Как свистеть через зубы

Опубликовано: 13.05.2024

девушка свистит

Существует несколько способов, как научиться свистеть без использования специальных приспособлений. Освоив простые техники, можно переходить к сложным: учиться издавать более громкий свист, воспроизводить мелодии, подражать птицам.

Интонации свиста

Выделяют несколько разновидностей свиста.

  1. Восхищенный.
  2. Призывный.
  3. Осуждающий.
  4. Предупреждающий.
  5. Отвлеченное посвистывание.

Помимо этого человек может начать насвистывать в задумчивости.

Насвистывание мелодий

Губы нужно предварительно увлажнить, для этого используют гигиеническую помаду либо бальзам. Водой во время тренировочного процесса пользоваться неудобно, поскольку жидкость быстро высыхает.

Губы складывают трубочкой, вытягивают. Отверстие должно быть диаметром с карандаш. Конец языка опускают, носом делают вдох, после чего непрерывно выпускают воздух ртом. Сильный напор не требуется. Если надо повысить звук, губы слегка растягивают.

Как научиться издавать громкий звук

Научиться издавать громкий, резкий звук с использованием рук можно с помощью пошаговой инструкции. Звук получится громче, если предварительно смочить губы или выпить стакан чистой воды.

Свист с помощью пальцев

С помощью пальцев можно издавать громкий свист.

Схема, как научиться свистеть громко с пальцами:

  1. Большой палец соединить со средним и указательным. С помощью полученной конструкции опускают вниз и вперед нижнюю губу, прижимать ее нужно по центру. Ногти при этом упрутся в центральную часть языка. Кончик прижимают снизу так, чтобы он слегка закручивался на небольшом расстоянии от зубов. Полностью заворачиваться конец не должен.
  2. Слегка протолкнуть язык внутрь. При этом давление не должно быть слишком сильным. Назад должен загибаться лишь кончик, не больше 1/4 части от общей длины.
  3. Выдохнуть. Выдуваемый воздух попадет на образовавшийся склон, благодаря чему и раздастся свист. Выдыхать нужно под напором. Чем резче человек выдавливает из легких воздух, тем громче свист.

Громкие звуки возможно издавать и без движений руками:

  1. Язык максимально отодвигают назад в расслабленном состоянии.
  2. Нижняя губа плотно прижимается к зубам.
  3. Воздух должен проходить под языком. Звук получится громким во время перемещения языка в требуемое положение. Одновременно придется перемещать и нижнюю челюсть.

Использование двух пальцев

Методика позволяет свистеть максимально громко и может использоваться для отпугивания бездомных собак или при необходимости привлечь внимание.

Перед началом тренировки рекомендуется тщательно вымыть пальцы.

Красиво свистеть можно с помощью простого метода:

  1. Чтобы издать свист с помощью языка и пальцев, надо сначала втянуть обе губы. Большой и средний пальцы складываются в жест «ОК».
  2. Их вставляют в рот на 1 фалангу для придания правильного положения языку, который следует максимально отодвинуть назад. Расстояние между его кончиком и ногтями должно составлять 1 см.
  3. Носом делают глубокий вдох, после чего резко, с силой выдыхают через рот.

Если свист не получится, проверьте правильность расположения языка и пальцев, слегка измените их положение. Продолжайте, пока не засвистите.

Свист без помощи рук

Быстро научиться свистеть без пальцев можно двумя методами.

Первый предполагает использование языка и рта:

  1. Язык нужно опустить, чтобы коснуться его кончиком верхних зубов. При этом вдоль неба будет создан коридор. Нужно, чтобы воздух не выходил по сторонам от языка. Тогда при выдохе под давлением получится свист.
  2. Губы вытянуть трубочкой так, чтобы диаметр отверстия был размером с мизинец. Должно появиться напряжение, вокруг рта возникнут морщинки.
  3. Язык опускать либо поднимать, прижимать к небу запрещается. Он должен оставаться зафиксированным в изначально заданном положении.
  4. Затем под напором выпускают воздух. Если звук не возникнет, можно слегка сместить язык и повторить попытку.
  5. Щеки не должны раздуваться. В противном случае воздух будет в них задерживаться. Лучше немного втянуть их, как при питье через коктейльную трубочку.

Вторая методика предполагает участие нижней челюсти:

  1. Челюсть надо чуть подвинуть вперед.
  2. Губу прижимают к зубам. Можно поддерживать ее пальцами, если придать требуемое положение затруднительно.
  3. Язык нужно удерживать на небольшом удалении от зубов, его положение произвольное. Во время выдоха он смещается, чтобы раздавался свист.

Некоторым людям легче засвистеть не выдыхая воздух, а втягивая его. Если получить желаемый звук на выдохе не удается, попробуйте резко с силой вдохнуть, не изменяя положения участвующих в процессе органов.

Когда простые методы будут освоены, можно начать экспериментировать со звучанием. Чтобы звук получился низким, губы раздвигают и отодвигают язык от зубов. При этом нижнюю челюсть и голову слегка опускают. Звук высокой частоты получается, когда губы вытянуты и напряжены. Голову приподнимают, язык остается прижатым к нижней челюсти, в противном случае раздастся шипение.

Не стоит забывать о личных особенностях, так что используйте предложенные инструкции и корректируйте по чуть-чуть положение языка, губ, скорость и направление воздуха, чтобы научиться свистеть. Упражняясь, вы рано или поздно почувствуете, что получается свистеть. Со временем вы сможете уверенней действовать, и получится издать более громкий свист. Не сдавайтесь.

Существует несколько способов, как научиться свистеть без использования специальных приспособлений. Освоив простые техники, можно переходить к сложным: учиться издавать более громкий свист, воспроизводить мелодии, подражать птицам.

Как научиться свистеть

Интонации свиста

Выделяют несколько разновидностей свиста.

  1. Восхищенный.
  2. Призывный.
  3. Осуждающий.
  4. Предупреждающий.
  5. Отвлеченное посвистывание.

Помимо этого человек может начать насвистывать в задумчивости.

Насвистывание мелодий

Губы нужно предварительно увлажнить, для этого используют гигиеническую помаду либо бальзам. Водой во время тренировочного процесса пользоваться неудобно, поскольку жидкость быстро высыхает.

Губы складывают трубочкой, вытягивают. Отверстие должно быть диаметром с карандаш. Конец языка опускают, носом делают вдох, после чего непрерывно выпускают воздух ртом. Сильный напор не требуется. Если надо повысить звук, губы слегка растягивают.

Как научиться издавать громкий звук

Научиться издавать громкий, резкий звук с использованием рук можно с помощью пошаговой инструкции. Звук получится громче, если предварительно смочить губы или выпить стакан чистой воды.

Как научиться свистеть

С помощью пальцев можно издавать громкий свист.

Схема, как научиться свистеть громко с пальцами:

  1. Большой палец соединить со средним и указательным. С помощью полученной конструкции опускают вниз и вперед нижнюю губу, прижимать ее нужно по центру. Ногти при этом упрутся в центральную часть языка. Кончик прижимают снизу так, чтобы он слегка закручивался на небольшом расстоянии от зубов. Полностью заворачиваться конец не должен.
  2. Слегка протолкнуть язык внутрь. При этом давление не должно быть слишком сильным. Назад должен загибаться лишь кончик, не больше 1/4 части от общей длины.
  3. Выдохнуть. Выдуваемый воздух попадет на образовавшийся склон, благодаря чему и раздастся свист. Выдыхать нужно под напором. Чем резче человек выдавливает из легких воздух, тем громче свист.

Громкие звуки возможно издавать и без движений руками:

  1. Язык максимально отодвигают назад в расслабленном состоянии.
  2. Нижняя губа плотно прижимается к зубам.
  3. Воздух должен проходить под языком. Звук получится громким во время перемещения языка в требуемое положение. Одновременно придется перемещать и нижнюю челюсть.

Использование двух пальцев

Методика позволяет свистеть максимально громко и может использоваться для отпугивания бездомных собак или при необходимости привлечь внимание.

Перед началом тренировки рекомендуется тщательно вымыть пальцы.

Красиво свистеть можно с помощью простого метода:

  1. Чтобы издать свист с помощью языка и пальцев, надо сначала втянуть обе губы. Большой и средний пальцы складываются в жест «ОК».
  2. Их вставляют в рот на 1 фалангу для придания правильного положения языку, который следует максимально отодвинуть назад. Расстояние между его кончиком и ногтями должно составлять 1 см.
  3. Носом делают глубокий вдох, после чего резко, с силой выдыхают через рот.

Если свист не получится, проверьте правильность расположения языка и пальцев, слегка измените их положение. Продолжайте, пока не засвистите.

Свист без помощи рук

Быстро научиться свистеть без пальцев можно двумя методами.

Первый предполагает использование языка и рта:

  1. Язык нужно опустить, чтобы коснуться его кончиком верхних зубов. При этом вдоль неба будет создан коридор. Нужно, чтобы воздух не выходил по сторонам от языка. Тогда при выдохе под давлением получится свист.
  2. Губы вытянуть трубочкой так, чтобы диаметр отверстия был размером с мизинец. Должно появиться напряжение, вокруг рта возникнут морщинки.
  3. Язык опускать либо поднимать, прижимать к небу запрещается. Он должен оставаться зафиксированным в изначально заданном положении.
  4. Затем под напором выпускают воздух. Если звук не возникнет, можно слегка сместить язык и повторить попытку.
  5. Щеки не должны раздуваться. В противном случае воздух будет в них задерживаться. Лучше немного втянуть их, как при питье через коктейльную трубочку.

Вторая методика предполагает участие нижней челюсти:

  1. Челюсть надо чуть подвинуть вперед.
  2. Губу прижимают к зубам. Можно поддерживать ее пальцами, если придать требуемое положение затруднительно.
  3. Язык нужно удерживать на небольшом удалении от зубов, его положение произвольное. Во время выдоха он смещается, чтобы раздавался свист.

Некоторым людям легче засвистеть не выдыхая воздух, а втягивая его. Если получить желаемый звук на выдохе не удается, попробуйте резко с силой вдохнуть, не изменяя положения участвующих в процессе органов.

Когда простые методы будут освоены, можно начать экспериментировать со звучанием. Чтобы звук получился низким, губы раздвигают и отодвигают язык от зубов. При этом нижнюю челюсть и голову слегка опускают. Звук высокой частоты получается, когда губы вытянуты и напряжены. Голову приподнимают, язык остается прижатым к нижней челюсти, в противном случае раздастся шипение.

Не стоит забывать о личных особенностях, так что используйте предложенные инструкции и корректируйте по чуть-чуть положение языка, губ, скорость и направление воздуха, чтобы научиться свистеть. Упражняясь, вы рано или поздно почувствуете, что получается свистеть. Со временем вы сможете уверенней действовать, и получится издать более громкий свист. Не сдавайтесь.

Сегодня рассмотрим с вами, дорогие друзья, как научиться свистеть, да прямо так, чтобы у добропорядочных, умудренных сединой леди и джентльменов кровь в жилах стыла.

Свист относится к разряду обязательных и полезных мужских умений и имеет ярко выраженное практическое применение. Например, позволит подозвать партнера по бизнесу или вызвать восхищение в глазах сына; предупредить прохожего, что эта территория принадлежит вам и вашим коллегам по парадному; намекнуть красотке, что она выглядит божественно. Об охотниках и собаководах и говорить нечего, здесь все очевидно.

Специалисты выделяют несколько простых способов извлечь из своих легких пронзительный свист разной направленности: художественный, восхищенный, предупреждающий, отпугивающий, хулиганский.

Однако прежде чем углубиться в практические занятия, стоит немного предаться философии действа и углубиться в историю, дабы занятие сие не носило поверхностного характера, а было мастерством осознанным.

Первый вариант свиста – пальцы обеих рук сложены в букву «А»

Немного истории – проделки нечисти

Издавна в народе существовало негативное отношение к свистунам и свисту. Во многом это связано с генной памятью – первобытным страхом первых людей перед стихией ветра, которая сопровождается сильным светящим звуком. Наши не столь первобытные предки времен уже нашей эры это явление объясняли беснованием нечисти. Просто, не требует осмысления, легко запомнить. Вот отсюда и проистекал весь негатив к свистунам, которые уподобляли нечистой силе и порицали, как инквизиторы не порицали Николая Коперника. Вспомнить только Соловья Разбойника, известного своим убийственным свистом.

Интересно, что у славянских, а также китайских моряков, напротив, посвистеть в море было не плохой приметой, а оккультным мастерством в сфере призвания ветра. Так, например, чтобы выйти из зоны штиля, моряки прибегали к свисту. Как говорят старожилы, иной раз зычный свист действительно «надувал паруса». Некоторые «земные» профессии также не обходились без умелых свистунов. Это, например, ловчие и псари.

Особое табу по отношению к свисту сложилось в вопросе свистящих девушек. Девочек, тяготеющих к этому праздному занятию, пугали мужской бородой, безденежьем и другими нечеловеческими кошмарами.

Немного теории – разновидности мужского свиста

Различают как минимум пять разновидностей свиста.

Восхищенный свист успешно скроет неумение связать и пары слов

Отвлеченное посвистывание

Не имеет никакого глубинного смысла. Иногда просто хочется легко насвистывать непринужденную, зачастую, навязчивую мелодию. Данный тип свиста можно отнести к области перебирания четок, постукивания пальцев, накручивания локона волос и прочей цепляющей и расслабляющей жестикуляции и артикуляции.

Восхищенный свист

Чаще всего направлен на особь противоположного пола. Звук этот не носит негативного или нейтрального оттенка, и откровенно выражает восхищение. Как нам – мужчинам – говорят сами представительницы прекрасной половины человечества: «женщины ценят поступки, а не слова» (но мы-то знаем, что не все и не всегда). Поэтому бессмысленные с женской точки зрения потоки словоблудия вроде «Вы просто божественно выглядите, мой разум даже не способен выдать связный и достойный комплимент» мы просто заменяем конкретным делом – свистом.

Призывный свист

От вышеуказанного отличается более откровенным подтекстом. Можно сказать, это аналог мартовскому мяуканью котов. Сам звук насвистывания не мелодичный и распевный, а, скорее, резкий и напористый.

Осуждающий свист

Данную разновидность насвистывания можно отнести к мелодичному синониму рабоче-крестьянского «Фу!». Причем, в вышей степени осуждения. Такой свист можно, например, услышать на спортивных соревнованиях и митингах.

Предупреждающий свист

Этот свист также носит адресный характер, всегда обращен к конкретному человеку. Этимологически он обозначает «эй, ты, а ну иди сюда!», «сигаретки не найдется?» и их вариации и производные. Данное насвистывание чаще всего употребляется в сугубо мужской компании.

Как научиться свистеть с использованием пальцев?

Для зычного громко свиста понадобятся пальцы. Если у вас по какой-либо причине их нет, вам следует смириться с тем, что свистун из вас будет чуть менее чем так себе, и сразу перейти к следующему пункту. Именно сложенные в сакральном жесте пальцы помогают издать правильный, громкий, продолжительный свист.

Второй вариант свиста – пальцы руки сложены в знак «Ок»

Правила и последовательность действий:

  • Шаг первый. Необходимо сложить из пальцев обеих рук букву «А». Для этого нужно из указательных и средних пальцев образовать вершину буквы «А», а поджатые безымянные и мизинцы образуют основание буквы. Упрощенный, но менее эффективный вариант – заменить конструкцию из пальцев знаком «Ок».
  • Шаг второй. Губы нужно максимально прижать к зубам. Внешне это должно выглядеть так, как будто вы губами закрываете беззубые десны. Пальцы должны помочь сделать это движение губами максимально правильно и элегантно.
  • Шаг третий. Пальцы, сложенные вышеуказанными способами, нужно ввести в собственное ротовое отверстие (предварительно руки лучше помыть). Пальцы должны лежать в направлении центра языка. Язык нужно подобрать назад так, чтобы между зубами и кончиком языка образовалось расстояние.
  • Шаг четвертый. Наберите полные легкие воздуха, сомкните губы и выдыхайте воздух. Если все телодвижения были выполнены правильно, вы услышите громкий свист. Если вы не услышали громкого свиста, повторять все заново, пока не услышите.

Продолжительность свиста будет зависеть от объема легких и желания. Со временем, меняя интенсивность выдыхаемого воздуха, к протяжному свисту можно будет добавить более мелодичные звуки.

Как научиться свистеть без пальцев?

Свистеть без пальцев и специального приспособления – свистка – можно двумя способами. Тренироваться лучше всего перед зеркалом. Это поможет быстро научиться правильно складывать губы, а значит, недели обучения сократятся до дней, а при должной сноровке – до часов и даже минут.

Третий вариант свиста – губки «бантиком»… фигурально выражаясь

Способ первый:

  • Выдвиньте слегка вперед нижнюю челюсть. Главное – не переусердствуйте.
  • Накройте нижней губой нижний ряд зубов.
  • Натяните уголки губ, как вы это делаете в легкой полуулыбке.
  • Язык должен быть свободно расположен в полости рта.
  • Выдыхаете воздух через рот, пропуская его под языком.

С первого раза свиста может не получиться. При этом совершенно необязательно неудачу списывать на слабые легкие. Профессионалы советуют для начала выдыхать плавно, только со временем наращивая интенсивность и силу выдоха.

Способ второй:

  • Сложите губы трубочкой или дудочкой.
  • Отверстие между губами не должно превышать размера кончика мизинца.
  • Кончик языка должен быть расположен на небольшом расстоянии от нижних зубов.
  • Плавно выдыхайте воздух. Если кроме выдоха ничего не получилось, приподнимите кончик языка к внешнему краю неба и снова сделайте плавный выдох.

При получении необходимого опыта и повышении lvl’а можно начать экспериментировать с интенсивностью и силой выдоха.

Заключение

В качестве подведения итогов о том, как научиться свистеть и зачем, отмечу, что свист в большинстве цивилизованных сообществ и культур (исключая субкультуру благообразных старцев на лавочках) больше не имеет яркого выраженного негативного подтекста.

В определенных профессиях умение свистеть вообще является обязательным пунктом в резюме и будет проверяться на собеседовании (на самом деле нет). Ну а в качестве заключительного слова отмечу, что при достаточно развитой фантазии и высокой уверенности в себе свист с успехом заменит музыкальный инструмент.

Быстрый, громкий, пронзительный свист может помочь во многих ситуациях. Для тех из Вас, кто не умеет так свистеть, но желает научиться и написан этот урок. (Примечание: речь не идет о свистульках, дудочках и прочих приспособлениях.)

Здесь показаны два способа: Используя пальцы, и Без них. Предположим, тебе нужно поймать машину. На улице льёт дождь, а твои руки заняты. Тогда ты можешь использовать свист Без пальцев, чтобы привлечь внимание.

Перед тем, как взяться за дело …

Если ты вообще не умеешь свистеть (даже сложив губы трубочкой), то сначала научись способу 'Используя пальцы'. Многие считают, что он легче.

Если ты специально отвел время на тренировку (а мы это рекомендуем), то сначала вымой руки. Все-таки придется засовывать пальцы в рот.

Способ 1: Используя пальцы

Шаг 1: Подверни губы

Прежде всего, твои верхние и нижние губы должны полностью закрывать зубы и быть 'подвернутыми' внутрь рта. Только самые краешки губ могут выступать наружу.

Шаг 2 : Подбери распальцовку

Назначение пальцев – придерживать губы над зубами. Поэкспериментируй с приведенными ниже комбинациями пальцев и выбери, что лучше подходит для тебя. Наилучший вариант зависит от размеров пальцев и рта. Независимо от выбора, расположение пальцев одно и то же: примерно на полпути от края рта до его центра и просунуты до первого сустава. (Опять же, это может варьироваться в зависимости от размеров рта и пальцев.)

Есть следующие варианты:

  • U-образная форма создается большим и средним, или большим и указательным пальцами любой руки.
  • правым и левым указательными пальцами
  • правым и левым средними пальцами

Когда ты засунул пальцы, проверь следующее:

1) Ногти должны быть направлены вовнутрь, к центру языка, а не прямо; и также 2) пальцы должны прижимать губу очень крепко.

Шаг 3 : Убери язык

Теперь – самое главное.

    Убери язык назад так, чтобы кончик языка почти касался дна. Расстояние до передних нижних зубов

1см. Таким образом кончик языка станет шире, захватывая большую поверхность.

  • Свист появляется, когда поток воздуха попадает прямо на скос. В нашем случае, поток воздуха создается верхними зубами и языком.
  • Шаг 4 : Дуй

    Шаги 3 и 4 выполняются практически одновременно. Сделай большой вдох и выдыхай через рот. Поэкспериментируй с расположением пальцев и языка.

    • Начинай с легкого продувания. Получится тихий свист низкого тона, зато воздуха хватит на продолжительное время.
    • Пока ты дуешь, попробуй найти языком нужную точку. Это место максимальной громкости свиста; когда воздух попадает на самую острую часть скоса. В результате должен получиться пронзительный, чистый звук с постоянным тембром, а не тихий присвист, который то появляется, то проходит.

    Способ 2: Без пальцев

    Свист Без пальцев – это естественное продолжение свиста с пальцами. В предыдущем Способе, ты прижимал губу пальцами. Сейчас, придется обойтись без них. Вместо пальцев, нужно использовать мышцы губ и челюсти.

    Шаг 1: Подверни губы

    • Выдвини нижнюю челюсть и натяни уголки рта. Нижние зубы не должны быть видны, а верхние могут слегка показываться.
    • Нижняя губа должна очень крепко прижиматься к зубам. Если это сразу не получится, то можешь прогладить её пальцами. Для этого надави указательным и средним пальцами в центр губы, а затем раздвинь пальцы так, чтобы пригладить губу до уголков рта. Примечание: в данном случае пальцы не участвуют в формировании потока воздуха.

    Шаг 2 : Убери язык

    Это – самый главный этап.

    • Убери язык назад так, чтобы он 'плавал' во рту. Расстояние до передних нижних зубов меньше, чем при свисте с пальцами.

    Шаг 3 : Дуй


    Шаги 2 и 3 выполняются одновременно.

    • Сделай глубокий вдох и выдыхай – воздух пойдет под языком, затем через пространство между языком и зубами, и выйдет через рот. Поэкспериментируй с положением языка и наклоном челюсти, а также с силой выдоха.
    • Слушай звуки: В начале, у тебя будет получаться только звук выходящего воздуха из автомобильной камеры. Но затем будет пробиваться и чистый свист. Как только это получится, считай, что ты можешь окликнуть любую тачку или собаку в районе.

    Пальцы, по возможности не грязные.
    Зеркало (не обязательно).

    Тренируйся по 5 минут в день, и ты научишься идеально свистеть за несколько недель (максимум).

    Скос : острый край, который обдувается воздухом для получения свиста. В нашем случае, поток воздуха создается верхними зубами и языком.

    Нужная точка. Место на скосе, в котором достигается максималь-
    ная громкость. Как только ты направишь воздух в эту точку, получится ясный громкий свист.

    При поражении нервной системы нарушается связь речевого аппарата с центральной нервной системой. Развивается дизартрия, ограничивается подвижность голосовых органов – языка, нёба, губ, замедляется артикуляция. У детей дизартрия сопровождается недоразвитием речи, нарушением способности чтения и письма, неправильным произношением слов. Дизартрия возникает как последствие поражения ЦНС при детском церебральном параличе, опухолях, нейроинфекциях, травмах и других заболеваниях. У взрослых расстройство речи может возникнуть после инсульта, при развитии опухоли головного мозга, при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, нейросифилисе и других заболеваниях.

    В неврологическом отделении Юсуповской больницы проводят диагностику и лечение различных заболеваний нервной системы, в том числе демиелизирующих, болезни Альцгеймера, Паркинсона, нарушений мозгового кровообращения и других поражений нервной системы. В реабилитационном центре применяют современные методики восстановления речи и утерянных способностей больного. Для восстановления мозговой деятельности при поражении нервной системы применяют лечебную физкультуру, упражнения на тренажерах, занятия с логопедом. Различные методы лечения и реабилитации применяются в зависимости от возраста, состояния пациента, степени поражения ЦНС.

    Постановка звуков при дизартрии: последовательность

    Постановка звука «с»

    Звук «с» при дизартрии отрабатывается в зависимости от сложности нарушения речи пациента. В сложных случаях, когда у пациента нарушен слух и речь постановка звука «с» может проводиться несколькими способами, с предварительной отработкой звуков «ф», «фа». Логопед учит пациента правильно держать язык при выдохе и одновременно произносить звук. При постановке звука используют специальную тонкую лопатку, которой слегка прижимают язык во время выдоха и отработки звука. Так можно проводить постановку свистящих звуков при дизартрии (переднеязычные зубные, щелевые «з» и «с»). Свистящие звуки образуются с помощью воздушной струи, проходящей через органы речи и напоминающей свист.

    При образовании свистящих звуков воздушная струя проходит через узкую щель, которая образуется между передней частью языка и твердым нёбом. Опорным звуком для постановки «с» является звук «и». Поэтому занятия включают произношение звука «и». Врач предлагает спрятать язык за зубы и широко улыбнувшись произнести «и-и-и». Затем врач с пациентом, проговаривают слова, содержащие звук «и», логопед использует различные упражнения. Постановка звука «с» начинается после проведения упражнений со звуком «и» различными способами. Сомкнув зубы и улыбаясь, про себя следует произнести звук «и», затем представить, что дуете на мяч. Губы не должны смыкаться, кончик языка должен находиться за нижними зубами. Во время выполнения упражнения слышится звук «с».

    Второй способ выполняется с помощью механического помощника. Кончик языка находится за нижними зубами, зубы обнажены в улыбке, на кончик языка кладут тонкую палочку, слегка прижимая язык. Палочка формирует желобок в центре языка. Врач предлагает пациенту подуть на кончик языка сильной воздушной струей. Слышится звук «с». Для того чтобы упражнение было успешным, следует поднести ко рту тыльную сторону ладони и следить за воздушной струей – она должна быть прохладной и узкой. Когда пациент начинает хорошо произносить звук, переходят к автоматизации звука в предложениях и словах.

    Постановка звука «д», звука «т» и «ть»

    Постановка звука «т» при дизартрии и «д» начинается с упражнений для языка, которые помогают увеличить его гибкость и снять тонус. Пациент поднимает язык вверх, прикасаясь кончиком языка к нёбу, язык направляет вправо, влево, проводится логопедическая гимнастика. Затем врач предлагает постучать молоточком (языком). Пациент произносит звук «т» приподнимая язык к нёбу и продвигая вперед между передними зубами. Мягкий согласный звук возникает при поднятии языка ближе к нёбу и создания более узкого прохода для выходящего воздуха, чем при произношении твердого согласного звука.

    Постановка звука «ть» при дизартрии проводится при помощи метода произношения мягкого согласного звука. Врач-логопед отрабатывает с пациентом произношение мягких и твердых согласных звуков. С помощью шпателя врач прижимает кончик языка, опускает его за нижние зубы, ребенок произносит слог «та» - в результате получается «тя». Врач просит ребенка поцокать языком. Затем ребенок во время цоканья выдыхает, а не вдыхает воздух - получается звук «ти». Для усиления мягкости звук «т» произносится между двумя гласными.

    При произношении звука «д» голосовые складки смыкаются, нёбо опущено, в гортани ощущается вибрация. Постановка звука «д» может проводиться несколькими способами: подражанием, от звука «б», от звука «т». От звука «т»: врач кладет одну руку ребенка себе на гортань, вторую на гортань ребенка. Затем произносит звуки «т» и «д» по очереди, просит обратить внимание на разность вибрации гортани при произношении звуков. Обращает внимание на вибрацию при произношении звука «д». От звука «б»: Кончик языка ребенка располагается между зубами. Врач просит произнести слоги «ба-ба-ба», в момент произношения раздвигает губы ребенка – слышатся слоги «да-да-да».

    Постановка звука «н»

    Проводится артикуляция и постановка звука «н». Во время артикуляции губы находятся в нейтральном положении, кончик языка касается верхних зубов, при произношении звука в носовой полости возникает вибрация. Постановка звука проводится с помощью двух способов: подражания и от звука «м». Способ подражания: пальцем одной руки ребенок касается своего носа, пальцем другой руки носа врача. Врач показывает расположение языка во рту во время произношения звука. Ребенок чувствует вибрацию и пытается повторить.

    Способ от звука «м»: язык ребенка просунут между сомкнутыми губами, ребенок произносит протяжное «м». Слышится оттенок звука «н» По мере привыкания к межгубному произношению звука «н» в словах, губы раздвигаются пальцами. Затем язык переводится в нормальное положение к верхним зубам.

    Постановка звука «л»

    Неправильное произношение звука «л» или пропуск звука «л» называют ламбдацизмом. Встречается несколько видов ламбдацизма:

    • При произношении звука «л» слышится звук «у» - двугубный тип.
    • Корневая часть языка приходится на мягкое нёбо, при произношении звуков поток воздуха идет через нос и изменяет звук «л» на «нг», речь становится гнусавой – носовой тип.
    • Кончик языка во время произношения звуков перемещается в межзубное пространство – межзубный тип.
    • Звук «л» совсем не проговаривается.

    Ребенок может не произносить звук «л» по нескольким причинам:

    • У ребенка короткая подъязычная связка.
    • Ослаблены мышечные ткани языка.
    • Ребенок не воспринимает звук «л», нарушен фонематический слух.

    Подготовка к постановке звука «л» при дизартрии начинается с артикуляции. Следует правильно располагать органы артикуляции – губы, нёбо, язык. Зубы не должны смыкаться, кончик языка должен упираться в верхние десна или зубы, он должен быть напряжен. Верхнее нёбо и корневая часть языка должны быть приподняты, вибрация создается в области голосовых складок. Постановка звука зависит от вида ламбдацизма. При двугубом ламбдацизме произношение звука нарушается из-за неправильного расположения губ. В этом случае используют упражнение с улыбкой, зубы сжимаются, а губы разводятся в улыбке. Логопед проводит с ребенком артикуляционную гимнастику, занятия, во время которых снимается напряжение губ. Также звук «л» можно поставить по подражанию. Логопед показывает ребенку правильное расположение губ, языка, зубов и произносит звук. В это время ладонь ребенка располагается на щеке врача, и он чувствует, как создается вибрация. Звук «л» относится к сложным звукам, постановка которых формируется к 6 годам жизни ребенка.

    Постановка звука «э», «ы» и других гласных

    Постановка звука «ы» при дизартрии, а также звуков «у», «э», «о», «а», «и» проводится в первую очередь. Логопед уточняет артикуляцию гласных звуков. Затем начинается работа с мягкими сонарами, затем с их твердыми парами звуков. Предварительно проводится логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Врач предлагает ребенку глубоко вдохнуть через нос, слегка улыбаясь открыть рот, кончик языка направить к нижним резцам. Выдохнуть и шепотом произнести звук «э», затем упражнение повторить с голосом.

    Как поставить звук «р»

    Как ставить звук «р» при дизартрии, как сделать процесс автоматизации звука «р» интересным, знает опытный врач-логопед. Постановка звука «р» при дизартрии может занять длительное время. После разминки врач предлагает ребенку запомнить слова, затем повторить их с помощью картинок. На картинках изображены предметы, цветы, растения, животные, названия которых содержат звук «р». Такие занятия тренируют память и правильное звукопроизношение. Способы, которые применяют при постановке звука «р»:

    • Подражание.
    • С помощью артикуляции.
    • Механическая помощь: от опорного звука, от артикуляционного уклада.

    Постановка звука «м»

    Губы плотно смыкаются, затем раскрываются быстрым выдохом воздуха. При произношении звука «м» ощущается легкая вибрация носа и щек. Постановка звука «м» может проводиться способом подражания. Врач прижимает к своей щеке руку ребенка, к щеке ребенка свою руку. Ребенок чувствует вибрацию через свою ладонь и воспроизводит вибрацию сам. Также проводят занятия с повторением слогов, содержащих звук «м» - ма-мо, ма-ма, му-ма и других.

    Постановка звука «ф»

    Подготовка к постановке звука «ф» начинается с проведения артикуляционной гимнастики, самомассажа лица, уточнения артикуляции звука. Артикуляция звука «ф» начинается со сближения нижней губы и верхних зубов. Кончик языка находится в ротовой полости на дне, язык отодвинут назад, мягкое нёбо приподнято. Нарушение произношения звука «ф» происходит редко, в случаях наличия дефекта губы.

    Постановка звука «й»

    Звук «й» относится к среднеязычным, ротовым, щелевым, согласным, звонким, мягким звукам. Перед постановкой звука «й» проводится логопедическая гимнастика, затем звук ставится по подражанию, которое сопровождается тактильными ощущениями и показом артикуляции. Постановку звука можно проводить произнесением звукосочетаний «йа» в быстром темпе, использовать звук «зь», нажимая при произношении звука на кончик языка ребенка – получается звук «й». Звук «й» слышен при звонком произношении звука «хь».

    Постановка звука «ц»

    Постановка звука «ц» проводится после того, как ребенок начинает хорошо выговаривать звуки «с» и «т». При быстром повторении и слиянии звуков «т-с» получается звук «ц». Звучание звука «ц» можно добиться по подражанию. Ладонь ребенка подносится ко рту врача-логопеда, звук «ц» произносится на сильном выдохе – ребенок чувствует струю холодного воздуха на своей ладони. Врач показывает ребенку положение языка, губ и зубов при произношении звука. Затем ребенок должен несколько раз повторить слоги, состоящие из звукосочетания «ц» и гласных.

    При произношении звука кончик языка упирается в передние зубы, язык выгнут и поднят, боковые края органа напряжены. Во время произношения звука кончик языка отходит от передних зубов, усиливая поток воздуха. Примыкающая к нёбу часть языка опускается. Зубы при произношении сближены, губы растянуты в улыбку. Воздух выходит толчком при размыкании нёба и языка, приложенная ко рту ладонь ощущает сильную и холодную струю. Для закрепления результата врач произносит с ребенком скороговорки, играет в игры на опознание звука «ц» с закрытыми глазами.

    При межзубном сигматизме для хорошего произношения звука применяют лопаточку или чайную ложечку, которой фиксируют кончик языка с внутренней стороны нижних зубов во время произношения звука. Средняя часть языка должна соединиться с твердым нёбом. При губно-зубном сигматизме нижняя губа мешает произношению звука. Для чистоты произношения звука врач придерживает нижнюю губу ребенка, пока ребенок учится произносить прямые и обратные слоги, содержащие звук «ц». Постановка звука «ц» проводится с помощью ежедневных занятий с ребенком, с помощью игр, проговаривания скороговорок.

    Постановка звука «ш»

    Постановка звука «ч» при дизартрии и звука «ш», «д», «ж», «щ», «ц», «г», «б», «р», а также постановка звука «з» при дизартрии проводится вторым этапом. Способы постановки звука «ш» при дизартрии применяются после того, как ребенок научится делать языком чашечку. Широкий язык приподнимается к верхним зубам, не пропуская по краям воздух. Кончик языка образует щель с нёбом. Ребенок должен с некоторым усилием выдохнуть теплый воздух, в гортани не должна создаваться вибрация. Исправление звука «ш» может проходить от звука «р» и слога «кш». Постановка звука проводится с применением шпателя или лопаточки, которые помогают тормозить вибрацию языка и в результате получается шипение. Постановка звука может проходить по подражанию.

    Постановка звука «п»

    На первом этапе лечения автоматизируется звук «п», проводится дифференцировка звука «п». Очередность постановки звуков зависит от степени сложности для произношения, постепенности перехода от несложно произносимых к сложно произносимым звукам. Очередность постановки звуков будет зависеть от схожести по артикуляции и акустике. Звук «п» губно-зубной, ротовой, взрывной, смычный, мгновенный, глухой. В момент произношения звука губы сомкнуты и напряжены, затем губы размыкаются, и воздух толчком выходит наружу. Между зубами небольшое расстояние, мягкое нёбо закрывает проход в нос, голосовые связки разомкнуты. Постановка звука проходит по подражанию, используется речедвигательная ритмика.

    Постановка шипящих звуков

    Обучение проходит с помощью занятий, методы постановки шипящих звуков зависят от диагноза, уровня нарушений психомоторных функций. Используется принцип индивидуального подхода, занятия должны развивать ребенка эмоционально, интеллектуально. Во время постановки звуков подключаются зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, используются двигательно-кинестетический, слухо-зрительно-кинестетический, дидактический методы. Проводится активная и пассивная артикуляционная гимнастика, массаж.

    Постановка звуков при стертой дизартрии

    Дизартрия классифицируется как несколько видов нарушений:

    • Псевдобульбарная дизартрия. При таком нарушении обнаруживаются двусторонние очаговые повреждения нервных волокон, проходящих от пирамидных нейронов коры прецентральной извилины мозга до двигательных ядер черепных нервов (пирамидный путь). У больного укорочены дыхательные и речевые циклы, произносимые фразы обрывисты.
    • Бульбарная дизартрия. Нарушение связано с очаговым повреждением нервных волокон чаще всего в продолговатом мозге. Речь взрослого больного невнятная, гнусавая, сложная для восприятия.
    • Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия. Происходит поражение подкорковых ядер нервов головного мозга. Речь больного может изменяться от ускорения до замедления, может быть слишком разборчивой или смазанной, невнятной.
    • Корковая дизартрия. Поражается кора головного мозга. Поражение коры мозга сопровождается утратой речи, сохраняется понимание произносимых другими слов и фраз.
    • Мозжечковая дизартрия. Нарушение связано с поражением нервных волокон мозжечка и проводящих путей. Речь больного гнусавая, медленная, сегментированная, невнятная.

    Дизартрия имеет классификацию по шести формам:

    • Спастическая. Развивается при поражении нервных волокон мышц лица, которое приводит к параличу мышц, при двустороннем центральном парезе, при поражении корково-ядерных путей, двустороннем поражении передних центральных извилин.
    • Вялая. Вместе с расстройством речи нередко возникает расстройство глотания, дизартрия развивается в результате периферического пареза или паралича определенных мышц лица.
    • Односторонняя верхнемотонейронная. Развивается в результате паралича мышц лица, одностороннего центрального пареза, поражения корково-ядерных путей или передних центральных извилин.
    • Гиперкинетическая. Дизартрия развивается при поражении нервных связей подкорковых узлов и самих подкорковых узлов. В этом случае нарушена мелодичность речи, она смазанная, невнятная, звуки произносятся в нос. Относится к экстрапирамидным дизартриям.
    • Атаксическая. Дизартрия вызвана поражением мозжечка и проводящих путей. При атаксической дизартрии нарушается модуляция речи, речь становится скандированной, растянутой.
    • Гипокинетическая. Развивается при поражении подкорковых узлов и их нервных связей, относится к экстрапирамидным дизартриям.

    Также существует смешанная форма дизартрии, которая наблюдается при травмах нервной системы. Логопеды различают несколько степеней нарушения речи:

    • Первая степень – дефекты речи малозаметны, выявляются врачом при специальном обследовании.
    • Вторая степень – речь понятна, но в произношении отмечаются дефекты речи.
    • Третья степень – речь понятна только близким больного, частично ее понимают другие люди.
    • Четвертая степень дизартрии – речь непонятна близким людям или полностью отсутствует.

    Дифференциация звуков при дизартрии определяется индивидуальным подходом. Два этапа постановки звука при дизартрии помогают отработать гласные и согласные, дифференцировать в определенной последовательности. Порядок постановки звуков при дизартрии зависит от типа дизартрии. Если у ребенка стертая дизартрия, то занятия следует начинать с уточнения гласных звуков, согласные несут в основном семантическую нагрузку. Длительность гласных позволяет быть речи разборчивой, определяет темп и мелодико-интонационную окраску речи.

    Логопед, работая с пациентом, по длительности гласных звуков определяет разборчивость произносимых слов, учит произносить гласные звуки с определенной силой и высотой звука - такие занятия придают эмоциональный компонент речи. При дизартрии есть определенная последовательность в лечении, постановке звуков. Постановка гласных звуков при дизартрии проводится первым этапом, затем согласных и сонорных, смычно-взрывных, щелевых и переднеязычных. Комплексное лечение дизартрии состоит из медикаментозной терапии, ЛФК, иглотерапии, физиотерапии, занятий с логопедом. Врач-невролог Юсуповской больницы определяет степень поражения речевого аппарата, направляет на прием к логопеду. В больнице применяют методы восстановительной терапии при лечении дизартрии, нарушениях речи, с больными занимается логопед и специалисты реабилитационного центра. На консультацию к врачу можно записаться по телефону.

    Читайте также: