Смена зубов и готовность к школе

Опубликовано: 02.05.2024



Какие зубы меняются у детей на коренные, в каком возрасте начинают выпадать молочные и могут ли они остаться до старости? Разбираемся со сменой прикуса у ребёнка и проблемами, которые с этим связаны.

Содержание:

  • Что из себя представляют молочные зубы?
  • Как и когда зубы меняются?
    • Порядок выпадения молочных зубов
    • Рост коренных зубов
  • Отклонения по срокам и проблемы при смене зубов
  • Можно ли самим вырвать молочный зуб?
  • Чего нельзя делать?
  • Куда девать молочные зубы после выпадения?
  • Полезные советы родителям

Что из себя представляют молочные зубы?

выпадение молочных зубов

Ребёнок может считать, что молочные зубки нужны лишь для того, чтобы Зубной фее было из чего строить свой белоснежный замок. Но взрослым стоит знать правду. Когда ребёнок ещё совсем маленький, его голова, а следовательно и челюсть, имеют небольшой размер. Если бы у малыша вместо молочных, начали сразу резаться коренные зубы, они бы не вошли в рот в ни по размеру, ни по количеству. Поэтому природа подарила нам временное решение на первый десяток лет.

Всего молочных зубов — 20 (по 10 на верхней и нижней челюсти). Это резцы — центральные и боковые, клыки, и моляры. Обычно, все они у ребёнка есть уже в возрасте 3-3,5 лет.

Молочные зубы отличаются от коренных не только размером, но и строением. Эмаль временных зубов примерно в 2 раза тоньше и не так насыщена минералами. Поэтому, ребёнку нужно тщательно следить за гигиеной полости рта — кариес на молочных зубах развивается очень быстро. У молочных зубов тонкая не только эмаль, но и слой под ней — дентин — поэтому кариес быстро перерастает в пульпит. У молочных зубов есть и нервы, и корни, но они короче чем у коренных. Последние — и вовсе постепенно «рассасываются» в период смены прикуса. Именно поэтому зубки начинают шататься.

Если о молочных зубах не заботиться и их не лечить, у ребёнка могут воспалиться десны, пострадать или погибнуть зародыши коренных зубов. Не оставляйте кариес без внимания!

Как и когда зубы меняются?

смена молочных зубов

Потеря молочных зубов начинается примерно в 6-7 лет и длится обычно до 10-12 лет. Отметим, что девочки прощаются с временными зубами раньше мальчиков и сам процесс замены у них происходит динамичнее.

О скорой смене молочных зубов у ребёнка родители смогут догадаться по ряду факторов: из-за роста челюсти будет увеличиваться расстояние между резцами, под молочными зубами становятся видны зачатки коренных, временные зубы расшатываются.

В среднем, возраст смены зубов у ребёнка соответствует приведённым ниже в таблицах годам:

Порядок выпадения молочных зубов

Возраст Какие зубы выпадают
6-7 лет Выпадают центральные резцы
7-8 лет Выпадают боковые резцы
9-11 лет Ребёнок теряет первые моляры
10-12 Выпадают клыки и вторые моляры

Рост коренных зубов

молочные зубы у детей схема выпадения

Коренные зубы называются немного иначе, чем молочные. Старайтесь не запутаться:

Коренной зуб Возраст появления Какой молочный зуб заменяет
Центральные резцы 6-8 лет Центральные резцы
Боковые резцы 7-9 лет Боковые резцы
Клыки 10-13 лет Клыки
Первые премоляры 9-12 лет Первый моляр
Вторые премоляры 10-13 лет Второй моляр
Первые моляры 5-7 лет Не заменяют молочные зубы
Вторые моляры 11-14 лет Не заменяют молочные зубы
Третьи моляры 17-25 лет Не заменяют молочные зубы

Важно понимать, что молочный зуб может и не смениться. Например, если зачаток коренного зуба погиб, то временный ничего не подталкивает к тому, чтобы покинуть рот. С частично молочными зубами люди живут и в 30 лет. Поэтому, если молочный зуб не выпадывает — не стоит прилагать усилия к его расшатыванию или пытаться вырвать в домашних условиях. Ниже мы рассмотрим и другие проблемы при смене зубов.

Отклонения по срокам и проблемы при смене зубов

молочные зубы у детей выпадение

Та или иная проблема при выпадении молочных зубов и прорастании коренных встречается как минимум у каждого десятого ребёнка. К счастью, стоматологи готовы и прикус исправить на этапе роста, и убрать лишние зубы, и даже вставить имплант, если какой-то коренной ждать бессмысленно.

Давайте рассмотрим основные отклонения, которые могут вызвать беспокойство:

«Акулья пасть»

Иногда молочные зубы не успевают выпасть, а коренные — уже выросли «вторым рядом». «Акульей пастью» любоваться не стоит. Нужно как можно быстрее обратиться в стоматологию и удалить ненужные временные зубы, иначе может значительно пострадать прикус.

Несвоевременная смена зубов

Если первые молочные зубы начинают покидать рот малыша до 5 лет или после 8 лет — то это отклонение от нормы, а значит, нужно понять причину. Виноваты могут быть травмы, кариес, экология, питание, врождённые проблемы с прикусом или другая наследственность, различные инфекционные болезни, гормональные проблемы (например, болезни щитовидной железы), а также заболевания, из-за которых ребёнок попадает в группу риска по недоразвитию и задержке формирования постоянного прикуса (диабет, лейкоз, иммунодефицит и другие).

Коренной зуб не растёт на месте выпавшего молочного

когда меняются молочные зубы

Не нужно паниковать, но проконсультироваться со специалистом стоит. Например, если коренной зуб не режется, хотя молочный давно выпал, причину обычным взглядом не определить, зато поможет рентген. Если зачатка зуба на снимке нет — это называется адентия. Такая проблема крайне редкая — зубу просто не из чего расти. При решении потребуется помощь протезиста.

При ретенции зачаток нового зуба есть, но направлен неверно или глубоко находится в десне. Остаётся лишь ждать, когда зуб вырастет. Эта проблема чаще возникает у третьих нижних моляров, а также у верхних резцов и клыков.

При импакции зуб не может вылезти из-за близкой посадки соседних зубов. Тут тоже без помощи профессионалов не обойтись.

Также советуем обратиться к врачу если:

  • коренные зубы появляются с потемнениями или растут кривыми;
  • очередность выпадения и роста зубов значительно отличается от приведённых выше графиков;
  • у ребёнка болит десна и распухла щека;
  • молочный зуб разъел кариес;
  • выпал зуб, но кровь из лунки не перестаёт сочиться больше часа (не путать с сукровицей).

Можно ли самим вырвать молочный зуб?

как вырвать молочный зуб

В домашних условиях удалять молочный зуб можно лишь в том случае, если он хорошо расшатан — свободно ходить в лунке.

Важно, чтобы ребёнок не был простужен: кашель, чихание, насморк — это стоп-сигналы для домашнего удаления молочного зуба. Осмотрите рот ребёнка — если есть припухлость или кровоточивость десен — ваши манипуляции могут привести к занесению инфекции в лунку. Лучше обратиться к стоматологу.

Если вы всё-таки решили вытащить молочный зуб — лучше не экспериментировать с привязыванием удаляемого объекта к ручке двери.

Оптимальный способ такой: обхватить зуб смоченной в спирте марлей и потянуть из лунки, пока не выйдет. Зуб также можно обмотать стерильной нитью и тянуть строго перпендикулярно челюсти.

После того, как манипуляции завершились успехом, ребёнку нужно прополоскать рот, родителю посмотреть, не остались ли какие-то части зуба в лунке (если зуб сломался и что-то осталось — нужно идти к врачу). В лунку на 20 минут кладётся стерильная вата: ребёнок должен прижимать её зубами, чтобы остановить кровотечение. Проследите, чтобы ребёнок не пил и не ел пару часов после удаления зуба.

Если зуб выпал самостоятельно, также положите в лунку ватку и не давайте малышу пить и есть некоторое время.

Чего нельзя делать?

молочные коренные зубы у детей

Избежать проблем с прикусом и появления различных дефектов помогут следующие правила:

  • не разрешайте ребёнку расшатывать зубы, если они ещё не собираются выпадывать и жёстко стоят на своём месте;
  • приучите ребёнка не трогать шатающийся зуб грязными руками (и, конечно, ему не стоит ковыряться в лунке, когда зуб только выпал);
  • не давайте ребёнку много твёрдых продуктов в период смены прикуса. Так он может сломать молочный зуб;
  • не заливайте лунку после выпадения зуба спиртом;
  • не стоит иронизировать над временной беззубостью ребёнка.

Куда девать молочные зубы после выпадения?

Первый зубик можно сохранить на память или отдать ребёнку, чтобы убрал в коробочку с детскими ценностями. Если в вашей семье не принята сентиментальность, то зуб можно и выкинуть.

Во многих семьях зуб кладут под подушку, чтобы его забрала в обмен на монетку или небольшой подарок-вкусняшку Зубная фея. Этот персонаж пришёл к нам с запада. Фея строит из детских зубов замок, в котором рождаются хорошие сны.

Но есть и отечественная традиция — отдавать выпавший зубик мышке, которая также может поблагодарить подарком. Раньше зуб бросали подпол или прятали за печь со словами «На, тебе, мышка, зуб лубяной! Дай мне, мышка, костяной!». Сейчас такая история больше подойдёт для жителей частных домов. Стоит ли гонять мышку в квартиру на 20-й этаж, даже если она сказочная, решать вам. Но вы можете взять абсолютно любого волшебного персонажа, который понравится вашему ребёнку, и придумать историю, куда и зачем попадёт зубик малыша.

Полезные советы родителям

во сколько выпадают молочные зубы у детей

Трудно уследить, когда и какие зубы меняются у детей, особенно, если в семье несколько ребят с небольшой разницей в возрасте.

Советуем завести таблицу смены зубов, на которой вместе с ребёнком вы будете отмечать выпавшие молочные зубы и появившиеся коренные. Тогда вы точно не запутаетесь. Не забывайте ставить даты: тогда вы проследите за сроками смены прикуса.

Обсудите с ребёнком грядущую смену молочных на коренные заранее. Пусть он не пугается, когда один из зубов начнёт шататься.

С момента появления молочных зубов следите за гигиеной полости рта ребёнка. Научите его в 2-3 года тщательно чистить зубы и полоскать их после еды. Лучше использовать для этих целей не воду, а специально приобретённые травяные растворы или самостоятельно приготовленный отвар ромашки.

Заведите традицию осмотра зубов ребёнка — так вы не прокараулить кариес, в случае его появления

В период смены зубов не повредит увеличить количество продуктов с кальцием в рационе ребёнка. А когда коренные зубы будут резаться, старайтесь давать мягкую пищу (например, супы-пюре).

во сколько выпадают молочные зубы

Завершая статью отметим, что смена зубов у ребёнка — это естественный процесс, который не должен пугать ни малыша, ни родителя. Поговорите с ребёнком на эту тему, подготовьте схему, на которой будете вместе отмечать сменившиеся зубы, но не торопите процесс. Если возникнут трудности — обсудите их с врачом.

Обратите внимание, что на полное обновление прикуса уйдут годы. Важно, чтобы ребёнок не пытался избавиться от молочных зубов самостоятельно, если у его друзей из садика или школы смена началась раньше.

Наследственность имеет значение. Если у родителей неправильный прикус (или был таким в детстве), лучше проследить за ростом коренных зубов и скорректировать их положение сразу. Чем старше человек становится, тем больше времени уйдёт на решение проблемы.

Молочные зубы менее чувствительные, чем коренные, когда их лечат или вырывают. Но ребёнку тоже может быть больно и страшно. Пусть встречи со стоматологами проходят максимально комфортно, тогда в будущем, ваш сын или дочь не будут бояться регулярно обращаться к врачу для профилактического осмотра, а значит — сохранят улыбку надолго.

В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними — малыши, которые еще не набегались. Есть и реальное опасение — если ребенок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?все это узнаете в данной статье

ВложениеРазмер
8_sposobov_opredelit_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx 643.46 КБ

Предварительный просмотр:

8 способов определить готовность ребёнка к школе.

В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними — малыши, которые еще не набегались. Есть и реальное опасение — если ребенок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?
Учеба для первоклассника — это физическая нагрузка, и немалая. Да, хороший учитель будет делать на уроках физкультминутки, менять ритм обучения, но все равно — ученику придется сидеть по 4–5 часов за партой.

Итак, будущий школьник должен уметь:

1. Показать зубы

https://i.pinimg.com/originals/b5/b1/6f/b5b16f188843f1932c567229bbac75fb.jpg

Количество постоянных зубов — признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока.

2. Достать правой рукой левое ухо

Это «филиппинский тест» — ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше — закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.

Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел.

1Безымянный.jpg

И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью — он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.

3. Стоять на одной ноге

Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8–10 секунд, если меньше — это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе.

https://res.cloudinary.com/fleetnation/image/private/c_fill,g_center,h_640,w_640/v1466857480/nv0dijtgnyxmvteprift.jpg

4. Рисовать «дорожки», не заступая за края

Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других — это признак готовности руки к обучению письму.

Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма — более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.

5. Считать в обратную сторону

Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех — до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1.

Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень — если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности.

6. Самостоятельно одеваться

Пресловутые шнурки завязывать не обязательно — просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф — пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.

Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю».

Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.

8. Следовать инструкциям учителя

Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.

«Достали учебники. Взяли ручки», — как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.

К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» — это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» — ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить.

Что же делать, если он еще не готов?

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну так и вы говорите».
сп
Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» — значит, ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год.

Если не соответствует школьной норме только один признак — например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут — в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.

Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год — лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.

Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, — выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.

В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться

Уважаемые родители! Скоро ваш ребенок идет в школу, а вы не знаете, как проверить готов ли он к школе или нет? Что такое психологическая готовность и на что обратить особое внимание родителю будущего первоклассника?

Начнем с главного, психологическая готовность к обучению в школе состоит из:

  • интеллектуальной готовности

(развитие памяти, мелкая моторика, словарный запас, умение анализировать и обобщать, способность к самостоятельному обучению, ориентироваться во времени, пространстве, окружении);

  • коммуникативной или социальной готовности

(потребность в общении, уметь находить место в коллективе сверстников, подчиняться правилам сверстников или взрослого, или умение руководить, понимать что не все зависит от желаний);

  • эмоционально-волевой готовности

(умение управлять своим поведением и поступками, выполнять правила другого взрослого, способность подчинить «ХОЧУ» и «НАДО»);

  • мотивационно-личностной готовности

(ребенок хочет идти в школу и у него положительное отношение к ней, его никто не пугает «школьными страшилками»);

Так много показателей и все для одного маленького ребенка, давайте попробуем поговорить об этих «готовностях» простыми словами, что же должен был делать малыш до поступления в первый класс. Все просто - ИГРАТЬ! Сейчас разберемся, в какие игры, чем нужно было заниматься малышу, и для чего все это нужно.

  • Игры и умения, формирующие интеллектуальную готовность:

Учить стихотворения и пересказывать вслух, получать ответы на все «почемучки», вопросы которые рождаются в головах малышей и ищут немедленного ответа: «А почему листья зеленые?», «А почему сейчас зима, а не лето?» и т.д. Фантазировать, придумывать новое. Много говорить и использовать большой запас слов. Уметь самостоятельно анализировать, рассуждать, обобщать предметы, ориентироваться во времени (утро-обед-вечер-ночь). Знать где располагается вверх-низ-право-лево и т.д.

Вот эти игры должны были сформировать развитие мелкой моторики:

- занятия с пластилином, тестом, "волшебным" песком, глиной ;

- рисование различными инструментами (пальчиками, карандашом, кистью, мелом и т.д.);

- аппликации, работа с ножницами и клеем;

- игры с конструктором, мозаикой, пазлами;

- пальчиковый театр и гимнастика, театр теней;

- штриховка фигур, дорисовывание предметов, разукрашивание картинок.

А шнурки ваш малыш умеете завязывать, а застегивать пуговицы, а самостоятельно переодеться и одеться? Это тоже немаловажные факторы готовности к школе, к новой ответственной жизни будущего школьника.

  • Что формирует коммуникативную или социальную готовность:

В условиях современного образования, наверное, ведущее – это развитие личности ребенка. Ваш ребенок умеет подчиняться правилам игры в группе сверстников, а может самостоятельно играть и устанавливать правила? А как малыш взаимодействует с другими взрослыми, понимает, что есть правила, общепринятые нормы и ценности, принятые в обществе, которые необходимо выполнять? Ваш малыш умеет сопереживать, быть отзывчивым, готовым прийти на помощь, желает играть с ровесниками, или другими ребятами. Знает правила безопасного поведения, а что можно делать и чего нельзя делать в быту, обществе и на природе? Ответив на эти вопросы, вы поймете, насколько ваш ребенок ГОТОВ взаимодействовать с внешним миром, или в этом вопросе ему нужна ПОМОЩЬ взрослых, родителей, педагогов или психолога. У ребенка возникают трудности в контактах со сверстниками, он часто обижается по пустякам, конфликтен, боится оставаться один – не бойтесь обратиться за помощью к детскому психологу.

  • Что формирует эмоционально-волевую готовность:

Она заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого, умеет сосредотачиваться, и т.д. В школе придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнить домашнее задание, не смотря на то, что сейчас очень хочется погулять. Произвольность в поведении ребенка проявляется в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения задания взрослого, общественного поручения, оказания помощи маме, а также в способности преодолеть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет стоматолога и т.д.), преодолеть боль, не заплакать при обиде, ушибе, способность подчинить «ХОЧУ» и «НАДО».

  • Что формирует мотивационно-личностную готовность (или проще говоря, желание учиться и быть хорошим учащимся):

Спросите своего ребенка: «А ты хочешь идти в школу?», «А зачем?». И вот в ответе ребенка заложен ведущий мотив, т.е. с каким желанием малыш пойдет, и захочет ли приобретать новые знания, может, ответ «зачем», будет – ИГРАТЬ! И тут вариант только один, действительно играть, во все игры, которые необходимы для развития, для того чтобы перерасти игровой мотив и самостоятельно перейти на новый – учебный. Заставить ребенка ходить в школу, возможно, но привить желание учиться самостоятельно и успешно, процесс не простой, и зависит от мотивации первоклассника.

Не нужно пугать будущего первоклассника предстоящей учебой и теми трудностями, которые могут сопровождать обучение. Конечно, практически любому родителю хочется, чтобы ребёнок получал пятёрки, но не надо постоянно говорить о том, что вы всегда учились на «4» и «5», и вы были таким успешным в школе.

Достаточно тесно связана с психологической стороной готовности к школе физическая готовность или физиологическая готовность.

Итак, что такое физиологическая готовность? Это зрелость организма, которая определяется уровнем развития функциональных систем организма и состоянием его здоровья. Понятно, что часто болеющие дети будут испытывать определенные трудности в обучении. Поэтому здесь первая рекомендация - обратиться к врачу до школы, и контролировать ход лечения хронических заболеваний. Постараться провести все плановые операции, проверить слух, зрение и решить все логопедические проблемы.

Есть ли какие-то критерии физиологической готовности к школе? Да, это обычно проверяют врачи, их несколько:

  1. Абсолютные размеры тела(приблизительно масса ребенка должна быть не менее 23 кг, но подробно об этом – у вашего педиатра!)

На приеме у педиатра, спросите, соответствует ли вес ребенка возрастным нормам. Этот показатель влияет на то, будет ли ребенок уставать, или засыпать на уроках, сложно ли будет выполнять физические упражнения и т.д.

Смена молочных зубов (от 2 до 4)

Этот вопрос может задать стоматолог.

Завершенный полуростовой скачок роста

Известно, что в 5-7 лет происходит так называемый полуростовой скачок роста, после которого у ребенка изменяются пропорции тела, появляется истинная работоспособность, которая и обеспечивает работу нервных и энергетических процессов в устойчивом режиме. В результате чего появляются функциональные возможности для длительной работы в ровном темпе (усидчивость!).

Если первые два пункта проверить легко, то возможно ли проверить и узнать, завершился ли полуростовой скачок роста? Да. Для этого есть простой Филиппинский тест:

Попросите вашего ребенка поднять правую руку и попытаться дотронуться до левого уха, проведя руку над головой (как бы обнять голову рукой). Рука должна дотронуться до уха. Тест отражает биологический возраст ребенка.

Да, еще очень важный показатель физического развития ребенка – это развитие крупной моторики. К нему относится умение бросить мяч, поймать его, прыгнуть, побежать, залезть на шведскую стенку и т.д. Это умение необходимо для уроков физкультуры и подвижных игр.

А вот ПАМЯТКА, которая поможет вам, проверить, что ДОЛЖЕН и может ЗНАТЬ и УМЕТЬ ребенок в шесть-семь лет?

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

  • Цифры от 0 до 10.
  • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
  • Арифметические знаки: «+», «-», «=».
  • Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  • Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

  • Запоминание 10-12 картинок.
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказ текста из 4-5 предложений.

  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Складывать пазлы без помощи взрослого.
  • Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

  • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
  • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
  • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
  • Выполнять аппликации.

  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
  • Понимать и объяснять смысл пословиц.
  • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
  • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
  • Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?

1 . Фамилия, имя свое и родителей;

2 . Свой возраст (желательно дату рождения);

  • Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;
  • Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность);
  • Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), страны (южные и северные); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое;
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.);
  • Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);
  • Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий;
  • Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.

    Надеемся, что прочитав эту статью, вы ответили на свои волнующие вопросы, и ответы будут больше положительными, чем отрицательными.

    Еще положительно влияет на развитие дошкольника занятия музыкой, хореографией, физические упражнения,посещения кружков и секций по интересам ребенка, студии рисования, лепки, конструирования и все, что интересно малышу.


    Надо купить ранец, тетрадки, туфли. Ой, мамочки! А с ребенком-то что делать!? Все лето пролоботрясничали, а читать толком не научились! Может, на курсы срочно отправить? Или бабушку на подмогу позвать, она научит…

    - Пожалуйста, спокойнее! Не надо ничего делать с ребенком. Никакой муштры и учебы до начала уроков, - говорит практический детский психолог, ведущий специалист «Центра практической психотерапии под руководством Ковалева С. В.» Ольга Анищенкова. - Чем вы сейчас реально можете помочь своему сыну или дочке, так это объяснить, зачем он вообще идет в школу, и что его там будет ждать.



    Пчелка Майя выросла

    - Поймите, еще вчера у ребенка было детство-игрушки, а завтра начнутся уроки, где надо будет сидеть за тетрадками, - объясняет Ольга Анищенкова. - Некоторых детей может ждать сильный стресс. Поэтому родителям лучше в игровой форме рассказать своему ребенку про новый этап в его жизни. Взять любимую игрушку, например, пчелку Майю и начать: смотри, сначала она была маленькой, о ней все заботились, приносили мед. Но сейчас она выросла, и ей пора в школу.

    «А зачем нужна школа?» - возможно, спросит ребенок. Тут не надо фраз типа «чтобы хорошо учиться, поступить в институт, найти работу и получать миллионы». Такими категориями дети еще не мыслят. Лучше скажите: «Раньше Майя ни за что не отвечала, жила беззаботно. Но дети вырастают, им нужно становиться самостоятельными. То есть, уметь жить в этом мире и жить хорошо. Разумеется, я тебе буду помогать. Но когда ты пойдешь в школу, тебя научат многим полезным вещам. Эти знания помогут тебе в жизни, и ты многое будешь уметь делать сам». Примерно так.

    После такого разговора устройте ребенку праздник в честь 1 сентября. Можно дома, или пойдите в кафе, в парк, купите небольшой подарок (а не только обязаловку). Это нужно, чтобы школа ассоциировалась с радостью.

    Что еще можно успеть за эти две недели:

      Укрепить иммунитет. Особенно у ребенка, который не ходил в детский сад и в свое время не переболел там всеми болячками. Налегайте на фрукты, закаляйтесь, занимайтесь спортом, гуляйте на свежем воздухе.

  • Наладить режим дня. Каждое утро будите ребенка на 10-15 минут раньше и постепенно доведите до нужного времени. И на 10-15 минут, соответственно, укладываете раньше спать. В сентябре это сильно поможет.

  • - И все же: надо ли учить детей до школы читать и писать? «Все придут в школу учеными, а мой. »

    - Многие психологи, и я в том числе, рекомендуют не заставлять ребенка начинать учиться летом. Дайте ему отдохнуть. Он в школе сам все прекрасно освоит. Но. только если психологически будет готов к учебе (см. «А ваш ребенок готов к школе?»).

    А ваш ребенок готов к школе?

    Комплексная диагностика развития детей «Ступеньки к школе»

    - Ну, конечно! - воскликнут многие мамы. - Мой с 5 лет читает и считает до 100… И вообще мы уже в лучший лицей записались.

    Увы, это не самое главное. Семилетка может заучивать наизусть поэмы, но при этом быть совсем не готовым к школе. Как же понять, что чадо «созрело»?

    Готовность ребенка к обучению можно выяснить с помощью теста. Его разработали директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких и ведущий научный сотрудник института Татьяна Филиппова (называется комплексная диагностика развития детей «Ступеньки к школе»).

    Итак, ребенок может смело идти в первый класс, если:

    1. Понимает и выполняет инструкции

    Например, вы дали сыну задание - сделать открытку бабушке. И видите итог: он вас правильно понял и все выполнил - аппликация готова. Отлично, если будущий школьник проверит за собой, все ли приклеилось, что надо - подправит. Сам! Без указаний взрослого.

    Совет: чаще давайте такие задания и четко проговаривайте, что нужно сделать.

    2. Может следовать чужим правилам

    Понаблюдайте, как ребенок играет с детьми или взрослыми. Ему интересно только то, что придумал он сам, или он готов следовать чужим планам? Последнее очень ценно! Ведь в школе появится учитель, и именно он станет «диктовать» правила.

    Совет: если такого навыка у ребенка пока нет, предложите игру. В понедельник вся семья живет по правилам папы, во вторникам - по правилам мамы, потом самого ребенка, старшего брата, бабушки.

    3. Умеет проигрывать

    Ох, все мы знаем, как бурно дети могут реагировать на победу других. Отец обогнал на велосипеде или дедушка выиграл в шашки - все, катастрофа! И мы, взрослые, начинаем поддаваться. А надо ли? Ведь потом в жизни у этого человека будут и взлеты, и падения. Уже в детстве полезно учиться спокойно относиться к неудачам.

    Совет: если и решили поддаться ребенку, покажите ему «зеркало». Например, проиграли в шашки, начните швырять фигуры, кричать, что больше играть никогда не будете! Но не переусердствуйте, «расстройтесь» так, как это делает он. Ребенок посмотрит на себя со стороны и, скорее всего, перестанет бурно реагировать на проигрыш. Но это крайний прием. Лучше на своем примере учить адекватности.

    4. Просит о помощи

    Без этого никуда. В школе ребенку надо будет что-то переспросить у учителя или попросить о помощи. А он начнет стесняться.

    Совет: говорите ребенку о том, что просить о помощи - это нормально! Приучайте его к этому дома.

    5. Правильно и четко говорит

    «У вашей фефочки проблемы с фикцией»? Если ребенок не выговаривает несколько звуков, лучше не торопиться с походом в школу.

    Совет: отложите учебу на следующий год и идите к логопеду. Иначе юному школьнику будет тяжело не только отвечать на уроках, но и общаться со сверстниками. Они порой любят дразниться!

    6. Выпадают молочные зубы

    Да-да! Физиологию никто не отменял. Она тоже указывает, насколько готов ребенок к обучению в школе. Смена молочных зубов указывает: в организме происходят качественные изменения, он готов к новым нагрузкам.

    Совет: если молочные зубы у ребенка все еще на месте - повремените с учебой.

    7. Достает до уха

    Есть такой тест. Нужно встать перед ребенком и попросить его перекинуть одну из рук себе через голову (см. фото ниже). Если он достал ею до своего уха, значит, созрел для учебы. Если не достал 3-4 сантиметра - тоже годится. Не готов к школе совсем - если на вашу просьбу положил ладошку на макушку.

    Совет: это только кажется, что тест примитивный - на самом деле он научный. Если ребенок не выполнил его, значит, его мозг еще не готов к новым интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.



    Какие зубы меняются у детей на коренные, в каком возрасте начинают выпадать молочные и могут ли они остаться до старости? Разбираемся со сменой прикуса у ребёнка и проблемами, которые с этим связаны.

    Содержание:

    • Что из себя представляют молочные зубы?
    • Как и когда зубы меняются?
      • Порядок выпадения молочных зубов
      • Рост коренных зубов
    • Отклонения по срокам и проблемы при смене зубов
    • Можно ли самим вырвать молочный зуб?
    • Чего нельзя делать?
    • Куда девать молочные зубы после выпадения?
    • Полезные советы родителям

    Что из себя представляют молочные зубы?

    выпадение молочных зубов

    Ребёнок может считать, что молочные зубки нужны лишь для того, чтобы Зубной фее было из чего строить свой белоснежный замок. Но взрослым стоит знать правду. Когда ребёнок ещё совсем маленький, его голова, а следовательно и челюсть, имеют небольшой размер. Если бы у малыша вместо молочных, начали сразу резаться коренные зубы, они бы не вошли в рот в ни по размеру, ни по количеству. Поэтому природа подарила нам временное решение на первый десяток лет.

    Всего молочных зубов — 20 (по 10 на верхней и нижней челюсти). Это резцы — центральные и боковые, клыки, и моляры. Обычно, все они у ребёнка есть уже в возрасте 3-3,5 лет.

    Молочные зубы отличаются от коренных не только размером, но и строением. Эмаль временных зубов примерно в 2 раза тоньше и не так насыщена минералами. Поэтому, ребёнку нужно тщательно следить за гигиеной полости рта — кариес на молочных зубах развивается очень быстро. У молочных зубов тонкая не только эмаль, но и слой под ней — дентин — поэтому кариес быстро перерастает в пульпит. У молочных зубов есть и нервы, и корни, но они короче чем у коренных. Последние — и вовсе постепенно «рассасываются» в период смены прикуса. Именно поэтому зубки начинают шататься.

    Если о молочных зубах не заботиться и их не лечить, у ребёнка могут воспалиться десны, пострадать или погибнуть зародыши коренных зубов. Не оставляйте кариес без внимания!

    Как и когда зубы меняются?

    смена молочных зубов

    Потеря молочных зубов начинается примерно в 6-7 лет и длится обычно до 10-12 лет. Отметим, что девочки прощаются с временными зубами раньше мальчиков и сам процесс замены у них происходит динамичнее.

    О скорой смене молочных зубов у ребёнка родители смогут догадаться по ряду факторов: из-за роста челюсти будет увеличиваться расстояние между резцами, под молочными зубами становятся видны зачатки коренных, временные зубы расшатываются.

    В среднем, возраст смены зубов у ребёнка соответствует приведённым ниже в таблицах годам:

    Порядок выпадения молочных зубов

    Возраст Какие зубы выпадают
    6-7 лет Выпадают центральные резцы
    7-8 лет Выпадают боковые резцы
    9-11 лет Ребёнок теряет первые моляры
    10-12 Выпадают клыки и вторые моляры

    Рост коренных зубов

    молочные зубы у детей схема выпадения

    Коренные зубы называются немного иначе, чем молочные. Старайтесь не запутаться:

    Коренной зуб Возраст появления Какой молочный зуб заменяет
    Центральные резцы 6-8 лет Центральные резцы
    Боковые резцы 7-9 лет Боковые резцы
    Клыки 10-13 лет Клыки
    Первые премоляры 9-12 лет Первый моляр
    Вторые премоляры 10-13 лет Второй моляр
    Первые моляры 5-7 лет Не заменяют молочные зубы
    Вторые моляры 11-14 лет Не заменяют молочные зубы
    Третьи моляры 17-25 лет Не заменяют молочные зубы

    Важно понимать, что молочный зуб может и не смениться. Например, если зачаток коренного зуба погиб, то временный ничего не подталкивает к тому, чтобы покинуть рот. С частично молочными зубами люди живут и в 30 лет. Поэтому, если молочный зуб не выпадывает — не стоит прилагать усилия к его расшатыванию или пытаться вырвать в домашних условиях. Ниже мы рассмотрим и другие проблемы при смене зубов.

    Отклонения по срокам и проблемы при смене зубов

    молочные зубы у детей выпадение

    Та или иная проблема при выпадении молочных зубов и прорастании коренных встречается как минимум у каждого десятого ребёнка. К счастью, стоматологи готовы и прикус исправить на этапе роста, и убрать лишние зубы, и даже вставить имплант, если какой-то коренной ждать бессмысленно.

    Давайте рассмотрим основные отклонения, которые могут вызвать беспокойство:

    «Акулья пасть»

    Иногда молочные зубы не успевают выпасть, а коренные — уже выросли «вторым рядом». «Акульей пастью» любоваться не стоит. Нужно как можно быстрее обратиться в стоматологию и удалить ненужные временные зубы, иначе может значительно пострадать прикус.

    Несвоевременная смена зубов

    Если первые молочные зубы начинают покидать рот малыша до 5 лет или после 8 лет — то это отклонение от нормы, а значит, нужно понять причину. Виноваты могут быть травмы, кариес, экология, питание, врождённые проблемы с прикусом или другая наследственность, различные инфекционные болезни, гормональные проблемы (например, болезни щитовидной железы), а также заболевания, из-за которых ребёнок попадает в группу риска по недоразвитию и задержке формирования постоянного прикуса (диабет, лейкоз, иммунодефицит и другие).

    Коренной зуб не растёт на месте выпавшего молочного

    когда меняются молочные зубы

    Не нужно паниковать, но проконсультироваться со специалистом стоит. Например, если коренной зуб не режется, хотя молочный давно выпал, причину обычным взглядом не определить, зато поможет рентген. Если зачатка зуба на снимке нет — это называется адентия. Такая проблема крайне редкая — зубу просто не из чего расти. При решении потребуется помощь протезиста.

    При ретенции зачаток нового зуба есть, но направлен неверно или глубоко находится в десне. Остаётся лишь ждать, когда зуб вырастет. Эта проблема чаще возникает у третьих нижних моляров, а также у верхних резцов и клыков.

    При импакции зуб не может вылезти из-за близкой посадки соседних зубов. Тут тоже без помощи профессионалов не обойтись.

    Также советуем обратиться к врачу если:

    • коренные зубы появляются с потемнениями или растут кривыми;
    • очередность выпадения и роста зубов значительно отличается от приведённых выше графиков;
    • у ребёнка болит десна и распухла щека;
    • молочный зуб разъел кариес;
    • выпал зуб, но кровь из лунки не перестаёт сочиться больше часа (не путать с сукровицей).

    Можно ли самим вырвать молочный зуб?

    как вырвать молочный зуб

    В домашних условиях удалять молочный зуб можно лишь в том случае, если он хорошо расшатан — свободно ходить в лунке.

    Важно, чтобы ребёнок не был простужен: кашель, чихание, насморк — это стоп-сигналы для домашнего удаления молочного зуба. Осмотрите рот ребёнка — если есть припухлость или кровоточивость десен — ваши манипуляции могут привести к занесению инфекции в лунку. Лучше обратиться к стоматологу.

    Если вы всё-таки решили вытащить молочный зуб — лучше не экспериментировать с привязыванием удаляемого объекта к ручке двери.

    Оптимальный способ такой: обхватить зуб смоченной в спирте марлей и потянуть из лунки, пока не выйдет. Зуб также можно обмотать стерильной нитью и тянуть строго перпендикулярно челюсти.

    После того, как манипуляции завершились успехом, ребёнку нужно прополоскать рот, родителю посмотреть, не остались ли какие-то части зуба в лунке (если зуб сломался и что-то осталось — нужно идти к врачу). В лунку на 20 минут кладётся стерильная вата: ребёнок должен прижимать её зубами, чтобы остановить кровотечение. Проследите, чтобы ребёнок не пил и не ел пару часов после удаления зуба.

    Если зуб выпал самостоятельно, также положите в лунку ватку и не давайте малышу пить и есть некоторое время.

    Чего нельзя делать?

    молочные коренные зубы у детей

    Избежать проблем с прикусом и появления различных дефектов помогут следующие правила:

    • не разрешайте ребёнку расшатывать зубы, если они ещё не собираются выпадывать и жёстко стоят на своём месте;
    • приучите ребёнка не трогать шатающийся зуб грязными руками (и, конечно, ему не стоит ковыряться в лунке, когда зуб только выпал);
    • не давайте ребёнку много твёрдых продуктов в период смены прикуса. Так он может сломать молочный зуб;
    • не заливайте лунку после выпадения зуба спиртом;
    • не стоит иронизировать над временной беззубостью ребёнка.

    Куда девать молочные зубы после выпадения?

    Первый зубик можно сохранить на память или отдать ребёнку, чтобы убрал в коробочку с детскими ценностями. Если в вашей семье не принята сентиментальность, то зуб можно и выкинуть.

    Во многих семьях зуб кладут под подушку, чтобы его забрала в обмен на монетку или небольшой подарок-вкусняшку Зубная фея. Этот персонаж пришёл к нам с запада. Фея строит из детских зубов замок, в котором рождаются хорошие сны.

    Но есть и отечественная традиция — отдавать выпавший зубик мышке, которая также может поблагодарить подарком. Раньше зуб бросали подпол или прятали за печь со словами «На, тебе, мышка, зуб лубяной! Дай мне, мышка, костяной!». Сейчас такая история больше подойдёт для жителей частных домов. Стоит ли гонять мышку в квартиру на 20-й этаж, даже если она сказочная, решать вам. Но вы можете взять абсолютно любого волшебного персонажа, который понравится вашему ребёнку, и придумать историю, куда и зачем попадёт зубик малыша.

    Полезные советы родителям

    во сколько выпадают молочные зубы у детей

    Трудно уследить, когда и какие зубы меняются у детей, особенно, если в семье несколько ребят с небольшой разницей в возрасте.

    Советуем завести таблицу смены зубов, на которой вместе с ребёнком вы будете отмечать выпавшие молочные зубы и появившиеся коренные. Тогда вы точно не запутаетесь. Не забывайте ставить даты: тогда вы проследите за сроками смены прикуса.

    Обсудите с ребёнком грядущую смену молочных на коренные заранее. Пусть он не пугается, когда один из зубов начнёт шататься.

    С момента появления молочных зубов следите за гигиеной полости рта ребёнка. Научите его в 2-3 года тщательно чистить зубы и полоскать их после еды. Лучше использовать для этих целей не воду, а специально приобретённые травяные растворы или самостоятельно приготовленный отвар ромашки.

    Заведите традицию осмотра зубов ребёнка — так вы не прокараулить кариес, в случае его появления

    В период смены зубов не повредит увеличить количество продуктов с кальцием в рационе ребёнка. А когда коренные зубы будут резаться, старайтесь давать мягкую пищу (например, супы-пюре).

    во сколько выпадают молочные зубы

    Завершая статью отметим, что смена зубов у ребёнка — это естественный процесс, который не должен пугать ни малыша, ни родителя. Поговорите с ребёнком на эту тему, подготовьте схему, на которой будете вместе отмечать сменившиеся зубы, но не торопите процесс. Если возникнут трудности — обсудите их с врачом.

    Обратите внимание, что на полное обновление прикуса уйдут годы. Важно, чтобы ребёнок не пытался избавиться от молочных зубов самостоятельно, если у его друзей из садика или школы смена началась раньше.

    Наследственность имеет значение. Если у родителей неправильный прикус (или был таким в детстве), лучше проследить за ростом коренных зубов и скорректировать их положение сразу. Чем старше человек становится, тем больше времени уйдёт на решение проблемы.

    Молочные зубы менее чувствительные, чем коренные, когда их лечат или вырывают. Но ребёнку тоже может быть больно и страшно. Пусть встречи со стоматологами проходят максимально комфортно, тогда в будущем, ваш сын или дочь не будут бояться регулярно обращаться к врачу для профилактического осмотра, а значит — сохранят улыбку надолго.

    Читайте также: