Радиус кривизны переходной кривой зуба

Опубликовано: 08.05.2024

Эвольвентным зубчатым колесом называют звено зубчатого механизма, снабженное замкнутой системой зубьев. При проектировании зубчатого колеса вначале нужно определить его число зубьев z , а затем определить параметры зубьев. Для этого нужно произвольную окружность колеса r y разделить на z частей, каждая из которых называется окружным шагом p y .

где m y = p y / p = d y / z - модуль зацепления по окружности произвольного радиуса.

Модулем зацепления называется линейная величина в p раз меньшая окружного шага или отношение шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к p . В зависимости от окружности по которой определен модуль различают делительный, основной, начальный. Для косозубых колес еще и нормальный, торцевой и осевой модули. В ряде стран используется величина обратная модулю, которая называется питчем. Питч (диаметральный) - число зубьев колеса, приходящееся на дюйм диаметра. Исходя из этого модуль можно определить как число милиметров диаметра, приходящееся на один зуб. На колесе можно провести бесчисленное число окружностей на каждой из которых будет свой модуль. Для ограничения этого числа ГОСТом введен стандартный ряд модулей. Стандартной модуль определяется по окружности называемой делительной. Точнее делительной называется такая окружность зубчатого колеса, на которой модуль и шаг принимают стандартное значение. Окружным шагом или шагом называется расстояние по дуге окружности между одноименными точками профилей соседних зубьев (под одноименными понимаются правые или левые профили зуба). Угловой шаг t - центральный угол соответствующий дуге p - окружному шагу по делительной окружности.

Примечание: Согласно ГОСТ основные элементы зубчатого колеса обозначаются по следующим правилам: линейные величины - строчными буквами латинского алфавита, угловые - греческими буками; установлены индексы для величин :

по окружностям: делительной - без индекса, вершин - a , впадин - f , основная - b , начальная - w , нижних точек активных профилей колес - p , граничных точек - l ;

по сечениям: нормальное сечение - n , торцевое сечение - t , осевое сечение - x ;

относящихся к зуборезному инструменту - 0 .

Для параметров зубчатого колеса справедливы следующие соотношения

- диаметр окружности произвольного радиуса,

- диаметр делительной окружности,

- шаг по окружности произвольного радиуса,

- шаг по делительной окружности,

где a - угол профиля на делительной окружности,

a y - угол профиля на окружности произвольного радиуса.

Углом профиля называется острый угол между касательной к профилю в данной точки и радиусом - вектором, проведенным в данную точку из центра колеса.

Шаг колеса делится на толщину зуба s y и ширину впадины e y . Толщина зуба s y - расстояние по дуге окружности r y между разноименными точками профилей зуба. Ширина впадины e y - расстояние по дуге окружности r y между разноименными точками профилей соседних зубьев.

На основной окружности a b => 0 и cos a b => 1 , тогда

В зависимости от соотношения между толщиной зуба и шириной впадины на делительной окружности зубчатые колеса делятся на:

нулевые s = e = p * m / 2 , D = 0;

положительные s > e , => D > 0;

отрицательные s D D - коэффициент изменения толщины зуба (отношение приращения толщины зуба к модулю). Тогда толщину зуба по делительной окружности можно записать

Более подробно познакомиться с основными определениями и расчетными зависимостями можно в литературе [ 11.1 ] и в ГОСТ 16530-83.

Толщина зуба колеса по окружности произвольного радиуса .

Толщина зуба по дуге делительной окружности

Угловая толщина зуба по окружности произвольного радиуса из схемы на рис. 12.2

Подставляя в формулу угловой толщины эти зависимости, получим

Методы изготовления эвольвентных зубчатых колес .

Существует множество вариантов изготовления зубчатых колес. В их основу положены два принципиально отличных метода:

метод копирования, при котором рабочие кромки инструмента по форме соответствуют обрабатываемой поверхности ( конгруентны ей, т. е. заполняют эту поверхность как отливка заполняет форму );

метод огибания, при котором инструмент и заготовка за счет кинематической цепи станка выполняют два движения - резания и огибания (под огибанием понимается такое относительное движение заготовки и инструмента , которое соответствует станочному зацеплению , т. е. зацеплению инструмента и заготовки с требуемым законом изменения передаточного отношения).

Из вариантов изготовления по способу копирования можно отметить:

Нарезание зубчатого колеса профилированной дисковой или пальцевой фрезой (проекция режущих кромок которой соответствует конфигурации впадин). При этом методе резание производится в следующем прядке: прорезается впадина первого зуба, затем заготовка с помощью делительного устройства (делительной головки) поворачивается на угловой шаг и прорезается следующая впадина. Операции повторяются пока не будут прорезаны все впадины. Производительность данного способа низкая, точность и качество поверхности невысокие.

Отливка зубчатого колеса в форму. При этом внутренняя поверхность литейной формы конгруентна наружной поверхности зубчатого колеса. Производительность и точность метода высокая, однако при этом нельзя получить высокой прочности и твердости зубьев.

Из вариантов изготовления по способу огибания наибольшее распространение имеют:

Обработка на зубофрезерных или зубодолбежных станках червячными фрезами или долбяками. Производительность достаточно высокая, точность изготовления и чистота поверхностей средняя. Можно обрабатывать колеса из материалов с невысокой твердостью поверхности.

Накатка зубьев с помощью специального профилированного инструмента. Обеспечивает высокую производительность и хорошую чистоту поверхности. Применяется для пластичных материалов, обычно на этапах черновой обработки. Недостаток метода образование наклепанного поверхностного слоя, который после окончания обработки изменяет свои размеры.

Обработка на зубошлифовальных станках дисковыми кругами. Применяемся как окончательная операция после зубонарезания (или накатки зубьев) и термической обработки. Обеспечивает высокую точность и чистоту поверхности. Применяется для материалов с высокой поверхностной прочностью.

Понятие о исходном, исходном производящем и производящем контурах .

Для сокращения номенклатуры режущего инструмента стандарт устанавливает нормативный ряд модулей и определенные соотношения между размерами элементов зуба. Эти соотношения определяются:

для зубчатых колес определяются параметрами исходной рейки через параметры ее нормального сечения - исходный контур;

для зубчатого инструмента определяются параметрами исходной производящей рейки через параметры ее нормального сечения - исходный производящий контур.

По ГОСТ 13755-81 значения параметров исходного контура должны быть следующими:

угол главного профиля a = 20 ° ;

коэффициент высоты зуба h * a = 1 ;

коэффициент высоты ножки h * f = 1.25 ;

коэффициент граничной высоты h * l = 2 ;

коэффициент радиуса кривизны переходной кривой r * f =с * /(1-sin a )= 0.38 ;

коэффициент радиального зазора в паре исходных контуров с * = 0.25.

Исходный производящий контур отличается от исходного высотой зуба h 0 = 2.5m.

Исходный и исходный производящий контуры образуют между собой конруентную пару (рис. 12.3), т.е. один заполняет другой как отливка заполняет заготовку (с радиальным зазором с * Ч m в зоне прямой вершин зуба исходной рейки). Принципиальное отличие этих контуров в том, что исходный контур положен в основу стандартизации зубчатых колес, а исходный производящий - в основу стандартизации зуборезного инструмента. Оба эти контура необходимо отличать от производящего контура - проекции режущих кромок инструмента на плоскость перпендикулярную оси заготовки.

Станочное зацепление .

Станочным зацеплением называется зацепление, образованное заготовкой колеса и инструментом, при изготовлении зубчатого колеса на зубообрабатывающем оборудовании по способу обката. Схема станочного зацепления колеса и инструмента с производящим контуром, совпадающим с исходным производящим контуром, изображена на рис. 12.4.

Линия станочного зацепления - геометрическое место точек контакта эвольвентной части профиля инструмента и эвольвентной части профиля зуба в неподвижной системе координат.

Смещение исходного производящего контура x*m - кратчайшее расстояние между делительной окружностью заготовки и делительной прямой исходного производящего контура.

Уравнительное смещение D y*m - условная расчетная величина, введенная в расчет геометрии зацепления с целью обеспечения стандартного радиального зазора в зацеплении (величина, выражающая в долях модуля уменьшение радиуса окружностей вершин колес, необходимое для обеспечения стандартной величины радиального зазора).

Окружность граничных точек r l - окружность проходящая через точки сопряжения эвольвентной части профиля зуба с переходной кривой.

Основные размеры зубчатого колеса .

Определим основные размеры эвольвентного зубчатого колеса, используя схему станочного зацепления (рис. 12.4).

Радиус окружности вершин

Радиус окружности впадин

Толщина зуба по делительной окружности.

Так как стночно-начальная прямая перекатывается в процессе огибания по делительной окружности без скольжения, то дуга s-s по делительной окружности колеса равна ширине впадины e-e по станочно-начальной прямой инструмента. Тогда, c учетом схемы на рис. 12.5, можно записать

Виды зубчатых колес (Классификация по величине смещения) .

В зависимости от расположения исходного производящего контура относительно заготовки зубчатого колеса, зубчатые колеса делятся на нулевые или без смещения, положительные или с положительным смещением, отрицательные или с отрицательным смещением.

Подрезание и заострение зубчатого колеса .

Если при нарезании зубчатого колеса увеличивать смещение, то основная и делительная окружность не изменяют своего размера, а окружности вершин и впадин увеличиваются. При этом участок эвольвенты, который используется для профиля зуба, увеличивает свой радиус кривизны и профильный угол. Толщина зуба по делительной окружности увеличивается , а по окружности вершин уменьшается.

На рис. 12.7 изображены два эвольвентных зуба для которых

Для термобработанных зубчатых колес с высокой поверхностной прочностью зуба заострение вершины зуба является нежелательным. Термообработка зубьев (азотирова-ние, цементация, цианирование), обеспечивающая высо Рис. 12.7 кую поверхностную прочность и твердость зубьев при сохранении вязкой серцевины, осуществляется за счет насыщения поверхностных слоев углеродом. Вершины зубьев, как выступающие элементы колеса, насыщаются углеродом больше. Поэтому после закалки они становятся более твердыми и хрупкими. У заостренных зубьев появляется склонность к скалыванию зубьев на вершинах. Поэтому рекомендуется при изготовлении не допускать толщин зубьев меньших некоторых допустимых значений. То есть заостренным считается зуб у которого

При этом удобнее пользоваться относительными величинами [s a /m ]. Обычно принимают следующие допустимые значения

улучшение, нормализация [s a /m ] = 0.2;

цианирование, азотирование [s a /m ] = 0.25. 0.3;

цементация [s a /m ] = 0.35. 0.4.

Подрезание эвольвентных зубьев в станочном зацеплении

В процессе формирования эвольвентного зуба по способу огибания, в зависимости от взаимного расположения инструмента и заготовки возможно срезание эвольвентной части профиля зуба той частью профиля инструмента, которая формирует переходную кривую. Условие при котором это возможно определяется из схемы станочного зацепления. Участок линии зацепления, соответствующий эвольвентному зацеплению определяется отрезком B 1 . где точка B l определяется пересечением линии станочного зацепления и прямой граничных точек инструмента. Если точка B l располагается ниже (см. рис.12.8) точки N , то возникает подрезание зуба. Условие при котором нет подрезания можно записать так

Эвольвентным зубчатым колесом называют звено зубчатого механизма, снабженное замкнутой системой зубьев. При проектировании зубчатого колеса вначале нужно определить его число зубьев z , а затем определить параметры зубьев. Для этого нужно произвольную окружность колеса ry разделить на z частей, каждая из которых называется окружным шагом py .

где my= py / p = dy / z - модуль зацепления по окружности произвольного радиуса.

Модулем зацепления называется линейная величина в π раз меньшая окружного шага или отношение шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к π . В зависимости от окружности по которой определен модуль различают делительный, основной, начальный. Для косозубых колес еще и нормальный, торцевой и осевой модули. В ряде стран используется величина обратная модулю, которая называется питчем. Питч (диаметральный) - число зубьев колеса, приходящееся на дюйм диаметра. Исходя из этого модуль можно определить как число милиметров диаметра, приходящееся на один зуб. На колесе можно провести бесчисленное число окружностей на каждой из которых будет свой модуль. Для ограничения этого числа ГОСТом введен стандартный ряд модулей. Стандартной модуль определяется по окружности называемой делительной. Точнее делительной называется такая окружность зубчатого колеса, на которой модуль и шаг принимают стандартное значение. Окружным шагом или шагом называется расстояние по дуге окружности между одноименными точками профилей соседних зубьев (под одноименными понимаются правые или левые профили зуба). Угловой шаг t - центральный угол соответствующий дуге p - окружному шагу по делительной окружности.

Примечание: Согласно ГОСТ основные элементы зубчатого колеса обозначаются по следующим правилам: линейные величины - строчными буквами латинского алфавита, угловые - греческими буками; установлены индексы для величин :

  • по окружностям: делительной - без индекса, вершин - a , впадин - f , основная - b , начальная - w , нижних точек активных профилей колес - p , граничных точек - l ;
  • по сечениям: нормальное сечение - n , торцевое сечение - t , осевое сечение - x ;
  • относящихся к зуборезному инструменту - 0 .

Для параметров зубчатого колеса справедливы следующие соотношения

- диаметр окружности произвольного радиуса,

- диаметр делительной окружности,

- шаг по окружности произвольного радиуса,

- шаг по делительной окружности,

где α - угол профиля на делительной окружности,

α y - угол профиля на окружности произвольного радиуса.

Углом профиля называется острый угол между касательной к профилю в данной точки и радиусом - вектором, проведенным в данную точку из центра колеса.

Шаг колеса делится на толщину зуба sy и ширину впадины ey . Толщина зуба sy - расстояние по дуге окружности ry между разноименными точками профилей зуба. Ширина впадины ey - расстояние по дуге окружности ry между разноименными точками профилей соседних зубьев.

На основной окружности α b => 0 и cos αb => 1, тогда

В зависимости от соотношения между толщиной зуба и шириной впадины на делительной окружности зубчатые колеса делятся на :

нулевые s = e = π * m / 2 , D = 0;

положительные s > e , =>∆ > 0;

отрицательные s e , => ∆

где ∆ - коэффициент изменения толщины зуба (отношение приращения толщины зуба к модулю). Тогда толщину зуба по делительной окружности можно записать

Более подробно познакомиться с основными определениями и расчетными зависимостями можно в литературе и в ГОСТ 16530-83.

Толщина зуба по дуге делительной окружности

Угловая толщина зуба по окружности произвольного радиуса из схемы на рис. 11.2

Подставляя в формулу угловой толщины эти зависимости, получим

Существует множество вариантов изготовления зубчатых колес. В их основу положены два принципиально отличных метода:

  • метод копирования, при котором рабочие кромки инструмента по форме соответствуют обрабатываемой поверхности ( конгруентны ей, т. е. заполняют эту поверхность как отливка заполняет форму );
  • метод огибания , при котором инструмент и заготовка за счет кинематической цепи станка выполняют два движения - резания и огибания (под огибанием понимается такое относительное движение заготовки и инструмента , которое соответствует станочному зацеплению, т. е. зацеплению инструмента и заготовки с требуемым законом изменения передаточного отношения).

Из вариантов изготовления по способу копирования можно отметить:

  • Нарезание зубчатого колеса профилированной дисковой или пальцевой фрезой (проекция режущих кромок которой соответствует конфигурации впадин). При этом методе резание производится в следующем прядке: прорезается впадина первого зуба, затем заготовка с помощью делительного устройства (делительной головки) поворачивается на угловой шаг и прорезается следующая впадина. Операции повторяются пока не будут прорезаны все впадины. Производительность данного способа низкая, точность и качество поверхности невысокие.
  • Отливка зубчатого колеса в форму. При этом внутренняя поверхность литейной формы конгруентна наружной поверхности зубчатого колеса. Производительность и точность метода высокая, однако при этом нельзя получить высокой прочности и твердости зубьев.

Из вариантов изготовления по способу огибания наибольшее распространение имеют:

  • Обработка на зубофрезерных или зубодолбежных станках червячными фрезами или долбяками . Производительность достаточно высокая, точность изготовления и чистота поверхностей средняя. Можно обрабатывать колеса из материалов с невысокой твердостью поверхности.
  • Накатка зубьев с помощью специального профилированного инструмента. Обеспечивает высокую производительность и хорошую чистоту поверхности. Применяется для пластичных материалов, обычно на этапах черновой обработки. Недостаток метода образование наклепанного поверхностного слоя, который после окончания обработки изменяет свои размеры.
  • Обработка на зубошлифовальных станках дисковыми кругами. Применяемся как окончательная операция после зубонарезания (или накатки зубьев) и термической обработки. Обеспечивает высокую точность и чистоту поверхности. Применяется для материалов с высокой поверхностной прочностью.

Для сокращения номенклатуры режущего инструмента стандарт устанавливает нормативный ряд модулей и определенные соотношения между размерами элементов зуба. Эти соотношения определяются:

  • для зубчатых колес определяются параметрами исходной рейки через параметры ее нормального сечения - исходный контур;
  • для зубчатого инструмента определяются параметрами исходной производящей рейки через параметры ее нормального сечения - исходный производящий контур.

По ГОСТ 13755-81 значения параметров исходного контура должны быть следующими:

  • угол главного профиля a= 20° ;
  • коэффициент высоты зуба h * a= 1 ;
  • коэффициент высоты ножки h * f= 1.25 ;
  • коэффициент граничной высоты h * l= 2 ;
  • коэффициент радиуса кривизны переходной кривой r * f =с * /(1-sina ) = 0.38 ;
  • коэффициент радиального зазора в паре исходных контуров с * = 0.25.

Исходный производящий контур отличается от исходного высотой зуба h0 = 2.5m.

Исходный и исходный производящий контуры образуют между собой конруентную пару (рис. 12.3), т.е. один заполняет другой как отливка заполняет заготовку (с радиальным зазором с * m в зоне прямой вершин зуба исходной рейки). Принципиальное отличие этих контуров в том, что исходный контур положен в основу стандартизации зубчатых колес, а исходный производящий - в основу стандартизации зуборезного инструмента. Оба эти контура необходимо отличать от производящего контура - проекции режущих кромок инструмента на плоскость перпендикулярную оси заготовки.

Станочным зацеплением называется зацепление, образованное заготовкой колеса и инструментом, при изготовлении зубчатого колеса на зубообрабатывающем оборудовании по способу обката. Схема станочного зацепления колеса и инструмента с производящим контуром, совпадающим с исходным производящим контуром, изображена на рис. 12.4.

Линия станочного зацепления - геометрическое место точек контакта эвольвентной части профиля инструмента и эвольвентной части профиля зуба в неподвижной системе координат.

Смещение исходного производящего контура x*m - кратчайшее расстояние между делительной окружностью заготовки и делительной прямой исходного производящего контура.

Уравнительное смещение D y*m - условная расчетная величина, введенная в расчет геометрии зацепления с целью обеспечения стандартного радиального зазора в зацеплении (величина, выражающая в долях модуля уменьшение радиуса окружностей вершин колес, необходимое для обеспечения стандартной величины радиального зазора).

Окружность граничных точек rl - окружность проходящая через точки сопряжения эвольвентной части профиля зуба с переходной кривой.

Определим основные размеры эвольвентного зубчатого колеса, используя схему станочного зацепления (рис. 12.4).

  1. Радиус окружности вершин

  1. Радиус окружности впадин

  1. Толщина зуба по делительной окружности.

Так как станочно-начальная прямая перекатывается в процессе огибания по делительной окружности без скольжения, то дуга s-s по делительной окружности колеса равна ширине впадины e-e по станочно-начальной прямой инструмента. Тогда, c учетом схемы на рис. 12.5, можно записать

В зависимости от расположения исходного производящего контура относительно заготовки зубчатого колеса, зубчатые колеса делятся на нулевые или без смещения, положительные или с положительным смещением, отрицательные или с отрицательным смещением.

Если при нарезании зубчатого колеса увеличивать смещение, то основная и делительная окружность не изменяют своего размера, а окружности вершин и впадин увеличиваются. При этом участок эвольвенты, который используется для профиля зуба, увеличивает свой радиус кривизны и профильный угол. Толщина зуба по делительной окружности увеличивается, а по окружности вершин уменьшается.

На рис. 12.7 изображены два эвольвентных зуба для которых

Для термобработанных зубчатых колес с высокой поверхностной прочностью зуба заострение вершины зуба является нежелательным. Термообработка зубьев (азотирование, цементация, цианирование), обеспечивающая высокую поверхностную прочность и твердость зубьев при сохранении вязкой серцевины , осуществляется за счет насыщения поверхностных слоев углеродом. Вершины зубьев, как выступающие элементы колеса, насыщаются углеродом больше. Поэтому после закалки они становятся более твердыми и хрупкими. У заостренных зубьев появляется склонность к скалыванию зубьев на вершинах. Поэтому рекомендуется при изготовлении не допускать толщин зубьев меньших некоторых допустимых значений. То есть заостренным считается зуб у которого

При этом удобнее пользоваться относительными величинами [ sa / m ] . Обычно принимают следующие допустимые значения

улучшение, нормализация [ sa / m ] = 0.2;

цианирование, азотирование [ sa / m ] = 0.25. 0.3;

цементация [ sa / m ] = 0.35. 0.4.

В процессе формирования эвольвентного зуба по способу огибания , в зависимости от взаимного расположения инструмента и заготовки возможно срезание эвольвентной части профиля зуба той частью профиля инструмента, которая формирует переходную кривую. Условие при котором это возможно определяется из схемы станочного зацепления. Участок линии зацепления, соответствующий эвольвентному зацеплению определяется отрезком B1. где точка Bl определяется пересечением линии станочного зацепления и прямой граничных точек инструмента. Если точка Bl располагается ниже (см. рис.12.8) точки N , то возникает подрезание зуба. Условие при котором нет подрезания можно записать так

Из ∆ P 0 N 0

а из ∆ P 0 BlF


CC BY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Андросов С. П., Браилов И. Г.

Определены зависимости, выраженные параметрическими векторными функциями , описывающие переходную поверхность зубьев прямозубых и косозубых цилиндрических колес.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Андросов С. П., Браилов И. Г.

FILLET SURFACE OF CYLINDRICAL GEARS

This paper deals with the relations, expressed by parametric vector functions, describing fillet surface of straight and helical cylindrical gear tooth are presented.

Текст научной работы на тему «Переходная поверхность зуба цилиндрических зубчатых колес»

С.П. Андросов, И.Г. Браилов

ПЕРЕХОДНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ЗУБА ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ

Определены зависимости, выраженные параметрическими векторными функциями, описывающие переходную поверхность зубьев прямозубых и косозубых цилиндрических колес.

Зубчатое колесо, векторная функция, поверхность зуба, станочное зацепление

S.P. Androsov, I.G. Brailov FILLET SURFACE OF CYLINDRICAL GEARS

This paper deals with the relations, expressed by parametric vector functions, describing fillet surface of straight and helical cylindrical gear tooth are presented.

Gear tooth, vector function, tooth surface, machine mesh

Вопросы геометрии и кинематики цилиндрических косозубых передач требуют рассмотрения в пространственном отображении. В таких передачах, с учетом винтовой формы зубьев, условия зацепления сопряженной пары в торцевых сечениях по длине зубчатого венца различные [1]. В связи с этим необходимо рассматривать боковую поверхность зуба, не ограничиваясь только профилем зуба в торцевом сечении.

В пространственном отображении требуется рассматривать и сложные многопараметрические процессы зубообработки инструментами червячного типа. Это в первую очередь относится к вопросам моделирования процессов формообразования зубьев зубчатых колес [2].

Как известно, боковая поверхность зубьев зубчатых колес состоит из двух частей: эвольвентной цилиндрической и переходной. Переходная поверхность соединяет эвольвентную поверхность зуба с поверхностью впадин. В торцевом сечении часть профиля зуба, расположенную в пределах его переходной поверхности, называют переходной кривой. В зависимости от способа изготовления зубьев зубчатых колес переходная кривая может быть очерчена различно: по окружности, по удлиненной и укороченной эвольвентам, по эпициклоиде и другим кривым [1].

Данная работа посвящена описанию переходной поверхности зуба цилиндрических зубчатых колес векторными функциями в параметрах станочных систем.

Формообразование при зубофрезеровании методом обката происходит в станочном зацеплении, в процессе которого инструмент реечного типа формирует на нарезаемом колесе зубья с определенной геометрией и размерами. На рис. 1 приведены параметры исходного контура производящей рейки, которые определяют геометрию переходной поверхности зуба колеса: m - модуль зуба; h a - коэффициент высоты зуба: с - коэффициент радиального зазора; ра0 - радиус скругления головки зуба; а0 - угол профиля.

В статье авторами рассматривается переходная поверхность зуба, имеющая в торцевом сечении профиль в виде окружности (рис. 2). Такая переходная поверхность формируется при нарезании зубчатого колеса с положительным смещением исходного контура на величину:

где х - коэффициент смещения.

Значение коэффициента смещения х определяется из соотношения [3]:

к* а т + с * т - х т = ра0 . (2)

Рис. 1 Параметры исходного контура производящей рейки

Кривая 1М2 (рис. 2) представляет эвольвентную часть профиля зуба колеса, а участок МЬ - переходную часть профиля. Сопряжение частей профиля происходит в граничной точке Ь по касательной, проведенной к обеим его частям. Центр скругления О і переходной

кривой М>Ь расположен на начальной прямой 2.

Рис. 2. Формирование переходной кривой:

- радиус основного цилиндра; ^- радиус цилиндра впадин;

Ra - радиус цилиндра вершин; Rw - радиус начального цилиндра 3; М0М2 - эвольвента;

NN - линия зацепления; Р - полюс зацепления; ада - угол зацепления; f - координата центра скругления О1 переходной кривой в глобальной системе координат Х0У2; 1 - средняя линия рейки; Х101У121 - локальная система координат, жестко связанная с исходным контуром производящей рейки

В любой момент формирования переходной кривой контактная нормаль проходит через центр скругления Оі и полюс станочного зацепления Р [3]. Следовательно, в рассматриваемом случае центр Оі и полюс Р совпадают.

Координата / центра скругления Оі переходной кривой в системе координат Х0У2 равняется радиусу начального цилиндра зубчатого колеса.

Величина радиуса рао (рис. 3) вычисляется из соотношения:

Переходная кривая М\Ь в торцевом сечении прямозубого колеса в локальной системе координат (рис. 4) описывается векторной функцией:

где у - угол поворота радиуса радиуса рао .

Ра о вт у Ра0 С0*Г

- вектора гок. Модуль вектора гок равен значению

Рис. 3. Определение значения радиуса ра0

В глобальной системе координат Х0У2 колеса вектор гпк переходной кривой в торцевом сечении колеса, восстановленный в точку М, запишется:

где [М] - матрица параллельного переноса системы координат;

гол - вектор переноса локальной системы координат ХІ01У121. Или в координатной форме:

"1 о о" " о" Ра о Г " Рао *ІПГ "

г = п. к о 1 о / + Ра о С0*У = / + Рао С0*У

Произвольная точка М' (рис. 4) переходной поверхности прямого зуба колеса описывается вектором

где гсм - вектор смещения, направленный по оси 02 колеса.

В координатной форме вектор г имеет вид:

где V- скорость перемещения конца вектора г вдоль оси 0Z; I - время перемещения.

Рис. 4. Переходная поверхность прямого зуба

Для винтового зуба косозубого колеса необходимо учитывать, что каждая точка переходной кривой все время поворачивается в плоскости Х0У на величину угла фі (рис. 5).

Текущий параметрический угол ф1 изменяется в пределах от своего нулевого значения до значения ф1тах , которое он принимает на тыльном торцевом сечении зубчатого колеса. Величина ф1тах определяется по формуле:

где Ъ - ширина зубчатого венца колеса;

Рь - угол наклона линии зуба на основном цилиндре.

В результате, после нахождения координат точки М' переходной кривой в

произвольном ее положении, необходимо вектор г , определяемый по формуле (8),

повернуть на угол ф1 путем умножения на матрицу [М1].

В общем виде векторная функция винтовой переходной поверхности запишется:

Г =[М 1 ](гп.к + гсм) , (11)

соб (р1 біп (р1 о - біп р1 собр1 о

Рао ЗІПЇ / + Рао С0*Г

Рис. 5. Переходная поверхность косого зуба

В выражении (12) максимальное значение координаты вектора г по оси 02 в принятой системе равняется по модулю ширине зубчатого венца

где а - параметр, характеризующий движение по винтовой линии вдоль оси 02 колеса.

Значение параметра а определяется отношением:

Н - шаг винтовой линии,

ю - угловая скорость вращения проекции вектора г на плоскость Х0У вокруг оси 02.

С учетом преобразований выражения (12), векторная функция боковой переходной поверхности зуба косозубого колеса опишется формулой:

Г = f СОБ^! +раоСОЪ(у+ф1 ) . (15)

В результате вектор г , восстановленный в точку М' винтовой переходной поверхности (рис. 5), имеет относительно вектора переходной кривой в лицевом торцевом сечении два аффинных преобразования: поступательное перемещение вдоль оси 02 зубчатого колеса и поворот относительно этой оси.

В заключение отметим, что запись уравнений переходной поверхности прямых и винтовых зубьев зубчатых колес в координатной форме, полученных авторами, позволяет любые пространственные преобразования, которые имеют место при зубофрезеровании. Пространственное описание боковых поверхностей зубьев дает возможность моделировать различные эксплуатационные и технологические процессы и определять их параметры. Например, определение таких параметров, как положение нормали в любой точке поверхности, необходимого для расчета сил резания при зубофрезеровании, расстояний от рассматриваемой точки поверхности до оси колеса и оси симметрии зуба, используемых при исследовании изгибной прочности зубьев, площади поверхности и других.

1. Гавриленко В. А. Основы теории эвольвентной зубчатой передачи. М.: Машиностроение, 1969. 432 с.

2. Браилов И.Г., Андросов С.П. К вопросу моделирования зубофрезерования // Наука и производство - 2009: материалы Международ. науч. - практ. конф. в 2 ч. Брянск: БГТУ, 2009. Ч. 2. С. 16-18.

3. Болотовский И.А., Гурьев Б.И., Смирнов В.Э., Шендерей Б.И. Цилиндрические эвольвентные зубчатые передачи внешнего зацепления. М.:Машиностроение, 1974. 160 с.

Андросов Сергей Павлович -

кандидат технических наук, доцент кафедры «Сопротивление материалов» Омского государственного технического университета

Браилов Иван Григорьевич -

доктор технических наук, профессор кафедры «Прикладная механика» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, г. Омск

Androsov Sergey Pavlovich -

Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor of the Department “Resistance of Materials”, Omsk State Technical University

Brailov Ivan Grigoryevich -

Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department “Applied Mechanics”, Siberian Automobile - Road Academy, Omsk

Ст(лтья поступили вредюкцию 11.01.2011, принят(л к опубликовсхнию 27.07.2011

2.8 радиус кривизны: Радиус дуги окружности, наиболее точно соответствующей форме закругления рассматриваемого элемента.

Смотри также родственные термины:

Радиус кривизны в вершине днища по внутренней поверхности, мм (см)

Радиус кривизны Rn

Радиус рабочей поверхности преобразователя

Радиус кривизны в вершине днища по внутренней поверхности, мм (см)

Радиус кривизны в вершине днища по внутренней поверхности, мм (см)

Радиус кривизны в вершине днища по внутренней поверхности, мм (см)

2.9 радиус кривизны в одной точке отражающей поверхности ( rp): Среднее арифметическое основных радиусов кривизны riи r'i, то есть

1. Радиус кривизны гнутого профиля проката

Радиус внутренней или внешней поверхности места изгиба гнутого профиля проката

86. Радиус кривизны делительной линии зуба плоского колеса

88. Радиус кривизны делительной средней линии зуба (впадины) плоского колеса

Примечание. В конических зубчатых колесах с круговыми зубьями радиус кривизны средней линии зуба (впадины) в точке на средней делительной окружности плоского колеса и его удвоенное значение соответствуют номинальному радиусу (r0) и номинальному диаметру (d0) зуборезной головки

Радиус кривизны мульды сдвижения - величина, обратная кривизне мульды сдвижения.

Радиус кривизны мульды сдвижения - величина, обратная кривизне мульды сдвижения.

2.59. Радиус кривизны мульды сдвижения (м) - величина, обратная кривизне мульды сдвижения.

В точках мульды различают радиусы кривизны:

в продольном направлении Rx;

в поперечном направлении Ry;

в направлении, параллельном продольному Rx1;

в направлении, параллельном поперечному Ry1;

в заданном направлении Rl.

101. Радиус кривизны переходной кривой исходного контура в граничной точке профиля зуба

2.11 радиус кривизны составных элементов зеркала заднего вида:

Радиус с дуги окружности, которая в наибольшей степени приближается к кривизне рассматриваемого элемента.

3.7 радиус кривизны траектории звук а R, км или м (sound path radius of curvature): Радиус линии, аппроксимирующий траекторию звука, искривленную под действием рефракции в атмосфере.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

  • Радиус кривизны в вершине днища по внутренней поверхности, мм (см)
  • n">Радиус кривизны Rn

Смотреть что такое "радиус кривизны" в других словарях:

радиус кривизны — Радиус дуги окружности, наиболее точно соответствующей форме закругления рассматриваемого элемента. [ГОСТ Р 41.61 2001] Тематики автотранспортная техника … Справочник технического переводчика

Радиус кривизны Rn — Радиус рабочей поверхности преобразователя Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Радиус кривизны — величина, обратная кривизне. Радиус кривизны характеризует величину соответствия кривой от прямой. Чем больше радиус кривизны, тем больше кривая похожа на прямую. Радиус кривизны определяется для конкретной точки конкретной кривой он равняется… … Википедия

радиус кривизны — kreivumo spindulys statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Kreivės arba kreivo paviršiaus spindulys. atitikmenys: angl. radius of curvature vok. Krümmungsradius, m rus. радиус кривизны, m pranc. rayon de courbure, m … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

радиус кривизны — kreivumo spindulys statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. radius of curvature vok. Krümmungsradius, m rus. радиус кривизны, m pranc. rayon de courbure, m … Fizikos terminų žodynas

Радиус кривизны — радиус круга кривизны (См. Кривизна) в данной точке кривой … Большая советская энциклопедия

Радиус кривизны — см. ст. Дифференциальное исчисление и ст. Кривизна … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Радиус кривизны мульды сдвижения — величина, обратная кривизне мульды сдвижения. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

радиус кривизны беговой дорожки протектора — радиус кривизны беговой дорожки Радиус наружной поверхности беговой дорожки протектора в радиальной плоскости колеса. Rпр радиус кривизны беговой дорожки; С раствор бортов; Вб ширина борта покрышки. [ГОСТ 22374 77] Тематики шины пневматические… … Справочник технического переводчика

радиус кривизны линии притупления продольной кромки зуба — (Pk) радиус кривизны линии притупления [ГОСТ 16530 83] Тематики передачи зубчатые Обобщающие термины понятия, относящиеся к зубчатому колесупрофиль зуба Синонимы радиус кривизны линии притупления … Справочник технического переводчика

Купить ОСТ 1 00267-78 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает расчет геометрических параметров конической прямозубой зубчатой передачи с межосевым углом от 10 до 170°, внешним окружным модулем более 1 мм, а также номинальные размеры сопряженных зубчатых колес с переходной кривой зуба без поднутрения.

Оглавление

Приложение 1 Выбор исходных данных для расчета

Приложение 2 Расчет радиуса кривизны переходной кривой зуба

Приложение 3 График и номограммы для определения

Приложение 4 Пример расчета геометрических параметров зубчатого колеса

Дата введения01.01.1979
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Организации:

12.05.1978УтвержденМинистерство087-16
  • ГОСТ 13754-81Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые конические с прямыми зубьями. Исходный контур
  • ГОСТ 16530-83Передачи зубчатые. Общие термины, определения и обозначения
  • ГОСТ 19325-73Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения
  • ГОСТ 8032-84Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел
  • ГОСТ 9563-60Основные нормы взаимозаменяемости. Колеса зубчатые. Модули
  • Показать все

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

  • Сканы страниц документа
  • Текст документа

УДК 621.833.2.001.24 Группа Г02

Ни. М» дНимн М»изи. 1

Ни. № ИЩНШ__3630__К» 131. 11596

ОСТ 1 00267-78

ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ КОНИЧЕСКИЕ ПРЯМОЗУБЫЕ н. к Расчет геометрических параметров

Распоряжении** Министерства от 12 мая 1978 г. Nt 087-16

срок видения установлен с 1 января 1979 г.

1. Настоящий стандарт устанавливает расчет геометрических параметров конической прямозубой зубчатой передачи с межосевым углом от 10 до 170°, внешним окружным модулем более 1 мм, а также номинальные размеры сопряженных зубчатых колес с переходной кривой зуба без поднутрения.

ГР 8077966 от 15.06.78

ОСТ 1 00267-78 стр. 2

2. Термины и обозначения, применяемые в стандарте, соответствуют ГОСТ 16530-83 и ГОСТ 19325-73.

3. Схема расчета геометрии приведена на черт. 1.

4. Расчет по формулам должен производиться с погрешностью измерения: -^линейных размеров - не менее 0,0001 мм;

- угловых размеров - не менее 0,01°;

- тригонометрических величин - не менее 0,00001;

- коэффициентов смешения и коэффициентов изменения толщины зуба -не менее 0,01.

5. Исходные данные для расчета приведены в табл. 1.

Внешний окружной модуль . .

Внешний торцовый исходный контур:

коэффициент высоты головки.

коэффициент радиального зазора . . . коэффициент радиуса кривизны переходной кривой в граничной точке профиля .

6. Формулы расчета основных геометрических параметров зубчатых колес и передач, указанных на черт. 2, приведены в табл. 2.

Инв. N° дубликата__Hi изм. 1

Иив. № подлинника__3630__К» нзв. 11596

ОСТ 1 00267-78 стр- и

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое

РАСЧЕТ РАДИУСА КРИВИЗНЫ ПЕРЕХОДНОЙ КРИВОЙ ЗУБА

1. Радиус кривизны переходной кривой зуба определяется по формуле

где К “0,2 для положительных значений X;

К “0,25-0,0025 Zyj. от отрицательных значений X.

2. Значения величин радиусов кривизны переходной кривой зуба зубчатых колес стандартного исходного контура р приведены в таблице.

Ям. Jfe ArtmiTi ^К? мм. 1

Ии. ifc HMlimi 3630 № 138. 11596

Примечание. Дли параметров зубчатого колеса те, zv£ и X, и и ли ■чини в таблица, определявши путем интерпоцшдци

ОСТ 1 00267-78 Стр. 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендуемое

ГРАФИК И НОМОГРАММЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

X min > Zmin у $ае > &оС > vi

1. График для определения величины Хт^п в зависимости от Z и Ь или

Z_• „ в зависимости от Л и 5 приведен на черт. 1.

Инв. N? дубликата__Ns изм. 1

Инв. N; подлинника_ № изв. 1.1596

2. Номограмма для определения чисел зубьев эквивалентного цилиндрического зубчатого колеса приведена на черт. 2.

ОСТ 1 Q0267-78CTP. 14

Инв. № дубликата_ |__ 11 зм-

3. Номограмма для определения окружной толщины зуба на поверхности вершин зубьев шестерен в долях окружного модуля ( оС =20°; /?а = 1) приведена на черт. 3.

ОСТ 1 00267-78 Стр. 15

Ии». № дубликата__- № из». 1

Ни». № «одтиика__ 3630 __№ из». 11596

Инв. № дубшата 1 I № »зн.

И». К* водящим_1_ 3630 _1 l)fe из».

4. Номограммы для определение коеффиднента торцового перекрытая

170 175 180 185

155 150 125\ 120 115 | 110 105

>>SSWJX|JSSS^SSC» s * > a x c a xc о x x C' s? x ч\

2,0 1,5 1,0 0,5 m t

приведены на черт. 4

ОСТ 1 00267-78 стр. it

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Справочное

ПРИМЕР РАСЧЕТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЗУБЧАТОЮ КОЛЕСА

1. Численные значения исходных данных для расчета приведены в табл. 1.

Ии». № дубликата_ \ [К; нзм. 1

Ии». Н« подяиииииа_ 3630_ № из». 11596

Внешний окружной модуль, мм . . . Межосевой угол.

Внешний торцовый исходный контур:

коэффициент высоты головки.

коэффициент радиуса кривизны переходной кривой в граничной точке

коэффициент радиального зазора . . .

2. Номинальные размеры основных геометрических параметров, подсчитанные по формулам, приведены в табл. 2.

Обозначение и расчетная формула

Число зубьев плоского колеса

Внешнее конусное расстояние, мм

Ширина зубчатого венца, мм

ОСТ 1 00267-78 Стр. 18

Инв. N° дубликата_ . № изм. 1

Икв. Н; подлинника 3630 № ИЗВ. 11596

Продолжение табл. 2

Обозначение и расчетная формула

Угол делительного конуса

39° ll', 22 50°42'38'

Внутренний окружной модуль, мм

Внешняя высота головки зуба, мм

Внешняя высота ножки зуба, мм

Внешняя высота зуба, мм

Угол ножки зуба

Угол головки зуба

Угол конуса вершин

Угол конуса впадин

Угол сходимости линий основания

Ии». М; дубликата |N; изм. 1

Инв. N; подлинника__3630 № из». 11596

ОСТ 1 00267-78 Стр. id

Продолжение табл. 2

Обозначение н расчетная формула

Внешний делительный диаметр, мм

Внешний диаметр вершин зубьев, мм

d-ajgj-d-ei * %haei cos c ^ae2

Расстояние от вершины до плоскости внешней окружности вершин зубьев,

l _ d-avtez dp2 n Ls2 2 2

Диаметр окружности нижней точки активного профиля зуба эквивалентного цилиндрического зубчатого колеса, мм

3. Численные значения измерительных размеров зуба приведены в табл. 3.

Обозначение и расчетная формула

Внешняя делительная толщина зуба по хорде, мм

s « = COST, SLn Vet

I»». М» immim 3630 lb .

Продолжение табл. 3

Обозначение и расчетная формула

Высота до внешней делительной хорды зуба, мм

Половина внешней угловой толщины зуба

rei dLei _ Sg2 0° s $2

Внешняя окружная толщина зуба, мм

Внешняя постоянная хорда зуба, мм

S Qgi 5 Sgy COS cC. Sgg2

Высота до внешней постоянной хорды зуба, мм

4. Расчет отсутствия подрезания зубьев приведен в табл. 4.

Обозначение и расчетная формула

Минимальное число зубьев шестерни свободное от подрезания

COS Sj Sin 2 oL

5. Расчет внешней окружной толщины зуба на поверхности вершин приведен

Обозначение и расчетная формула

Внешняя окружная толшина зуба на поверхности вершин, выраженная в долях модуля

е* = ^cLvtex. ( S£3-+invdL-invcL ) °a£l me X&vtei avteil

ОСТ 1 00267-78СТР. з

Инв. jfe дублмната__№ изм. 1

Инв. Н» подшит__ 3630 __№ изо. 11596

Число зубьев плоского колеса

zc = /z/ + z| при 2Г = 90°

Внешнее конусное расстояние

Ширина зубчатого венка

0,5 Re и b ^ iOrrtg Ширину зубчатого венца b округляют до целого числа

ОСТ 1 00267-78стР. 21

Продолжение табл. 5

Обозначение и расчетная формула

Делительный диаметр внешнего эквивалентного цилиндрического зубчатого колеса, мм

Диаметр вершин зубьев внешнего эквивалентного цилиндрического зубчатого колеса, мм

Угол профиля зуба в точке на окружности вершин зубьев внешнего эквивалентного зубчатого колеса

6. Расчет коэффициента торцового перекрытия приведен в табл. 6.

Инв. № дубликата_ |№ изм.

Инв. № подлинника__ 3630 __№ нзв.

Обозначение и расчетная формула

Коэффициент торцового перекрытия

с = Z vtl i ’ Z YU.ta0i 2Я ^

Число зубьев эквивалентного цилиндрического зубчатого колеса

Продолжение табл. 2

Угол делительного конуса

Углы делительного конуса и 5^ определяются с погрешностью не более 2"

Внутренний окружной модуль

Передаточное число эквивалентной конической передачи

,, _ /,, COSfr ’ u vb cos 5г для Жф90°

Число зубьев эквивалентной конической шестерни

Z vl> rr, e ’ haez

Внешняя высота ножки зуба

ha.ez * ^ ^2 h iez = h*ei + c * m e

Внешняя высота зуба

Угол ножки зуба

Угол головки зуба

Угол конуса вершин

Угол конуса впадин

Угол сходимости линий основания зуба

tg6+ -- -°‘ 5Se * COS 8+

Внешний делительный диаметр

Внешний диаметр вершин зубьев

Расстояние от вершины до плоскости внешней окружности вершин зубьев

Продолжение табл. 2

Внешняя граничная высота зуба

Диаметр окружности нижней точки активного профиля зуба эквивалентного цилиндрического колеса

7. Формулы расчета измерительных размеров зуба, указанных на черт. 2, приведены в табл. 3

Инв. № дубликата__Я; нзн. 1

Инв. Я» подлинника__ 3630 _ Я» изв. 11596

Внешняя делительная толщина зубе по хорде

ёв = - т е Z sin Ж е cos 6 * е

Высота до внешней делительной хорды зуба

Половина внешней угловой толщины зуба

Внешняя окружная толщина зуба

Внешняя постоянная хорда зуба

Высота до внешней постоянной хорды зуба

8. Формулы расчета отсутствия подрезания зубьев приведены в табл. 4.

Минимальное число зубьев шестерни, свободное от подрезания

Радиус закругления вершины резне

Коэффициент наименьшего смещения у шестерни

При X - Hi/nLn подрезание зуба отсутствует

ОСТ 1 00267-78 стр. в

9. Формулы расчета внешней окружной толщины зуба на поверхности вершин приведены в табл. 5.

Инв. N; дубликата__<№ изм. 1

Инв. N; подлинника__3630__№ изв. li596

Внешняя окружная толщина зуба на поверхности вершин, выраженная в долях модуля

S * S S + = d a-yte (_$£_ +

Значения величин в скобках определяют с точностью не менее 0,000001.

При однородной структуре материала £ 0,3 При поверхностном упрочнении зубьев Sn0 а* 0,4

Делительный диаметр внешнего эквивалентного цилиндрического зубчатого колеса

Диаметр вершин зубьев внешнего эквивалентного цилиндрического зубчатого колеса

d avte = dvte + 2h ae

Угол профиля зуба в точке на окружности вершин зубьев внешнего эквивалентного цилиндрического зубчатого колеса

10. Формулы расчета коеффициента торцового перекрытии приведены в табл. 6.

Продолжение табл. 6

Число зубьев еквнвалентного цилиндрического зубчатого колеса

11. Выбор исходных данных для расчета геометрических параметров приведен

в рекомендуемом приложении 1.

12. Расчет радиуса кривизны переходной кривой зуба приведен в рекомендуемом приложении 2.

13. График и номограммы для определения Хт£п, 2 min У $ае у ^сС > Z vt приведены в рекомендуемом приложении 3.

14. Пример расчета геометрических параметров зубчатого колеса приведен в справочном приложении 4.

ОСТ 1 00267-78 стр. 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендуемое

ВЫБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ РАСЧЕТА

1. Прямозубые конические передачи выполняются с осевой формой зуба 1 н постоянным радиальным зазором по ширине зубчатого венца.

2. Понижающие передачи рекомендуется выполнять с передаточными числами от 1 до 10. Предпочтительными являются передаточные числа от 1,0 до 6,3 по ряду

3. Повышающие передачи не рекомендуется выполнять с передаточными числами более 3,15.

4. Числа зубьев для ортогональной конической зубчатой передачи рекомендуется определять по номограмме, приведенной на чертеже.

5. Модуль зубчатой передачи устанавливается исходя из расчета на прочность и ближайшее значение выбирается по ГОСТ 9563-60.

6. Конические зубчатые передачи должны выполняться в соответствии с исходным контуром по ГОСТ 13754-81 со следующими параметрами: cL -20°;

Иив. К; дубликата__N« изн. l

Нив. № швинн__ff30__№цзв. 11596

7. В технически обоснованных случаях для повышения контактной выносливости или сопротивляемости зубьев излому допускается увеличение утла зацепления в передаче оСщ путем специальной настройки станка.

8. В передачах с передаточным числом U Ф i шестерню и колесо рекомендуется выполнять со смешением.

Коеффициент смешения определяется в зависимости от геометрических размеров зубчатых колес и условий их работы.

Коэффициенты смешений для ортогональных конических передач рекомендуется выбирать по таблице.

Число зубьев шестерни

Значение ковффициента смешения X./ при передаточном числе U

ОСТ 1 00267-78стр. 9

Число зубьев шестерни

Значение коэффициента смешения X у при передаточном числе Ы

Примечания: 1. Таблица может быть использована для повышающих передач при 3,15. Для неортотональных передач вместо U и Zy принимать соответственно Uvy и Z •

2. Шестерню рекомендуется выполнять с положительным смещением Ху , а колесо с равным ему по величине отрицательным смещением X 2 ш

3. ДЛя передач, у которых £/ и Zy отличаются от указанных в таблице, коэффициент смещения принимается с округлением в большую сторону.

9. С целью повышения изгибной прочности зубчатые колеса при U * 2,5 рекомендуется выполнять не только со смещениями Ху и Х2 , но и с различной толщиной зуба исходного контура Х^. .

10. Коэффициент изменения расчетной толщины зуба исходного контура Х^,

положительный для шестерни и равный ему по величине и обратный по знаку X,- .

для колеса рекомендуется вычислять по формуле

Х^= 0,03 + 0,008 / U - 2,5/ .

Формулой можно пользоваться для повышающих передач при Ц

3,15 и для неортогональных передач, при этом вместо U принимается U vу •

11. Выбор коэффициентов смещения также рекомендуется производить с помощью блокирующих контуров по ГОСТ 16532-70.

12. Блокирующий контур конических передач выбирается не по фактическому, а по эквивалентному числу зубьев цилиндрических колес.

13. Выбранные значения Ху и X 2 не должны выходить за пределы X frjin и Х^дд. При Ху > ^/77£7Х ИМ6ет М6сто заострение зубьев.

Читайте также: