Пластинка для зубов логопед

Опубликовано: 23.04.2024

Логопед + ортодонт

Как используются вестибулярные пластинки и трейнеры в корреционной работе логопеда?

Есть речевые расстройства, которые связаны с недоразвитием челюстно-лицевого скелета и работой органов дыхания. Работа логопеда в таких случаях должна сочетаться с работой ортодонта, детских стоматологов и оториноларингологов.

Часто родители обращаются в первую очередь к логопеду – ведь «неполадки» в речи – это то, что на поверхности. Чтобы выявить проблему, логопеду важно знать о наличии зубочелюстных аномалиях и возрастных изменениях строения зубочелюстной системы. Всё это влияет на формирование артикуляционного аппарата.

Чтобы выявить причины нарушений в строении артикуляционного аппарата логопед рекомендует тщательный осмотр ребёнка, который включает проверку:

  • состояния слизистой губ
  • преддверия полости рта
  • состояния подъязычной уздечки
  • прорезывания зубов
  • прикуса

    Наша логопедическая практика показывает, что часто речевые дефекты у детей сопровождаются нарушениями в строении артикуляционного аппарата:

  • нарушения смыкания зубов
  • неправильное строение зубных рядов
  • укорочение подъязычной связки
  • нижнее положение языка
  • асимметричное расположение челюстей относительно друг друга
  • предрасположенность к ортодонтическим нарушениям

    Кроме того, даже если у ребёнка нет вышеперечисленных нарушений, у него могут быть следующие вредные привычки, способные привести к дефектам:

  • ротовое дыхание
  • инфантильный тип глотания
  • сосание пальцев, пустышки

    Наши логопеды знакомы с инновационными технологиями профилактики и коррекции нарушений звукопроизношений, причина которых - зубочелюстные патологии. Это трейнеры и вестибулярные пластинки.

    Вот какие виды пластинок мы рекомендуем родителям:
    Пластинка Stoppi

    Особенность: эластичная, сделана из медицинского гипоаллергенного силикона

    Возраст: детям от 2-х лет

    Проблема: при длительном сосании пустышки или пальца может возникнуть открытый прикус.

    Эффект: пластинка используется для скорейшего и безболезненного отвыкания ребенка от этих вредных привычек и профилактики возникновения речевых нарушений

    Пластинка Muppi 1

    Особенность: проволочная заслонка от прокладывания языка

    Проблема: у ребёнка открытый прикус

    Эффект: пластинка помогает контролировать положение языка. Во время постановки логопедом звука заслонка пластинки мешает ребёнку прокладывать язык между зубами. Таким образом открытый прикус корректируется.

    Пластинка Muppi 2

    Особенность: бусинка для стимуляции языка при артикуляционной гимнастике

    Проблема: коррекция сонорных и шипящих и звуков ([р,ш], дизартрия

    Эффект: поместив пластинку в ротовую полость, ребёнок сразу начинает катать бусинку языком по твёрдому нёбу, стимулируя тонус язычной мышцы.

    Также существует специальный трейнер Infant: для устранения межзубного сигматизма, активной тренировки мускулатуры, выработки правильного положения языка в покое и при глотании.

    Аппараты не требуют постоянного ношения – даже 20-30 минут тренировки с ними дома под контролем родителей делают занятия с логопедом эффективнее.

    Результат и эффект
    Резюме

    Если у вас возникли сомнения по поводу природы речевого нарушения ребёнка, обратитесь к логопеду. Но помните, что для полной диагностики специалисту может потребоваться сотрудничество и с ортодонтом. В нашем Центре мы предлагаем комплексное сопровождение, которое позволит скорректировать речевые проблемы быстрее и эффективнее.

    Записаться на прием и получить консультацию можно, заказав обратный звонок через форму.

    © « Центр коррекции речи Анны Белик »

    Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
    Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
    Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, logoped@belikcenter.ru , Skype: Beliklogocenter

    Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

    Татьяна Щербакова
    Консультация для логопедов и родителей «Использование трейнеров и вестибулярных пластин в работе логопеда у детей с ОВЗ»

    Речевые патологии на сегодняшний день являются широко распространенной проблемой. По данным мировой статистики число речевых расстройств неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Эффективность результатов речевой коррекции зависит от правильно построенного алгоритма работы логопеда и его взаимодействия с сопряженными специалистами.

    Воспитание чистой речи, четкой дикции в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь только в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, если развито речевое дыхание, если дошкольник умеет ощущать и чувствовать движения органов артикуляции.

    В большинстве случаев речевые нарушения, так или иначе, связаны с врождёнными или приобретёнными дефектами органов речи. Чаще всего отклонения в развитии артикуляционного аппарата проявляются именно в период сформированного молочного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки.

    Наиболее распространенная из них – сосание пальца, языка или пустышки. Если сосательный рефлекс не угасает после года, это свидетельствует о задержке созревания тех или иных функциональных систем в организме. К трехлетнему возрасту у детей, постоянно сосущих палец или соску формируется открытый прикус. Привычка ребенка сосать большой палец приводит к сужению верхней челюсти и ассиметричной деформации ее во фронтальном отделе. Помимо того давление оказываемое пальцем на нижний зубной ряд вызывает смещение резцов и усугубляет недоразвитие нижней челюсти, наблюдается значительная деформация зубного ряда. Неумеренное использование бутылок с сосками тоже может навредить здоровью ребенка и привести к формированию симметрично открытого прикуса. При этом верхние зубы выглядят более короткими и недостаточно развитыми.

    Преждевременное удаление молочных зубов, привычка сосать палец, инфантильное глотание, неправильный прикус, все эти аномалии развития зубочелюстной системы тесно связаны с нарушением артикуляции и естественно с нарушением звукопроизношения.

    На сегодняшний день при коррекции речевых нарушений учителя-логопеды используют широкий спектр технологий, методик, методов и приемов, апробируя и адаптируя их к условиям каждого образовательного учреждения.

    Значительно оптимизировать процесс овладения звуковой культурой речи позволяет применение в процессе логопедических занятий трейнеров и вестибулярных пластин – мягких силиконовых миофункциональных позиционеров, корректирующих положение языка и способствующих нормализации мышечного баланса приоральной области.

    Использование трейнеров и вестибулярных пластин возможно с 3 до 7-8 лет.

    Трейнер изготовлен из мягкого гипоаллергенного силикона, что позволяет ребенку без труда адаптироваться к ношению аппарата. Выпускается в двух цветах – голубой и розовый (для мальчиков и для девочек). Существуют трейнеры для молочного и сменного прикуса.

    Использование трейнера позволяет: 1 – воздушные отверстия способствуют мягкому, но активному стимулированию развития жевательных структур, что ведет к гармоничному росту всего челюстно-лицевого аппарата;

    2 – «маркерный» язычок трейнера приучает язык находиться в правильном небном положении, при этом язык не оказывает негативного давления на зубные ряды. Правильное положение языка способствует формированию нормального типа глотания.

    3 – бампер от межзубного прокладывания языка предотвращает сосание пальцев и мешает прокладыванию языка между зубными рядами, ведущему к формированию открытого прикуса.

    Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров.

    Пластинка размера I с красным кольцом предназначена для детей с молочным прикусом, пластинка размера II с синим кольцом – для детей в сменном прикусе (5-7 лет). В тех случаях, когда нарушения выявлены еще в молочном прикусе, использование пластин позволяет нормализовать развитие зубочелюстной системы и способствовать, таким образом, коррекции речевых нарушений.

    Пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка.

    Различные виды вестибулярных пластинок позволяют:

    *эффективно бороться с детской привычкой сосать соску и пальцы;

    *перевести ротовое дыхание ребенка в носовое;

    *развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;

    *корректировать инфантильное глотание и недоразвитие нижней челюсти;

    *осуществлять миофункциональную тренировку;

    *стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;

    *эффективно корректировать дефекты речи.

    Последние исследования подтвердили, что длительное использование соски-пустышки замедляет формирование функции жевания и вертикальный рост альвеольных отростков, способствует сохранению инфантильного типа глотания. В данном случае рекомендуется эластичная пластинка, которая предлагается детям, начиная с двухлетнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующем возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного отвыкания ребенка от этих вредных привычек и профилактики возникновения речевых нарушений. Если у ребенка уже наметился открытый прикус, при использовании профилактической пластинки он закроется естественным образом, т. к. резцам ничего не мешает смыкаться.

    Если у ребенка открытый прикус – при межзубном сигматизме, и он не может придать своему языку нужное положение на логопедических занятиях во время постановки свистящих звуков, то необходимо использование вестибулярной пластинки с заслонкой, которая мешает ребенку располагать язык между зубами, помогая таким образом при постановке свистящих звуков. К тому же правильное положение языка во рту будет способствовать исправлению открытого прикуса.

    При искажениях произношения шипящих звуков, которым способствует глубокий прикус, прогнатия, ограниченная подвижность языка и губ, также эффективна тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном небном положении.

    Помимо разминки языка здесь добавляется тренировка круговой мышцы рта. Пластинку с бусинкой можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звука Р, а также при дизартрии, при которой характерны парезы артикуляционных мышц. Поместив пластинку в ротовую полость, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы. Применять пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.

    Пластика с бусинкой эффективна при лечении функциональной ринолалии, обусловленной ограничением подвижности мягкого неба и недостаточным его подъемом, фонацией у детей с вялой артикуляцией; врожденной ринолалии, после операции. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Пластинка с бусинкой улучшает тонус, способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта.

    Применение пластинки с бусинкой эффективно помогает ребенку устранить трудности в произношении необычных и трудных слов. Хорошие результаты дает использование пластики с бусинкой и при заикании – одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку применение пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.

    В логопедической практике применение пластинок возможно как в ходе групповых занятий, в индивидуальной работе с логопедом в ДОУ, так и дома. Основная задача - убедить родителей в необходимости использования данных приспособлений. Для этого необходимо вести разъяснительную работу с родительской общественностью: предоставлять объективную и разнообразную информацию в "Уголке логопеда" о повышении эффективности логопедической коррекции при использовании трейнеров и вестибулярных пластин у детей с ОВЗ.

    Идеальным вариантом считается приобретение родителями ребенка индивидуальных вестибулярных пластинок. А в сети ДОУ их использование возможно при наличии стационарного ультрафиолетового стерилизатора. Хранятся пластинки в футлярах, обязательно индивидуальная маркировка, которая по необходимости обновляется. Необходимо отметить, что не всегда возможно использование пластинок с детьми, у которых сильно развит рвотный рефлекс.

    При регулярном использовании вестибулярных пластинок и трейнеров в работе с детьми с речевыми патологиями отмечается наличие положительной динамики, значительно повышается эффективность логопедической коррекции, а сроки коррекции звукопроизношения фактически сокращаются.

    Метод сенсорной интеграции в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
    Метод сенсорной интеграции в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной.

    Социальное проектирование в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать.

    Технология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Альбом с карточками PECS
    Технология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Альбом с карточками PECS Применение в коррекционной деятельности данной системы, направлено на достижение основной цели - организации взаимодействия с детьми с ОВЗ.

    Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ На сегодняшний день приоритетной проблемой образования и воспитания подрастающего поколения является укрепление и сохранение здоровья наших.

    Использование камешков Марблс в работе логопеда Использование камешков Марблс в работе логопеда. Использование камешков Марблс в работе логопеда. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

    Использование мнемотаблицы в работе учителя-логопеда
    Использование мнемотаблицы в работе учителя-логопеда Развитие устной связной речи – одна из основных задач обучения и развития дошкольника. Для достижения положительных результатов в данном.

    Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

    Консультация для родителей «Использование фольклора в работе с детьми» Консультация для родителей. Использование фольклора в работе с детьми. Слово фольклор – английского происхождения, оно значит: народная.

    Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»
    Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» Организуя театральные игры с детьми дошкольного возраста мы часто наблюдаем случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Если.

    Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.

    Страницы

    • Главная страница
    • Брекеты
    • После брекетов
    • Обо мне
    • Первый прием у ортодонта
    • Сертификаты и обучение

    Логопед и ортодонтическое лечение, есть ли связь?



    Пластинка с проволочной заслонкой для языка
    Эти пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка. Если у ребенка открытый прикус и ребенок во время постановки логопедом звука (при межзубном сигматизме) не может придать своему языку нужное положение, то заслонка пластинки мешает ребенку прокладывать язык между зубами, и способствует, таким образом, коррекции открытого прикуса. Вестибулярная пластинка свободно располагается в преддверии рта перед зубами и удерживается на месте благодаря смыкательному рефлексу губ. Этот рефлекс закрепляется во время дневного ношения (2 часа в день).
    Пластинка с бусинкой для стимулирования языка
    Рекомендуется к применению при артикуляционной гимнастике для коррекции звуков «р» и шипящих, а также при дизартрии, для которой характерны порезы артикуляционных мышц. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении. Поместив пластинку в полость рта, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя, таким образом, тонус язычной мышцы. Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома. Пластинка с бусинкой эффективна при ринолалии:
    при функциональной ринолалии, обусловленной недостаточным подъемом мягкого неба, при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм – привычная открытая ринолалия – наблюдается часто после удаления аденоидных разрастаний или, реже, после постдифтеритного пореза. Ринолалия возникает в результате ограничения подвижности мягкого неба, при врожденной ринолалии после проведенной операции по устранению врождённой расщелины неба. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Эти отклонения в произношении связаны с дисфункцией сенсомоторных проводящих путей. Пластинка с бусинкой улучшает тонус и способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта.

    Применение пластинки с бусинкой эффективно также помогает ребёнку устранить трудности в произношении необычных и трудных слов. Хорошие результаты даёт использование пластинки с бусинкой и при заикании - одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку действие пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.

    Последние исследования подтвердили, что длительное использование соски-пустышки замедляет формирование функции жевания и вертикальный рост альвеолярных отростков, способствуя сохранению инфантильного (реверсивного) типа глотания и связанных с ним парафункций мышц приротовой области. При инфантильном глотании язык ребенка упирается в передние резцы, что вызывает их протрузию и ведёт к формированию открытого прикуса.

    Эластичная пластинка Stoppi®
    Предлагается детям начиная с 2-х летнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующих возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного отвыкания ребёнка от этих вредных привычек.

    Пластинка Stoppi® производится из медицинского гипоаллергенного силикона и имеет боковые площадки для накусывания в виде прочных силиконовых перемычек, благодаря которым пластинка удобно размещается во рту, не опрокидывается и эффективно предотвращает компрессию верхнего ряда зубов при засасывании. Если у ребёнка уже наметился открытый прикус, при использовании профилактической пластинки Stoppi® он закроется естественным образом, поскольку резцам ребёнка ничто не мешает смыкаться.


    Статья предоставлена компанией "Валлекс М"

    Для коррекции открытого прикуса детские стоматологи и ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки или трейнеры — мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса приоральной области. Кроме того, рекомендуется применять вестибулярные пластинки специальных модификаций: с проволочной заслонкой — для правильного позиционирования языка, с бусинкой — для разминки языка перед проведением специализированных упражнений. Эти модели пластинок позволяют логопеду в процессе работы с ребенком эффективно и быстро поставить многие сложные звуки.


    Вестибулярные пластинки и трейнеры — стандартные аппараты, использование которых не требуют снятия слепков и индивидуального изготовления, что позволяет наиболее простым и эффективным способом корректировать миофункциональные нарушения, вредные привычки и аномалии прикуса еще в дошкольном возрасте. Аппараты не требуют постоянного ношения — достаточно 20—30 мин тренировки с ними дома под контролем родителей, чтобы значительно повысить эффективность речевой терапии при занятиях с логопедом. Кроме того, не проведя предварительной (или параллельной) коррекции при недоразвитии нижней челюсти или формировании открытого прикуса, как правило, невозможно рассчитывать на эффективные результаты речевой терапии.


    Вестибулярные пластинки компании Dr. Hinz Dental (Германия) более 30 лет широко используются в речевой терапии у детей в молочном и сменном прикусе. Пластинки выпускаются двух размеров: I с красным кольцом (радиус 22,5 мм) предназначена для детей в молочном прикусе, MUPPY-S Стандартная вестибулярная пластина для молочного прикуса II с синим кольцом (радиус 30 мм) — для детей в сменном прикусе (5—7 лет). Если нарушения выявлены у детей в молочном прикусе, стимуляция процесса саморегуляции с помощью вестибулярных пластинок позволяет нормализовать развитие зубочелюстной системы и способствовать, таким образом, коррекции речевых нарушений.


    Лечение при помощи вестибулярных пластинок рекомендовано детям от 3 до 7 лет с проблемами речи, причины которых обусловлены дисфункцией мягких тканей, участвующих в процессе артикуляции. Пластинки активизируют механизмы саморегуляции в растущем организме, и предпосылкой этому становится устранение вредных миофункциональных влияний. Использование пластинок значительно повышает эффективность упражнений, выполняемых ребенком днем. Благодаря эффекту мышечной «памяти» результаты активной дневной тренировки (1—2 ч) закрепляются во время ночного ношения аппарата. В среднем курс лечения продолжается 3 месяца.


    Эластичная пластинка Stoppi® предлагается детям, начиная с 2-летнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующем возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного отвыкания ребенка от этих вредных привычек и профилактики возникновения речевых нарушений.


    Эластичная пластинка Stoppi


    Последние исследования подтвердили, что длительное использование соски-пустышки замедляет формирование функции жевания и вертикальный рост альвеолярных отростков, способствуя сохранению инфантильного (реверсивного) типа глотания и связанных с ним парафункций мышц приротовой области.


    Пластинка Stoppi® изготовлена из медицинского гипоаллергенного силикона и имеет боковые площадки для накусывания в виде прочных силиконовых перемычек, благодаря которым пластинка удобно размещается во рту, не опрокидывается и эффективно предотвращает компрессию верхнего ряда зубов при засасывании. Если у ребенка уже наметился открытый прикус, при использовании профилактической пластинки Stoppi® он закроется естественным образом, поскольку резцам ребенка ничто не будет мешать смыкаться.


    Пластинка с проволочной заслонкой от прокладывания языка сделана из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка. Если у ребенка открытый прикус и он во время постановки логопедом звука (при межзубном сигматизме) не может придать своему языку нужное положение, то заслонка пластинки помешает прокладывать язык между зубами, способствуя, таким образом, коррекции открытого прикуса. Пластинка свободно располагается в преддверии рта перед зубами и удерживается на месте благодаря смыкательному рефлексу губ. Этот рефлекс закрепляется во время дневного ношения (2 ч в день).

    Пластинка с проволочной заслонкой


    Напряжение круговой мышцы рта происходит при использовании стандартной вестибулярной пластинки Мирру (модель «С»). При выраженной сагиттальной щели и недоразвитии нижней челюсти ребенку трудно удерживать во рту стандартную вестибулярную пластинку. В этом случае рекомендуют вестибулярную пластинку Мирру с козырьком К, которая позволяет устранить сагиттальную щель и стимулирует рост нижней челюсти.


    При глубоком резцовом перекрытии мягкую пластинку устанавливают козырьком вниз, а для устранения обратного перекрытия — козырьком вверх. Вестибулярная пластинка с козырьком К противостоит вредной привычке сосать палец при недоразвитии нижней челюсти. Она показана при наклоне резцов верхней или нижней челюсти внутрь (ретрузия) или наружу (протрузия) в зависимости от направления козырька вверх или вниз. Прикусывая козырек пластинки нижними зубами (пластинка при этом размещается в полости рта козырьком вниз), ребенок выдвигает нижнюю челюсть вперед, что стимулирует и нормализует ее развитие, облегчает и тренирует смыкательный рефлекс губ. Если же направить козырек пластинки вверх, можно предотвратить формирование обратного резцового перекрытия, которое нередко возникает у ребенка, когда нижние зубы в результате вредной привычки подсасывания верхней губы перекрывают верхние резцы, что также несомненно влияет на возникновение дефектов речи.


    При прорезывании первых моляров силиконовая пластинка с козырьком способствует профилактике открытого прикуса у ребенка, рано потерявшего молочные моляры (в результате травмы, экстракции).
    Межзубное положение языка и привычка облизывания губ могут быть скорректированы вестибулярной пластинкой Мирру с заслонкой для языка З.


    Пластинку с бусинкой для стимуляции языка применяют при артикуляционной гимнастике для коррекции звука [р] и шипящих, а также при дизартрии, для которой характерны порезы артикуляционных мышц. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении. Поместив пластинку в полость рта, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому нёбу, стимулируя, таким образом, тонус язычной мышцы.

    MUPPY-P Пластинка с бусинкой для сменного прикуса

    Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома. Пластинка с бусинкой эффективна при:
    — функциональной ринолалии, обусловленной недостаточным подъемом мягкого нёба, при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм — привычная открытая ринолалия — наблюдается часто после удаления аденоидных разрастаний или, реже, после постдифтеритного пореза. Ринолалия возникает в результате ограничения подвижности мягкого неба;
    — врожденной ринолалии после операции по устранению врожденной расщелины нёба.


    Для детей с ринолалией характерно изменение оральной чувствительности. Отклонения в произношении связаны с дисфункцией сенсомоторных проводящих путей. Пластинка с бусинкой улучшает тонус и способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта. Она эффективно помогает ребенку устранить трудности в произношении слов. Хорошие результаты дает использование пластинки с бусинкой и при заикании — одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку действие пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.


    Катая языком бусинку по нёбу, ребенок стимулирует корень языка, поднимая его вверх. Если неправильное глотание осложнено нарушением дыхания, то у ребенка тренируется носовое дыхание. Прежде всего необходимо обращать внимание на тип дыхания. У 98% детей, восстановивших носовое дыхание с использованием пластинки, параллельно нормализовался и процесс глотания. Необходимо отметить, что в возрасте 3—6 лет восстановление нарушенных функций проходит достаточно быстро. У 93% обследованных детей нормализация глотания и дыхания происходит за 6 мес. Купить вестибулярные пластинки - перейти в каталог Роторасширитель купить - перейти в каталог

    И. Л. Калашникова, главный логопед Московской области
    В. М. Чапала, врач-стоматолог, к.м.н.
    И. Н. Минаева, доцент кафедры ортодонтии РМАПО

    Речевые патологии являются на сегодняшний день широко распространенной проблемой. По данным мировой статистики число речевых расстройств растёт, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей и подростков принимает глобальный характер. Специалисты детских поликлиник, наряду с постоянным динамическим наблюдением, проводят профилактические осмотры детей от нуля до 14 лет, не только на базе поликлиник, но и в детских дошкольных учреждениях и школах. Совместная работа врачей и педагогов в детских педагогических учреждениях позволяет рано выявлять подобные состояния отклонения от нормы в здоровье детей, врождённые и приобретённые заболевания, сказывающиеся на развитии речи или способствующие возникновению речевой патологии.

    Когда к специалистам обращаются родители детей, нуждающихся в помощи логопеда, их многочисленные вопросы в основном сводятся к следующему:

    • каковы причины речевых расстройств?
    • что можно сделать для их профилактики и лечения?
    • куда и к каким специалистам обращаться за помощью?

    В большинстве случаев речевые патологии так или иначе связаны с врождёнными или приобретёнными патологиями органов речи. Поэтому, в каждом конкретном случае очень важно учитывать степень тяжести патологии речевых расстройств. Характер патологии во многом определяет и само содержание работы, направленной на преодоление речевых нарушений.

    Аномалии развития зубочелюстной системы занимают одно из первых мест среди стоматологических заболеваний детского возраста, достигая по последним данным 80%! Немаловажно при этом, что лишь около 30 % из них наследственные, остальные 70 % обусловлены отсутствием массовой профилактики и своевременной диагностики. Несмотря на проводившуюся ранее плановую профилактическую работу в детских дошкольных и школьных учреждениях, проблемам ранней диагностики и профилактики аномалий зубочелюстной системы в нашей стране до настоящего времени практически не уделялось внимания.

    По приказу Минздрава РФ № 81 от 15 марта 2002 г. плановые комплексные профилактические осмотры детей в детских садах и школах в настоящее время снова стали обязательными. В рамках таких осмотров специалисты узкого профиля (ортодонты, отоларингологи) должны принимать участие в диспансеризации детей под руководством участкового врача-педиатра. В течение года ребенка осматривает психоневролог, ортопед, отоларинголог и стоматолог. В возрасте 3-5 лет в осмотрах детей обязательно участвует и логопед.

    Знание логопедом особенностей аномалии артикуляционного аппарата, характерных для определённого периода развития ребенка, помогает ему определить факторы риска развития аномалий зубочелюстной и артикуляционной системы и позволит предположить наличие у ребенка механической дислалии. Чаще всего, отклонения в развитии артикуляционного аппарата проявляются именно в период сформированного молочного прикуса, когда у ребенка закрепляются вредные привычки.

    Как правило, первые вредные привычки, способные привести к нарушениям прикуса, формируются у ребёнка ещё до 1,5 лет. Наиболее распространенная из них - сосание большого пальца, языка или пустышки. Если сосательный рефлекс не угасает после года, это свидетельствует о задержке созревания тех или иных функциональных систем в организме. К трехлетнему возрасту у детей, постоянно сосущих палец или соску формируется открытый прикус.


    Привычка ребенка сосать большой палец приводит к сужению верхней челюсти и асимметричной деформации ее во фронтальном отделе. При этом язык, располагаясь на нижних зубах, не поддерживает свод верхней челюсти, и поэтому баланс воздействующих на неё мышечных сил нарушается. Дополнительное давление щечных мышц усугубляет сужение зубных рядов в боковых отделах, следствием чего становится латеральный перекрестный прикус. Помимо того, давление, оказываемое большим пальцем на нижний зубной ряд, вызывает лингвальное смещение резцов и усугубляет недоразвитие нижней челюсти. У детей постарше, начиная с 3-х лет, довольно часто встречается привычка прикусывать нижнюю губу, что приводит к уплощению фронтального отдела нижнего зубного ряда.

    Такие Аномалии зубочелюстного развития сопровождаются у ребёнка и нарушениями артикуляции, которые возникают на фоне глубокого резцового перекрытия, при короткой уздечке языка или губ, малом преддверии в области нижней челюсти.

    В этой статье мы хотим познакомить логопедов с новыми аппаратами, разработанными немецкими специалистами, которые в сочетании с традиционной миотерапией эффективно помогают логопеду достичь хороших результатов коррекции речевых нарушений.

    Более 30 лет вестибулярные пластинки широко используются в детской стоматологии и ортодонтии и признаны эффективным средством предупреждения деформации зубочелюстной системы и превентивного лечения в молочном и сменном прикусе. Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров. Пластинка размера I с красным кольцом (радиус 22,5 мм) предназначена для детей с молочным прикусом, пластинка размера II с синим кольцом (радиус 30 мм) – для детей в сменном прикусе (5-7 лет).

    Вестибулярные пластинки первого и второго размера выпускаются двух видов: мягкие из силикона и жесткие из пластмассы. Мягкие пластинки применяются для нормализации функций, жесткие – для исправления конфигурации челюстей и зубов

    Различные виды вестибулярных пластинок позволяют:

    • эффективно бороться с детской привычкой сосать пальцы, соску;
    • нормализовать носовое дыхание;
    • стимулировать круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
    • корректировать инфантильное глотание;
    • корректировать недоразвитие нижней челюсти;
    • осуществлять миофункциональную тренировку;
    • стимулировать естественные процессы саморегуляции в растущем организме;
    • эффективно корректировать дефекты речи.


    В тех случаях, когда аномалии развития зубочелюстной системы выявлена еще в молочном прикусе, стимуляция процесса саморегуляции с помощью вестибулярных пластинок позволяет нормализовать развитие зубочелюстной системы и способствовать, таким образом, коррекции речевых нарушений.

    Успешное применение пластинок для коррекции речевых и ортодонтических нарушений возможно начиная с трёх лет, когда ребёнок уже вполне осознано воспринимает лечение. Вестибулярная пластинка свободно располагается в преддверии рта перед зубами и удерживается на месте благодаря смыкательному рефлексу губ. Этот рефлекс закрепляется во время дневного ношения (2-3 часа в день) - таким образом, тренируется круговая мышца рта, для того, чтобы пластинка, рефлекторно удерживалась мышцами и во время ночного ношения – это является большим преимуществом перед всеми другими способами миотерапии, поскольку мышечная «память» закрепляет правильную и ночью.

    При использовании пластинок необходимо также параллельно выполнять дыхательные и мышечные упражнения. Эти упражнения должны быть простыми, чтобы их могли понимать и выполнять маленькие пациенты, т. к. миофункциональное лечение приобретает свою значимость только в том случае, если ребенок осознает необходимость лечения и становится активным соучастником процесса функционального воспитания, сознательно старается избавиться от дефектов речи и вредных привычек. Подобное вмешательство позволяет протекать процессу развития естественно, без принуждения и повышает стабильность результатов лечения.

    Особое внимание должно уделяться дисциплине и регулярности использования пластинок. При этом необходимо приводить ребенка на прием к врачу каждые раз в полмесяца, в последующем, когда врач убедится в позитивной динамике процесса – раз в месяц. В среднем курс лечения продолжается 3 месяца. Очень важно, чтобы ребенку в этот период оказывалась психологическая поддержка со стороны не только логопеда, но и со стороны родителей, воспитателей.

    Пластинки для коррекции дефектов речи выпускаются двух видов: с проволочной заслонкой для языка и с бусинкой для стимулирования языка (бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении). Эти пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка.


    Если у ребенка открытый прикус и ребенок во время постановки логопедом звука (при межзубном сигматизме) не может придать своему языку нужное положение, то заслонка пластинки мешает ребенку прокладывать язык между зубами, и способствует, таким образом, коррекции открытого прикуса. Пластинку с бусинкой можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звуков «р» и шипящих, а также при дизартрии, для которой характерны порезы артикуляционных мышц. Поместив пластинку в полость рта, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя, таким образом, тонус язычной мышцы. Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.

    Пластинка с бусинкой очень эффективна при ринолалии. При функциональной ринолалии, обусловленной недостаточным подъемом мягкого неба, при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм – привычная открытая ринолалия – наблюдается часто после удаления аденоидных разрастаний или, реже, после постдифтеритного пореза. Ринолалия возникает в результате ограничения подвижности мягкого неба.

    При врожденной ринолалии после проведенной операции по устранению врождённой расщелины неба. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Эти отклонения в произношении связаны с дисфункцией сенсомоторных проводящих путей. Пластинка с бусинкой улучшает тонус и способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта.

    Применение пластинки с бусинкой эффективно также помогает ребёнку устранить трудности в произношении необычных и трудных слов. Хорошие результаты даёт использование пластинки с бусинкой и при заикании - одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку действие пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.

    Лечение при помощи вестибулярных пластинок рекомендовано детям от 3 до 9 лет с проблемами речи, причина которых обусловлены дисфункцией мягких тканей, участвующих в процессе артикуляции. Вестибулярные пластинки активизируют механизмы саморегуляции в растущем организме, и предпосылкой этому становится устранение вредных миофункциональных влияний. Использование пластинок значительно повышает эффективность упражнений, выполняемых ребенком днем. Благодаря эффекту мышечной «памяти», результаты активной дневной миокоррекции закрепляются во время ночного ношения аппарата.

    Простота использования этих аппаратов, а также игровые моменты такого лечения привлекательны для детей и способствуют вовлечению маленьких пациентов в процесс лечения. Психологически мотивированное лечение с использованием пластинки заметно ускоряет и повышает эффективность лечения и делает его более привлекательным для ребёнка.

    Опыт применения вестибулярных пластинок с целью ранней коррекции миофункциональных нарушений у детей с речевыми нарушениями

    Привлечение к проведению профилактических мероприятий персонала детских дошкольных учреждений, может значительно облегчить задачу, поскольку потребуется меньше времени и усилий на этапе обучения и анализа. Инициатива логопедов специализированного Дома ребенка № 25 УЗЮАО г. Москвы, проводивших работу по реализации программы комплексной профилактики речевых нарушений, обусловленных вредными привычками, и миофункциональными нарушениями среди подопечных Дома ребенка, заслуживает особого внимания и поддержки в виду того, что находящиеся в нем дети в возрасте от 1,5 до 6 лет, имеют патологию ЦНС и отставание в развитии различной степени тяжести, в том числе, синдром Дауна.

    Нами был проведен семинар для всего персонала, в рамках которого были подробно рассмотрены этиология зубочелюстных аномалий, ранние признаки и факторы риска их развития, а также методы ранней диагностики подобных нарушений. При осмотре ортодонты, выявляли не только отклонения в формировании зубочелюстной системы, но и факторы риска их возникновения, в первую очередь функциональные нарушения. Из 60 детей нуждались в профилактике 51 (85 %), что соответствует данным литературы. Для каждого малыша был составлен индивидуальный комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Из методов были выбраны: дыхательная гимнастика для всех детей старше 3 лет и стандартные вестибулярные пластинки Muppy различных модификаций для миотерапии, нормализации функций языка и губ, устранения вредных привычек по показаниям.

    Вестибулярные пластинки назначались детям старше 3-х лет либо на время сна, либо для активной миотерапии. Нами использовались следующие модификации: простая (мягкая или жесткая), с козырьком (мягкая или жесткая), с заслонкой от языка и с активатором для языка (с бусинкой).

    Простая вестибулярная пластинка назначалась детям с вредными привычками сосания пальцев или посторонних предметов при отсутствии отклонений в строении зубных рядов или небольшой протрузии резцов верхней челюсти; пластинка с козырьком (или упором для резцов нижней челюсти) назначалась при наличии выраженной сагиттальной щели, инфантильном глотании. Дети с привычным межзубным положением языка – пластинка с заслонкой от языка, при задержке психоречевого развития и синдроме Дауна рекомендовали пластинку с активатором для языка (с бусинкой). Из программы сразу пришлось исключить 10 детей с наиболее тяжелой патологией ЦНС. Всего пластинки были назначены 27 малышам.

    Для всех сотрудников Дома ребенка участие в работе по профилактике зубочелюстных аномалий у детей было новым, непривычным видом деятельности, это создавало на первом этапе определенные трудности, такие как несогласованность действий сотрудников работающих в разные смены. Требовалось дополнительное обучение и инструктаж персонала. Повторный семинар для сотрудников Дома ребенка № 25 основной целью ставил четкое распределение обязанностей каждого специалиста, работающего с детьми, в предстоящей работе: воспитатели групп проводят дыхательную гимнастику в группе и обеспечивают использование вестибулярных пластинок детьми во время сна; логопеды проводят индивидуальные занятия по миотерапии, в том числе и с вестибулярными пластинками.

    Период адаптации (февраль-март 2007 г.) у основной массы детей прошел успешно в течение 3-4 недель. У двоих детей (7,5 %) с умственной отсталостью и грубой задержкой речевого развития отмечалось резко негативное отношение к пластинкам, что проявлялось в виде плача, нежелания брать их в рот. Они были исключены из программы. Еще у троих (11,2 %) период адаптации был более длительным, за этими детьми требовался регулярный контроль и психологическая поддержка. Некоторые трудности организационного характера возникли с детьми (3 чел. - 11,2 %), находящимися на пятидневном режиме пребывания в Доме ребенка. После выходных, когда родители забирали малышей домой, они забывали приносить пластинки обратно, дома ими пользовались редко, что удлинило у этих детей период адаптации, поскольку первостепенную значимость мы придаем регулярности занятий с пластинками.

    Кроме того, за период наблюдения (март-июль 2007 г.) на усыновление или в другие учреждения были переданы 12 малышей. Среди оставшихся 15 детей за прошедшие три месяца положительная динамика отмечена у 5 детей (33,3 %): полное устранение или уменьшение вертикальной щели (20 %), устранение или уменьшение сагиттальной щели (13,3 %).

    Применение пластинки с бусинкой у детей с синдромом Дауна

    Отдельного следует отметить состояние детей с синдромом Дауна. Хорошо известны лицевые признаки при этой патологии у взрослых пациентов: недоразвитие средней зоны лица, макроглоссия, макрогения, дыхание ротовое, постоянное межзубное положение языка. У всех обследованных детей, имеющих названную патологию соотношение челюстей было выявлено нейтральное, но дыхание - ротовое, а, следовательно, у этих детей наблюдалось постоянное межзубное положение языка, тонус которого резко снижен. Цель использования вестибулярной пластинки с активатором для языка в этом случае – контролировать тонус и положение языка, стремиться к тому, чтобы губы ребенка в покое были сомкнуты, что должно помочь сохранить существующее нейтральное соотношение челюстей и стимулировать носовой тип дыхания. В течение 3-4 месяцев применения пластинки у всех наблюдаемых детей сохранялось нейтральное соотношение челюстей, тонус языка постепенно улучшился, положение его нормализовалось. Для окончательных выводов наблюдение будет продолжаться.

    Необходимо отметить, что за отмеченный период в случаях возникновения инфекционного заболевания и введения карантина нам приходилось несколько раз прерывать проведение профилактических мероприятий. Тем не менее, положительный результат за 4 месяца был отмечен у 33,3 % детей, что демонстрирует возможность и жизнеспособность такой формы работы даже у детей с серьезными речевыми патологиями, что позволяет рекомендовать данный метод профилактики к внедрению в работу детских дошкольных учреждений, в первую очередь, с круглосуточным пребыванием детей.

    Горячая линия для логопедов: 933-73-73, 784-71-24

    Читайте также: