Материал для моделирования зубов

Опубликовано: 14.05.2024


Воск зуботехнический (он же стоматологический) — общее название разных смесей парафина, восков, смол и красителей, используемых в качестве моделировочного материала при изготовлении зубных протезов и других конструкций. Используется для защиты слизистой от травмирования. Способен надежно маскировать металлические замочки и дугу, делая их эстетичнее.

Классификация: виды, их особенности и характеристики

Для различных стоматологических работ применяют разные виды материала. Из воска для вкладок изготавливают модели зубов и коронки. Из литьевого - колпачки и кламмеры. Есть отдельный вид для создания временной модели протезов.

Зуботехнические воски подразделяются по назначению на:

  • моделировочные,
  • технические,
  • оттискные воски.

Моделировочные

Моделировочный воск для мостовидных протезов.

Моделировочный воск применяют для создания прототипа мостовидного протеза. Его используют зубные техники на стадии отлива моста из металлического сплава, в частности, для снятия оттисков.

К моделировочным воскам относятся:

Для вкладок: типы I и II.

Материал для вкладок первого типа твердый. Его используют для производства вкладок по прямому методу. Вкладочный материал второго типа мягкий и его применяют для производства восковых вкладок на моделях.

Литьевой

Литьевой воск используют для изготовления тонких деталей частичных протезов и коронок в мостовидных видах заготовок. Он подходит для производства колпачков и кламмеров, в которых требуется создать тонкие элементы однородной структуры.

Базисный: типы I, II и III

Базисный воск применяют для изготовления полных съемных зубных протезов. Их существует три типа. Первый мягкий, предназначен для внешних поверхностей и контуров модели заготовки. Второй средней твердости, подходит для моделей протезов, используемых в полости рта. Третий тип является самым твердым и предназначен для примерок модели в ротовой полости. Его используют для моделирования временных мостов и в качестве прикусных валиков. Иногда применяют в ортодонтии.

В каждом определенном случае у моделировочного воска свой индивидуальный состав. К самым распространенным относятся:

  • Синтетический — получают искусственным путем при соединении разных химических элементов. Часто его смешивают с натуральным для получения вязкого зуботехнического сырья.
  • Животный — добывают из сот. Он не выдерживает высоких температур, но адаптируется под температуру ротовой полости.
  • Минеральный — добывают из очищенной нефти. Он имеет свойство распадаться, но при добавлении смолы становится пластичным.

Моделировочный воск обладает следующими характеристиками:

  • Имеет хорошие показатели при плавлении. С ним удобно работать и это самый востребованный материал для создания прототипов мостовидных протезов.
  • Текучесть. Материал легко застывает и принимает нужную форму при комнатной температуре. При обработке он хорошо склеивается.
  • Податливость. Материал отлично обрабатывается инструментом, не липнет и не спадает с рабочей поверхности.
  • Не оставляет следов. При обработке формы из гипса воск хорошо смывается теплой водой и не оставляет при этом жирных следов и разводов.
  • Умеренная хрупкость. В меру хрупкий, но это не сказывается на качестве протезной конструкции.

Технические

Технические воски — вспомогательная группа, включающая несколько вариантов.

Погружной

Погружной воск Schteftner FlectoDip Violet

Встречается зеленого цвета, желтого, коричневого и т.д. С его помощью можно изготовить колпачки из воска при помощи погружения в расплав вещества. На выходе получается литье высокой точности и уже через несколько секунд после погружения материал приобретает высокую прочность, поэтому заготовка не подвержена деформации. В момент погружения состав разогревают до 90°С, через секунду можно извлечь колпачок в 0,4 мм.

Липкий

Липкий воск обладает хорошей способностью склеивания, прочностью, хрупкостью при определенных условиях. Материал отвечает всем требованиям для выполнения необходимых стоматологических функций.

Универсальный

Универсальный воск используют для выполнения разных зуботехнических этапов моделирования, а также при ношении брекетов. Он оберегает слизистую от натирания, но не снижает функциональность брекет-системы. В состав универсального материала входят: пчелиный воск, медицинский силикон и вкусовые добавки. По консистенции он чем-то напоминает пластилин и не имеет цвета.

Оттискные

Воски, применяемые для получения слепка называются оттискными. Они представляют собой негативное отображение тканей и рельефа полости рта или участка, который необходимо протезировать.

Оттискный материал характеризуется высокой текучестью и деформируется при удалении его из ротовой полости. Поэтому данный материал применяют ограниченно, только для тех участков во рту, где нет зубов.

Для коррекций

Для коррекции используют гипс и цинкоксидэвгеноловые пасты. Для ортопедии гипс обжигают. С помощью такой обработки возможно уменьшить количество кристаллизационной воды. Процесс осуществляется при температуре от 120 до 190°С. После обжига гипс смешивается с водой и уже перед процессом производства слепка смесь затвердевает. Быстрое затвердение позволяет получить четкие оттиски.

  • Недорогой.
  • Нейтральный запах или вкус.
  • Не влияет на состояние слизистой оболочки рта.
  • Легко отходит от модели.
  • Помогает в получении точного рисунка.

Массу используют для снятия функциональных оттисков при полной или частичной адентии.

Для прикусных валиков

Воск для прикусных валиков необходим, чтобы определить и зафиксировать основное соотношение челюстей в случаях, когда модели невозможно составить в определенном положении.

Прикусные валики должны находиться по середине альвеолярного отростка и иметь протяженность, которая равна количеству дефектов. Они должны обладать большой шириной в переднем отделе, которая равна в среднем 0,5 см, а в боковом 1 см. Валики в высоту должны быть на пару миллиметров больше высоты собственных зубов во рту.

Чтобы сделать прикусный шаблон, берут половину пластины базисного воска и нагревают его над горелкой. Пока воск еще пластичный, его прижимают к модели в пределах определенных границ. Шпателем убирают все лишнее. Стандартную заготовку в виде валика нагревают в теплой воде, загибают по зубной дуге и кладут на основу. При использовании базисного воска пластину отрезают по ширине дефекта, оплавляют с обеих сторон, скручивают в рулон и укладывают на восковую основу, формируя при этом валик по нужным размерам и форме. Далее валики соединяют базисами и разглаживают неровности.

Требования к зуботехническому воску

К стоматологическим моделировочным воскам предъявляют определенные требования. Они должны:

  • во время процесса остывания давать небольшую усадку;
  • иметь пластичность при нагревании в пределах от 41 до 55°С;
  • при остывании до 37-40°С становиться твердыми;
  • не расслаиваться и не прилипать в момент обработки;
  • для упрощения процесса моделирования иметь яркие цвета.
Открыть в каталоге

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Л. М. ЛОМИАШВИЛИ

д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА

С. Г. МИХАЙЛОВСКИЙ

врач-интерн ОмГМА

С. В. ВАЙЦ

аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ 16 ЗУБА ИЗ СКУЛЬПТУРНОЙ ГЛИНЫ

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1).

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара.

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара.

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).


Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели.


Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4), соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.


Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности.

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора.

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6).

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8).


Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3).


Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок.

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9).


Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы.

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.


Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка.


Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке.


Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка.


Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба.


Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность.


Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ ПЛАСТИКИ

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.


Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность.

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).


Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок.

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19).


Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок.


Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок.

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20).


Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок.

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.


Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность.


Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти.

МОДЕЛИРОВАНИЕ 36 ЗУБА ИЗ ПЛАСТИЛИНА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23).

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).


Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная.

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).


Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок.


Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем.

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина.

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28).

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина.

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина.

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29).

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6.

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6.

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31).

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004).

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004).

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка.

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка.

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32).

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки.

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки.

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33).

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки.

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки.

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Л. М. Ломиашвили
д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

С. В. Вайц
аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1) .

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3) , намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4) , соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6) .

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8) .

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9) .

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19) .

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20) .

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23) .

Рис. 23. Придание материалу формы шара

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28) .

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29) .

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31) .

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32) .

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33) .

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Сведения об авторе

Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск

Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk

Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials

Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.

Ключевые слова: моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.

Keywords: modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.

Стоматологические инструменты для моделирования помогают в работе с зубными протезами и гипсовыми моделями зубов. К данной категории относятся штопферы, шпатели, ножи, гладилки, укладчики ретрационной нити, кисти. Эти инструменты обеспечивают высокую точность при изготовлении гипсовых протезов и устойчивую форму, создавая модели в разных техниках. Благодаря эргономичной форме, продуманности конструкций, высокоточной заточке ножей и скальпелей специалист может с легкостью обрабатывать зубные протезы.

Качественные материалы для ортопедической стоматологии и зуботехнической лаборатории гарантируют долгий срок службы и высокий результат работы!

Штопфер-гладилка № 1

Штопфер-гладилка № 2

Штопфер-гладилка № 3

Гладилка шаровидная

Шпатель для цемента, 18 см

Гладилка серповидная

VITAFOL H brush no. 11 - кисть № 11

Brush Holder - двухсторонний держатель для кисточек, фиолетовый

Brush Holder - двухсторонний держатель для кисточек, темно-оранжевый

Brush Holder - двухсторонний держатель для кисточек, красный

Brush Holder - двухсторонний держатель для кисточек, оранжевый

Mixing spatula, Acrylic for PASTE OPAQUE - шпатель для смешивания

Brush for ceramic synthetic Nr. 00 - кисть для керамики, синтетическая

Brush for ceramic syntetic Nr. 1 - кисть для керамики, синтетическая

Brush for ceramic synthetic Nr. 0 - кисть для керамики, синтетическая

Brush for ceramic synthetic Nr. 2 - кисть для керамики, синтетическая

Brush for ceramic synthetic Nr. 3 - кисть для керамики, синтетическая

Synthetic Ceramic Brush Size 0 - кисть для керамики, синтетическая

Synthetic Ceramic Brush Size 00 - кисть для керамики, синтетическая

Synthetic Ceramic Brush Size 01 - кисть для керамики, синтетическая

Aluminium gypsum scoop; 21 cm - шпатель для размешивания гипса и паковочных масс, 21 см

Synthetic Ceramic Brush Size 04 - кисть для керамики, синтетическая

Pure Kolinsky Ceramic Brush Size 0 - кисть для керамики, колонок

Pure Kolinsky Ceramic Brush Size 00 - кисть для керамики, колонок

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Перед установкой имплантов или ортопедических конструкций зубные техники проводят подготовительный этап: воспроизведение модели зубного ряда или нескольких его элементов, чтобы добиться в дальнейшем эстетичного вида широкой улыбки пациента. Процедура необходима, чтобы убедиться в правильности выбранного размера протеза и других его характеристик. В работе им понадобится инструмент для моделирования зубов.

Виды оборудования

В стоматологии применяют инструменты из нержавеющей стали и других прочных сплавов. Их покрывают дополнительно титаном, цирконием, тефлоном. Для создания искусственных зубов из воска врачи выбирают инвентарь из дерева или медицинского пластика.

Любой моделировочный инструмент состоит из рукояти, стержня и рабочей части или нескольких таких частей. Рукоятка — из нержавеющей стали с насечками, чтобы рука стоматолога не скользила при сложной работе. Для этой же цели иногда на рукоятку накладывают резиновые или пластиковые вставки.

Стержень — связующе звено между ручкой прибора и рабочей частью. Врачи выбирают следующие стоматологические инструменты для моделирования:

Гладилка. Врач наносит ею пломбировочный материал или другой состав для оттиска зубного ряда. Инструмент удобен для моделирования воском, хорошо распределяет состав по стенкам зубов.

Шпатель. С двух концов от ручки располагаются мелкие лопатки разной формы (ромб, прямоугольник, треугольник, овал). Ими стоматолог распределяет композиционный состав, утрамбовывает его. Шпателем удобно делать выемки на протезах.

Штопфер. На рукоятке расположен тонкий заостренный кончик или мелкий шарик. Врач выбирает его, если нужно внести пломбировочный материал в полость зуба или воссоздать естественную поверхность жевательных зубов.

Также медсестра перед приемом пациента готовит другие зуботехнические инструменты: ретрактор, нож, кисть, ретракционная нить. Производители выпускают модификации инвентаря: гладилки-штопферы, шпатель-нож. Можно приобрести сразу набор инструментов для подготовительного этапа создания зубов из керамики, металла и других материалов.

Продажа по всей России

Наш магазин сотрудничает с зарубежными компаниями, которые занимаются выпуском инвентаря для моделирования, реставрации зубов: Renfert, Aesculap, Al Dente, Interdent, Noritake, MPF, HLW или EVE.

Производители предлагают инвентарь, который соответствует стандартам международного качества.

Купить необходимые инструменты, терапевтическое, диагностическое оборудование для стоматологии можно по скидке, наш магазин регулярно проводит акции. Мы доставим товар в любой регион РФ: укажите точный адрес и время.

Категории


Наш интернет-магазин "AMRITA" запускает антикризисную программу! В период с 15 апреля 2020 года по 31 мая 2020 года на отдельные бренды и выделенный ассортимент будут действовать скидки от 5% до 15%! В акции участвуют следующие бренды: Kettenbach, GeoSoft, HyFlex и Aesculap. Спешите купить товар по выгодным ценам!



КОЛЛОСТ® — уникальный коллагеновый биоматериал нового поколения с полностью сохраненной нативной структурой. Это ацеллюлярный дермальный матрикс на основе нативного бычьего коллагена I типа с полностью сохраненной нативной структурой, резорбируемый имплант, являющийся матрицей для НТР (направленной тканевой регенерации), способствующей заживлению дефекта, формирующий в месте дефекта полноценные ткани. КОЛЛОСТ одобрен Стоматологической ассоциацией России.


Уважаемые доктора! Рады сообщить, что в продаже появились пины и винты для фиксации резорбируемых, а также титановых мембран со всеми необходимыми аксессуарами для их установки.

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Л. М. ЛОМИАШВИЛИ

д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА

С. Г. МИХАЙЛОВСКИЙ

врач-интерн ОмГМА

С. В. ВАЙЦ

аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ 16 ЗУБА ИЗ СКУЛЬПТУРНОЙ ГЛИНЫ

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1).

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара.

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара.

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).


Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели.


Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4), соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.


Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности.

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора.

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6).

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8).


Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3).


Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок.

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9).


Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы.

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.


Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка.


Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке.


Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка.


Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба.


Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность.


Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ ПЛАСТИКИ

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.


Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность.

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).


Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок.

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19).


Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок.


Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок.

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20).


Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок.

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.


Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность.


Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти.

МОДЕЛИРОВАНИЕ 36 ЗУБА ИЗ ПЛАСТИЛИНА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23).

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).


Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная.

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).


Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок.


Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем.

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина.

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28).

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина.

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина.

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29).

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6.

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6.

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31).

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004).

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004).

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка.

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка.

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32).

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки.

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки.

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33).

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки.

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки.

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Читайте также: