Можно ли поставить звук р если нет передних зубов

Опубликовано: 01.05.2024

Ирина Абрамова
Консультация для родителей «Звукопроизношение и отсутствие зубов в детском возрасте, есть ли взаимосвязь?»

У каждого ребенка есть период смены молочных зубов на постоянные. Детскийорганизм индивидуален: у одних детей первый зуб начинает шататься уже в 4-летнем возрасте, тогда как у других это может случиться к 6 годам.

В среднестатистической норме процесс смены молочных зубов на постоянные начинается у ребенка в 5-летнем возрасте. Порядок выпадения молочных зубов очень индивидуален для каждого ребенка. Чаще всего выпадение старых зубов происходит в той же последовательности, в какой они когда-то прорезывались. Кроме того, не следует забывать, что количество «детских» (молочных) и «взрослых» (постоянных) зубов неодинаково.

Отсутствие у ребенка передних зубов препятствует у него постановке свистящих ([c], [с’], [з], [з’], [ц]) и губно-зубных ([в], [в’], [ф], [ф’]) звуков. Отсутствие коренных – постановке шипящих ([ш], [щ], [ч], [ж]) и [р].

К счастью, зубы у ребенка имеют свойство вырастать, поэтому самый простой выход – просто подождать пока они вырастут. Но, к сожалению, зубы у ребенка обладают прямо противоположным свойством, пока одни зубы благополучно растут, другие быстренько один за другим отваливаются. Так что ожидание может и затянуться.

Бывает, что зубы выпадают или утрачиваются одновременно и растут чрезвычайно медленно. Что же делать в такой ситуации?

Ведь при отсутствии большого количества зубов речь звучит крайне неразборчиво? В таких ситуациях лучше не дожидаться полного восстановления зубного ряда, а ставить произношение тех звуков, которые возможно поставить.

Какие звуки можно ставить при отсутствии зубов?

Если отсутствуют верхние резцы – повремените с постановкой звуков В, Ф, а также свистящих С, З, Ц и их мягких вариантов.

Если отсутствуют нижние резцы – все звуки можно ставить, кроме свистящих это С, З, Ц и их мягких вариантов.

Если у ребенка есть верхние резцы, но нет нижних – то можно корректировать произношение при верхнем положении кончика языка.

Если нет верхних коренных зубов – придется подождать с постановкой звуков шипящих Ш, Щ, Ж, Ч, а также со звуком Р.

Если нет нижних коренных зубов, но есть верхние – шипящие звуки, а так же звук Р можно поставить близко к их правильному звучанию, а после того как зубы вырастут уточнить их правильное звучание. Постановке прочих звуков отсутствие коренных зубов не мешает.

Консультация для родителей «Профилактика болезни зубов и десен для детей» Профилактика болезни зубов и десен для детей. О здоровье зубов нужно заботиться с самого маленького возраста. В первые годы жизни ответственность.

Консультация для родителей «А есть ли польза от телепередач?»
Консультация для родителей «А есть ли польза от телепередач?» Просмотр познавательных телепередач расширяет кругозор ребенка, помогает освоить знания из различных областей науки, способствует всестороннему.

Консультация для родителей «Гигиеническая культура в раннем возрасте» В раннем детстве закладывается фундамент гигиенической культуры. У ребенка до 3-х лет быстро и прочно формируются стереотипы. Поэтому очень.

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность в раннем возрасте» • В раннем возрасте изобразительная деятельность крайне важна. Не столько овладения умением рисовать, сколько развитием общих способностей,.

Консультация для родителей «Есть ли у вас комнатное растение?» Автор: Сорокина М. А. Приобщение ребенка к миру природы - необходимое условие воспитания, осуществляемого в ДОУ и семье. В семье, в домашней.

Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте»
Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию "О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте", которую я подготовила для.

Консультация для родителей «Современная мода. Что в ней есть опасного»
Консультация для родителей «Современная мода. Что в ней есть опасного» Современная мода. Что же в ней опасного, какие ловушки скрыты? Мода – это всегда способ привлечения к себе внимания. Сейчас немало девушек.

Консультация для родителей «Внедрение ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и.

Памятка для родителей о чистке зубов ребёнка Памятка для родителей о чистке зубов ребёнка. Уважаемые родители вы первые наставники и учителя для своего ребёнка. И именно в ваших руках.

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Аннотация: В статье мы расскажем о причинах неправильного выговаривания вибрантов, логопедической постановке, играх и упражнениях, которые вы можете выполнять со своим дошкольником дома.

Статья:

Нарушение произношения вибрантов — звуков «р» и «рь» встречается очень часто. До 26% всех нарушений звукопроизношения приходится именно на них, особенно распространено горловое «р», известное как картавость. В норме до 5 — 6 лет дети могут не выговаривать вибранты. Но если по достижению этого возраста ребенок так и не овладел ими, родителям стоит обратиться к логопеду. Если же они заметили нарушение еще раньше, дожидаться 5 лет не стоит — идите раньше.

В статье мы расскажем о причинах неправильного выговаривания вибрантов, логопедической постановке, играх и упражнениях, которые вы можете выполнять со своим дошкольником дома.

Причины некорректного произношения

У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:

  1. Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
  2. Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
  3. Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
  4. Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
  5. Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
  6. Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
  7. Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
  8. Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.

От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.

Этап 1: подготовка к коррекционной работе

Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.

На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.

Этап 2: постановка звука «р»

Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.

Этап 3: автоматизация вибранта

Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.

Этап 4: введение вибранта в речь

Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.

Составление коррекционной программы

Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение. Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.

Техника «Подражание» для простых случаев

Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Гимнастика для губ

В комплекс входит 3 упражнения:

  1. «Улыбаемся!». Малыш улыбается, обнажая все зубки. Продолжительность подхода — 5 секунд.
  2. «Трубочка». Есть 2 варианта этого упражнения. Ученик вытягивает губы, имитируя трубочку, беззвучно «воспроизводит» звук «у» или смыкает зубки и немного вытягивает губы кпереди так, чтобы образовался квадрат.
  3. «Двери открываются». Малыш медленно открывает ротик так, чтобы между зубами обеих челюстей было расстояние 10 мм.

Затем улыбается, обнажая зубы.

Гимнастика для языка

Для правильного звукопроизношения нужно хорошо управлять мышцами языка. Вот какие упражнения для постановки предлагают детям.

«Блины»

Малыш расслабляет язык и располагает его на нижней губе. При этом зубки не должны быть прикрыты губами. Если такая вариация упражнения окажется проблематичной, пусть высунет язык между губами и скажет «ба-ба-ба». После этого опять распластать язычок и подуть, пока по его середине не образуется желобок.

«Чьи зубки чище?»

Малыш приоткрывает рот и кончиком языка начинает «чистить» верхние зубки изнутри. Движения языком — влево-вправо.

«Кошка»

Кончик языка загибается кверху. Если это проблемно, предложите облизать верхние зубки с внешней стороны слева направо, а затем и верхнюю губу так же.

«Маляр»

Малыш улыбается, открывает рот и водит языком по твердому небу. Направление движения — в сторону зубов и от них.

«Качели»

Упражнение выполняется внутри рта. Кончик язычка загибается по очереди вверх и вниз между зубками. При этом его постепенно нужно оттягивать вглубь ротовой полости.

«Лошадка»

Малыш щелкает кончиком языка, потом присасывает его к переднему краю неба и отрывает. При этом широко раскрывает рот.

«Грибок»

Исходное положение — упражнение «Улыбка». Малыш присасывает переднюю часть языка к твердому небу, смыкает и размыкает губы. Связки под языком напрягаются, должны возникнуть несильные болевые ощущения.

«Пулемет»

Ученик улыбается, открывает рот и стучит кончиком языка по внутренней поверхности верхних зубок. При этом отчетливо говорит «д-д-д-д».

«Гул самолета»

Исходное положение — «Улыбка», кончик языка расположен за верхними зубками. Малыш говорит «з» и «ж», пока не получится звук, похожий на рокот мотора.

Три способа постановки

У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.

  1. Техника шпателя и соски. Врач надевает соску на шпатель из дерева. Ученик принимает положение «Гул самолета». Специалист производит стремительные движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения — вверх-вниз, слева-направо. Эта техника более эффективна, если голова малыша находится на коленях врача.
  2. Вибрация — с помощью бумаги. На кончик языка кладут комок бумаги, к нему привязывают ниточку, чтобы бумага не упала на пол и дают крохе. Он прячет язык за верхние зубки и пытается сдуть бумагу с языка.
  3. Повторы звука «д». Ученик сидит перед зеркальцем, приоткрывает рот, располагает кончик языка у начала верхних зубов и быстро повторяет «д-д-д-д». Затем соединяет «д» с гласными: «д-д-а», «а-д-д» и дальше остальные буквы.

В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.

Домашние коррекционные занятия

С чего начать постановку звука дома? Сначала нужно подготовить губы и язык с помощью артикуляционной гимнастики, о которой вы прочитали выше. Когда подготовите базу, приступайте к постановке. Есть несколько эффективных способов постановки.

От звука «д»

Попросите сына или дочку звонко говорить «д-д-д». Кончик языка сильно упирается в альвеолы (бугорки на небе). Говорить нужно протяжно и без остановки. Язык плотно прижат к бугоркам. В какой-то момент язык начнет вибрировать, и кроха произнесет «ддд-ррр». Начало положено!

Затем можно усложнить задачу: добавлять слоги, в которых вибрант звучит твердо: «дра», «дру», «дро».

Когда кроха овладеет навыком, пора вводить вибрант в речь. Переходите на произношение слов: «дракон», «драка», «дружба» и т.д.

Потом заменяйте слог «др» на «тр». Пусть малыш проговаривает слова «трус», «трон» и т.д.

Завершающий этап — отключайте звук «д». Подбирайте другие слова и словосочетания, например: «гром — граната», «брод — борода» и другие.

Способ постановки от звука «ж»

Если кроха правильно выговаривает «ж», можно отталкиваться от него. Попросите дочку или сына с усилием сказать «ж» и одновременно отодвинуть язык как можно глубже в ротовую полость. Должен получиться одноударный «р». Нужно повторять это упражнение, пока он не закрепится, а потом по аналогии с первой техникой доводим до автоматизма и вводим в речь: отталкиваемся от слога «жр», потом «др», «тр» и дальше.

Метод постановки от звука «с»

Если малыш правильно произносит «с», можно отталкиваться от него. Обычно он произносится на выдохе, но при постановке «р» его нужно произносить на вдохе.

Попросите кроху сказать «с-с-с-с», потом немного вдохнуть через рот и прижать язык к бугоркам на небе. Должно получиться короткое «р».

Дальнейшая схема такая же, как и при других техниках.

Введение вибранта в речь

При несложных случаях можно самостоятельно не только научить кроху выговаривать «р», но и ввести его в речь. Для этого сначала доведите изолированное звукопроизношение до совершенства. А потом вводите в речь с помощью таких упражнений:

  • сначала малыш проговаривает его в слогах;
  • затем произносит его в словах, причем с разными слогами: «р» должно быть и в начале, и в середине, и в конце;
  • подключайте рассказы, чистоговорки, фразы — это завершающий этап.

Все упражнения проводите в форме игры — именно так у маленьких деток прекрасно закрепляется любой материал. Вам понадобится фантазия, чтобы увлечь сына или дочку. Занятия должны быть крохе в радость, иначе он будет напряжен и даже самое эффективное упражнение не поможет добиться желаемого результата.

Почему занятия не помогают?

По каким же причинам могут возникнуть трудности в постановке звука дома?

Во-первых, крохе нет 4-х лет. До этого возраста бессмысленно даже пытаться ставить «р», поскольку его просто нет и быть не может — такова закономерность развития речи у деток. Он возникает самым последним. Родители, не торопите события!

Во-вторых, неправильная артикуляционная поза. В норме должны быть

растянуты губы, язык поднят кверху, его кончик дрожит, имеется сильная направленная воздушная струя, голосовые связки вибрируют. Возможно, малыш просто принимает неправильную артикуляционную позу. При недостаточности движений «р» ему не поддастся.

В-третьих, неправильное дыхание. Чтобы получилось выговорить «р», нужна сильная направленная воздушная струя, которая заставляет вибрировать кончик языка. Если кроха не различает ротовое и носовое дыхание, нужно сначала отработать этот момент.

В-четвертых, несформированный фонематический слух. Малыш просто может пока не воспринимать «р» на слух и, соответственно, различать его тоже не может.

В-пятых, органические причины. Речь идет об особенностях строения лицевого аппарата — короткая уздечка, большой или маленький язык, например. Сюда же входят и неврологические нарушения.

Если вы занимаетесь с малышом дома, но занятия не дают результат, обратитесь к врачу. Он выявит причину и предложит эффективные для вашего чада методы постановки.

Выводы

Если вы заметили, что у вашего дошкольника проблемы с произношением «р», обратитесь к логопеду. Специалист проведет логопедические пробы, оценит артикуляционный аппарат вашего чада и выявит причину нарушения звукопроизношения. Это позволит разработать такую коррекционную программу, которая будет эффективна именно для вашего ребенка.

Заниматься нужно регулярно. Как правило, занятия проходят 2 – 3 раза в неделю. Но и родители должны включаться в процесс. Дома нужно продолжать выполнять упражнения — тогда результат не заставит себя долго ждать.

В случае, если необходима консультация невролога или оперативное вмешательство (например, подрезание уздечки), это позволит не тратить время зря и быстро решить проблему.

Обычно к логопеду обращаются родители детей в возрасте от 5 до 6 лет. Но если вы заметили проблему раньше, не ждите — идите к специалисту. Но и ранее, чем в 4,5 года идти тоже не стоит.

• Если у ребенка нет резцов — верхних или нижних,повремените у
него с постановкой свистящих звуков. Все остальные звуки в это
время ему можно ставить.

• При отсутствии верхних резцовребенку не удастся поставить губ­
но-зубные звуки. Временно, пока не отрастут зубы, можно поста­
вить ему губное произношение этих звуков (если оно не возник­
нет у него самостоятельно).

• Если у ребенка есть верхние резцы, но нет нижних,можно ста­
вить ему произношение свистящих звуков при верхнем положе­
нии кончика языка.

• Если у ребенка нет верхних коренных зубов,вам не удастся по­
ставить ему произношение шипящих звуков и [р].Придется по­
дождать, пока они вырастут.

• Когда у ребенка нет нижних коренных зубов, но есть верхние,эти
звуки ему можно поставить близко к их нормативному звучанию,
и после того, как вырастут все коренные зубы уточнить их произ­
ношение. Постановке прочих звуков отсутствие коренных зубов
не препятствует.

• Если у ребенка нет большого числа зубови они долго не выраста­
ют, есть смысл ставить ему временные вариантыпроизношения
звуков (чтобы его речь была понятной, а также для предупрежде­
ния возникновения в дальнейшем нарушений чтения и письма).
После того как зубы вырастут, произношение временных звуков
нужно будет уточнить.

Временные варианты произношения:

— для свистящихзвуков — более или менее четкие свистящие зву­
ки, которые нужно ставить при верхнем положении языка;

— для шипящих— более или менее точные шипящие звуки, произ­
носящиеся глубже, чем обычно (язык прикасается к задней по­
верхности альвеол);

— для [р]— одноударный звук [р],произносящийся там же, где и
шипящие;

— для губно-зубных звуков— губные аналоги звуков [ф]и [в](когда
воздушная струя проходит между сближенными губами);

— нормативное произношение заднеязычных звуков [й], [л] и [т'—
д']при отсутствии большого количества зубов ребенку можно по­
ставить.

В главах, описывающих формирование конкретных звуков, при­водятся способы постановки временных звуков.

Высокое твердое нёбо

Такое строение нёба сказывается на произношении шипящих зву­ков и звуков [р], [т']и [д'].Улучшить их произношение позволяет по­становка этих звуков ближе к верхним зубам, чем обычно. Способы их формирования описаны в главах, посвященных постановке этих звуков (см. с. 102).

Высокое нёбо создает дополнительные условия для нарушения речевого выдоха, так как в ротовой полости образуется большее, чем обычно, пространство для «распыления» в нем воздушной струи. По­этому на занятиях вам нужно будет очень тщательно контролировать речевой выдох ребенка.

Способы постановки звуков

Существуют основныеили базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбини­руются между собой.

При постановке звуков желательно использовать также некото­рые дополнительныеприемы, повышающие эффективность работы над звуками.

Основные способы постановки звуков

Постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи ребенка

Это еще называется вызыванием звука.Суть способа заключается в том, что ребенок должен повторять за вами формируемый звук. Это самый легкий способ постановки произношения, но он не во всех слу­чаях приводит к успеху.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Звук нужно произносить ясно, четко, но без усилия — что дости­
гается точной подачей воздушной струи.

• Произносить звук лучше негромко, при громком произнесении
возникают дополнительные посторонние шумы, затушевывающие
его истинное звучание.

• Перед постановкой звука ребенку нужно поставить нужный для
его произнесения речевой выдох на основе близкого по артикуля­
ции, правильно произносимого звука. В главах, посвященных по­
становке конкретных звуков, описывается, как это делать.

Постановка звука по подражанию, когда он напоминает другой звук

Например, звук [ш]может напоминать [с],звук [л]быть очень похожим на [в],звук [ч]может произноситься почти как [т'].В этом случае у ребенка есть связь между собственным дефектным звуком и правильным звуком, который он слышит со стороны. Он их отождеств­ляет.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Предварительно ребенку нужно поставить необходимый для про­
изнесения звука речевой выдох (на основе близкого к нему по
артикуляции звука).

• Ребенок не должен знать, над каким звуком вы собираетесь рабо­
тать.

• В связи с этим в вашем произношении звук не должен звучать
вполне точно, а только напоминать (но в существенных чертах)
тот звук, произношение которого вы хотите вызвать.

• Вам нужно присвоить какое-нибудь «кодовое название» вызывае­
мому звуку, чтобы в дальнейшем избегать его точного произнесе­
ния, а также для того, чтобы отвлечь внимание ребенка. Напри­
мер, вы вызываете звук [с].Сначала нужно потренировать с ре­
бенком речевой выдох на фоне произнесения звука [т].Выдох
должен проходить сквозь зубы, при этом будет слышаться некото­
рый свист. Обратите на этот свист внимание ребенка, скажите
ему, что так «свистит комар».

В дальнейшем вы даете ребенку инструкции, уточняющие произ­ношение, например, говорите ему, чтобы «его комар» свистел тонь­ше, показываете ему, куда нужно переместить язык, что сделать с губами, и т. п. (в главах, посвященных постановке звуков, эти способы уточнений произношения подробно описываются). Если ребенокдогадался о том, какойзвук вы ставите, и пытается произносить свой дефектный звук, сразу же прекратите вызы­ватьзвук этим способом.Скажите ему, что у вас так не получает­ся и вы с ним будете по-другому учиться «свистеть, как комар».

Постановка звука по показу артикуляции

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Сначала вы ставите ребенку речевой выдох, на фоне ближайшего по артикуляции правильно произносимого (базового) звука.

В дальнейшем вы показываете ему, как он должен расположить органы речи: язык, губы и т. п. Делается это перед зеркалом, так ребенку удобнее копировать ваши действия.

Правильно расположив органы речи, ребенок должен определен­ным образом подуть в место артикуляции звука (так же, как при произнесении базового звука). Например, при работе над звуком [с]вы сначала ставите ребенку правильную артикуляцию этого звука. Затем вы просите его подуть на кончик языка, в самые зубы — так, как когда он произносит звук [т],не сдвигая при этом языка. Пре­дупредите его, что получится не звук [т](иначе он будет стараться получить именно [т]),а другой — тот который вам сейчас нужен.

Постановка звука с механической помощью

Иногда для постановки звуков используются специальные лого­педические инструменты — шпатели и зонды. В домашних условиях их можно заменять различными предметами.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Ребенок произносит базовый по отношению к формируемому звук.

• Вы с помощью вашего инструмента постепенно перемещаете его
язык во рту, пока не послышится нужный звук.

• Предварительно предупредите ребенка, чтобы он не мешал вам
передвигать его язык. Предупредите его также о том, что произ­
ношение звука от этого будет меняться. Предложите ему вместе
посмотреть, какой звук в итоге получится.

• Некоторые дети плохо переносят, когда им лезут в рот, иногда даже
до возникновения рвотного рефлекса. Если обнаружите нечто по­
добное у своего ребенка, сразу лее откажитесь от этого способа.

Постановка звука с использованием базового звука

При постановке звуков иногда удается «оттолкнуться» от того или ;шого правильно произносимого ребенком звука. Например, после зву­ка [ч]при длительном его произнесении вторым звуком слышится звук [щ]. В подобном же отношении находятся звуки [ц]и [с], [к]и [х].

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Ребенок должен длительно произносить базовый звук, при этом вторым звуком после него слышится формируемый звук.

• После этого нужно «оторвать» произношение этого звука от базо­вого звука. Например, после звука [к]слышится [х].Нужно обра­тить внимание ребенка на то, что после звука [к]слышится дру­гой звук, и попросить его как можно дольше тянуть этот другой звук. Придумайте какое-нибудь название этому звуку (например, «звук выдоха»).

Во время протяжного произнесения этого второго звука по ваше­му сигналу, например, знаку рукой, ребенок должен прерывать свое произношение короткими паузами, так, чтобы звук звучал прерывис­то: [кхх— х— х— х].

В дальнейшем паузы нужно удлинять, так чтобы в итоге получи­лось следующее произношение: вначале — звукосочетание [кхх],затем — разделенные большими интервалами, фактически отдельно друг от друга, произносящиеся звуки [х]([х, х, х]).

В завершение вы предлагаете ребенку сразу произнести этот тре­нируемый вами «звук выдоха», то есть фактически [х].Когда ребенок начнет произносить звук свободно и безошибочно сообщите ему, какой звук на самом деле он научился выговаривать (то есть только теперь вь: можете позволить себе произнести этот звук).

Предварительно объясните ребенку выполнение этого задания не примере какой-нибудь другой пары звуков, которые ребенок выговари­вает правильно (эти звуки вы и сами можете свободно произносить), Например, молено использовать звук [п],при длительном его произне­сении после него слышится губной звук [ф].

Постановка звука в слоге

Иногда звук возможно поставить сразу в слоге. Иногда же — звук ставится отдельно, а затем ребенок обучается произносить с этим зву­ком слоги.

• Обучать ребенка произносить слоги лучше всего с использованием картинок. Этот прием позволяет исключить собственное произно­шение. Дело в том, что, повторяя слог за вами, ребенок буде! стремиться произносить в нем свой дефектный звук. Вам нужно сделать картинки, схематически изображающие поло­жение губ при произнесении гласных звуков. Две горизонталь­ные полоскипусть обозначают звук [ы], маленький кружок — [о], большой кружок — [а], точка — [у], одна полоска — [и], эллипс— [э].Объясните значение этих символов ребенку.

Произносить слоги нужно следующим образом. Ребенок начинает произносить какой-нибудь звук (например, [ф]), в это время вы показываете ему картинку (допустим, изображающую звук [ы]), он, не прерывая произношения своего звука, тут же должен пе­рейти к гласному звуку и произнести слог с этим гласным звуком ([ф — Ф — фы], а не [ф — ф — ф] — [фы] или [ф — ф — ф] — [ы]). Перед тем как ставить (или закреплять) в слоге произношение ка­кого-нибудь нового для ребенка звука, потренируйте с ним такой способ произношения на примере тех звуков, которые он выговари­вает правильно (больше всего подходят звуки, которые можно тя­нуть, например: [ф], [в], [х] и т. п.). Пока ребенок тянет такой звук, у вас есть время показать ему картинку, а он имеет возможность немного подумать и переключиться на произношение гласного зву­ка. С первого раза у ребенка это может не получиться — скорее всего, он будет отрывать гласный звук от согласного или будет пре­рывать произношение согласного звука, поэтому на первых порах можно произносить слоги одновременно с ребенком («хором»).

• При произнесении слогов нужно контролировать направление ре­
чевого выдоха ребенка. Для этого он должен «целиться» себе в
ладонь гласным звуком. Можно сказать по-другому: гласный звук
должен как бы «падать» ребенку на ладонь. Он также должен
ощущаться на ладони горячим выдохом.

• Гласный звук в слоге должен произноситься очень кратко и с уда­
рением.

Постановка звука в положении между гласными звуками

• Согласный звук между гласными должен звучать максимально
резко и кратко.

• Ударение в звукосочетании должно падать на последний гласный
звук, который также должен звучать кратко.

• Последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ла­
донь («выплевывать» его себе на ладонь).

Постановка звука на вдохе . .;••

Использование этого способа позволяет отвлечь внимание ребенка от того звука, над которым вы работаете, и поэтому дает вам возмож­ность подключить собственное произношение (может быть не совсем четкое). Этот способ позволяет также наилучшим образом настроить речевой выдох ребенка.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Выполнять упражнения ребенок должен после выдоха (следите за
тем, чтобы его плечи были опущены).

• Ребенок должен выполнять упражнение вслед за вами сначала без
произношения звука. Дайте ему такую инструкцию: «Втяни в себя
немного воздуха сквозь зубы и этот же самый воздух сквозь зубы
выдуй обратно».

• В дальнейшем вы показываете ребенку, как он должен произно­
сить звук на вдохе (на выдохе вам его произносить нельзя). Дайте
ему такую инструкцию: «Тихонько втягивай в рот воздух и вмес­
те с воздухом втягивай в рот вот такой звук (как у меня), потом
этот же звук с этим же воздухом выдувай изо рта». На вдохе звук
может звучать несколько искаженно.

• Перед выполнением упражнения предварительно потренируйтесь
на каком-нибудь звуке, который ребенок произносит правильно.

• Вдох должен быть очень неглубоким, и звук на нем — произно­
ситься однократно.

• Звуки на вдоха и выдохе должны произноситься тихим голосом,
очень лениво.

• Иногда перед выполнением упражнения ребенку бывает нужно
показать, как расположить во рту язык и правильно настроить
другие речевые органы.

• Постоянно следите за тем, чтобы ребенок не «запыхался», давай­
те ему возможность отдышаться.

Постановка звука с использованием промежуточного варианта его произношения

Промежуточные (временные) звуки (см. с. 88) ставятся в следую­щих случаях:

• Речь ребенка непонятнаи в ближайшее время поставить ему зву­
ки не удастся (например, из-за отсутствия зубов или нарушения
прикуса).

• Ребенок заменяет один звук на другой. Вэтом случае промежу­
точный звук нужен для того (если, конечно, нет возможности по­
ставить правильное произношение звука), чтобы ребенок перестал
путать эти звуки, поскольку этот дефект может вызывать в даль­
нейшем нарушения чтения и письма.

• Временный звук бывает нужен также для того, чтобы предотвра­
титьформирование у ребенка какого-нибудь трудно поддающего­
ся исправлению дефекта произношения(например, грассирую­
щего звука [р]).

• Промежуточный звук нужно будет ввести в речь ребенка (см. с. 151).

• Если у ребенка была замена звуков, временный способ произно­
шения нужно разграничить с тем, который был у ребенка прежде
(см. с. 154).

• Когда появится возможность, временный способ произношения
нужно будет уточнить, то есть поставить ребенку и ввести в его
речь уже полноценный звук.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Зубные деформации, особенно касающиеся верхних резцов, являются при чиной неправильного произношения звука с. В соответствии со статистическими данными, полученными Arnold, среди 1117 больных с наруше ниями речи у 546, т.е. в 48,3% случаев, была обнаружена шепелявость. Эти данные свидетельствуют о том, что такого рода нарушение артикуляции встречается довольно-таки часто и объясняется оно тем, что правило полиморфизма звуков не распространяется на звук с.

Изменение в звучании этого звука появляется даже при очень незначительных отклонениях языка вправо или влево или же перемещениях его вперед или назад. Согласно нашим статистическим данным, у 30% больных с шепелявостью имеются деформации в области зубных рядов. Среди других этиологически важных причин шепелявости прежде всего следует отметить нарушения слуха, а также нарушение способности анализировать слуховые впечатления. Частой причиной шепелявости являются функциональные расстройства артикуляционных мышц и подражание.

Аномалии в развитии зубов оказывают отрицательное влияние на произношение ряда звуков, а именно: в, ф, д, т, п а иногда и р. В каждом случае зубных деформаций необходимо тщательно проверить слух, а также прочие перечисленные выше моменты. На 94 рисунке представлены аномалии зубных рядов, проявляющиеся в изменении формы величины и положения передних зубов, причём в этих случаях не было никаких нарушений артикуляции.

Причинами артикуляционных расстройств могут быть следующие отклонения от нормы в состоянии зубных рядов: 1) широкие диастемы между передними зубами, через которые со свистом проходит воздух, обуславливая изменения в произношении звуков, относящихся к первой артикуляционной зоне, и, кроме того, звука с (sigmatismus stridens); это явление может в некоторых случаях возникать во время смены молочных зубов на постоянные, а также при наличии дефектов в зубных рядах; 2) неправильное положение верхних или нижних резцов, когда зубы перемещены вперед или назад, в сторону ротовой полости; 3) отсутствие резцов, обуславливающее неправильное произношение звуков ф, е, а также с, з, ц.

Логопедическое лечение связано с большими трудностями в тех случаях, когда у больного имеют место нарушения слуха; лица с хорошим слухом часто сами коррегируют артикуляционные ошибки.
Ортодонтическое лечение деформаций зубо-челюстной системы является необходимым как с точки зрения артикуляционных расстройств, так и нарушений дыхания.

деформация зубов

Проблемы артикуляции речи из-за проблем неба

Правильная артикуляция является возможной лишь в том случае, если ротовая полость будет отделена от полости носа и носоглотки, т.е. если мышцы замыкающего глоточного кольца нормально функционируют. Патологические изменения, касающиеся как твердого нёба, так и мышц, участвующих в образовании замыкающего глоточного кольца являются причиной нарушения голоса и артикуляции, носящего название открытой гнусавости (rhinolalia aperta). Закрытая гнусавость (rhinolalia clausa) возникает в тех случаях, когда в связи с нарушением проходимости носовых ходов, обусловленной отеком слизистой оболочки, гипертрофией носовых раковин, образованием полипов, злокачественных новообразований, изменяются условия резонанса во время произношения носовых согласных (м, и). Когда упомянутые моменты имеют место у одного и того же больного, то развивается смешанная гнусавость (rhinolalia mixta).

Причины открытой гнусавости могут быть приобретенные или врожденные.

Приобретенные причины нарушения функции неба бывают центрального происхождения (на них мы остановимся ниже) или же являются результатом непосредственного повреждения твердого нёба, мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Возникающие при этом артикуляционные расстройства носят название dysglossia palatalis.

Причинами этого рода расстройства являются:
1) органические дефекты в области нёба,
2) нарушение функции мышц мягкого нёба после операции удаления миндалин,
3) поражение мышц при инфекционных заболеваниях,
4) миастения,
5) истерия,
6) нарушения слуха.

В третьем периоде сифилиса могут образовываться мелкоклеточные инфильтраты, гуммы на твердом или же мягком нёбе, а также на задней и боковых стенках глотки. Они являются причиной нарушения подвижности мягкого нёба, вследствие чего становится невозможным нормальное сжатие замыкающего глоточного кольца, возникает открытая гнусавость. Распад гуммы приводит к образованию значительных дефектов в твердом и мягком нёбе, а также в нёбно-язычных и нсбно-глоточных дужках. Гуммы, находящиеся на задней стенке глотки препятствуют образованию валика Passavant во время эмиссии голоса и речи. Артикуляция становится неясной, стертой не только вследствие наличия широкого сообщения между ротовой полостью, носоглоткой и полостью носа, что создает условия для носового резонанса, но также и под влиянием ряда других присоединяющихся причин.

Особо следует отметить в этих случаях нарушение резонаторной функции ротовой полости, обуславливающее изменения в звучании отдельных звуков. Артикуляционные расстройства усугубляются в тех случаях, когда нарушается подвижность языка, уменьшается его эластичность, которая является необходимым условием при оформлении артикулированных звуков, особенно в изменившихся условиях резонанса, разбираемых нами. Подобные симптомы можно наблюдать при позднем врожденном сифилисе. Дефекты нёба, являющиеся причиной развития нёбной дисглоссии, могут возникнуть и вследствие целого ряда других болезненных и травматических моментов.

логопед, детский психолог Т.Б. Цукор

Логопед «Диал-Дент» Т. Б. Цукор делится своим опытом по постановке и автоматизации звука Р.

Постановка звука Р у ребенка — одно из самых частых пожеланий родителей дошкольников на консультации у логопеда. Хотя, если объективно, помимо фонемы Р, у ребёнка может быть нарушен ещё ряд звуков, но родители часто этого не замечают. В этом нет ничего удивительного. Дело в том, что Р — очень яркий энергичный звук, и его отсутствие в речи или замена на звуки Л, Ль, В, Г, Д, Й, горловые Р и Рь и даже Н очень заметны. Первое, что интересует логопеда — это возраст ребёнка. Важно понимать, что звук Р в речи ребенка появляется не сразу и формируется к 5 годам. Учить ребенка выговаривать звук Р, например, в 3 года, нет никакой необходимости! Зачастую попытка родителей «вызвать» у ребёнка данный звук заканчивается формированием у малыша горлового звука Р, от которого потом очень сложно избавиться. Дело в том, что мышцы языка ещё не готовы к произношению Р или Рь, а родители, желая добиться у ребёнка чистой речи, просят его то и дело: «Скажи рыба, скажи рот, скажи руки», и ребёнок пытается фонетически подстроится под звучание взрослого. Наиболее похожим и простым оказывается горловой звук Р. Поэтому, не торопите события, но и не теряйте бдительности, поскольку не только возраст ребёнка может стать причиной отсутствия или нарушения звука Р.

Постановка звука Р

Причин неправильного произношения звука Р достаточно много. И желательно их исключить до наступления возрастной готовности к произношению звука Р, то есть до 5 лет. Правильнее всего обратиться к логопеду на консультацию, когда ребенку исполнится 5 лет. Иногда к логопеду может направить детский стоматолог, если заметит какие-то отклонения во время осмотра. Самое лучшее время для начала посещения стоматолога 3-4 года, до появления явных стоматологических проблем. Но вернемся к консультации логопеда.

На консультации логопед обследует общую подвижность языка, особенности строения артикуляционного аппарата (губы, щеки, небо, уздечка языка), отмечает тип глотания, поскольку он влияет на формирование прикуса, изучает особенности звукопроизношения и состояния речи, фиксирует тип дыхания (носовой, ротовой, ротоносовой), отмечает положение языка. Занятия, которые логопед разрабатывает индивидуально для каждого ребенка учитывая причину нарушения произношения, направлены на постановку и автоматизацию звука Р.

В клинике «Диал-Дент» применяется комплексный подход. Если логопед (или детский стоматолог, или ортодонт) выявят какую-то из ниженазванных причин, то вы можете пройти необходимое лечение у нас в клинике.

Возможные причины того, что ребёнок в 5 лет не выговаривает букву Р и пути решения, которые предлагают специалисты «Диал-Дент»:

  • укорочённая уздечка языка (подрезание уздечки языка выполняется в «Диал-Дент» и хирургическими методами, и щадящими бескровными методиками с помощью лазера);
  • гипотонус (сниженный тонус, вялость) или гипертонус (перенапряжение) мышц языка (логопед «Диал-Дент» выполняет курс массажа языка, назначает индивидуально подобранные упражнения для нормализации тонуса мышц языка);
  • малоподвижный массивный неповоротливый язык (логопед «Диал-Дент» выполняет массаж языка, назначает артикуляционную гимнастику для развития гибкости и подвижности языка);
  • парезы (снижение силы мышц) языка (консультация у невролога «Диал-Дент» для определения причин нарушения);
  • увеличенные миндалины (лечение лор-заболеваний у детского ЛОРа, дыхательная гимнастика у логопеда);
  • высокое нёбо, расщелины нёба (содействие в лечении, наблюдение, направление при необходимости в стационар для устранения проблемы хирургическим путем, упражнения для восстановления после операции);
  • нарушение фонематического слуха, т.е. различение звуков по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, различению гласных и близких по месту и способу образования согласных (курс занятий с логопедом).

Гимнастика для постановки звука Р

Одним из способов развить подвижность языка, придать ему силу, гибкость, улучшить переключаемость, является артикуляционная гимнастика. Стоит заметить, что улучшение подвижностям языка благотворного влияет не только на звукопроизношение, но и на ортодонтическую ситуацию, а также является профилактической мерой для предотвращения частого возникновения кариеса, т.к. «застойные» явления во рту способствуют развитию микробной флоры, вызывающей кариес.

В видеоролике, представленном ниже, логопед Т.Б. Цукор подробно показывает все упражнения, необходимые для постановки звука Р в медленном темпе и дает комментарии по длительности их выполнения.

  1. Упражнения «Моржики», «Лопаточка», необходимы для расслабления языка.
  2. Упражнения «Вкусное варенье», «Барабан», «Лошадка» и «Парус» тренируют мышцы языка, готовят их к правильному произношению звука Р.
  3. Упражнения «Чистим зубки», «Футбол» выполняются для улучшения гибкости и подвижности языка.
  4. Упражнение «Фокус» выполняется для выработки сильной направленной воздушной струи, необходимой для звука Р.
  5. Упражнение «Моторчик» является финальным шагом к постановке звука Р.

Для автоматизации звука Р необходимо выполнять задания и упражнения достаточно длительное время. Особенно, если ребенку необходима пластика уздечки или лечение ЛОР-органов и восстановление носового дыхания.

Если после просмотра видео остались вопросы — записывайтесь на консультацию к логопеду по телефону: +7 (499) 110 18 04 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook .

Читайте также: