Моделирование 16 зуба из пластилина

Опубликовано: 25.04.2024

Учитывая вышесказанные анатомические особенности верхнего первого моляра, а также закономерности построения на основе одонтомеров — модулей приступаем к непосредственному моделированию коронки зуба.

Высота коронки верхнего первого моляра (Н сог) составляет 5,62 мм, длина коронки — ме-зиодистальный размер (MD сог) — 10,90 мм, ширина коронки -вестибулолингвальный размер (VL сог) — 11,92 мм. Если условно наименьший показатель принять за 1,00, то данные величины относятся друг к другу соответственно:

Нсог '. MDcor * VLcor
5,62 мм 10,90 мм 11,92 мм
1,00 1,94 2,12

В соответствии с имеющимся расчетом соотношения частей формируем заготовку верхнего правого первого моляра (рис. 270, 271).

На начальных этапах моделирования заготовке придаем прямоугольную форму. После этого в соответствии с пропорциями и формой зуба постепенно накладываем пластилин, а где необходимо — срезаем.

Моделирование начинаем с разметки контуров жевательной поверхности, напоминающей форму усеченного ромба (рис. 272).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ



Н-образной бороздой, определяющей положение фиссур, делим поверхность на неравные части для расположения основных морфологических элементов (рис.273).




Рис. 273. 1 — медиальный щечный бугорок; 2 — дистальный щечный бугорок; 3 — медиальный небный бугорок; 4 — дисталь-ный небный бугорок; 5 — центральная фиссура; б — вестибулярная фиссура; 7 — медиальная фиссура; 8 — дистопалатинальная фиссура

Медиальные щечный (1) и небный (3) бугорки вместе с дистальным щечным (2) образуют треугольник (тригон), а задний небный (4) — талон (пятка) отделяется от них глубокой дистопала-тинальной бороздой (5), переходящей на небную и дистальную контактную поверхности (рис.274).

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗУБОВ

Наиболее крупным по занимаемой площади будет медиальный небный бугорок (прото-конус), меньшую площадь отведем медиальному щечному (параконусу), который будет превосходить предыдущий по высоте. Дистальный небный бугорок (гипоконус) продолговатой формы, он превосходит по размерам дистальный щечный (метаконус) и представляет собой оформленный дисто-небный угол коронки, вследствие чего коронка приобретает ромбическую форму.

Начинаем моделирование медиального щечного бугорка (параконуса), он будет выдвинут медио-вестибулярно относительно медиального небного и отделен от него глубокой медиальной фиссурой (рис.275, 276).

Валики этого бугорка достаточно хорошо выражены. Самым широким является продольный валик; его гребень (1) выкладываем в медио-дистальном направлении, к центру жевательной поверхности, до центральной фиссу-ры. Медиальный валик (2) выкладываем от


Рис. 274. 1 — медиальный щечный бугорок; 2 — дистальный щечный бугорок; 3 — медиальный небный бугорок; 4 — дистальный небный бугорок; 5 — дистопалатинальная фиссура




Рис. 275

Рис. 276

Рис. 276. 1 — гребень продольного валика; 2 — гребень медиального валика; 3 — гребень дистального валика; 4 — медиальное углубление; 5 — дистальное углубление

вершины бугорка: вначале вдоль медиального края, затем изгибаем к центру. Образовавшееся в результате моделирования медиальное углубление (4) достаточно глубокое. Дистальный валик (3) моделируем таким образом, что его форма напоминает треугольник, отделенный от основного валика характерным углублением (5), направленным в вестибулярную борозду.

Далее в зеркальном отражении моделируем основные морфологические элементы дистального щечного бугорка (метаконуса) (рис.277, 278).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ



Рис. 277

Рис. 278

Рис. 278. 1 — гребень продольного валика; 2 — гребень медиального валика; 3 — гребень дистального валика; 4 — медиальное углубление; 5 — дистальное углубление

Гребень продольного достаточно широкого валика (1), являющегося щечной частью косого гребня, начинаем формировать от вершины бугорка в направлении центральной фиссуры. Затем наносим медиальный валик (2), граничащий с вестибулярной бороздой. Сложившееся медиальное углубление (4) слабо выражено и направлено в вестибулярную фиссуру. Так как дистальный валик, как правило, не выражен, моделируем его единым целым с дистальным краевым гребнем (3), отделенным от продольного хорошо выраженным углублением (5). Углубление имеет треугольную форму, начинается у вершины бугорка, и заканчивается в дистальной ямке.

Формируем самый объемный медиальный небный бугорок (протоконус) (рис.279).


Большую часть поверхности уделяем продольному валику, составляющему небную часть косого гребня. Соединяя гребни продольных валиков медиального небного и дистального щечного бугорков на уровне центральной борозды, формируем косой гребень (1), дистальным скатом которого ограничиваем тригон сзади. Медиальный валик (2) моделируем в направлении медиальной фиссуры, отделяем от продольного выраженным углублением (4). Дистальный валик (3) располагаем почти параллельно продольному, разделяя их

Между СОбоЙ едва ЗамеТНЫМ углублением (5). Рис - 279 - 1

косой гребень; 2 - медиальный валик; 3 -

л л дистальный валик; 4 — медиальное углубление; 5 — дисталь-

Моделируем ЭЛемеНТ МеДИаЛЬНОГО КраеВО- ное углубление; б _ дополнительный бугорок; 7 - медиаль-

ГО Гребня, ПредСТаВЛЯЮЩИЙ ОДОНТОМер (ДОПОЛ- ная фиссура; 8 — медиальнонебная борозда

нительный бугорок — 6), соединяющий между собой медиальные небный и щечные бугорки.

Моделируем самый низкий дистальный небный бугорок (гипоконус), отделенный от косого гребня глубокой дугообразно изогнутой дистопалатинальной бороздой (1), выходящей на небную поверхность и впадающей в дистальную ямку (2) (рис.280, 281).Его вершину располагаем на небной половине жевательной поверхности, структура бугорка недифференцированна.

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗУБОВ


Рис. 280 Рис. 280—281. 1 — дистопалатинальная борозда; 2 — дисталыная ямка

Приступаем к формированию щечной поверхности первого верхнего моляра (рис. 282,283).

В пришеечной трети отмечается выраженное сужение коронки. Вестибулярной бороздой (1), доходящей до средней трети, делим поверхность на две части для оформления контуров щечных бугров, имеющих на режущем крае треугольную форму.




Рис. 282—283. 1 — вестибулярная борозда; 2 — продольный валик медиального щечного бугорка; 3 — продольный валик дистального щечного бугорка; 4 — медиальный валик медиального щечного бугорка; 5 — медиальный валик дистального щечного бугорка; б — дистальный валик медиального щечного бугорка; 7 — дистальный валик дистального щечного бугорка; 8 — медиальное углубление медиального щечного бугорка; 9 — медиальное углубление дистального щечного бугорка; 10 — дис-тальное углубление медиального щечного бугорка; 11 — дистальное углубление дистального щечнного бугорка; 12 — экватор

Передний бугор выше. Дистальные режущие края бугорков длиннее медиальных. У каждого из них моделируем незначительно выраженные продольный, медиальный и дистальный валики, отделенные друг от друга соответствующими углублениями.

Небная поверхность сужается в пришеечной трети и делится небной бороздой на две части для оформления контуров небных бугорков (рис.284).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ



Рис. 284

На боковой поверхности протоконуса моделируем бугорок Карабелли, представляющий собой самостоятельное образование-одонтомер с хорошо выраженной вершиной (рис. 285-287).

Рис. 288отображает медиальную, рис. 289— дистальную контактные поверхности коронки верхнего правого первого моляра. Зона медиального контактного пункта (1) оформляется на границе верхней и средней трети коронки, зона дистального контактного пункта (2) — в средней трети коронки.

В заключение демонстрируется единая композиция, состоящая из отдельных модулей




Рис. 285

Рис. 286

Рис. 287




Рис. 288. 1 — зона медиального контакта

Рис. 289. 2 — зона дистального контакта

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗУБОВ



Рис. 290—292. 1 — медиальный щечный бугорок; 2 — дистальный щечный бугорок; 3 — медиальный небный бугорок; 4 — дистальный небный бугорок; 5 — бугорок Карабелли; б — дополнительный медиальный бугорок; 7 — дополнительный дистальный бугорок; 8 — дистальная ямка






— одонтомеров, представляющая коронку от-моделированного верхнего правого первого моляра (рис. 290-292).

Л. М. Ломиашвили
д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

С. В. Вайц
аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1) .

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3) , намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4) , соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6) .

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8) .

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9) .

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19) .

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20) .

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23) .

Рис. 23. Придание материалу формы шара

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28) .

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29) .

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31) .

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32) .

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33) .

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Сведения об авторе

Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск

Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk

Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials

Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.

Ключевые слова: моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.

Keywords: modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.

Когда я готовился к поступлению в медицинский колледж на зубного техника, то весь интернет "перелопатил" в поисках какой-либо информации о поступлении. И, к сожалению, результатов практически никаких не добился.

Информации в интернете не особо много и не всему можно верить. К счастью, у меня есть знакомые зубные техники, которые помогли и подсказали в каком направлении нужно искать. Только, как оказалось, их информация была слегка устаревшая и все-равно на вступительных экзаменах я чувствовал, что что-то упустил.

Я эту статью пишу как раз для того, чтобы помочь абитуриентам подготовиться к экзаменам . Хочу, чтобы у всех тех, кто собирается поступать в колледж на эту специальность было понимание о том:

  • Что нужно учить?
  • Какие инструменты нужно купить?
  • Чему нужно научиться?

Какие экзамены сдаются при поступлении?

Вступительных экзамена всего два :

  1. Собеседование (хотя его может и не быть)
  2. Лепка зуба

Примерная модель зуба для экзамена по лепке

Лепка зуба. Что это и с чем едят?

Лепка зуба - это экзамен на котором проверяются не столько знания анатомии зуба, сколько проверяется мелкая моторика, умение анализировать и сравнивать .

НО! Это не значит, что анатомию зуба Вам знать не нужно. Еще как нужно! При поступлении никто у Вас не будет спрашивать про строение зубов. Но если вы это будете знать уже на этапе экзамена - это будет Вашим преимуществом и поможет Вам сделать максимально правильную модель зуба.

Когда я сдавал экзамен (это было в 2019 году в Омском областном медицинском колледже), нам выдали модель зуба размером с киндер сюрприз и сказали слепить из пластилина копию в масштабе 1:1.

По факту тут ничего сложного нет, если не впервые это делаешь и понимаешь на что нужно обращать внимание.

Лепка зуба

Что нужно знать?

Идти на экзамен нужно не с пустой головой, надеясь на авось или на то, что все мы с детства умеем лепить. На экзамене многие понимают, что лепить они не умеют. Если охарактеризовать большинство работ абитуриентов на экзамене, то " ЭТО ФИАСКО, БРАТАН " - иначе и не назовешь.

К моменту поступления я рекомендую приобрести хотя бы минимальный багаж знаний :

Во-первых, нужно знать какие существуют группы зубов. Их всего 4:

Расположение зубов и их виды

Во-вторых, нужно знать три признака зуба, которые я постараюсь объяснить простым человеческим языком, и продемонстрирую на изображениях:

Признак угла коронки (к центру угол острый)

Признак кривизны коронки (центральная половина зуба более выпуклая)

Окончание корня устремлено от центра дистально

В-третьих, необходимо приучить себя смотреть на зубы.

Автор, у тебя там часом крыша не поехала? - подумаете Вы. Но поверьте, это замечательная практика и тренировка для глаз. Таким образом Вы научитесь различать особенности формы зубов.

Эта практика на первых парах окажется полезнее, чем чтение и зубрение особенностей формы того или иного зуба.

Инструменты необходимые для занятий дома и экзамена.

Сейчас я назову Вам инструменты и материалы, которые необходимо приобрести:

1. Скульптурный пластилин . Самый важный элемент, который потребуется Вам для тренировки. Обратите внимание на то что пластилин должен быть не простой, а именно скульптурный. Этот пластилин отлично держит форму и не "тает" в руках.

Скульптурный пластилин

2. Моделировочный инструмент (это в идеале). Либо любой другой металлический инструмент, который с одной стороны будет заострен и иметь форму скальпеля, а с другой стороны он должен быть тупым, чтобы заглаживать мелкие детали. Можно и из подручных средств что-то сделать - не вопрос. Главное, чтобы Вам было удобно им работать.

Варианты моделировочных инструментов

Это все! Больше ничего не покупайте. Не тратьте деньги на лишние инструменты, их Вы подберете под себя в процессе учебы и работы, когда поймете чем удобнее работать лично Вам.

Остальное нельзя купить за мастер кард. Остальное нужно развивать в себе. Я сейчас о усидчивости, трудолюбии, художественные навыки, желание творить и самое главное - терпение . Терпения Вам понадобится очень много, потому что прям сразу ничего получаться не будет, а если и будет, то значит не очень хорошо, а если очень хорошо - то все-равно недостаточно хорошо. А почему? Да потому что в нашей профессии всегда есть к чему стремиться.

Ну да ладно. Что-то уж слишком я запугал Вас. В общем дальше, когда мы купили пластилин и инструмент, можно начать лепить.

Очень красивая моделировка премоляра

Учимся лепке зуба.

Лепка зуба развивает мелкую моторику и чувствительность пальцев. Для того чтобы научиться лепить зуб есть одна замечательная книга "Художественное моделирование и реставрация зубов" Ломиашвили Л.М., Аюпова Л.Г.

В этой книге довольно неплохо описывается порядок лепки зуба. Поэтому я рекомендую данную книгу для подготовки (она имеется в свободном доступе, насколько я знаю). Только постарайтесь не погружаться в медицинские термины, поскольку думая о них можно забыть об основной цели - научиться лепить.

Фото из книги которую я указал выше

Хочу дать несколько советов:

  • Начинайте лепить с моляра. Возможно кто-то со мной не согласится и скажет, что нужно начинать с самого простого зуба, а не самого сложного. Это лично мое мнение. Я сам так учился. После того как Вы слепите моляр, даже не особо красивый и точный, то любой другой зуб сможете слепить без особого труда.
  • Хотя бы по разу, а лучше по два слепите зуб из каждой группы. Мне на экзамене достался второй верхний резец, а я тренировался только на моляре. И тогда я запаниковал потому что кроме того, что я его ни разу не лепил, я еще и не знал 3 признака зуба, про которые я выше рассказал.
  • Лепить зуб лучше большого размераи когда уже немного научитесь, нужно уменьшать, и уменьшать, и уменьшать до тех пор, пока не дойдете до реального масштаба.

Хочу закончить данную статью очень хорошим видео, которое в свое время помогло мне при лепке зуба.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРВОГО МОЛЯРА ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Учитывая вышесказанные анатомические особенности верхнего первого моляра, а также закономерности построения на основе одонтомеров — модулей приступаем к непосредственному моделированию коронки зуба.

Высота коронки верхнего первого моляра (Н cor) составляет 5,62 мм, длина коронки — мезиодистальный размер (MD cor) — 10,90 мм, ширина коронки -вестибулолингвальный размер (VL cor) — 11,92 мм.

Если условно наименьший показатель принять за 1,00, то данные величины относятся друг к другу соответственно:

Нсог MDcor VLcor
5,62 мм 10,90 мм 11,92 мм
1,00 1,94 J 2,12

В соответствии с имеющимся расчетом соотношения частей формируем заготовку верхнего правого первого моляра (рис. 270, 271). На начальных этапах моделирования заготовке придаем прямоугольную форму.

После этого в соответствии с пропорциями и формой зуба постепенно накладываем пластилин, а где необходимо — срезаем.

Моделирование начинаем с разметки контуров жевательной поверхности, напоминающей форму усеченного ромба (рис. 272).


Н-образной бороздой, определяющей положение фиссур, делим поверхность на неравные части для расположения основных морфологических элементов (рис. 273).

1 — медиальный щечный бугорок;

2 — дистальный щечный бугорок;

3 — медиальный небный бугорок;

4 — дистальный небный бугорок;

5 — центральная фиссура;

6 — вестибулярная фиссура;

7 — медиальная фиссура;

8 — дистопалатинальная фиссура

Медиальные щечный (1) и небный (3) бугорки вместе с дистальным щечным (2) образуют треугольник (тригон), а задний небный (4) — талон (пятка) отделяется от них глубокой дистопалатинальной бороздой (5), переходящей на небную и дистальную контактную поверхности (рис. 274).

Наиболее крупным по занимаемой площади будет медиальный небный бугорок (протоконус), меньшую площадь отведем медиальному щечному (параконусу), который будет превосходить предыдущий по высоте.

Дистальный небный бугорок (гипоконус) продолговатой формы, он превосходит по размерам дистальный щечный (метаконус) и представляет собой оформленный дисто-небный угол коронки, вследствие чего коронка приобретает ромбическую форму.

Начинаем моделирование медиального щечного бугорка (параконуса), он будет выдвинут медио-вестибулярно относительно медиального небного и отделен от него глубокой медиальной фиссурой (рис. 275, 276).

Валики этого бугорка достаточно хорошо выражены. Самым широким является продольный валик; его гребень (1) выкладываем в медио-дистальном направлении, к центру жевательной поверхности, до центральной фиссуры. Медиальный валик (2) выкладываем от

1 — гребень продольного валика;

2 — гребень медиального валика;

3 — гребень дистального валика;

4 — медиальное углубление;

5 — дистальное углубление

вершины бугорка: вначале вдоль медиального края, затем изгибаем к центру.

Образовавшееся в результате моделирования медиальное углубление (4) достаточно глубокое.

Дистальный валик (3) моделируем таким образом, что его форма напоминает треугольник, отделенный от основного валика характерным углублением (5), направленным в вестибулярную борозду.

Далее в зеркальном отражении моделируем основные морфологические элементы дистального щечного бугорка (метаконуса) (рис. 277, 278).

1 — медиальный щечный бугорок;

2 — дистальный щечный бугорок;

3 — медиальный небный бугорок;

4 — дистальный небный бугорок;

5 — дистопалатинальная фиссура

1 — гребень продольного валика;

2 — гребень медиального валика;

3 — гребень дистального валика;

4 — медиальное углубление;

5 — дистальное углубление

Гребень продольного достаточно широкого валика (1), являющегося щечной частью косого гребня, начинаем формировать от вершины бугорка в направлении центральной фиссуры. Затем наносим медиальный валик (2), граничащий с вестибулярной бороздой.

Сложившееся медиальное углубление (4) слабо выражено и направлено в вестибулярную фиссуру. Так какдистальный валик, как правило, не выражен, моделируем его единым целым с дистальным краевым гребнем (3), отделенным от продольного хорошо выраженным углублением (5).

Углубление имеет треугольную форму, начинается у вершины бугорка, и заканчивается в дистальной ямке. Формируем самый объемный медиальный небный бугорок (протоконус) (рис. 279).

Большую часть поверхности уделяем продольному валику, составляющему небную часть косого гребня.

Соединяя гребни продольных валиков медиального небного и дистального щечного бугорков на уровне центральной борозды, формируем косой гребень (1), дистальным скатом которого ограничиваем тригон сзади.

Медиальный валик (2) моделируем в направлении медиальной фиссуры, отделяем от продольного выраженным углублением (4). Дистальный валик (3) располагаем почти параллельно продольному, разделяя их


рис 279 1- гребень; 2 — медиальный валик; 3 дистальный валик; 4 — медиальное углубление; 5 — дистальное углубленеи 6- бугорок; 7 - медиальная фиссура; 8 — медиальнонебная борозда

Между собой едва заметным углублением (5).

Моделируем элемент медиального краевого гребня, представляющий одонтомер (дополнительный бугорок — 6), соединяющий между собой медиальные небный и щечные бугорки. Моделируем самый низкий дистальный небный бугорок (гипоконус), отделенный от косого гребня глубокой дугообразно изогнутой дистопалатинальной бороздой (1), выходящей на небную поверхность и впадающей в дистальную ямку (2) (рис. 280, 281).

Его вершину располагаем на небной половине жевательной поверхности, структура бугорка недифференцированна.


Рис. 280—281. 1 — дистопалатинальная борозда; 2 — дистальная ямка

Приступаем к формированию щечной поверхности первого верхнего моляра (рис. 282, 283). В пришеечной трети отмечается выраженное сужение коронки.

Вестибулярной бороздой (1), доходящей до средней трети, делим поверхность на две части для оформления контуров щечных бугров, имеющих на режущем крае треугольную форму.

1 — вестибулярная борозда;

2 — продольный валик медиального щечного бугорка;

3 — продольный валик дистального щечного бугорка;

4 — медиальный валик медиального щечного бугорка;

5 — медиальный валик дистального щечного бугорка;

6 — дистальный валик медиального щечного бугорка;

7 — дистальный валик дистального щечного бугорка;

8 — медиальное углубление медиального щечного бугорка;

9 — медиальное углубление дистального щечного бугорка;

10 — дистальное углубление медиального щечного бугорка;

11 — дистальное углубление дистального щечнного бугорка;

Передний бугор выше.

Дистальные режущие края бугорков длиннее медиальных. У каждого из них моделируем незначительно выраженные продольный, медиальный и дистальный валики, отделенные друг от друга соответствующими углублениями.

Небная поверхность сужается в пришеечной трети и делится небной бороздой на две части для оформления контуров небных бугорков (рис. 284).

На боковой поверхности протоконуса моделируем бугорок Карабелли, представляющий собой самостоятельное образование одонтомер с хорошо выраженной вершиной (рис. 285-287). Рис. 288 отображает медиальную, рис. 289 — дистальную контактные поверхности коронки верхнего правого первого моляра.

Зона медиального контактного пункта (1) оформляется на границе верхней и средней трети коронки, зона дистального контактного пункта (2) — в средней трети коронки. В заключение демонстрируется единая композиция, состоящая из отдельных модулей




«За шагом шаг ты сходишь постепенно в мир, не подвластный взгляду твоему!»

Из философии синтоистов

«Идти туда — не зная, куда и делать то — не зная что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Да же если Вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, Ваши руки не всегда воспроизводят правильно его формы и объемы. Студентов художественно графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, полу чая высшее профессиональное образование в вузах, студенты стоматологического факультета в ограниченном объеме приобретают знания о формах зубов. Недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из под ручных материалов (глины, пластилина, пластики). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов имеет первостепенное значение в клинической стоматологии. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Раз вить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием. Цель занятий — развитие зритель ной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода вы бора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать ра боту, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит для Вас.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов — дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой при ем широко используется и в терапевтической стоматологии, например, этап контурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Моделирование зубов из пластики

Пластика — материал, из которого можно создать красивую модель зуба (фото 1). Это до вольно плотный, не липкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения — перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воз действие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное время, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы по ходу работы. Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110 120 градусов в печи в течение 5-10 мин. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Она хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара (фото 2). Затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (фото 3) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж образной формы. На жевательной поверхности инструментом — шпателем или гладилкой — по нанесенной разметке про водится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (фото 4): (1) передний язычный бугорок, (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок), а также формируется экватор модели зуба 36. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольно го, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (фото 5 6). Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (фото 7). Модели, выполненные из пластики, можно хранить длительное время, они будут напоминать о результатах, достигнутых в моделировании.

Моделирование зубов из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов. Работать с глиной по своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая (фото 11), то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны (фото 12), оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы (фото 13). После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно за вершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (фото 14).

Рассмотрим моделирование первого право го моляра верхней челюсти (зуб 16). Задаются габаритные очертания модели зуба 16 (фото 15, 16), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P). Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносит ся разметка (фото 17), соответствующая фиссуре первого порядка Н образной формы. За вершение формирования внешних контуров модели и экватора (фото 18) проводится рука ми. До этого этапа все действия выполнялись руками (фото 19).

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (фото 20, 21). Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки так, чтобы между ними появилась фиссура Н образной формы (фото 22). Инструменты для работы выбираются такие, которыми удобнее работать, это может быть шпатель, гладил ка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно двух трех инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.




Моделирование зубов из пластилина

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках — и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с этим материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким, липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования зуба 36 из пластилина. Придаем пластилину форму шара (фото 29). Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (фото 30): (1) передний язычный, (2) задний язычный, (3) передний щечный, (4) задний щечный, (5) дистальный. С помощью инструмента (рис. 31) проводится моделирование дистального валика (В), продольно го валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (фото 32) медиального валика (В), продольного ва лика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Клиническое применение навыков моделирования зубов

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности.

Рассмотрим клиническую ситуацию: зуб 36 имеет средний кариес с распространением в дентин (фото 34). В зубе 36 отпрепарирована кариозная полость (фото 35). Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили, 2004 (фото 36, 37). Внесена вторая порция пломбировочного матери

ала. Внешний вид реставрации до этапа шлифов ки, полировки отображает анатомически полно ценную жевательную поверхность (фото 38). Вид реставрации зуба 36 после шлифовки, полировки демонстрирует зеркальный блеск поверхности для биоинтеграции реставрации (фото 39).

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Читайте также: