Специальность зубной врач запретят ли

Опубликовано: 26.04.2024

Имеет право работать. Это решает работодатель, утверждая штатное расписание, должностные инструкции и заключая трудовой договор с непосредственным работником (ст. 57 ТК РФ)

Да, имеет право при наличии сертификата стоматолога.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Не имеет права. Разница в уровне образования и полномочиях см..Приказ Минтруда России от 10.05.2016 N 227 н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2016 N 42399)

"Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541 н

"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"" признан не противоречащим действующему законодательству.

Вот выдержка из действующих должностных инструкций "старых" 6. Осуществляет профилактику, диагностику и лечение всех видов кариеса и его осложнений, заболеваний височно-челюстного сустава.

А " новые" выглядят так: "Зубной врач. Должностные обязанности. Осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в соответствии с профилем занимаемой должности. Проводит работу по профилактике заболеваний и поражений зубов, санации полости рта у детей и взрослых. Подготавливает стоматологическое оборудование к работе, осуществляет контроль исправности, правильности его эксплуатации. Осуществляет доврачебную помощь при травмах и термических повреждениях челюстно-лицевой области. Производит снятие оттисков, получение диагностических моделей и их анализ, параллелометре, проведение этапного наблюдения, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов. Осуществляет подготовку пациентов к физиотерапевтическим процедурам. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику, выполнение требований инфекционного контроля в стоматологическом отделении. Осуществляет ведение медицинской документации. Осуществляет получение, хранение и использование лекарственных средств, стоматологических материалов, инструментов. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни." Таким образом, да,Мотивируйте вот этими словами должностной инструкции " Осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в соответствии с профилем занимаемой должности.", отстаивая своё право лечить осложненный кариес". Желаю удачи. В.

Может работать, если квалификация соответствует требованиям закона, о чем читайте внимательно ниже.

Согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" квалификационные требования для должности стоматолога предполагают наличие либо высшего образования по специальности "Стоматология" , чего естественно у зубного врача нет (иначе бы вы не задавали этот вопрос), либо при отсутствии высшего образования зубной врач должен получить дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения.

Как вы поняли, для занятия данной должности нужна профессиональная переподготовка.

Имеет право зубной врач работать врачом-стоматологом при соблюдении требований к должности.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения":Должности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием

Зубной врач

Должностные обязанности. Осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в соответствии с профилем занимаемой должности. Проводит работу по профилактике заболеваний и поражений зубов, санации полости рта у детей и взрослых. Подготавливает стоматологическое оборудование к работе, осуществляет контроль исправности, правильности его эксплуатации. Осуществляет доврачебную помощь при травмах и термических повреждениях челюстно-лицевой области. Производит снятие оттисков, получение диагностических моделей и их анализ, параллелометре, проведение этапного наблюдения, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов. Осуществляет подготовку пациентов к физиотерапевтическим процедурам. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику, выполнение требований инфекционного контроля в стоматологическом отделении. Осуществляет ведение медицинской документации. Осуществляет получение, хранение и использование лекарственных средств, стоматологических материалов, инструментов. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; современные методы диагностики, лечения заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области; основы организации стоматологической помощи; виды современной аппаратуры, инструментария и материалов, применяемые в стоматологии; правила действия при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции; приемы реанимации; основы асептики и антисептики; методику стерилизации инструментария; методы оказания первой помощи при кровотечении, коллапсе, анафилактическом шоке; основы эпидемиологии; основы валеологии и санологии; медицинскую этику и деонтологию; психологию профессионального общения; основы диспансеризации; основы медицины катастроф; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Стоматология" и сертификат специалиста по специальности "Стоматология" без предъявления требований к стажу работы.

У зубного врача, как правило, образование среднее профессиональное по специальности "Стоматология", а у Стоматолога высшее профессиональное образование. Если у вас высшее профессиональное образование, то можете.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541 н

"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"

Медицинская деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Это следует из п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». То есть для осуществления такой деятельности требуется получение разрешительного документа – лицензии.

В соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, который является приложением к Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», к работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность, относятся, среди прочего, услуги в сфере:

  • стоматологии;
  • стоматологии детской;
  • стоматологии общей практики;
  • стоматологии ортопедической;
  • стоматологии профилактической;
  • стоматологии терапевтической;
  • стоматологии хирургической.

Таким образом, медицинская деятельность по профилю «стоматология» подлежит лицензированию.

Основные нормативные акты, регламентирующие процедуру лицензирования медицинской деятельности

Процедура лицензирования медицинской деятельности по профилю «стоматология» регламентирована следующими ключевыми нормативными актами:

Название нормативного актаСодержание
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ № 99) Определяет лицензируемые виды деятельности, содержит основные понятия (лицензия, лицензионные требования и др.)
Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Постановление Правительства РФ № 291) Содержит перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и лицензионные требования, соблюдение которых для получения лицензии обязательно.
Приказ Минздрава России от 26.01.2015 № 21н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Приказ Минздрава № 21н) Приказ утверждает регламент процедуры лицензирования: сроки проведения, объем запрашиваемых документов и так далее.

Процедура лицензирования является заявительной. Чтобы получить лицензию необходимо обратиться с соответствующим заявлением в лицензирующий орган. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ № 291 лицензирование медицинской деятельности осуществляют:

Перечень территориальных органов Росздравнадзора определен в Приложении № 1 к Приказу Минздрава № 21н. Там же приводятся контактные данные этих органов.

Заявителями являются физические и юридические лица, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие медицинскую деятельность, либо их представители, уполномоченные в установленном законом порядке.

Необходимо отметить, что заявление может быть направлено заявителем в электронной форме через официальный сайт Росздравнадзора (территориальных органов) в сети Интернет или Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Заявление направляется с пакетом документов, включающим в себя:

  • копии учредительных документов организации, удостоверенные нотариусом;
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг);
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг);
  • сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
  • сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг);
  • копии документов, подтверждающих наличие у руководителя организации соответствующего профессионального образования, сертификатов, стажа работы по специальности;
  • копии документов, подтверждающих наличие у медицинского персонала соответствующего профессионального образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
  • копии документов, подтверждающих наличие у персонала, задействованного в техническом обслуживании медицинских изделий, соответствующего профессионального образования и (или) квалификации, либо копия договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
  • копию документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
  • опись прилагаемых документов.

Лицензионные требования при оказании стоматологических услуг

Для получения медицинской лицензии на осуществление медицинских услуг по профилю «Стоматология» заявитель должен подтвердить лицензирующему органу соблюдение медицинской организацией лицензионных требований, установленных в нормативных актах.

Категории таких требований перечислены в Постановлении Правительства РФ № 291 (пункт 4).

Выделяют следующие категории лицензионных требований:

  • Требования к материально-техническому обеспечению;
  • Требования к образованию и стажу руководителей;
  • Требования к штату;
  • Требования к контролю качества.

Рассмотрим каждую из категорий подробнее.

Требования к материально-техническому обеспечению

Соискатель лицензии должен подтвердить наличие:
Зданий, строений, сооружений и (или) помещений.Эти объекты могут принадлежать соискателю на праве собственности, быть арендуемыми, либо быть закрепленными за ним на праве оперативного управления. Такие здания должны отвечать установленным законом требованиям.
Медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг).Эти изделия могут принадлежать соискателю на праве собственности, быть арендуемыми, либо быть закрепленными за ним на праве оперативного управления. Медицинские изделия должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Здания, строения, помещения. Основные требования к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям устанавливаются СанПиНом 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (далее – СанПиН 2.1.3.2630-10) . СанПиН 2.1.3.2630-10 предусматривает общие санитарные требования для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, а также отдельные специальные требования для профиля стоматология. Так, например, в целях соблюдения противоэпидемического режима врач-стоматолог должен работать в сопровождении среднего медицинского персонала, осуществляющего обработку рабочих мест, дезинфекцию, а также, в случае отсутствия централизованной стерилизационной, предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинской техники и медицинского назначения. Для организации стоматологического приема детей выделяются отдельные кабинеты. Не допускается использование кабинетов взрослого приема для приема детского населения по графику. Для организации приема детей следует, по возможности, выделять отдельный отсек с ожидальней и санузлом. Также в соответствии с СанПиНом в стоматологических кабинетах площадь на основную стоматологическую установку должна быть не менее 14 м2, на дополнительную установку — 10 м2 (на стоматологическое кресло без бормашины — 7 м2), высота кабинетов — не менее 2,6 м. Подробнее требования к помещениям и зданиям будут рассмотрены отдельно.

Медицинские изделия. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) , медицинскими изделиями признаются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Требования к наличию медицинских изделий при лицензировании медицинской деятельности по профилю «Стоматология» определяются Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2011 № 1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях»» (далее – Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1496н) . В соответствии с этим приказом, стандарт оснащения стоматологического кабинета представлен в виде минимально необходимого оборудования для стоматологической поликлиники, отделений стоматологического профиля, стоматологического кабинета в образовательных и иных учреждениях и хирургического челюстно-лицевого и стоматологического отделения стационара. При этом стандарт оснащения стоматологической поликлиники включает в себя 11 подстандартов для:

  • кабинета общей практики стоматологической поликлиники;
  • кабинета терапевтической стоматологии;
  • кабинета хирургической стоматологии;
  • кабинета ортопедической стоматологии;
  • стоматологической лаборатории;
  • ортодонтического отделения;
  • физиотерапевтического отделения;
  • рентгенологического отделения;
  • кабинета функциональной диагностики;
  • мобильного стоматологического кабинета;
  • централизованного стерилизационного отделения (блока).

Стандарт оснащения отделений стоматологического профиля в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную помощь включает в себя 7 подстандартов для:

  • отделения общей практики;
  • отделения терапевтической стоматологии;
  • отделения хирургической стоматологии;
  • отделения ортопедической стоматологии;
  • стоматологической лаборатории;
  • ортодонтического отделения;
  • физиотерапевтического отделения;
  • рентгенологического отделения.

Приведем отдельные требования:

Важно отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ № 323 медицинские изделия подлежат регистрации и включению в государственный реестр медицинских изделий. Таким образом, для получения лицензии заявителю потребуется подтвердить факт регистрации медицинских изделий. Подтверждением факта регистрации медицинского изделия, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий», является регистрационное удостоверение. Оно выдается бессрочно.

Не подлежат государственной регистрации лишь медицинские изделия, изготавливаемые по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом.

Кроме того, с 2021 года Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1496н подлежит отмене наряду с другими аналогичными приказами для иных профилей оказания медицинских услуг. Это связано с так называемым механизмом «регуляторной гильотины», предполагающим снижение административной нагрузки посредством отмены нормативных актов, устанавливающих обязательные требования, подлежащие проверке при осуществлении госконтроля.

Требования к образованию и стажу руководителей

Соискатель лицензии должен подтвердить:
наличие работников для выполнения заявленных работ (услуг)Эти работники должны иметь среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием)
наличие работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов)Эти работники должны иметь необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию.

В соответствии с Приложением 1 к Квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, предъявляются следующие требования к врачам по специальности «Стоматология»:

Минздрав о медсертификате 2020

На 2021 год эта статья уже потеряла свою актуальность. Поэтому перед прочтением хотим обратить внимание на следующие ключевые моменты:

  • Минздрав упразднил процедуру сертификации.
  • С 1 января 2021 года все медработники включены в систему аккредитации.

Таким образом, пройти обучение с получением сертификата невозможно. Если же образовательная организация предлагает такое обучение или говорит о возможности оформления документов задним числом - это мошенничество. Такие документы легко проверить на легитимность через реестр ФРДО.

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией Министерство здравоохранения РФ издало приказ от 14.04.2020 № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста», который ввел мораторий на медицинские сертификаты. Однако же данный документ вызвал большое число вопросов со стороны медицинского сообщества, поэтому ведомство также подготовило разъяснения к документу. Предлагаем ознакомиться с основными моментами.

Аккредитация и сертификация в 2020 году

Пункт 2 приказа № 327н гласит, что до 1 января 2021 года аккредитация, а также выдача свидетельств об аккредитации специалиста проводиться не будут. Таким образом, у медицинских работников есть возможность сразу же приступать к выполнению свои профессиональных обязанностей.

Процедура же сертификации в соответствии с приказом упраздняется. Это означает, что в 2021 году всем медицинским специалистам необходимо собирать баллы НМО, пройти аккредитацию.

Однако в соответствии с новым письмом от Министерства здравоохранения №16-7/966 от 06.07.2020, стало известно, что в 2020 году у медицинских специалистов есть возможность проходить обучение на курсах повышения квалификации, при условии, что продолжительность обучения 144 академических часа. В этом случае медработникам, получившим дополнительное профессиональное образование в 2020 году и успешно прошедшим сертификационный экзамен, сертификат специалиста может быть выдан, но уже после 1 января 2021 года. Поэтому, если медицинский специалист пройдет успеет до конца года пройти обучение по программе ПК 144 ч., то он сможет получить в 2021 году сертификат специалиста.

Медработникам дали возможность работать только на основании документов об образовании

В 2020 году у медицинских специалистов есть право работать без свидетельства об аккредитации специалиста и сертификата специалиста, а также без необходимости проходить аккредитацию или сдавать сертификационный экзамен. Данная норма прописана в подпункте «а» пункта 1 приложения к приказу № 327н.

Отметим, что в данном случае речь идет о лицах, завершивших свое обучение до 1 января 2021 года, по одной из представленных программ:

  • cреднего профессионального медицинского образования;
  • высшего медицинского и фармацевтического образования;
  • дополнительного профессионального образования.

Иными словами, специалисты, имеющие на руках дипломы о профессиональной переподготовке или удостоверения о повышении квалификации, до окончания действия приказа могут осуществлять свою профессиональную деятельность только на основании документов об образовании.

Сертификатов больше не будет?

В приказе от Минздрава также отмечается, что с 1 января 2021 года (то есть после завершения срока действия документа) все медицинские работники, которые были допущены к работе в 2020 году, в обязательном порядке должны будут пройти аккредитацию. Кроме специалистов, которые будут иметь действующие сертификаты.

Таким образом можно заключить, что в 2020 году медицинские специалисты смогут работать на основании имеющихся документов об образовании, в том числе и ДПО, а в 2021 году им необходимо будет пройти аккредитацию.

Работаю врачом в частной стоматологии, хочу первый раз за год взять отпуск. Работодатель говорит, что отпуск будет неоплачиваемый. Это законно?

Григорий Арутюнян

Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Согласно ч. 1 ст. 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Согласно ч. 1 ст. 4 ТК РФ принудительный труд запрещен.

Согласно ч. 3 ст. 4 ТК РФ к принудительному труду относится работа в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.

Согласно ч. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Из приведенных норм следует следующее:

1) Конституцией РФ гарантировано право на отдых;

2) и это право является неотъемлемой частью трудовых прав, которые обязан соблюдать работодатель, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (государственные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, созданные в формах ГУП, МУП, АО, ООО, ИП);

3) ссылка работодателя на частную, негосударственную форму клиники является дискриминацией на основании различий организационно-правовой формы и формы собственности с ухудшением положения работника по сравнению с государственными гарантиями, что нарушает равноправие (равенство всех перед законом и судом), которое гарантировано и Трудовым кодексом РФ, и Конституцией РФ;

4) оплата очередного отпуска является составной частью заработной платы, а отказ от оплаты отпуска по существу является выплатой зарплаты не в полном размере, что законом приравнивается к принудительному труду, который не просто запрещен Трудовым кодексом РФ, но запрет гарантирован Конституцией РФ и международным договором (Декларацией Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», принятой в г. Женева 18 июня 1998 г.).

Таким образом, сам факт отказа оплатить отпуск (невыплата зарплаты) уже является признаком состава административного правонарушения (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб.) а также преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ. Одна из санкций этой статьи – лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет…

Теперь об оплате отпуска.

Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ). Одним из видов такого отдыха является отпуск (ст. 107 ТК РФ).

Согласно ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Согласно ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Право стоматологов на дополнительный оплачиваемый отпуск предусмотрено постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», которое в силу ст. 5 ТК РФ является частью трудового законодательства.

Продолжительность дополнительного отпуска (в рабочих днях) установлена следующим медицинским работникам стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов:

врач-стоматолог, врач-стоматолог-протезист, врач-стоматолог-ортодонт, зубной врач, зубной техник – 12 (п. 83);

врач-стоматолог-хирург стационара – 12 (6,5) (п. 84);

литейщик и полировщик – 12 (п. 85).

Таким образом, автор вопроса вправе рассчитывать на оплачиваемый отпуск продолжительностью 40 (28 – календарных плюс 12 рабочих дней).

Некоторые другие особенности регулирования труда медицинских работников определены в ст. 350 ТК РФ.

Более 80 уральских стоматологов обратились с коллективным письмом к министру


Коллективное письмо, под которым подписались 85 стоматологов. Фото: Владимир Козлов

С января 2021 года Правительство России меняет правила работы стоматологий. Двумя приказами Минздрава вводятся новые требования по оснащению стоматологических кабинетов дополнительным оборудованием и персоналом, которые в свою очередь, влекут за собой необходимость расширения площадей помещений. Многие существующие клиники не вписываются в эти требования. Они оказались под угрозой закрытия, а те, что останутся, вынуждены будут поднять стоимость услуг. О том, чем чреваты новые правила, и что по этому поводу думают законодатели и профессиональное стоматологическое сообщество - в материале veved.ru.

С 1 января 2021 года вступают в силу два приказа Министерства здравоохранения РФ – № 560н от 9 июня 2020 года «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» и № 786н от 31 июля 2020 года «Об утверждении правил проведения рентгенологических исследований».

Согласно содержащимся в них нововведениям, рентгенологические исследования теперь должны проводить только врач-рентгенолог или рентген-лаборант, а в течение 24 часов после снимка ими обязательно должен быть выдан протокол с описанием результатов обследования.

Кроме того, теперь каждая стоматология будет обязана иметь, как рентген-аппарат для прицельных дентальных снимков (радиовизиограф), так и ортопантомограф (ОПТГ), что, согласно СанПиН, требует дополнительной площади кабинета.

Новые приказы Минздрава грозят остановкой работы большинства стоматологий уже с 1 января 2021 года

Директор екатеринбургской стоматологической клиники «ПрезиДЕНТ» Олег Гнусин признаёт, что изменения в нормативно-правовом регулировании работы рентген-кабинетов нужны, однако не те, что предлагает Минздрав:

«Начнем с того, что вопрос о рентген-кабинетах назрел уже давно – требуется замена старого закона об организации рентген-кабинетов. Старые, ещё советские СанПиНы рассчитаны на рентген-аппараты, выпущенные у нас в СССР – излучения на них зашкаливали, так как не было предусмотрено защиты от излучения. Современное рентген-оборудование мировых лидеров модернизировано и улучшено по нормам и требованиям рентгенологов и физиков всего мира. И только наши физики и Минздрав не принимают эти нормы.

Смысл изменений должен быть в том, чтобы заменить старое неинформативное оборудование на новое, то есть разрешить (если этого хотят врачи и пациенты) установить КТ 3D (томограф, позволяющий получить цифровое трехмерное изображение зубочелюстной системы – прим. ред.) вместо устаревших аппаратов ОПТГ (ортопантомограмма – метод рентгеновской съёмки, позволяющий получить развёрнутое на плоскости панорамное изображение зубов с челюстями и прилежащих к ним отделов лицевого скелета – прим. ред.), а так же RVG (радиовизиографическое исследование, делающееся с помощью аппарата для прицельных снимков и позволяющее увидеть полную картину состояния одного-двух зубов – прим. ред.) в каждом кабинете для лучшей диагностики, без дополнительных требований – врачи и пациенты довольно грамотные в этих вопросах».


Гнусин считает, Минздрав никак не способствует решению одной из важнейших проблем в сфере в кризис - выжить и сохранить рабочие места.

«Ведь никого не удивляет рамки рентгена на всех вокзалах и в аэропортах! И требований защиты, как заметили, там нет – все толпами стоят и сдают сумки и делают рентген с поднятым руками. И вместо этих новых законов для облегчения жизни врачей и пациентов Минздрав делает всё в точности до наоборот – выпускает эти приказы, да ещё и в кризис – когда финансовая сторона – выжить и сохранить рабочие места – наиболее актуальна.

То есть предлагают установить дополнительно к имеющимся ещё и аппарат ОПТГ, а это 1,5 – 2 миллиона рублей просто так, поскольку многие аппараты КТ 3D делают такие снимки. Вдобавок к этому описание снимков рентгенологами, которых в институте не учат делать описание стоматологических заболеваний. А вот врач-стоматолог получает эти знания. И где логика? её нет – очередные поборы за согласования допоборудования и проекты», – возмущается Гнусин.

Схожего мнения придерживается хирург-имплантолог стоматологии «White», депутат Екатеринбургской гордумы Владимир Козлов:

«Аппарат ОПТГ стоит около миллиона рублей. Когда клиники, которые могут себе позволить его купить, купят, эти расходы переложат на пациентов, то есть, грубо говоря, будут всем избыточно назначать эти исследования. Скорее всего, будет какой-то план по снимкам – снимок ОПТГ стоит порядка 1000 рублей, будет в месяц снимков сто план поставлен врачам, и они будут просто дополнительно назначать эти снимки, обосновывая их необходимостью, хотя на самом деле они не так и необходимы».

«Во-первых, для того чтобы установить этот аппарат, нужно, чтобы рентген кабинет обладал определенной квадратурой – 8 квадратов он должен быть плюс на каждый дополнительный рентгеновский аппарат 4 квадрата. То есть, либо у тебя есть это помещение, и ты можешь купить, и это тогда хорошо, а если не можешь, то придется что-то переделывать, искать какие-то квадратные метры, делать реконструкцию помещений. Это тоже дополнительные финансовые затраты.

Другая сторона вопроса: для того чтобы ввести в эксплуатацию аппарат, нужно санэпидразрешение в Роспотребнадзоре – это и раньше длилось где-то около месяца, сейчас, если это будет массово, я не знаю, как они будут выдавать, но работа с нарушением этих правил, которые установлены новым приказом Минздрава с 1 января, – это оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Собственно говоря, это состав уголовного преступления – несоблюдение этих правил можно подвести под 238-ю статью УК. И формально состав возникнет в момент, как вступит в действие порядок, и когда у вас не будет оборудования», – говорит Козлов.


Козлов также считает, что многие клиники либо уйдут в подпольную работу, сняв вывеску, либо закроются вовсе: «Я думаю, что частично закроются клиники, небольшой процент вообще в нелегальное положение уйдет – не знаю, снимут вывеску, кто-то, скорее всего, будет просто ждать, пока к нему не придут, - считает депутат, - Но когда начнут приходить – это будет всё печально, после прихода контролирующих органов, скорее всего, будет закрытие бизнеса, если он недостаточно крупный. У крупных-то это оборудование есть, а небольшие стоматологии, они под ударом».


Владимир Козлов уверен, что пациенты однозначно пострадают, потому что все расходы по оборудованию, которые понесут клиники, будут однозначно переложены на пациентов, и невозможно будет определить, назначено ли исследование целесообразно, или для того чтобы отбить расходы на оборудование.

«Второй момент – это описание снимков врачом-рентгенологом. Рентгенолог теперь по новому приказу должен в течение 24 часов составить на снимок акт в установленной форме, и передать в клинику. Во-первых, врачи-рентгенологи не очень понимают в стоматологии, во-вторых, в стоматологии идет огромный объём снимков, то есть может быть до 30–40 в смену, и такой объем заключений – я просто слабо представляю, кто сможет такой объем заключений сделать. Это надо, чтобы несколько рентгенологов в штате были. Скорее всего, будет так: врачи-рентгенологи будут продавать свою подпись и печать, а врачи-стоматологи уже сами будут писать заключение. Но опять же, эти подпись и печать будут стоить порядка, думаю, что 200 рублей, и, соответственно, снимки будут дороже.

Сейчас врач-стоматолог сам интерпретирует, смотрит, определяет, потому что врач-стоматолог учился на это, это его повседневная забота, он знает куда смотреть и что смотреть. Врачи-рентгенологи никогда наши снимки не смотрели, потому что они в этом не разбираются. Более того, есть снимки специализированные, как телерентгенограмма – это боковая проекция головы, используется в ортодонтии, там углы между костями считаются, этот снимок представляет чисто математический интерес для ортодонта, он нужен для планирования лечения, все рентгенологические образования вообще там не важны, а сейчас его тоже нужно будет описывать рентгенологу – никто не понимает, для чего это и что там описывать», – поделился с veved.ru Козлов.


Коллега Владимира Козлова по думе, депутат Константин Киселёв поднял эту проблему у себя в Facebook: «Как вы думаете: ситуация с пандемией привела к тому, что федеральные власти одумались, прекратили "оптимизацию" медицины, начали вкладывать в здравоохранение деньги и задумались о стратегии? Ответ: сильно сомневаюсь. Тому доказательство – ситуация со стоматологией.
Теперь на каждый снимок отчёт, писанина, протокол. Не лечение, не для пациента, а для отчётности, для бумажки. А это время, время и время. И главное. Цены. Поднимется ли цена? Станет ли стоматологическая помощь доступнее? Ну-ну. Рост цен гарантирован, доступность будет снижаться. И сейчас все не дёшево. И сейчас не всякий может себе позволить регулярное обследование. И сейчас идём только тогда, когда уже терпеть нет сил. А что будет с такими приказами Минздрава? Нас опять обрекают на болезни, на страдания, на бесправие».

«В завершении темы хотел бы отметить, что власти уже пора прислушиваться к бизнесу любого уровня и для принятия каких-либо законов или приказов советоваться с сообществами и ассоциациями всех уровней. И только совместно можно добиться улучшения жизни наших граждан», – заявляет Олег Гнусин.

Но власть, похоже, привыкла сначала делать, а потом думать. И далеко не факт, что после того как подумает, решит прислушаться к другому мнению. Вот что по этому поводу пишет Киселёв:

«Сразу после первого письма в мой адрес обратился в Минздрав. Вчера получил ответ. Его суть: мы создали рабочую группу, мы подумаем. Это все. Это вся забота Минздрава о нашем здоровье. Вместо того, чтобы повышать доступность, предпринимать меры по снижению стоимости стоматологических услуг, стимулировать конкуренцию на рынке, ОНИ там наверху создали рабочую группу. Красавцы. Надежды на разум федеральной власти давно нет. Более того, все больше уверенности в ее маразме.»

Но представители федеральной власти, пока лишь законодательной, всё-таки обратили внимание на проблему. Депутат Госдумы Дмитрий Ионин обратился с запросом к главе Минздрава Михаилу Мурашко. В своём обращении Ионин отдельно подчеркнул, что с введением изменений полностью лишаются права заниматься законной деятельностью врачи – индивидуальные предприниматели, составляющие немалую часть стоматологического сообщества. Поскольку лицензию по рентгенологии сейчас можно получить только при наличии в штате медицинского работника, имеющего специализацию «рентген-лаборант» или «врач-рентгенолог».

Обращение Дмитрия Ионина в адрес министра здравоохранения

«Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 4 марта 2015 г №01-5237/15 «О лицензировании индивидуальных предпринимателей» одним из условий предоставления лицензии индивидуальному предпринимателю является соответствие его персонифицированных данных установленным требованиям, а именно, образования, специальной подготовки, стажа, и т.д. Поэтому действие лицензии может распространяться исключительно на получившее её физическое лицо. Так как в настоящее время не предусмотрено получение специализации по рентгенологии для стоматологов, то врач-стоматолог индивидуальный предприниматель ни при каких обстоятельствах не имеет в РФ возможности получить медицинскую лицензию по рентгенологии, даже если полностью выполнит требования по оснащению рентгеновским аппаратом своего кабинета», – пишет в своём обращении депутат Госдумы, прося отложить вступление в силу новых приказов во избежание коллапса деятельности стоматологических организаций.

Постановлением Правительства РФ от 10.04.2020 № 479 стоматологическая практика отнесена к отраслям экономики, наиболее пострадавшим от пандемии коронавируса. В Свердловской области весной этого года после подписания губернатором Евгением Куйвашевым указа № 100-УГ фактически действовал запрет на работу стоматологических кабинетов – он был отменён только 18 мая. Сейчас стоматологии работают при условии соблюдения профилактических санитарно-эпидемиологических мер.

Читайте также: