Сколько нужно зубов чтобы жевать твердую пищу

Опубликовано: 23.04.2024

Что делать, если ребенок не хочет жевать

Уфимцева Олеся Борисовна

Перевод ребенка с питания готовыми смесями и грудным молоком на взрослую еду для многих родителей является проблемой, так как малыш никак не может научиться пережевывать пищу, капризничает, отказывается от новых продуктов, выплевывает то, что не может проглотить без пережевывания. Переход на более твердую пищу, которую необходимо пережевать, чтобы съесть, является естественным физиологическим процессом, связанным с развитием различных систем организма. Пищеварительная система постепенно привыкает к перевариванию твердой еды. Потребность в полезных веществах растет. Удовлетворить ее может разнообразная «взрослая» пища. Если ребенок не приучится к нормальной еде, то будет нарушено питание всех тканей его организма. Это сказывается на его физическом и интеллектуальном развитии. Если проблема с жеванием все же существует, то не стоит паниковать. Научить малыша жевать кусочки пищи помогут некоторые специальные советы.

Доктор Е.О. Комаровский дает следующие простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу:

  • Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Можно дать малышу вареную морковку: ее удобно держать и интересно тянуть в рот. Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубов еще мало. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился.
  • Папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что, например, блендер сломался. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу, зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в рот (вилочка должна быть специальная - пластмассовая, с тупыми зубьями).
  • Если ребенок не жует, а пытается лизать и сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чаще давайте ему именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется.
  • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Е.О. Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пришло время», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.

Уважаемые родители, будьте терпеливы к своим деткам и любите их всей душой. Только тогда они будут развиваться согласно всем возрастным нормам!

Умение жевать – очень важный навык. Ко второму дню рождения ребенок должен легко управляться с твёрдой пищей. Если малыш ленится, родителям придется включить педагогическую смекалку и запастись терпением.

Как научить ребенка жевать

Самая частая причина того, что ребенок отказывается жевать – несвоевременное, слишком позднее знакомство малыша с твёрдой пищей. Мамы нередко увлекаются перетиранием продуктов в пюре даже для подросшего крохи. Итог – ребенок не умеет прилагать усилия для приема пищи, глотает непрожёванные кусочки, давится ими. Либо и вовсе отказывается есть, капризничает и плачет, пока не получит привычную пюрешку.

Прививать навыки жевания нужно с того момента, как малыш начнет тянуть все предметы в рот. Зуд в деснах – первый признак скорого появления зубов. У кого-то он начинается в 4-5 месяцев, у кого-то в 7 и позже. Именно сейчас самое время начать знакомить малыша с твёрдой пищей. Очень важно успеть до первого зуба. Когда у малыша вылезут резцы, жевать деснами он уже не сможет.

На что влияет навык жевания (помимо подготовки к введению в детское меню «взрослой» пищи):

На формирование правильного прикуса и здоровье будущих зубов.

На работу пищеварительной системы и её развитие. Твердая пища, которую скоро ребенок начнет есть постоянно, обязательно должна обрабатываться слюной. Жевательные движения способствуют её образованию. Также они необходимы для выработки желудочного сока и ферментов. Если предлагать малышу только перетертую пищу, есть риск, что желудок станет «лениться» и позже не справится с перевариванием еды в виде кусочков.

На укрепление мышц, участвующих в артикуляции. Малышу нужно жевать, чтобы подготовится к речевому развитию. Если ребенок этого не делает, мышцы теряют тонус, и впоследствии могут возникнуть проблемы с произношением тех или иных звуков.

Если вы волнуетесь, что малыш может подавиться, или сам ребенок пугается твердой пищи во рту, используйте ниблер (он же сеточка для прикорма, фидер или фруттейкер). Это приспособление с держателем для детской руки. Кусочек пищи помещается в специальную сеточку (из ткани или из силикона), малыш может совершенно безопасно знакомится с новыми продуктами и совершенствовать свои жевательные навыки. Многие наши мамы и бабушки в своем время просто заворачивали ломтик яблока в марлю, принцип был тот же. Несмотря на то, что возможность поперхнуться пищей в этом случае сведена к минимуму, обязательно приглядывайте за малышом, жующим ниблер, и тщательно следите за чистотой сеточки, промывая её после каждого использования.

Что делать, если вовремя учиться жевать малыш не научился и даже в 2-3 года отказывается от твердой пищи? Запаситесь терпением и действуйте. В этом время малыши уже очень ловко умеют манипулировать взрослыми, не идите на поводу, а мягко настаивайте на своем.

Безусловно, нельзя морить ребенка голодом («проголодается – съест»). Вводите твердую пищу постепенно. Добавляйте в еду совсем маленькие кусочки фруктов и овощей, понемногу увеличивая их количество в тарелке и размер.

Показывайте пример. Маленький ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми или сверстниками. Если все вокруг будут есть вкусные кусочки, он тоже заинтересуется.

Чаще ешьте не дома. Объясните малышу, что здесь нет привычной еды, предложите попробовать что-нибудь новое – детское любопытство в этой ситуации часто играет на руку родителям.

Привлекайте малыша к приготовлению пищи. Объясните, что блендер сломался, предложите размять овощи вилочкой (слишком мелко это сделать не получится).

Превращайте процесс приема пищи в игру. Будьте изобретательны – поиграйте в зайчика, который грызет морковку, выложите на тарелке яркую историю, которая привлечет внимание ребенка. Фантазируйте.

Имейте в виду и то, что нежелание жевать может быть связано с темпераментом ребенка – если малыш слишком ленив или, напротив, гиперактивен и не способен концентрироваться. В этом случае вы можете посоветоваться насчет своих действий с психологом. Также, если проблема не решается, советуем обратиться к детскому логопеду – специальные упражнения и тренировка лицевых мышц помогут не только развить речевые навыки, но и повлияют на умение и желание жевать.

Когда в семье появляется маленький ребенок, перед родителями встает сложная задача: не просто вырастить и воспитать, но еще и привить малышу все необходимые навыки. Например, молодых родителей часто волнует вопрос о том, как научить ребенка жевать. Мы собрали для вас советы от известных российских и зарубежных педиатров, которые помогут найти оптимальное решение.

В чем трудности

как научить жевать 3.jpg

Для взрослых процесс пережевывания пищи кажется чем-то совершенно естественным. Но у ребенка есть только сосательный рефлекс, и даже жидкое пюре для него становится непривычной и незнакомой пищей. Кроме того, для этого же периода характерны другие рефлекторные реакции, благодаря которым отвергаются твердые кусочки пищи, попавшие в рот. Ослабевают они к 4 месяцам, но отлучать ребенка от груди в этом возрасте не нужно: материнское молоко «подстраивается» под потребности малыша, его состав меняется с течением времени.

Когда вводить первый прикорм

Именно в это время – в период от 4–6 месяцев. В зависимости от разных факторов это может быть монокомпонентное овощное пюре или безмолочная каша из одного злака. Стоит учитывать вес, рост, состояние пищеварительной системы и другие особенности здоровья ребенка.

Это важно!

Любую новую пищу нужно давать постепенно, с осторожностью: начинать с одной чайной ложки, а докармливать материнским молоком или смесью. В период прикорма нужно внимательно смотреть за состоянием ребенка и возможными аллергическими реакциями.

Как понять, что ребенок готов к твердой пище

Как правило, малыш сам дает понять, что он заинтересован в обновлении своего рациона. Это видно из его поведения:

  • Перестает сосать пищу с ложки, снимая её губами
  • Пытается пережевывать
  • Проявляет интерес к «взрослой» еде
  • Тянет в рот твердые предметы
  • Во время кормления широко открывает рот

Обычно это происходит не ранее 6-8 месяцев – именно тогда можно начинать давать ребенку каши и другие продукты с небольшими плотными частицами.

Как подобрать рацион для детей младшего возраста

  • В 6–7 месяцев допустимы крохотные частицы размером до 0,3 мм. Идеально подойдут перетертые овощи
  • В 8–9 месяцев в рацион можно добавить пищу с частицами до 1,5 мм. Это могут быть злаковые хлопья в составе каш, крохотные кусочки хорошо проваренных овощей
  • В 9–12 месяцев ребенок уже может справиться с пережевыванием пищи с кусочками до 3 мм.
  • В 1 год и далее нужно учить ребенка самостоятельно пережевывать твердую пищу

Частые ошибки

как научить жевать.jpg

Молодые родители могут непроизвольно допускать оплошности. Это нормально и не должно вызывать паники: первый ребенок — это всегда непросто. Если малыш отказывается от твердой пищи, есть несколько причин.

Слишком большой размер твердых частиц. У ребенка срабатывает защитный рефлекс, из-за которого он нередко выплевывает еду. А если кусок очень большой, у малыша может начаться рвота.

Прикорм начали вводить очень поздно. Некоторые «специалисты» и «опытные родственники» убеждают молодых мам, что кормить ребенка грудным молоком нужно до года, не давая ему другой пищи. Малыш привыкает к такому питанию, и жевательный рефлекс у него не формируется. Бояться не стоит, это сложно, но можно исправить.

Ребенку не нравится вкус. Да, он уже самостоятельная личность, у которой формируются собственные предпочтения. Так что малыш может запросто кушать брокколи и отказываться от печеной груши. Или наоборот. Не стоит насильно пичкать ребенка тем, что ему не нравится, или заставлять его доедать всю порцию.

Негативные ассоциации. Некоторые психологи считают, что отказ есть с ложки может быть вызван тем, что ребенок ассоциирует еду с лекарством (проявляется в случаях, когда малышу давали невкусные микстуры).

Слишком много новых продуктов. Не стоит пытаться вводить в рацион много разнообразной еды. Как пишет Эллин Сэттер в книге «Кормление и питание ребенка с любовью и здравым смыслом» лучше добавлять «страшные и незнакомые» блюда к тому, что ребенок уже любит, причем очень маленькими порциями.

Ребенка кормят, как взрослого . Лариса Суркова пишет в книге «Как здорово с ребенком от 1 до 3 лет: генератор полезных советов», не стоит отказывать малышу в тактильных ощущениях. Если он хочет мять еду, нюхать, размазывать по столу — дайте ему это сделать. В конце концов, стол можно застелить клеенкой (и пол, кстати, тоже).

Продукты под запретом

Чтобы избежать пищевой аллергии и проблем с пищеварением, ребенку, не достигшему четырехлетнего возраста, ни в коем случае нельзя давать:

  • леденцы, карамель, ирис
  • орехи и любые семечки
  • жесткие куски мяса
  • целый виноград
  • крупные куски твердых овощей и фруктов

Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки

как научить жевать 2.jpg

В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:

  • Готовить ребенку густые крем-супы и пюре, но оставлять при взбивании блендером несколько крохотных разваренных кусочков овощей
  • Позже овощи можно будет измельчать при помощи вилки, кусочки станут более крупными, но недостаточно твердыми, чтобы ребенок подавился
  • Наилучшего эффекта помогут добиться продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть печеные яблоки и груши, бананы, детское печенье
  • Еду нужно делать не только вкусной, но и красивой, чтобы она привлекала малыша

Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.

Игровой процесс

Ребенка нужно заинтересовать. Игровой сюжет для приема пищи — это абсолютная норма. В процессе малышу можно рассказывать интересную историю, в которую он будет вовлечен. Хорошо известный всем «самолетик», летящий в «ангар», — реальный способ накормить ребенка без нервов и истерик. Однако важно понимать, что, если малыш начал отворачиваться, значит, он уже наелся. Докармливать его остатками пюре, даже если это единственная ложка, не нужно. Обучение малыша употреблению «взрослой», твердой пищи — действительно непростое занятие, требующее от родителей внимания и терпения. Помните, что вы помогаете своему ребенку сформировать один из самых важных навыков! На этом пути нужно стать малышу союзником. Кормление насильно вызовет отторжение. Обучить, пичкая невкусными пюре или заставляя доедать кашу, когда ребенок уже сыт, просто невозможно.

Что делать, если ребенок не хочет жевать

Уфимцева Олеся Борисовна

Перевод ребенка с питания готовыми смесями и грудным молоком на взрослую еду для многих родителей является проблемой, так как малыш никак не может научиться пережевывать пищу, капризничает, отказывается от новых продуктов, выплевывает то, что не может проглотить без пережевывания. Переход на более твердую пищу, которую необходимо пережевать, чтобы съесть, является естественным физиологическим процессом, связанным с развитием различных систем организма. Пищеварительная система постепенно привыкает к перевариванию твердой еды. Потребность в полезных веществах растет. Удовлетворить ее может разнообразная «взрослая» пища. Если ребенок не приучится к нормальной еде, то будет нарушено питание всех тканей его организма. Это сказывается на его физическом и интеллектуальном развитии. Если проблема с жеванием все же существует, то не стоит паниковать. Научить малыша жевать кусочки пищи помогут некоторые специальные советы.

Доктор Е.О. Комаровский дает следующие простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу:

  • Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Можно дать малышу вареную морковку: ее удобно держать и интересно тянуть в рот. Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубов еще мало. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился.
  • Папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что, например, блендер сломался. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу, зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в рот (вилочка должна быть специальная - пластмассовая, с тупыми зубьями).
  • Если ребенок не жует, а пытается лизать и сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чаще давайте ему именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется.
  • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Е.О. Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пришло время», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.

Уважаемые родители, будьте терпеливы к своим деткам и любите их всей душой. Только тогда они будут развиваться согласно всем возрастным нормам!

Львова Ирина Николаевна

Консультация «Как научить ребенка жевать?» предназначена для родителей и логопедов, которые столкнулись со ставшей в последние несколько лет распространенной проблемой неумения детьми (3-4 лет) жевать твердую пищу. Из консультации можно понять причины данного явления, получить практические рекомендации, которые помогут родителям и педагогам преодолеть проблему.

ВложениеРазмер
kak_nauchit_rebyonka_zhevat.docx 16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация предназначена для родителей и логопедов, которые столкнулись со ставшей в последние несколько лет распространенной проблемой неумения детьми (3-4 лет) жевать твердую пищу. Из консультации можно понять причины данного явления, получить практические рекомендации, которые помогут родителям и педагогам преодолеть проблему.

Причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:
- Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;
- Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
- Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

«Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу.

Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола.

Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет?

Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса.

Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи.

Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение.

С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам».

Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой.

Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию.

Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Читайте также: