Какими зубами мы откусываем пищу

Опубликовано: 11.05.2024

Записаться на приём:

Нажимая кнопку "Записаться" Вы даёте согласие на обработку данных

Звоните по телефону:

Заказать обратный звонок:

Нажимая кнопку "Заказать" Вы даёте согласие на обработку данных

Наш адрес:
г. Екатеринбург, ул. Академическая, д.16 (Кировский район, возле УрФУ)

Время работы:
Пн -Пт: 8.00 - 20.00 (без перерыва)

  • Для каждого зуба характерная своя особенность, расположение в зубном ряду, выполняемые функции

Опыт работы с 2013 года (8 лет)

Зубы – это твёрдые образования, состоящие из эмали, дентина и цемента, имеют внутри полость, заполненную пульпой. Располагаются в костных альвеолах челюстей и принимают непосредственное участие в откусывании и пережёвывании пищи. Зубы являются производными слизистой оболочки ротовой области эмбриона. Эмаль развивается из слизистой оболочки, а пульпа, дентин, цемент и периодонт развиваются из мезенхимы, находящейся под эпителием.

Эволюция зубов


С точки зрения эволюции, зубы человека являются производными преобразованного в чешую эктодермального эпителия. Именно чешуя древних рыб, находящаяся на челюстях, развивалась и дала начало первым зубам. Они имели простейшую коническую форму. У низших позвоночных такие зубы были очень мелкими, но их количество было огромным, до 1000 штук! Но как бы велико их количество ни было, все они имели одинаковую форму (так называемая гомодонтная система). По мере развития у более высокоорганизованных животных зубы начали изменять свою форму в зависимости от своих функций, так сформировались зубы различной формы (это гетеродонтная система), они были приспособлены к образу питания животного. Кстати, зубы человека также относятся к гетеродонтной системе. Посмотрите в зеркало на свои зубы, и Вы увидите, что резцы отличаются от клыков, клыки от премоляров, а премоляры от моляров. Это объясняется тем, что они выполняют разные функции – резцами мы откусываем пищу, клыки разрывают и удерживают её, а премоляры и моляры размельчают пищу. Более подробную информацию о каждой группе зубов Вы сможете прочитать на страницах нашего сайта.

Анатомическое строение

У человека происходит одна смена зубов (дифиодонтный тип). Молочные зубы , их ещё называют временными, начинают прорезываться у ребёнка в 5-6 месяцев, а к 2.5-3 годам прорезываются все 20 зубов: 8 резцов, 4 клыка и 8 моляров. Анатомическая формула зубов молочного прикуса 2.1.2. Она расшифровывается так: у ребёнка на одной стороне челюсти, верхней и нижней, имеются два резца, один клык и два моляра.

Постепенно молочные зубы заменяются постоянными, в 10-13 лет меняется молочный клык, который является последним молочным зубом в прикусе.

Постоянные зубы начинают прорезываться в 5-6 лет, а в 20-25 лет прорезывается третий моляр («зуб мудрости»). В постоянном прикусе 28-32 зуба: 8 резцов, 4 клыка, 8 премоляров и 8-12 моляров («зубы мудрости» у некоторых людей не прорезываются и остаются ретинированными). Анатомическая формула следующая 2.1.2.3. Она расшифровывается так: у взрослого человека на одной стороне челюсти, верхней и нижней, имеются два резца, один клык, два премоляра и два-три моляра.

У зуба различают коронку – часть зуба, выступающая из альвеолы в полость рта, корень – находится в альвеоле, а также шейку – небольшое сужение на границе между коронкой и корнем зуба. Именно в области шейки зуба происходит окончание эмалевого покрова коронки и начинается цемент, который покрывает дентин корня. Внутри зуба имеется полость, форма которой повторяет внешние очертания зуба и делится на коронковую и корневую части. В области верхушки корня имеется апикальное сужение и апикальное отверстие.

Полость зуба заполнено пульпой - рыхлой соединительной тканью особого строения, богатой клеточными элементами, сосудами и нервами. Соответственно частям полости зуба различают коронковую и корневую пульпу.

Коронка зуба имеет выпуклость, которая хорошо выражена у премоляров и моляров. Она получила название экватор зуба и располагается на границе средней и верхней трети коронки. Наличие этой выпуклости создаёт межзубные контакты, которые у резцов и клыков располагаются ближе к режущему краю, чем у премоляров и моляров. В результате между зубами создаётся треугольное пространство, заполненное десневым сосочком, который становится защищённым от пищи. Кроме того, наличие плотного контакта между зубами обеспечивает равномерную жевательную нагрузку. Давление, оказываемое на зуб, распространяется по корням на альвеолярный отросток, а также на соседние зубы. Благодаря этому не происходит перегрузка пародонта. При отсутствии всего одного зуба происходит нарушение этой системы и ближайшие к дефекту зубы начинаются смещаться в его сторону, противоположный зуб из-за отсутствия антагониста так же выдвигается в сторону дефекта. В результате происходят различные зубочелюстные аномалии. Поэтому даже при отсутствии всего одного зуба необходимо проводить протезирование зубов.

Ткани зуба

  1. Эмаль – это самая твёрдая ткань зуба. Её твёрдость составляет 250-800 единиц Виккерса. Такая твёрдость эмали обуславливается высоким (96,5-97%) содержанием минеральных солей, 90% из которых составляет гидроксиапатит (фосфат кальция). Органических веществ очень мало, не более 3-4% Высокой твёрдостью и вместе с этим хрупкостью, обладают поверхностные слои эмали. Твёрдость эмали постепенно снижается при приближении к дентиноэмалевой границе. Толщина слоя эмали в разных отделах коронки различна и колеблется от 1.7 мм в области жевательных бугров до 0.01 мм в области шейки зуба. Толщина в области фиссур составляет 0.5-0.62 мм. Помните, что эмаль зуба не способна к регенерации, поэтому кариес, скол и другие разрушительные воздействия не проходят бесследно, разрушенную эмаль приходится заменять пломбировочным материалом.
  2. Дентин – составляют основную массу зуба человека. Коронковый дентин покрыт эмалью, а корневой – цементом. Дентин обладает значительно меньшей твёрдостью, чем эмаль, но вместе с тем большей эластичностью. Это обеспечивается меньшим содержанием неорганических солей (70% по массе) и большим количеством органического вещества (20%), остальная часть-вода. Основу неорганического вещества составляет гидроксиапатит, карбонат кальция и в небольшом количестве фторид кальция. Также в его составе имеются макро- и микроэлементы.
  3. Цемент – это твёрдая ткань, которая покрывает корень зуба, верхушку корня и область фуркации в многокорневых зубах. Состоит из 68% неорганических и 32% органических веществ. В области шейки переходит в эмаль, причём в 60% случаев цемент наслаивается на эмаль, в 30% - непосредственно граничит с эмалью, а в 10% - не доходит до эмали, в результате чего остаётся небольшой открытый участок дентина. Это наименее желательный вариант, т.к. в этом случае возникает высокий риск развития пришеечного кариеса.

Поверхности

  1. Окклюзионная поверхность – по другому её называют жевательной, она обращена к зубам противоположной челюсти. Она имеется у премоляров и моляров. У резцов и клыков нет жевательной поверхности, вместо неё имеется режущий край, который образуется при схождении язычной и губной поверхности.
  2. Вестибулярная поверхность – обращена в преддверие рта. У резцов и клыков она называется губной, т.к. соприкасается с губой, а у премоляров и моляров – щёчной, т.к. прилежит к щеке.
  3. Язычная – обращена в полость рта к языку. Для зубов верхней челюсти эту поверхность можно называть нёбной.
  4. Контактная поверхность обращена к соседнему зубу. Выделяют медиальную, обращённую к середине дуги и латеральную, обращённую в противоположную сторону.

Молочные зубы

У ребёнка в возрасте от 6 мес. до 2 лет появляются 20 зубов. Они называются молочными (временными) зубами. В молочном прикусе имеются резцы, клыки и моляры. Более подробную информацию читайте в статье «молочные зубы».

Постоянные зубы

В постоянном прикусе присутствует 28-32 зуба: 8 резцов, 4 клыка, 8 премоляров и 8-12 моляров. Это количество зубов стараемся сохранить выполняя несъемное протезирование мостовидными протезами. Каждый зуб имеет собственное строение и выполняет определённую функцию так, например, резцы необходимы для разрезания пищи, в то время как моляры её размельчают. Больше информации Вы сможете найти в статьях «резцы», «клыки», «премоляры» и «моляры» в них подробно расписано строение и функции каждого конкретного зуба с иллюстрациями. Но выполняя протезирование зубов при изготовлении протезов зубная формула может измениться.

Нажимая кнопку "Записаться на приём" Вы даёте согласие на обработку данных

Зуб – не орган

Что такое орган? Это группа тканей, выполняющих определенную функцию. Несмотря на то, что в гистологическом строении зуба можно выделить 3 вида тканей: эмаль, дентин и цемент, его нельзя назвать органом. Зуб – это анатомическое образование, расположенное в альвеоле челюсти и призванное откусывать и пережевывать пищу. В зависимости от прикуса, временный или постоянный, у человека может быть 20 и 28-32 зуба соответственно. Уже на 6-8 неделе гестации у эмбриона происходит закладка зачатков молочных зубов в виде эпителиальной пластинки, из которых позже формируются эмалевые колпачки. Дифференцировка этих зачатков у плода происходит к 12-14 неделе беременности. Если говорить о постоянных зубах, то их закладка начинается позже – на 18-20 неделе, но происходит не сразу, а постепенно: сначала образуются резцы, клыки, премоляры, которые в молочном прикусе отсутствуют, гораздо позже – на 6 месяце беременности - формируются моляры.

Зачатки зубов мудрости или третьих моляров формируются уже после рождения – на 4-5 году жизни, или же этот процесс не происходит вовсе – это вариант нормы.

По состоянию зубов, их закладке и, конечно, прорезыванию можно судить о состоянии здоровья. А особенности зубов могут быть симптомом ряда заболеваний.

Анатомическая классификация зубов

В норме у взрослого человека на каждой челюсти должно быть 14-16 зубов:

  • 4 резца: 2 центральных и 2 боковых (правый и левый);
  • 2 клыка;
  • 4 премоляра;
  • 4-6 моляров.
Условно все зубы можно разделить на центральные (фронтальные), обычно входящие в линию улыбки, то есть до клыков. Их основное предназначение – откусывание пищи. И жевательные (задние) зубы, которые имеют более массивное строение, бугры, обеспечивающее лучшее перетирание пищи.

Называть жевательные зубы коренными – неверно! Любой зуб, даже центральный, имеет корень, а, например, у клыков он более массивный и длинный в сравнении с другими. Именно клыку принадлежит мировой рекорд Гиннесса. Самый длинный клык - 37,2 мм, для сравнения, в среднем длина зуба - порядка 20 мм.

Анатомически в каждом зубе можно выделить:

  • Коронку
На которой расположен режущий край центральных и бугры жевательных зубов. В коронке прослеживается экватор – самая выпуклая часть зуба, образующая плотный контакт с соседними – это необходимо для равномерного распределения жевательной нагрузки.
  • Шейка
Самая узкая часть зуба, к которой прикрепляется зубодесневая связка, и здесь эмаль переходит в цемент корня. В норме большая часть шейки скрыта десной.
  • Корень
В зависимости от анатомической принадлежности у зуба может быть 1-3 корня, и это самая длинная его часть.

shutterstock_185622941.jpg

Анатомическое строение зубов мудрости неодинаково, и это особенно выражается в количестве корней. Известны случаи, когда у зуба мудрости было аж 7 корней!

Гистологическое строение зуба: эмаль

Эмаль – бессосудистая, самая плотная минерализованная «ткань» человеческого организма, покрывающая коронку зуба, то есть ту часть, которая выступает над десной. Уникальное строение эмали позволяет ей оставаться относительно неизмененной в течение жизни. Ее основное структурное образование – эмалевые призмы, которые концентрируются в пучки. Выделяются идущие в косом направлении линии Ретциуса, которые можно сравнить с кольцами деревьев – они образуются из-за циклических процессов минерализации, то есть насыщения эмали минералами.

Основная структурная единица призмы эмали – кристаллы апатитоподобных веществ, которые плотно прикреплены друг к другу. С возрастом размер этих кристаллов увеличивается.

Химическое строение эмали таково:

  • 95% неорганических соединений
Представлены апатитами, но главный из них гидроксиапатит Са10(РО4)6(ОН)2 – 75,04%. Состояние эмали определяет соотношение кальция и фосфора, этот коэффициент, который зависит от возраста и группы зубов, используется для определения состояния эмали.
  • 3,8% воды
Кроме связанной воды, которая представлена водной оболочкой кристаллов апатитов, в химическом строении зуба определяется и свободная вода. Эта эмалевая жидкость заполняет микропространства и участвует в ионных обменных процессах, происходящих в зубах.
  • 1,2% органических соединений
Они представлены липидами, углеводами и белками.

Дентин – основное вещество зуба

Под эмалью лежит дентин – менее обызвествленная минерализованная ткань. Химическое строение несколько отличается, здесь присутствует больше органических веществ в сравнении с эмалью – 28%, но все же больше неорганических – 72%. Дентин пронизан трубочками, внутри которых циркулирует дентинная жидкость, выполняющая несколько функций:

  • Питательная
Доставляет в дентин и эмаль вещества для обменных процессов из пульпы зуба и наоборот - от эмали к пульпе.
  • Чувствительная
Дентинная жидкость – некий проводник, который раздражает нервные окончания пульпы и передает соответствующие импульсы. Так мы чувствует температуру еды, боль при раздражении, например, при повышенной чувствительности зубов.

Поэтому первая чувствительная зона зуба – дентин-эмалевое соединение.

Цемент корня

Это также минерализованная ткань, отчасти напоминающая грубоволоконную кость. В химическом составе преобладают неорганические вещества. Цемент корня пропитан неорганическими солями, а за счет коллагеновых волокон плотно спаивается с костной тканью альвеолы челюсти.

shutterstock_1488467030 (1).jpg

Пульпа зуба или «нерв»

Это рыхлая соединительная ткань, изобилующая кровеносными и нервными сосудами, которая заполняет эндодонт зуба, то есть его внутреннюю часть. Анатомически выделяют коронковую пульпу и корневую, которая выполняет следующие функции:

  • Пластическую
За счет содержания в ней одонтобластов она участвует в образовании дентина;
  • Трофическую
С кровеносными сосудами в пульпу поступают питательные вещества и минералы, и пульпа «отдает» их дентину и эмали.
  • Чувствительную
Это самая чувствительная часть зуба.
  • Защитную
За счет одонтобластов стимулирует выработку вторичного дентина.

Обмен минералов

После каждого приема пищи эмаль зубов стирается на несколько микрон, но в течение 10-40 минут восстанавливается. За счет чего? В первую очередь, за счет защитных механизмов, предусмотренных природой. Ежедневно в зубах происходят два процесса:

  • деминерализация – выход минералов, например, за счет механического стирания, дефицитных состояний и, конечно, действия кислот, вырабатываемых кариесобразующими бактериями др.;
  • реминерализация – насыщение эмали и дентина минералами, которые «приносит» слюна, или же они поступают из пульпы.
Если эти процессы находятся в равновесии, проблем нет: кариес и гиперчувствительность не развиваются! Но если в рационе недостаточно кальция и фосфора, и организму просто неоткуда их брать, чтобы доставить к зубам, баланс нарушается. В итоге – эмаль обедняется, и появляется чувствительность, которая со временем только прогрессирует. А затем происходит и разрушение эмали, и в этих местах чаще всего начинается кариес.

Открытый урок по природоведению

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

ТЕМА: Зубы и уход за ними.

ЦЕЛЬ: Привести знания детей о зубах и уходу за ними в систему.

1. Зубы в жизни человека.

2. Строение зубов.

3. Гигиена зубов.

Уметь: находить у себя разновидность зубов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Зеркальце малое (на каждого).
  2. Кусочек груши (яблока).

Книги о здоровье для выставки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Звучит мелодия из телевизионной передачи «Здоровье».

Здоровым хочет быть каждый ребенок.

2. Сообщение темы и целей.

Тема нашей телевизионной передачи «Зубы и уход за ними». Чтобы вы могли поделиться полученными знаниями со своими друзьями, будем в тетрадях выполнять необходимые записи (ученики записывают в тетрадях тему урока).

  1. Какие виды зубов есть у человека и какое у них назначение.
  2. Строение зубов (выясним, как и почему разрушаются зубы).
  3. Научимся правильно ухаживать за зубами.

В передаче мы встретимся с врачом-стоматологом. Он назовет нам несколько правил, которые помогут сохранить зубы здоровыми на долгие годы. И обязательно послушаем народные советы Евдокии Дубравы.

3. Зубы в жизни человека.

Итак, начинаем нашу передачу. Ребята, как вы думаете, сколько зубов у человека? '

У человека 32 зуба. 28 вырастает до 14 лет. Остальные 4 зуба, которые называют зубами мудрости, вырастают после 17 лет.

К тому времени, когда вам исполнилось 2,5-3 года, полностью прорезались первые молочные зубы. Их всего пока только 20.

Молочные зубы «живут» мало, несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают зубы постоянные.

Все прекрасно понимают: выпадают молочные зубы, значит, ребенок растет и на месте выпавшего зуба обязательно вырастет новый зуб.

В зависимости от того, какую работу выполняют наши зубы, все они разделяются на три вида. Вот сейчас мы и узнаем, какие виды зубов есть у человека и какое у них назначение. А для этого проведем небольшой опыт, который поможет нам почувствовать работу зубов.

Опыт. На столе у каждого лежит кусочек груши и яблока. Сейчас вы должны будете съесть этот кусочек, но при этом наблюдать за собой. Запомните, какое действие вы совершаете с пищей сначала, чтобы она оказалась у вас во рту, и какие зубы при этом участвуют. И какое действие с пищей вы совершаете потом, и какие зубы участвуют при этом действии.

(Учащиеся проводят опыт.)

А теперь проверим:

1) Чтобы пища оказалась во рту, что вы сделали? (Откусили от груши небольшой кусочек.) Какие зубы в этом участвовали?
Чтобы откусить небольшой кусочек от какого-то продукта, участвует передний ряд зубов: по 4 верхних и нижних.

Рассмотрите их в зеркало, проведите языком по краю. Что вы можете сказать об их внешнем виде? (Эти зубы плоские и острые.) Почему эти зубы острые?

Вывод. Так как эти зубы предназначены для откусывания, отрезания кусочков от целой пищи, то их так и называют — резцы.

2) Что потом происходило с пищей во рту? Какие зубы в этом участвовали?

Вывод. Да, в измельчении пищи участвуют зубы, находящиеся в глубине рта. которые называются коренными.

Обратите внимание: их поверхность неровная, с выступами. Это неслучайно. Выступы и выемки на коренных зубах обеспечивают лучшее перетирание пищи, чтобы её было легче проглотить.

3) Вспомните, какими зубами вы обычно отрываете от мяса кусочек, отгрызаете от корки хлеба кусочек или разгрызаете орех? Обычно это делаем зубами, расположенными между коренными зубами и резцами. Посмотрите на них — они не такие, как резцы и коренные. У них острые края, но по форме они массивные.

Вывод. Это клыки — да, они так и называются. Клыки и приспособлены для разрывания и разгрызания плотной пищи: корнеплодов, мяса, рыбы. Клыки есть у многих животных, особенно хорошо они развиты у хищников. Почему? Из домашних животных хорошие клыки имеют собака и кошка. Хищники питаются другими животными, и у них всегда есть нужда разрывать мясо, шкуру.

Как вы думаете? Есть ли клыки у коровы и лошади? Почему нет? Чем объяснить, что клыки есть у свиней?

Вывод. Итак, какие виды зубов различают у человека? Какое назначение всех зубов?

Зубы у человека делятся на три группы: резцы, клыки, коренные, они предназначены для откусывания, перетирания пищи, для разгрызания более плотной пищи.

Ученики в тетрадях выполняют следующую запись:

Резцы — откусывают кусочки пищи.

Коренные — дробят, перетирают пищу.

Клыки — разгрызают плотную пищу.

4. Строение зубов.

Хотя зубы имеют разную форму и предназначены для разных целей, все они устроены одинаково. Далее мы и поговорим о строении наших зубов.

Нарисуйте в тетрадях модель нашего зуба.

Каждый зуб — это маленькая кость в нашем организме, только намного тверже и прочнее, чем другие кости. И это неслучайно. Зубы и должны быть прочными, ведь мы пережевываем ими пищу по три раза в день в течение всей жизни. Посмотрите на свои зубы в зеркальце. Чем покрыты зубы сверху?

Поверхность зубов, предназначенная для кусания и жевания, покрыта снаружи эмалью. Эмаль — очень твердое вещество. Здоровую, крепкую эмаль не берет сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится.

Внутри зуба мягкая ткань — пульпа. Она содержит кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.

Внизу зуба различают корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.

Как вы узнаете, что есть зуб, который необходимо показать врачу для лечения?

Через корень проходит нерв, который передает сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов.

Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы десны всегда были здоровыми, и в них не проникала инфекция. Если в десну попадет инфекция, то она может распространиться на зуб и разрушить его.

Почему же происходит разрушение зуба?

Во рту у каждого человека есть бактерии — микроскопические живые существа. Если на зубах остаются частицы пищи, которую мы едим, бактерии начинают приносить нашим зубам большой вред. Они выделяют кислоту, которая разъедает зуб, и образуется дупло.

Если врач не залечит дупло, пока оно мало, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба и поэтому зуб начинает болеть. Если вы вовремя не обратитесь к врачу, то это может привести к потере зуба. Как можно чаще посещайте зубного врача, чтобы зубы были здоровыми.

Почему обязательно нужно лечить зубы?

Человек с больными зубами не может пережевывать пищу, и это может привести к болезни желудка. Болезни могут вызвать и поселившиеся в зубах микробы, которые мы проглатываем вместе с пищей. Как же сохранить зубы здоровыми, крепкими? А для этого надо уметь за ними ухаживать.

Мы будем учиться правильно ухаживать за зубами. Какие предметы нам нужны для ухода за зубами?

Что вы знаете о чистке зубов и о зубной щетке?

*У каждого человека должна быть зубная щетка. Она всегда должна быть чистой.

*Чистить зубы надо два раза в день: утром и перед сном, после еды всегда полоскать рот теплой водой.

*Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние — снизу вверх. Чистить зубы надо не только с наружной стороны, но и с внутренней. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями. Чтобы, хорошо почистить зубы, требуется не ;меньше трех минут.

* Чтобы сохранить свои зубы здоровыми на долгие годы, надо соблюдать еще ряд правил.

О них вам расскажет наш гость - врач-стоматолог (в роли врача выступает ученик).

  • Не ковыряйте в зубах металлическими предметами (булавками, иголкой). Металлическим предметом можно поцарапать зуб, и он начнет разрушаться.
  • Не откусывайте нитку и проволоку зубами. От этого зубы быстро разрушаются.
  • Сразу после холодной пищи в рот пищу не берите горячую и наоборот. В зубах от этого будут образовываться трещины.
  • Не курите! От табачного дыма зубы становятся неприятного желтого и даже коричневого цвета. На них раньше, чем у некурящего человека, образуются трещины, и зубы разрушаются.
  • Больные зубы обязательно лечите. Два раза в год посещайте зубного врача. Недаром гласит народная мудрость «Здоровые зубы — залог здоровья».

А сейчас вы услышите советы Евдокии Дубравы (в этой роли выступает ученица).

— Здравствуйте, дорогие мои! Ничто не придает столько красоты улыбке, как здоровые белые зубы. Красивые и здоровые зубы говорят о хорошем здоровье. «Нет, зубов — нет здоровья», — говорят французы.

Чтобы ваши зубы были здоровыми, употребляйте в пищу больше витаминов (фрукты, овощи). Особенно полезен зубам витамин Д. Он содержится в рыбе, яичном желтке, молоке, масле.

Употребление черного хлеба полезно для сохранения зубов. Будьте здоровы!

Заканчивая нашу передачу, хочу пожелать всем вам здоровья. Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.

Тема: «Здоровые зубы – здоровью любы»

- Знакомство учащихся с основными правилами ухода за зубами и полости рта.

- Способствовать развитию у учащихся основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевание ротовой полости; привитие навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами.

- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

- Развивать память, внимание, мышление, речь, воображение учащихся.

Оборудование: рисунки зубов (рот со здоровыми зубами, рот с испорченными зубами), зубные щётки для всех учащихся, зубная паста, полотенце, флосс, аудиозапись песни «От улыбки», всем детям листы для рисования, цветные карандаши.

1. Организационный момент.

Повторение основного девиза «Уроков здоровья»

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

2. Объявление темы и целей урока.

Звучит фрагмент песни «От улыбки»

- Какая песня прозвучала?

- В этой песне есть такие слова «От улыбки станет всем светлей»

- Как вы понимаете смысл этих слов? (улыбка дарит радость, поднимает настроение)

- Ребята, а какую улыбку можно назвать красивой? (Добрая, открытая, радостная, нежная, с красивыми зубами,… - ответы детей)

- Посмотрите фотографии, на которых люди улыбаются. Улыбнитесь друг другу. Что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент? (Зубы)

- У этих улыбающихся людей ослепительные, красивые улыбки! Это потому, что у них здоровые, а значит, красивые зубы.

- Однако, просмотрев эти фотографии, мы можем убедиться что, не на всякие зубы приятно смотреть .

- Сегодня на уроке мы узнаем, как сохранить улыбку красивой и что нужно делать, чтобы зубы не болели. Тема нашего урока «Здоровые зубы – здоровью любы»

3. Работа по теме урока.

«Функции зубов».

- У вас на партах лежат зеркала. Возьмите зеркало в руки и рассмотрите свои зубки. Будьте аккуратны при работе с зеркалом.

- Посмотрели, аккуратно положили зеркала на место.

- Пощупайте язычком свои зубы и дёсны, опишите, что вы почувствовали? Какие они? (Гладкие, твёрдые острые. Передние зубы имеют острые края, а задние бугристую поверхность)

- Все ли зубы имеют одинаковую форму?

- Зачем человеку зубы?

1. Зубы откусывают и пережёвывают пищу.

- Чтобы пища лучше переваривалась, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами.

2. Зубы помогают правильно говорить.

- Попробуйте сказать слова не касаясь языком передних зубов: «дом», класс, «стол», своё имя. Сделайте вывод, зачем нужны зубы?

- Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для нормальной дикции, то есть ясного, чёткого произношения слов, для нормальной речи.

3. Здоровые зубы украшают лицо человека.

Нельзя также упускать из виду и того, что здоровые зубы служат украшением лица, больные же зубы или отсутствие зубов нарушает правильность черт лица, делает лицо некрасивым.

Обычаи, связанные с выпадением зубов.

- Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. К 10-11 годам молочные зубы выпадают и на их месте вырастают постоянные. Смена молочных зубов на постоянные зубы – естественный процесс, который происходит у всех детей, и не надо этого бояться. Но, если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.

- В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый. Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они». (Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы).

У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит: «Чёрная птица, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». (Чёрная птица символизирует удачу). В России тоже зовут мышку, а зуб принято класть на печку или под подушку.

Форма зубов

Возьмите в руки зеркала и рассмотрите форму зубов.

- Рассмотрим макет зубов. Вы уже сказали, что не все зубы одинаковые. Почему?

- Передние зубы имеют острый режущий край.

- Что мы делаем с помощью передних зубов?

- С помощью передних зубов мы откусываем пищу, словно отрезая её.

- как называются передние зубы? (Резцы).

- А что мы делаем с помощью угловых зубов с заострёнными концами?

- Эти зубы немного длиннее остальных зубов, что позволяет им легко входить в пищу и удерживать её при пережевывании.

- Как называются эти зубы? (Это клыки).

- Что мы делаем с помощью боковых зубов?

- Они служат для размельчения, перемалывания пищи.

- Как называются эти зубы? (Это малые и большие коренные зубы.)

- Давайте сделаем вывод, отчего зависит форма зубов?

- Форма зубов зависит от их функций. Пища бывает жидкой и твёрдой, поэтому и зубы разные.

Работа с рисунком «Строение зуба»

- Зуб – это живой организм. Каждый зуб состоит из трёх основных частей. Вот так зуб выглядит изнутри. Давайте вспомним строение зуба.

В полости рта мы видим только часть зуба, которая называется коронкой. В челюсти зуб закрепляется корнем. Часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем называется – шейка, она прикрыта десной. В самой серединке зуба находится мягкая ткань – пульпа. В ней проходят нервы и кровеносные сосуды. Они приносят клеткам зуба питательные вещества и благодаря им зуб чувствует тепло и холод.

Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждения.

- А теперь давайте ещё раз посмотрим на рисунок зуба в разрезе и заполним пропуски в предложении.

1. Мы видим часть зуба, которая называется ………………

2. Остальная часть зуба находится в …………….

3. ………….. прочно удерживает зуб в челюсти.

4. ………….. очень твёрдая и защищает зуб.

- Назовём ещё раз части зуба.

5. В ………. находятся кровеносные сосуды и нервы.

- Вся пища попадает в наш организм через ротовую полость. Таким образом, в течение дня на наших зубах образуется налёт и если за зубами не ухаживать, то этот налёт разрастается и превращается в монстра – кариес, который разрушает зуб, появляется дырочка. Дырка в зубе – всегда больно. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…

Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные —
Детские, молочные.
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
— Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять.
Как вы думаете,
- Как вы думаете, почему заболели зубы у Любы? (плохо ухаживала за ними)

- Надо ли ухаживать за молочными зубами?

- Надо оберегать от заболевания не только постоянные зубы, но и легко подвергающие порче молочные зубы, так как наличие больного молочного зуба вредно отражается и на постоянных зубах. В вашем возрасте как раз идёт замена молочных зубов на постоянные, поэтому за зубами необходимо ухаживать особенно тщательно.

- Сохранение зубов является одним из важных условий сохранения здоровья всего организма в целом. Зубы, как известно, необходимы для пережёвывания пищи. Хорошо пережёванная пища легко проглатывается, хорошо переваривается, хорошо усваивается организмом. Плохо разжёванная пища плохо усваивается, нарушает нормальную деятельность органов пищеварения, нередко приводит к заболеваниям желудка и кишечника. Болезнетворные микробы, гнездящиеся в больном, разрушающемся зубе, могут быть причиной различных заболеваний.

Важнейшим средством сохранения зубов являются: полноценное питание, правильный уход.

- От чего могут испортиться зубы, отчего они могут заболеть?

Когда мы едим, в промежутках между зубами всегда остаются кусочки пищи, появляется налёт и образуется кислота которая разрушает зуб. Зубы вскоре начинают гнить. Это приносит большой вред зубам. Заболевание зуба начинается с того. Что на зубе появляется маленькое тёмное пятнышко, а через некоторое время на этом месте образуется еле заметная ямка (углубление). В неё забивается пища, здесь она гниёт, от этого зуб ещё больше портится. Вскоре на этом месте образуется дупло. Если зуб не лечить, дупло становится глубоким и появляются сильные боли. Через некоторое время зуб совсем разрушится, и его необходимо будет удалять.

Используя слова в рамке, нужно заполнить пропуски в предложении.

Когда…………. разрушает эмаль зуба, начинается ………….

Вскоре возникает отверстие, или ………. и……… распространяется.

(кислота, полость, кариес)

Основные требования к уходу за зубами.

- Что же надо делать для того, чтобы зубы не портились и какие меры можно предпринять, чтобы не дать монстру-кариесу разрастись и повредить зуб? (необходимо заботиться о зубах)

- Как избавиться от налётана зубах?

Как поел – почисти зубки!

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты –

Очень важные продукты.

- Совершенно верно , ежедневно чистить зубы.

- Что нужно делать после каждого приёма пищи?

- Необходимо удалять остатки пищи из промежутков между зубами полосканием рта тёплой водой после каждого приёма пищи.

- Какие продукты способствуют сохранению здоровых зубов?

- Фрукты, овощи, молочные продукты.

- Почему нужно есть меньше сладкого? (продукты в которых много сахара, способствуют появлению кариеса)

- Почему не рекомендуется грызть орехи?

- Также нельзя допускать приёма очень холодной или очень горячей пищи.

Практикум «Почистим зубы»

- Назовите главных помощников сохранения зубов здоровыми. (Зубная щётка, зубная паста)

- Как нужно правильно чистить зубы?

Сначала необходимо помыть руки с мылом. Намочить щётку водой. Нанести зубную пасту. Чистить зубы надо не менее трёх минут.

Запомните правила чистки зубов:

Надо чистить все зубы – и передние и боковые; чистить со всех сторон – снаружи и изнутри, чтобы вычистить всех бактерий, мы должны вымести налёт, а не загнать его под дёсна.

Верхние зубы надо чистить сверху вниз, нижние – снизу вверх.

Надо также водить щёткой вправо и влево кругообразными движениями.

Чистим жевательную поверхность зуба.

Зубы чистим осторожно,

Ведь поранить дёсна можно…

А потом что? А потом

Зубы мы ополоснём.

Наши зубы стали белы.

- Прополоскав рот необходимо промыть щётку и убрать её на место.

- А как вы ухаживаете за своей зубной щёткой?

- Промывайте щётку всякий раз после чистки зубов. Никогда не позволяйте никому пользоваться вашей щеткой и сам никогда не пользуйся чужой. Необходимо менять зубную щетку каждые три месяца, это лучший подарок для вашей улыбки.

- Почему мы пользуемся именно зубной пастой, а не мылом, например?

Зубная паста содержит фтор – специально вещество, которое предотвращает появление и развитие кариеса.

Только ли зубной пастой можно чистить зубы?

Есть зубные порошки, зубные эликсиры – оказывают противокариозное и ранозаживляющее действие, зубные нити – флоссы – удаляют налёт и остатки пищи из промежутков между зубами.

- Что нужно делать, если зуб всё же заболел?

Дать возможность детям рассказать случаи из жизни

Зубные врачи – стоматологи – знают:

как помочь при зубной боли

как некрасивые зубы сделать красивыми!

Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!

4. Закрепление

- Давайте сделаем вывод, как же сохранить улыбку красивой?!

Ешьте фрукты и овощи.

Не злоупотребляйте сахаром и сладостями!

Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном.

Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!

Дважды в год посещайте стоматолога.

И у вас будет ослепительная улыбка!

- А сейчас мы поиграем, а заодно и проверим, как вы усвоили сегодняшний материал.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: «Нет, нет, нет!»

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Говорила маме Люба:

«Я не буду чистить зубы»

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если наш мой хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

- Почему за зубами нужно ухаживать?

- Сколько раз в день необходимо чистить зубы? Почему?

- Какая пища для зубов полезна?

- Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу)

5. Итог урока.

- Красивая улыбка – это одна из составляющих вашего здоровья и уверенности в себе. Здоровая полость рта – это неотъемлемая часть здоровья организма в целом. Поэтому не оставляйте уход за зубами на потом. Уделяйте зубам должное внимание, чистите их утром и вечером, а также полоскайте рот после каждого приема пищи. Здоровые зубы, не те, которые хорошо лечат, а те, за которыми постоянно и хорошо ухаживают. Если вы хотите стать обладателем здоровых и красивых зубов, нужно просто пользоваться всеми правилами гигиены зубов и полости рта. Не забывайте, что ваше здоровье – в ваших руках.

- В начале урока вы мне сказали, что красивая улыбка – это добрая, хорошая улыбка. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше человек будут радоваться жизни вместе с нами! Давайте чаще улыбаться!

Если только рассмеяться,

То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!

6. Домашнее задание.

1. Выполнять все требования по уходу за полостью рта.

2. Нарисуйте предметы, которые помогут сохранить здоровые зубы и прогонят этого злого монстра.

Зубы участвуют в механической обработке пищи: плоские резцы и клыки конической формы откусывают пищу, малые и большие коренные зубы с коронками кубической формы и жевательными буграми перетирают ее при еде. Зубы имеют важное значение для артикуляции.

Гисто- и органогенез зубов. У человека различают две смены зубов — выпадающие, или молочные (20), и постоянные (32). Развитие молочных зубов начинается в конце 2-го месяца эмбриогенеза. В это время эпителий ротовой полости врастает в виде зубной пластинки в подлежащую мезенхиму. На передней поверхности зубной пластинки возникают эпителиальные зубные почки по числу закладок зубов, вокруг которых возникает уплотнение мезенхимных клеток — зубные мешочки.

Взаимодействие двух эмбриональных зачатков приводит к изменению формы зубной пластинки — она постепенно трансформируется в структуру в виде бокала, внутри которого концентрируются мезенхимные клетки в форме сосочка. Последний оказывает индуктивное влияние на дифференцировку клеток эпителиального зубного бокала, в котором топографически выделяются внутренний и наружный эмалевый эпителий и клетки промежуточного слоя. Внутренний эмалевый эпителий обращен к мезенхимному сосочку, наружный образует "стенку" зубного бокала и тонкой клеточной ножкой остается некоторое время связанным с эпителием ротовой полости; клетки промежуточного слоя располагаются между двумя первыми, приобретают звездчатую форму и оттесняются друг от друга накапливающейся здесь жидкостью.

зубы и развитие зубов

Внутренний эмалевый эпителий отделяется от мезенхимного сосочка базальной мембраной. Его клетки дифференцируются в энамелобласты (амелобласты) — клетки-образователи эмали. Образование базальной мембраны индуцирует дифференцировку расположенных рядом мезенхимных клеток в одонтобласты (дентинобласты). Последние, в свою очередь, влияют на развитие энамелобластов.

Энамелобласты имеют вытянутую цилиндрическую форму, в них постепенно происходит перемещение ядер из базальной части клеток в апикальную, поскольку в базальных частях клеток формируются эмалевые призмы, слой которых составляет эмаль зуба. Начинается кальцинация эмали. Каждый энамелобласт вырабатывает одну эмалевую призму.

Клетки, прилежащие к энамелобластам, — одонтобласты — начинают секретировать дентин во встречном с образованием эмали направлении. По мере развития зуба массы эмали и дентина увеличиваются, и ряды клеток удаляются друг от друга. Энамелобласты при этом отодвигаются наружу, а одонтобласты — внутрь развивающегося зуба. К моменту прорезывания молочных зубов ядросодержащие части энамелобластов редуцируются, остаются лишь тесно прилежащие друг к другу эмалевые призмы, покрытые кутикулой, образованной остатками промежуточных звездчатых клеток и наружного эмалевого эпителия. Последние постепенно уменьшаются в размерах и дегенерируют; клеточная ножка, связывающая зачаток зуба с эпителием полости рта, фрагментируется и полностью исчезает.

Зубной зачаток оказывается погруженным в костную ткань челюсти. Формирование эмали и дентина распространяется от вершины будущего зуба к боковым поверхностям. Клетки зубного мешочка дифференцируются в цементобласты, и незадолго до прорезывания зуба в области будущих корней формируют цемент. Клетки центральных участков мезенхимных сосочков образуют пульпу зуба — внутреннюю рыхлую соединительную ткань зуба, богатую сосудами. Из клеток наружного слоя мезенхимного зубного мешочка образуется зубная связка (периодонт), соединяющая зуб с альвеолой челюсти. Зубные альвеолы формируются из окружающей зубные зачатки мезенхимы параллельно с формированием зубов. Таким образом, в составе зуба эмаль имеет эпителиальную природу.

Все остальные части зуба (дентин, цемент, пульпа зуба), а также связочный аппарат — это производные мезенхимы.
Закладка постоянных зубов происходит на 4-5-м месяцах эмбриогенеза, когда от зубной пластинки начинают формироваться вторые эмалевые зачатки. Развитие их происходит принципиально так же, как и молочных зубов.

Читайте также: