Особенности физического развития в период молочных зубов

Опубликовано: 02.05.2024

В жизни ребенка различают три периода развития прикуса: молочный, сменный и постоянный. Период молочного прикуса продолжается с первого дня жизни до 6-го года; сменного — от 6 до 13—15 лет; постоянного —от 15 лет до конца жизни.
Прорезывание зубов молочных и постоянных характеризуется следующими четырьмя закономерностями: сроки, порядок, парность и последовательность.

В течение первого года жизни ребенка прорезываются вначале центральные, а затем боковые резцы; у годовалого ребенка обыкновенно уже есть все 8 резцов. Приблизительно у полуторагодовалого ребенка появляется первый моляр, а спустя несколько месяцев — молочный клык (А. И. Евдокимов и Т. И. Альбанская).

Тем не менее клыку никогда не угрожает опасность тесного стояния из-за отсутствия места, которое могло быть занято прорезавшимся первым молочным моляром, так как еще до прорезывания моляра клык уже занимает свое место внутри альвеолярного отростка, находясь под слизистой оболочкой.

Если же молочный моляр прорезался мезиально, то клык всегда имеет возможность его отодвинуть кзади, так как второй моляр еще не прорезался. За клыком прорезывается второй молочный моляр. До прорезывания моляров боковые сегменты альвеолярных валиков находятся в контакте и высота нижней трети лица ребенка еще небольшая. Первое повышение прикуса и вместе с тем удлинение нижней трети лица ребенка начинаются с появления первых молочных моляров.

Последние играют ту же роль в молочном прикусе, что и постоянные — в сменном. Они поддерживают прикус на определенной высоте, и их морфологические особенности имеют большое функциональное значение.

Парность прорезывания выражается в том, что одноименные зубы на каждой половине челюсти прорезываются одновременно. Нарушение парности прорезывания одноименных зубов на различных сторонах челюстей является признаком отставания роста этой стороны и может быть при известных условиях причиной аномалийного развития челюстей и зубных рядов. Что касается последовательности прорезывания зубов, то прорезываются сначала нижние зубы, а потом одноименные верхние, за исключением боковых резцов, из которых верхние чаще прорезываются раньше нижних.

Однако из этого правила о порядке прорезывания верхних и нижних зубов и особенно о сроках прорезывания зубов бывают частые исключения. Это объясняется тем, что прорезывание зубов является фактором роста всего организма в целом. Неполноценное развитие организма влечет за собой задержку прорезывания той или другой группы зубов, а также нарушение порядка прорезывания.

Сроки прорезывания молочных зубов

Особенности молочного прикуса

После окончания формирования молочного прикуса, т. е. к 2,5—3 годам жизни ребенка, взаимоотношение между верхним и нижним зубными рядами отличается следующими признаками:

1) верхний зубной ряд больше нижнего;
2) зубные ряды—верхний и нижний — имеют форму полукруга с большим радиусом на верхней челюсти;
3) каждый верхний или нижний зуб смыкается с двумя антагонистами: верхний —с одноименным и позади стоящим нижними зубами; нижний — с одноименным и впереди стоящим верхними зубами; исключение составляют нижние центральные резцы и верхние вторые моляры, которые имеют только по одному антагонисту; 4) средние линии между верхними и нижними центральными резцами лежат в одной сагиттальной плоскости;
5) верхний первый моляр, смыкаясь на каждой стороне с двумя нижними молярами в мезио-дистальном направлении, покрывает приблизительно 2/3 нижнего первого моляра и 1/3 нижнего второго;
6) моляры и фронтальные зубы укладываются своими жевательными и режущими поверхностями в одной плоскости, т. е. не образуют ни трансверзальной, ни сагиттальной кривой.

В этой характеристике молочного прикуса не указаны следующие признаки: физиологические диастемы и тремы, а также стертость зубов. Среди перечисленных признаков молочного прикуса отсутствует также признак, характеризующий взаимоотношение между верхними и нижними зубными рядами, т. е. не указано, является ли молочный прикус ортогнатическим (ножницеобразным, псалиодонтным) или прямым (щипцеобразным, лабиодонтным). Между тем по этим вопросам существуют разные мнения.

Одни авторы считают, что верхние зубы перекрывают нижние, т. е. молочный прикус ортогнатичен; другие — считают, что молочный прикус прямой. Указанные разногласия объясняются тем, что как те, так и другие авторы не подходят дифференцированно к разным периодам существования молочного прикуса.

Поэтому мы занялись исследованием особенностей молочного прикуса. Для этой цели обследовали 400 детей в детских садах Москвы в 1949 г. в возрасте от 2,5 до 6 лет. При обследовании детей интересовались следующими сведениями: социальное происхождение, возраст, пол, характер зубной окклюзии (прикус), диастемы (размер промежутка и количество), степень стираемости и зубная формула.

Золотарева Ирина Леонидовна

Краткая характеристика периода

АФО органов и систем

Подготовка к поступлению в ДДУ

Профилактика инфекционных заболеваний

ВложениеРазмер
preddoshkolnyy_i_doshkolnyy_vozrast.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ И ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

  1. Краткая характеристика периода
  2. АФО органов и систем
  3. Особенности питания
  4. Подготовка к поступлению в ДДУ
  5. Профилактика инфекционных заболеваний

  1. Краткая характеристика периода

Период от 1 года до 7 лет называют периодом молочных зубов.

Преддошкольный возраст или старший ясельный продолжается от 1 года до 3 лет; характеризуется интенсивным замедлением роста, дозреванием цнс, ребенок овладевает речью и навыками самообслуживания, исчезает пассивный иммунитет.

Особенности и проблемы периода - высокая двигательная активность, любознательность, расширение круга контактов; следствием чего являются повышенный риск травматизма и инфекционных заболеваний.

Дошкольный возраст продолжается от 3 до 7 лет; характеризуется первым вытяжением, усиленным развитием скелета, началом смены молочных зубов, интенсивным развитием интеллекта.

Проблемы периода те же, что и преддошкольного, а к риску травматизма и инфекций добавляются заболевания органов дыхания и нарушение осанки.

Основами ухода и воспитания детей в период молочных зубов является профилактика травм и инфекций, воспитание похвалой, а не наказанием, поддержка стремления малыша «Я сам!», подготовка к детскому саду и к школе, сон – не менее 10 часов в сутки, общение со сверстниками.

  1. Анатомо-физиологические особенности органов и систем

Нервная система характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условно-рефлекторных связей, становлением и развитием второй сигнальной системы - речи. Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям.

Дети до 3 лет удовлетворяются общением с родителями. Старше 3 лет нуждаются в общении со сверстниками. Поэтому целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.

Кожа и её придатки продолжают развиваться. Совершенствуется терморегуляторная, выделительная и защитная функции. Отмечается снижение функции сальных желез, уменьшение количества и выраженности кожных складок (к 5-6 годам они сглаживаются и исчезают).

Отмечается значительный рост и выраженность бровей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (подмывание, умывание, чистка зубов) и пользованию горшком.

Гигиеническая ванна в холодное время года может проводиться не реже:

в 1 - 4 года - 2 раза в неделю;

с 4 лет - 1 раз в неделю.

Костно-мышечная система. К 2 годам заканчивается формирование молочного прикуса — 20 молочных зубов. С 5 лет начинается смена их на постоянные (в 6 лет - не менее 1-го постоянного зуба, в 7 лет - не менее 4-х).

Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.

К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей.

В костях еще много сохраняется хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, легко искривляются и деформируются. Для предупреждения деформаций костей особое внимание следует уделить:

-достаточной двигательной активности

- адекватным физическим нагрузкам

- правильному подбору мебели и игрушек.

Характерно развитие мышечной системы, нарастание силы, ловкости и массы мышц. Развитие крупных и средних мышц происходит быстрее (обеспечивают бег, ходьбу), а мелких мышц, а, следовательно, и мелкой моторики, медленнее и продолжается до 9-10 лет.

Дыхательная система значительно развивается, совершенствуется функция газообмена в легких.

К 2 годам формируются придаточные пазухи носа.

До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая - нежной, слабозащищенной. Создаются условия для заболеваний респираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, бронхитами, пневмониями приходится на возраст 1-3 года.

к 2 годам – диафрагмально - грудной;

к 5 годам - грудной.

Частота дыхания: в среднем 25-30 в 1 минуту.

Дыхательная аритмия сохраняется до 2-3 лет.

При выслушивании до 2-3 лет определяется пуэрильное дыхание, затем постепенно дыхательные шумы ослабевают и к 7 годам оно становится как у взрослых - везикулярное.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах, обогащается более разветвленной сетью капилляров.

1 - 3 года - 105 - 115 уд. в 1 мин.

4 - 6 лет - 90 - 100 уд. в 1 мин.

до 5 лет - 80 + 2п, п - число лет ребенка;

в 5 лет - 100 мм рт. ст.;

старше 5 лет - 100 + п.

Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции - ферментативная, двигательная, всасывающая и др.. Слизистая остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами диспепсии.

К 2 годам достигают полного развития слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия. Длина пищевода к 5 годам - 16 см; емкость желудка: в 2 года - 300-400 мл, в 3 года - 400-500 мл, в 5-6 лет - 1000 мл.

В кишечнике сохраняется нормальная микрофлора. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет - 1 раз в сутки.

Значительно улучшаются функции печени, но остаются менее совершенными, чем у взрослых.

Мочевыделительная система претерпевает значительные изменения. К 5-6 годам почки становятся анатомически зрелыми, хотя функции их еще несовершенны.

Суточный объем мочи составляет:

до 5 лет - 600+100 (п-1)

старше 5 лет 100 (п+5).

Разовый объем мочи составляет 90-120 мл в сутки.

Относительная плотность мочи -1010-1020.

Частота мочеиспусканий 8-10 раз в сутки.

Произвольное мочеиспускание формируется: у девочек к 1,5-2 годам;

у мальчиков к 3-3,5 годам.

  1. Особенности питания

Питание детей старше одного года претерпевает значительные изменения. Это связано с развитием жевательного аппарата, увеличением объема желудка, возрастанием функциональных возможностей пищеварительной системы. Однако во многом структура и функции жкт несовершенны. Поэтому по-прежнему сохраняется необходимость щажения органов пищеварения, строгого контроля качества продуктов и их кулинарной обработки.

1. Ежедневно в рацион должны входить молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль, овощи, фрукты и ряд других продуктов.

2. Рыбу, творог, яйца рекомендуется давать через 1-2 дня.

3. Животные белки должны составлять от суточного количества белка:

4. Молоко должно составлять не менее 0,5 л в сутки, творог - 50 г в сутки.

5. В питании необходимо использовать кисломолочные продукты: кефир, простоквашу, ряженку, варенец.

6. Мясные блюда надо готовить из мяса нежирных сортов в виде тефтелей, котлет и т. д.

7. От суточного количество жиров не менее 10-15 % должны составлять растительные масла.

8. В меню должны быть сырые овощи и фрукты, ягоды, зелень, соки.

9. Крупяные и макаронные изделия рекомендуется давать не чаще 1 раза в день.

10. К 2 годам в меню можно ввести черный хлеб, сыр, сельдь, колбасу, квашеную капусту, огурцы, помидоры.

11. Нежелательно давать жирное мясо, острые блюда, копчености, крепкий чай и кофе, горчицу, уксус, маргарин; следует ограничивать сладости.

Сохраняет свое значение режим питания.

Рекомендуется к 1,5 годам перейти на 4 разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин.

Следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Ежедневно ребенок должен получать 2 овощных и 1 крупяное блюдо.

2. В первой половине дня целесообразно давать мясо, рыбу, бобы; во 2-ю половину - творог, каши, овощи.

3. Предпочтительнее вареные и печеные блюда, реже поджаренные.

4. Калораж распределить так:

5. Соотношение белков, жиров и углеводов:

1 - 3 года = 1 : 1,2 : 4

3 - 6 лет = 1 : 1 : 1,5.

6. В меню обязательно должны входить горячие супы и борщи, горячие гарниры.

Для введения нового блюда - 2-3 дня, чтобы ребенок привык к нему.

Внешний вид блюд должен быть привлекательным и возбуждать аппетит.

  1. Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение

У детей старше 3 лет возникает потребность общаться со сверстниками, участвовать в сюжетно-ролевых играх. Целесообразно, чтобы ребенок старше 3 лет посещал ДДУ.

Сразу это делать не рекомендуется. Необходимо подготовить ребенка к перемене обстановки, к расставанию с близкими.

Подготовка включает следующие мероприятия:

1. Максимальное приближение домашнего режима к режиму ДДУ.

2. Ликвидация вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой).

3. Обеспечение основных навыков опрятности и самообслуживания.

4. Обеспечение предварительной вакцинации в полном объеме для данного возраста.

5. Проведение оздоровительных мер (при анемии, диатезе, частых ОРВИ).

6. Проведение санитарно-просветительной работы с родителями.

7. Постепенное увеличение длительности пребывания ребенка в ДДУ:

- в течение первой недели – 3 - 4 часа в день (до обеда);

- в течение второй недели – 5 - 6 часов (до дневного сна);

- с третьей недели – 8 - 9 часов, т. е. полный день.

Необходимо помнить, что адаптация протекает индивидуально, а, значит, требуется различный подход.

  1. Профилактика инфекционных заболеваний

Предупреждение инфекционной заболеваемости у детей - важнейший аспект работы медсестры детской поликлиники и ДДУ.

Неспецифическая профилактика включает:

1. Организацию рационального питания.

2. Правильный уход за ребенком (организация режима дня, прогулок, соблюдение личной гигиены).

3. Исключение контактов с инфекционными больными.

4. Адекватные физические нагрузки.

5. Закаливающие мероприятия.

Специфическая профилактика - это предупреждение того или иного конкретного инфекционного заболевания. Проводится в виде профилактических прививок с целью активной иммунизации детей.

Смысл прививки: ввести ребенку ослабленного возбудителя, который не вызовет заболевания, но стимулирует специфическую иммунную реакцию антиген-антитело с образованием специфических антител.

Результат - формирование активного иммунитета разной стойкости. Вследствие этого у ребенка при повторном контакте с возбудителем возможны следующие исходы:

- атипичная, легкая, стертая форма заболевания без осложнений и с гарантированным сохранением жизни ребенка.

Возможны местные и общие реакции на прививку. График введения вакцин называют календарем профилактических прививок.

Группы риска при проведении иммунопрофилактики:

1. Дети с аллергическими заболеваниями кожи, слизистых (экзема, нейродермит, бронхиальная астма). Дети с аллергической реакцией на ранее проведенные прививки.

2. Дети, перенесшие заболевания нервной системы (нейроинфекция, ч/м травма), у которых ранее были судорожные припадки.

3. Дети, часто болеющие ОРВИ, длительно болевшие заболеваниями легких, сердца, ЖКТ, печени, почек.

Необходимо помнить, что на этот возраст приходиться пик не только инфекционных заболеваний, но и травматизма:

1. Необходимо беседовать с ребенком об основных опасностях, поджидающих его дома, на улице, в детском саду, и о том, как их избежать.

2. Обучить ребенка правилам дорожного движения.

3. Научить ребенка тактике поведения с незнакомыми людьми в разных ситуациях.

Медсестра должна убедить родителей в том, что от их внимательности, ответственности и понимания зависит здоровье, а зачастую и жизнь ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Здоровый человек и его окружение Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды

Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды Общие понятия о возрастеВозрастные периоды (этапы жизни) человекаПонятие «потребность» человекаКлассификация пот.


Здоровый человек и его окружение Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности

Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденностиЗакономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде.Период новорожденностиПограничные состоя.


Здоровый человек и его окружение Лекция 16, 17. Период беременности и родов

Сущность оплодотворенияОсновные этапы развития плодного яйцаФизиологические изменения в организме беременной Диагностика беременностиТечение родов Послеродовый период.


Здоровый человек и его окружение Лекция 7, 8, 9. Грудной возраст

Физическое развитиеНПРВскармливание грудного ребёнка.


Здоровый человек и его окружение Лекция 11. Период младшего школьного возраста

Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возрастаФизическое развитиеПериод полового созревания Режим дня для детей младшего школьного возрастаПринципы .


Здоровый человек и его окружение Лекция 13. Период юношеского возраста

Краткая характеристика юношеского возраста Особенности юношеского возраста.


Здоровый человек и его окружение Лекция 19, 20.Здоровье лиц пожилого и старческого возраста

Понятие о старости и старенииГеронтология и гериатрия: основные понятияОсновные теории и механизмы старенияХарактеристика АФО пожилого и старческого возрастаОрганизация медицинской помощи лицам пожило.

Развитие временных зубов у детей. Сроки прорезывания

Формирование молочных зубов тесно связано с общим внутриутробным и послеродовым развитием ребенка. Процесс включает несколько этапов, которые протекают под воздействием различных факторов. В каждом периоде происходит развитие определенных тканей, которое сопровождается ростом временных зубов и завершается их окончательным прорезыванием.

Внутричелюстное развитие

Первый этап формирования временных зубов начинается на 6-8 неделе эмбриогенеза и длится середины первого года жизни ребенка. Он включает в себя такие процессы:

  • образование зубной пластинки из многослойного плоского эпителия, расположенного в ротовой ямке зародыша с дальнейшим формированием валика и разрастанием зачатков зубов в виде колбообразных почек;
  • формирование эпителиальных (эмалевых) органов вследствие врастания мезенхимы в почки с последующим образованием зубных сосочков и мешочков;
  • гистогенез зубных тканей (формирование дентина, образование и минерализация эмали, развитие пульпы из мезенхимы зубного сосочка с формированием нервных волокон и кровеносных сосудов).

У каждого новорожденного внутри обеих челюстей находятся зачатки всех 20 временных и 16 постоянных зубов, которые имеют разную степень развития и минерализации.

Прорезывание

Данный этап характеризуется активным перемещением временных зубов из мест их закладки внутри челюсти до полного выхода коронки в полость рта. Данный процесс сопровождается активным изменением окружающих тканей, усиленным развитием корневой части, перестройкой структуры альвеолярной кости, а также формированием и укреплением периодонта.

Первые временные зубы, а это обычно нижние центральные резцы, прорезываются в возрасте 5-6 месяцев. За ними появляются верхние антагонисты, другие резцы и первые молочные моляры. Последними прорезываются нижние и верхние клыки. Стандартно процесс длится от 4-6 месяцев до 2-2,5 лет. При позднем прорезывании сроки появления временных зубов сдвигаются от 8-10 мес. до 3,5 лет.

Формирование периодонта и корня

Данный этап развития временных зубов предшествует их прорезыванию и продолжается спустя 1-,5-2,5 года после завершения этого процесса. Коронки обычно к этому времени уже полностью сформированы. Местом зарождения корня является эпителиальное влагалище Гертвига, состоящие из наружных и внутренних клеток эмалевого органа.

Процесс развития корневой системы и периодонта включает следующие этапы:

  • врастание эпителиальных клеток в подлежащую мезенхиму;
  • отделение и формирование канала определенной формы;
  • образование дентина корня с участием одонтобластов;
  • развитие цемента на поверхности зубного дентина;
  • формирование плотных тканей периодонта фибробластами;
  • фиксация корня коллагеновыми волокнами к альвеолярной кости;
  • образование вторичного цемента на основе первичного после прорезывания.

Стабилизация

Данный период характеризуется полной остановкой всех процессов формирования и развития тканей. Коронка и корень достигают необходимых форм, размеров и уровня прочности, позволяющим им выполнять основные функции.

Период стабилизации молочных зубов длится в среднем 2,5-3 года. В это время важно обеспечить оптимальную жевательную нагрузку на прикус, которая обеспечит нормальное развитие мимических и других мышц, а также тканей пародонта и костей челюстей. При наличии у ребенка кариеса или других заболеваний, именно в этот период лечение временных зубов будет наиболее эффективным с точки зрения их сохранения, профилактики распространения инфекции и обеспечения нормальных условий для смены прикуса.

Резорбция и подготовка к смене

Резорбция и подготовка к смене

В возрасте 5-6 лет начинается процесс полной замены временного прикуса. Данный период начинается сразу после рассасывания молочных корней и начала роста зачатков постоянных. Временные зубы начинают подвергаться резорбции и выталкиванию из альвеолы. В процессе активно принимают участие одонтокласты, которые осуществляют деминерализацию и внутриклеточное разрушение, а также ткани пульпы, выделяющие остеокластоподобные клетки, которые отвечают за разрушение дентина и предентина с внутренне стороны. Удаление коронки временных зубов, как правило, происходит под воздействия жевательного давления. Корень, оставшийся в лунке, подвергается естественному процессу разрушения и рассасывания. Место расположения коронки быстро эпителизируется за счет грануляционной ткани.

Процесс выпадения временных зубов происходит симметрично на обеих челюстях и завершается появлением постоянных зубов. Индивидуальный характер его течения обусловлен генетически.

Развитие зубов у детей

Каждому возрастному периоду свойственны как определенные особенности развития зубов, так и заболевания, которые преимущественно проявляются именно в это время. Поэтому каждый период имеет свою специфику при оказании детям стоматологической помощи. Умение найти подход к ребенку в психологическом плане и умение принять правильное решение при тех или иных обстоятельствах относятся к особенностям возрастного лечения в первую очередь.

Развитие зубов у детей от рождения до 12 лет

Многие родители наивно полагают, что проблемы стоматологического характера у ребенка связаны в основном с наследственностью. Это общее заблуждение приводит к тому, что с раннего возраста малыша родители не уделяют достаточно внимания зубкам и ротовой полости, не помогают ребенку выработать привычку правильно ухаживать за своими зубами. А ведь именно в раннем детском возрасте закладываются основы поведения будущего чистюли.

О первых признаках прорезания зубов, сроках прорезания и как облегчить прорезывание зубов, мы писали в статье – Что делать при появлении у ребенка первых зубов?

До появления первого зуба

Уже в 6–8 месяцев родители сталкиваются с проблемой прорезывания зубов. Для некоторых этот период становится настоящим испытанием. Обращаемся к родителям – приходите в нашу клинику и проконсультируйтесь у детского стоматолога по всем волнующим Вас вопросам. Вы узнаете много полезной и нужной информации о периоде прорезывания зубов у детей. Консультация детского стоматолога бесплатная.

Уход за первыми зубками

Детские зубы в возрасте от 6 месяцев до 2 лет

Прорезался первый зуб малыша. Обычно это передние зубы, резцы на верхней или нижней челюсти. Даже если во рту всего один зубик, необходимо тщательно ухаживать за ним. После резцов в скором времени появляются моляры и клыки. Заблуждением является мнение о том, что ухаживать за зубами малыша можно только после года. До этого возраста уход осуществляется с помощью средств, которые не смогут поранить или нанести вред нежным деснам ребенка. В этой роли могут выступать марлевые салфетки или специальные палочки. После года малышу обязательно нужно приобрести первую мягкую зубную щетку. Будьте внимательны при выборе: подбирайте щетку с маленькой головкой и мягкими щетинками. Уход за зубками проводим утром и вечером.

В начале, пока малыш привыкает к увлекательной процедуре, родители должны помогать ему чистить зубы. Затем своим собственным примером демонстрировать, как нужно ухаживать за ротовой полостью. Разместитесь удобнее перед зеркалом и начинайте.

  • Зубы нужно обрабатывать со всех сторон.
  • Зубная щетка двигается по направлению от десны к краю зубика.
  • Движения зубной щетки должны напоминать движения метлы, которая тщательно сметает весь мусор с поверхности зубов.
  • Начинаем чистку с передней поверхности зубов, переходим на середину, а затем чистим заднюю стенку зуба.
  • Чистить жевательную поверхность зубов следует по направлению от края челюсти к середине с одной стороны и с другой. Малыш должен открыть рот шире, для того чтобы щетку можно было поставить на жевательную поверхность и хорошенько «подмести» ее.

Выбирайте специальную детскую зубную пасту без большого количества абразивных веществ, для малышей подойдет паста в виде геля. Не стремитесь выбрать пасту с большим содержанием фтора. В таком возрасте от него будет больше вреда, чем пользы. Не все дети могут чистить зубы, не проглотив при этом какое-то количество пасты. Статистика утверждает, что 30–60% малышей глотают пасту при чистке. Пусть это происходит нечаянно, но выбирайте ту пасту, которая не нанесет вреда здоровью ребенка при проглатывании.

В 2–3 года многие дети уже осваивают азы чистки зубов, но взрослым все же стоит присутствовать при данной процедуре, контролировать правильность ее проведения. К трем годам малыш постепенно осваивает сложную науку, а родители на собственном примере должны показывать, что уход за детскими зубами и полостью рта является важной ежедневной задачей. Несомненно, должен присутствовать элемент игры. Можно чистить зубы игрушкам, куклам и мишкам, демонстрируя ребенку правильность выполнения процедуры. Малыш может поэкспериментировать и почистить ваши зубы. Начните обучение без пасты, постепенно добавляя небольшое ее количество. Приучите малыша к тому, что помимо ежедневной чистки необходимо проводить полоскание ротовой полости после еды.

Детские зубы в возрасте от 2 до 5 лет

К 2.5 – 3 годам формируется временный прикус. Для ребенка с 2 до 5 лет нужно пересмотреть арсенал средств по уходу за детскими зубами и полостью рта. Детские зубные щетки все также должны иметь мягкие щетинки. Можно использовать пасту с небольшим содержанием фтора. В состав используемой детской зубной пасты должны входить специальные минерализующие добавки. Ко всему вышеперечисленному желательно добавить ополаскиватель для полости рта — выбирайте состав без содержания спирта.

Детские зубы в возрасте от 5 до 12 лет

Период с 5 до 12 лет является очень важным в развитии организма ребенка, это касается и системы зубов малыша. Ротовая полость должна содержаться в чистоте, обратите внимание на то, что в данном возрасте происходит созревание эмали. Плохая гигиена полости рта приводит к стоматологическим заболеваниям. Следует также помнить, что кариозные зубы являются очагами инфекции для всего организма ребенка.

После 5.5 – 6 лет появляется первый постоянный моляр (всего их 4). Родители должны знать о том, что эти зубы не меняются, они являются постоянными. Именно первые постоянные моляры играют важную роль в формировании постоянного прикуса.

Этот период становится довольно сложным с точки зрения стоматологии, ведь одновременно появляются моляры и выпадают молочные зубы. С 7 до 9 лет прорезываются резцы, затем до 12 лет появляются премоляры. С 12 до 13 лет у ребенка вырастают вторые моляры и клыки. Помимо этого в данный период активно созревает эмаль.

Рекомендуется использовать фторсодержащие пасты, для того чтобы избежать развития кариеса, контролировать обмен веществ микроорганизмов, которые могут выделять много кислоты, разрушающей эмаль. Паста с содержанием фтора препятствует образованию налета на зубах, если эмаль начала разрушаться, то паста способствует нормализации состояния зубов.

Бережем зубы смолоду

Если в молочных зубах начинает развиваться кариес, то родители отмахиваются от него, говоря, что все равно зуб выпадет и ничего страшного здесь нет. Лечить кариес в молочных зубах они и не помышляют, ведь все равно удалять. Однако, лечить молочные зубы необходимо! Именно первые зубы играют важную роль в формировании всей челюстной системы ребенка. На их основе затем вырастают постоянные зубы, которые могут занять неправильную позицию во рту. А если инфекция проникнет внутрь кости и повлияет на развитие еще не появившегося постоянного зуба, в результате мы получим кривой или недоразвитый зуб.

Зубной налет у детей. Так ли он страшен?

Вредные микроорганизмы способны нанести вред не только детским зубам, но и всему его организму малыша. Микробы могут вызвать воспаление десен. Определить, есть ли у вашего малыша проблемы с деснами, очень просто. Достаточно присмотреться, есть ли кровоточивость во время чистки. О воспалении десен расскажет и неприятный запах изо рта. Зубной налет способен вызвать кариес. Учеными было доказано, что без микроорганизмов кариес развиться не сможет. Поэтому именно зубной налет, скопление вредных микробов, таит в себе серьезную опасность для маленького ротика. Микробы вырабатывают кислоту, которая разрушительно действует на эмаль зубов. Необходимо объяснить малышу, что своевременное полоскание полости рта и чистка зубов позволяют избавить наш рот от вредных бактерий. Детский организм характеризуется тем, что все процессы развиваются в нем довольно быстро, не исключением становится и разрушительное действие микроорганизмов.

Детский кариес и его последствия

Гастрит, аллергия, нервные расстройства, кожные высыпания, колит, эндокринные заболевания, проблемы с сердцем, заболевания, связанные с печенью, почками и поджелудочной железой, — вот краткий перечень тех проблем, которые несет детскому организму злосчастный кариес. Английские ученые установили, что данным заболеваниям в 12 раз чаще подвержены люди с кариесом, чем те, которые имеют здоровые зубы и внимательно относятся к уходу за полостью рта.

Зубы и десны должны находиться в здоровом состоянии, только тогда они не станут причиной многочисленных заболеваний, которые начинают развиваться в раннем возрасте. Проникая в организм через ротовую полость, вредные бактерии вызывают патологические изменения в органах ребенка. Поэтому профилактика кариеса и воспаления десен должна стать приоритетной задачей заботливых родителей.

Счастливый малыш — здоровый малыш!

Не существует чудесного лекарства от кариеса, которое позволило бы одним махом очистить ротовую полость ребенка от вредоносных микроорганизмов. Профилактика заболеваний подобного рода становится основным способом борьбы с кариесом. Вряд ли ваш малыш будет бояться визитов к стоматологу, если Вы регулярно посещаете с ним детского врача, независимо от того, есть на данном этапе у ребенка проблемы с зубами и деснами или нет. Чем раньше выявлен кариес, тем проще и быстрее его лечение, а значит, и ребенку будет легче переносить ту или иную врачебную манипуляцию.

Лучше всего продемонстрируют правильность утверждения о том, что чистить зубы необходимо, сами родители на собственном примере. Чистите зубы вместе со своим малышом, таким образом вы сможете контролировать, правильно ли он осуществляет процедуру, добросовестно ли подходит к данному делу. Грамотность родителей в вопросе воспитания основных гигиенических навыков ребенка крайне важна. Передавая накопленный опыт и знания малышу, вы приучаете его к правильному образу жизни, который станет залогом здоровья его организма. Улыбка ребенка будет не только здоровой, но и красивой!

Профилактический осмотр ребенка в кабинете детского стоматолога один раз в 6 месяцев позволит заблаговременно предупредить развитие негативных процессов в ротовой полости, исправить прикус, устранить появившиеся проблемы. В том случае если ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска, следует чаще наведываться в детскую стоматологию.

клиника продвижение, продвижение медицинского центра, продвижение медицинских услуг

Эффективное продвижение медицинских услуг

SOLGAR Multi II

SOLGAR Vitamin C 1000 mg

Выставка ЗДОРОВЬЕ и ДОЛГОЛЕТИЕ-2021

Новая ценность в онкологии – информированность и осознанность пациентов

27 Львовский медицинский Форум и выставка «ГАЛМЕД»

Конференция «Найди своего доктора 2020»

XII Международный медицинский Форум

Физическое развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

Развитие ребенка
Развитие ребенка Основным показателем развития организма ребенка, который позволяет оценить нормальное развитие организма и определить отклонения от нормы, являются возрастные особенности физического развития у детей.

Стоит отметить, что физическое развитие, в зависимости от многих факторов, довольно изменчиво. В первую очередь развитие ребенка тесно связано с течением беременности, родов и состояния здоровья матери. После рождения на развитие ребенка влияют многие внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы.

К основным эндогенным (внутренним) факторам, влияющих на физическое развитие ребенка, относят железы внутренней секреции (эндокринные железы). В период после рождения – вилочковая железа, к концу первого года жизни – щитовидная железа, к 3 годам – гипофиз.

К экзогенным (внешним) факторам относятся условия, в которых живут и развиваются дети (состояние окружающей среды, перенесенные заболевания, качество питания и т.д.).

Главными показателями, которые используют для оценки физического развития ребенка раннего и дошкольного возраста, являются: масса тела, рост, окружность головы и грудной клетки, состояние кожи и слизистых оболочек, а также процент жировых отложений. В качестве методов оценки показаний при определении уровня физического развития применяют антропометрический метод – объемное, весовое, линейное и поверхностное измерение.

При рождении норма массы тела доношенного ребенка составляет от 2,5 до 4 кг, при этом средний показатель веса новорожденных колеблется в пределах 3400-3500 гр для мальчиков и 3200-3400 г для девочек.

Максимальный прирост массы тела ребенка происходит в возрасте до 1 года (к 4,5-5-месячному возрасту масса тела ребенка в норме должна увеличится в 2 раза, к 12-месячному возрасту – в 3 раза). Для контроля физического развития ребенка первого года жизни следует знать нормы ежемесячного увеличесния массы тела (таблица 1).

Возраст (месяцы)

Увеличение массы тела в месяц (грамм)

Увеличесние массы тела за просшедший период (грамм)

Известно, что масса тела – нестабильный показатель физического развития ребенка, так как она меняется в результате разных факторов (вес может меняться в течение дня). В более старшем возрасте (от 2 до 7-8 лет) масса тела увеличивается в среднем на 2 кг в год (таблица 2).

Возраст (лет)

Масса тела (кг)

Мальчики

Девочки

Показатели роста более устойчивые. Их изменения дают возможность объективно оценивать степень развития организма ребенка. При рождении рост доношенного ребенка в норме должен быть более 45 см (средний показатель роста у новорожденных составляет 48-52 см.

До 1 года у ребенка наблюдается довольно интенсивный рост (в норме ребенок вырастает в среднем на 23-25 см). В первый год жизни рост увеличивается на 23-25 см, за второй год средний показатель увеличения роста составляет 11 см, третий – 8 см, в возрасте от 4 до 7 лет рост увеличивается примерно на 5-7 см в год. К возрасту 4-5 лет рост ребенка по сравнению с ростом при рождении должен увеличиваться в 2 раза (таблица 3).

Возраст (лет)

Рост (см

С целью определения степени физического развития ребенка, необходимо помнить и о гармоничности (пропорциях тела). Для этого необходимо измерять окружность головы и грудной клетки. Особенно важно проводить эти измерения у ребенка раннего возраста (см рисунок 1 и 2)

Измерение окружности головы

Рисунок 1. Измерение окружности головы

Измерение окружности грудной клетки

Рисунок 2. Измерение окружности грудной клетки

При рождении окружность головы ребенка составляет примерно 34-35 см, окружность грудной клетки – 32-34 см (то есть на 1-2 см меньше). От 2 до 4-месячного возраста в норме окружность грудной клетки равна окружности головы. Интенсивное увеличение окружности грудной клетки наблюдается в первый год жизни (особенно в первые 6 месяцев): в первый месяц окружность увеличивается в среднем на 1,5-2 см, за 1 год – примерно на 13-15 см. К 3-летнему возрасту окружность грудной клетки увеличивается примерно на 4-5 см.

Окружность головы наиболее интенсивно увеличивается в первые 6 месяцев жизни ребенка (в среднем на 7 см). в течение первого года жизни норма увеличения окружности головы составляет примерно 10-12 см, в возрасте 1-3 лет увеличение окружности составляет в среднем 1-1,5 см в год (таблица 4).

Возраст

Окружность головы (см)

Окружность груди (см)

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

После 12-месячного возраста окружность головы не учитывается при оценке физического развития

Определение окружности и формы головы у ребенка раннего возраста проводится с помощью простого метода выявления разного рода отклонений в развитие черепа. Контроль физического развития должен учитывать сроки перекреста размеров окружности головы и грудной клетки. Специалисты считают, что у здоровых детей такой перекрест происходит в возрасте 3-4 месяца. В том случае, если к 5-7-месячному возрасту такой перекрест не определяется, ребенка необходимо ставить на особый учет (наблюдение), с целью контроля такого патологического состояния (например, гидроцефалии). Но и ранний перекрест не есть хорошим признаком, поскольку может быть признаком развивающейся микроцефалии.

Кроме изменений окружности головы, также нужно следить за сроками закрытия большого родничка. У новорожденных средний размер родничка составляет примерно 2х2,5 см. При нормальном развитии он закрывается в возрасте 12-15 месяцев. Закрытие родничка может произойти и в более раннем возрасте, при условии, что окружность головы у ребенка увеличивается равномерно за счет неокостеневших швов (это считается нормой). Если у ребенка большой родничок закрылся раньше положенного срока, а темпы увеличения окружности головы замедленны, врачи должны обратить особое внимание на это состояние и тщательно контролировать нервно-психическое развитие ребенка.

Сроки прорезывания зубов

Еще одним критерием оценки физического развития детей является сроки прорезывания зубов. Первые молочные зубы начинают прорезаться в 6-8 месяцев. В первую очередь начинают расти нижние средние резцы, затем верхние средние и верхние боковые; к концу первого года жизни прорезываются нижние боковые резцы. В возрасте 1 год у детей может быть уже 8 зубов, а 2-летнему возрасту должны прорезаться все 20 молочных зубов. Смена молочных зубов начинается в возрасте 5-7 лет и происходит примерно в том же порядке, что и прорезывание. При этом первыми постоянными зубами появляются премоляры (шестые зубы).

Сроки прорезывания молочных зубов

Рисунок 3. Сроки прорезывания молочных зубов

1 – 6-7 месяцев; 2 – 7-8 месяцев; 3 – 8-9 месяцев; 4 – 10-12 месяцев; 5 – 1 год 2 месяца – 1 год 4 месяца; 6 – 1 год 6 месяцев – 1 год 8 месяцев; 7 – 2 года

Отметим, что сроки прорезывания зубов у детей не всегда одинаковы, даже при условии нормального развития ребенка. При этом у детей могут наблюдаться, как и более позднее прорезывание зубов, так и более раннее (связано с акселерацией).

Последние несколько десятков лет среди детей стал наблюдаться ускоренное развитие и рост - акселерация. Для акселерации характерно: большая масса тела и рост новорожденных; увеличение средних показателей величин роста, массы тела, окружности грудной клетки у детей всех возрастных периодов; более раннее прорезывание молочных зубов и замена их на постоянные; более раннее половое созревание мальчиков и более раннее наступление первой менструации у девочек.

По мнению специалистов, акселерация вызвана определенными факторами биологического и социального характера. Ее принято рассматривать как закономерный процесс развития человека. При этом, на сегодняшний день специалистами не был достаточно изучен этот вопрос, соответствие функционального состояния и физического развития организма у акселирированных детей.

Читайте также: