Условия труда зубного техника

Опубликовано: 24.04.2024

Зубной техник считается главным помощником стоматолога-ортопеда, помогая ему в лечении пациентов и изготовлении зубных протезов. И несмотря на то, что эта деятельность призвана воссоздать естественную красоту и дарить здоровье, очевидно, что занятие это при упущении некоторых санитарных норм труда может в итоге привести к ряду профессиональных недугов и заболеваний.



Какие опасности в себе таит эта специализация, чего следует, и чего можно избежать, работая зуботехником? Попытаемся рассмотреть в настоящей статье, а также дать практические советы, как исключить появление остеохондроза, близорукости, переутомления и многих других “врагов” зубного техника.

Вещества и заготовки - враг номер один

Процессы изготовления заготовок в помещениях зуботехнической лаборатории подразумевают работы по тепловой обработке гильз коронок, восковое плавление, литье золота и некоторых других металлов, сушку деталей перед спаиванием, обработку металлических моделей в кислотных растворах, шлифовку готовых изделий и непосредственный контакт с отработанной микропылью.



В итоге техник подвергается воздействию карборундовой пыли, летучих пластмасс и микроскопических частиц металлов, образующихся при обработке деталей из стали, циркония, легкоплавких металлов. Стоит упомянуть и о парах свинца, ртути и кислот, которые выделяющихся при изготовлении протезных заготовок. Во всех этих случаях операции следует проводить в специальной маске и очках!



Вот почему так критически важно в лаборатории иметь хороший вытяжной шкаф, обеспечивающий постоянную вытяжку и фильтрацию воздуха. Вентиляция - главное, что следует учитывать при взаимодействии с микрочастицами и эфирными парами. Упомянутые маска, очки, а также перчатки (т.н. индивидуальные средства защиты) защитят глаза, слизистую и кожу от нежелательного воздействия химических вредных веществ.

Проблемы с осанкой и риск радикулита

Зуботехник практически все время в процессе своей деятельности должен находится в сидячем положении, зачастую с наклоненной головой, так как приходится работать с очень мелкими вещами и проводить мелкие операции. Такая позиция может достаточно быстро привести к нарушению осанки, а также развивает застойные явления в легких и сердце.



Представителям данной профессии, по статистике, свойственна незначительная физическая активность, сидячий образ жизни. Это может привести в перспективе к целому спектру заболеваний сердечно-сосудистой системы.



Избежать всех этих трудностей очень просто. По сути, речь идет о так называемых недугах образа жизни, которые с легкостью исправляются посредством приобретения полезных привычек: двигательный режим, не менее важный режим питания, психоэмоциональная регуляция, правильный режим жизни/года/недели/суток.

При этом особого внимания требуют обстоятельства, обусловленные профессиональной деятельностью специалиста, и первым делом это непродуманная организация и обеспечения рабочего процесса. По сути, с этими проблемами сталкиваются все, у кого сидячая, малоподвижная деятельность.


Так как речь в данном отдельном случае идет о выполнении мелких, порой микроскопических работ, это неминуемо ведут к переутомлению зрительных нервов и всего глазного аппарата. Переутомления глазного яблока можно предупредить при учете правильного освещения рабочего места. Оно должно быть естественным, а в лабораторном помещении следует предусмотреть как систему общего, так и локального освещения, оборудованного на каждом месте. Свет должен падать прямо либо с левой стороны от техника.



Длительное напряжение зрения приводит к ухудшению функции светового ощущения, что приводит к переутомлению мышц яблока и радужной оболочки. Порой, этому сопутствуют болевые ощущения. Приступы весьма часты при выполнении операции на незначительном расстоянии, выборе небольших деталей и в других случаях.



Профессиональная близорукость - частое явление среди зубных техников, появляющееся с годами работы. Впрочем, этого можно миновать с учетом норм световой санитарии и недопущении зрительного перенапряжения. Еще один способ избежать перенапряжения - смена видов деятельности и ежедневная глазная гимнастика не менее 15 минут.


Звук слышимый и неслышимый

Шум представляет специфические звуки и колебания, вызывающие ощущение дискомфорта и стресса, приводит подчас к бессоннице, повышению давления и даже нервным нарушениям. Шум и вибрации представляют еще один деструктивный внешний фактор среды в которой работает зубной техник, особенно ярко он проявляется при задействовании крупной мощной техники, как станки при обработке премилл абатментов или аналогичных изделий.





Для того чтобы понизить уровень шумовых вибраций, в лаборатории следует перманентно следить за состоянием механизмов, издающих шум и вибрации. Для того чтобы избежать непосредственного контакта поверхности стола и шлифовальной машины, ее устанавливают на специальные резиновые амортизаторы. Также нельзя допускать износа или выбоин шлифовального камня. Наконец, при выполнении операций с шумовым воздействием, можно применять дополнительные средства защиты ушей, а именно вакуумные наушники, противошумные головные телефоны и беруши.

Гигиена и профилактика

В целом, работу зуботехника нельзя считать очень вредной, либо вреднее остальных медицинских специальностей. Прогрессирующих профессиональных заболеваний можно с легкостью избежать, учитывая нормы гигиены и трудовой санитарии (нормальный режим, обустройство лаборатории всем необходимым, смена видов деятельности и т.д.).

В этом отношении особые требования в первую очередь предъявляются к лабораторному помещению, которое помимо всего прочего должно обладать санитарным паспортом со всей необходимой техдокументацией на приборы и оборудование, а также проходить плановую дезинфекцию.


Требования предъявляются и к самому работнику. В лабораторию допускаются исключительно лица прошедшие медицинский осмотр, имеющие высшее медицинское образование, знающие и соблюдающие правила внутреннего распорядка труда и отдыха. Медицинские работники данного профиля обязаны проходить регулярный медосмотр, минимум раз в полгода.



Наконец, не забываем об индивидуальной профилактике - нормальное питание, ежедневные физические нагрузки и избегание нервного переутомления или стресса. Здоровый образ жизни - вот что главное в любом виде деятельности, то, что может обеспечить долгую жизнь без недугов и избежать разочарований от несвоевременной утраты здоровья.

Родственные профессии

Сфера профессиональной деятельности

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: «Человек — Человек», так как требует умения убеждать, объяснять, оказывать помощь.

Класс профессии: исполнительский (по характеру труда профессия зубного техника предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).

Дополнительный тип профессии: «Человек — Техника», так как требует знаний и навыков обращения с техническими устройствами, применяемыми в сфере стоматологии, ортопедии, протезирования, в работе использует разнообразные ручные и механические средства.

Описание профессии

Оказывает стоматологическую, ортопедическую помощь населению, готовит различные виды коронок, штифтовые зубы, мостовидные конструкции, протезы, пластинки и др. ортопедические и ортодонтические конструкции.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам зубного техника относятся:

— развитая мелкая моторика рук;

— развитая зрительно-моторная координация;

— развитое наглядно-образное мышление, пространственное воображение;

— склонность к ручному труду.

Зубной техник должен обладать следующими личностными качествами:

— склонность к выполнению однообразных и монотонных действий;

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
  • Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
  • Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
  • Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
  • Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
  • Хронические заболевания бронхолегочной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год, гиперпластический ларингит.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
  • Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит, аллергодерматозы.
  • Тотальные дистрофические и аллергические заболевания верхних дыхательных путей.
  • Выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
  • Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний.: брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы; инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
  • Беременность и период лактации.
  • Глаукома декомпенсированная.
  • Аллергические заболевания органов дыхания и переднего отрезка глаза.
  • Аномалии рефракции: при предварительном осмотре — миопия выше 5,0 Д, гиперметропия выше 3,0 Д, астигматизм выше 1,5 Д; при повторных медосмотрах: миопия выше 8,0 Д, гиперметропия выше 6,0 Д, астигматизм выше 3,0 Д.; отсутствие бинокулярного зрения; снижение аккомодации ниже возрастных норм; лагофтальм; хронические заболевания переднего отрезка глаз (век, конъюнктивы, роговицы, слезовыводящих путей); заболевания зрительного нерва, сетчатки.

Требования к профессиональной подготовке

Зубной техник должен знать:

Основы строения и функции жевательного аппарата, сведения о стоматологических заболеваниях, принципы клинических этапов и технологию изготовления стоматологических, ортопедических и ортодонтических конструкций и аппаратов.

Зубной техник должен уметь:

— изготавливать модели зуба пациента на основе слепка, сделанного ортодонтом;

— осуществлять выбор материала и конструкции для будущего протеза или импланта;

— моделировать (сначала из воска, а затем из металла или металлокерамики);

— изготавливать модели зуба;

— создавать как съемные, так и несъемные, а также бюгельные протезы, импланты;

— изготавливать ортодонтические и челюстно-лицевые аппараты;

— осуществлять отделку и ремонт зубных протезов.

Утверждение профессионального стандарта для зубных техников фото

Появился профстандарт для зубных техников. В разработке участвовало более 20 экспертов в области ортопедической стоматологии.

Информация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки по направлениям:

Зубные техники должны оказывать населению доврачебную медицинскую помощь в области стоматологии ортопедической при помощи изготовления зубных протезов, ортодонтических аппаратов и челюстно-лицевых протезов.

Зачем нужен профстандарт зубного техника?

Профстандарт в отношении зубных техников будет выступать в качестве методического документа, который описывает характеристики знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работника, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Этот документ должен мотивировать специалиста к профессиональному и карьерному росту.

Другой задачей профтандарта «Зубной техник» является стандартизация подходов подготовки зубных техников и определение трудовых функций. С помощью профстандарта становится возможным сформировать единый подход к определению уровня квалификации и набора компетенций зубного техника, необходимых для занятия профессиональной деятельностью и повышению существующего уровня квалификации и качества подготовки зубных техников.

Третья задача профтандарта заключается в том, что он даёт зубным техникам алгоритм профессиональной деятельности, например, в различных ситуациях принимать правильное решение и принимать обоснованные действия.

Четвертая задача: помочь работодателям. Работодатели смогут контролировать деятельность работников с целью повышения эффективности их труда и управления персоналом.

Пятая задача: планирование и организация мероприятий по профессиональному развитию работников. Так профессиональный стандарт поможет разрабатывать индивидуальный план профессионального развития и карьерного роста работников. Также можно с его помощью проводить оценку деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников.

Шестая задача: конкретизация должностных инструкций зубных техников. Сейчас должностные инструкции формируются на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Профстандарт поможет уточнить должностные обязанности зубных техников.

Седьмая задача профтандарта для зубного техника: корректировка образовательных программ. Благодаря появлению профессионального стандарта стало возможным разрабатывать

образовательные программы среднего специального образования,

дополнительного профессионального образования (программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов),

семинаров и вебинаров в структуре непрерывного медицинского образования (НМО).

Соответствие профстандарта «Зубной техник» положениям нормативно-правовых актов

Должность зубного техника соответствует общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ, ОК 010-2014 (МСКЗ-08), принят Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2020-ст), согласно которому зубной техник относится к группе 321 «Фельдшеры, техники по обслуживанию медицинского оборудования и фармацевты», код 3214 - Зубные техники и техники-протезисты.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. №14-ст), должность «Зубной техник» относится к разделу 86 «Деятельность в области здравоохранения», подразделам 86.1 «Деятельность больничных организаций», 86.2 «Медицинская и стоматологическая практика», 86.9 «Деятельность в области медицины прочая», разделу 33 «Производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов», подразделу 33.1 «Производство изделий медицинской техники, включая хирургическое оборудование, и ортопедических приспособлений».

Профессиональный стандарт «Зубной техник» разработан в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утвержденными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170 н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» и макетом профессионального стандарта, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2014г. № 665-н «О внесении изменений в Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 г. № 147-н».

Уровни квалификации зубного техника разработаны в соответствии с уровнями квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, утвержденными приказом Минтруда России от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» и соответствуют 5-му уровню.

Трудовые функции зубного техника

На основе обобщённой трудовой функции выделены 5 трудовых функций. Смотрите в таблице.

Обобщенная трудовая функция

Трудовые функции

Изготовление зубных протезов, челюстно-лицевых протезов, ортодонтических аппаратов

Функция 1: Изготовление зубных протезов включает в себя изготовление частичных и полных пластиночных съемных протезов, починку и перебазировку протезов лабораторным способом, изготовление несъёмных протезов, в том числе пластмассовых, цельнолитых, штампованных и штампованно-паяных, комбинированных, керамических и металлокерамических коронок, штифтовых конструкций и мостовидных протезов, бюгельных протезов.

Функция 2: Изготовление ортодонтических аппаратов охватывает изготовление как съёмных, так и несъёмных ортодонтических аппаратов функционально действующих, механически действующих, а также ортодонтических аппаратов комбинированного действия, предназначенных для исправления аномалий и деформаций зубочелюстной системы детей и взрослых.

Функция 3: Изготовление челюстно-лицевых протезов предполагает изготовление челюстно-лицевых протезов, изготовление сложных челюстных протезов, изготовление профилактических, лечебных, защитных шин, изготовление боксерских шин

Функция 4: Ведение документации и организация трудовой деятельности», в том числе ведение документации в бумажной и электронной форме документа, организация рабочего места с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, инфекционной и противопожарной безопасности, проведение контроля качества выполненной работы

Функция 5: Оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме, где зубной техник оценивает состояние пациента, требующее оказания медицинской помощи в экстренной форме; распознает состояние, представляющее угрозу жизни, включая состояние клинической смерти: остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания), требующее оказания медицинской помощи в экстренной форме; участвует в оказании медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти: остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания).

Квалификационные требования к зубным техникам

Зубные техники должны иметь среднее профессиональное образование по специальности «Стоматология ортопедическая».

Каждые пять лет проходить курсы повышения квалификации "Стоматология ортопедическая" и получать свидетельства об аккредитации специалиста (сертификаты).

36 баллов НМО получить стоматологи.jpg

Оставьте свою заявку на сайте или позвоните по бесплатному номеру телефона, указанному на сайте

Профессиограмма


Врач-стоматолог

Презентация профессии

Стоматолог – это врач, который специализируется на проблемах с челюстно-лицевой зоной. Зубной доктор, дантист и т.д. заботится о ротовой полости в случае возникновения проблем с зубами любой сложности. Профессия стоматолога охватывает довольно обширный спектр деятельности:

  • лечение,
  • профилактика,
  • хирургические вмешательства,
  • протезирование,
  • исправление прикуса и многое другое.

Профессия стоматолога на сегодняшний день является очень востребованной, потому что у многих современных людей появляется необходимость прибегнуть к услугам этого врача. При этом число граждан, у которых возникают проблемы с зубами,с каждым годом неизменно растет. Это связано с тем, что экология ухудшается, большинство не придерживаются правильного и сбалансированного питания, а также пренебрегают проведением регулярной и качественной гигиены полости рта. Поскольку востребованность услуг этого специалиста только возрастает, профессия стоматолога является в настоящее время особенно актуальной. Врач, получивший ее, сможет всегда найти себе работу и быть при деле.

При этом стоматолог – это достаточно широкое понятие. Так, этот специалист может быть терапевтом, который занимается первичным осмотром пациентов, ставит диагноз, лечит зубы и подготавливает их к протезированию. Последним уже занимаются ортопеды. Они дарят людям возможность иметь красивую улыбку, хоть и с искусственными зубами. Кроме того, есть специалисты-ортодонты, они занимаются проблемами, связанными с прикусом. Удаление зубов и челюстные операции проводит хирург. Есть еще одна очень важная и не менее востребованная специализация – стоматолог-эстетист. Он делает зубы красивыми, убирая при этом все дефекты, которые они имеют, производит отбеливание зубов и прочие процедуры.

История возникновения

История возникновения профессии уходит своими корнями далеко в прошлое. Впервые упоминания о зубных болезнях появились в трудах Гиппократа. Причем он предлагал устранять их с помощью каленого железа. В те времена многие люди страдали от зубной боли, и смертность
от обычного флюса была достаточно велика. Затем знания о зубах и уходе за ними начинают стремительно развиваться.На Востоке в 500 году уже нашей эры появляются первые зубные щетки. Щипцы же для удаления больных зубов появились в 4 веке нашей эры. Древние цивилизации довольно сильно страдали от зубных болей, поэтому появились сильнодействующие лекарства для их утоления: мышьяк, опиум и т.д. Уже
в эти времена люди поняли, что можно не только удалять больной зуб, но и лечить его, устраняя только поврежденный участок. Так в 659 году появляются первые пломбы. В Европе стоматология стремительно развивалась.

В Россию же данная отрасль знаний пришла во времена правления Петра Первого. Именно он ввел профессию стоматолога официально. С данного момента в нашем государстве начинается стремительное развитие стоматологического дела. В 1881 году в Санкт-Петербурге появляется первое учебное заведение, которое готовит будущих стоматологов. За ним подобные учреждения открываются по всей территории государства.

Современная стоматология – это высокотехнологичная наука, которая постоянно совершенствует методы лечения и профилактики заболеваний полости рта. Даже утрата зуба теперь не проблема, ведь существует протезирование, наращивание и многие другие процедуры, направленные на создание идеальной «голливудской» улыбки для каждого человека.

Тип и класс профессии

Профессия «врач-стоматолог» относится к типу «человек – человек», «человек – техника», к «творческому» классу.

Содержание деятельности

Спектр деятельности стоматолога напрямую зависит от того, какая
у него специализация.

Стоматолог-терапевт. Ежедневно сталкивается с людьми, поступающими для профилактических осмотров или же с острой болью для лечения кариеса. Он устраняет пораженные участки зуба с помощью специального оборудования и ставит на их метоп ломы, чтобы закрыть открытые ткани зуба и предотвратить дальнейшее развитие болезнетворных процессов. Также стоматолог-терапевт занимается лечением воспалительных процессов десен. Он умеет диагностировать стадию заболевания и подбирать индивидуальное корректное лечение. Стоматолог постоянно сталкивается с инфекционными, грибковыми и бактериальными процессами в полости рта. Это различные стоматиты, кандидозы и т.д. Их устраняют только посредством умелого подбора лечения.

Хирургические специальности. Данные врачи проводят оперативные вмешательства и удаление зубов. Их деятельность связана с необходимостью вскрывать ткани ротовой полости, лица или шеи для проведения необходимых манипуляций. Именно хирург занимается удалением зубов, пластикой данных областей и устранением опухолевых образований. Абсцессы, нарывы – все это сфера деятельности стоматолога-хирурга или челюстно-лицевого хирурга.

Стоматолог-ортопед. Данный специалист устраняет дефекты челюсти и линии роста зубов, которые возникли в результате травмы. Он же занимается протезированием, имплантацией. Его работа сложная и требует максимально точности и внимательности. Малейшее отклонение, и работу придется начинать сначала.

Стоматолог-ортодонт. Данный специалист занимается устранением деформаций, которые являются следствием возрастных изменений. Обычно он работает с неправильным прикусом, устраняет его путем установки скоб, пластин и брекетов.
Детский стоматолог. Спектр его обязанностей схож со стоматологом-терапевтом. Только работает он с детьми и подростками. Данному специалисту важно уговорить ребенка лечить зубы, научить пациентов правилам ухода за полостью рта.

Требования к знаниям

Общетеоретические и клинические дисциплины, симптоматику стоматологических заболеваний, методы их профилактики и лечения, устройство и принципы действия стоматологического инструментария.
Квалифицированный специалист должен знать:

  • назначение и принцип работы стоматологического оборудования
    и инструментов;
  • методы стерилизации;
  • принципы и последовательность препарирование кариозных полостей
    в твердых тканях зуба;
  • принципы раскрытия полости зуба и трепанации коронок зубов;
  • методы инструментальной и медикаментозной обработки корневых каналов;
  • правила пломбирования полостей всех классов;
  • методы обследования больного в клинике терапевтической стоматологии;
  • правила деонтологии и заполнения истории болезни;
  • оформление рецептов;
  • принципы гигиены полости рта;
  • возможные ошибки и осложнения при лечении кариеса, его осложнений, заболевания зубов не кариозного происхождения. Их устранение и лечение.
  • определить подвижность зуба;
  • определить вид налета на зубах, зубного камня;
  • удалять зубные отложения: налет, над- и поддесневой зубной камень;
  • определить степень очищаемости зубов;
  • проводить пальпацию региональных лимфатических узлов, лицевого скелета, мягких тканей лица;
  • проводить антисептическую обработку полости рта;
  • проводить пальпацию СОПР;
  • устранять местные травмирующие факторы;
  • проводить дальнейшее пломбирование корневых каналов;
  • выполнять артикуляционное выравнивание пломбы;
  • находить подход к каждому больному в любом психическом и физическом состоянии;
  • выписать необходимые лекарства и лечебные процедуры;
  • успокоить пациента;
  • грамотно и ответственно рекомендовать медсестрам и больным диагностические и лечебные процедуры;
  • оперативно приходить на помощь больным;
  • проводить санацию;
  • расшифровывать рентгеновские снимки;
  • проводить коррекцию прикуса;
  • при необходимости протезировать зубы или их удалять;
  • с целью профилактики заболеваний зубов обучать навыкам гигиены полости рта и правилам ухода за зубами и деснами,
  • давать рекомендации по выбору зубной пасты, щетки, нити, эликсиров;
  • правильно ставить диагноз.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Профессия стоматолога предполагает ответственность, аккуратность, склонность к работе руками, хорошую мелкую моторику, доброжелательность, умение находить общий язык с пациентами.

Стоматологу приходится постоянно повышать и расширять свою квалификацию, и нужно быть готовым к этому. Стоматолог должен знать анатомию и физиологию человека, и особенно хорошо нужно знать строение челюстей, зубов, полости рта. Разбираться в применяемых материалах, лекарствах, уметь пользоваться стоматологическими инструментами и оборудованием. Владеть методиками диагностики и лечения, уметь «читать» рентгенограммы.

Профессионально важные качества:

  • хорошо развитая моторика рук;
  • координация движений;
  • аккуратность;
  • хорошая память;
  • внимание.

Условия труда

Вредными условиями труда у врачей-стоматологов являются нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, нагревающий микроклимат, резкие колебания освещенности, значительное напряжения зрения, шум и вибрация, создаваемые высокооборотными турбинами. На них также оказывают вредное воздействие наркотические и токсические вещества, анестетики, антибиотики, полимерные материалы, в основном акриловые пластмассы и эпоксидные смолы, употребляемые
для изготовления пломб и зубных протезов, рентгеновское излучение, микробный фактор, имеется опасность заражения различными инфекциями.

Работа врача-стоматолога, особенно специалиста по терапевтической стоматологии, требует постоянного и значительного напряжения зрения на всех этапах обследования больного, при выборе инструментария, в процессе лечения и при заполнении медицинской документации.
Зрительная работа терапевта-стоматолога относится к разряду наивысшей точности.

Для защиты органов дыхания от патогенных микроорганизмов и капель жидкости предназначены защитные маски из гипоаллергенного нетканого материала, которые препятствуют микробной контаминации рабочего поля, удерживая бактерии, находящиеся в потоке выдыхаемого воздуха. Ряд масок оборудуется защитным экраном, который предохраняет глаза от попадания травмирующих частиц, а также биологических и агрессивных химических жидкостей. Альтернативой маске служит респиратор, изготовляемый из материала, не раздражающего кожу.

Для предохранения глаз от механических, термических повреждений служат защитные очки (прилегающие открытые и закрытые с прямой
и непрямой вентиляцией, неприлегающие) и экран, предохраняющие от попадания на слизистую оболочку биоматериала и агрессивных химических веществ. При работе с гелиолампами и лазерными аппаратами для защиты сетчатки глаза необходимо использовать очки
со светофильтрами.

Для обеспечения надлежащего санитарного состояния воздуха в помещениях зуботехнической лаборатории необходимо наличие рациональной системы центральной искусственной вентиляции, а также обязательное устройство местной вытяжной вентиляции в виде вытяжных шкафов, отсосов, зонтов, обеспечивающих удаление пыли, паров и газов непосредственно с мест их образования.

Медицинские противопоказания:

  • нервные и психические заболевания;
  • нарушение координации движений кистей рук;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • выраженные заболевания зрения и слуха.

Требования к знаниям специалиста

Тем, кто хочет овладеть этой профессии следует хорошо знать такие предметы, как химия, анатомия и физиология человека. Им требуется иметь навыки в фармакологии, превосходно знать строение полости рта.

Базовое образование

Стать стоматологом можно получив высшее образование по специальности «стоматология», медико-стоматологический университет. После обучения необходимо пройти интернатуру, после чего выдают сертификат. Или, уже имея высшее медицинское образование, пройти послевузовское обучение по соответствующей специальности.

Пути получения профессии

Обучиться данной специальности возможно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Области применения профессии

Профессия стоматолог одна из самых нужных и высокооплачиваемых. Стоматологи всех направлений могут работать в государственных и частных стоматологических клиниках, в стоматологических кабинетах санаториев, военных госпиталей и пр.

Перспективы карьерного роста

Перспектив у каждой из этих специализаций, относящихся к стоматологии, очень много. И даже если стоматологи остаются работать на одной должности, они все равно растут профессионально и повышают квалификацию. С опытом у врачей повышаются репутация и качество обслуживания, а вместе с тем растет и собственная клиентская база, что обеспечивает постоянный рост дохода.

Важным является и то, что у стоматологов есть возможность работать не только в муниципальных клиниках, но и в частных, причем количество последних растет с каждым днем.

Второй путь развития карьеры такого специалиста заключается в уверенном продвижении по административной лестнице. Со временем врач может получить такую должность, как заведующий отделением, затем заместитель главврача, а в последующем – и главный врач клиники.

Также есть еще один вариант – это научная карьера. Стоматолог может не оканчивать ординатуру и интернатуру, так как есть возможность поступить в аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию, а потом приступить к работе над докторской. В таком случае вершиной карьеры становятся звание профессора, заветная и почетная должность заведующего кафедрой и научной школы.

Кроме того, можно открыть свой собственный кабинет или клинику.

И если вначале предлагаемая в них стоматология цены будет иметь низкие, то затем, очень скоро, вы обзаведетесь постоянным потоком клиентов, а потом уже можно откорректировать стоимость услуг по своему усмотрению.

Должностная инструкция зубного техника нужна для документирования деятельности специалиста. В ней закреплены его основные должностные характеристики: полномочия, потенциальная ответственность, круг решаемых вопросов и квалификационные требования.

Образец должностной инструкции зубного техника

1. Общий раздел

  1. Зубной техник подчиняется начальнику медучреждения.
  2. Зубной техник принимается на работу, как и увольняется с неё, руководителем медучреждения.
  3. В случае отсутствия специалиста (заболевание, отпуск и т.д.) его заменяет другой сотрудник, назначенный начальником медучреждения.
  4. Кандидат на эту должность обязан соответствовать нижеперечисленным критериям:
    • средне-специальное образование стоматологического профиля;
    • наличие квалификационного сертификата по ортопедической стоматологии;
    • опыт работы по профилю от 0,5 года.
  5. Зубной техник обязан разбираться в:
    • основах законодательно-нормативной базы, регулирующей область здравоохранения;
    • основах деятельности в области стоматологии;
    • отраслевых нормативах;
    • правилах взаимодействия с посетителями и коллегами;
    • функционировании зуботехнической лаборатории;
    • характеристиках и особенностях материалов, используемых в зубопротезном деле;
    • методах изготовления требуемых зубных протезов и других профильных конструкций;
    • методах применения материалов в стоматологии;
    • теоретических основах медицины, в том числе по оказанию первой помощи;
    • функционировании страховой системы в медицине;
    • правилах работы с профильной документацией;
    • основах использования оргтехники и офисных компьютерных программ;
    • обязательных для сотрудников правилах в сфере санитарии, охраны труда и пр.
  6. Зубной техник руководствуется:
    • действующими законами;
    • документацией медучреждения;
    • этой инструкцией.

2. Функции

Зубной техник отвечает за следующие задачи:

  1. Информирование посетителей медучреждения по аспектам своей деятельности.
  2. Работа с профильной документацией, в том числе путем внесения записей в базы данных.
  3. Взаимодействие с другими сотрудниками медучреждения по вопросам помощи посетителям.
  4. Подготовка к эксплуатации оборудования, установленного в стоматологическом кабинете, и регулярная проверка его состояния.
  5. Использование инструментов и оборудования зуботехнической лаборатории, а также контроль за их состоянием.
  6. Изготовление требуемых разновидностей коронок, протезов и других стоматологических конструкций.
  7. Информирование руководства по ситуации с запасами фарфора, металлокерамики и других специализированных материалов, а также подготовка заявок на их пополнение.
  8. Оказание в случае ЧС неотложной помощи пациентам.
  9. Соблюдение обязательных для сотрудников медучреждения правил по поддержанию порядка, соблюдению норм пожарной и технической безопасности, общению с посетителями и других, описанных в соответствующей документации медучреждения.

3. Ответственность

Зубной техник отвечает за:

  1. Ущерб, причиненный работодателю из-за его действий, — в границах, указанных в соответствующих законах.
  2. Невыполнение своих профессиональных обязанностей, — в порядке, данном в трудовом законодательстве.
  3. Допущенные на работе нарушения законодательства — в соответствии с параметрами, указанными в трудовом, административном либо уголовном праве.

4. Права

Зубной техник обладает полномочиями:

  1. Вносить предложения по возможностям усовершенствования трудовых процедур.
  2. Принимать участие во встречах медперсонала учреждения, на которых затрагиваются вопросы, относящиеся к его области ответственности.
  3. Требовать от руководства обеспечения условий, необходимых для качественного выполнения своих должностных обязанностей.
  4. Иметь доступ к внутренним данным, нужным для выполнения своей работы.
  5. Получать от работодателя доступ к своему отдельному кабинету, а также спецодежду для работы.

Базовые параметры инструкции

Существующая законодательно-нормативная база не содержит положений о порядке создания инструкции. Поэтому работодатели ориентируются на нормы делопроизводства и неформальные правила написания инструкции. В частности, они регулируют структуру документа.

Обязательные разделы инструкции:

  • Общие положения.
  • Функции специалиста.
  • Его возможная ответственность.
  • Его должностные полномочия.

Эти разделы применяются в типовых инструкциях, особо распространенных в средних и мелких организациях. Но у работодателей имеется возможность добавить в инструкцию и дополнительные разделы. Наиболее часто добавляют:

  • Правила оценки эффективности деятельности специалиста (KPI).
  • Правила взаимодействий с коллегами.
  • Порядок изменений и дополнений инструкции.
  • Дополнительные параметры квалификации.

Расширенная структура инструкции используется в крупном бизнесе, особенно для руководящих и ответственных позиций.

Основные положения

Вступительная часть инструкции дает представление о требованиях к уровню опыта и образования специалиста, параметрах его найма и увольнения, а также других аспектах общего характера.

Основная задача этого раздела закрепить требования к кандидату на должность, гарантирующие, что он сможет справиться с задачами, изложенными в следующей части.

Внимание! Требуемые от кандидата знания обязаны соответствовать должностным функциям, указанным во второй части.

Функции

Данный раздел описывает функции, выполнения которых руководитель вправе требовать от специалиста. Выделяют следующие функции:

  • Профильные — лежащие в основе конкретной профессии.
  • Вспомогательные — они не могут выходить за пределы «трудовой функции», описанной в трудовом договоре, но на практике могут быть весьма разносторонними.
  • Обязательные — они входят в инструкции для большинства должностей: соблюдение норм охраны труда, стандартов безопасности и пр.

Наиболее разнообразный характер имеют вспомогательные функции. Они могут меняться в зависимости от кадровой политики организации-работодателя, её отраслевой и региональной специфики, а также других факторов.

Внимание! Для описания функций зубного техника можно применять раздел, описывающий характеристики работников здравоохранения из Единого квалификационного справочника (ЕКС), утверждённого приказом Минздравсоцразвития №541н в 2010 году.

Ответственность

В этой части упоминаются основания для привлечения работника к ответственности за его должностные нарушения. Ответственность может наступать в виде материальной компенсации, дисциплинарного наказания, а в отдельных случаях — принимать форму уголовного наказания. Поскольку мера наказания определяется на основе действующего законодательства, обладающего значительным объемом и сложностью, выходящими за границы инструкции, то раздел составляется в упрощенной форме.

Права

Статья 21 ТК РФ уже гарантирует любому сотруднику определенный объем прав. Но большинство работодателей наделяют сотрудников дополнительными полномочиями. Их значимость и объем зависят от ответственности должности, трудовой политики нанимателя и других факторов.

К зубному технику, как и к остальным профессиям медицинского профиля, предъявляются особо строгие квалификационные требования. Должностная инструкция для подобных профессий проходит ряд исследований. Её проверяют:

  • Юрист, специализирующийся на трудовом праве, — на отсутствие противоречий с законодательством.
  • Секретарь-делопроизводитель — на соответствие нормам внутреннего документооборота.
  • Сотрудник отдела кадров — на согласованность с пунктами трудового договора.
  • Специалист в профильной области — на соответствие отраслевым нормативам.

Только после произведенных ими корректировок инструкция может быть распечатана в чистовом виде для сбора подписей. Обычно их собирают у профильных специалистов и руководителей, принимавших участие в согласовании инструкции. Окончательную подпись ставит глава организации-работодателя, соглашаясь с её положениями.

Сам сотрудник знакомится с положениями инструкции в процессе трудоустройства. Тогда же он и подписывает документ, соглашаясь с его положениями.

Внимание! Инструкция относится к категории официальных деловых документов. А это требует учитывать при её оформлении ряд параметров делопроизводства: наличия расшифровки подписей, реквизитов организации-работодателя и т.д.

Читайте также: