Модели зубов из гипса

Опубликовано: 23.04.2024

Для получения гипсовой модели необходимо собрать слепок, точно уложить его части в ложку, а затем склеить их между собой и с ложкой расплавленным воском.

К собиранию слепка приступают не ранее чем через 30—40 минут после извлечения его из полости рта, чтобы влага, находящаяся на поверхности слепка, могла испариться.

Перед укладкой частей слепка в ложку надо очень тщательно очистить их поверхность, прилегающую к ложке, а также внутреннюю поверхность ложки от мелких частиц гипса, мешающих точному составлению слепка.

Сначала укладывают наиболее крупные части слепка, а затем мелкие. Все части слепка должны быть точно уложены в ложку так, чтобы между ложкой и наружной поверхностью слепка нигде не было просвета. На внутренней же поверхности слепка, между его частями не должно быть щелей. Наружные края собранного слепка приклеивают к оттискной ложке горячим воском. Заливка воска в пределах протезного поля не допускается; малейшая неточность, допущенная во время склейки слепка, приводит к искажению модели.

Методика получения гипсовой модели заключается в заливке слепка или оттиска жидким гипсом, почему этот процесс и назван отливкой модели.

Для более легкого отделения слепка от модели его необходимо покрыть изолирующим веществом. В этих целях применяют ряд веществ, которые наносят на поверхность слепка. Для этого предложен мыльный спирт, керосин со стеарином и ряд других веществ. Однако практика показала, что любое изолирующее вещество оставляет на слепке слой, вследствие чего получается неточная модель. Поэтому склеенный слепок лучше опустить на 6—8 минут в холодную воду; она заполняет все поры, благодаря чему гипс модели не соединяется с гипсом слепка.

Для большей прочности модели гипс, которым заливают слепок, должен иметь консистенцию сметаны.

Слепок начинают заливать небольшими порциями гипса, причем наливают его сначала на самую выпуклую часть слепка. Слепок все время встряхивают для удаления пузырьков воздуха. Это повторяют до тех пор, пока весь слепок не будет заполнен гипсом.

Когда весь слепок заполнен, делают из остатков гипса холмик, который накладывают на слепок; последний переворачивают вниз и вместе с холмиком придавливают к гладкому предмету (стеклу, металлической пластинке и т. д.); в результате получаются модели с широким основанием-подставкой, удобной для работы. Таким образом, модель состоит из двух частей:

  • 1) рабочей части, соответствующей протезному полю, т. е. месту расположения будущего протеза,
  • 2) подставки, служащей для устойчивости модели.

Следует учесть, что высота подставки должна быть не менее 2—2,5 см; особенное значение это имеет при глубоком небе, так как утончение модели в этом месте может привести к тому, что сна продавится во время прессовки под давлением пресса.

Края модели после затвердевания гипса обрезают шпателем (рис. 14).

Оформление гипсовой модели

Отделение слепка от гипсовой модели. Слепок отделяют от гипсовой модели через 8—10 минут после отливки, т. е. когда гипс модели начинает выделять тепло. Это является наиболее благоприятным хмоментом для отделения частей слепка от модели. Отделение слепка производится очень осторожно во избежание порчи модели. Прежде всего следует освободить зубы, руководствуясь зубной формулой, в которой указано, где и какие зубы расположены. Для отделения пользуются зуботехническим шпателем, вводя его неглубоко по линии излома слепка, и рыча-гообразным движением отделяют части последнего от модели. Когда все зубы освобождены, роговым или металлическим молоточком поколачивают по слепку до тех пор, пока не появится специфический глухой звук пустоты, означающий, что между слепком и моделью образовалась щель; после этого модель полностью отделяется от слепка. Если при отделении слепка от модели отламывается зуб, который сохранил четкие контуры линии излома, можно склеить его с моделью при помощи специального жидкого клея (раствора целлулоида в ацетоне). Цементом склеивать не рекомендуется ввиду того, что он препятствует точному прилеганию зуба к модели.

При более серьезном повреждении модели, например, отрыве части альвеолярного отростка, переломе модели, царапинах в области протезного поля и др., слепок следует переснять.

Отделение оттискной массы от модели. При отливке модели по оттиску не требуется изолирующего вещества для того, чтобы оттиск легко отделился от гипсовой модели. После затвердевания гипса оттиск с моделью опускают на несколько минут в горячую воду; оттискная масса при этом размягчается и легко отделяется от модели.

Л. М. Ломиашвили
д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

С. В. Вайц
аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1) .

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3) , намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4) , соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6) .

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8) .

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9) .

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19) .

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20) .

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23) .

Рис. 23. Придание материалу формы шара

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28) .

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29) .

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31) .

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32) .

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33) .

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Сведения об авторе

Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск

Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk

Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials

Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.

Ключевые слова: моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.

Keywords: modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.

0.jpg


1.jpg
2.jpg

Любое начало не должно быть трудным – дезинфекция
После того, как слепки добрались до лаборатории, все, что получено, должно быть продезинфицировано, т.е. регистрат для определения привычной окклюзии, протезы и, прежде всего, каждый слепок. Хотя все, что приходит из кабинета врача, уже должно быть продезинфицировано, зубные техники должны дополнительно защитить себя, используя одноразовые перчатки и погружную ванночку для дезинфекции, надежно есть надежно…
К сожалению, ни по одному слепку не видно, «опасный/заразный» ли он или нет, невооруженным глазом невозможно определить, насколько сильно инфицирован слепок. И сохранившиеся остатки крови никак не свидетельствуют об опасности как таковой, главным образом о качестве работы кабинета – слепки, между прочим, являются визитной карточкой стоматологического кабинета.
Следует придерживаться инструкций изготовителей, чтобы избежать взаимодействия слепочного материала с аэрозольными дезинфицирующими средствами или погружными ванночками.

Внимание: при погружных ванночках должно соблюдаться время воздействия, особенно для альгинатов и полиэфирных материалов, поскольку они впитывают влагу и могут, таким образом, разбухнуть. Стандартом является: 1 минута воздействия и затем 9 минут воздействия на воздухе.

Подготовка слепка
После полоскания слепка под текущей водой для удаления дезинфицирующих средств он может быть внимательно осмотрен, проконтролирована точная посадка слепочного материала. При отклонениях следует сразу реагировать, оговорить дальнейшие действия. Это означает, что мешающие, ненужные излишки текучих/прессованных материалов (которые часто наблюдаются в корректировочных и двухфазных слепках) должны быть удалены острым скальпелем, возможные минимальные отслоения от ложек зафиксированы цианакрилатным клеем. Это имеет большое значение для равномерной зубной дуги, поскольку на данном этапе устраняются первые источники ошибок. Впрочем, в случае перфорированной ложки, на которой слепочная масса отслоилась, необходимо осторожно снять всю слепочную массу, чтобы затем удалить всю выдавленную бахрому. Только тогда есть шанс относительно хорошо восстановить слепок. Естественно, было бы лучше затребовать полностью новый слепок.
При сильной бахроме, в большинстве случаев в области препарирования, возникает неравномерная линия зубной дуги и существует тенденция, что при тримминге образуется кривая плоскость с краевыми выбоинами и т.д., и за счет этого выглядящая кривой модель. Конечно, функция сохранится, но чтобы получить эстетичную модель, необходимо проделать детальную работу.

3.jpg

Разборная модель без эстетической детальной работы.

Наблюдали ли вы когда-либо, что контрольные модели со стороны поверхности гипса выглядят чище и точнее? Если да, тогда подсказка.


Подсказка. Перед отливкой необходимо обязательно натрусить в слепки и слегка увлажнить применяемый порошок гипса. Вследствие этого вместе с порошком гипса будут извлечены невидимые остатки слюны и дезинфекционных средств. Время воздействия составляет примерно 1 минуту.

4.jpg

Нанесенный порошок гипса соединяется с остатками слюны и дезинфекционных средств.

Между прочим, все слепки предварительно обрабатываются: полиэфир, силиконы, альгинаты (обязательно из-за альгиновой кислоты), гидроколлоиды. При полоскании водой следует удалить все остатки, иначе возникнут неточности. Только после этого возможно применять средство для нанесения сетки без содержания спирта, но только для силиконов!
На альгинатах, гидроколлоидах, полиэфирах могут дополнительно возникнуть проблемы на поверхности. Поскольку эти материалы впитывают воду (гидрофильные), средство для нанесения сетки не используется. Жировые и восковые мостики (молекулярные цепочки на поверхности силикона) нейтрализуются за счет средств для нанесения сетки, чтобы вода не отталкивалась жирами и чтобы достигалась фиксация замешанного гипса на поверхности слепка.


Подсказка. Почему средство для нанесения сетки без содержания спирта? Во-первых, со временем распылители на флаконах разрушаются, во-вторых, снижается нагрузка на дыхательные пути, в-третьих, и это основная причина, энергия, возникающая при испарении спирта, ведет к деформации очень тонкой, неустойчивой силиконовой бахромы (препарационные края, интердентальные перегородки и др.), короче, к нежелательным неточностям.


Поэтому автор применяет средства для нанесения сетки на основе поверхностно-активных веществ, которые не обладают этими недостатками, а имеют еще и преимущество, т.к. минимальные остатки (не лужицы!) соединяются с замешанным гипсом, не вызывая в дальнейшем повреждений видимой поверхности.
Кстати, о лужицах, образующихся в слепках от средств для нанесения сетки: меньшее количество – это часто больше, особенно в этом случае это является преимуществом, направить в слепок лишь небольшой туман от распыления или просто нанести сетку, расстояние от слепка при этом составляет примерно 20 см.

5.jpg

Нанесение сетки осуществляется на правильном расстоянии, в слепке образуется легкий туман от распыления.

Таким образом экономится материал, время и деньги, а результат получается тот же, отпадает необходимость дополнительного выдувания лужиц из слепка сжатым воздухом.
Возникают следующие недостатки: средство распределяется по всему помещению, где его не должно быть, дополнительно возникает шумовая нагрузка за счет «обильного» сжатого воздуха и, прежде всего, за счет хорошо задуманной попытки почистить ( в большинстве случаев с учетом цейтнота), в результате на слепок направляется «удар» всего имеющегося в распоряжении сжатого воздуха. Это не только вызывает излишний шум, но и существует опасность деформации слепка или его сплющивания!

Подсказка. Если уж необходимо сдувать остатки, чтобы сделать все лучше, тогда обязательно с большой осторожностью, лучше просто вытряхнуть.

Обработка гипса

Итак, слепок подготовлен. Затем следует замешивание гипса.
Если требуется стабильное качество, необходимо всегда выдерживать одни и те же условия.
Интересно, что для паковочных масс выполняется операция, которая обязательна и для гипса. Точное измерение количества воды – это обязательно, это не преувеличение, поскольку даже 1 мл воды больше или меньше (на 100 гр) влияет на качество гипса, не могут быть выдержаны физические показатели (твердость, расширение в соответствии с данными изготовителя). А нашей целью является сохранение стабильного качества.
Домашние весы облегчают взвешивание порошка, а также воды, поскольку 1 мл воды весит 1 гр. Или используются калиброванные измерительные емкости, предназначенные для воды.

Внимание: Измерительные емкости для жидкости для паковочных масс не должны использоваться для измерения воды, поскольку плотность этой жидкости не соответствует плотности воды, поэтому измерения получаются неточными.

При заполнении емкости для замешивания автор насыпает порошок гипса по боковым стенкам емкости, чтобы легче контролировать и корректировать количество. При сильно окрашенных гипсах необходимо обязательно придерживаться времени смешивания (примерно 1 минута), чтобы дать цветовым пигментам достаточно времени для растворения. Порошок гипса вбирает воду как губка.

6.jpg

Насыщение гипса жидкостью.

После замешивания в вакууме (соблюдать инструкцию изготовителя) производится нанесение замешанного гипса в слепок. Приоткрывается большая тайна моделей без пузырьков воздуха: концентрация! На чем? Очень просто: «самый начальный поток» замешанного гипса должен быть под тщательным наблюдением, поскольку должна быть заполнена каждая маленькая полость. Если точно наблюдать за гипсом, как он заполняет полость со дна до следующего края или препарационной границы, тогда там не образуется пузырьков.

7.jpg

В данном случае очень важна концентрация.

Вывод: при заливке необходимо следить за током гипса с полной концентрацией и уверенно подтвердить, что заливка прошла чисто. При этом нет необходимости работать с особенно маленькими инструментами (зонд и т.д.), небольшие количества гипса можно подавать и шпателем для гипса.
Мы используем тиксотропный гипс, т.е. при вибрации гипс является текучим, в остальном устойчивым. Это очень полезное свойство, позволяющее слегка нарастить высоту зубной дуги (примерно 1 см), при этом замешанный гипс не растекается. За счет этого свойства отливка на вибростолике дополнительно облегчается или становится более точной, т.к. существует постоянный контроль за текучестью гипса и направлением растекания гипса. Путем вращения/поворота слепка при вибрации на вибростолике возможно влиять на направление растекания, а если это не требуется, слепок снимается с вибростолика и гипс в слепке «остается стоять».

Подсказка. Нет необходимости запускать работу вибростолика в самом сильном режиме или прижимать слепок к вибростолике с большим усилием, поскольку это связано с некоторыми неудобствами: шумовая нагрузка (из-за качающихся столов, включая принадлежности); при обработке альгинатов за счет высокой частоты вибрации на поверхность слепка выступает альгиновая кислота, что приводит к образованию мучнистой поверхности; замешанный гипс может расслоиться, что явно видно по цветовым теням. Желаемое качество утрачивается.

Внимание! Высота и равномерность наращенной зубной дуги очень важны, тем самым создаются основы или лучше фундамент для последующего вида всей модели. Конечно, это не следует преувеличивать, однако, должны быть выполнены следующие пункты: зубная дуга должна быть по меньшей мере настолько широкой как внешний край используемой слепочной ложки; высота должна составлять минимум 0,5 см; но наиболее важно, чтобы гипс в задней зоне имел ту же плоскость, что и во фронтальной зоне.

8.jpg

Гипс не должен охватывать край ложки, следует следить за равномерной высотой.

Конечно, мы подвергаем модели триммингу, но для этого необходимы правильные соотношения масс, чтобы получить форму.

Тримминг или придание формы

По истечении времени затвердения (примерно 45 минут) слепки удаляются с зубной дуги. По возможности следует придерживаться направления штампиков, т.е. не тянуть/или снимать способом рычага. Если все же обязательно необходимо применение рычага, действия должны быть очень осторожными. Каждый знает, что может произойти.

Внимание! Только что снятые слепки нельзя сразу отливать в качестве контрольной модели, поскольку слепку необходим минимум 1 час для восстановления формы, поскольку за счет необходимого расширения гипса (чтобы компенсировать усадку слепочного материала) и снятия с формы материал сплющивается. Поэтому нет смысла быстро заливать оставшийся гипс в только что снятый с модели слепок, полученная контрольная модель будет больше оригинала. Этим объясняется частое расхождение между обеими моделями, например, в области аппроксимальных контактных точек или при припасовке мостовидного протеза. Поэтому необходимо все продумать.

А при тримминге? Существует несколько пунктов, на которые следует обратить внимание:
1. В принципе триммингу всегда должна подвергаться сначала нижняя поверхность зубной дуги (и других моделей), чтобы зубную дугу можно было стабильно держать на столике триммера и чтобы она не качалась.
2. На первом этапе также фиксируется координатная плоскость гипсовых зубов, а это окклюзионная плоскость, проходящая максимально параллельно как в саггитальном так и в трансверсальном направлении.

Подсказка: Плоскость контролируется с помощью стеклянного диска или столика, наилучшим средством был бы триммер для ортодонтии, имеющий соответствующее устройство на столике триммера, которое позволяет выполнять зубных дуг/моделей параллельно к окклюзионной плоскости.
При выраженной кривой Шпее возможно определить только усредненную плоскость. Но при некоторой практике и приверженности к деталям все получится и без оборудования «люкс».

9.jpg

Специфическая для модели «окклюзионная плоскость» должна быть ориентирована на функциональные аспекты обработки.

3. Поскольку окончательная внешняя форма триммингуется вместе с будущим цоколем, включая пластину Splitcast, необходимо снять материал лишь настолько, чтобы зубная дуга входила в цокольную форму.
4. Поверхность, обработанная триммингом, должна быть абсолютно ровной и никаким образом не должна опрокидываться или качаться, иначе последующие сверления не могут быть выполнены параллельно (и соответственно пины).
5. Автор использует влажную обработку шлифовальной бумагой зернистостью 800 ед., чтобы еще раз разгладить обработанную триммингом поверхность! Конечно, можно обойтись и без этого (в зависимости от состояния диска для тримминга, а также вида материала; корунд, частичное или полное алмазное покрытие или сухие ленты), однако, чтобы обеспечить чистое точное сепарирование, это дает преимущества.

10.jpg

Влажное шлифование требует немного времени и обеспечивает очень гладкую поверхность.

Затем следует фрезерование оральных частей зубной дуги. Для этого существует две возможности:
- прямым наконечником на рабочем месте (интенсивно по времени при точном соблюдении углов, радиусов),
- прибор для фрезерования зубной дуги, стабильный настольный прибор с отсасывающим устройством. Преимуществом этого способа является то, что углы всегда правильны, меньше пыли, плавная точная работа.

При сошлифовывании ненужных участков нельзя спутать оптическую ширину зубной дуги с фактической шириной! Обычно зубная дуга контролируется с окклюзионной стороны, можно быстро забыть, что фреза для зубной дуги имеет коническую форму и раньше шлифует нижнюю поверхность. К тому же при сильном наклоне челюстного гребня на модели это впечатление может усиливаться.
Но и возможности устройства для фрезерования имеют свою границу, при сильно наклоненных зубах или наклоненном челюстном гребне необходимо шлифовать вручную.

Подсказка: Каждую зубную дугу необходимо рассматривать снизу, чтобы определить фактическое наличие места для сверлений под пины.

Чтобы изготовить эстетическую зубную дугу, все углы, радиусы должны проходить гармонично. Необходимо избегать всяких дефектов, как пузырьки, неправильный слепок, выбоины и т.д. или их следует устранить, пока общее впечатление не будет позитивным (чистая работа) и убедительным. Это субъективное впечатление и никогда не должно негативно влиять на функциональность модели. Действуем под девизом «Эстетика следует за функцией».

Изготовление протезов и аппаратов в ортопедической стоматологии. Классификация и технология разработки моделей челюстей. Исследование создания разборной модели челюсти штифтовым методом. Дезинфекция и работа со слепком, установка штифтов, обработка гипса.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.06.2016
Размер файла 3,3 M
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение
  • 1. Модели в зубном протезировании
    • 1.1 Классификация моделей по назначению
    • 1.2 Классификация моделей по материалу
    • 1.3 Классификация моделей по конструкции
    • Выводы теоретической части исследования
  • 2. Эмпирическое и практическое исследование изготовления разборной модели челюсти штифтовым методом
    • 2.1 Дезинфекция и работа со слепком
    • 2.2 Установка штифтов
    • 2.3 Обработка гипса
    • 2.4 Обработка на триммере
    • Выводы по результатам исследования
  • Заключение
  • Список изпользуемой литературы
  • Приложение А
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Точное и правильное изготовление моделей челюстей определяет прецезионность любой ортопедической конструкции.
  • Модель челюсти -- это точная репродукция поверхности твердых и мягких тканей, расположенных на протезном ложе и его границах. Термином «протезное ложе» объединяются органы и ткани, находящиеся в непосредственном контакте с протезом. [6]
  • В ранние годы становления стоматологии изготовление зубных протезов было достаточно редким явлением и требовало необыкновенного искусства. Зубные протезы изготавливали приблизительно, «на глазок», многократной примеркой во рту. Лишь в 1721 г. городской врач Бреславля Готфрид Пурман предложил предварительно снимать оттиск с челюстей, чтобы пользоваться им при изготовлении искусственных зубов. Оттиском называется негативное отображение формы твердых и мягких тканей полости рта, полученное с помощью специальных оттискных материалов.
  • Изготавливать по оттиску гипсовую модель первым предложил Пфафф (Pfaff). Начало использования оттискных материалов и моделей-позитивов послужило отправной точкой создания технологии изготовления зубных протезов, весьма сложных и точных конструкций для восстановления зубов и зубочелюстной системы. Хотя за прошедшие несколько сотен лет технология изготовления зубных протезов и их конструкции значительно изменилась и дополнилась новыми материалами и аппаратами, общая технологическая схема в основном сохранилась.
  • В стоматологии изготовление зубных протезов предусматривает проведение определенных лабораторных этапов: одним из них является изготовление модели.
  • В зависимости от технологии производства протезов требуются определенные виды и качественные показатели модели, отсюда множество материалов и технологий изготовления самих моделей.
  • Целью исследования является - изучение особенностей технологических этапов изготовления моделей челюстей.
  • Объект исследования - изготовление протезов и аппаратов в ортопедической стоматологии.
  • Предмет исследования - детальное рассмотрение основных аспектов изготовления моделей челюстей в зубном протезировании.
  • В соответствии с указанной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
  • 1. На основе теоретического изучения литературных источников выявить основные критерии подготовки моделей к тому или иному этапу изготовления протеза.
  • 2. Провести практическую реализацию поставленной цели.
  • В процессе исследования использовались общенаучные методы:
  • I. Теоретический анализ;
  • II. Практическая реализация.
  • Практическая значимость данного исследования заключается в приобретении практического опыта для получения качественного результата.
  • Структура дипломной работы:
  • 1. В первой главе проведен анализ существующих методов изготовления моделей челюстей, материалов и видов в технологии производства протезов.
  • 2. Вторая глава представлена поэтапным описанием технологии изготовления разборной модели штифтовым медотом в зубном протезировании.
  • Работа представлена на 31 листе, имеет список использованных источников, включающие 20 наименований, в теоретической и практической части 36 рисунков.
  • 1. Модели в зубном протезировании

1.1 Классификация моделей по назначению

По назначению модели можно разделить на:

Рисунок 1 - Диагностическая модель

Диагностические (анатомические) модели - это модели, непосредственно использующиеся на этапе обследования для уточнения диагноза и произведения диагностических измерений. Также их используют для планирования конструкции будущих протезов. Для того, чтобы диагностическая модель выполняла свои основные функции, к ней предъявляются следующие требования: она должна четко и без искажений отображать альвеолярные отростки с альвеолярным гребнем (для беззубых челюстей), непосредственно зубные ряды, бугры верхней челюсти, неба, а также мягкотканые образования ротовой полости - уздечки языка и губ, переходные складки слизистой оболочки, тяжи слизистой оболочки щек и т.д. С помощью правильно изготовленной диагностической модели челюстей можно выяснить множество важных моментов. Например, диагностическая модель используется для определения формы зубных дуг, подтверждения и уточнения вида прикуса, изучения формы его нарушения, степени перекрытия нижних передних зубов верхними, вида и степени деформации окклюзионной поверхности зубных рядов, характер окклюзионной кривой и других существенных деталей. Также с помощью диагностических моделей производится измерение ширины зубов, ширины зубных рядов, положения ограничивающих дефект зубов (их наклон, смещение и т.д.). Диагностические модели регистрируют состояние полости рта до, в процессе и после лечения, поэтому их еще можно назвать контрольными.

Рабочие, на которых изготавливают зубные протезы, аппараты; Критерии к рабочим моделям:

2. Четкое отображение протезного поля.

3. Сохранность всех зубов.

4. Отсутствие пор, дефектов, переломов, недолитых участков.

5. Толщина цоколя соответствует требованиям к изготовлению определенного протеза.

Рисунок 2 - Рабочая модель челюсти

Фиксирующие модели, которые используются при изготовлении паяных конструкций (мостов, коронок).

Рисунок 3 - Фиксирующая модель для пайки

Вспомогательные -- модели зубного ряда, противоположные протезируемой челюсти. Помогают правильно оценить механизм движения нижней челюсти, определить характер соотношения зубных рядов.

Рисунок 4 - Вспомогательная и рабочая модель в окклюдаторе

1.2 Классификация моделей по материалу

Гипс - это один из самых распространенных вспомогательных материалов, используемых в зуботехническом производстве. [6]

Под термином «гипс» или «гипсовые материалы» понимают различные модификации сульфата кальция, водные или безводные, получаемые из сульфата кальция, который встречается в природе в виде минерала белого, серого или желтоватого цвета, химическая формула которого представляет собой двухводный сульфат кальция. Гипс - это типичная осадочная порода, образование которой произошло выпадением в осадок сульфатных солей из растворов, обогащенных ими, в озерах и лагунах. Встречаются также залежи гипса, возникшие при выветривании горных пород.

Гипс в стоматологии разделяется на 3 вида это:

· Медицинский гипс II класса

· Супергипс III класса

· Супергипс IV класса

Правила работы с гипсом.

1. Для успешного выполнения зуботехнических работ с применением стоматологических гипсов важно помнить определенные правила их использования:

2. Стоматологические гипсы необходимо хранить в сухом месте. Емкости для хранения гипсов должны очищаться перед каждым новым заполнением.

3. Приборы и принадлежности, используемые при работе со стоматологическими гипсами, должны быть чистыми, не содержать остатков ранее использованного гипса.

4. Одна порция гипса должна составлять количество, необходимое для заполнения не более чем двух-трех оттисков.

Недопустимо применение любых ускорителей застывания. В случае необходимости нужно использовать быстротвердеющий гипс или увеличить время замешивания на несколько секунд.

5. Для получения заданного расширения гипса необходимо очень точно соблюдать соотношение гипса и воды.

6. Вода и гипсовый порошок должны иметь температуру 19-21 °С.

7. Порошок необходимо медленно засыпать в воду, после чего дать ему погрузиться в нее, -- и только после этого приступить к замешиванию шпателем. Машинное замешивание не должно превышать 30 секунд, ручное -- одну минуту. Смесь должна выливаться в форму сразу же после замешивания. Недопустимо пытаться увеличить время заливки путем вибрации или добавления воды.

8. Вынимать гипсовую модель из оттиска можно только тогда, когда температура модели понизится.

В работе зубной техник использует различные модели, формы и заготовки, которые позволяют создать идеальный протез. Это позволяет исключить эстетические несоответствия, точно позиционировать искусственные зубы относительно естественных, а так же обеспечивает комфортное пользование конструкциями. Рассмотрим варианты таких изделий на основе современных полимеров.



Что такое фотополимеры

Фотополимеры представляют собой смеси из нескольких составляющих, обычно в качестве наполнителя применяется бариевое стекло и микрочастицы керамики. Связкой выступают соединения водорода и кремния или силаны. Третьим компонентом является полимерный матрикс.

Спектр применения материалов широк, они сохраняют пластичную форму до обработки ультрафиолетом. За счет этого удается формовать любые поверхности в автоматическом режиме, после чего происходит его освещение и отверждение. Точное поведение вещества зависит от составляющих и их процентных долей.



Готовое изделие может иметь различные свойства в зависимости от используемого пластика. Например, при изгибе среднее значение прочности соответствует 75-100 Мпа. Однако, у некоторых пластиков оно едва превышает 40, а некоторые могут неограниченно сгибаться, но сохранять исходную форму.



Разборные и неразборные модели



Модель является инструментом, на основе которого собирается реставрационная система.



Для выпуска используется технология CAD / CAM , для пластика используют устройства для 3 D -печати. Подразумевается программное моделирование и автоматизированное производство. Принтер оснащается головкой, эта деталь имеет несколько степеней подвижности и двигается по направляющим. В зависимости от используемой системы, точность конструкции может достигать 25-100 микрон!



Виды моделей



Конструктивно классификация проводится на 3 группы:

- неразборные - монолитные структуры;
- разборные – конструкция из нескольких сегментов, обычно под каждый зуб. То есть монолитная структура распиливается на отдельные блоки. Есть несколько методов ее создания, в зависимости от выбранной системы реставрации. Преимущество использования пластика в том, что можно создать отдельные блоки без распиливания, что снижает риск появления отклонений.
- огнеупорные. Данный класс для полимеров не подходит, так как материал не способен выдерживать высокие температуры.

Благодаря диагностической модели специалисты проводят измерения, уточняют диагноз, подбирают или корректируют методику восстановления. Основными требованиями к этому классу конструкций являются: точное отображение альвеолярных отростков, альвеолярного гребня, самих рядов зубов, нёба, бугров на верхней челюсти, всех составляющих мягких тканей, как язык или его уздечка.



Каждый зуб можно оценить при помощи этой модели, например, ширину единиц, рядов в целом, наклон и смещение и пр.

Важной ролью диагностической модели является регистрация состояния полости рта до начала реставрации и после.

Рабочая модель

Основная задача рабочей модели – точная передача формы челюстей клиента. На ней должны располагаться зубы, причем, необходимо добиться идеального позиционирования их относительно мягких тканей и остальных единиц полости рта.



Важно, чтобы все зубы в полости рта сохранились. Если есть отсутствующие единицы, скорее всего челюсть деформировалась, особенно, если зуб был удален давно. В этом случае происходят естественные смещения единиц, приводящие к искривлению дуги. Необходимо более сложное и детальное восстановление исходной формы, учитывается окклюзия.



Среди недопустимых дефектов поры, полости, переломы и трещины. Так как нарушается целостность конструкции, это может привести к смещениям на более поздних этапах работы.

Антагонист

Моделью антагониста называют отпечаток челюсти, противоположный реставрируемой.

Эта конструкция нужна не всегда, но при большом количестве отсутствующих единиц поможет правильно позиционировать искусственные единицы. Так будет проще добиться правильной окклюзии и эстетики.



Чтобы выставить модели потребуется артикулятор, с его помощью проверяются все отношения, окклюзии во всех плоскостях. Если изделия формируются по методике CAD / CAM , то можно исключить трудоемкую подгонку и обработку. За счет сканирования и высокоточной автоматической резки, буквально с первого раза создается идеальное прилегание.

Отличия от гипса

Изготовление гипсовых моделей отличает высокая трудоемкость, необходимо точно отмеренными долями объединить ингредиенты. Уже здесь есть риск ошибок, далее нужно провести смешивание в устройствах (например, на вибростоле).

С учетом вида гипса нужно строго выдержать время смешивания, выставить оптимальную интенсивность, материал должен до этого храниться в идеальных условиях, не должно попадать посторонних включений.



Полимеры в этом плане проще, так как не столь требовательны к условиям хранения, проще подготавливаются к обработке и меньше подвержены дефектам при незначительных отклонениях.

Штампик

Штампик при реставрациях является основой будущего металлического каркаса, он представляет собой отдельные блоки с зубами, расположенными по одному. Чтобы его правильно изготовить, начинать нужно с оттиска. В идеале отпечаток должен точно отображать зубодесневую границу, чтобы она просматривалась невооруженным глазом.



Эти трудности характерны для работы с гипсом, в итоге необходимо провести кропотливую работу по сошлифовыванию лишнего материала, чтобы очертить правильную кромку. При использовании полимеров этой проблемы нет, так как сканирование позволяет отследить границу без проблем.

Изготовление модели из гипса перед сканированием

Изготовление рабочей модели происходит с использованием направляющих штифтов, они могут иметь различную конфигурацию и устанавливаться различными методами. Фиксируются они на оттиске, после чего его заливают гипсом. Штифты фиксируются соосно с продольной линией зуба, чтобы обозначить его позицию.



Проволока нарезается небольшими кусками, одна сторона затачивается, чтобы легко погружаться в материал, второй загибается в виде колечка. Булавка сматывается со штифтом при помощи резинки, после чего втыкается в оттиск.

Затем форма заливается гипсом (класс IV или V), шейки зубов должны быть скрыты на 2-3 мм. Места, которые должны будут соединиться с основанием конструкции, формируются в виде захватов. Для этого удобно применять гроверные шайбы диаметром 5 мм.



Далее с оттиска удаляются булавки и резинки.

После этого формируется цоколь модели, путем заливки области гипсом II или I II класса.

На следующем этапе модель удаляется из оттиска, нужно подрезать края, распилить дуги с единицами на штампики.

Штампики вытаскиваются из полученной конструкции вместе со штифтами. Они гравируются до зубодесневой границы, на поверхность наносится компенсационный лак. Первый слой вещества укладывается до самой границы, второй выше ее на 1 мм.





«Пиндекс»

Пиндекс-система подразумевает применение специального прибора, способного осуществлять сверление на определенную глубину строго параллельных цилиндрических отверстий. С его же помощью происходит и разметка, которая гарантирует в этом случае высокую точность.



Так же в этом способе используются втулки, направляющие и сами штифты. Благодаря этому принципу посадка штампика в цоколь отличает максимальная прецизионность.

Заливка осуществляется гипсом 4 класса, который подготавливается в вакуумном смесителе. Оттиск заполняется до размеченных границ и помещается на вибростол (достаточно буквально 2-3 секунд), это обеспечивает удаление пузырьков воздуха и более равномерное заполнение объема.

Необходимо дождаться застывания материала, после чего проводится обрезка и шлифовка.

Далее внутренний контур обрабатывается специальной фрезой.



Подготовка к установке пинов или штифтов проводится с применением пиндекс-машины. У нее есть лазерный указатель, регулировка глубины сверления каналов. Подготавливаются отверстия подо все элементы зубных рядов. Штифты внедряются и устанавливаются на специальный клей.

Цоколь отливается в формообразователе, для этого используется гипс 3-го класса. После схватывания края торцуются на триммере. Затем дуги с зубами снимаются и пилятся на отдельные штампики, важно строго соблюдать параллельность распилов.



Бесштифтовая методика

В этом случае технику не нужно работать с двумя видами гипса, что упрощает процесс. Задействуются комплекты форм, которые выпускают различные компании. В пластиковых основах передается точное положение компонентов рядов и конструкции, а так же удается максимально надежно зафиксировать модель в артикуляторе.

Гипс 4 класса заливается в нее, а затем в оттиск. Полученные две детали совмещаются и выдерживаются до полного отверждения. Этот метод максимально быстрый и экономичный, так как не нужно работать с триммером.



Далее прорезаются штампики. Без штифтов работать проще и по той причине, что все сегменты легко ставятся в форму, они пронумерованы (цифры проставлены на пластиковой основе). В сборе конструкция надежно удерживается за счет самой формы.

Несколько слов о штифтах

Штифты классифицируются по множеству признаков.



Любой вариант описанной конструкции можно отсканировать и перевести в полимерную форму.

Особенности метода изготовления - 3D печать из пластика на 3D-принтере



В общем виде технология выглядит следующим образом: на двухмерный слой полимера в жидком состоянии воздействует излучение в ультрафиолетовом спектре или лазер. За счет этого образуется двухмерный слой уплотненного вещества, далее по аналогичному принципу происходит воздействие на второй слои и так до получения трехмерного изделия.





Смолы этого класса достаточно дорогие, но расход при работе минимизирован, выход отходов минимален, что делает технологию экономичной. За счет минимальной толщины каждого слоя удается добиться высокого разрешения. Полученное изделие устойчиво к солнечному свету, непроницаемо для влаги. Поверхность идеально гладкая, потому не требуется финишная обработка.



Фактически, 3 D -печать является противоположностью субтрактивного производства, при котором удаляется лишний материал с заготовки (фрезерование, токарная обработка). Метод входит в группу аддитивного производства. Принципиальное отличие в том, что нужно не убирать значительную часть заготовки, а добавлять недостающие части, путем их послойного нанесения.

Отличия технологий

При распылении, жидкий полимер подается в рабочую камеру и покрывает платформу. Затем его облучает головка со встроенным источником излучения, образуя твердую поверхность. Сверху снова распыляется вещество ровным слоем, операция повторяется.



Погружной метод состоит в том, что платформа подвижна. Площадка между операциями фотополимеризации погружается в жидкий пластик, поднимаясь она сохраняет на поверхности тонкий слой материала, на который уже воздействует свет.

Существует альтернатива погружной методике – при этом платформа поднимается вверх. За счет этого упрощается целый цикл – погружение и возвращение в исходное положение. Таким образом повышается скорость создания конструкций.

Сканирование



Первый метод подходит при создании компьютерной модели с готового слепка. На платформу устанавливается изделие, затем она начинает вращаться и происходит сбор данных за счет интегрированной камеры. Оптических устройств может быть несколько, они так же могут быть подвижными. Чтобы исключить погрешности, например, за счет засветки некоторых зон изделия, сканирование проводится в закрытых емкостях.

Сканирование необходимо и для ряда других операций, например, проводится при имплантации. В этом случае используются скан-боди, чтобы обозначить места будущих искусственных единиц.



Сбор данных происходит при непосредственном общении с клиентом. Оптическое устройство закреплено на этом «пульте», для сканирования нужно «рассмотреть» все изгибы прямо в ротовой полости.



Внутриротовой метод не так удобен по той причине, что нужно контактировать с человеком, это вызывает неудобства для обеих сторон. Плюс ко всему, такой сканер больше склонен к погрешностям. Использовать спрей в этом случае не удастся, а блики могут вызвать серьезные искажения.

Чтобы их устранить может потребоваться промежуточная примерка, коррекция, что увеличивает продолжительность работы.

Читайте также: