рассмотрим, какой эффект можно ждать от самых популярных эфирных масел:

Сладкий апельсин. Омолаживает, устраняет комедоны, подтягивает и стимулирует выработку коллагена.

Вербена. Работает как антисептик и антидепрессант, успокаивая и улучшая настроение.

Кедр. Обладает дезодорирующим действием, лечит заболевания кожи.

Лаванда. Предотвращает появление первых признаков старения и черных точек, убирает раздражения и восстанавливает эластичность сосудов.

Нероли. Убирает купероз, комедоны и проявления целлюлита.

Пачули. Великолепно смягчает кожу, предотвращая трещины. Облегчает течение дерматозов, делает шрамы менее заметными.

Чайное дерево. Благодаря бактерицидным, противовирусным и противогрибковым свойствам незаменимо при частых герпесах, грибковых поражениях, прыщах, экземе и других заболеваниях кожи

Если вы пользуетесь мылом ручной работы, в вашу кожу проникают только полезные вещества, а не сложные химические соединения. Натуральные витамины, жирные кислоты и другие микроэлементы являются биоактивными, способствующими ускоренной регенерации клеток. Кожа надолго сохраняет свою свежесть, эластичность и упругость.

Где купить готовое мыло ручной работы

Далеко не все готовы делать дома мыло ручной работы: рецепты включают множество дорогостоящих ингредиентов, сам процесс требует времени и мастерства. Но и купить его можно далеко не везде — особенности производства не позволяют изготавливать крупные партии. Ищите натуральный продукт в магазинах, которые специализируются на природной косметике. Не доверяйте общей информации, всегда ищите информацию о бренде.

Особенности мыла ручной работы

Коротко о главном

Польза натурального мыла ручной работы

Для изготовления мыла ручной работы вам понадобятся средства для измерения, емкости для смешивания компонентов и формочки. Подготовьте ингредиенты: мыльную основу, масла, красители и декоративные элементы.

Теперь вы знаете, как сделать мыло ручной работы из мыльной основы за пять шагов: расплавить основу, добавить базовое масло, затем краситель, эфирное масло и разлить получившуюся массу по формам.

В начале карьеры мыловара строго следуйте рецептам и используйте лайфхаки от профессионалов. Набирайтесь опыта и постепенно начинайте экспериментировать.

Полезные свойства мыла зависят от того, какие масла оно содержит. Можно сделать мыло с омолаживающим, увлажняющим, тонизирующим или отбеливающем эффектом.

При выборе продукции в магазинах изучите информацию о производителе. Обращайте внимание на состав, сочетание ароматов, качество пенки, влияние на кожу и внешний вид мыла.


Зубная боль относится к тем видам боли, которые терпеть практически невозможно. В ситуациях, когда попасть к врачу нет возможности, на помощь приходят лекарства из домашней аптечки и народные средства.

Причины


Поводом для появления боли в зубах могут стать как стоматологические, так и не стоматологические причины.

К стоматологическим относят:

  • кариес или его более тяжелую форму пульпит;
  • гингивит или периодонтит, когда воспаляются десны или ткани вокруг зубного корня;
  • периостит, при котором происходит загнивание альвеолярных отростков в верхней или нижней челюсти;
  • послеоперационные осложнения или ошибки при пломбировании.

Также зубная боль может быть сопутствующим симптомом при других заболеваниях, например:

  • мигрень и другие виды головной боли;
  • челюстно-лицевая невралгия, включая воспаление тройничного нерва;
  • болезни ЛОР-органов;
  • онкология;
  • сбои в работе сердечно-сосудистой системы.

Внимание! Точный диагноз определит только стоматолог. В домашних условиях можно попытаться только избавиться от зубной боли, облегчив своё состояние до визита к врачу.

Общие рекомендации


Вне зависимости от выбранного способа избавления от зубной боли следует выполнять простые правила:

  • Тщательно чистить зубы пастой и использовать стоматологическую нить. Воспаление могло возникнуть из-за застрявшей между зубами пищей, удалив которую, может наступить ощутимое облегчение.
  • Стараться есть только жидкую или мягкую пищу. Избыточное давление на беспокоящий зуб усилит болевой синдром, а попадание частиц пищи в кариозные участки приведет к активному развитию воспалительного процесса.
  • Зуб нельзя греть. Усиление кровообращения вызовет раздражение нервных окончаний, что усилит боль. Кроме того тепло усилит нагноение и прочие осложнения.
  • Стараться отвлечься и не думать о симптоме. Можно сконцентрироваться на работе, хобби или просмотреть сериал.

Важно! Не отказывайтесь от чистки зубов. В противном случае это спровоцирует активный рост патогенной микрофлоры, который усугубит воспаление и усилит боль.

Обезболивающие лекарственные средства


Эффективно снимают боль обезболивающие, которые всегда есть в домашней аптечке:

  • Анальгин — недорогой препарат, не требующий рецепта. Основное средство для избавления от ноющей зубной боли. Нельзя прикладывать таблетку на больной зуб, так как анальгин разъедает эмаль.

Совет. Смочите ватный тампон в валокордине или обмакните в измельченный валидол. Приложите тампон к больному зубу на 15 минут.

  • Спазмалгон — более сильный анальгетик. Разовая доза не должна превышать 2 таблетки, а суточная — 6.

Эти лекарства нельзя принимать женщинам в положении, кормящим молодым мамам, детям. Приём таких лекарств несовместим с алкоголем. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией, так как существуют серьезные противопоказания при нарушениях в работе печени, кровеносной системы и почек.

  • Парацетамол — эффективен при средних болевых ощущениях. В малых дозах оказывает наименьшее негативное влияние на организм и может использоваться, чтобы помочь ребенку избавится от зубной боли.

Внимание! Всегда внимательно читайте инструкции к лекарствам, соблюдайте дозировки, чтобы избежать побочных эффектов.

Помните, что таблетки как способ избавиться от зубной боли, не лечат, а только временно купируют болевой синдром.


Отдельно следует выделить нестероидные препараты (НПВП), которые кроме избавления от неприятного симптома, уменьшают воспаление. Обычно их назначает врач уже после постановки диагноза.

  • Кетанов — мощное обезболивающее, когда надо избавиться от боли зубного нерва. Препарат очень токсичен, поэтому его принимают только в самом крайнем случае, когда ничего другое не помогло. Положительный эффект длится 8-10 часов.
  • Ибупрофен (Нурофен) можно принимать в сутки не более 5 таблеток с 4-х часовым интервалом. Нельзя употреблять гипертоникам, при болезнях желудочно-кишечного тракта, нарушениях слуха.

Народные средства


Действенным способом, как избавиться от зубной боли без таблеток, являются народные средства. Они менее токсичны, оказывают щадящее влияние на организм, но менее действенны.

Бактерицидными, обезболивающими природными средствами являются:

  • Гвоздика. Густую смесь из половины чайной ложки воды и измельченной приправы прикладывают к больному зубу на 15-20 минут.
  • Прополис. Небольшой кусочек размером с горошину разжевать до мягкого состояния и приложить к зубу на 20 минут.
  • Корица. Сделать смесь из порошка корицы и половины чайной ложки меда, затем приложить смоченный в смеси тампон на воспаленный участок. Если вместо порошка взять палочку корицы, то ее нужно натереть на мелкой терке.
  • Лук и чеснок. Четвертинку луковицы и 2 зубчика чеснока измельчить в кашицу с помощью мелкой терки или блендера. В полученную смесь добавить 1/4 столовой ложки соли. В однородную массу обмакнуть ватно-марлевый тампон и приложить его на воспаленный участок. Повторять не чаще 4-х раз в день. Более частое использование может вызвать ожог слизистой.
  • Подорожник. Это полезное лекарственное растение помогает избавиться от зубной боли, правда найти его можно только летом. Возьмите несколько листочков, тщательно вымойте и просушите. Приложите к воспаленному участку и разжуйте до выделения сока. Подействует не сразу, но со временем боль утихнет.

Ярким примером, выбора в пользу народных методов, как избавиться от зубной боли является беременность и период лактации. Приём медикаментов в это время крайне нежелателен, требует особой осторожности и может быть выполнен только после разрешения от врача. Самолечение опасно для жизни ребенка и будущей мамы

На заметку! Нельзя ни в каком виде применять зверобой при беременности! Эта трава может оказаться токсичной для ребенка.

Полоскания


Самыми простыми средствами, как быстро избавиться от зубной боли, считаются растворы для полоскания. Ингредиенты найдутся в каждом доме:

  • Сода. Самый простой, но действенный способ. Чайная ложка соды на стакан теплой воды. Полоскать 5-10 минут. Если добавить немного соли, то она усилит обеззараживающий эффект.
  • Йод, соль и сода. В стакан теплой воды добавляем по одной чайной ложке соли и соды, две капли йода и одну каплю спирта. Полоскать три раза в день.
  • Водка. Набираем в рот одну стопку водки и полощем несколько минут.
  • Мята, мелисса или шалфей. Заливаем две столовые ложки сухих листьев стаканом кипятка, даем настояться 25-30 минут. Полоскать теплым (не горячим) настоем 5 раз в день.
  • Кора дуба. В кипящую воду отправить две столовые ложки средства и оставить вариться полчаса. Отвар тщательно процедить через несколько слоев марли. Охлажденным раствором полоскать до 5 раз в день.

Эфирные масла

Это еще один действенный способ известный с древности. Противомикробным, противовоспалительным и обезболивающим действием обладают эфирные масла из:

  • гвоздики;
  • кориандра;
  • чайного дерева;
  • мяты;
  • пихты.

Способ применения одинаков для всех масел:

  • две-три капли масла наносят на ватно-марлевый тампон;
  • укладывают тампон на болезненный участок.

Убедитесь, что зуб обработан со всех сторон, включая кариозные отверстия.

Обратите внимание! Нельзя держать тампон с эфирным маслом более 5 минут. В противном случае можно повредить слизистую полости рта.

Массаж

Дополнительно к приёму лекарств и полосканиям можно добавить массаж. Можно легкими массирующими движениями пошевелить десну около воспаленного зуба. Некоторым такой метод помогает, однако, безопаснее стимулировать другие точки на теле, отвечающие за зубную боль.

Принято считать, что круговые массажные движения мочки уха и виска со стороны больного зуба способны временно купировать болевой синдром. Для получения желаемого обезболивающего эффекта, длительность такого массажа должна быть не менее 5 минут.

Еще одной точкой, отвечающей за зубную боль, является зона между большим и указательным пальцем руки. Причём массировать надо руку противоположную стороне больного зуба. То есть при боли с левой стороны, массируем правую кисть и наоборот.

Быстрых способов, как избавиться от зубной боли ночью, в гостях, командировке или во время отпуска без посещения врача существует множество. Важно не забывать, что ни один из них, кроме визита к стоматологу проблему не устранит, а только уберет неприятный симптом. Временное кажущееся облегчение может привести к серьезным осложнениям. Не затягивайте с визитом к врачу, чтобы иметь красивую улыбку и хорошее самочувствие.

Заключение


Нужно понимать что лекарства и другие средства снимают зубную боль лишь на короткий промежуток времени. Точную причину и правильное лечение могут назначить только в стоматологической клинике.

XXI век несёт в себе новые мысли, передовые идеи, современные технологии, интересные инновации в области эстетической стоматологии [7, 8, 12, 2, 3, 6, 9]. Несмотря на имеющийся фундаментальный багаж знаний, накопившейся за историю развития реставрационной стоматологии возникает необходимость в создании новых технологий.

Основной задачей эстетической стоматологии является создание безупречных эстетических характеристик зубного ряда. Достижение высококачественного результата при осуществлении любого вида стоматологической помощи возможно только в случае обеспечения гармоничного сочетания формы, цвета и функциональных характеристик реставраций.

Как разрешить проблему заполнения свободного пространства? Как сделать так, чтобы вновь образующаяся система и все ее составляющие взаимодействовали между собой в едином рациональном режиме, без серьезных потерь, с наибольшим коэффициентом полезного действия, в гармоничном режиме?

Традиционные способы восстановления отсутствующих тканей хорошо известны и включают моделирование отсутствующих тканей коронковой части, путём применения различных техник наложения материала (Рис.1, 2) [1, 10].

Процесс заполнения кариозной полости
Послойное заполнение кариозной полости фотополимеризующим композитным материалом
Рис. 1. Послойное внесение различных стоматологических материалов в процессе заполнения кариозной полости Рис. 2. Послойное заполнение кариозной полости фотополимеризующим композитным материалом

Эстетическое и функциональное совершенство таких реставраций обеспечивается использованием техники послойного восстановления анатомической формы, соответствующей структуре тканей натуральных зубов (масса – дентин, масса — эмаль). Эффект «естественности» цвета восстановленного органа достигается благодаря моделированию слоёв зуба массами различного оттенка и прозрачности [4, 5, 12].

Ни в коей мере не умоляя достоинств предыдущих методик по восстановлению зубов, мы предлагаем врачам-стоматологам проводить реставрацию зубов с учётом модульных технологий [11].

Принципы моделирования зубов на основе модульных технологий (Ломиашвили Л.М 2005)

• Практическое моделирование коронковой части зубов осуществляется с учётом закономерностей формообразования зубов на основе конкресцентной теории их происхождения.

• В основе построения коронковой части зуба заложен принцип оперирования основной структурной единицей – клыком, который выступает в качестве модуля – одонтомера и является фрактальной величиной для построения более сложных систем.

• При моделировании коронковой части зуба необходимо использовать n-количество клыков (модулей — одонтомеров) в зависимости от морфологической принадлежности моделируемого объекта к определённой функционально ориентированной группе зубов.

• При моделировании коронковой части зубов следует оперировать различными формами клыков, что проявляется разнообразием их габаритных очертаний, объёмов, цветов, степенью дифференциации поверхностей, выраженностью микрорельефа и других важных качественных характеристик создаваемых модулей – одонтомеров.

• При моделировании коронковой части зуба необходимо располагать вновь образующиеся модули – одонтомеры направленно стремящихся к фиссуре I порядка, укладываясь в габаритные очертания коронки, не нарушая естественных анатомических форм зубов.

• Моделирование коронковой части зуба путём постепенного образования модулей — одонтомеров можно осуществлять техникой послойного нанесения фотополимеризующейся композиционной массы с применением ручных реставрационных инструментов (гладилок, штопферов).

• Моделирование коронковой части зуба можно осуществлять путём иссечения излишнего материала, техникой «от большего к меньшему» машинными инструментами (борами, дисками различной формы и степенью абразивности), в результате чего на поверхности коронки зуба остаются и обозначаются лишь её естественные очертания в виде модулей – одонтомеров. При этом используют композиционные материалы как химического так и светового отверждения, компомеры, амальгамы, цементы, стеклоиономерные цементы.

• При моделировании коронковой части зуба необходимо на её основании разместить не только модули — одонтомеры, соответствующие основным бугоркам, но и заполнить оставшееся пространство в области контактных поверхностей путём оперирования дополнительными модулями-клыками или отдельными частями данной фрактальной единицы.

• При ограничении габаритного пространства в области моделируемого зуба можно воспользоваться приёмами тонкого моделирования внутри модулей – одонтомеров, изменяя объёмы, дифференциацию поверхностей и т.д., создавая «иллюзию форм» с целью достижения наилучшего конечного результата.

• Использование принципов построения зубов на основе модуля- клыка- одонтомера позволяет оператору избегать лишних движений на этапе шлифовки, полировки зуба, не нарушая при этом биомеханику зубочелюстного аппарата.

• Созданная конструкция коронковой части зуба на основании модулей — одонтомеров должна гармонично вписываться в зубочелюстной аппарат индивидуума, составлять его неотъемлемую часть с целью полноценного участия в последующих разнообразных функциональных нагрузках.

Практическое моделирование можно осуществлять, учитывая закономерности в формообразовании зубов на основе единого модуля – клыка. При восстановлении коронок зубов необходимо последовательно выкладывать из подручного материала форму, состоящую из N-го количества модулей-одонтомеров (клыков), ориентированных на борозду I порядка.

Графическое изображение коронковой части 26 зуба
Схематичное отображение заполнения дефекта 26 зуба
Рис. 3. Графическое изображение коронковой части 26 зуба с дефектом твердых тканей в области контактной, жевательной поверхности Рис. 4. Схематичное отображение заполнения дефекта 26 зуба на основе модульных технологий
Пошаговое восстановление коронковой части 26 зуба
Графическое изображение восстановления коронковой части 26 зуба на основе модульных технологий
Рис. 5. Пошаговое восстановление коронковой части 26 зуба, увеличивающимися в объёме модулями – клыками-одонтомерами Рис. 6. Графическое изображение конечного результата восстановления коронковой части 26 зуба на основе модульных технологий

Реализация принципа модульных технологий сводится к тому, что уже на первых этапах заполнения свободного пространства коронковой части зуба (рис. 3) оператор выкладывает миниатюрные модули –одонтомеры, стремящиеся к фиссуре I порядка (рис. 4). Осуществляется моделирование зуба изнутри, при этом маленький модуль – клык является центром, при добавлении к которому небольшой порции пломбировочной массы он каждый раз увеличивается в размере (рис. 5), постепенно приближаясь к правильным окончательным формам (рис.6). Заполнение пространства идёт обдуманно. Это не просто восстановление дефекта твёрдых тканей зуба квадратиками, либо треугольниками (рис. 2). Принцип модульных технологий отражён в конструкции «Матрёшки» (рис. 7), где игрушки располагаются одна в другой, меньшая в большей.

Композиция из 15 матрешек

Рис. 7. Композиция из 15 матрешек

Самая маленькая матрёшка это модуль – клык в миниатюре. Следующая матрёшка имеет ту же форму, но её объём и габаритные очертания чуть больше предыдущей и так далее. Так и в моделировании: каждая последующая порция материала каким-то образом повторяет форму предыдущего слоя. При этом объём клыка — одонтомера постепенно увеличивается. Может измениться цвет массы (оттенки массы дентин, массы эмаль), может измениться материал (макрофил, микронаполненный гибрид, микрофил), но форма модуля – клыка, останется. Из нескольких клыков, находящихся в определённой позиции друг к другу, стремящихся к фиссуре первого порядка образуется в итоге вся коронковая часть зуба. Положительные моменты данной технологии заключаются в том, что у оператора всегда есть возможность корректировать свои действия. При неудовлетворённости цветом или формой восстанавливаемой конструкции последующий слой может всегда откорректировать недостатки предыдущего этапа. Ведь главное это конечный результат. А это, прежде всего правильность вновь созданных форм, их близость к естественным тканям.

Для более детального рассмотрения этапов моделирования мы специально использовали коронку удалённого интактного 26 зуба, второго моляра верхней челюсти.

Прежде чем разрушить имеющие ткани зуба мы должны провести общий анализ его коронковой части (рис. 8-11). Наблюдая за истинными формами поверхностей зуба, мы можем отметить следующее. Действительно зуб относится к моляру верхней челюсти. Наличие трех корней (рис.8: одного нёбного (А) и двух щёчных (В,С)) подтверждает принадлежность зуба к группе верхних моляров. Из двух щёчных мы выделяем тот корень, который шире в своём основании, он будет являться передним щёчным корнем (В). Данный признак помогает нам дифференцировать сторону. В данном случае зуб принадлежит к левой стороне.

Внимательно изучив коронковую часть зуба, наш глаз делит жевательную поверхность на подповерхности. Четко определяются основные и дополнительные бугорки, фиссура I порядка, H -образной формы.

26 зуб, жевательная, вестибулярная, задняя контактная поверхности
26 зуб, жевательная поверхность
Рис. 8. 26 зуб, жевательная, вестибулярная, задняя контактная поверхности
А – нёбный корень;
В – передний щёчный корень;
С – задний щёчный корень
Рис. 9. 26 зуб, жевательная поверхность
26 зуб, жевательная, нёбная поверхности
Морфологические зоны 26 зуба
Рис. 10. 26 зуб, жевательная, нёбная поверхности Рис. 11. Морфологические зоны 26 зуба:
1 – передний щечный бугорок;
2 – задний щечный бугорок;
3 – передний небный бугорок;
4 – задний нёбный бугорок;
5 – дополнительный медиальный бугорок;
6 – дополнительный дистальный бугорок

Рис. 12-23 — демонстрируют технологию модульного построения 26 зуба.

Показан этап препарирования коронковой части 26 зуба. Специально удалены массы эмаль, дентин, разрушено практически 2/3 зуба. Проведена адгезивная технология, ткани зуба готовы к принятию композиционных масс.

Далее демонстрируются клинические примеры восстановления коронковой части зубов на основе модульных технологий.

Клинический пример

Пациент К. 23 лет поступил в клинику терапевтической стоматологии с целью санации полости рта. Объективно отмечается наличие средней кариозной полости на жевательной поверхности 36 зуба (рис. 24) , зондирование болезненное по эмалеводентиновому соединению, перкуссия безболезненная. Электроодонтометрия 36 зуба -10мкА (рис. 25). Поставлен диагноз: кариес дентина 36 зуба. Под проводниковой анестезией Sol. Ultracaini DS -1,7 ml проведено препарирование кариозной полости, медикаментозная обработка (рис. 26).

Кариес дентина 36 зуба
Электроодонтометрия 36 зуба
Рис. 24. Кариес дентина 36 зуба Рис. 25. Электроодонтометрия 36 зуба
Препарирование, медикаментозная обработка 36 зуба
Рис. 26. Препарирование, медикаментозная обработка 36 зуба

Послойное восстановление на основе модульных технологий осуществлено композиционным материалом (рис. 27). Обратите внимание на пошаговое восстановление коронковой части 36 зуба. Изнутри выкладывается система модулей (пять клыков-одонтомеров в миниатюре), стремящихся к фиссуре первого порядка Ж-образной формы. В данном примере в области основания кариозной полости выложен материал с цветовой гаммой оттенка А 3,5.

После этапа полимеризации первого слоя, воспользуемся другим цветовым оттенком композитного материала — А2 и осуществим дальнейшее заполнение пространства, увеличивая в размере изначально заданные модули — клыки-одонтомеры (рис. 28, 29, 30, 31). У оператора есть возможность более корректно выставить модули в пространстве, соответственно индивидуальным особенностям зубочелюстного аппарата пациента, а также уделить внимание вновь созданному микрорельефу поверхностей зуба.

Далее следует этап полимеризации второго слоя. И в заключении воспользуемся цветовым оттенком композитного материала В2, для придания гармоничных форм вновь созданному зубу (рис. 32, 33). Использование различных цветовых оттенков, даёт оптимальный косметический эффект, сочетание разных красок между собой и их адаптация к твёрдым тканям позволяет достичь естественной окраски зуба.

После моделирования коронковой части приступаем к этапу шлифовки, полировки вновь созданных поверхностей. Копировальной бумагой выявляем точки суперконтактов . С помощью финишных боров SafeEnd компании «SS WHITE» (рис. 34), контурируем жевательную поверхность, подчёркивая основные морфологические элементы модулей – одонтомеров (валики и углубления) (рис. 35, 36). Уникальная конструкция данных боров позволяет достичь естественного микрорельефа жевательной поверхности, не нарушив свойств эмали зубов, создавая одонтоглифику, а также наличие борозд I, II, III порядков.

Таким образом, осознанное восстановление коронковой части зуба по модульным технологиям позволяет врачам не делать лишних движений, и уже на начальных этапах моделирования закладывать правильный фундамент для последующего построения отсутствующих тканей. То есть, в процессе пошагового восстановления отсутствующих тканей зуба очень важно повторять конфигурацию предыдущего слоя, чтобы выйти на достойный конечный результат. При исполнении этапа шлифовки, мы также стараемся максимально создать поверхность, напоминающую слияние модулей – клыков-одонтомеров. При последовательном выполнении всех этапов моделирования, пациент почувствует комфортность при смыкании зубных рядов. Ведь мы повторили естественность созданных природой форм (рис. 37, 38). Осмысление профессионалами вышесказанных принципов моделирования позволяет осознано осуществлять восстановление отсутствующих тканей и лучше ориентироваться в морфофункциональном состоянии зубочелюстного аппарата.

Умение увидеть, осознать и воспроизвести — вот основные качества, которые необходимо развивать при проведении реконструктивной терапии зубов. Восстановление отсутствующих тканей необходимо осуществлять, максимально приближаясь к естественным анатомическим особенностям зубочелюстного аппарата индивидуума. Правильность восстановленных форм является ведущим звеном в реставрационной технике. Процесс грамотного моделирования анатомических форм зубов с учётом модульных технологий приводит к тому, что вновь образованные конструкции из композиционных материалов гармонично сочетаются с тканями зубов, а также с окружающей средой полости рта. От того, каким образом будет произведено окончательное восстановление твёрдых тканей зубов, зависит последующее состояние и функционирование всей зубочелюстной системы.

Л. М. Ломиашвили, д.м.н., доцент кафедры терапевтической стоматологии
Д. В. Погадаев, ассистент кафедры терапевтической стоматологии
С. В. Вайц, аспирант кафедры терапевтической стоматологии
Д. С. Черкашин, аспирант кафедры терапевтической стоматологии

Читайте также: