Нарушения в результате которых зубной врач может быть привлечен к административной ответственности

Опубликовано: 26.04.2024

Административная ответственность медицинских работников

Административная ответственность — вид ответственности, наступающий в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Административную ответственность не следует путать с дисциплинарной, налагаемой администрацией учреждения. При административной ответственности наказание налагается административными органами (судом, милицией, пожарной охраной, налоговыми органами, санитарно-эпидемиологической службой и т.д.) Административная

ответственность связана с правонарушениями, но менее общественно опасными, чем преступления, и в корне отличается от них.

Привлечение гражданина одно временно к уголовной и административной ответственности невозможно.

Отличия административной ответственности от уголовной:

  • установить административную ответственность можно не только согласно КоАП РФ, но и на основании соответствующих законов субъектов РФ;
  • административная ответственность касается не только физических, но и юридических лиц;
  • наложение санкций осуществляется не только судом, но и органами власти или должностными лицами.

Наиболее распространенный вид административного наказания — штраф . Субъектами административных правонарушений могут быть только лица, достигшие 16-летнего возраста. При решении вопроса об административной ответственности одновременно может быть принято решение о возмещении правонарушителем имущественного вреда потерпевшей стороне.

Административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью. Следует выделить следующие административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью:

незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка , передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью, если они совершены не из корыстной или иной личной заинтересованности, влекут за собой наложение административного штрафа по ст. 5.37 КоАП. В случаях заинтересованности ответственность наступает по ст. 153 УК РФ;

непредоставление гражданину информации в случаях, предусмотренных законом (а врач обязан поступать в соответствии со ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»), либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации при отсутствии причинения реального вреда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 5.39 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 140 УК РФ;

незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.2 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 235 УК РФ;

нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов , невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.3 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 236 УК РФ;

статья 6.1 КоАП предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа за сокрытие больным венерическим заболеванием (и ВИЧ-инфицированным) источника своего заражения , равно как и других лиц, имевших половые контакты с данным заболевшим;

также предусмотрена административная ответственность за обман потребителей (ст. 14.7); нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8); заведомо ложное заключение эксперта , если это не связано с уголовным процессом (ст. 17.9); заведомо ложный вызов скорой медицинской помощи (ст. 17.9).

Административная ответственность, налагаемая органами государственной санитарно-эпидемиологической службы В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан.

Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Руководство данной службой осуществляет главный государственный санитарный врач РФ, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу функций.

Руководители территориальных органов указанной службы и уполномоченные ими должностные лица выступают в качестве главных государственных санитарных врачей по субъектам РФ, городам, районам и на транспорте. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, организующие деятельность по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на объектах обороны и иного специального назначения, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача по вопросам, входящим в их компетенцию («Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569).

Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в пределах своей компетенции наделены правом рассматривать дела по административным правонарушениям, объектом которых являются здоровье населения, его санитарно- эпидемиологическое благополучие; охрана собственности; охрана окружающей среды и природопользования; законный порядок предпринимательской деятельности.

К таким административным проступкам относятся:

  1. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
  2. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям;
  3. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства;
  4. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.), в том числе при приготовлении пиши и напитков, их храпении и реализации населению;
  5. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи;
  6. уничтожение специальных знаков, в частности знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков и т.д. (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ);
  7. самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8 КоАП РФ);
  8. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Целью указанной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду;
  9. сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). Данный административный проступок заключается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
  10. порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
  11. продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ).

В случае выявления указанных выше административных проступков должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в установленном порядке составляется протокол об административном правонарушении.

Если же должностное лицо придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде конфискации товаров либо об административном приостановлении деятельности, такое дело передается на рассмотрение соответствующего судебного органа.

Правительство РФ 30 января 2020 г. разместило на официальном сайте в сети «Интернет» проект Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – проект КоАП РФ).

Согласно пояснительной записке к проекту КоАП РФ новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет введен в действие с 1 января 2021.

В целях совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения проект КоАП РФ предусматривает новые составы административных правонарушений, посягающих на здоровье человека, а также более строгую ответственность в виде повышенных размеров штрафов по сравнению с суммами штрафов за административные правонарушения в сфере здравоохранения, предусмотренными ныне действующим КоАП РФ.

Так, проект КоАП РФ предусматривает за нарушение установленных правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, порядка розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, а также правил хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения – наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. То есть нижний предел штрафов в среднем увеличился в 6 раз.

Важно отметить, что проект КоАП РФ в сфере обращения лекарственных средств также устанавливает новый состав административного правонарушения как реализация и отпуск жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с нарушением предельных размеров оптовых или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов. За данный вид административного правонарушения устанавливается административный штраф на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Проектом КоАП РФ за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок сумма административных штрафов остаются неизменными, однако вид альтернативной ответственности, как приостановление деятельности на срок до девяноста суток, больше не предусматривается.

Существенно изменились размеры административных штрафов за применение фальсифицированных и (или) недоброкачественных либо незарегистрированных в установленном порядке лекарственных средств, медицинских изделий в предложенном проекте КоАП РФ: на граждан от 70 тысяч до 100 тысяч рублей, на должностных лиц - от 100 тысяч до 600 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 100 тысяч до 600 тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток, на юридических лиц - от 1 миллиона до 5 миллионов рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток.

Кроме того проектом КоАП РФ вводятся следующие новые составы административных нарушений, посягающие на здоровье человека:

1. Нарушение установленных порядков оказания медицинской помощи;

2. Нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных порядков проведения медицинских экспертиз;

3. Нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов;

4. Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья:

1) Отказ в оказании медицинской помощи;

2) Незаконное взимание платы за оказание медицинской помощи;

3) Нарушение права гражданина на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от медицинского вмешательства;

4) Нарушение права гражданина на врача и медицинской организации, получение информации о состоянии его здоровья;

5) Несоблюдение установленных сроков оказания гражданам медицинской помощи в экстренной и неотложной форме;

6) Несоблюдение установленных сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроков ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов.

5. Несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных;

6. Производство или продажа лекарственных препаратов для медицинского применения, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны;

7. Несоблюдение требований законодательства об охране здоровья граждан о создании условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи;

8. Нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных порядков диспансерного наблюдения;

9. Нарушение установленных положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи;

10. Нарушение медицинским работником, медицинской организацией права пациента на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами.

Размеры административной ответственности за вышеуказанные правонарушения представлены в таблице:

Размер административного штрафа

1. нарушение установленных порядков оказания медицинской помощи

Действие или бездействие, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан либо создавшие угрозу причинения вреда жизни

на должностных лиц от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей;

на должностных лиц от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 200 тысяч до 400 тысяч рублей

2. нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных порядков проведения медицинских экспертиз

на граждан от 1 тысячи до 1.5 тысячи;

на должностных лиц - от 5 тысяч до 7 тысяч рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 7 тысяч до 15 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

3. Нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов

от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

4. Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья

Отказ в оказании медицинской помощи –

на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

Незаконное взимание платы за оказание медицинской помощи;

Нарушение права гражданина на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от медицинского вмешательства;

Нарушение права гражданина на врача и медицинской организации, получение информации о состоянии его здоровья;

Несоблюдение установленных сроков оказания гражданам медицинской помощи в экстренной и неотложной форме;

Несоблюдение установленных сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроков ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов;

на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 30 тысяч до 50 тыс.

на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей.

на должностных лиц от 5 тысяч до 7 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 7 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

на граждан в размере от 1 тысячи до одной 1500 рублей;

на должностных лиц от 5 тысяч до 7 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

на граждан в размере от 1 тысячи до одной 1500 рублей;

на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 7 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

5. Несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных;

на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

6. Производство или продажа лекарственных препаратов для медицинского применения, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны

на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

на индивидуальных предпринимателей –
от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

на должностных лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

на индивидуальных предпринимателей - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

на юридических лиц - от 50 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

7. Невыполнение обязанности создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи

предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

8. Несоблюдение требований законодательства об охране здоровья граждан о создании условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи;

на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

9. Нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных порядков диспансерного наблюдения;

предупреждение или наложение административного штрафа
на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
на индивидуальных предпринимателей - в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей

10. Нарушение медицинским работником, медицинской организацией права пациента на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами

на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей

Работники медицинских учреждений несут личную ответственность за здоровье и жизнь своих пациентов в рамках своей деятельности.

  1. Основания для привлечения к ответственности
  2. Правовое регулирование и виды ответственности
  3. Дисциплинарная ответственность
  4. Административная ответственность
  5. Уголовная ответственность
  6. Гражданско-правовая ответственность
  7. Материальная ответственность

Сферы ответственности медперсонала при причинении вреда пациенту определяются в зависимости от тяжести вреда, конкретных обстоятельств и мотивов ответственного лица.

Основания для привлечения к ответственности

Наиболее часто поводами для привлечения медработников к ответственности являются:

  • незаконный отказ от оказания медпомощи;
  • оказание некачественной медпомощи;
  • причинение вреда жизни и здоровью больного в ходе лечения или обследования;
  • разглашение конфиденциальных сведений о пациенте третьим лицам;
  • непредоставление пациенту сведений о состоянии его здоровья и назначенном лечении;
  • требование взятки с пациента;
  • нарушение правил ведения медицинской документации.

Отказ от медпомощи включает в себя отказ в госпитализации больного при наличии показаний, отказ в амбулаторном приеме при наличии талона, а также бездействие при ухудшении состояния пациента в стационаре.

Под оказанием некачественной помощи подразумеваются не только действия медработника, нанесшие вред, но и безвредные для пациента действия, проводимые с нарушением должностной инструкции и нормативных правил.

Правовое регулирование и виды ответственности

В зависимости от вида проступка определены следующие виды ответственности медработников:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная;
  • гражданско-правовая;
  • материальная.

Гражданско-правовая ответственность (регулируется Гражданским кодексом) часто наступает одновременно с уголовной или административной и предполагает возмещение вреда пациентам, пострадавшим от действий или бездействия медработников.

Дисциплинарная ответственность

Существует три типа взыскания при дисциплинарном проступке врача (например, прогуле):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Применение дисциплинарной ответственности происходит в следующем порядке:

  1. Медработник пишет объяснительную на имя главного врача.
  2. Выпускается приказ о взыскании.
  3. Медработник подписывается в ознакомлении с приказом.

Взыскание можно обжаловать в комиссии по трудовым спорам. Снятие замечания или выговора происходит не позднее, чем через год после наложения.

Административная ответственность

Медработники подвергаются административному наказанию за следующие виды правонарушений:

  • незаконная практика народной медицины (ст. 6.2 КоАП);
  • нарушение санитарных правил и норм в медучреждении (ст. 6.3 КоАП);
  • нарушение правил учета наркотических и психотропных препаратов (ст. 6.8 КоАП);
  • несоблюдение правил обращения с донорской кровью или плазмой (ст. 6.31 КоАП);
  • нарушение сроков проведения абортов (ст. 6.32 КоАП).

Привлечение медработников к административной ответственности происходит на основании заявления в прокуратуру или местный орган санитарного надзора от пострадавших или иных заинтересованных лиц. По факту поданного заявления проводится проверка, после чего составляется протокол об административном правонарушении.

Уголовная ответственность

Медработники несут уголовную ответственность по следующим статьям:

  • ст. 109 УК – причинение смерти пациенту по неосторожности;
  • ст. 118 УК – причинения тяжкого вреда здоровью пациента;
  • п. 4 ст. 122 УК – заражение пациента ВИЧ-инфекцией;
  • ст. 123 УК – проведение незаконного аборта;
  • ст. 124 УК – отказ в оказании помощи больному, если это повлекло средний, тяжкий вред здоровью или смерть;
  • ст. 233 УК – незаконная выдача рецептов на психотропные препараты;
  • ст. 235 УК – незаконное занятие частной медициной;
  • ст. 290 УК – взяточничество.

Для наступления уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности необходимо доказать, что смерть наступила не в результате действий, совершенных в целях спасения пациента от гибели по другой причине.

Если на суде будет доказано наличие преступного умысла, факт отсутствия должной квалификации или халатное отношение к обязанностям, то, помимо основного наказания, медработнику запрещается работать в сфере здравоохранения до 3 лет после погашения судимости (отбытия срока, уплаты штрафа или окончания принудительных работ).

Важно учесть, что причиненный вред считается тяжким, если пациент:

  • лишился одной из частей тела;
  • потерял зрение, речь или слух;
  • получил стойкую нетрудоспособность более, чем на 1/3;
  • получил обезображивание лица;
  • получил необратимые нарушения жизненно важных органов;
  • полностью утратил трудоспособность.

Привлечение медработника к уголовной ответственности происходит путем подачи заявления в полицию, после чего проводится доследственная проверка, и возбуждается уголовное дело. В ходе следствия допрашиваются обвиняемый, свидетели и пострадавшие, также могут изыматься части оборудования и приостанавливаться деятельность медучреждения. Вид уголовного наказания определяет суд.

Гражданско-правовая ответственность

Возмещение причиненного вреда (включая моральный вред) регулируется главой 59 Гражданского кодекса. Данный вид ответственности без уголовного или административного наказания наступает в случае:

  • легкого вреда здоровью, причиненного по неосторожности;
  • некачественного исполнения медицинской процедуры;
  • причинения вреда в условиях крайней необходимости.

Возмещение вреда происходит на основании решения суда или в порядке досудебного соглашения сторон.

Материальная ответственность

Медработник несет материальную ответственность за вверенные ему ценности, включая:

  • медицинское оборудование;
  • оргтехнику;
  • препараты и медикаменты.

Возмещение вреда происходит в пределах месячного оклада медработника, а при наличии соглашения о полной ответственности или при порче вверенного под подпись оборудования и ценностей, а также в случае умышленного причинения вреда медработник несет ответственность всем своим имуществом.

Важно учесть, что материальная ответственность не наступает, если врач повредил оборудование или ценности в экстренной ситуации при помощи пациенту (ст. 239 ТК РФ).

Ответственность медицинских сотрудников включает в себя общую ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом для сторон договора, а также специальную ответственность, возникающую при причинении вреда пациенту – в таком случае обязательно проводится следствие, и решение принимает суд.

Сфера здравоохранения тщательно охраняется государством, поэтому все сферы, связанные с лечением, продажей, перевозкой, лицензией и прочими вопросами, контролируются государством. В случае несоблюдения предписанных правил налагается административное взыскание. О том, какие меры применяются к лицам, нарушающим законодательство в области здравоохранения, расскажем далее.

  1. Законодательство о здравоохранении и медицине и административные правонарушения
  2. Что является административным правонарушением
  3. За что предусматривается ответственность
  4. Нарушение порядка оказания медицинской помощи
  5. Нарушение порядка проведения медицинской экспертизы
  6. Несоблюдение ограничений при осуществлении деятельности в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств
  7. Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья
  8. Нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов
  9. Нарушение порядка проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения и доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения
  10. Осуществление медицинской и фармацевтической деятельности с нарушением лицензионных требований
  11. Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств
  12. Кто будет привлекать к ответственности
  13. Административная ответственность медработников
  14. Административная ответственность медицинских учреждений
  15. Наказание санитарно-эпидемиологической службы

Законодательство о здравоохранении и медицине и административные правонарушения

Законодательством охраняется сфера здравоохранения и медицины, поэтому за нарушения норм в проведении деятельности, продаже и перевозке лекарственных изделий, предоставления дополнительных не лицензионных услуг, включение в оборот фальсифицированных контрафактных изделий, нарушение требований по охране труда и санитарному контролю физическое, должностное или юридическое лицо наказывается штрафной санкцией или тюремным заключением на срок, прописанный в каждом конкретном случае.

Что является административным правонарушением

Виды административной ответственности медицинских работников

Административным нарушением права считается действие против правил, виновное деяние или его отсутствие со стороны лица, за которое по законодательству устанавливается административная ответственность медицинских работников, в зависимости от тяжести совершенного действия. Деятельность юридического лица называются противоправными, в случаях, рассмотренных нормами второго раздела КоАП РФ или региональными нормативами.

За что предусматривается ответственность

Ответственность предусматривается за несоблюдение установленного государственного порядка в сфере медицины и здравоохранения. Это прописано в нормах. Чаще всего, наказание последует за перечисленные ниже правонарушения. Ответственность последует только после того, как будет доказано противоправность действий виновного лица и возможность человека не нарушать правила, предписанные законодательством и кодексом. Подробная информация на тему виды ответственности медработников дана в КоАП РФ.

Должностное лицо, а именно, человек, который постоянно или временно выполняет функции представителя власти, привлекается к ответственности по статье 2.4 КоАП РФ, в случае, если человек выполнил ненадлежащим образом или не выполнил свои служебные обязанности.

Нарушение порядка оказания медицинской помощи

По Федеральному закону 323 части первой статьи 37 об охране здоровья россиян, с января 2013 года медицинскую помощь организуют и предоставляют по существующему порядку, который обязателен для исполнения у всех российских медицинских учреждений. Также по специальным стандартам за исключением помощи, которая оказывается по апробации.

По статье 37 пункту второму ФЗ 323 порядок и стандарт того, как должна оказываться медицинская помощь, составляет и утверждает уполномоченный орган.

В связи с этим, предусматриваются наказания за правонарушения в области оказания медицинской помощи населению по ФЗ No 1093620-6 и КоАП РФ статье 6.34. Закон был утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По нему лица, которые не соблюдают требования, получают предупреждение или на них накладывается материальная штрафная санкция в количестве от 10 000 до 20 000 рублей для должностных лиц, а для самого учреждения — сумма от 100 000 до 300 000 рублей.

При этом если действие приведет к тому, что произойдет возникновение пострадавших, должностные лица должны будут уплатить административный штраф в количестве от 20 000 до 30 000 рублей, а руководство учреждения — сумму от 200 000 до 400 000 рублей. Во втором случае возможна приостановление работы на период до трёх месяцев.

Нарушение порядка проведения медицинской экспертизы

Виды административной ответственности медицинских работников

В проекте ФЗ РФ No 1093620-6 прописана административная ответственность за нарушения работником или медицинской клиникой существующих порядков, по которым проводится медицинская экспертиза, за исключением того исследования, которое проводится, чтобы оказать помощь, просмотр или освидетельствование. Также в качестве исключения является диспансеризация.

По КоАП РФ статье 6.35 за нарушения при медицинской экспертизы полагается введение штрафа в размере от двух до трёх тысяч рублей на сотрудника клиники и 30-50 тысяч рублей на саму клинику.

Стоит отметить, что экспертиза по статье 58 ФЗ 323 — исследование, которое нацелено на то, чтобы понять, какое состояние здоровья у гражданина, чтобы определить его трудоспособность или возможность осуществлять что-либо еще, а также, чтобы установить причину между факторами и россиянином с его здоровьем.

На территории России проводятся экспертизы, для того чтобы:

  1. Определить временную нетрудоспособность;
  2. Сделать государственную проверку;
  3. Сделать военное освидетельствование;
  4. Сделать независимое психиатрическое заключение;
  5. Определить квалификационную пригодность и то, как болезнь связана с основной работой;
  6. Определить качество предъявляемой помощи.

Порядок того, как должна быть проведена конкретная разновидность исследования, должен быть составлен с содействием органа государственной исполнительной ветви власти.

Медицинским освидетельствованием по статье 65 ФЗ 323 является список методов осмотра с исследованиями, которые нацелены на то, чтобы подтвердить состояние человека, влекущее к наступлению юридических последствий. К освидетельствованию относятся:

  • Исследования на наркотическое, алкогольное или токсическое опьянение;
  • Исследование на нарушение психики
  • Исследование наличия противопоказаний, по которым нельзя управлять транспортом и иметь оружие.

Ответственность у медицинских работников наступает, если человек нарушил законный порядок освидетельствования и отказался его проходить перед рейсом или после него по статье 11.32 КоАП РФ.

Несоблюдение ограничений при осуществлении деятельности в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств

Ограничения, которые налагаются на работников сферы здравоохранения при работе даны в разделе 74 статьи 323 ФЗ.

По части 3 норматива за несоблюдение ограничений люди несут юридическую ответственность медработников по законодательству РФ. Заметим, что в КоАП РФ нет правовых статей, которые бы рассматривали наказания за эти правонарушения. Этот пробел устраняет кодекс нормой 6.36. По нему таким представителям здравоохранения выносится предупреждение, штрафная санкция в количестве от 5-7 тысяч для лиц и от 20-30, для всего руководства клиники и охраны.

Помимо того, если не соблюдать эти законодательные ограничения об обращении лекарств для применения в медицинских профессиональных учреждениях, организации, которые их выпускают, платят штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей. Представленные ограничения подробно даны в статье 67.1 ФЗ от 2010 года 61.

Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья

Охрана труда и здоровья работающих лиц, сохранение безопасности работы на предприятии — основная задача руководителя любого учреждения. Несоблюдение законодательства в этих сферах приводит к получению предупреждения, административного штрафного взыскания, закрытия клиники или наступления уголовной ответственности к руководству. Мера наказания определяется в зависимости от тяжести преступления, наличия пострадавших и прочих факторов.

Нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов

Виды административной ответственности медицинских работников

Назначаются и выписываются препараты во время медицинской помощи в порядке, который определен в Приказе от 2012 года 1175н.

По нему, а точнее по статьям 30 и 34, выписываются лекарства для первой помощи амбулаторно. Этот порядок распространяется на граждан, исходя из того, какое заболевание у больного. Выписывает препараты доктор в единоличном порядке или с комиссией, если заболевание не типично, имеет свои особенности, и если есть осложнения сопутствующих заболеваний.

При этом действует пункт 6.1 того же закона. По нему медики не могут давать рецепты:

  1. На препараты, если нет показаний для их приема;
  2. На лекарства, которых нет в России;
  3. На лекарства, которые по инструкции, должны находиться только в клиниках;
  4. На наркотики и психотропные препараты, которые по второму перечню наркотических средств, подлежат контролю и зарегистрированы законодательством только для лечения наркомании.

По КоАП РФ статье 6.37 за нарушение установленного порядка назначения препаратов, на врача наступает санкция в размере от 5 до 20 тысяч рублей, если нет уголовного состава преступления. В случае нарушения уголовного законодательства, лицо преследуется по закону и может быть заключено в тюрьму.

Нарушение порядка проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения и доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения

Виды административной ответственности медицинских работников

По новому нормативу 6.36 КоАП РФ сказано, что за то, что человек нарушит правила клинической практики, которая утверждена уполномоченным на это органом, во время того, как будет проводиться клиническое обследование лекарств для употребления внутрь пациентами, он будет нести административную ответственность. На него будет наложен штраф в объеме от 5 до 10 тысяч рублей. Если данное правило нарушит учреждение, оно будет выплачивать от 20 до 30 тысяч рублей на основании закона.

Помимо этого, предусмотрена санкция за нарушения норм при лабораторном исследовании исполнительной властью на изучения лекарств. Применяются такие же штрафы к должностным и юридическим лицам.

Осуществление медицинской и фармацевтической деятельности с нарушением лицензионных требований

По нормативу 6.40 подпункту 1 осуществлять деятельность с нарушением требований, которые предусмотрены лицензией, сможет привести к предупреждению либо наложению штрафной санкции в количестве от 20 до 30 тысяч рублей. На руководителя отдела до 200 тысяч рублей. Кроме того, если работа проводилась в области медицины и фармацевтической сферы с грубым лицензионным нарушением, то лицо при исполнении служебных обязанностей должно будет выплатить штраф до 35 тысяч рублей, а учреждение — 300 тысяч рублей. Оно может быть закрыто на период до 3 месяцев.

Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств

Но обновленному закону 14.4.2 КоАП РФ по подпункту 1 нарушение в сфере торговли лекарствами и медикаментами приводит к взысканию для лиц в объеме до 30 тысяч рублей, а для организаций — до 150 тысяч рублей. Также организация может быть закрыта на 3 месяца.

Кто будет привлекать к ответственности

К ответственности будут привлекать вышестоящие органы здравоохранения, такие как Федеральная служба по надзору и санитарно-эпидемиологическая служба, Росздравнадзор с его местными органами, правоохранительные отделения и суд.

Административная ответственность медработников

Виды административной ответственности медицинских работников

Работники могут быть привлечены не только к дисциплинарной, но и административной ответственности врача, в случае несоблюдения предписанных должностных инструкций организацией и имеющихся законодательных норм. Из мер административной ответственности для таких сотрудников, предусмотрено наказание в виде предупреждения, штрафной санкции, изъятие с конфискацией оборудования, которым было совершено нарушение условий нормы, ареста, выдворения за отечественную границу и дисквалификации.

Административная ответственность медицинских учреждений

Медицинские учреждения, как и работники, несут ответственность за нарушения законов о медицине и здравоохранении. На юридических лиц госучреждений накладывается денежный штраф, а также санкция в форме тюремного заключения на срок, указанный в законодательстве, в связи от тяжести нарушения права и разновидности деятельности. Ответственность на частные и общегосударственные клиники наступает в том случае, когда были нарушены правила лицензирования, выпуске, использовании и продажи контрафактных медикаментов и оборудование, применения клиники и использование отдельными лицами частной народной медицины без прав на выполнение подобных действий.

Наказание санитарно-эпидемиологической службы

Санитарно-эпидемиологическая служба — центральный контролирующий исполнительный орган, созданный при минздраве, для поддержания порядка в медицине, улучшения эффективности работы центральных, региональных и местных государственных и частных клиник. Его работа заключается в контроле всех отделений и федеральных субъектов, информировании населения о заболеваниях и другом.

Медицинские учреждения получают административные наказания от санитарно-эпидемиологической службы в виде штрафной санкции, предупреждения, выговора, лишения лицензии, приостановления деятельности на определенный срок, лишения заведующего клиникой и его заместителя полномочий и другое. Тяжесть наказания за правонарушения зависит от степени тяжести самого нарушения права. В каждом отдельном случае действуют статьи из КоАП РФ.

В целом, медицина и фармацевтика — две сферы, к которым привлечено особое внимание со стороны государства. Несоблюдение общегосударственных норм в этих областях приводит к взысканию в виде штрафа, закрытия медучреждения или наступления уголовной ответственности.

Не все знают, какую ответственность несут медики за свои ошибки, но пострадать из-за них может, к сожалению, каждый. Предлагаем ответы на случай, если сослуживец обратится за консультацией по такому поводу. Отвечает Карен Хасикян, юрисконсульт Центра медицинского права, г. Омск.

1. Если больной пострадал из-за врачебной ошибки, какую компенсацию он может потребовать?

Можно требовать возмещения морального вреда и материального ущерба (ст. 6 Закона РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», п. 3 ст. 1099 ГК РФ). Как правило, в результате врачебной ошибки (неправильно назначенного лечения, которое привело к ухудшению состояния пациента, осложнений после медицинских процедур из-за дефектов их выполнения и т. д.) наносится вред здоровью пациента. В таком случае материальный ущерб выражается в утраченном заработке, который имел или определенно мог иметь пострадавший за время болезни, а также в дополнительно понесенных расходах, вызванных повреждением здоровья (п. 1 ст. 1085 ГК РФ). Эти расходы могут состоять, в частности, из трат на лечение от последствий врачебных ошибок, покупку лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение. Но только если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение. Если пациент пострадал от ошибки при оказании медицинской помощи на платной основе (в коммерческой клинике), то он может также требовать возврата своих денег за неправильное лечение (п. 6 ст. 29 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

2. От кого можно требовать денежную компенсацию за врачебную ошибку – от больницы или конкретного врача?

Если пациент пострадал из-за действий сотрудника медицинского учреждения, то иск предъявляется этому учреждению, а не конкретному доктору. За вред, причиненный работником при исполнении его трудовых обязанностей, отвечает работодатель (п. 1 ст. 1068 ГК РФ). Если же вы лечились у частнопрактикующего врача, то судиться надо с ним.

3. Как можно доказать в суде, что в результате врачебной ошибки здоровье пациента ухудшилось?

Придется доказать сам факт неправильных действий врача, а также наличие причинно-следственной связи между этими действиями и вредом, причиненным здоровью пациента. Для этого требуется заключение медицинской экспертизы. Есть три варианта ее проведения. Экспертизу можно заказать самостоятельно, но для этого понадобятся документы из медицинского учреждения, где пациент проходил лечение, с описанием его жалоб, назначенного лечения, хода операции, если она была. Если получить эти документы не удается, то можно обратиться в страховую медицинскую организацию при условии, что медицинские услуги были оказаны в рамках обязательного или добровольного медицинского страхования. Дело в том, что компания, занимающаяся медицинским страхованием, обязана защищать интересы застрахованных в ней лиц и контролировать качество оказанной медицинской помощи (ст. 15 закона № 1499-1). Поэтому она вправе истребовать у медицинского учреждения все необходимые документы. При обращении застрахованного по поводу некачественной медицинской помощи страховая компания может организовать и произвести экспертизу качества этой помощи (п. 3 Методических рекомендаций по организации контроля и качества медицинской помощи при осуществ-лении обязательного медицинского страхования, утверждены приказом ФФОМС от 26.05.08 № 111). Наконец, третий вариант – можно попросить о назначении экспертизы уже в суде (ч. 2 ст. 79 ГПК РФ). Тогда медицинское учреждение тоже обязано будет представить экспертам все необходимые документы, иначе суд вправе и без экспертизы признать установленным факт причинения вреда из-за врачебной ошибки (ч. 3 ст. 79 ГПК РФ). В любом случае важно учитывать, что в медицинском сообществе очень сильны профессиональные связи. Так что лучше заказывать экспертизу не в том регионе, на территории которого оказывалась медпомощь. Вы можете просить об этом суд (ч. 2 ст. 79 ГПК РФ).

4. После прививки, сделанной в поликлинике, у моего ребенка развилось осложнение. Кто должен за это отвечать?

Если сама процедура была проведена правильно, то в таких негативных последствиях нет вины врача. Следовательно, ни он, ни медицинское учреждение, в котором он работает, не несут за это ответственности (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). При любом медицинском вмешательстве есть риск развития у пациента побочных реакций и осложнений. Другое дело, если медицинский работник нарушил процедуру (она установлена в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.03.08 № 15) и именно из-за этого возникли осложнения. Например, врач ввел сразу несколько разных вакцин одним шприцем в один участок тела и это привело к развитию у ребенка осложнения. В таком случае есть все основания требовать от поликлиники имущественной компенсации вреда. Кроме того, медицинского работника можно привлечь к административной ответственности (ст. 6.3 КоАП РФ), а если из-за допущенной им небрежности здоровью ребенка был причинен тяжкий вред, то и к уголовной ответственности (ч. 2 ст. 118 УК РФ).

5. В больнице ужасные бытовые условия: палаты переполнены, антисанитария. Обращаться из-за этого в суд вряд ли есть смысл. Но куда еще можно пожаловаться?

Можно обратиться в прокуратуру с жалобой на то, что условия лечения и содержания пациентов не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям (СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц…», утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 06.06.03). Такая ситуация нарушает права пациентов, установленные в пункте 3 части 1 статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1. Прокуратура обязана провести соответствующую проверку (п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Если факт нарушения санитарных норм подтвердится, то прокурор возбудит в отношении лечебного учреждения или его руководителя производство об административном нарушении по статье 6.4 Кодекса об административных нарушениях. Главный врач может поплатиться штрафом от 1 тыс. до 2 тыс. рублей, а сама больница – штрафом от 10 тыс. до 20 тыс. рублей либо ее деятельность приостановят на срок до 90 суток.

6. Мой отец лежит в обычной районной больнице, но все лекарства мы покупаем сами – в больнице их нет. Как должно быть по закону: за какие лекарства должен платить сам больной? И сможем ли мы взыскать с больницы потраченные деньги?

Гарантированная Конституцией России бесплатная медицинская помощь включает в себя не только медицинские услуги, но и обес-печение пациента необходимыми лекарствами в стационаре. В каждом субъекте Российской Федерации утверждены перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи. Это предусмотрено в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год (утверждена постановлением Правительства РФ от 05.12.08 № 913). Те препараты, которые входят в этот перечень, пациенты стационара получают бесплатно. Поэтому если лекарства в рамках этого перечня вам пришлось покупать за свой счет, то вы вправе взыскать с больницы потраченные деньги в качестве своих убытков (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Для этого нужно будет доказать факт назначения конкретных лекарств лечащим врачом (об этом должна быть сделана запись в истории болезни) и подтвердить свои расходы кассовыми чеками, а если в них не указано название лекарства, то и товарными чеками. Но надо отметить, что в перечни необходимых лекарственных средств входят далеко не самые современные препараты. Поэтому нередко врачи рекомендуют приобретать более эффективные лекарства, не включенные в перечень «жизненно необходимых и важнейших». В таком случае вы не можете требовать от больницы компенсации.

Читайте также: